Объем двигателя газ 52. ГАЗ и моделирование

Грузовик ГАЗ-52 является одним из самых массовых советских грузовиков. Выпускался с 1964 по 1993 годы. За это время было выпущено более миллиона экземпляров автомобиля. В настоящее время по дорогам России и СНГ ездит немало машин данной модели. Многие владельцы давно поменяли родные карбюраторные двигатели ГАЗ-52 на более современные моторы, хотя в настоящее время большой популярностью пользуются родные моторы ГАЗ-52 с военной консервации.

История появления «ГАЗ-52»

Первая партия новых грузовиков ГАЗ-52 появилась ещё в далёком 1958 году. В его разработке приняли участие следующие конструкторы:

  • Главным конструктором модели был Александр Просвирнин;
  • Борис Шихов был ведущим конструктором;
  • Владимир Запойнов был вторым ведущим конструктором.

Просвирнин разрабатывал ещё ГАЗ-51 , хотя в те годы он был обычным конструктором, поэтому в конструкции ГАЗ-52 были использованы элементы от этого грузовика.

Новый грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода был представлен на выставке ВДНХ. Кроме этого, машина выставлялась на различных выставках, которые проходили как в СССР, так и в различных зарубежных странах. Уже в 1958 году машина получила Гран-при на выставке в Брюсселе. Для советского автомобиля это было огромным достижением.

Действительно, для конца 1950-х годов карбюраторный ГАЗ-52 был высокотехнологичным грузовиком, сделанным с учётом прогресса. Изначально машину планировалось оснастить двигателем высокой мощности, который хотели разрабатывать с нуля. Но так как планы по серийному выпуску срывались, на машину установили мотор от ГАЗ-51, который был основательно доработан.

Краткое описание основных модификаций ГАЗ-52

За несколько десятилетий, в течение которых выпускали машины ГАЗ-52, было создано множество модификаций на его шасси. Мотор ГАЗ-52 показал себя с хорошей стороны, поэтому его устанавливали на протяжении нескольких десятилетий. Он несколько раз подвергался модернизациям, которые в большей степени касалась перевода на бензин более высокой марки.

Основными модификациями ГАЗ-52 стали:

  • ГАЗ-52-01. Это универсальное шасси, на которое устанавливались различные кузова и специализированные надстройки. Выпускалось данное шасси с 1966 по 1993 годы. До 1975 года на данное шасси устанавливали мотор ГАЗ-52-01. После 1975 года данный двигатель заменили на ГАЗ-52-04, который был переведён с бензина А-66 на А-72 и А-76. Шасси было рассчитано на грузоподъёмность до 2,5 тонны. Именно на данном шасси выпускались бензовозы-топливозаправщики;
  • ГАЗ-52-02. Данная модификация известна как ГАЗ-52 самосвал. На самом деле назывались САЗ-3503 и САЗ-3504. Выпускались с 1975 по 1983 годы;
  • ГАЗ-52-03 представляет собой стандартный бортовой грузовик. Выпускался с 1966 по 1973 годы;
  • ГАЗ-52-04 выпускался с 1975 по 1989 годы. Отличалась меньшими размерами колёсной базы и модернизированным двигателем;
  • ГАЗ-52-05, который выпускался с 1975 по 1989 годы, представлял собой грузовое такси. Этот бортовой грузовик отличался наличием тента на высоких металлических дугах;
  • ГАЗ-52-06. Это был седельный тягач, который мог транспортировать полуприцеп большой массы. Расход топлива данной модификации был значительно больше, чем у базовой модели;
  • ГАЗ-52-07 является бортовой модификацией автомобиля, устройство двигателя которого адаптировано под работу на сжиженном газе;
  • ГАЗ-52-08. Универсальное шасси, двигатель которого тоже адаптирован к работе на газу;
  • ГАЗ-52-08 – грузовое такси, работающее на газу.

В настоящее время можно часто увидеть в продаже ГАЗ-52 дизель. Характеристики данного двигателя значительно превышают параметры карбюраторного мотора. Можно быть уверенными, что данные модификации не являются заводскими. Кустарная замена двигателя часто приводит к проблемам с электропроводкой. Если двигатель меняют в специальных мастерских, где оформляются для этого нужные документы, тогда проводка подключается правильно. Кроме того, КПП ГАЗ-52 не всегда корректно работает в паре с дизельным двигателем.

Особенности двигателя, КПП и подвески ГАЗ-52

Технические характеристики двигателя ГАЗ-52 значительно отличались от мотора ГАЗ-51, который послужил базой для его создания. Новый двигатель отличался повышенной до 85 л.с мощностью и использованием новых поршней из сплава алюминия. Объём составлял 3,4 литра.

Коробка передач ГАЗ-52 отличалась бесшумностью в работе. Конечно «бесшумность» понятие относительное, но избавиться от скрежета при переключении передач всё же удалось. Сцепление ГАЗ-52 прекрасно работало в паре с КПП.

Резина на грузовике была бескамерной, что позволило значительно облегчить ремонт при проколах. Максимальная скорость машины была около 75 км/ч. При этом реальный расход топлива был на уровне 25 литров на сто километров.

Что касается подвески автомобиля, то она была рессорного типа. Крепление рессор осуществлялось за счёт подушек из резины. Это помогло освободить листы рессор от части нагрузки. Задний мост ГАЗ-52 был способен выдерживать большие нагрузки, чем без зазрения совести пользовались в строительной и сельскохозяйственной отрасли, постоянно перегружая машину.

Изменение внешнего облика ГАЗ-52

За долгие годы производства кабина ГАЗ-52 несколько раз меняла свой дизайн. В частности, решётка радиатора несколько раз меняла свой «оскал». Начиная с 1984 года, дизайн кабины больше не изменялся. Передние фары на модификациях разных годов выпуска несколько раз менялись местами с подфарниками, а сами подфарники находились то ближе, то дальше друг от друга.

Начиная с 1973 года, на грузовики Горьковского автомобильного завода начали устанавливать боковые повторители указателей поворота. Они были оранжевого цвета и оснащались лампами А-12-5. Располагались данные повторители поворотов на крыльях грузовика.

Кабина ГАЗ-52 и её оснащение

Кабина ГАЗ-52 была цельнометаллической. В качестве сиденья был использован единый «диван» для водителя и пассажира. Новое панорамное лобовое стекло дало водителю просто великолепную обзорность, по сравнению с плоскими лобовыми стёклами на ГАЗ-51. Лобовое стекло имело подогрев в виде обдува горячим воздухом. Машина получила большие зеркала заднего вида с двух сторон, хотя изначально они были маленькие, а машины первых годов выпуска имели только по одному зеркалу с водительской стороны.

Комфорт в кабине ГАЗ-52 на сегодняшний момент можно назвать спартанским, так как в кабине нет и намёка на пластик. Тем не менее, в 1960-1970 годах комфорт для водителя ГАЗ-52 был ничуть не хуже, чем у многих зарубежных аналогов того времени.

Несмотря на свой возраст, грузовики ГАЗ-52 до сих пор часто встречаются на дорогах России и СНГ. Особенно много вариантов различных фургонов, которые часто эксплуатировались в щадящем режиме.

Грузовик ГАЗ-52 является одним из самых массовых советских грузовиков. Выпускался с 1964 по 1993 годы. За это время было выпущено более миллиона экземпляров автомобиля. В настоящее время по дорогам России и СНГ ездит немало машин данной модели. Многие владельцы давно поменяли родные карбюраторные двигатели ГАЗ-52 на более современные моторы, хотя в настоящее время большой популярностью пользуются родные моторы ГАЗ-52 с военной консервации.

История появления «ГАЗ-52»

Первая партия новых грузовиков ГАЗ-52 появилась ещё в далёком 1958 году. В его разработке приняли участие следующие конструкторы:

  • Главным конструктором модели был Александр Просвирнин;
  • Борис Шихов был ведущим конструктором;
  • Владимир Запойнов был вторым ведущим конструктором.

Просвирнин разрабатывал ещё ГАЗ-51 , хотя в те годы он был обычным конструктором, поэтому в конструкции ГАЗ-52 были использованы элементы от этого грузовика.

Новый грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода был представлен на выставке ВДНХ. Кроме этого, машина выставлялась на различных выставках, которые проходили как в СССР, так и в различных зарубежных странах. Уже в 1958 году машина получила Гран-при на выставке в Брюсселе. Для советского автомобиля это было огромным достижением.

Действительно, для конца 1950-х годов карбюраторный ГАЗ-52 был высокотехнологичным грузовиком, сделанным с учётом прогресса. Изначально машину планировалось оснастить двигателем высокой мощности, который хотели разрабатывать с нуля. Но так как планы по серийному выпуску срывались, на машину установили мотор от ГАЗ-51, который был основательно доработан.

Краткое описание основных модификаций ГАЗ-52

За несколько десятилетий, в течение которых выпускали машины ГАЗ-52, было создано множество модификаций на его шасси. Мотор ГАЗ-52 показал себя с хорошей стороны, поэтому его устанавливали на протяжении нескольких десятилетий. Он несколько раз подвергался модернизациям, которые в большей степени касалась перевода на бензин более высокой марки.

Основными модификациями ГАЗ-52 стали:

  • ГАЗ-52-01. Это универсальное шасси, на которое устанавливались различные кузова и специализированные надстройки. Выпускалось данное шасси с 1966 по 1993 годы. До 1975 года на данное шасси устанавливали мотор ГАЗ-52-01. После 1975 года данный двигатель заменили на ГАЗ-52-04, который был переведён с бензина А-66 на А-72 и А-76. Шасси было рассчитано на грузоподъёмность до 2,5 тонны. Именно на данном шасси выпускались бензовозы-топливозаправщики;
  • ГАЗ-52-02. Данная модификация известна как ГАЗ-52 самосвал. На самом деле назывались САЗ-3503 и САЗ-3504. Выпускались с 1975 по 1983 годы;
  • ГАЗ-52-03 представляет собой стандартный бортовой грузовик. Выпускался с 1966 по 1973 годы;
  • ГАЗ-52-04 выпускался с 1975 по 1989 годы. Отличалась меньшими размерами колёсной базы и модернизированным двигателем;
  • ГАЗ-52-05, который выпускался с 1975 по 1989 годы, представлял собой грузовое такси. Этот бортовой грузовик отличался наличием тента на высоких металлических дугах;
  • ГАЗ-52-06. Это был седельный тягач, который мог транспортировать полуприцеп большой массы. Расход топлива данной модификации был значительно больше, чем у базовой модели;
  • ГАЗ-52-07 является бортовой модификацией автомобиля, устройство двигателя которого адаптировано под работу на сжиженном газе;
  • ГАЗ-52-08. Универсальное шасси, двигатель которого тоже адаптирован к работе на газу;
  • ГАЗ-52-08 – грузовое такси, работающее на газу.

В настоящее время можно часто увидеть в продаже ГАЗ-52 дизель. Характеристики данного двигателя значительно превышают параметры карбюраторного мотора. Можно быть уверенными, что данные модификации не являются заводскими. Кустарная замена двигателя часто приводит к проблемам с электропроводкой. Если двигатель меняют в специальных мастерских, где оформляются для этого нужные документы, тогда проводка подключается правильно. Кроме того, КПП ГАЗ-52 не всегда корректно работает в паре с дизельным двигателем.

Особенности двигателя, КПП и подвески ГАЗ-52

Технические характеристики двигателя ГАЗ-52 значительно отличались от мотора ГАЗ-51, который послужил базой для его создания. Новый двигатель отличался повышенной до 85 л.с мощностью и использованием новых поршней из сплава алюминия. Объём составлял 3,4 литра.

Коробка передач ГАЗ-52 отличалась бесшумностью в работе. Конечно «бесшумность» понятие относительное, но избавиться от скрежета при переключении передач всё же удалось. Сцепление ГАЗ-52 прекрасно работало в паре с КПП.

Резина на грузовике была бескамерной, что позволило значительно облегчить ремонт при проколах. Максимальная скорость машины была около 75 км/ч. При этом реальный расход топлива был на уровне 25 литров на сто километров.

Что касается подвески автомобиля, то она была рессорного типа. Крепление рессор осуществлялось за счёт подушек из резины. Это помогло освободить листы рессор от части нагрузки. Задний мост ГАЗ-52 был способен выдерживать большие нагрузки, чем без зазрения совести пользовались в строительной и сельскохозяйственной отрасли, постоянно перегружая машину.

Изменение внешнего облика ГАЗ-52

За долгие годы производства кабина ГАЗ-52 несколько раз меняла свой дизайн. В частности, решётка радиатора несколько раз меняла свой «оскал». Начиная с 1984 года, дизайн кабины больше не изменялся. Передние фары на модификациях разных годов выпуска несколько раз менялись местами с подфарниками, а сами подфарники находились то ближе, то дальше друг от друга.

Начиная с 1973 года, на грузовики Горьковского автомобильного завода начали устанавливать боковые повторители указателей поворота. Они были оранжевого цвета и оснащались лампами А-12-5. Располагались данные повторители поворотов на крыльях грузовика.

Кабина ГАЗ-52 и её оснащение

Кабина ГАЗ-52 была цельнометаллической. В качестве сиденья был использован единый «диван» для водителя и пассажира. Новое панорамное лобовое стекло дало водителю просто великолепную обзорность, по сравнению с плоскими лобовыми стёклами на ГАЗ-51. Лобовое стекло имело подогрев в виде обдува горячим воздухом. Машина получила большие зеркала заднего вида с двух сторон, хотя изначально они были маленькие, а машины первых годов выпуска имели только по одному зеркалу с водительской стороны.

Комфорт в кабине ГАЗ-52 на сегодняшний момент можно назвать спартанским, так как в кабине нет и намёка на пластик. Тем не менее, в 1960-1970 годах комфорт для водителя ГАЗ-52 был ничуть не хуже, чем у многих зарубежных аналогов того времени.

Несмотря на свой возраст, грузовики ГАЗ-52 до сих пор часто встречаются на дорогах России и СНГ. Особенно много вариантов различных фургонов, которые часто эксплуатировались в щадящем режиме.

Доказали: пусть вероятность и пренебрежительно мала, но она все еще ненулевая.

Аксиома 2 . «Колхоз» — наше все. Нет ничего удивительного в том, что машина, которая по документам ГАЗ-52-04 , имеет признаки, присущие «пятьдесят третьему» семейству.

Колесные диски, например. С академической точки зрения — однозначный маркер семейства, но из-за унификации и «колхозинга» на любом грузовике могут стоять диски от ГАЗ-52… (1) , ГАЗ-53… (2) или вообще ГАЗ-3307 (3) .

Сюда же относится цветовая схема машины, светотехника, иногда даже кузов. Самому старому ГАЗ-53А, если таковой сохранился, сейчас 51 год (выпуск с 1965-го). Детали изнашиваются, металл прогнивает, ветки ломают зеркала, а иногда просто душа хочет немного тюнинга… Поэтому на замену часто ставят не то, что надо, а то, что в данный момент под рукой.

Аксиома 3 . Больше всего информации об индексе машины дадут ее документы, о семействе — один взгляд под капот.


Главное различие ГАЗ-52… и ГАЗ-53… — это двигатель, рядный шестицилиндровый (1) и V-образный восьмицилиндровый (2) соответственно. Девиации типа «ГАЗ-53Ф » (форсированная рядная «шестерка») и «приколхоженый дизель» не считаются.

Но прежде чем отправиться на экскурсию к виртуальному «ГАЗону», содержащему черты всех моделей за все годы выпуска, вспомним основные серийные грузовики.

Семейство ГАЗ-52:

ГАЗ-52-01 (июнь 1966 — 1993) – шасси для спецавтомобилей с колесной базой 3700 мм, грузоподъемность — 2500 кг. Ранее именовался ГАЗ-52А , выпускался опытно-промышленными партиями в 1964 — 1965 гг., мелкосерийно — в 1965 — 1966 гг..

ГАЗ-52-03 (июнь 1966 — 1 января 1974) – бортовой с колесной базой 3700 мм, грузоподъемность — 2500 кг.

ГАЗ-52-04 (январь 1975 — 1989) – базовый бортовой грузовик и шасси для спецавтомобилей с колесной базой 3300 мм, грузоподъемность — 2500 кг.

Двигатели — рядный шестицилиндровый ГАЗ-52-01/ГАЗ-52-04 , мощность 75 л. с., объем — 3,5 л.

Семейство ГАЗ-53:

ГАЗ-53Ф (1961 — январь 1967) – бортовой и шасси для спецавтомобилей, грузоподъемность — 3500/3000 кг. Двигатель — рядный шестицилиндровый ГАЗ-53Ф , мощность 82 л. с., объем — 3,5 л.

Повод выпить : первый ГАЗ-53Ф был выпущен 23-го сентября 1961-го года, а первая опытно-промышленная партия из 25 машин — 14-го октября 1961-го. Серийное производство началось в 1962-м году.

ГАЗ-53 (июнь 1964 — июнь 1965) – базовый бортовой грузовик и шасси для спецавтомобилей, грузоподъемность — 3000 кг. Двигатель — V-образный восьмицилиндровый ЗМЗ-53 , мощность 115 л. с., объем — 4,25 л.

ГАЗ-53А (июнь 1965 — 1983) – усовершенствованный базовый бортовой грузовик и шасси для спецавтомобилей, грузоподъемность — 4000 кг.

ГАЗ-53-12 (1983 — 1992) – модернизированный базовый бортовой грузовик и шасси для спецавтомобилей, грузоподъемность 4500 кг. Двигатель —V-образный восьмицилиндровый ЗМЗ-53-11 , мощность 120 л.с., объем — 4,25 л.



Надежность
: 6/6 . Единичный случай — короткобазному ГАЗ-52-04 приделали подвеску от длиннобазного (синяя стрелка ), но еще виднеются следы от кронштейна под палец (розовая стрелка ), и подрессорник тоже остался родной.


Выхлопная труба у «коротыша» ГАЗ-52-04 и его братьев выходит на правую сторону (1) , у всех остальных «ГАЗонов» — на левую (2) .

Надежность : 4/6 . На «пятьдесят вторых», особенно длиннобазных, порой встречаются «самовары», сделанные не пойми из чего в гараже (у отца на машине был глушитель, сваренный из волговского). Крепиться они запросто могут и к правому лонжерону.


Ещё есть бензовозы, автомастерские и прочие спецмашины с выхлопом, выходящим под передний бампер. Обычно это ГАЗ-52-01 .


И есть опытные ГАЗ-53Ф (1961 г.), где выхлопная труба, как и горловина бензобака, располагалась справа.


Если визуально не получается оценить длину колесной базы, и рессоры не видны, то делу опознания очень поможет деревянная платформа . Две центральных петли — ГАЗ-52-04 (1) , три петли — ГАЗ-53… (2) , три петли и пять досок во всех бортах, кроме переднего — ГАЗ-52-03 (3) . Высота бортов:
ГАЗ-52-04 — 610 мм;
ГАЗ-53… — 680 мм;
ГАЗ-52-03 — 543 мм.




N. B.!
На ранних ГАЗ-53А в бортах часто были пять досок (1) , у более поздних и некоторых ГАЗ-53-12 иногда встречались семь досок (2) , но наиболее привычны все же шесть. Во всех трех случаях высота бортов была одинакова.


N. B.! В1992-м году с конвейера сходили ГАЗ-53-12 с низкими бортами (500 мм, вместе с основанием платформы — все 600 мм) из четырех досок и брызговиками от ГАЗ-3307 , а еще погодя — с металлической платформой от него же. Вот ГАЗ-53-12 из таких, я только подзатер нарощенные боковые борта.


N. B.! В конце 1964 г. на кузовах ГАЗ-53Ф и ГАЗ-53 появились скобы для стоек надставных бортов (1) , (2) .



N. B.! ГАЗ-52-05 (1975 — 1989) – грузопассажирское такси, оснащенное платформой с высокими решетчатыми боковыми бортами с откидными сиденьями, дугами с тентом и задней дверью с лестницей. Пассажировместимость – 12 человек, грузоподъемность – 2500 кг. Модификация ГАЗ-52-04 .



N. B.! ГАЗ-52-06 (1977 — 1985) – седельный тягач. Полная масса полуприцепа, буксируемого тягачом – 6000 кг. Модификация ГАЗ-52-04 .



Надежность : 4/6 . Статистику портят самодельные кузова и нарощенные борта, а так же «конструкторы» типа ГАЗ-53А с кузовом от ЗИЛ-130 (1) или ГАЗ-52-01 с кузовом от ГАЗ-3307 (2) вместо положенного ему фургона/бочки/спецкузова.


Пока далеко не ушли — запасное колесо у «коротыша» ГАЗ-52-04 размещается прямо под бортовой платформой (1) , у всех «длинных» — на откидном кронштейне на правом лонжероне (2) .

Надежность : 4/6 .Мало того, что «запаску» теперь не на всякой машине увидишь, так еще хозяева ставят «коротышам» кронштейны от «пятьдесят третьего».


Топливный фильтр-отстойник устанавливался за кабиной.


Слева — у короткобазных ГАЗ-52… (1) , справа — у длиннобазных и ГАЗ-53… (2) .

Надежность : 6/6 . Разве что на фотографиях или в фильмах его редко когда видно.



— гидровакуумный усилитель тормозов. Устанавливался за кабиной со внутренней стороны рамы.


Один: все ГАЗ-53… до 1986 г., ГАЗ-52-01 с 1975 г., ГАЗ-52-04 и модификации (1) . Два: ГАЗ-53… с 1986 г., ГАЗ-52-01 с 1987 г. (ввели двухконтурную систему) (2) .


N. B.! У «коротышей» усилитель устанавливался сразу за кабиной (1) , у «длинных» — ближе к заднему мосту (2) .

Надежность : 6/6 . Но ГВУТ тоже виден далеко не всегда.


Газобаллонные модификации для работы на сжиженном нефтяном (баллон на левом лонжероне) (1) и сжатом природном (баллоны под платформой) (2) газе.

На сжиженном:
ГАЗ-52-07 (1976 — 1989), модификация ГАЗ-52-04 , баллон на 151 л.
ГАЗ-52-08 (1977 — 1993), модификация ГАЗ-52-01 , баллон на 190 л.
ГАЗ-52-09 (1977 — 1989), модификация ГАЗ-52-05 , баллон на 151 л.
ГАЗ-53-07 (ноябрь 1976 — 1983), модификация ГАЗ-53А , баллон на 190 л.
ГАЗ-53-19 (1983 — 1993), модификация ГАЗ-53-12 , баллон на 190 л.

На природном:


N. B.!
У этих автомобилей запасное колесо сдвинулось назад под раму — его место заняли баллоны.

ГАЗ-52-27 (1984 — 1989), модификация ГАЗ-52-04 грузоподъемностью 2400 кг, 4 баллона по 50 л.
ГАЗ-52-28 (1984 — 1993), модификация ГАЗ-52-01 грузоподъемностью 2400 кг, 7 баллонов по 50 л, три из них — вдоль рамы в задней ее части.
ГАЗ-53-27 (1984 — 1993), модификация ГАЗ-53-12 грузоподъемностью 4000 кг, ГБО в целом аналогично ГАЗ-52-28 .

Надежность : 6/6 . Главное — не спутать современную ГБО с родной.


Дополнительный бензобак от ГАЗ-66 слева за кабиной выдает армейскую модификацию базового грузовика: ГАЗ-53Н (1966 — 1983) (1) или ГАЗ-53-12-16 (1983 — 1993) (2) . Это могут быть не только бортовые автомобили, но и шасси для установки спецкузовов.



Надежность : 4/6 . У настоящего «вояки» с собой еще куча полезных вещей: переключатель датчиков уровня бензина, светомаскировочный комплект, предпусковый подогреватель, топор, пила, лопата, цепи противоскольжения, буксирный трос и многое другое. А дополнительный бензобак можно и на ГАЗ-53А прицепить, как в фильме «Трижды о любви» (1981, реж. Виктор Трегубович).

Вид сзади

Джентльмен всегда пропустит даму вперед, чтобы посмотреть, как она выглядит сзади — Константин Мелихан.

Пусть «ГАЗон» понемногу и заканчивается, но информация с него считана еще не вся.



Задние фонари ФП101 (1964 — 1986) (1) и ФП130 (1986 — 1992) (2) . «Пятьдесят вторые» до последнего выпускались со старой оптикой.


N. B.! С 1989-го года параллельно ФП130 могли устанавливаться фонари 353.3716 (левый, с освещением номерного знака) и 352.3716 (правый). Выглядят они почти так же, только рассеиватель плоский (у ФП130 его профиль V-образный) и крепежных винтов не шесть, а два.


N. B.! На машинах до середины 1963-го года устанавливались задние фонари ФП13 со стеклянным рассеивателем (у ФП101 он пластиковый). С появлением ФП101 , которые выполняли еще и функцию световозвращателей (на верхнем фото это отлично видно), с переднего и заднего бортов автомобилей исчезли катафоты — желтые и красные соответственно.


N. B.! Военный ГАЗ-53-12-16 имел герметичные фонари ФП133-А в алюминиевом корпусе.



N.B.! Характерная черта «коротыша» ГАЗ-52-04 и его бортовых модификаций — фонари расположены в вырезах под кузовом (1) . У длиннобазных ГАЗ-52-03 и «пятьдесят третьих» для этого были специальные держатели (2) , (3) . Страница из каталога деталей ГАЗ-52-01 , ГАЗ-52-03 , 1969 г.

Надежность : 2/6 — по аналогии с устаревшими подфарниками водители часто меняют и стоп-сигналы. А «коротышам» иногда делают держатели, подобные тем, что были у «длинных».

Задний мост на разных машинах был разным.


Гипоидная главная передача (1) :
ГАЗ-53 , ГАЗ-53А , ГАЗ-53-12 ;
ГАЗ-52-01 (частично — с 1973-го, все — с 1978-го), ГАЗ-52-04 (до января 1983), ГАЗ-52-06 .


Спирально-коническая главная передача (2) :
ГАЗ-53Ф ;
ГАЗ-52-01 (1966 — 1973, частично — до 1978), ГАЗ-52-03 (1966 — 1973), ГАЗ-52-04 (январь 1983 — 1989).

«Пятьдесят вторым» этот мост целиком достался от ГАЗ-51А , а вот у ГАЗ-53Ф внутри редуктор от вездехода ГАЗ-63 .


Вот как это выглядит на машине: гипоидный мост (1) , мост со спирально-конической главной передачей (2) .



Совершенно жизненный пример: два ГАЗ-52-04 . Синий выпущен после мая 1984-го (новая облицовка и спирально-коническая передача), бежевый — между 1978-м и 1982-м (уже есть ребра жесткости на крыше, но задний мост еще гипоидный, и есть отверстия под Знак Качества). Устанавливалась под капотом до первой половины 1967-го, содержала небольшое поле для указания модификации и одной цифры года выпуска. Выбивались номера двигателя и шасси. Указывалась грузоподъемность и вес нагруженного прицепа.


Устанавливалась под капотом со второй половины 1967-го по первую половину 1973-го. Содержала три поля для модели, номера двигателя и шасси.


Устанавливалась в проеме водительской двери со второй половины 1973-го по первую половину 1981-го. Содержала поля для модели, двух цифр года выпуска, номеров двигателя и шасси.


Устанавливалась в проеме водительской двери со второй половины 1981-го по первую половину 1987-го. Содержала поля для модели, двух цифр года выпуска, номеров двигателя и шасси. Был изображен Знак Качества (презабавно, что с 1982-го он, как мы помним, исчез с облицовки ГАЗ-53А ).


Устанавливалась в проеме пассажирской двери со второй половины 1987-го. Надежность : 6/6 . Но если кабину меняли целиком, то возможны несоответствия. Правую табличку я фотографировал лично, и под капотом этого ГАЗ-52-01 1989 г. в. оказалась «восьмерка» от ГАЗ-66 .


Панели приборов:
ГАЗ-53…
до III квартала 1967 г., ГАЗ-52… N. B.! В 1965-м спидометр СП24-В с верхним расположением одометра (1) был заменен на СП24-В2 с нижним его расположением (2) . Контрольная лампа включения дальнего света фар в первом случае была снизу, во втором — сверху.





Надежность : 4/6 — щитки неплохо так взаимозаменяемы. Взять, например, ГАЗ-53А из фильма «На перепутье» (2012, реж. Виталий Дудин) — щиток от позднего ГАЗ-53-12 .


А еще вместо «правильных» приборов могут поставить приборы от ГАЗ-51А со внешней подсветкой. Или чего похуже — от трактора например, если не целиком всю панель от ВАЗ-2106 — случаи были.


Часы АЧГ (1) — атрибут некоторых ранних ГАЗ-53 и ГАЗ-53А (предположительно до середины семидесятых), устанавливались напротив пассажира (2) . У ранних ГАЗ-52… на месте часов было выштамповано «ГАЗ» (3) , потом это упразднили, и машины обоих семейств выпускались с плоской площадкой (4) . На некоторых машинах в этом месте было отверстие, закрытое той же заглушкой, что закрывает отверстие в полу над главным тормозным цилиндром.

Надежность : 1/6 , ведь даже по историческим фото непонятно, какой процент ГАЗ-53А был оборудован часами, равно как и неизвестен точный год отказа от них и от выштамповки «ГАЗ».


Рулевое колесо с кривыми спицами от ГАЗ-67Б (все автомобили до конца 60-х — начала 70-х) (1) и от ГАЗ-53А с прямыми спицами (2) .

Надежность : 5/6.


Выключатель аварийной сигнализации на ГАЗ-53-12 с 1986 г.

Надежность : 5/6 при наличии щитка КП120-Б ,новой светотехники и уверенности в том, что это ГАЗ-53-12 . В противном случае это может быть самостоятельно прикрученная кнопка для чего угодно.

ГАЗ-51А — без синхронизаторов и с предохранительной «собачкой» для включения задней передачи (4) .

Надежность : 4/6 .В руководстве по эксплуатации шасси ГАЗ-52-01 минимум с 1982 г. указано, что на него может устанавливаться КПП ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12 впоследствии). Однако ставить КПП ГАЗ-51А на «пятьдесят третий» никто не будет. К слову, в 1983-м году ГАЗ-53-12 лишился синхронизатора включения третьей и четвертой передачи.


Включатель стартера на машинах с рядной «шестеркой» находится справа от педалей — (1) , (2) .

Надежность : 5/6 . Вернейший признак ГАЗ-53Ф — новелла «Сбежала машина» из киноальманаха «Бывает и так» (1965) (1) — и ГАЗ-52-03/04/05/06 . А вот на мелкие партии ГАЗ-52-01 с середины восьмидесятых устанавливался стартер с тяговым реле, чтобы машина заводилась с ключа, как ГАЗ-53А/53-12 .

Спой мне, спой мне…

А вообще различать ГАЗ-52… и ГАЗ-53… можно и с закрытыми глазами! Вместо тысячи слов — звук мотора .

Рядная «шестерка» ГАЗ-52… .

V-образная «восьмерка» ГАЗ-53… .

Надежность : 6/6 . Не забываем, однако, о дизелизации транспорта в ущерб исторической правде.

P. S. Я специально не трогаю экспортные модификации, шасси под автобусы, самосвалы «САЗ», мусоровозы, ассенизаторы и другую спецтехнику на шасси «ГАЗонов», потому что там — целый мир. Желающие могут ознакомиться со статьями Юрия Воробьева о ГАЗ-52 и ГАЗ-53 . Я же сделал упор на базовые бортовые грузовики и их наиболее известные модификации.

P. P. S. Можете присылать в комментарии фотографии «ГАЗонов» — постараемся опознать. Желательны несколько видов: сбоку, спереди, решетка радиатора крупно, рессоры, задний мост.

Благодарности

Большое спасибо Юркеш 1 , K0BRA-V

ГАЗ 52 - это автомобиль целой эпохи. Можно сказать, что двигатель этого транспортного средства - это переходящая модель между 53 и 51 Газонами. Как показала практика, силовой агрегат достаточно надежный, но все чаще оставшиеся моторы подвергаются капитальному ремонту.

Технические характеристики

Двигатель Газ 52 обладает достаточно высокими техническими характеристиками. Автомобили оснащались 6-цилиндровым рядным двигателе, что значительно отличали их от остальных моделей движков . Итак, рассмотрим основные технические характеристики и устройство, которыми обладают силовые агрегаты:

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт двигателя ГАЗ 52 своими руками проводиться достаточно типично, как и для остальных 6-рядных моторов. Как показывает практика, большинство автолюбителей делают это именно самостоятельно, поскольку стоимость восстановления достаточно дорогая.

Вначале проведения ремонта мотор подвергается разборке, что характерно для операции проведения восстановления. Разбирается поршневая группа, вытягивается коленчатый вал, снимается головка блока цилиндров. Следующим этапом становится проведения диагностических работ.

Диагностика

В процессе диагностики, ДВС Газ 52 подвергается промерам. Так, мерятся поршневая группа, а также коленчатый вал. Соответственно мотор осматривается на наличие трещин. Согласно промерам мотор ГАЗ 52, ремонт которого проводится, проводится подбор поршней. Основными ремонтным размерами являются поршни - 82.5мм, 83 мм. В дальнейшем нет смысла проводить расточку, и проводится гильзовка блока.

Что касается коленчатого вала, то он растачивается на специальном станке для проточки коленвалов. Так, типовыми ремонтными размерами, которые устанавливаются на шейках, являются 0.25 мм, 0.50 мм и 0.75 мм. В очень редких случаях, применяется размер с маркировкой 1,00 мм. Такая размерность шеек коленчатого вала значительно понижает твердость, что с большой вероятностью может привести к обрыву сердца двигателя и прочим последствиям.

Расточка

Расточка ГАЗ 52 (двигатель) должна проводиться профессионалами и очень точно. Так, силовой агрегат устанавливается на специальный стенд, на котором точатся цилиндры. Если перед этим проводилась гильзовка блока, то все равно необходимо проточить гильзы и подогнать поршни по зазорам.

Также, чтобы не было дисбаланса, поршневая группа подгоняется по весу. Так, поршни и шатуны (точнее втулки) подгоняются по весу методом проточки.

Следующим этапом становится хонинговка. Каждый цилиндр хонингуется до получения зеркальной поверхности. Это необходимо для того, чтобы сгорание происходило правильно, а поршни с маслосъемными кольцами скользили и полностью снимали масло со стенок.

После проведения этих операций, мотор ставится на плоскошлифовальный станок и поверхность шлифуется. Так, снимается от 1 до 5 миллиметров, пока поверхность не станет ровной. Следующим этапом станет мойка, чтобы очистить весь внутренний мир двигателя от стружки и пыли.

Сборка

Процесс сборки достаточно долгий. Сначала перевязывается поршневая группа, а точнее укладывается коленчатый вал, и к нему присоединяются шатуны с поршнями. Далее, происходит переборка верхней части блока цилиндров. Так, меняются направляющие втулки, клапаны, седла клапанов (при сильном разрешении блока в местах крепления клапанов). При необходимости проводится опресовка, и устраняются трещины. Делается это при помощи аргонной сварки.

Далее, мотор начинает собраться. В процессе сборки проводится диагностика водяного насоса. При необходимости на нем меняют вал в сборе, подшипник и крыльчатку. Помпа - один из элементов, которые устанавливаются последними. Впоследствии, ставится поддон. Когда все собрано в мотор заливают масло. Для двигателя ГАЗ 52 это 10 литров смазочной жидкости - М-8.

Последним этапом по праву становится обкатка и регулировка клапанов. Так, данный силовой агрегат сначала катается на холодную, а потом уже на горячую. После пробега 1000 км, стоит провести техническое обслуживание по замене масла, масляного фильтра и регулировка клапанного механизма.

Вывод

Ремонтировать свой мотор ГАЗ 52 большинство автолюбителей предпочитают сами, пренебрегая техническими картами ремонта и процессами. Так, автомобильный мотор должен пройти все стадии капитального ремонта, и только после этого, ему гарантировано надежное и долгое функционирование.


По российским дорогам до сих пор колесят грузовые автомобили, бывшие когда-то гордостью советского автопрома. Одним из них является самосвал ГАЗ 52. Несмотря на то что его выпуск завершился в 1989 году, эта машина не сдает своих позиций. Она является незаменимым помощником сельских жителей и небольших компаний, которым не по карману покупка дорогого грузовика.

Общие сведения о 52 модели

ГАЗ 52 – это двухосный грузовик, отличающийся небольшой грузоподъемностью. В кузове этой модели самосвала можно перевозить грузы весом не более 2,5 тонн. Но этот недостаток не помешал автомобилю несколько десятилетий занимать позиции лидеров автопрома. Именно этот небольшой грузовичок составлял львиную долю автопарка грузовых авто в России и бывших союзных республиках.

По сей день грузовики ГАЗ 52 часто встречаются в тех населенных пунктах, где дорожное покрытие не отличается высоким качеством, либо дороги вовсе отсутствуют. Наряду с низкой стоимостью, грузовики ценятся за надежность, хорошую проходимость и возможность беспроблемной замены деталей.

Конструктивные особенности автомобиля

Кузов самосвалов 52 модели, вне зависимости от их модификации, снабжался задней разгрузкой. Облегчить выгрузку позволял откидной задний борт. Машины снабжались гидроцилиндром и шарнирно-рычажным подъемным устройством, которые отвечали за подъем кузова. Точно такие же механизмы ранее устанавливались на грузовики ГАЗ-93.

Изначально на автомобиль устанавливался 6-цилиндровый рядный двигатель, изготовленный по типу карбюраторного ГАЗ-11. Двигатель работал на бензине А-72, а в дальнейшем - А-76.

Автовладельцам он сразу не полюбился, и этому есть несколько причин. Главная заключалась в невозможности развивать скорость более 70 км в час. Самосвал мог ехать и быстрее, но малейшее превышение скорости приводило к выходу из строя силового агрегата.

Именно поэтому в конце прошлого столетия на 52 модель ГАЗ стали устанавливать дизельные двигатели, которые пришлись по душе всем без исключения автовладельцам.

Коробка передач также была позаимствована у более старой модели ГАЗ-51А. Она оснащалась прямозубыми шестернями и не имела синхронизаторов. Но есть модели, оснащаемые короткозубыми шестернями с синхронизаторами на 3 и 4 передачах. Также машина снабжалась гипоидным задним мостом с передаточным числом 6,83.

Характеристики ГАЗ 52

На самосвалы ГАЗ 52 устанавливалась усиленная версия двигателя от 51 модели. Он более мощный, а его поршни выполнялись из высококачественного сплава, состоящего из алюминия и кремния. Другие детали двигателя также были усовершенствованы.

В цельнометаллической кабине установлено сиденье-диван, на котором помещаются 2 человека – водитель и пассажир. Лобовое стекло у машины ГАЗ 52 панорамное, обеспечивающее отличный обзор.

Первоначально автомобиль оснащался маленькими круглыми зеркалами. В дальнейшем модель ГАЗ 52 оснастили увеличенными зеркалами овальной формы. Обогрев лобового стекла обеспечивается теплым воздухом, поступающим из системы отопления. Его хватает для того, чтобы стекло быстро оттаяло даже в самые сильные морозы.

Вакуумные очистители стекол, работающие от специального насоса, прекрасно справляются с очисткой лобового стекла, обеспечивая качественный обзор в любую погоду.

На приборной панели размещены датчики, информирующие водителя о состоянии самосвала. Взглянув на них, можно оценить уровень топлива в топливном баке, температуру охлаждающей жидкости, давление масла. Здесь же располагаются спидометр и амперметр. На рулевой колонке расположены переключатели поворота и дальнего света.

В цифрах технические характеристики самосвала ГАЗ 52 выглядят следующим образом.

Характеристики Показатели
Грузоподъемность 2,5 т
Максимальная масса груженого кузова 2,5 т
Снаряженная масса 2,52 т
Полная масса 5,17 т
Колесная формула 4х2
Количество цилиндров 6
Диаметр цилиндров 82 мм
Ход поршня 110 мм
Тип силового агрегата карбюраторный
Мощность двигателя 75 л. с.
Объем 3,48 л
Степень сжатия 6,2/6,7
Максимальный крутящий момент 21 кГм
Масса двигателя 306 кг
Объем топливного бака 90 л
Расход топлива 20 л на 100 км

Заключение

Самосвал ГАЗ 52 – это поистине долгожитель. До сих пор можно приобрести автомобиль, который не только на ходу, но и находится в хорошем состоянии. Этот автомобиль является настоящим спасением для людей, которым приходится часто транспортировать грузы.