Статья за летнюю резину зимой. Что грозит за езду на летней резине зимой

Холодное время года – настоящая беда для автомобилистов, требующая особого подхода к эксплуатации транспортного средства. Один из основных факторов безопасности зимой – это качественные покрышки, чему уделяется внимание не только самими водителями, но и сотрудниками ГИБДД. Именно поэтому при остановке зимой инспектор практически наверняка проверит качество резины, которым укомплектовано ваше авто.

Наказание за летнюю резину зимой

Главное, что будут проверять у автомобиля – это глубина протектора, которая зимой должна быть больше 4 мм, а летом – не менее 1.6 мм.

Определяющее значении имеет протектор, а не то, ездите вы на зимней резине, всесезонной или вовсе летней. Фото: performance4me.com

Как бы странно это ни казалось, в России отсутствует наказание за езду зимой на летней резине, так что если на ваших покрышках имеется протектор нужной глубины, вы можете быть спокойны: штраф за езду на летней резине зимой вам не грозит.

При езде с покрышками не по сезону вам грозит только разъяснительная беседа.

Если же протектор на шинах меньше требуемого, готовьтесь помимо выслушивания назидания еще и заплатить штраф в 500 рублей.

Законодательные особенности

Пятьсот рублей – совсем небольшая сумма, учитывая, что езда чуть ли не на лысой резине несет опасность всем участникам дорожного движения. За последние несколько лет на законодательном уровне неоднократно возникала инициатива и даже начиналась разработка законопроекта, касающегося введения штрафа за покрышки не по сезону, но дальше рассмотрения в первом чтении дело не пошло. Осенью 2016 года рассмотрение законопроекта было отложено на неопределенный срок. Между прочим, если бы статья 12.5 КоАП тогда была дополнена, был бы введен штраф в 2000 рублей за несезонные покрышки.

Для введения нового штрафа почва активно готовится. Одним из факторов является хотя бы нашумевший регламент Таможенного Союза, предусматривающий эксплуатацию авто только с шинами по сезону, то есть с декабря по март – только с зимними покрышками, летом же езда на шипованных покрышках запрещалась.

Коллизия заключается в том, что техрегламент, сколь бы значим он ни был, не предусматривает финансового наказания для нарушителей, но рождает большой простор для слухов и законодательной неразберихи.

В конечном счете получается странная ситуация: если ездить на летней резине с протектором больше 4 мм хоть круглый год – наказания не будет, пусть даже и безопасность движения обеспечивается не на должном уровне. Если же соблюдать сезонность и иметь протектор даже в 3 мм – готовьтесь платить штраф.

О том, какие еще есть штрафы за шины – смотрите в этом видео:

Важные особенности

Разберем некоторые вопросы, так или иначе касающиеся зимней резины.

Сколь бы хороша ни была летняя резина у вашего автомобиля, старайтесь соблюдать сезонность, ведь это – один из факторов обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

Летняя резина ни по качествам, ни даже по составу не может соперничать с зимними покрышками в холодное время года. Фото: premierdetailingandwash.com

Со всесезонными липучками дело обстоит несколько лучше, но надо понимать, что они как правило предназначены для теплых европейских стран, где температура зимой не опускается ниже 10 градусов ниже ноля, так что в Сибири их лучше избегать.

В летний период ездить на шипованных покрышках запрещается по нескольким причинам. Среди них отмечается, во-первых, порча шипами дорожного полотна, а во-вторых то, что при высокой скорости есть риск эти самые шипы потерять.

Зимние шипованные шины достаточно шумны, так что эксплуатация их летом приносит дополнительный дискомфорт. Фото: skoda-portal.ru

Как и в случае с универсальными покрышками, зимняя резина имеет свои температурные условия эксплуатации. Если ездить на ней в плюсовую температуру, то покрышки не только быстрее изнашиваются, но и элементарно теряют некоторые из своих полезных свойств.

По техрегламенту Таможенного союза, проверять соответствие резины сезону начинают только в декабре или в марте, но это не значит, что при смене покрышек нужно ориентироваться только на календарь. Если зима уже фактически наступила, старайтесь как можно скорее «переобуться». Выбрать время вам поможет не только прогноз погоды, но и рекомендации ГИБДД, которые, как правило, регулярно появляются в региональных СМИ.

Минимальная глубина протектора – не единственное, но самое значимое требование к покрышкам. Наряду с этим инспектор может проверить покрышки на наличие порезов и разрывов до корда, одинакового ли размера колеса установлены, а также все ли элементы крепления колес на месте. При нарушении обозначенных требований вам также грозит штраф в 500 рублей.

Не забывайте и о нашумевшем знаке «Шипы», которым должны оснащаться все автомобили с шипованной резиной.

Помните, что если вы не согласны с вынесенным решением сотрудника ГИБДД, вы всегда можете обжаловать его действия в суде.

Итог

Штрафа за летнюю резину зимой в нашей стране пока нет, но, как говорят в народе по этому поводу, штрафа нет, а риск есть. Помните, что при выборе покрышек не по сезону и при езде с «лысыми» шинами вы зачастую рискуете жизнью и здоровьем всех окружающих вас участников дорожного движения. Относитесь к требованиям безопасности с пониманием, не зависимо от того, предусмотрено ли наказание за их нарушение или нет.

Последние годы регулярно ходят разговоры и слухи о том, что скоро в России будет введен штраф за использовании зимней резины летом, а летней резины в зимний период. Назывались даже точные даты, а иногда называлась даже точная сумма в 2000 рублей штрафа за летнюю резину на зимней дороге. В первую очередь мы хотим успокоить сразу всех водителей – данные штрафы за резину не по сезону в 2019 году не введены, а законопроект N 464241-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)», в котором были прописаны штрафы за использование летней резины зимой, не принят в первом чтении.

Но за какую резину могут оштрафовать автовладельца, если его транспортное средство зимой двигается на летних шинах, а летом на зимних? Как себя вести в диалоге с инспектором ГИБДД колес автомобиля?

Тем не менее, владельцам транспортных средств необходимо знать тонкости вопроса регулирования правомерности использования того или иного типа автомобильных шин в летние и зимние периоды, так как не исключено, что в скором времени очередной законопроект будет одобрен в Государственной Думе и штрафные санкции будут введены. В данной статье мы подробно разберемся в проблеме.

Существуют ли штрафы за резину не по сезону?

Еще в 2014 году в Государственную Думу страны был внесен законопроект №464241-6, в котором предлагалось дополнить статью 12.5 КоАП РФ частью 3.2:

«частью 3.2 следующего содержания: «3.2 Управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес,- влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей».

На протяжении двух лет рассмотрение данного законопроекта откладывалось, но 20 октября 2016 года он был направлен на рассмотрение в Государственную думу и должен был быть рассмотрен в трех чтениях. А по факту законопроект о штрафе за использование летней резины в зимнее время не прошел даже первое чтение , и 1 ноября 2016 года было принято решение отложить его рассмотрение на неопределенный срок, и по состоянию на 2019 год к рассмотрению «шинного законопроекта» больше не приступали.

Так какой штраф за летнюю резину зимой на сегодня?

Вопрос относительно смены зимних и летних шин в России на сегодня ничем НЕ регламентируется, и водителям не нужно бояться штрафов за использование летней резины зимой, или санкций за другой вариант не подходящей по сезону авторезины - просто потому, что таких штрафов нет! Автовладельцы по своему усмотрению принимают решение о замене летних шин на зимние, опираясь на погодные условия и температуру воздуха. Если говорить о конкретных датах, то в средней полосе России негласными ориентирами являются 15 ноября для смены резины с летней за зимнюю, и 15 марта - для перехода с зимней резины на летнюю.

Безусловно, эти даты довольно условные, и в тех или иных регионах Российской Федерации они отличаются. Водители, опираясь на здравый смысл, при смене шин делают упор не на даты, а на погодные условия, То есть если на календаре уже весна, а на дорогах еще лежит снег и прогноз обещает гололедицу, то «переобуваться» в летнюю резину никто не будет. И если в теплом Крыму или в Сочи в ноябре, а порой даже в декабре, наблюдается солнечная, теплая погода, и дорожное покрытие сухое и чистое, то водители вряд ли перейдут на зимнюю резину в срочном порядке.

Какие штрафы за летнюю резину в зимнее время предлагались?

Как мы уже говорили выше, слухи о том, что в ближайшее время на законодательном уровне будет запрещено «обувать» транспортное средство не по сезону, ходили давно, причем на рассмотрение в Государственную Думу поступали несколько законопроектов, но по разным причинам, ни один не прошел даже первого чтения. Суть этих шинных законопроектов сводилась к следующему:

  • Штрафовать за езду на транспортном средстве с использованием шин не по сезону (водитель обязательно должен , либо «переобувать авто» с учетом показателя среднесуточной температуры.
  • Штрафовать за то, что водитель в летнее время эксплуатирует транспортное средство на зимней резине с шипами.
  • Отказ в в том случае, если при ДТП транспортное средство виновника был на шинах не по сезону.

Но, как видим, пока все эти законодательные инициативы дальше законопроектов не зашли, и вы по прежнему сами решаете, когда вам менять резину с летней на зимнюю и наоборот! Штрафа за летнюю резину в зимнее время в РФ нет!

Существует ли штраф за зимнюю резину летом?

Если изучить Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», то выяснится, что для российских автомобилистов он принес новые правила. В этом техническом регламенте в пункте 5.5 Приложения №8 имеются такие положения об использовании тех или иных автомобильных шин в разные времена года:

  • На летней резине можно ездить с июня по август (она должна быть нешипованной).
  • С декабря по февраль водителям можно принимать участие в дорожном движении, находясь за рулем машины, «обутой» в зимнюю резину (шипованной или нет).
  • В регламенте ТС 018/2011 вы не найдете понятия «всесезонная резина».
  • Соблюдение норм по предельному износу резины – обязательно.

На уровне региональных властей допускается изменять месяцы установленного запрета на использование шин по сезону – данные нюансы должны быть зафиксированы нормативными региональными актами.

Если говорить о том существует ли штраф за зимнюю резину летом, то уже на протяжении долгого времени этот вопрос остается нерешенным. На первом этапе обсуждений были предложения за подобные нарушения установить штраф в размере 5000 рублей – но такая инициатива не нашла одобрения у депутатов. Были и другие предложения относительно размера штрафа за езду летом на зимней резине.

Фактически в 2019 году действует штраф за езду летом на зимней резине только опосредованно по ч.1 ст.12.5 КоАП РФ , то есть если вы летом выехали с сильно изношенным протектором («лысые» шины), глубина которого меньше 4 мм, то штраф за «лысую резину» составит 500 рублей (либо предупреждение).

Каковы штрафы за езду на лысой резине в 2019 году?

В водительской среде давно ходит выражение «лысая резина», означающая езду на резине, где протектор стерся практически полностью. Согласно новым правилам езда на покрышках со стертым протектором может повлечь за собой наказание в виде штрафа в размере 500 рублей (или предупреждение) . Если обратиться к ПДД и его положению о допуске ТС к эксплуатации, то водителю запрещается принимать участие в дорожном движении, если остаточная высота рисунка протектора шин его транспортного средства:

Согласно ст. 12.5 КОАП сотрудники ГИБДД могут выписать водителю штраф за данное нарушение – 500 рублей.

По слухам, депутаты планируют в будущем на законодательном уровне увеличить сумму штрафа за езду на лысой резине в 4 раза. Такой скачок можно считать вполне обоснованным, так как по вине водителей, выезжающих на дорогу на лысой авторезине, происходит огромное количество ДТП, особенно в зимние месяцы, когда на дорогах гололед.

Появится ли запрет на шипованную резину?

О требованиях к шинам транспортных средств в разные сезоны года мы поговорили, а теперь рассмотрим вопрос, какие изменения относительно использования шипованной резины планируются на законодательном уровне.

Для стран, входящих в Таможенный союз, технический регламент ТР ТС 018/2011, о котором мы говорили выше, устанавливает следующие условия:

  • Шипованные шины запрещается использовать в летний период – с июня по август;
  • Резина с шипованным протектором должна быть на всех колесах транспортного средства (то есть нельзя иметь одновременно и шипованные шины и нешипованные зимние «липучки»;
  • На погонный метр протектора прописано предельное число шипов – 60 штук. Данное требование будет применяться к резине, которая была изготовлена после 1 января 2016 года.

Если говорить о потенциальных штрафах за использование резины с шипами сегодня, то на законодательном уровне они не установлены! Поэтому водителям стран, входящих в Таможенный Союз пока не стоит опасаться штрафных санкций. А вот штраф за то, что вы управляете автомобилем на шипованных шинах, а у вас при этом нет знака «Шипы» – составляет 500 рублей.

Езда на всесезонной резине (липучке) в 2019 году

Отдельно стоит упомянуть про всесезонную резину, на ней вполне комфортно можно ездить на автомобиле и зимой и летом. Собственно, такие нешипованные всесезонные шины и предназначены для эксплуатации на дорогах в течение всего года.

Обратите внимание, что зимой эксплуатироваться подобная резина может только если на ней есть обозначения в виде маркировки «М+S», «M&S» или «MS» (что означает «Mud & Snow», то есть по-английски «грязь и снег») и хотя в ином случае эксплуатация всесезонных шин в зимние месяцы не допускается, штрафа за это всё равно пока нет.

Как сотрудники ГИБДД смогут оштрафовать за шины?

Выше мы уже изложили ситуацию относительно законодательной базы по вопросам сезонной смены резины и штрафов за использование шин не по сезону. Возникает закономерный вопрос, как непосредственно на дороге сотрудники органов ГИБДД будут контролировать выполнение водителями оговоренных выше норм?

Сегодня имеется лишь единственно возможный способ установления соответствия сезонности шин – это прохождение технического осмотра. Но и здесь не обошлось без проблем. К примеру, новые автомобили, только что вышедшие из автосалона, могут не проходить техосмотр. Да и с автомобилями находящимися в эксплуатации тоже не все ясно – в обязанности их владельцев входит прохождение ТО только раз в год, а значит проверяться соответствие авторезины сезону будет только один раз в год.

Подводя итог хотелось бы отметить - несмотря на то, что штрафы за резину не по сезону в 2019 году НЕ введены , каждый автовладелец должен ответственно подходить к вопросу готовности его транспортного средства к текущим дорожным условиям! В ваших же интересах максимально подготовить машину к тем или иным погодным и климатическим условиям!

И о чём нужно помнить любителям шипованных шин

В большинстве регионов России среднесуточная температура стала приближаться к нулю градусов по Цельсию. Для водителей это главный признак того, что их «железного коня» стоит переобуть - с летних шин на зимние. Однако на улицах страны немало недобросовестных автолюбителей, явно пренебрегающих здравым смыслом и элементарными требованиями к безопасности. Чем грозит для них такая безответственность?

Зима близко

По сообщениям Росгидрометцентра, температура в столице и некоторых других регионах страны в ближайшие дни будет на несколько градусов ниже нормы. А из-за отрицательной температуры по ночам уже на этой неделе на дорогах ожидается гололёд.

Такие погодные условия могут привести к увеличению числа ДТП - в основном из-за нерасторопности водителей, которые не прислушались к советам экспертов и не поменяли летную резину на зимнюю при среднесуточной температуре +7 градусов по Цельсию. «Переобувшись» заблаговременно, автовладельцы могут избежать очередей в шиномонтаж и лишних штрафов.

Ещё с 1 января 2015 года за использование зимой летних шин, теряющих в холодное время свою эластичность и сцепление с дорогой, водителей может ждать наказание в виде штрафа 500 рублей. Действующий закон обязывает автолюбителей «обувать» машину по-зимнему с 1 декабря по 1 марта - при этом период может меняться в зависимости от природных особенностей того или иного региона.

Однако есть одно «но»: поскольку Правила дорожного движения, как и Кодекс об административных правонарушениях, не содержат ограничений по поводу использования зимних и летних шин, инспекторы ГИБДД могут привлечь к ответственности только тех водителей, на машинах которых установлены изношенные покрышки. Согласно закону, остаточная глубина протектора не должна быть меньше четырёх миллиметров, в противном случае автолюбителя ждёт в лучшем случае предупреждение, в худшем - штраф в полтысячи рублей, не говоря о возможной аварии.

Вместе с тем в России, согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», с 2016 года запрещено использовать транспортные средства, не укомплектованные зимними шинами, в зимний период - с декабря по февраль. Зимние шины должны быть установлены на всех колесах транспортного средства. При этом сроки запрета могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств-членов Таможенного союза.

Это ограничение, впрочем, до сих пор не было подкреплено никакими мерами воздействия.

Долгожданная мера

Исправить ситуацию вполне может находящийся на рассмотрении Государственной Думы законопроект, ужесточающий наказание за управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колёс, предусмотренных техническими регламентами и ПДД.

Документ, внесённый ещё в 2014 году, предлагает установить штраф в размере двух тысяч рублей за «лысые» шины или несоответствие остаточной глубины рисунка протектора нормам Техрегламента, а также пробои, порезы, разрывы с обнажением корда и расслоением каркаса. Уточняется, что предлагаемое законопроектом административное наказание будет также распространяться на автомобилистов, не сменивших в установленный срок летнюю резину на зимнюю и наоборот.

«Понятно, что страна большая, мы предоставляем право региональным парламентам пересматривать сроки зимнего периода. Они смогут его увеличивать, но не смогут уменьшать: можно будет сделать с 1 ноября, но нельзя с 1 января», - сказал он.

Концепция законопроекта была поддержана Правительством России, а сам документ рекомендован к принятию нижней палатой в первом чтении Комитетом Госдумы по транспорту и строительству. Однако осенью 2016 рассмотрение поправок было отложено.

На данный момент, по мнению председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгения Москвичева , документ содержит в себе только избыточные нормы. «Этот закон не привносит ничего нового. Исследовательские институты и дорожники не могут доказать, что шины приносят какой-то ущерб состоянию дорог. Уже принят закон о том, в какие периоды каждый субъект имеет право устанавливать тип шин, которые можно использовать в определённый сезон. Мы считаем, что этого достаточно и на сегодняшний день другого закона по этой теме принимать не надо», - сказал он.

По словам депутата, законопроект будет рассмотрен на заседании комитета уже в ближайшее время и законодатели будут рекомендовать его к отклонению в первом чтении.

При этом даже ответственным водителям, которые вовремя меняют резину с летней на зимнюю и наоборот, важно помнить - с апреля 2017 года в России запрещается эксплуатация шипованных шин без опознавательного знака «Шипы». За его отсутствие сотрудник ГИБДД будет вправе выписать автолюбителю штраф в размере 500 рублей.

На шипах в Европу

В большинстве стран Европы использование сезонных шин строго регламентировано и тщательно отслеживается. А в ряде европейских государств езда на шипованной резине запрещена всегда. Если вы собираетесь в Европу в зимний автотур, то самым универсальным решением будет установить зимнюю нешипованную резину и взять цепи противоскольжения для особо сложных погодных условий.

Фото: ПГ

Например, в Финляндии за езду на летней резине с 1 декабря можно получить штраф, достигающий 300 евро в зависимости от дохода нарушителя. В Австрии использование зимних шин является обязательным с 1 ноября по 15 апреля, при этом все шины с глубиной протектора менее четыре миллиметра считаются летними. На некоторых трассах могут потребоваться цепи противоскольжения. Использование цепей допускается только если дороги покрыты слоем снега или на дорогах гололедица. Штрафы могут варьироваться от 35 евро до пяти тысяч.

Фото: ПГ

В Болгарии использование шин с шипами не допускается никогда, но с собой нужно обязательно иметь цепи противоскольжения и использовать их, если на это указывает дорожный знак. В Германии зимние шины стали обязательными с 2010 года, но без строгих дат, а только при неблагоприятных погодных условиях. Использование неподходящей резины может караться штрафом 40 евро. Шипованные покрышки на территории страны использовать также запрещено. Цепи противоскольжения допускаются при наличии соответствующего знака, при этом максимальная скорость не должна превышать 50 км/ч.

Во Франции закон не предписывает обязательную смену резины на зимнюю, но в случае аварии отсутствие зимних шин будет важным фактором при установлении виновника ДТП.

Безопасность на дороге, как известно, зависит не только от состояния дорожного полотна и адекватности/профессионализма водителей, но и от технического состояния каждого автомобиля. Зимняя резина, в которую обувают автомобили с приходом холодов – не дань моде, а более качественное сцепление колес со скользкой дорогой и, соответственно, гарантия безопасности. Пренебрежение этим правилом чревато не только серьезными пробками в зимнее время, но и ростом числа аварий.

Не изменился ли Закон к 2019 году, и за что будут штрафовать?

Новые поправки к Закону – обязательна ли зимняя резина в России в 2018-2019 году?

Основные положения Закона, представляющие наибольший интерес для автомобилистов:

  1. Согласно новым поправкам, которые вступили в силу с 1 января 2015 года, вводится понятие «зимней резины» и ее конкретное описание. Также в поправках речь идет о допустимой минимальной глубине протектора шин. Речи о сезонной резине при эксплуатации автомобилей в данных изменениях не ведется.
  2. Штрафовать автолюбителей с 2015 года могут за нарушение 1-й части Статьи 12.5 КоАП РФ – то есть, за несоответствие технических характеристик резины тем, что описаны в новых поправках. Причем, инспектор ГИБДД, по своему усмотрению, может и не составлять протокол, а только лишь вынести предупреждение.
  3. Вступил в силу техрегламент ТС (прим. «О безопасности колесных транспортных средств», ТР ТС 018/2011) в 2015 году. Согласно требованию из данного регламента, для летнего сезона (с июня по август) под запретом шипованные покрышки, а для зимнего (с декабря и по февраль) – летняя резина. Срок запрета на летнюю резину может быть изменен в соответствии с климатическими особенностями регионов. За данное нарушение штраф пока не предусмотрен: о сезонном использовании резины в основных положениях, касающихся допуска автомобиля к эксплуатации, ничего не сказано.
  4. Понятие «всесезонные шины» в регламенте отсутствует.

Технический регламент проверки зимних шин в 2019 году – какая зимняя резина пройдет проверку?

Ключевое понятие – глубина протектора. Своя – для каждого типа покрышек каждого конкретного транспортного средства при отсутствии заводского индикатора износа.

  1. Легковые авто, летние шины: минимум глубины протектора - 1,6 мм.
  2. Легковые авто, зимние шины – 4 мм.

Понятие «зимняя резина» включает в себя соответствующую маркировку – пиктограмма «3-пиковая вершина со снежинкой по центру, М&S, M+S и М S.

Ограничения для иных автомобилей:

  1. Категория L (для квадроциклов, мопедов и мотоциклов) – 0,8 мм.
  2. Категории N2, N3, O3, O4 (грузовые авто, разрешенная макс/масса – более 3,5 т) – 1 мм.
  3. Категории М1, N1, O1, O2 (легковые авто) – 1,6 мм.
  4. Категории М2, М3 (автобусы) – 2 мм.

Что касается требований к колесным дискам (отсутствие деформации, следов варки, трещин и пр.) – они ушли в прошлое. А вот на резине повреждения должны отсутствовать – никаких протертостей до корда, боковых порезов, неравномерного износа.

Условия и неисправности (с учетом поправок), при которых эксплуатация автомобиля запрещена:


О сезонности шин речи в документе нет. Но требования к ней (зимней и летней резине) четко прописаны (согласно техрегламенту Таможенного Союза):

  1. При использовании шипованных шин их устанавливают на все колеса.
  2. С июня по август использование шипованных шин запрещено.
  3. В зимний период использование зимних шин (устанавливаются на все колеса) обязательно.
  4. Запрещено использование непригодных для эксплуатации шин.

Будут ли штрафовать за езду на летней или лысой резине в 2019 году?

Соответственно закону (п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ), запрещается управление автомобилем, если имеют место неисправности, либо условия, при которых недопустима эксплуатация транспортного средства. Эти требования и запреты остаются в силе.

  1. Управление автомобилем неисправным, или подпадающим под условия 2-7-й части указанной статьи, влечет за собой штраф в размере 500 рублей (или предупреждение).
  2. В большей степени штраф будет выписываться не за езду посреди зимы на летней резине, а за несоответствие глубины рисунка протектора ее нормативным значениям.
  3. За отсутствие наклейки «Ш» в ситуации, когда используется шипованная резина, штраф также не предусмотрен.