Будут ли штрафовать за езду на резине не по сезону? Новый закон о зимней резине Штраф за отсутствие зимней резины.

Казалось бы, прошло чуть больше года со времени жарких споров об обязательном применении сезонной резины на автомобилях и штрафах за езду на летней резине зимой. Теперь многие водители ищут информацию про так называемый закон о зимней резине, в соответствии с которым вносятся поправки в ПДД.

Хотя постановление Правительства РФ №588, вносящее поправки в Правила дорожного движения, касающиеся использования шин с 1 января 2015 года, было принято ещё 15 июля 2013 года («Российская газета» — официальный сайт, где можно ознакомиться с текстом поправок , вносимых данным постановлением №588).


ВАЖНО :

Многие водители обращаются с вопросом: прошел слух, что с 1 декабря 2017 года будут штрафовать тех, кто не сменил летние шины на зимние. Так ли это?

На данный момент следует ответить так:

В настоящий момент в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект о введении административных штрафов в размере 2 тысяч рублей за использование автомобильных шин не по сезону. В случае его оперативного принятия уже с 1 декабря 2017 года водитель, который нарушает правила использования шин по сезону, может быть оштрафован.

Но пока нет оснований для привлечения к административной ответственности тех водителей, кто не успел сменить резину!

При этом хочется посоветовать автовладельцам проявить свой опыт и благоразумие: не ждать «команды сверху», а «переобуться» вовремя — в зависимости от климатических условий вашего региона.

Подробнее о требованиях к использованию шин по сезону читайте далее.

Разбираем закон о зимней резине (о чем постановление №588 и технический регламент ТР ТС 018/2011)

В самом постановлении №588 ни слова не говорится о необходимости обязательного применения сезонной резины. В нём лишь меняются условия допуска транспортного средства к эксплуатации (постановлением с 1 января 2015 года меняется приложение 5.1 к основным положениям по допуску колёсных транспортных средств к эксплуатации).

Главное нововведение – это минимальная глубина протектора для различных типов шин на разных транспортных средствах в случае отсутствия заводского индикатора износа . Когда на шинах предусмотрен индикатор износа – то факт износа устанавливается по нему.

Так, для легковых автомобилей устанавливается минимальная глубина протектора летней шины, равная 1,6 мм.

Однако постановлением вводится как само понятие зимней резины (маркировка «M+S», «М&S», «М S», а также пиктограмма в виде трёхпиковой вершины со снежинкой в центре), так и минимальная глубина протектора для неё, равная уже 4 мм .

Для остальных транспортных средств ограничения выглядят так:

  • Мотоциклы, мопеды, квадроциклы и пр. (категория L) – 0,8 мм;
  • Грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн (категории N2, N3, O3, O4) – 1 мм;
  • Легковые автомобили (категории М1, N1, O1, O2) – 1,6 мм;
  • Автобусы (категории М2, М3) – 2 мм.

Кроме того, резина не должна иметь повреждений – различные боковые порезы, протёртости до корда или неравномерный износ. Зато ушли в прошлое требования к колёсным дискам – ранее на дисках не должно было быть трещин, следов сварки, повреждений, деформации посадочных отверстий и пр.

Выдержка из перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение №3 к ПДД РФ) с учетом введенных с 1 января 2015 года поправок:

5. Колеса и шины

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;

для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Видео — отменили или нет знак «Шипы», нужно ли его клеить осенью 2018:

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Штраф за несоответствие шин

Штраф установлен в размере 500 рублей (п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Выдержка из КоАП РФ:

«Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей

Необходимо понимать, что это штраф не за езду зимой на летней резине (или наоборот), а в большей степени за несоответствие глубины протектора шин их нормативным значениям (до того момента, пока не внесут другие поправки).

Сезонность шин

Но в описанном выше документе нет ни слова про сезонность применяемой резины, если, конечно, не считать само определение зимних шин.

Однако требования к применению сезонной резины действительно вводятся с 1 января 2015 года на основании технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» ().

Выдержка из регламента:

5.4. Шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства.

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.

5.6. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

5.6.1. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);

5.6.2. Остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:

для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1,0 мм;

для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий M2, M3 — 2,0 мм.

5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 5.1), а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм;

Данный регламент устанавливает необходимость использования:

  • В период календарной зимы (декабрь-февраль включительно) — зимних шин;
  • В летний период (июнь-август включительно) – летних шин;
  • В остальное время используемые шины не регламентированы.

Понятия всесезонных шин, в новом регламенте попросту нет. Однако их будут интерпретировать как летние в летний период, и, соответственно, зимние – в зимний.

Но требования есть, а вот наказания за их неисполнение пока нет. Т.е. штраф за езду зимой на летней резине (или наоборот) не предусмотрен (пока).

Зачем всё это

Теоретически, законодатели заботятся о безопасности пользователей автомобильного транспорта. Дело в том, что статистически, большая часть дорожных происшествий связана с некачественной (изношенной, несезонной и т.д.) резиной. Потому и стараются в этой сфере навести порядок.

Впрочем, в итоге получилось достаточно мягкое нововведение, практически ситуацию не меняющее.

Что касается разрушения дорожного покрытия шипованными шинами, то здесь ситуация регулируется через самих производителей резины, где фактор разрушения покрытия шипами теперь регламентирован стандартами. Поэтому выбор шипованных или нешипованных зимних шин остаётся за автовладельцем .

Будет ли введен штраф за езду зимой на летней резине?

Учитывая, что приняты лишь полумеры, то следует полагать, что в дальнейшем требования будут ужесточены. Уже сейчас из Госдумы РФ поступают новости о том, что в самое ближайшее время будет введен штраф за езду зимой на летней резине в размере 2000 рублей. Однако этот законопроект пока только обсуждается и дорабатывается, а когда он вступит в силу пока не известно.

Сложности введения вызваны различными климатическими зонами, а также общей непредсказуемостью погоды. Возможно и введение ограничений по фактическому погодному состоянию. При этом непонятно – как себя вести, если путь дальний, через многие климатические зоны. Возить с собой дополнительный комплект шин?

Но пока всего этого нет, рассуждать бессмысленно. Пока же важно следить за состоянием самих шин в зависимости от их типа.

Обязан ли водитель применять сезонную резину?

Смешной (ха-ха!), казалось бы, вопрос! Ведь общеизвестно, что техрегламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011), вступивший в действие на территории РФ, требует применения зимних шин в зимний период времени (с декабря по февраль), а летних — летом (с июня по август).

Кроме того, существует возможность расширения этих хронологических рамок. Например, при необходимости более детального учета региональных климатических особенностей. (Ну, правда, как можно ставить в один ряд, к примеру, Мурманск и Краснодар? Как можно требовать одних сроков для зимних шин для принципиально разных климатических поясов).

И вот здесь возникает закономернейший водительский вопрос: «А как будут наказывать тех, кто проигнорирует сие требование техрегламента?». Ответим смело: «Пока никак!». То есть требование есть, но неисполнение его к санкциям (например, штрафу) не приведет. Что будет потом, — не знаем. Ну, а пока? Как говорится, гуляй пока!

Очередной российский парадокс?

Сразу же оговоримся: ничего парадоксального в этом нет! Практика российского правового поля имеет такие примеры:

  • «кенгурятники» устанавливать нельзя, а штрафов за это нет;
  • знак «Начинающий водитель» наклеивать обязательно, но ответственность за неисполнение данного требования отсутствует;
  • максимальную скорость движения превышать нельзя, но на 20 км/ч в реальности возможно и т.д, и т.п., и др.

Нормальные юридические «коллизии» и «пробелы».

Именно поэтому на претензию инспектора о несоответствии «обувки» вашего авто пресловутому техрегламенту, можно культурно послать его к … этой самой парадоксальной ситуации. А именно: КоАП РФ не предусматривает наказания за нарушение норм международного нормативно-правового акта — техрегламента.

И все! Разговор с инспектором можно завершать такими словами: «Разрешите, гр. инспектор, продолжить движение! Будьте здоровы, звезд вам побольше и погоны в два просвета!» (последнее предложение говорить необязательно).

Чего же мы – водители – всполошились?

И все-таки возможность наказания, связанное с нововведением, присутствует. В знаменитый «Перечень неисправностей…», с которыми запрещается эксплуатация транспорта, были внесены две коррективы – одна несущественная и вторая, напротив, важная. И оба изменения коснулись только первого пункта 5 раздела «Перечня…».

Несущественное изменение касается протекторов летних шин. Теперь остаточная высота протектора разнится не по типам ТС – легковые, грузовые и пр. (как было раньше), — а по категориям – L, M, N, O (в соответствии с пресловутым техрегламентом).

К примеру, для легковых автомобилей (М1) и грузовых с РММ не более 3,5 т (N1) показатель остаточной высоты протектора должен составлять не менее 1,6 мм, для «настоящих» грузовых (N2, N3) – 1 мм, автобусов (М2, М3) – 2 мм, мотоциклов и иже с ними (L) – 0,8 мм. Как видно из новаций, изменилась форма, но не содержание требований.

А вот существенное нововведение – это вновь введенные требования к зимней резине. Если водитель «переобул» свой автомобиль в зимнюю резину с соответствующей маркировкой (аббревиатура от «mud and snow» или изображение трехпиковой вершины горы со снежинкой), то минимальная высота протектора должна быть никак не менее 4 мм. Правда, есть вариант со специальными индикаторами износа, которые не должны быть подвержены механическому повреждению от эксплуатации.

В случае нарушения 4-миллиметровой остаточной высоты протектора должна наступать ответственность водителя, предусмотренная КоАП РФ – 500-рублевый штраф. Но и здесь есть большое «НО»…

Кто будет контролировать и наказывать за нарушение пресловутых 4 миллиметров?

Вот это вопрос! Зададим его по-иному: сможет ли инспектор ДПС оштрафовать водителя, если остаточная высота зимнего протектора шин его авто составляет менее 4 мм? Конечно же, не сможет, ибо инспектор не располагает специальным диагностическим оборудованием и соответствующими полномочиями.

Не допустить эксплуатацию транспортного средства с такой неисправностью шин сможет только пункт диагностики, имеющий на это право. И то – только в момент прохождения периодического технического осмотра. А кто же будет наказывать? Получается, никто? Какой-то парадокс!

Вполне возможно, что ситуация вскоре и поменяется, но на настоящий момент дело обстоит именно таким образом. И даже если будет введена корректировка этой нормы, то и здесь у водителя будет шанс избежать ответственности.

Дело в том, что недостаточная остаточная высота шинного протектора – это неисправность, с которой допускается движение на транспортном средстве до места ремонта или же стоянки.

Поэтому пойманный «с поличным» водитель всегда сможет парировать угрозам инспектора тем, что двигается к шиномонтажу для замены износившейся шины. Стояла машина в гараже, стояла себе, стояла… Решил поехать, а мыши сгрызли протектор. Прямая дорога – в шинный сервис! Этого права у водителя никто не отнимал.

Хотели как лучше, а получилось…

Как всегда, больше вопросов, нежели ответов: нововведения есть, но механизм их работы не прописан и не регламентирован. Поэтому всполошившиеся водители могут спокойно выдохнуть. Но, представляется, что отнюдь не надолго.

А теперь о серьезном. Стоит ли рисковать, передвигаясь на летней резине зимой, а на зимней летом? Ответьте сами себе на этот вопрос. И будьте внимательны, предусмотрительны и осторожны! Живите в согласии с дорогой и будьте здоровы!

Как оптимально вести себя автомобилистам

В первую очередь использовать здравый смысл, что исключает езду на летней резине зимой и летом на зимней. Кроме того, шины не должны иметь повреждений, равно как и колёсные диски.

Диски

Несмотря на то, что из регламента убраны пункты про колёсные диски, не следует их недооценивать. Эта, с виду простая конструкция, напрямую влияет на безопасность.

Трещины недопустимы (также как и их ремонт сваркой), т.к. нарушается целостность силовой структуры детали. При экстренном торможении диск может попросту развалиться с соответствующими последствиями.

А нарушение геометрии посадочных отверстий ведёт к неравномерному износу шин, вместе с дополнительными вибрациями и нестабильностью пятна контакта шины с покрытием.

Летние шины зимой и зимние летом

Необходимость использования сезонной резины очевидна. Однако нередко отдельные водители не прислушиваются к здравому смыслу. Если езда зимой на летних шинах ещё страшит большинство водителей (т.к. летняя при отрицательных температурах попросту дубеет), то езда на зимних шинах летом – нет.

Видео с рассуждениями о том, нужно ли обязательное использование зимней резины зимой:


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Штрафы за зимние покрышки в неправильное время года вступили в силу в 2015 году. Коррективы и изменения, которые появились в КоАП, не предполагают полного соответствия вида шин определенному времени года. Здесь отмечены нужные требования по размерам, которым должна соответствовать резина. Теперь зимняя шина определяется по конкретным критериям, указанным в кодексе.

Санкции будут наложены на тех автомобилистов, которые:

  • в летнее время пользуются зимними шинами с показателем глубины протектора до 4 мм,
  • в зимнее время используют летние покрышки с показателем глубины протектора не больше 1.6 мм,

Будет ли инспектор ДПС составлять протокол по такому случаю? Как указано в постановлении, инспектор может лишь предупредить нарушителя или составить в письменном виде документ о нарушении за применение не сезонной резины. Что касается Таможенного союза, то в 2015 году было внесено требование к применению зимних шин на протяжении трех месяцев. Также сказано, что в летние месяцы зимнюю резину запрещено применять. В любом случае все зависит от погодных условий, времени использования определенного типа покрышек.

Многие водители полагают, что можно, но только осторожно использовать их: машина к асфальту не прикипит , даже если зимняя резина без шипов. Такое мнение ошибочное и опасно для многих водителей и пешеходов. Почему летом нельзя ездить на зимней резине? В летнее время на зимних шинах ни в коем случае нельзя ездить по некоторым причинам:

  • Это опасно. В экстренном случае зимние шины подведут: не сможете вовремя затормозить, например.
  • Использование зимних покрышек летом обойдется дороже всех штрафов ГИБДД.

В законе ничего не сказано по поводу использования зимней шины летом. В 2010 году депутаты предложили закон об обязательном использовании летних и зимних шин, но что-то не заладилось, и закон был отменен по причине разных природных условий России.

Если комментировать сегодняшнюю ситуацию, вопрос смены сезонных шин в России не регламентирован, и штрафов за эксплуатацию шин не по сезону пока не наблюдается, а автомобилисты меняют покрышки, полагаясь на климатические условия. Автомобилисты приблизительно меняют зимние шины на летние 15 марта, а летние на зимние — 15 ноября . Но эти даты имеют условное обозначение, и в разных областях России водители по-разному меняют шины.

Если менять сезонные покрышки, нужно полагаться не только на числа, но и на климатические условия: если по календарю пришла весна, а на дороге лежит снег, тогда стоит поездить на летней резине. А если в ноябре дорога сухая и чистая, можно пока на летних шинах поездить. В любом случае, вам придется заплатить штраф за езду на зимней резине летом, если остановит инспектор ГИБДД.

Штрафы ГИБДД за летние шины зимой

Давно по стране ходят слухи о том, что нельзя будет ездить на покрышках не по сезону — такие указы много раз вводились в законопроекты, но по различным причинам отменялись. Были предложены следующие правила:

  • Обязательное применение зимних шин в холодное время года — с ноября по март.
  • Назначение штрафов ГИБДД за резину не по сезону.
  • Назначение штрафов ГИБДД за резину с шипами летом.
  • Неоплата страхового взноса при эксплуатации несезонной резины.

В следующем году ожидается введение штрафов ГИБДД за зимние шины летом и наоборот, также будут штрафовать за лысую, истертую резину. Серьезной причиной послужило принятие ТР ТС 018/2011 О безопасной эксплуатации транспортного средства, который вступил в законную силу в 2015 году.

Изменения в Таможенном союзе принесли водителям РФ много нового. Касательно вопросов применения резины ТР ТС 018/2011 изменения состоят в следующем:


Если говорить о сумме штрафа, то это обсуждалось длительный период времени. Сначала была указана сумма 5000 рублей, но потом установили 500 рублей — за применение зимней резины летом. Об этом сказано в статье 12.5 КоАП РФ ч1 .

Штрафы ГИБДД за истертую резину?

Применение шин с лысым протектором также попадает под штрафы. По правилам нельзя выезжать на дорогу с лысой шиной, если высота изображения протектора легкового автомобиля меньше 1.6 мм, грузового — 1мм, автобуса — 2 мм, мотоцикла — 0.8 мм. Штраф за нарушение такого правила нужно обозначается статье 12.5 КОАП и составляет 500 рублей. В дальнейшем штраф будет увеличен до 2000 рублей. Такой рост суммы не считается необоснованным, так как истертые шины могут спровоцировать разные аварийные ситуации, в особенности, в зимнее время. Лысая резина не позволяет получить полноценного соприкосновения с асфальтом, в итоге автомобили попадают в кювет.

Штраф за шипованную резину

Кроме запретов на использование сезонных шин, было внесено изменение о применении шипованных шин:

  • Резина с шипами должна быть установлена на все колеса авто.
  • Нельзя применять резину с шипами летом.

Максимальное количество шипов на метр должно составлять 60 штук. Такое требование предъявлено к резине, произведенной после 1 января 2016 года. Конечно, можно допустить применение большого числа шипов, если будет доказано, что они не провоцируют появление износа асфальта и обеспечиваются полноценные сцепные характеристики.

Будет ли штраф за шипованную резину? По поводу штрафов за использование такой шины, то их нет. Предусмотрен лишь штраф за езду без знака Шипы, если у вас шипованная резина. Придется заплатить 500 рублей .

Как взимаются штрафы за езду не по правилам?

Если с законами и штрафами все понятно, то возникает следующий вопрос: как будут выписыватьсяя штрафы, и кто будет проверять правильную эксплуатацию резины? Сегодня единственным решением выявления соответствия использования шин считается техосмотр. Но и тут есть свои нюансы: только что купленному автомобилю разрешено не проходить техосмотр. Также под вопросом стоит эксплуатация старых авто, которые должны проходить ТО один раз в год , а не два. Если будут определены точные суммы штрафов, то автомобилистам придется серьезно отнестись к использованию резины. Или тогда инспектора ДПС будут уменьшать ваш бюджет все новыми штрафами.

Кстати, чтобы проверить наличие штрафов за несоблюдение эксплуатации шин, можно скачать бесплатно и установить приложение Тинькофф на телефон. Тогда вы будете в курсе все автомобильных санкций и сможете вовремя их оплачивать. Оплата происходит онлайн и удобным способом. Теперь не будут приходить постановления о давно забытом непогашенном долге — уведомления будут приходить сразу же на телефон.

Забегая вперёд, сразу оговоримся, езда зимой на летней резине, равно как и летом на зимней на 2019 год запрещена. Но запрет этот действует не с 1 ноября 2019 года, а с декабря и по февраль включительно. Но давайте обо всём по порядку! Итак, зимой на летней резине: какой штраф за это на сегодняшний день, какие условия, требования и тонкости автозакона о летней резине зимой?

Можно ли ездить на летней резине зимой?

Нет, это запрещено. Такой запрет регулирует Технический регламент Таможенного союза в своём пункте 5.5 в своих "требованиях к транспортным средствам в эксплуатации" (приложение 8 регламента). При этом, этот нормативный акт чётко регламентирует зимние месяцы и летние. К первым относятся декабрь, январь и февраль, к последним - июнь, июль и август.

При этом, данные месяцы могут отличаться, если какой-либо регион России установит свои правила, что вполне логично; и только в сторону увеличения, что... совсем нелогично. Ведь в том же Краснодарском крае зимние шины могут вообще не потребоваться. Но увы, таков закон!

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами , удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль) . Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, зимой запрещено ездить на летней резине - в декабре, январе и феврале (сроки могут менять регионы). Не обязательно переобуваться на зимние шины с 1 октября и с 1 ноября.

Где узнать об увеличении запрета в моём городе?

Увы, но однозначно ответить на данный вопрос нет возможности. На 2019 год пока ни один регион и город не изменили положения Техрегламента касательно летней резины зимой.

А вот почему летом нужно менять «обувку» у авто – понятно не всем. Какая, кажется, разница – на чем ездить летом? Ну, шипы повылетают из покрышки, так это уже проблема водителя – придется к сезону новую покупать. Однако нет, летом на несезонных колесах ездить тоже нельзя.

Чем грозит «обувка» не по сезону

То, что зимой автомобиль на зимней покрышке становится неуправляемым – понятно, это связано с маленькой глубиной протектора, твердостью резины. Зимняя покрышка мягче по составу, поэтому при езде на ней летом возможны:

  • более длинный тормозной путь, связанный как раз с тем, что резина сильнее плавится при трении о разогретый асфальт;
  • плохое сцепление с асфальтом и, как следствие, слабая управляемость;
  • сильный нагрев резины, причем не только в жаркую погоду;
  • быстрый износ – буквально несколько поездок, и резину придется менять.

Опытные водители говорят, что зимние колеса летом в дождь ведут себя хуже, чем зимой, на льду – как на коньках.

Учитывая опасность несезонного использования зимних шин, еще в 2013 году в России были предприняты попытки ввести в законодательство наказание за эксплуатацию несезонной «обувки» автомобиля. Однако до 2015 года никаких штрафов не предусматривалось за это.

Нормы законодательства

В 2014 году Таможенным союзом был утвержден регламент, предусматривающий наказание за движение «транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения» и оговорен период года, когда ездить «на шипах» нельзя – с июня по август.

Зимой же, наоборот, возможна езда лишь на зимних покрышках, Техрегламент обязывает делать это с декабря по февраль. Про межсезонье в документе нет ни слова. Но в нашей необъятной России в некоторых регионах зима продолжается чуть ли не девять месяцев в году. И что тогда делать водителю? По закону он должен заменить «обувку», по состоянию дороги это делать опасно.

В подобных случаях региональным и местным властям дано право увеличивать (но не уменьшать!) сроки эксплуатации зимних колес и, соответственно, период ограничения их. То есть запретить использовать «шиповку» с мая по сентябрь власти могут, а с июня по август – нет.

Есть в регламенте оговорки – какая резина считается зимней. Он должна иметь маркировку:

  • «M + S»;
  • «M & S»;
  • «M S»;
  • с рисунком в виде снежинки.

Наличие либо отсутствие шипов не регламентируется – встречаются зимние варианты не шипованной резины, и их разрешено устанавливать на автомобиль.

С этим все ясно – помимо того, что установлено Техническим регламентом, нужно учитывать региональные требования и, конечно, погодные условия. Не стоит «переобуваться» в марте, если вашем регионе до конца апреля возможны снегопады. Такая езда до добра не доведет.

А как быть с «всесезонкой», той резиной, которая предназначена для круглогодичной эксплуатации? Если на ней есть указанные выше маркировки, ее впору использовать в зимние месяцы, если нет – нельзя.

За что готовы наказать

И все же за что и насколько могут наказать водителя? Когда поправки к закону о наказании за езду на несезонных покрышках только разрабатывали, оценили ее в 2 000 рублей, но такая сумма не была утверждена, и сейчас штраф составляет 500 рублей, причем формулировка будет такой – за эксплуатацию транспорта, не соответствующего техническим требованиям.

В Правилах дорожного движения и любимом законодательном документе сотрудников ГИБДД – КоАП – прямой статьи о необходимости сменить резину с летней на зимнюю или запрете на летнее использование «шиповки» нет. Но Технический регламент Таможенного союза – это документ, устанавливающий нормы международного права, и игнорировать его нельзя. Наравне с российскими законами он обязателен к выполнению на территории нашей страны.

В настоящее время в Кодексе об административных правонарушениях нет ссылок на Техрегламент, следовательно, наказать за отсутствие зимних покрышек водителя не могут. Пока есть только проект этих изменений в закон. А вот наказание за изношенные зимние покрышки есть, поскольку есть законодательно установленные нормы:

  • высота протектора летней резины – не меньше 1,6 мм;
  • высота зимнего протектора (минимальная, в самом истертом месте) – не меньше 4 мм.

Статистика ГИБДД о ДТП ежегодно позволяет говорить о том, что уровень безопасности движения на дорогах не меняется в лучшую сторону. В 2017 году было зафиксировано 169 432 случая ДТП, в 2018 году - 151 291 случай ДТП (без учета статистики декабря). Закон о зимних шинах в России мог бы положительно повлиять на ситуацию на дорогах, обязав водителей обязательно устанавливать зимнюю резину в месяцы, когда дорожное покрытие бывает заснеженным или обледеневшим. Действует ли в 2019 году закон о летней и зимней резине? Какие нормативные акты устанавливают требования к колесам и покрышкам машин? Какая ответственность грозит автомобилистам за несоблюдение установленных требований?

Чем обусловлено появление закона о зимней резине?

Закон о зимней резине на самом деле является Техрегламентом Таможенного союза, который действует в России и других странах ЕАЭС с 2015 года. Главной целью принятия этого документа являлось обеспечение защиты жизни и здоровья людей путем установления конкретных требований к устройству, комплектации и эксплуатации транспортных средств.

Соответствовать нормам Техрегламента должен каждый автомобиль, используемый на территории РФ. Заводы-изготовители машин и запчастей, точно, как и автомобилисты должны соблюдать требования официального документа. Если они соблюдены не будут, то в первом случае автомобиль просто не пройдет сертификацию, а во втором случае автовладельцу придется платить штраф, если такая ответственность предусмотрена федеральным законодательством.

Несколько раз предпринимались попытки ввести отдельный новый закон о зимней резине, но ни один из предложенных проектов так и не прошел все чтения в Госдуме. Последней инициативой был законопроект No464241-6, внесенный на рассмотрение депутатов в марте 2014 года. Он предлагал внести следующие изменения в Федеральный закон «О БДД» и в КоАП:

  • Автомобили должны соответствовать требованиям Техрегламента;
  • Наложение штрафа в 2000 рублей за несоответствие требованиям, установленных к шинам и колесам.

В пояснительной записке целью принятия такого закона было названо снижение аварийности и обеспечение безопасности движения на дорогах. Инициаторы проекта приводили примеры, когда из-за «лысой» резины во время дождя или снегопада автомобили теряли управляемость, провоцировали аварийные ситуации, создавали заторы на дорогах. Внесение законопроекта было также обусловлено тем, что в КоАП РФ не существовало отдельного положения об ответственности водителей за несвоевременную замену резины. Несмотря на актуальность предложений и значимые цели, которые преследовала данная инициатива, законопроект о зимней резине был отозван инициаторами во время I чтения в июне 2018 года. Мотивацией такого решения стали изменения, внесенные в Технический регламент, а именно прояснение периода, в который на автомобилях должна быть зимняя резина и установление запрета на использование летних покрышек зимой.

Требования к зимним шинам от 2019 года

Требования к автомобилям, которые находятся в эксплуатации, в том числе и к колесам и шинам, установлены Приложением No8 действующего Техрегламента. Закон о зимней резине с 1 ноября 2018 года был изменен и дополнен новыми положениями о категориях автомобилей, на которые необходимо обязательно устанавливать шины с противоскольжением, о периоде использования таких шин, а также о ряде запретов. Согласно документу все автомобилисты должны были перейти на зимнюю резину с 1 декабря 2018 года и в течение следующих 3 месяцев не «переобуваться», если иное не установлено федеральным законодательством. Техрегламент также содержит следующие требования к зимней резине:

  • Установка на все колеса автомобиля (п.5.4). Не допускается использование зимней, летней и всесезонной резины на одной оси;
  • Обязательная установка зимней резины на легковые и грузовые автомобили до 3,5 тонн;
  • Запрет на использование покрышек с шипами летом (п. 5.5);
  • Запрет на вождение автомобиля зимой без зимней резины (п.5.5);
  • Сроки использования зимних покрышек могут быть изменены федеральным законодательством;
  • Запрет на использование зимней резины при остаточной высоте рисунка не более 4 мм;
  • Наличие маркировки в виде горных вершин и снежинки в центре;
  • Запрет на использование транспортных средств, шины которых повреждены (трещины, вздутия и т.д.).

Пункты 5.6, 5.7, 5.8 Приложения устанавливают общие требования, запрещающие эксплуатацию тех или иных шин. Они касаются непригодных для использования шин, особенностей применения восстановленных шин. Отдельные положения касаются методов крепления дисков и их формы. Закон о шипованной резине не устанавливает точной даты установки таких шин на автомобиль. Это в большей степени связано с тем, что территория РФ довольно обширна и имеет значимые различия в климате. Но каждый водитель должен укомплектовать свой автомобиль зимней резиной до того, как на дорогах появится гололед, обледенение и заснеженное покрытие.

Штраф за нарушение закона о зимней резине

Поскольку закон о зимней резине в 2018 году не действовал, а его законопроект даже не рассматривался, у представителей ДПС или ГИБДД не было никаких оснований выписывать штрафы за отсутствие шипованных шин. В 2019 году в соответствии со ст.12.5 КоАП автомобилиста могут оштрафовать только за несоответствие колес параметрам, заявленным в п.5 Приложения к ПДД. Оно содержит несколько требований о состоянии колес и шин, аналогичных тем, что есть в Техрегламенте. Так, Положения указывают, что остаточная глубина рисунка зимней резины не может быть более 4 мм, шины, установленные на одном автомобиле, не могут иметь разный рисунок протектора, разную форму и т.д. Также на одном транспортном средстве не могут быть установлены шины с шипами и без шипов. За подобные нарушения владелец машины будет оштрафован на 500 рублей.