Как начислить амортизацию на автомобиль пример. Методы расчета амортизации автомобиля на примерах

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию

Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно

Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».

Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 36 000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

– 500 руб. – учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства

Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов

Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

Амортизация расчитывается в соответствии с методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа.

1. Выберите производителя автомобиля

Импортный      Отечественный

2. Класс автомобиля

A - класс (мини, до 3.6м) B - класс (малый, 3.6 - 3.9м) С - класс (низший средний, 3.9 - 4.4м) D - класс (средний, 4.4 - 4.7м) E - класс (большой, свыше 4.6м) F - класс (люкс большой, свыше 4.6м) SUV (внедорожники)

2. Марка автомобиля

ВАЗ "Ока" (мини) ЗАЗ и ЛуАЗ (малый) АЗЛК и ИжМАШ (низший средний) ВАЗ, остальные (низший средний) ГАЗ (средний) УАЗ (внедорожники) ВАЗ полноприводный (внедорожники)

3. Текущий пробег с начала эксплуатации

(Введите в это поле пробег в километрах с начала эксплуатации автомобиля либо капитального ремонта двигателя)


4. Фактический срок службы

(Введите в это поле фактический срок службы автомобиля в годах с точностью до десятых 0.1, 2.7, 4.3 и т.д.)


5. Природно - климатические условия, климат *

Умеренный Влажный Умеренно - холодный Холодный Очень холодный

6. Степень агрессивонсти окружающей среды **

Неагрессивная Повышенная Высокая Исключительно высокая

7. Тип региона использования автомобиля

Регионы с населенными пунктами до 50 тыс. человек Города с населением от 50 до 200 тыс. человек Города с населением от 200 тыс. до 1 млн. человек Города с населением от 1 до 4 млн. человек Мегаполисы с населением свыше 4 млн. человек

8. Стоимость автомобиля

(Введите в это поле стоимость автомобиля, в рублях)


9. Введите код, который видите на изображении

* Районирование территории РФ по климатическим условиям -

развернуть

** Районирование территории РФ в зависимости от экологического состояния окружающей среды по степени агрессивности окружающей среды -

развернуть

Амортизация автомобиля - вещь, знакомая каждому профессиональному механику и просто водителю-любителю. Эта система была разработана примерно сто лет назад, когда появилась Особую популярность автомобили на гидравлических амортизаторах получили в Великую Отечественную войну. Главная их задача - это понижение колебаний и смягчение ударов. Этим самым они обеспечивают безопасность и комфорт во время движения.

Особенности амортизации

Следовательно, подобные катализаторы должны исполнять две задачи: если амортизация автомобиля настроена на жёсткую езду, управление автомобиля будет более точным, но пребывание в салоне вызовет дискомфорт, причем как у водителя, так и у пассажиров. Как правило, такими системами оснащают грузовые и Хотя во втором случае все зависит от типа груза. Если же амортизация автомобиля настроена на мягкую езду, то машина будет менее точна в управлении. С другой стороны, находиться в салоне будет комфортно.

Задачи амортизации

Также амортизаторы отвечают за контакт колёс с дорогой, что также является одним из залогов безопасности, так как в основном причина аварий - это потеря управления. Исправная амортизация автомобиля - важнейший фактор, который отвечает за управление машиной. Когда амортизаторы неисправны, то даже хорошие тормоза и шины не обеспечивают хорошего контакта машины с дорогой.

Монтаж амортизаторов

Однако не бывает таких амортизаторов, которые подходили бы ко всем автомобилям и дорогам. Это точная деталь, которую настраивают под подвеску определённой модели и часто под дороги региона, в котором авто будет использоваться. Поэтому производители амортизаторов должны учитывать соотношение комфорта и безопасности, а также технические характеристики авто и дороги. При этом учитывается несколько различных видов подобной детали.

Новая амортизация автомобиля

2012 год стал стартовым в плане внедрения в сферу машиностроения гидравлических систем смягчения, которые работают по принципу вязкостного трения. телескопические, однотрубные с подпором газа или без подпора, двухтрубные. Следует заметить, что здесь существуют заблуждения, например, в классификации: газовые, газо-масляные и масляные. Правильная классификация видов амортизаторов будет такая:

  1. Амортизаторы с подпором газа с высоким давлением (газовые).
  2. Амортизаторы с подпором газа с низким давлением (газо-масляные).
  3. Амортизаторы без подпора газом.

Следовательно, газо-масляный амортизатор будет также газовым. Только лишь газовая пружина является газовым амортизатором, а используется она для того, чтобы защитить крышку капота или багажника.

В газо-масляном амортизаторе подпор газа не очень сильно влияет на жёстко настроенный катализатор, но при сильных нагрузках увеличивает точность характеристик. Но эта разница в постоянной езде не заметна.

Подсчитываем расходы

Как правило, автомобиля производится исходя из потраченного топлива (подходит для С с двигателем объемом 1,5-2,0 л). Если говорить проще, то выписываем все плановые затраты эксплуатационные на 100 000 км, учитывая использование фильтров, лампочек, тормозных колодок, шины и т. п., прибавляем 10-15 % на неплановые расходы (внеплановые ремонты). Такие примеры приводят в автомобильных журналах (при расчёте средней стоимости 1 км пробега).

Параметр «амортизация» используется для определения степени изношенности производственной техники, оборудования или транспортных средст в. Выявленное значение имеет высокую важность при применении транспорта в служебных целях. Проведение оценки позволяет получить ключевую информацию о силе износа объекта. Также рассматриваемый параметр часто применяется страховщиками при подготовке страхового полиса. Выявленный коэффициент оказывает влияние как на стоимость самого транспорта, так и на величину страховых выплат. В данной статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, как рассчитать амортизацию автомобиля.

Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа

Что такое амортизация транспортного средства

Чаще всего с вопросом амортизации транспортных средств сталкиваются руководители крупных организаций, имеющие в числе своих активов различные автомобили. Также этот вопрос волнует владельцев транспортных средств, готовящихся к продаже своего «железного коня». Многие люди, незнакомые с правилами составления расчетов, ошибочно считают, что информации о продолжительности эксплуатации и пройденном расстоянии достаточно для того, чтобы рассчитать износ основных узлов и элементов конструкции. Однако, для того чтобы получить более подробные сведения, необходимо придерживаться специальных схем, на базе которых составляются расчеты.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что процесс амортизации является своеобразным переносом стоимости объекта на продукцию, изготовленную с помощью применения данного объекта. В большинстве случаев, коэффициент амортизации выражается в виде определенной величины денежных средств. Также данные расчеты используются для своевременного проведения ремонтных работ и технического обслуживания. На основе полученных сведений можно вычислить предполагаемую продолжительность эксплуатации объекта.

Нужно понимать, что отказ от прохождения своевременного технического осмотра может привести к возникновению поломки на момент использования технического средства.

Каждое транспортное средство, находящееся в собственности компании или обычного человека, требует сопутствующих затрат . К этой статье можно отнести издержки на проведение ремонтных работ, замену шин либо технических жидкостей. Также следует отметить, что каждый автовладелец регулярно тратит определенный объем денежных средств на приобретение топлива. Однако при составлении расчетов коэффициента амортизации, затраты на приобретение топлива не учитываются.

Многие граждане часто задают вопрос о причинах необходимости составления расчетов амортизации транспортных средств. На сегодняшний день существует три основных причины для составления подобных расчетов:

  1. Каждый предприниматель обязан регулярно предоставлять отчеты в налоговую службу, содержащие информацию о порядке расходования денежных средств . Учет затрат на обслуживание автотранспорта позволяет представить наиболее полную информацию.
  2. Коэффициент амортизации в обязательном порядке учитывается представителями страховых компаний перед оформлением страхового полиса. Проведение оценки степени износа основных узлов и элементов конструкции позволяет выявить реальную рыночную стоимость страхового объекта. Данная операция проводится не только страховщиками, но и кредитными учреждениями, а также фирмами, специализирующимися на продаже подержанных машин.
  3. Помимо этого, многие сотрудники мелких компаний используют личные транспортные средства в служебных целях . В такой ситуации руководству компании нужно учитывать как затраты на приобретение топлива, так и на обслуживание машины. Как правило, величина выплат варьируется от полутора до трех рублей за каждый километр.

Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС

Какие автомобили подлежат амортизации

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что расчет амортизации автомобиля является одной из важных задач для тех организаций, что имеют данные объекты на своем балансе. Нужно отметить, что в случае с предпринимателями существует несколько тонкостей и нюансов, связанных с составлением расчетов. Все автомобили, записанные на балансе, можно разделить на три различных группы, различающиеся годом выпуска транспортных средств. В первую группу входят те машины, чей возраст составляет менее пяти лет. Возраст автомобилей во второй группе варьируется от пяти до семи лет. В третью группу включены транспортные средства, чей возраст достигает десяти лет.

Как правило, многие бухгалтеры составляют расчеты для тех объектов, чей возраст превышает пять лет. Для транспортных средств, относящихся к первой группе, редко составляются отдельные расчеты. Как правило, от стоимости подобного автомобиля отнимается сумма в размере десяти процентов, которая и является величиной амортизационных расходов. При составлении расчетов очень важно учитывать дополнительное техническое оснащение автомобиля. В некоторых случаях, человек, составляющий расчеты, должен учитывать даже такой параметр, как скорость, которую может развивать конкретный транспорт. Распределить весь автопарк, записанный на балансе компании, на отдельные группы нужно до момента составления расчетов для налоговой инспекции. Величина амортизационных затрат должна быть в обязательном порядке отражена в налоговой декларации.

Основные способы расчета износа на авто

При составлении расчетов, бухгалтер может использовать одну из четырех основных методик. Каждый из этих способов относится к одной из двух категорий: нелинейный и линейный способ составления расчетов. Каждая компания имеет законное право самостоятельно выбрать наиболее подходящую методику составления расчетов. Как правило, в отношении грузовых автомобилей и другого транспорта, использующегося в производственном цикле, применяется методика списания стоимости в соответствии с объемом произведенных товаров либо оказанных услуг. В отношении автомобилей, что не участвуют в производственном цикле, используются другие методы составления вычислений. Ниже мы предлагаем подробно рассмотреть, каждый из трех оставшихся способов.

Линейный метод

Ключевой особенностью этого метода является то, что размер транспортных расходов, начисленных за износ на протяжении конкретного отрезка времени, рассчитывается с учетом начальной (восстановительной) стоимости данного объекта. Для того чтобы вычислить коэффициент амортизации машины этим способом, нужно разделить вышеуказанное значение на продолжительность эксплуатационного срока. Как правило, такие сроки считаются в месяцах. Полученный результат должен быть умножен на сто процентов. По окончании составления расчетов можно получить информацию об объеме годового износа объекта. Для того чтобы узнать сумму финансовых ресурсов, потраченных за один месяц, нужно разделить полученный результат на двенадцать.

Как показывает практика, данная методика является одной из самых популярных, благодаря простоте составления расчетов. Начинать учет износа объекта необходимо со следующего месяца после приобретения транспортного средства и ввода в эксплуатацию. Этот шаг позволяет списывать денежные средства в одинаковом размере на протяжении всего эксплуатационного периода.


Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей

По уменьшаемому остатку

Эта методика является одним из самых ускоренных методов списывания движимой собственности. Как правило, этот метод применяется только в первые несколько лет эксплуатации автотранспорта. Эффективность данного подхода объясняется тем, что в первые годы использования авто, производительность объекта значительно выше. Это означает, что быстрая амортизация транспортного средства является более целесообразным способом списания расходов.

Для того чтобы использовать этот метод составления вычислений, необходимо получить информацию о следующих параметрах:

  • изначальная цена объекта;
  • остаточная стоимость;
  • эксплуатационный срок.

Для того чтобы составить вычисления износа объекта при помощи рассматриваемой методики, нужно остаточную стоимость (на начало отчетного периода) помножить на норму износа. Полученное значение следует помножить с коэффициентом форсирования. Здесь следует выделить тот факт, что каждая организация имеет право самостоятельно устанавливать величину этого параметра. Полученный результат следует умножить на 100 процентов.

Отчисление по сумме лет полезного использования

Срок амортизации легкового автомобиля можно рассчитать на основе полезного эксплуатационного срока. Данный метод, как и вышеуказанный вариант, является ускоренным способом составления расчетов. В первый год эксплуатации приобретенного автомобиля, предприятию нужно списывать крупные суммы денежных средств. Однако по мере старения транспорта, размер амортизационных затрат будет постепенно снижаться.

При составлении вычислений по данной методике учитывается начальная стоимость автомобиля. Полученное значение нужно умножить на норму амортизации, установленную в конкретной компании. В случае с данной методикой, норма амортизации рассчитывается на каждый год, а её величина тесно взаимосвязана со сроком полезного использования объекта.

Существующие нюансы при исчислении амортизации

Для того чтобы составить максимально корректные вычисления, нужно получить информацию об основных технических характеристиках автомобиля. Д ля этой цели бухгалтеры используют специализированные справочные издания. Такие справочники содержат в себе информацию о марке и балансовой стоимости автомобиля.

Показатель, полученный из справочного издания, нужно разделить на величину эксплуатационного срока (в месяцах). Данные действия позволят получить сведения об объеме стоимости естественного износа объекта на протяжении одного месяца.

Важно отметить, что при составлении расчетов не учитывается цена ГСМ и издержки на проведение мелких ремонтных работ.


Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете

Примеры расчета износа автомобилей

В интернете можно найти множество специализированных сервисов, позволяющих рассчитать степень износа транспортного средства. Для того чтобы получить необходимые сведения, нужно просто найти подобный ресурс и заполнить специальную форму. Важно учитывать, что полученный результат является приблизительным значением, и может не отражать полную картину.

Для того чтобы получить более детальную информацию, следует заняться расчетами самостоятельно, зафиксировав все издержки, связанные с использованием автомобиля. К этой статье расходов можно отнести стоимость запасных частей, ремонтных работ, резины и топлива. Помимо этого, в обязательном порядке учитываются расходы на проведение технического осмотра.

Давайте рассмотрим порядок составления расчетов величины амортизационных расходов на примере организации, купившей автомобиль двадцать первого марта две тысячи четырнадцатого года. Стоимость приобретенного транспорта составляет четыреста тысяч рублей. Срок полезной эксплуатации автомобиля равняется пяти годам. Для начала нужно сложить сумму количества лет эксплуатации транспорта: «1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15». Здесь важно отметить, что в бухгалтерском балансе расчет амортизации объекта отражается в финансовом эквиваленте.

Для того чтобы выявить величину амортизационных расходов во время первого года эксплуатации, необходимо разделить 5 (первый год эксплуатации) на 15 (общая сумма количества лет эксплуатации). Полученный результат нужно умножить на стоимость автомобиля: «5 / 15 * 400 000 = 133 333 рублей». Для того чтобы узнать величину месячных расходов, полученный результат нужно разделить на двенадцать. На второй год эксплуатации порядок расчетов немного изменяется. Вместо цифры пять, используется четыре (второй год эксплуатации).

Произведя простые арифметические действия можно узнать, что на второй год эксплуатации сумма амортизационных расходов составит 106 666 рублей. Аналогично этому методу, составляются расчеты на все последующие года, единственное что изменяется – показатель, отражающий конкретный год использования автотранспорта.

Здесь нужно отметить, что при составлении расчетов для налоговой, указывается единая величина амортизационных расходов. Для составления вычислений необходимо разделить начальную стоимость автомобиля (400 000 рублей) на общий срок эксплуатации (5 лет).

Для того чтобы лучше понимать, как посчитать амортизацию автомобиля, предлагаем рассмотреть еще один практический пример. Цена служебного автомобиля, купленного компанией в две тысячи четырнадцатом году, составила двести тысяч рублей. За следующие несколько лет автомобиль проехал около девяносто тысяч километров. Износ движимого объекта составляет восемнадцать процентов. Для того чтобы вычислить размер естественного износа транспорта, следует умножить первоначальную цену на уровень износа: «200 000 * 18 = 36 000».

Для того чтобы вычислить остаточную стоимость, нужно от первоначальной цены отнять величину естественного износа: «200 000 – 36 000 = 164 000». На основе этих данных можно составить вычисление размера издержек на каждый километр пробега транспорта. Чтобы получить эту информацию нужно разделить величину естественного износа на первоначальную цену объекта: «36 000 / 200 000 = 0,18».


Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС

Выводы (+ видео)

Каждая организация имеет право самостоятельно выбирать один из вышеперечисленных методов составления вычислений величины расходов, связанных с естественным износом транспортных средств. При составлении подобных расчетов очень важно учитывать все показатели, отвечающие за работу данного объекта.

Часто мне предлагают работу с использованием своего личного ТС, а в качестве компенсации за это - 6000рублей в месяц.

Теперь рассчитаем амортизацию автомобиля.

Начальная стоимость автомобиля на 2012 год__________________________370 000 руб.

Стоимость ремонта на весь период (30% от стоимости автомобиля)______ 101 000 руб.

Средняя стоимость планового ТО в год_______________________________ 9400 руб.

Срок службы__________________________________ ____________________10 лет

Итого за 10 лет будет затрачено_______________________________ ________565 000 руб.

Пробег в год_____________________________________ __________________15 000 км.

Стоимость 1 км в год _____________________________________56 500/15 000 = 3.77 руб.

Стоимость бензина на 1 км по трассе(АИ92-27.4руб.)___________________ _____1.92 руб.

Стоимость бензина на 1 км по городу (АИ92-27.4руб.)________________________2.3 руб

Итоговая стоимость 1 км по трассе__________________________________ _____5.69 руб.

Итоговая стоимость 1 км по городу _____________________________._________6.0 7 руб.

Таким образом, суммы в 6000 рублей выделяемой работодателем в качестве компенсации за эксплуатацию ТС при 22 рабочем дне, должно хватить на безвозмездную эксплуатацию с покрытием амортизационных

расходов если автомобиль в день будет проезжать не более 45 км.

При этом, владелец ТС при такой эксплуатации не получает никакой прибыли, по сути его ТС безвозмездно эксплуатируется работодателем.

Чтобы получить прибыль с ТС, стоимость 1 км необходимо увеличить в два раза, таким образом при сумме компенсации автомобиль должен в день проезжать не более 22.5 км.

P.S.// Предлагаю консультации, а так же участие в Ваших проектах.