Боюсь водить машину «до смерти». Как преодолеть страх вождения

Вы получили права, однако радость омрачена страхом вождения автомобиля. Что делать, если я боюсь водить машину? Как преодолеть психологический барьер, чтобы уверенно чувствовать себя за рулем в любую погоду, ездить по городу в час пик? Эти фразы произнесли до вас миллионы женщин. Сегодня они наслаждаются скоростью, не представляют себя на заднем сиденье.

Если вы получили права, значит, есть мотивация. В 99% желание управлять авто дамы формулируют фразой: «Хочу ездить за рулем одна, не зависеть от расписания общественного транспорта, настроения мужа, всегда и везде успевать». Когда есть намерение, осталось сделать несколько шагов.

С чего начать

Вспомните ситуации, когда было страшно. Боялись идти на первое свидание, сдавать экзамены, ночью одна ходить по городу, но понимали, что вместо вас этого никто не сделает. У каждого есть масса примеров преодоления себя. Получая положительные результаты, испытывали гордость. Сравните полярные чувства, сопоставьте предпринятые шаги. Вождение — рядовое явление, требующее сноровки. Техника, опыт приходят с опытом. Для этого необходимо:

  • сесть в машину;
  • вставить ключ;
  • нажать на газ;
  • несколько дней поездить по пустынным дорогам.

За это время вы не только почувствуете машину, но и наработаете навыки. Дрожание рук, испарина – нормальная психическая реакция на стрессовую ситуацию. Это активизирует инстинкт самосохранения, сфокусирует внимание на дороге. Степень напряжения зависит оттого, как долго раскручиваете фобию.

Расположитесь в водительском кресле, закройте глаза.

  1. Положите одну руку на грудь, вторую на живот. Выполните серию глубоких вздохов-выдохов.
  2. Втягивайте брюшные мышцы и грудную клетку на вдохе, резко выдыхайте, сильно выпячивая живот.
  3. С каждым последующим разом наращивайте темп. Дыхания автоматически перестроится на частый неглубокий ритм, но, чтобы успокоиться, упражнение нужно делать не меньше 2 минут.

Визуализируете конечный результат — создайте новую реальность, где нет места страхам.

  1. Закройте глаза.
  2. Посмотрите на себя со стороны: как держитесь за рулем, переключаете скорости в машине, реагируете на дорожные знаки.
  3. Подумайте о том, что нужно подкорректировать.
  4. Замените негативные моменты положительными.
  5. Внутри себя детально пропишите новый сценарий.
  6. Прислушайтесь к новым ощущениям.

Неважно, в какое время года получили права, но учиться ездить на машине нужно по сухому асфальту с хорошей видимостью дороги. Многие ошибки, допущенные летом, не прощаются на скользкой трассе.

Чтобы не бояться водить, запомните: если сели в водительское кресло, ездить на машине нужно 2 недели без перерыва даже в 1 день! Пусть это будет короткий маршрут, но вам важно привыкнуть к состоянию. Уже после 3 самостоятельных поездок управлять реакций, рулем станет проще. Через 21 день навыки закрепятся в подсознании. Достаточно 2-3 месяцев, чтобы психика адаптировалась к новым условиям, движения дошли до автоматизма.

Когда транспорт является вашей собственностью, оправданий по поводу разбитой фары, зеркала, поломок удастся избежать. Обвинения со стороны мужа сформируют психологический блок. К страху вождения присовокупится чувство ответственности, усиливающее мышечное напряжение. Чтобы избежать подобных проблемы, заранее обозначьте права на авто, простите себя за ошибки. Лучший вариант на начальном этапе — «тренажер» с механической коробкой, дающей представление о принципе движения.

Преодолеваем страхи

Если освоили азы вождения, но боитесь ездить по городу, сосредоточьтесь на том, что смущает. Боитесь не справиться с управлением? Выезжайте вечером или рано утром, в выходные. На первых порах ездить за рулем спокойнее, когда рядом в кресле сидит опытный водитель в лице мужа, но, чтобы избежать раздражительных комментариев вроде «как же ты права получила», лучше оплатить несколько уроков инструктору. Однако если рядом постоянно кто-то будет, пассивное вождение не научит находить решения в сложных ситуациях.

Для начала освойте один маршрут — на работу. Затем сравните количество минут, затраченных при поездке на городском транспорте, сопоставьте разницу. Отметьте реальную экономию времени, а это уже стимул покорять городские трассы.

Следующая схема – дом – магазин – сад или школа. Уясните пути подъезда к зданию, повороты, расположение парковки, запомните дорожные знаки.

Еще один страх – пешеходофобия, однако боязнь наехать на человека имеет много плюсов:

  • не позволит расслабиться за рулем;
  • превысить скорость;
  • научит маневренности.

Отработайте рефлекс торможения при подъезде к «зебре». Каждый раз, не доезжая перехода, сбавляйте скорость. Наличие, отсутствие пешеходов не имеет значение. Закрепите привычку в течение 2 недель. При возникающей опасности нога отреагирует автоматически.

Один из актуальных вопросов автомобильных форумов: «Получила права, хочу ездить сама, но боюсь создать на дороге аварийную ситуацию». Застрахуйте машину. Успокойте себя тем, что авто технически исправно, оснащено средствами безопасности домкратом, запасным колесом, огнетушителем, аптечкой. Блокиратор руля, сигнализация защитят от угона. В случае форс-мажора на просьбу о помощи откликнется опытный водитель. Вступите в клуб «Автомеханик», тогда по звонку приедет специалист, починит машину.

Вливаемся в городское движение

Не обращайте внимания на ироничные замечания со стороны других водителей. Когда они только получили права, опыта у них было не больше вашего. Также глохла, дергалась машина, блокировались двери, сыпались насмешки. При интенсивном движении новичку сложно перестроиться в нужный ряд. Включите поворот, сбавьте скорость, через окно попросите вас пропустить. Мужчины снисходительно относятся к даме за рулем. Не стесняйтесь того, что вы дилетант, спрашивайте других, это подкупает. Они помогут сориентироваться на дороге, решить техническую проблему.

Если взбудоражены, расстроены, движение не продолжайся. Сначала попробуйте успокоить себя вслух: «Я все делаю правильно». Избегайте фраз «Я не боюсь» или «Я не нервничаю». Они воспринимаются наоборот — частичку «не» подсознание не воспринимает. Остановитесь у обочины, воспользуйтесь техникой дыхания, изложенной выше. При форс-мажорной ситуации включите аварийку, заблокируйтесь изнутри, позвоните мужу (другу), попросите совета.

Человек, понимающий причину страха, находит способ его преодолеть. Иногда фобия трансформируется в навязчивую форму, перечисленные рекомендации вызывают только раздражение. Обычно под ним скрываются негативные эмоции, связанные с инстинктом самосохранения. Для их осознания лучше обратиться к психологу.

Как перестать бояться и начать ездить (Урок последний)

То, что вам дали образование, еще не означает, что вы его получили. В нашем с вами случае это верно, как никогда. И получение вами прав лишь в малой степени способствует росту вашего умения управлять автомобилем. После получения прав по-хорошему только и должна начинаться реальная учеба. До этого вы учились не столько ездить, сколько сдавать этот самый экзамен на права. Потому что требования к ученику за рулем во время сдачи экзамена и к бывалому водителю на трассе разнятся, как китайская чайная церемония и завтрак в студенческой столовой. И требования эти, увы, к нам предъявляет сама жизнь.

Да вы и на себе это быстро почувствуете. Даже если вы были достаточно благоразумны и взяли еще некоторое количество уроков после получения прав (лучше всего эти уроки брать уже на собственной машине, чтобы привыкнуть именно к ней), все равно в вашей жизни наступает момент, когда вы, гордо и совершенно самостоятельно первый раз подходите к своей машине с намерением поехать, как современная женщина, по собственным делам. Все происходит в семь утра в воскресенье, пока город пустой. Вы открываете дверцу, садитесь за руль, вставляете ключ в замок зажигания, поворачиваете его и...


Страх

И вам становится дико страшно. У вас начинают трястись руки, вы забываете опустить ручник или включить фары, или все вместе, машина глохнет при первой же попытке выехать задом с парковки, локтем вы задеваете клаксон и он отчаянно гудит, из окна на этот призыв высовывается встрепанный муж и кричит на вас: «Что ты там вытворяешь с моей машиной?»

И даже если после всех этих упражнений вам удастся все-таки куда-нибудь уехать, никакого удовольствия вы не получите. Скорее всего, объедете потихоньку квартал, поставите машину на место - благо сосед успел отъехать на дачу и дырка стала большой - запрете дверцу, вытрете рукавом холодный пот со лба и пойдете домой, ругая себя в душе за потраченные деньги. А там вас муж еще, конечно, спросит не без ехидства: «Ну как, дорогая, поездочка удалась?» И хорошо, если чашку кофе при этом нальет.


Инспектор останавливает машину с женщиной за рулем и требует предъявить техпаспорт.

У меня его нет, - отвечает женщина.

Как это? - не понимает инспектор. - Машина что, не ваша?

Моя. При разводе мы поделили: мужу достался техпаспорт, а мне - машина.


Хочу вас утешить - вы не трусиха и не тупица. Так (или примерно так) в первый раз бывает почти у всех. Конечно, есть среди нас и счастливицы, которые, судя по их рассказам, взяли пять уроков, сели за руль и начали рассекать, как ни в чем не бывало. Скорее всего они попросту... хм... несколько преувеличивают. И отнюдь не количество уроков. Или же у них были совершенно исключительные обстоятельства - тут общие правила не действуют.

Когда у моего трехлетнего ребенка в субботу поздно вечером на даче сильно разболелось ухо, а мужа поблизости не случилось, я, хоть и водила перед тем всего ничего, как миленькая вскочила в машину и домчалась к врачу в соседний городок. И вернулась, целая и невредимая. Что не помешало мне на следующее утро отчаянно бояться, собираясь на машине на рынок.

Все наши страхи такого рода - вещь совершенно естественная и легко объяснимая. Что отнюдь не означает их безобидности. Я знаю множество случаев, когда женщины самых разных возрастов, отмучившись и получив права, так и не начали ездить по-настоящему. Кто-то доехал до первого сложного перекрестка, кто-то - до первой аварии, а кто-то вообще не выехал со двора. Или муж не пустил, или сама не рвалась... Если честно, кому из нас можно всерьез запретить сделать что-то, чего нам очень хочется?

Дело еще и в том, что навыки, полученные во время обучения, не будучи используемыми на практике, через какое-то время исчезнут. Вы все забудете. Машина в этом смысле не велосипед, научившись держаться на котором однажды, не разучишься никогда. Чтобы не разучиться водить машину, ваши навыки должны перейти в рефлексы (я вам с рефлексами уже, наверное, надоела - ну потерпите еще чуть-чуть).

Соотношение навыков и рефлексов очень любопытная штука. Это примерно так же, как соотношение мыслей и чувств. Тут как с любовью - если усилием воли не думать об объекте достаточно долгое время, глядишь, и любовь куда-то ушла... А если наоборот - не думать время короткое?

С любовью, наверное, у всех бывает по-разному, сердцу, как говорится, не прикажешь, а вот с вождением машины выходит забавно - если на ранних порах самостоятельной езды или во время обучения сделать в занятиях небольшой, но заметный перерыв (характерный порядок - месяц-два), то после возобновления выясняется, что не только ничего не забылось, но и получаться стало лучше. А объяснение довольно простое - за время перерыва то, что вы раньше напряженно делали умом, то есть соображали, как же это делается, ушло в подсознание, или - в те же самые рефлексы. Но перерыв все же не должен быть очень большим. За год, например, вы скорее всего забудете все напрочь и обучение придется начинать почти сначала.

Водителю-новичку предписывается первое время ездить в сопровождении водителя более опытного. Инструктор не считается. Потому что, даже когда вы ездите с ним на своей машине и у него нет запасных педалей, вы все равно внутренне перекладываете всю ответственность на него, зная - если что, он вас до беды не допустит. Это работает сложившийся стереотип отношений, и тут ничего не поделаешь.


Поэтому, когда уроки с инструктором заканчиваются, в роли водителя более опытного чаще всего выступает собственный муж. И от него зависит очень многое. К сожалению.

Среди инструкторов-профессионалов имеет хождение термин: «ссадить с руля». Используется в основном в сочетании с существительным «муж». Примерно так: «И вот эта моя, уже ведь ездить начинала, и тут приходит - ни туда, ни в красную армию. Спрашиваю - в чем дело? Сама ездить пыталась? Да, говорит, вчера с мужем на даче решила потренироваться. И этот... за сорок минут мне ее начисто с руля ссадил - начинай теперь все сначала».

Хорошо еще, если есть такой инструктор. Чаще ведь «ссаждение с руля» происходит уже после окончания уроков, когда и поправить некому. Как это происходит? Очень просто.

Вы за рулем. Муж рядом. Он весь в образе опытного водителя: «Так! Теперь - третью! Третью, я говорю. Зачем ты тормозишь? Тут надо обгонять! Боишься обгонять - нечего было садиться! Слева! Да нет, не тот. Сзади! А-а-а! Смотри вперед! А направо ты поглядела, когда поворачивала? Давно уже надо было на вторую перейти! О-о-о! Ты видела этого, что тебя подрезал? А заранее видела? Тормози! Быстрее тормози! Черт, зачем ты так резко давишь на тормоз? Это делают плавно! Зеленый, трогай быстрее! В-вв! Как ты медленно трогаешь, смотри, вон тот синий был на три корпуса сзади, а обогнал тебя. Давай его догоним! Включи третью!»

Я уже устала, хоть и не за рулем сижу. Кроме подобного рода звуков мой личный муж еще все время норовил нервно взвыть от страха у меня над ухом, чем доводил меня, и без того находящуюся не в самом спокойном состоянии, просто до колик. Я уже и не знала, чего больше пугаюсь - ситуаций на дороге или его криков. Уж лучше, решила я, у меня будет поменьше поводов для страха. И стала ездить без мужа.

Если же вы ездите не с мужем, а с приятелем, то его острое желание зарычать будет бороться с нежеланием с вами поссориться, или даже с желанием вам понравиться. Кстати, отличный способ проверки глубины чувств. Хотя сколько-нибудь здравомыслящий приятель все-таки постарается под вежливым предлогом не подпустить вас к своей машине с самого начала.


Муж обучает жену вождению:

Если видишь зеленый свет, то езжай, если красный, то стой, а если видишь, что я бледнею, тут же жми на тормоз...


Но одной по первости все же очень страшно. Лучше всего в это время ездить с кем-нибудь, кто, даже не умея водить вообще, будет доброжелательно и спокойно к вам относиться. У меня отлично получалось путешествовать с мамой или с подружкой. Ни та, ни другая водить не умели, но мне вполне доверяли - а очень важно, чтобы кто-то верил в тебя в трудную минуту. Мама, будучи опытным пассажиром и кое-чего повидавшая, спокойно время от времени мне замечала: «Ты отлично вписалась в поворот», или: «Видишь, как хорошо мы успели к этому светофору - как раз зеленый». А подружка вообще не обращала внимания ни на дорогу, ни на мои действия, рассказывая что-то отвлеченное и увлекательное. Слушая ее, я вела машину рефлекторно - что в данном случае и требовалось. Естественно, маршруты в обоих случаях были все-таки мне знакомы и особой сложностью не отличались.

Честно говоря, мне было легче ездить даже с трехлетним сыном, чем с мужем. Ребенок в машине - не самый успокаивающий фактор, но если я знала, что он надежно пристегнут... Зато он все время говорил мне: «Мама, ты классно водишь! Лучше папы!»

То есть все, что нам реально нужно на первых наших самостоятельных километрах - это минимальная похвала и поддержка. И я искренне не могу понять, почему этих простых вещей так трудно добиться от мужчин.

Главное, мой муж вовсе не был водителем с огромным стажем. Он начал водить машину на моей памяти. И точно так же сперва боялся выезжать со двора. А уж чего стоила первая поездка на дачу! И я отлично помню, как сидела рядом с ним и изо всех сил его подбадривала. И сжимала зубы - молча - когда было действительно страшновато. А что я услышала от него? В-вв!

Наверное, мужчины просто по-другому устроены. То ли им жалко машину в чужие руки давать, то ли им обидно, что мы и тут можем с ними сравниться... В общем, если ваш муж не ведет себя подобным образом - он у вас выдающийся. А если ведет - то обыкновенный.


В тот день, когда дочка получила права, отец согласился проехать с ней первый раз. Счастливо улыбаясь, он прыгнул на заднее сиденье.

А почему бы тебе не сесть рядом со мной? - спросила дочка.

Я ждал этого момента с тех пор, как ты была маленькой, - ответил папа. - Теперь моя очередь сидеть сзади и колотить ногами по сиденью.


С мужем мы разобрались. А страхи все равно остаются. Я помню, как завтрашняя необходимость поездки на дачу способна была еще с вечера вывести меня из равновесия и помешать заснуть. Потом, по прошествии какого-то времени, я стала начинать нервничать, только подходя непосредственно к машине. Потом, еще погодя - только если предстояло ехать в незнакомое место. Потом - только если было известно, что там плохо с парковками. А потом я поняла, что мне все равно, куда и как ехать - я не боюсь. И непонятно, чего вообще боялась.

И в самом деле, чего мы боимся? Если не считать мужа.

Если попытаться перевести абстрактные страхи в конкретные словесные формы - кстати, это и есть один из способов, далеко не худший, от них избавиться - то получится примерно вот что.


Совесть

Ответственность. Когда понимаешь, что ты - крайняя и отвечаешь за все, что может произойти с машиной и пассажирами, откуда ни возьмись накатывает порыв жуткой неуверенности в себе. Как это я, да поеду сама, да что я умею, а вдруг что случится, и что тогда делать... У кого-то это может длиться долю секунды, а кто-то положит ключи от машины обратно в тумбочку и вызовет такси. Чтобы последний вариант все-таки не вошел в привычку, скажите себе - можно вслух, можно про себя, но твердо и уверенно: «Я взрослый человек и прекрасно понимаю, что делаю. У меня есть права, я взяла кучу уроков и умею водить машину. Пусть я не профессионал, но я вожу совершенно нормально. Ничего страшного со мной случиться не может, я знаю, куда мне ехать и я делала это не один раз».

После чего осмотрите машину, убедитесь, что с ней все в порядке - и не спеша поезжайте. Все будет хорошо.

У этой ситуации - страха ответственности - есть множество вариаций. С хитроумием восточных мудрецов мы можем при желании уговорить себя, что садиться за руль именно сегодня не стоит - погода плохая, ехать недалеко, машину оставить там негде, ничего тяжелого тащить не придется, муж свободен и может подвезти... Каждая отговорка сама по себе достойна уважения и оправданна, только помните - не сядете сегодня, завтра (или через полгода) будет еще страшнее, а ко всем доводам прибавится еще один: давно не садилась за руль, все перезабыла.


Почему вы мчитесь под колеса? Неужели вам не жаль нервов водителей? - стыдит женщину инспектор.

Пустое, - отмахивается та. - Моя машина за углом. Так что через секунду я и сама буду за рулем.


Придумайте себе жизненный принцип, согласно которому вы непременно едете на машине, когда вам нужно попасть дальше определенного места. Нарисуйте воображаемый круг: внутри него - могу пешком, могу на такси. Дальше - выбора нет, сажусь за руль.

Постарайтесь, чтобы радиус круга был все-таки не слишком велик, а то ведь можно и весь город очертить. И не переживайте по поводу своей излишней принципиальности. Вот увидите, ваш круг будет иметь стойкую тенденцию к сжатию. Известен также обратный эффект - когда на машине начинают ездить выкинуть пакет с мусором в ближайшую помойку. Вот с этим бороться будет уже сложнее.


Инцидент

Следующий страх - боязнь аварий. Особенно им страдают те, кто уже на собственном опыте знает, что это такое. Причем аварией при этом можно считать даже царапину на бампере, полученную от соприкосновения с железным столбиком при неловкой парковке. Оставим в стороне впечатления, полученные в результате обсуждений последствий аварии с мужем. Это, конечно, страшно само по себе, но про мужа мы уже все поняли. Рассмотрим прочие аспекты проблемы.

Самой женской природе присущи аккуратность и стремление к совершенству. По свойствам своей натуры женщина - эстет. Поэтому любое столкновение, звон и скрежет металла, обломки и осколки, некрасивые следы на блестящей поверхности могут глубоко травмировать женскую душу сами по себе, даже не говоря об иных возможных последствиях. Не всегда же сталкиваешься со столбиком. Даже самые вежливые и выдержанные водители при авариях являют обществу далеко не лучшие стороны своей души. Воспоминания обо всем этом способны долго вызывать дрожь по спине у впечатлительных женщин. И даже у менее трепетных особей в первое время после аварии стремление снова сесть за руль довольно резко ослабевает.

Чем тут можно утешить? Первая авария рано или поздно случается абсолютно у каждого водителя. У водителя-новичка она случается скорее рано. Именно потому, что водитель не слишком уверен в своих силах и никаких существенных нарушений не делает, первая авария, к счастью, как правило, не имеет серьезных последствий. Ни для машины, ни, что гораздо более важно, для ее пассажиров.

Интересный момент - среди причин, вызывающих страх за рулем, никто ни разу не назвал боязни погибнуть в катастрофе. Что это - недопонимание, беспечность, фатализм или жизнелюбие? Или, может, те, кто задумывается об этом, просто не садятся за руль вообще? А скорее всего, они думают обо всем так детально, что в целях самосохранения не выходят из дому и поэтому их никто никогда не встречал.

Что делать после аварии? Какие психотерапевтические меры помогут справиться со страхами и вернуться за руль?

Прежде всего, позаботьтесь уладить все формальности, если это необходимо. Часто удается обойтись и без этого (особенно если вы стукнули столбик), но тем не менее. Если некому препоручить, позаботьтесь о необходимом ремонте машины. Этим вы загладите свою перед ней вину и снимете с совести лишний груз. Очень грустно и стыдно бывает смотреть на покалеченного друга. Да и всевозможные хлопоты сами по себе являются лучшей терапией.

Как следует успокоившись - на это может уйти несколько дней, в зависимости от вашего темперамента и силы аварии - попробуйте спокойно разобраться в произошедшем и определить долю собственной вины. То, что она там есть непременно и равняется примерно половине, вопросом не является. Но пришла пора подробных оценок.

Что вы сделали неправильно? Могли ли вы этого не делать? Сделали ли вы все от вас зависящее, чтобы избежать столкновения? Вспомните свои действия как можно подробнее и проанализируйте их. Переберите в памяти все факторы риска и безопасности, которые, как вам кажется, могли бы иметь к вашему случаю отношение. Достаньте правила и перечитайте, что там говорится по вашему поводу. Сделайте правильный вывод.

Все, что с вами случилось, уже случилось. На своих ошибках учатся, как известно, только дураки, но не учиться на своих ошибках - идиотизм двойной. А то, что мы познаем на собственной шкуре, запоминается намертво. Именно это и зовется жизненным опытом.

Разобравшись во всем для себя, расскажите о происшествии кому-нибудь другому. Нужно выбрать человека, который хорошо к вам относится, не будет ругать, ставить в угол и отлучать от руля. Выговоритесь. Поплачьтесь, как вы испугались, какая бедная ваша поцарапанная машинка, какие все остальные, включая столбик на парковке, сволочи и мерзавцы. Пусть вас как следует пожалеют. Потом найдите в происшествии забавные стороны и посмейтесь над ними вместе.

Вспомните старую шоферскую присказку: «Первая царапина - по сердцу, остальные по железу». Глубоко выдохните и забудьте обо всем, кроме сделанных для себя выводов. Дождитесь погожего дня и садитесь за руль с легкой душой.


Неудобство

Кроме неуверенности в себе и боязни аварий многие женщины жалуются на сильные усталость и напряжение, которые вызывает у них вождение. «Все вроде умею и бояться ничего не боюсь. А за рулем очень напрягаюсь, все время - на нервах. Проеду всего ничего, до магазина, а устану - как после рабочего дня, вся шея болит. Зачем мне это нужно?»

Такие вопросы, по-хорошему, нужно было раньше себе задавать. А насчет усталости за рулем... Проверьте внимательно, действительно ли вам удобно сидится в машине. Понаклоняйте туда-сюда спинку сиденья, подвигайте его, измените наклон подголовника. Или поставьте его, если до сих пор не было. Не думайте, что я над вами издеваюсь - вы мне про душевные напряги, а я вам про подголовник. От вождения действительно болит и затекает шея, особенно на первых порах. И вы даже не представляете себе, насколько неудобство позы может сказываться на состоянии души. У меня самой сначала часто затекала ступня правой ноги, я от этого страшно нервничала, да и на газ давить было трудно. Среди детей даже термин родился: «У мамы опять в ноге затечка». И мне потребовалось приличное время, чтобы понять - сиденье можно отодвинуть и подальше, до педалей я все равно дотянусь.

Не спорю, ваша проблема с усталостью может крыться и глубже, но, прежде чем отказываться от вождения совсем, попробуйте мой простой рецепт. Как любит говорить моя мама, от дешевого лекарства вреда быть не может.


Красота

Очередной повод для страхов - чисто женский. Это боязнь предстать в глазах окружающих глупой, неловкой и смешной. Да, это и на дороге проявляется - что мы, за рулем женщинами быть перестаем? На фоне предыдущих примеров это, конечно, кажется смешным, да и навряд ли кто-нибудь перестал выезжать на дорогу только из-за этого, но проблема существует. Я и сама, помнится, нет-нет да и спрашивала у мужа: «Как тебе кажется, со стороны сильно заметно, что я за рулем всего два месяца? Или я уже прилично езжу?» Позвольте мне не приводить здесь его ответы.


Попавшая в больницу после аварии дама, забинтованная с головы до ног, спрашивает врача:

Скажите мне правду, доктор! Моя машина сильно пострадала?


Существует замечательная женская мудрость - не хочешь дать другим повода для сплетен, признай свой недостаток сама и выбей этим оружие у противниц. Применить это знание к дорожным условиям можно так.

Для обозначения новых водителей существуют специальные знаки, которые положено налеплять на заднее стекло. Официальный знак - буква «У» в треугольничке, но бывает и чайник, и женская туфелька. Знак не дает вам на дороге никаких существенных преимуществ, разве что другие водители постараются по возможности перестроиться от вас подальше - кто знает, что вы способны выкинуть. Точно так же наличие знака не оправдывает никаких ваших нарушений. Но пользу в смысле самоуспокоения такой знак принести способен. Так что если вас сильно волнует внешний вид и мнение окружающих - налепите на заднее стекло чайник и чувствуйте себя комфортно. Только помните - водителем-новичком вы считаетесь в течении года с момента получения прав. Потом вас перестанут понимать дорожные инспектора.


А если это любовь?

Есть еще прием для достижения комфорта во время езды. Не относитесь к машине, как к бездушному железному агрегату - это вам не компьютер. Шутка. Постарайтесь подружиться со своей машиной. Определите ее полово-возрастную принадлежность: кто она у вас - мальчик, девочка или старушка? Делайте ей время от времени что-нибудь приятное и старайтесь не обижать. Разговаривайте с ней во время езды - кстати, если в машине больше никого нет, это очень помогает независимо ни от чего. Если машина ответит вам симпатией, вам будет гораздо легче с ней управляться. Я не спятила и не шучу. Машины - живые. Они могут любить и ненавидеть.


Как лучше ухаживать за машиной?

У вас странный вкус. Но попробуйте для начала подарить ей цветы.


Наша самая первая машина, например, меня ненавидела. Муж нашел, выбрал и купил ее без моего участия. Мне она никогда не нравилась. Я ей тоже. А у мужа был с ней страстный роман - еще бы, она была у него первой. Вообще-то это была не она, а он. Старик с мерзким характером. По кличке «Старый козел».

Когда я тоже начала учиться водить машину, я делала несколько попыток на нем попрактиковаться. Он никогда, ни разу, не завелся под моей рукой. Чихал, хрипел, захлебывался бензином, но - ни в какую. То и дело начинал орать, то есть гудеть, призывая мужа на выручку.

Даже если муж сам заводил его и выкатывал для меня со стоянки, подлец, немного смирившись для вида, отъезжал чуть-чуть, выбирал момент поудобнее и глох. Он нарочно не отжимал сцепление, заедал педаль тормоза, а педаль газа, наоборот, всасывал в себя. И убедить мужа, что я не полная идиотка, а жертва саботажа, я не могла.

На все мои жалобы муж нордически замечал: «Научись лучше водить как следует, чем на бессловесную машину клепать».

И садился за руль сам. Довольный негодник, радостно урча, вез мужа, куда ему было угодно.

Даже когда я получила права, лучше не стало. Я бы никогда не научилась водить самостоятельно вообще, но меня спас случай.

Мы поехали за границу, и там ездили на рентованной машине. И я ездила, не хуже людей. По крайней мере, не хуже всех людей. Рентованная машина была новой и ухоженной. Вернувшись домой, муж в первый же день сел на козла и отправился по делам. А тот, видно, затаил на мужа зло за отлучку. Потому что, вернувшись, муж (сам!) сказал мне: «Знаешь, ты, видно, и правда водишь не так плохо, как притворяешься. У нашего старого козла действительно вздорный характер. Пожалуй, надо его сменить на кого-нибудь поновее».

А новую машину мы уже выбирали вместе. И относилась она ко мне хорошо.

Избавление от разнообразных страхов приходит с опытом. Опыт, как нам известно, растет вместе с количеством проеханных километров. Только не надо зацикливаться на этой идее и постоянно вычислять число километров по спидометру. И заветная тысяча - цифра весьма приблизительная, и километраж, когда о нем забываешь, быстрее растет. Между прочим, вы, сами того не зная, где-то половину наверняка уже накатали. Когда? А во время своих уроков вождения. Не верите - спросите у инструктора.

Так что выше голову, забудьте о страхах. С каждым разом вы будете ездить все лучше и лучше. А потом станете крутым асом и будете на всех смотреть с высоты собственного опыта. Не скоро, конечно, лет через...цать. А потом, в один прекрасный день, вы возьмете мужа под руку, позовете выросших детей, свистнете собаку и пойдете все вместе куда-нибудь прогуляться. Пешком. Потому что, когда вам уже не надо будет никому ничего доказывать, вы снова сможете позволить себе эту роскошь. В конце концов, любить свою машину можно чисто платонически.


| |

Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто , так же как и другие человеческие фобии, преодолим .

Кто боится больше?

Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто . Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.

Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.

Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин . Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала "чувствовать" дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован .

Но не стоит думать, что "водительский" страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции "бьют" по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.

Чего чаще всего боятся

Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.

Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.

Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.

Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной "недовольные" сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.

Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль . Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.

Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД , в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.

Но пожалуй самыми "популярными" страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.

Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего "наживет" себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.

Как побороть в себе страх вождения?

Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: "хочу" (со стороны разума) и "не хочу" (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.

Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.

Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.

Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.

Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы "не". Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза "Я не боюсь" становится вполне утвердительной "Я боюсь". Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.

Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.

Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события , допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно "инсценируйте" опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для "профилактики" лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.

Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих "декорациях". То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.

Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей , кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто . Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.

Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.

Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния - вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно "натянула" ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.

Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого "врага". В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.

Страхи – это нормально, с некоторыми из них можно спокойно жить. Например, если вы боитесь змей, то можете спокойно жить, ведь в повседневной жизни вы их в наших широтах не встретите. Некоторые страхи можно просто игнорировать. К примеру, если вы боитесь высоты, то просто избегаете возвышенностей. Но в современном мире, получив возможность обладать автомобилем и сдав на права, со страхом вождения нужно обязательно что-то делать.

Причины страха водить машину

Страх – это в первую очередь проблема психологическая, поэтому для ее решения необходимо разобраться и понять, откуда «растут ноги у страха». Причины могут быть самые разные, но основные мы, все же, выделим:

  1. Неуверенность. Чаще всего новички очень сомневаются, смогут ли они все держать под контролем, и хорошо ли теоретически подкованы. Такая проблема также может появиться после долгого перерыва в вождении. Иногда должно пройти некоторое время, чтобы старые навыки вернулись. Еще подобная неуверенность может преследовать водителей, которые вернулись за руль после аварии.
  2. Другие участники дорожного движения. На дороге хамство – это привычная вещь. Подрезать, назвать неприятным словом, даже спровоцировать драку – такие неприятности могут произойти с любым, даже самым добросовестным водителем. Напороться на такого «быка» можно в любом месте. Они обитают не только на дорогах. Этот страх может «выбить» дорогу из-под колес новичка, и тот забудет все, что знал.
  3. Ответственность. Водитель отвечает за жизнь и здоровье не только свое, но и пассажиров, а также пешеходов и других участников дорожного движения.
  4. Страх перед сотрудниками ГИБДД. Так как наши доблестные служители закона на дорогах любят доходы вне зарплаты, неопытный водитель может нарваться на подставу, которых в их арсенале много, или просто получить штраф.
  5. Страх за собственную жизнь. Опасность в любом случае есть: если вы ответственный водитель, и выполняете все правила, не превышаете скорость, то вокруг есть не настолько добросовестные люди, и они могут стать причиной возникновения аварии.

Перед дорогой все равны, почти

Мужчины и женщины боятся по-разному, и бытует мнение, что именно слабый пол более подвержен страху. Это неудивительно: мужчины знают о технике больше, они за рулем в своей стихии, независимо от опыта, так же, как и женщина у плиты. Мужчина понимает, зачем, как и что устроено в машине и скорее всего не растеряется, когда что-то пойдет не так на дороге, а вот женщины чаще всего не особо понимают, что да как, а просто учатся ездить и ездят. Для того, чтобы им побороть такой страх, достаточно будет разобраться в устройстве автомобиля, что приводит его в движение, зачем выжимать сцепление и другие важные аспекты. Таким образом, удастся справиться с этой проблемой. То же самое можно посоветовать и мужчинам, если по какой-либо причине подобный страх имеет место быть.

Автошкола

Конечно, если нет навыков вождения, то страх перед дорогой, транспортом и другими участниками дорожного движения будет присутствовать. Обучение в автошколе – это первая ступень к потере страха. Важно выбирать школу правильно, чтобы вас там именно учили, а не просто «продавали права». На таких учебных курсах, особенно если школа себя хорошо зарекомендовала, вероятнее всего есть специальный курс, во время обучения на котором научат не бояться своего транспорта и водить с удовольствием. У того, кто еще только мечтает водить автомобиль, наверняка будет страх не совладать со всеми педалями, при этом держать под контролем дорогу, правильно крутить руль, да еще и по сторонам не забывать смотреть. Прислушивайтесь к инструктору, он понимает ваши страхи и сможет помочь.

Есть такие водители, которые просто панически боятся садиться за руль, и заставить их сделать это может только крайняя нужда. Это не психическое отклонение, но какая-то серьезная причина, у каждого своя. Преодолеть такое сложно, но постараться можно. Тут, скорее, нужна не консультация специалиста и, как говорится, хороший «пинок под зад». Например, необходимость возить ребенка в школу, или перспективная должность, для которой ключевым фактором есть наличие опыта вождения и водительского удостоверения, или любой форс-мажор.

Есть также люди, которые, несмотря на опыт вождения, по-прежнему ведут себя за рулем, как новички: они небрежны, невнимательны, неумелы, с заторможенной реакцией и плохой координацией. В нормальных условиях по мере опыта все нивелируется, если же такого не происходит, то, скорее всего, это психическое расстройство, которое своими силами не побороть, и стоит обратиться к специалисту.

Внимание, только внимание

Едва вы впервые выедете на дорогу, будьте предельно внимательны. Ситуации там могут сложиться самые разнообразные, и от вашего зоркого глаза зависит их исход. Лихачи на дороге могут испугать кого угодно, но не паникуйте. Если вы знаете правила, имеете все необходимые документы (права, страховку, доверенность, если таковая нужна) то вам не нужно бояться ГИБДДешников. Несмотря на распространенные подставы – знание прав и обязанностей будет на вашей стороне. Если вас напрягают машины, которые то и дело обгоняют, а вы еще бойтесь и думать об этом, не переживайте: навык придет, но через некоторое время.

Если же в дороге поломалась машина, взывайте к помощи других водителей, большинство из них добросовестные и с радостью помогут, так как понимают, что и сами могут попасть в подобную ситуацию. Звоните друзьям, которые наверняка придут на помощь.

  1. Прежде чем отправляться в дорогу, подготовьтесь к ней. Если вы уже знаете маршрут, мысленно проедьте его, это поможет правильно запрограммировать себя. Вы вспомните, где хорошая дорога, а где могут быть «сюрпризы». В какой момент нужно увеличить, а в какой убавить скорость, где нужно переключиться с одной передачи на другую.
  2. Осознайте, что ехать вам нужно в любом случае, и от этого не уйти. Объясните себе, что по-другому никак не выйдет, со временем страх перейдет в уверенность, и вы забудете о нем.
  3. Разберитесь в устройстве машины, попытайтесь понять процессы, происходящие в авто, что и как там работает. Эти знания помогут избавиться от страха поломки в дороге.
  4. Включите психологический метод самоубеждения. Говорите себе: «У меня получится», «Я справлюсь», «Мне это по силам», «Я хороший водитель», «Путешествие будет удачным». В таком тренинге важно не использовать частичку «не», так как даже если вы скажите «Я не боюсь», разум воспринимает не всю фразу целиком, а только частицу «не», настраивая на негативный лад, на неудачу.
  5. Больше практикуйтесь. Вначале страшно всем. Но, чем больше будет практики, тем быстрее уйдет страх. Для начала можете выезжать в утренние часы, когда дорога еще не загружена, или в выходные. Практикуйте поездки за город туда, где мало транспорта.

Страхи – то, с чем бороться сложно, но если это касается вождения и боязни садиться за руль, то борьба с ней – путь к комфортным условиям передвижения или даже к получению более высокооплачиваемой должности. Причины у каждого могут быть разные, но с каждой из них можно и нужно бороться, важно только желание.

Видео: страх при управлении автомобилем

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.