Надо прогревать машину. Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель

На дворе XXI век, работой автомобильного двигателя уже давно управляет компьютер, который регулирует подачу топлива и зажигание в зависимости от внешних условий. Но большинство автолюбителей так и не успели перестроиться вслед за прогрессом, допуская ошибки при прогреве двигателя в холодное время года. Методики пуска и прогрева в мороз, актуальные 20 лет назад, для современных двигателей бесполезны, а иногда и вредны.

Нельзя не греть

Существует распространенное мнение, что современные автомобильные двигатели не нуждаются в прогреве перед началом движения. Это заблуждение. Прогрев двигателю необходим, езда на холодном моторе до добра не доведет.

«В эксплуатационных картах на все типы двигателей и во все времена есть четкое указание: прогрев двигателя необходим для достижения рабочих зазоров между деталями и приведения технических жидкостей к заданным показателям вязкости. Двигатель изготовлен из разных металлов, которые имеют разные показатели температурной деформации. Конструкция двигателя рассчитана на эксплуатацию в заданном температурном диапазоне, который достигается за счет прогрева мотора на холостом ходу », - рассказывает инженер Сергей Колчин.

Эксплуатация двигателя без прогрева может стать причиной серьезных его повреждений.

Нельзя греть двигатель «по температуре»

Традиционно прогрев автомобильного двигателя российские водители контролируют по показаниям датчика температуры. Большинство современных двигателей внутреннего сгорания имеют рабочую температуру в 90 градусов. Но этот подход неверен. Для автолюбителя он может обернуться чрезмерным расходом топлива на прогрев и значительной потерей времени.

«Прогреть автомобиль на холостом ходу до 90 градусов при температуре в минус 20 можно. Но на это уйдет 30-40 минут. Тратить топливо и время на такой прогрев нецелесообразно», - говорит автомеханик Виталий Логинов.

Машинное масло густеет при низких температурах. Минеральное теряет вязкость при температуре 15-20 градусов мороза, «полусинтетика» при 25-30 градусах ниже нуля. Густое масло негативно сказывается на работе двигателя внутреннего сгорания.

«Масло в двигателе выполняет сразу три функции: смазка трущихся поверхностей, отвод продуктов износа и охлаждение подвижных деталей. В случае отрицательных температур последние два пункта не актуальны. Остужать холодный мотор не надо, а износ в этом режиме незначителен. Но вот смазки двигателю не хватает, из-за этого возрастает сила трения», - говорит Виталий Логинов.

Высокие силы трения ведут к высокому расходу топлива. Почти все современные автомобили имеют бортовые компьютеры, которые отображают показатели расхода. Виталий Логинов советует греть автомобиль «по расходу».

«Автмобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил на холостом ходу расходует 0,8-0,9 литра топлива в час. При запуске холодного двигателя этот показатель обычно составляет 2,7-3 литра в час. Для выхода двигателя на рабочий режим достаточно прогреть его до нормальных показателей. Ждать прогрева в 90 градусов – напрасная потеря времени и бензина», - считает Виталий Логинов.

Нельзя «газовать» во время прогрева

Некоторые автолюбители пытаются ускорить прогрев автомобиля за счет повышения оборотов двигателя. Но «газовать» холодным двигателем нельзя.

«Все зазоры в двигателе рассчитаны на определенную вязкость масла, при низких температурах вязкость смазки увеличивается, и она не способна протечь между трущимися поверхностями. Детали работают в режиме масляного голодания. Что ведет к их повышенному износу», - говорит Виталий Логинов.

Причем износ в этом случае носит резкий, почти взрывной характер. Могут выйти из строя кольца на поршнях, а на зеркале цилиндра образуются задиры и щербины, которые можно будет исправить только в ходе капитального ремонта двигателя.

Мотор нужно прогревать на холостом ходу, не дотрагиваясь до педали газа. В этом случае выход на рабочий режим пройдет без последствий.

Нельзя использовать подогреватели масла

Некоторые автолюбители для пуска двигателя в холодный период используют так называемые подогреватели масла. Это устройство представляет собой нагревательный элемент , который устанавливается в отверстие масляного щупа и подключается к автомобильному аккумулятору . Предполагается, что данное устройство прогреет масло, вернет ему текучесть и упростит прогрев. Но это всего лишь маркетинговая уловка. От этих устройств больше вреда, чем пользы.

«Подогреватели масла не решают проблем запуска и прогрева двигателя в зимний период. Мощность этих устройств редко превышает 20-30 ватт, что явно недостаточно, чтобы прогреть 3,5-4 литра масла в холодном двигателе при температуре в минус 20. В некоторых случаях температура подогревателя настолько велика, что масло на его поверхности начинает пригорать, при этом весь объем остается холодным», - говорит Виталий Логинов.

Нельзя резко трогаться

Масло есть не только в двигателе, но и в коробке передач. Оно так же густеет при низких температурах и в коробке происходят процессы, аналогичные процессам в двигателе. После прогрева мотора, масло в коробке остается холодным. Поэтому резко трогаться нельзя. Механики советуют плавный старт и движение со скоростью не более 10 км\час первые 300-400 метров. Этого вполне достаточно, чтобы масло в коробке начало выполнять свои функции.

Кажется, это делают все: заводят утром автомобиль и сидят внутри, пока «прогревается двигатель». Вероятно, вы это делаете для того, чтобы защитить двигатель. А значит, стали жертвой мифа, который на самом деле приносит больше вреда, чем пользы.

Последние 26 лет Кьятти изучает двигатели внутреннего сгорания, т. е. моторы, которые сжигают жидкое топливо, чтобы получить энергию. В настоящее время он даже курирует работу Аргоннской национальной лаборатории в Иллинойсе.

Если кратко, то вывод эксперта такой:

Работа двигателя автомобиля на холостом году в мороз не только заставляет вас тратить лишнее топливо, но и вредит двигателю.

Потому что когда мотор работает, а машина стоит, застывшее масло не успевает вовремя добраться до цилиндров и поршней. Результат - повышенная, недопустимая нагрузка на них.

Как это работает:

В нормальных условиях ваш автомобильный двигатель работает на смеси воздуха и испарившегося топлива - возьмем для примера бензин. Смесь поступает в цилиндр, поршень сжимает ее - и это приводит к микро-взрыву, который и дает энергию двигателю.

Но когда на улице холодно, бензин испаряется плохо. Изначально ваш автомобиль компенсирует это, добавляя в смесь больше бензина, поэтому поначалу двигатель и работает на повышенных оборотах. И вот тут начинаются проблемы.

«Проблема в том, что когда в камеру сгорания попадает слишком много топлива, часть его остается на стенках цилиндра. - рассказывает Кьятти. - Бензин - отличный растворитель, и он реально смывает смазочные материалы со стенок, когда вы запускаете двигатель на морозе. Особенно это важно, если машина долго стояла на улице и не заводилась».

Это приводит к недостаточному смазыванию поршневых колец и гильз цилиндров. А они имеют решающее значение для запуска цилиндров и поршней, т. е. для того, чтобы «вдохнуть жизнь» в двигатель вашего авто.

Резюмируем. Главная проблема с морозом - в том, что из-за него густеет масло. В итоге узлы трения работают «всухую», износ механических деталей в этом случае происходит значительно быстрее, чем обычно.

Но в каком случае мотор прогреется быстрее - если ехать или если стоять?

Вывод: вопреки распространенному мнению, работа мотора на холостом году не продлевает его жизнь, а лишь сокращает ее.

Кстати, именно об этом говорят производители современных авто: ни один из них НЕ рекомендует прогревать двигатель на стоянке.

И еще. Если у вас автоматическая коробка передач, то прогревать нужно и ее. Разумеется, единственный способ это сделать - медленно ехать, мягко управляя педалью газа. Для этого достаточно пары десятков секунд: как раз столько обычно требуется, чтобы выехать со двора.

Простое решение

После того, как ваш мотор прогреется до 4,4 градуса по Цельсию, обороты начнут падать. И вы увидите это по шкале тахометра. Попутно вы заметите, что в салон стал поступать теплый воздух. Но не путайте тепло от радиатора с теплом двигателя!

«Работа на холостом ходу заставит двигатель греться медленнее обычного. Это значит, что электроника машины будет продолжать активно насыщать цилиндры топливной смесью», - рассказывает Кьятти.

Так что самый быстрый и лучший способ прогрева автомобиля - подождать секунд 30–60 после того, как вы завели мотор, и спокойно начинать движение. А можно и вообще не ждать.

Главное при этом - не слишком активно нажимать на педаль газа в первые минуты движения. «Будьте нежны с автомобилем в первые 5–15 минут езды. Так вы избавите мотор от ненужного стресса», - рекомендует эксперт.

Плюс ко всему, это банально невыгодно. Недостаточно прогретый мотор тратит минимум на 12% больше топлива, чем обычно. Если вы сильно давите на педаль газа сразу после выезда на дорогу, то просто тратите лишнее топливо, не получая никаких выгод. В этом нас уверяет инженер-механик из Массачусетского технологического института.

Корни мифа

Некоторые мифы весьма живучи, и этот - не исключение. Основанием для него стала эпоха, когда все бензиновые двигатели были карбюраторными. Но еще в 1980-х стали использовать электронный впрыск топлива, который сделал это «правило пяти минут» неактуальным.

Ключевое отличие тут в том, что электронный впрыск топлива сам регулирует состав воздушно-топливной смеси, которая попадает в цилиндр. Карбюратор так делать не умел: в нем не было для этого специального датчика. Но так как машин с карбюраторами больше не делают, то и потребности в холостом ходу нет никакой.

Машину можно назвать живым существом: она «дышит» воздухом, «кушает» топливо, бегает и имеет «сердце» − . Чем еще она напоминает человека. В холода люди начинают жить по-другому: одеваются теплее, следят за здоровьем, берегут легкие, а автомобилю может понадобиться особый прогрев двигателя. Это очень важно, чтобы надолго сохранить жизнь и прекрасные технические качества двигателя.

И вот холода уже настали, а значит, более злободневным стал вопрос: нужно прогревать двигатель или в этом нет необходимости. Почему мы затронули этот вопрос? Несколько десятилетий назад на дорогах страны были преимущественно. С ними возни хватало: и дроссельную заслонку открой, в то же время проследи, чтобы двигатель не «захлебнулся».

Но сейчас водители предпочитают, которые несколько отличаются от карбюраторных. Поэтому в преддверии морозных дней возникает дилемма: прогревать ли двигатель или вполне достаточно повернуть ключ в замке зажигания, включить передачу и двигаться в нужном направлении. Сейчас мы разберем этот вопрос, и заметьте, он будет значительно влиять на безопасность поездок, надежность работы двигателя и в итоге получите значительную экономию при эксплуатации автомобиля.

Прогревать или нет – вот в чем вопрос

Давайте рассмотрим, что происходит в момент включения зажигания. Бензин и необходимое количество кислорода в виде горючей смеси попадают в камеру сгорания. Электрическая система двигателя подает ток на свечу зажигания. Как результат, происходит воспламенение горючей смеси, которая значительно увеличивает давление внутри цилиндров, это способствует движению поршневой группы двигателя, а они, в свою очередь, через детали и механизмы вращают колеса.

Еще один немаловажный фактор, влияющий на быстрый запуск двигателя, это температура масла в картере двигателя. Масло поступает в мотор только после его запуска. Но в первые минуты начинается довольно интенсивное трение деталей, это способствует их износу, но чем больше поднимается температура, тем быстрее нагревается масло до необходимых рабочих показателей. Масло разливается между деталями, трение снижается, продуктивность увеличивается, и как результат, двигатель работает равномерно и стабильно.

Чтобы более просто понять этот принцип, представьте: желе и горячее масло. В желе даже ложка проворачивается с трудом, а во втором варианте даже картошка подпрыгивает на сковородке.

Время необходимое для прогрева

Мы уже в начале статьи разобрали сезонные изменения эксплуатации автомобиля. Необходимо менять не только резину, но и по-иному производить прогрев двигателя. Базовой возьмем рабочую температуру мотора, она составляет примерно 90° C, от этого и будем отталкиваться. Если на улице +20 градусов, достигнуть нужной температуры можно намного быстрее, чем при -10°, и тем более –20° C.

Конечно, сложно совместить температурный режим и время прогрева. Каждый автомобиль имеет свои особенности, свою мощность, и даже индивидуальные места парковки. Что тоже отражается на периоде готовности мотора к движению.

  1. Рассмотрим интересную инновацию, которая облегчает прогрев мотора: «Дистанционный запуск двигателя». Замечательная высокотехнологичная функция, прекрасная во всех отношениях. Вы спокойно занимаетесь своими утренними процедурами: гимнастикой, собираете детишек в школу либо бреетесь, просматриваете почту в интернете, по сути, не строите свою жизнь под потребности горячо «любимой машины». Достаточно выйти на улицу, сесть в авто и спокойно двигаться по нужному маршруту. Но для того чтобы таким образом сделать более комфортной подготовку к поездке, необходимо установить на своем автомобиле современную и надежную автосигнализацию, имеющую функцию запуска двигателя дистанционно. В этом случае обороты двигателя при прогреве становятся стабильными.
  2. Более доступный вариант обычный прогрев машины. Казалось бы, в чем сложность? Однако, при низких температурах есть свои нюансы. Одно дело, если машина провела ночь пусть даже в неотапливаемом гараже. Для стабилизации оборотов достаточно 5 минут. Это при условии, что температура не падала ниже -5 градусов. При более низких температурах не только увеличивается время прогрева, но и режим движения должен быть несколько иным. Стартовать необходимо медленно, не перегазовывать, набирать скорость как бы с «ленцой».

Эти моменты дадут положительный результат, если вы заблаговременно позаботитесь о на зимний вариант, а в систему охлаждения зальете высококачественную жидкость.

Прогрев двигателя в теплую зиму и при плюсовых температурах

Давайте поговорим о том, что не всегда бывают морозные зимы, и не за горами весна, что советуют специалисты в этом случае, стоит ли прогревать двигатель, или «сел, включил зажигание и замечательно». Однозначного ответа нет. С одной стороны, эта процедура не совсем положительно влияет на окружающую среду. Давайте говорить откровенно, в основном мы пользуемся отнюдь не экологически чистыми автомобилями.

Но есть и другая более весомая сторона этого вопроса: долговременная эксплуатация мотора. Согласитесь, постоянные «шоковые» нагрузки никак не будут содействовать нормальной работе «сердца» автомобиля. Поэтому «ласковый» прогрев помогает в любое время года стабилизировать обороты. И как результат, двигатель начинает работать без стресса и перегрузок.

Мнение специалистов

Большинство конструкторов и создателей автомобилей рекомендуют использовать высококачественную («Тосол» и т. п.), хорошее масло. Большинство тестов показали интересные результаты. На непрогретом двигателе износ не наблюдается, но при условии небольшой нагрузки.

Инженеры объясняют эту особенность тем, что небольшая нагрузка помогает двигателю медленно, но при этом более эффективно добиться необходимой рабочей температуры мотора. Если объяснить по-простому, не газуйте сильно в момент включения зажигания и забудьте о быстрых стартах.

Но при этом на вопрос прогревать ли двигатель зимой спецы дают однозначный ответ: да. В необходимо прогревать не менее 30 секунд, а карбюраторные примерно 1−2 минуты.

Низкие температуры воздуха сейчас и грядущие морозы в недалеком будущем заставляют задуматься о правильной подготовке автомобиля к поездке. Вы можете выбрать тот вариант, который более вам подходит: установить «умную» электронику либо правильно прогревать автомобиль после стоянки на морозе. Но в любом случае стоит прислушаться к приведенным выше советам, это позволит надолго сохранить мотор, и вы будете избавлены от проблем.

Вопрос необходимости прогревания двигателя в зимний период до сих пор остается открытым, движение с не прогретым мотором снижает его износостойкость. Низкий температурный режим приводит к сгущению масла, что мешает его доступу к деталям и приводит к уменьшению качества работы ходовой.

Прогрев машины зимой - обязательное условие, если вы хотите долгой службы авто.

Нужно ли прогревать машину зимой

Автомобили, выпущенные лет десять назад, нуждаются в длительном прогревании, а современные модели транспортных средств обходятся несколькими минутами для улучшения производительности двигателя. Выделяют следующие причины, аргументирующие необходимость прогревания двигателя зимой:

  • зависимость густоты и полезных свойств масла от температурного режима;
  • на холоде зазоры изнашиваются быстрее;
  • потеря динамики, приемистости езды при пониженной температуре;
  • возможность повышения расхода горючего;
  • снижение обзорности и повышение риска ДТП как результат.

Чрезмерная густота моторного масла отрицательно сказывается на сроках эксплуатации механизмов – когда детали смазываются хуже, а обороты при этом высокие, износостойкость снижается. После прогревания масло набирает нужную консистенцию, восстанавливая полезные свойства. Двигателю в таком случае смазки хватает, срок эксплуатации повышается.

Зазоры на переохлажденном моторе отклоняются от установленной нормы, что приводит к риску быстрого изнашивания при интенсивных оборотах. После прогревания двигателя они приходят в нормальное состояние. Нестабильность работы выражается в потере динамики езды, «чихании» механизма.

Подобный характер движения приводит к перерасходу топлива как реакции на разницу в температуре топливовоздушной смеси и окружающей среды. Удовольствие от езды в холодном автомобиле вы вряд ли получите, а покрытые инеем стекла снижают обзорность, что увеличивает риск попадания в ДТП.

Как правильно прогревать двигатель

Если прогревать двигатель неправильно, ресурс его уменьшается. Грамотный подход к знанию порядка прогревания машины избавит вас от ненужных хлопот и продлит срок эксплуатации транспортного средства. Правильно будет:

  • начать с аккумулятора, чтобы под воздействием холода он не терял свои свойства, - нагрузить его, включив на 15 секунд дальние фары. Этого времени достаточно для прогрева электролита;
  • отключить дальний свет для восстановления АКБ в течение 30 секунд;
  • закрыть радиатор с наружной стороны для ускорения процесса (или набросить сверху войлок);
  • произвести запуск мотора;
  • если КПП механическая – нажать педаль сцепления, чтобы разгрузить коленвал, КП и подержать 2-3 минуты для разогрева масла;
  • когда автомобиль не завелся, делаем перерыв на 2-3 минуты для восстановления аккумулятора. Нужно следить, чтобы стартер вращался не дольше 20 секунд. Если машина и далее не заводится – пора перейти к поиску неисправностей;
  • после того, как мотор завелся, включить печку, чтобы подогреть салон – воздух направится сначала в него, а потом на лобовое стекло. Это позволит избежать появления микротрещин между стеклом и кузовом;
  • отправляться в путь на минимальной скорости (40 км/час), чтобы дать двигателю разогреться сильнее.

Пройдя 5-6 километров дороги, транспортное средство восстановит функции и будет готово к эксплуатации в обычном скоростном режиме.

Популярные заблуждения

Среди автолюбителей распространены мифы, связанные с прогревом машины. Некоторые из них необоснованны или являются преувеличением. Обратим внимание на распространенные заблуждения.

  • Миф первый: если прогревать автомобиль на холостом ходу, горючего израсходуется больше. Перерасход топлива имеет место, но это ощутимо только в том случае, если машина прогревается в течение 20-30 минут. За 2-3 минуты прогрева бензина израсходуется меньше, но зато механизмы сработают исправно.
  • Миф второй: прогревать мотор вредно. Это связано с образованием смоляного налета на клапанах. Они могут застопориться из-за неплотного прилегания к седлу, но полностью из строя двигатель не выйдет. Взамен могут поломаться турбины, если машину не прогреть. Вреднее обходиться без предварительного прогрева.
  • Миф третий: зимой можно обойтись без разогрева автомобиля. На самом деле, если не ограничиться хотя бы небольшим прогревом сроком в 2 минуты, поршневая машины придет в негодность. Топливо будет плохо испаряться, и на механизме образуется конденсат, что повлечет за собой износ из-за коррозии. Когда такой конденсат с содержанием серы и с избытком воды попадет машинное масло, фильтры забьются вместе с каналами.

Не стоит принимать всерьез заблуждения по поводу разогрева машины, но на некоторые детали обратить внимание можно.

Важные особенности

От того, каким образом происходит подача топлива, с помощью инжектора либо карбюратора, схема прогрева не меняется. Запускается двигатель одинаково, но есть особенности, которые стоит учитывать.

Если автомобиль работает на дизельном топливе, то помните, что оно бывает трех видов – с разным октановым числом, температурой воспламенения:

  • летнее – для температурного режима в пределах +1 градус и выше;
  • зимнее – используется при температуре от 0 до -30 градусов;
  • арктическое – применяется в северных широтах.

Неполадки с запуском машины могут быть результатом использования зимой летнего горючего.
Смотрите, видео о том, как прогревать машину:

Итог

При наличии бортового компьютера можно легко определить момент завершения прогрева. При отсутствии электроники и наличии карбюраторного двигателя о разогреве масла сигнализирует стрелка датчика температуры для охлаждающей жидкости, когда она сдвинется, а обороты вхолостую понизятся. Процесс завершится, когда температура поднимется до 50 градусов. Сразу увеличивать обороты не рекомендуется. После прогрева охлаждающей жидкости до 80 градусов можно набирать разгон.

Тщательное прогревание автомобиля в зимний период позволит продлить срок службы благодаря торможению изнашивания механизмов. Прогревать двигатель важно, но излишне усердствовать тоже не стоит – во всем нужна мера.

Как подсказывает душа любому автомобилисту - греть надо. Это заложено еще отцами и дедами.

Инструкции к новым иномаркам говорят об обратном. Уселся поудобнее в холодный автомобиль, включил зажигание - и можно трогаться. Кому же верить, и как делать правильно? Поиск ответа приводит к нескольким факторам: экология, ресурс двигателя, экономия топлива, климатические условия.

Особенности прогрева

Полностью мотор будет прогретым, как только все рабочие жидкости достигнут показателя рабочей температуры, т. е. перестанут нагреваться дальше. Быстрее остальных получает температуру антифриз. С ним начинают оттаивать и верхние элементы мотора - головка, поршни.

А вот с маслом в поддоне дело обстоит совсем иначе: оно греется намного медленнее. Как это увидеть? Каждый, кто обращает внимание на бортовой компьютер, может заметить, что даже после полного нагрева охдаждайки расход горючего на холостых может снижаться. В этом и кроется ответ: дело в непрогретом масле. Дольше всех набирается теплом нейтрализатор. После этого токсичность газов выходит на свой привычный уровень. На скорость прогрева сильно влияет режим эксплуатации мотора.

Прогревать или нет: за и против

Те, кто говорят о полезности прогрева, утверждают, что холодный двигатель при нагрузках изнашивается гораздо быстрее. Однако многочисленные испытания показали неточность этого предположения. Длительный прогрев с появлением современных автомобилей стал избытком прошлого. Однако можно ли так однозначно ответить на этот вопрос?

При перегреве особенно страдают свечи. В этот момент быстро обогащается топливовоздушная смесь, свечи заливаются и быстро изнашиваются.

Езда на холодном моторе

Современные автомобили со встроенной системой впрыска, позволяющей самостоятельно менять параметры силового агрегата , отлично обходятся и без прогрева. Его заменяет работа электроники. Одно правило, требующее соблюдения при езде на холодном моторе, - не стоит раскручивать его до максимальных оборотов. Некоторое время нужно подождать нагревания рабочих жидкостей.

Прогрев современного авто

Электронные системы прогрева, которыми оснащены многие иномарки, рассчитаны на мягкие европейские зимы. Суровые реалии российских холодов - это то, чего меньше всего ждут технологичные модели, поставляемые в Россию. Если для южных регионов эта правило не работает, то жителям средней полосы придется регулярно выполнять такую важную процедуру, как прогрев. С учетом этой особенности можно сказать, что прогревать импортный автомобиль все же нужно. Однако какие при этом нужно соблюдать требования? Для современной машины достаточно 3-5 минут, чтобы все жидкости и детали пришли в рабочее состояние и смогли полноценно справляться со своими задачами.

  • От 5 градусов до 0 - стекло при таком заморозке еще не покрывается корочкой льда. Время работы двигателя на холостом ходу не должно превышать 2 минут, лучше подождать 1,5 минуты.
  • От 0 до -10 - время прогрева можно увеличить до 2-2,5 минут.
  • От -10 до -20. Греть железного зверя нужно уже в течение 3-5 минут. За это время успеет получить достаточно тепла даже салон автомобиля.
  • Если температура воздуха опустилась ниже 20 градусов мороза, стоит оставлять машину работать на холостых не менее 5 минут.

Если желания ждать прогрева совсем нет, поможет сигнализация с автозапуском.

Расход топлива и износ двигателя

При прогреве расход горючего увеличивается примерно на 5%. Если процедура выполняется дважды в день, есть повод задуматься о сокращении времени прогрева. При длительной работе на холостых топливовоздушная смесь быстро обогащается, что приводит к ее неполному сгоранию в камере. Это влечет за собой образование нагара на стенках. Впоследствии двигатель может потребовать дорогостоящего ремонта. У дизеля пи длительном прогреве страдают форсунки, которые быстро закоксовываются.

Полностью прогретым мотор будет тогда, когда все его детали и рабочие жидкости выйдут на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестанут меняться. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость - это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) - темп практически тот же. А вот масло в поддоне греется значительно медленнее. Откуда это видно? У кого есть бортовой компьютер, замечал, наверное, что даже после достижения нормальной температуры охлаждающей жидкости расход топлива на холостых может еще какое-то время уменьшаться. Это как раз и связано с медленным прогревом масла. И наконец, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

Почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. А при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла - уже при минус 20…25 °С, лучшие синтетики - при минус 45…55 °С. В итоге узлы трения работают «всухую», резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Но когда мотор быстрее выйдет на нормальный уровень механических потерь? Если стоять и греться или если сразу после пуска отправиться в дорогу? Это даст ответ на вопрос об экономии - ведь лишние потери требуют дополнительного топлива.

Проверим, сколько топлива скушает обычный впрысковый двигатель при одинаковых пробегах, но разных алгоритмах прогрева. Немного о пациенте. Чистый «европеец» 2005 года выпуска, 1,6 л рабочего объема, заявлен как Евро-4. Всю сознательную жизнь провел в России, но, кроме технического обслуживания, ничего в нем не делалось. Итак, три программы прогрева. Первый вариант - «дедовский»: полностью прогреть мотор и только после этого поехать. Второй - согласно инструкциям современных автомобилей: «пустил и поехал». А третий - это тот, который чаще всего можно встретить: завелись, смахнули снег, помахали лопатой (в общем - потянули время), а догреваем машину уже в поездке. На улице - минус 15. Аккумулятор хороший, в поддоне - дорогая синтетика. Пробег - от стоянки до работы: это около 5 километров, причем без пробок! Помечтать-то можно…

Итак, вариант 1. Пускаемся. Стрелка тахометра устанавливается на отметке «1200», компьютер показывает мгновенный расход топлива 2,5 л/ч. Через минуту расход снижается до 1,9 л, через 10 минут - до 0,9 л. Тогда же видимые изменения на бортовом компьютере заканчиваются - стрелка на указателе температуры не доползает даже до 50 градусов и встает намертво. Для надежности ждем еще 10 минут - расход топлива уменьшается до 0,8 л/ч, что пока больше, чем обычные 0,6, наблюдаемые при полном прогреве всего мотора. Лучшего результата достичь не удается - поехали! Едем на фиксированном режиме, третья передача, 50 км/ч, светофоров по дороге нет. Расход по компьютеру - 6,4…6,6 л/100 км. Всего потратили на прогрев 0,45 л, на дорогу - около 0,33 л. Итого - около 0,8 литра.

Вариант 2 - сели, завелись и сразу поехали. Машине это не очень понравилось, и она для начала выдала расход больше 10 л. Потом он начал быстро снижаться, но из-за короткого заезда до прежних 6,5 так и не дополз - остановился на 6,8 л. Итого израсходовали всего 0,45 л. Плюс экономия 20 минут драгоценного времени. Экономия, вроде, есть, но внушительной она кажется только на малых пробегах.

Вариант 3 - после пуска грели мотор 5 минут, пока отскребали лед со стекол. Стартовали с расхода на холостых 1,3 л/ч. Начало пробега ознаменовалось цифрой 7,6 л/100 км, к концу заезда вернулись на 6,6. Итого с учетом пробега - 0,55 л. Лучше, чем в первом варианте, но немного хуже, чем во втором.

УДАР ПО ЭКОЛОГИИ

Понятно, что нежелание автопроизводителей греть автомобиль вызвано вовсе не заботой о нашем кошельке. Главный аргумент - экология. Ведь современные нормы токсичности Евро-4 и выше накладывают жесткие ограничения на содержание токсических компонентов на пусковых режимах и в период прогрева. Вот и посмотрим, что будет с токсичностью до нейтрализатора (на профессиональном сленге она называется «сырой») и после (это «сухая» токсичность).

Итак, «сырая» токсичность при холодном пуске очень большая. Причина - необходимость резкого обогащения топливовоздушной смеси. Топливо должно быть испаренным, а при большом «минусе» на улице испаряться оно не очень-то и хочет. Да и воздух в цилиндры поступает холодный, плотный. Значит, чтобы компенсировать малую испаряемость топлива и низкую температуру воздуха, надо лить бензина значительно больше. А то, что не испарилось или испарилось уже в процесс сгорания , летит в трубу. «ЦеО» и «ЦеАши» - ну очень большие! И давить их должны каталитические нейтрализаторы. Но беда большинства современных нейтрализаторов в том, что они работают эффективно только в узком диапазоне температур и состава смеси. Температура должна быть высокой, а состав смеси - стехиометрическим, то есть воздуха в ней должно быть ровно столько, сколько необходимо для полного сгорания топлива. В противном случае эффективность резко падает.

Любопытно, что при низких температурах в процессе прогрева за нейтрализатором может наблюдаться более высокая концентрация токсических компонентов, чем на входе! Откуда? Скорее всего, это парит несгоревший на первых пусковых циклах бензин - он «садится» на сотах активного элемента катализатора. По мере его разогрева эффективность работы растет, и, наконец, горячий катализатор при рабочем составе смеси давит практически всю токсичность. Иными словами, на пусковых режимах и при прогреве, если не используется современный катализатор с внешним подогревом, токсичность двигателя с нейтрализатором не слишком будет отличаться от его более раннего собрата, такового не имеющего. Потому главная задача - как можно быстрее вывести температуру активной зоны катализатора в рабочий диапазон.

Нейтрализатор греется от потока отработавших газов, и тем быстрее, чем больше их расход и температура. Но когда процесс в нем пошел, он начинает разогреваться и сам - дожигание токсических компонентов идет с выделением энергии. Поэтому температура в активной зоне работающего катализатора выше, чем у отработавших газов. И наш эксперимент показал, что даже при нормальной температуре в боксе, на режиме минимальных оборотов холостого хода, нейтрализатор не выходит на рабочий режим! Тем более на морозе. Поэтому подавить токсичность на режиме прогрева, если греть мотор на стоянке, не получится: значит, надо двигаться.

А какова разница в выбросах ? Начальное содержание СН очень высоко, под 1000 ppm, что, впрочем, ожидаемо. По мере прогрева мотора оно начинает медленно снижаться. Но даже после 20 минут прогрева, когда температура охлаждающей жидкости уже вышла на рабочий уровень, содержание остаточных углеводородов остается высоким - около 180 ppm. -то прогрелся, а вот нейтрализатор холодный, работает неэффективно.

Теперь пробуем погреть мотор сразу под нагрузкой, моделируя второй вариант прогрева. Начало - то же, но темпы другие: под конец заезда на выходе фиксировалось где-то 15…20 ppm. Нейтрализатор заработал! Вроде бы ответ есть…

Но не все так просто! Мы смотрели относительные концентрации токсических компонентов, а дышим-то мы их абсолютными значениями, то есть не «пи-пи-эмами», а граммами и килограммами! То есть эти концентрации надо умножить на расход отработавших газов. На холостых при прогреве он составлял около 15 кг/ч, а вот при движении, если брать в среднем, будет около 80! Множим одно на другое и получаем: при прогреве на стоянке, вместе с дальнейшей дорогой, мы наградили природу количеством граммов остаточных углеводородов, большим практически в два раза, чем при движении сразу после пуска (4,5 грамма против 2,8).

А вот третий вариант - когда мы немного погрелись, а потом поехали - дал еще большее снижение абсолютного выброса СН: до 2,1 грамма. Кстати, в этом варианте при движении за 5 км пути мы выбросили чуть больше грамма СН, что близко к нормам Евро-4.

Цифры весьма показательны и в целом понятны. При движении на холодном моторе мы достаточно долго работаем на высокой токсичности, при этом расходы отработавших газов большие. Да и обдув нейтрализатора холодным воздухом при движении тоже тормозит его прогрев. При прогреве на стоянке нейтрализатор так и не выходит на штатный режим, но зато при начале движения на больших расходах быстрее начинает эффективно гасить токсичность. А при коротком начальном прогреве мотор и на стоянке не успевает изрядно «навредить», и при прогреве в движении работает значительно лучше: ведь он уже набрал какую-то температуру. Вот и результат.

Но что мы не учли. Смердящий на стоянке автомобиль окутывает облаком дыма пространство вокруг себя, и там жить противно… А движущийся как бы размывает свое «добро» по пространству. Глобально - получается сопоставимо, а в отдельно взятой точке - ущерб от одного движущегося автомобиля в разы меньше. Но ведь на стоянке одновременно пыхтит один-два экипажа, а по дороге их ползет толпы…


СМЕРТЬ МОТОРУ…

О том, что при пуске и прогреве резко растет , не писал только ленивый. Не так давно бородатый профессор с экрана убеждал народ, что один холодный пуск равен 100 км пробега! Ему, конечно, виднее, только мы никогда не стали бы давать подобных ТОЧНЫХ цифр - они совсем разные. И моторы разные, и температуры за бортом, и масла, залитые в поддон, да и пробег, с которым сравнивают, тоже может быть либо за городом, либо в городских пробках. Поэтому, на наш взгляд, справедливее эквивалент от 20 до 200 км: главное - тенденция. И важно, что движение без прогрева не дает деталям двигателя подготовиться к приему больших нагрузок. Им приходится плохо - и не только подшипникам.
Есть в моторе такая деталь - поршень, а у него на боковой поверхности нарезаны канавки, чтобы поршневые кольца ставить. Так вот, эти канавки наиболее чувствительны к нагрузкам и первыми разрушаются, когда те становятся чрезмерными. И здесь именно такая ситуация. Если сразу стартовать да еще побуксовать малость, выбираясь из сугроба , нагрузки на мотор станут сразу большими. Тепловые потоки от рабочего тела разогревают днище поршня быстро, а зона канавок касается холодного цилиндра, который чуть теплее антифриза. Возникают большие перепады температур, и с ними - запредельные напряжения. А поршень без канавок - уже не поршень… И чем лучше прогрет двигатель, тем меньше опасность такой беды.

А что же автопроизводители? Они все знают, но их, честно говоря, не волнует. Мотор должен отходить гарантийный срок, затем быть продан и отправлен куда-нибудь в третий мир. Иначе рынок затоварится. Оттуда и пляшут рекомендации - экология первична, экономия тоже где-то там, а ресурс - кому он интересен?

ВСЕ-ТАКИ ГРЕТЬ!

Мы считаем, что именно третий вариант является наиболее предпочтительным. И по экономии топлива он приемлем, а по токсичности - вообще лучший. Предварительно подогретый двигатель готов принимать нагрузки и хорошо защищен от износа. Кстати, фактически мы чаще всего и следуем этой рекомендации: мотор греется, пока отскребаются стекла и сметается снег…

И еще… Вдруг придется резко газануть на совсем холодном моторе - мало ли, как сложится обстановка на дороге? И вот тут несложно влететь в совсем плохую ситуацию - клапаны могут зависнуть и встретиться с поршнем, или провернутся коленчатого вала. А любая СТО спишет это на неправильную эксплуатацию двигателя. Следовательно - в гарантии отказать! У многих моторов от таких ситуаций спасает соответствующая блокировка в программе управления двигателем, но она есть не у всех. А вот предварительно прогретый мотор и такое издевательство снесет без последствий.

В общем, греем! Только чуть-чуть и по-быстрому…

На дворе XXI век, работой автомобильного двигателя уже давно управляет компьютер, который регулирует подачу топлива и зажигание в зависимости от внешних условий. Но большинство автолюбителей так и не успели перестроиться вслед за прогрессом, допуская ошибки при прогреве двигателя в холодное время года. Методики пуска и прогрева в мороз, актуальные 20 лет назад, для современных двигателей бесполезны, а иногда и вредны.

Нельзя не греть

Существует распространенное мнение, что современные автомобильные двигатели не нуждаются в прогреве перед началом движения. Это заблуждение. Прогрев двигателю необходим, езда на холодном моторе до добра не доведет.

«В эксплуатационных картах на все типы двигателей и во все времена есть четкое указание: прогрев двигателя необходим для достижения рабочих зазоров между деталями и приведения технических жидкостей к заданным показателям вязкости. Двигатель изготовлен из разных металлов, которые имеют разные показатели температурной деформации. Конструкция двигателя рассчитана на эксплуатацию в заданном температурном диапазоне, который достигается за счет прогрева мотора на холостом ходу», - рассказывает инженер Сергей Колчин.

Эксплуатация двигателя без прогрева может стать причиной серьезных его повреждений.

Для прогрева современного двигателя достаточно 5-10 минут. Фото: Елена Иванова

Нельзя греть двигатель «по температуре»

Традиционно прогрев автомобильного двигателя российские водители контролируют по показаниям датчика температуры. Большинство современных двигателей внутреннего сгорания имеют рабочую температуру в 90 градусов. Но этот подход неверен. Для автолюбителя он может обернуться чрезмерным расходом топлива на прогрев и значительной потерей времени.

«Прогреть автомобиль на холостом ходу до 90 градусов при температуре в минус 20 можно. Но на это уйдет 30-40 минут. Тратить топливо и время на такой прогрев нецелесообразно», - говорит автомеханик Виталий Логинов .

Машинное масло густеет при низких температурах. Минеральное теряет вязкость при температуре 15-20 градусов мороза, «полусинтетика» при 25-30 градусах ниже нуля. Густое масло негативно сказывается на работе двигателя внутреннего сгорания.

«Масло в двигателе выполняет сразу три функции: смазка трущихся поверхностей, отвод продуктов износа и охлаждение подвижных деталей. В случае отрицательных температур последние два пункта не актуальны. Остужать холодный мотор не надо, а износ в этом режиме незначителен. Но вот смазки двигателю не хватает, из-за этого возрастает сила трения», - говорит Виталий Логинов.

Высокие силы трения ведут к высокому расходу топлива. Почти все современные автомобили имеют бортовые компьютеры, которые отображают показатели расхода. Виталий Логинов советует греть автомобиль «по расходу».

«Автмобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил на холостом ходу расходует 0,8-0,9 литра топлива в час. При запуске холодного двигателя этот показатель обычно составляет 2,7-3 литра в час. Для выхода двигателя на рабочий режим достаточно прогреть его до нормальных показателей. Ждать прогрева в 90 градусов - напрасная потеря времени и бензина», - считает Виталий Логинов.

Работа «на холодную» выводит двигатель из строя. Фото: pixabay.com

Нельзя «газовать» во время прогрева

Некоторые автолюбители пытаются ускорить прогрев автомобиля за счет повышения оборотов двигателя. Но «газовать» холодным двигателем нельзя.

«Все зазоры в двигателе рассчитаны на определенную вязкость масла, при низких температурах вязкость смазки увеличивается, и она не способна протечь между трущимися поверхностями. Детали работают в режиме масляного голодания. Что ведет к их повышенному износу», - говорит Виталий Логинов.

Причем износ в этом случае носит резкий, почти взрывной характер. Могут выйти из строя кольца на поршнях, а на зеркале цилиндра образуются задиры и щербины, которые можно будет исправить только в ходе капитального ремонта двигателя.

Мотор нужно прогревать на холостом ходу, не дотрагиваясь до педали газа. В этом случае выход на рабочий режим пройдет без последствий.

Нельзя использовать подогреватели масла

Некоторые автолюбители для пуска двигателя в холодный период используют так называемые подогреватели масла. Это устройство представляет собой нагревательный элемент, который устанавливается в отверстие масляного щупа и подключается к автомобильному аккумулятору. Предполагается, что данное устройство прогреет масло, вернет ему текучесть и упростит прогрев. Но это всего лишь маркетинговая уловка. От этих устройств больше вреда, чем пользы.

«Подогреватели масла не решают проблем запуска и прогрева двигателя в зимний период. Мощность этих устройств редко превышает 20-30 ватт, что явно недостаточно, чтобы прогреть 3,5-4 литра масла в холодном двигателе при температуре в минус 20. В некоторых случаях температура подогревателя настолько велика, что масло на его поверхности начинает пригорать, при этом весь объем остается холодным», - говорит Виталий Логинов.

Нельзя резко трогаться

Масло есть не только в двигателе, но и в коробке передач. Оно так же густеет при низких температурах и в коробке происходят процессы, аналогичные процессам в двигателе. После прогрева мотора, масло в коробке остается холодным. Поэтому резко трогаться нельзя. Механики советуют плавный старт и движение со скоростью не более 10 км\час первые 300-400 метров. Этого вполне достаточно, чтобы масло в коробке начало выполнять свои функции.

Каждый автомобилист знает о том, что наступление холодов предполагает дополнительные расходы и многочисленные незначительные неприятности. Например, нужно позаботиться о покупке зимней резины, замене масла, установке нового аккумулятора.

Машина перед эксплуатацией требует обязательного прогрева и правильного заведения. В настоящее время отсутствует однозначный ответ относительно целесообразности продолжительного и правильного запуска двигателя и коробки передач, так как во многих инструкциях по эксплуатации автомобилей отмечается отсутствие необходимости прогрева машины перед ее использованием, но вначале нужно двигаться на низких оборотах для прогрева используемых жидкостей.

Однако профессионалы отмечают, что эксплуатация автомобиля в морозное время года предполагает проведение дополнительных мероприятий по прогреву.

С середины прошлого столетия автомобилисты активно используют понятие «прогрев двигателя». Прежде машины не могли трогаться с места до момента прогрева силового агрегата и достижения необходимой температуры, причем процесс осуществлялся на холостых оборотах.

Для того, чтобы отправиться в поездку на машине после продолжительной стоянки, желательно 1 – 2 минуты позволить поработать мотору на холостых работах. Производители зарубежных машин уверены в том, что прогрев желательно осуществлять на ходу, но чем же объяснить подобный совет?

  1. Высокий уровень защиты экологии. Работа в режиме обогрева приведет к выделению выхлопных газов, которые будут обладать значительным количеством вредных веществ.
  2. Работа на холостых оборотах предполагает значительный объем расхода топлива.
  3. Присутствует риск быстрого воспламенения воздушно-топливной смеси, в результате чего мотор может загрязниться. Если же мотор прогревать во время движения транспортного средства, он может успешно нагреться до нужного температурного показателя.

Если вы решили проводить обогрев автомобиля во время движения, нужно помнить о важных нюансах.

Как прогреть автомобиль на ходу?

  1. В обязательном порядке используйте синтетическое масло высокого качества. Выбирайте продукцию с высоким индексом вязкости. Только правильное масло позволит успешно и без рисков провести прогрев транспортного средства в самом начале движения.
  2. Плавное движение является обязательным. Старайтесь исключать любые рывки. Мотор может прогреваться до минимальной температуры в +400 градусов за короткий период времени. Вы можете выехать из гаража или со стоянки на минимальной скорости, гарантируя стабильную работу двигателя. Избегайте резких движений, так как только в этом случае можно рассчитывать на успешное достижение желаемых результатов.
  3. Помните о том, что автомобили с карбюраторным мотором, нельзя прогревать на ходу. Нормальная работа силового агрегата может быть достигнута только при определенной температуре, но при этом, в первую очередь, нужно провести настройку количества оборотов. Через пару минут вы сможете успешно и без лишних рисков передвигаться на машине. Самое важное – это исправность карбюраторного двигателя.

Как нужно проводить прогрев дизельного мотора?

Каждый автомобилист знает, что дизельный двигатель в мороз запустить сложнее, так как это объясняется особенностью воспламенения дизельного топлива, которое приобретает повышенную вязкость и не может успешно распыляться форсунками. Вы должны использовать зимнюю солярку, доступную до -30 градусов, или арктическую, способную проявить себя даже в условиях крайнего сервера. Летнее топливо нельзя применять зимой.

Для успешной езды нужно использовать дополнительные предпусковые подогреватели, позволяющие существенно упростить процесс запуска мотора автомобиля. Важно отметить, что данный совет идеально подходит для любого мотора.

Как проводить прогрев инжекторного мотора?

В большинстве случаев машины с инжекторными двигателями обладают автоматом прогрева, который может успешно выставлять обороты холостого хода, но при этом желательно помнить об определенных нюансах.

  1. Вы должны достигнуть хорошей искры.
  2. Позаботьтесь о достаточном объеме топлива, которое позволит успешно запустить аккумулятор.
  3. Вы должны на 20 – 30 секунд включить свет фар, разогревая электролит аккумулятора.
  4. Отключите дополнительные электроприборы, выжмите сцепление при наличии МКПП, а затем – запускайте двигатель.
  5. Не нажимайте на педаль газа, так как автомат пуска правильно настроит дрессель.
  6. После того, как мотор запустится, плавно отпускайте педаль сцепления.

Прогревать ли АКПП?

Автоматическую коробку передач можно прогревать, но помните о том, что ее состояние, в первую очередь, зависит от правильности подбора масла и фильтра. По какой схеме нужно проводить запуск машины?

  1. Нажмите на тормоз.
  2. Включите D на 15 – 20 секунд
  3. Нажмите на N на 5 – 10 секунд.
  4. Нажмите R на 15 – 20 секунд.

Такую схему проводите 5 раз.

Помните: правильный запуск автомобиля в холодное время года позволит обезопасить транспортное средство от всевозможных неисправностей.

Видео: надо ли прогревать машину зимой

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, давайте представим, что Вам рано утром необходимо проснуться, чтобы прямо из дома начать бежать марафон. Каков будет Ваш порядок действий? Вряд ли Вы сразу выбежите из дома на марафон, как только проснётесь, не правда ли? Похожая ситуация с автомобилем , но похожая только отчасти - на самом деле прогревать двигатель автомобиля летом не нужно на большинстве современных моделей, по крайней мере, об этом нам говорят их инструкции по эксплуатации. А вот мнения автопрофессионалов и водителей со стажем по этому поводу разнятся, если речь идёт о тёплом лете, хотя в случае зимы мнения практически едины - прогревать автомобиль зимой нужно.

Так действительно ли необходимо перед началом движения с утра прогревать двигатель автомобиля в летнее время? Для ответа на данный вопрос нам снова придётся немного углубиться в закрома двигателя.

Неоспоримый факт заключается в том, что двигателю нужно некоторое время для создания нормального рабочего давления масла и для расширения алюминиевых поршней от температуры и образования между ними и цилиндрами идеального зазора. А рабочая температура двигателя составляет в среднем 90 градусов. Таким образом, получается, что летом нам всё же необходимо прогревание двигателя пусть не на 100-120 градусов, как зимой (если на улице -30 - -10 градусов), а гораздо меньше, но всё же требуется. С другой стороны, летом прогревание двигателя происходит гораздо быстрее, нежели зимой, так как процесс прогрева ускоряется не равномерно, а экспоненциально - то есть чем выше начальная температура, тем быстрее прогреется двигатель автомобиля (к примеру, прогрев от 0 до 40 градусов займёт 1 минуту, а прогрев от 40 до 80 градусов - то есть на такую же разницу температур - всего 30-40 секунд. Поэтому мнения большинства сходятся на том, что летом прогревать двигатель нужно 1-3 минуты. То есть Вам в принципе будет достаточно того времени, за которое Вы рассеяте запотевание окон, проверите зеркала и пристегнёте ремни безопасности. Тогда Ваш двигатель прогреется и будете готов к езде, но только мягкой и лёгкой езде, пока Вы добираетесь до рабочей температуры.

Однако, всё вышеописанное не совсем верно для автомобилей, произведённых 20 или около того лет назад, когда автомобили не оборудовали автоматическим дросселем, они были карбюраторными. Автомобили сегодня все компьютеризированы, и прогрев двигателя летом происходит на самом деле в течение очень короткого времени - всего несколько минут - то, что специалисты называют "полностью прогретым до рабочей температуры двигателем", что просто означает, что автомобиль находится в идеальном для себя температурном окружении.