Как проверить натяжение ремня привода генератора. Почему свистит ремень генератора и как устранить свист

Поддержание соответствующего напряжения в бортовой сети автомобиля во время работы силовой установки лежит на одном из элементов электрооборудования авто – генераторе. Генератор – это тот же электродвигатель постоянного тока, который работает наоборот. Если двигатель за счет подачи на него электроэнергии вращает ротор, то генератор вырабатывает электроэнергию из вращательного движения ротора. Чтобы генератор вырабатывал энергию, которая будет запитывать бортовую сеть авто, нужно чтобы его ротор вращался.

Конструктивным решением для обеспечения вращения ротора генератора, вследствие которого он вырабатывает электроэнергию, стал привод от коленчатого вала, поскольку он вращается постоянно с момента и до остановки.

Привод генератора выполняется посредством ременной передачи. На коленчатом валу и роторе генератора установлены шкивы, в проточки которых и помещается ремень.

Виды ремней генератора

  • Первым видом приводного ремня является обычный клиновидный. Зачастую такого вида ремень применяется на авто, которые выпускались раньше. Данные ремни используются на авто, где привод от производился только на генератор. Недостатком такого изделия является высокая вероятность проскальзывания.

Клиновидный ремень генератора

Одним из вариантов клиновидного ремня, который пришел на смену обычному, является зубчатый. Зубчатый ремень тоже имеет клиновидный профиль, но с внутренней стороны у него сделаны зубья. Эти зубья обеспечивают улучшенную передачу усилия и меньшую степень проскальзывания. Однако он тоже используется на авто, у которых привод от шкива выполняется только на генератор.

Ремень генератора зубчатого типа


Высокая гибкость позволяет использовать его для привода генератора, а также других навесных элементов двигателя – гидроусилителя, жидкостного насоса и .

Все виды ремней изготавливаются по одному принципу – основным материалом выступает специальная резина, внутрь которой помещено 2-4 слоя армирующей прочной нити.

Основные проблемы с ремнем генератора

Поскольку приводной ремень генератора является гибким, то основные проблемы с ним — обрыв, сильный износ, расслоение и проседание.

Обрыв ремня случается редко, поскольку чтобы произошел разрыв армирующих нитей, нужно значительное усилие. Возникнуть оно может только при заклинивании одного из элементов, приводимого ремнем. К примеру, из-за разрушения подшипника генератора возможно заклинивание ротора с последующим порывом.

Сильный износ происходит со временем, ведь поверхности ремня при передаче усилия трутся о поверхности шкивов. В итоге профиль ремня уменьшается, он все больше проскальзывает, передаточное усилие его падает и генератор перестает выдавать требуемую энергию.

Обрыв автомобильного ремня генератора

Расслоение зачастую получается из-за повреждения шкивов. Нарушение геометрии шкива приводит к тому, что с одной стороны ремень интенсивно изнашивается, армированная нить выходит за края резинового материала, в итоге ремень постепенно разделяется на составные части. Произойти расслоение также может из-за некачественного материала изготовления.

Расслоение ремня генератора автомобиля

Проседание также происходит со временем из-за износа. Изнашиваясь, ремень в диаметре увеличивается, его натяжение ослабевает и появляется проскальзывание. Также проседание может быть вызвано некачественным материалом изготовления. Попадание горюче-смазочных материалов на поверхность ремня часто приводит к изменению физических параметров резины, из-за чего он тоже может просесть.

Основным признаком проблем с ремнем привода генератора является появление сторонних шумов, в частности скрипы и пронзительный визг. Визг обычно появляется из-за проскальзывания ремня относительно шкива, которое зачастую вызвано сильным износом или проседанием.

У авто, где для натяжки применяется натяжной ролик, появление визга может указывать помимо износа ремня также на сильный износ подшипника ролика.

Непродолжительный визг ремня в зимнее время указывает на некачественный материал изготовления. Такой ремень при минусовых температурах значительно теряет эластичность, что приводит к интенсивному износу до тех пор, пока он не прогреется. Такой ремень долго служить не будет.

Проверка состояния

В среднем ресурс ремня составляет 50-60 тыс. км. Но продолжительность работы его во многом зависит от условий эксплуатации и качества изделия.

Определение состояния и уровня износа ремня зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Но сводится это определение к визуальному осмотру ремня.

Вначале производится проверка натяжения ремня. В нормальном состоянии он не должен проседать при нажатии на определенное расстояние, указанное в технической документации к авто.

Схема расположения ремня генератора

Устранить визг можно путем дополнительной подтяжки натяжения. Однако если уже натягивать ремень некуда, значит он сильно .

Если установлено, что ремень сильно изношен, . Перед выполнением данной операции нужно приобрести новый. Причем подбирать нужно по модели авто, а также по виду ремня. Клиновидный ремень невозможно будет установить на место многоручейного и наоборот.

Замена на ВАЗ-2108

Рассмотрим, как производится замена на разных авто. Для начала возьмем автомобиль ВАЗ-2108, в котором используется простой или зубчатый клиновидный ремень.

У этого авто ремень заменить довольно просто. Понадобятся только ключ на 17, а также монтировка.

Вначале нужно снять отработавший ремень, для чего ослабляются гайка крепления внизу и гайка, зажимающая генератор на натяжителе. После послабления генератор подается к двигателю, сильно послабленный ремень снимается со шкивов. На его место устанавливается новый, монтировкой генератор оттягивается от двигателя, тем самым производится натяжение ремня. Удерживая монтировкой натяжение, гайка на натяжителе затягивается. После закручивается и гайка крепления генератора. После замены выполняется проверка. Если на заведенном двигателе посторонних звуков со стороны ремня не слышно, замена произведена успешно. Если появился визг – производится повторная натяжка.

Замена на Toyota Camry

Далее рассмотрим, как производится замена на автомобиле Toyota Camry. У данного авто используется поликлиновой ремень. При этом он используется также для привода компрессора и жидкостного насоса. Для натяжки используется специальный натяжитель.

Если производить замену по всем правилам, то потребуется снятие правого колеса, накладки и защиты картера двигателя для доступа к натяжителю.

Но некоторые любители проделывают замену, не снимая колеса. Именно для самой замены ремня откручивать ничего не нужно, поскольку натяжитель оснащен механизмом самонатяжения.

Для снятия ремня нужно ключом на 19 за головку, размещенную на натяжителе, провернуть его по часовой стрелке. Этим действием ослабляется натяжение, после чего снимается ремень с любого шкива.

Перед установкой нового следует посмотреть на схему положения ремня между шкивами. Для установки его вначале накидывается на все шкивы, после отжимается натяжитель и на его ролик заводится ремень, после чего натяжитель отпускается.

Роль генератора в энергосистеме автомобиля - одна из ведущих. В любом транспортном средстве генератор тока является одним из важнейших узлов. На нём лежит ответственность за снабжение электроэнергией (постоянным током 12 — 24 V) всех механизмов и узлов машины. Генератор отвечает и за сохранность аккумулятора и нахождение его в постоянно рабочем состоянии. Поэтому, проверка натяжения ремня генератора должна проводится регулярно даже при отсутствии явных признаков ослабления натяжки ремня.

Признаки слабого натяжения привода генератора

В первую очередь, при слабом натяжении, ремень начинает издавать характерный «визг» при резком увеличении оборотов двигателя. Это особенно заметно при трогании машины или при вхождении в поворот, когда в момент переключения передачи раздаётся неприятный визжащий звук. Ещё одним признаком является «мерцание» фар в тёмное время суток. При нормально работающем генераторе с правильной натяжкой, свет фар ровный и яркий. Если натяжение ремня генератора слабое, в темноте свет фар постоянно меняет яркость при работающем двигателе.

Визуальные способы проверки

Автолюбитель должен знать, как проверить натяжение привода генератора. Это просто необходимое знание для правильной эксплуатации автомобиля. Схема натяжения ремня генератора для каждой модели двигателя своя. Она зависит от точки расположения агрегата на двигателе. От количества подключенных дополнительных модулей (гидравлический усилитель руля, привод кондиционера и т.д.). Следовательно, порядок проверки натяжения для каждой модели мотора свой. Например, натяжение ремня генератора двигателя j20a происходит по схеме, приведённой на рисунке ниже.

Здесь под №1 сам ремень привода дополнительного оборудования, №2 - ролик натяжителя и №3 - гайка натяжного ролика.

Разные способы установки означают и различные методы проверки степени натяжения, но есть общая черта. Проверка делается на самом большом свободном участке привода. Так, опытный слесарь проверяет этот параметр лёгким поворотом ручьевого ремня на 45 градусов. На этот угол ремень идёт без особого усилия. Дальше нарастает сопротивление. Клиновидные ремни прогибаются при нажатии на 5 мм сравнительно легко, дальше усилие возрастает.

Важно! Нельзя допускать и перетяжки ремней привода генератора. Это приводит к быстрому износу втулок и подшипников, выходу из строя узлов и агрегатов двигателя.

Но более надёжна конечно проверка с помощью приборов.

Способы натяжения приводных ремней

На различных моделях двигателей предусмотрены свои методы натяжения ремней генератора и прочих агрегатов. Они делятся на три вида:

  • агрегатный;
  • роликовый;
  • автоматический.

При агрегатном способе, натяжение привода происходит перемещением корпуса какого-либо агрегата на подвижной основе. Это может быть сам генератор, насос гидроусилителя руля или компрессор кондиционера.

Роликовый метод предполагает, что натяжку производит эксцентричный ролик. За счёт смещённого осевого отверстия, при повороте корпуса ролика смещением производится натяжение.

Наконец, автоматический механизм натяжения ремня генератора. Это самый прогрессивный метод натяжки. Ролик натяжения смонтирован в механизм с мощной пружиной с точно рассчитанным усилием. При установке нового ремня ролик отводится в сторону и отпускается, когда тот на месте. Пружина упираясь даёт необходимое натяжение.

Двигатель j20a с автоматическим натяжением

Важно! При автоматическом способе ремень не требует подтяжки или силовой проверки. При ослаблении его только заменяют. При чём очень легко. Пружинный ролик отводится в сторону ослабления и весь привод спокойно снимается.

Специализированные приборы проверки натяжения ремней

Для проверки степени натяжения ремней существуют также специальные приборы. Они делятся на два типа:

  • механические;
  • электронные.

Механические приборы выполнены на основе принципа динамометра. С помощью встроенной пружины измеряют прилагаемое для прогиба или оттягивания усилия. В паспорте автомобиля обязательно указан этот параметр. Поэтому этот инструмент доступен для любого пользователя. И вполне может занять место в арсенале простого автолюбителя, старающегося собственноручно выполнять хоть часть работ на своей машине

Электронные приборы основаны на принципе улавливания звуков высокой частоты. Пользователь, поднеся прибор к определённой точке ремня, наносит лёгкий удар по его поверхности. Устройство улавливает частоту колебаний и в цифровом формате выдаёт на мини экран результат. Но пользование этим прибором уже требует более глубоких знаний и навыков. Поэтому это скорее профессиональный инструмент.

Такие приборы уже подойдут для солидной станции технического обслуживания, заботящейся о своей репутации и готовой потратиться как на серьёзное оборудование, так и на обучение персонала для работы с ним.

Механический прибор контроля натяжения

Чем грозит слабо натянутый ремень

Слабое натяжение ремня привода генератора снижает, в первую очередь, силу тока зарядки аккумулятора. При слабом заряде расходуется собственный внутренний ресурс батареи и, соответственно, срок службы её резко сокращается. Может произойти осыпание пластин или короткое замыкание, и аккумулятор современного типа (не ремонтируемый) останется только выкинуть. Кроме этого, скачки напряжения при недостаточном натяжении негативно воздействуют на все электронные системы нынешних автомобилей, вплоть до выхода их из строя. Слабо натянутый ремень может просто соскочить со шкивов и на большой скорости вращения шкива коленчатого вала наделать бед. Он даже в состоянии пробить капот автомобиля.

Чрезмерное натяжение

Очень сильная натяжка тоже не приведёт ни к чему хорошему. Появляется повышенная нагрузка на различные трущиеся детали дополнительных механизмов. Первым признаком перетяжки является неприятный гул. Чаще всего, так шумит ролик натяжения ремня генератора. Но это самая меньшая из неприятностей, которая может произойти. Гораздо хуже, когда подобный шум начинают издавать подшипники генератора, компрессора кондиционера или ГУРа, или втулка водяного насоса. В этих случаях ремонт окажется гораздо серьёзней и дороже.

Поэтому регулировка натяжения ремня генератора является очень важным элементом в техническом обслуживании автомобиля. Даже, если установлена автоматическая натяжка как, например, на двигателе j20a или у Пежо 306, необходимо время от времени проверять специальные метки на корпусе натяжителя ремня, сигнализирующие о времени замены в случае необходимости.

Инструменты и материалы для профилактики механизма привода генератора

Разнообразие видов установки на различные виды двигателей огромного числа разных типов генераторов не позволяет однозначно называть какой-то единый инструмент для данной операции. Как правило, для каждой модели он свой. Хотя некоторые общие черты есть.

Инструменты

Обычно для профилактики привода с агрегатной регулировкой необходимы гаечные ключи для ослабления болтов крепления узла и ключ для вращения болта регулировки. Плюс небольшая монтировка для удержания узла в нужном положении. Для роликовых приводов ключ для ослабления гайки ролика и спецключ для поворота самого ролика. Для автоматического привода только монтировка или гаечный ключ для отжима ролика при замене ремня и гаечные ключи для замены самого ролика.

Ремни и ролики

Для каждого двигателя существует как свой ролик натяжения ремня генератора, так и сам ремень обязательно свой. Все они имеют специальную маркировку и свои знаки.

Важно! Установка деталей, не соответствующих по предназначению именно данной модели мотора, может привести к крупным поломкам с капитальными затратами.

Поэтому самым надёжным способом приобретения запчастей, является идентификация необходимых деталей по VIN-коду. Это современный способ получения запасных частей и деталей для машины. Любое автотранспортное средство имеет свой идентификационный номер, расположенный на специальной табличке кузова

В нормальных магазинах автомобильных запчастей уже не требуют обязательно везти сломанную деталь для идентификации (только в очень редких случаях). Достаточно продиктовать продавцу этот код, и с помощью специальной программы, связавшись с глобальной базой идентификаторов, продавец уверенно назовёт вам вид и размеры необходимой детали. При необходимости закажет на магазин её доставку в приемлемые сроки. Именно этот метод лучше всего использовать для приобретения нужных машине приводов навесного оборудования и натяжных роликов.

Замена ремня генератора с натяжным автоматическим роликом хорошо показана на видео на примере Пежо 306:

Инструкция

Проверка степени натяжения осуществляется путем наложения сверху, с опорой на шкивы и генератора , на ремень его привода , металлической жесткой пластины. Придавив ремень пальцем посередине с усилием примерно в 10 кг, штангенциркулем или линейкой замеряется величина его прогиба, которая должна бать равной 10-15 мм. Любые отклонения от обозначенных величин указывают на необходимость корректировки натяжения.

Lada Priora – одна из самых популярных моделей автомобилей, которые производит отечественный автопром. Из-за этого возникает множество вопросов, связанных с ремонтом и эксплуатацией данного авто. В том числе, как произвести проверку и подтянуть ремень генератора.

Инструкция

Проверяйте натяжение ремня генератора не реже, чем через каждые 15 тысяч километров. Такое требование предписывает завод-изготовитель. Поставьте автомобиль на ровную поверхность, включите ручной тормоз, чтобы исключить малейшее движение машины при выполнении работ. После этого заглушите мотор и вытащите ключ из замка зажигания.

Приготовьте необходимый для работы инструмент: штангенциркуль или линейку, а также гаечный ключ. После этого отключите провод от «минуса» аккумуляторной батареи. Поднимите капот и найдите там ремень генератора, который для начала осмотрите визуально, чтобы выявить трещины, потертости и различные дефекты.

После этого проверьте, достаточно ли сильно он натянут. Для этого надавите большим пальцем на него в сторону сужения. Удерживая ремень в таком положении, возьмите штангенциркуль или обыкновенную линейку и измерьте величину, на которую произошло отклонение от первоначального положения. Если это значение превышает 8-12 мм, то ремень нужно обязательно подтянуть.

Чтобы проверить себя, обхватите ремень двумя пальцами и поверните его на максимальный угол. Если этот угол составляет более 90 градусов, то регулировки натяжения не избежать. Возьмите в руки гаечный ключ нужного радиуса и осторожно ослабьте гайку, при помощи которой генератор крепится к натяжному кронштейну автомобиля.

При помощи регулировочного болта выставьте оптимальное натяжение ремня генератора. Следите за тем, чтобы в момент регулировки нагрузка на ремень была прежней, и он не отклонялся от заданного положения. После этого затяните гайку крепления генератора к натяжной планке с моментом, который должен быть не менее 21 Н*м. Помните, что регулярная проверка и оптимальное натяжение ремня генератора позволят вам продлить срок службы автомобиля.

Как натягивать ремень генератора

Многих автовладельцев интересует вопрос - как натянуть ремень генератора ? Ведь от этого зависит уровень заряда аккумулятора и напряжение в электросети автомобиля. Также от того, как натянут ремень генератора зависит и состояние самого ремня, а также состояние подшипников коленвала и вала генератора. Далее разберем подробно, как правильно натянуть ремень генератора с конкретным примером.

Важность уровня натяжки и его проверка

Рассмотрим, к каким неприятным последствиям приведет неверный уровень натяжки. Если он ослаблен, то велика вероятность возникновения проскальзывания . То есть, привод генератора не будет работать на номинальных оборотах, что в свою очередь приведет к тому, что уровень вырабатываемого им напряжения будет ниже нормы. Как следствие - недостаточный уровень зарядки , недостаточное количество электричества для питания систем автомобиля, работа электросистемы с повышенной нагрузкой. Кроме этого, при проскальзывании температура самого ремня значительно повышается, то есть, он перегревается, из-за чего утрачивает свой ресурс и может преждевременно выйти из строя .

Если ремень натянут сильно, это тоже может привести к чрезмерному износу самого ремня . А в худшем случае даже . Также чрезмерное натяжение пагубно сказывается на подшипниках коленчатого вала и вала генератора, ведь им приходится работать в условиях повышенной механической нагрузки. Это приводит к их чрезмерному износу и приближает срок их выхода из строя.

Проверка натяжения

Процесс проверки натяжения

Теперь рассмотрим вопрос о проверке натяжения. Сразу стоит оговориться, что значения усилий уникальны, и зависят не только от марки и модели машины, но и от используемых генераторов и ремней. Поэтому ищите соответствующую информацию в мануалах к вашему автомобилю или в инструкции по эксплуатации генератора или ремня. Также на это будет влиять наличие дополнительного оборудования, установленного в автомобиле - гидроусилителя руля и кондиционера. В общих же чертах можно сказать, что если надавить на ремень на самом продолжительном участке между шкивами с силой около 10 кг, то он должен отклониться приблизительно на 1 см (например, для автомобиля ВАЗ 2115 при прикладывании усилия в 10 кг пределы отклонения ремня составляют 10...15 мм для генераторов 37.3701 и 6...10 мм для генераторов типа 9402.3701).

Часто, если ремень генератора натянут слабо, он начинает издавать , а водитель видит неисправности в работе электрооборудования машины. В некоторых случаях о проблемах вам подскажет лампочка разряда аккумулятора. В такой ситуации рекомендуем проверить уровень натяжения ремня генератора и увеличить его.

Если при проверке вы обнаружили, что у вас слабо или сильно натянут ремень генератора, необходимо выполнить регулировку натяжения. Это можно выполнить двумя способами в зависимости от того, какая у вас машина - при помощи регулировочной планки или с помощью регулировочного болта. Рассмотрим их по порядку.

Натяжение с помощью регулировочной планки

Крепление генератора с помощью планки

Этот метод используется для более старых автомобилей (например, “классических” ВАЗов). Он основан на том факте, что генератор крепится к двигателю с помощью специальной дугообразной планки , а также болта с гайкой. Ослабляя крепление можно перемещать планку с генератором относительно двигателя на необходимое расстояние, тем самым регулируя уровень натяжения.

Действия выполняются по следующему алгоритму:

  • откручиваем крепежную гайку на дугообразной планке;
  • при помощи монтировки регулируем положение (отодвигаем) генератора относительно двигателя;
  • затягиваем гайку, фиксируя новое положение генератора.

Процедура несложная, ее можно повторить в случае, если вам с первого раза не удалось добиться необходимого уровня натяжения.

Натяжение при помощи регулировочного болта

Регулировка болтом на ВАЗ-2110

Этот метод является более прогрессивным и используется в большинстве современных машин. Он основан на использовании специального регулировочного болта , прокручивая который можно регулировать положение генератора относительно двигателя. Алгоритм действий в данном случае будет таким:

  • ослабляем крепление генератора, его верхнее и нижнее крепление;
  • с помощью регулировочного болта меняем положение генератора;
  • фиксируем и затягиваем крепление генератора.

Уровень натяжения ремня в данном случае можно проводить в процессе регулировки.

Регулировка натяжения с помощью ролика

Регулировочные ролик и ключ к нему

В некоторых современных машинах для регулировки натяжения ремня используются специальные регулировочные ролики . Они позволяют быстро и просто выполнить натяжение ремня. В качестве примера использования такого метода рассмотрим регулировку ремня на автомобиле “Лада Приора” с кондиционером и ГУРом, как одну из самых популярных машин в нашей стране.

Как натянуть ремень генератора на “Приоре”

Работы по натяжению ремня генератора на автомобиле “Лада Приора” проводятся при помощи специального натяжного ролика, который является частью конструкции. Для работы вам понадобится ключ на 17, чтобы открутить и зафиксировать снова упомянутый ролик, а также специальный ключ для поворота регулировочного ролика (представляет собой конструкцию из двух стержней диаметром 4 мм, приваренных к основанию, расстояние между стержнями - 18 мм). Такой ключ можно купить в любом автомагазине за символическую цену. Некоторые автовладельцы пользуются в работе изогнутыми пассатижами или “утконосами”. Однако советуем вам все же купить регулировочный ключ, учитывая его невысокую цену и удобство дальнейшей работы.

Процесс регулировки напряжения

Для регулировки ключом на 17 необходимо немного открутить фиксационный болт, который удерживает регулировочный ролик, после чего с помощью специального ключа немного провернуть ролик с тем, чтобы увеличить (чаще всего) или уменьшить натяжку ремня. После этого снова ключом на 17 зафиксировать регулировочный ролик. Процедура несложна и с ней может справиться даже неопытный автовладелец. Важно лишь правильно выбрать усилие.

После того как вы выполнили натяжение, необходимо выполнить проверку . Для этого запустите двигатель и включите максимальные потребители электроэнергии - дальний свет, обогрев заднего стекла, кондиционер. Если они работают исправно, и при этом ремень не издает свиста - значит, вы выполнили натяжку правильно.

Автопроизводитель рекомендует выполнять подтяжку ремня через каждые 15 тысяч километров пробега, а его замену - через каждые 60 тысяч. Также не забывайте периодически проверять натяжение, так как ремень имеет свойство растягиваться.

Натяжение ремня генератора на “Приоре”

Еще один метод натяжки ремня генератора на “Приоре”

Подробную информацию о процессе замены ремня генератора на машине «Лада Приора» вы найдете в соответствующем .

Как натянуть ремень генератора “Форд Фокус”

На разных модификациях автомобилей “Форд Фокус” используется одна из двух систем регулировки натяжения ремня - с помощью автоматического или с помощью механического ролика. В первом случае эксплуатация для владельца гораздо проще, поскольку натяжение ремня выполняется с помощью встроенных пружин. Поэтому водителю необходимо проводить лишь периодическую замену ремня (самостоятельно или на СТО).

В случае механического ролика натяжение необходимо выполнять вручную, используя слесарные инструменты - монтировку и гаечные ключи. Конструкция роликового механизма также может отличаться. Однако суть процедуры сводится к тому, что необходимо немного ослабить крепление ролика, выполнить натяжку и вновь его зафиксировать. Также в некоторых модификациях “Форд Фокус” (например, “Форд Фокус 3”) регулировки натяжения нет . То есть, в случае проскальзывания ремня необходимо производить его замену.

Обратите внимание! Покупайте оригинальные ремни, так как зачастую неоригинальные имеют немного больший размер, из-за чего после установки он будет свистеть и греться.

Предлагаем вам ознакомиться с материалом, где представлена процедура замены ремня генератора на автомобиле «Форд Фокус 2» - .

Напоследок

Вне зависимости от того, каким методом вы пользовались для регулировки положения генератора, после проведения процедуры нужно 2-3 раза с помощью ключа провернуть коленчатый вал, после чего убедиться, не изменился ли уровень натяжки . Также советуем проехать небольшое расстояние (1...2 км), после чего выполнить проверку еще раз .

Если вы не нашли информацию об уровне натяжения ремня генератора или не можете самостоятельно выполнить эту процедуру, обратитесь за помощью на СТО. В случае, если регулировочные механизмы установлены в крайнее положение, а натяжение ремня недостаточное, это говорит о том, что необходимо провести его замену. Как правило, пробег автомобиля между заменой ремня составляет 50...80 тысяч километров в зависимости от модели и марки машины.

Для снабжения электрических систем автомобиля энергией в каждом автомобиле имеется два источника питания - аккумулятор постоянного тока и трехфазный генератор переменного тока, оснащённого мощным выпрямительным мостом. Но чтобы последний начал выдавать ток, его нужно заставить крутиться. Делается это при заведённом двигателе с помощью коленчатого вала и ремня. Нередко последний требует замены.

Ремённая передача: достоинства и недостатки

Ремённый привод генератора относится к передачам, которые называются гибкой связью. Привод включает два шкива - ведущий крепится на конце коленчатого вала, ведомый насаживается на вал генератора, а также наброшенного на них ремня. Передача вращающего момента осуществляется за счёт сил трения.

Типы ремней генератора

Так как различные марки легковых автомобилей имеют разные по типу двигатели, то и ремни генератора в них используются трёх типов:

  • клиновые (в сечении имеют форму трапеции, способны вести передачу значительных усилий, выдерживают большие перегрузки);
  • поликлиновые (широкие, с продольными бороздами, обладают обратной гибкостью и используются для передачи вращения к нескольким устройствам);
  • зубчатые (на внутренней стороне имеют поперечные канавки и наделены способностью точно соблюдать передаточное число).

Отдельный ремённый привод мощного 3–фазного генератора современного легкового автомобиля - это поликлиновый ремень, состоящий из множества продольных клиновидных зубцов, расположенных на внутренней стороне плоской бесконечной основы. Главное условие устойчивой работы генераторного ремня - это обязательное наличие натяжного устройства. В качестве его выступает натяжной ролик или сам генератор.

Поликлиновая ремённая передача имеет как преимущества, так и недостатки.

Достоинства

  • маленький вес и небольшая толщина позволяют использовать ремень в приводах двигателей с высоким числом оборотов;
  • повышенная обратная гибкость позволяет одновременно передавать вращение на гидроусилитель, водяной насос, генератор, компрессор кондиционера;
  • обладает повышенной сопротивляемостью к образованию трещин;
  • защищает генератор от ударных и пиковых нагрузок во время пуска и остановки двигателя;
  • защищает генератор от перегрузки, за счёт пробуксовывания ремня в шкивах;
  • устойчивая передача крутящего момента при значительном расстоянии между шкивами коленвала и генератора;
  • простота конструкции;
  • плавная и бесшумная работа;
  • не требуется никаких видов смазки;
  • небольшая стоимость в сочетании с большим сроком службы.

Недостатки

  • концы валов со шкивами и опорные подшипники находятся под воздействием приличных сил, возникающих при сильном натяжении;
  • при возникновении больших нагрузок наблюдается сильный износ боковых поверхностей благодаря проскальзыванию;
  • срок службы зависит от правильного натяжения;
  • механизм не может нормально работать при попадании на него масла, поэтому требуется защита от любых видов смазки.

Конструкция и материал генераторного ремня

Клиновой ремень состоит из 5 слоёв

Продукт должен обладать следующими характеристиками:

  • большой прочностью при значительных колебаниях нагрузки;
  • хорошей износостойкостью;
  • максимальным коэффициентом сцепления с рабочими поверхностями шкивов;
  • быть гибким, но жёстким.

Поликлиновый ремень состоит из следующих слоёв

Привод генератора делается в виде бесконечного плоского ремня, на внутренней поверхности которого имеются продольные рёбра клиновидной формы. Такая конструкция позволяет объединять эластичность плоского и повышенную силу сцепления клинового ремня. Основа - кордовый армированный слой шнуров из синтетики, покрытых прорезиненой тканью из высокопрочного каучука. Такая конструкция практически не подвержена растяжению.

Когда менять ремень генератора

Современные технологии позволяют изготавливать генераторный ремень настолько прочным, что он способен безотказно работать длительное время - несколько десятков тысяч пробега. Многие производители устанавливают норматив для обязательной замены ремня генератора в 80–100 тысяч километров. Но контроль за состоянием этого важного элемента привода генератора должен быть. Обычная практика: визуальный осмотр на предмет выявления трещин и разлохмачивания краёв при появлении устойчивого свиста. К преждевременному повреждению приводят заусенцы и несоосность на шкивах, а также неправильное натяжение. Об обрыве просигнализируют две контрольные лампочки. Первая - об отсутствии зарядки аккумулятора. Вторая - о резком повышении температуры охлаждающей жидкости (к примеру, на классике от одного расходника работают водяной насос и генератор).

Что делать, если он порвался

Порванный ремень генератора

Если ремень порвётся в дороге, а запасного нет - ситуация сложится довольно серьёзная. Особенно сложно ночью. Двигаться можно только на буксире при заглушённом двигателе, что очень опасно. Если днём, то небольшое расстояние можно проехать на аккумуляторе, отключив все ненужные источники потребления тока: свет, магнитолу, печку, навигатор и другие устройства. В безвыходной ситуации можно попробовать использовать подручные средства:

  • разрезать порванный вдоль пополам, сложить половинки друг с другом и сделать круг нужной длины, обмотать обе половины крепкой бечёвкой;
  • поясной ремень, концы которого скрепить проволокой;
  • женские колготки, концы завязать тугим узлом;
  • прочная верёвка, концы обмотать крепкой бечёвкой;
  • жгут из автомобильной камеры, концы обмотать шпагатом или проволокой.

Как правильно подобрать нужный

Если ремень начал разрушаться от длительной эксплуатации или сильного износа - его нужно немедленно менять. Главный критерий - длина, которую можно узнать из каталога, зная каталожный номер детали этой марки автомобиля и его комплектацию. К примеру, длина для марки ВАЗ 2110–2112 у разных моделей различна:

Маркировка наносится на внешнюю сторону ремня

О длине можно узнать из маркировки, которая наносится на внешнюю поверхность. Рекомендуется покупать оригинальный продукт того производителя, чьими изделиями комплектуется автомобиль на сборочном конвейере.

Производители поликлиновых ремней генератора

Поликлиновый ремень генератора GATES

Американская Фирма GATES и её продукция наиболее известны среди всех производителей поликлиновых ремней. Запчасти GATES поставляются на сборочные конвейеры легковых и грузовых автомобилей Италии, Франции, Германии, Швеции, Японии, Кореи, США и других стран. Её ремни качественные, долговечные, но достаточно дорогие. Этот бренд наиболее часто подделывают недобросовестные производители низкокачественных расходников.

Немецкая фирма Continenta l также хорошо известна качеством своей продукции.

Немецкая фирма Bosch имеет в мире отличную репутацию на многие товары, в том числе на поликлиновые ремни.

Американская компания DAYCO занимает на рынке ремней 2 место и поставляет свои изделия на сборочные конвейеры автомобильных концернов Италии, Франции, Германии и других стран. Оригинальная продукция DAYCO пользуется доверием потребителей не только среди автомобилистов европейских стран, но и в США, Азии, Африке.

ПАО «БалаковоРезиноТехника» - российский производитель оригинальной резинотехнической продукции для конвейеров ВАЗа, ГАЗа и КамАЗа. Её продукты для генераторов охотно покупают владельцы моделей LADA, Волга, Газель и других отечественных марок.

Замена ремня генератора своими руками

Опытный водитель всегда возит запасную запчасть нужного размера и типа. Поменять его несложно, если в наличии есть необходимый инструмент и минимальные слесарные навыки.

Видео: Замена ремня и ролика на Рено Меган 2

Порядок действий (замена производится на неработающем двигателе и снятой клемме аккумулятора) следующий:

  • обеспечить доступ к ремню, для чего может потребоваться снять переднее колесо, брызговик двигателя, а у некоторых марок - защиту картера;у инжекторного двигателя нужно обязательно снять датчик положения коленвала;
  • ослабить натяжение ремня, для чего ослабить болт (или гайку) натяжного ролика или самого генератора;
  • зафиксировать в памяти схему расположения ремня, если он приводит в работу одновременно несколько устройств;
  • снимать старый ремень нужно с самого верхнего шкива, затем сравнить его с новым - они должны быть идентичны (никакого расхождения в профиле и длине быть не должно);
  • выяснить причину повреждения ремня и устранить её;
  • ставить новый ремень на место нужно начинать со шкива коленвала, затем набрасываем его на генератор и в последнюю очередь на водяной насос; потом нужно отрегулировать степень натяжения (при надавливании пальцем с силою 10 кг, провис не должен превышать 10 мм);
  • поставить на место клемму аккумулятора, завести двигатель и включить фары, печку, кондиционер и другие мощные потребители тока (не должно быть свиста, стуков, шумов; фары должно светить ровно на любых оборотах);
  • поставить на место детали, которые были сняты вначале.
Видео: Проверка и замена агрегатных ремней двигателя

Признаки неправильной замены

Если ремень перетянут, то на подшипники вала генератора возрастёт нагрузка, и она начнёт тормозить вал. Усилие для вращения генератора возрастёт, нагрузка на коленчатый вал станет больше, расход топлива увеличится.

Если он натянут не полностью - он начнёт проскальзывать и генератор станет вращаться с меньшими оборотами. При большой нагрузке запчасть от проскальзывания начинает свистеть. Избавиться от свиста просто - нужно всего лишь натянуть ремень.

Если он вращается на сместившихся или искривлённых шкивах, то возникает вибрация из-за биения шкива. Её также могут вызвать неисправные подшипники в натяжном ролике или генераторе. Вибрировать может и некачественный дешёвый ремень, когда он начнёт прилипать к поверхности шкива. Если вибрацию не устранить, расходник очень быстро порвётся.

Видео: Шум на холодную и вибрация ремня

Самостоятельная замена ремня генератора дело несложное, посильное даже начинающему автолюбителю. Если сделать всё своевременно, не торопясь, аккуратно - вредных последствий для автомобиля быть не должно.