Специализированные стоянки. Требования к обустройству штрафстоянок Специализированная стоянка

29 мая 2017, 16:17

1. Настоящие Правила устанавливают порядок перемещения авто-, мото-транспортного средства с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторов, других самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, подлежащих государственной регистрации в ГИБДД, на специализированную стоянку, а также его хранения, возврата транспортного средства.

2. Задержание транспортного средства осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров;

Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений;

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги;

Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.

2.1. Задержанное транспортное средство перемещается на специализированную стоянку — специально отведённое охраняемое место хранения задержанных транспортных средств Штрафстоянка (далее — специализированная стоянка).

3. Задержанное транспортное средство перемещается на специализированную стоянку при помощи другого транспортного средства (автоэвакуатора, гидроманипулятора).

4. Водителю транспортного средства сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства при вручении протокола о задержании транспортного средства, а также он может ознакомится о месте хранения ТС на сайте shtraf-stoyanka59.ru.

4.1. О задержании транспортного средства в отсутствие водителя уполномоченное должностное лицо незамедлительно сообщает в дежурную часть ОВД в целях информирования владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства и принятия мер, в случае необходимости, по установлению владельца (представителя владельца) транспортного средства.

5. Приём на стоянку задержанного транспортного средства осуществляется лицом, ответственным за хранение, при получении копии протокола о задержании транспортного средства.

5.1. Лицо, ответственное за хранение назначается приказом директора Штрафстоянки.

5.2. Транспортное средство визуально осматривается на предмет наличия повреждений (вмятин, царапин и т.п.), сверяется наличие оборудования и предметов, находящихся в салоне и багажнике, с указанными в протоколе задержания, проверяется опечатывание конструктивно предусмотренных мест доступа.

5.3. Учёт задержанных транспортных средств, принятых на хранение на специализированную стоянку, ведётся в журнале учёта задержанных транспортных средств, который содержит следующие данные:

дата, время помещения ТС на стоянку;

сведения о ТС (марка, модель, государственный регистрационный знак ТС, № кузова (VIN));

основание помещения ТС на стоянку — протокол (номер, дата протокола);

техническое состояние ТС;

должность, ФИО лица, принявшего ТС на стоянку, подпись;

владелец ТС, подпись;

отметка о предоставлении доступа к ТС, находящемуся на стоянке, дата и время;

ФИО лица, осуществившего доступ к ТС (владелец, представитель владельца), подпись;

примечание;

основание выдачи ТС — разрешение (ФИО, должность лица, разрешившего выдачу);

дата, время выдачи ТС;

ФИО лица, получившего ТС (владелец, представитель владельца), подпись;

ФИО должностного лица, осуществившего выдачу ТС (подпись).

5.4. Журнал учёта задержанных транспортных средств хранится в течение 3 лет и ведётся лицом, ответственного за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.

5.5. Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку.

5.6. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

5.7. Первые 3 часа хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке не подлежат оплате.

5.8. Стоимость 1 часа определяется согласно действующего законодательства.

5.9. Доступ водителя транспортного средства (представителя владельца) к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству осуществляется в присутствии лица, ответственного за его хранение.

6. Уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, находящегося на специализированной стоянке, даёт разрешение на его возврат, о чём делает отметку в протоколе о задержании транспортного средства, соответствующем журнале.

7. Возврат задержанного транспортного средства водителю, указанному в путевом листе (представителю владельца), производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с его хранением.

7.1. Лицо, получившее транспортное средство, расписывается в журнале учёта задержанных транспортных средств.

8. На специализированной стоянке ведётся учёт задержанных транспортных средств в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. Вред, причиненный задержанному транспортному средству и находящемуся в нём имуществу при его перемещении на специализированную стоянку или хранении на специализированной стоянке, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Штрафстоянка не информирует владельца о том, что на специализированной стоянке хранится его транспортное средство, кроме размещения информации на сайте.

См. также главу Автотранспортные услуги - Коммерческие автостоянки и платные парковки.

Сотрудник ДПС должен поместить автомобиль на специально отведенное охраняемое место, если причину задержания невозможно устранить быстро. В протоколе об административном правонарушении он обязан сделать запись о задержании и запрещении эксплуатации автомобиля или составить об этом отдельный протокол. Копия протокола должна быть вручена водителю. При его отсутствии протокол о задержании транспортного средства составляется в присутствии двух понятых.

Задержанный автомобиль может не направляться на специально охраняемую стоянку, если причина задержания может быть устранена на месте. В этом случае протокол задержания не составляется.

Если задержанный автомобиль не имеет возможности двигаться самостоятельно, он в присутствии водителя доставляется на специальную охраняемую стоянку с использованием другой машины, а если автомобиль исправен, сотрудник ДПС может доставить его туда самостоятельно.

При отсутствии такой стоянки автомобиль может быть сдан в дежурную часть или доставлен на площадку у стационарного или контрольного поста полиции. Он сдается на хранение по протоколу задержания, к которому прилагается опись автомобиля и имущества в 2-х экземплярах, один из которых выдается водителю.

Плата за хранение автомобиля в этом случае не взимается.

После устранения причин задержания (отрезвление водителя, представление документов, наличие лица, имеющего право на управление автомобилем соответствующей категории, устранение неисправностей и т.д.) машина должна быть возвращена водителю (владельцу).

Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации говорят о помещении автомобиля на специализированную стоянку - "специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств".

Плата за транспортировку и хранение задержанного автомобиля взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ. Причем первые сутки хранения машины на специализированной стоянке оплате не подлежат.

Водитель автомобиля, задержанного на стационарном посту, может заявить ходатайство о том, что он готов устранить причины задержания в течение трех часов. Факт такого ходатайства должен быть отмечен в протоколе, а сам автомобиль временно помещен на площадку у стационарного поста (о такой возможности сотрудники ДПС обязаны сами информировать водителя).

Если автомобиль задержан не на стационарном посту, водитель может предложить остановившему его сотруднику ДПС проехать вместе с ним к ближайшему стационарному посту или к месту постоянного дежурства.

В течение предоставленных ему трех часов водитель имеет возможность:

После устранения причин задержания автомобиль выдается водителю непосредственно со стационарного поста.

О помещенном на штрафную стоянку автомобиле в журнале учета делается запись, содержащая:

  • дату и время помещения транспортного средства на специализированную стоянку;
  • сведения о задержанном транспортном средстве (марка, модель, государственный регистрационный знак);
  • основания помещения транспортного средства на специализированную стоянку (номер протокола о задержании транспортного средства);
  • сведения о лице, осуществившем транспортировку транспортного средства, его подпись;
  • сведения о лице, принявшем транспортное средство на хранение, его подпись;
  • сведения о лице, разрешившем выдачу транспортного средства (должность, фамилия, инициалы);
  • дату и время выдачи транспортного средства;
  • сведения о лице, получившем транспортное средство, его подпись.

Журнал ведет лицо, ответственное за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью соответствующего органа внутренних дел. Журнал хранится в организации, осуществляющей хранение задержанных транспортных средств, в течение трех лет.

Помещаемая на штрафную стоянку машина опечатывается (все двери, капот, багажник, крышка бензобака) сотрудником полиции или самим водителем.

Владелец автомобиля имеет право забрать из салона, багажника и других мест автомобиля любое имущество и оборудование (например комплект инструмента, личные вещи, покупки, магнитолу и т.д.).

Получить автомобиль со стоянки можно в любое время суток после устранения причин задержания и уплаты штрафа (если он был выписан).

Решение о выдаче автомобиля принимает задержавший его сотрудник ГИБДД или дежурный - ставит разрешающую подпись и печати на выданном водителю ранее направлении на спецстоянку.

Кроме того, необходимо оплатить расходы по перемещению автомобиля и услуги спецстоянки. Первые 3 часа (в Москве - первые сутки) нахождения машины на спецстоянке оплате не подлежат. Далее оплата взимается за каждый полный час. Тариф определяется органом исполнительной власти субъекта РФ. Заплатить можно через Сберегательный банк или непосредственно на стоянке через кассовый аппарат. Кроме кассового чека целесообразно потребовать счет-фактуру (у администрации стоянки), где все услуги должны быть расписаны и расценены поэлементно. Если администрация не будет согласна, обосновать такое требование можно, например, тем, что автомобиль принадлежит фирме, и бухгалтерия оплатит стоянку только по счету-фактуре.

После этого водитель может под расписку забрать свою машину - лично или прислав свое доверенное лицо (с оформленной у нотариуса доверенностью).

Получая автомобиль, нужно проверить его состояние, поскольку расписка содержит пункт о том, что претензий по эвакуации и хранению автомобиля владелец не имеет. Необходимо проверить сохранность всех "печатей", которыми был опечатан автомобиль, наличие и сохранность всех его элементов.

Внимание: криминал!!

Если автомобиль был вскрыт, пропали некоторые вещи, слит бензин и т.д., не стоит подписывать предложенную работниками стоянки расписку об отсутствии претензий. Однако сообщать администрации и охране стоянки о своих намерениях вернуть похищенное или компенсировать его стоимость тоже не следует торопиться, поскольку это почти наверняка приведет к безрезультатному скандалу. Наиболее целесообразное поведение в этом случае - под любым предлогом ("остались дома ключи, брелок сигнализации, права, документы" и т.д.) уйти со стоянки, обратиться в полицию и написать заявление о расхищении автомобиля. Вернувшись на стоянку с сотрудником МВД, нужно составить подробный акт обо всех хищениях из автомобиля.

Предъявить претензии можно сразу, если владелец придет получать автомобиль в сопровождении трех-четырех человек, которым он доверяет. В присутствии этих свидетелей нужно сразу составить акт о недостачах и хищениях и дать подписать служащему стоянки. В случае его отказа от подписи нужно сделать об этом запись в акте и дать подписать его всем свидетелям.

В Москве автовладелец, не имеющий возможности немедленно в полном объеме оплатить хранение, может признать долг (его размер не может превышать суммы за хранение в течение двух месяцев). "Городская служба перемещения транспортных средств" вправе заключить соглашение с владельцем (представителем владельца) о признании долга и поэтапном погашении суммы за хранение. При этом срок погашения долга не может превышать трех лет.

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс :

Хочется узнать подробнее о специализированных стоянках.

1. В каких размерах взимается плата за перемещение транспортного средства на специализированную стоянку и плата за его хранение на специализированной стоянке, какими законодательными документами это регулируется?

2. На штрафстоянках используются эвакуаторы, под какое налогообложение они попадают?

3. Какие документы необходимо оформлять при перемещении, хранении арестованного транспорта, а также использовании эвакуатора при оказании данных услуг?

4. Может ли предприниматель оформить штрафстоянку как частную, не арендуя землю у муниципалитета и не выплачивая проценты местной полиции как это было 2011 году?

5. Бухгалтерский и налоговый учет при оказании данного вида услуг?

Порядок перемещения транспортных средств, задержанных при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, на специализированную стоянку, хранения транспортных средств, оплаты расходов на их перемещение и хранение и возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, в Свердловской области установлен Законом Свердловской области от 20.06.2012 г. № 57-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение и возврата транспортных средств в Свердловской области» .

Под специализированной стоянкой понимается специально отведенное охраняемое место, предназначенное для хранения транспортных средств, задержанных при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством.

Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Свердловской области деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, включенными в перечень, утвержденный Правительством Свердловской области .

Порядок формирования перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Свердловской области деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 29.06.2012 г. № 718-ПП .

Согласно Порядку… претенденты на включение в Перечень представляют в уполномоченный орган заявление о включении в Перечень, которым подтверждает соответствие всем требованиям, изложенным в главе 4 Порядка (приложения № 1 и 2 к Порядку), с приложением определенных Порядком документов .

Так, в частности, претенденты, осуществляющие деятельность по хранению транспортных средств, должны представить копии документов, подтверждающих владение на любом законном основании охраняемым земельным участком , предназначенным для хранения транспортных средств, заверенные нотариусом.

Для включения в Перечень деятельность Претендента по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств , перемещенных на специализированную стоянку, должна соответствовать следующим требованиям :

1) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее(ий) только перемещение транспортного средства на специализированную стоянку , должно(ен) осуществлять перемещение на условиях договора об оказании услуг с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хранение транспортного средства ;

2) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее(ий) перемещение транспортного средства должно(ен) владеть на праве собственности (ином вещном праве) или на условиях договора об оказании услуг транспортными средствами, подлежащими государственной регистрации, оснащенными специализированным оборудованием, предназначенным для погрузки и перемещения задержанного транспортного средства;

3) транспортные средства должны обслуживаться квалифицированным водительским составом, имеющим водительское удостоверение категории «C»;

4) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее(ий) хранение транспортных средств, должно(ен) владеть на любом законном праве специально отведенным охраняемым местом , предназначенным для хранения транспортных средств, задержанных по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ ;

5) специализированная стоянка должна работать в круглосуточном режиме и обеспечивать возможность внесения оплаты за оказанные услуги по хранению задержанных транспортных средств в порядке, установленном действующим законодательством.

Уполномоченный орган в течение 30 дней с момента подачи Претендентами документов рассматривает представленные документы и принимает одно из следующих решений:

1) включить Претендента в Перечень;

2) отказать Претенденту во включении в Перечень.

До перемещения транспортного средства на специализированную стоянку лицо, осуществляющее такое перемещение :

1) составляет ак...

Данный раздел/документ открыт только зарегистрированным пользователям, которые оформили

В практике муниципального управления иногда возникает вопрос, относится ли к компетенции органов местного самоуправления организация так называемых штрафстоянок – специализированных стоянок для хранения задержанных за нарушение правил дорожного движения транспортных средств. Для того чтобы ответить на него, необходимо провести обзор действующего законодательства.

В практике муниципального управления иногда возникает вопрос, относится ли к компетенции органов местного самоуправления организация так называемых штрафстоянок - специализированных стоянок для хранения задержанных за нарушение правил дорожного движения транспортных средств. Для того чтобы ответить на него, необходимо провести обзор действующего законодательства.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

С одной стороны, данная деятельность является коммерческой и по логике вещей должна приносить прибыль, так как расходы на перемещение и содержание транспортного средства на спецстоянке оплачивает владелец машины, причем с 1 июля 2012 г. за весь период пребывания автомобиля на стоянке, поскольку Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ из ч. 1 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) было исключено положение о том, что плата за перемещение транспортного средства за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.

С другой стороны, как и в любой коммерческой деятельности, ее прибыльность зависит от востребованности услуг, т. е. в данном случае - от частоты помещения машин на штрафстоянку. При незначительном числе таких случаев спецстоянка может быть нерентабельным предприятием, когда неизбежные расходы на ее создание и эксплуатацию превышают доходы от ее функционирования.

В связи с этим на практике в зависимости от конкретных обстоятельств органами местного самоуправления ставятся два различных вопроса:

Обязаны ли органы местного самоуправления создавать или способствовать созданию спецстоянок;

Вправе ли они создавать муниципальные стоянки.

Правоприменительная, в т. ч. судебная, практика складывается в этом отношении противоречиво. В одних случаях создание спецстоянок признается обязанностью органов местного самоуправления, а в других отрицается не только такая обязанность, но даже их право заниматься данной деятельностью. Имеются даже случаи, когда такие противоположные выводы делаются одними и теми же судебными инстанциями.

Пример

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в определении от 13.01.2001 пришла к выводу, что обеспечение дорог спецстоянками не относится к полномочиям органов местного самоуправления, и та же судебная инстанция в определении от 08.11.2012 обязала местную администрацию Отрадненского района Краснодарского края организовать на территории муниципального образования муниципальную специализированную стоянку .

Попробуем разобраться в правовом регулировании данной проблемы.

Задержание транспортного средства, т. е. исключение его из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на спецстоянке до устранения причины задержания, предусмотрено ст. 27.13 КоАП РФ. Согласно ст. 27.1 КоАП РФ это является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, т. е. мерой, применяемой уполномоченными лицами в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Данная мера применяется при нарушениях правил эксплуатации и управления транспортным средством, предусмотренных ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, 11.26, 11.29, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1, 3 и 4 ст. 12.8, ч. 4 и 5 ст. 12.16, ч. 3, 4 и 6 ст. 12.19, ч. 1-3 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.

Таким образом, специализированные стоянки предназначены исключительно для хранения транспортных средств, задержанных в связи с совершением административного правонарушения в сфере дорожного движения.

Согласно ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ порядок перемещения транспортных средств на спецстоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, определяется законами субъектов РФ.

При этом правовой статус и принадлежность самих стоянок остаются неопределенными. Из закона не ясно, кем именно должны или могут создаваться такие специализированные стоянки.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» (далее - Постановление № 759) органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок. Это давало почву для трактовки, что стоянки находятся в муниципальной собственности, а значит, именно органы местного самоуправления уполномочены на создание таковых. Во всяком случае имеются прецеденты, когда, ссылаясь в т. ч. на эти положения, контролирующие органы требовали от органов местного самоуправления принимать меры по созданию стоянок. Руководствуясь этими же положениями, в некоторых субъектах РФ принимались правовые акты, предусматривавшие обращенные к органам местного самоуправления рекомендации либо требования осуществлять организацию таких стоянок.

Однако, как видно из текста, приведенное положение содержало лишь рекомендацию (а не обязательное к исполнению требование), причем обращенную к органам исполнительной власти субъектов РФ, а не к органам местного самоуправления.

В силу базового конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления органы государственной власти субъектов РФ не обладают административными полномочиями в отношении органов местного самоуправления и не вправе создавать какие-либо объекты, принадлежащие муниципальным образованиям, но они вправе создавать собственные объекты, располагающиеся на территории муниципального образования. Следовательно, в приведенной норме слова «муниципальные стоянки» могут трактоваться не как «принадлежащие муниципальным образованиям», а лишь как «находящиеся на территории муниципальных образований». Иное толкование означало бы признание того факта, что Постановлением № 759 грубо нарушается Конституция РФ и федеральное законодательство. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться только федеральными законами и не могут регулироваться постановлениями Правительства РФ в соответствии с ч. 1.1 ст. 17, ст. 18, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Таким образом, нет оснований рассматривать Постановление № 759 (к тому же утратившее силу к настоящему моменту) как правовую базу закрепления за органами местного самоуправления полномочий по созданию специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) показывает, что специализированные стоянки не могут быть отнесены ни к одному из объектов, входящих в состав автомобильных дорог (земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).

Так, защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумо- и ветрозащитные устройства и другие подобные сооружения; искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады и т. п.); производственные объекты - сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в т. ч. его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. При этом дорожная деятельность в Федеральном законе № 257-ФЗ понимается как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог как таковых.

Специализированные стоянки трудно отнести к каким-либо видам объектов в составе автомобильных дорог, включая «иные сооружения, предназначенные для безопасности дорожного движения», поскольку сами по себе, напрямую, они не влияют на уровень безопасности при движении по дороге в отличие, например, от освещения, пешеходных переходов и даже дорожных метеостанций (см. п. 4.1.13.7 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002, утв. распоряжением Минтранса России от 03.10.2002 № ИС-840-р). Соответственно создание штрафстоянок не может относиться к дорожной деятельности.

Понятие «использование автомобильной дороги» в законодательстве не определено, однако оно подразумевает применение дороги по прямому назначению, т. е. для движения транспортных средств (п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ). Спецстоянки в отличие, например, от парковок (парковочных мест) по своему целевому назначению не связаны с организацией дорожного движения. Таким образом, создание специализированных стоянок не может быть включено в содержание деятельности по использованию автомобильных дорог.

Что касается безопасности дорожного движения, то в принципе спецстоянки в широком, профилактическом смысле могли бы рассматриваться как фактор, способствующий обеспечению таковой, в той мере, в какой пресечение дорожно-транспортных правонарушений создает условия для безопасности на дорогах. Ведь безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее - Федеральный закон № 196-ФЗ). Назначение спецстоянок, как указывалось выше, - это хранение транспортных средств, задержанных за определенные нарушения правил эксплуатации и управления транспортным средством, цель помещения на спецстоянку - исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов и хранение до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). Установление административной ответственности за указанные нарушения направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, а задержание транспортного средства нарушителя путем помещения на спецстоянку призвано пресечь правонарушающее и, следовательно, угрожающее безопасности поведение участника дорожного движения.

Вмеcте с тем, когда речь идет о полномочиях органов власти по обеспечению безопасности дорожного движения, то это понимается весьма конкретно, как меры по оборудованию самих дорог средствами обеспечения безопасности в процессе движения транспортных средств. Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в т. ч. на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Как видно, обеспечение безопасности дорожного движения возлагается на органы местного самоуправлении исключительно в рамках их полномочий по осуществлению дорожной деятельности. Поскольку создание спецстоянок не относится к дорожной деятельности, оно не может быть отнесено и к обеспечению безопасности при осуществлении таковой.

Из изложенного следует, что создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств выходит за рамки вопроса местного значения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу своего специфического назначения штрафстоянки не могут быть отнесены и к объектам благоустройства. Согласно ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ объекты благоустройства направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Спецстоянки предназначены для хранения задержанных за нарушение правил дорожного движения транспортных средств, что не имеет никакого отношения к указанным выше целям благоустройства. Соответственно нет оснований рассматривать создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств в рамках вопросов местного значения по благоустройству территории поселения, городского округа (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).

Итак, исходя из указанного назначения специализированных стоянок полномочия по их созданию необходимо рассматривать в рамках законодательства об административных правонарушениях. Последнее находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления какими-либо собственными полномочиями в данной сфере не обладают и могут наделяться лишь отдельными государственными полномочиями (ст. 1.3, 1.3.1 КоАП РФ).

Материалы по обращению главы муниципального образования «Отрадненский район» А.В. Волненко // Архив Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Порядок эвакуации транспортного средства на специализированную охраняемую стоянку изменился с 1 сентября 2019 года.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Нововведения касаются условий транспортировки автомобилей на штрафстоянку в связи с нарушением правил дорожного движения.

Принятые нормативные документы устанавливают особые требования к организации штрафстоянки, которые, помимо ПДД, необходимо знать каждому водителю.

Закон

Эвакуация транспортных средств (ТС) осуществляется в соответствии с федеральными нормативными документами и региональными законами. Процедура задержания авто и перемещения его на стоянку основана на нормах административно-правового кодекса (КоАП РФ).

Порядок эвакуации ТС на стоянку, тарифы на хранение задержанной техники определяется региональными законами.

Местное законодательство, в соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ, регулирует следующие вопросы:

  • стоимость расходов на транспортировку ТС на спецстоянку;
  • тарифы на хранение ТС на штрафстоянке;
  • порядок возврата автомобилей их владельцам (или их представителям);
  • создание штрафстоянок в муниципалитетах или выделение земельных участков, разрешительных документов для организации коммерческих предприятий по хранению эвакуированных ТС.

Внимание! Тарифы на хранение автомобилей на стоянках, стоимость эвакуации ТС определяются региональными законами. На федеральном уровне устанавливаются только предельные границы стоимости таких услуг.

Однако правовой статус и ведомственная принадлежность остаются неопределенным. На федеральном законодательном уровне нет соответствующих нормативов.

Поэтому остается неясным, кто должен создавать эти специальные площадки для хранения ТС в связи с задержанием на основании административного протокола.

На практике такие вопросы находятся в ведении муниципальных органов власти, которые могут создавать как муниципальные предприятия, так и коммерческие организации для выполнения функций хранения ТС.

Кому принадлежат, коммунальным службам или частным лицам

Почву для отнесения штрафстоянок к муниципальному ведомству дали положения , согласно которому при задержании и помещении на стоянку ТС следовало придерживаться рекомендаций, данных региональным органам власти.

На основании этого положения регионы составили свои рекомендации муниципалитетам о необходимости открытия муниципальных стоянок. Однако федеральные рекомендации не устанавливают жестких рамок о принадлежности штрафстоянок органам местного самоуправления.

В постановлении № 759 используется термин «муниципальные стоянки», который согласно конституционным нормам трактуется «как стоянки, находящиеся на территории муниципального образования».

Такой вывод вытекает из конституционного принципа самостоятельности местной власти. Региональные структуры по своим административным функциям не уполномочены принимать решения об открытии муниципальных объектов, но могут создавать собственные объекты в пределах административно-территориального деления подведомственных муниципалитетов.

Чем регламентируется создание

Создание специализированных стоянок для хранения ТС, задержанных уполномоченным лицами за нарушение ПДД, производится в рамках следующей законодательной базы:

  • Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • КоАП РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации».

Из анализа перечисленных документов следует, что вопросы безопасности дорожного движения, благоустройства дорог, строительства, содержания и реконструкции дорожных объектов относится исключительно к компетенции федеральных органов власти.

Создание специализированных стоянок для хранения арестованных ТС входит в зону ответственности Российской Федерации и региональных органов власти. Муниципалитеты могут активно содействовать решению этих вопросов на своей территории.

Коммерческий статус

Согласно КоАП РФ, водитель машины, являющийся владельцем ТС, обязан оплатить расходы за хранение авто на спецстоянке и услуги эвакуатора.

По новым правилам, оплатить эти расходы он может в течение 60 дней после получения административного протокола. Таким образом, забрать свой автомобиль со штрафстоянки можно в день эвакуации без предварительной оплаты расходов.

Открывая штрафстоянку, частные лица должны помнить, что как любая коммерческая деятельность организация хранения авто может стать неприбыльным предприятием.

В этом случае расходы на ее создание могут не оправдаться: прибыли будет недостаточно для поддержания ее функционирования.

Какие предъявляются требования к штрафстоянкам автомобилей

Кодекс РФ об административных нарушениях устанавливает конкретные требования к организации штрафстоянки, на которую эвакуируются автомобили после ДТП.

Закон устанавливает следующие критерии, которым должна соответствовать специализированная стоянка:

  1. Безопасность. Территория площадки должна иметь специальное ограждение по всему периметру для предотвращения доступа на охраняемый объект посторонних лиц.
  2. Наличие специальной техники для проведения погрузо-разгрузочных работ. Грузовые машины с подъемным механизмом должны находиться в безупречном техническом состоянии, чтобы не допустить нарушений погрузки эвакуатором.
  3. Оснащение противопожарной системой (электроустановка пожарной сигнализации на объекте, автоматические установки пожаротушения, системы противодымной защиты, инженерное и технологическое оборудование).
  4. Наличие системы видеонаблюдения для круглосуточной фиксации происходящего на территории стоянки (комплекты охранных систем). Срок записи камер видеонаблюдения по сему периметру объекта – не менее 45 дней.
  5. Наличие твердого покрытия и специальной раз метки для авто на территории стоянки с указанием нумерации.
  6. Наличие первичных средств пожаротушения.
  7. Установка контрольно-кассового оборудования для проведения финансовых операций при оплате услуг за хранение ТС и наличие служебного помещения с сейфом для хранения наличных денежных средств.
  8. Объект должен иметь вывеску «Специальная стоянка» с указанием круглосуточного режима работы, профиля и стоимости оказываемых услуг.
  9. Наличие шлагбаума.

Что запрещается

Согласно федеральному законодательству на специальной охраняемой стоянке запрещается:

  • пропуск сотрудником штрафстоянки посторонних лиц на территорию площадки без соответствующего разрешения (кроме владельцев ТС и работников предприятия);
  • неупорядоченная установка ТС, вне зоны специальной разметки;
  • расположение эвакуированных машин на пожарных люках;
  • превышение нормативной вместимости стоянки (свыше проектного показателя);
  • проведение ремонтных работ вблизи арестованных машин;
  • хранение легко воспламеняющихся веществ;
  • хранение топливных баков с открытой крышкой.

В конкретном регионе разрабатываются правила, регламентирующие функционирование штрафстоянок, которые закрепляются в форме регионального закона.

Последствия ненадлежащего обустройства

Администрация штрафстоянки обязана обеспечить соблюдение всех требований безопасности охраняемого объекта.

Стоянка должна быть оборудована всеми охранными системам в соответствии с требованиями ГОСТ:

  • охранной сигнализацией;
  • пожарной сигнализацией;
  • охранно-пожарным оповещением;
  • оборудованием для оперативной связи.

Ненадлежащее обустройство охраняемого объекта может привести к порче или утрате чужого имущества вследствие несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию, нарушению требований по хранению авто, правил пожарной безопасности.

Ответственность за обеспечение безопасности объекта несут руководитель стоянки и должностные лица службы охраны. Охрана штрафстоянки может осуществляться подразделениями вневедомственной охраны, штатными охранниками, сторожами.

На стоянке должна быть предусмотрена система оповещения с экстренным сигналом.

Ненадлежащее обустройство охраняемого объекта может привести к нарушению администрацией стоянки обязательств по хранению ТС.

В случае порчи или кражи авто с места стоянки администрация обязана возместить владельцу ущерб в полном размере в соответствии со , .

В любом случае (порча, кража) необходимо взять справку в ГИБДД. При отказе добровольно возместить собственнику ущерб, он может быть взыскан в судебном порядке дополнительно с компенсацией морального вреда.

Хранение авто на стоянке также регулируется ФЗ «О защите прав потребителей». За оказание услуг ненадлежащего качества с предприятия в судебном порядке может быть взыскана неустойка в пользу владельца ТС.

Нарушение правил хранения транспортных средств

Типовые правила хранения транспортных средств на платных стоянках утверждаются соответствующими региональными законами.

Хранение эвакуированного авто выполняется без специального закрепленного места. Если авто хранится на стоянке долгое время ему выделяется закрепленное место.

Поступающие на стоянку ТС регистрируются дежурным работником стоянки в специальном журнале на основании протокола задержания ТС.

Выдаются автомобили собственнику при предъявлении пакета документов:

  • паспорта гражданина РФ;
  • технического паспорта или ;
  • квитанций об оплате (при их наличии).

Все ТС хранятся опечатанными, при строгом соблюдении мер противопожарной безопасности. В соответствии с законодательством РФ владелец штрафстоянки несет полную материальную ответственность за сохранность чужого имущества.