Штраф за использование зимней резины. Какой штраф за езду на летней резине зимой

И о чём нужно помнить любителям шипованных шин

В большинстве регионов России среднесуточная температура стала приближаться к нулю градусов по Цельсию. Для водителей это главный признак того, что их «железного коня» стоит переобуть - с летних шин на зимние. Однако на улицах страны немало недобросовестных автолюбителей, явно пренебрегающих здравым смыслом и элементарными требованиями к безопасности. Чем грозит для них такая безответственность?

Зима близко

По сообщениям Росгидрометцентра, температура в столице и некоторых других регионах страны в ближайшие дни будет на несколько градусов ниже нормы. А из-за отрицательной температуры по ночам уже на этой неделе на дорогах ожидается гололёд.

Такие погодные условия могут привести к увеличению числа ДТП - в основном из-за нерасторопности водителей, которые не прислушались к советам экспертов и не поменяли летную резину на зимнюю при среднесуточной температуре +7 градусов по Цельсию. «Переобувшись» заблаговременно, автовладельцы могут избежать очередей в шиномонтаж и лишних штрафов.

Ещё с 1 января 2015 года за использование зимой летних шин, теряющих в холодное время свою эластичность и сцепление с дорогой, водителей может ждать наказание в виде штрафа 500 рублей. Действующий закон обязывает автолюбителей «обувать» машину по-зимнему с 1 декабря по 1 марта - при этом период может меняться в зависимости от природных особенностей того или иного региона.

Однако есть одно «но»: поскольку Правила дорожного движения, как и Кодекс об административных правонарушениях, не содержат ограничений по поводу использования зимних и летних шин, инспекторы ГИБДД могут привлечь к ответственности только тех водителей, на машинах которых установлены изношенные покрышки. Согласно закону, остаточная глубина протектора не должна быть меньше четырёх миллиметров, в противном случае автолюбителя ждёт в лучшем случае предупреждение, в худшем - штраф в полтысячи рублей, не говоря о возможной аварии.

Вместе с тем в России, согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», с 2016 года запрещено использовать транспортные средства, не укомплектованные зимними шинами, в зимний период - с декабря по февраль. Зимние шины должны быть установлены на всех колесах транспортного средства. При этом сроки запрета могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств-членов Таможенного союза.

Это ограничение, впрочем, до сих пор не было подкреплено никакими мерами воздействия.

Долгожданная мера

Исправить ситуацию вполне может находящийся на рассмотрении Государственной Думы законопроект, ужесточающий наказание за управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колёс, предусмотренных техническими регламентами и ПДД.

Документ, внесённый ещё в 2014 году, предлагает установить штраф в размере двух тысяч рублей за «лысые» шины или несоответствие остаточной глубины рисунка протектора нормам Техрегламента, а также пробои, порезы, разрывы с обнажением корда и расслоением каркаса. Уточняется, что предлагаемое законопроектом административное наказание будет также распространяться на автомобилистов, не сменивших в установленный срок летнюю резину на зимнюю и наоборот.

«Понятно, что страна большая, мы предоставляем право региональным парламентам пересматривать сроки зимнего периода. Они смогут его увеличивать, но не смогут уменьшать: можно будет сделать с 1 ноября, но нельзя с 1 января», - сказал он.

Концепция законопроекта была поддержана Правительством России, а сам документ рекомендован к принятию нижней палатой в первом чтении Комитетом Госдумы по транспорту и строительству. Однако осенью 2016 рассмотрение поправок было отложено.

На данный момент, по мнению председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгения Москвичева , документ содержит в себе только избыточные нормы. «Этот закон не привносит ничего нового. Исследовательские институты и дорожники не могут доказать, что шины приносят какой-то ущерб состоянию дорог. Уже принят закон о том, в какие периоды каждый субъект имеет право устанавливать тип шин, которые можно использовать в определённый сезон. Мы считаем, что этого достаточно и на сегодняшний день другого закона по этой теме принимать не надо», - сказал он.

По словам депутата, законопроект будет рассмотрен на заседании комитета уже в ближайшее время и законодатели будут рекомендовать его к отклонению в первом чтении.

При этом даже ответственным водителям, которые вовремя меняют резину с летней на зимнюю и наоборот, важно помнить - с апреля 2017 года в России запрещается эксплуатация шипованных шин без опознавательного знака «Шипы». За его отсутствие сотрудник ГИБДД будет вправе выписать автолюбителю штраф в размере 500 рублей.

На шипах в Европу

В большинстве стран Европы использование сезонных шин строго регламентировано и тщательно отслеживается. А в ряде европейских государств езда на шипованной резине запрещена всегда. Если вы собираетесь в Европу в зимний автотур, то самым универсальным решением будет установить зимнюю нешипованную резину и взять цепи противоскольжения для особо сложных погодных условий.

Фото: ПГ

Например, в Финляндии за езду на летней резине с 1 декабря можно получить штраф, достигающий 300 евро в зависимости от дохода нарушителя. В Австрии использование зимних шин является обязательным с 1 ноября по 15 апреля, при этом все шины с глубиной протектора менее четыре миллиметра считаются летними. На некоторых трассах могут потребоваться цепи противоскольжения. Использование цепей допускается только если дороги покрыты слоем снега или на дорогах гололедица. Штрафы могут варьироваться от 35 евро до пяти тысяч.

Фото: ПГ

В Болгарии использование шин с шипами не допускается никогда, но с собой нужно обязательно иметь цепи противоскольжения и использовать их, если на это указывает дорожный знак. В Германии зимние шины стали обязательными с 2010 года, но без строгих дат, а только при неблагоприятных погодных условиях. Использование неподходящей резины может караться штрафом 40 евро. Шипованные покрышки на территории страны использовать также запрещено. Цепи противоскольжения допускаются при наличии соответствующего знака, при этом максимальная скорость не должна превышать 50 км/ч.

Во Франции закон не предписывает обязательную смену резины на зимнюю, но в случае аварии отсутствие зимних шин будет важным фактором при установлении виновника ДТП.

Для безопасной и удобной езды огромную роль играют колеса на автомобиле. Они имеют разные свойства и предназначены для эксплуатации в различных условиях. Законодателем регламентируются нормы, где предписывается использовать летние и зимние шины соответственно. В связи с этим у водителей возникает закономерный вопрос: какой штраф предусмотрен за езду летом на зимней резине и зимой - на летней? Разберемся в этом.

Летняя езда на зимней резине

Итак, покрышки бывают:

  • зимние;
  • летние.

Их разделяют так не случайно. Они предназначены для эксплуатации в конкретное время года. Так, летом зимние шины нельзя использовать по следующим причинам.
Шипованная резина (а в наших условиях чаще используют именно такие) гарантирует лучшее сцепление в холодное время на скользкой дороге. А вот летом на сухом асфальте такие шины сильно скользят.

В жару, когда и асфальт становится горячим, зимняя резина вслед за ним нагревается, так как становится мягче, чем летняя.

Езда на покрышках, предназначенных для снежной и ледяной дороги, быстро износит их. При этом, если они наткнутся на острый предмет, велика вероятность пореза.

Безусловно, эти факторы увеличивают риск аварии и вместе с этим создают угрозу жизни и здоровью водителя, пассажиров, пешеходов, водителей и пассажиров на других автомобилях. Чтобы снизить риск до минимума, водитель должен вовремя менять шины. Если этого не сделать, то в ряде случаев на него налагается штраф (за езду летом на зимней резине, если глубина протектора не соответствует установленной норме). Но может ли быть предусмотрено наказание за этот конкретный проступок?

Штраф за езду на зимней резине летом

Кодекс об административных правонарушениях не содержит отдельной статьи и пункта, где езда на шинах, не предназначенных для данного времени года, расценивается как правонарушение. В то же время имеются статьи, которые связаны с рассматриваемым нами действием. Несмотря на то что штраф за езду летом на зимней резине и наоборот отсутствует, водители наказываются, если:

  • эксплуатируют транспортное средство на изношенной резине;
  • на одной оси автомобиля установлены разные шины.

Рассмотрим эти правонарушения подробнее.

«Лысая» резина и ответственность

В обиходе часто говорят «лысая» резина. Имеются в виду шины, которые сильно износились и уже не соответствуют параметрам, установленными законодателем. Речь идет о глубине протектора, которая введена с первого января 2015 года. Согласно новому требованию, транспортные средства оснащают шинами, имеющими следующую высоту протектора:

  • 0,8 миллиметра - для автомобилей категории L;
  • 1 миллиметр - для авто с категорией N2, N3, J3, J4;
  • 1,6 миллиметра - для транспортных средств, имеющих категорию M1, N1, О1, О2;
  • 2 миллиметра - для ТС с категорией М2 и М3.

А вот остаточная протекторная глубина для зимних шин составляет не меньше четырех миллиметров.

Если данные требования не соблюдаются автовладельцами, то действия последних приравниваются к эксплуатации транспортных средств с техническими неисправностями. Это квалифицируется как правонарушение, предусмотренное статьей 12.5 часть1 КоАП, и наказывается штрафом в размере пятисот рублей.

В отдельных статьях в сети Интернет встречается информация, где говорят о том, что предусмотрен штраф за езду летом на зимней резине. По-видимому, имеется в виду несоблюдение глубины протектора, а не эксплуатация шин не по сезону. Иногда эти понятия путают, из-за чего вводят автовладельцев в заблуждение.

Разные шины на автомобильной оси

Другим правонарушением, квалифицируемым по этой же статье (12.5 части 1 КоАП РФ), является установка разнотипных шин на одну автомобильную ось. Это может быть разная глубина протектора, новые и изношенные шины, шипованные и не шипованные и другое. Правонарушение также наказывается штрафом в размере пятисот рублей.

Если, имея такие покрышки, водитель попадет в аварию, то данный факт квалифицируется как отягчающее обстоятельство в случае, если ДТП рассматривается в рамках уголовного делопроизводства.

Оплата 50% от суммы штрафа

К нововведениям закона, которые вступили в силу с 1 января 2016 года, относится возможность оплаты 50% штрафов вместо 100%. Целью закона является побуждение автовладельцев оплачивать штрафы в ближайшее время. Дело в том, что многие накапливали по несколько десятков квитанций, которые так и оставляли неоплаченными. Но, согласно новому закону, те, кто оплатит их в течение 20 дней, вносят лишь 50% от суммы. Конечно, речь идет не обо всех правонарушениях на дороге. Такая возможность предоставляется только в тех случаях, когда они не носят серьезный характер. Так, например, санкции за глубину протектора и наличие разных шин на одной автомобильной оси относится к таковым. Поэтому, даже если вас оштрафовали, можно заплатить 250 рублей вместо 500 рублей.

Когда переобуваться?

Но вернемся к сезонности шин. Как мы выяснили, штраф за езду на зимней резине летом не предусмотрен. Тем не менее использование шин согласно сезону реализуется в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно приложению №8, к покрышкам предъявляются следующие требования.

Использовать шипованную резину летом, то есть с 1 июня до 31 августа, запрещается. Однако эта норма не касается так называемых всесезонок и липучек.
Использовать летние шины в зимний период, то есть с 1 декабря по 30 января, запрещается. Не важно, установлены ли на ней шипы или нет, резина должна быть предназначена исключительно для зимней езды. Если же на машине шипованные шины, то на стекле размещают соответствующий знак, предупреждая других участников движения. А вот что касается летней езды, то норма распространяется только на шипованные шины. Поэтому вопрос о том, какой штраф за езду летом на зимней резине без шипов, является некорректным. Такая эксплуатация не противоречит Техническому регламенту, а значит, является законной.

В то же время в отдельных регионах России с учетом погодных условий могут быть установлены другие периоды использования покрышек.

Предусмотрен ли штраф за езду летом на зимней резине в будущем?

Безусловно, чувствуется недоработка законодательства относительно этой нормы. Ведь положения, предписывающие езду на определенных покрышках в тот или иной сезон, имеются. А вот ответственность за их нарушение отсутствует. Это объясняется разными погодными условиями на территории разных субъектов России. Более того, погода в последнее время поражает аномалиями. Поэтому пока не удалось установить требования о сезонности шин, которые бы подходили под все условия.

Но работа над этим ведется уже давно. Причем речь идет не только о том, какой размер штрафа за езду летом на зимней резине установить. Помимо этого, наказание может иметь иной характер. Например, имеется предложение относительно того, чтобы в случае дорожно-транспортного происшествия эксплуатация зимней резины в летнее время становилась поводом для отказа в страховой выплате. Есть и другая инициатива: значительно увеличить сумму штрафов при правонарушениях, случавшихся по причине несоблюдения норм Технического регламента Таможенного союза относительно сезонности шин.

Таким образом, водителей ожидает не только штраф за езду на зимней резине летом в будущем. Законодатель разрабатывает и ожесточение существующих мер, связанных нарушениями предписаний по эксплуатации шин на ТС.

Заключение

Но каковы бы ни были нововведения в будущем, на данный момент штраф за езду летом на зимней резине без шипов или с ними не предусмотрен. Поэтому, если автоинспектор, остановив вас, указывает на данный факт, вы можете поблагодарить его за внимание и попросить разрешения продолжить путь. Выписывать квитанцию он не станет.

Забегая вперёд, сразу оговоримся, езда зимой на летней резине, равно как и летом на зимней на 2019 год запрещена. Но запрет этот действует не с 1 ноября 2019 года, а с декабря и по февраль включительно. Но давайте обо всём по порядку! Итак, зимой на летней резине: какой штраф за это на сегодняшний день, какие условия, требования и тонкости автозакона о летней резине зимой?

Можно ли ездить на летней резине зимой?

Нет, это запрещено. Такой запрет регулирует Технический регламент Таможенного союза в своём пункте 5.5 в своих "требованиях к транспортным средствам в эксплуатации" (приложение 8 регламента). При этом, этот нормативный акт чётко регламентирует зимние месяцы и летние. К первым относятся декабрь, январь и февраль, к последним - июнь, июль и август.

При этом, данные месяцы могут отличаться, если какой-либо регион России установит свои правила, что вполне логично; и только в сторону увеличения, что... совсем нелогично. Ведь в том же Краснодарском крае зимние шины могут вообще не потребоваться. Но увы, таков закон!

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами , удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль) . Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, зимой запрещено ездить на летней резине - в декабре, январе и феврале (сроки могут менять регионы). Не обязательно переобуваться на зимние шины с 1 октября и с 1 ноября.

Где узнать об увеличении запрета в моём городе?

Увы, но однозначно ответить на данный вопрос нет возможности. На 2019 год пока ни один регион и город не изменили положения Техрегламента касательно летней резины зимой.

Россия - страна с ярко выраженной сменой времен года, что, конечно, сказывается на вождении в целом и автомобильной резине в частности. В преддверии зимнего сезона мы расскажем, когда пора менять резину, какой штраф грозит любителям ездить на шинах не по сезону и что же мешает нам соблюдать закон?

○ Почему автолюбители не меняют резину?

Россияне известны тягой к быстрой езде, при этом далеко не всегда безопасной. Один из таких рисков связан с использованием резины не по сезону. Происходит это по разным причинам. Некоторых заставляет экономить кризис, другие не хотят стоять в сезонных очередях шиномонтажных мастерских, третьи просто не планируют ставить новый комплект, будучи готовыми выбросить старый.

Какие бы причины не побудили вас оставить резину не по сезону, плюс может быть только один, и то весьма условный – экономия на услугах шиномонтажа. Минусов будет гораздо больше, в том числе и материальных.

Первый и самый главный недостаток резины не по сезону – снижение управляемости машины, а с тем безопасности водителя и пассажиров. При первом весеннем солнышке и без того мягкая зимняя резина начинает греться от теплого асфальта. Резина становится вязкой, а управляемость авто снижается, при резком торможении машину легко протащит вперед, последствия могут быть очень неприятны.

Более жесткая летняя резина зимой дает пониженное сцепление с дорогой и авто просто «носит» по дороге, что само по себе не безопасно.

Вторая проблема – повышенный износ. ГОСТом установлена минимальная высота протектора легкового автомобиля в 1.6 мм, но дотягивать до этого не стоит, покупая новый комплект уже на 2 мм. Использование резины не по сезону приблизит траты на покупку.

При правильном использовании комплект резины прослужит до трех лет, но если не сменить его, то скорость износа увеличится в среднем в три раза. Шипованная резина прекрасно служит в холодное время года, но с установлением тепла и полной очистки асфальта от гололеда шипы просто вылетают из нее, вынуждая покупать новый комплект к следующему сезону. Кроме того на летней дороге шипы удлиняют тормозной путь, создавая риск ДТП. Но даже нешипованная зимняя резина, прогретая летним солнцем от совей мягкости изнашивается троекратно быстрее.

Причины, по которым не стоит экономить на замене резины ясны, так, когда самое время ее сделать?

○ Сроки перехода на зимнюю и летнюю резину.

Начнем с того что на данный момент в России нет полноценного, вступившего в силу закона, обязывающего менять резину как таковую, или устанавливающего сроки такой замены. В США и Финляндии даты смены жестко установлены. Если инспектор заметит машину «обутую не по сезону» водитель будет оштрафован.

В России существует технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который запрещает использование:

  • Шипованной зимней резины в июне, июле и августе.
  • Летней резины на любом колесе транспортного средства в декабре, январе и феврале.

Конечно, это не исчерпывающие правила и нужно обязательно ориентироваться на климатические условия конкретного региона. Специалисты советую ставить летнюю резину не ранее чем установится температура выше +5 Со / +7 Со До этого могут встречаться ночные заморозки, после которых возможна утренняя наледь на дорогах. Обычно это 10 – 15 марта, но в Крыму и Краснодарском крае 1 марта весна в разгаре, а в Магаданской области о ней услышат только к апрелю. Это одна из причин, по которой закон «О безопасности транспортных средств», регулирующий замену шин все еще не работает в полную силу, необходимо учесть региональные особенности. На данный момент в нем прописан запрет на использование зимней шипованной резины с 1 мая по 30 сентября, а летней с 1 декабря по 1 марта. Зимние нешипованные покрышки можно оставить на весь год.

Что касается зимней резины, то специалисты не рекомендуют затягивать со сменой более чем 15 ноября. По статистике к этому моменту в большинстве регионов страны уже есть большая вероятность выпадения осадков в виде снега или появления гололедицы.

Законом не запрещена всесезонная резина, но при ее использовании важно учесть климатический фактор, при слишком низких температурах она будет недостаточно устойчива, а слишком жарким летом станет чрезмерно мягкой. Кроме того она должна быть маркирована «М+S», «M&S» или «M S»

○ Штраф за езду на зимней резине летом.

КоАП не содержит статьи с указанием штрафа за использование зимней резины летом , но уже сейчас обсуждается возможность ее введения. Самый вероятный на данный момент размер штрафа - 500 р. Но даже в будущем ответственность предусматривается только за использование шипованных покрышек.

Но уже сейчас инспектор ГИБДД имеет право составить протокол, обнаружив на вашей машине повышенный износ протектора или зимние и летние покрышки на одной оси.

Соблюдать вопросы безопасности в отношении дорожного движения важно, ведь это связано с человеческими жертвами. Соответствующие сезону шины на автомобиле входят в эту жизненно важную категорию. За нарушение сезонности шин предусматривается .

Требования к сезонности покрышек

  • Согласно Техническому регламенту Таможенного союза, в летние месяцы года (июнь, июль, август) на транспортном средстве должна быть летняя резина.
  • В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) на транспортном средстве должна быть зимняя резина. Весной (март, апрель, май) и осенью (сентябрь, октябрь, ноябрь) можно пользоваться любым типом резины, в том числе шипованными покрышками.

Шипованные шины приравниваются к зимней резине. На них распространяются требования по сезонности, касающиеся зимней резины. На стекле автомобиля должен быть знак, сообщающий другим участникам движения, что на данной машине установлены ошипованные шины.

Федеральные законы с положениями о зимней и летней резине могут уточнять действие регламента в зависимости от климата. Ведь в северных областях из-за погодных явлений зимняя резина иногда может понадобиться и в летние месяцы.

Следующее видео посвящено рассмотрению положений Закона о зимней резине:

Почему необходимо «переобуваться» в разное время года

Соответствующий сезону тип резины призван обеспечивать безопасность дорожного движения, уменьшать вероятность возникновения ДТП.

  • Летняя резина отличается от зимней глубиной протектора шин. У летних покрышек этот показатель равен или больше 1,6 мм. У зимних шин минимальное значение глубины протектора установлено 4 мм. Поездки на летних покрышках зимой представляют опасность тем, что машиной сложнее управлять из-за более высокой твердости покрышки и небольшой глубины протектора на ней. Автомобиль скользит по дороге, могут возникнуть заносы.
  • Зимние покрышки летом тоже не являются безопасными. Дорожное покрытие летом нагревается на солнце. Мягкая зимняя резина от этого тоже греется и начинает плавиться гораздо быстрее, чем в холодное время. Из-за этого ухудшается показатель сцепления и увеличивается тормозной путь автомобиля, протекторы быстро изнашиваются.

А теперь давайте поговорим о том, какой ГИБДД предусмотрен штраф, и сколько придется заплатить за езду на зимней резине (шипованой и без шипов) летом, и на летней — зимой.

Штрафы и наказания за летнюю и зимнюю резину не по сезону

За зимние шины летом

Итак, есть ли и какой штраф за использование зимней резины летом, шипованную и нешипованную?

  • Это нарушение расценивается как езда на транспортном средстве, которое не соответствует некоторым техническим стандартам. Согласно КоАП, за нарушение налагается штраф в размере 500 рублей.
  • Такое же наказание будет ждать и за шипованные шины в летние месяцы.

Исключение составляют случаи, если зимняя или шипованная резина допускается для езды летом в конкретном регионе страны из-за погодно-климатических условий.

За летние покрышки зимой

За поездки на летней резине в зимнее время выписывается такой же штраф 500 рублей. Несезонные шины относят к параграфу регламента о вождении автомобиля, который не отвечает определенным техническим характеристикам.

При повторном нарушении этого положения штраф не увеличивается. Это касается всех типов шин. А есть ли штраф за разную резину, расскажем далее.

О размерах штрафа за езду на летней резине зимой расскажет данный видеосюжет:

За разную резину

На разных осях автомобиля может быть резина с разным рисунком протектора. Но на одной оси машины должны быть шины с одинаковым протектором. Если на одной оси автомобиля будут покрышки с разным рисунком, это ухудшит сцепление с дорогой. А значит, увеличит вероятность заносов и ДТП.

За разную резину на одной оси автомобиля налагается взыскание 500 рублей. Это оговаривается в ст. 12.5 ч.1 КоАП. В перечне неисправностей конкретно пишется о том, что к участию в движении не допускаются автомобили с разными типами протекторов на одной оси.

Это касаемо и шин с ошиповкой. Не допускается ездить на машине, у которой на одной оси установлены шипованные шины, а на второй — обычные.

Уважаемые водители, помните: резина по сезону, выполнение требований в отношении , наличие в авто , и могут не только уберечь вас от лишних денежных трат, но и спасти жизнь как шоферу, так и его пассажирам.

У вас шипованная резина? Необходимо ли вешать на авто соответствующий знак? Расскажет об этом данное видео: