Автомобиль амфибия ссср. Хит-парад

«Автомобиль-амфибия» до сих пор звучит как что-то футуристичное и фантастическое. Тем не менее, для военных водоплавающая машина – вещь порой незаменимая, поэтому в советское время было построено немало амфибий, а некоторые даже попали в серийное производство.

ГАЗ-46 «МАВ»
Малый автомобиль водоплавающий (сокращённо МАВ) начали выпускать на Горьковском автомобильном заводе в 1953 году. Машина предназначалась для обеспечения действий разведывательных подразделений, переправы десантников и для проведения инженерных работ на воде. ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 «Победа», от ГАЗ-69 была заимствована трансмиссия и подвеска, а для движения по воде использовался гребной винт. В целом же модель была скопирована с американского Ford GPA. Выпуск «МАВ» продолжался до 1958 года, затем производство было передано на завод УАЗ. Однако, там не нашли средств для выпуска амфибии, да и необходимость этой модели была очень условной — так и закончился выпуск ГАЗ-46.

ЗИС-485 «БАВ»
Несложно догадаться, что «БАВ» 1950 года, в отличие от «МАВа» — это большой водоплавающий автомобиль. Конструкцию этой машины советские инженеры позаимствовали у американской амфибии GMC DUKW-353. Машина оснащалась 110-сильным двигателем, точно таким же, как и на БТР-152. ЗИС-485 находился в производстве 12 лет и служил для переправы личного состава десанта и автомобилей. В «БАВ» помещались 25 человек или 25 тонн груза, включая автомобили и артиллерийские орудия. По увольнении в запас большинство ЗИС-485 были переданы в народное хозяйство.

ЛуАЗ-967
Полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъёмности ЛуАЗ-967 был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения. Необходимость такой модели появилась в годы Корейской войны, когда стало ясно, что даже «МАВ» — это слишком массивная амфибия для некоторых задач. ЛуАЗ-967 отличался маленькими габаритами, оснащался двигателем объёмом менее одного литра, а на воде приводился в движение колёсами – гребные винты у него отсутствовали. Характерная особенность конструкции – откидная рулевая колонка, расположенная по центру салона: при необходимости водитель мог управлять ЛуАЗом-амфибией в полулежачем состоянии.

ВАЗ-Э2122
В своё время амфибию пытались сделать и тольяттинцы. ВАЗ-Э2122 был сконструирован в 1976 году по заказу Минобороны СССР с применением узлов и агрегатов «Нивы». От своих аналогов водоплавающая «Нива» отличалась уникальным дизайном, который нисколько не выдавал в ней амфибию. Передняя часть автомобиля, кстати, напоминает Lamborghini LM002. Автомобиль оснащался 1,6-литровым двигателем, обладал уникальной проходимостью и мог перемещаться по воде со скоростью 4-5 километра в час. Годом позже был представлен второй вариант ВАЗовской амфибии, от первого он отличался улучшенными системами охлаждения, усиленным кузовом и изменённым положением сидений. Однако, ни первая, ни вторая модификация ВАЗ-Э2122 так и не увидели конвейер.

УАЗ-3907 «Ягуар»
УАЗ-3907 «Ягуар» — это ещё один перспективный автомобиль-амфибия, которому не удалось попасть в серийное производство. Водоплавающая машина была изготовлена на базе агрегатов УАЗ-469. Оригинальную конструкцию имел водоизмещающий кузов и герметичные двери. Перед задним мостом были установлены два гребных винта, а функцию рулей выполняли передние колёса. К 1989 году было изготовлено 14 советских «Ягуаров» и автомобиль был принят на вооружение. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Но в 1991 году ушли все перспективы военного заказа и руководство Ульяновского завода приняло решение о прекращении подготовки к серийному производству УАЗ-3907.

Если летающие машины, о которых мы недавно рассказывали, появились одновременно с рождениям авиации, то первые механизмы-амфибии, способные двигаться по суше и по земле, появились тогда, когда ни братьев Райт, ни Карла Бенца еще даже в проекте не было! Если точнее, то еще в конце 18 века. А первая самоходная амфибия, приводимая в движение паровым двигателем, была создана в 1805 году американским изобретателем Оливером Эвансом, который просто поставил на колесный ход плавучий экскаватор для углубления дна.

Но главный толчок в развитии направления автомобилей-амфибий, как часто водится, дали военные. И одним из первенцев тут был армейский Volkswagen Type 166 Schwimmwagen разработки 1940 года. Военные быстро оценили все преимущества плавающих штабных машин и транспортеров, затем подтянулись всевозможные нефтяники-геологи... Но сегодня мы будем вспоминать не военные машины и всяческую водоплавающую спецтехнику, а гражданские автомобили-амфибии, большинство из которых были сделаны чисто для развлечения..

Германия

Четырехместный западногерманский кабриолет Amphicar 770 - на данный момент единственный в истории гражданский автомобиль-амфибия, который выпускался не поштучно, а более-менее массово. Создал плавучую машину немецкий конструктор-самоучка Ганс Триппель, который начал конструировать амфибии еще до Второй мировой войны. Кстати, это он спроектировал для Mercedes-Benz 300 SL его знаменитые двери "Крыло чайки".

Производство Amphicar 770 началось в 1961 году на немецком заводе Quandt Group, но почти все автомобили ушли на экспорт в США, для которых, собственно, эта амфибия и была создана. Кстати, один такой автомобиль даже завел себе тогдашний президент Америки Линдон Джонсон.

Заднемоторный и заднеприводный "Амфикар" получился, конечно, менее изящным, потому что должны был плавать, а не красоваться. По воде он перемещался за счет водоизмещающего кузова и двух гребных винтов сзади, а поворачивало "судно" за счет передних колес. При этом нижняя кромка дверей была ниже ватерлинии, что повышало комфорт, но требовало постоянного контроля за состоянием дверных уплотнений. И на случай такого подтопления была предусмотрена водоотливная мотопомпа. Амфибия оснащалась 1,1-литровым мотором от британского автомобиляTriumph Herald 1200, форсированным до 43 л.с. и работающим в паре с 4-скоростной "механикой". На воде мотор обеспечивал скорость около 11 км/час, а на шоссе - до 112 км/час.

Но большого коммерческого успеха проект не снискал. С 1961 по 1965 год на заводе выпустили всего 3 878 "Амфикаров". Сказалась немалая цена (до $3000 в США и 12 000 дойчмарок в Европе), посредственные мореходные качества и сложности в эксплуатации и обслуживание. К тому же для американцев амфибия оказалась маловата и с весьма скромными скоростными данными. Да и для ее использования на воде требовалось разрешение на управление спортивными ботами и яхтами. Но "Амфикару" это все равно не помешало войти в историю и сейчас этот раритетный водоплавающий весьма ценится коллекционерами по обе стороны океана.

Щвейцария

Попробовать свои силы с проектами амфибий в свое время успело и знаменитое швейцарское дизайн-ателье Rinspeed - причем дважды, и каждый раз создавая уникальные машины. Так, в 2004 году в Женеве был представлен прототип Splash. И это был не выставочный макет, а совершенно работоспособный аппарат. Причем не просто амфибия, а автомобиль-катер на подводных крыльях! На суше боковые крылья прятались в кузов, а заднее поднималось к корме на манер спойлера - на суше почти ничего не выдавали суть машины. Зато в воде Splash расправлял их вниз и в стороны с помощью гидросистемы.

За счет подводных крыльев уже на скорости 30 км/час Splash полностью поднимается над водой.

А поскольку подводные крылья намного уменьшают гидродинамическое сопротивления, концепт смог набирать на воде ход порядка 45 морских узлов, что равно 83 км/час! В движение на воде "крылатую" амфибию приводит 3-лопастной гребной винт на выдвижной поворотной колонке. Сам винт и ведущие колеса крутит 2-цилиндровый 750-кубовый турбомотор Weber, работающий на природном газе и развивающий 140 л.с. При этом за счет углепластика Splash весит всего 825 кг, так что его ходовые качества на асфальте впечатляют не меньше: до "сотни" машинка разгоняется всего за 5,9 секунды, а максимальная скорость доходит до 200 км/час.

Под водой sQuba двигался с помощью двух винтов под задним бампером и двух поворотных водометов спереди, а сами винты и ведущие колеса крутятся отдельными электромоторами с питанием от литий-ионных батарей. При этом под одой кокпит остается открытым - перед "погружением" водитель и пассажир надевали маски с трубками, которые ведут к бортовому баллону с кислородом.

Увы, прототип Splash так и не пошел в серию в силу сложности конструкции и дороговизны. А в 2008 году швейцарцы вновь отметились по "водной" теме, представив еще более экзотичный концепт sQuba. С виду - обычный родстер Lotus Elise. А по сути - первый в мире автомобиль-подводная лодка, вдохновленный машиной Джеймса Бонда из фильма "Шпион, который меня любил" 1977 года.

Плавающие автомобили уже давно стали делом пусть не массовым, но привычным. А вот что вы скажете про плавающий дом на колесах размером с автобус?! Такая необычная машина по имени Terra Wind есть в модельном ряду американской фирмы Cool Amphibious Manufacturers International ("Производители крутых амфибий"). Ее основали в 1999 году супруги Джон и Джуля Гилджем, буквально помешанные на путешествиях и решившие строить соответствующие машины.

Собственно, изначально под себя они и сделали 13-метровый роскошный плавающий кемпер Terra Wind, который снаружи почти неотличим от своих чисто сухопутных собратьев. В огромном салоне - полный набор кухонного оборудования, роскошная мебель, кожа, дерево, мрамор, домашний кинотеатр и даже джакузи! На трассе 330-сильный дизель в паре с автоматом разгоняет кемпер до 128 км/час, а на воде скорость достигает 13 км/час. Нравится? Всего $1,2 миллиона - и вам построят такой же на заказ!

На плаву колеса втягиваются в кузов за счет независимой активной пневмоподвески - а дальше 400-сильный корветовский V8 объемом 6 литров разгоняет амфибию по воде до 46 узлов, то есть 85 км/час.

Кроме плавучего дома, в модельном ряду фирмы CAMI также есть плавающий 49-местный пассажирский автобус, внедорожник на базе фордовского пикапа, тележка для гольфа, машина для спасателей - и даже спорткар! Четырехместный открытый аппарат по имени Hydra Spyder компания строит на заказ по цене примерно в $155 000. Низ машины представляет собой глиссирующую алюминиевую "лодку", на которую сверху поставлен пластиковый кузов с откидным верхом. И все вместе это весит 1,5 тонны. У амфибии передний привод на суше и водометный движитель - на воде. На дороге Hydra Spyder разгоняется до 200 км/час, причем создатели машины обещают неплохой драйв за счет низкой посадки кузова, настроек подвески и механической КПП.

Gibbs Humdinga/Phibian

Великобритания

Основанная в 1999 году английская частная компания Gibbs Technologies - самый известный на сегодня разработчик плавающих автомобилей и квадроциклов. В 2003 году британцы представили нашумевшую трехместную модель Aquada, которая на тот момент была быстрейшей амфибией в мире. Машину выпускали небольшим тиражом в 2003 и 2004 годах, но этого хватило, что Aquada вошла в историю и поставила несколько рекордов!

Так, в 2003 году Aquada установила новый мировой рекорд скорости для амфибий, разогнавшись на воде до 52 км/час. А в 2004 году бизнесмен Ричард Бренсон переплыл на этой машине Ла-Манш за 1 час 40 минут, поставив еще один рекорд для амфибий. На асфальте Aquada тоже была вполне резвой за счет 175-сильного роверовского мотора V6, который в паре с 5-ступенчатым автоматом позволял разогнаться до 160 км/час. А неплохо управляться помогала регулируемая гидропневматическая подвеска с электронным управлением.

Сейчас компания переключилась с легковушек на разработку плавающих грузовиков, которыми в Gibbs хотят заинтересовать как частных покупателей, так и армию, полицию и службы спасения. Полноприводная 6,6-метровая модель Humdinga на 6 пассажиров и 750 кг груза - покомпактнее, с одним дизельным или бензиновым мотором и скоростью на плаву до 50 км/час. А вот флагманская 9-метровая модель Phibian - это уже самый натуральный плавающий транспортер, вмещающий до 15 человек и 2 тонны груза. Причем у амфибии уже не один, а два дизеля по 250 "сил", два водометных движителя и возможность выбора на ходу между задним, передним и полным приводом колес!

WaterCar Panther

Американцу Дэйву Марчу очень нравилась немецкая амфибия Amphicar, о которой мы писали выше. Нравилась так, что в 1999 году вдохновленный этой машиной Дэйв решился основать собственную компанию WaterCar и попробовать самому построить что-то подобное. Идея "выстрелила" в январе 2010 года, когда созданный маленькой компанией прототип WaterCar Python был официально занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый плавающий автомобиль в мире! Облик жутковатого на вид аппарата был собран из разных элементов американских пикапов и спорткаров, а под капотом сидел V8 от Chevrolet Corvette, который на суше выдавал 640 л.с., а в режиме привода водометного движителя - 500 "сил". Это хватало, чтобы на воде набирать рекордные 96 км/час, а на земле разгоняться до 96 км/час всего за 4,5 секунды!

Гоняет "Пантера" вполне прилично: на воде - до 70 км/час, а по земле - до 190 км/час.

Однако Python так и остался прототипом. А вот на коммерческие рельсы в WaterCar поставили дебютировавшую в 2013 году модель Panther - этакая помесь лодки и Jeep Wrangler. В основе амфибии - каркас из легких труб, обшитый стеклопластиковыми панелями, так что 4-местный аппарат весит всего 1,3 тонны. Все, что можно, изготовлено из нержавеющей стали либо из эпоксидной смолы и прочих нержавеющих материалов, чтобы не опасаться коррозии от морской соли. На корме смонтирован хондовский 3,7-литровый V6 мощностью 250 л.с. в паре с 4-ступенчатой МКПП. А далее к силовому агрегату пристыкована запатентованная фирмой раздаточная коробка, передающая тягу за задний ведущий мост и водометный движитель.

За Panther в WaterCar просят $155 000 и говорят, что водоплавающая игрушка очень приглянулась арабам, ведь "Пантера" одинаково эффектно гоняет как по воде, так и по песчаным дюнам. Кстати, были предложения по поставкам этих амфибий и в Россию. В середине 2014 года коммерсанты предлагали привезти "Пантеру" за полгода и $230 000, с учетом всех таможен, постановки на учет в ГАИ (как обычный автомобиль) и Госинспекцию по маломерным судам (как маломерный катер). Но идея как-то не прижилась. Тем более, в России есть свои, более дешевые и не менее эффектные

В середине прошлого века автомобили-амфибии были одними из тех вещей наряду, например, с космическими кораблями, которые формировали у людей образ будущего.
И хотя широкого применения за пределами военных миссий водоплавающие автомобили в итоге не нашли, они представляют из себя весьма интересный феномен. Предлагаем вам краткий экскурс в историю советских амфибий.

ГАЗ-46 «МАВ»

«МАВ» расшифровывалось как Малый Автомобиль Водоплавающий. Эту оснащенную четырехцилиндровым двигателем от «Победы» и трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69 машину начали выпускать в 1953 году. По воде ГАЗ-46 передвигался с помощью гребного винта. Назначение вполне стандартное: переправа десантников, инженерные работы на воде и прочие военные миссии. Модель была скопирована с американского Ford GPA и просуществовала до 1958 года.

ЗИС-485 «БАВ»



«БАВ», как вы, наверное, уже догадались - это Большой Автомобиль Водоплавающий. ЗИС-485 мог перевозить 25 человек или 25 тонн груза, включая даже автомобили и артиллерийские орудия, а скопирована модель была с другой американской амфибии - GMC DUKW-353. Выпущенный в 1950 году «БАВ» прожил в серийном производстве 12 лет.

ЛуАЗ-967



Эта полноприводная моторизированная тележка была создана по заказу ВДВ для эвакуации раненых с поля боя и стала прототипом для легендарного советского вездехода ЛуАЗ-969 «Волынь». Габариты у ЛуАЗа, как и грузоподъемность, были крайне малыми. Объем двигателя не превышал одного литра, а в движение он приводился колесами. При особой необходимости управлять амфибией можно было в полулежачем состоянии.

НАМИ-055



Предшественница этой модели амфибия НАМИ-011, как и ГАЗ-46, была скопирована с американского Ford GPA. У НАМИ-055 был более обтекаемый цельнометаллический корпус, 41-сильный двигатель от «Москвича-410» и задний гребной винт. В итоге амфибия даже при полной загрузке в полторы тонны на воде развивала скорость до 12 километров в час. Над модификацией НАМИ-055В уже работал создатель легендарных пассажирских «Ракет» Ростислав Алексеев - в итоге модель на подводных крыльях через 40 секунд после старта разгонялась до 55 километров в час.

ВАЗ-Э2122



Своя амфибия, оказывается, была и у ВАЗа - ее тольяттинцы по заказу Минобороны СССР сконструировали в 1976 году на базе «Нивы». От других советских амфибий водоплавающая «Нива» отличалась, прежде всего тем, что как раз таки на амфибию она была почти не похожа. Однако этот оснащенный 1,6-литровым двигателем автомобиль мог передвигаться по воде со скоростью 5 километров в час. Правда, конвеера тольяттинская амфибия так и не увидела.

В 1940-х руководство Вермахта мечтало о создании автомобиля-амфибии для мотопехотных частей. Предполагалось, что это будет полноприводная машина, которая заменит мотоциклы с коляской. Именно они были популярны в германской армии и широко применялись в мотоциклетных и разведывательных батальонах. Особенно эффективны мотоциклы были на бездорожье.

Фердинанд Порше и Эрвиа Коменд – немецкие конструкторы – создали VW Typ 166 Schwimmwagen, название которого с немецкого переводится как «плавающий автомобиль». Порше даже стал активно пользоваться своей новинкой и ездил на амфибии на работу.

Основой для VW Typ 166 стал « Beetle». Перед новинкой ставились вполне определённые цели: транспортировка личного состава армии и грузов в труднодоступные районы, в том числе и через водные преграды.

Армейская амфибия, созданная Порше, была оснащена двигателем объёмом 1,1 литр мощностью 25 «лошадей» с 4 цилиндрами. На водной глади автомобиль мог развивать скорость до 10 км/ч.

Когда автомобиль выбирался на сушу, если 3-лопастной винт на корме корпуса, при помощи которого машина двигалась по воде, откидывался наверх и закреплялся ремнями.

На шоссе автомобиль-амфибия мог разгоняться до 80 км\ч. В него, кроме водителя, помещались трое вооружённых солдат и пулемёт «MG 42». Schwimmwagen открашивали в жёлтые цвета (если автомобиль предназначался для африканских подразделений) или в зеленовато-серый цвет «panzergrau».

Были у автомобиля и свои недостатки: низкие борта, тесный и неудобный салон, большая осадка кузова и слабый мотор. К тому же при высокой волне использование автомобиля становилось невозможным.

VW Typ 166 Schwimmwagen выпускался в Германии с 1942 года до лета 1944. Всего с конвейера сошло 14 000 экземпляров, что стало максимальным количеством выпущенных в этом классе машин.

(Фаунтин-Вали, штат Калифорния, США). Пожалуй, самая заметная компания-производитель автомобилей-амфибий. Будучи основанной в 1999 году, она сделала себе имя на производстве «самой быстрой амфибии в мире» (в 2010-м автомобиль Watercar Python попал в Книгу рекордов Гиннесса). Сегодня компания делает одну модель — Watercar Panther с двигателем Honda, поколение которой обновлено в 2017 году. Машины строятся под заказ, с учётом требований каждого покупателя, поэтому двух абсолютно одинаковых нет (на сайте компании есть шикарная галерея изготовленных Panther).


Стоит Panther недёшево — от $139000 до $172000 в зависимости от комплектации. Watercar Panther на воде:


В 2017-м компания, помимо гражданской, освоила пожарную версию машины. Основная «фишка» амфибии в том, что она может с воды тушить прибрежные объекты, засасывая воду прямо из-под днища.


CAMI (Риджленд, штат Южная Каролина, США) . CAMI расшифровывается как Cool Amphibious Manufacturers International, то есть «Международный производитель клёвых амфибий». В отличие от Watercar у CAMI очень немаленькая производственная линейка, в которой есть не только легковые автомобили, но — что главное — автобусы. Именно амфибийные автобусы сделали компании имя и являются основной строкой их сбыта. Туристический автобус CAMI Hydra-Terra вмещает до 49 пассажиров (30 сидячих мест):


Дизель-электрический автомобиль-амфибия для охотников или туристов CAMI Hydra Gator:


Основной конкурент Watercar, модель CAMI Hydra Spyder, разгоняется до 85 км/ч на воде:


Шикарный плавающий дом на колёсах CAMI Terra Wind:


Помимо того, компания делает экстремальный плавающий внедорожник CAMI H2OEX Extreme на шасси Ford с двумя дизельными двигателями, амфибийный автомобиль для служб спасения CAMI Responder , оборудованный всеми необходимыми для МЧС системами, и так далее.

Gibbs (Нанитон, Уорвикшир, Великобритания). Не только американцы делают гражданские амфибии. Gibbs — известная британская фирма, до Watercar державшая рекорд скорости в своём классе транспортных средств, да и сейчас славящаяся быстрыми и комфортабельными плавающими машинами. В производственной линейке Gibbs восемь различных амфибий самого разного назначения. Вот, например, Gibbs Aquada, шикарный кабриолет, развивающий 150 км/ч на суше и 60 км/ч на воде, конкурент Watercar и CAMI Hydra Spyder:


А вот Gibbs Quadski, квадроцикл-амфибия. Существует также в удлинённой версии Quadski XL:


Ещё более удивительная конструкция — скутер-амфибия Gibbs Biski!


Грузовая амфибия Gibbs Phibian грузоподъёмностью до 1,5 тонн:


« Шерп » (Москва, Россия). Мы не строим развлекательных амфибий, зато строим очень крутые амфибийные вездеходы для экстремальных условий. Компания «Шерп» была основана в 2012 году, её модели основаны на дизайне Алексея Гарагашьяна, изобретателя и инженера, специализирующегося на вездеходах. Первая модель «Шерп» была показана в 2015 году.


«Шерп» не боится вообще никаких условий, может проходить завалы, снежные сугробы, водные препятствия, любое бездорожье. Он может даже взбираться на ступеньки высотой до 70 см!


Производится он в двух основных комплектация — «Шерп» и «Шерп-Пикап» (как нетрудно догадаться, это пассажирская и грузовая версии), плюс дорабатывается под клиентов.


Searoader (Акингтон, Глочестершир, Великобритания). Компания, основанная Майком Райаном, производит ряд амфибийных машин разного назначения. Основная «фишка» Searoader в том, что компания переделывает в амфибии обычные автомобили — её визитной карточкой является водоплавающий Lamborghini.

SeaRoader Mk1 — простейший амфибийный автомобиль, продающийся в виде кит-кара для самостоятельной сборке. Клиент может дорабатывать машину любыми доступными способами.


Грузовая амфибия Searoader Amphitruck 4x4.


А это пример «переделки». Searoader Amphicab был построен в 2012 году по заказу небезызвестного Стивена Фрая.