Как определить всесезонную резину по маркировке. Как определить всесезонные шины от летних
Все производители автомобильных скатов на своих изделиях наносят символы, указывающие на условия эксплуатации резины. Находятся они преимущественно в боковой части покрышек. Маркировка летних и всесезонных шин практически ни чем не отличается, кроме одного…
Символы на летних и всесезонных покрышках
Цифры и буквы, которые указаны на колесах, обозначают многое. К примеру, перед тем, как купить летнюю резину в интернет магазине Bfshina.Ua, например Bridgestone Dueler H/P Sport 255/55 R19 111V XL, внимательно посмотрите в технический паспорт автомобиля – если и в нем указаны такие же размера, значит Ваш выбор правильный.
Символы в летней шине Bridgestone Dueler H/P Sport 255/55 R19 111V XL обозначают следующее :
255 – ширина профиля покрышки . Единица измерения указывается в миллиметрах. Этой шириной является расстояние между боковинами, когда шина в накаченном виде. Согласно техническим нормативам, профильная ширина резины не может равняться к ширине протектора.
55 – серия скатов . Обозначает процентное отношение профильной высоты к её ширине. Если уж сказать просто – это высота боковины покрышки, которая выражается в процентах. На некоторых шинах отсутствует знак «/» и следующий за ним символ (в нашем случае, было бы 255 R19 111V XL) – это значит, что данные колеса имеют полный профиль, высота которого будет примерно 82%.
R19 – символ «R» говорит о радиальной конструкции резины. Многие даже опытные водители думают, что английская «Р» обозначает «радиус колеса», хотя на самом деле такое понятие в автошинах отсутствует – существует диаметр. «19» - это тот самый посадочный диаметр, который измеряется в дюймах. На моделях РАХ диаметр исчисляется в миллиметрах – это исключительно для бронированной специальной техники.
111 – индекс нагрузки . Обозначает грузоподьёмность шины. Иногда можно встретить двойное значение – например, «104/102». Такая маркировка будет говорить о различной расчетной нагрузке при двух или четырёх скатах на задней оси.
V – скоростной индекс . Показывает максимально возможную скорость.
XL – если на шинах Вы увидели такое обозначение либо Extra Load или Reinforced – данные модели шин имеют увеличенный индекс нагрузки. Другими словами, на этих колесах можно перевозить груз, превышающий указанную производителями норму, на незначительные расстояния.
Чем отличается маркировка на летних и всесезонных шинах
Те же символы, что и на летних покрышках, наносятся и на всесезонные. Отличие состоит лишь в том, что на «универсальных» колесах, как их еще называют, в большинстве случаях присутствует еще один символ.
«M+S» (грязь+снег) или «All Seasons» (на все сезоны) – такие аббревиатуры обозначают, что покрышки действительно всесезонные. Но, даже несмотря на это, никто не дает гарантии, насколько качественно они будут вести себя в грязи либо снегу.
Чтобы получить гарантию на качественное и эффективное прохождение этими колесами путей в самые суровые погодные условия, автолюбитель может потребовать специальный сертификат, подтверждающий возможность эксплуатации в грязи и снегу ту или иную всесезонную резину , в магазине https://bfshina.ua/shiny/sezon-vsesezonnye/ - все сертификаты есть.
Специалисты настоятельно рекомендуют придерживаться главного правила - какими б дорогими не были приобретенные покрышки, главное - чтобы их размерность совпадала с характеристическими показателями автопроизводителя. Только в том случае водитель и пассажиры с максимальным уровнем комфортности и безопасности смогут наслаждаться путешествиями.
Маркировка всесезонных шин – понятие по большей части условное. Почему? Потому что сам термин не совсем соответствует заявленной функции. Буквально несколько слов из теории.
Вот на этом макете шины вынесены почти все маркировки, которые можно встретить в реале. Эта «шпаргалка» не полная, некоторые производители маркируют шины по-своему, плюс ко всему постоянно идет обновление модельных рядов. Но необходимый минимум познаний из этого рисунка вынести можно.
Но нас интересует маркировка именно всесезонных шин. Чем они отличаются от прочих? Судя по названию, на них можно ездить в любой сезон, т.е. практически в любое время года. Иногда неискушенный автолюбитель, польстившись на это словосочетание, покупает их, рассчитывая на то, что будет эксплуатировать товар зимой и летом. Так вот, это не получится.
Причина простая: от названия до соответствия реальным погодным условиям дистанция приличного размера. Иными словами всесезонные шины в действительности таковыми не являются.
О достоинствах и недостатков этих изделий – в , сейчас важно понять суть, чтобы вплотную подобраться к маркировке.
Теоретически (по рекламным буклетам фирм-производителей) всесезонки — это своего рода компромиссный вариант между зимней и летней шиной. Они якобы позволяют эксплуатировать машину на одном единственном комплекте шин круглый год за счет того, что коэффициент сцепления колес будет одинаков для всех погодных условий. В самом грубом приближении такую конструкцию можно представить как состоящую из двух частей (половинок), причем одна половина протектора будет летняя, вторая — зимняя.
На практике всесезонки для российских условий (с их резкими перепадами температуры) вообще не пригодны. Они более распространены с странах, имеющих мягкий климат. И эксплуатация их (безаварийная) допускается при температуре окружающего воздуха 0⁰C ± буквально несколько градусов. Теперь о том, как такой товар отличить от прочего.
Маркировка всесезонных шин, которую можно встретить
- Самые распространенные маркировки — All season (AS ), All Weather и Tous terrain .
- Другие обозначения этих изделий: A.G.T. (All Grip Traction ), AW (Any Weather ), Any Season , R+W (Road + Winter ).
- Можно также встретить такую маркировку всесезонных шин: M+S (M&S ). Это грунтозацепы Mud and Snow, что можно перевести как «грязь + снег».
Порой на всесезонной можно увидеть целый «букет» маркировок.
ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.
1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора
Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас
- главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер
- внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор
- наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина
- слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки
- жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные
(в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
зимние
, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные
являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные
обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости
рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Основные размеры шин:
посадочный диаметр (d)
на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s)
смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
серия (h)
- отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D
) - диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H)
- разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Рисунки протектора шин:
ненаправленный рисунок (фото а) - симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.
Обозначения шин:
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 - ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 - серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R - обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву “D” не указывают);
14; 15; 13 - посадочный диаметр обода в дюймах;
С - индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 - посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 - наружный диаметр;
10,5 - ширина профиля;
R - радиальная шина;
15 - посадочный диаметр.
Маркировка шин отечественного производства
В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:
товарный знак и (или) наименование изготовителя;
наименование страны - изготовителя на английском языке - “Made in…”;
обозначение шины;
торговая марка (модель шины);
индекс несущей способности (грузоподъемности);
индекс категории скорости (табл.4);
“Tubeless” - для бескамерных шин;
“Reinforced” - для усиленных шин;
“M+S” или “M.S” - для зимних шин;
“All seasons” - для всесезонных шин;
дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя - год;
“PSI” - индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”);
“Regroovable” - в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
знак официального утверждения “E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
“ГОСТ 4754”;
национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
порядковый номер шины;
знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
“TWI” - место расположения индикаторов износа;
балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
штамп технического контроля.
Маркировка зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
“Тous terrain” - всесезонная;
“R+W” (Road + Winter) - дорожная + зимняя (универсальная);
“Retread” - восстановленная;
“Inside” - внутренняя сторона;
“Outside” - наружная сторона;
“Rotation” - направление вращения (для шин с направленным рисунком);
“Side facing inwards” - сторона, обращенная внутрь;
“Side facing outwards” - сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
“Steel” - обозначение наличия металлокорда;
“TL” - бескамерная шина;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - камерная шина.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:
низкопрофильная “резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины , а сзади без шипов ;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами “пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны - “спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh,
где d - посадочный диаметр колеса (дюймы), s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:
Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.
Маркировка | Что означает | Примечание |
---|---|---|
All season или Tous terrain | Всесезонная | |
R+W (Road+winter) | Дорожная +зимняя (всесезонная) | |
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) | Грязь и снег | |
XL (extra load) | Повышенной грузоподъемности | Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности |
R или Radial | Радиальная конструкция шины | |
Reinforced | Усиленная | |
Retread | Восстановленная | |
Regroovable | Возможна нарезка/ углубление канавок | |
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) | Направление вращения шины | Только для шин с направленным типом протектора |
Inside или Side facing inwards | Внутренняя сторона боковины | |
Outside или Side facing outwards | Внешняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
С (commercial) | Для легких грузовиков и микроавтобусов | Обычно расположена в конце маркировки размерности шины |
P (passenger) | Легковая | |
LT (light truck) | Для легких грузовиков и автобусов | На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины. |
SUV | Для вседорожников | |
Steel или Steel belted | Металлокордный брекер | |
Tubeless или TL | Бескамерная | |
Tube type или TT | С камерой | |
TWI (Tread wear indication) | Индикатор износа глубины протектора | |
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом | Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. | Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата. |
Maximum load … | Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности | |
Maximum Pressure … | Максимально допустимое давление в шине по стандарту США | |
ETRO | Европейская техническая организация по шинам и дискам | |
ECE | Европейская комиссия по экономике | |
DOT | Министерство транспорта США | |
FMVSS | Федеральный стандарт безопасности транспортных средств |
Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:
Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:
Примечание:
Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.
Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.
О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.
Тату на плечах
1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.
2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки
3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»
4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)
5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.
6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам.
Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.
В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин
Во время смены сезонов каждый водитель сталкивается с необходимостью замены шин на своём автомобиле. Кроме логичного выбора зимней, летней или всесезонной резины, необходимо определиться с типоразмером шины, степенью нагрузки на неё, а также скоростными качествами авто. Как маркируется резина и что означает та или иная маркировка - давайте разберёмся.
Чтобы добиться хорошей управляемости автомобиля, устойчивости на дороге, его проходимости, необходимо, чтобы резина соответствовала автомобильному транспорту и условиям его эксплуатации.
Знаете ли вы? Первым прототипом современной шины стало изделие, которое было изобретено в 1847 году Робертом Томпсоном. Учёный решил обернуть колёса гужевого транспорта специальным эластичным материалом, который бы снижал шум и облегчал движение экипажей.
Основная задача шин заключается в обеспечении всем участникам дорожного движения максимальной безопасности. Этого можно добиться, если «одевать» авто по сезону: в летний период применять летнюю резину, в зимний - зимнюю.
Что касается всесезонных шин, то они разработаны для использования в одном температурном диапазоне. Так, например, если резина применялась летом, то для зимы она уже не пригодна, поскольку будет опасной для передвижения.
Существуют различные типы классификации автомобильных шин:
По назначению (сезонности):
- летние, или дорожные - предназначены для езды при плюсовой температуре на шоссе; для применения в зимний период или для передвижения на грунтовых дорогах изделия не подходят;
- зимние - используются для зимы, для передвижения при минусовых температурных показателях воздуха, на дорогах, засыпанных снегом и укрытых льдом;
- всесезонные - считаются промежуточным вариантом между летними и зимними, однако уступают и тем, и другим в организации качественного сцепления резины с покрытием дороги в условиях определённого сезона;
- универсальные - подходят для эксплуатации на шоссейных и грунтовых дорогах;
- повышенной проходимости - используются для езды на мягких почвах или по бездорожью.
По рисунку протектора:
- направленные и ненаправленные;
- асимметричные и симметричные.
По размеру профиля , который определяется соотношением ширины резины к высоте (измеряют в процентах):
- сверхнизкопрофильные - до 50 %;
- низкопрофильные - от 50 до 65 %;
- нормальные - от 65 % и выше.
По способу герметизации:
- бескамерные;
- камерные.
Важно! Большая часть всех автопокрышек, производимых сегодня, являются бескамерными.
Чтобы узнать, какую покрышку подобрать к автомобилю, следует детальнее остановиться на её маркировке.
Расшифровка маркировки шин
С 2012 года в государствах Европейского Союза был принят закон об обязательной маркировке шин. Следовательно, все покрышки, изготовленные в Европе, имеют стандартизированное обозначение.
Резина, согласно евромаркировке, должна оцениваться с учётом трёх главных параметров: топливная эффективность, надёжность сцепления на мокром покрытии и внешний шум качения.
Основная маркировка
Маркировка наносится на все виды автопокрышек. Именно по ней владелец авто может узнать размер шины, её изготовителя, индекс скорости и нагрузки. Маркировка состоит из нескольких цифр и ряда буквенных обозначений, расшифровав которые, можно узнать все сведения о резине.
Производитель
Найти страну или фирму-изготовитель на колесе довольно просто, ведь компании размещают на всей поверхности резины свой логотип или указывают место производства - например, «NOKIAN», «GOODYEAR» или «Made in Korea».
Среди наиболее популярных брендов, занимающихся производством резины, можно отметить:
- «Continental», Германия;
- «Nokian», Финляндия;
- «Michelin», Франция;
- «Hankook», Южная Корея;
- «Goodyear», Соединённые Штаты Америки;
- «Bridgestone», Япония;
- «Yokohama», Япония;
- «Nexen», Южная Корея;
- «Nankang», Тайвань;
- «Белшина», Беларусь;
- «Росава», Украина.
Продукция азиатских и в особенности японских, а также европейских и американских компаний отличается чрезвычайно высоким качеством и обладает превосходными ездовыми свойствами.
Важно! Сегодня на рынке в больших количествах представлена продукция китайских производителей, которая не отличается хорошим качеством и является исключительно копией покрышек известных брендов.
Модель и тип протектора
Сцепление шины с поверхностью дороги во многом зависит от протектора автопокрышек - спецэлемента, который призван обеспечить защиту внутренней стороны от различных повреждений, а также для создания оптимального пятна контакта шины.
По типу протектора различают следующие автопокрышки:
- С симметричным ненаправленным рисунком - традиционный вариант, который характеризуется надёжностью, малой стоимостью, универсальностью и практичностью. Такие колёса легко заменять, причём их монтаж не зависит от направления вращения.
- С симметричным направленным рисунком - один из наиболее популярных вариантов среди автомобилистов. Такой рисунок позволяет кардинально повысить сопротивление аквапланирования, что особенно важно при передвижении на мокром шоссе. Широкие канавки, расположенные на шине, прекрасно справляются с задачей отвода воды из пятна контакта с поверхностью дороги. Каждая покрышка имеет спецзапись на боковине «ROTATION», а также нарисованную стрелочку, которая указывает на направление вращения.
- С асимметричным ненаправленным рисунком - в основном применяется для более дорогих легковых авто. Асимметричный протектор даёт возможность усовершенствовать эксплуатационные теххарактеристики покрышки по сравнению с симметричным. Данный вид шин имеет некоторые особенности, связанные с их установкой. Монтаж осуществляется согласно надписям «Outside» и «Inside», то есть с учётом внутренней и внешней сторон колеса.
- С асимметричным направленным рисунком - можно встретить значительно реже, чем три предыдущих. Подобные колёса имеют обозначения на боковой части: стрелочку и надпись «ROTATION», которые указывают направление вращения. Вместе с тем, на покрышках могут указываться символы «Outside» и «Inside», обозначающие внутреннюю и наружную части. Также существует разделение на левые «L» и правые «R».
Что касается моделей автопокрышек, то производители выпускают их своеобразными линейками, в которых каждая модель обладает своими уникальными свойствами и теххарактеристиками.
Важно! При монтаже резины следует обязательно учитывать тип рисунка протектора .
Существуют следующие модели колёс:- Экономичные - применяются для не очень дорогих автомобилей, относящихся к типу малолитражек. Они характеризуются невысокой стоимостью, большим пробегом относительно следующей замены, возможностью экономить топливо.
- Модели, разработанные для города , - подходят для эксплуатации в городских условиях. Достаточно недорогие, практичные, удобные, легко меняются, обеспечивают комфорт при езде.
- Спортивно-комфортные - специально разработаны для водителей, предпочитающих быструю, стремительную езду. Они не такие жёсткие, как спортивные покрышки, и способны обеспечить автовладельцу хорошую, довольно мягкую, но при этом скоростную езду.
- Спортивные - используются для скоростной езды. Они изготовлены из специальной резины, обладают усиленной конструкцией, благодаря чему способны выдерживать разгон до 250–300 км/ч. Такие покрышки довольно дорогостоящие.
- Внедорожные - шины, которые применяются для езды по бездорожью и вне дорог общего использования. Такие изделия отличаются наличием «тракторного» рисунка протектора и усиленной конструкцией. Их чаще всего используют для передвижения внедорожников и сельхоз транспорта.
Индекс скорости
Индекс скорости (ИС) - цифровой показатель, указывающий максимально возможную расчётную скорость покрышки, то есть ту скорость, которую сможет выдержать резина.
Данный индекс обозначается определённой латинской буквой.Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч | Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч | Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч |
А1 | 5 | D | 65 | Q | 160 |
А2 | 10 | E | 70 | R | 170 |
А3 | 15 | F | 80 | S | 180 |
А4 | 20 | G | 90 | T | 190 |
А5 | 25 | J | 100 | U | 200 |
А6 | 30 | K | 110 | H | 210 |
А7 | 35 | L | 120 | V | 240 |
А8 | 40 | M | 130 | W | 270 |
B | 50 | N | 140 | Y | 300 |
C | 60 | P | 150 | ZR | свыше 240 |
Индекс нагрузки
Не менее важным параметром считается индекс нагрузки (ИН) - параметр, указывающий максимально возможную нагрузку, которую способна выдержать резина при соответствующем ИС и давлении воздуха в ней.
Допускается кратковременное превышение уровня нагрузки на 15–20 % от допустимого, однако при длительной нагрузке шину может разорвать на кусочки.
Важно! В таблице указан ИН на одну покрышку, поэтому для расчёта общей цифры, то есть максимального веса авто, следует показатель умножить на число колёс - 4.
Таблица ИН выглядит следующим образом:Индекс нагрузки | Индекс нагрузки | Индекс нагрузки | |||
40 | 140 | 60 | 250 | 80 | 450 |
41 | 145 | 61 | 257 | 81 | 462 |
42 | 150 | 62 | 265 | 82 | 475 |
43 | 155 | 63 | 272 | 83 | 487 |
44 | 160 | 64 | 280 | 84 | 500 |
45 | 165 | 65 | 290 | 85 | 515 |
46 | 170 | 66 | 300 | 86 | 530 |
47 | 175 | 67 | 307 | 87 | 545 |
48 | 180 | 68 | 315 | 88 | 560 |
49 | 185 | 69 | 325 | 89 | 580 |
50 | 190 | 70 | 335 | 90 | 600 |
51 | 195 | 71 | 345 | 91 | 615 |
52 | 200 | 72 | 355 | 92 | 630 |
53 | 206 | 73 | 365 | 93 | 650 |
54 | 212 | 74 | 375 | 94 | 670 |
55 | 218 | 75 | 387 | 95 | 690 |
56 | 224 | 76 | 400 | 96 | 710 |
57 | 230 | 77 | 412 | 97 | 730 |
58 | 236 | 78 | 425 | 98 | 750 |
59 | 243 | 79 | 437 | 99 | 775 |
Индекс конструкции
На покрышке также размещена маркировка, которая указывает на конструкцию:
- R или Radial - радиальная конструкция. Часто неопытные водители путают с радиусом шины. Отсутствие подобного символа свидетельствует о том, что колесо - диагонального типа. Колёса радиальной конструкции отличаются отличной эластичностью и большой грузоподъёмностью.
- D (или без указания ) - диагональная конструкция, которая характеризуется хорошим равновесием.
- B - диагонально-опоясанный тип.
- Steel - говорит о том, что в конструкции присутствует стальной корд.
Размеры шин
На покрышках производители также указывают их размеры.
Эта маркировка состоит из таких пунктов:
- Х - параметр ширины, измеряемый в миллиметрах, например 210 (мм);
- Y - протектор резины, то есть процентное соотношение высоты профиля к ширине, к примеру 55 (%);
- тип конструкции, например R, что означает радикальный тип;
- Z - диаметр диска колеса, например 14 (дюймов);
- ИП - 94;
- ИС, к примеру T.
В результате, размерность шины будет выглядеть следующим образом: 210/55 R 14 94 T.
Важно! Запрещается применение шин разных типоразмеров на одной машине.
Тип шины
Тип шин также указывается изготовителями определёнными обозначениями:
- Р (Passanger) - свидетельствует о том, что колесо используется для легковых машин. Может встречаться надпись P-metric, которая является американским вариантом маркировки и на евроизделиях не используется.
- С - шина, применяемая для легкогрузовом транспорте или автобусах, с малой вместительностью. Используется у изготовителей стран СНГ.
- LT (Light Truck) - обозначает то же самое, что и «С», только у изготовителей других стран мира.
- ТТ - шины с камерой.
- ТL - автошины без камеры.
Нужно отметить, что бескамерные покрышки вполне могут применяться вместе с камерой, однако срок эксплуатации такой камеры будет непродолжительным.
Дополнительная маркировка
Кроме базовых обозначений, которые располагаются на боковине покрышки, также можно найти ряд других символов.
Неделя и год выпуска:
- колёса, изготовленные до 2000 года, имеют обозначение в виде трёхзначного числа, которое означает неделю выпуска и год, к примеру, 16-я неделя и 1998 год - (168);
- покрышки, которые выпускались после 2000 года, обладают четырёхзначной нумерацией, например, 0602, где 6 - неделя выпуска, 02 - 2002 год.
Место установки шины:
- F (Front wheel) - возможна установка только на переднее колесо;
- «Rear wheel» - монтаж только на заднее колесо;
- «Rotation» или стрелка - указывает направление вращения.
Стандарты:
- E (в кружочке) - резина, которая изготавливалась с учётом евротребований ECE;
- DOT (Department of Transportation США) - шина, произведённая по госстандартам качества США.
Видео: обозначения и расшифровка на шинах Сезонность:
- AS, Any Season, All Season, R+W, AW, A.G.T. - тип всесезонных шин;
- Winter или рисунок снежинки - резина, созданная для зимы;
- Rain, Aqua, Water, Aquatred, Aquacontact или нарисованный зонтик - дождевая покрышка, которая подходит для езды по мокрому шоссе.
Знаете ли вы? Любая шина изготавливается из различных натуральных и синтетических материалов: смолы, каучука, серы, масел, текстильных и полимерных нитей. Однако точный «рецепт» производства покрышек знают только производители, ведь это является коммерческой тайной.
Другие обозначения:- Temperature (А, В, С) - термостойкость шины, где А - максимальное значение;
- Studless - не полежит ошиповке;
- Studdable - подлежит ошиповке.
На первый взгляд кажется, что расшифровать маркировку шины довольно сложно. Однако это не так. Все обозначения на боковине покрышки представляют собой набор техпараметров и иной полезной информации, указывающей на: страну и компанию-производителя, размер автопокрышки, её тип, максимально допустимую скорость и нагрузку, способ монтажа, сезонность.
Водителям остаётся только запомнить базовые символы маркировки и подбирать покрышки согласно нужным параметрам.
Подписывайтесь на наши ленты в
Каждый нормальный водитель хотя бы раз в несколько лет меняет резину. К сожалению, приобретение новых шин позволить может далеко не каждый человек. Кроме того, нужно покупать одновременно два вида шин: зимние и летние. С целью экономии многие автолюбители делают шаг конем и приобретают всесезонные шины. Но, к сожалению, ни в одном автосалоне не скажут, что подобного рода шины - это не лучший вариант для безопасной езды. Поэтому стоит разобраться, какие существуют преимущества и недостатки всесезонной резины в отличие от летней.
Не стоит упускать тот момент, что всесезонные шины предусмотрены как для зимней, так и для летней езды. Ну, по крайней мере, так могут сказать менеджеры крупных автосалонов и магазины автомобильных запчастей. Экспертиза и специально созданный эксперимент показал, что всесезонные шины не могут стать идеальным вариантом как для езды в летнее время года, так и в зимнее. Поэтому профессионалы убеждают, что подобного рода шины лучше не использовать вообще.
Теперь стоит разобраться, в чем отличие летних и всесезонных шин . В первую очередь нужно отметить время эксплуатации. Летные шины можно использовать исключительно при температуре выше пяти градусов тепла. Всесезонная же шина отличается в этом плане своей разносторонностью. Такая резина, по словам производителей, может полноценно заменить как зимнюю, так и летнюю шину, на которой можно ездить круглый год. Летние шины, в отличие от всесезонных имеют достаточно твердую поверхность и небольшой вес. Благодаря таким качествам они могут обеспечивать безопасное передвижение в летний период года. Все же стоит отметить, что производители летней резины стараются создать такую шину, которая была бы способна управляться даже в случае мокрых дорог. Всесезонные шины имеют более мягкую резину и они значительно тяжелее. В ходе эксперимента оказалось, что подобного рода шины не способны обеспечить абсолютную безопасность, как летом, так и зимой, благодаря своим характеристикам.
Какими характеристиками должны обладать летние шины
- Безопасность на мокрой дороге, за счет эффективного отвода воды из пятна соприкосания протектора шины с дорожным покрытием.
- Надежность . Надежность при высоких скоростях езды, смягчение ударов, защита от повреждений, адаптация под любое дорожное полотно.
- Управляемость . Хорошая покрышка должна быть стабильная в управлении.
Хотите иметь надежные летние шины ? Не знаете, какую выбрать резину? Один важный совет. Приобретайте покрышки от известных производителей, здесь Вы точно не прогадаете. Например, летняя резина Viatti v 130 - идеальная летняя покрышка для Вашего автомобиля. Viatti v 130 отлично подойдет для поездок в городских условиях и при езде по высокоскоростным трассам и магистралям с качественным покрытием. Для Viatti v 130 характерны: комфорт в дороге, долговечность и надёжность .
Плюс ко всему летние шины имеют спокойный рисунок протектора, который отличается от зимних аналогов. Всесезонная шина имеет такой рисунок, который не есть идеальным ни для зимы, ни для лета. Несмотря на все это можно выделить и недостатки летней резины, которые отличают ее от всесезонных аналогов. Ее просто невозможно и даже нереально использовать зимой, особенно когда улицы покрываются гололедом. Всесезонные шины тоже не смогут совершенно защитить, все же этот вариант зимой более приемлем. И если вы знаете, что ваших возможностей не хватит для приобретения двух наборов резины, но вы собираетесь использовать свой автомобиль по назначению круглый год, тогда лучше купить один набор всесезонных шин. Хоть этот вариант и не безупречен, все же имеет и ряд преимуществ.
Вариант всесезонных шин может послужить нормальной деталью средства транспорта для людей, которые не могут себе позволить купить сразу два набора шин. Кроме того, автоматически исчезает вопрос хранения и установки шин. Такие проблемы тоже часто преследуют водителей. Подобного рода резину можно использовать до тех пор, пока не произойдет естественный износ покрышек и этот момент легко можно проследить.
Но все же если вы каким-то образом можете себе позволить такую роскошь, лучше купите два набора хороших летних и зимних покрышек. Ведь каждый товар обладает своими возможностями и создан для определенной цели. И если вы планируете жить долго и счастливо без ДТП и других неприятных инцидентов, лучше предпочесть сменную резину.