Первые автомобили в россии. Когда появились первые автомобили в России

Ровно 120 лет назад, 14 июля 1896 года, на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый серийный российский автомобиль. Первый автомобиль отечественного производства с двигателем внутреннего сгорания был готов и прошел серию испытаний в мае 1896 года. В июле на выставке в Нижнем Новгороде он совершал демонстрационные поездки. Это был автомобиль Фрезе и Яковлева.

На волне стремительного индустриального подъема, который наблюдался в Российской империи со второй половины XIX века, появление отечественного автомобилестроении выглядит вполне органичным явлением. Пионерами данной отрасли в нашей стране стали отставной лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, которые и сконструировали представленный в июле 1896 года широкой публике автомобиль. Именно они дали старт серийному производству автомобилей в России. Петербургская фабрика Фрезе стала первопроходцем в области серийного выпуска легковых и грузовых автомобилей. Только с 1901 по 1904 годы здесь было собрано более 100 автомобилей, в том числе оснащенных электроприводом. Также здесь прошли испытания троллейбуса и автопоезда с электротрансмиссией.


Создатели первого российского автомобиля

Петр Александрович Фрезе родился в Санкт-Петербурге в 1844 году. В родном городе он окончил горный институт, после чего оказался на известной экипажной фабрике К. Неллиса. Он практически сразу сумел проявить себя с лучшей стороны, достаточно быстро завоевав полное доверие хозяина предприятия. Дела данной компании в те годы шли в гору, и Неллис сделал талантливого молодого инженера своим компаньоном. При этом в 1873 году Петр Фрезе создал свою собственную каретную мастерскую, которая в 1876 году объединилась с фабрикой Неллиса, образовав новую компанию «Неллис и Фрезе». Еще через пять лет он становится единоличным собственником компании, которая была переименована в «Экипажную фабрику Фрезе и К°».

Стоит отметить, что в те годы продукция российских экипажных заводов достаточно высоко ценилась во всем мире, о чем наглядно свидетельствует тот факт, что они получали достаточно много наград на международных выставках. Особым знаком качества может служить и то, что в начале XX века российскими кузовами оснащались автомобили легендарной сегодня немецкой автомобильной марки «Мерседес».

Евгений Александрович Яковлев родился в 1857 году в Санкт-Петербургской губернии. До 1867 года обучался в Николаевском кавалерийском училище, а с 1867 года в Николаевских морских юнкерских классах. В 1875 году после окончания обучения был переведен во флот юнкером. Вершиной его флотской карьеры стало звание лейтенанта, которое он получил 1 января 1883 года. В том же году он был уволен в бессрочный отпуск, а годом позднее полностью ушел со службы «по домашним обстоятельствам». Покинув флотскую службу, Яковлев начал активно заниматься разработкой двигателей, приобретая патенты на их изготовление. Созданный им двигатель на жидком топливе даже заслужил одобрение со стороны знаменитого российского ученого Дмитрия Менделеева. Проекты Яковлева оказались достаточно прибыльными, со временем у него появились постоянные заказчики, поэтому в 1891 году он открыл Первый русский завод газовых и керосиновых двигателей.

Судьба своей невидимой рукой свела этих людей друг с другом, объединяющим элементом стала их любовь к автомобильной технике. Их личное знакомство произошло на выставке в Чикаго, оно предопределило дальнейшую судьбу их совместного детища. Стоит отметить, что двигатели конструкции Яковлева в те годы имели большое количество передовых конструктивных решений (съемную головку цилиндров, электрическое зажигание, смазку под давлением и т.д.). В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой же выставке был также впервые представлен один из первых в мире автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Данная машина привлекла к себе внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе. Именно тогда они решили создать подобный автомобиль, но уже в России.

Дебют автомобиля

Дебют первого российского автомобиля и его первый публичный показ пришлись на июль 1896 года. Автомобиль был продемонстрирован на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая проводилась в нижегородском районе Кунавино. В дореволюционную эпоху это была самая крупная в стране выставочная площадка, на которой демонстрировались лучшие отечественные достижения в области промышленности. Финансирование выставки занимался лично император. Среди множества замечательных и интересных экспонатов на выставке не затерялась и совместная разработка Фрезе и Яковлева.

Лично осматривая представленные на выставке новинки, российский император Николай II побывал в отделе экипажного дела, где и был расположен русский «бензиномотор», названный так местной газетой «Нижегородский листок». И хотя особой реакции со стороны представителя монаршего дома на автомобиль не последовало, он лично осмотрел автомобиль в действии, а авторы первого серийного автомобиля всячески продолжали рекламировать свое совместное детище в дальнейшем.

Описание автомобиля Фрезе-Яковлева

Внешне представленный на выставке в Нижнем Новгороде автомобиль, как и многие иностранные аналоги того периода, достаточно сильно походил на легкий конный экипаж. В его чертах можно было при желании рассмотреть пролетку. Прообразом автомобиля стал немецкий «Бенц Вело», который и вдохновил создателей. Вес разработанной ими модели составляла приблизительно 300 кг.

Сердцем автомобиля был одноцилиндровый четырехтактный двигатель, который был расположен в задней части кузова и развивал мощность до 2 л.с. Такой небольшой мотор позволял автомобилю развивать скорость до 20 км/ч. Специально для охлаждения двигателя на автомобиле была реализована испарительная система, в которой использовалась вода, а роль теплообменников выполняли латунные баки, размещенные вдоль бортов в задней части корпуса. В совокупности данные баки вмещали до 30 литров жидкости. Во время движения вода периодически закипала, а пар, направляясь в конденсатор, возвращался назад в жидкое состояние.

В автомобиле использовалось электрическое зажигание, которое было выполнено в виде батареи и индукционной катушки. За приготовление топливной смеси отвечал простейший испарительный карбюратор. Который представлял собой емкость, заполненную бензином, во время работы двигателя бензин нагревался отработавшими газами и испарялся, соединяясь с воздухом. При помощи специального смесителя можно было легко изменить состав смеси. Но ее количественной регулировки предусмотрено не было.

Коробка передач автомобиля была аналогична той, что использовалась на автомобиле Бенца, но кожаные ремни на русском автомобиле были заменены на более надежные, выполненные из многослойной прорезиненной ткани. Ременная трансмиссия обеспечивала две передачи: вперед и холостого хода. Управление процессом переключения передач осуществлялось при помощи рычажков, находящихся сбоку от руля. На автомобиле было два тормоза. Основной из них был ножным и действовал непосредственно на ведущий вал коробки передач. Второй тормоз был ручным, он прижимал резиновые бруски к цельным шинам задних колес автомобиля.

Дополнял простую конструкцию автомобиля двухместный деревянный кузов типа фаэтон, обладавший складным кожаным верхом. Кузов автомобиля был сочленен с рессорной подвеской, которая работала по принципу фрикционного гашения колебаний. Рессоры состояли из достаточно большого числа листов, которые, взаимодействуя между собой, гасили резкие колебания и толчки во время движения автомобиля. Использование данной конструкции не требовало установки амортизаторов, но заставляло поворачиваться рессоры в такт с колесами, вращение которых обеспечивали специальные металлические втулки. Колеса автомобиля были достаточно громоздкими (передние колеса меньше задних) и, как и их спицы, были изготовлены из дерева. Колеса были покрыты цельными резиновыми шинами. Производство дутых шин в России на тот момент еще отсутствовало.

Стоит отметить, что Фрезе и Яковлев достаточно талантливо смогли воплотить в жизнь многие идеи, которые применялись в мировом автомобилестроении конца XIX века. В этом плане их разработка не была какой-то уникальной или эксклюзивной. В то же время идея превратить представленный экземпляр в массовый коммерческий серийный автомобиль выглядела на тот момент времени очень интересно. До сих пор нет информации о том, что именно произошло с представленным на выставке в Нижнем Новгороде образцом. Возможно, он был просто уничтожен самими изобретателями. По сохранившимся фотографиям данного автомобиля, к его вековому юбилею, который отмечался в 1996 году, была создана его точная копия - репликар. Автомобиль был воссоздан в научно-техническом центре российской газеты «Авторевю» при непосредственной помощи главного редактора издания М. И. Подорожанского.

После безвременного ухода из жизни Евгения Яковлева в 1898 году его компаньоны приняли решение перепрофилировать завод, отказавшись от производства двигателей внутреннего сгорания. Это вынудило Петра Фрезе искать способы собственного выпуска моторов. В итоге он вынужден был заключить договор с французской фирмой «Де ДионБутон», с которой тесно сотрудничал вплоть до 1910 года. В этом году он продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу, после чего постепенно отошел от дел. Скончался Фрезе в 1918 году в родном для него Петербурге.

Спустя один год после первой демонстрации на выставке в Нижнем Новгороде в Российской империи стартовали продажи представленного автомобиля, однако сколько именно экземпляров машины Фрезе-Яковлева было выпущено и продано неизвестно. По некоторым данным, ценник на автомобиль Фрезе-Яковлева начинался с отметки в 1500 рублей. Это было наполовину дешевле стоимости автомобиля Бенца и примерно в 30 раз дороже стоимости обычной лошади.

Характеристики автомобиля Фрезе и Яковлева:

Тип кузова - фаэтон (двухместный).
Колесная формула - 4х2 (заднеприводный).
Габаритные размеры: длина - 2450 мм, ширина - 1590 мм, высота - 1500 мм (со сложенным тентом).
Колея задняя - 1250 мм.
Колея передняя - 1200 мм.
Масса - 300 кг.
Силовая установка - одноцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 2 л.с.
Максимальная скорость - до 20 км/ч.

Источники информации:
http://rufact.org/wiki/Автомобиль%20Фрезе%20и%20Яковлева
http://visualhistory.livejournal.com/441450.html
http://www.calend.ru/event/2373
По материалам из открытых источников

Многим автолюбителям интересно, когда в России появился первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине. Наша статья посвящена истории зарождения автомобилестроения в Российской империи. В ней вы узнаете, какой первый автомобиль появился в России, и в каком году.

Появление первого автомобиля в России

Как ни странно, первым автомобилем в России оказался экземпляр иностранного производства. Чтобы в России начали делать собственные автомобили, конечно, нужно было завезти образцы такой техники для изучения.

Первый автомобиль с бензиновым двигателем появился на территории Российской империи в 1891 году в Одессе. Его привез из Франции редактор «Одесского листка» Василий Навроцкий. Однако Одесса была далеко от столицы Российской империи.

В Санкт-Петербурге (тогдашней столице Российской империи) первый бензиновый автомобиль появился в 1895 году. Сотрудники Конюшенного музея Санкт-Петербурга нашли записи о том, что 9 августа 1895 года в столицу архитектором А.К. Жиргалевым был привезен для личного пользования первый автомобиль, работающий на бензине, марки Motor-Wagen. В Москве первый автомобиль появился и того позже – в 1899 году, когда в Петербурге было уже несколько бензиновых автомобилей.

Краткая история автомобилестроения в России описана в таблице ниже.

Постройка первого автомобиля в России

В 1896 году в столице Российской Империи – Санкт-Петербурге известная местная компания «Фрезе и Ко» построила первый для России автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине. Это был двухместный экипаж. Сразу же после постройки. Первый автомобиль был отправлен в Нижний Новгород на выставку народного достояния. Компания «Фрезе и Ко» создала кузов первого автомобиля, а двигатель заказала у завода газовых и керосиновых двигателей Е. Яковлева из Санкт-Петербурга.

Первый российский автомобиль по своему дизайну не отличался от иностранных аналогов тех годов. Однако русские изобретатели привнесли в его конструкции сразу несколько новшеств:

— у автомобиля появился приделанный складной матерчатый верх;

передаточные ремни трансмиссии были заменены резиновыми для меньшего скольжения на шкивах;

— была усовершенствована передняя ось, получившая большую прочность;

— в передней подвески появились крепкие упругие рессоры.

Первый российский автомобиль компании «Фрезе и Ко» имел мощность двигателя 2 лошадиных силы и развивал максимальную скорость в 20 верст в час. Полного бака бензина хватало на десять часов беспрерывной езды.

Конец XIX века ознаменовался масштабным техническим прогрессом во всем мире. Однако многие новинки отечественных изобретателей не были восприняты современниками как прорыв в будущее, хотя и обеспечили стране достойное место в истории науки и техники. В числе таких новинок оказалась и «самодвижущаяся машина» либо, как ее еще называли в то время, «бензиномотор» - первый в стране и один из первых в мире автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

14 июля (2 июля по старому стилю) 1896 года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде была представлена «самодвижущаяся машина» конструкции Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе. На выставке присутствовали мэтры российского бизнеса и высокопоставленные лица, сам царь Николай II лично осмотрел новейшие достижения отечественного производства в различных областях.

«Бензиномотор» Яковлева и Фрезе был представлен к осмотру среди парадных карет экипажного отдела выставки, и непонятная экзотическая новинка затерялась среди массы прочих экспонатов, не произведя особого впечатления на царя. Лишь через столетие соотечественники смогли по достоинству оценить вклад этого изобретения в мировое автомобилестроение и восстановить модель в точности, благодаря одной единственной сохранившейся фотографии.

«Бензиномотор» в тот день запечатлел на фоне центрального павильона Нижегородской ярмарки фотограф Максим Петрович Дмитриев, получивший официальное разрешение фотографировать визит царя на главную общероссийскую выставку. Дмитриев сделал несколько фотографий автомобиля, но до наших дней большинство из них не уцелело. Еще одно маленькое изображение первого русского авто сохранил «Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России», выпущенный в 1900 году.

Появлению на свет первого отечественного автомобиля предшествовало знакомство талантливых русских предпринимателей, состоявшееся тремя годами ранее Нижегородской выставки на аналогичной выставке в Чикаго, где они принимали участие каждый со своим изобретением. Евгений Яковлев, будучи отставным лейтенантом военно-морского флота, являлся владельцем небольшого машиностроительного и меднолитейного завода, а горный инженер по образованию Пётр Фрезе владел в Петербурге известной экипажной фабрикой.

На выставке в Чикаго оба русских изобретателя получили бронзовые медали - Яковлев за свои газовые двигатели, а Фрезе за совершенные образцы конных повозок. Но кроме того, на этой выставке любознательные и предприимчивые русские изобретатели познакомились с немецким инженером Готтлибом Даймлером, создателем первого запатентованного мотоцикла на двигателе внутреннего сгорания.

Также общее внимание Яковлева и Фрезе привлек первый в мире автомобиль, который демонстрировал Карл Бенц. Модель больше напоминала безлошадную карету и называлась Benz Victoria. Русские изобретатели тщательно изучили эти новинки и решили сделать более совершенное «авто».

Прежде всего их «самодвижущаяся машина» или «бензиномотор» была приспособлена не только к езде по городским мостовым, но и к движению по бездорожью и плохим дорогам. Автомобиль Фрезе и Яковлева оснастили большими колесами - передние радиусом 780 мм и 836 мм задние. Серийного производства металлических колес подобного размера в то время ещё не было, и «бензиномотор» получил специально созданные ширококолейные колеса из дерева, обтянутые резиной.

Рессоры поместили рядом с колесами, чтобы они поворачивались вместе с ним. Каркас автомобиля был связан с балкой передней оси через поперечину, на ней же крепилась рулевая ось. Цепная главная передача заставляла вращаться задние колеса.

Длина авто составляла всего 2 метра 45 см, масса - 300 кг. Получился компактный и маневренный для своего времени автомобиль с хорошими техническими характеристиками. При мощности мотора в две лошадиных силы, он развивал скорость около 20 км/ч, что являлось очень неплохим показателем для тех времен.

Четырехтактный двигатель Евгений Яковлев сконструировал более легким, чем имевшиеся европейские образцы, со сложной системой охлаждения. Вода постоянно кипела и испарялась, и только часть её охлаждалась, поступая в конденсатор. Поэтому воду необходимо было постоянно подливать, и, как все первые авто, машина Фрезе-Яковлева возила с собой запас воды - 30 литров в двух боковых латунных баках.

Ременная трансмиссия была сходной по конструкции с аналогичной деталью в автомобиле Карла Бенца. Рычаги двухступенчатой коробки передач располагались сбоку от руля. Примечательно, что в машине стояло электрическое зажигание.

В итоге автомобиль Фрезе-Яковлева имел стоимость вдвое ниже существовавших тогда в Европе и Америке единичных аналогов, не уступая им по техническим характеристикам. Таким образом, день 14 июля 1896 года свидетельствует, что Россия по праву является одним из первопроходцев мирового автомобилестроения.

История автомобилестроения в России многогранна. Недаром именно русский человек одним из первых изобрел самодвижущееся транспортное средство. В 1791 году Иван Кулибин представил публике свою - повозку с маховым колесом, тормозом и даже коробкой переключения скоростей.

Первые автомобили с двигателем, которые увидела Россия, были завезены из Европы. В то время все технические новинки стекались в столицу русского государства Петербург именно оттуда. В 1891 году автомобиль привез из Франции редактор газеты «Одесский листок» В.В. Навроцкий.

В 90-х годах 19 века в России стало появляться все больше автомобилей и мотоциклов. В 1898 году в Петербурге даже состоялись первые гонки, в которых участвовали технические новинки того времени. Однако все автомобили и запчасти к ним были привозные. Поставки их в Россию контролировали представительства иностранных фирм.

Первый русский автомобиль появился также в Петербурге. Создателями его стали энтузиасты Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе. Яковлев занимался выпуском керосиновых и бензиновых двигателей, а Фрезе - производством экипажей. Несмотря на имеющийся опыт, создание автомобиля было для этих изобретателей настоящим прорывом.


Первый русский автомобиль

Изобретение прошло успешные испытания в мае 1896 года, после чего автомобиль выставляли на выставке в Нижнем Новгороде. Машина имела двухместный кузов и развивала скорость до 20 км/ч.

В дальнейшем было создано предприятие «Фрезе», которое пыталось наладить выпуск легковых и грузовых автомобилей. В начале 20 века там было выпущено несколько легковых и грузовых автомобилей, а также троллейбус и первый электропоезд. Однако в производстве по-прежнему использовались импортные запчасти, и наладить серийный выпуск машин так и не получилось.

Первым предприятием, которое поставило себе задачу - выпускать действительно русские автомобили с родными деталями - был "Русский автомобильный завод И. П. Пузырева". В 1911 году здесь были выпущены модели «28-34»и «28-40». и в то время требовали пристального внимания. Поэтому автомобиль был достаточно крепким, тяжеловатым и с большим дорожным просветом. Изобретениями завода также стали кулачковые муфты, с помощью которых переключались скорости. Все рычаги управления при этом уже находились внутри кузова.

До революции в России так и не было налажено полноценное производство автомобилей. Например, завод «Руссо-Балт» собрал порядка 10 автомобилей, но в основе их опять же были иностранные запчасти. Революция полностью изменила ход российской истории, и вместе с этим началась новая эра производства автомобилей, которые стали уже советскими.

Когда появились первые автомобили в России? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно разобраться в самом понятии, что же такое автомобиль.

Что такое автомобиль

Слово «автомобиль» состоит из двух частей. «Авто» - имеет греческое происхождение и означает «сам», и «мобиль» в переводе с латинского означает «движение».

Получается, что автомобиль - это устройство, которое может двигаться самостоятельно. То есть, эта конструкция должна иметь свой двигательный механизм - паровой, газовый, электрический, бензиновый, дизельный - неважно какой, лишь бы с его помощью крутились колеса. Значит, в России появился именно тогда, когда изобретенная каким-то умельцем конструкция, смогла передвигаться без помощи конной тяги или мускульных усилий человека.

Но все же родоначальниками отечественного автомобилестроения следует считать тех российских «левшей», которые смогли заставить двигаться свои конструкции без участия лошадей, и не упомянуть о них было бы несправедливо.

Зарождение отечественного автомобилестроения

История первого автомобиля России началась 1 ноября 1752 года в г. Петербурге. Там впервые была показана четырехколесная коляска, которая была способна передвигаться без помощи лошадей и других тягловых животных. Она представляла собой стальной механизм, приводящийся в движение с помощью ворота особой конструкции и мускульных усилий одного человека. Коляска могла перевозить, помимо водителя, еще двух пассажиров, и при этом передвигалась со скоростью до 15 км/час. Конструктором машины был обычный крепостной крестьянин-самоучка, проживавший в Нижегородской губернии, - Шамшуренков Леонтий Лукьянович. Созданный им механизм, конечно, нельзя считать автомобилем, но это уже и не было телегой.

Куда ближе к привычному для нас видению автомобиля был русский конструктор Иван Петрович Кулибин.

Экипаж Кулибина

Конструкция, придуманная Кулибиным, состояла из трехколесного шасси, на которое было установлено двухместное пассажирское сиденье. Сам же водитель, располагавшейся стоя за этим сиденьем, должен был давить поочередно на две педали, связанные с механизмом вращения колес. Экипаж Кулибина особенно примечателен тем, что содержал практически все основные элементы конструкции автомобилей будущего, и именно он впервые использовал в своей коляске перемену передач, устройство торможения, подшипники и руль.

Появление первого автомобиля в России

В 1830 году К. Янкевич, который был признанным мастером лафетных дел, вместе со своими помощниками собрал «Быстрокат» - самоходную колесную машину с паровым двигателем. Двигатель имел устройство, основанное на конструкциях паровых силовых агрегатов И. И. Ползунова, М. Е. Черепанова и П. К. Фролова. В качестве топлива, по замыслу изобретателя, должен был использоваться сосновый древесный уголь.

Конструкция представляла собой крытую колесную повозку, в которой предусматривалось, помимо места для водителя, еще и места для пассажиров.

Однако механизм получился очень громоздким и сложным для эксплуатации. Поэтому конструкция машины оказалась нежизнеспособной. Тем не менее это был первый отечественный автомобиль в России, который действительно можно было считать настоящей самодвижущейся машиной с паровым двигателем.

Появление двигателя, способного работать на бензине, дало толчок для дальнейшего развития автотехники, так как именно он, благодаря своим сравнительно компактным размерам, мог стать источником движущей силы будущих автомобилей.

Первые автомобили в России с ДВС

По сведениям некоторых историков-исследователей, с ДВС был сконструирован в 1882 году в маленьком городке на Волге. Авторами машины были инженеры Путилов и Хлобов. Однако официальных документов, достоверно подтверждающих этот факт, так найдено и не было. Поэтому считается, что самые первые автомобили в России, оснащенные жидкотопливными двигателями, были ввезены из-за границы.

В 1891 году Василием Навороцким, работавшим редактором одной из одесских газет, в Россию был ввезен французский автомобиль «Панар-Левассор». Получается, что впервые в нашей стране бензиновый автомобиль увидели жители Одессы.

До столицы Российской Империи прогресс в виде бензиновых авто дошел только спустя 4 года. 9 августа 1895 года Санкт-Петербург увидел первую бензиновую самодвижущуюся машину. Немногим позже в столицу привезли еще несколько таких автомобилей.

Видимо, появление импортных образцов на мировом рынке подтолкнуло к действию и отечественных инженеров-конструкторов.

Первый российский автомобиль с ДВС

В 1896 году на Нижегородской выставке для всеобщего обозрения был представлен автомобиль полностью отечественной сборки, снабженный бензиновым двигателем. Машина получила название: «Автомобиль Фрезе и Яковлева», в честь своих конструкторов - Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе. Завод Яковлева изготавливал трансмиссию и двигатель для машины. Ходовую часть, колеса и сам корпус выпускались на фабрике Фрезе. Однако нельзя сказать, что появление российского автомобиля стало исключительно заслугой российских инженеров.

Западный образец для российской машины

Скорей всего, Фрезе и Яковлев в изготовлении своей машины использовали опыт немецкого конструктора Бенца, и за эталон был взят его автомобиль «Бенц-Виктория», который они увидели, посетив 1893 году выставку в Чикаго, где он экспонировался, так как конструктивно и по своему внешнему виду отечественная машина очень напоминала именно немецкий образец.

Правда, стоит отдать должное российским инженерам, авто не являлось стопроцентной копией заграничного собрата. Ходовая часть, кузов и трансмиссия отечественной машины были существенно улучшены, что акцентировалось в прессе того времени, пристально следящей за новинками в области открытий и изобретений.

Документально подтвержденных параметров отечественной машины, как и чертежей, не сохранилось. Все суждения об автомобиле основываются на сохранившихся с того времени, описаниях и фотографиях. Собственно, даже достоверно неизвестно, сколько вообще было выпущено машин этой серии. Но в любом случае это были первые автомобили в России, с которых началось серийное производство российских машин.

Финишная черта для первого бензинового авто

История машины, собранной Фрезе и его компаньоном, закончилась быстро. В 1898 году инженер и промышленник Яковлев скончался, что, по сути, стало началом конца и для первенца отечественного автомобилестроения. Смерть компаньона вынудила Фрезе закупать двигатели на автомобили за границей, что, конечно же, было для него крайне невыгодно. В 1910 году он продал все налаженное производство Русско-Балтийскому заводу.

Тем не менее то, что первые автомобили в России отечественного производства появились благодаря именно Фрезе и Яковлеву, навсегда вписано в историю отечественного автомобилестроения, а РБВЗ стал следующей ступенью в развитии производства российских автомобилей.

Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ)

Автомобили этой марки зарекомендовали себя, как прочные и очень надежные, что подтверждалось успехами машин, участвовавших в дальних пробегах, автомобильных соревнованиях и даже в международных ралли. Существует подтвержденный документально факт, что одна из машин, выпущенная в 1910 году под индексом «С-24», за 4 года эксплуатации прошла 80 тыс. км без серьезных поломок и ремонта. Даже императорский гараж в 1913 году сделал заказ на две модели машин «К-12» и «С-24».

60% автомобильного парка российской армии состояло из машин «Руссо-Балт». Причем у завода закупались не только машины, но и шасси для использования на броневиках.

Немаловажным фактом является то, что практически все детали, узлы и механизмы завод изготавливал собственными силами. За границей закупались только шины, шарикоподшипники, и масляные манометры.

РБВЗ выпускал автомобили крупными сериями, причем внутри каждой из них существовала практически полная взаимозаменяемость по узлам и деталям.

В 1918 году предприятие было национализировано и продолжило свою историю уже как бронетанковый завод.