Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой. Аналоговые тахографы (электромеханические) Действительны ли аналоговые тахографы

До какого числа можно использовать аналоговые тахографы ЕСТР и тахографы без блока НКМ (СКЗИ)? Когда наступает запрет использования (эксплуатации) аналоговых тахографов ЕСТР и тахографов без блока НКМ (СКЗИ)? Что делать с тахографами без блока НКМ (СКЗИ), чтобы соответствовать нормам действующего законодательства? Ответы на эти и многие другие вопросы в материале этой статьи...

С 01 июля 2016 года аналоговые тахографы (ЕСТР), а также российские тахографы без блока НКМ (СКЗИ) попадают под запрет эксплуатации на территории РФ.

Ранее эти тахографы было разрешено использовать до 01 января 2018 года при соблюдении определенных условий, однако этот срок сократили!

А точнее:

  • аналоговые тахографы можно было эксплуатировать до 01 января 2018 года, при условии, что они были установлены на транспортное средство заводом изготовителем транспортного средства до 16 июня 2010 года;
  • тахографы без блока НКМ (СКЗИ) можно было также использовать до 01 января 2018 года, при условии, что они были установлены на транспортное средство мастерской до 11 марта 2014 года.

В связи с чем сократили срок? На наш взгляд тут два фактора:

  • Прежде всего это вызвано большим количеством махинаций со стороны недобросовестных перевозчиков, которые для экономии собственных денежных средств устанавливали подобные тахографы "задним числом", так как они в два раза дешевле тахографов с блоком НКМ (СКЗИ).
  • Махинациями со стороны недобросовестных мастерских , которые продавали подобные тахографы добросовестным перевозчикам, заманивая низкой ценой на оборудование, при этом не разъясняли перевозчикам о незаконности установки подобного оборудования. Подобными действиями мастерские путем обмана вводили добросовестных перевозчиков в заблуждение. (По нашему мнению - мошенничество в чистом виде!)

ВНИМАНИЕ АКЦИЯ! БЕСПЛАТНАЯ ПРОВЕРКА тахографов на предмет соответствия нормам действующего законодательства. Помогаем вернуть денежные средства уплаченные мошенникам и восстановить справедливость!

КОММЕНТАРИЙ:

Ну если с аналоговыми тахографами ЕСТР - все понятно, это четко написано в приказе. По поводу тахографов без блока НКМ (СКЗИ) у многих заказчиков возникают вопросы. Разъясняем:

Под запрет попадают не сами тахографы, а карты для тахографов без блока НКМ (СКЗИ), так как они не соответствуют требованию приложения N 1 к приказа Минтранса России N 36, а именно они не являются криптозащищенными.

ЦИТИРУЕМ ВЫДЕРЖКУ ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ №1 к ПРИКАЗУ № 36:

Приложение №1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства.

ГЛАВА 1 Общие положения.

Пункт 4. Типы карт тахографа:

1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств , а также хранение данных о деятельности водителя;

С полным текстом приказа МИНТРАНСА № 36 можно ознакомиться на сайте АГЕНСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА и .

Перечень карт соответствующих приказу № 36 опубликован на сайте АГЕНСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА и . В результате видим, что это только карты производства ФГУП "НТЦ "АТЛАС". Взгляните на свою карту водителя для тахографа и посмотрите кем она произведена, - ответ очевиден!

РЕЗОННЫЙ ВОПРОС: Почему запрещены именно карты для тахографов без блока НКМ (СКЗИ) с 01 июля 2016 года, а не сами тахографы?

ОТВЕТ: Запретить тахографы без блока НКМ (СКЗИ) было бы не правильным, так как многие модели можно дооснастить блоком НКМ (СКЗИ), заменить карту водителя, что приведет цифровой тахограф РФ в соответствие норм действующего законодательства, главное чтобы модель тахографа и версия платы попадала в перечень допущенных к эксплуатации на территории РФ. Список моделей подобных тахографов также опубликован на сайте АГЕНСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА и .

ВНИМАНИЕ!!! Чтобы упростить работу контролеров в лице инспекторов ДПС (ГИБДД) и транспортной инспекции РОСТРАНСНАДЗОР, АГЕНСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА открыло доступ к сервису проверки карт РФ и ЕСТР в режиме он-лайн. Рекомендуем и Вам заблаговременно проверить Вашу карту сейчас, чтобы избежать "неприятных нюансов" после запрета 01 июля 2016 года.

Оперативно заменить цифровой тахограф без блока НКМ (СКЗИ) на новый, произвести дооснащение блоком НКМ (СКЗИ), а также заказать карту водителя для цифрового тахографа соответствующего типа можно у нас в компании СТАВИНТЕХ - обращайтесь в наш отдел продаж!

ВАЖНО!!! На картах водителей с процессе использования карт тахографов собирается огромное количество нарушений режимов труда и отдыха, вызванных неправильной эксплуатацией самих тахографов и незнанием норм приказа МИНТРАНСА №15. При встрече с инспектором это приведет к большому количеству штрафов! В целях избежания административных санкций настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами следующих статей нашего блога:

- типовые ошибки водителей

- правильное использование тахографа

- режимы труда и отдыха

- считывание данных

Если подобного ликбеза Вам не достаточно, можете ознакомиться с исходным текстом документов и нашими комментариями к ним ниже:

А теперь давайте рассмотрим хронологию событий:

02 декабря 2015 года появляется Приказ Министерства транспорта №348, который вносит изменения в приказ №273 от 21 августа 2013 года в части порядка оснащения транспортных средств тахографами и уточняет перечень исключений.

ТЕКСТ НОРМАТИВНОГО АКТА

Приказ Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2015 г. N 348 "О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6714) приказываю:

Внести изменения в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31407), с учетом изменений, внесенных приказом Минтранса России от 21 октября 2015 г. N 314 (зарегистрирован Минюстом России 11 ноября 2015 г., регистрационный N 39665), согласно приложению к настоящему приказу.

Министр М.Ю. Соколов

Приложение к приказу Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2015 г. N 348

Изменения, вносимые в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31407)

В пункте 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами:

1) абзац седьмой после слов "(ЕСТР*(2), Женева, 1 июля 1970 г.)" дополнить словами ", за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)";

2) абзац восьмой после слов "от 10 сентября 2009 г. N 720*(3)" дополнить словами ", за исключением аналоговых контрольных устройств";

3) дополнить абзацем девятым в следующей редакции:"транспортных средств категорий N2 , N3 , M2 , M3 , оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, - до 1 июля 2016 г.".

С официальным текстом документа можно ознакомиться на сайте АГЕНСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

КОММЕНТАРИЙ: Ясности конечно прибавилось, но не всем понятно, отсутствует конкретика и присутствует двойное толкование, поэтому АГЕНСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 10 декабря 2015 года публикует Информационное письмо с пояснениями.

ТЕКСТ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

С 1 июля 2016 г. запрещена эксплуатация транспортных средств, оснащенных техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства). Соответствующие изменения утверждены приказом Минтранса России от 2 декабря 2015 г. № 348 «О внесении изменений B Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273».

Также сообщаем, что ФБУ «Росавтотранс» осуществляется учет в соответствующих перечнях сведений о каждом экземпляре карты соответствующей требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36). Сведения из перечня размещены на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» в разделе «Проверка оборудования» «Карты РФ». Все карты, соответствующие требованиям ЕСТР регистрируются в реестре выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах в соответствии с приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145 «Об утверждении порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах». Ведение реестра осуществляет ФБУ «Росавтотранс». Сведения из реестра размещены на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» в разделе «Проверка оборудования» «Карты ЕСТР».

Сведения о картах тахографа, возможно проверить в разделе «Проверка оборудования» введя номер карты тахографа и дату начала её действия.

Карты тахографа, выпущенные на территории Российской Федерации и отсутствующие в разделе «Проверка оборудования» не соответствуют требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР и как следствие тахограф функционирующий с картой, отсутствующей в разделе «Проверка оборудования» является аналоговым контрольным устройством, и его эксплуатация запрещена с 1 июля 2016 г.

С официальной версией этого письма можно ознакомиться на сайте АГЕНСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА и

КОММЕНТАРИЙ: После публикации начало поступать огромное количество обращений , поэтому АГЕНСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 19 декабря 2015 года размещает еще одно Информационное письмо с пояснениями.

ТЕКСТ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

В связи с поступлением большого числа обращений в части аналоговых контрольных устройств, в дополнение к письму от 10 февраля 2016 № 08-02/363 сообщаем следующее.

Обязанность оснащения транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографами) установлена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, установлена абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), вступившим в силу с 1 апреля 2013 г.

Согласно указанному абзацу Федерального закона № 196-ФЗ, требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений законодательства Минтрансом России издан приказ от 13 февраля 2013г. №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания иконтроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее - приказ Минтранса России №36).

В соответствии с приложением № 2 к приказу Минтранса России № 36, тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категорияМ2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категорияМ3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);

за исключением:

  • транспортных средств категории М2, М3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. №112;
  • транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. № 36 «Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный № 6204), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.);
  • пассажирских и грузовых троллейбусов;
  • автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов и транспортных средств, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобилейскорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей- домов, бронированных транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»;
  • находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

Приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее - Порядок), устанавливающий процедуры и этапность оснащения тахографами транспортных средств различных категорий и видов.

В частности, указанным Порядком для транспортных средств, выпускаемых в обращение и находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, указанным в приложении № 2 к приказу Минтранса России № 36 до слов «за исключением», установлены следующие сроки оснащения:

  • транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных организациями-изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (аналоговыми контрольными устройствами), - до 1 января 2018 г.;
  • транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающими регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (аналоговыми контрольными устройствами), - до 1 июля 2016г.

Соответствующие изменения утверждены приказом Минтранса России от 2 декабря 2015 г. № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273».

При осуществлении международных автомобильных перевозок обязанность установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств установлена статьей 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, оснащаются контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).

Также сообщаем, что ФБУ «Росавтотранс» осуществляется учет в соответствующих перечнях сведений о каждом экземпляре карты, соответствующей требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36). Сведения из перечня размещены на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» в разделе «Проверка оборудования» «Карты РФ». Все карты, соответствующие требованиям ЕСТР регистрируются в реестре выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах в соответствии с приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145 «Об утверждении порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах». Ведение реестра осуществляет ФБУ «Росавтотранс». Сведения из реестра размещены на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» в разделе «Проверка оборудования» «Карты ЕСТР».

С официальной версией этого письма можно ознакомиться на сайте АГЕНСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА и

Небольшое отступление...

ВНИМАНИЕ!!! На картах водителей для цифровых тахографов собирается огромное количество нарушений. Чтобы этого избежать, необходимо ответственным лицам предприятий регулярно считывать данные с карт, анализировать и проводить профилактику нарушений. Для этого удобно использовать программный комплекс GR.CARDS. Программное обеспечение работает по облачной технологии и доступно к использованию с любого компьютера с доступом в сеть интернет.

Предлагаем БЕСПЛАТНУЮ версию программного комплекса GR.CARDS для предприятий!

Программный комплекс позволяет:

  • считывать информацию с любых карт водителей (ЕСТР, СКЗИ и без СКЗИ)
  • хранить считанные данные бессрочно
  • создать неограниченное количество точек считывания информации
  • производить выгрузку данных для предоставления контрольным органам
  • следить за сроками окончания действия карт водителей для цифровых тахографов
  • просматривать историю действий водителей по дням
  • просматривать показания одометра и пробега транспортного средства за любой период времени
  • следить за сроками следующих калибровок тахографов
  • своевременно напоминает о соблюдении сроков считывания
  • следит за состоянием тахографов на предприятии
  • разблокировать карту самостоятельно без общения в специализированные сервисы
  • проводить полный анализ соблюдения режимов труда и отдыха водителями на предмет соответствия норм действующего законодательства

Подробнее с возможностями программного комплекса

ВАЖНО!!! НЕ ЗАБУДЬТЕ купить USB считыватель для загрузки данных с карт водителей для цифровых тахографов. Для нормальной работы Вам будет достаточно приобрести недорогое решение smart CARD reader ! Купить можно у нас или в любом супермаркете цифровой электроники.

Зимой 2015 года в законодательстве Российской Федерации появились новые изменения, касающиеся грузовых и пассажирских перевозок. Со 2 декабря 2015 в силу вступил Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №348. Он обязывает всех владельцев транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3 заменить тахографы, соответствующие евростандарту, на приборы, оборудованные системой криптозащиты информации – СКЗИ. У многих эта поправка вызывает множество вопросов. Водители и владельцы транспортных компаний хотят знать, законны ли аналоговые тахографы с шайбой, каков срок их действия и до какого времени можно с ними ездить без риска получить штраф. На эти вопросы постараемся подробно ответить в нашей статье.

Надо ли менять аналоговый тахограф с шайбой на цифровой и почему

До вступления приказа в силу, приборы с шайбой были законно установлены на автомобили и автобусы, произведенные в странах европы ранее 2006 года. Попытки по их замене начались в 2014 году, так как аналоговые приборы обладают большим количеством недостатков:

  • нет возможности проверить, в законные ли сроки было установлено устройство;
  • такие тахографы очень часто барахлят и быстро выходят из строя;
  • очень легко обмануть систему и внести ложные сведения в аппарат, так как шайба заполняется водителем вручную, он может написать любую дату и время;
  • для изменения данных о скорости и расстоянии достаточно установить на счетчик магнит или отключить питание устройства.

Такие устройства ненадежны, они не обеспечивают в полной мере безопасность дорожного движения и контроль за водителем. Но в нашей стране не нашлось много желающих переоснастить транспортное средство цифровым оборудованием. Поэтому в России последовали примеру Европы. Там запрет на аналоговые тахографы существует на государственном уровне уже около 10 лет.

На данный момент существует лишь несколько случаев, в которых можно ездить с данным прибором:

  • транспортное средство используется для транспортировки грузов и пассажиров за границей;
  • аналоговое устройство в автомобиле установил завод-изготовитель;
  • если это автобус, в котором более двадцати сидячих мест;
  • для грузовиков, грузоподъемностью более пятнадцати тонн;
  • контролирующее оборудование было установлено ранее 8.11.13
  • владелец прибора с шайбой приобрел лицензию международного перевозчика.

В любой другой ситуации на вопрос, в законе ли аналоговый тахограф В России, ответ существует только один: нет, его использование противоречит законодательству РФ. Теперь все перевозчики обязаны эксплуатировать устройства с блоком СКЗИ для грузопассажирских транспортировок по России. Если руководитель транспортной компании решит обмануть закон и приобретет лицензию на международные перевозки, при этом занимаясь внутрироссийскими, его ждет штраф. При первой же проверке путевого листа выяснится, в каких пунктах находилось ТС. Ответственное лицо будет вынуждено заменить прибор на цифровой, а также может получить штраф.

Срок действия тахографов с шайбой

Официальный срок замены бортового контролирующего оборудования в Российской Федерации – до 1 июля 2016 г. К этому времени все приборы, в которых информация хранилась в на шайбе, необходимо демонтировать, а вместо них установить новые – цифровые. Они обеспечивают надежную защиту информации от взлома и предотвращают возможность подделать данные о передвижении, режиме труда и отдыха водителя. Доступ к информации в цифровых тахографах осуществляется с помощью специальных ключей – электронных карт с индивидуальным PIN-кодом. Это перекрывает доступ к данным для третьих лиц.

Так как официально использование данных моделей после 1.07.16 незаконно, их эксплуатация приравнивается к отсутствию контролирующего устройства. Водитель может быть оштрафован на сумму от 1 до 3 тыс. рублей, а должностное лицо – 5-10 тыс.

Во сколько обойдется замена

Средняя цена современного бортового прибора СКЗИ – 35 тыс. руб. Также стоит помнить, что вся информация, хранящаяся в блоке СКЗИ находится в юрисдикции ФСБ. Поэтому такое устройство требует покупки специальной лицензии, также его необходимо активировать. Стоимость активации в среднем составляет 15 тыс. руб.

Как установить цифровой тахограф

Способы установки для устройств разных видов несколько варьируются:

В формате радиомагнитолы

Нужно лишь произвести замену оборудования и откалибровать.

В виде спидометра

Помимо основных работ необходимо будет также установить спидометр с шиной CAN. Это нужно для предотвращения расхождений в показаниях приборов.

Устройства 1319 или EGK 10

Для них также нужно заменить существующий спидометр на устройство с CAN-шиной.

Как начать пользоваться цифровым тахографом

Правильная установка и эксплуатация контролирующего прибора включает в себя следующие этапы:

Заполнить бланк активации

В него вносят данные о транспортном средстве, организации и водителе. Очень важно верно указать всю информацию, иначе понадобится покупка дополнительного блока СКЗИ. При помощи активации связывают следующие элементы:

  • транспортное средство;
  • тахограф;
  • блок СКЗИ;
  • данные о владельце.

Зарегистрироваться

Все данные передаются в Росавтотранс, там же владелец получает сертификат.

Установить оборудование

Важно доверить этот этап лицензионным мастерским. Они, как правило, и являются производителями тахографов. Не стоит обращаться в сомнительные организации, предлагающие сильно заниженные цены на установку. Прибор, установленный не по нормативам правильно работать не будет.

Пройти обучение

Обычно при замене аналогового тахографа на цифрового у водителей не возникает проблем. У этих устройств довольно простой интерфейс, к тому же к нему прилагается подробная инструкция. Для тех, кому самостоятельно сложно разобраться с управлением есть два варианта:

  • обучение через интернет: просмотр наглядных материалов, видеоинструкций и уроков;
  • обучение в компании: живая презентация для сотрудников, объяснение принципов работы устройства, ответы на интересующие вопросы.

Напоследок нужно отметить, что замена – это необходимое и обязательное мероприятие. Оно призвано оградить вас от проблем с законом и повысить безопасность всех участников дорожного движения.

Современные цифровые средства контроля водителей начали устанавливать на автомобили России лишь пару лет назад. До этого применялись электрические устройства – те самые с шайбой. В связи с принятием Приказа No36 многие стали задаваться вопросом о замене аналогового тахографа на цифровой. О целесообразности этого решения мы поговорим в этой статье.

Однозначного ответа на этот вопрос не было до недавнего времени, что довольно странно, учитывая, что оборудование автомобилей устройствами контроля регулируется законодательно. В различных регионах страны эта проблема рассматривалась по-разному, откуда и различие в отношении сотрудников ГИБДД.

Приказ о замене тахографов можно свести к двум тезисам:

    с 1 июля 2016 года аналоговые тахографы с шайбой подлежат замене; их наличие не является доказательством соблюдения закона и приравнивается к отсутствию устройства контроля;

    это касается всех устройств, на которые устанавливается контроллер, независимо от страны происхождения.

Какие тахографы устанавливать?

Для использования на дорогах России разрешено устанавливать два типа цифровых контрольных устройств.

    Первый из них – аппараты, разрешенные для использования на территории Европейского союза и имеющие Международный сертификат соответствия. Они устанавливаются на большинство грузовых и пассажирских автомобилей, производящихся в ЕС.

    Второй тип – устройства с предустановленным СКЗИ (средством криптографической защиты информации). Он используется только для внутренних перевозок на территории РФ и запрещен для использования за ее пределами, в том числе и в странах СНГ.

Различие между этими двумя типами заключается в стоимости: устройства с криптозащитой значительно дороже как при покупке, так и в дальнейшем обслуживании.

Можно ли использовать аналоговые тахографы?

Есть несколько условий, при одновременном соблюдении которых можно продолжать пользоваться аналоговым устройством:

    автомобиль является автобусом с количеством сидячих мест более двадцати или грузовым транспортным средством со снаряженной массой не менее пятнадцати тонн;

    ТС используется для международных перевозок;

    тахограф установлен заводом изготовителем;

    устройство контроля было установлено до 08.11.13.

При несовпадении хотя бы одного условия с реальным положением вещей, то придется произвести переоборудование.

До какого года действительны аналоговые тахографы?

Все установленные устройства контроля, соответствующие требованиям ЕСТР разрешено использовать вплоть до 01.06.16 (при условии их исправности и корректном функционировании). После этого необходимо либо произвести замену на цифровую модель, либо получить лицензию на международные перевозки.

Если ТС было выпущено до 16.06.10, то его можно использовать до 01.06.16 без получения лицензии. Если же автомобиль был зарегистрирован в надзорных органах РФ после указанной даты, то на него разрешено устанавливать только цифровые тахографы.

Таким образом, все ранее установленные аналоговые устройства контроля можно было беспрепятственно использовать на территории России до 1 июля 2016 года. После этой даты необходимо получить международную лицензию. В настоящее время такая процедура претерпела изменения в сторону значительного упрощения.

Юридический аспект

Существует некоторые нюансы при ДТП и дальнейшем судебном разбирательстве суд не учитывает показания аналоговых тахографов. При его использовании водитель может обосновать свою невиновность, предоставив данные о соблюдении режима труда и отдыха, а также отсутствия нарушения скоростного режима на данном участке трассы и не совершал действий, которые могли привести к аварийной ситуации. Показания устройства контроля с шайбой можно подделать, что делает их ничтожными с юридической точки зрения и не позволяет использовать в качестве доказательства.

К тому же использование цифрового тахографа позволяет доказать невиновность водителя: в нем будут отражены показания о начале торможения и скорости транспортного средства в этот момент, которые будет невозможно оспорить.

Еще один существенный плюс в пользу использования современного устройства контроля – возможность точного указания маршрута водителя. При необходимости вмешательства спасательных бригад МЧС или оперативных служб скорой медицинской помощи можно будет указать точные координаты происшествия и обеспечить своевременную помощь пострадавшим. Это важно для восстановления событий, и для оперативности прибытия служб спасения.

Штрафы

Так как срок действия тахографов с шайбой истек, то на данный момент действует некоторая система санкций. Его использование приравнивается к отсутствию устройства контроля, что, в свою очередь, наказывается штрафом в размере от 1 до 3 тысяч рублей для водителя и от 5 до 10 тысяч — для должностных.

Стоимость замены

Стоимость замены устройства контроля на новую модель зависит от сервисного центра, в который обращается водитель или транспортная компания и от текущей модели оборудования. К слову, менять аналоговый тахограф на цифровой нужно уже сейчас, когда цены на него еще приемлемы, так как в будущем прогнозируется повышение стоимости как самого аппарата, так и работ по его монтажу и калибровке специалистами.

    Для устройств в формате радиомагнитолы (1DIN) потребуется только заменить сам аппарат и откалибровать его.

    Для устройств в виде спидометра потребуются дополнительные работы по монтажу нового спидометра с шиной CAN, чтобы предотвратить расхождение показателей тахографа и спидометра.

    Для устройств 1319 или EGK 100, также придется заменить спидометр на модель с CAN-шиной либо использовать старое устройство в качестве спидометра.

Подводя итог, отметим, что крайний срок замены аналогового тахографа на цифровой был определен как 1 июля 2016 года. По его истечению отсутствие цифрового устройства контроля приравнивается к отсутствию контроля за водителем в целом и облагается штрафом.

Ответ на вопрос, можно ли ездить с аналоговым тахографом в 2019 году (да, можно) несколько неожиданный в свете известных новаций, согласно которым он не допускается.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако в реальности и в 2019 году разрешено перемещаться по России с аналоговым тахографом европейского образца (ЕСТР), хотя прибор российского образца в настоящее время уже безусловно запрещено эксплуатировать.

Общие сведения

Тахографы - устройства, фиксирующие параметры рейса водителя, работающего на транспортном средстве . С их помощью контролируется его трудовой день.

Эти приборы подразделяются на более старые, аналоговые, и более современные, цифровые. В настоящее время в общем случае использование более старых моделей аналогового образца уже не допустимо.

Водитель может иметь на своем ТС лишь цифровые устройства. Можно использовать аналоговые тахографы в 2019 году лишь в одном случае, когда это устройство отвечает европейским требованиям (ЕСТР) и если сам автомобиль имеет право пересекать российскую границу.

Основные понятия

Тахограф - бортовой аппарат, устанавливаемый на грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны и на автобусы, которые включают восемь посадочных мест и более.

Эти устройства предназначены для того, чтобы определять основные параметры данного рейса транспортного средства.

Тахограф устанавливает пройденное расстояние, фиксирует потраченное на поездку время и вычисляет скорость устройства.

Помимо этого он запоминает, сколько времени в течение суток у водителя или водителей ушло на работу и отдых. Его назначение - защита трудовых прав водителя, прибор не допускает нарушения им режима труда.

На какие типы делится по конструкции

По своей конструкции тахографы подразделяют на аналоговые и цифровые. Первые считаются менее современными устройствами и постепенно уступают место вторым.

Аналоговые тахографы по виду подобны либо спидометру, либо магнитоле. Они оснащены бумажной шайбой (диском), который помещается внутрь устройства.

Цифровые тахографы по виду напоминают радиомагнитолу. В эти устройства сведения о движении машины поступают с датчиков, один из которых монтируется на КПП машины.

Это аппарат работает с помощью карты водителя. Вся доступная устройству информация заносится как на запоминающее устройство в самом тахографе, так и на помещенную в его слот карту водителя.

Оснащение транспортных средств в России новыми аналоговыми тахографами было запрещено, начиная с 2014 года.

Причина этого решения была в том, что цифровые устройства являются более современными, поэтому с того времени был взят курс на переход на них.

В то же время в дальнейшем допускалось использование транспортных средств, на которых аналоговый прибор был установлен до 2014 года.

С 2019 года такая возможность отменена. Введено требование установить новую модель тахографа и на устройства, на которых старая стояла изначально.

Законодательная база

Законодательная база по вопросу эксплуатации тахографов и замены аналоговых устройств на цифровые включает:

  • «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…», принятый 13 февраля 2013 года
  • , принятый 21 августа 2013 году, включая изменения от 28 декабря 2015 года;

Особенности эксплуатации

Эксплуатация аналогового тахографа не представляет особых сложностей. Устройство по виду напоминает спидометр либо магнитолу авто, и все его функции очевидны опытному водителю.

В частности, устройство, которое напоминает по виду спидометр, обладает световыми сигнализаторами (красными лампочками), которые размещаются внизу под шкалой.

Если в частности загорается левый сигнализатор, это свидетельствует о проблеме общего характера, из-за наличия которой прибор не в состоянии работать.

В частности, его передняя крышка может быть закрыта неплотно либо вовсе не закрыта. Также загорание лампочки слева может быть признаком того, что в устройстве отсутствует диск, или что сломалось его перо.

Правая красная лампочка под шкалой в свою очередь предназначена для того, чтобы сигнализировать об ускорении со стороны водителя выше запланированного лимита.

Эту лампочку он настраивает сам, определяя максимально допустимую скорость. Для этого водитель открывает переднюю крышку и устанавливает требуемую цифру, поворачивая винт в окне.

По табло спидометра также располагается счетчик, которым фиксируется совокупный пробег транспортного средства. На данном счетчике все цифры белого цвета, они показывают количество пройденных километров.

Исключение составляет самая правая цифра, которая показывает сотни метров (десятые километра). Она окрашена красным.

С двух сторон от этого счетчика пройденной дистанции находятся ручки, с помощью которых можно настраивать, на какого водителя нужно записывать данное время работы, на первого или второго.

Та из ручек, которая относится к водителю, не находящемуся за рулем в настоящее время, указывает на перечеркнутый квадрат сверху. Таким образом прибор определяет, что данный водитель не работает.

В то же время сам прибор автоматически фиксирует два основных режима, относящихся к работе другого водителя. Когда автомобиль едет, это время заносится в память как время режима вождения.

Когда же автомобиль стоит, это время определяется как режим пассивной работы. Предполагается, что в таком случае водитель либо находится в пробке, либо останавливается на светофоре.

Таким образом, если ручка переключателя направлена в сторону молоточков крестом, то предполагается, что в этот период водитель либо движется, либо занят обслуживанием транспортного средства.

Во втором случае он не находится за рулем, но чинит неисправности, оформляет требуемые бумаги и т.п. Эти две ситуации тахограф различает по наличию или отсутствию перемещения транспортного средства.

Если же ручка направлена на стульчик (или кроватку), то соответствующий промежуток времени расценивается как отдых.

В эти часы автомобиль не должен двигаться, сам водитель также не совершает каких-либо рабочих операций.

Как пользоваться данным устройством, установленным заводом-изготовителем

Водителю перед началом поездки необходимо быть уверенным, что данный диаграммный диск сопоставим с моделью установленного на его транспортном средстве аналогового тахографа.

Кроме того, ему требуется от руки занести на шайбу требуемую информацию, а именно:

Далее шайба для тахометра помещается в надлежащий разъем. С этой целью требуется на находящейся на лицевой части устройства панели приподнять крышку. Далее носитель вставляют в паз и опускают крышку обратно.

Если транспортным средством управляют сразу два водителя, то в два разъема вставляются шайбы обоих этих сотрудников.

В таком случае информация будет заноситься на тот из носителей, для которого это определено положением ручки, указывающей на скрещенные молоточки. Носитель другого водителя должен указывать на перечеркнутый квадрат.

В ходе поездки исполняющий в данный момент обязанности водитель не производит переключение тахометра в режим вождения и пассивной работы.

Прибор выполняет это действие самостоятельно, ориентируясь на то, движется машина или стоит. При этом перед началом промежутка, занятого отдыхом, водитель обязан сам указать соответствующий факт, направив ручку на пиктограмму кроватки.

По завершении использования шайбы для тахографа водитель извлекает ее из разъема. Далее он заносит в центр устройства сведения по итогам данных 24 часов, а именно:

  • имя населенного пункта, в котором шайба была извлечена и время этого действия;
  • цифра на одометре при завершении рабочего периода;
  • общее пройденное расстояние.

Срок действия

Водитель хранит шайбу, которая содержит информацию за сутки, в течение 28 дней.

Таким образом, водитель, транспортное средство которого оснащено аналоговым тахографом, обязан держать в машине 29 дисков, включая в их число тот, который находится в тахографе.

Именно такое их количество он обязан представить инспектору ГИБДД при . При этом установлено, что сотрудник ГИБДД, проверяющий диски, обязан поставить на каждом из них свой личный штамп, удостоверив выполненную проверку.

Их изъятие не допускается, оно приравнивается к манипуляции шайбами. По прошествии этого времени диски передаются юридическому лицу, которое наняло этого водителя либо индивидуальному предпринимателю.

При этом на предприятие возлагается обязанность хранить диски в течение трех лет, затем можно произвести их утилизацию.

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой в 2019 году

Общим правилом установлено, что необходимо. Определено, что на всех автомобилях, снабженных таким прибором, его было необходимо заменить на цифровое устройство к 1 января 2019 года.

Однако для этого правила предусмотрено существенное исключение. прежнего, аналогового типа, замене не подлежат.

При наличии на транспортном средстве такого устройства и при владении водителем карточки, дающей доступ к международным автомобильным перевозкам (МАП) ему не требуется осуществлять подобную замену.

Определяя, в законе или нет использование аналогового тахографа, стоит проверить, не европейский ли он.

Разумеется, не стоит выдавать российский тахометр за европейский, так как обмануть инспектора будет невозможно, они слишком различаются.

Таким образом, аналоговые тахографы отечественного производства, установка которых допускалась до 2014 года, и с которыми, начиная с этого года можно было только ездить, но не ставить их на ТС, полностью запрещены в 2019 году.

Видео: нужно ли менять шайбовый прибор

Во сколько обойдется замена

Замена аналогового тахографа на цифровой обойдется в сумму 32–40 тысяч рублей. При этом, изучая предложения, стоит обращать внимание на то, идет ли речь лишь об установке прибора или о выполнении всего комплекса работ с тахографом, включая калибровку, («под ключ»).

В настоящее время цены на эту процедуру могут быть выше, чем в 2017 году, когда менять аналоговый тахограф на цифровой было еще не поздно.

При этом самостоятельная установка устройства не допускается. Его монтаж на транспортное средство могут выполнить только в мастерской, сотрудники которой разбираются в схемах подключения различных приборов и при этом обладают допуском к выполнению данного рода работ.

Перечень мастерских, наделенных таким правом, можно найти в интернете.

Предусмотрен ли штраф за езду с данным прибором

Так как в 2019 году использование аналогового тахографа не допускается, его наличие на транспортном средстве может стать основанием для взятия штрафа.

При этом данное нарушение будет квалифицировано как отсутствие тахографа, и водитель будет наказан штрафом как за езду без подобного устройства.

Его величина составит для самого водителя 1000–3000 рублей. В свою очередь юридическое лицо, которому принадлежит транспортное средство, может быть наказано денежным штрафом в размере от 5000 до 10000 рублей.

Разумеется, подобные правила не действуют в том случае, когда транспортное средство оснащено аналоговым тахографом, который соответствует стандартам ЕСТР, а само транспортное средство рассчитано для поездок за пределы России.

В то же время на практике подобное транспортное средство может не пересекать границы России, оставаясь в пределах страны.

И в случае, когда оно используется исключительно для осуществления внутренних перевозок, водителю и фирме ничего не инкриминируют.

Реальное выполнение рейсом за рубеж не обязательно. В 2019 вполне достаточно наличия на борту аналогового тахометра именно по стандартам ЕСТР, но не запрещенного внутрироссийского образца.

Таким образом, на использование аналогового тахографа в 2019 году наложен запрет.

С начала 2018 года вступили в силу новые требования по оснащению тахографами пассажирских автобусов и большегрузных машин, вызвавшие множество вопросов у участников рынка автомобильных перевозок. Чаще всего владельцев автотранспорта интересует – нужно ли менять имеющееся цифровое устройство и подлежит ли замене тахограф европейского образца?

Расскажем подробнее, кого затронут изменения, в какую сумму обойдется установка средства контроля и о чем говорят последние новости.

Зачем нужны тахографы?

Тахограф – измерительный прибор, основной функцией которого является учет времени, проведенного водителем за рулем. Устанавливаются тахографы на грузовые автомобили. Закон 2018 года также требует установки прибора в кабину пассажирского автобуса (точный перечень ТС содержится в Приложении 2 к приказу Минтранса №36 от 13.02.2013 с изменениями 2017 года).

Использование устройства обусловлено необходимостью повысить безопасность на дорогах. Статистика утверждает: значительное число аварий с участием большегрузов происходит из-за недосыпания, длительного нахождения водителя за рулем и других причин, снижающих концентрацию внимания.

Регламентируют данную сферу (включая вопрос: на какие транспортные средства должны быть установлены тахографы с 1 января 2018 года):

  • Закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (статья 20 обязывает перевозчиков оснащать автопарк тахографами);
  • постановления правительства РФ №720 от 10.09.2009 (утверждающее техрегламент о безопасности колесных транспортных средств) и №1213 от 23.11.2012 (содержит требования к приборам, определяет порядок оборудования и т.д.);
  • приказы Минтранса №36 от 13.02.2013 и №273 от 21.08.2013 (с изменениями 2017 года). Первым утверждены требования к устройствам, правила пользования и контроля, вторым – этапы установки.

Положения нормативных актов обязательны к исполнению компаниями и индивидуальными предпринимателями, совершающими перевозки пассажиров и грузов. На частных владельцев автотранспорта они не распространяются.


Какие тахографы обязуют ставить в 2018 году?

Фиксация непрерывной и некорректируемой информации о соблюдении водителями режима труда и отдыха – этому условию должны отвечать обязательные к установке тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства РФ №1213 наделило Минтранс полномочиями по определению порядка оснащения контролирующими устройствами. Требования к приборам и правила обращения с ними согласовываются с ФСБ и МВД.

Приборы, способные воспроизвести детали рейса, дополнены криптографическим модулем СКЗИ для хранения зашифрованных сведений. Одно из требований к устройству, который пришел на смену устаревшим аналоговым и не оснащенным системой криптографической защиты цифровым, – корпус бортового самописца должен быть опломбирован. Помимо блока СКЗИ в комплект входят:

  • ПО для обработки данных;
  • считывающее устройство, клавиатура для ввода сведений и дисплей для отображения информации;
  • карта тахографа;
  • датчик движения;
  • ГЛОНАСС/GPS-антенна.

Срок эксплуатации модуля СКЗИ – три года, но замена может понадобиться и раньше:

  • при поломке устройства;
  • при смене владельца или изменении данных, которые требуется внести для активации (марка, модель автомобиля, VIN-номер и т.д.)

Виды устройств, подлежащих замене

Процесс внедрения контроллеров в пассажирские автобусы и грузовики начался в 2013 году, а завершится, по планам, летом 2019 года. Минтранс в приказе №273 обязал владельцев коммерческого автотранспорта, перевозящих грузы по России, до 1 января 2018 года сменить:

  • тахографы ЕСТР, внедренные автопроизводителями до 1 апреля 2014 года;
  • тахографы ЕСТР, монтированные мастерскими до 11 марта 2014 года.

Обязательному оснащению тахографами с СКЗИ (здесь уже правила диктует приказ №36) подлежат:

  • автобусы, если в салоне более восьми мест для пассажиров;
  • грузовики тяжелее 3,5 т.

1 июля 2018 года – крайний срок для замены устройств в автобусах, задействованных на регулярных пригородных рейсах, а ровно через год наступит время для городского пассажирского транспорта.

Цифровой тахограф – на какие транспортные средства он ставится?

С 2017 года вступили в действие поправки в закон о проверках. 25 января 2018 года правовой портал «Гарант» опубликовал руководство Ространснадзора по соблюдению обязательных требований. Надзорный орган дал пояснения по спорным моментам, в частности, относительно видов транспорта, на которые следует установить тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства и приказы Минтранса не дают, например, однозначного ответа, должны ли оснащаться этими приборами служебные автобусы, не совершающие непосредственно коммерческих рейсов.

Позиция Ространснадзора: если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, тахографы на служебных автобусах должны быть установлены в обязательном порядке.

При этом в нормативных актах четкого определения понятию «коммерческие перевозки» нет. Словарь финансовых и юридических терминов портала «КонсультантПлюс» трактует его так: «регулярные перевозки, при выполнении которых перевозчик в силу закона или иных правовых актов обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина за плату, определяемую перевозчиком». То есть на коммерческий характер перевозки указывают:

  • наличие договора;
  • плата за услугу.


Какой тахограф надо ставить на грузовой автомобиль с 2018 года?

Какой именно вид устройства следует установить на грузовик, зависит от направления выполняемых рейсов. Положения приказа Минтранса №36 определенно говорят:

  • для перевозок внутри страны требуется тахограф с СКЗИ;
  • для международных перевозок – европейский аналог.

Требование об обязательной установке технического средства контроля с криптографическим модулем не затрагивает автотранспорт, допущенный к международным перевозкам в соответствии с карточкой допуска. То есть наличие этого документа относит транспортное средство в число исключений, на которые не распространяется директива. При этом допуск не обязывает выезжать за пределы страны и предъявлять соответствующие доказательства, а является лишь свидетельством готовности транспорта совершать международные рейсы.

Как оформить карту международного перевозчика?

Допуск для международных перевозок выдает Ространснадзор и его территориальные органы (УГАДН). Чтобы получить его, юрлицам и ИП нужно соответствовать следующим требованиям:

  • иметь автомобили, отвечающие международным техническим стандартам и соглашениям;
  • устойчивое финансовое положение;
  • полис ОСАГО;
  • в штате организации должен быть водитель/водители требуемой квалификации.

Удостоверение (оформляется на каждое транспортное средство) выдается на один год при первичной подаче заявления. По истечении 12 месяцев можно подать на новое сроком 5 лет, которое, в отличие от выданного в первый раз, разрешается продлить дважды.

В подразделениях Ространснадзора услуга (полностью – и рассмотрение заявления, и выдача карт, и их продление) оказывается бесплатно. С оформлением, уже за плату (около 10 000 рублей в зависимости от срока действия удостоверения и региона) помогают специализированные мастерские. Установка нового тахографа с СКЗИ, включая стоимость прибора и его настройку, обойдется в сумму от 35 000 рублей. Еще по 25 000 рублей (актуальная на январь 2018 года цена) потребуется платить каждые три года за замену криптографического блока. Перечень моделей блока СКЗИ, карт, лицензированных мастерских регулярно обновляется на сайте ФБУ «Росавтотранс».

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?

В 2018 году аналоговых тахографов с диаграммным диском на транспорте для коммерческих перевозок внутри России, казалось бы, быть не должно – запрет на них наложен еще 1 июля 2016 года. Однако все тот же приказ Минтранса под номером 36 освобождает от установки тахографов с СКЗИ автобусы и большегрузы, если они одновременно соответствуют трем условиям:

  • автобус имеет более 20 мест для пассажиров, а грузовик – вес свыше 15 т;
  • предназначены они для коммерческих перевозок;
  • оснащены тахографом заводом-производителем до 8 ноября 2013 года.

Что касается международных перевозчиков, то главное условие для них – соответствие устройств правилам ЕСТР. Обязательного требования устанавливать именно цифровой прибор нет. Это подтверждает разъяснение ФБУ «Росавтотранс», опубликованное на сайте учреждения в разделе «Тахографический контроль ЕСТР». Следовательно, перевозчики, выполняющие международные рейсы, вправе не обновлять аналоговые тахографы с 1 января 2018 года.

Штрафы ГИБДД

За нарушение порядка установки тахографа последует административное наказание. В 2018 году инспекторы ГИБДД имеют все основания выписать штраф:

  • за тахограф ЕСТР без карточки доступа к международным перевозкам;
  • за цифровой тахограф, не усиленный блоком СКЗИ;
  • за аналоговый тахограф (в подавляющем большинстве случаев).

Штрафы за тахограф в 2018 году (за несоответствующий требованиям прибор, его отсутствие, попытку блокировать, скорректировать работу устройства и т.д.), согласно статье 11.23 КоАП РФ, составят:

  • от 1 000 до 3 000 рублей – для граждан;
  • от 5 000 до 10 000 рублей – для должностных лиц.

Нарушивший режим труда и отдыха водитель заплатит от 1 000 до 3 000 рублей.