Кто производит автомобиль скания. «Скания»: страна-производитель - Швеция, есть ли варианты? Scania - история марки

Через два года в Санкт-Петербурге состоялось открытие завода «Скания» по выпуску автобусов линейки Omni, затем было запушено производство туристических автобусов на базе заводов в Волгограде и Елабуге. С 2006 году Scania выпускает на своем питерском предприятии автобусы OmniLink и OmniLine нового поколения. С 2011 года шведский производитель осуществляет в России выпуск грузовых автомобилей семейства Griffin, разработанных специально для российского рынка.
Современная линейка техники марки Scania включает в себя седельные тягачи Streamline, шасси для развозных грузовиков, широкий ассортимент строительных машин (самосвалы, бетоносмесители и проч.), а также мусоровозы, ломовозы, автоцистерны, автобусы различных классов. Реализацией техники марки в России занимается дилерская сеть, включающая на конец 2013 года 53 дилерских центра. Информацию о работе компании в России можно получит на сайте http://www.scania.ru/.
Scania занимает солидную долю рынка в России, а наша страна входит в число пяти самых важных для производителей рынков. Широкому распространению продукции марки способствует постоянно растущая производственная деятельность компании, и эффективная работа ее постоянно растущей дилерской сети. Кроме того, Scania развивает различные сервисы для водителей и компаний-перевозчиков, а также ведет активную работу в сфере новых разработок. Техника компании высоко оценивается авторитетных кругах, не раз машины Scania получила титул «Грузовик Года», «Лучший грузовой автомобиль», а недавно стали победителями конкурса «Самый красивый грузовик».

В том же 1969 году произошло слияние Scania-Vabis со шведским производителем авиатехники и автомобилей Saab Automobile AB, что привело к созданию концерна Saab-Scania. С этого времени грузовые автомобили и автобусы изменили свою марку: вместо Scania-Vabis они стали называться просто Scania.

В 1972 году начинается производство новой бескапотной серии 140 , включавшей двухосные бортовые модели «LB140» (4×2), трехосные «LBS140» (6×2) и «LBT140» (6×4) полной массой 17,0-26,5 тонн. Также были выпущены модели «L140» (4×2) и «LS140» (6×2) с характерным прямоугольным капотом, предназначенные для перевозки особо тяжелых грузов, буксировки прицепов и работы на строительстве. Расположенная над двигателем кабина впервые была сделана откидывающейся при помощи гидравлического механизма и снабжалась усиленной звукоизоляцией (уровень внутреннего шума не превышал 75 дБ). Все автомобили получили механическую 10-ти ступенчатую синхронизированную коробку передач, а младшая серия «LB80» по заказу оснащалась автоматической коробкой. Первой в истории фирмы серия грузовиков 140 прошла испытания на прочность при лабораторной имитации различных аварий. В 1973 году появляется еще одна новая опция - омыватели фар головного света. Обогрев сидений становится стандартным решением.

В 1975 году появилась новая серия, которую впоследствии стали называть «первым поколением фирмы Scania». Как и ранее, большинство машин предлагалось в капотном и бескапотном двух и трехосном исполнениях. Основной новинкой стала 111-я серия , включавшая унифицированные 3 капотные и 3 безкапотные модели с колесными формулами 4×2, 6×2 и 6×4 полной массой 16,5-30 тонн. Также выпускались армейские грузовики «SBA111» (4×4) и «SBAT111» (6×6) грузоподъемностью 4,5-6,0 тонн с моторами мощностью 220-300 л.с. и 6-ти ступенчатой автоматической коробкой передач, отличавшиеся утилитарным дизайном и простотой обслуживания.

С 1978 года на автомобилях Скания в качестве опции начинает устанавливаться кондиционер .
В 70-х годах Скания успешно реализует решения об активном расширении присутствия продукции компании на зарубежных рынках. В 1976 году началось производство на предприятии в Аргентине, за ним последовали заводы и в других странах - США, Мексике, Австралии, Марокко, Танзании, Ираке, Перу. В результате объем производства за 4 года возрос с 15 до 22 тысяч автомобилей. Переломным моментом в истории фирмы Scania становится 1980 год, обозначивший стремительный рост авторитета компании - Scania становится мировым лидером в производстве тяжелых грузовиков .

В 1980 году весь накопленный опыт Scania воплотился в грузовых автомобилях 2-й серии, состоявшей из трех базовых моделей «82», «112» и «142», оснащаемых двигателями объемом 8, 11 и 14 литров, полной массой 16,5-32 тонн, а в составе автопоезда - до 120 тонн. С 1982 года на двигатели машин 2-й серии компания стала устанавливать интеркулер - систему промежуточного охлаждения воздуха наддува . Это дополнительно увеличило мощность двигателя и снизило расход топлива.
С внедрением модульной конструкции кабин над двигателем была введена их новая индексация: «Р» - для местных перевозок и «R» - для магистральных. С этого времени все капотные исполнения получили индекс «Т» (от слова Torpedo). К ним добавлялись буквы «М», «Н» или «Е», указывавшие на вариант исполнения шасси - для обычных, тяжелых и особо тяжелых условий эксплуатации.

С 1982 года компания начала выпуск дизеля Scania DSC11 с турбонаддувом (333-354 л.с.), который первым получил систему промежуточного охлаждения воздуха наддува . В следующем году ею был оснащен и мотор Scania DSC14 V8, что повысило его мощность до 420 л.с., а вскоре на седельных тягачах Scania R142H мощность достигла 460 л.с. В 1983 году началось изготовление еще одного 6-ти цилиндрового 9-ти литрового двигателя DS9 с турбонаддувом (245 л.с.) и его варианта с промежуточным охлаждением DSC9 Intercooler (275 л.с.). Второй мотор несколько лет считался одним из наиболее экономичных в мире при минимальном удельном расходе топлива 143 г/л.с.ч.

В 1983 году Scania стала первой компанией среди изготовителей грузовиков, которая внедрила механическую коробку передач, оборудованную механизмом автоматического переключения CAG (Computer-Aided Gearchanging), управляемую микропроцессором . Эта система положила начало широкому использованию электронных устройств в трансмиссии грузовых автомобилей по всему миру.
С этого же семейства берут начало прославившие марку «Scania» прочные и безопасные кабины, выполненные в соответствии с самыми жесткими в мире шведскими нормами.

В 1984 году компания принимает решение об изменении своей эмблемы, теперь она включает полное наименование Saab-Scania .

В 1987 году появились грузовики Scania 3-го поколения полной массой 17-32 тонн, а в составе автопоезда 36-44 тонны и более. На них устанавливались турбированные дизели рабочим объемом 9, 11 и 14 л. В следующем году на 14-литровом дизеле DSC14 V8 инженеры Scaniaвпервые в Европе применили систему электронного впрыска топлива - EDS (Electronic Diesel Control) . В таком исполнении двигатель развивал мощность 420-460 л.с.

Начиная с 3-го поколения Scania начала использовать коробки передач семи вариантов: простые механические с числом передач 5, 8, 10 и 12, автоматическая 5-ти ступенчатая, механическая 9-ти ступенчатая с гидравлическим трансформатором, а также синхронизированная 9-ти ступенчатая с программируемой системой переключения передач, позволявшая передавать крутящий момент свыше 2000 Нм. По желанию покупатель мог заказать 2-х ступенчатые главные передачи, колесные планетарные редукторы, малолистовые параболические рессоры, передние дисковые тормоза, пневматическую подвеску с регулированием уровня рамы в пределах 230 миллиметров, а также систему АБС . Грузовики предлагались с колесными формулами от 4×2 до 8×4 и несколькими типами управляемых и ведущих мостов. К этому времениScania внедрила модульный метод массового производства безопасных кабин и создала варианты разной длины и высоты, включая модели с пневматической подвеской, одним или двумя спальными местами - всего более 800 модификаций . Неслучайно, машины 3-й серии завоевали престижное звание лучшего европейского грузовика 1989 года .


Компания Scania была образована в начале 20 века (в 1901 году). Своему рождению она обязана шведскому филиалу британской компании по выпуску велосипедов Humber. Международная корпорация Scania сегодня работает в более 100 странах мир, в том числе во Франции, Голландии, Польше, странах Латинской Америки.

97 процентов изготавливаемой шведскими автомбилестроителями продукции реализуется за границей. За годы своей деятельности Scania выпустила более 1 миллиона грузовых автомобилей и автобусов.

Основное производство Scania сегодня - это производство грузовых автомобилей и автобусов. Еще одна линейка в ассортименте продукции - двигатели: дизельные и судовые. А шасси Scania поставляются многим предприятиям, которые занимаются изготовлением кузовов. Модельный ряд Scania включает в себя автомобили грузоподъемностью от 8 тонн и выше. Грузовики Scania широко применяются для магистральных перевозок, для перевозок грузов на небольшие расстояния (этот модельный ряд Scania называют развозные автомобили) и на строительных площадках.

Грузовики Scania оснащены силовыми агрегатами, отвечающими всем принятым экологическим стандартам: Евро-4 и Евро-5 мощностью от 230 до 730 лошадиных сил. Технические характеристики 9-литровых двигателей Евро-4 и Евро-5 и 12-литровых класса Евро-4 таковы, что силовые агрегаты могут работать без реагента Ad Blue. Их конструкторская особенность такова, что часть отработанных газов охлаждается и затем снова подается в камеру сгорания. Данная технология значительно уменьшает количество оксидов азота.

Отдельно можно выделить и заботу специалистов компании Scania о труде и отдыхе водителей грузовиков. Сегодня кабины грузовых моделей Scania могут составить достойную конкуренцию кабинам комфортных легковых авто. И по удобству сидения, и по компоновке панели приборов, и по качеству материалов, которыми отделан салон.

Свою родословную фирма “Scania”, ныне всемирно известный изготовитель высококачественных грузовиков, ведет с 1891 году, когда в городке Södertälje образовалась небольшая компания по производству вагонов “Vagnfabriks-Aktiebolaget Sodertelge” или просто “Vagn-fabriken”. Другим прародителем стала английская компания “Humber”, выпускавшая велосипеды. В 1896 года она открыла в Мальме свой шведский филиал, названный “Svenska Aktiebolaget Humber”.

В 1901 году его преобразовали в компанию “Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania”, именовавшуюся просто “Scania”. Уже через год к велосипедам прибавились легковые автомобили “Scania А”, на шасси которых делали почтовые фургоны. Первый 1,5-тонный грузовик модели “Ас” изготовили в 1902 в единственном экземпляре. Подробных сведений о его разработке не сохранилось. Известно лишь, что инженеры Anton Svensson и Reinhold Thorssin, имея прямо противоположные точки зрения о расположении двигателя – спереди или сзади, решили разместить двух цилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения мощностью 12 лошадиных сил под сиденьем водителя.

В 1906 году в программе фирмы появилась новая модель “EL” грузоподъемностью 3-3,5 тонны с четырех цилиндровым двигателем “Wentzel” типа “Е” (4,6 литров, мощностью 20 лошадиных сил). Автомобиль имел цепной привод задних колес и литые резиновые шины. Всего их собрали 8 экземпляров, к которым вскоре добавились еще 12 машин модели “IL” с четырех цилиндровым мотором “Wentzel I” (4,2 литра, 24 лошадки). В 1907-08 годах выпустили еще несколько машин серии “BL” грузоподъемностью 1,0-1,5 тонн с двух цилиндровым 15-сильным двигателем “Wentzel В”.

Следующие три года на их шасси ставили четырех цилиндровый мотор “Wentzel Н” (объемом 2,8 ллитров, мощностью 18 лошадиных сил). Таких вариантов, получивших марку “HL”, изготовили 21 экземпляр. На пяти тонном автомобиле “DL” использовался наиболее мощный четырех цилиндровый “Wentzel D” (5,3 литров, З0 лошадей). В 1910 году первый грузовик был отправлен на экспорт – в Санкт-Петербург. Это была модель “IL” с оборудованием для обслуживания и ремонта подвесной контактной сети трамваев.

С первых лет существования фирма “Scania” завоевала авторитет высокой прочностью и качеством продукции, но в те времена не располагала достаточными финансовыми средствами. Поэтому в октябре 1910 года ее руководство начало переговоры о слиянии со своим главным конкурентом – компанией “Vagnfabriken”, сокращенно VABIS. В марте следующего года предприятия объединили свои усилия, в результате чего появилась фирма “Scania-Vabis”. Она создала все технические и производственные предпосылки для лидирующего положения современной компании “Scania”.

Лишь через 50 с лишним лет на автомобильном рынке вновь появилось прежнее название фирмы – “Scania”. Это произошло в результате подписания 19 декабря 1968 года соглашения об объединении компании “Scania-Vabis” со шведской авиационной и автомобильной корпорацией SAAB. В начале 1969 года в Швеции появилась новая промышленная группа “SAAB-Scania”, и все грузовые автомобили, выпускавшиеся ранее как “Scania-Vabis”, получили торговую марку “Scania”. Вскоре после этого на фирме “Scania” была разработана программа перспективного развития.

Еще в феврале 1968 года “Scania-Vabis” начала производство семейства грузовиков, получившего затем название “Нулевого поколения” фирмы “Scania”. Его основой послужили модели, разработанные в 1962-64 годах. Новая гамма включала серии “L50”, “L/LB80”, “L/LB85” и “L/LB110” в многочисленных двух и трехосных исполнениях полной массой 12,5-22,5 тонн с капотной компоновкой (“L”) и кабиной над двигателем (“LB”). В новой индексации моделей первые одна или две цифры со ответствовали округленному рабочему объему применявшихся дизельных двигателей “D5”, “D8” и “D11” (соответственно 5, 8 и 11 литров) мощностью 95, 155 и 190 лошадиных сил.

На усиленных вариантах “Super”, рассчитанных на более высокие нагрузки, обычно применялись те же моторы с турбонадцувом мощностью соответственно 120, 190 и 260-270 лошадиных сил. Уже в начале 1969 года был освоен выпуск первого дизеля “Scania” V8 – модели “DS14” рабочим объемом 14 литров с турбонадцувом. В разных вариантах он развивал от 335 до 385 лошадиных сил и на тот момент был самым мощным в Европе. Фирма “Scania-Vabis” работала над системой турбонаддува еще с пятидесятых годов, но внедрила ее значительно позже. Только в начале 1969 года появился первый двигатель с турбонадцувом, предназначенный для новой бескапотной гаммы “140” полной массой до 24,5 тотт, а его производство началось в 1972 году.

Эта серия состояла из двухосных бортовых моделей “LB140” (4×2) и трехосных “LBS140” (6×2) и “LBT140” (6×4) полной массой 17,0-26,5 тонн. На этой серии кабина над двигателем, получившая хорошо знакомые до сих пор очертания, впервые была сделана откидывающейся при помощи гидравлического механизма и снабжалась усиленной звукоизоляцией (уровень внутреннего шума не превышал 75 дБ). Первой в истории фирмы она прошла испытания на прочность при лабораторной имитации различных аварий.

Все автомобили по-пучили механическую десяти ступенчатую синхронизированную коробку передач, а серия “LB80” по заказу оснащалась автоматической коробкой. Гамма 1972 г. включала также новые модели “L140” (4×2) и “LS140” (6×2) с характерным прямоугольным капотом, почти не изменившимся за многие годы. Они служили для перевозки особо тяжелых грузов, буксировки прицепов и работы на строительстве. В 1975 году эту серию пополнили варианты “L145” (4×2) и “LT145” (6×4) с передними и задними мостами, допускавшими повышенную нагрузку.

В том же году появилась наиболее известная в то время серия, которую впоследствии стали называть “Первым поколением”. Как и ранее, большинство машин предлагалось в капотном и бескапотном двух и трехосном исполнениях. От прежних так называемых малых моделей осталась только модернизированная серия “80”, состоявшая из моделей “L81” и “L86” с моторами “D8” или “DS8” (7786 см 3 , 163-205 л.с.) и 10-ти ступенчатой коробкой. Главной же новинкой стала 111-я серия, включавшая унифицированные капотные машины “L111”, “LS111”, “LT111” и соответствующие им бескапотные модели “LB111”, “LBS111” и “LBT111” с колесными формулами 4×2, 6×2 и 6×4 полной массой 16,5-30 тонн.

По заказам в 1978-80 годах выпускали первые четырехосные шасси “LBFS111”. Все автомобили получили шести цилиндровый дизель “D11” мощностью 220 лошадиных сил. Вариант “DS11” с турбонадцувом развивал 296 лошадиных сил. Внешние формы и интерьер машин разрабатывал известный итальянский дизайнер Giorgio Giugiaro, который впервые на грузовиках использовал функциональный щиток приборов и безопасное двухспицевое рулевое колесо.
Всего изготовили более 30 тысяч таких автомобилей. Модернизированные серии “140” и “145” превратились в модели “L/LB141” и “L146” с тем же 14-литровым дизелем мощностью 350 лошадиных сил.

Одновременно выпускались армейские грузовики “SBA111” (4×4) и “SBAT111” (6×6) грузоподъемностью 4,5-6,0 тонн с моторами мощностью 220-300 лошадиных сил и шести ступенчатой автоматической коробкой передач, отличавшиеся функциональными формами и простотой обслуживания. В 70-е года фирма расширяла сеть своих сборочных заводов. В 1976 году в Аргентине появился один из ее крупнейших зарубежных филиалов. Затем открылись предприятия в Марокко, Танзании, Ираке, США, Перу и Австралии.

Объем производства в период с 1976 по 79 года возрос с 15 до 22 тысяч автомобилей. Переломным моментом в истории фирмы “Scania” стал 1980 год, когда начался быстрый рост авторитета компании и ее стремительный выход в мировые лидеры в области тяжелых грузовиков. Весь предыдущий опыт воплотился во втором поколении, состоявшем из трех базовых серий “82”, “112” и “142” полной массой 16,5-32 тонн, а в составе автопоезда – до 120 тонн. Как и раньше, первые цифры индекса модели сообщали округленный рабочий объем двигателя.

С внедрением модульной конструкции кабин над двигателем была введена их новая индексация: “Р” – для местных перевозок и “R” – для магистральных. С этого времени все капотные исполнения получили индекс “Т” (от слова Torpedo). К ним добавлялись буквы “М”, “Н” или “Е”, указывавшие на вариант исполнения шасси – для обычных, тяжелых и особо тяжелых условий эксплуатации. В 1980 году весь ряд состоял из 24 базовых моделей от легкой “Р82М” (4×2) до сверхтяжелой “Т142Е” (6×4). На них использовались модернизированные дизели шести цилиндровые “D8” (7786 см 3) и “D11” (11021 см 3) и один V8 модели “D14” (14188 см 3), которые предлагались в основном в вариантах “DS” с турбонаддувом мощностью от 230 до 394 лошадиных сил.

С 1982 года начался выпуск дизеля “DSC11” с турбонаддувом (333-354 лошадиных сил), который первым получил систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. На следующий год она появилась и на моторе “DSC14”, повысив его мощность до 420 лошадиных сил, а вскоре на седельных тягачах “R142H” мощность достигла 460 лошадей. В 1983 году началось изготовление еще одного шести цилиндрового двигателя “DS9” (8476 см 3) с турбонаддувом и его варианта с промежуточным охлаждением “DSC9 Интеркулер” (Intercooler) мощностью 245 и 275 лошадиных сил соответственно. При этом последний вариант некоторое время считался одним из наиболее экономичных моторов при минимальном удельном расходе топлива 143 г/л.с.ч.

Вместе с этими силовыми агрегатами появилась четвертая серия грузовиков “92”, рассчитанных на самые разнообразные условия эксплуатации. Все модели оснащались десяти ступенчатыми коробками передач, несколькими вариантами одноступенчатых главных передач, ведущих мостов и подвесок.
В1983 году фирма “Scania” первой среди изготовителей тяжелых грузовиков внедрила механическую коробку передач, оборудованную механизмом автоматического переключения CAG (Computer-Aided Gearchanging), которым управлял микропроцессор. Такая система положила начало широкому использованию электронных устройств в трансмиссии грузовых автомобилей.

С этого же семейства берут начало прославившие марку “Scania” прочные и безопасные кабины, выполненные в соответствии с самыми жесткими в мире шведскими нормами. В 1987 году началось производство грузовиков “Scania” третьего поколения полной массой 17-32 тонн (в составе автопоезда – 36-44 тонны и более). Взяв курс на тяжелые грузовые автомобили, фирма отказалась от применения восьми литрового двигателя, оставив в программе три базовых мотора рабочим объемом 9,11 и 14 литров с турбонаддувом.

Рядные шести цилиндровые модели “059”и “DS11” выпускались также в исполнениях “DSC9” и “DSC11″ с промежуточным охлаждением, что обеспечило гамму силовых агрегатов мощностью 210” 363 лошадиных силы. В 1988 году на двигателе “DSC14 Интеркулер” V8 фирма “Scania” первой в Европе внедрила электронное управление системой впрыска топлива EDC (Electronic Diesel Control). В таком исполнении мотор сначала развивал 420-460 лошадки, а в 1991 году достиг 500 лошадиных сил. В 1990 году появился так называемый турбо-компаундный дизель “DTC11”, в котором утилизировалось до 20% энергии отработавших газов, выходящих из турбонагнетателя.

Для этого в выхлопном тракте установили вторую турбину, от которой вращение через гидромуфту и двух ступенчатый редуктор передавалась на маховик двигателя. Это позволило повысить КПД мотора до 46 процентов и снизить расход топлива. С этого поколения фирма начала использовать коробки передач семи вариантов: простые механические с числом передач 5, 8, 10 и 12, автоматическая пяти ступенчатая, механическая девяти ступенчатая с гидравлическим трансформатором, а также синхронизированная десяти ступенчатая с программируемой системой переключения передач, позволявшая передавать крутящий момент свыше 2000 Нм.

По желанию покупатель мог заказать двух ступенчатые главные передачи, колесные планетарные редукторы, малолистовые параболические рессоры, передние дисковые тормоза, АБС, пневматическую подвеску с регулированием уровня рамы в пределах 230 миллиметров. Автомобили предлагались с колесными формулами от 4×2 до 8×4 и несколькими типами управляемых и ведущих мостов. К этому времени фирма внедрила модульный метод массового производства безопасных кабин и создала варианты разной длины и высоты, включая модели с пневматической подвеской, одним или двумя спальными местами.

Набор кабин над двигателем состоял из 8 вариантов плюс два капотных исполнения. В 1991 году, к столетию фирмы, было приурочено создание обтекаемой кабины “Streamline”, преобразившей облик грузовиков “Scania” и позволившей снизить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх на 12-15%, доведя его до предельно малого. В результате расход топлива снизился на 4-5%. В целом фирма могла предложить покупателю выбор из 800 вариантов машин. Недаром автомобиль “Scania” третьего поколения впервые в истории фирмы получил титул “Грузовик 1989 года”.

Огромные усилия по совершенствованию своей продукции выдвинули компанию “Scania” в мировые лидеры по техническому уровню, качеству и безопасности грузовых автомобилей. Повышенный спрос на них привел к резкому росту производства: только в период с 1993 по 95 года он увеличился с 23 до 42 тысяч автомобилей. В немалой степени этому способствовал пуск в 1992 году нового сборочного завода в Анжере (Франция). В 1995 году концерн “SAAB-Scania” распался, и фирма “Scania” превратилась в самостоятельное акционерное предприятие. С 1996 году начался выпуск грузовиков четвертого поколения.

К реализации проекта, заложенного еще в 1988 году, была привлечена итальянская кузовная студия “Bertone”, разработавшая принципиально новый дизайн кабин. Грузовики полной массой от 18 до 48 тонн предлагаются теперь более чем в 300 вариантах базовых шасси “94”, “114”, “124” и “144”, включая двух, трех или четырехосные исполнения с разными основными агрегатами. Среди 11 вариантов кабин предлагается наиболее комфортное исполнение “Topline” со спальными местами. Машины с индексом “L” используются для работы на магистральных перевозках, “D” – на местных, “С” – для строительства, a “G” – для тяжелых дорожных условий.

В арсенале фирмы имеется 6 семейств двигателей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Среди них модернизированный шести цилиндровый мотор “DSC9” (220-310 лошадиных силы), а также выпущенный в 1998 году новый 24-клапанный “DC11” (10641 см 3), развивающий 340-380 лошадиных сил с шести цилиндровый двигатель “DSC12” (11705 см 3) предлагается в вариантах мощностью 360-420 лошадей, а прежний мотор “DSC14” V8 развивает теперь 460-530 лошадиных сил. Осенью 2000 года был представлен новый 15,6-литровый дизель “DC16” V8 мощностью до 580 лошадиных сил.

Среди других новинок конца девяностых годов – система программируемого управления стандартной механической коробкой “Оптикруиз” (Opti-cruise), обеспечивающая оптимальный режим работы, минимальные расход топлива и токсичность отработавших газов. Высокий технический уровень и качество автомобилей “Scania” четвертого поколения подтверждены присвоением им звания “Грузовик 1996 года”. К концу XX века положение фирмы оставалось по-прежнему достаточно прочным. Кроме всемирно известных грузовиков, “Scania” изготовляет широкую гамму автобусных шасси, судовые и промышленные силовые установки. Только автомобилей с 1901 года было собрано свыше 800 тысяч штук. “Scania” владеет 6 заводами в Швеции и 8 крупными зарубежными сборочными предприятиями.

На них занято 23800 человек. В последние годы XX века объем производства автомобилей “Scania” полной массой более шести тонн составлял 46-50 тысяч штук, а доля в европейском секторе тяжелых грузовиков находилась на стабильном уровне в 15%. Однако острая конкурентная борьба привела к тому, что 15 января 1999 года 13,7% акций фирмы “Scania” приобрел ее главный конкурент – шведская компания (Volvo). В апреле доля “Volvo” возросла до 21%, а к августу превысила 70%. Таким образом “Scania” могла превратиться в дочернее предприятие “Volvo”, составив второй в мире концерн по производству тяжелых грузовиков, но весной 2000 года комиссия ЕС наложила вето на это соглашение.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Концерн Scania Group был основан в 1891 году, когда в городке Сёдертелье образовалась небольшая компания по производству вагонов Вагнфабрикс-Актиеболагет и Сёдертелье (Vagnfabriks-Aktiebolaget Sodertelge) или просто Вагнфабрикен (Vagn-fabriken). Другим прародителем стала английская компания Хамбер (Humber), выпускавшая велосипеды.

В 1896 г. она открыла в Мальме свой шведский филиал, названный Свенска Актиеболагет Хамбер (Svenska Aktiebolaget Humber). В 1901 г. его преобразовали в компанию Маскинфабрикс-Актиеболагет Скания (Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania), именовавшуюся просто Скания.

За более, чем вековую историю компания произвела и поставила своим покупателям более 1 миллиона грузовых автомобилей и автобусов. Scania систематически концентрировала свои усилия в секторе тяжелого транспорта.

Сегодня Scania - один из мировых лидеров по производству тяжелых грузовых автомобилей и автобусов. Промышленные и судовые двигатели - еще одна отрасль производства, которой занимается компания. Производство коммерческих автомобилей (Scania) развернуто на 11 заводах в пяти странах мира - Швеции, Нидерландах, Франции, Бразилии и Мексики.

В 1901 году к велосипедам прибавились легковые автомобили Скания А, на шасси которых делали почтовые фургоны. Первый 1,5-тонный грузовик Scania модели Ас изготовили в 1902 г. в единственном экземпляре.

Его «отцы» - инженеры Антон Свенссон и Рейнгольд Торнссин долго спорили, где же разместить двигатель. Один считал, что его нужно установить спереди, другой - сзади. В итоге была найдена «золотая середина» - и в переносном, и в прямом смысле слова: 2-цилиндровый 12-сильный мотор разместили в средней части шасси, под сиденьем водителя. Машина эта могла перевозить полторы тонны груза со скоростью до 15 км/ч.

В 1906 г. в программе фирмы появилась новая модель грузовика Scania EL грузоподъемностью 3,0-3,5 т с 4-цилиндровым двигателем Венцель (Wentzel) типа Е (4,6 л, 20 л.с.).

Автомобиль имел цепной привод задних колес и литые резиновые шины. Всего их собрали 8 экземпляров, к которым вскоре добавились еще 12 машин модели IL с 4-цилиндровым мотором Венцель I (4,2 л, 24 л.с.). В 1907-08 гг. выпустили еще несколько машин серии BL грузоподъемностью 1,0-1,5 т с 2-цилиндровым 15-сильным двигателем Венцель В.Следующие три года на их шасси ставили 4-цилиндровый мотор Венцель Н (2,8л, 18л. с.).А на 5-тонном автомобиле DL использовался наиболее мощный 4-цилиндровый Венцель D (5,3л, ЗОл.с).

В 1910 г. первый грузовик Scania был отправлен на экспорт - в Санкт-Петербург. Это была модель IL с оборудованием для обслуживания и ремонта подвесной контактной сети трамваев.

В октябре 1910 г. Руководство компании Scania начало переговоры о слиянии со своим главным конкурентом - компанией Вагнфабрикен, сокращенно ВАБИС (VABIS). В марте 1911 года предприятия объединили свои усилия, в результате чего появилась фирма Скания-Вабис (Scania-Vabis). Она создала все технические и производственные предпосылки для лидирующего положения современной компании Скания.

Два года спустя на заводе в Седерталье возник сильный пожар, уничтоживший почти все технологическое оборудование. Но нет худа без добра - взамен сгоревшего установили самое современное оснащение, полностью обновили станочный парк. И не в последнюю очередь благодаря этому Scania-Vabis во время Первой мировой войны успешно выполняла многочисленные заказы для армии.

В 1921 г. Scania-Vabis была объявлена банкротом и коренным образом реорганизована.

В 1925 г. пришлось отказаться от выпуска легковых машин и направить все силы на более рентабельное производство грузовиков и автобусов. Особенно хорошо пошла продажа последних, и в 30-е годы компания изготовила их уже вдвое больше, чем грузовых машин. Высокой популярностью пользовался запущенный в серию в 1932 г. автобус Bulldog. Он имел еще только входившую тогда в моду прогрессивную вагонную компоновку: выступающего спереди капота не было, а водитель располагался непосредственно в передней части кузова, справа от двигателя.

в 1931 г. она приступила к выпуску машин, оснащенных 80-сильными моторами Hesselman, а в 1936 г. перешла на дизели собственного производства.

В годы Второй мировой войны фирма пересмотрела приоритеты: основой производства стали не автобусы, а грузовые машины. Выполнялись и различные военные заказы, в частности, строились танки и бронетранспортеры.

В 50-е гг. была принята новая стратегия фирмы. Началось активное продвижение на зарубежные рынки. Выпуск грузовиков увеличивался. В 1959 г. произвели 4500 машин - втрое больше, чем в предвоенном 1940-м.

Scania- L71 Регент (Regent) 1955 г

19 декабря 1968 года компания объединяется с соотечественником - фирмой Saab, выпускающей легковые автомобили и самолеты. Так образовался концерн Saab-Scania

С этого времени грузовые автомобили и автобусы изменили свою марку: вместо Scania-Vabis они стали называться просто Scania.

C 1995 г. Scania снова стала самостоятельной компанией.

Переломным моментом в истории фирмы Скания стал 1980 г., когда начался быстрый рост авторитета компании и ее стремительный выход в мировые лидеры в области тяжелых грузовиков. Весь предыдущий опыт воплотился во втором поколении, состоявшем из трех базовых серий,фирма Scania сконцентрировался в автомобилях так называемой 2-й серии.Это были машины полной массой от 16,5 до 32 т. Они оснащались двигателями объемом 8, 11, 14 л. С 1982 г. на этих турбодизелях стали устанавливать интеркулеры, т. е. систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. Это увеличило мощность и снизило расход топлива.Кроме всего прочего, машины 2-й серии имели новую, выразительную внешность, разработанную знаменитым итальянским автомобильным «кутюрье» - стилистом Джорджо Джуджаро.

К концу XX века положение фирмы оставалось по-прежнему достаточно прочным. Кроме всемирно известных грузовиков, Скания изготовляет широкую гамму автобусных шасси, судовые и промышленные силовые установки. Только автомобилей с 1901 г. было собрано свыше 800 тыс. штук.В последние годы XX века объем производства автомобилей Скания полной массой более 6 т составлял 46-50 тыс. штук, а доля в европейском секторе тяжелых грузовиков находилась на стабильном уровне в 15%. Однако острая конкурентная борьба привела к тому, что 15 января 1999 г. 13,7% акций фирмы Скания приобрел ее главный конкурент - шведская компания Вольво (Volvo). В апреле доля Вольво возросла до 21%, а к августу превысила 70%. Таким образом Скания могла превратиться в дочернее предприятие Вольво, составив второй в мире концерн по производству тяжелых грузовиков, но весной 2000 г. комиссия ЕС наложила вето на это соглашение.

Грузовые автомобили Scania серии G определяют новый уровень комфорта водителей, занимающихся магистральными перевозками внутри страны, доставками объемных и легких грузов и всеми типами задач на стройплощадках. Все модели оснащены просторными кабинами серии G и поставляются в виде седельного тягача или как одиночные грузовые автомобили без прицепа.