Платон на какие машины распространяется. Немалые штрафы грозят нарушителям

Принцип работы системы довольно прост. Водитель грузовика платит за езду по федеральным трассам, которым он наносит больше вреда своим транспортом высокой массы, нежели остальные участники движения.

Вполне оправданный принцип, учитывая тот факт, что, согласно среднестатистическим данным, самые ощутимые повреждения федеральным дорогам наносят именно машины весом более 12 тонн.

Название «Платон» произошло от двух слов – плата и тонны. Система сбора государством оплаты проезда по дорогам предназначена для большегрузных автомобилей с весом больше 12 тонн . Также она контролирует информацию по перемещению всех большегрузов по федеральным трассам. Собранные средства поступают в бюджет для уменьшения на него нагрузки, а также возмещения ущерба, нанесенного дорожному покрытию.

Толчком к созданию «Платона» послужило огромное количество автомобилей с массой свыше 12 тонн. Для сохранности дорог, в том числе и федерального значения, было предложено создать дополнительное налогообложение владельцев транспорта , которые причиняют основной ущерб автомобильным путям.

На данный момент проезд составляет 2,15 руб. за 1 км .

Правовое регулирование

  1. ФЗ №68 утверждает требования, регулирующие внесение стоимости за езду по трассам автомобилями-многотонниками. Закон устанавливает запрет на движение без платы. Предусмотрены штрафы за его нарушение.
  2. Целостность качества системы и соблюдение всех процессов регламентирует ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах».
  3. Последовательностью действий зачисления финансовых средств «занимается» Бюджетный кодекс.

Общая реализация проекта «Платон» возложена на «РосТех-Инвест ТС», а также на Дорожное агентство. Между ними был заключен договор сроком в 13 лет, согласованный с Приказом Правительства РФ от 29.08.14 №1662.

Какие машины попадают

Как и было сказано выше, система регулирует работу всех ТС, весом не менее 12-ти тонн. Речь идет как о отечественных машинах, так и зарубежных. Фирма также не имеет никакого значения.

«Платон» создавался исключительно для всех авто большой массы . Учитывается масса в том числе снаряженного транспортного средства с пассажирами и водителем.

Существуют определенные исключения. Под них попадают такие машины (), как:

  • армейский транспорт и любая другая военная техника;
  • используемые спецслужбами: реанимационной, скорой помощи, пожарной, полиции;
  • спецтранспорт для перевозки пассажиров за исключением грузо-пассажирского.

Поэтому оплачивать проезд большегрузов обязаны все «обычные» организации . Собственно, закон изначально планировал коснуться непосредственно дальнобойщиков независимо от фирмы, на которую те работают.

Принцип работы

Разобраться в системе нетрудно. Существуют определенные действия, которые требуется совершить водителю, желающему передвигаться по дорогам федерального значения.

Необходимо провести регистрацию в системе, а также иметь собственный расчетный счет в банке. Это позволит осуществлять оплату за поездки. Есть два вида платы :

  1. С установкой особого прибора в машине, способного следить за перемещениями транспорта с помощью спутника, он же списывает определенные суммы со счета водителя, подсчитав пройденный путь.
  2. Также можно обзавестись специальной маршрутной картой.

Обработка данных и ведение постоянного мониторинга будет проводиться уникальным не только в масштабах страны, но и мира Центром обработки информации . Система будет считывать специализированными приборами массу машины, а также определит, установлен ли в ней трекер или взносы производятся картой.

Проект поистине уникален, это отметили и зарубежные специалисты. Используемое оборудование и программное обеспечение максимально минимизируют роль так называемого человеческого фактора. Это поможет исключить различные коррупционные действия, что так актуально в нашей стране.

Размер сборов и штрафов

Платежи вносятся исключительно перед поездкой . Несоблюдение этого правила — нарушение ФЗ №257. На 2018 год цена проезда одного километра большегрузом составляет 2 рубль 15 копеек.

Первоначальный штраф равен 5000 рублей . Его может получить владелец транспорта, кроме нерезидентов, а также водитель в том случае, если машина — собственность нерезидента РФ. Если водитель или собственник второй раз попадается на нарушении закона, сумма, которую тот обязан оплатить, равна 10 000 рублей . Это касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Если в одни и те же сутки нарушение фиксируется неоднократно, нарушителю требуется оплатить штраф лишь за первый раз . В случае когда нарушение касается нескольких ТС собственника, то тот обязан внести плату за каждое.

Система «Платон» – аналог заграничных проектов, используемых такими развитыми странами, как Сингапур и США, а также многими европейскими государствами. У иностранцев подобные проекты показали отличную эффективность: поступившие средства позволили облегчить нагрузку на бюджет, а также более существенно проводить ремонт дорог. Что касается России, пока еще неизвестно, положительно ли сыграют принятые меры.

С 15.11.15 владельцы фур с разрешенной массой более 12 тонн должны оплачивать проезд по федеральным дорогам. Дальнобойщики бойкотируют нововведение с требованиями наложить мораторий на сбор или полностью от него отказаться. Правительство отреагировало в меру конструктивно, новый платеж введен, но в лайт-формате. Что представляет собой «Платон» для власти и для грузоперевозчиков?

 

Что такое «Платон»

«Платоном» сегодня называют весь проект, подразумевающий оплату проезда большегрузами: и нововведенный платеж, и средства его сбора. Название появилось от сокращения «плата за тонну», ничего общего с греческим философом, другом и учителем Аристотеля не имеет.

Фактически «Платон» - это система взимания платы (СВП) - комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, а также оплаты за пройденные километры.

«Пользователь платит»: история введения сбора

Введение СВП за проезд большегрузов по федеральным магистралям власти задумали еще в 2011 году. Суть платежа - возместить ущерб, который тяжелые транспортные средства (ТС), причиняют дорожному полотну. На фоне ежегодного прироста объема автогрузоперевозок правительство не увидело другого способа решить хроническое недофинансирование дорожного строительства.

Новый побор фигурирует в законодательных актах как «плата в счет возмещения вреда, наносимого дорожному покрытию» и в Налоговый кодекс не попал (правительство формально выполняет свои обещания).

Таблица 1. «Платон» в документах

Нормативный акт

Действие

закон №68-ФЗ от 06.04.11

Изменены Бюджетный кодекс, КоАП, закон «Об автомобильных дорогах...»:

  • введено понятие Дорожных фондов, заложены принципы их формирования;
  • для 12-тонников установлена обязанность с 15.11.15 оплачивать движение по федеральным трассам;
  • введены штрафные санкции с 15.11.15 для нарушителей.

постановление правительства №504 от 14.06.13

Установлен порядок и размер платы - 3,5 руб. за км.

распоряжение правительства №1662-р от 29.08.14

ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) назначен разработчиком системы «Платон» и оператором взимания платы. Заключено соглашение о концессии на 13 лет с ежегодным вознаграждением оператора в 10,6 млрд руб.

постановление правительства №474 от 18.05.15

Увеличен размер оплаты до 3,73 руб. за км.

постановление правительства №1191 от 03.11.15

Снижен размер платы на один километр пути, введены понижающие коэффициенты.

закон №378-ФЗ от 14.12.15

Снижены штрафы за проезд без внесения оплаты.

законопроект № 966991-6 от 30.12.15

Планируется освобождение от транспортного налога владельцев ТС более 12 тонн.

Задачи нового сбора

Во-первых, восстановление дорожной справедливости, реализация принципа «пользователь платит». Минтранс вменяет тяжеловесному транспорту (12 т и выше) 56% от общего урона, ежегодно наносимого дорогам. По вреду, причиняемому дорожному полотну, правительственные эксперты приравнивают проезд одного большегруза к 20 тысячам легковых автомобилей. Плательщиком назначили коммерческий грузовой транспорт, российский и иностранный, наносящий максимальный ущерб автомагистралям и извлекающий из проезда прибыль.

Во-вторых, при пустых бюджетных закромах новый сбор убивает важного зайца - «черных» перевозчиков, работающих без регистрации. Чтобы наверняка вывести из тени вольных дальнобоев, подготовлены и соответствующие меры - система штрафов и несколько вариантов контроля за передвижением грузовых ТС по дорогам. По оценке Roland Berger Strategy Consultants российский рынок автоперевозок представлен 46 тыс. компаний, 90% из них - малый бизнес и теневой сектор.

В-третьих, прямой экономический эффект. Деньги идут в дорожный фонд и расходуются на улучшение федеральных дорог. Прогноз по ежегодным поступлениям - 40 млрд руб.

Кому принадлежит «Платон»

Оператор «Платона» - частная компания РТИТС, задача которой разработать инфраструктуру проекта и обслуживать в течение 13 лет. Сама система - собственность РФ. «Платон» потребовал 29 млрд руб. вложений, из них: 27 - кредит Газпромбанка, 2 - собственные средства РТИТС.

Услуги оператора платные, обойдутся государству в 10,6 млрд руб. в год. Часть вознаграждения (46%) подлежит ежегодной индексации на уровень инфляции. Куда РТИТС потратит полученные миллиарды? Вознаграждение будет распределяться так: 59% - текущие расходы, 35% - возврат кредита, 8% - на разовую замену оборудования за 12 лет, 6% - прибыль.

О персоналиях. РТИТС - совместное предприятие Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга, (50%) и инвестиционного фонда «РТ-инвест» (50%). Последняя структура на 25% принадлежит госкорпорации «Ростех». В народе новый оброк называют «сбором Ротенберга».

Элементы системы. Техническая база

Все владельцы 12-тонных грузовиков обязаны зарегистрироваться в системе «Платон»: в офисе оператора, на сайте или через терминал самообслуживания. В базу вносят информацию о владельце и ТС, в т. ч. прикладывают скан/фотографию свидетельства о регистрации авто. После успешной проверки данных пользователь получает Личный кабинет в системе и номер Лицевого счета (л/с). Перед поездкой перевозчик должен пополнить л/с и оформить маршрутную карту (если грузовик не оснащен бортовым устройством).

Инфраструктура проекта включает:

  • Центры мониторинга и управления . Занимаются сбором/обработкой данных о регистрации в системе, передвижениях ТС, оплате и т. д.
  • Интернет-сайт http://platon.ru/ и мобильное приложение . Предназначены для регистрации в системе и работы с Личным кабинетом, например, для оформления маршрутных карт.
  • Бортовые устройства БУ 1201 (2 млн шт.). Устанавливаются на фурах бесплатно и при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) определяют и передают в Центры мониторинга «Платона» маршрут движения ТС. Расчет оплаты за сутки и списание денег происходит автоматически по данным бортового устройства (необходим положительный баланс л/с).
  • Системы мобильного и стационарного контроля: пункты видеофиксации (481 стационарная рамка) и автомобили с видеокамерами (100 комплексов). Отслеживают проезд грузовиков по федеральным дорогам.
  • Офисы и Терминалы самообслуживания системы «Платон», где можно зарегистрироваться и пополнить л/с.
  • Круглосуточный call-центр .

Схема оплаты - авансовая, л/с можно пополнить любым способом:

  • банковским переводом на счет оператора;
  • банковской картой через терминалы самообслуживания, QIWI, в офисах «Платона», в Личном кабинете сайта;
  • топливными картами Е100 и DKV.

Плата за пройденные километры рассчитывается: автоматически через бортовое устройство или посредством оформления маршрутной карты (в Личном кабинете на сайте, через мобильное приложение, в офисах «Платона»). Маршрутную карту можно получить на одну поездку или на месяц. Маршрут формирует сам грузоперевозчик: устанавливает старт и финиш рейса, указывает промежуточные пункты.

Тарифицируется только движение по федеральным автодорогам общего назначения (не учитываются участки платных и региональных трасс).

Размер сбора

Первично утвержденный тариф за проезд одного километра составлял 3,73 руб. Однако протесты дальнобойщиков вынудили правительство пересмотреть размер платежа - он будет повышаться поэтапно, сначала действуют понижающие коэффициенты.

Система штрафов

Таблица 3. Санкции за неоплаченный проезд

Штрафы до 14.12.15

Штрафы, действующие с 01.01.16

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

За первичное нарушение:

За первичное нарушение:

водитель

должностные лица

собственники российских ТС

За повторное нарушение:

За повторное нарушение:

должностные лица

водитель ТС, принадлежащего иностранному перевозчику

собственники российских ТС

Мировые аналоги

СВП с владельцев грузовиков за нанесение урона дорогам практикуется в Европе, в т. ч. некоторых странах СНГ: Словакии, Чехии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Австрии, Белоруссии. Концепция сбора единая: от кого больше урона, тот платит больше. Различается платежная база - либо время пользования дорожной инфраструктурой, либо километр пробега.

Таблица 4. Общая характеристика СВП в странах ЕС

Характеристики системы

Германия

Швейцария

Тарификация

по пройденным километрам

дорожный сбор

Сеть дорог

5,6 тыс. км автомагистралей

автомагистрали и некоторые дороги

автомагистрали

740 км автомагистралей и скоростных дорог

Дифференциация тарифа

класс ТС по осям

класс ТС по выбросам

тип дороги, время суток

оси, время суток

Источник: сайт Федерального дорожного агентства

Российский «Платон» практически скопирован с германской системы Toll Collect. Немцы также рассчитывают сбор с грузовиков, исходя из дальности поездки по данным бортового устройства (OBUs) с использованием GPS-навигации. Дальнобойщики без OBUs оформляют и оплачивают маршрут в терминалах Toll Collect. Средствами контроля служат стационарные рамки и мобильные станции. Toll Collect начала развиваться в сентябре 2002 года, но введена была лишь 01.01.05 (старт откладывали несколько раз, отлаживая систему).

О европейских тарифах. Проезд одного километра 12-тонником стоит: в Австрии - до 0,49 $, в Германии - 0,09-0,14 €, в Белоруссии - 0,16 $. В пересчете на рубли тарифы за 1 км составляют: в Белоруссии - более 10 рублей, в Австрии и Германии - более 40 рублей.

Критика нового сбора

Цена вопроса: кто больше?

Дальнобойщики считают плату слишком высокой. Как рассчитан тариф? Минтранс в 2012 году оценил ущерб, причиняемый одному километру дорог большегрузом, в 6,8 руб., за вычетом акциза на топливо - 3,5 руб. Такой тариф утвердили первоначально в 2013 году.

Расчеты урона дорогам от грузовиков базировались на предположении, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. По оценкам Минэкономразвития этот показатель занижен: средний пробег большегруза в год равен 60 тыс. км. Замечания экспертов ведомства правительство закономерно не услышало: Минэкономразвития обосновал тариф 0,97 руб., а бюджет пуст...

Слишком много налогов

Владельцы 12-тонных грузовиков сегодня оплачивают ремонт/строительство дорог тремя сборами:

  • транспортный налог (зачисляется в региональные бюджеты);
  • акцизы на топливо (уменьшают плату с большегрузов);
  • сбор за возмещение ущерба федеральным дорогам.

Транспортный налог и новый сбор по целевому назначению дублируют друг друга. Это противоречит принципам налоговой системы. После акций протеста автоперевозчикам обещана отмена транспортного налога (законопроект на рассмотрении), в итоге фискальная нагрузка на дальнобойщиков может несколько снизиться.

Справедливость восторжествует. Регионам же придется дожидаться компенсаций выпадающих доходов из Федерального дорожного фонда, но им не привыкать.

Масштабы влияния на экономику

Россия - страна большая, расстояния огромные. Из всех видов транспорта железнодорожный лидирует по грузообороту (тонны, помноженные на пройденные километры). Однако без учета структуры ж/д перевозок и веса грузов, перевезенных разными видами транспорта, картина неполная. Факт в том, что железная дорога, в основном, обслуживает сырьевой сектор (более 70% от всех перевозок в тоннах), «гражданские» грузы «вывозит» на себе автотранспорт.

В итоге новый оброк усложнит жизнь 2 млн. игроков российского рынка автогрузоперевозок: одних заставит уйти, других - повысить стоимость услуг. Все это, несомненно, скажется на конечной цене товаров. Эксперты оценивают вклад нового сбора в инфляцию 2016 года в размере 1-2% (см. инфляционные ожидания Центробанка). В итоге на ремонт дорог сбросится все население страны. И не факт, что качество дорог станет достойней.

Законно ли выбран оператор «Платона»?

Тендер был объявлен в августе 2013 г. Одно из требований к участникам - опыт создания и обслуживания аналогичных систем. Этому условию соответствовали лишь компании с иностранным капиталом. Поэтому правительство из соображений национальной безопасности конкурс отменило, доверив проект РТИТС.

По общему правилу закон «О концессионных соглашениях» предписывает выбирать партнера на конкурсной основе. Но российское нормотворчество изначально заточено под принцип «закон, что дышло». Не исключение и закон №115-ФЗ, который предусматривает и внеконкурсные варианты, когда концессионера определяет правительство.

«Сырость» системы

К 15.11.15 система взимания платы за проезд была не готова. Вместо налаженной процедуры грузоперевозчиков ожидали:

  • непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС;
  • нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя;
  • нестабильная работа сайта и невозможность оформить маршрутную карту;
  • неудовлетворительная работа call-центра и другие сбои.

В таких условиях возросшая фискальная нагрузка вкупе с ее несправедливостью и драконовскими штрафами закономерно вызвали ожесточенное сопротивление дальнобойщиков нововведению. Власти пошли на компромисс, и за два минувших месяца лед тронулся: система заработала удовлетворительно, тариф снижен (хоть и временно), штрафные санкции стали подъемными. Однако до идеальной работы СВП еще далеко.

«Платон» мне друг?

По итогам декабря «Платон» рапортует: собрано 1,962 млрд руб., зарегистрировано более 19 тыс. владельцев 12-тонников, оформлено 2 403 маршрутных карт. Разрабатывается постоплатная схема, предположительно заработает с 15.04.16.

В европейской практике сбор с грузовиков вводился постепенно, практиковался отладочный тестовый период с нулевой оплатой. Российский «Платон», мягко говоря, несовершенен, но из-за проектных ошибок введение моратория обошлось бы государству дорого. Во-первых, тогда пришлось бы заморозить финансирование дорожников. Во-вторых, война войной, а ежегодный платеж РТИТС - по расписанию.

Российское население власти не доверяет, зная ее талант «эффективно» расходовать бюджетные средства. После всех уступок, на которые пошло правительство, колеса нового сбора в 2016 году, вероятно, худо-бедно раскрутятся. Лишь никуда не денутся опасения, что собранные средства растворятся в той черной дыре, в которой без всяких последствий для состояния дорог исчезают акцизы и транспортный налог.

С 15 ноября 2015 года введена в действие система «Платон», созданная на базе глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Ее предназначением является возмещение урона, наносимого дорожному покрытию федеральных трасс проезжающими по ним большегрузными автомашинами. Меры по взиманию денег касаются в первую очередь транспортных средств, у которых разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн. По статистике, именно многотонники причиняют наибольший ущерб федеральным трассам. Проезд одной машины, масса которой больше дюжины тонн, наносит такой же вред, как проезд 35-50 тысяч простых легковых автомобилей.

Платон построен на отслеживании данных при помощи глобальных навигационных систем

Новые тарифы

До окончания февраля текущего года взимаемая плата рассчитывалась по тарифу примерно полтора рубля за километр пробега по федеральной трассе. Это уменьшенная величина запланированного тарифа, сначала предполагалось собирать 3,73 рубля за километр. Но с приходом весны тариф все равно увеличился, теперь плата за километр составляет 3,06 рубля и эта величина сохранится до окончания 2018 года.

По мнению экспертов, благодаря введенной в действие системе федеральный бюджет будет пополняться приблизительно на 50 миллиардов рублей каждый год. Полученные средства будут потрачены на ремонт автодорог и модернизацию всей дорожно-транспортной инфраструктуры. К концу 2018 года планируется произвести ремонт основной массы федеральных автотрасс страны.

Взимание дополнительных средств системой «Платон» сделает возможным реализацию крупных региональных проектов. Это будут автотрассы в Кавказском регионе, мосты, путепроводы, тоннели и подобные им проекты.

По заявлению Министерства транспорта Российской Федерации, благодаря улучшению качества дорог будет оптимизироваться доставка грузов, а также работа транспортно-логистических организаций. Все сферы народного хозяйства страны окажутся в выигрыше. Оперативное получение грузов будет способствовать быстрой и слаженной работе всех предприятий.

Платон позволит довести дороги до мировых стандартов, что снизит себестоимость перевозок

Как пользоваться системой «Платон»

Плата за пройденные по федеральной трассе километры вносится водителем большегруза либо заранее, либо начисляется по факту проезда через специальные дорожные рамки. Водителю необходимо зарегистрироваться на сайте системы и предоставить все необходимые документы для регистрации транспортного средства. Зарегистрировавшись, водитель вправе выбирать способ пользования системой:

  • оформлением маршрутной карты;
  • использованием бортового устройства.

Первый вариант подразумевает оформление специального документа – маршрутной карты. Для этого нужно заранее определиться с маршрутом и в точности соблюдать его при движении. Если водитель отклонится от маршрута, это будет считаться нарушением, поэтому потребует оплаты штрафа. Маршрутная карта может быть получена в ближайшем центре обслуживания системы. Взимание платы с водителя многотонного транспортного средства осуществляется еще до поездки. Все это, прямо скажем, не очень удобно.

Второй вариант более предпочтителен. В этом случае водитель большегруза получает от автодора специальное бортовое устройство. Выдается оно бесплатно. Каждое такое устройство становится закрепленным за конкретным транспортным средством, то есть его нельзя устанавливать в другую машину или заменять каким-либо аналогом.

Подключать устройство можно к прикуривателю. Индикатор показывает текущий баланс, состояние связи, число спутников. С помощью спутниковой связи рассчитываются пройденные километры. Баланс нужно пополнять заранее, так как денежные средства списываются в режиме реального времени. Взимание средств производится автоматически при проезде многотонника мимо специального оборудования, размещаемого на рамных конструкциях над поверхностью автодороги, либо мимо мобильных пунктов – автомобилей с установленным на них спецоборудованием. То есть от водителя никаких дополнительных телодвижений, кроме своевременного пополнения счета, не потребуется.

Установка бортового устройства не является обязательной, закон этого не требует. Обязательным для хозяина большегрузной автомашины является расчетный счет, который он может пополнять с банковской карты. Для этого на сайте системы «Платон» предусмотрен личный кабинет. Для пополнения счета можно воспользоваться онлайн-услугами, терминалами самообслуживания «Платон» или партнерской сетью QiWi.

Кроме того, для оплаты можно пользоваться не только банковскими картами, но и специальными топливными картами DKV и E100. Комиссия не взимается.

Чтобы получить доступ к услугам, предоставляемым в личном кабинете, с мобильного устройства (смартфона или планшета), можно воспользоваться соответствующим мобильным приложением. Оно доступно для свободного скачивания в Google Play и AppStore.

Приложение Платон доступно всем владельцам смартфонов

Немалые штрафы грозят нарушителям

Само название системы является сокращенным вариантом словосочетания «плати за тонну». На водителей большегрузов, проезжающих бесплатно по федеральным дорогам, налагаются немалые штрафы.

При первом нарушении водитель штрафуется на 5 тысяч рублей. Физическое лицо – владелец транспортного средства – штрафуется на 40 тысяч рублей. Взимание такой же суммы предусмотрено законодательством и для индивидуального предпринимателя. Относительно штрафов для юридических лиц, тут сумма существенно больше – 450 тысяч рублей.

Повторные попытки проехать бесплатно по федеральным трассам приводят к взиманию увеличенных сумм штрафов:

  • для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – до одного миллиона рублей.

Штрафы за бесплатный проезд пока взимаются только в столичной области, но с мая нынешнего года меры будут введены и в других регионах России.

Важно понимать, что бесплатным (то есть нарушающим законодательство) является проезд не только без бортового устройства, но и в случае, когда оно выключено или неисправно. Также нарушением является продолжение движения, когда денежные средства на счете израсходованы. Правильное решение во всех этих случаях – обратиться к оператору, чтобы информировать о поломке или отсутствии средств.

Штрафы за неуплату пошлины Платон довольно высоки

Как влияет работа системы на уровень цен

С введением системы «Платон», осуществляющей и контролирующей взимание денежных средств с крупнотоннажного автотранспорта, возрастут затраты на перевозку грузов по федеральным дорогам. Однако аналитики утверждают, что это повышение не будет существенным. Ведь стоимость перевозок по российским дорогам составляет приблизительно 30 рублей за километр (в среднем). А плата, взимаемая нововведением, – чуть больше 3 рублей. Иначе говоря, повышение составляет около 10%. Кроме того, нужно понимать, что затраты на транспортировку товаров – это 5-10% от их конечной стоимости.

Так что, даже если при расчетах взять максимальную планку расходов, то итоговая цена перевозимых товаров увеличится не более чем на 1%.

Кроме того, перевозкой продовольственных товаров заняты лишь 8,5% большегрузов. Остальная часть транспортирует строительные и навалочные материалы. Это говорит о том, что основная масса пищевых продуктов и продовольственных товаров перевозится на небольшие расстояния, а используется наименее тяжелый автотранспорт.

Продукты питания редко перевозят большегрузами

Специфика российской экономики

Во многих странах уже давно грузовой транспорт возмещает убытки, связанные с его передвижением по автотрассам. Так что принцип введение таких мер в России не должно вызывать недоумения. Евросоюз имеет четкую позицию в этом вопросе: средства на восстановление дорог должны браться с тех, кто зарабатывает на автоперевозках.

Как отреагирует на нововведение российская экономика? Вряд ли всеми перевозчиками будут повышены тарифы на свои услуги. Вполне возможен и демпинг, и активное участие «черных» игроков, не собирающихся платить в государственную казну и ищущих способы ухода от уплаты налогов. Интересен в этом смысле опыт стран Балтии. Жесткая конкуренция, а также постоянное повышение уровня цен на товары вынуждают перевозчиков уменьшать, а не увеличивать стоимость своих услуг, привлекая тем самым больше клиентов.

Тарифная ставка, имеющаяся на данный момент, очень низкая по сравнению с европейской. Даже в Беларуси она выше в 6 раз, а в сравнении с австрийским тарифом российский ниже примерно в 20 раз.

Авторы: Степан Степанович Сулакшин - генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Людмила Игоревна Кравченко - эксперт Центра Cулакшина.

Введение платы за проезд через так называемую систему «Платон» - стало очередным правительственным решением, направленным на перекладывание бремени бюджетного дефицита на население. Однако если ранее население еще могло молчать и терпеть рост экономического давления, оправдывая это нуждами бюджета, то на этот раз отчетливо непрозрачная схема взимания с населения поборов ради далеко не государственных интересов, вызвала волну протестов, которая позволила частично смягчить изначальную жесткость данной меры, но добиться желаемой отмены системы «Платон» так и не удалось. Пока одна часть российского общества встала против произвола, коррупции и поборов, другая пассивна, наивно полагая, что данный вопрос напрямую их не затрагивает. Однако ситуация с «Платоном» показала, что это дело каждого отдельного гражданина России.

Остановимся детально на анализе, выявив, во-первых, кто испытает последствия введения системы «Платон». Во-вторых, обосновав коррупционную составляющую системы. В-третьих, проанализировав ее реальный, а не декларативный вклад в строительство российских дорог. В-четвертых, вскрыв латентные цели, которыми руководствовался Кремль при принятии решения о переходе к системе Платон.

Система «Платон» - это комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, и оплаты за пройденные километры. 15 ноября 2015 года тариф был установлен на уровне 1,53 руля, хотя изначально планировалось его установить в размере 3,73 р. До начала работы над проектом его тариф оценивался в 3,5 р., однако затем произошло его удорожание. Тариф действующий на сегодня в системе «Платон» составляет 3,73 ₽ с коэффициентом 0,41*руб ₽/км. Правительство неоднократно планировало повысить тариф, однако забастовки дальнобойщиков содействовали переносу этого решения. В марте 2017 года Медведев подписал постановление от 24 марта 2017 года №330 о росте тарифа до 1,91 р, то есть коэффициент будет поднят до 0,51, а не до 0,82 как планировалось ранее.

I. ПО КОМ УДАРИЛ «ПЛАТОН»

Прямое воздействие от введения платы за передвижение большегрузов по федеральным дорогам испытали транспортные компании и дальнобойщики, работающие либо как индивидуальные предприниматели, либо в серой зоне без регистрации ИП. Косвенное влияние от системы «Платон» испытали и российские граждане - потребители продуктов питания. Проанализируем более детально, каким образом плата за проезд по федеральным трасам ударила по этим категориям граждан.

1. Дальнобойщики, работающие на себя как ИП или как частное лицо, были обременены следующими обязательствами в рамках системы «Платон»:

а) необходимостью составления маршрутных карт или установки бортового оборудования, за которое дальнобойщик должен быть оставить залог в размере свыше 6 тысяч рублей. Ранее в 2014 году каждый большегруз, зарегистрированный на нефизическое лицо, должен был быть оснащен тахографами, за которые дальнобойщики отдали в среднем 35–40 тыс.р. Тахографы пока никто не отменил, но внести залог за бортовое оборудование попросили. Что же касается маршрутной квитанции, то в случае отклонения от указанного маршрута по маршрутной квитанции дальнобойщики сталкивались с необходимостью оплаты нового маршрута.

б) непосредственная оплата каждого пройденного километра по федеральной трассе в размере 1,53 рубля с последующим ростом тарифа с апреля 2017 года. Если в случае транспортных компаний эту нагрузку можно было переложить на заказчика, то дальнобойщики, которые получали заказы на заранее установленные суммы от диспетчеров или через сайты, вынуждены были записать это в свои издержки. В итоге это привело к тому, что дальнобойщики стали ориентироваться только на самые прибыльные заказы, часть частников была вынуждена уйти с рынка, когда их издержки стали слишком высокими.

Проанализируем несколько предложений с интернет-системы поиска заказчиков грузоперевозок, чтобы увидеть, насколько введение системы «Платон» оказало влияние на жизнь дальнобойщиков. В таблице 1 представлены реальные данные по заказам, которые заказчик выставляет дальнобойщику. Это так называемая грязная сумма, поскольку из нее дальнобойщик тратит средства на оплату топлива и тарифа «Платон».

Таблица 1. Реальные заявки на перевозку грузов (по данным truck-partner.ru за март 2017 года)

То есть при текущем тарифе с учетом затрат на топливо дальнобойщики потеряли 4–10% от прибыли из-за введения «Платона», а учитывая еще показатель инфляции, можно говорить, что уровень жизни дальнобойщиков в 2016 году снизился на 10–15%.

в) оплата штрафов, которые возникали как по вине водителя, так и в результате технических ошибок, которые водитель не всегда мог сразу диагностировать. Штрафы начислялись в таких случаях, как движение с неисправным бортовым устройством, движение с выключенным бортовым устройством, отклонение от маршрута или времени движения, указанных в маршрутной карте, движение с включенным устройством, если баланс счета владельца полностью израсходован. После ряда редакций штрафы были существенно сокращены до 5 тысяч при первом нарушении и 10 тысяч рублей при повторном (для частников, у ИП и юридических лиц другие тарифы). Однако по факту 5 тысяч рублей для дальнобойщиков - это существенная сумма, равная для наемных дальнобойщиков оплате пройденного пути в 100 км (при тарифе 50 р за километр).

2. В транспортных компаниях введение «Платона» только косвенно отразилось на дальнобойщиках.

Их фиксированная ставка осталась неизменной, расходы по «Платону» транспортная компания переложила на заказчика. Это привело к росту издержек. Не считая платы водителю издержки на 1 км пути выросли на 15% (с 10 рублей платы за топливо до 11,53 р расходов на топливо и «Платон»). В итоге по некоторым данным транспортные компании одномоментно подняли цены на свои услуги на 15–20%. Согласно данным «Кнауф СНГ» цены на перевозку грузов в среднем выросли на 5–7%, в некоторых регионах, например в Южном федеральном округе, - на 15–20%. По данным АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли) тарифы на перевозки товаров и продуктов после запуска системы «Платон» выросли на 6–28%. В итоге платить за «Платон» стали заказчики, которые включили эти издержки в конечную стоимость товаров для потребителей.

Для дальнобойщиков по найму ударом стал даже не столько «Платон», сколько предваряющее его введение требования о 8-ми часовом рабочем дне, то есть водители не могут перерабатывать, что соответственно сказывается на их уровне дохода. Если ранее перегон водителя длился 12–16 часов, то норматив в 8 часов сократил их доход в 1,5–2 раза. Правда и здесь наиболее изворотливые смогли найти лазейки, но для таких и предусмотрена система штрафов. Впрочем нередко сами дальнобойщики тесно связывают систему «Платон» с тахографами и нормативом рабочего дня. Например, в марте этого года дальнобойщики Читы были недовольны тем, что после введения «Платона» им пришлось за свой счет оборудовать автомобили тахографами, каждый из которых стоит порядка 42 тыс. рублей. Кроме того, за работу свыше восьми часов в сутки их штрафуют.

3. «Платон» внес вклад в рост цен, однако учитывая особенности методологии расчета инфляции Росстатат показал увеличение в первые два месяца цен всего на 0,2 п.п. (рис. 1)

Рис. 1. Инфляция за период 2015-2016 гг. (по данным Росстата)

Официальная статистика тем не менее зафиксировала рост цен на ряд товаров в течение первых трех месяцев. Если цены на помидоры и огурцы выросли из-за сезонных колебаний (традиционно в этот период цены на эти овощи растут), то цены на такие плодовоовощные, которые перевозятся преимущественно большегрузами на дальние расстояния, выросли: на капусту на 26%, на морковь на 12,6%, на яблоки на 11,4%, на яйца куриные на 8,7% (рис. 2). Это лишь небольшая видимая часть эффекта от введения «Платона», которая уже заметна на данных официальной статистики.

Рис. 2. Данные по росту потребительских цен (по данным ЕМИСС). Период с ноября 2014 года по февраль 2015 года нерепрезентативен, поскольку скачок цен был вызван девальвацией рубля

Оценки вклада в инфляцию колебались от 1–2% до 5%, однако в массе своей аналитики утверждают, что «Платон» не внес своего вклада в рост цен, обосновывая это утверждением простым арифметическим подсчетом - через деление суммы по тарифу на тонны перевезенного груза. При таких расчетах стоимость перевозки действительно увеличивается на десятые процентного пункта. Однако нужно учитывать несколько важных моментов.

Во-первых , «Платон» привел к росту тарифов на 15–20% при ставке в 1,53 р. Такой рост транспортных расходов сказался на инфляции на товары с низкой стоимостью, но высокой долей расходов на логистику в структуре издержек.

Во-вторых , рассуждать о долях процентах можно, когда речь идет о поставках с коротким циклом. Например, овощи из одного пункта в другой. Но ведь есть и более сложные цепочки. Например, производство пищевой продукции, когда фуры сначала привозят сырье, затем тару для сырья, и после уже отправляют продукцию в торговые сети. В таком случае тариф «Платона» будет как минимум трижды учитываться в конечной стоимости товара. А это, например, цикл производства всей молочной продукции.

В-третьих , ставки по «Платону» еще повлекут за собой резкий рост инфляции из-за подъема тарифа более чем в два раза при доведении до изначально установленного уровня в 3,73 рубля. Например, генеральный директор «Danone Россия» Бернар Дюкро заявил, что когда тариф вырастет вдвое, цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов. Цены вырастут и в результате постепенной монополизации рынка, когда с рынка исчезнут дальнобойщики, которые оказывали услуги по более дешевым ставкам, чем транспортные компании. После роста тарифа произойдет окончательная санация рынка грузоперевозчиков, когда в итоге на этом направлении останутся только несколько компаний, которые уже смогут произвольно диктовать цены, оторванные даже от индексации тарифов «Платона». Ситуация на рынке ЖКХ, когда коммунальные услуги оказывает в основном одна частная компания, арендовавшая у государства инфраструктуру, показала, что происходит при чрезмерной монополизации. Когда монополист - государство, он будет вкладывать средства из бюджета, умеренно повышая тарифы. Когда монополист - частный предприниматель, то его главным мотивом становится не социальная ответственность, а максимизация прибыли. В целом можно говорить, что на рынке грузоперевозок транспортные компании воспользовались системой «Платона» в попытке частично компенсировать выпадающие доходы в условиях кризиса, когда выросли цены на топливо.

Таким образом, введение системы «Платон» оказало или будет оказывать влияние не только непосредственно на дальнобойщиков, численность которых превышает 1 млн (зарегистрированное число большегрузов в России). Она затронула все население, которому еще в будущем предстоит столкнуться со скачками цен, вызванными на этот раз не девальвацией, а повышением расходов в логистической цепи.

II. КОРРУПЦИОННАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ «ПЛАТОН»

Введение системы объяснялось правительством как естественная необходимость возмещения ущерба дорогам, которое оказывают на них большегрузы. С этой точки зрения налог на фуры вполне закономерен, ведь общество как и государство должно нести ответственность. В таком контексте переход к европейскому опыту взимания платы за пройденный километр был бы оправдан. Но в случае с «Платоном» все говорило о том, что восстановление дорог не является приоритетом введения системы. В самой системе есть много коррупционных составляющих, которые дают понимание, что деньги дальнобойщиков пойдут не на восстановление дорог, а на поддержание достойного уровня жизни бенефициаров системы.

Какие признаки коррупции можно усмотреть в данном вопросе?

1. Изначально объявлялось, что все средства, собранные системой «Платон», будут направлены на восстановление дорожной инфраструктуры. 17 декабря 2015 года во время своей пресс-конференции Путин заявил, что «Все сборы, которые поступают от „Платона“, идут не кому-то в карман, а стопроцентно поступают в дорожный фонд России, до последней копейки. И оттуда до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах России». Однако затем появилась информация, что более 10 млрд ежегодно от собранных средств будет уходить оператору системы. При этом в 2016 году объем собранных средств составил 20 млрд, то есть оператор получил более 50% прибыли. Изначальная непрозрачность получателей собранных средств уже поставила на повестку общества вопрос о коррупции.

2. Объявленный конкурс на разработку системы «Платон» отменили, а проект доверили структуре «Ростеха» ООО «РТИТС». То есть компания заключила с государством концессионный договор без прохождения конкурсной процедуры, хотя согласно закону «О концессионных соглашениях» партнера необходимо выбирать на конкурсной основе. Изначально тендер был объявлен в августе 2013 года, тогда к потенциальным исполнителям выдвигалось требование опыта создания и обслуживания аналогичных систем. То есть ориентация была на компании с иностранным капиталом. После правительство отменило конкурс и назначило исполнителем РТИТС, в котором 50% принадлежит сыну друга российского президента Игорю Ротенбергу. А это уже вызвало подозрения в решении вопроса что называется «по звонку» из Кремля.

В настоящее время компания подала в правительство заявку с частной концессионной инициативой на разработку автоматической системы весогабаритного контроля. Не исключено, что и на это раз компания победит без конкурса, и государство проинвестирует эту инициативу. Видимо, что сама форма инициативы концессионного соглашения возникла в ответ на судебные иски Навального. Инициатива позволит формально провести конкурс с минимальной вероятностью победы на нем сторонних участников или с минимальным риском подачи заявок на участие в конкурсе. Формально РТИТС пройдет процедуру конкурса, фактически результат конкурса уже предопределен.

3. Законодательная база России работает на обслуживание интересов семьи Ротенбергов. После начала массовых акций протеста против «Платона», законодатели объявили о возможности запрета регистрации большегрузов на физических лиц. При таком раскладе большегрузы нужно будет регистрировать на ИП, а значит по закону придется оборудовать грузовики системой учета времени - тахографами, за которые дальнобойщик должен будет заплатить порядка 42 тысяч рублей. Учитывая, что на протесты вышли частники, в массе своей регистрирующие свой транспорт на физических лиц, государство таким образом решило их наказать и припугнуть за акции протеста. Официальное объяснение - это повышение безопасности на дорогах. Фактически, это наказание протестующих и мера по вытеснению их с рынка грузоперевозок.

4. Закрытость концессионного соглашения. Информация о содержании соглашения поступила в СМИ через сторонние источники, в то время как детали этого соглашения скрывались. Судебный иск, подданный Навальным относительно недействительности концессионного соглашения по системе Платон, был отклонен. Суд рассмотрел дело без текста соглашения, на доводы истцов ответа получено не было. В частности, без ответа осталось замечание про нарушение норм закона о концессионных соглашениях в части конкурса, в части распределения платы.

5. На коррупционную составляющую указывает и тот факт, что главным бенефициаром системы становится компания РТИТС, прибыль которой фиксирована и не зависит от сбора собранных средств. Она составляет 10,6 млрд, при этом с учетом НДС из бюджета будет выплачено 12,520 млрд. Особое внимание вызывает, во-первых, то, что прибыль достигает почти 50% ожидаемой выручки. На деле с учетом низких объемов выручки доля доходов оператора оказалась выше. Во-вторых, в отличие от пенсий, 46% вознаграждения индексируется на уровень инфляции. В-третьих, эта сумма может быть уменьшена из-за штрафов, однако несмотря даже на объем штрафов оператор системы получает гарантированные 4,978 млрд р. Официально прибыль компании составит только 6%, все остальное пойдет на возврат кредита (35%), текущие расходы (59%) и разовую замену оборудования за 12 лет (8%).

6. Инвестор практически не вложил средств в разработку системы. Собственные инвестиции составили 2 млрд рублей, остальные 27 млрд. рублей - это кредит, который был выдан Газпромбанком, то есть банком с государственным участием. Вполне закономерен вопрос, неужели государство с таким же успехом не могло само вложить эти 2 млрд? Система «Платон» функционирует на бесплатной платформе WordPress (по данным сайта Autoplus). И на это ушло 29 млрд р.! Остается не ясным, каким образом система с такими характеристиками была одобрена правительством. У нее осталась масса недоработок. Для сравнения, в Германии, с которой и был скопирован российский аналог, старт ввода системы откладывался с 2002 года до 1 января 2005 года, поскольку систему неоднократно отлаживали. В России же систему запустили в ноябре, несмотря на то, что не были устранены такие существенные недостатки ее работы, как непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС; нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя; нестабильная работа сайта и др.

7. Явный признак того, что система не отвечает цели пополнения средств на восстановление дорог, является то, что прибыль государства не только ниже ожидаемой, но и уступает прибыли оператора системы. Учитывая, что средства идут на выплату оператору системы, а региональные бюджеты недополучили налоговые платежи в рамках вычета из транспортного налога суммы услуг по системе «Платон», в сухом остатке бюджет получит около 4 млрд рублей, что меньше прибыли оператора. В 2016 году «Платон» собрал 18,5 млрд, или 16,7 млрд рублей за период с ноября 2015 по ноябрь 2016 года, из них 10,6 млрд рублей было отдано оператору системы, то есть собственник системы - государство получило всего 36,5% от собранных средств. При сохранении ставки в 2017 году согласно расчетам Министерств обороны и финансов бюджет получит от системы 19,7 млрд, то есть в распоряжении Росавтодора останется только 9,1 млрд рублей, хотя требуемая сумма на реализацию проектов составляет 83 млрд р. Таким образом, очевидно, что бенефициаром системы стал именно инвестор, а не государство.

8. «Платон» был введен в период экономического кризиса, когда семья Ротенбергов попала под санкции и для них был закрыт внешний источник дохода. Концессионное соглашение было подписано в августе 2014 года, то есть в период активной фазы ужесточения экономического режима для семьи Ротенбергов. В итоге «короли госзаказа» стали расширять сферы своей деятельности внутри страны. Если ранее в их ведении находились порты и мосты, то теперь дело дошло до автодорог. В кризис население несет экономическое бремя санкций, в то время как приближенные президенту люди процветают благодаря системе государственного заказа. То есть именно им Кремль в итоге компенсировал потери от западных санкций.

III. ПЛАТОН НЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДОРОГ

Дальнобойщики вынуждены были платить за дороги под тем формальным предлогом, что они изнашивают покрытие российских дорог намного сильнее, чем легковые автомобили. Но на сомнительность данного постулата указывает ряд моментов.

1. Нет точных данных относительно давления большегрузов на российские дороги. Правительство объявило, что 56% урона транспортному полотну наносится именно большегрузами. При этом ущерб одного большегруза приравняли к 20 тысячам легковых автомобилей. В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) заявили, что единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины. Минтранс оценил размер ущерба в 6,8 рублей за один километр. Расчет осуществлялся из расчета, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. Однако тогда же был и альтернативный расчет Минэкономразвития, согласно которому средний пробег составляет около 60 тыс.км, тогда тариф должен был составить 0,97 р. И это не единственные примеры разнящихся данных и информации по обоснованию итогового тарифа.

2. Экономический вклад «Платона» в восстановление дорог ничтожен. Объем федерального дорожного фонда на 2016 год - 635 млрд рублей. Грузовики по косвенным оценкам наносят ущерб на 2,5 трлн. р. Система Платон могла принести по первоначальным прогнозам 40 млрд рублей, но и этой цифры не достигла, а свыше 10 млрд их них получает оператор системы. По прогнозам правительства за период действия концессии государство должно было собрать около триллиона рублей, то есть в год приблизительно по 80 млрд рублей. Но суммы оказались куда скромнее - 16–20 млрд, то есть 2,5–3% от государственных инвестиций в дороги, что даже меньше прогноза в 40 млрд р. Хлопоты на систему оказались в итоге затратнее ее эффекта. В чистом виде сумма оказалась еще меньше. С учётом платы оператору и потерь из-за отмены транспортного налога бюджет в 2016году получил по оценке Минтранса около 4 млрд. рублей.

Рассчитаем возможный уровень дохода от системы «Платон» (Табл. 2).

Таблица 2. Расчет возможных доходов от системы «Платон»

Видим, что «Платон» должен был приносить значительно больше средств, но государство довольствуется малым. Это говорит о том, что изначально правительству было все равно сколько оно в итоге соберет с помощью системы «Платон». Главное в этой затее было обеспечить доходом семью Ротенбергов.

3. Цель восстановления дорог не может быть достигнута при одновременном сокращении поступлений на ремонт дорог в региональный бюджет. Речь идет о том, что в июле 2016 года были внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым предусмотрено уменьшение транспортного налога, подлежащего уплате в региональный бюджет организациям и физическим лицам, владеющим транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, на сумму фактически уплаченного ими сбора за проезд по федеральным трассам. Если сумма превысила транспортный налог, то последний не уплачивается. 100% транспортного налога шло в бюджет региона, теперь же регионы лишились этого налога с большегрузов, зато федеральный бюджет пополнился за счет «Платона». Государство не столько наполнило казну, сколько перенаправило средства из регионов в федеральный бюджет, а последний в бюджет оператора системы.

4. Сейчас правительство отчитывается о достижениях системы «Платон» - сколько средств пошло на ремонт автодорог и строительство мостов по регионам России. Появляется информация, то благодаря «Платону» были отремонтированы 1000 км дорог, 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях. Вклад Платона в финансирование дорог на уровне 10–11 млрд. рублей или с учетом выпадающих доходов от льгот на транспортный налог еще меньше, просто не сопоставим с существующим объемом финансирования федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Эта программа в разы по объему средств важнее для дорог страны, чем система «Платон» (рис. 3).

Рис. 3. Объем финансирования подпрограммы «Автомобильные дороги» в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)»

Да и прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям согласно целевым ориентирам (рис. 4), говорит о том, что показатели «Платона» далеко не передовые в этом направлении, однако нужно признать, что волевым решением государство перенаправило средства в строительство региональных дорог, что в целом значительно выше ожидаемых по ФЦП параметров по этому показателю (рис. 5).

Рис. 4. Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (по данным ФЦП)

Рис. 5. Объекты, которые строятся и реконструируются за счет системы «Платон» (

«Платон» — система сбора платы за проезд грузовых машин грузоподъёмностью 12 и больше тонн по дорогам федерального и регионального назначения. Большие грузовые машины обязаны производить плату через систему «Платон» за ущерб, нанесённый дороге. Отказ и уклонение от оплаты влечёт за собой административную ответственность в виде штрафа, в некоторых ситуациях и иные неприятности для собственников большегрузов.

Все владельцы большегрузов обязаны зарегистрироваться в системе Платон

Процесс регистрации

Пройти регистрацию в системе, можно:

  • на официальном сайте;
  • в центре обслуживания;
  • в терминалах при заполнении дорожных карт.

Пройдя успешную регистрацию, владелец грузовика получает бортовое устройство. На его получение и использование заключается договор. Пользователям сайта, необходимо ознакомится с правилами системы, размерами взимания, и изучить информационные данные про центры обслуживания. При самостоятельной регистрации в системе, необходимо заполнить поля регистрационной формы. В них достоверно указываются:

  • общая информация о владельце;
  • реквизиты банковского счёта;
  • адрес электронного ящика и логин;
  • данные ТС.

Взимания в системе «Платон» проводится через терминал, с банковского счёта, карты. Оплату производить наличными не возможно.

Пошлину Платон можно оплатить с любой банковской карты

Самостоятельная регистрация

  1. Перейти на сайт системы «Платон».
  2. Зайти в «Личный кабинет», кликнуть на вкладку «Зарегистрироваться».
  3. В выпавшем окне «Резидентство владельца ТС» и «Тип владельца ТС».
  4. В окне «Основная информация о Владельце ТС» прописать: данные о физическом лице, адрес по месту регистрации, адрес местонахождения.
  5. В блоке «Банковские реквизиты» указать: наименование банка получателя, SWIFT, расчётный счёт и наименование получателя.
  6. Следующим шагом, необходимо заполнить «Данные главного менеджера ВТС». Это заполняют менеджеры, которые будут осуществлять взимание платы. Они ставят флажок напротив «Я являюсь регистрируемым физическим лицом». Если доверитель представляет интересы владельца ТС, то он также вводить свои контактные данные (Ф.И.О, электронную почту, номер мобильного).
  7. Следующий блок – «Пароль для доступа в личный кабинет». Нужно придумать пароль и ответить на контрольный вопрос.
  8. Поле «Данные транспортного средства». Здесь следует заполнить: страну, номер СТС, идентификационный номер, государственный регистрационный знак, дату выдачи СТС и загрузить копию свидетельства о регистрации ТС.
  9. Далее, указывается: тип, марка, модель ТС и основания владения.

После заполненных полей и загрузки документов, необходимо активировать электронный адрес, указанный при регистрации. Для этого нужно, зайти на почту и перейти в полученном письме по ссылке. При удачной верификации, появится вкладка «Учётная запись подтверждена». Система «Платон» обработает информацию, и отправить письмо на почту с данными для входа на сайт. Теперь можно производить оплату на восстановление дорог.

В документах нужно точно указать все данные транспортного средства

Бортовое устройство (БУ) для большегрузов

БУ системы «Платон» работает в автоматическом режиме при поддержке спутниковой навигации. Это позволяет отслеживать маршрут дорог, и производить взимание платы за пользование дорог федерального и регионального назначения.

Устройство крепится на лобовое стекло автомобиля и считывает данные про движение транспорта по маршруту, автоматически. То есть, если у собственника ТС имеются средства на лицевом счету, то бортовое устройство рассчитывает и взимает оплату в счёт оплаты, на основании информации полученной с бортового устройства.

Получить БУ может пользователь, который успешно прошел регистрацию в системе взимания платы. Для этого необходимо подписать договор с оператором, и представить пакет документов. Заключить договор и получить бортовое устройство может, только владелец ТС или доверитель обратившись в центр поддержки. Одно бортовое устройство выдаётся на одно ТС. Запрещается использовать бортовое устройство для другого автотранспорта. Купить бортовое устройство, можно лишь оформив заявку на официальном сайте системы взимания платы, представив нужные документы.

Чтоб получить БУ, владелец ТС заключает договор безвозмездного пользования и предоставляет оператору копии заверенных документов.

Для физических лиц с регистрацией в России нужен документ подтверждающий личность владельца ТС и его оригинал.

Для частных предпринимателей с регистрацией в РФ:

  • свидетельство о регистрации частного предпринимателя и о взятии на учёт в налоговой инспекции;
  • документ, подтверждающий личность владельца большегруза и его оригинал.

Бортовое устройство списывает средства со счета в режиме реального времени

Физические лица, не резиденты РФ:

  • документ, подтверждающий личность владельца транспорта и оригинал для осуществления сверки.

Юридические лица, не резиденты РФ:

  • свидетельство о регистрации и о взятии на учёт в налоговой службе. Свидетельство о взятии на учёт предоставляется, только если пользователь стоит на учёте в налоговой службе РФ;
  • документ о полномочиях единоличного исполнительного органа юр.лица;
  • документы о филиале или представительстве, которые находятся на территории России.

Документы на получение БУ могут представлять владельцы автотранспорта или их доверители.

Бортовое устройство выдаётся бесплатно с инструкцией и руководством пользователя. Если с устройством обнаружены неполадки, нужно немедленно сообщить оператору в центр поддержки, и он проинформирует о дальнейших действиях. Если БУ ограниченное количество, то придётся покупать. Стоит устройство не дорого, приобрести его можно оформив соответствующий заказ в системе взимания платы.

Устройство Платон — современный навигационный прибор

Штрафные санкции

Штрафные санкции предусмотрены владельцам ТС, которые:

  • не включили бортовое устройство;
  • установили стороннее;
  • не установили БУ;
  • установлено в неисправном состоянии

и продолжают движение по федеральной дороге.

Штрафы накладываются на водителей, которые ездят по дороге общего пользования без оформленной маршрутной карты и БУ.

Административный штраф предусмотрен владельцам, оформившим маршрутную карту и не сообщившим об ее изменениях, продолжая двигаться по дороге общего пользования.

За несоблюдение требований владелец ТС несет ответственность за причинение вреда дороге общего пользования и уплачивает штраф, согласно правилам пользования системой. Средства, полученные от владельцев ТС, переводятся в бюджет на ремонт дорог.