Большой расход топлива: причины и советы по уменьшению. Чрезмерный расход топлива — проблема, знакомая всем автомобилистам

Этот рассказ хотелось бы начать с описания случая, произошедшего примерно год назад. К нам в авторемонт ТОО «Технохим» приехал клиент, который жаловался, что у его автомобиля слишком большой расход топлива. Сравнительно новая машина, \"Toyota Camry \" с двухлитровым двигателем 3S-FE и автоматической коробкой передач, по словам хозяина, «ела» слишком много, около 12 литров в городе. Что-то ему подкрутили, что-то измерили - вроде бы все нормально. Через неделю этот клиент снова у нас: «Расход не уменьшился, даже еще хуже стало». Хорошо. Еще что-то заменили, что-то проверили и снова отправили машину. Но когда эта же машина пришла к нам то ли в четвертый, то ли в пятый раз, я сказал владельцу: «Давайте вечером я с вами покатаюсь и посмотрю». Вечером, после работы, мы берем пустую канистру, садимся в его машину и едем на автозаправку, ту, что на фуникулере. Для тех, кто не знает, фуникулер - это владивостокская достопримечательность и средства передвижения. На заправочной станции заливаем полный бак и полную канистру, после чего подъезжаем к троллейбусной остановке (там ровное место) и из канистры через воронку доливаем бак под самый срез горловины.

После такой заправки я сажусь за руль, обнуляю показания счетчика суточного пробега, и мы едем на Шамору. Бухта Шамора - излюбленное место отдыха владивостокцев. Лето, теплый вечер, около десяти часов, еще светло. Это чтобы вы представили, сколько в это время машин на улицах. Надо сказать, ехал я очень экономно. На педаль газа больше половины вообще не давил, педалью тормоза старался не пользоваться, т.к. заранее сбрасывал газ; стекла чуть приоткрыты, кондиционер выключен. И едем исключительно по правилам. Написано «40» - едем 40 км/час, написано «60» - плавно разгоняемся до шестидесяти и едем 60 км/час. Нервируя всех водителей своей правильной ездой, доехали мы таким образом до перевала, на Шамору спускаться не стали, т.к. уже начало темнеть, включили фары - и обратно. Так же плавно, размерено, так же нервируя всех. Доехали до «отправной точки», т.е. до троллейбусной остановки на фуникулере, поставили машину точно на то же место, с которого отправлялись в путешествие, и, открыв крышку бензобака стали доливать бензин. Но не прямо из канистры, а через мерную емкость - пластиковую бутылку с воронкой. И опять точно до среза горловины. После этого, зная пробег машины и количество сожженного бензина, с помощью калькулятора вычислили расход топлива на 100 км. Когда владелец «прожорливой» Camry увидел, что во время нашей поездки расход топлива у его машины составил около 7,2 л (а это, в общем-то, по городу), он долго хлопал глазами, пересчитывал заново и, извинившись, больше у нас в авторемонте не появлялся. Мы в бригаде и сами удивились такой цифре, но, повторяю, ехал я очень плавно, руль на повороте старался излишне резко не поворачивать и почти не пользовался тормозами. А кроме того, нам повезло: в «пробке» мы не стояли.

Всем, кто спрашивает, каким должен быть расход топлива у той или иной модели автомобиля, мы отвечаем, пожимая плечами: «Не знаем. Как ездить будете». Например, когда я еду в Находку один (Nissan Maxima VG20-ET), то сжигаю полбака, если судить по указателю уровня топлива на щитке приборов. Возвращаюсь обратно с семьей, с любимыми животными и картошкой (машина полностью загружена) - сжигаю четверть бака. Но как я еду «туда» (стрелка тахометра постоянно пляшет около красной черты) и как «обратно» (не спеша разгоняешься аж до 80 км/час и «пилишь» себе потихоньку часа три)!

Итак, у вас возникло подозрение, что ваша технически, в общем-то, исправная машина, слишком «прожорлива». Первое, что нужно сделать, это заменить воздушный фильтр и проконтролировать положение стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка находится ниже середины, ни о какой экономии топлива не может быть и речи, такие показания - уже повод для обращения в авторемонт, особенно это касается бензиновых двигателей с впрыском топлива и дизельных двигателей. После этого, руководствуясь изложенными ниже соображениями, следует изменить порядок заправки автомобиля, хотя бы на месяц.

Счетчики бензина на колонках, отсчитывающие вам какое-то количество бензина, имеют погрешность, которая, помимо всего прочего, зависит от количества просчитываемого топлива. Поскольку все автозаправочные станции периодически контролируются специальными инспекциями, то механики, во избежание недоразумений, регулируют показания счетчиков таким образом, чтобы малые объемы топлива обсчитывались «по нулям». Это значит, что приедет инспектор с мерной емкостью, ему нальют по счетчику 10 литров, он проверит, так ли это, и все довольны: недолива нет, если и есть, то весьма незначительный, а может быть даже небольшой перелив. Если бы отмеряли 30, 40 литров, картина была бы не столь радостной. Но кто же будет возиться с мерной емкостью объемом 40 литров? Вот и складывается ситуация, когда заправочная колонка маленькие объемы отпускает правильно, а большие - с недоливом. Об этом писалось в журнале «За рулем», мы проверяли этот факт на приморских заправочных станциях. Все сходится: залив три раза по 10 литров, проезжаешь примерно столько же, сколько проехал бы, залив 40 литров сразу.

Допустим, вы проделали все, что предложено выше, но расход топлива вас все равно не устраивает. Тогда следует заехать в центр инструментального контроля и замерить содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах в режиме холостого хода, при 2000 об/мин и при 3000 об/мин (примерно). Это нужно для того, чтобы определить, виноват в перерасходе топлива двигатель или нет. Уровень содержания СО в режиме холостого хода должен быть около 0,1% (указано на табличке под капотом), а при оборотах - в два раза больше, чем значение уровня СО на холостом ходу. Если это не так, то следует обратиться к специалистам, так как, судя по всему, существуют какие-то проблемы с двигателем или его системами управления. Если же уровень СО в норме или меньше нормы, причину повышенного расхода топлива ищите в другом. Это могут быть плохо накачанные колеса (однажды приехал Nissan Safari с жалобами на перерасход, а давление в колесах у него было около 0,5 кг/см2), подклинивание тормозов, «дырка» в топливной системе, плохая аэродинамика и т.д. Если у вас машина с коробкой-автоматом, то запомните, сколько оборотов показывает тахометр при скорости 100 км/час, и с этой информацией обратитесь к специалистам, может быть, у вас не включается повышенная передача (O/D). Теперь о том, как избежать большого расхода топлива на исправном автомобиле.

1. Не покупайте тяжелый автомобиль. Известно, что каждые 500 кг веса вашей машины потребляют примерно 700 литров бензина в год (при норме пробега 20 тыс. км в год). Это значит, что если ваш автомобиль весит 1000 кг, вы сожжете за год около 1400 литров топлива, если он весит 1500 кг - 2100 литров и т.д.

2. Регулярно обслуживайте автомобиль. Исправный, но разрегулированный автомобиль потребляет топлива на 10% больше.

3. Следите за давлением в колесах. Более 2/3 автомобилистов ездят на колесах с заниженным давлением, в то время как известно, что снижение давления с 2,0 кг/см2 до 1,5 кг/см2 ведет к перерасходу топлива примерно на 3%. Измерять величину давления в колесах следует в холодном их состоянии. Даже после небольшого пробега давление в колесах повышается.

4. Следите за правильной регулировкой колес («развал-схождение»).

5. Не возите в машине лишний груз. Каждые 50 кг груза вызывают перерасход топлива примерно на 2%.

6. Включенный кондиционер увеличивает расход топлива примерно на 10%.

7. Открытые стекла при скорости автомобиля свыше 50 км/час также приводят к перерасходу топлива. Величина перерасхода зависит от того, насколько эти стекла приоткрыты и какова скорость автомобиля.

8. Каждое торможение предполагает последующий разгон, что, в свою очередь, вызывает повышенный расход топлива. Если вы видите, что через две-три машины впереди зажглись «стопы» - уберите ногу с педали акселератора.

9. Не держите ногу на педали тормоза во время движения.

10. Не удерживайте автомобиль на склоне с помощью педалей сцепления и акселератора. Для этой цели есть ручной тормоз.

11. Избегайте поездок в часы пик.

12. Лучше ехать медленно и плавно, чем резко трогаться и тормозить. Особенно часто эта ошибка заметна у водителей в «пробках», где они придерживаются принципа: «главное, никого не пропустить вперед себя».

13. Полностью не прогревайте двигатель по утрам. Как только стрелка указателя температуры сдвинулась с места, можно ехать. Но педаль газа при этом надо нажимать как можно меньше, до тех пор, пока двигатель полностью не прогреется.

14. Правильно выбирайте передачу. На повышенной передаче, если вы полностью утопите педаль газа, нормального разгона не получится, а перерасход - пожалуйста. И как только разогнались, сразу же выключайте повышенную передачу.

15. Не гоните. Для автомобилей 80-х годов расход топлива при 110 км/час на 25% больше, чем при 90 км/час.

16. При остановке более чем на минуту глушите двигатель.

17. Чем резче вы нажимаете на педаль газа, тем больше у вас будет расход топлива.

18. Помните! Любое снижение мощности двигателя тут же вызывает перерасход топлива.

За многие годы ремонта японских автомобилей нам неоднократно приходилось устранять перерасход топлива в японских автомобилях. Причины этого перерасхода были, конечно, различными и здесь мы приводим наиболее часто встречаемые.

    Неисправности, вызывающие перерасход топлива у машин с впрыском топлива .
    - Снижена по какой-то причине мощность двигателя.
    - Неисправен датчик кислорода или его цепи.
    - Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи

    - Неисправна система опережения зажигания.
    - Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи.
    - Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь
    - Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холдного пуска, если она есть).
    - Засорен воздушный фильтр.
    - Слабая искра зажигания.
    - Неисправна система наддува.
    - Неправильно установлены метки привода газораспределения.
    - Неисправна система контроля давления во впускном коллектор
    - Неправильное давление бензина.
    - Не отрегулированы клапанные зазоры.
    - Плохой накат (например из-за спущенных колес).
    - Неисправна гидромуфта (у машин с "автоматом").
    - Неправильная работа автоматической коробки передач.
    - Несправен ведущий мост.

    Неисправности, вызывающие перерасход топлива у дизельных машин .
    - Снижена мощность двигателя.
    - Неисправны форсунки.
    - Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха.
    - Неправильное опережение впрыска.
    - Двигатель не прогревается до рабочей температуры.
    - Неправильная работа систем снижения токсичности.

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Наличие транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания, предусматривает его регулярную заправку бензином или дизелем. При этом, денежные средства, которые тратятся на приобретение горючего, составляют одну из основных статей расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля. Естественно, что после нескольких заездов на автозаправочные станции у любого автовладельца возникает желание не только сократить затраты на заправку автомобиля, но и как уменьшить расход топлива. При этом самым оптимальным решением является приобретение экономичного транспортного средства, однако, коль выбор уже сделан, то остается только полагаться на личные ощущения и/или прислушиваться к мнению более опытных водителей и автомехаников.

Причины чрезмерного расхода топлива

Основные причины большого расхода топлива кроются в техническом состоянии автомобиля. Если он находится в неудовлетворительном техническом состоянии, то никакие ухищрения (экономная езда, использование различных присадок и экономителей топлива) не помогут решить эту проблему. Среди большого количества поломок, которые могут способствовать увеличению потребления горючего, чаще всего встречаются неисправности:

  • силового агрегата (вышла из строя свеча зажигания, растянулся ремень привода газораспределительного механизма, сбилось зажигание и др.);
  • одного из датчиков, контролирующих работу системы впрыска топлива (лямбда-зонд, датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода и пр.);
  • подвески, тормозной системы или трансмиссии.
  • не менее часто имеет место использование фильтров, засоренных грязью: воздушного и/или топливного;
  • перерасходу бензина или дизеля способствует и злоупотребление длительным прогревом силового агрегата. На практике не стоит прогревать мотор автомобиля более трех минут. Этого времени вполне достаточно чтобы разогнать моторное масло по всем узлам и парам трения. По истечении 3-х минут можно начинать движение на небольших оборотах (до 2000 об/мин) – при этом расход горючего будет меньше, а двигатель прогреется быстрее;
  • в вопросе экономии топлива не последнее место занимает давление в шинах автомобиля, которое необходимо регулярно контролировать и поддерживать в пределах, указанных в руководстве по его эксплуатации. Имеет значение также тип (зимние, летние, всесезонные), рисунок протектора и величина износа шин, установленных на автомобиле;
  • существенно влияет на потребление бензина или дизеля и неправильно выставленный угол развала/схождения колес. Его рекомендуют проверять через каждые 15…20 тысяч километров пробега;
  • к увеличенному расходу горючего приводит также чрезмерное увлечение наружным обвесом (тюнингом). Особенно это касается элементов, выполненных кустарным методом. Но и штатный багажник, «мухобойка», накладные арки и другие элементы обвеса значительно ухудшают аэродинамику автомобиля, что также приводит к его перерасходу;
  • ухудшают аэродинамику автомобиля и открытые окна, особенно при движении со скоростью более 60 км/час;
  • нельзя сбрасывать со счетов манеру вождения каждого конкретного водителя. Чрезмерно агрессивный стиль управления автомобилем, с постоянным резким набором скорости и не менее резким торможением, вызывает неоправданно большой расход бензина или дизеля;

Кроме того, в случае, если без видимых причин значительно увеличился расход бензина/дизеля, необходимо посетить лицензированное СТО, где пользуясь специальными приборами, опытные специалисты смогут определить и устранить неисправность.

Способы уменьшения расхода топлива

На практике существует большое количество самых разнообразных приемов, которые позволяют поддерживать нормативно установленный для конкретного автомобиля расход горючего. При этом самым главным условием, обеспечивающим его оптимальную величину, многочисленные эксперты и специалисты считают содержание автомобиля в исправном состоянии.

О том, как снизить расход топлива, расскажут советы опытных водителей и автоэкспертов. По их мнению избавиться от таких проблем поможет:

  • отказ от применения присадок, повышающих октановое число, вместо бензина, рекомендованного изготовителем автомобиля;
  • отключение печки при прогреве двигателя в холодное время года – это позволит сократить потребление топлива примерно на 5%;
  • замена воздушного фильтра через 10…15 тыс. км пробега – особенно в летнее время, когда на дороге много пыли (экономия горючего может составить до 10%);
  • замена свечей зажигания не реже, чем через каждые 15 тыс. км пробега, что даст около 10% экономии топлива;
  • регулярный контроль давления в шинах (снижение расхода горючего до 7%);
  • отсутствие багажника (бокса) на крыше автомобиля и прочих элементов обвеса;
  • торможение двигателем, а не педалью тормоза;
  • регулярная проверка правильности установки углов развала/схождения колес. При этом, кроме экономии топлива, которое может достигать 15%, будет обеспечена и длительная эксплуатация шин.

Примечание: проценты экономии горючего, указанные в тексте, это не что иное, как увеличение его нормативного расхода при несоблюдении рекомендаций.

Кроме того, существуют экономители топлива, помогающие избежать сильного увеличения расхода горючего. Среди них наиболее эффективными средствами считаются:

  • Магнитные экономители Fuel Free и Fuel Saver

Магнитные экономители устанавливаются на шланг подачи топлива в непосредственной близости от узлов его подачи в цилиндры (инжектор, карбюратор, топливный насос высокого давления). Их принцип действия основан на влиянии магнитного поля, которое создается мощными неодимовыми магнитами (сплав бора, неодима и железа), на молекулярную структуру горючего. В момент пересечения магнитных силовых линий у него изменяется структура, уменьшается поверхностное натяжение, увеличивается растворимость кислорода, возрастает поляризация молекул, увеличивается скорость горения, уменьшается детонационная стойкость и другие свойства топлива. Под его воздействием сгорание топлива в камере сгорания становится существенно более эффективным, а количество выхлопных газов уменьшается. По данным изготовителей этих устройств потребление горючего уменьшается примерно на 20%, при этом уменьшается токсичность выхлопа и т. д.

  • Прибор экономии топлива Fuel Shark

Конструктивно Fuel Shark представляет собой электролитический конденсатор большой емкости, который при подсоединении к бортовой сети автомобиля снижает нагрузку на его аккумуляторную батарею. При этом выравнивается работа системы электропитания, что обеспечивает стабильную подачу напряжения к свечам зажигания и получение качественной искры. В результате топливо сгорает более продуктивно. Устанавливается экономитель в гнездо прикуривателя и по заявлению изготовителей экономит до 30% горючего.

  • Кавитатор

Принцип действия кавитатора заключается в преобразовании жидкого топлива в газообразное состояние. Конструктивно он представляет собой трубку переменного сечения, которая устанавливается после бензонасоса. Известно, что топливо на молекулярном уровне имеет длинные цепочки молекул, которые отличаются низкими характеристиками горения. С помощью кавитатора они разрушаются, что способствует более быстрому и эффективному сгоранию топлива. В общем случае экономический эффект достигается за счет того, что при сохранении имеющихся динамических параметров, автомобиль расходует значительно меньше топлива. Кроме того, кавитатор выделяет из топлива тяжелые фракции и оснащен дополнительным фильтром. Поэтому смесь, попадающая в камеры сгорания отличается высокой степенью очистки, что повышает коэффициент полезного действия всей системы и снижает вероятность поломок двигателя.

  • Устройство ATW impulse

Прибор ATW impulse предназначен для всех типов автомобилей, оснащенных 12-ти вольтовым аккумулятором и подключается непосредственно к его клеммам. Импульсы, которые вырабатываются устройством, способствуют ускоренной зарядке аккумуляторной батареи, благодаря чему генератор тратит на этот процесс значительно меньше времени и мощности. В свою очередь это снижает нагрузку на двигатель и уменьшается время впрыска горючего. В соответствии с техническими характеристиками, заявленными производителем, потребление топлива снижается на 10…20%. Особо отмечается целесообразность использования прибора с изношенными аккумуляторами. В процессе эксплуатации ATW impulse не только экономит топливо, но и защищает (восстанавливает) пластины аккумулятора, увеличивая его срок службы в 2…3 раза.

Постоянный рост цен на топливо, будь то бензин или дизель, заставил автолюбителей все чаще и чаще обращать внимание на употребление горючего. Каждый водитель рано или поздно столкнется с неприятной ситуацией, когда двигатель будет расходовать большее количество топлива. В такой ситуации необходимо быстро определить причины большого расхода бензина и вовремя их устранить. Не будет лишним также знать, как можно экономить на расходе.

«Честные» АЗС

К большому сожалению, за последние 10 лет качество горючего ухудшилось. В нелегких условиях рыночной деятельности владельцы заправок стараются сделать все, чтобы их продукция разошлась. Желание сэкономить на расходах часто приводит к тому, что водители сталкиваются с откровенно плохим качеством топлива.

Каким бы добросовестным не был автозаправочный сервис, нужно обязательно обратить внимание на качество продукции. Определить качество можно по наличию ускоренного износа деталей, относящихся к цилиндро-поршневой группе. Некачественное топливо никогда не будет сгорать полностью. Результатом использования такого горючего является черный нагар на свечах. Мало того, сама силовая установка не сможет нагреться до рабочей температуры, требуя все большее и большее количество бензина или дизеля.

Увидели, что вам залили «воду»? Попробуйте заправиться на другой заправке. Практика показывает, что спорить с заправщиком нет смысла, так как большинство судебных дел не доходят до положительного исхода. Лучше раз и навсегда забыть о той автозаправочной точке, в которой вам приходилось заправляться до того.

Что влияет на расход бензина?

Среди производителей автомобильной техники сформировалось четкое правило - повышенным является тот расход топлива, который вышел за рамки установленного в паспортных данных. Вне зависимости от причины, все они условно разделяются на две категории - субъективные и объективные.

К первым относят особенности человеческого фактора, когда рост количества потребляемого топлива вызван спецификой стиля вождения, установки дополнительного оборудования, которого нет в базовой комплектации, а также перегрузки транспортного средства.

Ко вторым можно отнести проблемы технического характера, вызванные сильным износом или полным выходом из строя отдельных агрегатов или целых узлов. Невыполнение заранее заданных функций приводит к логическому исходу - увеличению количества бензина/дизтоплива, необходимого для поддержания нормальной работы.

Причины большого расхода бензина

Предлагаем ознакомиться с основными причинами проблем:

  1. Позднее зажигание. Наличие любого, даже минимального смещения угла опережения зажигания приводит к увеличению расхода минимум на один процент. Сам же расход прямо пропорционально зависит от смещения угла.
  2. Зазор в свечах. Неправильно выставленные зазоры не только приводят к дополнительным расходам топлива, но и к перебоям в правильной работе свечей. Показатель расхода при этом увеличивается минимум на 4 процента.
  3. Плохая температура охлаждающей жидкости. При слишком низкой температуре жидкости приходится всасывать больше топлива. Это одна из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться на практике. Расход в данном случае может увеличиться на 10 процентов и больше.
  4. Износ сцепления. Узлы сцепления, находящиеся в плохом состоянии, заставляют водителя перегазовывать. Соответственно, большой расход топлива в данном случае неизбежен.
  5. Неправильно отрегулированный сход-развал. Колеса, расположенные под неправильным углом, приводят к потере нормальной управляемости, а также быстрому износу шин. Следовательно, экономичность в данном случае минимальная.
  6. Низкое давление в шинах.

    Даже если давление в колесе упало всего на полбара, двигатель будет расходовать на три процента больше топлива, чем раньше. И здесь нет никакой разницы в том, спущены все колеса или только одно.

  7. Непериодичная замена воздушного фильтра. При нарушении правильной периодичности «аппетит» возрастет, так как воздух является одним из главных составляющих правильного процесса сгорания не только топлива, но и других вещей, существующих в природе.
  8. Перебойная работа систем электронного управления силовым агрегатом. Ошибки в программном коде приводят к поступлению либо обогащенной, либо обедненной топливной смеси.
  9. Перегрузка транспортного средства. Нагружая авто лишними 100 кг веса, вы заставляете двигатель потреблять на 10 процентов больше бензина или дизеля для правильной работы. На данный показатель влияет конструкция двигателя, тип транспорта, аэродинамические особенности, а также средняя скорость движения.
  10. Работа с постоянно включенным кондиционером. Кондиционер может стать причиной увеличения расхода на 15 процентов, так как для его работы требуется нормальное питание.

Как сэкономить бензин?

Если с проблемами большинство автомобилистов разобралось, многие все равно задают такой вопрос - как сэкономить бензин на автомобиле и что для этого надо делать? В данном случае важно выполнять ряд мероприятий, позволяющих не беспокоиться о расходе.

  • Правильно отрегулируйте работу зажигания, если в этом есть необходимость. Данная работа выполняется специалистами сервисного центра. Для этого используется два прибора - диагностический сканер и стробоскоп.
  • Следите за нормальным состоянием сцепления. Его детали не подлежат ремонту из-за того, что им свойственно изнашиваться. Плановая замена позволит избежать неприятностей в будущем.
  • Убедитесь в правильности угла каждого колеса. Сделать это достаточно просто - посмотрите на износ покрышек. Если он неравномерный (появились подозрительные полосы на рисунке протектора, износ неравномерный по всей поверхности), обратитесь в СТО (сервис технического обслуживания). С помощью специального диагностического оборудования углы отрегулируют за несколько часов.
  • Привыкайте к спокойной езде. Не нужно срываться с места при первой же возможности, резко переключать передачи, переходить на последнюю передачу очень рано. Не будет лишним использовать движение накатом.
  • Старайтесь не перегружать транспортное средство за счет установки дополнительного оборудования, в том числе и обвесов, вызывающих проблемы с аэродинамикой.
  • Делайте перерывы в работе мультимедийной системы и кондиционера. Даже если приходится ездить при низких температурах, старайтесь избегать возможности загрузить его по полной программе.

Краткие выводы

Как вы убедились, увеличенный расход является результатом влияния плохих факторов - как объективных, так и субъективных. Поэтому лучшим решением в данном случае является своевременно проведенная диагностика, проверка правильности работы всех узлов, а также выработка спокойной тихой езды без лишнего использования кондиционера и стереосистемы.

Поддерживайте в шинах правильное давление. Хорошо накачанные шины помогут вам сократить расход топлива вплоть до 3%. Давление в колесах уменьшается на 0.06 атм в месяц. Давление также уменьшается с наступлением зимы (из-за увеличения плотности воздуха с понижением температуры). Рекомендуется регулярно проверять давление в шинах, как минимум раз в месяц, а лучше раз в неделю. Правильное давление также предотвратит неравномерный износ резины.

  • На некоторых заправках вы бесплатно можете воспользоваться компрессором. Иногда встречаются автоматические компрессоры, которые накачивают давление до заранее заданной величины, но после его использования все равно полезно перепроверить давление собственным манометром.
  • Удлинители соска позволят вам накачивать колеса, не снимая колпачки, но убедитесь, что они сами по себе не забиваются грязью и не текут.
  • Если вы собираетесь ехать в места, где будет холоднее, или не собираетесь подкачивать давление некоторое время, накачайте на 0.2 атм больше. Ориентируйтесь на давление, рекомендованное производителем автомобиля, а не на максимальное давление, указанное на борту покрышки. Опыт показывает, что старые покрышки не стоит накачивать до высоких давлений, иначе покрышка может взорваться. Взорвавшаяся на трассе покрышка перекроет все преимущества экономии топлива.

Настройте двигатель. Настроенный и полностью исправный двигатель будет выдавать больше мощности и потреблять меньше топлива. Но многие механики, занимающиеся тюнингом автомобилей, гонятся за мощностью в ущерб экономности двигателя, так что будьте внимательны при выборе модификаций.

Проверьте состояние вашего воздушного фильтра. Грязный фильтр будет наносить вред двигателю и повышать расход топлива. Езда по пыльному бездорожью и полям и траве приведут к более быстрому износу фильтра.

Замените воздушный фильтр, следуя процедуре, описанной в инструкции по эксплуатации. Новый воздушный фильтр может существенно повлиять на производительность двигателя на автомобилях с турбированным двигателем.

Уменьшите вес автомобиля. Выберите самый легкий автомобиль, который будет удовлетворять вашим потребностям. Вес это самая главная причина потери кинетической энергии в не гибридных автомобилях. Если вы не собираетесь покупать новый автомобиль, постарайтесь максимально облегчить старый. Если есть сидения, которые вы не используете – демонтируйте их. Если вы постоянно возите в багажнике тяжелые вещи – постарайтесь выгрузить их. Лишние 50 кг веса в багажнике увеличат расход на 1-2%. Вес автомобиля особенно важен в городском цикле, где вы часто тормозите и ускоряетесь, и гораздо меньше значит при езде по автостраде. Не выкладывайте из машины необходимые вещи, поездки за ними ударят по вашему кошельку сильнее, и вся польза от экономии топлива будет перечеркнута.

Старайтесь выбирать максимально узкие шины, которые будут удовлетворять вашему стилю вождения. Более узкие шины имеют меньше сопротивление воздуха и силу трения, что поможет снизить расход. Но помните, что более узкие шины имеют меньшее сцепление с дорогой, это причина, почему на спортивные автомобили ставят широкую резину. Не ставьте резину, которая уже, чем предполагают ваши диски. И не ставьте колеса, которые меньше чем рекомендует производитель.

Выбирая покрышки, старайтесь выбирать те, у которых маленькое сопротивление качению. Это поможет сократить расход на пару процентов. Разница будет незначительна, если вы поддерживаете правильное давление, так что замена старых покрышек новыми не окупится, разве что старые уже износились.

На автомобилях с инжекторным двигателем нужно убедиться, что датчик расхода массы воздуха (ДМРВ) и лямбда-зонд в хорошем состоянии. Лампочка "check engine" загорается, когда с одним из этих устройств возникают проблемы. Вход из строя ДРМВ приводит к тому, что в двигатель поступает переобогащенная смесь, что может повысить расход топлива на 20% или больше.

Экономия топлива

  1. Заправляясь, не заливайте полный бак, старайтесь, чтобы уровень топлива был между половиной бака и четвертью. Если вы будете всегда ездить на пустом баке, это будет вредно для топливного насоса. 60 литров топлива добавляют 45 кг веса.

    Меняя масло, используйте присадки в масло и старайтесь заливать синтетическое масло. Присадки и хорошее масло могут снизить расход вплоть до 15%, если вы будете следовать инструкции. Присадки стабилизируют вязкость масла, что заставляет двигатель работать мягче вследствие того, что в процесс смазки включается весь объем масла, а не только его часть.

    Заправляйтесь качественным топливом. Не заправляйтесь разным топливом в один бак. Дешевый бензин поможет вам сэкономить несколько рублей на литре, но будет содержать большее количество этанола, что увеличит расход. Сравните, сколько вы можете проехать, заправьтесь на одинаковую сумму и оцените что лучше для вашего автомобиля.

    Заливка синтетического масла поможет сохранить вплоть до 5% топлива. Не забывайте менять масло. Игнорирование плановой замены масла увеличивает расход топлива и вредит двигателю. Если нет возможности залить синтетическое масло, заливайте самое легкое, 5W-30 будет лучше, чем 15W-50.

    • Некоторые двигатели работают на синтетических маслах жестче, так что необходимо следить за поведением вашего двигателя.
  2. Старайтесь не использовать кондиционер при езде по городу, он значительно повышает расход топлива. Впрочем, расход с работающим кондиционером при езде по трассе будет меньше, чем с открытыми окнами. Сопротивление воздуха от открытых окон более значительно, чем мощность, отнимаемая кондиционером.

    Наглядно оценить расход топлива можно по тому, насколько сильно вы загружаете двигатель. Кондиционер, резкие ускорения и езда на большой скорости, конечно, очень сильно влияют, но это непрямые показатели. Старайтесь отслеживать, на каких оборотах работает двигатель. Это примерно как отслеживать свой пульс, оценивая, насколько сильно работает ваше сердце. Наблюдая за оборотами, вы обнаружите, что на некоторых оборотах двигатель работает лучше, чем на других.

    • Если двигатель работает на оборотах выше, чем 3000, скорее всего, вы двигаетесь на слишком низкой передаче. Переключите передачу и дайте двигателю развить большую скорость на более низких оборотах. Средние обороты, на которых вы двигаетесь, напрямую определяют ваш расход двигателя.
    • Как отслеживать обороты двигателя? На многих автомобилях на приборной панели, рядом со спидометром, находится прибор, который называется тахометр. Он показывает обороты двигателя, деленные на тысячу: если стрелка находится между цифрами 2 и 3, двигатель работает на 2500 оборотов. Самая эффективная зона работы двигателя между 2000 и 3000, но, экономии топлива ради, старайтесь не превышать 2000 оборотов, а значение 2700 превышать можно только когда двигаетесь в горку. Это позволит вам двигаться со скоростью 50-60 км/ч в городе и 105км/ч по трассе. Попробуйте найти лучшее соотношение динамики и плавности езды, наблюдая за своим расходом.

Водительские привычки

  1. Пользуйтесь круиз контролем. В большинстве случаев круиз контроль помогает снизить расход топлива, поддерживая постоянную скорость.

    Не торопитесь. Чем выше скорость, тем больше сопротивление набегающего потока воздуха. Движение на повышенных скоростях может увеличить расход вплоть до 33%. При скоростях до 60 км/ч сопротивление воздуха не сильно влияет на расход топлива, но выше этой скорости оно принимает решающее значение.

    Избегайте резких ускорений. Двигатели внутреннего сгорания имеют наибольшую эффективность от 2000 до 3000 об., а наибольшую мощность развивают при 5000-6000 об. На механической коробке передач переключайтесь на следующую передачу, как только двигатель достигнет нужных оборотов. Например, для того, чтобы разогнаться до 40км/ч, вы стартуете с 1-ой, разгоняетесь на 2-ой, а затем, минуя 3-ю, переключаетесь на 4-ую или даже 5ю, если двигатель сможет поддерживать скорость. Но имейте в виду, что? нажав на педаль газа на 5-ой передаче на низкой скорости, вы не получите ускорение! Для этого вам нужно переключиться на пониженную передачу.

    Избегайте постоянных торможений. Для каждого разгона после торможения нужно потратить топливо, которое вы пытаетесь сэкономить. Старайтесь заранее следить за светофорами, чтобы не разгоняться напрасно лишний раз.

    Не прогревайте машину на холостом ходу. Лучший способ прогреть автомобиль – это начать движение и двигаться медленно без резких ускорений, пока двигатель не нагреется до рабочей температуры.

    Найдите оптимальную скорость. На многих машинах есть понятие «оптимальная скорость», и это скорость, при которой автомобиль потребляет наименьшее количество горючего, чаще всего это примерно 80 км/ч. Оптимальная скорость - это минимальная скорость, на которой может двигаться автомобиль на самой высокой передаче. Например, для Jeep Cherokees это 90км/ч, а для Toyota 4Runners - около 80 км/ч. Найдите это значение для своего автомобиля и двигайтесь в соответствующем режиме.

    Если на вашем автомобиле установлена коробка передач с функцией овердрайв (повышающей передачей), не забывайте ее включать. Отключать ее стоит только при буксировке тяжелых грузов. Повышающая передача по умолчанию включена, когда коробка рычаг коробки находится в положении "D". На некоторых автомобилях функция овердрайв отключается кнопкой. Вы можете выключать повышающую передачу, если тормозите двигателем, двигаясь с горы, или если автомобиль начинает дергаться при езде в гору. Овердрайв помогает сохранить немного топлива, позволяя поддерживать скорость на меньших оборотах двигателя.

    Следите за светофорами. Постоянные торможения и ускорения негативно сказываются на расходе. Не кружите по парковке в поисках места. Смиритесь с мыслью, что прямо возле входа в магазин места бывают крайне редко. Многие люди ждут, пока освободится свободное место, и кружат по парковке, бесполезно сжигая топливо.

    Соблюдайте безопасную дистанцию! Не пристраивайтесь бампер к бамперу за впереди идущим автомобилем. Езда на маленькой дистанции заставит вас тормозить и ускоряться гораздо чаще, чем езда позади на 20 метров, хотя вы будете ехать на одной и той же скорости. Это даст вам время при торможении на светофорах, избавит от лишних вынужденных торможений из-за впереди идущего автомобиля и в целом предоставит пространство для маневра. Вы сможете объехать впереди стоящий автомобиль, если сигнал светофора сменился на зеленый, а ему нужно разгоняться с полной остановки.

    Избегайте длительного прогревания. Например, в холодную погоду двигатель необходимо прогревать не более чем 30 секунд. За это время двигатель достаточно смазывается, чтобы безопасно функционировать. Если вам нужно остановиться больше чем на 10 секунд, вы можете глушить двигатель, и это сэкономит топливо. Но слишком частые запуски двигателя негативно отразятся на стартере.

    Определите, какая передача лучше всего подходит для равномерного движения. Если вы двигаетесь по трассе без тяжелых грузов, попробуйте включать самую высокую передачу. Прислушивайтесь к двигателю, так как движение на повышенной передаче может привести к неисправности маломощных двигателей. Некоторые производители предлагают различные варианты отношения шестерен в коробках передач.

  2. Некоторые автоматические коробки передач позволяют ограничивать самую высокую передачу 4-й. И многие люди переключаются на 4-ую, минуя "D", считая, что это более правильно, а потом жалуются на большой расход топлива.
  3. Старайтесь не выезжать на дороги в час пик, вы сэкономите не только топливо, но и нервы.
  4. Механическая коробка передач позволит вам сэкономить топливо, так как отнимает до 15% от мощности двигателя, против 20% для автоматической коробки.
  5. Балласт в багажнике поможет вам улучшить сцепление с дорогой в зимнее время года, нет смысла экономить на безопасности, стараясь сэкономить пару долларов. Просто вытащите балласт, когда он будет больше не нужен.
  6. Ожидая в очереди на заправку или в окошко в кафе, глушите двигатель.
  7. Все аэродинамические обвесы увеличивают прижимную силу, за счет увеличения сопротивления воздуха, что негативно сказывается на расходе. Но зачастую от обвесов и спойлеров только эстетический эффект и никакого полезного аэродинамического. Когда крепите груз на багажник на крыше, старайтесь разворачивать его меньшей по габаритам стороной вперед – это уменьшит сопротивление.
  8. Предупреждения

  • Езда без соблюдения расстояния до впередиидущего автомобиля очень опасна и незаконна. При езде «бампер к бамперу» вы не сможете избежать столкновения, если впередиидущий автомобиль начнет резко тормозить, если на дорогу что-то выскочит или возникнет препятствие. Это может привести к серьезной аварии. Всегда соблюдайте безопасную дистанцию.
  • Если при движении по трассе у вас будет 3 секунды до впередиидущего автомобиля, вы наверняка сможете избежать аварии.
  • Слишком медленная езда по трассе может быть опасной. На автострадах даже есть минимальный лимит скорости, и если вам необходимо двигаться медленнее, вы должны включать аварийную сигнализацию.
  • Некоторые производители снимают гарантию, если вы используете присадки к топливу или маслу, убедитесь, что вы не прервете гарантию, прежде чем использовать присадки.
  • Осторожно относитесь к чип-тюнингу и другим модификациям автомобиля. Многие модификации прерывают гарантию, а некоторые могут нанести вред вашему двигателю.
  • Остерегайтесь шарлатанов и не верьте отзывам об удивительных сбережениях в результате использования супер-средств. Каждая афера, которая была популярна в 70-х, снова возвращается в новом виде, чтобы соблазнить новое поколение простаков.

Нет такого водителя, который бы никогда не думал о расходе топлива своего автомобиля. Поверьте даже владельцы дорогих суперкаров думают о расходе топлива. Дело в том, что чаще всего повышенный расход топлива может являться признаком неисправности автомобиля. К сожалению, поиск неисправностей, которые возможно стали причиной повышенного потребления топлива может быть длительным и непростым.

Предлагает вам ознакомиться с самыми частыми причинами, из-за которых автомобиль начинает потреблять слишком много топлива.

Все мы знаем, что топливо из бака поступает по бензопроводу в камеру сгорания двигателя. Количество топлива, которое поступает в силовой агрегат, зависит от множества факторов. Поэтому вполне естественно, что автомобиль не может потреблять постоянно одно это же количество топлива. Вполне нормально, когда транспортное средство расходует то больше, то меньше бензина или дизельного топлива в зависимости от его условий эксплуатации. Например, в первую очередь расход зависит от того, насколько автомобиль загружен (пустой или с полным салоном пассажиров и багажа).


Также немаловажное значение играет расстояния, на которые передвигается . Кроме того, конечно, не стоит забывать и о времени года эксплуатации машины. Не секрет, что в зимнее время автомобиль потребляет гораздо больше чем летом. Причем все внешнее факторы и стиль управления автомобилем влияет не только на , ну а также и на дизельные транспортные средства.


В большинстве случаев повышенный расход топлива не связан с какими-либо неисправностями в машине. Чаще всего каждый водитель может повлиять на потребление топлива, изменив свой стиль вождения. В том числе для уменьшения потребления топлива нужно провести осмотр колес и некоторых других частей машины, которые будучи в исправном состоянии, тем не менее, могут являться главной причиной перерасхода топлива.

Но не редкость когда повышенный расход топлива связан с возможными дефектами компонентов автомобиля. В этом случае решить быстро проблему не получится. Ведь для этого нужно сначала установить неисправность. К сожалению, найти дефект, который стал причиной повышенного расхода бензина или дизельного топлива очень трудно.

Во-первых, причинами перерасхода топлива могут быть одновременно как внешние факторы, так и внутренние (поломки машины).

Во-вторых, в автомобиле все взаимосвязано и причиной повышенного потребления топлива могут быть нескольких компонентов.

В каких случаях стоит обратить внимание на расход топлива

Если вы заметили что ваша машина стала потреблять больше топлива всего на несколько процентов, то не стоит на этом заострять внимание. Это норма. При незначительном росте расхода, скорее всего ваша машина не имеет неисправностей.

Смотрите также:

Если же расход топлива стал на 50-100 процентов больше чем обычно (в два раза больше), на одном и том же маршруте, при одинаковом стиле вождения одного водителя и т.п., то пришло время начать поиск причины, по которой ваша машина начала потреблять слишком много топлива.

Как самостоятельно установить причину повышенного расхода топлива


Прежде чем отгонять автомобиль в автосервис для диагностики, чтобы установить причину повышенного расхода топлива, вы можете провести самостоятельный осмотр машины и возможно самостоятельно устранить повышенное .

Во-первых, необходимо проверить давление во всех шинах автомобиля. Дело в том, что самой частой причиной повышенного расхода является неправильное давление в шинах. Например, при недостаточном давлении в шинах расход топлива может вырасти до 30 процентов.


Поэтому регулярно проверяйте давление в колесах и никогда не допускайте, чтобы давление в них было больше или меньше чем 0,5 бара от рекомендованного автопроизводителем.

Помните, что неправильное давление в шинах снижает или увеличивает сопротивление качению, что в конечном итоге влияет на расход топлива. Формула здесь простая. Чем меньше сопротивление качению, тем меньше расход топлива.

Также немаловажную роль играет сопротивление воздуха во время движения машины.

Например, если на крыше багажника вы установили коробку или любой груз, то сопротивление воздуха увеличится и машина будет потреблять топлива больше.

Кроме того, на открытых участках местности при движении на большой скорости расход топлива также может увеличиться из-за увеличения сопротивления воздуха. Например, такое часто наблюдается при движении по эстакадам и скоростным шоссе. Если во время движения будет дуть сильный встречный ветер может увеличиться на 10-20 процентов.

В том числе увеличение расхода может быть из-за грязного воздушного фильтра. Помните, что загрязненный воздушный фильтр уменьшает поток поступаемого в двигатель кислорода. В итоге в мотор будет поступать не оптимальная топливная смесь, и топливная эффективность силового агрегата значительно снизится. Поэтому старайтесь проверять состояние воздушного фильтра не только, когда меняется масло в двигателе, но и проводя осмотр между плановыми интервалами ТО.

Механические причины повышенного расхода топлива

Как правило, все компоненты двигателя и навесного оборудования ответственны за потребление топлива, так как оказывают на мотор нагрузку. Любой вал, ролик, ремень и т.п. должен иметь свободный ход и не нагружать при своей работе двигатель. В противном случае даже при небольшом сопротивлении при вращении будет наблюдаться повышенный расход топлива.

Помните что в случае если что-то под капотом неисправно, то возможно при внимательном прослушивании работы всех систем в подкапотном пространстве вы услышите скрежет, скрип, свист и т.п. Эти звуки прямо указывают на то, что какие-то компоненты в подкапотном пространстве имеют дефект.

В этом случае есть большая вероятность что эти компоненты влияют на нагрузку двигателя, что конечно отразится на расходе топлива.

То же самое относится и к подшипникам колес, которые в случае износа не будут давать автомобилю оптимального наката на дороге. В итоге двигатель будет работать с увеличенной нагрузкой, что также повлияет на потребление топлива.

Также важную роль играет и . Если она не исправна, то это может существенно повлиять на расход. Например, тормозные суппорта могут работать не синхронно, что в конечном итоге приведёт к тому, что колодки будут изнашиваться неравномерно.


В том числе не редко встречается проблема, когда одно или несколько колес перегреваются значительно больше других из-за задержки разжимания суппорта после торможения автомобиля.

Так что если ваша машина начала потреблять больше топлива чем обычно, то не забудьте после поездки и торможения проверить температуру колесных дисков. Если одно колесо горячее чем другие, то существует проблема с тормозной системой в этом колесе, что также является вероятной причиной перерасхода топлива.

Но удобнее всего проверить тормоза на подъемнике, путем вращения колес и с помощью визуального осмотра. Если вы обнаружите, что одна из тормозных колодок при свободном вращении колеса задевает об тормозной диск или слишком близко выпирает из суппорта, то требуется более детальная диагностика тормозного суппорта.

Дефект навесного и вспомогательного оборудования автомобиля может привести к перерасходу топлива


Неисправность и неправильная работа вспомогательного оборудования, которое установлено под капотом, может привести к росту потребления топлива. Например, существенно вырасти расход топлива может при неисправности компрессора кондиционера.

Всем нам известно, что автомобиль потребляет немного топлива. Но как только мы включаем охлаждение салона, то расход топлива сразу вырастает от 0,5 до 2,5 литров на 100 км пути.

Это связано с тем, что, включая охлаждение салона, начинает работать компрессор кондиционера, который соединен муфтой и ременным приводом с двигателем. В итоге компрессор оказывает на двигатель существенную нагрузку. Причем тем больше температура на улице, тем больше требуется мощности кондиционеру для охлаждения воздуха в салоне машины.

В случае неисправности компрессора или муфты на двигатель будет постоянно оказываться повышенная нагрузка из-за лишнего сопротивления. В итоге вместо 0,5-2,5л/100 км при включенном кондиционере может быть в два раза больше.


То же самое касается и работы генератора, который также с помощью роликов и ремня соединен с вращающимися частями мотора. Для работы электрооборудования в любом автомобиле установлен генератор переменного тока, который не только заряжает во время работы двигателя аккумулятор, но поддерживает определенную силу току во всей электроцепи машины.

Но согласно законам физики, за выработанное электричество мы расплачиваемся потребляемой энергией, которая образуется из-за сгорания в двигателе топлива.

Правда, при исправном генераторе нагрузка на двигатель небольшая. Но в случае если генератор неисправен, то нагрузка на двигатель может быть увеличена, что обязательно скажется на экономичности автомобиля.

В том числе неисправный приводной ролик, изношенный ремень генератора или сломанный подшипник генератора может осложнить ход навесных агрегатов, что в итоге увеличит нагрузку на двигатель.

Так что всегда обращайте внимание на звук из-под капота, в тот момент, когда запускаете двигатель. Если в момент запуска вы услышите , то вполне возможно существует неисправность в приводных ремнях или генераторе, которая возможно является причиной перерасхода топлива.

Неисправность электроники и датчиков может являться причиной повышенного потребления топлива


Электронная система управления двигателем может также являться главной причиной повышенного расхода топлива. Если вы стали замечать, что машина потребляет слишком много бензина или дизельного топлива, то обязательно проведите электронную диагностику автомобиля.