Замена антифриза. Когда нужно менять? Периодичность замены антифриза

Антифриз – это жидкость, не замерзающая при низких температурах, которую используют для систем охлаждения всевозможных двигателей внутреннего сгорания. Антифриз состоит из смеси пропиленгликоля, глицерина, этиленгликоля и прочих химических составляющих с водой, а также всевозможных красителей и антикоррозийных присадок.

Различаются различные марки антифриза по смазывающим и антикоррозийным качествам, агрессивностью по отношению к соединительным деталям (сальникам, прокладкам, шлангам, патрубкам), температурой замерзания и кипения, цветом самой жидкости (зеленым, синим, красным).

Антифриз по виду антикоррозийных присадок бывает карбоксилатным и силикатным. В процессе эксплуатации системы охлаждения ДВС силикатный антифриз укрывает всю ее внутреннюю поверхность тонким слоем накипи, что в системе охлаждения несколько уменьшает теплообмен и, в конечном счете, понижается ее охлаждающая эффективность. Силикатный антифриз, его изготовители, как правило, окрашивают в зеленый или синий цвет. В своем составе карбоксилатный антифриз содержит специализированные ингибиторы коррозии, которые разработаны на основе определенных органических кислот. Избирательно адсорбируются ингибиторы коррозии лишь в местах возникновения коррозии, где несколько образуют защитных слоев, толщина которых не превышает 0,1 микрона. Отличие карбоксилатного антифриза от силикатного заключается в том, что его срок годности больше на два года и составляет больше пяти лет, и располагает он лучшими моющими качествами, которые дают возможность обойтись без промывания системы охлаждения ДВС в процессе непосредственной замены антифриза. Карбоксилатный антифриз имеет красный цвет.

Крайне важно для бесперебойной эксплуатации транспортного средства своевременно осуществлять замену антифриза. Между заменами антифриза продолжительность эксплуатации транспортного средства напрямую зависит от большого количества факторов, в первую очередь, от наличия специальных антикоррозийных добавок в антифризе. Пока имеются эту субстанции в антифризе в достаточном количестве, он не подлежит замене. При их пониженной концентрации или их отсутствии не защищает антифриз систему охлаждения двигателя от электролитной коррозии. Поэтому требуется своевременно проводить диагностику охлаждающей жидкости до того момента, когда детали двигателя начнет разъедать коррозия, особенно алюминиевые.

Как определить, пора ли производить замену антифриза?

Это делается легче всего при помощи полосок-тестов. Без проблем можно купить тесты в любом крупном магазине автомобильных запчастей или фирменной сервисной станции обслуживания автомобиля. Как правило, на упаковке тестов имеется подробная инструкция и соответствующая шкала для того чтобы определить химическое состояние антифриза. Рекомендуют производители автомобилей осуществлять регулярную замену антифриза через каждые 45-55 тысяч километров пробега. Дорогие и современные охлаждающие жидкости меняют значительно реже, так по рекомендациям изготовителей антифриза, меняют их при пробеге транспортного средства больше 100 тысяч километров.

При необходимости в автомобилях самостоятельно меняют антифриз. В виду того, что токсичен антифриз, соблюдаться должны следующие меры безопасности: выбирают проветриваемые хорошо места вдали от домашних животных и детей, антифриз не сливают в открытее водоемы и недалеко от пунктов водоснабжения (водозаборных станций, колодцев, колонок), проводят работы на холодном двигателе. На горку или эстакаду ставят передом вниз автомобиль, чтобы вытекло большее количество жидкости. Располагают под радиатором вместительную емкость для принятия всей сливаемой жидкости. После открывают крышку радиатора и на вертикальной стенке блока цилиндров откручивают сливную пробку, которая находится недалеко от масляного фильтра. И начинает вытекать старый отработанный антифриз из расширительного бачка, блока цилиндров и радиатора. Слив старый антифриз, следует осмотреть все рукава и патрубки системы охлаждения на предмет наличия разрывов и трещин, при обнаружении каких-либо дефектов их меняют.

После этого промывают систему охлаждения от ржавчины и различных отложений. Закручивают для этого на блоке цилиндров сливную пробку. Заливают специальные промывочные жидкости или дистиллированную воду в систему охлаждения через специальную горловину радиатора. Закручивают далее пробку радиатора, автомобиль заводят, на максимальный режим включают печку и дают двигателю поработать до его разогрева на холостом ходу несколько минут. Двигатель после нагрева отключают и дожидаются, пока он полностью не остынет. Откручивают сливную пробку и крышку радиатора и в соответствующую емкость сливают промывочную жидкость. Выполняют эту процедуру несколько раз в зависимости от цвета и качества промывания систем охлаждения промывочной жидкостью. Затем систему охлаждения промывают от остатков жидкости для промывания. Заливают для этого в систему обыкновенную воду и повторяют подобную же процедуру только уже с промывочной жидкостью.

Заливают после этих процедур новый антифриз согласно рекомендациям изготовителя вашего автомобиля. При этом ставят автомобиль на горку или эстакаду передом вверх во избежание в системе охлаждения воздушных пробок. Не полностью заливают антифриз, не закрывают крышку радиатора, заводят двигатель, на максимальный режим включают печку и, оставшиеся пузырьки воздуха в системе охлаждения вытесняются наружу. После этого до необходимого уровня в расширительном бачке доливают антифриз и закручивают крышку радиатора. Проверяют после нескольких поездок на автомобиле уровень антифриза в системе охлаждения и, в случае необходимости, доливают в расширительном бачке до необходимого уровня.

Что делать, если антифризы разных марок или производителей

Теперь давайте поговорим о том, как поменять правильно один антифриз на другой. Как уже вы догадываетесь, для этого необходимо будет произвести промывку системы охлаждения. Для промывки можно использовать как воду, так и специально предназначенными для этого промывками двигателя. Заливаем в расширительный бачок промывку (ее вместиться должно приблизительно столько же, сколько старого антифриза вылилось). Затем двигатель заводим, даем поработать минут 5-10, ждем пока остынет полностью и сливаем нашу промывочную жидкость или воду по вышеописанной инструкции.

В случае, если заменяемый антифриз от того же производителя и той же марки, что будет залит, то необязательно производить процедуру промывки.

Теперь осталось только залить новый антифриз. Запустите после этого двигатель и дайте поработать ему немного, чтобы полностью в нем «освоился» антифриз. Вот и вся процедура замены. Надеемся, что после прочтения этой статьи у вас не останется вопросов потому, как самостоятельно правильно поменять антифриз и выполнить это не хуже, чем в специализированном дилерском центре.

Подробный ответ на вопрос, что лучше — , вы сможете узнать, прочитав статью нашего специалиста.

Подробную информацию о том, как нужно правильно разводить , вы сможете узнать из материала нашего эксперта.

Рабочий объём охлаждающей жидкости зависит от конструкции блока цилиндров, установленного радиатора и трубопровода. Замена ОЖ — важная процедура, которую выполняют совместно с промывкой системы охлаждения.

Почему необходимо менять охлаждающую жидкость

Антифриз отличается от дистиллированной воды температурой кипения и скоростью забора тепла со стенок блока. Жидкость в системе охлаждения периодически меняют, так как она рассчитана на определённый ресурс, пройдя который — теряются антикоррозийные и функциональные свойства ОЖ.

Проверяйте уровень ОЖ в расширительном бачке. Жидкость постепенно выкипает и её нужно периодически восполнять.

Замену проводят и при загрязнении охлаждающей системы. Радиатор и патрубки постепенно забиваются, что может привести к возникновению пробки. Двигатель может перегреться и заклинить из-за забивки системы охлаждения:

  • коррозийными частицами и пылью;
  • отложениями солей на внутренних каналах радиатора и блока;
  • закупорки патрубков окислительным осадком.

Расширительный бачок системы охлаждения двигателя служит для контроля уровня ОЖ. Выполняя своевременную доливку жидкости, обращайте внимание на визуальное состояние антифриза. Признаки для замены: изменение цвета, консистенции, появление мутного осадка и твёрдых частиц.

Когда надо менять охлаждающую жидкость

Замену проводят после прохождения определенного километража — 40-50 тыс. км. При прохождении ТО — проверяют уровень охлаждающей жидкости в баке и проводят визуальный осмотр на примеси (читайте, что такое ). Помутнение и смена оттенка свидетельствует о посторонних вкраплениях в ОЖ или изменении свойств состава.

О потребности прочистить систему охлаждения и заменить ОЖ — свидетельствуют ряд признаков, которые отражаются в изменении работы автомобиля:

  • частые перегревы и закипание ОЖ;
  • постоянная работа ДВС на критической температуре (датчик воды показывает максимальные показания);
  • перебои при запуске прогретого двигателя;
  • изменение отклика реостата и проблемы с работой помпы.

При возникновении подобных ситуаций или смене оттенка охладителя на рыжеватый — систему охлаждения нужно незамедлительно прочистить и сменить ОЖ.

Пройдя определённый километраж или выявив проблемы в системе охлаждения — необходимо пройти техническое обслуживание автомобиля. Можно посетить СТО или выполнить процесс самому. Как заменить охлаждающую жидкость?

Замену проводят на остывшем двигателе и с использованием защитных средств.

Для проведения процедуры понадобятся:

  • набор инструментов — отвертки и ключи,
  • ёмкости для слива отработки,
  • прорезиненные перчатки,
  • присадки для промывки,
  • новая ОЖ — дистиллированная вода, Тосол или другой антифриз.

Автомобиль устанавливают на наклонную площадку или эстакаду — в таком положении жидкость лучше стекает из системы.

Процедура проводят следующим образом.

  1. Устанавливают ёмкость под слив старой ОЖ.
  2. Снимают патрубок радиатора.
  3. Откручивают клапан на баке контроля расхода. После полного опустошения системы — сливают остатки из блока цилиндров.
  4. Сняв пылевой щит, открывают кран на аппарате отопителя салона (для прокачки трубопровода).

Слив весь отработанный антифриз — переходят к приготовлению промывочного состава.

Промывка радиатора

Для очистки технологических каналов от окислительного осадка и ржавчины используют специальные химические присадки или народные средства очистки. Удалить отложения солей можно при помощи лимонной кислоты, соды и даже Колы.

Для приготовления составов внимательно изучите инструкцию. Присадки смешивают в определённых пропорциях, а период и способ промывки — отличается по времени воздействия реагента в системе.

Этапы и последовательность промывки:

  • приготовить раствор,
  • заполнить систему и закрыть сливные отверстия,
  • запустить и прогреть двигатель — согласно режиму, указанному в инструкции присадки.

Проработав некоторое время (до 30 минут или проехав 10 — 15 км) — дождитесь охлаждения двигателя.

Более подробную информацию о том, как выгнать , читайте в статье нашего специалиста.

Об особенностях проверки и ремонта вы сможете прочитать в материале нашего автора.

Заливка свежего антифриза

Перед заливкой новой ОЖ, элементы трубопровода проверяют на целостность (трещины и износ). Некоторые резиновые шланги, хомуты и уплотнительные прокладки понадобится заменить.

Не забывайте о вероятности появления воздушных пробок — СО заполняют до полного стравливания воздуха.

Последовательность этапов такова.

  1. Радиатор промывают водой от старых присадок и оставшихся иловых вкраплений.
  2. Подключают систему отопления автомобиля.
  3. Подливают пару литров дистиллированной воды, а после — постепенно заливают антифриз.
  4. Заполнение проводят до выхода жидкости из технических каналов.

После завершения работ, перед запуском ДВС, проверьте уровень заполнения системы и плотно закройте крышку заливного бачка.

На завершающем этапе фиксируют патрубки на хомуты и проводят пуск двигателя. На повышенных оборотах (около 3 мин) происходит полная циркуляция антифриза в системе. Последующий контроль выполняют после остывания ДВС, когда спадёт давление в системе. По необходимости, доливают антифриз в расширительный бак до среднего показателя.

Охлаждающие жидкости, представленные на рынке

Даже в новом автомобиле подходит момент, когда нужно заменить охлаждающую жидкость точно так же, как и масло в моторе. Иначе в самое неподходящее время двигатель может заклинить от перегрева. Часто говорят, что менять охлаждающую жидкость не надо, но это ошибка, так как со временем теряются свойства охлаждения и стойкости к морозу.

Подбираем жидкость для охлаждения

Для охлаждения двигателя заливают тосол или по-новому называют антифриз. Водители часто спорят, что тосол и антифриз, разные вещи, по сути, они одинаковые. По разновидности тосол отличается охлаждающими параметрами (при какой температуре не замерзает), антикоррозийными, смазывающими и по цвету.

Как такого срока в километраже, как у масла, у тосола его нет. Все зависит от стиля вашей езды, в каких условиях эксплуатируется и хранится автомобиль. Зачастую срок годности составляет от трех до четырех лет. Часто говорят, что смешивать антифриз нельзя, но это неправда. Смешивать можно, но не все подряд, так как в их основу заложены аналогичные компоненты, которые не дают двигателю перегреваться и замерзать в мороз. Не стоит забывать о цвете, так как это первый показатель пригодности охлаждающей жидкости. К примеру, если смешать жидкость оранжевого и синего цветов, то получим жидкость коричневого цвета. Как мы помним, то чем темнее цветом жидкость, тем быстрей её нужно заменить. Выделяют специальные антифризы для добавки с меткой G12+ или G11. Для наглядности наведем список, что с чем можно и нельзя мешать.

  1. G11 не допускается доливать G12;
  2. G12+ разрешено G11;
  3. G12+ разрешено G12;
  4. G12+ разрешено G12+.
В магазине обычно продают концентрированную, густую жидкость, поэтому автолюбители стараются развести её с водой в определенных пропорциях, их указывают на обратной стороне банки с тосолом. Если развести один литр тосола к трем литрам воды, то получим жидкость, которая выдержит температуру в -37 градусов Цельсия. Чем больше пропорция воды, тем меньше температура которую выдержит полученная жидкость, и хуже будет происходить охлаждение двигателя. Что касается производителя тосола, то у каждого свое предпочтение, все зависит от цены и ваших возможностей.

Процесс замены охлаждающей жидкости для двигателя

Процесс замены следует проводить в два этапа, сначала жидкость сливается с радиатора, далее с охлаждающей рубашки двигателя. Стоит помнить, что эта процедура проводиться только на холодный двигатель, чтоб избежать ожогов и прочих повреждений. Для слива нам понадобится емкость объемом 8?10 литров.


Поочередность действий по сливу старой охлаждающей жидкости:
  1. Сливаем воду с радиатора, снимаем защиту с двигателя если такая есть, если печка в салоне регулируется механическим путем, то переводим рычаг в крайнее положение на тепло.
  2. Далее снимаем крышку расширительного бачка, чтоб не создавался вакуум в системе.
  3. Под радиатор ставим емкость и откручиваем сливную пробку аккуратно, чтоб не повредить сам радиатор, так как соты и он сам сделаны с алюминия зачастую. Повредить несложно, а вот заварить его можно только аргоновой сваркой.
  4. После слива жидкости, даем постоять минут пять, чтоб окончательно слилась вся жидкость. На двигателе, так же находим сливную пробку, открутив, сливаем в емкость.

После слива, даем минут десять постоять до полного слива жидкости. Ни в коем случае не промывайте водой проточной, так как может образоваться коррозия внутри водяной рубашки. Некоторые автолюбители откручивают еще патрубок от радиатора, чтоб не образовалась пробка.

Заливаем новую охлаждающую жидкость в двигатель


После слива старой жидкости и сбора деталей в обратном порядке, приступаем к заливу свежей жидкости (понадобится порядка 8?10 литров). На дроссельной заслонке откручиваем шланг с охладительной системы. Заливаем жидкость в расширительный бачок или в радиатор, если есть пробка сверху, до тех пор, пока не потечет из шланга. Доливаем жидкость в расширительный бачек до отметки максимум.


Теперь заводим автомобиль и запускаем печку на отопление, прогрев агрегат до температуры 50?60 градусов глушим его и проверяем уровень в расширительном бачке, при надобности доливаем тосола.

Сложности в замене охлаждающей жидкости на автомобиле нет никакой, главное поочередность действий, а если проводить замену на СТО, то в среднем стоить это вам будет где-то от 800 рублей только за саму работу.

Видео о том, как правильно заменить тосол в двигателе:

Видео про замену антифриза на автомобиле Рено Логан, Сандеро, Лада Ларгус:

Жидкость, заливаемая в систему охлаждения автомобиля, обеспечивает бесперебойную и правильную работу элементов солового агрегата. И периодически перед каждым автомобилистом встает вопрос о ее замене. Лучше, если вы будете знать, как производится замена охлаждающей жидкости. Это позволит сэкономить деньги на выполнении данной процедуры в автосервисе и защитит автовладельца и его машину от недобросовестности его мастеров (что, к сожалению, встречается довольно часто). Сегодня мы подробно расскажем последовательность действий при смене охлаждающей жидкости .

Без охлаждающего средства невозможна корректная работа автомобильного двигателя и эксплуатация транспортного средства . Ниже мы поясним, как поменять антифриз (тосол) но прежде нужно остановиться на том, для чего это нужно делать вообще.

Замена охлаждающей жидкости

Сегодня в продаже представлен огромный ассортимент средств, предназначенных для заливки в систему охлаждения. Автомобилисту остается лишь выбрать оптимальный вариант и регулярно производить замену ОЖ. Это застрахует вас и ваше авто от серьезных проблем. В том числе:

  1. Коррозийные процессы. Помимо повреждения коррозией металлических деталей системы, она становится препятствием для правильного теплообмена непосредственно в системе и в силовом агрегате. При этом коррозийные слои в каналах радиатора снижают темпы циркуляции ОЖ и уменьшают корректный теплообмен.
  2. Перегревы силового агрегата. При нарушенном теплообмене в двигателе увеличивается вероятность перегрева. Это приводит к повышению топливных расходов и понижению мощности мотора.
  3. Выпадение осадка. Обычно этим «страдают» антифризы, имеющие силикатные компоненты в своем составе. Нарушение сроков замены данных средств приводит к выпадению нерастворимого осадка на поверхностях внутри системы, что провоцирует перегрев мотора.
  4. Появление трещин. При излишне разбавленной охлаждающей жидкости из-за резких перепадов температур на поверхностях расширительного бачка и патрубков появляются трещины.
  5. Эрозийные процессы кавитационного типа. Кавитация - процесс, происходящий внутри системы, при котором образуются и лопаются пузырьки газа из-за снижения давления. Внутренние поверхности системы повреждаются на молекулярном уровне, в момент схлопывания газовых пузырьков. Качественная охлаждающая жидкость образует защитную пленку, препятствующую появлению эрозии.

Регулярность замены

Прежде чем подробно поговорить о том, как менять охлаждающее средство в автомобиле, остановимся на регулярности проведения данной процедуры. Существуют общие рекомендации относительно периодичности замены хладагента – ориентировочно один раз в 24 месяца или через 45 000 км. Срок замены ОЖ определяется, исходя из таких факторов, как техническое состояние авто и его реальный пробег, марка и состав самой охлаждающей жидкости, а также средства, используемого ранее.

Жидкости с силикатными присадками подлежат замене раз в 24-36 месяцев. Комбинированные составы утрачивают рабочие свойства через 36-60 месяцев, а средства с карбоксилатной основой могут «отработать» больше 5 лет.


Как заменить антифриз

Сегодня существуют карбоксилатные составы, которые рассчитаны на пробег в 100 000 км и более, но их ассортимент еще не настолько разнообразен.

Но зачастую, ОЖ утрачивает свои рабочие качества несколько раньше установленного срока . Вот почему надо иногда проверять ее состояние. Приведем несколько вариантов, позволяющих точно установить, что пришло время замены охлаждающей жидкости:

  • по специальной тестовой полоске – это самый надежный и доступный способ (купить ее можно вместе с ОЖ): «лакмус», погружаясь в раствор, изменяет цвет, что дает понять, сколько еще отработает жидкость до замены (цветовая шкала обычно прилагается к тесту);
  • плотность ОЖ, которая у отработавшей смеси изменяется;
  • цвет рабочего состава – утратившая свои свойства ОЖ, не имеет яркой окраски, становясь более блеклой/мутной (при этом красный/рыжеватый оттенок указывает на наличие ржавчины в ОЖ и использование такого состава крайне нежелательно);
  • присутствие сгустков, пены, хлопьев и накипи, а также выпадение осадка или образование внутри расширительного бачка кашеобразной массы – явный признак того, что ОЖ требуется поменять.

Пригодность ОЖ легко установить визуально либо при помощи специальных средств. Своевременно замененная жидкость помогает сохранить хорошее состояние системы охлаждения силового агрегата и избежать дорогого ремонта авто.


Как поменять антифриз

Этапы замены ОЖ

Зная, как заменить охлаждающую жидкость в автомобиле, каждый автовладелец сможет справиться с выполнением всех действий самостоятельно. Подчеркнем, что последовательность замены ОЖ для всех авто схожа :

  1. Надо полностью слить отработавший рабочий состав.
  2. Тщательно промыть систему охлаждения силового агрегата.
  3. Залить новый рабочую смесь.

Сливаем отработавший хладагент

Для полного слива (без остатка) охлаждающей жидкости целесообразно приподнять заднюю часть автомобиля . Для этого можно воспользоваться домкратом, но могут сгодиться и другие подручные средства.

Подняв заднюю часть авто, можно приступать непосредственно к сливу ОЖ. Практически на всех силовых агрегатах внизу имеется специальный кран либо сливное отверстие с надежно зафиксированной пробкой. Именно через этот элемент хладагент сливается из блока цилиндров. Кроме этого, надо удалить ОЖ из других частей системы – радиатора и расширительного бачка. Это выполняется следующими действиями:

  1. Ослабьте пробку расширительного бачка – это позволяет рабочей смеси вытекать быстрее.
  2. Сверните пробку для слива рабочей жидкости из охладительной рубашки мотора в приготовленную заранее емкость, подставив ее под сливное отверстие.
  3. Отверните сливной кран (извлеките пробку внизу радиатора) – это позволяет удалить охлаждающее средство из него.
  4. Силу напора охлаждающего средства можно регулировать откручиванием/закручиванием пробки расширительного бачка. Закончив слив рабочей смеси, верните все сливные элементы на место.

Важно! Прежде чем приступать к сливу охлаждающего состава нужно «обесточить» машину, отключив аккумулятор!


Система охлаждения

Напомним, что на радиаторе имеется специальный сливной краник, но добраться до него можно только после демонтажа бампера. А если говорить о силовых агрегатах AWT или AZM, то для слива рабочей жидкости, надо демонтировать термостат, отвернув крепящие его элементы. Закончив слив ОЖ, термостат надо вернуть на место, а крепежные элементы затянуть с учетом прописанного момента затягивания.

Промываем радиатор

После слива отработавшей охлаждающей жидкости необходимо хорошо промыть радиатор . Это выполняется для прочистки каналов системы охлаждения, удаления оттуда ржавчины и иного «мусора», препятствующего стабильному и эффективному функционированию системы.

  1. Разъедините шланги радиатора, потом поместите специальный шланг в патрубок наверху.
  2. В поставленный шланг запустите обычную воду. Напор жидкости должен быть хорошим для того, чтобы жидкость через патрубок снизу выводила накопившиеся в системе загрязнения. Воды нужно заливать столько, пока на выходе она не станет чистой, без разнообразных примесей и мусора. Для более эффективной и быстрой очистки можно использовать специальные средства для чистки системы охлаждения.

При большом загрязнении промывка радиатора осуществляется посредством противотока . Для чего его надо демонтировать, установить шланг, через который будет подаваться чистая вода, в патрубок снизу. Вода двигается в обратном направлении и будет выливаться из патрубка сверху.


Моем силовой агрегат

Промывка мотора машины при полной замене ОЖ — не менее важный этап . Последовательность действий на данном этапе такова:

  1. Снимите термостат, не трогая его крышку.
  2. Разъедините шланги, идущие от радиатора, и также как на предыдущем этапе, поместите шланг в патрубок сверху.
  3. Запустите в него воду – она должна течь в силовой агрегат. Промывка продолжается до того момента, пока выливающаяся снизу жидкость не сделается абсолютно чистой.
  4. Верните термостат обратно и присоедините шланги.

Средства, предназначенные для промывки системы

Еще совсем недавно для промывания элементов охладительной системы автомобилисты использовали разнообразные народные методы. К примеру, в радиатор заливался уксус (70% раствор) или крутой раствор лимонной кислоты. Но сегодня в продаже представлен достаточный выбор специальных средств, которые максимально эффективно производят очистку важнейших узлов системы.

Идеально для промывания системы подойдут концентрированные средства. Перед использованием концентрат для промывки нужно развести водой в пропорции, указанной в инструкции к нему. Промывание системы с использованием таких средств называется «мягкой промывкой».

Ключевым преимуществом такой промывки является возложенная на нее функция, а именно, предварительная грунтовка . Это значит, что определенный объем присадок, имеющихся в составе средства, оседает на металлических поверхностях. И при заливе свежей рабочей жидкости она будет работать гораздо эффективнее, поскольку для нее уже соответствующим образом подготовлена среда. Кроме того, затормозятся процессы окисления.


Заправка нового антифриза

Заливаем новую ОЖ в систему

Перед заливкой охлаждающей жидкости необходимо убедиться в целостности всех шлангов , а также надежности закрепления хомутов. Действия выполняются в следующем порядке:

  1. Ослабляем хомутик и смещаем отопительный шланг. При этом выпускное отверстие не должно располагаться непосредственно над патрубком. Шланг полностью не отсоединяем.
  2. Отвинчиваем с места крепления расширительный бак, а затем, немного приподняв его (примерно 1см), фиксируем элемент подручными средствами, например, деревянным брусочком.
  3. Начинаем, не торопясь, лить новую жидкость в расширительный бак. Когда смесь потечет из выпускного воздушного отверстия, которое предусмотрено в отопительном шланге, замена жидкости в системе считается завершенной. Если отработавшая жидкость полностью меняется на новую, то для начала надо залить пару литров обычной воды, дальше – необходимый объем охлаждающей жидкости и снова добавляется вода.
  4. Возвращаем отопительный шланг к исходному расположению и хорошо затягиваем хомут.
  5. Когда в баке ОЖ станет подниматься, надо зажать оба шланга на радиаторе (впуск/выпуск). Таким образом из системы вытесняется воздушная смесь. После ее выхода добавляем ОЖ до максимально допустимого уровня.
  6. Закрываем крышку на расширительном баке и устанавливаем его на посадочное место.
  7. Заводим мотор, и даем ему немного поработать (достаточно 3-4 мин.) на максимальных холостых оборотах, а потом снижаем холостой режим до обычного ритма. Оставляем двигатель работать столько времени, пока шланг выпуска не нагреется (он должен стать горячим).
  8. После остывания двигателя проверяем уровень залитой жидкости. Кроме того, следует удостовериться в отсутствии протечек, особое внимание уделяем стыковым участкам, которые хоть как-то затрагивались в процессе замены.

Если возникнет необходимость в открытии расширительного бака , то надо накрыть его крышку толстым материалом. Выворачивать крышку надо не спеша, чтобы понизить давление внутри. Лишь когда давление упадет, можно вывернуть крышку и открыть бак.


Завершение процесса замены

Строго воспрещается открывание расширительного бака с горячим двигателем!

В этой статье мы рассказали, как правильно заменить антифриз в машине. Наверняка, это будет полезно всем автомобилистам. Выполнив действия правильно, каждый сможет произвести замену ОЖ самостоятельно.

Двигатель внутреннего сгорания постоянно работает под нагрузкой. Даже на холостом ходу происходит вращение коленчатого вала. Сгорание топливно-воздушной смеси в камере каждого из цилиндров - это не только крутящий момент, но и существенное тепловыделение. Чтобы сгладить его, в конструкции любого двигателя имеется система охлаждения. Зачастую она жидкостного типа. В нее заливается тосол либо антифриз. Разница между этими двумя компонентами лишь в стране происхождения. Антифриз используется на иномарках. Тосол был изобретен в 1970 году в СССР. Сейчас его изготавливают в России и странах СНГ, заливают на все отечественные авто. И сегодня мы рассмотрим, как правильно поменять антифриз и тосол своими руками.

Как часто это делать?

Специалисты рекомендуют производить замену каждые 60 тысяч километров пробега либо раз в два года. Придерживаясь такого регламента, вы предотвращаете возникновение коррозионных процессов внутри охлаждающей системы. Но не все производители регламентируют такой срок.

Почему такой разбег в цифрах?

Все дело в присадках и концентрации дистиллированной воды в охлаждающей жидкости. Если говорить про отечественный тосол, в нем содержится до 30 процентов воды уже с завода. Зарубежные производители делают концентраты, то есть на 100 процентов антифриза приходится лишь 5 процентов данной жидкости. Это позволяет достичь более гибких температурных показателей. Также отметим, что охлаждающая жидкость различается по группам. Самая первая - 11G. Это и отечественный тосол. Данная группа считается устарелой, и сейчас мировые производители не заливают такую ОЖ в свои машины. Если в автомобиле используется жидкость 11-й группы (в том числе и на российских авто), ее требуется менять раз в два года.

Следующий тип - 12G. Это популярный Впервые он начал использоваться японскими производителями на автомобилях «Ниссан» и «Тойота». Срок службы данной составляет 5 лет. И напоследок, 13-я группа. Она появилась совсем недавно. Данный антифриз содержит исключительно органические добавки. Служит он до 200 тысяч километров. В составе всех этих антифризов содержатся антикоррозийные добавки, фосфаты и силикаты. Пока они есть, в двигателе отсутствуют коррозионные процессы. Но со временем эти добавки оседают. И тот процент воды, который содержится в тосоле, начинает способствовать налету на стенках и в сотах радиатора. Этот процесс называется электролитной коррозией.

Выбираем нужный тип

Как поменять антифриз «Хонде Аккорд», если не знаешь группу антифриза, что была залита ранее? Специалисты рекомендуют использовать 12-ю группу. Она является универсальной. Ее можно лить после 11-й и 13-й группы. Но лучше всего посмотреть в и следовать рекомендациям завода-производителя.

Подготовка

Перед тем как поменять антифриз (на ВАЗ-2114 в том числе), нужно подготовить большую емкость для слива старой жидкости объемом не менее пяти литров.

Это может быть тазик, либо пластиковая канистра с проколотой боковиной. Ее нужно сделать для того, чтобы жидкость под напором не разбрызгивалась по асфальту. Да и не каждый автомобиль имеет достаточный клиренс, чтобы ровно подставить канистру горлышком к сливной пробке. Чтобы не создавать вакуум, открутите крышку расширительного бачка. Слив полностью жидкость, необходимо промыть систему от старых отложений.

Как промыть?

Перед тем как самому поменять антифриз, нужно очистить систему от накипи. Особенно часто она скапливается при смешивании тосола с дистиллированной водой.

Также внутри системы содержатся грязь и масляные отложения. Все это нужно тщательно вымыть перед тем, как поменять антифриз. Что использовать из дополнительных средств? Самый простой метод - залить в систему обыкновенную чистую воду. После того как машина проехала 1-2 дня на такой жидкости, ее необходимо слить из системы. Обратите внимание на ее цвет. Если вода не прозрачная (а в большинстве случаев так и есть), не лишней будет повторная промывка системы. Можно использовать для этого и «антинакипин» на основе лимонной кислоты. Это так называемые «пятиминутки» - залив их в систему, нужно поработать двигателю пару минут, после чего слить всю жидкость в заранее подготовленную емкость.

Такие препараты продаются в виде порошка. Дальше приступаем к заливке новой охлаждающей жидкости. Но перед тем как поменять антифриз, дайте время остыть мотору. Температура охлаждающей жидкости составляет 80-90 градусов - есть большой риск получить ожоги.

Что далее?

Итак, подставляем емкость под сливную пробку, откручиваем кран внизу радиатора и выливаем воду. Пока жидкость будет наполняться, проверьте состояние резиновых патрубков, которые подводятся к радиатору сверху и снизу, а также на шланги расширительного бачка.

Данные элементы не должны иметь трещин и быть «дубовыми» на ощупь. Если они потресканные и твердые, замените их вместе с хомутами. Закрутите пробку на радиаторе и начните заливать новую жидкость. Если вы хотите поменять антифриз в «Форде Транзит», для удобства используйте небольшую лейку. Важно, чтобы она не имела следов масла и грязи. Заливайте антифриз небольшими порциями. Так вы исключите наличие воздушной пробки в системе. Воздух в двигателе не даст жидкости нормальный теплоотвод - двигатель начнет закипать. Далее заведите двигатель и дайте ему поработать 3-5 минут. После того как температура достигла рабочих значений, проверьте уровень жидкости в расширительном бачке. При необходимости долейте его. Но будьте осторожны. «На горячую» заливать тосол не стоит. Крышка под давлением может выстрелить.

Можно ли смешивать разные антифризы?

Многие автолюбители часто задаются вопросом, Делать это категорически запрещается. Несмотря на одинаковую основу данных жидкостей (этилен- и пропиленгликоль), при смешивании она может вести себя по-разному.

Нельзя смешивать даже одинаковые группы жидкостей. Помните, что цвет антифриза может быть одинаковым у 12-й и 13-й группы. В некоторых случаях данная жидкость может вспениться. Двигатель моментально закипит, что чревато деформацией ГБЦ и самого блока. Смешивать можно только с дистиллированной водой.

В каких пропорциях лить?

Нужно учитывать, что чем больше данной жидкости в тосоле, тем меньше его температура замерзания. Перед тем как поменять антифриз, задумайтесь, сколько вам нужно использовать жидкости «на долив». Обычно уходит 1-2 литра за весь срок эксплуатации (2 года). В зимнее время допускается наличие только 20 процентов воды в жидкости. Если смешивать больше, тосол может замерзнуть. В летнее время все немного проще - можно ездить на одной воде. Но при первых заморозках эту «жижу» нужно сливать и использовать нормальный, не разбавленный тосол.

Какой объем лить?

Перед покупкой антифриза водители задаются вопросом о количестве жидкости, что используется в системе охлаждения. Данная цифра указана в руководстве по эксплуатации. Обычно для легковых автомобилей с объемом двигателя до двух литров необходимо использовать 7-8 л антифриза. Например, для отечественной «десятки» требуется 7 литров жидкости. Для внедорожников типа «УАЗ Патриот» - 12. Меньше всего нужно на «Оку» - 4.8 л. Двигатели производства ЗМЗ, что ставятся на «Волги» и «Газели», требуют порядка 10 литров охлаждающей жидкости. Но в любом случае заливать тосол необходимо до отметки, которая находится между максимальной и минимальной.

Помните, что при увеличении температуры жидкость расширяется, и ей нужен дополнительный объем, который компенсируется расширительным бачком. Если перелить антифриз, он может попросту взорваться или выльется из патрубков под огромным давлением.

Заключение

Итак, мы выяснили, как поменять антифриз своими руками. Как видите, процесс не очень сложный и не трудозатратный. После того как вам удалось поменять антифриз («Тойота Авенсис» не исключение), сделайте отметку в бортовом журнале с датой и пробегом. Так будет проще придерживаться регламента. Не ездите на старом тосоле - так вы рискуете перегреть двигатель. Жидкость теряет свои свойства, а присадки выпадают в осадок. Она перестает нормально отводить тепло с мотора.