Амортизация автомобиля — проводим расчеты. Как посчитать амортизацию автомобиля

Амортизация автомобиля, не выражаясь научными терминами, - это учет его износа выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.

При расчете амортизации автомобиля расходы на топливо не учитываются.

Зачем нужно рассчитывать амортизацию автомобиля?

  • Во-первых, это необходимо предпринимателям и юридическим лицам для подачи документации в налоговые органы. Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.
  • Во-вторых, амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или автоломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
  • В-третьих, распространенная ситуация - когда сотрудник компании использует свой личный транспорт для выполнения своих обязанностей. В таком случае работодатель обязан учитывать не только расходы на заправку, но и амортизацию, то есть износ автомобиля. Обычно в компаниях платят 1,5-3 рубля за каждый километр пробега.

Также учитывать износ должен каждый владелец частного автомобиля, чтобы расходы на замену фильтров или масла не стали неожиданностью.

Как рассчитывается амортизация?

Расчет амортизации автомобиля - задание не столь сложное, как может показаться. Например во многих автомобильных журналах мы можем увидеть такую информацию, что каждый километр, который мы проезжаем на такой-то модели автомобиля, обходится нам в 3 рубля или 7, и это помимо расходов на заправку.

Откуда берутся эти цифры?

Если вы не обладаете специальными бухгалтерскими знаниями, то нужно просто последовательно учитывать все расходы на ваш автомобиль в течение года: расходники, тормозная жидкость, масло, замена деталей. В результате вы получите определенную сумму, например 20 тысяч. Эту сумму делите на количество пройденных километров за год и узнаете, во сколько вам обходится один километр.

Можно пойти и другим путем:

  • учитываете все расходы на прохождение плановых проверок и техосмотров;
  • смотрите по инструкции, через сколько километров вам нужно будет произвести замену всех фильтров, технологических жидкостей, тормозных колодок, АКПП, ГУРе и др., учитываете стоимость проведения всех этих работ;
  • производите сложные математические расчеты - делите полученную сумму на километраж, который ваш автомобиль пройдет к тому времени, и получаете приблизительную стоимость одного километра.

Стоит отметить, что данный способ не будет очень точным, хотя бы потому, что с каждым годом ваши денежные затраты на автомобиль будут только увеличиваться . Но такой подсчет подскажет вам, какую сумму средств нужно иметь, чтобы очередная поломка не очень сильно ударила по бюджету.

Чтобы получить более точные данные, нужно не только учитывать ваши расходы на те или иные запчасти и расходники, но и:

  • возраст транспортного средства;
  • его общий пробег;
  • условия, в которых он эксплуатируется;
  • производителя (не секрет, что немецкие машины не нуждаются в столь частом ремонте, как китайские);
  • экологическая обстановка в той местности, где вы проживаете;
  • влажность климата;
  • тип региона - мегаполис, город, поселок, деревня.

В бухгалтерской литературе можно найти различные коэффициенты, которые помогут вам более точно рассчитать амортизацию транспортного средства. Например, все автомобили делятся на категории в зависимости от возраста:

  • до пяти лет;
  • от пяти до семи;
  • от семи до десяти лет.

Соответственно, чем старше транспортное средство, тем больше на него нужно расходовать средств.

Формула для расчета амортизации транспортных средств

Износ транспортного средства высчитывается в процентах. Для этого вам нужно знать:

  • показатель износа;
  • фактический пробег;
  • износ по старости;
  • фактический срок эксплуатации;
  • коэффициенты корректировки - климатические и экологические условия в той местности, где используется автомобиль;
  • тип региона.

Все эти показатели и коэффициенты можно найти в бухгалтерской литературе. Если же вы не желаете копаться во всех этих нормативных актах и постановлениях Минфина, то можно в Интернете найти онлайн-калькулятор для расчета амортизации, и просто вставить фактические данные в указанные поля.

Приведем пример:

  • автомобиль отечественного производства, который мы купили за 400 тысяч два года назад;
  • пробег за 2 года составил 40 тысяч;
  • эксплуатируется в городе с населением до миллиона человек.

Получаем данные:

  • расчетный износ - 18,4%;
  • естественный износ - 400 тысяч умножаем на 18,4% = 73600 рублей;
  • остаточная стоимость - 326400 рублей;
  • рыночная стоимость с учетом морального износа (20%) - 261120 рублей.

Также мы можем узнать во сколько нам обходится один километр пробега - 73,6 тысяч делим на 40 тысяч и получаем 1,84 рубля. Но это без учета морального износа. Если же учитывать еще и моральный износ, то получаем 3 рубля 47 копеек.

Стоит отметить, что моральный износ значительно влияет на удешевление транспортных средств. Однако, он редко применяется, либо коэффициент морального износа устанавливается на уровне единицы, то есть никак не влияет на стоимость транспортного средства.

Тут можно долго спорить с теоретиками и доказывать, что какая-нибудь Audi A3 2008 года выпуска по сравнению с новой Ладой Калиной 2013 года не только морально не устарела, но наоборот обогнала ее на несколько десятилетий.

Любая техника со временем изнашивается и требует ремонта. Благодаря точному расчету амортизации можно учитывать износ техники и переносить стоимость ремонта на конечную продукцию. Говоря простым языком, затраты которые идут на поддержание основных средств в рабочем состоянии, являются одним из факторов ценоформирования.

Если речь идет об автотранспорте, используемом для выполнения тех или иных задач, то собственники учитывают его износ. Например, если вы покупаете проездной билет на метро или заказываете доставку груза автотранспортом, то в стоимость данной услуги входят ремонт и обслуживание транспортных средств.

Предприниматели рассчитывают, во сколько им обходится содержание транспорта и от этого отталкиваются, устанавливая цену своих услуг.

Расчет амортизации автомобиля

Мы уже писали на нашем сайте сайт о том, как . Ничего особо сложного здесь нет, особенно если мы говорим о транспортном средстве, находящемся в частном владении. Вам достаточно учитывать все свои расходы на покупку расходников, замену масла, замену деталей и узлов в течение года, а затем просто делите полученную сумму на километраж. Таким образом вы получите окончательный результат - стоимость одного километра пробега.

Значительно сложнее рассчитывать амортизацию на больших автотранспортных предприятиях. Здесь, как правило, каждый водитель ведет особый журнал, куда записывает все непредвиденные расходы: замену лампочек, установку новых фильтров и так далее. Но есть еще и бухгалтерский отдел, сотрудники которого указывают все эти расходы, как издержки производства, соответственно они не облагаются налогами.

Есть также и усредненный подход. Можно найти специальные справочники, в которых содержится информация о разных моделях авто и их балансовой стоимости. Балансовая стоимость зависит от возраста транспортного средства и его естественного износа. Полученную сумму делят на количество месяцев, в течение которых машина использовалась и получают усредненный показатель амортизации в месяц.

Понятно, что такой подход не учитывает массу нюансов, главный из которых мастерство водителя. Уже давно замечено, что на тех автотранспортных предприятиях, где наблюдается большая текучесть кадров, транспортные средства чаще нуждаются в ремонте, поскольку водители не заинтересованы в том, чтобы уделять свое время надлежащему уходу.

Если же конкретный водитель прикреплен к конкретному автомобилю, то от этого будет во многом зависеть продуктивность его труда, соответственно он не поленится лишний раз проверить уровень масла или заряд аккумулятора.

Способы начисления амортизации

На сегодняшний день используется несколько основных способов начисления амортизации:

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • списание средств пропорционально объемам выполненных работ;
  • ускоренный метод.

Линейный метод считается самым простым. Высчитать сумму амортизации можно по простой формуле.

Приведем простой пример:

  • вы купили автомобиль за 400 тысяч для нужд предприятия;
  • срок его службы составляет 10 лет;
  • 400 тысяч делим на 10 лет, получаем 40 тысяч.

То есть ежегодно стоимость вашего автомобиля будет снижаться на 40 тысяч рублей. Понятно, что через 10 лет по этой схеме стоимость автомобиля должна равняться нулю, однако если вы захотите его продать, то цену можно назначить в зависимости от технического состояния, просто за 10 лет ваша фирма полностью компенсирует свои затраты на приобретение автомобиля.

Все остальные способы являются нелинейными. При расчете амортизации основных средств учитываются различные факторы, типа коэффициент ускорения или нормы износа. Все эти формулы и коэффициенты постоянно претерпевают изменений, их можно найти в многочисленной бухгалтерской литературе и периодических изданиях.

Ускоренная амортизация автомобилей

Если говорить о приобретении автомобиля частным лицом в лизинг, то выгода минимальная, а вот для юридических лиц и предпринимателей он выгоден по ряду причин:

  • ускоренная амортизация - обычно высчитывается по коэффициенту 3, то есть приходится отчислять меньшие суммы по налогу на имущество и прибыль;
  • выкупить автомобиль можно по сниженной остаточной стоимости;
  • риски с обесцениванием имущества сведены к минимуму.

Возьмите любой пример: небольшая фирмочка заключает договор лизинга подъемного крана или фургона для доставки хлеба в пределах города. Балансовая стоимость снижается в три раза быстрее, чем если бы вы брали технику в кредит или покупали за свои деньги. Через несколько лет вы можете заплатить за транспортное средство в несколько раз меньше, чтобы окончательно выкупить его.

Важный момент - пока вы пользуетесь транспортным средством на условиях договора, оно не находится на балансе вашей компании. Ну а когда вы его выкупите по остаточной стоимости, которая может составлять от 75 до 25 процентов от начальной, то именно эту сумму и будете указывать в декларации, соответственно и налог на имущество будет более низким.

Когда амортизацию не нужно начислять?

В законодательстве упоминается ряд случаев, когда амортизацию начислять не нужно. Прежде всего, это относится к ремонту или модификации - прекращение начисления амортизации сроком до года. Также, если вы передаете транспортное средство в безвозмездное пользование на условиях договора - начисление амортизации прекращается.

Допускается также, что транспортное средство отправляют на консервацию на срок до трех месяцев. Так, например, поступают во многих сельскохозяйственных предприятиях.

Эксплуатация автомобиля - это сплошные расходы. Частник ужаснулся бы, если бы подсчитал, сколько денег он тратит на запчасти, масло, фильтры, резину, ремни, цепи и на разные эксплуатационные жидкости. А правда, сколько мы тратим на машину в месяц, в год, за весь период эксплуатации? Просчитать это все может быть не только интересно с точки зрения оптимизации расходов. На это могут быть более серьёзные причины.

Амортизация легкового автомобиля, что это

Бездумно вкладывать деньги в автомобиль может позволить себе далеко не каждый. Тем более в тех случаях, когда машина выполняет определённую работу, помогая хозяину по службе или в тех случаях, когда необходимо вычислить амортизацию в лизинге. Есть ли какие-то нормы амортизации и как посчитать амортизацию автомобиля хотя бы для себя, разбираемся прямо сейчас.

Амортизация - это выражение затрат на эксплуатацию транспорта в дензнаках. Вычислять её необходимо в нескольких случаях:

    Частным предпринимателям и юрлицам это нужно для подачи документации в налоговые органы.

    Страховики обязаны просчитывать амортизацию для оценки реальной стоимости автомобиля. Это необходимо для учёта уровня износа при оформлении автомобиля, как залогового имущества, при покупке машины автоломбардом и при использовании подобных схем продажи машины с пробегом.

    В случае использования своего личного автомобиля в служебных целях для компенсации износа машины. Причём в этом случае затраты на топливо не учитываются, а идут отдельной статьёй расходов.

    Необходимо знать амортизацию транспорта при передаче в лизинг, долгосрочную аренду.

Да и частнику, эксплуатирующему машину только для себя любимого, будет полезно знать уровень текущих и будущих расходов на эксплуатацию.

Норма и срок амортизации

Проще всего посчитать амортизацию транспорта, используя коэффициент амортизации. Принято, что в зависимости от модели автомобиля стоимость одного километра пробега составляет от трёх до семи рублей. Идеальным и точным такой метод назвать нельзя. Эта цифра не взялась с потолка, а нарисовалась следующим образом.

Чтобы получить этих три рубля, необходимо учесть практически все расходы на машину - масло, фильтры, антифриз, тормозную жидкость, смазки, колодки и другие запчасти. Если суммировать эти расходы за год и разделить на количество пройденных километров, примерно такая цифра и должна получиться. Особо точным этот метод назвать нельзя, поскольку автомобили с пробегом сто и сто тысяч километров будут требовать совсем разных вложений и с возрастом машины эта цифра будет только увеличиваться.

Точное вычисление норм амортизации

Если за дело берётся бухгалтер с опытом работы в автомобильной сфере, то он в обязательном порядке будет вычислять коэффициент амортизации, учитывая такие моменты:

  1. Возраст машины.
  2. Пробег на сегодняшний день.
  3. Производителя. Это обязательно, поскольку расходы и частота ремонта у БМВ и у Волги, естественно, совершенно разные.
  4. Условия эксплуатации машины, регулярность использования.Тип климата - влажность, осадки, средняя температура и даже ветер.
  5. Экология района эксплуатации.
  6. Преимущественное использование автомобиля: в городе, деревне, посёлке.

Правда, для автомобилей не старше пяти лет, амортизацию могут вычислять по упрощённой методике - расходы будут составлять от 15 до 20% в год от стоимости новой машины.

Такой метод расчёта амортизации называют линейным. Он не может претендовать на особенную точность по одной причине - автомобиль со временем изнашивается и просит проводить ремонты чаще, просит больше масла, больше топлива. Если необходимо получить более точные данные об амортизации машины, тогда берутся за справочники и специальную бухгалтерскую литературу.

Использовние справочников для определения амортизации

В справочниках указаны нормы расходов на обслуживание конкретного автомобиля с учётом балансовой стоимости, в зависимости от года выпуска. Вычисленный показатель потом делится на количество месяцев эксплуатации транспорта, в результате получают месячную норму расходов на содержание автомобиля. Если эта норма превышает допустимый показатель, от автомобиля стараются избавляться, его либо продают по остаточной стоимости, либо списывают вовсе.

Но и такой метод далеко не идеален, поскольку он не может учитывать реальную стоимость, скажем, моторного масла или антифриза. Или стоимость обязательного техосмотра, страховок. А цена может как расти, так и падать, она нестабильна. Существует ещё добрый десяток методик вычисления амортизации транспорта, в зависимости от сферы применения машины, от модели, от частоты использования, от начальной стоимости и каждый из этих методов позволит в той или иной степени точности определить средний эксплуатационный расход.

Амортизация разного автотранспорта, стоимости и состояния не начисляется по единой схеме в документах налогового и бухгалтерского учета. Поэтому нужно разобраться в этом вопросе более детально. В данной статье будет рассмотрена амортизация автомобиля / машины и ее нормы.

Особенности амортизации различных типов автотехники

Автотранспорт, как и вся другая техника со временем изнашивается и все чаще требует ремонта. Поэтому предпринимателю важно точно рассчитать ежегодный, ежемесячный и ежечасный износ автотехники, чтобы оценить стоимость своих услуг наиболее правильно. Необходимо знать эти данные и при продаже транспортного средства. Разновидности транспорта имеют свои особенности при расчете амортизации:

Легковой автомобиль Необходимо знать год выпуска, пробег, срок гарантии производителя от сквозной коррозии
Грузовой транспорт Учитывается базовая стоимость, время полезного функционирования, из которого высчитывается норма износа
Автобус Необходимо узнать время полезного использования исходя из модели автобуса
Трактора Учитывается начальная цена техники, срок полезного применения, период службы
Строительная спецтехника Учитывается начальная цена с учетом всех комплектующих, но без учета стоимости шин – их амортизация высчитывается отдельно, срок ожидаемой службы

Амортизация автомобиля / машины: норма амортизации

Эта величина зависит от класса техники:

Срок полезной службы транспорта

Показатель зависит от разновидности транспортного средства. Всего видов транспорта, подлежащего амортизации – 10. К автотранспорту относятся четыре категории:

Группа Полезный срок Относящийся к категории транспорт
3 3–5 лет Мототехника

Легковые авто

Грузовой транспорт до 0,5 т

4 5–7 лет Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями

Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы

Автобусы малого класса (до 7,5 м)

Автоцистерны

Лесозаготовительный транспорт

Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн

5 7–10 лет Легковые авто с двигателем более 3,5 л

Грузовики 5–15 тонн

Пассажирский транспорт длиной до 12 м

Спецавтомобили

Троллейбусы

6 10–15 лет Техника с грузоподъемностью до 15 т

Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м

Важно! Полезный срок считается с пометкой «включительно». Если он составляет 5–7 лет, то седьмой год использования учитывается полностью.

Порядок исчисления амортизации

Важно придерживаться следующих правил:

  1. Начисление проводится каждый месяц, с того дня, когда техника начала эксплуатироваться.
  2. Прекращается процесс исчисления первого числа месяца, когда транспорт был списан или амортизирован.
  3. Если транспорт амортизирован, то его ОС равно нулю и не отображается в балансе.

Способы расчета в бухгалтерском учете

Здесь используют четыре метода:

  1. Линейный.
  2. Списания стоимости согласно объему выпущенной продукции.
  3. Не линейный.
  4. Метод уменьшаемого остатка.

Выбрав один из вариантов, нужно придерживаться расчета по нему на протяжении срока службы определенной единицы автотехники.

Важно! Второй способ нельзя употреблять в отношении транспорта.

Линейный метод исчисления

Сначала нужно узнать норму амортизации:

После этого нужно умножить полученную величину на первоначальную цену автотранспорта. Пример расчета . ООО «Автотранспорт» приобрело грузовую «Газель» за 758 тыс. руб. Регистрация транспортной единицы в ГАИ обошлась 758 руб. Для бухучета цена в итоге составит 758 758 руб., а для налоговых документов осталась на уровне 758 000 руб. Время полезной работы «Газели» грузоподъемностью до 0,5 тонн составляет 5 лет (60 мес.). Норма амортизации авто: 1: 60 х 100% = 1,7%.

Отсюда отражение в бухгалтерских документах: 758 758 х 1,7% = 12 899 руб., и в налоговом учете: 758 000 х 1,7% = 12 886 руб. – величина амортизации купленной «Газели»/месяц. Проводка:

  • Дт 26 Кт02 –12 899 руб.

Нелинейный способ расчета

Величина нормы считается по формуле:

  • N = 2: S х 100% (N – норма амортизации, 2 – коэффициент ускорения, S (в месяцах) – срок полезной работы).

Алгоритм исчисления аналогичен предыдущему варианту, только амортизация считается не из величины базовой цены, по которой было куплено средство, а опираясь на итоговую стоимость, устанавливаемую в начале отчетного периода.

Важно! Нелинейный способ не действителен в отношении легковых машин и прочего транспорта с рекомендуемым сроком работы до трех лет.

Вычисление по уменьшаемому остатку

Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.

ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2: 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:

Год Расчет Ежегодная амортизация
1 2 555 000 х 25% 638 750
2 (2 555 000 – 638 750) х 25% 479 062, 5
3 (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% 359 296
4 (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% 269 472
5 (2 555 000 –….– 269 472) х 25% 201 933
6 (2 555 000 –…. – 201 933) х 25% 151 621
7 (2 555 000 –….– 151 621) х 25% 113 716
8 (2 555 000 –….– 113 716) 85 287
Итого 2 299 137,5

Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.

Применение коэффициентов

Повышающий k (не выше 2) допускается использовать при использовании транспорта в агрессивных средах: токсичная пожаро-, взрывоопасная или иная обстановка. k=3 используется при:

  • лизинге;
  • эксплуатации транспортных средств в научной деятельности;
  • работе техники, занятой в добыче углеводородных ископаемых на новом морском месторождении.

Для исчисления амортизации легкового транспорта (600 тыс. руб.) и микроавтобусов (800 тыс. руб.) применяется понижающий k – 0,5 (ст.259 НК РФ).

Важно! При работе транспорта третьей амортизационной категории этот коэффициент не применим.

Амортизация дорогого авто

Как следует из предыдущего пункта, амортизировать дорогостоящий автомобиль следует по специальной величине коэффициента – 0,5, отчего стоимость его приобретения будет списываться в 2 раза дольше. Такие нормы коэффициента действительны только для налоговой документации. Для бухгалтерской отчетности это не является обязанностью. До 2008 года дорогими считались авто от 300 тыс. руб. и автобусы от 400 тыс. руб. Если стоимость техники сегодня не превышает 600 тыс. и 800 тыс., ее владельцы должны считать амортизацию по k=0,5.

Налоговый учет

Проводки и их особенности

Для общего представления о процессе применяется счет 02 «Амортизация основных средств». Начисленная величина упоминается по Кт 02 в корреспонденции со счетами, учитывающими траты на производство. Если имущество сдается в аренду, то проводка такова:

  • Дт 91 Кт 02.

При списании настоящая амортизационная сумма уходит со счета 02 в счет 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие»). Начисление амортизации:

  • Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 44

Проводку проводят раз в месяц на основании расчетной ведомости.

Реконструированный или модернизированный транспорт

При обновлении транспорта время его полезного действия увеличивается. Но предприятие не правомочно делать его больше времени полезного пользования для автотранспорта соответствующей амортизационной категории. Если по итогам реконструкции цена автомобиля увеличилась, то амортизация делается по новой цене с учетом итоговой стоимости.

Амортизация автомобиля, бывшего в ремонте

Время нахождения транспорта в ремонтной мастерской не учитывается при исчислении амортизации, так как он в этот момент не используется по назначению. Если ремонт был не долгосрочным, в пределах нескольких дней, то вывод авто из эксплуатации не обязателен. Растраты, которые повлек за собой ремонт автомобиля, прибавляются как при модернизации к остаточной стоимости машины.

Амортизация при расконсервации транспорта

Если использование автомобиля было по какой-либо причине законсервировано на время до трех месяцев, то весь этот срок он не может амортизироваться. После расконсервации процесс исчисления амортизирующих сумм продолжается как обычно.

Важно! Срок эксплуатации авто увеличивается на продолжительность срока консервации.

Лизинг и его особенности

Для автомобилей, находящихся в аренде, применяется ускоренная амортизация – ее норма умножается на повышенный коэффициент от 1 до 3. Допустимо выбирать целые значения или дробные, например: 1,65, 2,35. Плюсами такого метода являются:

  • уменьшение налога на доход на время финансовой аренды;
  • уменьшение имущественного налога на объект лизинга;
  • возможность выкупа авто после завершения договорного срока по наименьшей итоговой стоимости.

Порядок амортизации при выбытии

При выбытии автомобиля из собственности осуществляются следующие операции:

  1. Расчет остатка его стоимости = Начальная цена – начисленная амортизация.
  2. Списание величин амортизации: Дт 02 Кт 01.
  3. Списание остатка стоимости: Дт 91–2 Кт 01.

Операции при ликвидации транспорта

Если по причине износа автомобиля организация решила его ликвидировать, то действия бухгалтера напоминают прошлый алгоритм:

  1. Списание первоначальной цены: Дт 01 Кт 01.
  2. Уход начисленной амортизации: Дт 02 Кт 01.
  3. Уход остаточной стоимости: Дт 91–2 Кт 01.

Амортизация при налоговых режимах

При применении спецрежимов налогообложения могут появиться следующие особенности:

УСН ЕНВД ЕСХН
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах

Расчет износа по ОСАГО

Ущерб при наступлении страхового случая возмещается исходя из степени износа авто в этот момент. Независимая экспертиза высчитывает его по формуле:

  1. Иа = 100 × (1-e^(-(4 х В)/(20+4 х Г)), где
    • Иа – износ авто;
    • В – возраст транспортного средства;
    • Е – натуральный логарифм;
    • Г – гарантия изготовителя.

Постановка на учет ГИБДД

Ввод авто в эксплуатацию до дня его постановления на учет в дорожной инспекции запрещен. Амортизация на неэксплуатируемое средство начисляться тоже не может. Но считается, что на налоговый учет можно поставить автосредство не получив регистрации дорожной полиции, так как на пригодность авто к использованию документ о регистрации никак не влияет.

Распространенные ошибки, касающиеся амортизации

Самые распространенные ошибки:

  1. Учет автосредства в составе ОС только со дня ввода в пользование, а не со дня приобретения;
  2. Неправильно установленная начальная цена;
  3. Неверное определение срока применения и амортизационной категории;
  4. Нарушение правил учета расходов на обновление автотехники.

Амортизация автомобиля: актуальные вопросы

Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?

Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.

Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?

Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.

Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Звонок в один клик

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию

Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно

Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».

Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 36 000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

– 500 руб. – учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства

Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов

Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.