Скания где производят в какой стране. «Скания»: страна-производитель - Швеция, есть ли варианты? Архив моделей марки Scania

Scania - история марки:

Scania AB является крупнейшим шведским производителем грузовых автомобилей и автобусов, выпускаемых с 1920 года. Компания располагается в Седертелье, акционерами которой являются фирмы MAN и Volkswagen AG. С первых дней работы компания успела завоевать отличную конкуренцию среди других представителей и авторитет. Отличалась качеством производства, при этом не располагая достаточными финансовыми возможностями.

Уже в октябре 1910 года руководство начало переговоры о слиянии со своими главными конкурентами и в марте были обледенены предприятия по изготовлению автомобилей. Scania-Vabis создала все производственные и технические предпосылки, которые стали лидирующими в данной сфере работы. Спустя 50 лет на рынке начало пробиваться прежнее название компании – Scania. Это произошло из-за удачного подписания компании договора со шведской автомобильной и авиационной компанией SAAB. В Швеции 1960 года появилась совершенно новая производственное объединение SAAB-Scania и все выпускаемые ранее автомобили получили название Scania.

В 1970 году компания начала расширять свои сборочные заводы и в результате этого появился один крупный филиал, начали открываться разнообразные предприятия в Монако, Марокко, Ираке и США. Объем производства автомобилей на то время вырос в несколько раз. На лидирующие позиции вышел авторитет компании и стремительно шел к победе на мировом рынке авто. В 1980 году начали производить грузовики Scania третьего поколения, масса которых составляла до 32 тонн. В это время компания полностью отказалась от 8-литровых двигателей, при этом отдавая предпочтение рабочим моторам в 9,11 литров.

Выпуск грузовиков четвертого поколения приходится на 1996 год, в то время когда была подключена итальянская система кузовной студии. Это были грузовики произведены в новом дизайне, полная масса которых составляла 48 тонн. Теперь предлагаются в 300 разнообразных видах. Кабины были наиболее комфортными в исполнении Топлайна вместе со спальными местами. К концу 1999 года положение компании было достаточно прочным и стабильным. Кроме того, что производились достаточно известные грузовики Scania изготовляет более усовершенствованную гамму автобусных шасси, промышленные и судовые установки. В 1901 году было создано более 800-ти видов автомобилей. Scania владеет шестью швейцарскими заводами и восьми крупными зарубежными предприятиями, где работаю около 23800 человек. Не смотря на это, конкурентная борьба привела к тому, что все акции оказались у главного конкурента швейцарской компании Volvo. Уже в апреле 1999 года доля производства превысила 70%. Поэтому, Scania составила дочернее предприятия и продолжала производство грузовиков до 2000 года.

Scania , ранее Scania-Vabis, является одним из основных производителем коммерческих транспортных средств Швеции. Компания также производит дизельные двигатели морских и промышленных применений.

Компания была основана в 1891 году в Седертелье как Vabisи производила железнодорожные вагоны. На логотипе компании Scania изображен Гриффин, который присутствует на гербе губернии Scania (Шведский: Сконе), внутри трехспицевого велосипедного шатуна.

Vabis и Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania

AB Scania-Vabis была создана в 1911 году в результате слияния между Vabis в Седертелье и Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania в Мальмо. Vabis (Vagnfabriks Aktiebolaget i Södertelge) был создан в качестве производителя железнодорожных вагонов в 1891 году, в то время как Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania был создан в качестве производителя велосипедов в 1900 году. Обе компании пытались наладить строительство автомобилей, грузовиков и двигателей, но с переменным успехом. В 1910 году Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania удалось построить надежные транспортные средства, в то время как Vabis был на грани закрытия. Предложение от Per Alfred Nordeman, управляющего директора Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania, владельцу Vabis, привели к соглашению в ноябре 1910 года, а в 1911 году к слиянию двух компаний.

Разработка и производство двигателей и легких транспортных средств были установлены в Седертелье, в то время как грузовики были изготовлены в Мальмё. Логотип компании был переработан от оригинального логотипа Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania с головой грифона в центре трехспицевого велосипедного шатуна. Первоначально главное управление было расположено в Мальмё, но в 1912 году оно было перенесено в Седертелье.

Первая мировая война и 1920-е годы

В то время в Швеции было много недорогих импортных автомобилей. Scania-Vabis решили построить роскошные автомобили высокого класса, например, лимузин type III 1920 года. Принц Швеции Карл владел Scania-Vabis 3S1913 года, модель была оснащена кнопками в салоне автомобиля, чтобы пассажир мог общаться с водителем. Scania-Vabis также были построены спортивные автомобили с двумя сиденьями.

В течение следующих нескольких лет прибыль компании оставалась на прежнем уровне, а около трети своих заказов были из-за рубежа. Первая мировая война изменила компанию, при этом почти все производство было направлено на шведскую армию. К 1916 году Scania-Vabis получило достаточно прибыли, чтобы инвестировать в переоборудование их производственных мощностей.

После войны, в 1919 году, Scania решила полностью сосредоточиться на создании грузовых автомобилей, отказавшись от других, включая легковые автомобили и автобусы. Но не смотря на свои планы, они пострадали от перенасыщенности рынка после войны, и к 1921 году компания была банкротом.

После экономических трудностей в 1921 году, новый капитал пришел в компанию из Stockholms Enskilda Bank, который принадлежал семье Валленберга.

Дания

К концу 1913 года компания создала дочернее предприятие в Дании. В следующем году первым датским построенным автомобилем стал четырех-местный Phaeton, который был построен на Frederiksberg заводе в Копенгагене. В 1914 году завод выпустил первый грузовик Scania-Vabis в Дании, и после этого разработали двигатель V8, один из первых в мире. В 1921 году, продав около 175 грузовиков и 75 легковых автомобилей, датский филиал был закрыт из-за отсутствия денег.

1930-е и 1940-е годы

Во время Второй мировой войны Scania произвел множество военных кораблей для шведской армии, в том числе Stridsvagn м/41 легкий танк.

1950-е годы и 1960-е годы

В 1950 году компания расширила свою деятельность на новые сегменты клиентов, становясь агентами для Willys Jeep и Volkswagen Beetle. Компания также начала вести новые разработки, чтобы конкурировать с новым грузовиком Volvo L71 Regent 1954 года выпуска.

В течение этого периода, Scania-Vabis расширила свою дилерскую сеть и возможности ремонта в масштабах всей страны. К концу 1950 - х годов, их доли рынка в Швеции составляла от 40 до 50% и 70% в секторе тяжелых грузовиков.

Также их наибольшее влияние было на экспортных рынках. До 1950 года экспорт составил лишь 10 процентов от объема производства, но десять лет спустя, экспорт достигал 50% от объема производства. Beers в Нидерландах стала очень важным партнером. Beers стала официальными импортером для Scania-Vabis в Нидерландах, создала дилерскую сеть, а также учебные программы для механиков и водителей. Beers также были предложены бесплатные гарантийные капитальные ремонты два раза в год. Благодаря согласованным усилиям Beers, доля рынка Scania-Vabis в стране оставалась на уровне 20% в течение этого периода.

В 1960-е годы Scania-Vabis расширяет свою производственную деятельность в зарубежье. До сих пор производство Scania-Vabis было осуществлено исключительно на Седертелье, но в 1960-е годы появилась необходимость расширения производства за рубежом. Бразилия становится открытым рынком для тяжелых грузовиков, а также нуждается в междугородных автобусах, с особым требованием для горных дорог Бразилии. На 2 июля 1957 года был создан бразильский филиал Scania-Vabis Brasil S.A. (сегодня известный как Scania Latin America Ltda.) и начал сборку транспортных средств в 1958 году. 29 мая 1959 года был открыт новый завод двигателей в Ipiranga районе Сан-Паулу. Автомобили Scania-Vabis собирались в Бразилии местной компанией под названием Vemag (Veículos е Máquinas Agrícolas SA) в течение нескольких лет. Scania-Vabis создал свой первый полный завод по производству за пределами Сёдертелье, в Сан-Бернарду-ду-Кампо, недалеко от Сан-Паулу, который был открыт 8 декабря 1962 года. Это должно было установить стандарт для международных операций Scania-Vabis.

После образования Европейского экономического сообщества (ЕЭС), появились дополнительные возможности для развития компании. На основании их сильного присутствия на голландских рынках, Scania-Vabis построил новый завод в Зволле, строительство которого было завершено в 1964 году.

В 1966 году Scania-Vabis приобрел право собственности на ценного поставщика - Be-Ge Karosserifabrik, который базировался в Оскарсхамн. Be-Ge делала кабины грузовиков с 1946 года, и снабжала ими не только Scania-Vabis, но и их шведских конкурентов Volvo. Это была нормальная практика для производителей грузовиков, поэтому их приобретение Scania-Vabis оказалось хорошим ходом. Владелец Be-Ge Брор Готе Перссон также построили дополнительный завод кабин в Меппель.

В 1967 году они приобрели компанию кузовостроения Svenska Karosseri Verkstäderna (SKV), и создали новую дочернюю компанию, Scania-Bussar. Через год, все производство автобусов, наряду с R & D было перемещено в Katrineholm. Другие места производства были созданы в Sibbhult и Falun, а число сотрудников Scania значительно выросло.

В течение некоторого времени Daimler-Benz вел «логотип войну» с Scania-Vabis, утверждая возможную путаницу между "трехспицевым шатуном велосипеда" в Scania-Vabis созданной около 1900 и "трехконечной звездой" Мерседеса. В 1968 году Daimler-Benz выиграл и логотип Scania-Vabis был изменен на голову простого грифона на белом фоне.

В феврале 1968 года был запущен новый модельный ряд грузовиков, и в то же время компания была переименована в Scania. Также Vabis исчезает из названия и нового логотипа, все современные модели получили новые обозначения моделей.

В середине 1985 Scania в первый раз вышла на рынок США (за исключением 12000 проданных дизельных двигателей установленых в Mack грузовики с 1962 до 1975 года).

Сейчас многие примеры Scania, Vabis и Scania-Vabis коммерческих и военных транспортных средств можно увидеть в музее Маркуса Валленберга-Галлен Scania в Седертелье.

Право собственности

Saab-Scania AB (1969-1995)

С 1 сентября 1969 года Scania объединен с Saab AB, и сформировал Saab-Scania AB. Когда Saab-Scania был расколот в 1995 году, название грузовиков и автобусов изменилось на Scania AB. Через год, Scania AB был представлен на фондовой бирже, что привело к незначительному изменению названия на Scania AB (publ).

Поглощение Volvo

7 августа 1999 года компания Volvo объявила, что договорилась о приобретении доли большинства акций в компании Scania. Volvo готово было купить 49,3% акций Scania, которая принадлежала Investor AB, что сделало бы Вольво основным акционером компании Scania. Приобретение за 7,5 млрд $ создало бы второго по величине в мире производителя тяжелых грузовиков, после DaimlerChrysler. Наличные деньги для сделки пришли из Volvo за счет продажи своего производственного подразделения автомобилей Ford Motor Company в январе 1999 года, но сделка еще не была одобрена Европейским Союзом.

Сделка в конце концов не состоялась, так как Европейский союз не одобрил ее, ссылаясь на то, что это создало бы компанию с почти 100% долей рынка в скандинавских странах.

Поглощение MAN

В сентябре 2006 года немецкий производитель грузовиков MAN AG предложило 10.3 млрд € за приобретение Scania AB. MAN AG позже отказался от своего предложения, но в январе 2008 года, MAN увеличили свои акции в Scania до 17%.

Владение Scania

Двумя основными акционерами Scania AB (publ) являются:

Немецкая автомобильная компания Volkswagen AG является крупнейшим акционером компании Scania, с долей 70,94% (акционерный капитал) в Scania.

Немецкий производитель грузовиков MAN SE владеет 17,37% акций Scania. Следует отметить, что Volkswagen AG также владеет 75,03% от MAN.

В декабре 2015 года VW занял 9,6 млрд крон из Scania. СМИ подсчитали, что этот шаг был вызван потерями в скандале выбросов Volkswagen.

Scania AB (publ) имеет всего 400 миллионов "А акций" и 400 миллионов "B акций", с общей капитализированной стоимостью шведских крон 72880 млн. С точки зрения права голоса, одна "А" акция имеет право на один голос, в то время как 10 "B" акций необходимы для одного голоса.

Через два года в Санкт-Петербурге состоялось открытие завода «Скания» по выпуску автобусов линейки Omni, затем было запушено производство туристических автобусов на базе заводов в Волгограде и Елабуге. С 2006 году Scania выпускает на своем питерском предприятии автобусы OmniLink и OmniLine нового поколения. С 2011 года шведский производитель осуществляет в России выпуск грузовых автомобилей семейства Griffin, разработанных специально для российского рынка.
Современная линейка техники марки Scania включает в себя седельные тягачи Streamline, шасси для развозных грузовиков, широкий ассортимент строительных машин (самосвалы, бетоносмесители и проч.), а также мусоровозы, ломовозы, автоцистерны, автобусы различных классов. Реализацией техники марки в России занимается дилерская сеть, включающая на конец 2013 года 53 дилерских центра. Информацию о работе компании в России можно получит на сайте http://www.scania.ru/.
Scania занимает солидную долю рынка в России, а наша страна входит в число пяти самых важных для производителей рынков. Широкому распространению продукции марки способствует постоянно растущая производственная деятельность компании, и эффективная работа ее постоянно растущей дилерской сети. Кроме того, Scania развивает различные сервисы для водителей и компаний-перевозчиков, а также ведет активную работу в сфере новых разработок. Техника компании высоко оценивается авторитетных кругах, не раз машины Scania получила титул «Грузовик Года», «Лучший грузовой автомобиль», а недавно стали победителями конкурса «Самый красивый грузовик».

История Scania

Все началось в 1891 году с создания фабрики в Сёдертелье для произвоства железнодорожных вагонов. Компания тогда называлась VAGNFABRIKSAKTIEBOLAGET I SÖDERTÄLJE (по-шведски это значит - ООО "Фабрика вагонов в Сёдертелье"), сокращенно VABIS. Вскоре компания также начала развиваться и производить легковые автомобили и грузовики.

В 1900 г. была основана Maskinfabriksaktiebolaget Scania (соединение шведского и латинского, что значит "ООО Машиностроительная фабрика в Сконе") в Мальме, самом крупном городе южной шведской провинции Сконе, для производства велосипедов. Вскоре Scania также начала производить легковые автомобили и грузовики.

В 1902 г. был собран первый грузовой автомобиль. В 1911 г. произошло слияние Scania и Vabis, чтобы объединить свою конкурентоспособность на рынке Европы. Был произведен первый автобус, а потом производство легковых, грузовых автомобилей и автобусов продолжилось и в Мальме, и в Седертелье.

В 1936 г. компания Scania-Vabis представила на рынке свой первый дизельный двигатель.

В 1939 г. Scania-Vabis выпустила Royal, единственный в своем роде дизель, использующий стандартизованные компоненты, первый в компании. Это положило начало модульной системе в Scania.

В 1948 г. Scania-Vabis стала генеральным представителем концерна Volkswagen в Швеции.

В 1949 г. Scania-Vabis начала производство своего дизельного двигателя с непосредственным впрыском. Этот двигатель был настолько выносливым, что его стали называть "400 000-километровый двигатель".

В 1950-ых , Scania-Vabis начала создавать сеть точек продаж и технического обслуживания в Европе.

В 1957 г. Scania-Vabis начала производство грузовых автомобилей в Бразилии.

Моменты истории марки




В 1960-ых , в Швеции открылась новые производственные заводы - завод по изготовлению автобусов в Катрингольме и завод по производству кабин в Осарсхамне.

В 1965 г. был торжественно открыт сборочный завод в Цволле, Нидерланды.

В 1969 г. Scania-Vabis запустила производство нового 14-литрового двигателя V8 (350 л.с.). На тот период это был наиболее мощный двигатель для грузовых автомобилей в Европе.

В 1969 г. произошло слияние Scania-Vabis с шведским производителей авиатехники и автомобилей Saab, что привело к созданию концерна Saab-Scania.

В 1976 г. Scania открыла фабрику в Тукумане, Аргентина.

В 1992 г. Scania открыла фабрику в Анже, Франция.

В 1995 г. Scania опять стала независимой компанией и в следующем году была занесена в список Стокгольмской и Нью-Йоркской биржи.

В 2000 г. 11 фабрик в пяти странах объединились для производства миллионного грузовика от Scania.

В 2007 г. Scania представила автобус будущего, полногабаритный этаноловый гибридный городской автобус с низким полом, который уменьшает выбросы углекислого газа до 90% при заправке этанолом.

В 2008 г. концерн Volkswagen стала основным владельцем Scania, получив 68,6% голосующих акций и 37,73% акций, дающих право управления капиталом.

Свою родословную фирма “Scania”, ныне всемирно известный изготовитель высококачественных грузовиков, ведет с 1891 году, когда в городке Södertälje образовалась небольшая компания по производству вагонов “Vagnfabriks-Aktiebolaget Sodertelge” или просто “Vagn-fabriken”. Другим прародителем стала английская компания “Humber”, выпускавшая велосипеды. В 1896 года она открыла в Мальме свой шведский филиал, названный “Svenska Aktiebolaget Humber”.

В 1901 году его преобразовали в компанию “Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania”, именовавшуюся просто “Scania”. Уже через год к велосипедам прибавились легковые автомобили “Scania А”, на шасси которых делали почтовые фургоны. Первый 1,5-тонный грузовик модели “Ас” изготовили в 1902 в единственном экземпляре. Подробных сведений о его разработке не сохранилось. Известно лишь, что инженеры Anton Svensson и Reinhold Thorssin, имея прямо противоположные точки зрения о расположении двигателя – спереди или сзади, решили разместить двух цилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения мощностью 12 лошадиных сил под сиденьем водителя.

В 1906 году в программе фирмы появилась новая модель “EL” грузоподъемностью 3-3,5 тонны с четырех цилиндровым двигателем “Wentzel” типа “Е” (4,6 литров, мощностью 20 лошадиных сил). Автомобиль имел цепной привод задних колес и литые резиновые шины. Всего их собрали 8 экземпляров, к которым вскоре добавились еще 12 машин модели “IL” с четырех цилиндровым мотором “Wentzel I” (4,2 литра, 24 лошадки). В 1907-08 годах выпустили еще несколько машин серии “BL” грузоподъемностью 1,0-1,5 тонн с двух цилиндровым 15-сильным двигателем “Wentzel В”.

Следующие три года на их шасси ставили четырех цилиндровый мотор “Wentzel Н” (объемом 2,8 ллитров, мощностью 18 лошадиных сил). Таких вариантов, получивших марку “HL”, изготовили 21 экземпляр. На пяти тонном автомобиле “DL” использовался наиболее мощный четырех цилиндровый “Wentzel D” (5,3 литров, З0 лошадей). В 1910 году первый грузовик был отправлен на экспорт – в Санкт-Петербург. Это была модель “IL” с оборудованием для обслуживания и ремонта подвесной контактной сети трамваев.

С первых лет существования фирма “Scania” завоевала авторитет высокой прочностью и качеством продукции, но в те времена не располагала достаточными финансовыми средствами. Поэтому в октябре 1910 года ее руководство начало переговоры о слиянии со своим главным конкурентом – компанией “Vagnfabriken”, сокращенно VABIS. В марте следующего года предприятия объединили свои усилия, в результате чего появилась фирма “Scania-Vabis”. Она создала все технические и производственные предпосылки для лидирующего положения современной компании “Scania”.

Лишь через 50 с лишним лет на автомобильном рынке вновь появилось прежнее название фирмы – “Scania”. Это произошло в результате подписания 19 декабря 1968 года соглашения об объединении компании “Scania-Vabis” со шведской авиационной и автомобильной корпорацией SAAB. В начале 1969 года в Швеции появилась новая промышленная группа “SAAB-Scania”, и все грузовые автомобили, выпускавшиеся ранее как “Scania-Vabis”, получили торговую марку “Scania”. Вскоре после этого на фирме “Scania” была разработана программа перспективного развития.

Еще в феврале 1968 года “Scania-Vabis” начала производство семейства грузовиков, получившего затем название “Нулевого поколения” фирмы “Scania”. Его основой послужили модели, разработанные в 1962-64 годах. Новая гамма включала серии “L50”, “L/LB80”, “L/LB85” и “L/LB110” в многочисленных двух и трехосных исполнениях полной массой 12,5-22,5 тонн с капотной компоновкой (“L”) и кабиной над двигателем (“LB”). В новой индексации моделей первые одна или две цифры со ответствовали округленному рабочему объему применявшихся дизельных двигателей “D5”, “D8” и “D11” (соответственно 5, 8 и 11 литров) мощностью 95, 155 и 190 лошадиных сил.

На усиленных вариантах “Super”, рассчитанных на более высокие нагрузки, обычно применялись те же моторы с турбонадцувом мощностью соответственно 120, 190 и 260-270 лошадиных сил. Уже в начале 1969 года был освоен выпуск первого дизеля “Scania” V8 – модели “DS14” рабочим объемом 14 литров с турбонадцувом. В разных вариантах он развивал от 335 до 385 лошадиных сил и на тот момент был самым мощным в Европе. Фирма “Scania-Vabis” работала над системой турбонаддува еще с пятидесятых годов, но внедрила ее значительно позже. Только в начале 1969 года появился первый двигатель с турбонадцувом, предназначенный для новой бескапотной гаммы “140” полной массой до 24,5 тотт, а его производство началось в 1972 году.

Эта серия состояла из двухосных бортовых моделей “LB140” (4×2) и трехосных “LBS140” (6×2) и “LBT140” (6×4) полной массой 17,0-26,5 тонн. На этой серии кабина над двигателем, получившая хорошо знакомые до сих пор очертания, впервые была сделана откидывающейся при помощи гидравлического механизма и снабжалась усиленной звукоизоляцией (уровень внутреннего шума не превышал 75 дБ). Первой в истории фирмы она прошла испытания на прочность при лабораторной имитации различных аварий.

Все автомобили по-пучили механическую десяти ступенчатую синхронизированную коробку передач, а серия “LB80” по заказу оснащалась автоматической коробкой. Гамма 1972 г. включала также новые модели “L140” (4×2) и “LS140” (6×2) с характерным прямоугольным капотом, почти не изменившимся за многие годы. Они служили для перевозки особо тяжелых грузов, буксировки прицепов и работы на строительстве. В 1975 году эту серию пополнили варианты “L145” (4×2) и “LT145” (6×4) с передними и задними мостами, допускавшими повышенную нагрузку.

В том же году появилась наиболее известная в то время серия, которую впоследствии стали называть “Первым поколением”. Как и ранее, большинство машин предлагалось в капотном и бескапотном двух и трехосном исполнениях. От прежних так называемых малых моделей осталась только модернизированная серия “80”, состоявшая из моделей “L81” и “L86” с моторами “D8” или “DS8” (7786 см 3 , 163-205 л.с.) и 10-ти ступенчатой коробкой. Главной же новинкой стала 111-я серия, включавшая унифицированные капотные машины “L111”, “LS111”, “LT111” и соответствующие им бескапотные модели “LB111”, “LBS111” и “LBT111” с колесными формулами 4×2, 6×2 и 6×4 полной массой 16,5-30 тонн.

По заказам в 1978-80 годах выпускали первые четырехосные шасси “LBFS111”. Все автомобили получили шести цилиндровый дизель “D11” мощностью 220 лошадиных сил. Вариант “DS11” с турбонадцувом развивал 296 лошадиных сил. Внешние формы и интерьер машин разрабатывал известный итальянский дизайнер Giorgio Giugiaro, который впервые на грузовиках использовал функциональный щиток приборов и безопасное двухспицевое рулевое колесо.
Всего изготовили более 30 тысяч таких автомобилей. Модернизированные серии “140” и “145” превратились в модели “L/LB141” и “L146” с тем же 14-литровым дизелем мощностью 350 лошадиных сил.

Одновременно выпускались армейские грузовики “SBA111” (4×4) и “SBAT111” (6×6) грузоподъемностью 4,5-6,0 тонн с моторами мощностью 220-300 лошадиных сил и шести ступенчатой автоматической коробкой передач, отличавшиеся функциональными формами и простотой обслуживания. В 70-е года фирма расширяла сеть своих сборочных заводов. В 1976 году в Аргентине появился один из ее крупнейших зарубежных филиалов. Затем открылись предприятия в Марокко, Танзании, Ираке, США, Перу и Австралии.

Объем производства в период с 1976 по 79 года возрос с 15 до 22 тысяч автомобилей. Переломным моментом в истории фирмы “Scania” стал 1980 год, когда начался быстрый рост авторитета компании и ее стремительный выход в мировые лидеры в области тяжелых грузовиков. Весь предыдущий опыт воплотился во втором поколении, состоявшем из трех базовых серий “82”, “112” и “142” полной массой 16,5-32 тонн, а в составе автопоезда – до 120 тонн. Как и раньше, первые цифры индекса модели сообщали округленный рабочий объем двигателя.

С внедрением модульной конструкции кабин над двигателем была введена их новая индексация: “Р” – для местных перевозок и “R” – для магистральных. С этого времени все капотные исполнения получили индекс “Т” (от слова Torpedo). К ним добавлялись буквы “М”, “Н” или “Е”, указывавшие на вариант исполнения шасси – для обычных, тяжелых и особо тяжелых условий эксплуатации. В 1980 году весь ряд состоял из 24 базовых моделей от легкой “Р82М” (4×2) до сверхтяжелой “Т142Е” (6×4). На них использовались модернизированные дизели шести цилиндровые “D8” (7786 см 3) и “D11” (11021 см 3) и один V8 модели “D14” (14188 см 3), которые предлагались в основном в вариантах “DS” с турбонаддувом мощностью от 230 до 394 лошадиных сил.

С 1982 года начался выпуск дизеля “DSC11” с турбонаддувом (333-354 лошадиных сил), который первым получил систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. На следующий год она появилась и на моторе “DSC14”, повысив его мощность до 420 лошадиных сил, а вскоре на седельных тягачах “R142H” мощность достигла 460 лошадей. В 1983 году началось изготовление еще одного шести цилиндрового двигателя “DS9” (8476 см 3) с турбонаддувом и его варианта с промежуточным охлаждением “DSC9 Интеркулер” (Intercooler) мощностью 245 и 275 лошадиных сил соответственно. При этом последний вариант некоторое время считался одним из наиболее экономичных моторов при минимальном удельном расходе топлива 143 г/л.с.ч.

Вместе с этими силовыми агрегатами появилась четвертая серия грузовиков “92”, рассчитанных на самые разнообразные условия эксплуатации. Все модели оснащались десяти ступенчатыми коробками передач, несколькими вариантами одноступенчатых главных передач, ведущих мостов и подвесок.
В1983 году фирма “Scania” первой среди изготовителей тяжелых грузовиков внедрила механическую коробку передач, оборудованную механизмом автоматического переключения CAG (Computer-Aided Gearchanging), которым управлял микропроцессор. Такая система положила начало широкому использованию электронных устройств в трансмиссии грузовых автомобилей.

С этого же семейства берут начало прославившие марку “Scania” прочные и безопасные кабины, выполненные в соответствии с самыми жесткими в мире шведскими нормами. В 1987 году началось производство грузовиков “Scania” третьего поколения полной массой 17-32 тонн (в составе автопоезда – 36-44 тонны и более). Взяв курс на тяжелые грузовые автомобили, фирма отказалась от применения восьми литрового двигателя, оставив в программе три базовых мотора рабочим объемом 9,11 и 14 литров с турбонаддувом.

Рядные шести цилиндровые модели “059”и “DS11” выпускались также в исполнениях “DSC9” и “DSC11″ с промежуточным охлаждением, что обеспечило гамму силовых агрегатов мощностью 210” 363 лошадиных силы. В 1988 году на двигателе “DSC14 Интеркулер” V8 фирма “Scania” первой в Европе внедрила электронное управление системой впрыска топлива EDC (Electronic Diesel Control). В таком исполнении мотор сначала развивал 420-460 лошадки, а в 1991 году достиг 500 лошадиных сил. В 1990 году появился так называемый турбо-компаундный дизель “DTC11”, в котором утилизировалось до 20% энергии отработавших газов, выходящих из турбонагнетателя.

Для этого в выхлопном тракте установили вторую турбину, от которой вращение через гидромуфту и двух ступенчатый редуктор передавалась на маховик двигателя. Это позволило повысить КПД мотора до 46 процентов и снизить расход топлива. С этого поколения фирма начала использовать коробки передач семи вариантов: простые механические с числом передач 5, 8, 10 и 12, автоматическая пяти ступенчатая, механическая девяти ступенчатая с гидравлическим трансформатором, а также синхронизированная десяти ступенчатая с программируемой системой переключения передач, позволявшая передавать крутящий момент свыше 2000 Нм.

По желанию покупатель мог заказать двух ступенчатые главные передачи, колесные планетарные редукторы, малолистовые параболические рессоры, передние дисковые тормоза, АБС, пневматическую подвеску с регулированием уровня рамы в пределах 230 миллиметров. Автомобили предлагались с колесными формулами от 4×2 до 8×4 и несколькими типами управляемых и ведущих мостов. К этому времени фирма внедрила модульный метод массового производства безопасных кабин и создала варианты разной длины и высоты, включая модели с пневматической подвеской, одним или двумя спальными местами.

Набор кабин над двигателем состоял из 8 вариантов плюс два капотных исполнения. В 1991 году, к столетию фирмы, было приурочено создание обтекаемой кабины “Streamline”, преобразившей облик грузовиков “Scania” и позволившей снизить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх на 12-15%, доведя его до предельно малого. В результате расход топлива снизился на 4-5%. В целом фирма могла предложить покупателю выбор из 800 вариантов машин. Недаром автомобиль “Scania” третьего поколения впервые в истории фирмы получил титул “Грузовик 1989 года”.

Огромные усилия по совершенствованию своей продукции выдвинули компанию “Scania” в мировые лидеры по техническому уровню, качеству и безопасности грузовых автомобилей. Повышенный спрос на них привел к резкому росту производства: только в период с 1993 по 95 года он увеличился с 23 до 42 тысяч автомобилей. В немалой степени этому способствовал пуск в 1992 году нового сборочного завода в Анжере (Франция). В 1995 году концерн “SAAB-Scania” распался, и фирма “Scania” превратилась в самостоятельное акционерное предприятие. С 1996 году начался выпуск грузовиков четвертого поколения.

К реализации проекта, заложенного еще в 1988 году, была привлечена итальянская кузовная студия “Bertone”, разработавшая принципиально новый дизайн кабин. Грузовики полной массой от 18 до 48 тонн предлагаются теперь более чем в 300 вариантах базовых шасси “94”, “114”, “124” и “144”, включая двух, трех или четырехосные исполнения с разными основными агрегатами. Среди 11 вариантов кабин предлагается наиболее комфортное исполнение “Topline” со спальными местами. Машины с индексом “L” используются для работы на магистральных перевозках, “D” – на местных, “С” – для строительства, a “G” – для тяжелых дорожных условий.

В арсенале фирмы имеется 6 семейств двигателей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Среди них модернизированный шести цилиндровый мотор “DSC9” (220-310 лошадиных силы), а также выпущенный в 1998 году новый 24-клапанный “DC11” (10641 см 3), развивающий 340-380 лошадиных сил с шести цилиндровый двигатель “DSC12” (11705 см 3) предлагается в вариантах мощностью 360-420 лошадей, а прежний мотор “DSC14” V8 развивает теперь 460-530 лошадиных сил. Осенью 2000 года был представлен новый 15,6-литровый дизель “DC16” V8 мощностью до 580 лошадиных сил.

Среди других новинок конца девяностых годов – система программируемого управления стандартной механической коробкой “Оптикруиз” (Opti-cruise), обеспечивающая оптимальный режим работы, минимальные расход топлива и токсичность отработавших газов. Высокий технический уровень и качество автомобилей “Scania” четвертого поколения подтверждены присвоением им звания “Грузовик 1996 года”. К концу XX века положение фирмы оставалось по-прежнему достаточно прочным. Кроме всемирно известных грузовиков, “Scania” изготовляет широкую гамму автобусных шасси, судовые и промышленные силовые установки. Только автомобилей с 1901 года было собрано свыше 800 тысяч штук. “Scania” владеет 6 заводами в Швеции и 8 крупными зарубежными сборочными предприятиями.

На них занято 23800 человек. В последние годы XX века объем производства автомобилей “Scania” полной массой более шести тонн составлял 46-50 тысяч штук, а доля в европейском секторе тяжелых грузовиков находилась на стабильном уровне в 15%. Однако острая конкурентная борьба привела к тому, что 15 января 1999 года 13,7% акций фирмы “Scania” приобрел ее главный конкурент – шведская компания (Volvo). В апреле доля “Volvo” возросла до 21%, а к августу превысила 70%. Таким образом “Scania” могла превратиться в дочернее предприятие “Volvo”, составив второй в мире концерн по производству тяжелых грузовиков, но весной 2000 года комиссия ЕС наложила вето на это соглашение.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.