Обгон и опережение транспортного средства. Все об обгоне, правила обгона Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

Обгон – маневр, во время которого авто транспортное средство выезжает на полосу встречного движения для обгона впереди идущего транспортного средства и последующего возвращения на ранее занимаемую полосу.

В России, из-за выезда водителей «на встречку», происходит не мало аварий, в том числе и с летальным исходом. Чтобы приступить к обгону водитель опытный или новичок должен убедиться в том, что обгон на данном участке дороге не запрещен ПДД. Также необходимо убедиться, что нет никаких препятствий, которые бы Вам помешали при совершении маневра.

Основные правила, при которых обгон запрещен:

Если на автодороге установлен знак «обгон запрещен», то нужно помнить зону его действия и ни в коем случае не совершать опасный маневр;

Если водитель транспортного средства, который движется впереди Вас, включил поворотник и намерен повернуть налево;

Если впереди Вас транспортное средство начало совершать обгон, то Вам не следует выезжать «на встречку». Лучше переждать, когда предыдущий маневр будет завершен, убедиться в отсутствии движущихся навстречу машин и лишь тогда приступать к обгону;

Если позади Вас транспортное средство начало обгон;

Если чувствуете, что Вам не хватает скорости или есть вероятность того, что обгон будет не успешным, то не следует к нему приступать. Ведь именно это и может привести к аварии, что в последствие приведет к затруднению движения на данном участке дороге.

Стоит помнить и о том, что на дороге есть не мало мест, на которых производить обгон запрещено законом :

Перекрестки.

На регулируемом обгон запрещен всегда (об этом говорится в ПДД, а также обучают в автошколе).

На нерегулируемом обгон запрещен в том случае, если Вы движетесь не по главной дороге.

Пешеходные переходы. Совершать обгон запрещается:

Если по нему движутся люди.

Если установлен знак, запрещающий такой маневр.

Если на автодорогу нанесена сплошная линия.

Железнодорожный переезд.

За 100 метров до железнодорожных путей обгон запрещается.

Обгонять движущееся транспортное средство по железнодорожному переезду также запрещено.

Т оннели, эстакады, мосты, а также территория под ними, путепроводы.

Места дороги с плохим обзором.

Резкие повороты.

Подъемы в гору и т.д.

Основные правила при совершении правильного обгона:

Не уверены? Не стоит и пытаться! При таком опасном виде маневра Вы должны быть уверены в том, что Вам хватит расстояния на встречной полосе и скорости для того, чтобы обогнать впереди движущееся транспортное средство.

Заблаговременно оповестите других участников движения, что Вы начинаете обгон. Для этого необходимо максимально близко подъехать к обгоняемому транспорту (10-20 метров) и включить поворотник .

Во время обгона Вам необходимо как можно быстрее его завершить. Поэтому не жалейте педали газа, чтобы увеличить разницу скорости между Вами и обгоняемым транспортным средством.

Выехав на встречную полосу внимательно оцените происходящее. Если у Вас возникают сомнения, что обгон не успеете завершить, то следует вернуться на свою полосу .

Когда Вы, на завершающем этапе обгона, увидите в своем зеркале заднего вида автомобиль, который обгоняли , то необходимо включить правый поворотник . Затем без резких «подрезов» вернуться на свою полосу.

- Коллективный обгон или по-другому «паровоз» является наиболее опасным. Крайне рискованно это в том случае, если во главе «паровоза» движется крупногабаритное транспортное средство или машина с тонировкой. Из-за них невозможно оценить реальную дорожную ситуацию.

Неправильный обгон очень опасен, поэтому запомните основные его моменты:

Категорически запрещено обгонять транспортное средство с правой стороны . Ведь никогда не знаешь, что ожидает тебя с той стороны: ямы, стекла, бутылки, покрышки и т.д.

Российский климат весьма опасен , особенно в осенне-зимний период. Туманы, проливные дожди, обильные снегопады, гололедица - все это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Поэтому, если видимость плохая, то не стоит совершать обгон.

Не рекомендуется совершать обгон в ночное время суток, так как очень сложно оценить расстояние до машины, которая движется по противоположной стороне.

Старайтесь избегать массовых обгонов . Если же все-таки Вы в него попали, то помните, что приоритет лишь у того, кто его возглавляет. Поэтому при любой возможности пытаетесь выехать из него и вернуться на свою полосу.

Если собираетесь обогнать крупногабаритный транспорт , то не стоит приближаться к нему совсем близко , так как лишитесь обзора встречной полосы.

Не обгоняйте транспорт при подъеме в гору . Ведь при маневре Вам просто может не хватить скорости и тяги двигателя для разгона. Если же автотранспорт короткими промежутками мигает Вам поворотником, то таким образом он оповещает Вас о том, что можно совершить обгон, так как встречных машин нет.

Будьте внимательны, когда пытаетесь встать в поток машин после завершения обгона . Двигаясь по встречной полосе старайтесь уровнять скорость с потоком, который движется по нужной Вам стороне. Если Вам помогли встроиться в нужный поток, то не поленитесь мигнуть несколько раз «аварийкой» в знак благодарности.

В некоторых случаях опытные водители не в состоянии четко понять, обгон и опережение в чем разница, что значат данные понятия .

С подобными сложностями часто сталкиваются опытные водители и тем более начинающие. Нередко отсутствие подобных знаний ведет к неожиданной встрече с инспекторами и к аварийным столкновениям.

Транспортное средство, как показывает практика, является источником повышенной опасности, потому водитель в процессе осуществления им соответствующего маневра должен четко понимать, что он делает – обгон или опережение.

Понятия обгона и опережения

Перед тем как изучить особенности и отличия обгона и опережения, необходимо выяснить, что обозначают данные понятия, то есть, что такое обгон и что такое опережение.

Опережение – это движение по трассе транспортного средства со скоростью, превышающей рядом едущие автомобили . Подобный маневр производится строго в границах своего положенного движения.

Обгон – определенная форма опережения одного, двух и более автомобилей с одновременным выездом на противоположную полосу и с обязательным возвращением на свою исходную полосу или часть проезжей части.

Обгон далеко не всегда является нарушением ПДД. Если дорожная разметка позволяет осуществлять данный процесс, если нет запрещающих обгон знаков, если обгон проводится по всем правилам, он не будет нарушением закона.

Разница между обгоном и опережением

Отвечая на популярный вопрос, в чем заключается разница и отличие между опережением и обгоном, можно отметить, что с точки зрения стандартного ПДД, это принципиально разные термины и действия. Вот чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД.

Сразу стоит отметить, что обгон является более опасным маневром.

В этих случаях он напрямую связан не только с обычным опережением рядом перемещающихся автомобилей, но с такими сопутствующими процессами, как:

  • маневрирование влево;
  • выезд на стандартную встречку или на рядом идущую полосу;
  • последующее возвращение на исходную трассу.

К осуществлению стандартного обгона требуется относиться с особой внимательностью, так как в ПДД существует достаточно большое количество ограничений и запретов на совершение данного процесса.

Опережение – это движение, которое выполняется в границах принадлежащей водителю по правилам проезжей части.

При этом скорость движения превышает скоростные показатели рядом едущих транспортных средств.

В данном случае не предусмотрен выезд на рядом идущую встречную полосу, соответственно нет возвращения автомобиля на ранее занимаемую им дорожную полосу и сторону.

Порядок действий при совершении обгона или опережения – это не единственное отличие данных операций. Одним из основных отличий обгона от опережения является то, что второе можно осуществлять, как с левой стороны, так и справа.

Кроме того, обгон, как маневр, самым строгим образом ограничен ПДД, более того, запрещен в большинстве ситуаций. Для опережения подобных ограничений не существует. Водители имеют право совершать его в какой угодно ситуации.

Исключением может являться только очень плотное движение, когда все полосы на трассе заняты средствами передвижения.

Видео: ПДД 2019. Тема: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

В качестве заключения можно отметить, какие существуют наказания за не неправильный обгон.

Точно прописанных санкций за неправильно осуществленный обгон современный административный кодекс не предусматривает. При этом не нужно забывать о том, что выполнение автомобильного обгона может сопровождаться стандартным выездом на полосу идущего навстречу движения.

В 2019 году для наказания водителя задействуется статья 12.15 ч. 4. В зависимости от сложности нарушения водителю может быть назначен штраф, достигающий 5000 рублей . Также это может быть лишение человека водительского удостоверения примерно на 4-6 месяцев.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что ПДД не нужно рассматривать частями. Изучение установленных правил подобным образом возможно, но, чтобы полностью понять свод условий, потребуется комплексно соблюдать все требования.

Когда человек за рулем знает, как верно производится обгон, опережение, встречный разъезд и иные маневры, он уверенно ведет машину и редко попадает в ДТП.

Понятие обгона – чем он отличается от опережения?

Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно. ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

Давайте разберемся, чем отличается обгон от опережения. Прежде всего, уясним, какое понятие вкладывают правила в термин «опережение». Здесь все просто. Опережение представляет собой езду машины на скорости большей, нежели скорость попутных ТС. Другими словами, когда ваше авто двигается на высокой скорости в области правой половины автотрассы или без пересечения разметки в пределах одной полосы, речь идет именно об опережении.

Сразу видно, что разница между опережением и обгоном всем ясна. В первом случае, согласно ПДД 2013, выезд на «встречку» не предусматривается. А вот при обгоне водитель может выезжать на встречную и после выполнения задуманного маневра обязательно возвращаться обратно.

Когда обгон запрещен правилами?

В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

  • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
  • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

Обгон запрещен и тогда, когда водитель понимает, что после окончания запланированного маневра он не сможет безопасно вернуться на свою полосу. С точки зрения элементарного здравого смысла все эти запреты выглядят полностью обоснованными. Каждый из автомобилистов прекрасно понимает, что именно так и нужно вести себя на дороге, заботясь о безопасности движения по ней.

Теперь давайте запомним те места на автотрассах, где обгон запрещен вообще. К ним в ПДД 2013 относят далее указанные участки дороги:

  • эстакады, путепроводы, мосты и пространства под этими инженерными сооружениями;
  • регулируемые перекрестки;
  • опасные повороты и финальные участки подъемов;
  • перекрестки без светофоров или регулировщиков (запрещен обгон в тех случаях, когда машина едет не по главной дороге);
  • участки, на которых имеется ограниченная видимость;
  • тоннели;
  • переезды через железнодорожное полотно (описываемый в статье маневр, кроме того, запрещен и менее чем за сто метров перед такими переездами).

Правила, утвержденные в 2013 году, указывают на то, что водителю за рулем обгоняемой машины запрещено увеличивать скорость в то время, когда его «обходит» другое транспортное средство, либо иным способом мешать обгоняющему начать и завершить запланированный им маневр.

Мало того, в ситуациях, когда по дороге движется тихоходный автомобиль (например, грузовое ТС), ПДД требуют, чтобы он содействовал машине идущей сзади в обгоне (полностью остановился либо сдал вправо). Указанное правило действует при движении вне населенных пунктов. Кстати, оно справедливо и для случаев опережения транспортных средств, а не только их обгона.

Когда можно выполнять обгон?

Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен. Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон.

На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

Запомнить участки, на которых допускается совершать данный маневр, несложно. Правила движения 2013 года разрешают выполнять обгон на:

  • двухполосных автотрассах, где осевая линия выполнена прерывистой разметкой;
  • дорогах с тремя полосами, на которых нанесены прерывистые продольные разметочные линии;
  • дорогах с двумя полосами и комбинированной разметкой.

Повторимся. Следует максимально ответственно относиться к каждому своему решению объезда транспортных средств в любом из указанных (разрешенных) случаев. Цена ошибки водителя, не сумевшего правильно проанализировать дорожную ситуацию и совершившего неудачный обгон, очень высока. Просто посмотрите вечером по местному ТВ-каналу очередной сюжет о серьезной аварии, и вы поймете, что во многих случаях к ней приводит то, что водитель, виновный в ней, не имеет понятия о терминах опережения либо обгона.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Знак с паровозом и оградой ставят за 150–300 метров перед переездом, если они находятся вне городов и сел, и за 50–100 метров в пределах населенных пунктов. Увидев указанные знаки, сразу же забывайте об обгонных маневрах!

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Двойной обгон и обгон колонны – что это?

Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.

Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.

А теперь рассмотрим правила, по которым выполняется обгон организованной колонны автомобилей. Под понятие такой колонны попадают машины, движущиеся со специальным сопровождающим автомобилем (он едет с красным и синим маячком впереди и при этом издает звуковые сигналы). Причем в организованной колонне должно быть не менее трех ТС.

Правилами движения по дорогам нашей страны категорически запрещено обгонять организованные транспортные колонны. Всегда помните об этом, когда у вас возникнет желание сделать это. За опережение колонны с сопровождающим авто вы несомненно будете наказаны, причем на весьма «кругленькую» сумму.

Несколько слов о встречном разъезде

На отечественных далеко не идеальных автотрассах иногда встречаются неожиданные сужения дороги, обусловленные каким-либо препятствием, образовавшимся в силу неожиданных причин (это может быть сломавшийся автомобиль, дорожные работы и тому подобные ситуации). На дорогах с несколькими по одной стороне такие препятствия проблем не вызывают. Водитель может легко объехать их, не совершая выезд на «встречку».

А вот на двухполосной трассе так просто возникшее затруднение не решишь. Если вы попытаетесь объехать препятствие по обочине, вам выпишут штраф. Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении. Основное правило подобного разъезда заключается в следующем: машина, выезжающая на «встречку», обязана уступить дорогу транспортному средству, которое двигается по своей полосе.

Даже бывалые водители путают эти два понятия. При обгоне вы не только опережаете другой попутно двигающийся автомобиль, но и выезжаете для этого на встречную полосу. Когда вы уходите в левый ряд и набираете скорость, чтобы опередить машину справа от вас, вы не выполняете обгон в истинном смысле этого слова. Вы делаете лишь с опережением. Различать эти два маневра (обгон и опережение) необходимо, так как знаки, запрещающие вам обгонять, вполне позволяют опережать другие транспортные средства.

В первую очередь, намереваясь выполнять обгон, вы должны обратить внимание на разметку. Одинарная или двойная сплошная разметка между встречными потоками движения запрещает вам обгонять. А вот если линия прерывистая или вовсе отсутствует, вы спокойно можете совершать данный маневр.

Вы можете обгонять другие машины, только если двигаетесь по двухполосной дороге, то есть имеющей по одной полосе для каждого направления движения. Выезжать на встречку для обгона из второго ряда строго запрещено, даже если на дороге отсутствует сплошная разметка. Это довольно частое нарушение правил, которое допускают современные автомобилисты.

Вы не можете обгонять другие машины, если на обочине установлен знак « » (3.20). Он не имеет для вас значения, если вы собрались пойти на обгон мотоцикла без коляски, повозки с лошадью или мопеда. Обогнать перечисленный транспорт вы можете даже при наличии запрещающего знака. Но предварительно вы должны обратить внимание на разметку дороги. Наличие таковой в виде двойной или одинарной сплошной линии запрещает вам любой обгон. А вот если она прерывистая, то вы смело можете обгонять или повозку даже при наличии запрещающего знака.

Если вы управляете грузовым авто с массой больше 3,5 тонн, то вам для вас может быть установлен еще один запрет обгона с помощью знака 3,22. Он запрещает вам обгон. Водители легковушек могут не смотреть на этот знак, к ним он не относится. Оба запрещающих обгон знака действуют до ближайшего перекрестка или до знака, отменяющего этот запрет.

И так: вы увидели, что разметка и знаки разрешают обгон. Следующее ваше действие – оценить, есть ли встречные автомобили на дороге и насколько далеко они от вас. Вы можете обгонять, если встречная полоса свободна на таком расстоянии, что вы успеете опередить машину впереди и вернуться в свою полосу, не создавая никому помех. Вы должны оценивать не только расстояние само по себе, но учитывать возможности своего автомобиля и разрешенную максимальную скорость на данном участке дороги. Мощной понадобится намного меньше времени для совершения обгона, чем, например, тяжелому дизельному микроавтобусу. Поэтому и расстояние до встречных автомобилей, которое достаточно для обгона, будет у этих машин совершенно разное.

До того как приступить к обгону, вы еще обязательно должны оценить видимость дороги впереди вас. Если вы приближаетесь к вершине горы, не стоит выезжать на встречку. В этой ситуации вы попросту не увидите вовремя машину, которая едет на вас. Также нельзя выполнять обгон вблизи резких поворотов по той же причине.

Есть еще несколько ограничений, не позволяющих вам выполнять обгон. Если в зеркала вы видите, что вас уже обгоняют, вы не можете начать обгонять. Причем началом обгона считается включение левого поворотника. Так что если на авто сзади вас уже мигает указатель поворота, значит, тот водитель уже начал вас обгонять. Соответственно, вы не должны создавать ему помех. Правила предписывают вам не только не создавать помех, но и двигаться с неизменной или меньшей скоростью в таком случае. Тоже ограничение на обгон для вас действует, если водитель впереди вас включил левый поворотник. Вам запрещено правилами обгонять автомобиль, уже совершающий данный маневр. Даже если водитель впереди вас не идет на обгон, а всего лишь объезжает препятствие, обгонять его вы тоже не можете.

Что касается обгона на перекрестках: вы можете совершать обгон, если на них нет светофоров. Но в этом случае вы должны двигаться только по главной дороге. Даже при отсутствии светофора вам запрещено обгонять кого-либо при движении по второстепенной или равнозначной дороге. Если перекресток оборудован светофором, обгонять вам нельзя ни в коем случае.

На данный момент (2014 год) в правилах не запрещено обгонять на пешеходных переходах, если на нем нет людей. Разумеется, если по переходу двигаются пешеходы, вы обязаны их пропустить, ни о каком обгоне тогда и речи быть не может. Но будьте внимательны: в ГИБДД обсуждали возможные изменения касательно этого пункта, поэтому стоит следить за обновлениями ПДД. В каждом новом издании правил могут быть изменения относительного обгона. Любому, даже самому опытному водителю, необходимо периодически освежать свои знания правил и следить за изменениями в них.

При совершении обгона с выездом на встречный поток движения, во избежание столкновений со встречной машиной необходимо учитывать и выполнять все рекомендации и требования, которые прописаны в .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это касается также и перемещения и по своей полосе. Кроме того, водитель обязан обращать внимание на дорожные знаки, указатели (таблички) и сигналы светофора, когда намеревается перегнать впереди едущий автомобиль.

Если неправильно совершать обгон, то это чревато тяжелыми последствиями в виде серьезных .

В каком законе прописаны

Российское автомобильное законодательство представлено в виде ПДД – Правил дорожного движения, где описываются все нормы, которым обязаны следовать участники. За то, в каком порядке следует совершать такой маневр, как обгон, отвечает Глава №11 Правил.

Если водитель нарушает их, тогда в действие вступает КоАП РФ – Кодекс административно-правовой, регулирующий меры ответственности по правонарушениям административного порядка. В этом случае за детали мер наказания отвечает .

В законе даётся разграничительное пояснение о том, что считать «обгоном», а что не относить к такому действию.

– это маневр, который водителем начинает совершаться в пределах своей полосы движения, затем машина выходит на короткое время на встречную полосу с пересечением разделительной черты, а потом возвращается на участок своего потока по ходу езды, только обогнув впереди ехавший автомобиль.

Опережение – это такой же самый маневр, что и обгон, но осуществляется он исключительно в рамках полосы дороги своего потока.

Чтобы без помех обогнать машину с выездом на встречную полосу, автомобилисту требуется обратить внимание на следующие факторы касательно ситуации на дороге:

  1. Оценить ширину проезжей части.
  2. Визуально определить расстояние от своей машины до обгоняемой.
  3. Посмотреть, каково расстояние между своим авто и ближайшим, едущим по встречной полосе.
  4. Присмотреться к скорости той машины, которую обгоняют.
  5. Учесть скорость встречного автотранспорта.
  6. Отметить скорость приближения к обгоняемому ТС.
  7. Четко знать особенности своего автомобиля – насколько быстро она «умеет» разгоняться, разовьёт ли достаточную скорость, чтобы получилось обогнать другое авто.

Кроме этого, водителю требуется:

  1. Знать и замечать дорожные знаки.
  2. Обращать внимание на сигналы светофоров и следовать их значениям.
  3. Оценить, не пересекаются ли траектории обгоняемого автомобиля и обгоняющего.
  4. Присмотреться к конструкции дороги, вспомнить правила, где именно категорически запрещено разгоняться с целью совершит обгон.
  5. Отметить особенности погоды и видимости. При ограниченной видимости и скользкой дороге лучше всего воздержаться от совершения данного действия.

Кроме сигналов светофоров на регулируемых перекрёстках может оказаться полицейский-регулировщик. Его сигнальные движения каждый водитель обязан уметь правильно расшифровать, чтобы следовать указаниям.

Где запрещено

Пункт 11 Правил «Обгон, опережение, встречный разъезд», начиная с части 11.1-11.2 (и далее) отражает все детали запретных зон и участков дорог, где совершать обгоны ни в коем случае нельзя.

К таковым относятся следующие ситуации на дороге или зоны автодорожной инфраструктуры:

Ситуация Участок дороги
1. Занятая полоса встречного движения, либо своего потока.
2. Большая вероятность создания помех другим участникам.
3. Когда впереди движущаяся машина подала сигнал огнями, что собирается поворачивать влево.
4. Передний автотранспорт делает объезд препятствия или тоже совершает обгон.
5. Следующее за обгоняемой машиной авто начало совершать маневр.
регулируемый перекрёсток;
нерегулируемый перекрёсток при движении по второстепенной трассе;
пешеходный переход;
ближе чем 100 метров от ж/д переезда;
мосты, эстакады, путепроводы, а также под ними, тоннели, некоторые набережные (трасса на дамбе реки) и др.;
крутые подъемы – ближе, чем за 300-600 м (зависит от мощности транспорта и градуса уклона) от конца подъема;
опасные повороты;
иные зоны, где очевидно сильное ограничение видимости для водителей.

Правила выполнения обгона

Перед тем, как рассмотреть подетально разные случаи, когда обычно допустимо обгонять другие автомобили, следует отметить общие правила, как именно грамотно делается такой маневр.

Правила выполнения обгона:

  1. Убедиться в том, что свой автомобиль не будет создавать помех для других участников движения.
  2. Оценить расстояние от обгоняемого авто до своего, достаточность пространства для того, чтобы вернуться в свой строй, от своей машины до встречной, если она есть.
  3. Удостовериться в том, что и задние авто не собираются совершать обгон в тот же момент, что и вы.
  4. При отсутствии препятствий или вероятности помех, следует проделать следующее – изменить ступень передачи на одно уменьшение, переключение основной оптики с дальнего света на ближний режим, включить поворотные сигнальные огни перед тем, как выезжать из своей полосы.
  5. После выезда из строя, огни выключаются, передняя машина обгоняется с выездом на встречную полосу там, где нет сплошной разметочной черты.
  6. Последним штрихом данного действия является встать в свой поток движения там, где есть свободное пространство при условии движущих объектов других ТС.
  7. Но делать это без включенного правого поворотника не следует. Другие участники должны знать, что вы хотите вернуться в свой поток движения, а не делать разворот или поворот влево.
  8. Также возвращаться в свой строй следует начинать тогда, когда обгоняемый автомобиль покажется в вашем зеркале заднего вида.

Скорость при обгоне должна превышаться только в пределах нормы, которая «продиктована» дорожными знаками, либо допущениями Правил относительно конкретного участка автодороги.

Если огни не выключить сразу же после начала обгона, то другие автомобилисты могут ошибочно принять ваши сигналы за намерение совершить поворот влево, развернуться, либо делать еще один обгон следующей машины, едущей впереди.

Поворотными огнями следует предупреждать не только впереди следующего водителя, но также и того, кто едет сзади, если там замечена едущая машина.

Причем это касается как сигналов перед обгоном, так и другим сигналов после обгона, при возвращении в свой поток движения.

Дальний свет фар включать следует после того, как при маневре вы поравнялись с обгоняемой машиной, а встречных машин нет.

На перекрестке по главной дороге

Чаще всего обгоны на перекрестках совершаются с включенными сигнальными огнями, предупреждающими о том, что шофер намеревается сворачивать налево для обгона.

Это связано с тем, что в Российской Федерации движение автотранспортных средств на улицах правостороннее.

Очень важно в этом случае не создать помех другим, а также учесть разметку сплошных линий, на которые нельзя заезжать, задевать или пересекать.

Поэтому опережение с выездом на встречную полосу на перекрестке следует совершать аккуратно и с предельной внимательностью, ориентируясь по знакам и сигналам светофора. Это касается водителей, едущих по главной.

С выездом на полосу встречного движения

Когда автомобилист хочет перегнать машину с заездом на встречную полосу, то нужно внимательно отследить сразу, насколько близко едет и с какой скоростью встречный автотранспорт.

В случае если возникнет трудность с разъездом, то Правила в части 11.7 пункта 11 гласят, что уступить дрогу обязан тот, на чьей стороне создано препятствие.

Также в отношении уклонов на дорогах, оборудованными знаками – «1.13» или «1.14», дорогу в ситуации сложности разъезда уступает тот водитель, который перемещается в сторону спуска.

Один из знаков обозначает, что впереди шофера ожидает крутой спуск, а другой знак говорит о крутом подъеме.

Порядок совершения обгона с выездом на полосу встречного потока движения машин:

  1. При приближении к идущему впереди автомобилю следует соблюсти дистанцию – 30-50 метров сбоку.
  2. В зеркале задней видимости не должно отражаться других машин, чтобы убедиться в отсутствии иных желающих обогнать того, кто уже обгоняет.
  3. Оценивается обстановка впереди. Важно понять, что вы не окажетесь в запрещенной для обгонов зоне в процессе маневра, либо его завершения.
  4. Кроме того, следует сразу определить место, куда машина будет заезжать в свой поток движения после завершения действия.
  5. Если встречных машин нет поблизости, нужно сначала включить сигнальный поворотник, а уж затем, начинать движение в сторону.
  6. Снижаем на одну ступень передачу, затем при разгоне повышаем на одну.
  7. Оптика переключается с дальнего на ближний.
  8. Как только начался обгон, сигнальные огни выключаются.
  9. Машина сначала должна поравняться с обгоняемой.
  10. Совершается выезд на встречную полосу.
  11. Затем водитель включает правый сигнал поворота.
  12. Возвращаться в свой ряд следует начинать только тогда, когда обгоняемый автомобиль уже отражается в зеркале заднего просмотра.

Большой и частой ошибкой водителей является тот фактор, когда они слишком сильно сближаются с обгоняемым автомобилем, мотивируя это тем, что максимально быстро съехать, либо недолго находиться на встречной полосе.

С одной стороны, это покажется оправданным, но с другой стороны, нарушение дистанции приведет к столкновению, если не со встречной машиной, так с той, которая обгоняется.

Когда автомобилист уже оценил обстановку, определил, что опасности для осуществления маневра нет, встречных машин не предвидится, то и слишком сближаться с обгоняемым авто нет смысла.

Еще не следует забывать, что обгоняемая машина может неожиданно изменить свою скорость движения. Например, неожиданно затормозить потому, что впереди неё обнаружено препятствие, которое следует объехать.

А для водителя, совершающего обгон, видимость далее впереди движущейся машины ограничена.

Если сильно сблизиться с обгоняемым авто, тогда при внезапном его торможении и объезде препятствия, может произойти боковое столкновение.

Без выезда на встречную полосу

Если совершается обгон в пределах только своей полосы движения и при этом территория встречного потока движения не затрагивается вообще, тогда такое действие называют – «опережение», а не обгон.

Это возможно в случае, если ширина полосы достаточна для того, чтобы осуществить данный вид маневра. Либо же дорога является четырех сторонней, когда каждая сторона разделена на две полосы.

В этом случае ширины дороги достаточно, чтобы можно было перегонять тихоходные автомобили. Порядок здесь такой же, как в случае обгона с заездом на «встречку».

Более одного ТС

Такой способ называют – «обгон паровозиком», который делается двумя ТС сразу.

Но еще под маневром двумя транспортными средствами может подразумеваться также и действие, совершаемое одной машиной, но объезжать ей приходится два или более автомобиля. Не на всех участках автотрасс разрешен обгон паровозиком.

Для запрета существуют стандартные дорожные знаки или указатели в форме белых табличек, так как в Правилах о таком запрете ничего не говорится.

Но зато в правилах говорится, что нельзя начинать обгон, если впереди едущий транспорт сигналит левыми поворотниками о своем намерении первым начать действие.

Паровозиком маневр осуществляется следующим образом:

  1. Сначала включает левый поворот машина передняя, которая хочет выехать влево для опережения.
  2. После нее следует включить свои огни только тогда, когда передняя машина уже поравнялась с тихоходной обгоняемой.
  3. При этом крайне важно, чтобы сигнальные огни обгонщика уже были выключены – тогда не будет нарушения ч. 11.2 п. 11 ПДД.
  4. Вставать в свой строй следует лишь при наличии свободного места и после того, как завершить свой маневр машина, едущая впереди.

Теоретически и без помех можно обогнать обгоняющего водителя, но для этого требуется удостовериться, что встречных авто нет, и места на дороге достаточно.

Когда речь заходит об обгоне затора, либо нескольких авто сразу, то следует учесть, что тогда водитель уже не просто заедет на встречную полосу движения, а будет перемещаться по ней.

А это считается нарушением по п. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, и грозит денежным взысканием – 1500 рублей .

В городе

Обгонам в городе могут препятствовать естественные причины:

  • многочисленные светофоры;
  • частые пробки;
  • пешеходные переходы;
  • трамвайное полотно;
  • регулируемые перекрёстки;
  • скоростное ограничение и другие факторы.

В среднем скорость машин в городской черте составляет не более 20 или 30-40 км/ч по показателям бортового компьютера.

Такие участки дороги, как пешеходный переход или трамвайные пути встречного движения являются запрещенными для того, чтобы на них обгонять автотранспорт.

Самый безопасный способ обогнуть медленно перемещающийся автотранспорт – это совершить опережение в пределах своей полосы движения и то в случае, если впереди не предвидится никаких препятствий в виде сплошной полосы, светофора и иного.

Без разметки

Если на дорожном полотне не прорисовано никакой разметки, это значит, что можно делать обгон, когда вздумается.

Чаще всего на тех участках пути, где это делать запрещено, будет устанавливаться автодорожный знак, под маркировкой – «3.20.1», «3.20.2».

Первый прорисован на белом поле и значит, что он постоянный, а второй – на желтом, значит – временный.

В зависимости от того, какой впереди едет транспорт следует решать, делать обгон или нет. Если это крупногабаритное ТС, тогда следует делать некоторые проверки в пути, нет ли преград впереди.

Как только во время обгона была замечена впереди опасность, препятствие, либо другая машина, следует незамедлительно снизить скорость. После этого желательно вернуться в прежнюю позицию, если место там еще не занято другим авто.

Если дорога чистая, тогда можно совершать маневр точно по такому же принципу, как было описано выше.

Двумя автомобилями

Случается так, что обгон может совершаться двумя автомобилями одновременно. Такой ситуацией является случай, когда обгоняемый автомобиль решил опередить другой водитель.

Но для этих целей крайне важно, чтобы проезжая часть по ширине позволяла проделать данный маневр.

Иначе последствиями может оказаться аварийное столкновение, причем с цепной реакцией, если на трассе находятся поблизости и другие участники.

Это действие следует совершать в таком порядке:

  1. Сначала нужно переключиться на нижнюю передачу – на 1 ступень. Например, если вы двигались на 5-й, то следует переключиться на 4-тую до совершения объезда.
  2. Несильно придавливая педаль газа, машина, находящаяся на обгоне, настигается вторым обгонщиком.
  3. Всего несколько секунд нужно совершить движение параллельно с обгоняемым авто.
  4. После чего стремительно вырываясь вперед при помощи газа, опережаем его.

Переключаться с высоты на низ функционала коробки передач необходимо для того, чтобы максимально оптимизировать динамику разгона, который нужен будет для опережения уже обгоняющего автотранспорта.

Это обозначает, что здесь важно сразу оценить скорость движущейся на обгоне машины так, чтобы скорость вторичного обгонщика была повышенной до разумных пределов (не опасной и соответствующей дорожным знакам).

Такой обгон признается самым опасным из-за повышения скоростей и недостаточности места на дороге для безопасного разъезда.

Обгоны двумя машинам не запрещены Правилами. Но если в строю мало места для возврата машин в поток, а также тогда, когда обгоняющий первичный автотранспорт уже включил левые (либо по окончании маневра — правые) предупредительные огни, то лучше от них воздержаться.

Что такое обгон броском

Речь идет о резком повышении скоростей, когда водитель-лихач, не дает достаточного времени для динамики разгона своей машины и сразу резко повышает газ.

Такие маневры придорожные камеры службы ГИБДД сразу могут зафиксировать как нарушение скоростных режимов. Но и это даже не главное.

Важно, что при резком совершении опережения или обгона повышается риск заноса автомобиля и столкновения с другими участниками движения.

Либо могут случиться аварии с одним участником – столкновение со столбом, вылет в кювет при заносе и т.д. Чаще всего замечен такой маневр за лицами, желающими объехать побыстрее колонну машин.

Правила манёвра грузовыми автомобилями

Для некоторых участков автодорог устанавливается специальный знак, где запрещается обгонять тихоходный транспорт грузовикам. Дорожный знак Обгон грузовым автомобилям запрещен, имеет свою цифровую маркировку – «3.22».

Водитель грузового автотранспорта должен учесть:

  • массу груза;
  • габариты своей машины;
  • её массу без снаряжения грузом;
  • скорость и способность разгона своей машины;
  • скорость тихоходного транспорта, который следует обогнать.

Могут также обозначиться и другие факторы, имеющие свою специфику в отношении своей категории автотранспортного средства. Например, высоту своей машины и угол обзора заднего видения.

Но алгоритм действий остается для таких водителей таким же, как и в случае, если обгон совершается автомобилист на легковом ТС.

Правилами также запрещено, чтобы водитель, которого обгоняют, сам начал ускоряться в момент маневра (ч. 11.3 п. 11 ПДД).

Такая неоправданная реакция служит не только водительской неучтивостью, но также и провокацией крупной аварии. Ведь уравнивание скоростей заставит обгоняющего автомобилиста дольше пребывать на встречной полосе.

Правила диктуют этикет поведения обгоняемому также и в отношении того, чтобы он слегка посторонился и взял в право (ч. 11.6 п. 11 ПДД – в отношении тихоходных ТС вне зоны населенного пункта).

А после того, как его обогнали, немного уменьшить скорость, чтобы дать возможность вернуться водителю в свой поток.

Основываясь на статистических данных из практики автомобилистов, затрачиваемое на обгон время обычно составляет по времени не более 6-10 секунд, в зависимости от длины обгоняемого автотранспортного средства и его скорости движения.