Автомобили FORD история развития. История компании Ford

Ford — это ни что иное как фамилия основателя, Генри Форда. Рос Генри в простой фермерской семье в Диборне, штат Мичиган. Видимо это и повлияло на направление его будущей компании, он начал производить доступные автомобили для всех, а также грузовики и прочую сельскохозяйственную технику. В дальнейшем там же, в Диборне, была построена и штаб-квартира компании.
В Ford Motor Company, которая образовалась в 1903 году, но первый особенно удачный автомобиль был под кодовой буквой «T» в 1908-ом. Эта модель была настолько удачной, что бесконечно растущие заводы компании все равно не справлялись с потоком заказов, на конец года их было продано 10 тысяч 660 штук, что побило все рекорды того времени.

С 1913 года Форд впервые в мире внедряет на своем производстве такие вещи как стандартизация взаимозаменяемых деталей и конвейерное производство. Второе кстати позволило компании повысить производительность примерно в полтора раза. Также растут зарплаты, а за ними опять же производительность в целом. К 1914 году производилось уже пол миллиона автомобилей популярной модели «Т», а в 1923-ем на ней ездил уже каждый второй автовладелец в Америке. Примерно в эти же года компания активно расширяет свое производство по всему миру, а также сотрудничает с Советской Россией. И не смотря на то, что сам Генри отрицательно относился к Октябрьской революции, считал что у русских огромное будущее.

Компания «Линкольн» была приобретена Фордами в 1922-ом, управление ей поручено старшему Эдселю Форду. К концу 20-х годов общественность подустает от однообразия моделей одной «Т» и это позволяет вырваться немного вперед другим компаниям. Форд пытается исправить ситуацию моделью «А» но безуспешно. А в 1929 Великая Депрессия вовсе снижает все продажи, соответственно и зарплаты падают вдвое. Но уже к 1932-му компании удается собрать первой в мире V-образный монолитный двигатель V8, и в силу их большой надежности, позволило компании вырваться на многие годы вперед.

В военные годы (1942-1947) Форд, как и многие компании, прекращает выпускать автомобили для народа, и начинает программу помощи фронту. Менее чем за 3 года было выпущено: 8600 штук Liberator V-24 четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков; более 500 тысяч танков; 57 тысяч самолетов; противотанковые установки и другое военное оборудование. Эта грандиозная программа была начата Эдселем Фордом, не смотря на то, что в до военного времени, при его управление, прослеживался некий застой в делах компании. Но в 1945 году приходит младший Генри Форд и привносит новую фамильному делу. Первым делом он делает реорганизацию по приему работников, с помощью системных аналитиков и методов типа «мозговой штурм». И уже к 1949-ому компания снова бьет все рекорды по продажам, продав 807 тысяч своих машин. Увеличивается доход компании почти вдвое. Начато строительство десятков новых заводов, полигонов, складов и даже исследовательских лабораторий.
В 1955-ом запускаются в серию модели «Тандерберд» и «Мустанг», ставший классикой. Через 10 лет появляется четырех-дверная версия Мустанга. Этот «конь» стал просто иконой для американцев. Всего за 100 дней, после начала продаж, было продано более ста тысяч штук.

В 1968-ом компания заявляет о себе в спортивном мире гоночных автомобилей, а именно своим 1.6-ти литровой моделью Escort Twin Cam. Эта машина побеждает по всему миру на протяжении нескольких лет, в том числе Дания, Шотландия, Ирландия, Австрия, Финляндия.
С начала выпуска грузопассажирских Ford Econoline E серии, которые начались в 1976-ом, стали внедрять некоторые элементы аналогичные внедорожникам.
В том же 1976-ом началась серия Fiesta, которая просуществовала до сих пор. Конечно, это стало возможным только благодаря нескольким ресталингам, которые производились например в 1995-ом и 99-ом годах.
Так же тех годов выпуска и «рабочая лошадка» Crown Victoria, которая много лет массово используется в полиции, службах такси и подобном. Дебютировал в 1978-ом, новая модель 1990, обновление внешнего вида в 1998-ом.

С 1990-го гамма моделей еще увеличивается с покупкой компании «Ягуар», а еще через год, совместно с немцами из Volkswagen, создается многоцелевая модель под именем Ford Galaxy.
В том же году появляется первый Ford Explorer, с продажами более четырехсот тысяч в год. В 2001-ом модель обновляется.
Новые стандарты безопасности привносятся с Ford Mondeo в 1993-ем, на следующий год этот автомобиль назначается автомобилем года в Европе и становится самым продаваемым.
В 1994-ом заканчивается скупка акций Aston Martin-Lagonda.
Не менее известная модель среди прочих, Ford Focus, впервые появляется на выставке в Женеве в 1998-ом году.

Главное производство которой расположено в Америке. Выпускает не только легковые автомобили («Меркури», «Форд», «Линкольн»), но и грузовые автомобили, и разноплановую сельскохозяйственную технику.

История Форда однозначно связана со своим первооткрывателем, директором и просто гениальным человеком Генри Фордом.

Этап зарождения компании с 1900 по 1920 год

Место размещения компании - небольшая фабрика, специализирующаяся на выпуске карет. Одно из первых существенных достижений Генри Форда - коляска для перевозки пассажиров, имеющая название «Модель A». Её работа производилась за счёт , мощность которого составляла восемь лошадиных сил.

Автомобиль считался самым совершенным из всех присутствующих на рынке. Лёгкость его управления привлекала даже самых взыскательных джентльменов. Последующие пять лет Генри Форд занимался постоянным увеличением производства этого вида транспорта. Это послужило существенным толчком . Модели колясочных автомобилей постоянно модернизировались и улучшались. Однако многие из них так и не перешли за грань экспериментального уровня.

Огромный прорыв компания Генри Форда совершила в 1911 году. Вновь созданный гениальным конструктором автомобиль «Железная Лиззи» стал доступен для огромного количества населения. Второе название машины - «Модель T». В автоиндустрии такая модификация пользовалась особенной и . Ценовая составляющая на «Модель T» колебалась в пределах двухсот шестидесяти долларов. В течение года было продано примерно 11 тысяч единиц техники.

Массовое производство автомобилей начинается именно после появления на авторынке «Железной Лиззи», и спрос на личные транспортные средства начал набирать немыслимые обороты.

Параллельно с производством известной модели разрабатываются некоторые . Среди них машины скорой помощи, пикапы, малогабаритные автобусы и транспортные средства для перевозки грузов.

Для того чтобы удовлетворить значительный потребительский спрос, Генри Форд впервые переходит на конвейерное производство. Работа каждого участника процесса при этом имеет узкую направленность, силы не разбрасываются на выполнение сразу нескольких фаз процесса. Двигающийся конвейер буквально стал революцией в автомобильной индустрии .

Второй этап развития с 1920 по 1940 год

Ритм жизни людей постоянно увеличивался, как и производственные мощности компании. Разработчики трудились днями и ночами над новыми изобретениями, которые бы отвечали всем требованиям населения.

1932 год ознаменовался выпуском монолитного восьмицилиндрового V-образного силового агрегата . Компания «Форд» стала первооткрывателем в создании подобного оборудования. с таким двигателем долгое время являлись приоритетом для огромного числа американцев.

На видео - история марки Форд:

Через два года доработанный силовой агрегат появился и на многих грузовых автомобилях.

В этот же период покупатели начинают задумываться о безопасности машины. Этот вопрос становится актуальным и для Генри Форда. Заводы компании начинают изготавливать стёкла безопасного типа. Риски нанесения вреда человеческому организму постоянно сводятся к минимуму. Большая часть политики компании строится на обеспечении безопасности как для водителя, так и для пассажиров.

Любовь людей к марке «Форд» растёт непомерными темпами. Автомобили занимают свою ячейку в Америке, а также в России и Европе. считаются истинно народными.

Период с сороковых по шестидесятые годы

В начале сороковых годов компания вложила всю свою силу и мощность в создание специализированной военной техники. Производство гражданских автомобилей было на время приостановлено.

В период военных действий заводом «Форд» было выпущено 57 тысяч двигателей для самолётов, 86 тысяч бомбардировщиков «B-24 Либерейтор» и 250 тысяч танков.

В 1945 году Генри Форд после долгих и плодотворных лет отходит от дел. Все свои права он передаёт своему внуку Генри Форду младшему. В 1947 году родоначальник известной компании погибает в собственном имении. На тот момент ему было 83 года.

Однако компания под руководством внука по-прежнему процветает. была представлена в 1949 году на нью-йоркской автомобильной выставке. Она имела ряд особенностей:

  • независимая передняя подвеска;
  • гладкие боковые панели;
  • задние боковые стёкла, способные открываться.

Стандартом будущего автомобильного дизайна стала интеграция крыльев и кузова. Продажа этих автомобилей стала колоссальным прорывом в жизни компании. Объём проданных единиц превысил .

Прибыли компании ускоренными темпами стали тянуться вверх. Соответственно, стали расширяться производственные мощности: появляются новые заводы, лаборатории, испытательные полигоны.

Компания внедряется в финансовый бизнес, изучает особенности страхования. Разворачивает свою деятельность в отраслях электроники и космических технологий. На сегодняшний день акционерами корпорации «Форд» являются 700 тысяч человек .

Период с 1960 по 1980 год

Основное направление корпорации в шестидесятые годы - молодёжь. В производстве преобладают доступные спортивные автомобили с современным и креативным дизайном.

Период с 1980 года

В этот период значительно возрастает конкурентоспособность других производителей. Чтобы удержаться на плаву, корпорация начинает практиковать внедрение новейших технологий не только в легковые автомобили, но и в другие промышленные направления.

Главная цель дизайнеров - создание мирового лидера для представительского класса. Средний ценовой сегмент также не остался без внимания.

Чтобы продемонстрировать все свои возможности, компания «Форд» выпускает две модели: «Меркури-Сейбл», «Форд-Таурус». Все детали в автомобилях абсолютно совершенны. В результате «Таурус» стал автомобилем 1986 года. В конце восьмидесятых годов обе машины претерпели сокрушительные . Вся Америка стояла перед ними на коленях.

Последующими инновационными моделями стали «Форд-Мондео» и подвергнутый глобальному рестайлингу «Мустанг». В Европе появились минивэны «Галакси» и пикапы F-серии.

Главное кредо компании: «При снижении затрат на производство добиваться постоянного усовершенствования своей продукции».

В наше время марка «Форд» заслужила признание по всему миру. Заводами выпускается более семидесяти . Среди них самые известные: «Линкольн», «Форд», «Ягуар», «Астон-Мартин».

Компания «Форд», помимо собственных многочисленных производств, имеет значительное количество акций корпораций «Киа Моторс Корпорейшн» и «Мазда Мотор Корпорейшн».

Руководители американской компании не останавливаются на достигнутом и постоянно работают на повышение своих возможностей.

Примерно тридцать лет тому назад знаменитый американский менеджер Ли Якокка говорил о том, что к началу XXI века на мировом автомобильном рынке останется всего несколько игроков. Экс-президент Chrysler и Ford насквозь видел тенденции дальнейшего развития автопрома, поэтому вовсе неудивительно, что его предсказания подтверждаются.

Крупнейшие мировые автоконцерны и альянсы

На первый взгляд может показаться, что в мире есть много независимых автопроизводителей, но на самом деле большинство автокомпаний входят в различные группы и альянсы.

Таким образом, Ли Якокка как в воду смотрел, и сегодня в мире на самом деле осталось всего несколько автопроизводителей, поделивших между собой весь мировой авторынок.

Какие марки принадлежат Форд

Интересно, что компании, которые он возглавлял - Chrysler и Ford - лидеры американского автопрома, во время экономического кризиса понесли самые серьезные потери. И в настолько серьезных передрягах им не приходилось бывать никогда ранее. Chrysler и General Motors стали банкротами, а Ford спасло лишь чудо. Но за это чудо предприятию пришлось заплатить слишком дорогую цену, ведь в результате Ford лишился своего премиального подразделения Premiere Automotive Group, в которое входили Land Rover, Volvo и Jaguar. Более того, Ford потерял Aston Martin - британского производителя суперкаров, контрольный пакет акций Mazda и ликвидировал марку Mercury. И сегодня от огромной империи остались всего два бренда - Lincoln и собственно сам Ford.

Какие марки принадлежат автоконцерну Дженерал Моторс

General Motors понес не менее серьезные потери. Американская компания потеряла Saturn, Hummer, SAAB, но ее банкротство все-таки не помешало отстоять бренды Opel и Daewoo. Сегодня в составе General Motors такие бренды как Vauxhall, Holden, GMC, Chevrolet, Cadillac и Buick. Кроме того, американцам принадлежит российское СП GM-АвтоВАЗ, которое выпускает Chevrolet Niva.

Автоконцерн Фиат и Крайслер

А американский концерн Chrysler теперь выступает в роли стратегического партнера Fiat, собравшего под свое крыло такие марки как Ram, Dodge, Jeep, Chrysler, Lancia, Maserati, Ferrari и Alfa Romeo.

В Европе дела обстоят несколько иначе, чем в США. Здесь кризис также внес свои коррективы, но положение монстров европейского автопрома от этого не пошатнулось.

Какие марки принадлежат концерну Фольксваген групп

Компания Volkswagen по-прежнему накапливает бренды. После покупки Porsche в 2009 году в составе Volkswagen Group числится девять марок - Seat, Skoda, Lamborghini, Bugatti, Bentley, Porsche, Audi, производитель грузовиков Scania и сам VW. Есть сведения, что вскоре в этот список войдет и Suzuki, 20 процентов акций которой уже принадлежит Volkswagen Group.

Марки, которые принадлежат концерну Daimler AG и БМВ групп

Что касается двух других «немцев» - BMW и Daimler AG, то они не могут похвастать таким обилием брендов. Под крылом Daimler AG числятся марки Smart, Maybach и Mercedes, а история BMW насчитывает компании Mini и Rolls-Royce.

Автомобильной альянс Рено и Ниссан

В числе крупнейших мировых автопроизводителей нельзя не упомянуть альянс Renault-Nissan, владеющий такими марками как Samsung, Infiniti, Nissan, Dacia и Renault. Кроме того, Renault - обладатель 25 процентов акций АвтоВАЗа, поэтому Lada тоже не является независимой от французско-японского альянса маркой.

Еще одному крупному французскому автопроизводителю - концерну PSA - принадлежат Peugeot и Citroen.

Японский автоконцерн Тойота

А среди японских автопроизводителей похвастаться «коллекцией» брендов может разве что Toyota, которой принадлежат Subaru, Daihatsu, Scion и Lexus. Также в составе Toyota Motor числится производитель грузовиков Hino.

Кто принадлежит Хонде

У Honda достижения более скромные. Помимо мотоциклетного отделения и премиального бренда Acura у японцев больше ничего нет.

Успешный автоальянс Хендай-Киа

В течение последних лет в список лидеров мирового автопрома успешно прорывается альянс Hyundai-Kia. Сегодня он выпускает автомобили только под марками Kia и Hyundai, но корейцы уже всерьез занялись созданием премиум-бренда, который может получить название Genesis.

В числе поглощений и слияний последних лет следует упомянуть переход под крыло китайской Geely марки Volvo, а также приобретение английских премиум-брендов Land Rover и Jaguar индийской компанией Tata. А еще самый курьезный случай - покупка известного шведского бренда SAAB крошечным производителем суперкаров Spyker из Голландии.

Некогда мощный британский автопром приказал долго жить. Все известные британские производители автомобилей уже давно утратили независимость. Их примеру последовали и небольшие английские фирмы, перешедшие к иностранным владельцам. В частности, легендарный Lotus сегодня принадлежит компании Proton (Малайзия), а китайская SAIC купила MG. Кстати, та же SAIC перед этим продала корейский SsangYong Motor индийской Mahindra&Mahindra.

Все эти стратегические партнерства, альянсы, объединения и поглощения еще раз доказали правоту Ли Якокки. Фирмы-одиночки в современном мире выжить уже не в состоянии. Да, существуют исключения, вроде японской Mitsuoka, английской Morgan или малазийской Proton. Но эти компании являются независимыми лишь в том смысле, что от них ровным счетом ничего не зависит.

А чтобы иметь годовые продажи, исчисляющиеся сотнями тысяч автомобилей, уже не говоря про миллионы, без крепкого «тыла» не обойтись. В альянсе Renault-Nissan поддержку друг другу обеспечивают партнеры, а в Volkswagen Group взаимовыручка обеспечивается количеством брендов.

Что касается таких компаний как Mitsubishi и Mazda, то в дальнейшем их ждут все большие трудности. В то время как Mitsubishi может получить помощь партнеров из PSA, то Мазде придется выживать в одиночку, что в современном мире с каждым днем становится все сложнее…

История Ford – это не только история американского, но и всего мирового автомобилестроения. Именно компания Форд первой начала производить массовый дешевый автомобиль. Является четвертой в мире по объему производства за всю историю. Сейчас является третьей в США и второй в Европе.

Годовой оборот компании превышает 150 млрд. $. Стоимость активов составляет 208 млрд. $. Корпорация имеет 62 завода, сеть торговых точек, расположенных в 30 странах. На них трудятся свыше 200 тысяч сотрудников. Предлагаем познакомиться кратко с историей компании Ford.

История создания компании

Ford история началась с первой встречи в 1875 году 12-летнего Генри Форда с локомобилем. Будущий отец автомобилестроения называл эту встречу важнейшей в жизни, коренным образом повлиявшей на его выбор профессии. С юных лет он занимается техникой, работает учеником в механической мастерской, мастером по ремонту локомобилей. Вечера проводит в мастерской на родительской ферме.

Генри Форд в детстве

Первая машина

В 1884 г. Генри устраивается на работу в одну из мастерских Детройта. Здесь он на практике познакомился с известным в то время газовым двигателем модели Отто.

Вскоре Генри возвращается в родной поселок, женится. Отец отвел ему большой участок земли, где молодой Форд построил дом и обустроил себе первоклассную мастерскую. В ней он сконструировал себе из-за любопытства мотор по образцу четырехтактной модели Отто, действующей на светильном газе.

Через четыре года он нанимается инженером в электрическую компанию. Генри вместе с женой снимают дом в Детройте. В кирпичном сарае за домом он устроил мастерскую, которую перевез с собой из Спрингфилда. В ней изобретатель самозабвенно работал по вечерам над своим двухцилиндровым двигателем.

В 1892 году Генри Форд собрал свой первый автомобиль. По виду он походил на тележку с велосипедными колесами. Двухцилиндровый мотор развивал мощность около 4-х лошадиных сил. Рулевого колеса не было, машина пускалась в ход рукояткой. Первый автомобиль Генри Форда получил от изобретателя простое название Ford Quadricycle (Форд Квадрицикл).


Ford Quadricycle

Весной 1893 прошли его испытания на сельских дорогах Мичигана. Вплоть до 1896 г. Форд исколесил на нем тысячи миль, продав затем за 200 долларов страстному любителю машин.

Первый опыт

Между тем электрокомпания предложила ему высшую инженерную должность при условии, что он перестанет заниматься машинами. Но молодой инженер уже был твердо уверен в успехе своего дела и 15 августа 1899 г. отказался от службы, чтобы полностью посвятить себя автомобилям.

Группа предпринимателей предложили организовать с его участием автокомпанию. Форд проработал в ней три года. За это время он построил 15 автомобилей по образцу своей первой модели. Но продажи шли плохо, возможностей заниматься конструированием новых моделей не было и Генри покинул фирму.

Собственное предприятие

Форд принимает решение организовать самостоятельное предприятие. Он снимает для своей мастерской другой кирпичный сарай и продолжает опытным путем строить новые модели автомобилей.

Большинство американских покупателей машин в то время считали главным их козырем скорость. Чтобы удовлетворить запросы публики, Генри изготовляет две модели с 4-цилиндровым мотором в 80 л.с., что по тем временам представлялось гигантской мощностью.

Одна из них, машина «999», как он назвал её, успешно показала свою быстроходность на гонке в три мили. Быстро нашлись желающие выгодно вложиться в дело и в июне 1903 года было основано «Общество Автомобилей Форда. Так началась история создания компании. Самому основателю досталось четверть фирмы, должность директора и ответственного за все производство. Денег учредители набрали 28 тысяч долларов.


Генри Форд и гонщик Барни Олдфилд (Barney Oldfield) на легендарном автомобиле «999»

Впоследствии Форд за заработанные деньги выкупил акции и довел свою долю до 59%. А в 1919 году, когда у него стали возникать разногласия с акционерами по хозяйственной политике, остальные 41% купил его сын Эдзель за солидную сумму в 75 млн. $.

Первые шаги

История развития общества Форда начала писаться с «Модели A». У неё был двухцилиндровый двигатель в 8 л.с. и цепная передача. Детали для машины производились у партнеров, а в фирме занимались уже сборкой. Автомобили сразу приобрели репутацию простых и надежных машин. Уже в первый год было реализовано 1 708 экземпляров и дела фирмы пошли успешно.


Модель «А»

В 1906 г. за счет оборотных средств фирма построила 3-этажный корпус, стала производить целый ряд деталей самостоятельно.

В процессе производства и реализации продукции Форд пришел к выводу, что рынок остро нуждался в дешевом массовом автомобиле. За счет упрощения конструкции, упорядочения цены объемы продаж в 1907-1911 годах возросли в разы. На фирме уже собирали более 100 машин в день.

Число работников в фирме достигло 4110 человек, количество произведенных автомобилей – 45 тысяч. У компании появились филиалы в Лондоне и Австралии. Форд уже торговался во многих странах мира.

История компании Форд развивалась согласно методам её основателя. Машины компании конструировались менее сложными, чем у конкурентов, предприятие не использовало чужих капиталов, вся прибыль вкладывалась опять в производство, а благоприятное сальдо позволяло всегда располагать оборотными средствами.

Модель Т

По мнению Форда, автомобиль должен быть простым и доступным по стоимости. Свою идею он воплотил в разработку «Модели Т», которую фирма стала выпускать с 1908 г. Она вобрала в себя все, что изобретатель наработал за предыдущее время плюс ванадиевые составы в материалах.


Жестянка Лиззи (Модель «Т»)

«Жестяная Лиззи» (Tin Lizzy), как её прозвали автолюбители, стала первым автомобилем массового производства. В 1914 г. компания отпраздновала выпуск юбилейного 10-миллионного экземпляра. Машина производилась до 1928 года.

Конвейер

С 1913 года Форд приступил к постепенному внедрению конвейерного производства автомобилей. Результаты были ошеломляющими. Например, время сборки двигателя сократилась с 9,9 до 5,9 рабочих часов.

Введение конвейера Форда позволило уменьшить цену Жестяной Лизы с 850 до 290 долларов. В 1914 г. Генри установил самую высокую в стране минимальную зарплату для рабочих – 5 $ в день.


Инновационный в то время метод производства — сборочный конвейер

Как менялся модельный ряд по мере развития компании

Сегодня в производстве концерна находится более 70 моделей автомобилей. Рассмотрим основные экземпляры модельного ряда машин Ford Motor Company.

После падения продаж модели Т, Форд на полгода закрыл все производства, проведя необходимую реконструкцию для перехода на новую модель Ford A (прототип советской «Победы»), обладающей более совершенными характеристиками. На этой машине впервые появилось безопасное стекло.


Модель A 1929 года

Опять опережая конкурентов, Форд первым начинает в 1929 году выпуск моделей с кузовом «универсал».

Конкуренты тем временем освоили выпуск V-6 моторов. Акционеры компании предложили начать производство своих аналогов, но Форд настоял на разработке более продвинутого двигателя. Так в апреле 1932 г. публике был представлен новый V-образный 8-цилиндровый мотор, установленный на Model B. Движок получил название flathead – в переводе: «плоскоголовый». Он был достаточно компактен, работал тихо и благодаря малому числу деталей очень надёжен и прост в обслуживании. Только через несколько лет конкуренты смогли организовать производство машин с двигателем подобного типа.


Модель B 1932 года

Когда Америка приступила к военным действиям, все усилия компании были направлены на выпуск военной продукции. Концерн производил бомбардировщики, моторы для самолетов, танки, противотанковые пушки, грузовики и джипы, прочее военное оборудование.

В сентябре 1945 года 82-летний Генри Форд уходит с поста руководителя корпорации и передает дела своему внуку. Через два года, 7 апреля 1947 г., он умирает в своем имении. На тот момент его состояние равнялось $199 млрд с учетом инфляции.


Fairlane

В 1948 г. выпущен первый Ford F-Series из серии полноразмерных пикапов. Машина стала самым популярным пикапом и одной из самых продаваемой в мире. Реализовано более 34 миллионов экземпляров этой серии.


F-100 1948 года

В 60-ые годы Ford, следуя спортивному и молодежному тренду, воцарившемуся в Америке, переключился на выпуск недорогих спортивных автомобилей. В 1964 появляется один из самых лучших автомобилей компании – Mustang, получивший название прославленного американского самолета P-51. Оснащенный новым двигателем, обладавший ярким и стильным дизайном, автомобиль имел грандиозный успех. Через 1,5 года было продано миллион экземпляров. Он является по настоящее время культовым автомобилем.


Mustang первого поколения. Все о Форд Мустанг читайте на сайте pro-mustang.ru

Вслед за Мустангом началось производство коммерческого автомобиля FordTransit. С 1965 г. продано более 6 миллионов машин в семи поколениях.

В 1968 г. стартовал выпуск FordEscort - одной из удачных легковых моделей Ford. За 35 лет производства было продано почти 20 млн. штук.


Escort 1968-1973 гг.

1976 г. ознаменовался выпуском модели B-класса – FordFiesta. Она до сих пор производится с успехом во многих странах мира. Её тираж составляет более 13 млн. единиц в 6 поколениях.

С 1998 г. стал производиться FordFocus - популярный седан. Сегодня модель изготовляется уже в третьем поколении. Реализовано более 9,2 миллионов машин. Автомобиль пользуется популярностью в России, где собирается с 1999 года. В 2010 г. Focus был самым продаваемым автомобилем-иностранцем в нашей стране.


Focus 1998 года

Эволюция логотипа

Известный сегодня овальный значок появился на машинах Форда не сразу.

История логотипа берет отсчет с 1903 г. На первой эмблеме красовалась надпись «Ford Motor Co.», выполненная диковинным шрифтом и обрамленная овалом.

Через три года надпись сократили и сделали «летящей». Она должна была символизировать стремительное движение компании вперед. Существовала эмблема до 1910 г.

Торговая марка Ford в 1909 году получила регистрацию в патентном бюро США.

В 1912 году логотип принимает новую форму – причудливого треугольника, по бокам которого раскинуты крылья. По задумке дизайнеров, конструкция эмблемы означала изящество и надежность, а вместе с ними – скорость и легкость.

Прототип нынешнего знака появился в 1927 году – синий овал и надписью Ford внутри. До 70-х годов он ставился не на все автомобили бренда.

С 1976 г. овал с синим фоном и знакомой серебристой надписью стал размещаться на радиаторе и задней дверце всех автомобилей, выпускаемых корпорацией.

В 2003 году накануне столетнего юбилея корпорации логотипу добавили едва уловимые черты первоначальных эмблем. Легендарный овальный значок по-прежнему легко узнаваем и олицетворяет собой высокое качество и надежность знаменитого бренда.

«Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный» .

Бытует мнение, что эта фраза про черный цвет упомянута им не случайно. Все модели «Т» были в одном цвете. Форд решил окрашивать их черным только потому, что краска такого цвета была самой дешевой.

На вопрос журналистки: «Какой автомобиль Вы считаете лучшим?», великий конструктор ответил:

«Лучший автомобиль - это новый автомобиль!»

«Я никогда не говорю: «Мне надо, чтоб вы это сделали». Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли вы это сделать».

«Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение».

«Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».

Сегодняшнее состояние компании и её перспективы

Корпорация по-прежнему является одним из ведущих автопроизводителей в мире. Помимо легковых автомобилей, грузовиков и автобусов под маркой Ford, которые продаются по всему миру, в портфель концерна входят бренды Lincoln и Troller (Бразилия). Он также владеет частью акций в фирмах «Kia Motors Corporation» и «Mazda Motor Corporation».

В начале 2000-х кризис компании был существенным. Однако после прихода к руководству корпорацией Алана Малалли, деятельность гиганта -автопроизводителя снова стала приносить прибыль. Проведена реструктуризация, осуществляется переход на новую стратегию корпорации по выпуску автомобилей, единых для всех рынков.


Алан Малалли

Финансовое положение

По итогам 2017 года чистая прибыль Ford возросла на 65% и достигла 7,6 млрд. $, выручка увеличилась на 3% и равняется почти 157 млрд.$. Прибыль за последний квартал составила 2,4 млрд. $, годом ранее были убытки.

По прогнозам американских специалистов в 2018 году ожидается снижение прибыли компании. Выручка прогнозируется на уровне 142 млрд. $.

В России наблюдается рост покупок в кредит кроссоверов и внедорожников, особенно Ford Explorer и Ford Kuga. В 2017 году их доля в продажах фирмы возросла до 31%, что обеспечило компании СП Ford Sollers, представляющей интересы Форда в России, увеличение реализации на 16%. В 2017 г. продано коммерческих автомобилей марки Ford на 68% больше, чем в прошлом году.


Explorer

Компания рассчитывает на дальнейший рост продаж внедорожников. Планируется увеличение производства на предприятиях Татарстана с одновременным обновлением некоторых моделей. Фирма возлагает большие надежды на усиление позиций в сегменте легкого коммерческого транспорта.

Планы

В этом году концерном планируется представить 23 новых моделей на международном рынке. В целом компанией определена стратегия на сокращение
числа моделей легковых автомобилей. Основной упор будет сделан на разработку новых грузовиков и внедорожников.

Миссия корпорации заключается в постоянном улучшении продукции компании, чтобы соответствовать запросам наших покупателей, позволять фирме процветать и обеспечивать прибыль её акционерам и собственникам.

Решил собрать в одну статью накопившуюся информацию, чтобы как-то структурировать знания. Надеюсь, вам будет полезно и интересно.

Начало

История знаменитой марки Ford начинается из гаража Генри Форда на улице Бэгли (Bagley Street, Детройт, Мичиган), который в 1890х начал собственноручно собирать там первые «самодвижущиеся повозки». При этом он работал в Edison Illuminating Company, и все оставшееся свободное время проводил в гараже.

Мастерская Форда

Естественно, окружающие смотрели на него, как на гика, и никто по-серьезному не верил в возможность движения без применения биологических сил. В скором времени Генри Форд уже катался по улице на своей повозке, но постоянно что-то ломалось, приходилось переделывать и снова тестировать. Несмотря на то, что в конечном итоге ему все же удалось проехать из намеченного пункта А в пункт В и вернуться, все равно никто не принимал его всерьез.

Гараж Форда на Бэгли Стрит 58

Осознание перспективности и ценности автомобилестроения наглядно показали соревнования - гонки в те времена были чем-то средним между спортом и цирковым зрелищем. В 1902 Генри вызвал на «дуэль» и обогнал на автомобиле собственного производства чемпиона Америки - Александра Уинтона.

Гоночный автомобиль Форда

В 1903 году эксперимент повторил уже нанятый водитель - Ольдфильд, прорекламировав гоночную модель Форда «999». Победа принесла Форду некоторую известность, а главное - помогла завоевать сердца и кошельки будущих компаньонов.

Ford 999, За рулем Барни Олдфилд

From The Freeman January 1998:
Anyone strolling by 58 Bagley Street in Detroit early in the morning of June 4, 1896, would have seen a strange sight: Henry Ford, ax in hand, was smashing open the brick wall of his rented garage. He had just started his first gas-powered car, and it was too big to fit through the door.
«Каждый, кто рано утром 4 июня 1896 проходил мимо дома 58 по улице Бэгли в Детройте, видел странную картину: Генри Форд с кувалдой в руке разбивал кирпичную кладку стены арендуемого им гаража. Он только что начал работу над своим первым автомобилем, но он был слишком большим и не пролезал в дверь.»

Надо отметить, что Форд был далеко не единственным исследователем, кто пытался собрать автомобиль. Примерно в это же время, в разных концах Европы и Америки подобные мысли пришли в голову нескольким изобретателям и их проекты тоже не стояли на месте. Основным отличием их всех от Форда была экономическая концепция – автомобиль позиционировался ими как дорогая игрушка для богачей. Поэтому каждый автомобиль, создаваемый ими, был индивидуален.
Генри Форд придерживался совсем другой идеи: автомобиль – это практичное средство передвижения, предназначенное для ежедневных нужд обычных людей. Именно поэтому его политикой было постоянное снижение цен на автомобили и увеличение количества выпускаемых авто. Некоторые инвесторы не оценили такого подхода, признав его бесперспективным, и продали свои акции Генри Форду, что ему было только на руку. Вскоре он получил контрольный пакет акций своей компании (сначала он владел 25,5%) и был уполномочен устанавливать свои правила, первым из которых стало снижение цен на автомобили.

Первые автомобили

Так, например, первые партии серийного “Model A” имели цену $ 600-750 (в зависимости от опций) – по тем временам деньги очень приличные (для сравнения, минимальный оклад рабочего на заводе форда составлял $ 4 в неделю). Но в последствии, за три года выпуска, цена упала до $ 240, и при этом планка минимальной зарплаты рабочего выросла до $ 7.

Первый серийный автомобиль Ford Model A 1903-1904

За период было выпущено 1750 экземпляров. Автомобиль оснащался двухцилиндровым оппозитным двигателем, объемом 101.788 дюймов (~250 см3), который выдавал 8 л/с. КПП планетарная, две передачи вперед и одна назад, привод осуществлялся с помощью цепной передачи, от которой впоследствии отказались. Автомобиль имел два варианта кузова: 2х и 4х местный. Двухместная конструкция весила 562 кг, и развивала до 45 км/ч.
Надо сказать, поисковики приводят множество фоток этой модели, но в основном это все восстановленные, из чьих-нибудь коллекций, и по большей части, они не достоверны. В частности, Wikipedia имеет главной картинкой симпатичную красную машинку – что абсолютно не соответствует действительности, так как до 1917 года Ford выпускал исключительно автомобили черного цвета. Как они писал позже в своей автобиографии : "Any customer can have a car painted any color that he wants so long as it is black" – «Любой покупатель может получить машину любого цвета, которого он хочет, при условии, что этот цвет – черный». Вообще о комфорте в то время речи не шло: с одной стороны, поездка на автомобиле уже считалась благом и грех было жаловаться, а с другой - ценовая политика Форда, направленная на постоянное снижение цен и расширение рынков и объемов сбыта, не уделяла внимание таким "мелочам".

Развитие

Выпуск новой модели Ford Model T, принесшей компании мировую известность, потребовал расширения производства. Генри Форд, не имеющий экономического образования, получил достаточный опыт на практике и в 1910 г. для производства новой модели построил совершенно новый завод в Хайленд-парке. Завод имел площадь 60 акров (~25 га), в нем воплотились все наиболее современные на тот момент решения, а также нововведения, придуманные лично Фордом. Конечно же, это конвейерная лента и унитазы под наклоном:)

Завод Ford в Хайленд-парк


Рекламная короткометражка о заводе в Хайленд-Парке (немое кино)

Можно походить по тем местам в гугл-мэпс, но не ждите ничего особенного - места почти заброшены. (Для фанатов - заброшенный завод Packard Automobile Factory , а также завод по производству салонов автомобилей "Fisher Body 21 ", тоже заброшен)

Ford T имел потрясающий коммерческий успех, ведь это был ни в чем не уступающий своим конкурентам автомобиль, но за счет конвеерной сборки стоил на порядок дешевле. Стандартный 4-местный Ford T в 1909 году стоил $ 850 (эквивалент $ 20 513 сейчас), тогда как конкурирующие машины стоили примерно $ 2500 (эквивалент $ 60033 сегодня); в 1913, цена упала до $ 550 (эквивалент $ 12 067 сейчас), и $ 440 в 1915 году (эквивалент $ 9431 сегодня). К 1914 году Генри выпустил свой 10-миллионный автомобиль, 10 процентов всех автомобилей в мире были Ford T. А за все время было изготовлено 15 миллионов Ford T.

Технические характеристики Ford Model T:
Двигатель: бензиновый, 4х-цилиндровый, 2896 см3, развивал 22,5 л.с., при 1800 об/мин.
Коробка передач: планетарная, двухступенчатая.
Кузов: длина 3350 мм, ширина 1650 мм, клиренс 250 мм, масса: 880 кг.
Макс. скорость: 70 км\ч.


Реклама Ford Model T

«Тэшка» была дешевой по цене, но не по исполнению. К продуманной до мелочей конструкции Генри добавил еще один немаловажный ингредиент - высокий, вернее высочайший, максимально возможный в то время уровень качества. И это касалось не только самого процесса сборки - на его предприятии подобное подразумевалось само-собой. Другое дело, что представители компаний-поставщиков комплектующих, работавшие с Ford, бились в истерике от сверхжестких требований к качеству деталей, узлов и механизмов, предназначавшихся для модели Т. Допуски по некоторым позициям доходили до 4 мм - и это, напомню, в начале 20 века! С другой стороны, поставщики, работавшие на Ford, получали на разработку и выполнение заказа ровно столько времени, сколько они требовали, да и оплачивались их услуги по высшему разряду.

Сборка шасси

Составляющей успеха и гарантом высоких продаж являлась впервые созданная дилерская сеть: в 1913 - 1914 годах у Форда насчитывалось 7 тыс. таких дилеров, не только продававших, но и ремонтировавших "Модель Т". К 1914 году число проданных автомобилей модели "Т" достигло 250 тыс., что составило около 50% всего автомобильного рынка США тех лет. К 1927 году, когда "Модель Т" была снята с производства, число проданных автомобилей этой серии достигло 15 миллионов. За всю историю мировой автомобильной промышленности больше было продано только знаменитых "Жуков" немецкой корпорации "Фольксваген".

Сопутствующее производство

Предприятия Генри Форда занимались не только производством автомобилей. Стремясь контролировать весь процесс, Форд запустил производственную линию начиная от добычи руды и заканчивая производством тканей для салона. Таким образом удалось избежать возможных задержек от недобросовестных поставщиков.

Социальная политика

Форд отлично знал, что стабильность и достаток в рабочей среде означает стабильность и процветание корпорации. В январе 1914 года он объявил о повышении минимальной ежедневной оплаты труда до пяти долларов, что повергло конкурентов в шок. Например, на General Motors рабочие получали в сутки $2.5. Но и здесь не обошлось без подводных камней: на самом деле, эти $5 состояли из двух равных частей - жалованья и "доли прибыли". Причем "долю" получали только те рабочие, которые соответствовали особым "стандартам эффективности", и чьи кандидатуры были одобрены социальным департаментом корпорации.

Поначалу социальный отдел занимался регулированием споров, следил за атмосферой на предприятии, а также в семьях служащих. Сотрудники этого отдела помогали рабочим вести семейную бухгалтерию. Однако позже, с наступлением кризиса, отдел стал защитной ширмой компании от бывших служащих. Этот самый социальный департамент отслеживал все происходившее на предприятии и беспардонно вмешивался в личную жизнь рабочих и сотрудников. Достаточно сказать, что в его штат входили сотни информаторов. В ответ на обвинения в ущемлении прав граждан Генри Форд говорил, что эти "маленькие неудобства" - плата за высокие доходы рабочих. Демократией там действительно и не пахло, существовала лишь свобода выбора: подчиниться либо быть уволенным с хорошей работы.

Исходя из наилучших побуждений, он вошел в историю как и один из самых непримиримых борцов с профсоюзами. И эту позицию Генри довольно легко понять и разделить. Он буквально с нуля создал систему, в которой рабочие и менеджеры имели возможность хорошо зарабатывать, если полностью отдавались делу. Форд был убежден, что хорошему работнику, равно как и толковому менеджеру, совершенно не нужен защитник интересов из профсоюзной организации. Неудивительно, что Генри оказался в авангарде анти-профсоюзного движения 30-х годов.

С новой напастью автомобильный гигант боролся весьма специфическими методами. В качестве начальника службы внутренней безопасности Генри нанял военного моряка и боксера Гарри Беннета. Двухметровый верзила, которого когда-то Форд спас от тюрьмы, был патологически верен боссу и без колебаний выполнял все его поручения, включая поручения весьма сомнительного толка. Неудивительно, что проблем с трудовой дисциплиной на заводах «Голубого овала» не было, а те, что возникали, пресекались самым решительным образом. Как говорится, кулак и доброе слово убеждают лучше, чем просто доброе слово. Более того, попытки профсоюзных лидеров заставить Форда подписать коллективное трудовое соглашение, которое к середине 30-х годов одобрили все остальные автопроизводители Америки, включая General Motors и Chrysler, также ни к чему не приводили.

Как бы то ни было, но следующие десять лет попасть на один из фордовских заводов стало мечтой многих американцев. В ожидании места приходилось месяцами стоять (то есть числиться) в очереди. Для иммигрантов оказаться у конвейера означало конец мытарств и воплощение надежд на безоблачное будущее. К рабочим Форд относился по-отечески: для них он открыл образовательные программы, создал систему медицинского обслуживания, завел традицию коллективных пикников и обедов. Он учредил фонд своего имени, активы которого оцениваются сегодня в $6.6 миллиарда.

Великая депрессия

С 1929 по 1939 годы США находились в состоянии сильнейшего экономического кризиса. Это сильно отразилось на предприятии Форда, которому пришлось уволить десятки тысяч сотрудников. Заработная плата была урезана вдвое, вышел приказ о запрещении любого общения между рабочими у конвейера, и началась волна увольнений пожилых рабочих.
Производство было снижено, но причиной тому стало не отсутствие средств производства, а отсутствие спроса. Как и прежде, Генри Форд придерживался политики низких цен, и в итоге, она себя оправдала.

Однако для борьбы с кризисом использовались и не совсем праведные пути: так, Форд буквально заставлял дилеров покупать автомобили, угрожая разрывом контракта.
Массовые увольнения рабочих привели к демонстрациям и волнениям, предприятия пришлось окружить вооруженной охраной. Люди настолько привыкли к тому, что заводы Форда дают им работу и социальные блага, что не готовы были это потерять в один момент. Некоторые политики и конкуренты пользовались таким настроением масс, чтобы восстановить народ против компании.
В результате, на момент завершения кризиса, Форд был лишь второй по объему сбыта автомобильной компанией в США. Chevrolet нанесла Форду серьёзный удар, завоевав лидерство по продажам в 1927 и 1928 годах. Это удалось благодаря мощным шестицилиндровым двигателям, которым Форд на тот момент ничего противопоставить не мог.

Выход из кризиса

Но Форд не был бы собой, если бы не смог исправить эту ситуацию. Так, помимо первого конвейера, первой идеи массового доступного автомобиля, его идеей была и концепция, на много лет вперёд предопределившая будушее автомобилестроения в Америке, и на тот момент принёсшая своему создателю не просто успех, а триумф на фоне конкурентов. Речь идёт об установке на свои автомобили "flathead" V8 - V-образной восьмёрки "с плоскими головками".

Двигатель Ford Flathead V8

Дело в том, что на рынке, конечно же, были доступны модели с V8, V12, и даже V16. Но все они предлагались исключительно для люксовых автомобилей, не доступных массовому потребителю. С выводом на рынок нового доступного V8, Форд открыл дорогу и перспективу целому направлению, дав жизнь и подарив миру идею простых, доступных и экономичных V8.
На коммерческие автомобили восьмёрка стала устанавливаться в конце 1932 года, и большинство ранних пикапов с оригинальным V8 имеют 1933 год выпуска. Идея доступной восьмёрки быстро набирала обороты, и уже к 1934 году их было произведено более 1 000 000 штук. В 1935 году стремительно теряющий свои позиции четырёхцилиндровый двигатель перестали устанавливать на пикапы, а с 1937 для его замены была выпущена экономичная версия - 60-сильный V8 объёмом 136ci (2,2л). Мотор выдавал 127 Н*м при степени сжатия 6,6:1. Интересно, что данный мотор получил бОльшее распространение в Европе, нежели Америке, поскольку на домашнем рынке покупатели предпочитали более мощные моторы. В послевоенные годы 136ci часто применялся в гонках малолитражек в США, наиболее распространённые названия этого мотора - "60 horse" flathead, или V8-60.

Грузовики Ford, реклама

Вторая Мирова Война

Генри был известным пацифистом. В разгар Первой мировой войны Форд оплатил фрахт огромного океанского лайнера. На его борту он с группой дипломатов и деятелей культуры отправился в Европу, дабы попытаться убедить враждующие стороны сложить оружие. Надо ли говорить, что экспедиция потерпела провал, а над наивностью Генри после этого не посмеивался только ленивый?! Но каким бы примитивным не казался его поступок, помыслы Форда были чисты и благородны.

Исходя из этих же пацифистских взглядов, Генри Форд долго не хотел принимать в войне никакого участия. Хотя, возможно, он не хотел открыто выступать поддерживая какую-либо из сторон, так как он частично разделял фашистские убеждения.
И все же огромные деньги, которые можно было извлечь из этой войны повлияли на него как на предпринимателя. С 1940 года завод Форда, расположенный в Пуасси на оккупированной немцами территории Франции, начал производить авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта. На допросе в 1946 году нацистский деятель Карл Краух, работавший в годы войны в руководстве филиалом одного из предприятий Форда в Германии, заявил, что благодаря тому, что Форд сотрудничал с нацистским режимом «его предприятия не были конфискованы».

Когда 6 июня 1944 года союзники высадились в Нормандии, солдаты с удивлением обнаружили знакомую маркировку «Форд» на некоторых автомобилях и бронетранспортерах, брошенных немцами при отступлении. История взаимоотношений крупных американских промышленников и гитлеровской Германии - предмет многих исследований. Вполне логично, что в 20-е годы крупнейшие компании США открывали свои предприятия в Европе. Однако эти предприятия сохранились в той же Германии и в 30-е, и в 40-е годы. А «Форд-Верке» - завод Форда в Кельне был одним из крупнейших. Более того, во второй половине 30-х «Форд-Верке» получил документы, подтверждающие, что предприятие является немецким и может выступать подрядчиком государственных контрактов. Понятно, что львиная доля этих контрактов поступала от военных. И на заводах «Форд-Верке» производились колеса для немецких автомобилей, крылья для самолетов, гусеницы для танков. Знал ли об этом Генри Форд? Наверняка знал. Был ли он в курсе, что для работ на заводах его компании привлекались военнопленные и узники концлагерей? Вполне вероятно, что ему об этом докладывали, поскольку экономия на оплате труда была существенная. Понимал ли Форд, что такое концлагерь? Очевидно, не очень. Когда в США люди узнали правду о Бухенвальде, они отказывались этому верить. И Генри Форд не хотел верить в то, что крохотная точка на карте, откуда поставляли рабочих для «Форд-Верке», - символ ада.
Но Форд - всего лишь предприниматель, и поэтому его продукция поставлялась для обоих сторон. Также, множество техники было отправлено в страны союзников по договору Ленд-Лиза.

Сотрудничество с Россией началось в 1909, когда в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, Одессе и прибалтийских портовых городах были открыты сбытовые конторы компании. В 1913 первым внедрил конвейер в процесс производства. В 1919, по инициативе Советского бюро в Нью-Йорке, Форд заключил сделку о продаже Советской России тракторов "Фордзон". Несмотря на враждебное отношение к большевизму, Форд пожертвовал своими политическими воззрениями во имя достижения предпринимательского успеха в Советской России. СССР превратился в самого крупного зарубежного покупателя тракторов Форда. По утверждениям самого Генри Форда, его компания поставляла в СССР 85% всех грузовых автомашин, легковых автомобилей и тракторов (в общей сложности с 1921 по 1927 СССР приобрел более 24 тыс. тракторов "Фордзон", сотни легковых и грузовых автомашин). 31 мая 1929 с компанией Форда был подписан договор о технической помощи Советскому Союзу в строительстве автозаводов сроком на 9 лет. Для строительства завода полного цикла был избран Нижний Новгород (будущий Горьковский автомобильный завод, ГАЗ). По соглашению производственная мощность завода должна была обеспечивать выпуск 100 тыс. грузовых и легковых машин ежегодно; советские автостроители могли пройти стажировку на заводе Форда в Дирборне, под Детройтом. Со своей стороны, советское правительство брало на себя обязательство закупить в течение 4 лет продукцию компании Форда на общую сумму 4 млн. долл. 1 февраля 1930 из ворот Автосборочного завода № 1 вышла первая советская "полуторка". В мае 1931 под Нижним Новгородом был заложен завод полного цикла, а в январе 1932 он начал выпускать продукцию. В 1935 действие соглашения было прекращено по обоюдному согласию, т.к. СССР стал
выпускать машины собственного производства. Всего за период с 1929 по 1936 между советскими организациями и Фордом было подписано контрактов на сумму, превышающую 40 млн. долларов.

Конец эпохи

Обеспечив стопроцентный успех и процветание своей компании, восьмидесятилетний Форд передал в 1945 году бразды правления своему внуку Генри Форду-ІІ и ушел на заслуженный отдых. А в 1947 великого предпринимателя не стало.