Как работает тормозной суппорт. Суппорт тормозной передний

Тормозной суппорт один из основных элементов тормозной системы автомобиля. От его исправности зависит работа всего блока тормозов. Эту часть тормозной системы больше всего модернизируется с момента представления дисковых тормозов. Ведущие производители тормозных систем для автоспорта стараются представить более производительные суппорта.

Суппорт предназначен для крепления и перемещения тормозных колодок. Через поршни, он передает давление от тормозной системы на тормозные колодки, и зажимает ими тормозной диск.

Существуют 2 конструкции суппорта: фиксированной конструкции и с плавающей скобой.

Изначально появились суппорта с фиксированной конструкцией. Такой суппорт представляет собой металлический корпус, и расположенные симметрично, с обоих сторон, напротив друг друга тормозные цилиндры, которые оказывают давление на тормозные колодки, и прижимают тормозной диск между ними. Равномерное давление возникает с применением гидравлической системы с тормозной жидкостью, которая подается одновременно во все цилиндры системы. Такая система достаточно дорогая в производстве, но обладает большой эффективностью и применяется для производства высокопроизводительных систем автомобилей. Ведущие производители тормозных системы в автоспорте используют именно фиксированную конструкцию суппорта.

Вариант с плавающей скобой очень распространен в автомобилестроении, такая конструкция более компактная, простая в установке и обеспечивает более равномерный износ колодок. При такой конструкции тормозная колодка фиксируется с одной стороны, а с противоположной располагается вторая колодка и цилиндры, оказывающие на нее давление. При торможении, поршень оказывает давление на внутреннюю колодку, которая располагается перед ним, а когда эта колодка касается диска, плавающая скоба начинает движение на встречу и прижимает вторую, внешнюю колодку.

Как уже было сказано выше более эффективны суппорта фиксированной конструкции, и поэтому они используются в автоспорте. Далее поговорим про суппорта фиксированного типа.

Конструкция суппорта.

1 - защитный колпачок

2 – штуцер для прокачки

3 – уплотнительное кольцо

4 – поршень суппорта

5 – защитный чехол

6 – тормозной трубопровод

7– корпус суппорта

Установка суппорта

Суппорт жестко крепится непосредственно к поворотному кулаку. Так как суппорта в автоспорте используются универсальные, чтобы их закрепить к конкретному автомобилю используется скоба определенного размера.

В автоспорте применяется 2 типа крепления суппортов: радиальным и боковым креплением.

Самый распространённый способ крепления суппортов – с боковым креплением.

Часто его называют – суппорт с ушами.

У таких суппортов суппорт и его крепление составляют единое целое, и его уши сделаны под конкретный автомобиль. Такая конструкция применяется автопроизводителями на конвейере.

Визуально может показаться что только расстояние между ушами определяет возможность установки суппорта, но на самом деле таких параметров гораздо больше и они отражены на схеме ниже.

Схема установки данного типа суппорта представлена ниже.

Некоторые параметры можно менять проставками для крепления, изменяя вылет диска. Но как видно установка этого суппорта, вернее подбор суппорта под уже установленный тормозной диск имеет ряд больших ограничений.

Поэтому в автоспорте в основном применяется более универсальная конструкция суппорта – с радиальным креплением. У этого суппорта отсутствую уши.

Функцию крепления выполняет скоба (№1 на рисунке)

Соответственно данный способ позволяет одной скобой регулировать многие установочные параметры. В автоспорте эти скобы производятся механиками самостоятельно.

Основными производителями суппортов этого типа являются: WILWOOD, ALCON, BREMBO, AP RACING и другие.

Например на гравийных этапах машина ставится на 15-е диски и переходник изготавливается под тормозной диск меньшего диаметра. В то время как на кольцевые этапы, ставятся 17-е диски, и можно поставить ротор большего размера, и вытачивается соответствующая скоба.

Но и у данного суппорта есть ряд ограничений. В параметрах к каждой модели указан диапазон для размера (диаметра) и ширины тормозного диска.

Следующий важный параметр уже определяет эффективность работы суппорта. Он зависит от количества установленных цилиндров и их размера. Что определят рабочую площадь цилиндров.

Здесь очень важно найти баланс. Тормозной суппорт должен быть подобран, чтобы обеспечивать управляемое торможение автомобиля. Нельзя устанавливать слишком большие тормоза на какую-либо ось, это приведет к неправильному балансу распределения тормозного усилия по осям, и может вызвать негативный эффект.

Количество цилиндров в суппорте не является основанием эффективности суппорта, более важный параметр это площадь цилиндров и равномерность распределения тормозной нагрузки по колодке. Поэтому часто в 6-ти поршневых суппортах размеры цилиндров разные и увеличиваются в размере от переда к задней части – для того что бы оказать более равномерное давление на плоскость колодки, и соответственно тормозного диска.

Для соблюдения баланса основные производители высокопроизводительных систем для автоспорта и тюнинга предлагают свои дорожные киты под конкретные автомобили. Они подобрали оптимальные размеры суппорта, скобы, диаметры, ширины и вылет тормозного диска.

Суппорта также различаются по типу производства и делятся на моноблочные и составные. Моноблочный суппорт вытачивается из цельного куска алюминия, в то время как 2-х составной соединяется из 2х частей специальными высокопрочными болтами. Исконно считается что моноблочная конструкция более надежная, прочная и жесткая. И такие гранды в производстве спортивных тормозных систем, как ALCON производят системы на моноблочных суппортах.

Но также есть много производителей, который производят 2-х составные суппорты и считают это преимуществом. Для соединения 2х частей используются специальные стальные болты, которые обладаю почти в 3 раза большим модулем упругости чем алюминий. Производство такого суппорта обходится дешевле. Есть конечно экзотические сплавы алюминия, которые используются в Формуле 1, и которые имеют тот же модуль упругости что и сталь, но они очень дорогие. Еще одним преимуществом стали является повышение модуля упругости с ростом температуры, в то время как алюминий наоборот ее теряет.

Довольно часто возникает вопрос, как часто нужно обслуживать спортивные суппорта. Конкретного срока нет, все зависит непосредственно только от интенсивности использования и окружающей среды. Если суппорт не течет и его не клинит, то нет необходимости его ремонта. Но это не освобождает от ежегодной замены тормозной жидкости, которая теряет свои свойства со временем.

Очень важно понимать что суппорт в автоспорте подвергается значительно большим нагрузкам чем суппорт городского автомобиля. Температурный режим работы такого суппорта должен быть выше. И одна из основных задач в проектирование суппорта обеспечить защиту от передачи тепла от колодки на суппорт, поршни, тормозную жидкость.

В автоспорте в конструкции суппорта убирают грязезащитные чехлы (пыльники), так как невозможно сохранить свойства резины при длительных нагрузках с высокой температурой.

Компания WILWOOD совсем недавно представила еще более технологичный вид тормозного поршня, про изведенного по технологии Thermlock®.

Основная задача такого поршня создать тепловой барьер для передачи тепла от колодки к остальным частям тормозной системы. Используется составная конструкция объединяющая защитный экран из нержавеющей стали и оболочку покрытую алюминием, что позволяет уменьшить передачу тепла на 25%. Уменьшение температуры дает больший срок жизни уплотнительным кольцам, и не вызывает закипание тормозной жидкости, увеличивает срок эксплуатации самого суппорта и поршней, и уменьшает необходимость сервисного обслуживания. Это технология была разработана для гонок серии NASCAR, где температуры, в тормозной системе, порой достигают экстремальных, и сейчас WILWOOD переносит ее на линейку своих суппортов.

Суппорт один из самых технологичных элементов тормозной системы и от его качества и надежности в большей степени зависти работа блока тормозов. Мы настоятельно рекомендуем Вас покупать тормозные компоненты только от проверенных производителей, которые используют качественные материалы для их производства. Не видитесь на дешевые цены азиатских аналогов тормозных систем, в нашем климате они не долговечны. Хорошие тормоза - это Ваша безопасность на дороге!

В следующем блоке статей мы расскажем про тормозные диски и колодки. Очень надеемся, что наши статьи помогают Вам сделать правильный выбор.

Суппорт тормозной представляет собой устройство, прижимающее тормозные колодки к диску во время торможения автомобиля. Фактически суппорт является единственной подвижной частью автомобильной тормозной системы, поэтому ее работоспособность в наибольшей степени зависит от исправности данного элемента.

Принцип работы тормозного суппорта

Схема суппорта не является сложной и одинакова в большинстве моделей автомобилей. Нажатие на педаль тормоза приводит к появлению давления в тормозной магистрали, воздействующего на поршни суппортов. Данное давление приводит к сдвижению поршней суппортов, которые в свою очередь подталкивают тормозные колодки к закрепленному на колесе тормозному диску, прижимая их к нему с обеих сторон. Возникающее в результате этого трение и вызывает эффект торможения автомобиля. Кроме того задачей суппорта является постоянное удерживание колодок в строго параллельном положении относительно тормозного диска.

Устройство суппорта не отличается сложностью. Фактически он состоит из подключенных к гидравлической системе поршней, к которым крепятся тормозные колодки. Расположение и количество тормозных колодок, а также способ крепления суппорта к могут различаться и зависят от модели автомобиля. Наиболее распространенная схема – две колодки на колесо и двухточечное крепление к ступице.

Устройство тормозного суппорта

Признаки неисправности суппортов

Суппорт колеса обязательно должен быть качественным. Под воздействием возникающего в процессе торможения трения тормозные колодки и сам суппорт нагреваются. Поэтому помимо механической прочности к ним предъявляются серьезные требования в части теплостойкости и высокой скорости теплоотдачи, чтобы избежать заклинивания поршней и деформации частей тормозной системы.

Пыльник направляющей неприметная на первый взгляд деталь, но ее дефект может привести к заклиниванию суппорта.

Помимо ситуаций, когда тормозная система уже явственно не работает о том, что суппорт тормозной в ближайшее время выйдет из строя могут свидетельствовать и другие признаки. В частности это скрип и стук в зоне расположения суппортов. Появление скрипа свидетельствует об усилении процессов трения в механизме, что постепенно разрушает его. Проблемы, которые приводят к такому, разнообразны. Это перекос тормозных колодок или их неправильная установка, а также чрезмерно изношенные тормозные диски (как результат может появится ).

Также замена суппорта может потребоваться в том случае, если на нем разорван пыльник поршня. Это чревато тем, что внутренности суппорта, в частности его цилиндр, становятся беззащитными перед проникновением внутрь грязи, повышающей трение между поршнем и цилиндром, а также провоцирующей образование ржавчины, что ведет к неизбежному заклиниванию поршня.

Ремонт суппортов

Поскольку суппорты можно считать условно доступными деталями, их ремонт некоторые автолюбители выполняют самостоятельно, в домашних условиях. В принципе, элементарная проверка и первичный ремонт не представляют собой ничего особо сложного.

Для начала необходимо разобрать суппорт, полностью вычистить его от старой смазки и нанести новую. Также нужно проверить степень износа и старения резиновых уплотнителей и обратно собрать конструкцию. Если не возникает никаких экстренных ситуаций, процесс не занимает слишком много времени.

Сначала снимается колесо с установленного на подпорки автомобиля. Чтобы на суппорте чаще всего достаточно отвинтить всего один, расположенный в нижней части винт, крепящий суппорт к скобе. Очень важно вместо изношенных установить новые колодки в точно таком положении, в каком стояли старые. При таком ремонте суппорта не следует отключать от него канал с тормозной жидкостью, чтобы избежать образования протечки в дальнейшем. Если обнаружена проблема с поршнем или другими деталями суппорта, лучше отправиться для ее устранения на СТО.

Связанные термины

Чаще всего, при обсуждении тормозной эффективности автомобиля – речь идет о дисках и колодках: сравнение составов, технологий изготовления, поведения в разных дорожных режимах и т.д. И крайне редко предметом обсуждения являются суппорта. Максимум, в контексте замены серийных на красные четырехпоршневые.

Для начала, несколько слов и типах. Многие знают, что на сегодняшний день эксплуатируются два вида механизмов: плавающие суппорта и фиксированные: с односторонним размещением поршней и с двусторонним, оппозитным.

Первый, самый важный вопрос – что эффективнее? Стоит ли, при первой возможности, менять стоковые плавающие суппорта на моноблоки уважаемой фирмы? Не торопитесь тратить деньги.

Важный принцип: эффективность суппорта определяется не количеством поршней, а их суммарной площадью. То есть, чем больше площадь поршней в суппорте, тем выше сила сжатия тормозных колодок. Здесь поможет школьная геометрия. Площадь круга – S =πr ². Зная диаметр поршня – мы легко вычисляем общую эффективность (в случае вычисления суммарной площади для плавающего суппорта – конечное значение умножается на 2, на счет скобы). Например, легендарный автомобиль BMW 7 E 38 комплектовался как плавающими однопоршневыми суппортами ATE , так и фиксированными четырехпоршневыми Brembo . Давайте подсчитаем эффективность первых и вторых.

· Однопоршневой суппорт ATE (Диаметр 60 мм). S=5652 mm²

· Четырехпоршневой Brembo (диаметр 40 и 44 мм). S =5552 mm ²

Сила сжатия прямо пропорциональна суммарной площади поршней. Поэтому, данные

вычисления наглядно показывают, что один поршень будет работать эффективнее, чем четыре.

И немного о практике эксплуатации. Плавающие суппорта оснащены очень капризной частью – направляющими. Эти вещи требуют не только своевременной и постоянной смазки, но и выбора специального состава. Даже при бережном отношении – спустя 80.000-100.000 км. направляющие изнашиваются и начинают «радовать» водителя какофонией звона и металлического бряцания. Кроме того, еще одно узкое местомонтажный набор колодок: комплект металлических пластин, удерживающий колодки в скобе. Эти мелочи рекомендовано менять с каждой заменой колодок. А если учесть, что пластины не всегда продаются отдельно, то водитель озадачивается еще одной проблемой.

Практика эксплуатации моноблоков отличается от плавающего собрата в лучшую сторону. Фиксированные суппортов не предусматривают в конструкции направляющих, и поэтому напрочь лишены большинства вышеописанных проблем. Но есть то, что объединяет оба типа тормозов – поршни. При чем, в многопоршневом моноблоке – их может быть и 8, и даже 12. Чем это чревато для невнимательного автолюбителя? Повреждением резиновых уплотнений и коррозией самих поршней. С обязательной заменой последних. Ну и еще один положительный фактор, привлекающий любителей автоспорта: моноблоки способны вынести большее количество экстренных торможений, нежели плавающие, прежде чем перегреются.

Подведем итог: в чем плюсы и минусы плавающих суппортов тормозных?

Учитывая частые проблемы плавающих решений с подклиниванием, износом резинок и неравномерным износом колодок и дисков, у такого типа суппортов основной плюс – цена. Такой тип механизма намного дешевле. Вес суппорта мы будем считать ни плюсом ни минусом, т.к. все зависит от сравнения конкретных образцов.

В чем плюсы и минусы фиксированных многопоршневых суппортов? Недостатками будем считать цену: даже бушные моноблоки обойдутся в 400-800 долларов. Возможные проблемы с поршнями – тут вряд ли (при условии, конечно, своевременного и качественного сервиса тормозов). Ну и, наверно, установка. Ну и плюсы: равномерное распределение силы сжатия, более органичный износ дисков и колодок. Внешний вид? Пожалуй да: смотрится достойно)

От того, исправны ли передние тормозные суппорта, зависит жизнь водителя и его пассажиров. Кроме этого, суппорт - самая ответственная деталь во всем механизме тормозов. Между автопроизводителями создается очень жесткая конкуренция. Поэтому автоконцерны пытаются заполучить как можно большее количество покупателей за счет роста максимальных скоростей.

Исторические факты

Специалисты уверены, что первый дисковый тормозной механизм появился примерно в 1890 году. Разработкой занимался английский инженер Фредерик Ланчестер. Система Ланчестера представляла собой суппорт, сжимающий колодки. Но тогда еще не было материалов, из которых можно изготавливать тормозные диски. Эта конструкция ушла в прошлое.

Известностью и развитием дисковых тормозов весь автомобильный мир обязан авиационным производствам. Во время Второй мировой войны суппортами комплектовались самолетные шасси. В начале 50-х годов такие системы стали уже устанавливать на спортивные авто. Через некоторое время передние тормозные суппорта стали появляться и на гражданских авто. Первым автомобилем, который оснащался дисковой тормозной системой, был Chrysler Crown Imperial 1949 года.

Как устроен суппорт, виды, принцип действия

По мере того, как эволюционировали и развивались конструкции, выделилось два вида данных механизмов. Это фиксированные системы и устройства со скобой плавающего типа. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Суппорт фиксированного типа

Эти системы по хронологии появились раньше, чем элементы с плавающей скобой. Данный механизм состоял из корпуса и цилиндров с каждой из сторон диска. Корпус суппорта прочно и жестко закреплялся на кулаке передней, а на некоторых моделях - и задней подвески. Когда водитель автомобиля нажимал на педаль, к диску с каждой из сторон прижималось по одной колодке. В разомкнутом состоянии они удерживались при помощи специальной пружины. Чтобы обеспечить одновременное срабатывание двух поршней, тормозная жидкость подавалась в механизм при помощи сети трубок в каждый из цилиндров.

За счет использования нескольких цилиндров работа такой конструкции была весьма эффективной. Такие передние тормозные суппорта, да и задние устанавливаются на тяжелые и спортивные автомобили. Системы данного уровня изготавливаются в специализированных компаниях, выпускающих спортивные запчасти.

Суппорт с плавающей скобой

Этот механизм отличается от вышеописанного тем, что с одной стороны тормозная колодка постоянно находится на одном месте. Суппорта со скобой плавающего типа состоят из крепежного кронштейна и корпуса. Последний закрепляется на внутренней стороне колеса. В корпусе устанавливается чаще один тормозной поршень переднего суппорта. В процессе нажатия на педаль, данный элемент воздействует на подвижную колодку. Так, вначале начинает движение колодка, а когда она прижмется к поверхности дика, плавающая скоба перемещает навстречу поршню вторую колодку.

Принцип действия

Задача, которую выполняют передние тормозные суппорта - это, собственно, торможение при нажатии на соответствующую педаль. Стоит более подробно рассмотреть принцип действия этих устройств. Алгоритм работы заключается в том, что когда водитель нажимает на педаль, в системе возрастает давление. Поршень, расположенный в ГТЦ, двигается от начала цилиндра в его конец, собирая жидкость, находящуюся в емкости. За счет работы поршня, она выдавливается. Затем эта жидкость двигается по магистралям и, наконец, срабатывает поршень. Он и давит на колодки.

Главный цилиндр

Чтобы понять, как работает суппорт тормозной передний ВАЗ, необходимо разобрать конструкцию ГТЦ. Цилиндр - это конструкция с поршнем внутри. Последний закреплен на штоке, что и воздействует на него. При нажатии на педаль, этот элемент смещается вперед. Соответственно, вместе с ним смещается и тормозная жидкость.

Нужно знать, что сжать ее невозможно. Если на жидкость оказывается давление, то и она будет на что-то давить. Далее жидкость станет воздействовать на все рабочие цилиндры, к которым подключены шланги системы. После того как рабочий цилиндр заполнится жидкостью, поршень внутри станет выдавливаться и действовать на колодку. Последняя обожмет диск и начнется процесс торможения.

О необходимости обслуживания суппортов

Часто автолюбители жалуются, что суппорт тормозной передний ("Нива"это или другое авто - не суть важно) неэффективен, греется и часто заклинивает. В определенный момент тормоза, которые раньше радовали своего владельца четкостью и безотказностью, вдруг стали капризными. Такие проблемы возникают из-за отсутствия возможности обслуживания этих узлов. Восстановительные работы начинают только тогда, когда машина уже не тормозит.

Если же проводить ТО чаще, то ремонт переднего тормозного суппорта не понадобится. Давайте рассмотрим, по каким причинам суппорт может выходить из строя, как его обслуживать и менять.

Коррозия - главная беда

Эти механизмы вынуждены работать в очень тяжелых условиях. Когда водитель активно тормозит, диск может нагреваться до 600 градусов. Прочие детали суппорта страдают меньше. Однако они тоже постоянно нагреваются и остывают. Да и к тому же суппорт тормозной передний («Тойота Маджеста» в том числе) часто подвергается воздействиям воды, песка, соли и различной грязи. Естественно, что рабочий цилиндр в суппорте надежно защищен пыльником, а также манжетой. Однако в процессе эксплуатации на поршне и в цилиндре может появляться коррозия.

Причины - вода и грязь, что пробиваются через поврежденные пыльники. Нужно регулярно следить за состоянием пыльников. А если они разрушились, то следует приобрети ремкомплект суппорта тормозного переднего и заменить старую деталь. Также из-за циклов нагрева/охлаждения внутри возникает конденсат. Коррозируют и наружные края цилиндров и поршней. Вначале ход поршня сопровождается заметным усилием. Затем данная проблема прогрессирует и это неминуемо отражается на качестве работы тормозной системы в общем. Водитель давит на педаль, но она очень тугая. При более сильном надавливании, тормоза либо срабатывают через раз, либо не действуют вовсе. Если цилиндр в хорошем состоянии, можно отделаться удалением ржавчины, затем смазкой и тогда можно вернуть эффективную работу. Но так бывает не всегда.

Заменить или восстанавливать?

Если регулярно не обслуживать тормозные суппорта, то поршни могут заклинить в цилиндрах. В данном случае не поможет даже ремкомплект суппорта тормозного переднего, тем более что состоит он из пыльника и манжеты. В данном случае необходимо ремонтировать и восстанавливать поверхность цилиндров.

Способ решения данной проблемы зависит от конструкции суппорта, модели автомобиля, а также от самого состояния механизмов. Например, придется купить новый поршень или в самом худшем случае приобретать новый или подержанный суппорт. Это весьма дорогое удовольствие - суппорт тормозной передний правый, и соответственно левый для ВАЗ-2108 обойдется в 2 500 рублей за каждый.

Симптомы поломки и ремонт

О том, что этот механизм скоро выйдет из строя, говорит скрип. Это значит, что есть трение, которое медленно, но уверенно разрушим механизм. Скрипят суппорта по нескольким причинам. Одна из них - это перекошенные колодки. Вторая причина - изношенные диски. Приятная новость в том, что этот механизм можно восстановить.

Для этого машину нужно поставить на специальные подпорки и затем снять колесо. Далее вынимают колодки - это можно сделать, открутив нижний болт. Затем откручивают верхний. Он удерживает сам суппорт. Поле этого отворачивают болты, крепящие скобы на кулаке и извлекают их. Далее вынимают поршень. Чтобы выдавить его, нужно выжать педаль тормоза. Когда элемент удалось извлечь, тормозную магистраль необходимо снять и закупорит. Для этого подойдет болт на 12. Главное - не забыть его вынуть оттуда.

Затем суппорт тормозной передний левый или тот, который вышел из строя, разбирают вплоть до винтиков. Каждый элемент вычищают до блеска с помощью чистящих средств. Изношенные детали заменяют. Также перед сборкой нужно подготовить ремкомплект - поменять все резинки (кольца и пыльники). Это то, что касается ремонта. Замена выполняется еще проще - здесь старая деталь просто выбрасывается, а новая устанавливается на его место и закручивается на болтах. Вам остается лишь установить колодки в направляющие и зафиксировать их положение. Кстати, меняются детали системы попарно (левый и правый вместе).

Выбор суппортов

Автомобильный рынок предлагает массу вариантов. Нужен бюджетный суппорт тормозной передний? Цена его составляет от 2 тысяч рублей. Если нужно что-то более дорогое и эффективное, стоит обратить внимание на механизмы от JBT. Также хорошие отзывы пишут о продукции отечественного бренда «Прома». Комплект тормозов с дисками и четырехпоршневыми суппортами обойдется в 36 тысяч рублей. Для обычной езды можно приобрести штатные суппорта производства АвтоВАЗ.

Суппорт тормозной – это одна из наиважнейших деталей тормозной системы. От исправности данной детали зависит безопасность езды в машине. Суппорт представляет собой относительно небольшое устройство, которое прижимает тормозные колодки к диску во время торможения авто.

Фактически только эта деталь является подвижной частью тормозной системы авто, поэтому работоспособность системы в огромной степени зависит от исправности этого элемента.

В процессе улучшения дисковых тормозов были выявлены два отдельных пути развития тормозных суппортов: с фиксированной конструкции и с «плавающей скобой».

Тормозной суппорт – это узел, который прижимает тормозные колодки к диску во время торможения машины, когда вы нажимаете педаль тормоза. Это единственная часть, которая движется в тормозной системе. Она устанавливается именно на дисковые варианты тормозов, барабанная система работает по-другому.

Это очень важный узел, если честно, то суппорт нужно рассматривать вместе с тормозными колодками, именно они берут на себя основную нагрузку при торможении системы. Так стоит отметить, что 90% поломок передних «тормозов», связанны именно с суппортами

Тормозные суппорты бывают двух типов - фиксированные и плавающие.

В суппортах плавающего типа при торможении поршень, под действием давления жидкости, прижимает внутреннюю колодку к тормозному диску колеса. Суппорт перемещается на направляющих пальцах в обратную сторону, тем самым выравнивая силу прижатия внутренней и наружной колодок к диску. Направляющие пальцы суппорта смазаны консистентной смазкой и защищены от влаги и других источников воздействия резиновыми чехлами. В суппортах обоих типов поршни отводятся от тормозных колодок на небольшое расстояние за счет упругости уплотнительных колец, в результате чего между дисками и колодками образуется небольшой зазор.

Фиксированные суппорта – более ранняя разработка автопроизводителей. Чаще всего суппорт такого типа включает в себя металлический корпус с расположенными симметрично двумя рабочими цилиндрами. Корпус жестко закреплен на кронштейнах автомобиля (обычно на кулаке передней или задней подвески). В механизме используется гидравлическое давление для поджатия колодок к тормозным дискам одновременно с двух сторон обоими поршнями. За счет отсутствия потерь времени и сил на движение скобы и регулирование сил прижатия тормозных колодок, такой тип тормозного механизма скорее включается в работу и более информативен для водителя. Колодки удерживаются в системе специальными пружинами. Поршни в таких суппортах связаны между собой системой трубок или внутренними каналами тормозного суппорта. Жесткозакрепленные суппорта, в свою очередь, делятся на разделяемые и цельные. Для того чтобы извлечь поршни в неразделяемых суппортах достаточно подать давление воздуха через отверстие тормозного шланга и поршни выйдут из цилиндров. В разделяемом типе расстояния между стенками корпуса суппорта недостаточно чтобы вытащить одновременно оба поршня - поэтому корпус сделан разборным. Две половинки корпуса обычно стягиваются между собой болтами или винтами.

Принцип работы тормозного суппорта

Схема суппорта не является сложной и одинакова в большинстве моделей автомобилей. Нажатие на педаль тормоза приводит к появлению давления в тормозной магистрали, воздействующего на поршни суппортов. Данное давление приводит к сдвижению поршней суппортов, которые в свою очередь подталкивают тормозные колодки к закрепленному на колесе тормозному диску, прижимая их к нему с обеих сторон. Возникающее в результате этого трение и вызывает эффект торможения автомобиля. Кроме того задачей суппорта является постоянное удерживание колодок в строго параллельном положении относительно тормозного диска.

Устройство суппорта не отличается сложностью. Фактически он состоит из подключенных к гидравлической системе поршней, к которым крепятся тормозные колодки. Расположение и количество тормозных колодок, а также способ крепления суппорта к ступице могут различаться и зависят от модели автомобиля. Наиболее распространенная схема – две колодки на колесо и двухточечное крепление к ступице.

Устройство тормозного суппорта

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОГО СУППОРТА

Имеется несколько наиболее распространенных свидетельств:

  1. увеличенное усилие – именно его требуется прикладывать для полной остановки машины;
  2. автомобиль тянет в сторону в процессе торможения;
  3. педаль становится «мягкой» – для нажатия на нее нужно достаточно слабого усилия;
  4. пульсация педали тормоза;
  5. небольшое сопротивление в перемещении педали до пола;
  6. прихватывание тормозов;
  7. блокировка задних тормозов при большом усилии и т. д.

Как определить, что суппорт неисправен?

Обязательное условие для соблюдения безопасности – это исправность суппорта, поэтому он обязан быть качественным. Важно помнить, что из-за возникающего в процессе торможения трения колодки и суппорт нагреваются. Это является причиной серьезных требований к качеству детали: она должна быть не только механически прочной, но и теплостойкой, а также обладать достаточно высокой скоростью теплоотдачи.

Благодаря этому можно избежать заклинивания поршней и/или деформации частей тормозной системы. Для примера пыльник направляющей – очень неприметная и незначительная, на первый взгляд, деталь, но ее дефект может стать причиной заклинивания суппорта.

Кроме тех ситуаций, когда тормозная система авто уже не работает явственно, о том, что суппорт тормозной в скором времени перестанет работать могут «говорить» и другие признаки. Такими признаками могут быть и скрип, и стук в зоне суппортов.

Появление характерного скрипа говорит об значительном усилении процессов трения в механизме, что постепенно его разрушает. Проблемы, которые могут стать причиной этого, разнообразны. Это и перекос тормозных колодок и/или их неправильная установка, это и чрезмерно изношенные тормозные диски (может появиться даже биение в руль).

Замена суппорта может стать необходимой даже в том случае, если на нем разорван пыльник поршня. Явление чревато тем, что внутренности суппорта, а именно его цилиндр, становится беззащитными перед проникновением грязи, которая способна повышать трение между поршнем и цилиндром, и провоцирующей образование ржавчины. Ржавчина в ближайшем будущем приведет к неизбежному заклиниванию поршня.

СУППОРТ ТОРМОЗНОЙ – СПОСОБЫ РЕМОНТА

Неисправности суппорта могут быть разными. Однако можно выделить наиболее частые случаи, а также рекомендации по их устранению.

ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ ПОДКЛИНИВАЮТ В СУППОРТЕ

Это заметно, когда при демонтированном суппорте колодки не перемещаются в свободном ходе. Обычно причина в ржавчине на неподвижных колодках суппорта, которая и мешает перемещению колодок.

Для ликвидации проблемы стоит вооружиться наждачной бумагой, щеткой по металлу и напильником (но только мелким). Затем нужно счистить коррозию с металла, после чего смазать поверхность смазкой высокотемпературного типа. Однако на суппорте не должно быть выработки – ямок от коррозии. При их наличии зачистка не поможет – колодка будет недостаточно плотно прижиматься либо недостаточно быстро отходить от поверхности тормозного диска.

Иногда такой дефект можно устранить напильником (при условии незначительной выработки), но обычно приходится покупать новую часть суппорта (неподвижную).

МЕХАНИЗМ ЗАДНЕЙ ОСИ

Разобрать задний суппорт будет гораздо сложнее. Объясняется данный факт тем, что задний элемент имеет многосложное строение, так как дополняется, в отличие от переднего, еще и механизмом стояночного тормоза.

В остальном характер функционирования элемента схож с передним. ТЖ способствует выталкиванию поршня, который прижимает колодки к колесному диску.

Пошаговый алгоритм по снятию заднего суппорта (подготовительные операции те же, что и у переднего).

  1. Демонтируется защита элемента.
  2. Шплинт, который соединяет трос стояночного тормоза с суппортным механизмом, извлекается.
  3. Отсоединяется трубка жидкости, как и в случае выше, закупоривается.
    1. Извлекаются стопоры.
    2. Вытаскивается фюзеляж.

    Остальные манипуляции аналогичны вышеописанным. Надо все хорошенько проверить, зачистить или поменять. Рекомендуется поршень суппорта, который частенько со временем ржавеет, обработать специальной пастой на основе абразивов. Можно также пройтись шкуркой, но очень мелкой.

Смазка направляющих тормозного суппорта

При потере подвижности в узлах суппорта первое, на что необходимо обратить внимание – направляющие. Именно они, наиболее часто доставляют хлопоты владельцам автомобилей. Закисшие направляющие могу служить причиной для проявления всех неисправностей, связанных с потерей подвижности между узлами суппорта.

Направляющие должны свободно двигаться вдоль своей оси. Если этого не наблюдается, необходимо разобрать суппорт, вытащить из скобы направляющие, очистить их от старой смазки и оценить их состояние, также необходимо очистить посадочное место направляющей в скобе.

Рабочая поверхность направляющих должна быть без коррозии, без сильных следов износа. Если на поверхности направляющей появилась небольшая коррозия, то ее необходимо зачистить очень тонкой наждачной бумагой, после этого направляющую необходимо смазать специальной смазкой и установить назад в скобу суппорта. После этого необходимо проверить свободный ход направляющей вдоль своей оси. Вы не должны прилагать каких-либо больших усилий для перемещения направляющей. Направляющая должна свободно перемещаться в теле скобы при захвате двумя пальцами руки.

Если этого не происходит, то возможно, вы плохо очистили направляющую, либо она имеет большой износ и клинит в посадочном отверстии скобы, в этом случае направляющую необходимо заменить.

Важное замечание – для смазки направляющих необходимо использовать специальную смазку. Недопустимо использовать солидол, литол, графитную и прочие смазки.

Замена ремкомплекта суппорта

Наиболее сложной и ответственной операцией при ремонте суппортов является замена ремкомплекта суппорта. В ходе этой операции меняются все уплотнения и резинотехнические изделия суппорта.

Для начала, вы должны приобрести ремкомлект для суппорта вашего автомобиля. Для этого в автомагазине вы должны будете сообщить продавцу марку и модель вашего автомобиля, год его выпуска и прочие данные, которые спросит продавец.

Для проведения ремонта при помощи ремкомплекта, для начала необходимо демонтировать суппорт. После этого перенести его на верстак и полностью разобрать. Очень важное замечание – место, в котором разбирается суппорт, должно быть максимально чистым. Попадание даже самой маленькой песчинки внутрь суппорта грозит скорым выходом его из строя.

В большинстве своем вам необходимо будет заменить следующие резиновые изделия:

  • Уплотнение тормозного цилиндра;
  • Пыльник тормозного поршня;
  • Пыльники направляющих;
  • Уплотнения направляющих;
  • Уплотнительное кольцо штуцера прокачки.

Если на рабочей поверхности тормозного поршня присутствует глубокая коррозия (с образованием каверн), то поршень также необходимо заменить.

Сборку суппорта производить в порядке обратном разборке. После этого суппорт необходимо установить на автомобиль, смазать направляющие и прокачать тормоза. Как вы уже знаете, для этого вам потребуется помощник или специальное устройство.