Летающие автомобили: особенности, проблемы, разработки. Летающие автомобили: фантастика или реальность

Правообладатель иллюстрации PAL-V Image caption Liberty - летающий автомобиль голландской компании Pal-V

Теперь, когда голландская компания Pal-V представила на женевском автосалоне свой новый автомобиль-гироплан, нам впору задаться вопросом: неужели мечта о летающем автомобиле может стать реальностью?

"007 был здесь" - гласит граффити на стенде Pal-V Женевского автосалона. А рядом стоит транспортное средство, которое сделало бы честь и самому Джеймсу Бонду.

Фирма из Голландии только что выпустила на рынок первый летающий автомобиль.

Это компактная трехколесная машина, которая может показать себя на шоссе, а потом взлететь, воспользовавшись складным винтом.

Так означает ли появление такого аппарата, что аэропутешествия станут более доступными, или же летающие автомобили будут игрушками для богачей?

Машина получила имя Liberty. Согласно существующей классификации летательных аппаратов, это автожир, или гирокоптер.

Иными словами голландский автомобиль для создания вертикальной тяги использует несущий винт наподобие вертолетного, а горизонтальную скорость ему сообщает расположенный в задней части толкающий пропеллер. Машина оснащена двумя двигателями мощностью в 100 лошадиных сил.

Помнится, на чем-то подобном передвигался Джеймс Бонд в фильме "Живёшь только дважды". То юркое средство передвижения звалось Малышка Нелли (Little Nellie) - и сегодня голландской компании явно льстит такое сравнение.

Но Liberty больше, комфортабельнее и может ездить по дорогам - то есть не является автожиром в обычном понимании.

И по небу и по земле

На земле машина использует один из двух двигателей и способна разогнаться до 160 км/ч - водитель может приземлиться и сразу продолжить путь до места назначения по дороге.

По словам инженеров Pal-V, такое стало возможным благодаря конструкции, позволяющей машине наклоняться в поворотах, сохраняя устойчивость, несмотря на трехколесный дизайн.

Правообладатель иллюстрации LEON NEAL/AFP/GETTY IMAGES Image caption "Малышка Нелли" - гирокоптер Джеймса Бонда из фильма "Живёшь только дважды"

Эта особенность должна стать главным преимуществом автомобиля на рынке.

Исполнительный директор голландской компании говорит, что основным неудобством, связанным с использованием малой авиации, является невозможность взлетать, откуда вам хочется, и приземляться там, где вам нужно.

"Но если у вас есть возможность не только лететь, но и ехать по земле, то вы можете начать свое путешествие прямо от дверей гаража и направляться прямо туда, куда вы хотите, - говорит он. - Это то, что мы называем 3D-мобильностью".

Но у гиропланов имеется целый ряд недостатков, утверждает профессор Гарри Хостер, глава Центра исследований энергии Университета Ланкастера.

"Гиропланы могут приземляться на очень маленьком пятачке, в отличие от обычных вертолетов, - говорит он. - Но при взлете им все же требуется, хоть и не большое, но пространство для разбега, поэтому они не могут взлетать с вертолетных площадок на вершинах зданий".

Кроме того, у вас возникнут проблемы в густонаселенных районах, потому что для работы винта нужно свободное пространство", - добавляет он.

По его мнению, еще одной проблемой при использовании гиропланов в городе может стать шум.

Правообладатель иллюстрации BarcroftMedia/TASS Image caption Летающий автомобиль TF-X компании Terrafugia

Pal-V - не единственная компания, которая пытается сделать летающие автомобили доступными. Другие направления, в которых ведутся разработки, - использование схем с крыльями, в том числе складными.

Например, американская Terrafugia, чей контрольный пакет акций недавно приобрела одна из крупнейших китайских автомобилестроительных компаний Geely, разработала летающий автомобиль, крылья которого складываются после полета.

Глава Terrafugia Крис Джаран заявил в беседе с корреспондентом Би-би-си: "Вы можете поставить нашу машину в гараж, можете доехать на ней до аэропорта, разложить крылья, перелететь в любой другой аэропорт, снова сложить крылья и доехать до места назначения".

Машина с бензиновым двигателем развивает скорость в 113 км/ч на шоссе, 160 км в час в воздухе и соответствует всем стандартам, принятым в США, для автомобилей и летательных аппаратов, утверждает Джаран.

Основатели компании Terrafugia Анна и Карл Дитрихи надеются, что их аппарат приблизит время, когда персональная авиация станет доступной. Но вот цену этого транспортного средства - 280 тыс. долларов - доступной никак не назовешь.

Необходимость отправляться в аэропорт, чтобы взлететь, - также является существенным недостатком этой конструкции, признают создатели.

По этой причине в разработке находится новая версия TF-X, оснащенная винтом для вертикального взлета и посадки.

Правообладатель иллюстрации Aeromobil Image caption Летающий автомобиль словацкой компании AeroMobil может поступить в продажу в 2020 году по цене около 1,2 млн долларов

Словацкая компания AeroMobil также работает над созданием крылатого автомобиля. Его крылья убираются назад после приземления. Передвигаясь на колесах по земле, аппарат использует электродвигатель, а в воздухе его приводит в движение бензиновый мотор. Он может стать вашим за каких-то 1,2 млн долларов.

Ник Уирт, технический директор компании Wirth Research, которая помогает создавать гоночные автомобили и беспилотники, считает, что главным препятствием на пути внедрения летающих автомобилей станут не технологические проблемы, а вопросы правового регулирования.

"Чтобы разработать правила пользования и управления летательными аппаратами потребовалось сто лет. Нужны годы для того, чтобы получить четкие инструкции, которые могут использоваться пилотами. Потому что цена ошибки или поломки при управлении самолетом намного выше, чем при управлении автомобилем", - говорит Уирт.

Пробки в воздухе

"Между вождением и обслуживанием автомобиля и самолета существует огромная разница", - подчеркивает он.

Существующие нормы потребуют от всех владельцев летающих автомобилей наличия летной лицензии - это еще один потенциальный барьер для массового распространения таких аппаратов.

"Проблема в том, что производство такого продукта требует настолько серьезного регулирования и таких сложных технологий, что в конечном итоге его себестоимость вырастает до заоблачных высот, - добавляет Уирт. - Существует ли спрос на такую продукцию? Возможно, но он будет крайне ограниченным".

Ему вторит заместитель главного редактора журнала Королевского общества аэронавтики Aerospace Билл Рид: "Если таких машин станет много, то в воздухе вы получите аналог дорожных пробок, вам придется устанавливать воздушные коридоры, определять высоту полетов и вводить другие правила, регулирующие движение летательных аппаратов такого типа над городами".

Летающие такси представляются ему более реальной перспективой, чем общедоступные летающие автомобили.

По словам представителей Pal-V, модель Liberty изначально разрабатывалась с учетом всех требований к автомобилям и летательным аппаратам со стороны регулирующих органов. Но так же, как и у его основных конкурентов, цену этой машины нельзя назвать доступной.

Автомобили ограниченной серии, которые сначала поступят в продажу, будут стоить более 600 тысяч долларов, но и цена стандартной версии способна неприятно удивить вас: около 370 тысяч долларов. При этом компания планирует продавать около тысячи машин в год.

Интересно, новые Джеймс Бонды уже выстроились в очередь?

С самого начала зарождения авиации человек начал мечтать о том, чтобы сделать полноценный летающий автомобиль. Летающая витала в умах огромного количества конструкторов и фантастов. С начала двадцатого века и по сей день было создано множество различных проектов, многие из которых даже проходили полноценные испытания. Однако, за минувший век так и не удалось создать что-то действительно достойное массового использования. Много концептов так и остались на стадии бумажного проекта, ну а из тех, что всё же были построены, многие так ни разу и не взлетели. Проекты, которые проходили тесты, в итоге либо признавались бредовыми, либо терпели крушение и навсегда закрывались.

И даже несмотря на то, что с момента своего зарождения авиация активно развивалась, эволюционировала и преобразилась до неузнаваемости, летающий автомобиль так и не был построен для массового потребления - ну не хотят машины летать. Как говорится: рождённый ездить - летать не может. Но всё-таки давайте взглянем на то, что уже было создано, и что только готовится к разработке.

Первый автоплан

Первый летающий автомобиль был разработан в 1916 году американским конструктором Гленом Кертисом. Летающая машина получила название «Автоплан Кертиса», и с таким названием навсегда осталась в истории. Принцип конструкции был очень прост, автомобиль «Форд Т», который был самой популярной и доступной «народной» машиной в те времена, оснащался трёхъярусными, алюминиевыми крыльями самолёта, а также в задней части располагался небольшой пропеллер.

Однако в отличие от базового «Форд Т», это чудо неба и земли оснащалось стосильным авиационным двигателем, который приводил автомобиль в движение как на земле, так и в небе. Первый летающий автомобиль должен был нести в себе троих пассажиров. Однако в 1917 году, когда проводились первые тесты, машина так и не смогла взлететь, а лишь немного попрыгала по взлётной полосе. После чего проект был закрыт раз и навсегда.

Летающий «Форд»

Спустя несколько лет после первой неудачной попытки построить летающий автомобиль сам Генри взялся за дело. Но получилась у него не совсем летающая машина. С виду это обычный самолёт тех времён. Да и в планах Форда было именно создание самолёта для всех. Назвали самолёт «Flying Flivver» и весил он всего каких-то сто шестьдесят килограмм. Генри планировал запустить его в массы, продавая по пятьсот долларов за экземпляр. Однако в 1928 году при очередных испытаниях самолёт потерпел крушение, а тест-пилот, находившийся за штурвалом, погиб. После этой катастрофы проект был свёрнут.

Непонятно только почему этот концепт вошёл в историю как летающий автомобиль, ведь, по сути, он им не являлся. Самолёт не был предназначен для каких-либо поездок, не говоря уже о том, чтобы передвигаться на нём по городу. Скорее это первая попытка создания личного самолёта, а не летающей машины.

«Стрелобиль» Ватермана

Это первый летающий автомобиль, который успешно прошёл все испытания, и даже был запущен в производство. Хотя скорее это был трёхколёсный мотоцикл, ибо именно так он регистрировался при покупке. Гибрид вмещал в себя двух человек, на земле разгонялся до 110 километров в час, а в воздухе до всех двухсот. Стрелобилем он был назван из-за своих крыльев, которые были направлены назад, а посему аппарат с виду походил на стрелу. Прототип управлялся при помощи обычного автомобильного руля, имел индикаторы высоты и скорости полёта, а также оснащался компасом.

Однако это была не совсем полноценная летающая машина. Дело в том, что крылья были сделаны как отдельная составляющая, и не входили в комплект. Планировалось, что владельцы такого транспортного средства будут приезжать на аэродром и брать в аренду недостающий комплект для полётов. И после того как в 1937 году состоялись успешные испытания, гибрид был запущен в производство. Однако, выпустив всего шесть экземпляров, производство свернули из-за недостатка финансирования. Так и закончилась жизнь очередной фантазии, успев едва начаться.

«Аэрофибиан»

В 1946 году Роберт Фултон решил не мучить авто и самолёт, и не заставлять их уживаться в одном теле. Конструктор пошёл иным путём, и просто дал самолёту возможность без труда передвигаться по улицам города. С виду летающая машина напоминала распиленный на две части самолёт, собственно таковой она и являлась. Передняя часть имела четыре автомобильных колеса и легко управлялась на дороге. Центральная часть имела закреплённые на ней крылья и хвост. Пропеллер снимался с носа аппарата и крепился на фюзеляже, который оставался ждать вас в гараже, пока вы катаетесь по городу. Для полётов требовалось переднюю часть соединить с фюзеляжем, установить пропеллер и можно взмывать в небо. Стоит упомянуть и тот факт, что это первый летающий автомобиль, который официально одобрил Комитет Гражданской Авиации, что уже говорит о его надёжности. Однако из-за недостатка финансовой составляющей проект был закрыт.

«Conv Air Car»

Буквально сразу же за предыдущей моделью, в 1947 году на свет вышло очередное чудо единения земли и неба, на этот раз от компании «Consolidated-Vultee». Это был очередной гибрид самолёта и машины. На обычный двухдверный седан сверху установили летательный аппарат, похожий на беспилотный самолёт. Выглядело всё довольно просто, но на деле агрегат действительно и летал, и ездил. И всё бы ничего, даже контракт с военными собирались заключать, и в массы аппарат продвигать, но при очередных испытаниях летающая машина потерпела крушение и от этой идеи отказались.

Conv Air Car — гибрид самолёта и машины

«Aerocar»

Спустя два года, в 1949 году Молтон Тейлор создал свой летающий автомобиль. По большому счёту это было усовершенствование модели «Аэрофибиан». И на этот раз летающая машина получилась более привлекательной внешне, а также имела ряд преимуществ по сравнению со своим предшественником. Хвостовая часть и крылья складывались более компактнее, а входящий в комплект прицеп предназначался для перевозки летательной составляющей. Однако несмотря на преимущества, все попытки выдать этот аппарат в массы так и не возымели успеха по неизвестным причинам.

«Mizar»

Инженер Генри Смолински, овладев мечтой о создании летающей машины, решил сконструировать собственный прототип. И в 1974 году летающая машина была разработана. В качестве сухопутной основы изобретатель взял «Ford Pinto», а лётная составляющая была сконструирована на базе самолёта «Cessna». Однако и в этот раз продукцию «Форда» постигла страшная неудача. В результате испытаний крыло внезапно сломалось, и аппарат потерпел крушение, а находящиеся в автомобиле тест-пилот и собственно сам Генри Смолински, погибли. В результате чего дальнейшее развитие проекта было остановлено.

В 2008 году был представлен летающий автомобиль больше напоминающий космический звездолёт. Его технические характеристики действительно поражают. Впервые его разработкой занялись ещё в 1974 году, а основателем этой идеи был Пол Моллер. Он решил создать летающий автомобиль с вертикальным взлётом и посадкой без использования вертолётных технологий. В результате получился четырёхместный аппарат с восьмью двигателями, заключенных в корпуса по бокам кабины, и с виду напоминающих турбины самолёта, а на земле сие творение приводится в движение при помощи электродвигателя. Летающая машина способна в воздухе развивать максимальную скорость до 644 км/ч, и подниматься на высоту до 10 километров. Крейсерская скорость полёта аппарата ровна 563 км/ч, а дальность пути, которую летающий автомобиль сможет преодолеть за один раз, составляет 1449 километров.

Ещё одной отличительной особенностью является то, что летающая машина , и самостоятельно собой управляет. А для определения собственного положения аппарат использует каналы . Однако болид прошёл лишь одно испытание, поднявшись при этом на небольшую высоту с прикреплённым к нему страховочным тросом, что собственно говорит о том, что сами разработчики не совсем доверяют своему детищу. Но несмотря на это, Пол Моллер стал предлагать аппарат всем желающим за 995 000 долларов.

По окончании тестирования в 2009 году был представлен самый успешный в настоящее время летающий автомобиль. Аппарат получил название «Terrafugia Transition», имел два места в салоне и складные самолётные крылья. На машине используются два двигателя - один отвечает за сухопутное передвижение и разгоняет авто до ста десяти км/ч, а второй используется для полётов и может разогнать пташку в воздухе до 185 км/ч.

Максимальное расстояние, которое можно преодолеть на этом аппарате по воздуху, составляет семьсот двадцать четыре километра. Летающая машина полностью адаптирована к поездкам в городских условиях с соблюдением всех правил и законов. Крылья аппарата автоматически раскладываются всего за тридцать секунд и всегда находятся при автомобиле. Однако взлететь на ней, где вам вздумается, не удастся. Для управления этим транспортом необходимо получать лицензию пилота, ибо машина квалифицируется как небольшой спортивный самолёт, а также имеет право взлетать и садиться только на аэродромах. В настоящий момент это первый летающий автомобиль признанный Федеральным Авиационным Агентством Соединённых Штатов и запущенный в серийное производство. А начальная цена машины стартует от 279 000 долларов.

«PAL-V»

Летающий автомобиль PAL V в настоящее время является концептуальной разработкой голландца Джона Беккера. Аппарат представляет собой трёхколёсный мотоцикл с закрытой кабиной для пилота, на крыше которой расположились вертолётные лопасти. Летающий автомобиль PAL V имеет единый двигатель, способный автоматически переключаться между режимами земля и воздух. «Движок» вобрал в себя двести тринадцать лошадок, которые позволяю разгонять аппарат до двухсот километров в час как на земле, так и по воздуху. Максимальная высота полёта составляет 1200 метров, и это важнейший плюс PAL V, так как для полётов на таких небольших высотах не требуется предоставлять план маршрута.

Учитывая то, что конструкция имеет три колеса, и не особо устойчива на больших скоростях, было принято произвести ряд усовершенствований. В результате чего корпус аппарата стал автоматически наклоняться в сторону поворота подобно тому, как ведёт себя двухколёсный мотоцикл. Такая технология позволила без каких-либо опасений проходить скоростные на трёхколёсной базе.

Учитывая все вышеописанные аппараты можно смело сказать, что человечество ещё очень далеко от создания летающего автомобиля для всех. Ибо ни один из них не подходит для ежедневного использования. Действительно народным будет летающий автомобиль, антигравитация которого будет достигаться за счёт магнитных . Попытки создать такие двигатели уже неоднократно предпринимались, и многие из них имели положительные результаты. В результате таких попыток появилось самое фантастическое устройство профессора Джона Серла, действие которого было зафиксировано многочисленными свидетелями.

Такие прототипы будут вести себя подобно «НЛО», которые способны развивать запредельные скорости, и при этом сохранять недостижимую пока для нас маневренность. В дополнение к этому летающий автомобиль должен иметь свойство очень быстро останавливаться и зависать в воздухе. Только тогда летающая машина станет по-настоящему народной, так как сможет в полной мере обезопасить и пилотов, и жителей городов от бесконечных аварий в воздухе, ведь вам бы наверняка не понравилось, если какой-нибудь пьяный «летун» залетел в окно вашей квартиры. Поэтому летающий был и остаётся пока только мечтой каждого человека.


Летающие машины - настоящий фетиш многих футуристов и автолюбителей: что может быть прекраснее, чем взвиться в небо на крылатом коне? Изобретатели постоянно создают и совершенствуют все новые и новые модели летучих автомобилей, но лишь немногие из них действительно достойны полета. В этом обзоре - лучшие модели и концепты летающих автомобилей современности.

1. Moller Skycar М400 .
Этот "автомобиль", напоминающий помесь гоночного болида с космическим кораблем, похоже, действительно может воспарить. Его летательные способности основаны на тяге винтов, а "кормить" крылатого коня нужно спиртом или керосином. 1200 километров со скоростью более 550 километров в час при расходе топлива 10 литров на 100 км - вот что обещают создатели. Минус у этого проекта один: похоже, это грандиозное надувательство, рассчитанное на обман инвесторов, а последние испытания летающего кара проходили в 2003 году.



2.
Концепт-кар YEE , золотой призер Пекинского международного конкурса автомобильных концептов, интересен не только своим дизайном. Одним из основных критериев конкурса была возможность создания машины в металле и запуска ее в производство. Все технические решения, использованные в YEE , или уже существуют, или должны появиться в ближайшие пару лет - так что уже в конце десятилетия "майские жуки", возможно, будут носиться между небоскребами.



3. .
Terrafugia Transition не слишком похожа на автомобиль - уж больно широко и мощно раскинулись ее крылья. В воздухе скорость этой пташки составит свыше 185 километров в час, а на шоссе - 105 км/ч. Переход в режим самолета и обратно займет около полуминуты. Что особенно приятно, запуск модели в производство должен начаться в этом году, и стоить такая машина будет около 200 000 долларов.



4. Летающая тарелка.
Это чудесное транспортное средство - почти антиквариат. Его испытания прошли еще в 1989 году, принеся первую известность фирме Moller . Несмотря на то, что "НЛО" жрет невероятное количество топлива, ненадежно, пожароопасно и никогда не выйдет в серийное производство, он летает! И производит при этом поистине мистическое впечатление. Впрочем, оно и есть почти что мистификация. Прототип этой машины пару лет назад можно было купить на e-Bay за 15 000 долларов. В наш список она попала исключительно из-за своего уникального дизайна.



5. Летающий багги.
Легкая конструкция автомобиля Parajet SkyCar , вкупе с солидным пропеллером, позволяет ему взмывать в небо. Для этого необходимо лишь выпустить парашют. Настоящие экстремалы могут поэкспериментировать со взлетами прямо с трассы. Однако в качестве городского летающего транспорта парашютный багги, конечно, не годится: проблематичен не только взлет, но и приземление.




6. .
Maverick Sport - еще один прекрасный образчик летающего кара с парашютом. От предыдущего участника нашего обзора он отличается дизайном, который придется по вкусу любителям автомобильной старины. Да и уровень комфорта и безопасности в нем повыше, чем в Parajet SkyCar .


7. Вертолет-трансформер.
Идея летающего автомобиля с пропеллером получила продолжение в концепте от конторы ZEEP Design . Машина, напоминающая футуристическую инвалидную колеску, легким движением руки превращается в насекомоподобный вертолет. В городских условиях у вертолета тоже масса минусов (даже если забыть о цене), но если "стрекоза" все же взлетит, ее причудливый дизайн найдет своих почитателей.



8. Pal-V: мотоцикл и вертолет.
Этот концепт отличается от предыдущего меньшим количеством колес, но конструктивно с ним очень схож: облегченный корпус и механизмы, и наличие вертолетного винта. Предполагается, что мотоцикл сможет летать со скоростью 185 км/ч, а вот его потребление топлива - тайна за семью печатями.


9. Летающая акула.
Летучий концепт-кар Audi Shark должен рассекать дороги будущего, опираясь на воздушную подушку (судя по всему, в виду имеется экранный эффект). Дизайнеры очень постарались передать "философию дизайна Audi", но не подумали о наших бедных потомках, которым придется рулить таким транспортным средством, которое обещает быть практически неуправляемым. Впрочем, оно и не взлетит, пока не будет открыта искусственная гравитация.



10. Летающая капля Fuzo.
Каким бы оторванным от реальности ни казался предыдущий концепт-кар, его с легкостью побивает Fuzo , ориентированный, по задумке дизайнеров, на 60-е годы XXI века. Колеса в нем должны каким-то образом превращаться в турбины, а потом разгонять автомобиль к новым горизонтам. Сколько марсианских космодесантников поместится в такую машину - зависит от модели.



Остается резюмировать, что настоящих летающих автомобилей пока негусто, и они больше похожи на самолеты. Но мы верим, что рано или поздно человечество все же осуществит свою извечную автомобильно-летательную мечту: уж слишком много конструкторов и дизайнеров ломают над ней головы.

Только ленивый писатель-фантаст, футурист или инженер не мечтал в своей жизни о такой вещи, как летающий автомобиль. Ведь факт, что такой транспорт практичен и удобен в использовании, очевиден. Летающий автомобиль помог бы решить уйму проблем, в том числе и с трафиком на дорогах. В этом обзоре о самых убедительных уже реально существующих летающих автомобилях.

1. TF-X

– это концептуальный автомобиль-вертолёт. Предполагается, что работать он будет на двух электродвигателях мощностью 670 л.с, которые должны обеспечивать ему вертикальную тягу. Вместить машина может до трех человек.

Максимальная скорость в полете составит 322 км\ч, а запас хода (полета) — 800 километров. Увидеть это чуде в воздухе, к сожалению, удастся только через 6-12 лет. Но при этом разработчики грозятся показать полностью функционирующий прототип уже в ближайшие 2 года.

2. Aeromobil

Разрабатывается одноименной словацкой компанией. Придуман он был группой энтузиастов из Братиславы. Выйти на рынок чудо техники должно уже совсем скоро – в 2018 году. Разработка этого транспортного средства идет стремительно.

В 2013 года инженеры уже продемонстрировали сразу несколько полностью функционирующих прототипов-моделей Aeromobil. Последние модели качественно отличаются тем, что их крылья могут быть сложен вдоль бортов. Сейчас же идет работа над улучшением системы безопасности.

3. Moller Skycar

Удивительный Moller Skycar является гибридом летательного аппарата и космического корабля. Он может вертикально взлетать и парить в воздухе. Скорость движения существующих прототипов уже достигает 600 км\ч. Работать он будет на спирте или керосине.

Среди недостатков летательного аппарата стоит упомянуть слишком сложное на сегодняшний день управление, а также громоздкость. На 100 км пути аппарат «скушает» 10 литров упомянутого топлива. Дальность хода при этом составит 1200 км.


4. Transition

Автомобиль-самолет Transition от уже упомянутой американской компании Terrafugia примечателен в первую очередь тем, что на сегодняшний день является одним из немногих полностью функционирующих летательных транспортных средств. Создан был еще в 2009 году группой студентов из Массачусетского технологического университета.

Стоит аппарат правда очень и очень много. В небе «автомобиль» разгоняется до 185 км\ч, а на шоссе до 105 км\ч. Трансформируется из самолета в машину аппарат примерно за 60 секунд.

5. Moller 200 X

Настоящий антиквариат! Этот летательный аппарат успешно прошел свои испытания еще в 1989 году, принеся известность одноименно компании. Выглядит аппарат, как летающая тарелка. Способен уместить в себя двух человек, водителя и пассажира. Разгоняется до 160 км\ч, а топлива хватит всего на 1 час.

Аппарат к сожалению оказался слишком пожароопасным и ненадежным, да и взлетает он всего на 3 метра.

6. Parajet Skycar

Еще один любопытный гибрид воздушного и наземного видов транспорта. На сей раз инженеры скрещивали паратрайк и багги, два весьма экзотических вида транспорта. Поднимается в небо благодаря парашюту и мощному двигателю мощностью 150 л.с. Работает на биотопливе и разгоняется до 90 км\ч. Поднимает на высоту до 600-900 метров. Для города автомобиль не годится, так как очень привередлив к взлету и приземлению. Тем не менее аппарат летает.

7. Maverick Flying Car

Очередной летающий багги, однако в отличие от предыдущего претендента намного более безопасный и удобный. Разгоняется до 64 км\ч в воздухе. Создавался с расчётом на широкого пользователя. Шикарную работу проделали дизайнеры летательного аппарата, стремясь максимально сильно приблизить его внешний вид к старинному автомобилю.

8. PAL-V

Смешивают не только автомобили и самолеты, но и мотоциклы и вертолеты. Наглядным примером такого инженерного творчества является PAL-V. Создано транспортное средство было в Голландии. В основе концепции лежит желание создать индивидуальный транспорт для движения на земле и воздухе. Разгоняется до 180 км\ч и способен взлететь на высоту до 1.2 тысячи метров.

На трассе мотоцикл «кушает» 8 литров горючего на 100 км, что позволит проехать до 1 200 км или пролететь 350 км. Первые заказчики получат своей вертолет-мотоцикл уже в будущем 2017 году.

9. Audi Shark

Эта летающая акула была создана турецким дизайнером Казимом Доку и является гибридом самолета и мотоцикла. Со стороны машина куда больше похожа на подводную лодку, нежели на летательный аппарат, благодаря своему обтекаемому дизайну. Рассчитано необычное транспортное средство на двух человек. Для движения транспортное средство должно использовать принцип воздушной подушки.

10. Honda Fuz-O

Другой любопытный концепт от дизайнера Джона Мехеадина. Взлетать и садиться этот аппарат должен будет вертикально. Разгоняться, он согласно ожиданиям, сможет до 350 км\ч, а ездить это чудо должно будет на инновационных колесах-турбинах. Отличается концепт одной из самых продуманных на сегодняшний день систем безопасности пилота. В автомобили могут поместиться водитель и два пассажира.

11. Skycruiser

Компания Krossblade Aerospace Systems ведет разработку своего собственного летающего автомобиля – пятиместного гибрида Skycruiser, который будет работать по принципу мультикоптера. У машины будут два складных крыла и четыре складных ротора с электроприводами и роторными двигателями. Взлетать и садиться машина будет вертикально, вот только в отличие от всех уже приведенных выше образцов, прототип не может похвастаться даже относительной компактностью.

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

Бешеный ритм жизни в мегаполисах с каждым годом все прочнее и прочнее застревающих в многочасовых пробках заставляет человечество все серьезнее задуматься о расширении дороги не за счет дополнительных полос для движения на существующей проезжей части, а за счет создания дополнительных «проезжих частей» над уже существующими. Из этого желания и вызрел со временем так называемый «летающий автомобиль», который должен был верой и правдой служить своему хозяину как на земле, так и на небе. Летающий автомобиль — транспортное средство, сочетающее в себе свойства автомобиля и летательного аппарата. Причём, соотношение этих свойств у различных моделей может быть различным.

То есть для одних разработок может быть в большей степени справедлива формула: "автомобиль, но летающий". Для других же разработок более верна формула: "летательный аппарат, но ездящий". Понятно, что первые преимущественно лучше ездят, чем летают. Вторые, наоборот, лучше летают, чем ездят. Однако как для тех, так и других важны не только умение летать и перемещаться по земле. История Летающего автомобиля началась в 1946 году. Его детальный план созрел в голове у Роберта Фултона - родственника изобретателя парового двигателя. Свое детище Фултон назвал Airphibian («Летающая амфибия»). Airphibian стала первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration) — предшественника FAA (Federal Aviation Administration). Летающий автомобиль обладал неплохими характеристиками: так, его оснастили шестицилиндровым двигателем, максимальная мощность которого определялась отметкой в 150 лошадиных сил. Аэромобиль мог парить над землей со скоростью около 200 км в час и ехать по дороге на скорости до 80 км в час. Крылья и секция хвоста этого самолёта снимались, а пропеллер прикладывался к фюзеляжу. О преобразовании самолёта в авто и наоборот Фултон говорил, что "домохозяйка может сделать это одна за пять минут".

У летающего автомобиля Фултона могло бы быть большое будущее, однако, как это часто случается, у конструктора не получилось найти спонсоров для того, чтобы дать своему железному детищу жизнь - поэтому проект аэромобиля был отложен в архив, но кто знает, возможно, когда-нибудь эта машина найдёт своё место.
На сегодняшний день существует большое количество разработок летающих машин.
Вот их своеобразный ТОП - 10.

1.Moller Skycar М400 .
Этот "автомобиль", напоминающий помесь гоночного болида с космическим кораблем, похоже, действительно может воспарить. Его летательные способности основаны на тяге винтов, а "кормить" крылатого коня нужно спиртом или керосином. 1200 километров со скоростью более 550 километров в час при расходе топлива 10 литров на 100 км - вот что обещают создатели. Минус у этого проекта один: похоже, это грандиозное надувательство, рассчитанное на обман инвесторов, а последние испытания летающего кара проходили в 2003 году.

2.Автомобиль-жук.
Концепт-кар YEE, золотой призер Пекинского международного конкурса автомобильных концептов, интересен не только своим дизайном. Одним из основных критериев конкурса была возможность создания машины в металле и запуска ее в производство. Все технические решения, использованные в YEE, или уже существуют, или должны появиться в ближайшие пару лет - так что уже в конце десятилетия "майские жуки", возможно, будут носиться между небоскребами.

3.Дорожный самолет. Terrafugia Transition
Он не слишком похож на автомобиль - уж больно широко и мощно раскинулись его крылья. В воздухе скорость этой пташки составит свыше 185 километров в час, а на шоссе - 105 км/ч. Что особенно приятно, запуск модели в производство должен начаться в этом году, и стоить такая машина будет около 200 000 долларов.

4. Летающая тарелка.
Это чудесное транспортное средство - почти антиквариат. Его испытания прошли еще в 1989 году, принеся первую известность фирме Moller . Несмотря на то, что "НЛО" жрет невероятное количество топлива, ненадежно, пожароопасно и никогда не выйдет в серийное производство, он летает! И производит при этом поистине мистическое впечатление. Впрочем, оно и есть почти что мистификация. Прототип этой машины пару лет назад можно было купить на e-Bay за 15 000 долларов. В наш список она попала исключительно из-за своего уникального дизайна.

5. Летающий багги.
Легкая конструкция автомобиля Parajet SkyCar , вкупе с солидным пропеллером, позволяет ему взмывать в небо. Для этого необходимо лишь выпустить парашют. Настоящие экстремалы могут поэкспериментировать со взлетами прямо с трассы. Однако в качестве городского летающего транспорта парашютный багги, конечно, не годится: проблематичен не только взлет, но и приземление

6. Автомобиль-параплан
Maverick Sport - еще один прекрасный образчик летающего кара с парашютом. От предыдущего участника нашего обзора он отличается дизайном, который придется по вкусу любителям автомобильной старины. Да и уровень комфорта и безопасности в нем повыше, чем в Parajet SkyCar .

7. Вертолет-трансформер.
Идея летающего автомобиля с пропеллером получила продолжение в концепте от конторы ZEEP Design . Машина, напоминающая футуристическую инвалидную колеску, легким движением руки превращается в насекомоподобный вертолет. В городских условиях у вертолета тоже масса минусов (даже если забыть о цене), но если "стрекоза" все же взлетит, ее причудливый дизайн найдет своих почитателей.

8. Pal-V: мотоцикл и вертолет.
Этот концепт отличается от предыдущего меньшим количеством колес, но конструктивно с ним очень схож: облегченный корпус и механизмы, и наличие вертолетного винта. Предполагается, что мотоцикл сможет летать со скоростью 185 км/ч, а вот его потребление топлива - тайна за семью печатями.

9. Летающая акула.
Летучий концепт-кар Audi Shark должен рассекать дороги будущего, опираясь на воздушную подушку (судя по всему, в виду имеется экранный эффект). Дизайнеры очень постарались передать "философию дизайна Audi", но не подумали о наших бедных потомках, которым придется рулить таким транспортным средством, которое обещает быть практически неуправляемым. Впрочем, оно и не взлетит, пока не будет открыта искусственная гравитация.

10. Летающая капля Fuzo.
Каким бы оторванным от реальности ни казался предыдущий концепт-кар, его с легкостью побивает Fuzo , ориентированный, по задумке дизайнеров, на 60-е годы XXI века. Колеса в нем должны каким-то образом превращаться в турбины, а потом разгонять автомобиль к новым горизонтам. Сколько марсианских космодесантников поместится в такую машину - зависит от модели.

Как мы уже сказали в обзоре наиболее интересных разработок летающего автомобиля, наиболее реален американский образец Terrafugia Transition.
Машина-самолет уже совершила свои шесть первых полетов в округе Оранж в штате Нью-Йорк. Революционно транспортное средство может пролететь без дозаправки 640 км, при этом расход топлива составляет 7,84 л на 100 км. Приземлившись, Terrafugia Transition за 15 с складывает крылья и может продолжать путь по шоссе в качестве двухместного автомобиля. По размерам он сопоставим с известной моделью Cadillac Escalade. Во время езды по городу машина расходует те же 7,84 л на сотню, на трассе ее «аппетит» уменьшается до 5,88 л. Автомобиль-самолет использует в качестве топлива не авиационный, а обычный высокооктановый бензин, которым можно заправиться на любой АЗС.

Создатели летающего авто все же не советуют взлетать и садиться на дороге, хотя для разгона ему нужна совсем небольшая полоса. Предполагается, что пользоваться хозяева Terrafugia будут небольшими аэродромами, число которых в Америке превышает 5 тыс.
Предполагается, что ежегодно будет производиться от 50 до 200 подобных машин. Размеры рынка оценить достаточно сложно, если учесть, что водительские права есть практически у всех совершеннолетних американцев, то лицензией пилота малой авиации обладают примерно 600 тыс. жителей США.

Однако до сих пор компания Terrafugia пока не получила разрешения на производство своих летательных аппаратов. Для этого Transition должен удовлетворять требованиям двух различных регулирующих структур: Национальной Администрации по Безопасности Дорожного Движения\National Highway and Traffic Safety Administration, которая лицензирует модели автомобилей, и Федеральной Авиационной Администрации\Federal Aviation Administration, которая лицензирует модели самолетов. По очевидным причинам, обе структуры используют принципиально различные критерии оценок.
Тем не менее, разработчики уже принимают предварительные заказы на Transition. Предоплата составляет 10 тысяч долларов, а полная стоимость - 194 тысячи долларов.
Отрадно заметить, что российские изобретатели не отстают от зарубежных коллег и разработали отечественный летающий автомобиль «ЛАРК - 4»
«ЛАРК-4» - четырёхместный летательный аппарат личного пользования
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОМОБИЛЯ ЛАРК-4:

  • Хранение в обычном автогараже;
  • Взлёт и посадка на грунтовой площадке 27-30 м.;
  • Сверхмалая скорость взлёта и посадки - 43 км/час;
  • Диапазон скоростей полёта от 43 до 750 км/час;
  • Тройное дублирование двигателя. Полёт на вспомогательных двигателях (при отключённом маршевом двигателе) со скоростями до 250 и 180 км/час;
  • Расход дизельного топлива 10,9 кг на 100 км пути;
  • Дальность полёта с 4-мя человеками на борту - 1510 км, с двумя - 3400 км.;
  • Подстраховка действий пилота бортовым управляющим компьютером. Переход на автоматический полёт и посадку в критических ситуациях.
  • Вспомогательная функция - движение в автомобильном режиме по шоссе, с приводом колёс от любого из 2-х вспомогательных двигателей, со скоростью до 65 км в час;

Себестоимость одного аэромобиля «ЛАРК-4», при мощности производства 120 машин в год, составит чуть меньше 495 тыс. евро за 1 машину. Рыночная стоимость одного аэромобиля «ЛАРК-4», при которой он будет иметь реальный спрос на рынке, может составлять от 800 тыс. до 1 млн. 500 тыс. евро.