Антарктический снежный крейсер antarctic snow cruiser. Антарктический снежный крейсер

Монстр, просто монстр. С незавидной, как это часто бывает у монстров, судьбой. Его любили, им восхищались, на него надеялись. В нём разочаровались, бросили и забыли.
Во многом потому, что идея, родившаяся в горячей голове 70 лет назад, была воплощена впопыхах. Поспешили, но никого не насмешили.

А дело было так. В 1934 году вторая антарктическая экспедиция США едва не стоила адмиралу Ричарду Бирду (Richard E. Byrd) жизни. Отравленный угарным газом он лежал на базе, в занесённой снегом хижине, в то время как заместитель командира экспедиции, физик и исследователь Томас Поултер (Thomas C. Poulter), прилагал героические усилия, пытаясь вывезти адмирала на тракторах-снегоходах.

С третьей попытки Поултеру это удалось, но в технике, еле-еле преодолевшей по снегу несчастные две сотни километров, он разочаровался. Поэтому данный трагический инцидент, как теперь принято считать, и стал той искрой, из которой возгорелась оригинальная концепция «Антарктического снежного крейсера» (Antarctic Snow Cruiser).

Адмирал Ричард Берд

8 августа 1939 года строительство Snow Cruiser началось на пульмановском заводе в Чикаго. Причём сроки поджимали — на то, чтобы полностью построить, испытать и доставить гигантскую машину в порт, у её создателей было меньше 3 месяцев!

Параметры впечатляют и сегодня. Длина – 17 метров, высота — 4,9 метра, ширина — 6 метров. Полный вес — 34 тонны. Максимальная скорость – 48 км/час. Каждое колесо приводилось в движение своим электромотором мощностью 75 «лошадей», а энергию для них поставляли два 6-цилиндровых дизель-генератора по 150 лошадиных сил каждый.

Ожидалось, что «Крейсер» сможет работать в диапазоне восьми с лишним тысяч километров. Что экипаж машины будет состоять из 5 человек, включая пилота, ведь на «спине» Cruiser планировалось разместить самолёт!

На причале в Бостоне, Ноябрь 1939 г.

«Крейсеру» сначала нужно было добраться до Бостона, попасть на борт судна. Это был тяжёлый путь в сопровождении полиции и автомобилей прессы, «автопробег» неизменно собирал на маршруте огромные толпы.

Наконец, 12 ноября «Крейсер», по-видимому, не без божьей помощи, добрался до бостонского причала и погрузился на палубу «Полярной звезды». Чтобы гигант на ней уместился, пришлось на время снять его хвостовую секцию. И 15 ноября корабль отправился в путь.

12 января «Полярная звезда» бросила якорь в Заливе кита. И чтобы Cruiser смог покинуть борт, из тяжёлой древесины был построен специальный скат, который при разгрузке начал разваливаться, так что только мастерство Поултера, сидевшего за рулём и в нужный момент давшего полный газ, позволило монстру съехать на безопасный лёд.

Вот с этого момента транспортное средство стало с фантастической скоростью терять своё очарование. Как только Поултер попытался на нём поехать, сразу стало очевидно, что представления проектировщиков о тяге были ошибочными.

Огромные шины легко крутились вхолостую, погрузившись в снег практически на метр. Кроме того, тут же перегрелись двигатели. Короче говоря, Cruiser оказался в Антарктиде абсолютно беспомощным.

24 января убитый горем Поултер отбыл обратно в Америку, где пресса уже окончательно утратила энтузиазм. Журналисты назвали миссию «полным провалом», а саму машину окрестили «динозавром на колёсах». Оставшиеся с «Крейсером» члены команды несколько раз пытались привести его в чувство, но тщетно.

Антарктический снежный крейсер (англ. Snow Cruiser) — вездеход, который был создан в 1939 г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду Иллинойсским технологическим институтом в Чикаго. Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.

Так началась одна из самых интересных авантюр в истории освоения Антарктиды.

Цветная кинохроника:

Для повышения проходимости по специфическим антарктическим ландшафтам конструкторы использовали два принципиальных решения.
Во-первых, «крейсер» поставили на четыре громадных колеса — диаметром 120 дюймов (больше 3 м). Их приводили в движение электродвигатели, стоящие каждый в своей ступице, питаемые от двух дизель-генераторов по 150 л.с. Колеса размешались в нишах, подогреваемых выхлопными газами.
Во-вторых, корпус машины имел 17-метровую длину и лыжеподобное днище, при высоте от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески) и ширине 6,06 м. Через трещины шириной до 4,5 м, коими изобилует антарктический ледник, снегоход должен был «переползать», как лыжа, отталкиваясь колёсами; так же предполагалось преодолевать и фирн (зернистый лёд).

На крыше вездехода предполагалось разместить небольшой самолет-биплан для ведения разведки. Для того, чтобы снять его с крыши, требовалось насыпать пандус из снега.

В январе 1940 года вездеход доставили в Антарктиду и сам Томас Поултер принял участие в экспедиции. «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км.

Но оказалось, что «Снежный крейсер» не может двигаться по снегу, так как колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.

Вездеход смог проехать по Антарктиде задним ходом за две недели лишь 148 километров, после чего его пришлось остановить и экипаж «крейсера» остался жить в нём в качестве научного персонала полярной станции. Через несколько месяцев полярники покинули «Снежный крейсер» из-за того, что финансирование проекта было прекращено — внимание общественности переключилось на Вторую мировую войну.

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940-х годов и выяснили, что машина цела, требует лишь мелкого ремонта и накачки шин. В 1958 году международная экспедиция снова нашла «Снежный крейсер». За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но её расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период.

С тех пор машину никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой, он оказался на одном из огромных айсбергов, которые откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул в океане.

Он точно помнил, что откололся от шельфового льда где-то в районе бухты Китов, что в море Росса. Может, год, а может, лет пять он бороздил просторы Тихого океана, и все это время в его теле, словно заноза, сидело нечто оранжевое размером с небольшую яхту. Но всему когда-то приходит конец. Пришел конец и его мучениям. Экваториальное солнце вытопило «это» из его тела, и выскользнув из айсберга, Snow Cruiser плюхнулся в океанскую волну. Спустя несколько минут он пошел ко дну, а айсберг, уже налегке, продолжил свой долгий путь...

Как знать, может быть, именно так и закончил свое существование проект под названием Snow Cruiser, который в 1939 году был не только предложен, но и реализован американцем Томасом Поултером. Мысль о создании некоего вездехода для покорения Антарктиды засела в его мозгу еще с тех пор как он в 1933-м принял участие во Второй антарктической экспедиции под командованием адмирала Бёрда. Тогда командор чуть не погиб, и одной из причин его гибели могло стать именно отсутствие должного транспорта для передвижения по этому суровому континенту.

Вернувшись в Америку, Поултер тут же принялся за дело. Надо сказать, что важную роль в реализации его проекта сыграло то, что по возвращении он был назначен научным руководителем одного из институтов, в связи с чем уже к весне 1939 года проект был полностью завершен на бумаге. Заручившись поддержкой директора института, он не только добился одобрения правительства, но и получил на строительство своего детища 350 000 долларов, что в то время было огромнейшей суммой. Это почти 6 миллионов долларов, в пересчете на день сегодняшний! В результате в начале августа 1939 года начались работы по постройке «Снежного Крейсера». А уже 24 октября, то есть спустя одиннадцать недель, вездеход был полностью готов!

Что же представлял собой Snow Cruiser? Еще будучи в Антарктиде, Поултер обратил внимание на то, что ее ландшафт изобилует огромными трещинами, и именно они становятся основной проблемой при передвижении. Причем большинство из этих трещин достигают в ширину более 10 метров. Теоретически можно было бы построить транспорт на гусеничном ходу, однако, по мнению Поултера, он был бы слишком громоздким, а главное, прожорливым. В связи с этим он пошел по другому пути.

Свой вездеход он решил оснастить колесами. Причем колеса были по максимуму сдвинуты к центру вездехода, а передний и задний свес были максимально длинными, учитывая центровку транспорта. Для чего это делалось? По мнению конструктора, при подъезде к трещине «Снежный Крейсер» надвигал на нее свой передний свес, пока он не достигал другого края трещины, а передняя ось не повисала над ней. Далее передняя ось втягивалась в корпус, а задняя продолжала толкать транспортное средство вперед до того момента, как уже она не повисала над трещиной. В этот момент из передней части вновь выдвигалась передняя ось и вытягивала вездеход на твердую поверхность. Как видите, теоретически все было довольно просто и вполне функционально.

«Снежный крейсер» компоновался по корабельному принципу. У него была рулевая рубка и штурманская, которые находились над верхней палубе. На ней планировалось разместить площадку для самолета, а также организовать место для хранения запасов топлива для него же. Ниже шли машинное отделение, камбуз и кают-компания, она же комната отдыха. Были также выделены отсеки для проведения лабораторных анализов и проявления фотоснимков. Над задней осью располагались запасы топлива (порядка 9500 л дизтоплива) и провизии. В корме было оборудовано место для хранения двух запасных колес. Приводился в движение этот крейсер двумя дизель-генераторами мощностью 150 л.с. каждый. А те уже питали электрические моторы в колесах, мощность каждого из которых была 75 л.с. Причем каждый из этих электромоторов управлялся отдельно, что позволяло распределять тягу не только по осям, но и на каждое колесо в отдельности. Так что система распределения тяги, которую применяют на современных внедорожниках, не так уж и инновационна, как заявляют производители.

В итоге «Снежный крейсер» получился длиной 17 метров, высотой чуть более 3 м, а шириной – 6,5 м. Весила эта махина 37 тонн, причем 13,5 т приходилось только на каркас. В качестве колес использовались покрышки от компании Goodyear. Они состояли из 12-слойной морозоустойчивой резины и имели в диаметре более 3 метров. Кстати, для замены колес была спроектирована специальная конструкция из кранов и балок, что очень пригодилось, как только «Снежный крейсер» был доставлен в Антарктиду.

Но прежде чем попасть туда, ему предстояло преодолеть путь от Чикаго до Бостона. Маршрут в 1700 км «Снежному крейсеру» предстояло пройти своим ходом, и эти километры фактически стали испытательным пробегом. За время пути, учитывая, что вездеход должен был прийти в порт Бостона строго ко времени, машину, где это было возможно, гнали на максимально возможной скорости, которая составляла 48 км/ч.

Часть рек, ввиду невозможности проезда по мостам из-за габаритов или веса, приходилось форсировать самостоятельно. Там-то как раз и прошли испытания системы, позволяющие пересекать трещины. Как показала практика, на проезд такой «трещины» требовалось от 1,5 до 2 часов. А в одной из «трещин» машина и вовсе застряла по причине поломки усилителя рулевого управления. На ремонт потратили трое суток. Тем не менее вездеход успел прибыть к погрузке на корабль за три дня до отправления в Антарктиду.

На корабль свое детище Томас Поултер загнал лично. «Снежный крейсер» встал на палубе поперек, но для того чтобы его края не свисали по бортам, пришлось демонтировать задний отсек, где хранились запасные колеса. В таком виде вездеход и прибыл к берегам Антарктиды 11 января 1940 года. Далее предстояла выгрузка и пробег по маршруту длиною 8000 км, согласно которому "Снежный крейсер" должен был объехать чуть ли не все побережье континента и дважды пересечь полюс. Но...

Проблемы начались практически сразу после выгрузки, которая тоже не прошла гладко. Пандус, который соорудили для съезда вездехода с корабля на лед, не выдержал и начал ломаться, как только машина на него въехала. Спасло ее лишь то, что Поултер, который и на этот раз управлял вездеходом сам, резко дал газу и буквально соскользнул на лед. Дальше было хуже. Как оказалось, гладкие покрышки были не способны толкать транспортное средство вперед и, немного побуксовав, тут же почти на метр ушли в фирновый снег. «Снежный крейсер» беспомощно повис на брюхе.

Провал всего проекта был очевиден. Однако команда все же попыталась спасти положение и путем неимоверных усилий навесила запасные колеса на передние, тем самым увеличив пятно контакта. На задние же, для обеспечения тяги, были надеты цепи. В таком виде «Снежный крейсер» хоть как-то смог передвигаться. Но задним ходом вездеход ехал лучше, в связи с чем в дальнейшем он так и стал передвигаться по Антарктиде. Впрочем, проехать удалось немного, каких-то 148 км. Машина то и дело утыкалась огромными свесами в торосы, да и двигатели постоянно перегревались. В итоге от дальнейшего передвижения по Антарктиде команда отказалась.

25 января «Снежный крейсер» решено было превратить в неподвижную станцию. Томас Поултер тут же отбыл в Америку, а экипаж остался проводить исследования, благо запасов топлива и продовольствия хватало чуть ли не на год. Однако и все остальные уже спустя полгода покинули «станцию». С наступлением антарктического лета полярники вновь посетили «Снежный крейсер» и нашли его во вполне работоспособном состоянии, но использовать в качестве станции не стали.

Последний раз несостоявшегося покорителя Антарктиды видели в 1958 году. Его нашли благодаря бамбуковому шесту, предусмотрительно воткнутому ранее в верхнюю палубу вездехода. Машина была погребена под многометровыми толщами снега. С тех пор «Снежный крейсер» больше не видели. И как знать, может быть, он действительно уже давно покоится на дне океана, уплыв с Антарктиды на одном из айсбергов, которые тысячами откалываются от этого континента. А может быть, до сих пор покоится в толщах снега, навсегда заморозившего шесть миллионов американских долларов.

История сохранила имя Snow Cruiser за машиной, построенной американцем Томасом Поултером. В 1934 году Поултер участвовал в антарктической экспедиции, которая чуть было не стоила жизни ее руководителю - адмиралу Бэрду. Поултер с третьей попытки смог пробиться к запертому снежной бурей Бэрду на гусеничных тракторах и спасти его. Тогда-то доктор Поултер и загорелся идеей постройки специального антарктического транспорта.

Конструктор Snow Cruisers Томас Поултер (Thomas C. Poulter). В США Поултер работал научным руководителем Исследовательского фонда Института брони в Чикаго. Он смог убедить директора фонда в целесообразности своего проекта и коллектив этой организации в течении двух лет разрабатывал конструкцию «антарктического снежного крейсера», как назвал Поултер свое детище. Если не считать низких температур, нехватки кислорода и сложного снежно-ледяного покрытия, главной опасностью путешествий по Антарктике были трещины в ледниковом покрове континента, которые зачастую были незаметны под слоем снега или фирна, и потому были особо страшны. Поултер решил эту проблему по-кавалерийски: достаточно сделать машину настолько длинной, а свесы настолько большими, чтобы нос «корабля» уже преодолевал трещину к тому моменту, как в нее попадает переднее колесо. Почему Поултер решил избрать идею передвижения на четырех колесах, неизвестно - вероятно, посчитал гусеничные движители избыточными и слишком прожорливыми. В 1939 году Поултер смог «зажечь» сенаторов США своей идеей и они согласились финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду. Средства же на постройку «крейсера» - без малого $150 000 - Поултер смог собрать у неких частных инвесторов.

Компоновка "крейсера"

Четыре колеса были сдвинуты к центру кузова - база равнялась лишь примерно половине общей длины машины. Покрышки диаметром 120 дюймов (больше 3 м) и шириной 33 дюйма были изготовлены фирмой Goodyear из 12-слойной морозостойкой резины. Snow Cruiser был дизель-электрическим гибридом: перед передней осью стояли два шестицилиндровых дизеля Cummins объемом 11 л и мощностью по 150 л.с. Они приводили в движение два электрогенератора, а те уже питали четыре электромотора General Electric (по 75 л.с. каждый), стоящие каждый в своей ступице - благо, места в двухметровых ступицах было предостаточно. Подвеска машины была тоже необычной. Она имела, так сказать, регулируемый клиренс. Точнее говоря, колеса могли втягиваться на 1,2 м в арки. Таким образом, во-первых, можно было отогревать резину и очищать ее от намерзшего льда (в колесные ниши подавались горячие выхлопные газы от дизелей), а во-вторых, подобным способом предполагалось преодолевать трещины. Мало того, на крыше предполагалось разместить небольшой самолет-биплан, который выполнял бы роль GPS-навигатора для «крейсера». На крыше же хранилось еще 4000 л топлива для самолета. Спускать биплан и поднимать его обратно, а также менять колеса можно было с помощью специальной лебедки, выдвигавшейся из крыши.

24 октября 1939 года машину впервые завели, и в тот же день она отправилась своим ходом из Чикаго в военный порт Бостона, где уже ждало судно North Star. Габариты Snow Cruiser действительно позволяли считать его сухопутным кораблем. Длиной 17 м, шириной больше 6 и высотой от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески), он возвышался над толпой неизменно окружавших его зевак, как авианосец возвышается в порту над остальными судами. Выкрашенному в ярко-красный цвет (чтобы быть заметнее в снегах Антарктиды), ему предстояло проехать в сопровождении полицейских машин 1700 км.

Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч, но в некоторые повороты в один прием он не вписывался, и не все мосты были способны выдержать массу в 34 т - приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки.

В какой бы город не заезжал "снежный крейсер", ему трудно было пробиться через толпу зевак

Дорога до Бостона была преодолена успешно и 12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser прибыл в армейский порт.
15 ноября 1939 г. корабль отправился к берегам Антарктиды. 11 января 1940 года судно причалило к берегу шестого континента в Бухте Китов. Согласно схеме маршрута, нарисованного Поултером для Конгресса, Snow Cruiser должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км!


Для спуска «крейсера» на сушу была построена специальная рампа из дерева. Во время спуска чуть было не случилась катастрофа: одно колесо проломило настил. Но Поултер вовремя надавил на газ и Snow Cruiser успешно съехал на снег. Но настоящая катастрофа наступила сразу после этого. Оказалось, что «Снежный крейсер» не предназначен для движения по снегу! 34-тонная махина на четырех абсолютно гладких колесах мгновенно легла на днище. Колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а задние колеса одела в цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться вперед-назад.

Томас Поултер за рулем Snow Cruisers.

После ряда тщетных попыток Поултер обнаружил, что при движении задним ходом Snow Cruiser ведет себя гораздо увереннее - сказалось «кривое» распределение массы по осям. В путешествие по Антарктиде команда мечтателей Поултера отправилась задним ходом. Кроме того, что колеса без протектора постоянно буксовали, открылись и другие проблемы. Так, гигантские свесы, которые хороши для аэродромных тягачей, в Антарктике оказались помехой - никакой мало-мальски заметный излом поверхности машина преодолеть не могла даже в самом верхнем положении подвески, упираясь в снег носом или хвостом. Кроме того, двигатели, несмотря на температуру в десятки градусов ниже нуля, постоянно перегревались. После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, распрощался с мечтой объехать весь континент и отправился в США. К тому моменту Snow Cruiser смог проехать лишь 148 километров. Остальной экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции. Snow Cruiser оказался отвратительным внедорожником, зато неплохим домом. Система отопления салона была хорошо продумана. Охлаждающая жидкость и выхлопные газы дизелей циркулировали в специальных каналах, обеспечивая практически комнатную температуру внутри машины, а также растапливали снег в специальном бойлере. Запаса солярки для дизелей и провизии в складе «крейсера» было достаточно на целый год автономного существования.

Экипаж закрыл «крейсер» деревянными щитами, окончательно превратив его в дом, и занялся научными исследованиями - измерениями космической радиации, проведением сейсмологических экспериментов и т.д. Через несколько месяцев, до наступления антарктической зимы, Snow Cruiser был окончательно оставлен людьми. В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940 года. Исследовав ее, они пришли к выводу, что она абсолютно работоспособна - нужно лишь накачать колеса и смазать механизмы. Однако США уже вступали во Вторую мировую войну и романтические приключения были не в приоритете. В 1958 году международная экспедиция в последний раз побывала на Snow Cruiser.
С тех пор сухопутный крейсер никто не видел.

— вездеход, который был создан в 1939 г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду Иллинойсским технологическим институтом в Чикаго. Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.

Так началась одна из самых интересных авантюр в истории освоения Антарктиды.

Цветная кинохроника:

Крейсер на дороге в штате Огайо 1 ноября 1939 года:

Для повышения проходимости по специфическим антарктическим ландшафтам конструкторы использовали два принципиальных решения. Во-первых, «крейсер» поставили на четыре громадных колеса — диаметром 120 дюймов (больше 3 м). Их приводили в движение электродвигатели, стоящие каждый в своей ступице, питаемые от двух дизель-генераторов по 150 л.с. Во-вторых, корпус машины имел 17-метровую длину и лыжеподобное днище, при высоте от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески) и ширине 6,06 м. Через трещины шириной до 4,5 м, коими изобилует антарктический ледник, снегоход должен был «переползать», как лыжа, отталкиваясь колёсами; так же предполагалось преодолевать и фирн (зернистый лёд). На крыше вездехода предполагалось разместить небольшой самолет-биплан для ведения разведки.

В январе 1940 года вездеход доставили в Антарктиду и сам Томас Поултер принял участие в экспедиции. «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км.

Но оказалось, что «Снежный крейсер» не может двигаться по снегу, так как колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.


Вездеход смог проехать по Антарктиде задним ходом за две недели лишь 148 километров, после чего его пришлось остановить и экипаж «крейсера» остался жить в нём в качестве научного персонала полярной станции. Через несколько месяцев полярники покинули «Снежный крейсер» из-за того, что финансирование проекта было прекращено — внимание общественности переключилось на Вторую мировую войну.

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940-х годов и выяснили, что машина цела, требует лишь мелкого ремонта и накачки шин. В 1958 году международная экспедиция снова нашла «Снежный крейсер». За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но её расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. С тех пор машину никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой, он оказался на одном из огромных айсбергов, которые откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул в океане.