Какой штраф за зимнюю резину. Будут ли штрафовать за езду на резине не по сезону? Как гибдд будет брать штрафы за резину

Та ситуация на дорогах, что господствовала несколько лет назад, уже неактуальна для современного мира, и поэтому законодательство РФ также постепенно вводит изменения. Это касается новых проектов о введении штрафов за резину не по сезону, а также наказания за использование стёртых шин и «лысых» протекторов.

К 2018 году некоторые правила стали жёстче, а к ним прибавился внушительный ряд ограничений, за нарушение которых автовладельцев ждут санкции. Однако самым страшным в данной ситуации является всё же не штраф, а езда с использованием так называемой лысой резины, поскольку она способна спровоцировать серьёзные ДТП.

Автомобильные шины являются расходным материалом, который время от времени необходимо заменять. Резина сменяется владельцем два раза в год перед наступлением холодов и с наступлением тёплой весны.

Однако протектор шин имеет свойство со временем истираться, и в какой-то момент становится совсем лысым. Такие колёса опасны для езды в любых климатических условиях и на любом дорожном покрытии.

Качественные протекторы обеспечивают хорошее сцепление колёс с дорогой, которое необходимо как летом, так и зимой.

  • Полностью стёртый рисунок покрышки не сможет обеспечить нормальное сцепление, даже если автомобиль будет эксплуатироваться только на ровной асфальтированной поверхности.
  • В этом случае про езду на мокром покрытии можно и не говорить: сцепление с поверхностью в этом случае теряют все колёса, и автомобиль в буквальном смысле несут водные потоки. Управление машиной при таком раскладе событий бесполезно.
  • Не лучшим будет результат от езды на лысой резине по смеси льда и грязи во время таяния снега – авто перестанет ехать и начнёт скользить. Это происходит по причине того, что лысые шины не могут отводить избыточную воду от пятна контакта, которое в результате значительно уменьшается, а автомобиль перестаёт быть управляемым. В результате автомобиль может занести практически на ровном месте.

Кстати, если уровень стёртости протекторов на каждой шине разный, это также приведёт к внезапному заносу транспортного средства.

  • Ещё одна опасность езды с лысыми протекторами состоит в том, что их остатки на лысом колесе могут полностью отслоиться в любой момент, что может привести ко взрыву покрышки прямо во время движения.

Долговечность рисунка протектора зависит от множества факторов и потому варьируется. Ключевым фактором является не только сезонность шины (зимняя или же летняя), но и её изготовитель.

Фирма, заботящаяся о качестве своего продукта, выпускает шины, которые будут служить от 40 до 50 000 км пробега. Если же качество продукта несколько хуже, то в среднем нужно менять шины в интервале от 10 до 20 000 км.

Универсальным правилом для любого автомобиля может служить глубина протектора в 1,6 мм – если она достигла этого значения, покрышку необходимо заменить.

Штраф за езду на лысой резине в 2018 году

В соответствии со статьёй 12.5 КоАП и её 1 пунктом, запрещено управление автотранспортом, имеющим неполадки, а также если имеют место условия, вследствие которых управление автомобилем недопустимо. Данные условия остались в силе и в 2018 году.

Что касается штрафных санкций, то, согласно закону, управление автомобилем, имеющим неполадки, либо подходящим под условия 2-7 ч. вышеуказанной статьи, наказывается предупреждением или штрафом в 500 руб.

При этом, в основном, наказание и штраф за лысую резину выписывается не за эксплуатацию летней резины в зимнее время года, а за несоответствие глубины протекторного рисунка установленным нормам.

Следует особенно выделить тот факт, что Закон о зимней и летней резине продолжает разрабатываться. Например, 18 октября минувшего года Комитетом Государственной думы по транспорту было предложено принять проект закона о штрафе в 2 000 руб. за эксплуатацию летних шин во время зимы сразу же во время первого чтения. Эта сумма может оказаться штрафом и для водителей, эксплуатирующих зимние шины в летний сезон.

Помимо этого, планируется штрафовать и за сильный износ покрышек, которые имеют стёртый протектор – в данном случае штраф может быть выписан, даже если резина соответствует сезону.

Согласно Закону, владелец автотранспорта получит штраф в том случае, если высота рисунка протектора менее указанной величины:

  • Для мотоциклов – 0,8 мм;
  • Для автобусов – 2 мм;
  • Для грузовиков – 1 мм;
  • Для легковых авто – 1,6 мм.

Соответственно, в будущем штраф в размере 500 руб. за езду на лысой резине может вырасти вчетверо.

Несмотря на то, что многим такая сумма кажется чересчур большой, возможно, она заставит всё же некоторых безответственных автовладельцев более внимательно подойти к смене шин своего авто.

Как будет осуществляться контроль состояния шин?

Суммы будущих штрафных санкций уже практически определены и понятны, но при этом возникает вопрос о том, как именно и кто будет контролировать состояние и своевременную замену автопокрышек.

На данный момент самым действенным способом проверить состояние резины и её сезонное соответствие является прохождение автомобилем техосмотра. Однако не всё так просто: к примеру, новые модели обходятся без ТО, а старые автомобили должны проходить его 1 раз в году. Поэтому техосмотр в данном случае проблему своевременной замены резины не решит.

Если же штрафы будут регулироваться условиями КоАП, то автовладельцам придётся очень серьёзно отнестись к процедуре смены сезонных шин, поскольку при недостаточно ответственном подходе общая сумма штрафов может дойти до стоимости сезонного комплекта.

Казалось бы, прошло чуть больше года со времени жарких споров об обязательном применении сезонной резины на автомобилях и штрафах за езду на летней резине зимой. Теперь многие водители ищут информацию про так называемый закон о зимней резине, в соответствии с которым вносятся поправки в ПДД.

Хотя постановление Правительства РФ №588, вносящее поправки в Правила дорожного движения, касающиеся использования шин с 1 января 2015 года, было принято ещё 15 июля 2013 года («Российская газета» — официальный сайт, где можно ознакомиться с текстом поправок , вносимых данным постановлением №588).


ВАЖНО :

Многие водители обращаются с вопросом: прошел слух, что с 1 декабря 2017 года будут штрафовать тех, кто не сменил летние шины на зимние. Так ли это?

На данный момент следует ответить так:

В настоящий момент в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект о введении административных штрафов в размере 2 тысяч рублей за использование автомобильных шин не по сезону. В случае его оперативного принятия уже с 1 декабря 2017 года водитель, который нарушает правила использования шин по сезону, может быть оштрафован.

Но пока нет оснований для привлечения к административной ответственности тех водителей, кто не успел сменить резину!

При этом хочется посоветовать автовладельцам проявить свой опыт и благоразумие: не ждать «команды сверху», а «переобуться» вовремя — в зависимости от климатических условий вашего региона.

Подробнее о требованиях к использованию шин по сезону читайте далее.

Разбираем закон о зимней резине (о чем постановление №588 и технический регламент ТР ТС 018/2011)

В самом постановлении №588 ни слова не говорится о необходимости обязательного применения сезонной резины. В нём лишь меняются условия допуска транспортного средства к эксплуатации (постановлением с 1 января 2015 года меняется приложение 5.1 к основным положениям по допуску колёсных транспортных средств к эксплуатации).

Главное нововведение – это минимальная глубина протектора для различных типов шин на разных транспортных средствах в случае отсутствия заводского индикатора износа . Когда на шинах предусмотрен индикатор износа – то факт износа устанавливается по нему.

Так, для легковых автомобилей устанавливается минимальная глубина протектора летней шины, равная 1,6 мм.

Однако постановлением вводится как само понятие зимней резины (маркировка «M+S», «М&S», «М S», а также пиктограмма в виде трёхпиковой вершины со снежинкой в центре), так и минимальная глубина протектора для неё, равная уже 4 мм .

Для остальных транспортных средств ограничения выглядят так:

  • Мотоциклы, мопеды, квадроциклы и пр. (категория L) – 0,8 мм;
  • Грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн (категории N2, N3, O3, O4) – 1 мм;
  • Легковые автомобили (категории М1, N1, O1, O2) – 1,6 мм;
  • Автобусы (категории М2, М3) – 2 мм.

Кроме того, резина не должна иметь повреждений – различные боковые порезы, протёртости до корда или неравномерный износ. Зато ушли в прошлое требования к колёсным дискам – ранее на дисках не должно было быть трещин, следов сварки, повреждений, деформации посадочных отверстий и пр.

Выдержка из перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение №3 к ПДД РФ) с учетом введенных с 1 января 2015 года поправок:

5. Колеса и шины

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;

для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Видео — отменили или нет знак «Шипы», нужно ли его клеить осенью 2018:

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Штраф за несоответствие шин

Штраф установлен в размере 500 рублей (п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Выдержка из КоАП РФ:

«Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей

Необходимо понимать, что это штраф не за езду зимой на летней резине (или наоборот), а в большей степени за несоответствие глубины протектора шин их нормативным значениям (до того момента, пока не внесут другие поправки).

Сезонность шин

Но в описанном выше документе нет ни слова про сезонность применяемой резины, если, конечно, не считать само определение зимних шин.

Однако требования к применению сезонной резины действительно вводятся с 1 января 2015 года на основании технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» ().

Выдержка из регламента:

5.4. Шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства.

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.

5.6. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

5.6.1. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);

5.6.2. Остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:

для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1,0 мм;

для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий M2, M3 — 2,0 мм.

5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 5.1), а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм;

Данный регламент устанавливает необходимость использования:

  • В период календарной зимы (декабрь-февраль включительно) — зимних шин;
  • В летний период (июнь-август включительно) – летних шин;
  • В остальное время используемые шины не регламентированы.

Понятия всесезонных шин, в новом регламенте попросту нет. Однако их будут интерпретировать как летние в летний период, и, соответственно, зимние – в зимний.

Но требования есть, а вот наказания за их неисполнение пока нет. Т.е. штраф за езду зимой на летней резине (или наоборот) не предусмотрен (пока).

Зачем всё это

Теоретически, законодатели заботятся о безопасности пользователей автомобильного транспорта. Дело в том, что статистически, большая часть дорожных происшествий связана с некачественной (изношенной, несезонной и т.д.) резиной. Потому и стараются в этой сфере навести порядок.

Впрочем, в итоге получилось достаточно мягкое нововведение, практически ситуацию не меняющее.

Что касается разрушения дорожного покрытия шипованными шинами, то здесь ситуация регулируется через самих производителей резины, где фактор разрушения покрытия шипами теперь регламентирован стандартами. Поэтому выбор шипованных или нешипованных зимних шин остаётся за автовладельцем .

Будет ли введен штраф за езду зимой на летней резине?

Учитывая, что приняты лишь полумеры, то следует полагать, что в дальнейшем требования будут ужесточены. Уже сейчас из Госдумы РФ поступают новости о том, что в самое ближайшее время будет введен штраф за езду зимой на летней резине в размере 2000 рублей. Однако этот законопроект пока только обсуждается и дорабатывается, а когда он вступит в силу пока не известно.

Сложности введения вызваны различными климатическими зонами, а также общей непредсказуемостью погоды. Возможно и введение ограничений по фактическому погодному состоянию. При этом непонятно – как себя вести, если путь дальний, через многие климатические зоны. Возить с собой дополнительный комплект шин?

Но пока всего этого нет, рассуждать бессмысленно. Пока же важно следить за состоянием самих шин в зависимости от их типа.

Обязан ли водитель применять сезонную резину?

Смешной (ха-ха!), казалось бы, вопрос! Ведь общеизвестно, что техрегламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011), вступивший в действие на территории РФ, требует применения зимних шин в зимний период времени (с декабря по февраль), а летних — летом (с июня по август).

Кроме того, существует возможность расширения этих хронологических рамок. Например, при необходимости более детального учета региональных климатических особенностей. (Ну, правда, как можно ставить в один ряд, к примеру, Мурманск и Краснодар? Как можно требовать одних сроков для зимних шин для принципиально разных климатических поясов).

И вот здесь возникает закономернейший водительский вопрос: «А как будут наказывать тех, кто проигнорирует сие требование техрегламента?». Ответим смело: «Пока никак!». То есть требование есть, но неисполнение его к санкциям (например, штрафу) не приведет. Что будет потом, — не знаем. Ну, а пока? Как говорится, гуляй пока!

Очередной российский парадокс?

Сразу же оговоримся: ничего парадоксального в этом нет! Практика российского правового поля имеет такие примеры:

  • «кенгурятники» устанавливать нельзя, а штрафов за это нет;
  • знак «Начинающий водитель» наклеивать обязательно, но ответственность за неисполнение данного требования отсутствует;
  • максимальную скорость движения превышать нельзя, но на 20 км/ч в реальности возможно и т.д, и т.п., и др.

Нормальные юридические «коллизии» и «пробелы».

Именно поэтому на претензию инспектора о несоответствии «обувки» вашего авто пресловутому техрегламенту, можно культурно послать его к … этой самой парадоксальной ситуации. А именно: КоАП РФ не предусматривает наказания за нарушение норм международного нормативно-правового акта — техрегламента.

И все! Разговор с инспектором можно завершать такими словами: «Разрешите, гр. инспектор, продолжить движение! Будьте здоровы, звезд вам побольше и погоны в два просвета!» (последнее предложение говорить необязательно).

Чего же мы – водители – всполошились?

И все-таки возможность наказания, связанное с нововведением, присутствует. В знаменитый «Перечень неисправностей…», с которыми запрещается эксплуатация транспорта, были внесены две коррективы – одна несущественная и вторая, напротив, важная. И оба изменения коснулись только первого пункта 5 раздела «Перечня…».

Несущественное изменение касается протекторов летних шин. Теперь остаточная высота протектора разнится не по типам ТС – легковые, грузовые и пр. (как было раньше), — а по категориям – L, M, N, O (в соответствии с пресловутым техрегламентом).

К примеру, для легковых автомобилей (М1) и грузовых с РММ не более 3,5 т (N1) показатель остаточной высоты протектора должен составлять не менее 1,6 мм, для «настоящих» грузовых (N2, N3) – 1 мм, автобусов (М2, М3) – 2 мм, мотоциклов и иже с ними (L) – 0,8 мм. Как видно из новаций, изменилась форма, но не содержание требований.

А вот существенное нововведение – это вновь введенные требования к зимней резине. Если водитель «переобул» свой автомобиль в зимнюю резину с соответствующей маркировкой (аббревиатура от «mud and snow» или изображение трехпиковой вершины горы со снежинкой), то минимальная высота протектора должна быть никак не менее 4 мм. Правда, есть вариант со специальными индикаторами износа, которые не должны быть подвержены механическому повреждению от эксплуатации.

В случае нарушения 4-миллиметровой остаточной высоты протектора должна наступать ответственность водителя, предусмотренная КоАП РФ – 500-рублевый штраф. Но и здесь есть большое «НО»…

Кто будет контролировать и наказывать за нарушение пресловутых 4 миллиметров?

Вот это вопрос! Зададим его по-иному: сможет ли инспектор ДПС оштрафовать водителя, если остаточная высота зимнего протектора шин его авто составляет менее 4 мм? Конечно же, не сможет, ибо инспектор не располагает специальным диагностическим оборудованием и соответствующими полномочиями.

Не допустить эксплуатацию транспортного средства с такой неисправностью шин сможет только пункт диагностики, имеющий на это право. И то – только в момент прохождения периодического технического осмотра. А кто же будет наказывать? Получается, никто? Какой-то парадокс!

Вполне возможно, что ситуация вскоре и поменяется, но на настоящий момент дело обстоит именно таким образом. И даже если будет введена корректировка этой нормы, то и здесь у водителя будет шанс избежать ответственности.

Дело в том, что недостаточная остаточная высота шинного протектора – это неисправность, с которой допускается движение на транспортном средстве до места ремонта или же стоянки.

Поэтому пойманный «с поличным» водитель всегда сможет парировать угрозам инспектора тем, что двигается к шиномонтажу для замены износившейся шины. Стояла машина в гараже, стояла себе, стояла… Решил поехать, а мыши сгрызли протектор. Прямая дорога – в шинный сервис! Этого права у водителя никто не отнимал.

Хотели как лучше, а получилось…

Как всегда, больше вопросов, нежели ответов: нововведения есть, но механизм их работы не прописан и не регламентирован. Поэтому всполошившиеся водители могут спокойно выдохнуть. Но, представляется, что отнюдь не надолго.

А теперь о серьезном. Стоит ли рисковать, передвигаясь на летней резине зимой, а на зимней летом? Ответьте сами себе на этот вопрос. И будьте внимательны, предусмотрительны и осторожны! Живите в согласии с дорогой и будьте здоровы!

Как оптимально вести себя автомобилистам

В первую очередь использовать здравый смысл, что исключает езду на летней резине зимой и летом на зимней. Кроме того, шины не должны иметь повреждений, равно как и колёсные диски.

Диски

Несмотря на то, что из регламента убраны пункты про колёсные диски, не следует их недооценивать. Эта, с виду простая конструкция, напрямую влияет на безопасность.

Трещины недопустимы (также как и их ремонт сваркой), т.к. нарушается целостность силовой структуры детали. При экстренном торможении диск может попросту развалиться с соответствующими последствиями.

А нарушение геометрии посадочных отверстий ведёт к неравномерному износу шин, вместе с дополнительными вибрациями и нестабильностью пятна контакта шины с покрытием.

Летние шины зимой и зимние летом

Необходимость использования сезонной резины очевидна. Однако нередко отдельные водители не прислушиваются к здравому смыслу. Если езда зимой на летних шинах ещё страшит большинство водителей (т.к. летняя при отрицательных температурах попросту дубеет), то езда на зимних шинах летом – нет.

Видео с рассуждениями о том, нужно ли обязательное использование зимней резины зимой:


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Для безопасной и удобной езды огромную роль играют колеса на автомобиле. Они имеют разные свойства и предназначены для эксплуатации в различных условиях. Законодателем регламентируются нормы, где предписывается использовать летние и зимние шины соответственно. В связи с этим у водителей возникает закономерный вопрос: какой штраф предусмотрен за езду летом на зимней резине и зимой - на летней? Разберемся в этом.

Летняя езда на зимней резине

Итак, покрышки бывают:

  • зимние;
  • летние.

Их разделяют так не случайно. Они предназначены для эксплуатации в конкретное время года. Так, летом зимние шины нельзя использовать по следующим причинам.
Шипованная резина (а в наших условиях чаще используют именно такие) гарантирует лучшее сцепление в холодное время на скользкой дороге. А вот летом на сухом асфальте такие шины сильно скользят.

В жару, когда и асфальт становится горячим, зимняя резина вслед за ним нагревается, так как становится мягче, чем летняя.

Езда на покрышках, предназначенных для снежной и ледяной дороги, быстро износит их. При этом, если они наткнутся на острый предмет, велика вероятность пореза.

Безусловно, эти факторы увеличивают риск аварии и вместе с этим создают угрозу жизни и здоровью водителя, пассажиров, пешеходов, водителей и пассажиров на других автомобилях. Чтобы снизить риск до минимума, водитель должен вовремя менять шины. Если этого не сделать, то в ряде случаев на него налагается штраф (за езду летом на зимней резине, если глубина протектора не соответствует установленной норме). Но может ли быть предусмотрено наказание за этот конкретный проступок?

Штраф за езду на зимней резине летом

Кодекс об административных правонарушениях не содержит отдельной статьи и пункта, где езда на шинах, не предназначенных для данного времени года, расценивается как правонарушение. В то же время имеются статьи, которые связаны с рассматриваемым нами действием. Несмотря на то что штраф за езду летом на зимней резине и наоборот отсутствует, водители наказываются, если:

  • эксплуатируют транспортное средство на изношенной резине;
  • на одной оси автомобиля установлены разные шины.

Рассмотрим эти правонарушения подробнее.

«Лысая» резина и ответственность

В обиходе часто говорят «лысая» резина. Имеются в виду шины, которые сильно износились и уже не соответствуют параметрам, установленными законодателем. Речь идет о глубине протектора, которая введена с первого января 2015 года. Согласно новому требованию, транспортные средства оснащают шинами, имеющими следующую высоту протектора:

  • 0,8 миллиметра - для автомобилей категории L;
  • 1 миллиметр - для авто с категорией N2, N3, J3, J4;
  • 1,6 миллиметра - для транспортных средств, имеющих категорию M1, N1, О1, О2;
  • 2 миллиметра - для ТС с категорией М2 и М3.

А вот остаточная протекторная глубина для зимних шин составляет не меньше четырех миллиметров.

Если данные требования не соблюдаются автовладельцами, то действия последних приравниваются к эксплуатации транспортных средств с техническими неисправностями. Это квалифицируется как правонарушение, предусмотренное статьей 12.5 часть1 КоАП, и наказывается штрафом в размере пятисот рублей.

В отдельных статьях в сети Интернет встречается информация, где говорят о том, что предусмотрен штраф за езду летом на зимней резине. По-видимому, имеется в виду несоблюдение глубины протектора, а не эксплуатация шин не по сезону. Иногда эти понятия путают, из-за чего вводят автовладельцев в заблуждение.

Разные шины на автомобильной оси

Другим правонарушением, квалифицируемым по этой же статье (12.5 части 1 КоАП РФ), является установка разнотипных шин на одну автомобильную ось. Это может быть разная глубина протектора, новые и изношенные шины, шипованные и не шипованные и другое. Правонарушение также наказывается штрафом в размере пятисот рублей.

Если, имея такие покрышки, водитель попадет в аварию, то данный факт квалифицируется как отягчающее обстоятельство в случае, если ДТП рассматривается в рамках уголовного делопроизводства.

Оплата 50% от суммы штрафа

К нововведениям закона, которые вступили в силу с 1 января 2016 года, относится возможность оплаты 50% штрафов вместо 100%. Целью закона является побуждение автовладельцев оплачивать штрафы в ближайшее время. Дело в том, что многие накапливали по несколько десятков квитанций, которые так и оставляли неоплаченными. Но, согласно новому закону, те, кто оплатит их в течение 20 дней, вносят лишь 50% от суммы. Конечно, речь идет не обо всех правонарушениях на дороге. Такая возможность предоставляется только в тех случаях, когда они не носят серьезный характер. Так, например, санкции за глубину протектора и наличие разных шин на одной автомобильной оси относится к таковым. Поэтому, даже если вас оштрафовали, можно заплатить 250 рублей вместо 500 рублей.

Когда переобуваться?

Но вернемся к сезонности шин. Как мы выяснили, штраф за езду на зимней резине летом не предусмотрен. Тем не менее использование шин согласно сезону реализуется в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно приложению №8, к покрышкам предъявляются следующие требования.

Использовать шипованную резину летом, то есть с 1 июня до 31 августа, запрещается. Однако эта норма не касается так называемых всесезонок и липучек.
Использовать летние шины в зимний период, то есть с 1 декабря по 30 января, запрещается. Не важно, установлены ли на ней шипы или нет, резина должна быть предназначена исключительно для зимней езды. Если же на машине шипованные шины, то на стекле размещают соответствующий знак, предупреждая других участников движения. А вот что касается летней езды, то норма распространяется только на шипованные шины. Поэтому вопрос о том, какой штраф за езду летом на зимней резине без шипов, является некорректным. Такая эксплуатация не противоречит Техническому регламенту, а значит, является законной.

В то же время в отдельных регионах России с учетом погодных условий могут быть установлены другие периоды использования покрышек.

Предусмотрен ли штраф за езду летом на зимней резине в будущем?

Безусловно, чувствуется недоработка законодательства относительно этой нормы. Ведь положения, предписывающие езду на определенных покрышках в тот или иной сезон, имеются. А вот ответственность за их нарушение отсутствует. Это объясняется разными погодными условиями на территории разных субъектов России. Более того, погода в последнее время поражает аномалиями. Поэтому пока не удалось установить требования о сезонности шин, которые бы подходили под все условия.

Но работа над этим ведется уже давно. Причем речь идет не только о том, какой размер штрафа за езду летом на зимней резине установить. Помимо этого, наказание может иметь иной характер. Например, имеется предложение относительно того, чтобы в случае дорожно-транспортного происшествия эксплуатация зимней резины в летнее время становилась поводом для отказа в страховой выплате. Есть и другая инициатива: значительно увеличить сумму штрафов при правонарушениях, случавшихся по причине несоблюдения норм Технического регламента Таможенного союза относительно сезонности шин.

Таким образом, водителей ожидает не только штраф за езду на зимней резине летом в будущем. Законодатель разрабатывает и ожесточение существующих мер, связанных нарушениями предписаний по эксплуатации шин на ТС.

Заключение

Но каковы бы ни были нововведения в будущем, на данный момент штраф за езду летом на зимней резине без шипов или с ними не предусмотрен. Поэтому, если автоинспектор, остановив вас, указывает на данный факт, вы можете поблагодарить его за внимание и попросить разрешения продолжить путь. Выписывать квитанцию он не станет.

Отметим, что с 1 января вводятся штрафы не только за езду на резине, несоответствующей сезону, но и за езду на резине с недостаточной глубиной протектора. Причем минимально допустимая глубина протектора различна для разных шин и для автомобилей разных классов.

Напомним, с 1 января 2015 года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза. Именно этот документ предусматривает жесткие ограничения по использованию автомобильных шин. В целом по дорогам России на зимних шинах следует ездить в период с декабря по февраль включительно. При этом региональные власти уполномочены увеличивать этот период при необходимости. Но сокращать данный период местные власти не вправе. Поэтому и в жарком Сочи и в теплом Крыму минимальный период обязательной езды на зимней резине теперь составляет три месяца.

Классификация автомобильных шин на летние, зимние и всесезонные дана в Правилах дорожного движения. Для этого в ПДД были внесены соответствующие изменения. В тоже время в ПДД не внесен запрет на конкретные периоды использования сезонных шин. Правда, внесены четкие запреты на использование изношенных шин.

Таким образом, на данный момент штрафы за шины не по сезону в России не действуют. Несмотря на запреты, предусмотренные техническим регламентом, водители не будут нести ответственность за езду на летних шинах зимой, поскольку в ПДД соответствующих запретов на данный момент нет. Единственное нововведение ПДД в этой части связано с появлением стандартов классификации шин на летние, зимние и всесезонные.

Помимо этого появились ограничения, связанные с глубиной протектора шин для разных климатических сезонов и для разных классов автомобилей.

Кого сейчас могут оштрафовать за езду на неподходящих шинах?

На сегодняшний день административному штрафу могут быть подвергнуты лишь те водители, на автомобилях которых установлены шины с глубиной проектора ниже установленной законом нормы.

И надо сказать, что ситуация получается довольно абсурдной. Например, если водитель едет на автомобиле, обутом в летние шины, глубина протектора которых соответствует минимально допустимой глубине, установленной законом для летних шин, штрафу он подвергнут не будет.

Получается, что, к примеру, фура не может въехать на пандус моста в связи с использованием летних покрышек, но штраф в отношении водителя этой же фуры не может быть выписан, если глубина протектора его летней резины соответствует нормам закона.

В тоже время, если по этой же дороге будет двигаться автомобиль, обутый в зимнюю резину с глубиной протектора ниже допустимой, его подвергнут штрафу.

Размер штрафа за шины не по сезону в России 2017 года невелик и составляет 500 рублей .

В соответствии с действующим законодательством, остаточная глубина рисунка протектора зимних шин составляет не менее 2 миллиметров для автобусов, 1,6 миллиметров для маршрутных автобусов (“Соболи” и “Газели”), 1 миллиметра для грузовых автомобилей до 12 тонн и прицепов к ним, 0,8 миллиметра для мотоциклов.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, которые предназначены для использования на заснеженном или обледеневшем дорожном покрытии, маркированных знаками "M+S", "M&S", "M S", а также знака в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, при эксплуатации на таком покрытии должна составлять не менее 4 миллиметров.

Таким образом, на данный момент закон в России 2017 о зимней резине имеет отношение только к тем автомобилистам, которые ездят на “лысых” покрышках.

Причем проверить глубину протектора (при отсутствии индикаторов износа) несложно. Для этого нужен только штангенциркуль, показаний которого будет достаточно для вынесения постановления об административном штрафе.

В завершение отметим, что если штрафы за шины не по сезону в 2017 году будут изменены, мы внесем в этот материал соответствующие изменения. Следите за обновлениями сайта.

В Совете Федерации сообщили о намерении форсировать принятие закона о наложении штрафа на автомобилистов за применение резины не по сезону. В случае принятия этого закона размер штрафа составит 2 000 рублей. Закон может вступить в действие уже с 1 сентября 2017 года.

Как сообщают некоторые интернет-ресурсы, переобувка с летних на зимние шины обойдется отрасли в сумму 300 млрд. рублей. Такую сумму озвучили грузоперевозчики. Что касается производителей резины, то они внесли предложение ввести переходный период для того, чтобы произвести достаточное количество шин для российского авторынка.

Напомним, что правила использования покрышек содержатся в техническом регламенте Таможенного союза о безопасности транспортных средств. В частности, применение зимней резины является обязательным с декабря по февраль, а вот с июня по август шипованная резина запрещена. Следует учитывать, что в зависимости от региона, временные диапазоны запретов могут отличаться.

Инициаторами внесения поправок в КоАП, предусматривающих штраф за резину не по сезону в размере 2 000 рублей стали: депутат Госдумы Сергей Тен, а также сенаторы - Андрей Клишас и Вадим Тюльпанов. Документ дорабатывался несколько раз.

Заместитель начальника ГИБДД РФ, Владимир Кузин высказал свое мнение о необходимости своевременной замены зимней резины на летнюю. По его слова, шины не по сезону – сопутствующий фактор в 9-10% всех дорожно-транспортных проишествий в зимний сезон. Он подчеркнул, что это касается, прежде всего, грузового автотранспорта.

Помимо этого, шипованные покрышки ежегодно наносят российским дорогам ущерб в размере 220 млрд. рублей. Такие данные были озвучены Николаем Лушниковым - заведующим кафедрой автодорог Института пути, строительства и сооружений. Он считает, что убытки можно сократить, если запретить использовать шипованные покрышки в летний период.

Что касается грузоперевозчиков, то они не являются сторонниками данного законопроекта. Владимир Матягин, глава ассоциации перевозчиков «Грузавтотранс» считает, что на данный момент в отрасли наблюдается негативная экономическая ситуация.

Как объяснил В. Матягин, стоимость одной шины для грузовика – порядка 25-30 тысяч рублей, а в РФ приблизительно один миллион грузовиков. Таким образом, для того чтобы переобуть всю отрасль необходимо 300 млрд. рублей.

Виктор Гацулов, исполнительный директор Российского автотранспортного союза, поддержал главу ассоциации перевозчиков «Грузавтотранс» Матягина и акцентировал внимание на том, что нужно проводить экономическое исследование последствий закона.

Напомним, запрет на эксплуатацию автомобиля с шинами, не соответствующими сезону, парламентарии Вадим Тюльпанов, Константин Добрынин, Сергей Тен и др. предложили еще в 2013 году. Предлагалось установить штраф до 2 тысяч рублей для водителей транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август) и тех, кто продолжает ездить на летней резине в зимний период (с декабря по февраль).

Пояснялось, что использование шипованных шин летом наносит вред дорожному покрытию, а езда на летней резине зимой может привести к аварии. Позже появилась другая сумма штрафа - 10 тыс. рублей . Ее озвучил глава комитета по транспорту Евгений Москвичев, утверждающий, что сумма должна быть сопоставима со стоимостью комплекта покрышек, чтобы штраф действительно заработал. Какая цифра останется в конце концов, пока не решено.

Правительство в целом законопроект поддержало, высказав лишь одно замечание бюрократического порядка.

Законопроект предлагает дополнить статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 32, устанавливающей административную ответственность за управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес.

В том же законопроекте устанавливаются полномочия соответствующих органов, которые будут рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой частью 32 статьи 12.5 Кодекса.

Комментирует Алексей Тузов , первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр».

- С 1 января 2015 года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза, в котором предусмотрены ограничения по минимально допустимой глубине протектора резины: для летних шин - 1,6 миллиметра, для зимних - 4 миллиметра. Помимо этого техрегламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств» введен запрет на эксплуатацию летних шин в зимний период и шипованных шин летом, получивший название «Закон о шипованной резине». Согласно данному документу продолжительность зимнего периода составляет 3 месяца - с 1 декабря по 1 марта. Но в связи с тем, что климатические условия в разных географических субъектах могут значительно отличаться, данный период может быть продлен, но никак не сокращен.

Однако в России, несмотря на то, что для исключения возможности использования неподходящей резины были внесены поправки в ПДД, четко описывающие, какая резина считается летней, какая зимней, а какая всесезонной, данный законопроект действует не в полную силу. Это связано с тем, что в правилах не прописан запрет на конкретное время эксплуатации шин, и получается, что, несмотря на установленные техническим регламентом ограничения, водители несут ответственность только за использование шипованной резины летом, а за летние шины зимой - нет, главное, чтобы глубина протектора соответствовала обозначенным стандартам. Штраф за данное нарушение сейчас небольшой и составляет всего 500 рублей.