Что значит сделать диагностику машины. Что такое компьютерная диагностика автомобиля? Значимость компьютерной диагностики

В былые времена причину «болезни» автомобиля могли искать не один день, ведь комплексная диагностика при помощи подручных инструментов – процесс достаточно долгий. Сегодня на помощь специалистам пришли современные технологии, позволяющие решить поставленную задачу максимум за час. Так, многим автовладельцам наверняка уже приходилось сталкиваться с компьютерной диагностикой транспортного средства, а значит, они смогли оценить все преимущества такой проверки.

Что такое компьютерная диагностика автомобиля

Диагностика состояния автомобиля с использованием компьютера являет собой тестирование всех его электронных систем и исполнительных механизмов, которые напрямую влияют на работу бортовых механизмов. Таким образом, в достаточно короткие сроки удается получить информацию об имеющихся неисправностях, причем даже о тех, которые пока никак себя не проявили.

Однако не все машины поддаются такому диагностическому обследованию, ведь для этого они должны быть оснащены электронной бортовой системой. Все такие системы имеют функцию самодиагностики и просто необходимы для управления исполнительными механизмами транспортного средства, а также для непрерывного контроля запуска и работы силового агрегата. Проще говоря, система самодиагностики – незаменимый помощник водителя, позволяющий своевременно определить и устранить возникшую неисправность в работе узлов и агрегатов. Кроме того, подобные системы легко отслеживают межсервисные интервалы, напоминая владельцу машины о необходимости технического обслуживания.

В процессе компьютерной диагностики происходит считывание кодов неисправностей из памяти ЭБУ, их стирание и последующая коррекция. В качестве инструмента используются самые различные дилерские сканеры, домашние компьютеры и прочие системы, к которым относят мультифункциональные стенды и портативные ридеры. Использующееся сегодня оборудование позволяет определять и считывать самые незначительные изменения в системах управления работой мотора, трансмиссии, приборной панели и т.д.

Интересно знать! Начало использования компьютерной диагностики было положено в 1980-м году, когда компания General Motors вместе с фирменным интерфейсом ALDL (Assembly Line Diagnostic Link) реализовала протокол для тестирования модулей управления силовыми агрегатами (ECM). Этот протокол взаимодействовал с системами автомобиля при 160 бит/с и следил за их исправной работой.

Что нужно для диагностики

Рынок электроприборов просто огромен, а это значит, что существует множество приспособлений для компьютерной диагностики транспортного средства, причем, если какой-то детали нет в магазинах вашего города, тогда ее можно заказать в сети Интернет. Что же может понадобиться для осуществления такой проверки?

Если вы решили провести компьютерную диагностику транспортного средства самостоятельно, тогда вам понадобится определенный инструментарий. Для начала придется купить специальный адаптер OBD, OBD-II или iOBD, вид которого зависит от года выпуска тестируемого автомобиля, его марки и модели. Найти подходящее устройство не составит большого труда, так как на отечественных рынках представлена самая различная продукция: начиная от дешевых адаптеров (цена находится в пределах 700 рублей) и заканчивая дорогими моделями стоимостью около 2000 рублей.

Самыми надежными и доступными являются устройства типа OBD-II, но некоторые автомобилисты во избежание подделок советуют заказывать их за границей. Также стоит выбирать только те устройства, которые не будут сильно разряжать АКБ автомобиля и подойдут для работы с приложением на смартфоне или компьютере (к примеру, программа Automatic будет функционировать только в паре с адаптером OBD-II).

Компьютер или другой гаджет

Сегодня существует три типа компьютеров-сканеров, которые могут использоваться при диагностике автомобиля. Это универсальные, фирменные и самодельные устройства, каждое из которых имеет свои особенности. Так, универсальные компьютеры (такие как Bosch KTS) могут подключаться к автомобилям самых разных марок, хорошо распознавая многие блоки управления.

Однако бывают случаи, когда такая универсальность несколько ограничивает возможности устройства, и тогда лучше обратить внимание на официальные, дилерские приборы, рассчитанные на взаимодействие лишь с одной маркой или группой марок транспортных средств (к примеру, для VW хорошо подойдет прибор под названием VAS, для BMW – GT-1, а для Mercedes – Star). Сканеры этого вида имеют узкую специализацию, зато при работе с «родным автомобилем» возможностей у них намного больше.

Третий вид (самодельные устройства) обычно представлены в виде китайских адаптеров, которые подключают к обычному компьютеру. Конечно, этот вариант лучше не рассматривать, особенно, если вам требуется детальная диагностика с учетом многих нюансов.

Если выбор стоит между универсальными и дилерскими моделями, тогда стоит сказать, что первые не всегда хуже вторых, особенно в тех случаях, когда им правильно пользуются. Правда, на сегодняшний день все еще используются примитивные и устаревшие универсальные сканеры, создающие лишь видимость работы. Реальных результатов от них не приходится ждать, но заказчик об этом даже не догадывается.

Разные компьютеры имеют разные функции. Одни сканеры просто считывают коды ошибок из ЭБУ, в то время как другие еще и обрабатывают все значения сигналов, отображая полученную информацию на экране в виде графиков. Но и это еще не предел возможностей компьютера, ведь более профессиональные устройства способны управлять некоторыми механизмами и адаптировать новые блоки (устанавливаются на место неисправных) к существующему оборудованию. Естественно, их стоимость будет несколько выше.

Также следует отметить, что для считывания кода ошибки не нужно обладать какой-то квалификацией, так как даже самый дешевый сканер сам выдает код ошибки, и чаще всего способен самостоятельно расшифровать ее.

А знаете ли вы? Прототипом современного компьютера была электронная вычислительная машина Z3, которую разработал Конрад Цузе в 1941 году. Конечно, ее нельзя было назвать «компьютером» в современном понимании этого термина, но, тем не менее, она имела все его свойства.

Программа

Один и тот же компьютер не сможет одинаково качественно проверить разные автомобили, если установленная программа не является универсальной. То есть выполнение проверки контролируется. Например, если для домашнего тестирования отлично подойдет стандартная микросхема, то профессиональная проверка не сможет обойтись без чипа определенной модели. Скачать программу для проведения диагностики своего автомобиля несложно, но среди всех предложений, размещенных в сети, следует выбирать только те, которые лучше всего подойдут именно для вашего транспортного средства.

В любом случае, не стоит забывать, что даже самые новые программы и гаджеты не смогут заменить опыт и навыки профессионального специалиста, хоть проверка автомобиля при помощи домашнего ноутбука помогает оценить примерную стоимость ремонта машины прямо у себя в гараже.

Информация по вашему авто

После проведения компьютерной диагностики вы получите информацию о состоянии различных систем и агрегатов своего транспортного средства. Если программа выдала только коды проблем, тогда может понадобиться консультация опытного специалиста, хотя в большинстве случаев владелец может судить о наличии проблем или сбоев самостоятельно.

Обратите внимание! После того как компьютер считал коды ошибок, главное не просто идентифицировать их, а точно определить причину появления неисправности.

Поэтапный процесс

Установка адаптера

Выбрав подходящую модель адаптера, его необходимо установить в специальный разъем на автомобиле. Обычно он находится под панелью приборов или же под рулевым колесом, но более точную информацию о месте его расположения вам предоставит техническая документация, которая прилагалась к конкретному автомобилю. При подключении адаптера вы можете получить звуковой или световой сигнал, сообщающий о правильном подключении к электросети транспортного средства. Если вы приобрели адаптер вместе с приложением (например, с программой Automatic), тогда перед подключением перечитайте инструкцию и убедитесь, что все делаете правильно.

Проверка на Windows

В тех случаях, когда владелец транспортного средства не желает настраивать эмуляторы или искать программы под свою операционную систему, можно остановиться на готовом решении в виде планшета с операционной системой Windows и программой Check-Engine. Она может использоваться для работы с самыми разными двигателями и бортовыми системами.

А знаете ли вы? Первая версия популярной операционной системы Windows вышла в 1985 году, но история компания Мicrosoft началась за 10 лет до этого, когда Билл Гейтс создал версию программного языка BASIC для одного из первых компьютеров Altair 8800.

Программное обеспечение

Вышеупомянутая программа Check-Engine является самым популярным приложением для компьютерной диагностики автомобиля посредством использования устройства с операционной системой Windows. Это и неудивительно, ведь возможности этого программного обеспечения достаточно широки. Так, Check-Engine может выводить основные рабочие параметры мотора в реальном времени, считывать коды неисправностей из ЭБУ, расшифровывать и удалять ошибки из памяти блока управления, выводить статус кода и комментарии к нему, а также сохранять отчет о диагностике и автоматически формировать SMS-сообщения с кодами обнаруженных неисправностей. Кроме того, новые версии этого программного обеспечения уже адаптированы для устройств на системе Android.

В зависимости от типа разъема, применяется одна из двух моделей устройств, передающих сигналы посредством Bluetooth. Это BT-ECU K-Line для автомобилей, использующих диагностические порты OBD-II, GM-12 и BT-ECU CAN – для работы с разъемами класса OBD-II и системой передачи сигнала, основывающейся на стандартизованном CAN-протоколе. Как только адаптер соединится с контактами диагностического разъема, он может быть подсоединен и к планшету. Таким образом, программа получит доступ к сигналам бортовой системы для обработки данных.

Проверка на Android или IOS

Если вы решили провести самостоятельную диагностику своего транспортного средства, но под руками оказался только планшет на системе Android, тогда вам потребуется специальный адаптер для передачи информации. Хорошим вариантом является ELM 327, на базе которого построено множество дешевых китайских вариантов, предназначенных для конкретных марок машин. Одни устройства соединяются с планшетом через Bluetooth, другие используют Wi-Fi.

Программное обеспечение

Существует немало видов программного обеспечения для устройств, работающих на Android и IOS, однако наиболее известных и востребованных всего несколько. К ним относят следующее ПО.

Позволяет провести полную диагностику транспортного средства с использованием планшета. Среди остальных программ Dash выделяется своей универсальностью и надежностью, поскольку подходит для большого количества различных типов и моделей адаптеров. Сегодня программа доступна для устройств (планшетов и смартфонов), работающих на базе Android, но пользователи продукции от Apple могут использовать бета-версию этого ПО для системы IOS.

Конечно, как и любая другая программа, Dash имеет свои преимущества и недостатки. Так, к «плюсам» следует отнести:

отображение данных в реальном времени;

Поддержание истории поездки;

Предоставление информации о точном месте парковки транспортного средства с наиболее коротким маршрутом.

Говоря о недостатках, нельзя не вспомнить, что на данный момент программа доступна лишь для пользователей системы Android, но даже в этом случае она не поставляется с фирменным адаптером. Получается, что каждый автовладелец должен сам подбирать подходящий адаптер, который бы не будет создавать проблемы ни для планшета, ни для автомобиля.

Automatic

Если вы не хотите играться с подбором адаптеров и самостоятельно выполнять анализ многих получаемых данных от машины, тогда идеальным решением проблемы станет использование приложения Automatic. При первом же его открытии, программа поможет выполнить правильную установку и начнет отслеживание особенностей управления транспортным средством. Если водитель делает что-то не так, то ПО сообщит об этом соответствующим звуковым сигналом.

К преимуществам использования программы Automatic следует отнести ее простоту, отсутствие проблем с совместимостью (не нужно беспокоиться о виде адаптера) и ненавязчивость, то есть водитель не будет отвлекаться от дорожной обстановки из-за постоянных сообщений об особенностях езды.

Основными недостатками указанного приложения является высокая стоимость, невозможность использования своего адаптера и ограниченность информационных данных (к примеру, вы не сможете узнать реальную температуру силового агрегата или уровень разряжения АКБ).

Эта профессиональная диагностическая программа позволяет получить достаточно обширные сведенья о работе силового агрегата. Интересно, что платная и бесплатная версии имеют разные интерфейсы, хотя с точки зрения функциональности можно использовать и последний вариант.

Преимущества использования Torque заключаются в получении информационных данных на профессиональном уровне и возможности широкой аппаратной поддержки, что позволяет использовать программу для работы с широким спектром OBDII адаптеров, а также с некоторыми видами разъемов, введенных до 1996 года. Проще говоря, если нужно выполнить проверку систем старого автомобиля, то это ПО просто незаменимо.

Из недостатков Torque следует выделить проблемы с интерфейсом (трудно разобраться в нелогичном меню и процессе сохранения данных) и необходимость материальных трат на установку полной версии. Однако из-за трудностей в восприятии того же интерфейса, для начала лучше скачать бесплатный вариант приложения, вдруг оно вам совсем не понравится.

Расшифровка кодов ошибок

В результате диагностики транспортного средства компьютерная система выдаст вам информацию о состоянии агрегатов и узлов автомобиля в виде кодов ошибок, которые еще нужно расшифровать. Некоторые программы сами выполняют эту задачу, но бывают случаи, когда разобраться в наборе букв и цифр предстоит самому автовладельцу. Так, коды ошибок состоят из пяти знаков и могут отличаться у разных моделей автомобилей.

Например, P01xx, P02xx отвечает за контроль смесеобразования, а P00xx еще и за системы дополнительного снижения токсичности выхлопных газов. P03xx – за систему зажигания и систему контроля пропусков воспламенения. P07xx, P08xx, P09xx – за трансмиссию, а P06xx указывают на состояние блоков управления ECM / PCM / TCM и других систем. B00xx отвечает за кузов (подушки безопасности, центральный замок и электростеклоподъемники). C00xx - шасси (ABS антипробуксовочная система, ESP, TCS-Traction Control System, Система курсовой устойчивости). Также существуют специальные коды, установленные производителем и зависящие от марки автомобиля – это P10xx и P20xx.

Следует отметить, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы управления силовым агрегатом, добавляя новые коды ошибок. Если вам нужно получить подробное описание всех кодов неисправности и причины их появления, тогда лучше ознакомиться с технической документацией транспортного средства.

На дворе уже 2014 год и 21 век. Не пора ли сделать так, чтобы наши автомобили были такими же умными, На самом же деле наши машины (ваш автомобиль) по разумности, по многозадачности (функциональности) и многому чему другому не уступают(ет) ни в чем нашим (вашему) смартфонам (смартфону). Любой современный автомобиль каждую секунду генерирует огромное количество цифровой информации, которую большинство из нас не осознает, не ощущает и о которой даже не догадывается.

Но, при наличии у вас определенного недорогого оборудования и необходимых Вы сможете использовать все эти данные для экономии того же топлива автомобиля, также узнать о том, где припаркован Ваш автомобиль и даже сделать диагностику своему автомобилю в том случае, если на приборной панели автомашины загорелся значок "Чек двигателя".

Что Вы от этого получите.


Большинство автомобилей с начала 1980-х годов имеют бортовые компьютеры, которые снабжены бортовым диагностическим разъемом (OBD). Начиная с 1996 года во многих автомашинах стали появляться новые дополнительные разъемы с современным стандартом подключения OBD-II, которые стали совместимы с любыми персональными компьютерами. Стоит отметить, что в те еще времена с данными блока управления автомобилем или двигателем мало что можно было бы серьезного предпринять (сделать), тем-более с помощью тех обычных ПК. Для того, чтобы сделать в то время анализ данных с электронных систем автомобиля, необходимо было иметь дорогостоящее профессиональное оборудование. Но к нашему счастью мы сегодня все живем уже в будущем по отношению к прошедшему (тому) времени.

Благодаря тем же данным, которые постоянно генерирует компьютер современного автомобиля, можно отслеживать с помощью установленных специальных приложений на смартфоне все что угодно. Эти программы помогут сделать Ваше управление автомашиной более лучшим и позволят вам сэкономить даже деньги.

Вот пример некоторых данных, которые можно получить на смартфон:


Отслеживание эффективности вождения для экономии топлива: -многие из нас (вас) во время вождения слишком резко тормозят, или слишком быстро разгоняются, или часто ездят на повышенных оборотах двигателя. Подобная манера управления машиной повышает потребление топлива. Такие программы для смартфонов как "Dash" и "Automatic" помогут и подскажут Вам, что вы должны изменить в своей манере вождения, чтобы добиться в дальнейшем существенной экономии топлива. Так же эти приложения помогут Вам (водителям) высчитать свои расходы на топливо при поездках на определенное установленное расстояние.

Также, помогут узнать, где припаркован Ваш автомобиль: -Такие программы как "Dash" и "Automatic" предназначенные для смартфонов или планшетов помогут узнать, где Вы припарковали свой автомобиль (если вы вдруг забыли). В интеграции с картами "Google" Вы сможете не просто узнать, где стоит Ваш автомобиль, но и даже уточнить а далее проложить короткий путь к машине. На первый взгляд такая возможность программы покажется абсурдной. Но не спешите так думать, по статистике 30% автомобилистов при посещении крупных торговых центров как правило, просто забывают о том, где припарковали свой автомобиль. Такая вот друзья статистика.

Узнать причину появления значка двигателя (символа) "Check": - . Не смотря на то, что большинство серьезных поломок автомобиля, которые становятся причиной появления требуется квалицированная помощь автомеханика, то с помощью смартфона и специальной программы Вы сможете некоторые некритичные и не представляющие опасности ошибки приведшие к появлению , просто сбросить. Подключившись таким образом к OBD разъему компьютера автомобиля Вы для себя сможете узнать, что пошло не так и что привело к появлению значка "ошибки двигателя", а далее сможете предпринять все необходимое, чтобы убрать эту ошибку.

Вот несколько конкретных шагов, что необходимо сделать для того, чтобы сделать диагностику своему автомобилю самостоятельно и узнать о нем всю информацию, которая скрыта от Ваших глаз и хранится в компьютере.

Шаг первый: Установите OBD-адаптер.


Чтобы приступить к самостоятельной диагностике своего автомобиля Вам необходимо купить (понадобится) "Bluetooth" адаптер "OBD, OBD-II или iOBD" (в зависимости от года выпуска вашего транспортного средства, от его марки и модели). Сегодня на Российском рынке представлено огромное количество различных беспроводных адаптеров, а именно, начиная от дешевых стоимостью по 700 рублей и заканчивая более дорогими стоимостью около 2 тыс. рублей .

Наиболее надежные и более дешевые "OBD-II Bluetooth" адаптеры лучше всего заказать за рубежом. К примеру, через интернет-магазин "Amazon ".

Обращаем ваше внимание, что в сети интернет существуют отзывы о пользовании этими адаптерами. Некоторые пользователи например заверяют, что если адаптер включен в сеть автомобиля, то при выключенном зажигании определенные модели таких адаптеров сажают сам аккумулятор автомобиля. Поэтому мы заранее советуем, приобрести сразу несколько моделей адаптеров, чтобы выбрать для себя оптимальный вариант.

Более дорогие модели адаптеров (к примеру вот этот , стоимостью 69 долларов США) как правило не разряжают аккумулятор автомобиля. Так же эта самая модель предусматривает еще и более быстрое обновление данных и передачу их на смартфон. Стоит также здесь отметить, что не все адаптеры совместимы с большинством приложений для смартфонов. Так например, программа "Automatic" требует для себя специальный адаптер "OBD-II".


После того, как Вы выбрали и приобрели адаптер который собираетесь использовать для подключения своего смартфона, то для вас не составит особого труда установить его в специальный разъем в автомобиле. В большинстве автомобилей подобные разъемы как правило находятся под приборной панелью в салоне автомобиля, либо под рулевым колесом. К нашему сожалению, мы не можем дать Вам универсального совета-ответа, где точно может находиться этот разъем, так как на разных марках и в различных моделях машин эти разъем располагается в разных местах.

Для того, чтобы точно узнать месторасположение интерфейса для подключения "OBD адаптера" обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля.

Когда Вы нашли месторасположение диагностического разъема в своем автомобиле, то подключите к нему ваш "OBD адаптер". Большинство современных адаптеров оснащены светодиодной или звуковой индикацией, которая сообщает о правильном подключении его в электронную сеть автомобиля.

Если Вы купили адаптер вместе с приложением (к примеру с программой "Automatic"), то прочитайте и ознакомьтесь с инструкцией к адаптеру, чтобы убедиться для себя о правильности такого подключения.

Шаг второй: Установите необходимые приложения на смартфон или на планшет.

Существует целый ряд , которые могут отслеживать данные с автомобиля с помощью "OBD". К нашему сожалению, мы не можем описать здесь полный список подобных существующих программ в связи с их огромным разнообразием. Предлагаем своим читателям несколько таких программ, которые на наш взгляд являются на сегодня наиболее полезными и достаточно интересными.

"Dash" (Бесплатно, Android / IOS скоро).

"Dash" выделяется из множества программ и считается самой полезной, поскольку это не только хорошо продуманное приложение, но и еще она совместима с большим количеством поддерживаемых типов и моделей адаптеров. На данный момент эта программа доступна для и планшетов, которые работают на базе системы "Android". Но пользователи продукции "Apple" могут подписаться на бета-версию программы для системы "IOS". По предварительным данным данная программа будет доступна для скачивания на "IOS" уже до конца этого года.

Преимущества:

- Показывает данные в реальном времени . Можно видеть с какой скоростью Вы двигаетесь на машине, какая температура двигателя на вашем автомобиле, кокое напряжение аккумулятора и много другой информации, которая не доступна для вас на приборной панели автомобиля.

- Поддерживает и запоминает историю поездки . Вы можете увидеть историю Ваших поездок со всеми сопутствующими данными (время в пути, средний расход и на какую сумму вы израсходовали топливо).

- Позволяет узнать, где припаркован автомобиль . Когда Вы выходите из машины, то можете зафиксировать местонахождение (местоположение) машины, чтобы при выходе из того места куда Вы приехали нажать кнопку поиск и сразу узнать, где Вы оставили свое автотранспортное средство, а также вместе с тем узнать и короткий путь до парковочного места своего автомобиля.

Недостатки:

- К большому сожалению, программа пока доступна только для пользователей устройств с системой "Android" . Пользователям устройств "Apple" на базе "IOS" придется подождать до конца года, когда программа станет доступна для скачивания.

- Еще к нашему сожалению, данная программа "Dash" не поставляется со своим фирменным адаптером , как например тоже приложение "Automatic". Поэтому каждому пользователю самому придется выбирать для себя путем проб и тестирования именно тот адаптер, который будет надежно и качественно работать с его автомашиной и с приложением, а не разрежать аккумуляторы смартфона и автомобиля.

"Automatic" ($99, Android / iOS).


Если Вы не хотите самостоятельно пользоваться анализом многих получаемых данных от автомобиля и готовы потратить 100 долларов США, то приложение "Automatic" будет являться для вас отличным решением, которое само будет обрабатывать данные получаемые с диагностического разъема "OBD".

При первом открытие данного приложения программа сама будет помогать Вам на каждом этапе в процессе ее установки. Далее программа самостоятельно начнет отслеживать, как Вы управляете автомобилем. И если Вы что-то делаете неправильно, то она сразу подаст звуковой сигнал. В данном приложении имеется правда не так уж и много настроек. К нашему сожалению разработчики наверно поленились сделать программу, которая принимала бы данные с автомобиля в реальном времени (что наверное было бы хорошо, когда Вы непосредственно находитесь за рулем). Эта программа продается вместе с адаптером.

Преимущества:

- Простота . Программа "Automatic" самая простая в использовании из всех имеющихся. Нет наверное ничего проще. Когда Вы запускаете приложение на экране смартфона, то вам тут- же показывается виртуальная приборная панель автомобиля. Еще один экран в программе отображает следующее, а именно, подключен ли адаптер к самой сети автомобиля. Следующий экран отображает полную сводку ваших поездок.

- Никаких проблем с совместимостью . "Automatic" позволяет водителю не беспокоиться о совместимости самой программы с адаптером, поскольку эта программа продается вместе с адаптером, который в любом случае совместим с вашей операционной системой смартфона или планшета.

- Не отвлекает от управления автотранспортным средством . В то время как, все подобные приложения во время движения сообщают Вам о различных поступающих данных, то приложение "Automatic" практически не отвлекает водителя от . Все данные обрабатываются не в реальном времени, а именно, как только Вы , то приложение тут-же обработает все поступившие данные о поездке и сразу сообщит (покажет) Вам.

Недостатки:

- При цене в 99 долларов США приложение можно считать самым дорогим . В то же время простота и удобство использования приложения нивелирует его дорогую стоимость. Но тем не менее, не все водители смогут потратить на приложение эту сумму. Ведь заплатив за него больше - Вы получаете меньше. В то же время Вы уже не сможете использовать с этой самой программой собственный "OBD адаптер". Но с другой стороны, если Вы все-же хотите использовать и приложение "Dash" и приложение "Automatic", то Вам в таком случае по-любому понадобится второй адаптер.

- Мало информации . С помощью данного приложения Вы не сможете узнать реальную температуру двигателя или уровень напряжения аккумулятора. "Automatic" не предоставляет таких больших возможностей, чтобы вы смогли узнать как можно больше информации с бортового компьютера . Для получения более подробных данных с компьютера Вам необходимо скачать другие приложения.

"Torque" (Бесплатно / $4.95 Pro , Android).


Приложение "Torque", что в переводе на русский язык означает "Крутящий момент" относится к профессиональным диагностическим программам. Данное приложение предоставляет Вам возможность узнать о работе двигателя автомобиля достаточно большое количество различной информации. Любопытно другое, что эти бесплатная и платная версии имеют разные интерфейсы (естественно платная версия выглядит лучше). Но тем не менее, бесплатная версия вполне функциональна.

Преимущества:

- Информация на профессиональном уровне . Ни приложение "Dash" и ни программа "Automatic" не покажут Вам данные, которые сообщает датчик корректировки топливо-отдачи. Если для Вас важны очень многие показатели автомобиля, что ранее были доступны только профессионалам на крупных специализированных автосервисах, то приложение "Torque" будет отличным решением для установки на ваш смартфон.

- Широкая аппаратная поддержка . "Torque" работает с широким спектром "OBDII адаптеров", а также и с некоторыми образцами разъемов введенных еще до 1996 года. Если у Вас старый автомобиль, то эта программа для самостоятельной диагностики автомобиля будет просто незаменима.

Недостатки:

- Трудный интерфейс . Приложение имеет трудный неинтуитивный интерфейс. У нее не логичное меню и сохранение данных, а также трудный поиск необходимого значения.

- Полная версия платная . Трудно назвать стоимость программы в 5 долларов США большой. Но из-за неуклюжего и неудобного интерфейса пользование данной программой может расстроить многих водителей, которые потратят так сказать деньги зря и купят себе платную версию. Мы советуем Вам скачать лучше бесплатную версию.

Существует еще много различных приложений для считывания информации с компьютера автомашины для "IOS" и "Android". Установив несколько приложений на свой телефон и купив заодно сразу несколько адаптеров, Вы таким образом сможете получить для себя безграничное число информации, которая скрыта от Вас во время вождения автомобиля.

Шаг третий: Сесть за руль.


После того, как Вы установите адаптер "Bluetooth", адаптеры "OBD, OBD-II" или "iOBD" в автомобиль, а также и приложения на смартфон или планшет, Вам пора сесть за руль. "Dash" и "Automatic" будут отслеживать ваши поездки в фоновом режиме и будут анализировать Ваш стиль вождения. Таким образом Вы будете получать индивидуальные оценки за ваше управление машиной. Приложения подскажут Вам оптимальную манеру вождения для более эффективного расхода топлива.

Как Вы видите друзья на фотографии выше, программа сама отслеживает Ваш путь маршрута, также отслеживает как долго и сколько Вы ехали, и естественно отслеживает сколько топлива Вы потратили на поездку. И еще, программа покажет Вам ориентировочную цену стоимости потраченного автомобилем топлива.

Программа "Dash" позволяет Вам добавлять дополнительную информацию и делать заметки, которые Вы лично от себя пожелаете добавить, например, такие, как фотографии, сделанные во время поездки, или ваши личные заметки о том, с кем Вы ехали по тому или иному маршруту, используя при этом различные приложения, предлагающие получение вами с автомобиля различных данных. Каждая программа, как вы уже убедились, предлагает несколько эксклюзивных параметров не доступных в других или иных приложениях. Скачав все их на телефон они станут для Вас в последующем просто сокровищем по тому количеству информации, которую Вы сможете получать и получить с электронного блока управления автомобилем и двигателя. Вы не просто получите полезную информацию, но и сможете в долгосрочной перспективе сэкономить значительные деньги на топливе.

Обратите свое внимание на то, что сегодня существует большое количество приложений для смартфонов, предназначенных для полной профессиональной диагностики всех электронных систем автомобиля. Во многих приложениях, чтобы самому разобраться в их интерфейсе, не составит особого труда.

Многие эти программы помогут водителям самостоятельно получать данные с электронных систем автомобиля, которые ранее Вы могли получить только при поездке на диагностику в автосервис.

Кому-то компьютерная диагностика автотранспорта может показаться роскошью, а не необходимостью. В реальности же, это совсем не так. Технология проверки автотранспорта с использованием компьютера открыла новую эру в части ремонта транспортных средств и сервисного обслуживания. Невзирая на то, что многие автомобилисты упорно не желают посещать сервисные центры, поступать так же как они не рекомендуется. И на то, надо сказать, существуют веские причины.

Так для чего же требуется проведение компьютерной диагностики?

Диагностирование автомашины компьютерным оборудованием позволяет очень глубоко проверить электронные системы автотранспорта. Тестированию, так же, подвергаются блоки, которые ответственны за работу силового агрегата, подвески, коробки передач, круиз-контроля, управления и пр. Целью диагностического тестирования - определение возможных поломок.

Современное транспортное средство, по своей сути, сложная компьютерная техника. Ее вычислительная способность во много раз совершенней первых компьютеров. Так же, как и в персональном компьютере, здесь есть процессор и запоминающее устройство, которое является носителем информации. Все неисправности определяются БУ и сохраняются в памяти. В процессе диагностических работ остается только найти ошибки и проверить какова функциональность проблемных узлов.


Основные этапы проверки

Осуществляется компьютерная диагностика следующим образом:

- проводится считывание имеющихся ошибок . Используя специальные проверочные средства специалисты осуществляют диагностику данных цифровых носителей и коды неисправностей. Их получение дает возможность дать детальную характеристику поломке. В этом случае очень важно уметь работать со сканером, поскольку мастер должен знать, как «расшифровать» полученные данные.

-аналоговая проверка . Она, по сути, дополняет первый этап. Специалистами осуществляется диагностика электрических цепей автотранспорта (АКБ, генератор, шнуры, контакты и пр.). Проверяется все это для того, дабы убедиться, что электрическое оборудование исправно. Если же электрика окажется неисправной, то получение какой бы ни было цифровой информации будет бессмысленным.

-анализ полученной информации и результат . Надо сказать, что современное оборудование для диагностики транспортного средства очень точное. Оно может даже определить, не заказывалась ли ранее услуга хранения шин. Вся информация основывается на основании состояния резины. После того, как все данные будут получены, то подводится итоговый результат. Расшифровка кодов позволяет очень быстро найти какую-либо неисправность или напротив убедиться, что с электрооборудованием все в порядке. Простой автолюбитель не способен сам выполнить все указанные выше, поскольку для этого требуются специальные знания и навыки обращения с техникой.

После проведения диагностики и исправления всех неисправностей, специалистам остается только вновь подключиться к ЭБУ и удалить коды, которые были записаны ранее. После повторного пуска системы, она продолжит свою работу, а старые ошибки в расчет браться не станут.

Практика указывает, что данная услуга существенно облегчает поиск неисправностей. Для автомобилиста такая услуга имеет как минимум две позитивные стороны. У него может быть полная уверенность, что его машина работает нормально. Но даже если поломки и существуют, то их устранят очень быстро.

Проводится для автомобилей, обладающих электронной системой управления двигателем. Чтобы не опираться на разрозненные симптомы и не искать поломку путем разбора мотора на составляющие, можно обратиться к информации, накопленной в бортовом компьютере и понять, в чём проблема.

Цели и задачи компьютерной диагностики

Вот, что обычно показывает компьютерная диагностика автомобиля:

  • его текущее техническое состояние;
  • точные причины неисправности, локализацию и количество повреждений;
  • меры профилактики и устранения неполадок;
  • правильность настроек бортового компьютера.

В каждой есть специальный разъём для подключения к ПК (непосредственно или через переходник). На компьютер устанавливаются специальные программы, считывающие закодированную информацию и показывающие ее в удобном, понятном виде. После чего владельцу остается только принять решение о дальнейших действиях.

Иногда покупатель получает машину из салона с настройками, которые не отвечают условиям предстоящих поездок, из-за чего авто проявляет себя не с лучшей стороны: выдает малую мощность, низкую выносливость, поглощает много топлива и т. п. Об этом тоже можно узнать в процессе диагностики.

Такой подход не только облегчает выявление поломки, но и часто экономит деньги, так как точечно указывает, что именно неисправно. Автовладелец избежит лишних покупок и ошибочной замены исправных деталей.

Этапы проведения диагностики

Для автодиагностики приглашается специалист с оборудованием (или машина отправляется в салон, где оказывают подобную услугу). Он подключает сканер, выводящий информацию на монитор.

Далее владелец машины рассказывает о том, что, по его мнению, нужно проверить и какие признаки неисправности наблюдаются у авто. Тестирование включает проверку состояния подвески, двигателя, трансмиссии, системы электроснабжения.

Подвеску тестируют в следующих случаях:

  • когда шины изнашиваются неодинаково: какое-то из колес приходится «переобувать» чаще;
  • когда при поворотных маневрах слышен стук;
  • когда на плохой трассе слышен гул;
  • когда автомобиль ощутимо заносит в сторону при повороте;
  • когда ощущается тряска при движении;
  • когда автоблокировочная система срабатывает раньше, чем нужно;
  • когда возникает зазор между элементами механической системы.

Мотор проверяют, если:

  • он долго разогревается или шумит;
  • поглощается много горючего;
  • плохо срабатывает зажигание;
  • цвет выхлопного газа приобрел белый либо, наоборот, чёрный оттенок;
  • мощность стала заметно ниже;
  • повысились или понизились холостые обороты.

Автоматическую коробку передач тоже подвергают исследованиям в некоторых случаях:

  • если какая-то передача не включается;
  • вместо плавной смены скорости машина резко дергается;
  • переключение подтормаживает, авто буксует;
  • появились посторонние звуки;
  • протекает масло;
  • , чем раньше.

Вот, что входит в диагностику автомобиля. После неё специалист анализирует результаты и рассказывает о них владельцу машины, а также советует, что можно сделать для улучшения ситуации.

Плюсы электронной диагностики

В электронной диагностике есть ряд неоспоримых преимуществ:

  • она выполняется оперативно и точно;
  • можно не проводить полную проверку, а выяснить состояние конкретного элемента (и, конечно, заплатить за услугу меньше);
  • можно осуществить профилактику вероятных сбоев;
  • в процессе возможен пересмотр настроек, перепрошивка ПО.

Тестирование займёт всего несколько минут, и вы сразу узнаете результат и сами увидите его обоснование, что делает услугу более прозрачной и позволяет избежать лишних трат. Такая процедура совершенно необходима при , чтобы бывший хозяин или посредник не смогли скрыть от вас никаких существенных дефектов и слишком завысить цену.

Если вы догадываетесь, какой именно элемент поврежден, можно осуществить подбор электронного тестирования: задать проверку для определенного участка – это сэкономит ваши деньги.

Когда необходимо электронное тестирование

Компьютерную диагностику стоит проводить в следующих случаях:

  1. Машина имеет один или несколько признаков неисправности: на дисплее появляется уведомление о сбое какого-либо элемента, авто издаёт странные звуки, плохо заводится, тратит много топлива, чего раньше не наблюдалось, стало менее мощным и т. д.
  2. Предполагается длительное путешествие, в котором вам просто необходим надежный автомобиль, способный без поломок преодолеть заданное расстояние. Особенно это касается поездок в безлюдные или незнакомые места.
  3. Вы собираетесь покупать или продавать : в первом случае вы узнаете всё о проблемах и состоянии автомобиля, чтобы не купить безнадёжно изношенный транспорт, а во втором – оцените шансы на продажу и сможете выставить адекватную цену.
  4. Как профилактическая мера, чтобы следить за состоянием машины и вовремя устранять все неполадки, а также просчитать возможные проблемы на годы вперед.

Проводить диагностику лучше в заслуживающих доверия мастерских и салонах или приглашать проверенного специалиста с оборудованием. К сожалению, многие дилетанты в этом деле считают, что кроме наличия ПО и сканера им ничего не нужно, и смело предлагают свои услуги практически по той же цене, что и профессионалы.

Каждый современный автолюбитель слышал про «компьютерную диагностику автомобиля», но не каждый из них полностью понимает всю суть процедуры. В основном, все знания ограничиваются пониманием, что такая диагностика помогает выявить некоторые неполадки в работе транспортного средства, а в некоторых случаях, можно подкорректировать работу сбойных узлов. Стоит отметить, что данные понятия не далеки от истины, но не описывают всего процесса. Поэтому, в данной статье, мы попытаемся разобраться с некоторыми нюансами.

Что такое протокол OBD?

Прежде всего, для удобной диагностики, необходим единственный разъем в автомобиле, позволяющий подключить специальное оборудование и провести быструю диагностику всех систем. Именно такой разъем, сейчас называют OBD-II. На самом деле, это не название разъема, а название стандартизированной системы диагностики и самодиагностики транспортного средства, которая устанавливается автопроизводителями в обязательном порядке. Хоть компьютерная диагностика и начала активно применяться лет 20 назад, история OBD началась еще в 50 годах на территории Соединенных Штатов Америки.

Именно в то время, правительство и некоторые организации озаботились об экологических проблемах, которые последуют из-за увеличения количества автомобилей. Поэтому, в правительстве начали принимать законопроекты. Нацеленные на ограничение количества выбросов вредных веществ в атмосферу. В свою очередь, автопроизводители старались исполнить все требования.

Но отсутствие единых стандартов и технических средств для диагностики и контроля выбросов, заставило автопроизводителей и правительство заняться разработкой различных диагностических систем. Отсутствие сложной электронной техники и особенно желания выполнять все требования, поспособствовали появление только простых систем, способных следить за количеством расходуемого топлива. Даже такие «простые» системы контроля за экологичностью автомобиля не работали должным образом, и не могли дать точных данных про экологичность отработанных газов. Поэтому, к 1970 годам, американский департамент за контролем воздушной среды и агентство по защите окружающей среды стали настаивать на разработке и внедрении новых диагностических систем в массовое производство автомобилей.

Стоит отметить, что General Motors первые начали разработку и внедрение собственной системы ALDL. Но данная система так и не получила массового распространения, даже на территории Америки, даже модифицированная версия протокола ALDL в 1986 году не обрела массовости. Только в 1991 году, благодаря разработке 1989 года калифорнийским департаментом за контролем воздушной среды нового протокола OBD, получилось обязать всех производителей автомобилей из США оборудовать новой диагностической системой все выпускаемые машины.

Обратите внимание, что все разработки диагностических систем, проводились с единственной целью - это контроль за соблюдением экологических норм. Поэтому. Первые версии OBD, могли следить только за составом выхлопных газов. Также, можно было определить неисправности в работе электронного зажигания и системе EGR (система рециркуляции выхлопных газов). Вся информация по неисправностям, выводилась на приборную панель при помощи сигнальной лампочки MIL (лампа индикации неисправности). Поэтому, назвать данную версию протокола, полноценной диагностической системой - невозможно. Даже с последующей модификацией, которая научилась сигнализировать о неисправностях отдельных элементов посредством мигания лампочки с определенной последовательностью - не исправила ситуацию.

И только в январе 1996 года, окончательно определились с американским стандартом OBD-II, запретив продажу новых автомобилей в Америке не укомплектованных данной системой. Главным нововведением, стало появление диагностического разъема. При помощи которого, появилась возможность подключать специальный сканер и диагностировать работу автомобиля. Но в основном, данная возможность применялась полицейскими, которых интересовало только соблюдение экологического закона. Но история развития данного протокола на этом не остановилась.

Следом за Соединенными Штатами Америки, похожие законы стали применять большинство стран. Так в 2001 году, был принят закон, по которому все новые автомобили продаваемые на территории Европы, должны были комплектоваться EOBD (европейская версия системы самодиагностики). В 2003 году, данному примеру последовала и Япония, введя обязательный стандарт для всех новых автомобилей JOBD.

К сожалению, это сверх краткая история развития диагностического стандарта. Для раскрытия всей темы, не хватит и одной отдельной статьи. Поэтому, перейдем к более практичному изучению OBD-II.

Что такое DLC?

DLC (Diagnostic Link Connector) – это название самого диагностического разъема, к которому подключаются сканеры. Стоит отметить, что сам разъем стандартизирован, и на всех автомобилях абсолютно идентичен. Сам разъем получил 16 контактных площадок, которые строго отвечают стандарту по своему назначению. К примеру, последний контакт, находящийся в самом конце второго ряда, напрямую подключен к аккумулятору и постоянно имеет +12 В, а четвертый контакт в верхнем ряду, обязательно заземлен на кузов автомобиля. Но есть некоторые различия, по стандарту, регламентируется назначение только 10 определенных контактов. Поэтому, автопроизводители могут использовать оставшиеся шесть по своему усмотрению.

Как упоминалось выше, система разрабатывалась для оперативной проверки экологичности автомобиля. Поэтому, по Американскому стандарту, разъем должен находиться в быстром доступе для водителя и быть не далее чем 60 см от рулевого колеса. Но это выполняется только в автомобилях для американского рынка. Раньше, в китайских и японских автомобилях, разъем мог находиться даже под капотом, но сегодня, как правило, DLC располагается в салоне автомобиля.

Но стандартизация разъема, не означает взаимозаменяемости диагностического оборудования. Дело в том, что различные производители могут использовать разные протоколы обмена данными между оборудованием и системой OBD-II. На сегодняшний день, используется пять разновидностей протоколов, что приводит к различным нюансам на практике.

Теперь стоит понять, на что же способна компьютерная диагностика на самом деле.

Что можно продиагностировать?

Обратите внимание, что использование дешевого китайского сканера и считывание нескольких ошибок с бортового компьютера - это не диагностика, и даже не похожа на нее. На самом деле, диагностику проводит человек в паре со специальным оборудованием. Поэтому, и оператор, и оборудование должны иметь специальные навыки или возможности для проведения точной компьютерной диагностики. Теперь разберем, из чего состоит правильная компьютерная диагностика:

1. Предварительный сбор информации.

2. Считывание ошибок из бортового компьютера.

3. Изучения данных в реальном времени.

4. Изучение данных при эксплуатации в реальном времени.

5. Изучение полученных данных и сравнение их с эталонными.

6. Проведение тестов оборудования.

7. Продолжение диагностики автомобиля с использованием обычных инструментов.

8. Логирование плавающих ошибок.

Согласитесь, список далеко не маленький, и подразумевает большое количество работы. Но а теперь. Пройдемся по каждому пункту из списка отдельно.

Предварительный сбор информации

Естественно, перед тем как проводить любую диагностику, компьютерную или обычную, хороший мастер тщательно опросит владельца автомобиля о подозрительных моментах. Именно данный этап помогает сконцентрироваться и выделить особо важные участки для диагностики. Получив предварительную информацию по возможным неисправностям, мастер быстрее и точнее выполнит поставленную задачу.

Данное действие можно сравнить с обычным лечением в хорошей больнице. Ни один врач не начнет лечение до опроса больного. Поэтому, к данному этапу лучше относиться со всей возможной серьезностью, и вспомнить все подозрительные моменты при эксплуатации автомобиля.

Считывание ошибок из бортового компьютера

После всех подготовительных мероприятий, можно переходить к началу компьютерной диагностики. Для этого, необходимо подключить компьютер к штатному DLC разъему автомобиля, и подождать пока фирменная программа соединиться с бортовой сетью автомобиля.

Каждая диагностическая программа от различных брендов отличается, но имеет похожие функции. Поэтому, мы не станем отдельно останавливаться на обзоре программного обеспечения.

После успешного подключения, появляется стартовый экран. На котором можно увидеть общую информацию о состоянии транспортного средства. Показывается самая разнообразная информация, от показателей одометра (которые легко «скручиваются» умельцами), до показателей пробега каждого важного узла (что сбросить сложнее), или можно увидеть даты и пробег, когда автомобиль проходил официальное ТО. Также, на экране будет показана информация о номере кузова, двигателя и т. д.

Тут стоит сделать отступление, если вы считаете, что автомобиль работает в штатном режиме, и на приборной панели не загорается ни одна лампочка, предупреждающая о неисправности, то не значит, что все элементы автомобиля функционируют без ошибок. Поэтому, стоит периодически проходить компьютерную диагностику на специализированных станциях технического обслуживания. Это поможет выявить неисправности на ранних стадиях, и обойтись «малой кровью» при ремонте автомобиля.

На вкладке «Ошибки», можно просмотреть весь список произошедших сбоев оборудования автомобиля. При этом, в дополнительных свойствах, будут описаны параметры машины, при которых возникла данная ошибка. К примеру, в описании будет записан пробег когда она произошла, текущая скорость, обороты коленчатого вала в минуту, напряжение аккумуляторной батареи и сколько раз она возникала.

Данная информация поможет опытному мастеру разобраться в причинах возникновения сбоя. Ведь сама неисправность могла возникнуть из-за неполадок в другом узле. Но некоторая часть «диагностов», не владеющая специальными знаниями и навыками, предлагают полностью менять узел, в котором произошла ошибка. Тем самым надеясь на удачу.

Изучения данных в реальном времени

Этот раздел в программе применяется для диагностики автомобиля, позволяющий отслеживать показатели всех датчиков и устройств в реальном времени, и следить за их работой при определенных действиях с автомобилем.

К примеру, можно посмотреть на «правильность» работы электронной педали газа, или проседание напряжения в бортовой сети при включении кондиционера.

Также, эти данные можно просматривать во время движения, что позволит точно определить действия, при которых проявляется неисправность. А опытный мастер, способен быстро определить поломку при такой полноте данных от бортовых систем автомобиля.

Изучение полученных данных и сравнение их с эталонными

Эта работа уже не связанная с использованием диагностического оборудования. Она заключается в том. Что бы сравнить всю полученную информацию с эталонными показателями от производителя. К примеру, узнав напряжение на одном из датчиков, можно его сверить с эталонным, что даст уверенность в исправности питания или работы датчика.

Проведение тестов оборудования

Данный пункт позволяет протестировать или включить отдельные узлы автомобиля вне зависимости от других факторов. Это позволит убедиться в его работоспособности. К примеру, можно запустить вентилятор радиатора в не зависимости от температуры мотора, то есть, если автомобиль перегревается, то мы уже уверены, что электродвигатель вентилятора и его питание не являются причиной этому.

Продолжение диагностики автомобиля с использованием обычных инструментов

Данный пункт, применяется для подтверждения или опровержения предварительных выводов. Сделанных на основе проведенной компьютерной диагностике. К примеру, если диагностика показала снижение напряжения в определенном узле. То при помощи мультиметра, можно детально выяснить, на каком участке это происходит.

Также., в данную категорию можно отнести проверку состава выхлопных газов, проверку работоспособности форсунок или давления в топливной системе, и еще много различных способов перепроверить или уточнить данные от компьютерной диагностики.

Поэтому, можно сделать вывод, что хороший мастер, не побрезгует испачкать руки, самостоятельно перепроверить состояние датчиков или проводки. Может понадобиться подключение дополнительного оборудования, или замена некоторых датчиков или других элементов систем автомобиля.

Логирование плавающих ошибок

Это один из самых интересных моментов компьютерной диагностики. Думаю. Многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда в автомобиле, периодически проявляется какая либо неисправность, но по приезду на СТО, мастера не могут найти поломку. А все потому, что автомобиль иногда работает неправильно, а при проведении диагностики, все узлы работают исправно.

В таком случае, применяется специальное устройство, которое подключается к диагностическому разъему, и постоянно записывает все данные поступающие с него. Это позволяет в реальной обстановке выявить момент появления неисправности и сам сбой в узлах машины. При этом, все действия происходят в автоматическом режиме, и абсолютно не влияют на работу автомобиля.

Зачастую. Такой аппарат устанавливают на специализированном СТО и отправляют водителя на некоторое время по своим делам, пока не соберется достаточно данных для выявления неисправности.

Вывод

Все, что было сказано выше - это только часть от всего процесса диагностики. По данной тематике, можно еще написать несколько статей на тему различных протоколов, кодов ошибок и их классификации у разных производителей, или о различном оборудовании и способах подключения к диагностическим разъемам. Но суть компьютерной диагностики автомобиля, была раскрыта, и можно сделать кое-какие выводы.

Одним из основных выводов, стало понимание о том, что диагностика автомобиля не такая простая процедура, как казалась. При выборе мастера или СТО, стоит тщательно изучить отзывы, и пронаблюдать за действиями диагноста. Но если, Вам сразу начинают предлагать замену узлов автомобиля, то стоит бежать от таких мастеров и искать более подходящие варианты.

В данном вопросе, не стоит надеяться и на официальные станции технического осмотра. Они практически всегда советуют менять детали в сборе, не стараясь разобраться в причинах неисправности. Конечно, если автомобиль находится на гарантийном обслуживании, то пусть меняют хоть все узлы, но платить десятки тысяч рублей из-за плохого контакта на одном из проводов, или попавшей грязи куда-либо - не стоит.