Дорога с одной полосой движения. Правила движения по полосам

В нынешней публикации речь пойдет об определении числа полос на определенной дороге. Даже если, первоначально, кажется, что найти количество полос передвижения на автостраде довольно легко, на самом деле это в некоторой степени неверно. Находится предостаточно обстоятельств, в которых необходимо хорошо поразмышлять, чтобы найти верное решение. К тому же, когда водитель не сумел верно зафиксировать число полос передвижения, его могут наказать административным штрафом, а в определенных обстоятельствах и конфискацией водительского удостоверения. Такое положение дел тоже будет проанализировано в представленной статье.

Проблема вычисления числа полос на автодороге наиболее актуальна в зимнее время, когда разметка на автомагистрали или совсем стирается, или ее попросту заваливает снегом. Такая обстановка, очевидно, наиболее трудная, и она будет разобрана в заключении этой публикации.

Установление числа полос при существовании разметки для всех полос

Самая незамысловатая ситуация появляется тогда, когда на проезжей части отдельная полоса акцентирована соответственной маркировкой. Для этой цели используют одну из трех разновидностей маркировки:
1.1 – разграничивает потоки транспорта встречных течений и отмечает края полос перемещения на опасных участках дорог; отмечает рамки проезжей части, на которые не разрешено заезжать; отмечает предел территорий для стоянки транспорта;
1.5 – разграничивает потоки транспорта встречных течений, включающих в себя две или три полосы; отмечает края полос передвижения при существовании двух полос и более, которые предназначены для перемещения с одинаковой траекторией;
1.6 – сигнализирует о приближении маркировки 1.1 и 1.11, которая разъединяет потоки транспорта встречных или одинаковых направлений.

Из представленных разновидностей маркировки переезжать не положено всего лишь разметку 1.1. В приведенной картине посчитать число полос на проезжей части довольно просто – необходимо попросту их сосчитать.

Установление числа полос при существовании только маркировки, отделяющей потоки транспорта встречных направлений.

Когда на шоссе фигурирует только одна линия маркировки, которая разграничивает полосы встречных направлений, то посчитать численность полос передвижения будет более затруднительно. Проанализируем некоторые вероятные ситуации:
1. Одна сплошная или рваная линия маркировки в центре дороги.
1.1– разграничивает потоки транспорта встречных направлений и отмечает края полос передвижения на опасных участках дорог; отмечает рамки проезжей части, на которые не разрешено заезжать; отмечает предел территорий для стоянки транспорта; 1.5 – разграничивает потоки транспорта встречных течений, включающих в себя две или три полосы; отмечает края полос передвижения при существовании двух полос и более, которые предназначены для перемещения с одинаковой траекторией;
Линии маркировки 1.1 и 1.5 образуют границу между потоками транспорта встречных направлений единственно на дорогах, которые имеют две или три полосы. Если в центре дорожного полотна имеется разметка 1.1, то на ней, несмотря на ширину полос, находятся две полосы. Это правильно даже тогда, когда в ту и другую сторону в одно и то же время могут передвигаться несколько транспортных средств.
2. Две сплошных линии маркировки в центре проезжей части.
1.3 – разграничивает потоки транспорта встречных направлений на дорогах, которые имеют четыре и более полосы для перемещения в двух направлениях, с двумя или тремя полосами – если полосы шириной больше 3,75 м.

Такая линия разметки применяется исключительно на широком дорожном полотне:
- включающем в себя четыре полосы и более;
- содержащий две - три широкие полосы (больше 3,75 м).
Количество полос на автомобильной магистрали при присутствии знаков 5.15

При присутствии знаков 5.15 число полос на дорожном полотне установить тоже довольно легко. Стоит только вычислить численность полос на соответственных знаках.

Знак 5.15.1 «Направления движения по полосам». Количество полос и допустимые направления перемещения по каждой из них.
Знак 5.15.2 « Направления движения по полосе». Дозволенные направления передвижения по полосе.

Выше упомянутые знаки позволяют сделать поворот в левую сторону из левой последней полосы, а также дают разрешение развернуться из данной полосы. Функционирование этих знаков не затрагивает общественный транспорт. Влияние знаков 5.15.1 и 5.15.2, расположенных перед перекрестком, охватывает весь перекресток, если прочие знаки 5.15.1 и 5.15.2, расположенные на нем, не диктуют других действий.

Если на представленном знаке представлено обозначение, запрещающее перемещение любому автотранспорту, то передвижение такого транспорта по соответственной полосе недозволительно. Знаки 5.15.7 с отвечающим требованию количеством стрелок используют на автомагистралях, которые имеют четыре полосы и более.

5.15.8 "Число полос". Показывает количество полос передвижения и распорядок перемещения по полосам. Водитель вынужден исполнять предписания знаков, нанесенных на стрелки.

Может появиться вопрос относительно того, как установить численность полос на автомобильной дороге, на которой имеется маркировка и присутствуют знаки «Движение по полосам». При этом толкования знаков и маркировки находятся в противоречии. При таких обстоятельствах необходимо выполнять те действия, которые предписывают дорожные знаки. Следовательно, у знаков существует преимущество над маркировкой. В те моменты, когда толкование дорожных знаков, включая непостоянные, и линий горизонтальной маркировки не соответствуют друг другу, или маркировка нехорошо видны, водители обязаны пользоваться указаниями дорожных знаков.

Какое количество полос передвижения на проезжей части без маркировки?

В тех обстоятельствах, когда на автомобильной дороге отсутствуют разметка и дорожные знаки, установить численность полос возможно руководствуясь пунктом 9.1 ПДД. В ней говорится о том, что число полос передвижения для транспорта, который не использует для движения рельсы, устанавливается маркировкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. В том случае, если они отсутствуют, водители самостоятельно должны определить число полос, учитывая ширину автомобильной магистрали, размеры транспортных средств и надлежащее расстояние между ними. В то же время областью, рассчитанной для противоположного перемещения на дороге с движением с двух сторон без разграничительной полосы, принимается половина ширины автомобильной дороги, которая находится с левой стороны, не учитывая локальные расширения проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Существуют основополагающие аспекты, на которых необходимо сконцентрировать внимание:
1. Половина ширины автомобильной части дороги, находящаяся с левой стороны, считается стороной, рассчитанной на противоположное движение.
2. На собственной половине автомобильной части дороги водители имеют право лично устанавливать число полос передвижения.

Автомобильная магистраль без знаков и маркировки не может быть дорогой в три полосы, даже если ширина проезжей части дает возможность поместиться трем машинам. На такой дороге число полос постоянно кратно двум, другими словами их бывает 2, 4, 6 и т. д. и не бывает 3, 5, 7 и т. д. Относительно того, как посчитать численность полос передвижения на собственной половине дороги, ПДД никак не регламентирует. По этой причине можно определить количество так, как водитель посчитает необходимым.

Последовательность установления числа полос.

Чтобы подвести итог под темой определения количества полос, приведем алгоритм установления их численности. Он предоставит возможность всякий раз безошибочно определять количество полос движения:
1. Найти на трассе знаки 5.15. Когда они есть, необходимо установить по ним численность полос.
2. Найти на автомагистрали горизонтальную маркировку. Установить по ней число полос.
3. Установить численность полос индивидуально, принимая во внимание тот факт, что левая половина проезжей части служит для противоположного движения.

Санкции и штрафы за передвижение не по полосам.

Теперь разберем штрафы, которые получает водитель при несоблюдении правил местонахождения на проезжей части:
1. В статье 12.16 о невыполнении предписаний, требуемых дорожными знаками или маркировкой проезжей части говорится, что за перемещение не по полосам движения, а по разграничивающей их маркировке водитель подвергается наказанию в виде предупреждения или штрафа в размере пятисот рублей.
2. В статье 12.20 о несоблюдении правил использования внешними световыми устройствами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализации или знаком аварийной остановки говорится о том, что переход в соседнюю полосу без употребления сигнала поворота влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3. Выезд на полосу со встречным передвижением с целью обхода препятствия наказывается штрафом в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Для обгона штраф насчитывает пять тысяч рублей или происходит конфискация водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев. При повторении правонарушения водительские права забирают на один год.

После ознакомления с представленной публикацией читатель сумеет запросто и без проблем установить численность полос передвижения на какой угодно автомобильной магистрали, и его транспортное средство неизменно будет занимать месторасположение на проезжей части согласно правилам.

Для того, чтобы хорошо ориентироваться в том как располагается транспортное средство на дороге, будет полезно знать размеры автомобиля и размеры полосы движения.


Пример размеров отечественного автомобиля ВАЗ.

На левом изображении видно, что ширина машины от зеркала до зеркала равна 1 метр 85 см (185 см).

На правом видно, что ширина корпуса машины по крыльям равна 1 метр 58 см (158 см).

Зеркала добавляют к ширине автомобиля примерно по 15 см с каждой стороны.

Из этого можно сделать вывод, что автомобиль занимает на дороге полосу шириной примерно 2 метра

Двухполосная дорога.

Двухполосная дорога состоит из двух полос для движения. Одна полоса для движения в одном направлении и другая полоса для встречного направления.

Пример размера такой дороги на одной из улиц Москвы.

Ширина одной полосы такой дороги составляет примерно 5 метров (490 см) .

Ширина проезжей части двухполосной дороги в этом случае будет 10 метров .

Полоска которая нарисована по цетру дороги и которая разделяет полосы движения имеет ширину 10 см.

Как же в реальности обстоит дело на дорогах Москвы?

По бокам можно видеть массу припаркованных к бордюру машин. Если учесть, что ширина полосы около 5 метров, а ширина машины около 2 метров то для движения, в лучшем случае, остается 3 метра. При движении по центру свободной зоны трехметровой ширины, боковой интервал составляет менее полуметра (50 см). А если машины, припаркованные у обочин - грузовые, ширина которых составляет примерно 2,6 м, то двигаться приходится заезжая на встречную полосу.



Движение с заездом на встречную полосу.

Четырехполосная дорога.

Такая дорога имеет две полосы движения в одном направлении и две в другом.

Ширина полосы при этом примерно 3 метра .

При движении по центру полосы расстояние до края полосы составляет полметра (0,5 м) . Интервал между соседними движущимися автомобилями составляет при этом около 1 метра .



Дорога с четырьмя полосами движения.

Учитывая то, что две полосы по ширине составляют 6 метров, на одной стороне вплотную могут разместиться три автомобиля. Такое можно наблюдать в Москве во время пробок (заторов на дороге).

Центральным понятием ПДД является дорога. А как еще может быть в Правилах ДОРОЖНОГО движения?

Определение из ПДД (п.1.2):

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога.

Но и искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.

Две узкие полоски вытоптанной травы, уходящей в поле? И это – дорога.

И даже если лютой зимой местный тракторист прямо по полю с помощью своего бульдозера проложит «зимник» (чтобы короче было ездить к своей любимой на встречу), то это тоже будет дорога. Пусть и временная (до весенней распутицы), но – дорога!

А как быть с ледовой переправой. В ПДД нет такого понятия, но есть определение, что это тоже дорога. Недаром же она обозначается дорожными знаками.

И даже брошенные в болотистый торфяник хворост или бревна, превращаются в гать – дорогу на болоте.

И на всех этих многочисленных вариантах дорог действуют (или, как принято говорить, «работают») Правила дорожного движения.

Итак, дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС .

Она включает в себя (как видно из второй части цитаты) следующие основные элементы:

  1. проезжую часть (одну или несколько), которая делится на полосы движения;
  2. разделительную полосу (при наличии);
  3. обочины (при наличии);
  4. тротуары (при наличии);
  5. трамвайные пути (при наличии).

Об этих элементах дороги и поведем речь.

Проезжая часть

Очень часто с понятиями «проезжая часть» и «дорога» происходит путаница. Под дорогой нередко подразумевают тот самый асфальт, по которому двигаются ТС.

Это ошибка! Тот самый асфальт – это лишь часть дороги. А именно – проезжая часть дороги.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И оказывается, что асфальтовое покрытие имеет не дорога, а ее проезжая часть.

И не асфальт – критерий проезжей части, а движение безрельсовых ТС. Проезжая часть может быть оформлена с помощью иного покрытия – бутового камня, брусчатки, щебня – или просто иметь грунтовую основу.

Но это – проезжая часть, которая создана специально для движения безрельсовых ТС. Трамвай к ним не относится.

Полоса движения

Исключительно для удобства движения проезжую часть дороги делят продольными линиями разметки на специальные участки – полосы движения (или полосы для движения).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Чтобы не «потеряться» на широкой проезжей части, водителю нужен какой-то ориентир при движении. Такой ориентир – это полоса движения, ширина которой достаточна для беспрепятственного и безопасного движения.

Но что делать зимой, когда разметка неразличима?

Или она вовсе не нанесена на проезжую часть?

В этом случае водитель обязан самостоятельно определить свое положение, которое он занимает на проезжей части. И делается это так: проезжая часть делится продольной линией строго посередине; участок справа – наш, слева – «встречка».

И последний штрих – сколько ТС способно разъехаться одновременно в одном сечении дороги. Количество ТС, способных сделать это, и укажет на численность полос.

Следовательно, полосы для движения ТС обязательно присутствуют на проезжей части. Водителю просто надо их найти.

Разделительная полоса

Существуют участки дорог, посреди которых можно встретить оригинальную конструкцию, — разделительную полосу.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Судя по определению, разделительная полоса – это «мертвый» участок дороги, который категорически запрещен для осуществления движения, остановки и стоянки ТС.

Для чего же существует разделительная полоса? Для обеспечения безопасности движения! Разделительная полоса разграничивает, разделяет транспортные потоки противоположных направлений, затрудняя (или делая невозможным) выезд на встречные полосы движения. Именно поэтому автомагистраль (самый скоростной участок дороги!) должен обязательно иметь разделительную полосу (или ограждения посредине дороги).

Однако разделительная полоса может быть оформлена не только с помощью какой-то физической конструкции, но и с помощью разметки «одинарная сплошная» (1.2.1).

На такой участок дороги тоже нельзя выезжать для движения, остановки или стоянки.

Говоря о разделительной полосе, нельзя не отметить ее еще одного важного свойства: разделительная полоса выделяет смежные проезжие части .

И последний момент. Понятно, что разделительная полоса не является обязательным элементом дороги, но положительно влияет на безопасность.

Обочина

Как это и не может показаться странным, обочина – тоже элемент (или часть) дороги. А все потому, что по обочине в редчайших случаях Правилами разрешено движение. А главное – обочина является участком дороги, на котором допускаются остановка и стоянка ТС.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина – дорожный элемент, который непосредственно примыкает к проезжей части и к тому же – в одной плоскости. Поэтому она не может быть отделена от проезжей части каким-то газоном или бордюром. Она именно «приклеена» к проезжей части, потому что предназначена, в основном, для остановки и стоянки.

Как правило, обочина отличается от асфальтовой проезжей части иным способом покрытия: она может быть выражена травяным покровом, щебнем, грунтом, песком, глиной и пр.).

Однако на крупных федеральных трассах практикуется формирование обочины с помощью такого же покрытия, как и на проезжей части. Это делается для обеспечения максимальной безопасности движения по скоростной дороге, чтобы частицы грунта, песка, глины не попадали на проезжую часть и не натворили беды при экстренном торможении ТС.

В этом случае границей проезжей части и обочины будет специальная – сплошная или прерывистая – линия разметки.

Говоря об обочине, следует отметить, что она не является обязательным дорожным элементом. Как правило, в населенных пунктах обочина отсутствует за ненадобностью, ибо ТС совершают стоянку или остановку, используя край проезжей части.

Следовательно, обочина – это удел загородных дорог. Кстати, здесь – в условиях отсутствия тротуаров – разрешено и движение пешеходов.

Тротуар

Тротуар – это еще один дорожный элемент. Причисление его к одной из частей дороги вполне оправдано. И вот почему.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

В принципе, все просто и понятно. Тротуар – для пешеходов, а они – участники движения. Потому и тротуар – часть дороги. Однако в редчайших случаях по нему разрешено движение ТС, а также их остановка и стоянка.

Тротуары, как и обочины, не являются обязательным элементом дороги.

Вне населенного пункта в них практически нет потребности: пешеходы перемещаются по обочинам.

Трамвайные пути

В наших ПДД есть много неточностей, «белых пятен» и т.п. Один из пробелов – отсутствие определения трамвайных путей, которые являются частью дороги, но не являются проезжей частью. Такие характеристики обусловлены анализом понятий «дорога» и «проезжая часть».

Существует два преимущественных способа организации трамвайных путем (в пределах дороги):

1) посредине дороги;

2) на границе с проезжей частью.

Невнимание ПДД к понятию «трамвайные пути» неоправданно, ибо они могут быть использованы для движения (в соответствии с нормами ПДД).

Очевидно, нам предлагается самим домыслить: трамвайные пути – это участок дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств .

Сделаем вывод

Дорога – это часть суши (или искусственное сооружение), предназначенная для движения ТС. В структуру дороги входят несколько элементов (проезжая часть и – по возможности – разделительная полоса, тротуар, обочина, трамвайные пути).

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Анисим

    В ПДД может быть и есть неточности. Но должны ли мы, простые водители, домысливать эти самые ПДД. В частности, трамвайные это пути или не трамвайные. Главное, как к нашему домысливанию отнесется инспектор ГИБДД.

    Надежда

    Как вообще можно не узнать трамвайные пути? В ПДД (на крайний случай, в комментариях к ним) приводится точные определения со всеми возможными вариациями к ним. На данный момент инструкторы автошкол объясняют все негласные ситуации, которые могут возникнуть на дороге, и плоха та автошкола, которая не дает достаточных знаний и представлений о наших российских дорогах

    Александр

    Добрый день. прошу разъяснить. рядом со зданием моего места работы проходит улица, с обеих сторон которой установлены знаки «остановка запрещена» и «принудительная эвакуация». Однако между зданием и дорогой уложена плитка шириной в 5 м. Между этой плиткой и асфальтовым покрытием дороги очевидно когда-то был бордюр. Сейчас он практически не виден и выступает над поверхностью не более чем на 2 см. Имею ли я право припарковать свой автомобиль на данном участке уложенным плиткой? Был случай когда администрация написала заявление в ДПС и людей оставивших автомобили на этом участке оштрафовали за неправильную парковку. Ведь есть нормы по которым тротуар считается таковым при определенной высоте бордюра.

    Игорь

    Здравствуйте! Разъясните пожалуйста, какое название по ПДД имеет разметка 1.3 (двойная сплошная), и если она — разделительная полоса, то почему дорога с разметкой 1.3 имеет одну проезжую часть? (билет №5 вопрос 1). Спасибо за ответ!

    Евгений

    Игорь, приветствую Вас! Разметка 1.3 не может быть разделительной полосой (РП). РП — это элемент дороги, и обозначена РП двумя (с каждой стороны) линиями разметки 1.2.1 (которая обозначает край проезжей части). Поэтому РП делит проезжую часть, а разметка 1.3 — нет. Она просто запрещает себя пересекать, но проезжая часть — едина!

    Стас

    Кстати, сейчас задумался о том, что не уверен в вобщем-то простых и привычных вещах. Например, задумался о том, как должен передвигаться я как пешеход по обочине вне населенных пунктов и как тут обеспечивается безопасность пешехода, если дорога грунтовая и граница между проезжей частью и обочиной не всегда понятна? Ну и, кстати, в тему вспомнилась байка о том, как студентам на военной кафедре преподавались некоторые армейские понятия. В том числе там изучался классификатор дорог для военных строителей. Особое впечатление производило упоминание про то, что военная дорога 7 категории - это когда лес повален, но не убран.

    Павел

    Обочина при дороге какой должна быть ширины? И то, что на обочине происходит отдельная жизнь, вот где удивление! На обочине располагаются целые рынки торговли, будь то арбузы гостей из Азии, или яблоки и картофель бабушек из соседнего поселка, изделия из мрамора, игрушки и даже вполне стационарные забегаловки «типа кафе», продающие кофе, чай, пирожки, по обочине путешествуют молодые люди и не очень, идут «крестные» ходы, катят велосипедисты, гонят стада овец и коров пастухи крестьянских деревень, порой на обочинах продают солярку из грузовиков-цистерн, дежурят инспекторы дорожных и иных служб. И все это не отражено в ПДД!

    Анна

    В ответ на комментарий Павла рассуждаю как водитель и пешеход. В городских условиях для пешеходов предназначен тротуар, где также могут располагаться места общественного пользования типа магазинов и кафе. За городом таким «тротуаром» является обочина. И где сказано, что на обочине запрещено организовывать места торговли? Другое дело, что это может быть небезопасно в случае заноса автомобиля. Ну так и на обычной городской остановке никто не застрахован от несчастного случая.
    А пробелы в ПДД насчет отсутствия определения трамвайных путей, многие автолюбители в свою пользу трактуют. Часто наблюдаю картину: стоит трамвай в пробке из-за застрявшего на путях авто. Надо бы прописать этот пункт.

    Sergey

    Само понятие дорога имеет относительное определение. ПДД во многом не учитывают непреодолимую силу, как для водителя, так и для пешехода. Например, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам или при отсутствии подобных по внешнему краю. Бывают случаи, когда тротуары, обочины и.т.п. непроходимы по погодным условиям с плохой видимостью на проезжей части, когда пешеходу приходиться выходить на дорогу с движением автотранспорта, что приводит к аварийным ситуациям. Водитель не заметил, пешеходу негде идти, оба не виноваты, а ДТП произошло. Как поступают сотрудники ГИБДД в данной ситуации согласно ПДД?

    Пугин Анатолий

    По старым правилам ширина полосы движения была от 3 до 6 м. Край проезжей части обозначался в 20 см от обочины. Сейчас принят стандарт полоса 3,75 м. В городе получились обочины по 3 м шириной. С какой целью приняты такие стандарты? Заузили ширину проезжей части, увеличили пробки. У нас есть центральная улица в городе, ширина проезжей части 12 м. То есть возможно было движение по полосе в 2 ряда для легковых авто. Сейчас нанесли разметку так, что обочина получилась 2,5 м.Вынуждены тянуться за маршрутными автобусами со скорость 25-30 км/ч, по обочине двигаться нельзя, и обогнать нельзя, центр дороги обозначен сплошной разметкой. Зачем в городе обочины по 3 м шириной?

    Андрей

    По поводу белых пятен и неточностей в ПДД.
    Действующими правилами дорожного движения РФ трамвай отнесен к «Маршрутному транспортному средству» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
    Порядок движения по трамвайным путям определен п. 9.6 ПДД РФ, Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД. П.8.5 ПДД При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения.
    Знание данных норм вполне достаточно для того, что бы понять, что трамвайные пути могут использоваться для движения автомобилей только в случае если они расположены на одном уровне с проезжей частью и на проезжей части т.е. являются частью дороги. В остальных случаях когда трамвайные пути не находятся непосредственно в пределах дороги то действие ПДД (определение ДОРОГА) на трамвайные пути не распространяется.Считаю что нет необходимости давать в ПДД определение термина «Трамвайные пути» Введение в ПДД дополнительных терминов и определений относительно трамвайных путей никак не повлияет на безопасность дорожного движения, вполне достаточно имеющихся требований в ПДД относительно Маршрутных Т.С. (раздел 18 ПДД).

    Сергей

    Насколько мне известно дорогой считается приспособленная для движения транспорта полоса или поверхность земли. Дорога может быть как полевой, так и искусственно возведенной с разграничительными полосами, бордюрами и трамвайными путями. Даже временная ледовая переправа тоже считается дорогой. Существует понятие проезжей части это где движется транспорт, полоса движения — любая из полос, по ширине достаточная для автомобилей в ряд. Для этого и существует разметка на дорогах. Зимой и там где нет разметки делим дорогу на две равные части на нашу полосу и не заезжаем на чужую. Разделительная полоса и обочина это тоже часть дороги, хотя и транспорт там не ездит.

    Иванович

    В своей жизни мне много пришлось водить автомобиль по необорудованным сельским дорогам. Дорогам, накатанным колесами автомобилей по лугам, рядом с полями и т.п. И, часто, приходилось перевозить грузы по местам, где дорога, в самом понимании этого слова, отсутствовала. Например, по полю с зерном от комбайна, с сеном по скошенному лугу. И вот однажды произошел такой случай. Помощник комбайнера решил отдохнуть, устроился для этого на краю копны соломы, оставленной на поле комбайном, после обмолота пшеницы. Один из водителей двигаясь по полю, по направлению уложенных копен, решил изменить маршрут движения и резко, чуть проехав копну, развернул автомобиль и задним колесом проехал по копне и лежащему там, человеку. Вот теперь вопрос для дискуссии: Нарушил ли водитель ПДД и располагался ли он на дороге?

    Иванович,

    ситуация неоднозначна, но можно предположить, что:

    согласно п.1.2 ПДД, водитель не нарушил Правил.

    1. Двигался не по дороге.

    2. Не был участником ДТП.

    Водитель может быть наказан по статье 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Если смерть имела место быть. Если причинен вред здоровью, то в зависимости от степени вреда — административная или уголовная ответственность.

    Сергей

    Можно задать вопрос – если проложенная дорога не существует, т.е. незарегистрированная кадастром, за нее не отвечают дорожные службы, как разобраться в аварийной ситуации. Например, вы разобьете свой автотранспорт или создадите аварийную ситуацию на официальной трассе по вине плохого качества из-за дорожных служб, то отвечать (возможно) будет подрядчик. На само накатной дороге за техническое состояние данной ни кто не отвечает. В аварийной ситуации с другим транспортом или связанной с поломкой вашей машины ни кто иной, кроме вас разбираться и отвечать не будет. Это пояснение к тому, что перед тем как подавать жалобу на дорожную службу, необходимо удостоверится в ее официальном существовании.

    Иторь

    Я до сих пор не пойму для чего нужна разделительная полоса с мертвой зоной, через которую нельзя переезжать по правилам, а технически можно. В городах с интенсивным движением она только сокращает проезжую часть, ведь на большинстве дорог нет мертвых зон и аварии от этого сильно не увеличиваются. Можно понять их присутствие на автомагистралях дальнего следования, но в городах без ограждений они просто бесполезны.

    Павел

    Провалился участок дороги, не критично, но некоторый трамплинчик имеется. Дорожные службы выставили предупреждающие знаки и на этом успокоились, интересно сколько эти временные знаки могут стоять и дорожники не вести ремонтные работы? На нашем участке уже больше года этот происходит и провал все увеличивается. Есть ли какие нормы по срокам ремонта дорог после выявления дефектов?

    Андрей

    Дороги и правда стали ремонтировать чаще, но проблема в следующем — низкое, отвратительное качество. Дороги не могут выдержать и пару сезонов, после весенней распутицы асфальт исчезает во многих местах. Доколе?

  • Владимир,
    практика показывает, что при обращении жителей в ГИБДД с жалобой на нарушителей стоянки, паркующих на газонах, часто сотрудники ГИБДД отвечают, что это не дорога и они не занимаются данными вопросами — мол звоните в отдел муниципалитета, который контролирует правила благоустройства.

    Антон

    В городах или благоустроенных населенных пунктах дорога сразу видна. А вот в деревнях, где дорога и видна только по наезженным колеям, считать ее дорогой или нет непонятно. В одной деревне накатали выезд из нее через лесопосадку. Которая была густой, деревья и кусты ее плотно закрывали вид слева и справа, хотя все местные водители знали, что там, над посадкой тоже накатана дорога для объезда поля. И на этом закрытом повороте мотоцикл с коляской столкнулся с автомобилем. Виновным посчитали того кто проезжал лесопосадку, он превысил скорость движения на закрытом перекрестке. Вот такая дорога.

    Анатолий

    Хорошо, что в настоящее время, в стране значительно усилена работа по устройству современных дорог, благоустроенных и оформленных линиями и знаками, в соответствии с ПДД. По таким дорогам едешь, и душа радуется. Даже далеко от населенных пунктов, на крупных развязках, работает освещение, что позволяет удобно ехать в ночное время. Жизнь меняется в лучшую сторону, дорожники в зимнее время стараются содержать дороги в расчищенном виде. В лютые морозы и пургу, устраивают посты обогрева работники МЧС. Мне это нравится, так держать.

    Макарий

    На современных дорогах, а таких в настоящее время стало больше, иногда не сразу разберешься, как правильно ехать. Особенно если дорога пересекается с искусственно возведенными мостами, которым предшествуют большого размера развязки, круги, или иные конфигурации. Я иногда, что бы понять устройство такой дороги, аккуратно останавливался на обочине, выходил из автомобиля и пешком исследовал, устройство развязки. А что делать? Ведь иногда думаешь, что движешься правильно, но внезапно выезжаешь на встречную полосу, или вообще на полосу, которая уводит тебя в неизвестное направление. Я, один раз, очень долго ехал в неизвестном направлении, так как дорога была обустроена разделительной полосой с бордюрами, и место разворота оказалось очень далеко. К современным развязкам надо привыкнуть.

    Андрей

    Нигде не могу найти определение термина «правый край проезжей части». Вот если в городе к тротуару припаркован автомобиль, то можно ли его объехать на велосипеде слева? Если поверхность под припаркованным автомобилем (автомобилями) остается проезжей частью, то объезжать слева нельзя, так как надо ехать по правому краю. Но тогда получается, что на велосипеде ездить почти негде, везде стоят автомобили. Не по тротуару же гнать, там люди идут!

    Анатолий

    Понятие дорога в реальной жизни, зимой, получается размытым. Сегодня ездил в деревню после снегопада, ориентиром была лесопосадка, старался ехать в трех метрах от неё, прорвался. А после меня уже получилась дорога, две колеи.

    Наив

    Отныне нужно знать ПДД и понятие дорога даже пешеходам. Как нужно правильно двигаться пешеходу вдоль дороги? в чем быть одетым? Экипажи ДПС теперь реагируют даже на этих, раньше не нужных пешеходов!

    Наталия

    А у меня тоже вопросик:
    Парковочные места, которые находятся вдоль проезжей части, по моему разумению — это тоже дорога и в зимний период, по хорошему, все эти парковочные места должны очищать дорожные службы, которые обязаны очищать данную дорогу. А на деле в правилах ДД ни слова об этом и в нормативных документах о содержании дорог в зимнее время тоже! Поэтому живем в городе в 4 км от Москвы, а парковочные места никто не чистил с самого начала зимы, в то время, как снег идет практически ежедневно. Каждый день очередной урок экстремальной парковки обеспечен!
    Подскажите, пожалуйста, откуда растут ноги????
    А то получается как в песне — ж…па есть, а слова нет.

    алексей

    у меня такое ощущение что все пдд придумывают какие то гамадрилы, про тротуар я вообще в шоке, является частью дороги но там ездить нельзя какое то противоречие это часть дороги но только для пешеходов нахера тогда называть ее частью дороги нельзя придумать какой то другой термин и не путать людей

    владимир

    я хочу спросить знающих людей по поводу закона о рыбалки.там сказано что по закону нельзя находиться у реки за 200 метров но если у реки проходит грунтовая дорога могу я стоять на ней или на обочине в таких случаях я не нарушаю пдд.заранее спасибо.

По данной теме.

Ниже излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.

Полоса земли (система сооружений), обустроенная и используемая для движения транспортных средств. Дорога (красная стрелка на рисунке) может состоять из следующих элементов:

  • проезжая часть (зеленая стрелка), состоящая из полос движения (синяя стрелка);
  • трамвайные пути;
  • обочины (оранжевая стрелка);
  • тротуары;
  • разделительные полосы (черная стрелка).

Проезжая часть . Элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами.



Надо понимать следующий важный момент. Если дорога имеет разделительную полосу (определение смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3) , то дорога состоит из одной проезжей части.



Разделительная полоса . Элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки 1.2.1 , которой обозначается край проезжей части. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств. При этом на разделительной полосе иногда прокладывают рельсы для движения трамваев. Опять же, надо обратить внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено. Но, если трамвайные линии проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по ним может допускаться.

Пример разделительных полос:


У новичков может возникнуть законный вопрос - как отличить разделительную полосу, обозначенную разметкой 1.2.1 от сплошной двойной линии разметки 1.3. Ведь и в том, и в другом случае на дороге изображены две сплошные линии, расположенные рядом друг с другом. Все очень просто. Во-первых линии разметки 1.2.1 толще, чем у разметки 1.3. Во-вторых линии разметки 1.3 располагаются рядом друг с другом, в то время, как линии разметки 1.2.1 расположены на некотором расстоянии друг от друга (сравните рисунки выше).


. Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд. По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.

Пример дороги с двумя полосами движения:




Тротуар . Элемент дороги, который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.


Обочина . Элемент дороги, который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. При этом обочина от проезжей части отличается типом покрытия, либо выделяется при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2 .

Обочина используется для движения пешеходов, остановки и стоянки ТС. Обочина не может использоваться для постоянного движения ТС.


Участок проезжей части, трамвайных путей, который обозначается знаками 5.19.1, 5.19.2 и/или горизонтальной разметкой 1.14.1, 1.14.2 . Пешеходный переход предназначен для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Обратите внимание, что знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а 5.19.2 - слева. Если дорога имеет разделительную полосу, то знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе. На регулируемых перекрестках знаков 5.19.1 и 5.19.2 может не быть - пешеходам следует руководствоваться только дорожной разметкой. Если перекресток не оборудован ни знаками, ни разметкой, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.


Прилегающая территория . Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС. К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и проч. Прилегающая территория автоматически всегда считается второстепенной дорогой. Поэтому, выезжая с прилегающей территории, водитель должен уступать дорогу всем участникам дорожного движения, находящихся на дороге, даже, если при этом не установлено никаких знаков. При этом, выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.


Железнодорожный переезд . Пересечение дороги с ж.д. путями на одном уровне. Ж.д. переезд является участком дороги, который предназначен для проезда ТС через рельсовое полотно ж.д. дороги.


Дорога,обозначенная знаком 5.1 , на которой имеются проезжие части для движения в каждом направлении, отделенные друг от друга разделительной полосой или дорожным ограждением. На автомагистрали нет пересечений на одном уровне с другими дорогами, ж.д. или трамвайными путями, велосипедными дорожками.


Населенный пункт . Застроенная территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.23.1-5.26.





Препятствие . Неподвижный объект, находящийся на полосе движения, который не позволяет продолжать беспрепятственное движение по полосе. К препятствию можно отнести неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и проч.). Препятствиями не являются затор или ТС, которое остановилось на полосе движения в соответствии с ПДД.


Парковка . Специально обозначенное (обустроенное и оборудованное при необходимости) место, являющееся частью дороги или примыкающее к проезжей части (тротуару), обочине, эстакаде, мосту, либо являющееся частью подэстакадных (подмостовых) пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений, сооружений, предназначенное для стоянки ТС.