Тонкости вождения зимой. Особенности вождения автомобиля в зимнее время

Наступила зима, и на улицах города отмечается резкий всплеск аварийности, в том числе и со смертельными исходами.

Ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.

Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы.

Особенности вождения авто зимой

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ . Прежде всего, сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария - автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа.

СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной - согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной - далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться перед внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.

ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, - необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас - за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).

ТОРМОЖЕНИЕ. Резкий удар по педали тормоза на скользкой дороге – одна из самых распространенных ошибок начинающих водителей. Дело в том, что если автомобиль не оснащен АБС, колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100-150 метров, в худшем - остановится о впереди идущий автомобиль. Но даже если скольжению воспрепятствует антиблокировочная система, нажатие на педаль тормоза с одновременным поворотом руля приведет к развороту авто на 180-360 градусов. Тормозить нужно короткими качками - сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю).

Эффективная рулежка

Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья и положите вытянутые руки на руль - запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, не отталкиваясь от него, но при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный - «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры.

Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе, либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам свыше 30 тыс. км пять циклов «от упора до упора» выполняют за 15-16 секунд, а «спортсмены» - за 8-9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая затем в аварийной ситуации.

Контраварийные приемы: контролируйте авто рулем и газом

Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию - не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением - потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя.

Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.

ЗАДНИЙ ПРИВОД. Например, при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует резко тормозить, а надо не резко несколько уменьшить подачу топлива, снизить скорость и мягко и четко поворачивать рулевое колесо влево. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.

При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным приемом поворота рулевого колеса вправо и последующим выходом на прямолинейное движение.

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ - в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом.

Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой - наступает снос и увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого немного поднажать.

Отметим, что мы лишь описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические навыки, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят на закрытых площадках и под руководством профессиональных инструкторов.

Если буксуют колеса

Одна из самых распространенных сезонных неприятностей, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), - снежно-ледяной плен, когда автомобиль - «ни туда и ни сюда». В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.

ЗАСТРЯЛИ ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите - не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки - впереди автомобиля и позади него - сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И затем, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на твердое место.

МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину - должен быть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Иногда есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху - запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до твердой почвы.

Движение по трассе

Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40-45 м, то на скользкой он возрастает до 90-140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец, собственного самочувствия. Учтите, что после длительного движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со скоростью 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает впечатление чуть ли не остановки автомобиля. Однако субъективное впечатление обманчиво - ориентируйтесь по приборам.
Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может привести к аварии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека выглядят, как крутые изломы.

Владислав Бовсуновский

Здравствуйте, уважаемые гости и читатели автомобильного блога Автогид.ру. Сегодня в статье мы разберём особенности вождения автомобиля зимой. Это коварное время года, таящее в себе немало угроз и в первую очередь для человека недавно получившего права на управление автомобилем.

Сложные погодные условия такие, как снег, мороз, сильный ветер, снегопад и гололёд заставляют водителя неоднократно задуматься о целесообразности использования машины зимой. Многие так и делают просто оставляя автомобиль в гараже или под окном, пока он не превратится в снежный холмик и только очертания будут выдавать машину.

Но что делать если без машины невозможно обойтись зимой? Надо ездить каждый день на работу, учёбу, домой. Возить детей в школу или детский сад. Статья об особенностях вождения машины зимой поможет правильно использовать и управлять автомобилем в зимнее время.

Почему зимой водить автомобиль сложнее?

Наступление зимы проявляется понижением температуры воздуха, выпадением осадков в виде снега, появление гололёда на улицах городов, дорогах и автомобильных трассах.

Согласно статистике количество аварий в зимнее время увеличивается. Это прежде всего мелкие дворовые столкновения, невнимательность при маневрировании, так и серьёзные аварии с человеческими жертвами и большим материальным ущербом.

Выделяют следующие зимние погодные условия, заметно усложняющие жизнь водителя:

Низкая температура воздуха

Понижение температуры воздуха может вызывать следующие негативные последствия касающиеся эксплуатации машины:

Ухудшение пуска мотора при высоком морозе

Низкая температура заметно снижает способность к воспламенению воздушно-топливной смеси и прежде всего дизельных автомобилей. Использование летнего дизельного топлива делает практически невозможным пуск мотора при температуре от 10 градусов ниже нуля.

Замерзание лобового стекла

Достаточно распространённое явление когда машина стоит во дворе дома, а не гараже. Утром приходиться использовать скребок для удаления льда с поверхности лобового стекла. Многие нетерпеливые водители очищают небольшой участок стекла и выбираются в путь.

Плохой обзор на дороге и особенно в ранние утренние или вечерние часты когда на улице темно приводит к значительному риску попасть в ДТП. Если нужно быстро удалить лёд с поверхности лобового стекла машины можно использовать специальные размораживатели.

Снегопад

Очень частое зимнее погодное явление, характеризующееся интенсивным выпадением снежных осадков за короткий промежуток времени. Обильный снег создаёт самую настоящую снежную пелену, укрывающую собой полотно дороги. Водителю тяжело ориентироваться на дороге и скорость принятия решений замедляется.

Зачастую первый выпавший снежок очень быстро скатывается и дорога превращается в каток. Машина не едет по дороге, а просто скользит. Очень высокий риск оказаться в кювете при несоблюдении скоростного режима или использовании экстренного торможения.

Гололёд

Первые морозы приносят с собой гололёд. Коварное природное явление способное спровоцировать серьёзные аварии. Незаметное на первый взгляд, так как зачастую дорога выглядит как обыкновенный асфальт. На самом деле он покрыт тонкой коркой льда, а между колёсами и асфальтом нет точек соприкосновения. При торможении автомобиль, просто скользит вперёд практически не снижая своей скорости.

В принципе, это основные погодные факторы характерные для зимы и влияющие в на сложность управления и вождения автомобиля. Конечно, их больше, но именно эти оказывают сильное влияние.

Вождение переднеприводного автомобиля зимой

Большая часть автомобилей, колесящих по дороге нашей Родины, да и во всём мире имеют передний привод колёс. Это значит, что крутящийся момент от двигателя передаётся на 2 передних колеса машины.

Существуют следующие правила вождения машины имеющей передний привод колёс:

  1. При заносе руль поворачивается в сторону заноса автомобиля. Плавным движением ноги на педаль газа увеличиваются обороты двигателя. Резко газовать не стоит, так как можно сделать только хуже. После выравнивания машины ногу с педали газа можно убрать и плавно снизить скорость движения без экстренного торможения. Хаотичных движений рулём при заносе переднеприводного автомобиля делать не стоит, так как ситуация только ухудшится. Возвратить контроль над машиной после этого будет практически невозможно.
  2. При входе в поворот на зимней дороге не стоит злоупотреблять педалью газа. Этим самым можно «сорвать» машину в занос и тем самым уйти в кювет. Тормозить то же необязательно можно просто убрать ногу с педали газа и машина сама снизит скорость движения.
  3. При неблагоприятных условиях движения (снегопад, гололёд, высокая скорость ветра, большой снежный покров) лучше снизить скорость автомобиля до величин когда можно свободно контролировать автомобиль.
  4. Обязательно нужно использовать зимнюю резину на колёсах автомобиля. Экономия на зимней резине приводит к печальным последствиям. Очень часто «экономисты» ремонтировали машину после ДТП.

Специалисты, вообще считают, что вождение переднеприводного автомобиля зимой проще чем заднеприводной машины. Именно поэтому новичкам, не имеющим богатого опыта использования автомобиля зимой при выборе модели машины лучше выбирать передний привод.

Вождение заднеприводного автомобиля зимой

Задний привод автомобиля считается классическим. Первые автомобили обладали задними ведущими колёсам. Крутящийся момент от двигателя передавался на задние колёса и приводил машину в движение.

Сегодня количество заднеприводных машин значительно сократилось. Некоторые именитые автомобильные марки (БМВ, Мерседес и прочие) продолжают выпускать автомобили с задним приводом.

Выделяют следующие правила вождения заднеприводного автомобиля зимой:

  1. При заносе заднеприводной машины надо вращать руль в сторону противоположную заносу и убрать ногу с педали газа. Тормозить нельзя, так как машину начнёт раскручивать и просто сбросит с дороги в кювет. Это чревато опрокидыванием машины и существенными техническими повреждениями.
  2. При движении на автомобиле с задним приводом надо соблюдать скоростной режим. Машины этого типа сложнее в управлении и особенно осторожны должны быть водители недавно получившие права. Самоуверенность очень часто доводила до выноса машины с дороги.
  3. Зимняя резина на машине должна стоять обязательно. Не нужно использовать зимнюю резину сугубо на заднем приводе, а на переднем оставлять летнюю. Это ещё хуже, чем езда только на летней резине. Решения не должны быть половинчатыми.
  4. На заднем приводе надо забыть о скоростных прохождениях поворотов. Неосторожное обращение с педалью газа чревато заносом машины и схождением её с дороги. Повороты зимой надо проходить осторожно без резких ускорений.

Вождение полноприводного автомобиля зимой

Полным приводом оснащаются некоторые модели кроссоверов и все настоящие внедорожники. Он может быть постоянным или подключаемым. Полный привод, значит, что крутящийся момент от мотора машины передаётся на все 4 колеса.

Некоторые модели автомобилей дают возможность водителю отключать или подключать два колеса. Тем самым достигается экономия топлива. Другие модели, например российская Нива имеет постоянный полный привод. Выбор зависит от личных предпочтений водителя.

Выделяют следующие правила вождение полноприводного автомобиля зимой:

  1. При заносе полноприводной машины не нужно теряться. Руль вращать нужно в направлении заноса и медленно увеличивать подачу топлива педалью газа. Применять торможение нельзя, так как машина может начать вращаться.
  2. При заходе в поворот на полноприводной машине необходимо выполнять по максимально большей траектории. Это позволит минимизировать возможные риски заноса.
  3. Очень часто владельцы полноприводных машин теряют бдительность и считают, что гололёд им не помеха прокатится с ветерком. На самом деле это очень опасное заблуждение и законы физики не смог опровергнуть ещё ни один внедорожник.
  4. Даже на полном приводе не нужно зимой с горки пускать машину накатом на нейтральной передаче. Очень часто автомобиль при наезде на бугорок или ямку терял управление.

Правила вождения автомобиля зимой

Следующие правила помогут водителю в зимнее время сохранять полный контроль над дорогой и избежать неприятностей. Самое главное сохранять твёрдость руки и самообладание в любой ситуации.

Проверка машины перед началом движения

Перед тем как выезжать на дорогу надо проверить работу дворников, повороты, исправность ближнего и дальнего света. Необходимо помнить, что зимой темнеет рано и в тёмное время суток возможность контроля за дорожной обстановкой снижается.

Скорость движения

Половина всех дорожно-транспортных происшествий зимой совершается в результате неправильно выбранной скорости движения автомобиля. Превыше скорости на скользкой зимней дороге чревато вылетом с трассы и опрокидывания.

Дистанция между автомобилями

Несоблюдение дистанции между автомобилями зачастую становится причиной мелких ДТП. Водитель сзади просто не успевает остановиться, так как сцепление колёс с дорогой зимой намного хуже чем летом. Это многие не учитывают и пренебрегают дистанцией при движении в городском плотном потоке.

Правильное торможение

Очень часто многие водители не знают как правильно тормозить зимой и не могут остановить машину на скользкой дороге. Большая часть просто резко давит на педаль тормоза и тем самым блокируя колёса.

Машина начинает идти юзом и водитель теряет управление. Тормозить надо прерывисто ударяя ногой по педали тормоза короткими сериями. Это правило действует только в отношении машин, не оснащённых системой ABS.

В ином случае надо просто что есть мочи давить ногой на педаль тормоза и не отпускать её до полной остановки автомобиля.

Движение по оживлённой трассе

Выбирать скорость движения, нужно учитывая погодные условия. Если начался сильный снегопад лучше остановиться на стоянке и переждать непогоду. Выбирать для движения лучше светлое время суток.

Обязательно надо отдыхать и не делать длительных «забегов» на машине без остановок. Особое внимание надо уделять проезду поворотов, крутых подъёмов и спусков.

Заключение

Надеемся, что советы по вождению автомобиля зимой вам пригодятся и позволят избежать неприятностей на снежной трассе или дороге. В любой ситуации надо сохранять трезвость ума, расчётливость и нельзя поддаваться панике.

В дорогу зимой надо обязательно брать с собой автомобильную зарядку, мобильный телефон, термос с тёплой водой или чаем, провиант, тёплые одеяла, фонарик и светоотражающие жилеты.

Постоянная смена сезонов неминуема. А вместе с ней и езда по зимней дороге. Разумеется, можно просто не пользоваться автомобилем в снежную пору, заменив его . Но чаще всего автомобилисты упорно эксплуатируют заснеженные трассы, подвергая себя потенциальной опасности. На самом же деле управление автомобилем на скользкой дороге имеет свои особенности, без знания которых лучше вовсе не выезжать. А при соблюдении определенных правил можно свободно передвигаться зимой без каких-либо проблем.

Как подготовить машину к холодам

Итак, о чем необходимо помнить в первую очередь? Разумеется, . Здесь важно учитывать следующие моменты, которые включает в себя этот процесс:


  • фонарик;
  • теплое одеяло;
  • мобильный телефон и зарядное устройство;
  • лопата;
  • рукавицы;
  • скребок и щетка для стекол;
  • провода для того чтобы можно было «прикурить» при необходимости;
  • спички;
  • канистра с топливом.

Некоторые из этих предметов автовладельцу придется использовать каждый день (например, щетку и скребок для стекол), а некоторые могут так и не понадобиться. Но иметь все необходимое нужно и это очень мудрое решение.

Обратить внимание

Мудрость также может проявляться и в планировании поездки наперед и оценке возможных . Например, перед дальней поездкой специалисты рекомендуют ознакомиться с прогнозом погоды и отложить поездку до лучших времен, если существует вероятность ухудшения погодных условий. Ведь управление машиной в непогоду может нести прямую опасность для жизни. Если же отложить путь невозможно, то лучше подыскать альтернативный способ передвижения (поезд, например).

Кроме погодных условий , а также нерасчищенные дороги. Эти нюансы тоже следует учитывать перед поездкой и подготовить себе альтернативный маршрут именно для такого случая.

Отличные советы по поведению на зимней дороге можно услышать от инструкторов по вождению, внимая которым можно избежать массы неприятностей и уверенно чувствовать себя даже на самых скользких и заснеженных участках:


Видео о том, как управлять автомобилем зимой:

«Рулевые» маневры

А как правильно вести себя именно за рулем, когда под колесами лед? Здесь действия водителя могут иметь разную направленность в зависимости от устройства автомобиля.

Передний привод

Хотя владельцы машин с такой характеристикой и чувствуют себя на зимних дорогах увереннее остальных (передние колеса удерживают дорогу), но и в этом случае может иметь особенности. Если переднеприводную машину начало носить, помогут такие действия:


Действия, способные усугубить ситуацию с передним приводом:

  • резкий сброс газа;
  • резкое торможение;
  • резкое выворачивание руля.

Задний привод

Машины с задним приводом склонны к заносам больше. Все потому что перед у авто загружен «начинкой» из различных агрегатов, а задняя часть авто более легкая, потому и страдает от плохого сцепления с дорогой. Управление автомобилем зимой в таком случае выглядит так:


Пункты, усугубляющие ситуацию, идентичны предыдущему варианту. Они же распространяются и на полноприводный вариант.

Полный привод

Такой намного более надежен на зимней дороге, чем предыдущие два. Ведущие четыре колеса обеспечивают максимально возможное сцепление с покрытием, чем гарантируют большую и различных виражах. Но все же расслабляться не стоит. По мотивам поведения такое авто ведет себя, как заднеприводное. Если при повороте педаль газа не отпустить, то заднюю часть может занести. Если же перед уносится в сторону, то нужно отпустить газ. Таким образом можно существенно помочь машине войти в поворот.

Если попытаться вывести несколько общих правил того, как ездить на машине зимой, то они будут выглядеть так:

  1. Никаких резких движений во время поездки (газ, тормоз, маневры).
  2. Выезжать с обочины следует на скорости не более 30 км/ч.
  3. Не пытаться сразу вернуть в колею съехавший на обочину автомобиль.
  4. Перед опасным участком дороги снизить скорость и отрывисто нажимать на тормоз.
  5. Сцепление отпускать плавно.
  6. Снижать скорость перед входом в поворот.

Все это максимально поможет справиться с таким нелегким процессом, как управление авто зимой без ущерба для здоровья, а также кошелька и , и опытному водителю.

Зима, как говорят чиновники, "Снова пришла внезапно"... Первый снег - первая радость для кого-то, а для автомобилистов это - испытание на прочность, большие проблемы и постоянный риск. Учитывая погодные условия и статистику ДТП, сегодня мы решили поговорить том, как же все-таки надо ездить зимой, каких правил зимнего вождения необходимо придерживаться чтобы езда зимой была безопасной. Статья будет интересна новичкам, а также тем, кто считает, что знает о зимнем вождении все...

Итак поехали... Как правильно ездить зимой?

Для начала о том, без чего зимняя езда вообще недопустима.

Существует несколько неотъемлемых атрибутов зимней езды, прежде всего – это зимняя резина, морозоустойчивая жидкость для омывателя, а также исправная светотехника.
Если вы едете не на зимней резине, считает директор школы Audi Quattro Геннадий Брославский, дальнейший разговор просто бесполезен. А вот шипы, по мнению Брославского – не такой принципиальный момент. На голом чистом асфальте, которым иногда радуют автомобилистов столичные коммунальщики, шипы держат машину даже хуже, чем нешипованная резина. Но на перекрестках и у светофоров, где дорога всегда особенно скользкая, шипы очень помогают.

Правило №1. Управлять на снегу и льду надо плавно.

Речь идет и о руле, и о педалях. Инструктора советуют представлять себе, что вы не спеша плывете в бассейне, где вода смягчает и замедляет все движения.
Но это общая рекомендация, а когда утром вы садитесь в машину и обнаруживаете, что не только плавно ехать, но даже тронуться с места не получается, все советы как-то сразу забываются. Водитель газует, а машина, вместо того чтобы выезжать куда положено, соскальзывает вбок, где стоит еще одна машина. Тут желательно вспомнить еще одно правило...

Правило №2. Газ при зимней езде должен быть минимальным.

Запас тяги, который так приятно иметь летом, сейчас только мешает – колеса срываются в пробуксовку, и вся тяга уходит исключительно на шлифование ледовой корки на асфальте. Даже трогаться с места зимой иногда приходится на второй передаче (не зря же по этому принципу работают многие автоматические коробки, снабженные зимним режимом).

Итак, вы выезжаете со стоянки на минимальном газу (лучше несколько раз заглохнуть и снова завестись, чем прокопать колесами колеи, которые помешают выбраться). Если не получается, пытайтесь выбраться враскачку. Нажал газ – отпустил и нажал сцепление – снова нажал газ. Настоящие мастера могут вытащить таким способом машину из очень неприятных ситуаций, но и обычным водителям этот прием довольно полезен. А вообще-то кое о чем не мешало подумать еще накануне, когда ее сюда ставили – не заезжать впритирку к другим машинам, чтобы, если ваш автомобиль начнет скользить вбок, не упереться в них. А если останавливаетесь ненадолго, лучше не подъезжать близко к тротуару, где больше всего снега – въехать-то вы с разгона въедете, а выбраться обратно не удастся. Лучше встать чуть дальше от края. Совсем плохо останавливаться на горке, если потом не будет возможности съехать обратно задним ходом. При трогании с места колеса точно забуксуют.

Какой привод лучше под горку?

Тут, кстати будет упомянуть один нюанс: на заднем приводе въезжать в гору легче, потому что машина приседает при старте и нагрузка на заднюю ось увеличивается, соответственно уменьшая вероятность пробуксовки. А передние ведущие при трогании на горке, наоборот, разгружаются. Отсюда известный рецепт: на переднем приводе заезжать на горку задним ходом. Впрочем, не стоит этот способ переоценивать – может, лучше осторожно съехать вниз и попробовать еще раз, но только посильнее разогнавшись. Конечно, если вокруг нет стоящих машин, которые ваша может поцарапать, съехав вбок.

Правило №3. По возможности, тормозить лучше двигателем.

К слову, современные автоматы, как правило, этому не препятствуют – они «понимают», что при отпущенном газе водитель, скорее всего, хочет затормозить двигателем. И, конечно, не стоит ждать от тормозной динамики автомобиля чего-то сверхъестественного. Надо держать большую дистанцию и тормозить заблаговременно. Проклятые летние привычки дают о себе знать: водитель жмет на педаль и ожидает обычной в таких случаях реакции машины – а она все едет. Лучше, выехав из двора, сразу же, не дожидаясь пока жизнь заставит, сделать несколько пробных торможений и сразу понять, чего от этого процесса можно ожидать. Тем, у кого АБС, остается просто давить на педаль.

При отсутствии АБС ее можно сымитировать

Это называется прерывистым торможением. Есть еще ступенчатое, когда сила нажатия изменяется от раза к разу, а также множество других видов. Но прерывистое торможение – самое простое, и людям не слишком опытным лучше им и ограничиться.

На прямой, если тормозить не приходится, особых проблем не возникает даже зимой. Разве что заднеприводную машину может чуть водить из стороны в сторону, и это подсказывает водителю, что не все сегодня хорошо на дорогах. А переднеприводник и этого предупреждения лишен – пока он не задумает какой-нибудь маневр, машина будет идти ровно. Поворот – главная зимняя проблема после торможения.

: поворот – главная проблема, если вы не опытный гонщик.

Зима для спортсменов только в радость. Занос для них – привычное и полезное явление, а отрабатывать его на льду намного проще, потому что скорость для достижения желаемого эффекта нужна гораздо меньшая. Для простого гражданина – наоборот. Зимой всякий водитель должен стремиться к тому, чтобы не стать нехотя спортсменом. Для этого надо заранее затормозить и перейти на пониженную передачу, с тем чтобы по дуге ехать ровно, не тормозя, с небольшим газом.

Если же вы к повороту подъехали слишком быстро, машина просто перестает в него вписываться. От типа привода это совершенно не зависит – любой автомобиль в этом случае выносит наружу, что сопровождается неприятным скрипом колес. Именно по скрипу неопытные водители обычно и понимают, что не все гладко. Когда машина не хочет поворачивать, естественная реакция – закрутить руль сильнее. Получается еще хуже: передним колесам в такой ситуации еще сложнее восстановить сцепление с дорогой. Едва ли у кого-то это получится без тренировки, но в принципе правильный способ состоит в том, чтобы, во-первых, отпустить газ, а во-вторых, чуть уменьшить угол поворота руля. Передние колеса при отпускании газа нагружаются (машина делает клевок), а поскольку они стоят уже под меньшим углом к дороге, больше вероятность, что они за нее зацепятся и начнут крутиться. Затем уже можно опять довернуть руль в сторону поворота. А все остальное, что касается поворота, – это уже из околоспортивной сферы, куда обычному, совсем не тренированному автолюбителю, лучше не соваться.

Ведь у спортсменов все наоборот – они еще и сами вызывают занос. На заднем приводе для этого нужно после поворота руля добавить газа. Задняя ось скользит, и машина начинает поворачивать нос куда нужно. Но проблема в том, что как только начался занос, надо немедленно крутить руль в ту же сторону, куда несет зад машины, чтобы ее из него вывести. А это, увы, сложнее, чем вызвать занос. На переднем приводе добавление газа никакого заноса не вызовет. На маленькой скорости создать занос задней оси может помочь ручник – поворачиваем руль и тянем рычаг. Задние колеса блокируются, зад разворачивает. На большой скорости так не делают – может повредиться ручник. Тут надо прежде всего бросить газ – машина при этом клюет носом, передние колеса нагружаются и становятся менее склонны к скольжению. После этого, если повернуть руль, уже может начаться небольшой занос задней оси, который помогает направить нос машины в нужном направлении. Чтобы занос стал сильнее, надо чуть-чуть нажать на тормоз. Но только совсем чуть-чуть, лишь коснутся тормоза, иначе заблокируются все колеса, и автомобиль просто будет скользить наружу. А при очень легком нажатии за счет перераспределения массы вперед (клевка) облегченная задняя ось начинает скользить. Еще раз повторив, что все это не для простых водителей, упомянем третий способ вызвать занос задней оси на переднем приводе. Подъезжая к повороту, надо сначала повернуть руль в противоположную сторону. И только после того, как машина послушается, уже крутить в сторону поворота. Этим предварительным поворотом вы как бы раскачиваете машину, а раскачка приводит к заносу задней оси. Но в том-то и проблема, что всякий занос требует выхода из него – а это сложнее, чем его вызвать. Чтобы получилось, надо повторять одно и то же упражнение много раз. Наш опыт обучения показывает, что чем дольше повторяешь, тем лучше понимаешь, как это на самом деле не просто. А такое чувство уже хороший знак, считайте, преодолели первый этап.

Многие думают, что, правильно подбирая скорость движения по зимней дороге, можно легко избежать заноса. Но это верно только отчасти. Конечно, "партизанский шаг" - это очень, очень предусмотрительно, однако вероятность заноса остается - при резком сбросе газа или торможении, даже во время разгона или ускорения… В общем, понесёт совершенно неожиданно.

В отличие от "переднеприводника", автомобиль с задними ведущими колесами больше склонен к заносу задней оси. Объясняется это просто: при классической компоновке основная масса приходится на переднюю часть машины - ее нагружает силовой агрегат + коробка передач, задняя часть загружена гораздо меньше, а значит- хуже сцепление ведущих колес с дорогой.

Но это не мешает истинным асам "фигурного катания" управлять подобным авто на скользкой дороге абсолютно безопасно.

Ситуация первая , распространенная. Поворот, голый лед, полное неповиновение рулю - т.е. снос передней оси. Рецепт один - "обратить" состояние сноса "передка" в занос задних ведущих колес. Если понесло на большой скорости - достаточно сбросить газ, при условии, что передние колеса уже "смотрят" в сторону поворота, а скользкое покрытие хоть как-то, но держит автомобиль. Но запомните на всю, еще пока оставшуюся, слава Богу, жизнь: превышение скорости на голом льду является грубейшей ошибкой, исправить которую практически невозможно!

На небольшой скорости не следует и пытаться справиться с заносом "передка" с помощью рабочих тормозов - это только усугубит ситуацию. Дергайте ручник или резко и коротко нажмите на газ, что вызовет пробуксовку задних колес. Кстати, второй вариант требует определенных навыков и "чувства" автомобиля: "переборщив" с оборотами, вы рискуете развернуться на все 180 градусов. Включение пониженной передачи с намеренно резким отпусканием сцепления тоже поможет делу, но и тут понадобится немалая сноровка…

Ситуация вторая , очень распространенная. Багажник начинает "обгонять" капот. "Игра на опережение", в общем… Отсюда и рекомендация: не дожидаться заноса, а опередить его своими опытными каскадерскими действиями, в данном случае чрезвычайно парадоксальными - искусственным провоцированием заноса. Может не получиться. Тогда - пресечь начавшееся скольжение резким поворотом руля в сторону заноса и сразу же обратно, сопровождая это сбросом газа. Здесь главное - возвращать руль сразу, не дожидаясь реакции. Иначе такие манипуляции могут привести к "смене позиции": машину понесет другим боком под еще большим углом.

Вопреки устоявшемуся мнению, если ею пользоваться аккуратно, облегчает зимнюю езду. Дело в том, что ведущий "мост" связан с двигателем не жестко, а через гидромуфту, которая сглаживает рывки и толчки в трансмиссии и не позволит колесам неожиданно провернуться (заблокироваться) при резком нажатии (отпускании) педали газа. Т.е., трансмиссия "сгладит" возможные ошибки водителя (до определенного предела, разумеется). Но надо учитывать скорость! Принудительные пониженные передачи плюс превышение скорости часто равняется принудительно сломанной коробке или блокировке ведущих колес с последующим принудительным же заносом...

"Езжу зимой, поэтому предпочитаю передний привод" - так рассуждают многие автомобилисты. Они увереннее чувствуют себя и в повороте, и на прямой, и уверяют, что их машины почти не буксуют. Действительно, благодаря прекрасной курсовой устойчивости, переднеприводный автомобиль дает водителю несколько большее чувство уверенности, чем "задний привод". Передние колеса "тянут", задние послушно катятся за ними. Кроме того, двигатель своим весом постоянно нагружает передние колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой, а если машина забуксовала, то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая передние ведущие, обычно можно найти за что зацепиться.

Все это так. Но, бывает, на обледенелом повороте машина теряет управление, и как бы водитель ни крутил руль, начинает скользить по прямой. Что сделает неподготовленный: интуитивно повернет руль еще круче и затем "вдарит" по тормозам, чем окончательно выведет ситуацию из-под контроля. "Не бросайте газ!" - советуют авто-асы. Это верно, но способов вернуть неуправляемой машине послушность - много.

Сначала усвойте простую истину: если начался снос передних колес, единственное, что может вернуть их "к жизни" - занос задней оси. Каковой можно вызвать разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля.

На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка "поддернуть" ручник, либо нежно наступить на педаль. "Газ" в этот момент ослаблять нельзя, а лучше даже усилить.

Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от заднеприводного является то, что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту сторону, куда автомобиль обязан ехать, а отнюдь не в сторону заноса, как нас раньше учили в автошколе. Это аксиома. Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося заноса поможет сориентировать автомобиль в нужном направлении. Ну, а дальше газуйте потихоньку, "вытягивая" машину из скольжения в прямолинейное движение по дороге.

При высоких скоростях все меняется.

"Переднеприводник" очень сильно реагирует на резкий сброс газа заносом задней оси. И наш неопытный водитель, сильно пугаясь обледенелого поворота, невольно отпускает педаль газа. Не готов, ох, не готов он к реакции автомобиля на это судорожное действие - а тут еще совет "бывалого": "не бросай газ, если машину понесло". А ведь он правильно сделал, ведь нам этого-то и нужно, только ненадолго! Кратковременный сброс газа "переставит" машину на дороге, и останется только "подбавить" обороты и "вытянуть" авто в поворот.

Но для "чайника" это сложно. Судите сами - машину несет на приличной скорости, а вместо "спасительной" педали тормоза надо жать на "газ". Поэтому еще раз "проговорим" правильный алгоритм действий: резкий сброс газа провоцирует снос задней оси, и в этот самый момент водитель выворачивает руль в сторону начинающегося заноса и прибавляет газ. Имейте в виду: смотреть надо только в ту сторону, куда вам нужно ехать (т.е. на выход из поворота) и ни в коем случае не туда, куда "несет" автомобиль!

Если все-таки машину "закрутило", то следуйте примеру опытных автогонщиков - тормоз и сцепление в пол! Не думая! Это позволит стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль, а главное - не заглохнет двигатель, что поспособствует вам быстро убраться со встречной полосы и отъехать в безопасное место.

Остается лишь напомнить: резкий сброс газа может вызвать вращение автомобиля даже на прямом участке дороги, если под колесами неожиданно оказался лед. С педалью газа надо обращаться очень осторожно: плавно и дозированно нажимать и точно также отпускать. И если не хотите "фигурного катания" - никаких резких движений рулем! Но если оно все-таки началось - то, наоборот, действуйте решительно. Чем резче поворот руля в сторону заноса, тем быстрее выравнивающая реакция автомобиля. Вывернув колеса в сторону заноса, возвращайте их обратно, не дожидаясь реакции автомобиля - иначе машина попадет в ритмический занос с увеличивающейся амплитудой.

Зимой и у джипов могут быть проблемы

Как правило, подобные советы имеют немалую ценность для тех, кто только начал свой тернистый путь водителя. Однако мы не просто даем вам прописные истины, они дополнены практичными советами опытных водителей.

Особенности зимнего вождения

В зимнее время лучше не останавливаться на стоянке вплотную к бордюрному камню или иным автомобилям. В первом случае вы наверняка застрянете, так как возле бордюра скапливается снег, в который вы легко заезжаете с разгона, но . Во втором никто не застрахован от скольжения, которое на тесной стоянке может оказаться роковым, и вы зацепите чужое авто.

На подъемах парковаться нежелательно, но порой нет выхода. В этом случае останавливаться следует таким образом, дабы корма вашей машины была обязательно выше передка. Чтобы скатиться назад при выезде, лучше стать на спуске передом по ходу движения, а на подъеме – напротив.

Старт

Начало движения

В летнюю пору тронуться просто, однако зимнее вождение имеет свои нюансы. Стартовать нужно исключительно на малых оборотах, очень аккуратно отпуская педаль сцепления и медленно нажимая на акселератор. Причем это правило относится не только к сугробам и открытому льду, но также и к участкам дороги, которые кажутся чистыми, ведь на них часто образуется ледяная прослойка. Так что лучше заглохнуть, чем начать шлифовать дорогу колесами.

Видео: Как водить авто зимой

Пробуксовка чревата неконтролируемым боковым скольжением авто, неважно, передне- или заднеприводная машина. На оживленных перекрестках с плотным трафиком пробуксовка почти наверняка . В лучшем же случае вы просто будете стоять на месте. При слишком скользком покрытии, рекомендуется начинать движение со второй, потому как она не такая «оборотистая», или перевести селектор АКПП в зимний режим.

Выезд «враскачку»

При выезде из сугроба необходимо двигаться только со второй передачи и выезжать с раскачкой. При ощущении, что машина буксует, необходимо выжать сцепление и тормоз. Естественно, авто будет откатываться. Далее требуется повторить процедуру несколько раз, в результате чего вы должны выбраться.

При наличии пространства для маневра, лучше включать поочередно вторую и заднюю скорость. Это же работает и с «автоматом», но действовать необходимо быстрее, переводя селектор. Если же под колесами подтаявшая снежная каша, а под ней твердое покрытие, можно вращать рулем – так снег из-под колес быстрее вылетит и шины получат сцепление с дорогой, но этот метод работает только на переднеприводных моделях.

Как правильно тормозить зимой?

С ABS и без нее

Видео: Мастер класс по вождению автомобиля зимой

Техника торможения зимой на машине оборудованной системой ABS и без оной, различается кардинально. Если авто без электроники, то давить на педаль тормоза требуется с перерывами и плавно. Это предотвратит неконтролируемое скольжение. Если же ABS имеется, то нужно жать на педаль тормоза как можно сильнее, а электроника сама будет блокировать колеса.

Торможение мотором

Тормозить можно и нужно и силовым агрегатом. Для этого требуется переключаться на пониженные передачи. Единственный момент – нельзя бросать педаль сцепления слишком резко, так как это приведет к блокировке колес. Если у вас авто с АКПП, то нужно использовать функцию «тип-троник». В ручном режиме гораздо проще контролировать обороты двигателя, тормозя им более эффективно. А ногу в это время требуется держать над педалью тормоза, чтобы максимально быстро затормозить.

Необходимо также соблюдать интервал движения, учитывая увеличение тормозного пути зимой, в сравнении с таковым в летнее время, почти вдвое. Лучше увеличить дистанцию от едущего впереди авто. Но не стоит и злоупотреблять этим, так как более опытные (и не только) водители обязательно начнут вас обгонять.

Кроме того, рекомендуется постоянно смотреть в зеркало. Ведь далеко не все шоферы столь предусмотрительны – многие еще не осознают всех сложностей зимнего вождения. Зачастую это приводит к тому, что их машины начинают скользить и врезаются в едущие впереди. Следовательно, если вы хотите сохранить корму своего авто, время и нервы, лучше немного проехать вперед или пропустить когда видите такого «лихача», несущегося на вас сзади.

Зимние виражи

При прохождение поворотов в зимнее время нужно соблюдать особую осторожность

Вхождение в повороты считается одним из сложнейших маневров зимой. При излишне быстром движении машина начнет скользить наружу поворота, причем это не зависит от привода авто. Обычная реакция водителя – доворачивание баранки, чего делать нельзя, так как выйти потом из заноса почти нереально. В этом случае необходимо немного отпустить руль в исходное положение и сбросить газ. Эти меры нагрузят колеса, а уже после рекомендуется плавно нажимать на акселератор и выкручивать руль в направлении поворота.

Зависимость от типа привода

В данном случае многое зависит именно от привода авто.

  1. Передний – в этом случае необходимо повернуть баранку в сторону заноса и нажать на акселератор. После этого вам нужно сразу выровнять рулевое колесо, отпуская педаль газа. И лишь когда передние шины зацепятся за дорогу, можно плавно наращивать обороты. Главное, не тормозить и не отпускать акселератор, если руль еще не выровнен – машина уйдет в занос.
  2. Задний – для стабилизации транспортного средства следует оперативно повернуть руль в направлении заноса (но не резко), а потом снять ногу с акселератора.
  3. Полный – с одной стороны такой привод кажется заманчивым, ведь устойчивость авто с ним выше. Однако стоит понимать, что схема 4х4 начинает скользить заметно позднее, а вот предсказать ее поведение в заносе сложнее. В такой ситуации следует не теряться, а повернуть баранку в сторону заноса, после чего варьировать подачу топлива по системе – больше-меньше. Главное – все делать в меру. Несли нажать на акселератор слишком сильно – машину попросту понесет, а если недостаточно, то ее начнет разворачивать.

Общие советы при заносе

Когда машину уже понесло и сделать что-то возможности нет, нужно выжать сцепление, тормозить и надеяться, что ДТП не случится. На дороге такая ситуация часто заканчивается на встречной полосе, так что с нее нужно поскорее съехать. В худшем случае вас ожидает лобовое столкновение.

В заносе тяга должна быть постоянно, причем тип привода на это не влияет. Набирать обороты во время прохождения виража зимой непозволительно, равно, как и тормозить.

Но самый дельный совет – не уповать на электронику и вести себя на дороге сдержанно. Такое поведение позволит не допустить столкновения, ведь от него пострадать можете не только вы, но также и иные участники движения, а то и пешеходы, не защищенные металлом кузова и средствами безопасности.