Ответственный за нагрузку на ось. Как считается нагрузка на ось грузового автомобиля и какие штрафы предусмотрены за перегруз

Грузовой автотранспорт, в отличие от легкового, эксплуатируется несколько иначе. В числе прочего важным аспектом остается необходимость не допускать перегруза машины. Тяжелое ТС в противном случае в значительно большей степени повреждает покрытие автодорог, хуже управляется и, следовательно, представляет серьезную опасность для других участников движения.

В настоящей статье мы расскажем, какой штраф за перегруз грузового автомобиля придется заплатить нарушителю, а также поведаем о существующих в законах нормах.

Законодательство

Порядок транспортирования грузов по автотрассам России регулируется профильной нормативной базой. Основным является здесь 257-й Федеральный закон, принятый в 2007 году. В его 31-й статье (2-й пункт) отмечается, что, если грузовик более чем на 2,5 процента тяжелее допустимого, то на него необходимо получить специальное разрешение. Подобное правило не касается только машин принадлежащих российской армии.

Согласовывая с официальными органами, данный перегруз, собственник машины должен сообщить:

  • маршрут следования;
  • выплатить компенсацию за повреждение дороги.

Если норматив превышен на 10 процентов, то разрешение выдается по упрощенной схеме на протяжении рабочего дня.

Правительственное постановление за номером 272, введшее в действие правила перевозки грузов автомобилями, содержит в числе прочего предельные значения перегруза. Так, для следующих в одиночку грузовиков:

  • двухосные – предел составляет 18 тонн;
  • 3-осные – 25;
  • 4-осные – 32;
  • 5-осных – 35;

Кроме этого, существует еще один параметр, указанный в вышеназванном постановлении, – нагрузка по осям. Он регламентируется только в отношении автотрасс, покрытие которых рассчитано соответственно на:

  • 6 тонн;
  • 11,5.

Также имеет определение значение и то, насколько близко оси расположены, и тип собственно колес.

Расчет нагрузки

Точно определить величину нагрузки практически невозможно. Однако это и не требуется. Последовательность действия в данном случае следующая:

  • масса автомобиля указывается в свидетельстве о его регистрации;
  • определяется вес груза (можно по накладным, но данные там не всегда корректны);
  • результат делят на число осей.

Важно понимать, что учитывать следует максимальный результат, поскольку это значение и будет приниматься во внимание во время контрольного взвешивания на постах.

В целом в настоящее время в Интернете нетрудно найти специальный калькулятор, воспользовавшись которым вышеназванные вычисления производятся достаточно просто.

В вышеупомянутом постановлении российского правительства приведена таблица, с помощью которой также можно рассчитать норматив для каждого конкретного автомобиля.

В качестве примера возьмем грузовик марки «Газель», масса которого составляет 15 тонн, едущего по автодороге М-1. Количество осей у него – 4, и они сближены. Груз, перевозимый машиной, составляет 16 тонн. Для него показатели будут следующие:

Таким образом, получается, что в данном случае перегруз составит 800 килограммов на заднюю ось, или 5 процентов.

Весовой контроль – виды

В России имеются как стационарные посты, производящие взвешивание, так и передвижные. Первые находятся в определенных локациях вдоль дорог. Вторые представляют собой особые фургоны, которые при необходимости перемещаются, что дает возможность производить контроль массы грузовиков в любом практически месте.

Взвешивание производится двояко. В некоторых случаях сделать это возможно без остановки автомашины (ТС следует с невысокой скоростью по особым датчикам). Недостаток этого варианта в серьезной погрешности, составляющей до 3-х процентов.

Взвешивание неподвижного грузовика (статическое) позволяет максимально точно определить его массу. В обоих случаях определяют как общий вес, так и нагрузку, приходящуюся на каждую из осей.

Размер штрафов за перегруженный автомобиль

Кто выписывает штраф за перегруз? Как и ранее, эта функция возложена на инспекторов ГИБДД. Если машина имеет массу более допустимого законодательством значения, то ее владелец рискует получить штраф. Его размеры указываются в Административном кодексе России в статье 12, пункте 21.

В частности, если дозволенный вес был превышен на 2-10 процентов, и при этом разрешение не было оформлено, взыскание будет следующим:

  • с водителя – 1,5 тысячи;
  • с лица должностного – 15;
  • с юридического до 150.

Сколько придется заплатить, если при аналогичных обстоятельствах перегруз составил более 10 и менее 20 процентов? Размер штрафа будет, по вышеназванным категориям ответственных лиц таким:

  • 4 тысячи;
  • 30 000;
  • 300 000.

Когда превышение граничных значений доставляет 20-50 процентов, наказание закон предусматривает более суровое:

  • сидящему за рулем – 10 тысяч (или лишение водительских прав максимум на 4 месяца);
  • лицу должностному – до 40 000 рублей;
  • компании – до 0,4 миллиона.

В случае если были превышены значения, указанные в разрешении на 10-20 процентов, предусмотрены следующие штрафы:

  • водитель – 3,5 тысячи;
  • должностное лицо – 25;
  • юридическое – 250.

Перегруз при вышеназванных обстоятельствах, составляющий 20-50 процентов, соответственно:

  • 10 000;
  • 50 000;
  • 500 000.

Также, помимо собственно штрафных санкций, предусмотрены в КоАП России и другие. Так, грузовик могут задержать и отвести на специальную площадку.

Перегрузки часто становятся притчей во языцех у всех перевозчиков, поскольку очень трудно контролировать вес груза, который заказчик стремиться погрузить в машину. При этом в большинстве случаев все последствия расхлебывает водитель и владелец машины, которые оплачивают штрафы, пережигают топливо и портят машину, при этом не имея даже возможности узнать реальный вес груза в машине. Но этому можно и нужно противостоять!

Первое и самое главное – за перегруз отвечает грузоотправитель, но только в том случае, если вес его (грузоотправителя) груза превышает указанный в товарно-транспортной накладной и это можно доказать. Проще говоря, если Вам на машину погрузили 4 стальных чушки, по 5 тонн каждая, а на весах оказалось, что каждая весит не 5, а 6 тонн, то виноват грузоотправитель. Можно спокойно звонить ему и просить прибыть на пост весового контроля для разбора полетов.

Если груз может менять свой вес в зависимости от влажности (например, древесина), то тут все будет гораздо сложнее, так как в договоре могут быть хитрые пункты о том, что грузоотправитель не несет ответственности за перегруз, возникший из-за намокания груза, при этом сложно будет доказать, какую древесину они грузили, т.е. не факт, что перегруза не было в момент загрузки.

В таком случае Вас спасут датчики нагрузки на ось, которые выпускаются как для машин с пневматической подвеской (подушки), так и для машин с рессорной подвеской. Конечно эти датчики стоят денег, но их стоимость ничтожно мала по сравнению со штрафами, которые могут выписать сотрудники постов весового контроля в случае обнаружения перегруза. К тому же ими может пользоваться не только водитель, но и владелец машины, который в режиме реального времени сможет узнавать текущую загрузку машины, чтобы не оказываться в ситуациях, когда водитель звонит и со слезами рассказывает «про беспредел на пункте весового контроля», тогда как в кузове у него лишних 5 тонн, которые он загрузил за наличные от диспетчера. К сожалению, так тоже бывает.

Если Вы не сможете доказать вину конкретного грузоотправителя (например, в дороге действительно был взят «попутный груз» и так далее), то оплачивать штрафы придется владельцу или водителю, смотря как они договорятся между собой.

Иногда складывается такая ситуация, когда Вас еще не поймали за руку с перегрузом, либо поймали, но сумма штрафа не значительная или есть возможность «решить на месте», но при этом в документах указан нормальный вес груза, т.е. часть груза, которая и подставила Вас, нигде не записана. Тогда у Вас появляется шикарная возможность наказать хитрого грузоотправителя законным путем. Если, например, в накладной написано, что Вам погрузили 20.000 килограмм чего-то, то сдать на склад Вы должны именно 20.000 килограмм этого «чего-то», если, конечно, вес груза посчитан только в килограммах и он является разделимым. Таким образом, если в документах записано, что вес груза 20.000 кг, то все «излишки», которых иногда бывает несколько тонн, Вы можете оставить себе! Главное не делать лишних телодвижений, а просто оставить «излишки» груза в надежном месте. Это нельзя назвать 100%-законным, но и незаконным это тоже не назвать, ведь Вам погрузили «20 тонн», выгрузили тоже 20 тонн, так какие еще 5 тонн Вы не привезли? Естественно, что после этого начнутся угрозы от грузоотправителя, но помните, что если человек один человек подписался под тем, что загрузил в машину ровно 20 тонн, а другой подписался под тем, что выгрузил их, то никаких мифических 5 тонн просто не могло взяться в машине. Обычно машину загружает не глава компании, а наемный рабочий, поэтому почти всегда у него нет никаких рычагов давления на Вас. А как поступить с грузом – решайте сами. Хотите – идите с ним на рынок, хотите – продайте грузоотправителю/грузополучателю, но никогда не признавайте то, что это был «перегруз», так как это может плохо закончится. Если Вы не уверены в себе, то лучше всего отнесите на рынок, где вопросов будет меньше, а цена выше.

Грузоотправитель

При заполнении счета-фактуры указание сведений о грузоотправителе (его наименование и адрес) в общем случае является обязательным (ст. 169 НК РФ). Подробнее об этом, условиях, при которых информацию о грузоотправителе можно не указывать, а также ответственности грузоотправителя за перегруз автомобиля расскажем в нашей консультации.

Кто такой грузоотправитель

Грузоотправитель – это юридическое или физическое лицо, которое сдает груз к перевозке и которое указывается в качестве отправителя в перевозочных и иных документах.

Полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с его учредительными документами, а также его адрес должны указываться в счете-фактуре или УПД по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» (Постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137, Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@).

Если счет-фактура или УПД составляются комиссионером (агентом), приобретающим у двух и более продавцов товары от своего имени, по строке 3 через точку с запятой указываются полные или сокращенные наименования грузоотправителей и их почтовые адреса.

Если грузоотправителем и продавцом является одно и то же лицо, в строке 3 указывается «он же».

В том случае, если счет-фактура или УПД оформляются не на груз, а на работы, услуги или имущественные права, то фактически грузоотправитель отсутствует, а потому по строке 3 проставляется прочерк.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля


Отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются договором перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Перевозчик обязан в согласованные сроки подать грузоотправителю под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Это означает, в том числе, что поданные транспортные средства должны быть способны к перевозке груза, указанного в заявке (заказе), договоре перевозки или договоре об организации перевозок. Пригодность к перевозке подразумевает, к примеру, что грузоподъемность транспортного средства соответствует договорным условиям. Если же в процессе погрузки будет превышена грузоподъемность автомобиля, т. е. допущен перегруз, по вине грузоотправителя, он несет ответственность в соответствии с договором перевозки.

Так, например, грузоотправитель предоставил перевозчику недостоверную информацию о массе перевозимого груза, при этом провозная плата установлена в расчете на единицу массы этого груза. За превышение грузоподъемности автомобиля договором предусмотрен штраф для грузоотправителя в размере 20% провозной платы. К слову, именно такая величина штрафа за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе и габаритах, установлена ч. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, который таким нарушением был причинен перевозчику.

Кроме того, за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз, если это привело к нарушению правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства, предусмотрены административные штрафы по КоАП РФ (ч.ч.8,9 ст. 12.21.1).

Кто платит за перегруз?


12 февраля 2016, 11:33


Кто несёт ответственность за перегруз.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

Величина выявленного превышения максимально допустимой массы или нагрузки на ось

От 2% до 10% (п. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

От 10% до 20% (п. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

От 20% до 50% (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

Свыше 50% (п. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

· для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;

· для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

· штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

· оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

· оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

· факт искажения сведений;

· наличие и размер понесенного ущерба;

· причинную связь между правоотношением и ущербом.

· превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

· в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

Кто платит за перегруз


В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.

Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" в ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки, позволяющие штрафовать собственников транспортных средств за выявленное с помощью автоматических средств фиксации превышение допустимой массы или нагрузки на ось, а также за превышение разрешённых габаритов.

Кто несёт ответственность за перегруз.

В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.

² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется верхней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.

Согласно пункту 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение максимальной общей массы либо нагрузки на ось транспортного средства ответственность несёт организация, осуществляющая погрузку груза в автомобиль. Нарушение наказывается штрафом:

  • для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;
  • для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Основанием ответственности, предусмотренной п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, служит часть 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устанавливающей, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подытожим: ответственность за выявленный перегруз несёт как перевозчик, так и организация, производящая погрузку (чаще всего это грузоотправитель). Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.

Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).

Следует отметить, что максимальные осевые нагрузки для автомобильных дорог, рассчитанных на предельную нагрузку в 6 тонн, применяются только в случае наличия установленного дорожного знака либо при наличии опубликованной информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом определения понятия “официальный сайт” российское законодательство не содержит.

Весенние и летние ограничения осевых нагрузок.

Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений — уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций — наводнений, аномально высокой температуры выше 40оС и т. п.

Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.

Суть введения весенних и летних ограничений — замена предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.

Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.

Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.

Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Превышение нагрузки на ось при перевозке делимого груза.

При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.

Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.

Кто платит штраф — арендатор или арендодатель?

Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.

Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.

Контрольное взвешивание. Задержание транспортного средства при выявлении перегруза.

Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.

Из части 1 этой статьи следует, что “В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <. > частями 1-6 статьи 12.21.1 <. > настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.

Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:

  1. Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
  2. Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
  3. Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.

После выполнения каждого из этих действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.

Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

  • штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
  • оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
  • оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

  • превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.

Судебная практика по ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.

Исключением из этого правила являются дела, в которых нарушение предельно допустимых нагрузок вменяется собственнику автомобиля, который в момент совершения административного нарушения передал транспортное средство во владение другому юридическому лицу, предпринимателю или гражданину, а также дела, в которых превышение допустимой осевой нагрузки вменяется перевозчику, который перевозил делимый груз.

Специалисты нашей компании помогают перевозчикам и грузоотправителям оспорить необоснованные административные штрафы и требования по возмещению ущерба, причинённого дорожному покрытию. Результатом оказания услуги становится определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо судебное решение, отменяющее вынесенное определение.

Говорят весовщиков губернатор крышует или его дети.

Актуальные штрафы за перегруз грузовых машин для физических и юридических лиц.


Стремление получить максимальную выгоду за рейс частенько толкает водителя или владельцев авто на перегрузку машины. Мы расскажем, когда можно говорить о ней, нормах закона в этой сфере, полномочиях сотрудников ГИБДД, ответственности водителей и юридических лиц, правильном оформлении документации на груз.

○ Что такое перегруз по закону, кто и как его проверяет?

Дороги – одна из болевых точек нашей страны. Они разрушаются по многим причинам, начиная с нарушения технологии укладки заканчивая погодными явлениями. Свою лепту вносит и большегрузный транспорт. В стремлении максимально сэкономить на доставке грузополучатель заведомо занижает массу груза, а перевозчик перегружает машину. В результате дорожное покрытие страдает больше чем можно себе представить.

Перегруз определяется массой авто, которая создает нагрузку дорожному полотну колесами оси. Масса автомобиля складывается из нагрузок на переднюю и задние оси. Конечно, задняя ось получить большую нагрузку из – за расположения груза.

Перегруз не только вредит дорожному полотну, но и опасен для самого водителя. Даже будучи хорошо закрепленным он увеличивает, и без того значительный у грузовых авто, тормозной путь, крен автомобиля в поворотах и пр.. Незакрепленный груз опасен в двойне, так как снижает устойчивость, может способствовать заносу и перевороту машины.

Когда можно говорить о перегрузе? Когда нарушен п.23.1 ПДД:

  • «Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.»

В случае, когда не соблюдаются ограничения установленные знаком 3.12, указывающие предельно допустимую нагрузку на ось. Если ваше авто нее превышает этот участок лучше объехать.

Груз не должен ограничивать обзор водителя или световые приборы, быть хорошо закреплен и не снижать устойчивость машины на дороге. Важно учитывать не только вес, но и объем груза.

Кроме того, для перевозки некоторых опасных или крупногабаритных грузов необходимо специальное разрешение.

Обычно речь идет о перегрузке грузовых авто, но и легковые машины имеют предел выносливости.

Не стоит перегружать седан до состояния касания бампером асфальта, или переполнять пассажирами. Конечно, КоАП не говорит о перегрузке в отношении легкового авто, но в нем есть масса других подходящих случаю статей, например количество пассажиров больше нормы.

Инспектор ГИБДД не может определить массу машины в любом месте трассы на глаз. Для этого есть специально оборудованные контрольные пункты.

Сразу отметим, что контролируется не просто масса авто, а нагрузка на каждую ось.

Есть два способа измерения:

Статический – предполагает полную останову машины, а уже затем фиксацию нагрузки.

Динамический - взвешивание в движении на скорости, не превышающей 5 км/ч. Такие посты часто можно встретить на въезде в регион или город.

○ Штрафы и наказания за перегруз:


За любое правонарушение предполагается наказание. После изменений 2015 года штрафов за перегруз стало значительно больше в зависимости от того, кто допустил правонарушение и какое оно.

✔ Для физических лиц.

Штрафы, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП можно разделить на две условные группы:

За нарушение правил перевозки грузов со специальным разрешением и без него.

Разрешение может быть у самого грузоотправителя или оформлять через интернет. Попытка проехать без него, встанет водителю 5000 – 10000р , возможно лишение прав на 2 – 4 месяца .

Допустимый перегруз по этой статье не более 5 %. Превышение этого показателя обойдется работнику в 1500 – 2000 р.

Не важно насколько короче путь по прямой, чем в объезд. Если на дороге стоит знак 3.12 и ваша машине не вписывается в рамки указанных ограничений и нет специального разрешения на проезд, то лучше его объехать. Иначе будьте готовы заплатить штраф в 5000 р .

по ч.11 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Если перегруз окажется слишком значителен, инспектор ГИБДД может запретить дальнейшие движение, в таком случае машину ждет штрафстоянка.

✔ Для юридических лиц.

Ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за такие правонарушения значительно выше, чем для самого водителя. Более того, теперь отвечать будет не только грузоперевозчик, иногда ответственно ляжет и на отправителя. Предприниматели, ведущие свою деятельность без регистрации юр. лица будут отвечать наравне с полноценными юр. лицами. Примечание к статье 12.21.1 КоАП РФ:

  • «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»

В зависимости от степени перегруза размер штрафа варьируется от 250 до 400 тысяч рублей. Безусловно размер значителен, это сделано с единственной целью – превратить перегрузку авто в неприбыльное занятие, потери должны стать больше прибыли. Ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»

○ Наказание за неправильные данные в документах на груз.

Желая сэкономить на транспортировке грузоотправитель, может указывать недостоверные сведения в маршрутном листе или транспортной накладной относительно массы, габаритов груза, сведений о дате и сроке действия специального разрешения. Штраф юридического лица составит 250 – 400 тысяч рублей . Не останется в стороне водитель, в зависимости от ситуации он заплатит от 1500 до 5000р .

Ответственность за перегрузку и искажение информации в транспортной накладной или маршрутном листке достаточно весома, нарушителю может грозить не только штраф, который превысит возможную прибыль, но лишение прав и задержание авто на штрафстоянке. Будьте внимательны при погрузке!

Штраф за перевес: весовой контроль грузовиков. Поможет ли новая система улучшить качество дорог? Кто за это заплатит? Смотрите специальный выпуск на канале "РБК".

Сохраните страницу в cоцcетях:


– это административное правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа и лишения прав. Многие полагают, что распространяется это только на тяжеловесные автомобили дальнего следования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На самом деле, оштрафовать сотрудники полиции могут и водителя легкого транспорта.

В каком законе прописано

Наказание за перегруз транспортного средства определяется в соответствии со . В данном нормативном акте подробно расписан размер штрафа за превышение допустимого объема груза.

Происходит подразделение в зависимости от процента несоответствия фактического веса и положенного. Также размер штрафа зависит от лица, которое несет ответственность за нарушение: водитель, должностное или юридическое лицо.

Предельно допустимая масса транспортного средства, в соответствии с которой определяется перегруз и, соответственно, размер штрафа, указаны в от 15.04.11 г. Посмотреть установленные законом нормы можно в таблице.

Размеры штрафов при перегрузе

Размер штрафа определяется в зависимости от превышения нормы допустимой нагрузки на оси автомобиля. Чтобы определить фактический вес машины, потребуется провести контрольное взвешивание. Делать это могут инспектора ГАИ, при помощи специальных весов.

Масса авто не может определяться «на глаз». Но перегруз вправе устанавливать при визуальном несоответствии установленным нормам. Например, если в легковом автомобиле находится не 5 человек, а 6 и более.

Взвешивание транспортного средства проводится одним из двух способов:

  1. В движении. Автомобиль продолжает движение на скорости до 5 км/ч, проезжая по поосным весам. Недостатком данного способа является погрешность, которая может достигать 3%. Инспектора знают про эту особенность весов, но не всегда прощают в случае отклонения от нормы.
  2. При остановке. Автомобиль останавливается сначала передними колесами на весах, производится взвешивание. Затем измеряется вес задней оси.

Преимуществом данного способа является большая точность, чем в предыдущем методе.

Если инспектор ГИБДД выявляет нарушение (более 2,5%), то составляется акт об административном правонарушении. Согласно этому протоколу выписывается штраф.

Легкового авто

В отношении легкого транспортного средства не действует ответственность, предусмотренная при перегрузе грузового автомобиля. Но это не означает, что машину можно загружать по полной, не соблюдая установленных правил и норм.

Водители и собственники легковых автомобилей также будут обязаны заплатить штраф в случае перегруза.

Превышение массы может произойти по трем основным причинам:

  1. Автомобиль заполнен тяжелым грузом, общий вес которого превышает допустимую норму.
  2. В салоне находится большее количество человек, чем предусмотрено ремнями безопасности и количеством посадочных мест.
  3. Автомобиль перевозит прицеп с грузом, масса которого не допустима по закону.

Каждую ситуацию стоит рассмотреть отдельно.

Грузами

Легковой автомобиль не приспособлен для перевозки тяжелых грузов. Решившись транспортировать несколько тонн цемента или плитки, водитель не просто нарушает закон, он игнорирует правила безопасности.

Перегруз легкого авто может привести к таким последствиям:

  • в инструкции к ТС указана допустимая нагрузка на машину. Как правило, она составляет до 500 кг. Превышение массы может стать причиной поломки лонжеронов и рам, а также на кочках могут лопнуть амортизаторы;
  • загруженное транспортное средство менее управляемое на дороге. Есть риск потерять контроль над машиной и въехать в столб или другой автомобиль;
  • если загружен багажник, то это приводит к тому, что задний бампер царапает дорогу. А это не только порча автомобиля, но и причинение убытков государственному имуществу, за что придется заплатить немалую сумму.

Перегруз легкого автомобиля относится к нарушениям правил перевозки. За это предусмотрен штраф в размере 500 рублей .

Но доказать, что масса груза превышает норму достаточно сложно при отсутствии весов, поэтому инспектора постовых служб оценивают факт перегруза визуально.

Определяется это несколькими признаками:

  • груз находится в салоне и закрывает водителю обзор;
  • автомобиль едет неустойчиво, его заносит на поворотах;
  • грузом закрыты фары, номерные знаки;
  • автомобиль мешает другим участникам дорожного движения.

Пассажирами

Более вероятно нарваться на штраф при перегрузе автомобиля пассажирами. Их количество должно соответствовать числу ремней безопасности – в лучшем случаев. Но хотя бы требуется соблюдать правила перевозки по количеству посадочных мест.

Однако инспектора ГИБДД вправе оштрафовать водителя, если в автомобиле находится больше человек, чем количество ремней.

Заплатить придется 500 рублей за нарушение правил перевозки и 1000 рублей за каждого не пристегнутого пассажира.

Сейчас инспектора ГАИ не столь категоричны. В большинстве случаев водителю удается отделаться предупреждением. Но закон есть и соблюдать его нужно, чтобы не попасть под административную ответственность.

Прицепа для легкового автомобиля

Отдельного закона, рассматривающего перегруз прицепа для легкого автомобиля, нет. Но важно учитывать несколько моментов:

  1. Масса прицепа с грузом не должна превышать массу автомобиля.
  2. Груз в прицепе должен лежать аккуратно, не заваливаясь на бок и не закрывая обзор другим водителям.
  3. По разрешено перемещать прицеп с грузом, если общая масса с автомобилем не превышает 3,5 тонн.

За нарушение указанных правил водителю грозит штраф в размере 500 рублей. Другие санкции не предусмотрены.

Грузовой машины

Перегруз грузовых автомобилей контролируется представителями правоохранительных органов очень тщательно.

Устанавливаются специальные знаки, запрещающие проезд тяжеловесных ТС, используются весы для контрольного взвешивания.

Перегруз грузового автомобиля может стать причиной:

  • снижения качества дорожного полотна;
  • удлинения тормозного пути, что приводит к авариям;
  • разрушения старых конструкций при пересечении моста.

При обнаружении перегруза грозит штраф:

Превышение нормы Физ.лицо Должностное лицо Юридическое лицо
от 2% до 10% 1,5 т.р. 15 т.р. 150 т.р.
от 10% до 20% 4 т.р. 30 т.р. 300 т.р.
от 20% 10 т.р. 40 т.р. 400 т.р.

Если норма превышена на 50% и более, то водителю грозит лишение прав на срок до 4 месяцев.

Но это не все штрафы, которые предусмотрены в случае перегруза. Как известно, для перевозки крупных грузов требуется разрешение. В нем указывается предельно допустимый вес нагрузки на машину.

Если выясняется, что фактическая масса выше установленных ограничений, то штрафы формируются из другой таблицы:

Если у водителя отсутствует разрешение на перевозку грузов, то штраф составит от 2 до 500 тысяч рублей . Учитывается масса нагруженной машины в соотношении с ее фактическим весом без нагрузки.

На ось

Перегруз на одну ось предусматривает аналогичное наказание, как и при общем перегрузе. Автомобиль взвешивается сначала передними колесами на весах, затем задними.

Чаще всего перегруз происходит на переднюю ось, что связано с резким торможением и смещением груза.

При этом водителю и экспедитору запрещено вскрывать опломбированный кузов, чтобы равномерно распределить нагрузку. Что же делать в данном случае?

Можно рискнуть и продолжить движение. Возможно, смещение груза не произошло, поэтому автомобиль легко пройдет проверку. Или рискнуть с другой стороны и вскрыть кузов, чтобы поправить груз. Это может повлечь за собой неприятности с работодателем.

Если сотрудником ГАИ обнаружен перегруз после резкого торможения, нужно объяснить ситуацию. В его присутствии кузов вскрывается, чтобы убедиться в правдивости слов.

Водители должны знать, что на дорогах устанавливаются знаки 3.11 и 3.12 для того, чтобы запретить проезд ТС с определенной массой. Выглядят знаки так:

Знак 3.11 означает, что проезд разрешен автомобилям с общей массой не более указанного количества тонн (вес машины плюс вес груза).

Знак 3.12 указывает на то, что проезд разрешен только с авто, нагрузка на ось у которой не превышает указанное значение.

За игнорирование этих знаков придется заплатить штраф в размере 2-2,5 т.р.

Где и как оплачивать

Многие автолюбители интересуются – пришел штраф за перегруз, что делать? Сразу стоит отметить, что такое возможно. На дорогах, предусмотренных для тяжеловесных автомобилей, устанавливаются автоматические весы.

Они измеряют вес машины и каждой оси отдельно. Поэтому ситуации, когда штраф назначен за перегруз авто без присутствия водителя, встречаются достаточно часто. Что делать в этом случае?

В первую очередь, нужно убедиться, что нарушение действительно было. Например, в день нарушения водитель перевозил две упаковки минералки или вовсе ехал пустой за грузом.

Доказать это можно, предъявив оригинал путевого листа или договор с грузоотправителем и грузополучателем.

Если же о перегрузе авто водитель знал, либо такая вероятность присутствует, то остается только заплатить штраф. В течение 20 дней действует скидка в 50%.

Второй важный вопрос – на кого приходит штраф за технический перегруз при автоматическом взвешивании. В этом случае уведомление направляется в адрес собственника транспортного средства.

Если автомобиль находился в аренде, то можно решить вопрос мирным путем, либо в судебном порядке. Для этого потребуется договор аренды.

Если же нагрузка на авто измерялась сотрудником ГАИ лично, то штраф выписывается на имя водителя. А он уже решает – заплатить самостоятельно или передать своему руководству.

Физическим лицам

Оплатить штраф необходимо в течение 60 календарных дней. Скидка в 50% действует только 20 дней для всех категорий лиц.

Внести оплату можно разными способами:

  • в терминале или кассе банка;
  • через портал Госуслуг;
  • через специализированные онлайн-сервисы;
  • через интернет-банкинг.

Юридическим лицам

Юридические лица также имеют право на 50% скидку и должны внести всю сумму в течение 60 дней.

В отношении юридических лиц предусмотрена своя схема оплаты штрафа. Они должны переводить средства с расчетного счета своей организации на счет ГИБДД по реквизитам, указанным в квитанции. При составлении бухгалтерской отчетности указывается «Прочие расходы».

Если штраф выписан на имя водителя, но в постановлении указано наименование юридического лица, то оплату производит организация.

В дальнейшем она имеет право взыскать с работника потраченную сумму. Но стоит учитывать, что водитель может обратиться в суд, если вина его в нарушении не доказана.

Как оспорить штраф

Если нарушитель не согласен с наказанием, то оспорить штраф он может в судебном порядке.

Существует три основных способа это сделать:

  1. Доказать в суде, что протокол был составлен неправильно, либо весы работали неисправно и т.д. Опытные адвокаты знают «лазейки», которые можно использовать для уменьшения или отмены штрафа.
  2. Доказать в суде, что перегруза не было. Подтверждается это документацией, которая выдается водителю грузоотправителем и получателем. Также можно доказать, что перегруз на одну ось произошел не по вине водителя. Например, в результате резкого торможения с целью . Для этого потребуются показания свидетелей, фото и видео материалы.
  3. Доказать, что ответственность за перегруз несет другой человек. Например, если автомобиль был сдан в аренду, когда произошло нарушение с автоматической фиксацией.

Конечно, самостоятельно добиться положительного результата очень сложно. Потребуется помощь опытных адвокатов.

Но когда речь заходит о сотне тысяч рублей для юридического лица, стоит воспользоваться услугами профессионала, заплатив ему около 30 тысяч рублей.

Как узнать, есть ли наказание

Грузовики, фуры и другие тяжеловесные виды транспорта выполняют важную функцию - перевозят немалые грузы на большие расстояния. Почему же создается столько правил и ограничений для машин из разряда «великанов», неужели они могут нанести такой большой вред и какие введены штрафы за перегруз грузового автомобиля?

Опасность перегруза на дороге

За последнее время грузовых автомобилей стало настолько много, что увидеть их в центре города не составляет большого труда. Нагруженные фуры перевозят тяжелые грузы (продовольственные товары, строительные материалы, производственное сырое, детали и т.д.), на большие расстояния, что нельзя назвать ненужным делом. Но перегруз влияет на состояние дорожного полотна, а это серьезное правонарушение. Кроме того, предусмотрен штраф за превышение грузоподъемности ТС, а повторное нарушение может стоить водителю прав.

Интересно! За последние 5 лет было введено около десяти законов, касающихся правил дорожного движения для крупногабаритных автомобилей.

Такое внимание со стороны властей этот вид транспорта заслужил не просто так. Крупногабаритные автомобили, наполненные доверху грузом, причиняют огромный вред дорожному покрытию. Многочисленные ямы, выбоины, трещины и перегрузы на дорогах появляются именно из-за несознательных дальнобойщиков. Кроме того, перевоз груза свыше нормы приводит к износу деталей и механизмов самого автомобиля (шин, сцепления, тормозов и т.д.).

Перегруженный грузовик, также, часто становится участником и главным виновником ДТП, ведь чем тяжелее авто, тем сложнее им управлять.

Вычисление максимальной нагрузки на оси

Вес груза, который перевозит транспортное средство, распределяется между его осями. Осевая нагрузка - это сила с которой автомобиль оказывает давление своей массой на поверхность дороги. Правилами дорожного движения предусмотрено ограничение, согласно которому установлена предельно допустимая норма нагрузки на переднюю и заднюю ось.

Возникает вопрос, как же вычислить какой перегруз допускается на ось? В первую очередь, нужно помнить, что осевая нагрузка взаимосвязана с общей массой транспортного средства. Переведя это в формулу, мы получаем следующее соотношение:

Масса авто = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю ось


Эта формула относится к автомобилям с двумя осями. У грузовиков с задней тележкой (средняя и задняя оси объединены), масса авто рассчитывается по следующей формуле:

Масса авто = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю тележку

Важно! В расчете допустимой нагрузки грузового транспорта на дорожное полотно участвует 3 переменных: 1) масса авто в целом и нагрузка на каждую ось по отдельности; 2) группа автомобиля; 3) категория дороги.

Зная к какой группе относится авто, можно избежать осевого перегруза. Допустимая нагрузка на каждую ось, относительно расстояния между осями:

У автомобилей группы А

свыше 2 м - 10 т

1,65-2 м - 9 т

1,35-1,65 - 8 т

до 1 м - 6 т

У автомобилей группы В

свыше 2 м - 6 т

1,65-2 м - 5,7 т

1,35-1,65 - 5,5 т

до 1 м - 4,5 т

К группе А относится транспорт с общей массой не более 38 тонн. Такие автомобили могут ездить по дорогам I-III категорий. Автомобили группы Б , с массой не выше 28,5 тонн, могут свободно перемещаться по дорогам всех категорий, без ограничений. Для того чтобы узнать массу ТС и избежать штрафа за перегруз автомобиля, можно использовать два способа взвешивания:

Динамическое взвешивание, когда измеряется масса авто в движении, разгоняя транспорт до 5 км/час.

Статическое взвешивание, при котором вес грузовика определяется в состоянии покоя.

И тот и другой тип взвешивания позволяет вычислить как общую массу транспортного средства, так и нагрузку на каждую ось по отдельности.

Внимание! Меры наказания за превышение допустимой массы автомобиля весьма ожесточились, а штраф за перегруз грузового автомобиляв 2016 году увеличился в несколько раз.

Штрафы за перегруз грузового автомобиля

Статистика показывает, что 8 из 10 грузовых автомобилей игнорируют ограничения по допустимому весу для дорог местного значения. Желание сэкономить свое время и деньги - главное оправдание правонарушителей, но вред, причиненный ими, куда больше затрат на топливо.

Сумма ущерба дорожному хозяйству исчисляется в миллиардах гривен. Из года в год статистика только ухудшается, а дорог, непригодных для эксплуатации становится все больше. Основная часть нанесенного урона - «заслуга» габаритных видов транспорта, чьи владельцы перегружают авто, тем самым нарушая правила ПДД.

Штраф за перегруз по осям, как определяют перегруз

Штраф за осевой перегруз рассчитывается следующим образом:

1-10% перегруза свыше указанной нормы, равняется 0,1 евро (≈ 3 грн.) за каждый километр пути;

10-40% - 0,2 евро/км;

> 40% перегруза (вес больше 60 тонн) - 0,78 евро.

Интересный факт! В арсенале новой транспортной инспекции будут современные технологии, позволяющие определять массу грузовиков в движении.

Для того чтобы избежать санкций за превышение нормы нагрузки на ось грузового автомобиля,необходимо быть в курсе всех нововведений и поправок в законодательстве за 2016 год.

С тех пор как были введены новые правила, количество нарушений правил ПДД сократилось в 2 раза, и это только за полгода. Если дело так пойдет и дальше, то такими темпами, к концу года, перегруз на дорогах может стать редким явлением, а их качество улучшится в разы.

Среди транспортных средств-правонарушителей, первое место занимают именно крупногабаритные автомобили. Кроме перегруза фуры, владельцам таких транспортных средств стоит опасаться проверки документов на груз. В случае несоответствия фактического и «документальной» массы груза и отсутствии соответствующих разрешительных документов, нарушителя ждет штраф в размере ста необлагаемых минимумов (1700 грн).

Штраф за несоблюдение дорожных знаков ограничивающих массу транспортного средства

Игнорирование знаков дорожного движения - серьезное правонарушение. На «пойманного на горячем» водителя грузового авто, который превысил указанную на дорожном знаке весовую норму, будет выписан штраф от 2 тыс.грн.

Бывает и такое, что владельцы перегружают легковые прицепы грузом, тем самым превышая установленный лимит.

Помните! Штрафные санкции относительно «перегруза» легковушки, касаются не только грузов, но и пассажиров.

В случае нарушения ПДД, водитель легкового авто должен будет оплатить штраф за несоблюдение правил перевозки (около 200 грн), и каждого не пристегнутого пассажира в салоне (около 400 грн).

В первую очередь, эти меры нужны для того, чтобы обезопасить всех участников дорожного движения, и свести вероятность ДТП к минимуму. Всегда помните о том,какие штрафы и санкции за перегруз авто ждут всех правонарушителей, и может хотя бы это станет предлогом для соблюдения правил дорожного движения.

Подписывайтесь на наши ленты в

Чересчур груженое транспортное средство представляет существенную угрозу не только для водителя, но и для иных участников движения. Причем не имеет значения, грузовой это автомобиль или легковой. От избыточной массы ТС страдает даже дорожное покрытие. Каждый автовладелец должен знать, как рассчитывается перегруз, и понимать степень ответственности за нарушение правил.

С 2015 года нормативно-правовые документы, касающиеся провоза груза, претерпели некоторые изменения. С учетом новых сведений разрешенная максимальная масса транспортного средства была подкорректирована.

Предельно допустимый вес грузового ТС (автопоезда) – 44 тонны. Нагрузка на ось любого грузового автомобиля определяется, исходя из категории дорог, которые рассчитаны на провоз разного по весу груза. Перегруз грузового автомобиля потребует от водителя получения соответствующего разрешения на выезд. Касаемо легковых ТС так же есть некоторые ограничения. Водитель не вправе провозить в своей машине пассажиров больше, чем это регламентировано законодательством.

Воздействие на ось автомобиля, иначе говоря, осевая нагрузка – это та нагрузка от общей массы ТС, которая передается на дорожное полотно колесами каждой из осей. При повышенной нагрузке дорожное полотно разрушается. Кроме того, тормозной путь перегруженного автомобиля более длинный, что может создать аварийную ситуацию на дорогах.

Стоит учитывать и тот факт, что распределение нагрузки происходит неравномерно: на заднюю ось приходится существенно больше, чем на переднюю. Связано это с особенностью расположения грузовой платформы: в задней части автомобиля. При осуществлении движения по участку дороги, который снабжен знаком 3.12, водитель обязан обратить внимание на предельно разрешенную нагрузку на ось. Если в его ТС нагрузка не соответствует данной, то необходимо сменить маршрут. В противном случае, нарушение повлечет за собой штраф за перегруз. Согласно Административному Кодексу РФ (ч.11 ст. 12.21.1), сумма административного взыскания составляет 5 000 руб.

Правила перевозки определяют приемлемую массу автомобиля. Ознакомиться с информацией можно ниже:

Более сложному расчету подлежит допустимая нагрузка на ось. Здесь учитывается категория дороги, а также расстояние между осями и тип колес.

Примерный расчет

Таким образом, масса транспортного средства вычисляется как сумма показателей нагрузки по осям. Узнать массу автомобиля можно, заглянув в свидетельство о регистрации. Сложнее определить фактическую массу груза. Для получения точного расчета можно воспользоваться специальным калькулятором.

Последние бывают двух видов:

  1. Стационарные (СПВК).
  2. Передвижные (ППВК).

Стационарные пункты весового контроля располагаются в специальном месте, где постоянно находится оборудование и персонал.

Его передвижной аналог, напротив, оборудован на базе фургона. Такой пост имеет существенное преимущество – мобильность. Поскольку пункт контроля веса постоянно передвигается, владельцу грузового ТС не под силу выявить место его дислокации.

Процедура стационарной проверки позволяет избежать перегруза по осям. На сегодняшний день существует два типа взвешивания:

  1. Динамическое.
  2. Статическое.

Первое проводится в процессе движения автотранспорта, причем допустимая скорость - не более 5 км/час. Для фиксации измерений используются автоматические поосные весы, с помощью которых осуществляется развесовка автомобиля по осям. Приемлемая погрешность при расчетах - 3%.

Статическое взвешивание возможно только после остановки автомашины. Специальная платформа с установленными тензодатчиками позволяет максимально точно рассчитать нагрузку и перегруз по осям.

Разрешение на перевоз груза

Помимо этого, процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Так, при нагрузке по осям более 2% от допустимого следует получить разрешение для передвижения по автодорогам (согласно ФЗ №257 от 08.11.2007 п.2 ст.31). Для этого необходимо согласовать маршрут и компенсировать урон, наносимый дорожному покрытию. Для транспорта Вооруженных сил России делается исключение.

Для разрешения на перевоз опасных грузов, согласно п. 9 приказа Минтранса России № 258 (24/07/2012), необходимы следующие документы:

  1. Соответствующее заявление владельца ТС.
  2. Ксерокопия документов на ТС.
  3. Схема распределения перевозимого груза.
  4. Технические требования к перевозке.

Если водитель не получил специальное разрешение, кроме наложения штрафных санкций, его могут лишить водительского удостоверения. Это регламентируется Административным Кодексом РФ (ч. 1 ст. 12.21.2)

Установленные штрафные санкции за перегруз

То, какой штраф предусмотрен за перегруженные автомобили, напрямую зависит от правовой категории владельца. Данное административное наказание имеет три уровня ответственности:

  • Для физических лиц предусмотрен штраф в размере 1 500 – 2 000 руб.
  • Должностные лица заплатят более 15 000 руб.
  • Для юридических лиц сумма штрафа доходит до 400 000 руб.

Кроме прямого нарушения, может иметь место неточность в документах: когда реальный вес груза не соответствует заявленному. При этом максимально возможная нагрузка на ось значительно превышает нормативы. В этом случае размер установленного штрафа:

Основанием для применения в отношении водителя санкций является весовой контроль на дороге инспектором ГИБДД.