Платон нужно ли платить. Система в развитии

Image caption Полиция предостерегает противников "Платона" от несанкционированного протеста

К критике системы "Платон", при помощи которой российские власти с 15 ноября собирают дополнительные деньги с дальнобойщиков, присоединилась "Единая Россия". Лидер ее думской фракции Владимир Васильев заявил, что правительство не всегда умеет перестроить свою работу - и это оборачивается огромными издержками.

Система устанавливает плату для фур с разрешенной максимальной массой более 12 тонн за проезд по трассам федерального значения: по 1,53 рубля за километр (изначально правительство установило тариф 3,73 рубля).

Дальнобойщики, посчитавшие себя пострадавшими от нового сбора, уже три недели, местами их протесты принимают отчаянные формы. Так, в Новосибирске, по некоторым данным, водители во вторник сняли с себя нижнее белье и вышли на трассу обнаженными, показывая тем самым, что власти раздевают их до нитки.

Число игроков рынка грузоперевозок, подпавших под действие "Платона", превышает 2 миллиона. Но учитывая то, что у большинства есть семьи и люди на иждивении, новый сбор затрагивает жизненные интересы гораздо большего числа россиян. Не говоря уже о том, что, по мнению некоторых экономистов, из-за введения "Платона" и роста ставок грузоперевозок в стране может ускориться инфляция - до 1,5% в следующем году.

Русская служба Би-би-си попыталась разобраться во множестве экономических и юридических аспектов функционирования системы "Платон", которая впервые со времен монетизации льгот сумела спровоцировать масштабные выступления простых россиян.

Что такое система "Платон"?

Это автоматизированная система по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за пользование дорогами федерального значения (помимо федеральных, в России есть также дороги региональные, местные и частные).

Водителям большегрузных автомобилей раздают специальные устройства, фиксирующие километраж, который те накатывают по федеральным трассам. Дороги оборудуются рамками, призванными считывать информацию с датчиков (всего - до 480 рамок). С той же целью по магистралям будут курсировать более 100 "мобильных комплексов".

Имя "Платон" система получила от словосочетания "плата за тонны".

Для чего он понадобился?

Для дополнительных сборов в бюджет, средств которого, по утверждению властей, не хватает на капитальный ремонт дорог. По подсчетам правительственных экспертов, наибольший ущерб дорогам наносят грузовики массой более 12 тонн: проезд одного такого автомобиля равен износу полотна от проезда примерно 20 тысяч легковых машин.

Image caption Водители начали массово протестовать против "Платона" за несколько дней до начала его работы

Протяженность федеральных дорог в России превышает 50 тыс. километров, из них свыше трети, по некоторым подсчетам, нуждаются в ремонте и улучшении прочностных характеристик.

Проблемой дополнительных сборов с владельцев большегрузных автомобилей власти озаботились еще в 2011 году, когда внесли в Бюджетный кодекс и закон "Об автомобильных дорогах" поправки, закладывающие юридические основы для будущего сбора.

Кто владеет "Платоном"?

Реализовать проект по организации в России масштабной системы по взиманию платы с дальнобойщиков было решено в форме концессии. Государство в лице Росавтодора заключило соглашение с частной компанией "РТ-Инвест транспортные системы" о создании соответствующей инфраструктуры.

При этом смысл концессии состоит в том, что РТИТС строит инфраструктуру за свой счет, использует ее в течение 13 лет (на такой срок заключено соглашение), после чего отдает ее во владение государства. Собираемые деньги компания перечисляет в бюджет (ожидается, что за 13 лет проект соберет 1 трлн рублей - 14,9 млрд долларов по текущему курсу), а бюджет будет выплачивать ей ежегодно вознаграждение в размере 10,6 млрд рублей. 46% этой суммы подлежит ежегодной индексации, то есть увеличению на уровень инфляции.

Оператор проекта, компания РТИТС, на 50% контролируется Игорем Ротенбергом - сыном миллиардера Аркадия Ротенберга, которого многие называют другом российского президента Владимира Путина.

Почему бастуют дальнобойщики?

Дальнобойщиков не устроил тариф в 3,73 рубля на километр по федеральной трассе для автомобилей с максимальной разрешенной массой выше 12 тонн. Правительство пошло на уступки и снизило его до марта следующего года до 1,53 рубля (плата взимается пока только в Подмосковье), но это также кажется водителям слишком высокой ценой. Почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим идеальную модель бизнеса на примере собеседника Би-би-си Александра, попросившего не упоминать его фамилию.

Александр взял в лизинг три машины с прицепами и занимался грузоперевозками в течение шести лет. Делал это законно, не обманывая водителей (которых за это время сменил более 30) и клиентов.

Чтобы машина окупила себя, рассказывает Александр, в месяц она должна пройти 15-20 тыс. километров. За переброску груза из Москвы в Самару можно заработать 40 тыс. рублей (он отмечает, что в последнее время ставки даже немного понизились), обратно берется попутный груз, за который можно выручить 12 тыс. Итого 52 тысячи за рейс туда-обратно. Почти половина этой суммы уходит на топливо. 52 тыс. минус 24 тыс. = 28 тысяч.

Image caption У противников "Платона" появилась даже эмблема

Рейсов за месяц машина накатывает максимум 7, поскольку много времени уходит на обслуживание, ремонт, иногда происходят задержки с отправлением груза и так далее. 28 умножаем на 7, получаем 196 тыс. рублей. Из этой суммы вычитается ремонт и резина (50 тыс.) и выплаты по лизингу (70 тыс. за тягач и прицеп). Остается 76 тыс. рублей.

Далее следует зарплата водителя, которая сейчас составляет около 40 тыс. рублей в месяц. Итого имеем 36 тыс. рублей прибыли. Но в уме надо держать также расходы на штрафы и поборы сотрудников ДПС (до 5 тыс. в месяц). Кроме того, ежеквартально до 2 тыс. рублей уходит на единый налог на вмененный доход и раз в год около 40 тыс. уходит на транспортный налог.

Теперь посчитаем, сколько фура, преодолевающая 15 тыс. км в месяц, должна отчислять системе "Платон" по тарифу 1,53 рубля за 1 км. Производим соответствующую калькуляцию и получаем 22,9 тыс. рублей. То есть из 36 тыс. прибыли надо отнять 22,9 = чуть больше 13 тыс. рублей.

Александр, подсчитывавший свои расходы по изначальной ставке 3,73 рубля, вычислил, что будет уходить в минус, и вышел из бизнеса еще до 15 ноября, когда "Платон" заработал.

Законно ли был выбран концессионер "Платона"?

Многих возмущает факт того, что при выборе компании для создания концессии власти не задействовали процедуру конкурса.

Изначально у правительства были другие планы: в августе 2013 года оно объявило конкурс, главным условием для участия в котором было наличие опыта создания и эксплуатации аналогичных систем. Предварительный отбор прошли три консорциума - каждый с иностранным участием, поскольку лишь у иностранных компаний имелся соответствующий опыт.

В 2014 году грянули санкции, и глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов предложил отказаться от западного опыта при создании системы, доверившись отечественному программному обеспечению. Правительство согласилось и отменило конкурс. Некоторые юристы сочли это некорректным, поскольку, по их мнению, случай с "Платоном" не попадает в список исключений из закона "О концессионных соглашениях", позволяющих обходиться без проведения конкурса.

Тем не менее, пункт 1 статьи 37 данного закона гласит: "Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса […] с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях".

Очевидно, что в ситуации с "Платоном" правительство своим решением определило концессионера - компанию РТИТС - и это не противоречит законодательству.

Другие претензии

Еще одна претензия юридического характера сводится к тому, что российское концессионное законодательство предусматривает якобы лишь схему, при которой концессионер платит государству (концеденту) за право владения и пользования объектом соглашения (объект соглашения в данном случае - сама система "Платон" с датчиками, рамками, мобильными комплексами, центрами управления и другими компонентами).

То есть оператор "Платона" должен был бы платить государству за право собирания денег с дальнобойщиков, тогда как в реальности государство само платит ему ежегодно индексируемую сумму. Ряд пользователей "Фейсбука" возмутились: мало того, что РТИТС собирает деньги с водителей, так она еще и получает от государства вознаграждение.

Однако, во-первых, все собранные деньги РТИТС отправляет в бюджет (Росавтодор сообщил, что за первые две недели работы "Платон" сгенерировал 550 млн рублей для казны). Во-вторых, в российском концессионном законодательстве, которое в недавние годы неоднократно менялось, предусмотрен механизм концессионного соглашения с условием о плате концедента.

Именно по этому принципу работает "Платон". Смысл механизма в том, что концессионер за свой счет строит инфраструктуру, которую затем передает во владение государства, а государство перечисляет ему плату концедента по факту создания инфраструктуры и успешного функционирования системы.

Как "Платон" отразится на экономике страны?

Гораздо больше вопросов возникает не к юридическим основам функционирования "Платона", а к его экономическим последствиям. Необходимость отдавать в бюджет дополнительные деньги вынудит одних игроков рынка покинуть поле (как Александра), а оставшихся - повысить ставки, что неизбежно отразится в цене перевозимых товаров.

То, как это сделано, конечно, это недопустимо, просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении Герман Греф, председатель правления "Сбербанка"

Об этом говорил на прошлой неделе глава "Сбербанка" Герман Греф, отмечая, что система была запущена с серьезными проектными ошибками.

"То, как это сделано, конечно, это недопустимо, просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении", - говорил он на съезде "Опоры России" 23 ноября.

"В результате мы видим сегодня серьезное влияние и вообще в целом на логистику в стране, и на настроение. И в конечном итоге мы увидим это в ассортименте наших товаров, особенно накануне Нового года, и в ценах. Уже сегодня, не знаю, насколько можно доверять, говорят о вкладе в инфляцию в следующем году примерно в 1,5 процентных пункта", - тревожился Греф.

Согласился с возможностью роста цен и Росавтодор в лице замглавы ведомства Дмитрия Прончатова. Удивившись оценке Германа Грефа, он выдал свою: "Мы считаем, что такого роста, о котором говорят товаропроизводители, не будет. Мы считаем, что будет не более 1%".

В Coca-Cola Hellenic Bottling Company подсчитали, что с рынка может уйти до 20% транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн до конца декабря.

Самое же главное, подытоживает собеседник Би-би-си Александр, состоит в том, что факт появления нового сбора и ускоренное пополнение дорожных фондов еще не гарантируют того, что дороги в России отныне будут ремонтироваться вовремя.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Герман Греф считает, что система "Платон" была запущена с серьезными проектными ошибками

Поможет ли "Платон" дальнобойщикам "выйти из тени"?

Сейчас распространяется точка зрения, согласно которой одним из главных эффектов от введения "Платона" станет повышение прозрачности рынка. Якобы раньше значительная часть грузоперевозок была в "тени", а теперь - с контрольными рамками, мобильными комплексами - незамеченными оставаться не удастся.

"Существенная часть бизнеса грузоперевозок находится в "серой" зоне и регулируется лишь поборами дорожных полицейских и взятками с водителей", - считает секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков.

На внутреннем рынке России, по подсчетам Roland Berger Strategy Consultants, работают более 46 тыс. грузовых компаний, из которых 90% приходятся на малый бизнес. Доля теневого сектора действительно значительна, считают эксперты.

Однако, во-первых, очевидно, что "Платон" создавался не столько с целью повышения прозрачности рынка, сколько с вполне понятными целями пополнения дорожных фондов.

Во-вторых, сколько бы компаний ни вышло из "тени", это не отменит факта удорожания услуг грузоперевозок в связи с введением нового сбора. А это, в свою очередь, имеет потенциал воздействия на инфляцию.

В 2013 году в России было принято Постановления Правительства № 504 о введении на дорогах страны платы за тонну перевозимого груза, которая получила название «Платон». Под действие регламента попали грузовики, масса которых превышает 12 тонн. В эксплуатацию система взимания платы с коммерческого транспорта была запущена в ноябре 2015 года.

Что такое «Платон»?

Система «Платон» имеет свою базу данных. Она содержит в себе информацию о более 2-х миллионах единиц транспорта и 51 тысячи километров дорог. Главный оператор системы - частная компания «РТИТС». Её собственниками являются Игорь Ротенберг (50%) и «РТ-Инвест» (50%). Объявленный Уставный капитал «РТИТС» - 100 тысяч рублей.

По замыслу создателей системы, оператор системы занимается организацией денежных сборов на федеральных трассах за провоз груза и их перечислением в бюджеты различного уровня. Оплата услуг «РТИТС» по сбору денег оплачивается из федерального бюджета. При разработке системы планировалось ежегодно пополнять бюджет на 20-40 млрд. рублей. Заработок оператора системы должен был составить 10,6 млрд. в год.

Понять, как работает система «Платон», можно ознакомившись с законодательной базой, регламентирующей её деятельность. Введение в действие системы потребовало от законодателей внесения изменений в КоАП, которые ввели штрафные санкции за нарушения порядка оплаты за перевозку грузов на дорогах России. Основным законом, регламентирующим работу системы, является ФЗ № 68, который был принят в 2011 году.

Соответствующие изменения были внесены в ФЗ № 257, посвящённый автомобильным дорогам. Концессионное соглашение между оператором системы и Правительством было заключено в августе 2014 года. «Платон» система взимания платы начала официально собирать сборы с 15 ноября 2015 года.

На какие машины и дороги распространяется действие «Платона»?

Очень многих водителей, начинающих свою коммерческую деятельность по перевозке грузов интересует вопрос о том, как работает система «Платон», какие машины под нее попадают?Плата на дорогах за перевозку грузов взимается с коммерческого транспорта, разрешённая масса которого превышает 12 тонн . Существующие правила не предусматривают какую-либо градацию по типу груза или тоннажу свыше 12 тонн, но имеют список транспорта, на который не распространяются данные требования. К нему относится специализированная техника МВД, МО, МЧС, ФСБ и других государственных структур, задействованных в целях обороны страны, а также транспорт, занимающийся перевозками пассажиров и используемый учреждениями здравоохранения.

Произвести расчёты можно на официальном сайте platon.ru Для этого необходимо на нём зарегистрироваться, создать карту маршрута, получить договор и бортовое устройство для контроля движения транспорта. Такое устройство работает через систему ГЛОНАСС/GPS. Все расчёты суммы сбора проводятся в автоматическом режиме. Многие водители до сих пор не понимают на каких дорогах действует система «Платон». Она действует на федеральных трассах, но не применяется на платных магистралях.

Критика и протесты

На данный момент регулярно производят оплату больше 260 тысяч перевозчиков. Уже в первый год работы «Платона» в дорожный фонд поступило 15,32 млрд. рублей. Введение системы вызвало протестное движение дальнобойщиков.

Первые протесты профсоюзов дальнобойщиков и движения «ОПР» были проведены ими еще в 2015 году до введения системы в действие. В 2017 году ими была объявлена всесоюзная стачка дальнобойщиков. Основное требование протестующих сводится к полной отмене действия системы. В 2016 году депутаты ГД от фракции КПРФ подали иск в Конституционный суд. В нём они выдвинули требованя проверить законность введения системы.

Куда идут деньги?

Все собранные денежные средства Оператор Системы взимания платы ежедневно перечисляет в доход Федерального бюджета.

Тарифы на систему Платон в 2017 году

Тарифы системы «Платон» за время её действия изменялись несколько раз. Первая тарифная ставка при запуске работы системы была установлена в размере 1,53 руб/км .

Тариф был снижен на 59% от изначально планируемого размера платы (3,73 руб. за км). Повышение ставок было запланировано на 2017 год.

Тариф системы «Платон» с 15 апреля 2017 составляет 1,91 руб/км .

Повышение платы вызвало новую волну протестов. Дальнобойщиков не устраивают тарифы системы «Платон» и они требуют снизить их..

Сколько стоит проезд в системе Платон?

Сумма платежа зависит от того, сколько километров прошел грузовик по федеральным трассам. А чтобы достоверно определить километраж, необходимо знать маршрут движения транспорта. В связи с этим у владельцев грузовиков есть 2 варианта:

- либо оформлять разовую маршрутную карту . В этом случае плата вносится за один маршрут (п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504);

- либо использовать бортовое устройство . Тогда деньги в счет платоновского платежа автоматически списываются с лицевого счета владельца авто. При наличии бортового устройства на грузовике воспользоваться разовой маршрутной картой нельзя

Штрафы за Платона

Размер штрафов и определения оснований их назначения описаны в статье 12.21.3 КоАП. Соответствующие изменения были внесены в административный комплекс в 2015 году. В документе предусмотрены штрафы за нарушения правил оплаты за перевозку грузов от 5 тысяч до 1 млн.. рублей...

Планы модернизации и улучшения системы Платон

В планах Правительства обозначено дальнейшее поэтапное повышение тарифов. «Платон» может стать частью системы страхования транспорта. Оператор системы планирует произвести замену действующих устройств контроля

«Платон» - запущенная 15 ноября 2015 года система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Дорожный сбор составляет 1,53 рублей за каждый 1 км пути. ООО «РТ-Инвест Транспортные системы » является единственным исполнителем проекта.

Оператор системы ведет реестр, который представляет собой структурированную базу данных пользователей системы взимания платы, для организации порядка внесения платы в счет возмещения вреда. Регистрация транспортного средства и его владельца в реестре системы взимания платы выполняется оператором бесплатно.

Создание и развитие системы

2018

Повышение тарифа с 1 июля

В марте 2018 года Министр транспорта РФ Максим Соколов подтвердил прежние намерения государства повысить ставки тарифа в системе «Платон» с 1 июля 2018 года до 2,15 руб./км, а с 1 июля 2019 года - до 2,24 руб./км.

Кроме того, министр заявил, что для пользователей системы «Платон» планируют ввести систему скидок. Уже к середине 2018 года Минтранс рассчитывает доработать методику предоставления скидок в системе взимания платы с грузовиков «Платон» и представить ее в правительство.

Между тем, количество грузовых перевозчиков и, в то же время, большегрузных транспортных средств, зарегистрированных в системе «Платон», все растет. По отчетным данным оператора системы, компании «РТ-Инвест Транспортные Системы », общее число грузовых перевозчиков на середину марта 2018 года составило 361 тысяч, а большегрузных транспортных средств - 964 тысячи.

Что касается финансовых показателей, то за прошедший отчетный месяц, с 15 февраля по 14 марта, перевозчики перечислили через систему 1,546 млрд руб., благодаря чему общая сумма денежных средств, собранных в дорожный фонд за все время работы системы, достигла отметки 43,343 млрд руб.

2017

Россия предложила Индии внедрить систему «Платон»

По данным газеты, цель нововведения - препятствовать созданию нелегальных свалок. Сам проект поправок разработан по поручению зампреда правительства России Александра Хлопонина .

«Система будет обеспечивать сбор информации о перемещении твердых коммунальных отходов на основе приема мониторинговых данных от бортовых устройств, установленных на транспортных средствах... Разработка поправок обусловлена отсутствием контроля за перевозкой и размещением (хранением) твердых коммунальных отходов, что оказывает негативное влияние на экологическую обстановку на территории РФ», - говорится в пояснительной записке к документу.

По информации издания, в компании «РТ-Инвест Транспортные Системы », эксплуатирующей систему «Платон», считают, что инициатива не создаст существенных проблем для перевозчиков мусора.

«Платон» автоматически тарифицирует пропуски в маршруте движения

Соответствующее постановление подготовил Минтранс, оно подписано президентом Дмитрием Медведевым . Им внесены изменения в правила расчета платы в «Платоне» и утверждены в июне 2013 года.

Определяя маршрут, подлежащий тарификации, «Платон» полагается на данные бортового устройства большегруза. Те отрезки маршрута, на которых устройство выключено водителем, или по какой-то другой причине не поставляет данных о пройденном пути, раньше не засчитывались в оплату. Именно они будут автоматически восстанавливаться и тарифицироваться.

Бортовое устройство – не единственный способ определить протяженность маршрута, подлежащего оплате. Как вариант, владелец большегруза может оформить маршрутную карту. Однако в 85% случаев используется именно бортовое устройство. Авторы поправок поясняют, что некоторые водители намеренно отключают устройства на определенных участках пути, и включают только по мере приближения к пункту контроля.

Восстановление маршрута возможно в тех случаях, когда «потерянный» участок маршрута не длиннее 30 км, время его прохождения менее 1 часа, а скорость транспортного средства на участке не превышает 150 км/ч. Кроме того, у «Платона» должны быть данные о координатах этого отрезка, полученные из других источников – например, от каких-то объектов системы или бортовых устройств других автомобилей.

Поскольку «Платон» взимает оплату только за ущерб, нанесенный федеральным трассам, восстановление маршрута будет проводиться до точки пересечения такой трассы с региональной или межмуниципальной.

Пополнение с мобильного телефона

Для грузоперевозчиков с мая 2017 года открыта услуга для пополнения расчетной записи в системе «Платон» и оплаты оформленных маршрутных карт удаленно с лицевого счета мобильного телефона. Сервис доступен для абонентов МТС , Билайн , Мегафон и Теле2 . Поставщиком данного технологического решения стала группа «МОБИ.Деньги ».

Внести средства со счета мобильного телефона грузоперевозчики могут, воспользовавшись ссылкой на сайте системы «Платон» в разделе «Реквизиты для оплаты» или на сайте партнера проекта – группы «Моби.Деньги», в разделе «Оплата услуг». При проведении операции для пополнения расчетной записи необходимо указать номер свидетельства о регистрации транспортного средства и госномер автомобиля, и для оплаты маршрутной карты ее номер. Также необходимо указать номер телефона, с баланса которого будут списаны денежные средства.

Минимальная сумма пополнения – 10 рублей, максимальная – 15 тыс. рублей.

«Платон» спонсирует строительство автомоста в Красноярском крае

Часть денег на постройку автомобильного моста через реку Енисей будут выделены от сбора средств системой «Платон». Об этом на днях заявил в марте министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин. Предполагается, что уже к 2021 году мост будет сдан в эксплуатацию .

Для выполнения проекта потребуется около 8 млрд рублей, из которых частные инвестиции составят не менее 15%. Проект будет частью Ангаро-Енисейского кластера на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). По словам Сергея Еремина, сейчас власти активно ищут инвесторов. Предположительно ведутся переговоры с золотодобытчиками, однако сложность состоит в том, что в итоге сам мост будет находиться в государственной собственности. Также инвесторы проводят подсчеты в изменении себестоимости продукции.

На данном этапе проект переправы уже разработан - это постройка дорожных развязок и коммуникаций, реконструкция дорожного полотна на участках «Енисейск - Высокогорский» и «Епишино - Северо-Енисейск». Сам мост будет возведен в 300 километрах от Красноярска, около поселка Высокогорский.

Для столь масштабного проекта власти края в прошлом году уже выделили на строительства автодороги 500 млн рублей.

ГЧП является госпрограммой совместного финансирования в транспортной, коммунальной, социальной сферах и IT-технологий в регионах. Концессионное соглашение «Платон» финансировалось по принципу ГЧП и на данный момент действует уже на протяжение полутора лет. Средства от реализации программы идут на ремонт и благоустройство дорог федерального значения.

2016

Система «Платон» собрала в бюджет более 14 млрд рублей

«Цифры, собранные на настоящий момент, составляют 14,5 млрд руб. Это показатель того, что автомобилисты пользуются этой системой», - уточнил Советников.

По его словам, за период работы системы было выписано 9,8 млн дорожных карт.

Российские грузоперевозчики смогут пользоваться постоплатой в системе «Платон»

В феврале 2016 года стало известно, что российские грузоперевозчики смогут пользоваться постоплатой в системе «Платон». Отсрочка по внесению платы для грузоперевозчиков вводится по просьбам бизнес-сообщества, в первую очередь, представителей малого и среднего бизнеса. Постоплата – это возможность для пользователей системы «Платон» вносить плату за фактически пройденное расстояние по федеральным дорогам после расчетов с грузоотправителями, а не авансовым платежом, как сейчас. Одновременно с введением отсрочки по внесению платы будут отменены разовые маршрутные карты, оформляемые по упрощенной схеме. Такой способ внесения платы с указанием минимальных регистрационных данных является временным инструментом, который был открыт для удобства иностранных перевозчиков и российских владельцев транспортных средств, отложивших обязательную регистрацию на последний момент. Сегодня разовые маршрутные карты не востребованы пользователями, которые после полноценной регистрации получают удобный доступ ко всем сервисам системы «Платон».

Отсрочка по внесению платы будет предоставляться на один месяц. Для получения разрешения на использование постоплаты грузоперевозчику необходимо подать заявление оператору системы, что можно будет сделать с 15 апреля 2016 года. Это позволит пользователям, которые соблюдают все необходимые условия, внести плату за пройденный километраж в течение месяца, следующего за расчетным.

Срок действия маршрутных карт будет снижен

С 15 апреля 2016 года будет снижен срок действия маршрутных карт с 30 до 7 дней. Изменение вводится для удобства пользователей, которым проще работать с краткосрочными маршрутными картами.

«Статистика первых месяцев работы Системы показывает, что среднее время использования маршрутных карт не превышает 7 суток. Чаще их используют в течение одного – трех дней. Помимо этого, снижение срока действия карт продиктовано обращениями пользователей, которые часто сталкиваются с необходимостью изменения маршрута. На большие расстояния гораздо удобнее для перевозчика оформлять несколько маршрутных карт на короткие отрезки пути с меньшим периодом действия, что позволит легко и удобно отменять и переоформлять карты только на часть пути, а не на весь маршрут», - пояснил коммерческий директор «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков.

Мировой опыт показывает, что пользователи постепенно переходят на бортовые устройства для внесения платы. Например, в Словакии маршрутные карты использовались только в течение первых трех лет, и это был безотзывный способ платежа, их нельзя было отменить так просто, как в Системе «Платон», нажатием одной кнопки в личном кабинете на сайте или мобильном приложении.

По запросам зарегистрированных пользователей оператор Системы «Платон» выдал 220 тыс. бортовых устройств. Сейчас в порядке очередности поступления заявок идет выдача следующей партии устройств, сформированной по запросам регистрирующихся грузоперевозчиков.

«К моменту постоплаты будет произведено необходимое количество бортовых устройств. Все пользователи, которые зарегистрировались и оставили заявки на бортовые устройства, их получат в порядке очереди. Пользователям нет необходимости приходить в офис. Для получения бортового устройства нужно оставить заявку в личном кабинете на сайте. Мы оповестим каждого пользователя о необходимости прийти в офис и получить бортовое устройство», - уточнил Антон Замков.

Оператор Системы ведёт ежедневный мониторинг активности выданных бортовых устройств и зафиксировал, что часть грузоперевозчиков ни разу не подключала полученные ещё в ноябре прошлого года устройства. Пользователи, которые в течение двух месяцев не активировали бортовые устройства, получили уведомления о необходимости подключения или возврата устройств. Согласно договору безвозмездного пользования бортовым устройством, пользователь Системы «Платон» обязан установить и включить полученное устройство до начала движения по федеральным дорогам. С теми грузоперевозчиками, которые после уведомления не установят или не вернут полученные устройства, оператор Системы будет вынужден расторгнуть договор безвозмездного пользования бортовым устройством, дистанционно отключив устройства.

В Системе взимания платы зарегистрировались 123 тысячи владельцев 655 тысяч транспортных средств массой свыше 12 тонн. В Дорожный фонд собрано более 3,5 млрд рублей. На сегодняшний день пользователи Системы оформили более 4 млн маршрутных карт.

Путин освобождает пользователей «Платона» от транспортного налога

В декабре 2015 года в связи в введением в эксплуатацию системы взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам «Платон» Владимир Путин поручил Правительству освободить 12-тонники от транспортного налога, который на порядок меньше расчетных «платоновских» отчислений .

Об этом сообщил в мае 2016 года коммерческий директор компании-оператора «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков на пресс-конференции в Ханты-Мансийске.

По его словам, в настоящее время к «Платону» подключены 248 тыс. грузоперевозчиков и логистических компаний, которые зарегистрировали 719 тыс. транспортных средств. При этом пользователи оформили 7,5 млн маршрутных карт, а на грузовики установлено более 435 тыс. бортовых устройств.

2015

18 мая 2015 года постановлением Правительства РФ № 474 были внесены поправки в постановление № 504 от 14 июня 2013 года «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн». Значимое изменение - размер платы, взимаемой с владельцев фур за разбитые дороги: если до настоящего момента она составляла 3,5 рубля за километр, то теперь, с учетом инфляции, выросла до 3,73 рубля.

В начале июня 2015 года «РТ-Инвест Транспортные Системы» презентовала систему взимания платы с 12-тонников и первый в России центр информационной поддержки пользователей. Разработчики системы назвали свое детище "Платон" - сокращение от фразы "плата за тонну".

В августе 2015 года РТ-Инвест Транспортные Системы открыл предварительную регистрацию в системе крупных грузоперевозчиков.

15 сентября 2015 года начал работу круглосуточный колл-центр системы на русском и английском языках по телефонам горячей линии: 8-800-550-02-02 (для России) и +7-495-540-02-02 (для звонков из-за рубежа).

Открыта предварительная регистрация в системе «Платон» для всех грузоперевозчиков

Посредством сервиса российские и зарубежные перевозчики могут предварительно зарегистрироваться в системе - до начала ее работы, на 6 октября 2015 года, 36 дней. Личный кабинет, сайт системы доступны на русском и английском языках.

Официальный запуск "Платона"

15 ноября система "Платон" запущена в эксплуатацию на всех федеральных трассах России . В проекте успешно прошли регистрацию уже более 400 тысяч транспортных средств отечественных грузоперевозчиков и иностранных логистических компаний, работающих на территории страны.

По данным оператора "Платона" ("РТ-Инвест Транспортные Системы"), регистрацию в системе к моменту ее запуска в эксплуатацию прошли все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 автомобилей.

В преддверии запуска проекта "Платон" в Росавтодоре были проведены переговоры с представителями рынка грузоперевозок, которые выдвинули ряд требований во избежание возникновения отдельных кризисных ситуаций в системе внутренних междугородних перевозок, связанных с тем, что не все компании успели вовремя пройти регистрацию в системе взимания платы и протестировать ее.

В результате были приняты компромиссные решения, учитывающие интересы, как бизнеса, так и государства. В первую очередь, для перевозчиков были снижены экономические риски, упрощена процедура оформления маршрутных карт. Также сокращен перечень документов, необходимых для получения бортового устройства заявителем.

К работе с системой "Платон" подготовились и международные перевозчики. В среднем, таким компаниям понадобился месяц, чтобы адаптироваться к новым правилам .

ИТ-систему «Платон» атаковали из-за рубежа за $2 млн

На второй день после запуска «Платона» система подверглась массовой хакерской атаке, в результате которой завис сайт проект и терминал в офисе оператора. Проблему устранили в тот же день.

25 ноября 2015 года сбой в работе «Платона» объяснили атакой, осуществляемой из-за пределов России . Также стала известна примерная сумма, которая была потрачена на организацию этих кибернападений.

Навальный опубликовал секретное соглашение по «Платону»

В декабре 2015 года глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный опубликовал концессионное соглашение между правительством РФ и компанией «РТ-Инвест» о создании системы «Платон». Власти отказались предоставить этот документ ФБК, сославшись на коммерческую тайну, но кто-то анонимно прислал его фонду на специальный ящик.

В соглашении более 400 страниц. Как пишет Навальный, беглый анализ показал, что, по условию соглашения, «РТ-Инвест» ничего не платит государству, тогда как государство платит компании более 10 миллиардов рублей. Компания «РТ-Инвест » наполовину принадлежит Игорю Ротенбергу - сыну Аркадия Ротенберга , близкого к Владимиру Путину бизнесмена .

2014

Запуск системы взимания платы с грузовиков откладывается на год

В июне 2014 года стало известно, что введение платы за вред, причиняемый федеральным трассам грузовиками массой свыше 12 тонн, откладывается на год - до 15 ноября 2015 года. Поправки в законодательство подписал президент России Владимир Путин.

Перенос срока связан с тем, что до 1 ноября 2014 года не удастся завершить необходимые мероприятия, чтобы начать взимать плату с грузовиков. Это связано с установленным порядком заключения концессионного соглашения в отношении системы взимания платы, а также с процедурой создания и введения этой системы в эксплуатацию.

Правительство отменило конкурс на создание системы взимания платы с грузовиков

В августе 2014 года Правительство отменило конкурс на создание и обслуживание системы взимания платы с грузовиков. На контракт претендовали три консорциума: «Инфраструктурные спутниковые системы» (включает «ВТБ Капитал », «Ростелеком », РФПИ , французскую Vinci и «Ланит »), «Навигационные информационные системы» (НИС ГЛОНАСС , МТС Банк , австрийская Kapsch) и «Оптима Плюс», представляющая консорциум Газпромбанка , словацкой Sky Tall и «Оптима Толл», за которой, по данным источников РБК, стоят интересы бизнесменов Аркадия и Бориса Ротенбергов.

За отмену конкурса выступала госкорпорация «Ростех » во главе с Сергеем Чемезовым . В середине июня «Ведомости » писали, что «Ростех» направил Владимиру Путину письмо с предложением отменить конкурс и отдать заказ напрямую корпорации.

«Ростех» предлагал отказаться от конкурса, поскольку его условия предполагали участие в проекте зарубежной компании, говорил представитель «дочки» корпорации «РТ-Инвест». По его словам, в этом случае технологическое ядро и центр обработки данных оказались бы за пределами России и информация о передвижении, составе всех транспортных средств, а также грузах различного назначения была бы доступна. Использование отечественного оборудования позволило бы ограничить доступ к этой информации и обеспечить более высокий уровень ее безопасности, пояснял представитель «РТ-Инвеста» .

Соглашение о создании системы взимания платы с грузовиков подписано с "дочкой" "Ростеха"

В сентябре 2014 года Росавтодор подписал концессионное соглашение с компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» (учредителями является ГК «Ростехнологии» и ООО «РТ-Инвест») о создании системы взимания платы (СВП) с грузовиков массой более 12 тонн. За установку и обслуживание системы компания будет получать 10,6 млрд рублей в год в течение 13 лет.

2013

Росавтодор объявил конкурс на создание системы взимания платы с грузовых автомобилей

11 сентября 2013 года Федеральное дорожное агентство объявило открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на создание системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (Система взимания платы - СВП).

По условиям конкурса, концессионер должен профинансировать создание и запуск системы взимания платы. Капитальные затраты, по расчетам Росавтодора, должны составить 21,3 млрд рублей. Затраты инвестора за весь срок действия соглашения (13 лет) - 64,3 млрд рублей. Государство намерено компенсировать вклад инвестора, выплачивая ему ежегодно по 11,6 млрд рублей до конца срока действия соглашения.

2012

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 278 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 336 и 337 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил, что плата с большегрузов будет взиматься, начиная с 1 ноября 2014 года.

2011

В 2011 году принят федеральный закон № 68-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения - введена статья 31.1.

В соответствии с данной статьей движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Финансирование проекта

На реализацию проекта «Платон» «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) в 2015 году получила кредит от Газпромбанка в размере 27 млрд рублей. За эти деньги компания обещала построить 481 «рамку» на федеральных дорогах, управлять парком из 100 автомобилей для мобильного контроля, организовать 103 региональных и 35 пограничных центров информационной поддержки, предоставить перевозчикам не менее 2 млн бортовых устройств и создать ряд организационных, мониторинговых центров. Общая стоимость контракта на создание системы «Платон» - 25,6 млрд рублей. При этом, по словам гендиректора РТИТС Александра Советникова общий объем средств, затраченный на создание «Платона» составил более 29 млрд рублей, около 2 млрд рублей из которых вложили акционеры. Государство, по его словам, в создание «Платона» деньги не вкладывало.

Собранные деньги РТИТС будет передавать в дорожный фонд. Утвержденный весной 2015 года тариф составлял 3,73 руб./км и тогда Росавтодор оценивал годовые сборы в 50–60 млрд рублей. Но за несколько недель до запуска «Платона» правительство решило, что тариф будет расти постепенно – 1,53 рубля до марта 2016 г., 3,06 рубля до 2018 г. и потом 3,73 рублей. В 2016 г. государство рассчитывает собрать 39,9 млрд рублей .

Предполагается, что эти средства возместят вред, который причиняют федеральным трассам 12-тонники, из них же государство в рассрочку расплатится с концессионером: РТИТС будут возвращать по 10,6 млрд рублей в год. При этом, почти вся эта сумма пойдет на обслуживание системы и кредита, прибыль составит порядка 5%, утверждал представитель РТИТС.

Жалобы на «Платон»

За два месяца до запуска системы «Платон» 20 крупных транспортных компаний направили в правительство, Госдуму, Минтранс и Росавтодор письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя Госдумы Сергея Нарышкина, в котором попросили не взимать штрафы за нарушение новых правил до 1 марта 2016 года. Они пояснили, что на раннем этапе система неизбежно будет сбоить и штрафы будут необоснованными. Авторы письма предупредили, что если просьба не будет выполнена, некоторые компании будут вынуждены приостановить работу, что приведет к транспортному коллапсу и перебоям в снабжении. Оператор «Платона», компания РТИТС, в ответ заявила, что опасения бизнесменов необоснованны - система работает нормально и никаких сбоев не ожидается.

В конце октября 2015 года крупнейшие перевозчики социально значимых товаров, участвовавшие в заседании координационного совета в Госдуме, потребовали ввести мораторий на запуск «Платона». По словам координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, участники заседания заявили, что система неработоспособна и нанесет ущерб, не сопоставимый с прибылью, которую государство рассчитывает получить. На тот момент на форуме ассоциации уже велось обсуждение возможной забастовки 15 ноября.

Технические проблемы

По состоянию на 15 ноября 2015 года было выпущено около 300 тыс. счетчиков для установки на транспортных средствах, тогда как на российских дорогах насчитывается около 2 млн автомобилей весом более 12 т, включая зарубежные.

«Провайдеры говорят о сбоях, 16 ноября сайт системы не работал полдня, – сказали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). – Система дает постоянные сбои. Оформить маршрутные карты даже на несколько машин – задача, требующая терпения. У 50% перевозчиков по Москве и Московской области оплата списывается по тарифу 3,73 рубля вместо названных 1,53 рубля. Деньги списываются несколько раз. Нет возможности добавления в маршрутную карту более трех адресов. Не работает сервис личного кабинета. Нет понимания, сколько и за что взимаются сборы».

Руслан Шанкин, гендиректор автотранспортной компании «Навигатор-М» отмечал, что система не учитывает некоторые тонкости дороги .

«Например, один перевозчик столкнулся с тем, что система проложила маршрут по дороге, где высота моста 3,5 метра, а высота автопоездов 4 метра. Если кто-то такой маршрут оформит, ему, возможно, придется объезжать там, где маршрут не прописан. Камера его там сфотографирует, и он будет оштрафован на 450 тысяч рублей. У нас в компании за два дня работы было 20 случаев, когда система «Платон» списывала деньги по 5–7 раз за автомобиль. За день было 20 случаев, когда автомобиль по нашему спутнику проходил 600–700 км, а система списывала, будто он прошел 3–5 тыс. км. И если нам не удастся доказать «Платону», что они неправомерно списали деньги, нам придется идти в суд. А это дополнительные издержки».

Иностранные «Платоны»

В Германии система сбора Toll Collect была введена в 2005 году. Сначала платить за пройденные километры обязали грузовики массой более 12 т, сейчас платить необходимо за автомобили массой более 7,5 т. На сайте Toll Collect можно ознакомиться с картой дорог, проезд по которым подлежит оплате. Контроль над грузовиками осуществляется с помощью специальных приборов OBU.

В Австрии собирать деньги с грузовиков начали в 2004 году. В 2011 году системы сбора средств в Австрии и Германии объединили в транснациональную систему TOLL2GO.

В 2010 году сбор с грузовиков массой более 3,5 т был введен в Словакии. Их передвижения также контролируются бортовым прибором OBU. Система, получившая название Sky Toll, действует только на некоторых участках дорог. Впоследствии оператор Sky Toll начал работу также на дорогах Венгрии. По данным газеты «Коммерсантъ» , гендиректор оператора российской системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников в прошлом возглавлял компанию «Оптима Плюс», связанную со словацким оператором Sky Toll. «Оптима Плюс» участвовала в конкурсе на создание «Платона», который в 2014 году был отменен правительством.

  • Обеспечение требуемой функциональности системы и достижение показателей назначения
  • Эффективная аппаратная поддержка программно-технических решений ПО СВП (веб-приложения высокой нагрузки)
  • Использование при наличии функционального аналога технологических и технических решений российского производства или решений с открытым кодом (opensource)
  • Минимизация рисков при использовании нероссийского оборудования или ПО
  • Масштабируемость системы
  • Стоимость технического решения
  • Снижение OPEX при одинаковом CAPEX

Принцип работы системы

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

Для проезда по федеральным дорогам владельцу автомобиля массой свыше 12 тонн необходимо зарегистрировать в Реестре системы взимания платы себя и свои транспортные средства.

Информация о движении грузовика собирается с помощью специального оборудования спутниковой навигации и обрабатывается в автоматическом режиме. Бортовое устройство, которое владелец автомобиля может получить в Центре информационной поддержки пользователей после заключения договора безвозмездного пользования с оператором системы, с помощью ГЛОНАСС /GPS определяет географические координаты движущегося автомобиля. Движение без бортового устройства допускается при наличии заранее оформленной маршрутной карты.

Полученные координаты передаются в Центр обработки данных через сети сотового оператора. В Центре обработки данных на основании данной информации в автоматическом режиме рассчитывается размер платежа за пройденное расстояние по федеральным трассам. В случае, если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге, либо проезжает по платным участкам федеральных автомобильных дорог, система не включает данные участки пути в расчет платы.

При прохождении транспортного средства под рамкой системы стационарного контроля осуществляется проверка наличия денежных средств на расчетном счете (при наличии бортового устройства) или наличие маршрутной карты (при отсутствии бортового устройства). Плата за проезд автомобиля взимается в автоматическом режиме с лицевого счета владельца транспортного средства. В местах отсутствия рамок стационарного контроля предусмотрено наличие специально оборудованных автомобилей – мобильного контроля .

Региональный сегмент «Платона»

Действие системы взимания платы за пользование федеральными трассами грузовыми автомобилями свыше 12 тонн может быть распространено на региональные дороги. Обсуждение «расширенной» версии налога для водителей большегрузов проходило параллельно с разработкой федеральной системы. Главы субъектов обеспокоены возможным увеличением нагрузки на трассы, которые находятся в их подчинении, поскольку это повлечет за собой дополнительные расходы на ремонт изувеченного грузовиками дорожного покрытия .

О системе взимания платы с грузовиков задумалась Московская область

В конце декабря 2015 года стало известно, что руководство Московской области работает над проектом системы взимания платы с большегрузного транспорта на региональных трассах, но возможные тарифы или сроки еще не называются .

«Над этим проектом мы работаем, но конкретных сроков ввода в эксплуатацию подобного рода системы и вообще вопрос введения платы за проезд большегрузов по региональным дорогам в настоящий момент не обсуждается»,- заявил заместитель председателя правительства Московской области, министр инвестиций и инноваций региона Денис Буцаев.

Председатель Комитета ГД по транспорту: Заявления о введении системы «Платон» для региональных дорог не имеют оснований

30 ноября 2015 года Председатель Комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев заявил, что «появившиеся в СМИ заявления о том, что система взимания платы «Платон» может быть введена на региональных дорогах, не имеют отношения к действительности».

«Такое предложение не рассматривалось, и рассматриваться не будет. Система «Платон» будет работать исключительно на федеральных трассах», - подчеркнул глава профильного Комитета ГД Евгений Москвичев .

В Прикамье разрабатывают аналог "Платона" для региональных и муниципальных дорог

В Пермском крае следом за федеральными трассами платными для большегрузов могут стать региональные и муниципальные дороги.

Создание регионального аналога «Платона» обсуждалось совещании в краевом минтрансе в конце ноября 2015 года. В материалах, розданных участникам совещания, сказано, что в Госдуме находится законопроект, который позволяет вводить для большегрузов плату в счет возмещения вреда региональным и межмуниципальным трассам.

"В связи с этим министерством транспорта Пермского края прорабатывается вопрос о создании региональной системы взимания платы", - говорилось в документе .

Калужский губернатор предложил распространить «Платон» на региональные дороги

Действие системы "Платон" следует распространить и на региональные дороги, нагрузка на которые увеличится из-за того, что транспортные компании перенаправят на них часть большегрузов, считает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

"Наши (региональные) дороги изначально были спроектированы на меньшие нагрузки и могут быть очень быстро разрушены, если мы не будем этот процесс контролировать. В весенний период, когда грунты еще слабые, а грузовики перевозят по 40-60 т инертных материалов по нашим дорогам, это разве нормально?" - заявил Артамонов в конце ноября 2015 года.

По его словам, транспортный комплекс Калужской области работает в обычном режиме, уже более 50% перевозчиков зарегистрированы в системе "Платон", это около 3000 грузовиков.

"Ни в торговых сетях, ни у предприятий калужского промышленного кластера не возникает сложностей с поставками. Я не вижу здесь никаких особых проблем, мы должны привыкать жить в рамках цивилизованных правил. Это норма [взимание платы с грузовиков в счет ущерба, причиняемого дорогам], которая существует во многих странах и в том числе в странах Европы", - подчеркнул Артамонов .

С момента запуска «Платона» прошло уже почти полгода, и за это время былые страсти и споры о нем уже улеглись. Перевозчики начали массово регистрироваться с начала весны 2016 г.: уже более 95% известных грузоперевозчиков стали пользоваться системой оплаты за проезд по федеральным дорогам (всего зарегистрированы около 70% крупнотоннажного автопарка страны).

Однако значительное количество компаний еще не перешли на новые рельсы, а многие даже не до конца понимают, как работает система «Платон» и как ей пользоваться.

Как работает система «Платон»

Чтобы стать полноценным участником системы взимания платы за проезд, необходимо пройти определенный цикл процедур.

Регистрация
Регистрация бесплатная и достаточно простая, но понадобятся некоторые документы. Процедуру можно провести 3 путями:

  • через личное обращение в центры поддержки клиентов системы (138 таких центров действует по всей России);
  • пройдя онлайн-регистрацию в персональном кабинете на сайте «Платона» ;
  • оформив маршрутную карту в специальных терминалах (на сегодняшний день было выдано более 6,5 млн. таких «проездных»).
Во всех случаях необходимо предоставить:
  • данные о собственнике ТС – удостоверение личности (паспорт) или доверенность от владельца, регистрационное свидетельство и документ о постановке на налоговый учет (для зарубежной компании еще понадобятся нотариально заверенные копии выписок из реестра компаний своей страны и свидетельства о регистрации);
  • данные о грузовом автомобиле – свидетельство о госрегистрации ТС, при регистрации онлайн – дополнительно госномер, марку и модель, уникальный код автомобиля (VIN) и максимальную снаряженную массу автомобиля;
  • контакты – номер телефона, электронный адрес.
В случае интернет-регистрации нужно приложить сканы указанных документов. После этого все сведения поступают на проверку.

Получение и пополнение лицевого счета

Проверка длится от 15 до 20 дней (иногда быстрее), после чего клиенту предоставляется логин и пароль от личного кабинета на сайте. С персональным кабинетом работать гораздо удобнее, чем через прямые обращения в центры поддержки: можно удаленно регистрировать и исключать ТС, вносить плату, оформлять маршрутные карты и др.

Перед отправлением автомобиля в рейс необходимо провести оплату (для российских перевозчиков с 26 апреля 2016 г. возможна постоплата на 1 месяц). Сделать это можно 5 способами - банковской картой или переводом, через терминал, мобильное приложение, личный кабинет или в центре поддержки. Сегодня тариф для грузовиков с максимальной массой свыше 12 тонн составляет 1,53 руб./км (вскоре ожидается повышение до 3,73 руб./км).

Установка считывающего устройства

Далее нужно определиться, каким способом для вашей компании будет удобнее пользоваться системой – с помощью бортового устройства или маршрутных карт.
Получить и установить бортовые устройства типа БУ 1201 можно в центрах поддержки, подав специальную заявку. При движении по маршруту, который отслеживается спутниками ГЛОНАСС или GPS, списание средств будет происходить в автоматическом режиме. Нужно помнить правило: один «бортовик» - один автомобиль, установка на другое ТС повлечет наложение штрафа.

Еще один способ – оформить маршрутную карту. В нее вносятся начальный и конечный пункты маршрута, дата и время начала поездки, государственный и регистрационный номер свидетельства ТС.

Верный способ понять, как работает «Платон», очень прост – начните пользоваться системой.

Удачи на дорогах!

С 15 ноября за проезд каждого километра по федеральным трассам с транспортных средств массой свыше 12 т будет взиматься фиксированная плата. Согласно распоряжению правительства, сначала перевозчиков обяжут платить 1,53 руб./км. Постепенно размер оплаты будет расти: так, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года стоимость проезда составит уже 3,06 руб.

Собранные средства власти обещают направлять в дорожный фонд, для устранения последствий вреда, наносимого дорожному полотну от проезда тяжелых грузовиков. Отметим, что, по оценке Федерального дорожного агентства (Росавтодор), единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины.

В случае «безбилетного проезда» компании-перевозчику грозит штраф в 450 тыс. руб., а при повторном нарушении - 1 млн руб.

Как будут собирать плату?

Процесс взимания платы будет обеспечивать система «Платон».

Ее весьма обширная сеть распространится на 50 774 км федеральных автомобильных дорог и более чем на 2 млн транспортных средств.

Оператором этой системы является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Эта компания реализует концессионное соглашение с Росавтодором в соответствии с распоряжением правительства РФ от 29 августа 2014 года.

За счет собственного и заемного финансирования компания обеспечивает полный цикл создания системы «Платон», включая проектирование, создание и ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и модернизацию системы. Общие инвестиции в проект должны составить примерно 30 млрд руб.

Сама система взимания платы находится в собственности Российской Федерации. Отметим, что общий срок реализации проекта составляет 13 лет с даты подписания концессионного соглашения — 29.09.2014 года.

Сколько соберут денег?

Отметим, что ранее при круглогодичной ставке в 3,06 руб. за 1 км пути в Росавтодоре планировали собрать в 2016 году около 40 млрд руб. Однако не уточнялось, закладывались ли в эти расчеты штрафы для нарушителей. Несколько дней назад в правительстве РФ решили немного снизить тариф, и до марта следующего года он составит 1,53 руб. С учетом снижения новых расчетов пока нет. Однако исходя из заявленных ранее цифр можно сделать вывод, что в случае начала сбора платы с грузоперевозчиков в следующем году соберут около 35 млрд руб.

При этом на сайте «РТ-Инвест», ответственной за сбор платы с дальнобойщиков, говорится, что

результатом запуска системы станет пополнение дорожного фонда более чем на 50 млрд руб. в год.

Кто стоит за «Платоном»?

Участниками концессионного соглашения, согласно информации на сайте компании, являются ООО «РТ-Инвест» и 42-летний предприниматель Игорь Ротенберг, являющийся сыном известного миллиардера Аркадия Ротенберга.

Как указано там же, генеральным директором «РТ-Инвест» является Андрей Шипелов. До этого назначения он, согласно выписке из ЕГРЮЛ , которую можно получить на сайте Федеральной налоговой службы, в 2010 году учредил ООО «Царицын Капитал». Уставный капитал составил 50 млн руб., из них 98% принадлежало Шипелову.

В 2012 году он совместно с госкорпорацией «Ростех» создал компанию «РТ-Инвест», уставный капитал которой составил 163,2 млн руб. При этом 74,99% акций принадлежало именно «Царицын Капитал». В июле 2014 года «РТ-Инвест» вместе с «Ростехом» создали ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) . Уставный капитал составил 100 тыс. руб. - по 50% с каждой стороны. Вид деятельности компании значился как «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области».

Уже в июле 2014 года правительство РФ назначает эту частную компанию оператором системы взимания платы с тяжелых грузовиков «Платон». А в сентябре того же года между РТИТС и Росавтодором было подписано концессионное соглашение на 13 лет.

Уже в 2015 году доля «Ростеха» перешла под контроль Игоря Ротенберга.

Что делает «Платон»?

Согласно концессионному соглашению, в задачи оператора входит обеспечение взимания платы в режиме многополосного безостановочного движения. Кроме того, он обязан создать систему стационарного контроля над полотном федеральной автомобильной дороги. Это так называемые рамки, при проезде которых «Платон» определяет, оплачена поездка тяжелой фуры или нет. Всего должна быть построена 481 единица.

Отметим, что на данный момент, согласно информации Росавтодора, построено только 18 таких рамок — все они располагаются в Московской области.

В дополнение к стационарным пунктам оператор будет управлять парком из 100 спецавтомобилей, оборудованных системой мобильного контроля. Эти машины могут свободно передвигаться по трассам либо стоять у обочины и фиксировать нарушителей. Для информподдержки пользователей оператор должен обеспечить работу 103 региональных центров, кроме того, такие информационные центры будут действовать на 35 пограничных таможенных пунктах, которые работают в круглосуточном режиме. Оператор также должен будет создать центры управления и мониторинга и обработки данных.

Полученные о нарушениях сведения будут направляться в управления ГИБДД МВД регионов России.

Как оплатить?

Чтобы совершить рейс по федеральной трассе, перевозчику нужно будет воспользоваться одним из предложенных оператором способов. В частности, грузоперевозчикам на безвозмездной основе будут выдаваться специальные бортовые устройства. В качестве альтернативы можно оформить для проезда маршрутную карту. Таким образом, установка бортового устройства не является обязательным для пользователей системы «Платон».

Почему автоперевозчики митингуют?

Несмотря на то что о планах по введению подобной системы стало известно еще в 2011 году, большинство перевозчиков заявили о том, что не готовы работать на предлагаемых условиях, лишь непосредственно перед ее запуском. Главным аргументом против «Платона» стали резкое удорожание перевозок и, как следствие, вымирание представителей малого и среднего бизнеса.

Как утверждают перевозчики, небольшие предприятия просто не смогут за счет прибыли окупить растущие издержки, в итоге на смену им придут крупные монополисты.

«Если система взимания платы все-таки заработает, то нам придется поднимать цены, чтобы окупить свои поездки. Тогда стоимость перевозимых товаров возрастет на 12-15%», — жаловались дальнобойщики.

После проведения нескольких масштабных акций протеста в разных регионах 11 ноября правительство уже пошло на уступки. Росавтодор, в частности, объявил, что штрафы в системе «Платон» начнут выписываться не с 15 ноября, а лишь с 1 мая 2016 года. При этом штрафы в Московской области выписываться все же будут. Отметим, что проведенные акции протеста не были согласованы с властями.