Выбираем масло для двигателя. Рейтинг моторных масел по количеству продаж в россии

Наверное, нет такого автовладельца, который бы не задавался вопросом о том, какое моторное масло лучше всего подходит для двигателя его автомобиля, ведь если рассматривать мотор как сердце машины, то масло – не что иное, как кровь. Оно призвано, и смазывать, и охлаждать, и очищать основной автомобильный механический «орган». Чтобы справиться с этими задачами, масло должно соответствовать определенным требованиям самого двигателя, а также условий его эксплуатации.

Сразу нужно обозначить, что хорошего и плохого масла не существует, есть просто масло, которое больше подходит для мотора, и меньше, или не подходит вообще, если, конечно, это не подделка, произведенная в условиях подполья. В этой статье мы попробуем разобраться, как подобрать смазку, чтобы она максимально удовлетворяла необходимые требования. Но прежде не помешает узнать о том, какие виды моторных масел бывают, и как они классифицируются.

Разновидности моторных масел

Масла для двигателей делятся на три основные группы:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • полусинтетические.

Первая группа масел – это продукты, производимые из нефти путем ее дистилляции или рафинирования. Они недорогие, однако, их применение сегодня оправдано лишь в двигателях старой техники с минимальными нагрузками. Минеральные масла отличаются большой вязкостью, что делает их практически непригодными для использования в высокооборотных силовых агрегатах.

Синтетическую смазку получают в результате искусственного синтеза. Это достаточно сложный химический процесс, но на выходе получается продукт с минимальной вязкостью, высокой химической стабильностью и температурой испарения. Естественно, синтетические масла значительно дороже минеральных, но здесь затраты полностью оправданы, так как нагрузки на детали современных двигателей слишком высоки, и продлить срок их службы можно только за счет высококачественной смазки.

Существует и компромиссный вариант. Это полусинтетические масла – продукты смешивания минеральных масел и синтетики с добавлением необходимых присадок. Они объединяют качества обеих смазок, в результате чего получается не слишком дорогое, но качественное моторное масло.

Если вы не относитесь к числу счастливых обладателей импортного современного автомобиля, а ездите на ВАЗе или старенькой иномарке, наверное, вам приходилось задумываться, или даже принимать участие в спорах по поводу того, какое масло лучше для подобных машин: синтетическое или полусинтетическое. Одни утверждают, что «маслом каши не испортишь», и рекомендуют исключительно синтетику, а другие, наоборот, доказывают, что лучший вариант, все-таки, полусинтетика. Действительно, синтетические масла обладают лучшими характеристиками, однако если двигатель и его элементы на них не рассчитаны, лучше их не использовать. Во-первых, синтетика грубо воздействует на отложения, отслаивая их от поверхности, что может стать причиной забивания сетки маслоприемника, и закупоривания масляных каналов. Во-вторых, из-за своей текучести синтетическое масло способно проникать через сальниковые соединения, не предназначенные для такой смазки. В результате масло потихоньку будет сочиться из сальников и микротрещин. Оптимальный вариант для наших машин и иномарок старше десяти лет – качественная полусинтетика.

Классификация масел для ДВС

Масла принято классифицировать по:

  • вязкости;
  • эксплуатационным характеристикам.

Вязкость масла

Эта классификация определяет насколько подходит масло двигателю в разрезе его работы в тех или иных температурных условиях. В первую очередь это касается холодного запуска, а также эксплуатации при максимальной нагрузке в жару.

Классификация осуществляется в соответствии с международным стандартом SAE J300, который разделяет масла на 6 зимних классов и 5 летних. Литера «W» в кодировке указывает на то, что перед вами масло для зимнего периода (от англ. «Winter» — зима). Цифры для зимних масел – это индекс допустимых температур. По нему можно определить, при какой предельной (минусовой) температуре стартер сможет прокрутить коленвал двигателя вашего авто. Для этого нужно решить простую математическую задачку – вычесть из этого числа 35. Например, для 10W – это -25С, для 5W – это -300С, и т.д.

Цифры обозначения для летней смазки – это диапазон вязкости масла (динамической и кинематической) при 1000С и 1500С соответственно, определяющий предельную (плюсовую) температуру, при которой масло может утратить свои свойства. Обычно, этому значению придают мало внимания, хотя большинство автопроизводителей Европы рекомендуют использовать летние масла с диапазоном не ниже 40.

Есть также всесезонные масла, которые в наших широтах используются повсеместно, независимо от типа двигателя. Они имеют сдвоенную кодировку, в начале которой указывается зимний индекс, а потом – летний. Например, SAE 10W-30 или SAE 5W-50. Расшифровка обозначений сохраняется.

Классификация по эксплуатационным характеристикам

В этой классификации существует два стандарта: американский (API) и европейский (АСЕА).

Стандарт Америки разделяет масла на две отдельные категории:

  • S – масла для бензиновых моторов;
  • C – масла для дизельных двигателей.

Каждая из этих категорий подразделяется на классы, обозначаемые двумя литерами, а для дизелей – еще и цифрами. Первая буква указывает на принадлежность к определенной категории, а вторая (латинский алфавит по порядку) – на качество. У дизельных масел в обозначении может присутствовать еще и цифра (2 или 4), указывающая на тактность мотора.

Например, SA, SB, SC, …, SJ – для бензиновых двигателей, СА, СВ, СС, CD, …, СН-4 – для «дизелей».

Стандарт Европы имеет три основных категории:

  • A – смазки для бензиновых моторов (A1, A2 и A3);
  • B – для дизельных моторов (B1… B4);
  • E – для двигателей тяжелых машин (E1… E4).

Цифры в кодировке указывают на качество продукта в порядке возрастания.

Другие критерии выбора масла

Разобравшись с классификациями моторных смазок и их маркировкой, уже можно сделать для себя несколько выводов, касающихся типа двигателя и температурного режима его эксплуатации. Но кроме них существует еще несколько критериев выбора, которые не окажутся лишними:

  • производитель продукта;
  • вид и марка масла, которое заливалось в двигатель ранее;
  • рекомендации завода-производителя.

Выбираем производителя

Останавливаясь на производителе смазки, стоит отметить, что сегодня на автомобильных рынках и в магазинах можно купить любое масло любого производителя, причем как фасованное, так и на разлив. Продавцы, как обычно, будут настаивать на том, что лучше взять продукт подороже, ведь он более качественный, да еще и известного разрекламированного бренда. Но стоит ли переплачивать? Конечно, нет!

Во-первых, стандарты масел устаревают, но не меняются, и где-нибудь за границей скапливается огромное количество продукции, которая уже не может быть использована, например, из-за новых экологических требований. А где-то у нас есть множество желающих заполучить «качественный» импортный продукт для своего автомобиля. Вот и везут нам предприимчивые товарищи такой товар, получая еще и приличные таможенные скидки на границе страны, избавляющейся от ненужной химии.

Предпочтение лучше отдать маслу проверенного, пусть даже не «раскрученного», производителя, чей товар не уходит с рынка годами. Но он обязан быть сертифицированным. Без сертификата – это не масло, а нефтепродукт, и лить его в двигатель своей машины крайне не желательно. Не стоит также покупать масло на разлив. В большинстве случаев – это жидкость кустарного изготовления.

Резюмируя, можно сказать, что лучший производитель – проверенный производитель, продукция которого сертифицирована и продается в специализированных точках.

Играет ли роль масло, которое заливалось раньше

Существует утверждение, что в двигатель лучше лить масло одного производителя и одной марки. В принципе, утверждение правильное, если вы уверенны, что до вас мотор действительно смазывался качественным маслом, и что он не имеет высокого процента выработки (в случае приобретения вами подержанного авто).

Обычно автопроизводители, за исключением ВАЗа (непонятно почему), льют в двигатель наименее вязкое масло, которое сможет создавать оптимальной толщины смазочную пленку между невыработанными трущимися деталями. Согласно их рекомендациям, по мере износа двигателя, в него следует заливать масла с большей вязкостью, способные обеспечить пленку потолще.

Если же вы не знаете, какое масло заливалось до вас, но знаете, какое лучше использовать, замену лучше проводить после промывания двигателя. Но и здесь важно не наломать дров. Специальные промывки, усердно рекламируемые их производителями, могут нанести вред мотору. Присадки в их составе не всегда безопасны, особенно для моторов с большой выработкой. Промывание лучше осуществлять тем маслом, которое собираетесь заливать впоследствии.

Следовать рекомендациям завода, на котором был произведен автомобиль, выбирая вид и марку масла – самый верный и надежный шаг. Воспользуйтесь руководством по эксплуатации машины: там все детально расписано. Если же руководства нет, поинтересуйтесь на этот счет на сайте компании, или у официальных поставщиков запчастей к модели вашего авто.

Напоследок приведем несколько советов, которые могут оказаться полезными при выборе и замене моторного масла:

Выбирая масло, не ориентируйтесь на его цену с расчетом, чем она выше – тем выше лучше качество продукта. Очень часто, особенно у нас, на цену влияют затраты на рекламу, посредничество, аренду помещения и др.

Даже в самый старый автомобиль не стоит заливать минеральное масло, не установив прежде, на какой вид смазки рассчитан его двигатель.

При замене масла ни в коем случае не смешивайте разные его виды – это чревато «конфликтом присадок», в результате чего смазка может вообще утратить свои свойства. И не пытайтесь самостоятельно получить полусинтетику, смешивая синтетику и минералку.

Замену масла также проводите в соответствии с рекомендациями завода-производителя авто. При больших нагрузках на двигатель, сокращайте промежутки между заменой масла.

Так же посмотрите видео

Если мучают сомнения, какое масло необходимо залить в двигатель, то следует обратить внимание на наш рейтинг за 2018 — 2019 год. Данный топ-10 самых лучших моторных масел был составлен по мнению покупателей. Также учитывалось идеальное соотношение цена-качество, которое часто выходит на первый план при покупке.

Лучшие моторные масла 5w30

10 ZIC X9 5W-30

Для новейших двигателей с турбонаддувом или без него рекомендуется приобрести масло ZIC X9 5W-30. Здесь значительно уменьшено содержание золы, серы и фосфора. Ресурс мотора будет существенно продлен, а топливо будет расходоваться экономнее. Подходит для абсолютно всех сезонов.

Плюсы:

  • Подходит даже для моторов с турбонаддувом.
  • Делает работу двигателя надежной.
  • Идеально для использования в любое время года.

Минусы:

  • Желательно использовать качественный бензин.

9 General Motors Dexos2 Longlife 5W30


Недорогое синтетическое масло General Motors Dexos2 Longlife 5W30 необходимо при постоянной агрессивной езде, а также в период тяжелых эксплуатационных условий. Все критические элементы двигателя быстро смазываются, появляется видимая экономия топлива. Даже при низких температурах мотор будет исправно заводиться с первого раза. Появляется и прочная масляная пленка, защищающая особо изнашиваемые элементы.

Плюсы:

  • Очень тихий моторный отсек.
  • Заставляет авто заводится на морозе.
  • Минимальная цена.

Минусы:

  • Необходимо часто менять масло.

8 SHELL Helix HX8 Synthetic 5W-30


Моторное масло SHELL Helix HX8 Synthetic 5W-30 является полностью синтетическим, а также может активно использоваться для бензиновых и газовых двигателей. Также масло подходит для дизельных моторов без фильтров. Оно великолепно защищает и очищает важнейший компонент авто. На поверхности мотора больше не останется вредных отложений. Более того, существенно уменьшаются трения между деталями, что благоприятно сказывается на экономии топлива.

Плюсы:

  • Применяется в самых разных двигателях.
  • Экономит топливо, снижая его расход.
  • Делает мотор более долговечным.

Минусы:

  • Большое количество подделок.

7 TOTAL Quartz INEO ECS 5W30


Масло TOTAL Quartz INEO ECS 5W30 отличается пониженным содержанием серы и фосфора, а также довольно низкой сульфатной зольностью. Благодаря этому выхлопные газы существенно очищаются, а топливо серьезно экономится. Данное масло можно заливать почти в любые двигатели — дизельные и бензиновые.

Плюсы:

  • Мотор начинает работать тише.
  • Продлевается срок службы двигателя.
  • Серьезная экономия топлива.

Минусы:

  • Редко можно найти в продаже.

6 Лукойл Genesis Claritech 5W-30


Малозольное моторное масло Лукойл Genesis Claritech 5W-30 подходит не только для большинства авто с дизельными и бензиновыми двигателями, но и может применяться во все сезоны. Такое масло увеличивает долголетие мотора, а также улучшает функционирование системы доочистки выхлопов.

Плюсы:

  • Двигатель легко запускается даже зимой.
  • Практически нет подделок.
  • Минимальный расход масла.

Минусы:

  • Требует довольно частую замену.

5 Idemitsu Zepro Touring 5W-30


Масло Idemitsu Zepro Touring 5W-30 создано для абсолютно любых автомобилей, работающих на бензине. Высокая экономичность в плане расхода топлива дополняется потрясающей вязкостью. Это синтетическое масло приспособлено под самые разные температурные условия, благоприятно влияя на мотор. Для его изготовления применяется сложнейшая каталитическая депарафинизация.

Плюсы:

  • Действительно тихая работа мотора.
  • Подходит для суровых зим.
  • Серьезная экономия бензина.

Минусы:

  • Бывает сложно найти в продаже.
  • Подходит только для бензиновых двигателей.

4 LIQUI MOLY Special Tec AA 5W-30


Нужна серьезная защита двигателя? Тогда LIQUI MOLY Special Tec AA 5W-30 станет хорошим выбором. Данное синтетическое масло снижает топливный расход и защищает от лишнего износа благодаря специальной рецептуре. Детали мотора не повреждаются во время работы, а сам он остается предельно чистым. Особенный упор делается на авто американского и азиатского производства, на которых и производилось активное тестирование.

Плюсы:

  • Великолепная экономия топлива.
  • Двигатель остается всегда чистым.
  • Масло быстро поступает ко всем деталям.

Минусы:

  • Больше подходит для машин азиатских и американских брендов.

3 MOBIL 1 ESP Formula 5W-30


Все детали двигателя остаются максимально чистыми благодаря синтетическому моторному маслу MOBIL 1 ESP Formula 5W-30. Оно изготавливается на основе эксклюзивной формулы, в которую входят технологичные компоненты. Разрабатывалось масло для бензиновых и дизельных двигателей. Защищает мотор и экономит топливо.

Плюсы:

  • Делает двигатель чистым и долговечным.
  • Существенно экономит топливо.
  • Позволяет запустить авто в холодную зиму.

Минусы:

  • Довольно дорогое удовольствие.

2 Castrol Edge 5W-30


Прочная масляная пленка выделяет Castrol Edge 5W-30 на фоне конкурентов. Масло отлично выдерживает даже чрезвычайное давление. Технология Titanium FST делает мотор гораздо производительнее. Присутствует защита от износа, а также топливная экономия.

Плюсы:

  • Машина разгоняется более динамично и плавно.
  • Двигатель работает эффективно.
  • Хорошая защита мотора.

Минусы:

  • Может измениться звук работы двигателя.

1 Motul Specific dexos2 5W30


Синтетическое масло для моторов Motul Specific dexos2 5W30 идеально подходит для четырехтактных дизельных и бензиновых двигателей. Оно подходит практически для всех моторов. Также его рекомендуется использовать, имея внедорожники или двигатели с разделительным впрыском. Это продвинутое энергосберегающее масло класса API SN/FC обеспечивает высокий уровень в плане экологии, заставляя авто выбрасывать гораздо меньше вредных веществ в воздух.

Плюсы:

  • Высочайшее качество.
  • Подходит для самых разных моторов.
  • Внимательный подход к экологичности.

Минусы:

  • Довольно высокая цена.

Лучшие моторные масла 5w40

10 TNK Magnum Super 5W-40


Масло TNK Magnum Super 5W-40 представляется полусинтетическим. Сбалансированный состав качественно оберегает мотор от загрязнений и других проблем. Масло с легкостью «заводит» двигатель в морозы. А использоваться оно может почти со всеми моторами.

Плюсы:

  • Защищает от перегрева и отложений.
  • Стабильность на всем сроке эксплуатации.
  • Двигателю не страшны любые температуры.

Минусы:

  • В некоторых случаях образует черный нагар в моторе.

9 Лукойл Люкс синтетическое SN/CF 5W-40


Если есть желание опробовать синтетическое масло премиального класса по доступной цене, то стоит присмотреться к Лукойл Люкс синтетическое SN/CF 5W-40. Оно полностью соответствует новейшим нормам эксплуатации. Масло рекомендуется использовать для легковых авто, а также небольших грузовиков и микроавтобусов. Хорошо защищает современные двигатели даже в условиях интенсивного вождения. При этом уровень шума заметно снижается, а отложения перестают образовываться.

Плюсы:

  • Машина едет тихо и мягко.
  • Практически полностью отсутствуют подделки.
  • Подходит для широкого круга моторов.

Минусы:

  • Не самые качественные канистры.

8 G-Energy F Synth 5W-40


Действительно качественное масло G-Energy F Synth 5W-40 улучшит работу мотора не только легкового авто, но и грузовиков, а также микроавтобусов. Такое масло заливается в самые разные моторы (бензин, дизель, турбированные агрегаты). Его расход довольно низкий из-за специальных компонентов. А детали всегда остаются чистыми.

Плюсы:

  • Серьезно продлевает ресурс мотора.
  • Всегда чистые детали.
  • Большие интервалы замены.

Минусы:

  • Со временем может терять свойства.

7 ELF Evolution 900 NF 5W-40 4 л


Синтетический смазочный материал ELF Evolution 900 NF 5W-40 создавался для моторов легковых автомобилей. Такое масло можно заливать в любые дизельные и бензиновые агрегаты, за исключением дизельных сажевых фильтров. Выдерживает расширенный интервал замены, а также эффективно очищает все детали. Прекрасный вариант для разнообразных климатических зон.

Плюсы:

  • Не требует частой замены.
  • Подходит для многих моторов.
  • Отлично очищает все элементы.

Минусы:

  • Упаковывается не самым надежным образом.

6 TOTAL Quartz 9000 5W40


Качественное моторное масло TOTAL Quartz 9000 5W40 подходит даже для турбированных двигателей. Идеально для агрегатов с прямым впрыском, а также с общей топливной рампой. Благодаря высочайшему показателю вязкости выдерживает самые разные температурные условия. Имеет повышенную защиту от износа и удлиненные интервалы замены. Просто отменно подходит для легковых авто, делая мотор совершенно чистым и аккуратным.

Плюсы:

  • Высочайшая степень защиты.
  • Двигатель остается в полной чистоте.
  • Существенный интервал замены.

Минусы:

  • Могут возникать проблемы с плохим топливом.

5 MOBIL Super 3000 X1 5W-40


По-настоящему универсальным можно назвать синтетическое масло MOBIL Super 3000 X1 5W-40. Именно оно делает двигатель более надежным, а его срок службы существенно увеличивается. Подходит как для дизельных, так и бензиновых моторов. Выдерживает широчайший температурный диапазон, что вновь говорит в пользу данного масла. Если часто встречаются сложные условия для вождения, то такое масло станет прекрасным выбором.

Плюсы:

  • Хорошая работа летом и зимой.
  • Авто запускается всегда с первого раза.
  • Мотор функционирует крайне тихо.

Минусы:

  • Встречается огромное количество разнообразных подделок.

4 SHELL Helix Ultra 5W-40


Современный двигатель требует заботы? Обратите внимание на это — SHELL Helix Ultra 5W-40. Данное синтетическое масло дает возможность дизельным и бензиновым агрегатам раскрыться по-новому. Двигатель становится в один момент чистым, так как отложения перестают образовываться. Более того, это единственное в своем роде масло, одобренное самой Ferrari. Оно способно выдержать даже длительный интервал замены, делая мотор максимально производительным.

Плюсы:

  • Масло имеет свойство не сгорать.
  • Мотор работает невероятно тихо.
  • Великолепно смазывает все важнейшие детали.

Минусы:

  • Встречаются частые подделки.
  • Цена может показаться высокой.

3 Castrol Edge 5W-40


При помощи прочной пленки Castrol Edge 5W-40 качественно защищает двигатель от разных проблем. Здесь используются титановые соединения, которые обладают невероятной стойкостью. Данное масло благоприятно влияет на мотор, раскрывая практически весь потенциал. Никакие отложения больше не испортят двигатель, а его плавная работа будет ощущаться во время нажатия на педаль газа. С таким маслом мотор заживет абсолютно новой жизнью.

Плюсы:

  • Положительно влияет на динамику разгона.
  • Раскрывает потенциал мотора.
  • Надежно защищает от загрязнений.

Минусы:

  • Может изменять звук двигателя в работе.

2 LIQUI MOLY Molygen New Generation 5W-40


Для легкого хода авто круглый год можно посоветовать масло LIQUI MOLY Molygen New Generation 5W-40 с высокой стабильностью. Масло эффективно борется с отложениями, продлевая срок службы мотора. Производитель заявляет, что масло умеет экономить до 4% топлива. При этом заметно продлевается и общий ресурс двигателя.

Плюсы:

  • Ровная и четкая работа мотора.
  • Расходуется почти незаметно.
  • Экономит топливо до 4%.

Минусы:

  • Достаточно солидная стоимость.

1 Motul 8100 X-clean 5W40


Масло Motul 8100 X-clean 5W40 для прогрессивных бензиновых и дизельных двигателей имеет стандарты качества Евро-4 и Евро-5. Это масло убережет мотор новенькой машины, оставив его в первозданном виде. При этом будет гарантирована абсолютная чистота не только отдельных элементов, но и всего двигателя. Может застыть только при температуре -39 градусов, что позволяет активно использовать масло даже в холодную зиму.

Плюсы:

  • Идеально для достаточно новых моторов.
  • Эффективно очищает весь двигатель.
  • Действительно бережет топливо.

Минусы:

  • Некоторые турбированные моторы усиленно расходуют масло.

При эксплуатации транспортного средства перед любым автовладельцем периодически встает вопрос о том, какую марку масла лучше заливать в двигатель. Конечно, перед подбором в магазине нужно изучить как можно больше информации об этом: почитать всевозможные инструкции, где подробно изложены конкретные рекомендации, послушать мнения специалистов, а также отзывы автовладельцев. Если приобретена подержанная машина без сервисной книжки, то официальные дилеры или поставщики запасных частей смогут подсказать полезную информацию о ней.

При этом должна учитываться изношенность мотора. Ведь при использовании минералки, если возникали трещины, например, в поддоне, то они заполнялись постепенно отложениями. Залив после этого синтетику, вы вымоете все, в том числе и застывшие отложения. Вследствие этого может вновь появиться течь. А если еще воспользоваться 15-минутной промывкой, то двигатель вообще можно загубить. Поэтому желательно проводить отдельную чистку элементов двигателя или хотя бы вручную почистить поддон.

Как же быть и какую марку заливать в двигатель лучше? Рассмотрим, что необходимо учитывать при выборе жидкости вообще и для отдельных автомобилей в частности.

Подбираем лучшее масло

Выбирая лучшую смазку для своей машины, автолюбители начинают поиск со списка существующих жидкостей по рейтингу.

Затем принимается во внимание модель авто, пробег, возраст и его общее состояние. Также для осуществления правильного выбора нужно знать отличия между синтетическим и полусинтетическим видами (минералку используют лишь на старых авто, поэтому ее подробно мы освещать не будем).

Синтетическое масло имеет полностью искусственное происхождение. Оно получено вследствие переработки нефти или газа посредством сложного молекулярного синтеза. Такая смесь не утрачивает своих свойств под воздействием различных факторов, даже в результате длительной эксплуатации.

Полусинтетика получается при смешивании минерального и синтетического видов смазочных жидкостей. Минералка считается натуральным продуктом, так как является результатом перегонки и очищения нефти.

Синтетика способна намного лучше проникнуть внутрь, а также имеет большую текучесть. Благодаря ее использованию уменьшается потребление топлива и сокращается потеря мощности при трении. Полезные его свойства сохраняются дольше. При этом мотор менее изнашивается, а замена масла необходима реже, чем при заливе полусинтетики. На этот вид жидкости перегрев и снижение температуры влияют меньше.

При старом авто, имеющем недостаточную техдокументацию, подходящее масло специалисты подбирают, учитывая следующие составляющие:

  • вязкость;
  • качество;

Масло для дизеля

Подбирая подходящую смесь для дизельных автомобилей, принимают во внимание специфику их работы, отличающуюся от бензиновых агрегатов.

Для дизелей необходимо постоянство качеств используемой жидкости, чтобы обеспечивалась максимально возможная долговечность мотора. Набор присадок здесь качественно иной, чем для бензиновых авто. Так как топливо сгорает не полностью, число моющих и диспергирующих присадок должно быть намного больше.

Некоторые способны удержать сажу во взвешенном положении, иные снижают формирование нагара на поршнях и цилиндрах. Из-за наличия значительного процентного содержания серы, чтобы повысить стойкость к окислению, в масло вводят присадки, специально защищающие от окисления и образования щелочной среды.

Для моторов без наддува эксперты не советуют использовать масла класса ниже BI, или CD, по разным классификациям. В турбодизелях допускается класс от CE или B2. Двигатели с турбонаддувом более требовательны, так как здесь не только присутствуют высокие нагрузки на систему, но и существует необходимость в обеспечении длительной работы турбокомпрессора.

Другой важный момент для дизелей — индекс вязкости. По этому показателю различаются летние, зимние и круглогодичные варианты.

Масло для бензинового агрегата

Выбор жидкости для таких машин начинается с определения мотора, а также природных условий места эксплуатации автомобиля.

На сегодняшний день силовые агрегаты имеют большую мощность, степень сжатия, а потому способны работать в более суровых условиях, чем раньше. Это стало возможным, в том числе благодаря тому, что нормативы по отработанным газам и токсичности ужесточились.

Рассматривая минералку, полусинтетику и синтетику, а также принимая во внимание широты, где мы живем, специалисты делают вывод, что наиболее подходящими являются такие типы, как полусинтетика и синтетика.

Для большинства агрегатов можно вполне ограничиться полусинтетикой, меняя ее в обычном режиме. Но чем более экстремальны условия эксплуатации, тем чаще требуется замена. Какую марку масла лучше заливать в двигатель? В наших условиях при покупке масла следует быть в первую очередь предельно осторожным и обращать внимание не только и не столько на саму марку, сколько на качество и подлинность продукта. Поэтому отзывы советуют приобретать жидкость лишь в магазинах, имеющих хорошую репутацию. Иначе появляется большой риск купить подделку.

Автомасла для разных марок машин

Ну а чтобы выбрать конкретно, какую марку масла лучше заливать в двигатель ВАЗ-2107, можно посмотреть отзывы других автомобилистов. Многие предпочитают марку «Лукойл», но встречаются и те, кто выбирает более качественные смазки. Однако, остановив свой выбор на какой-либо одной жидкости, лучше на ней и ездить, так как меняя марку, вы будете вынуждены дополнительно промывать мотор и тратить время, а результат останется прежним.

Лучшее масло для «Хендай Акцент»

Для автовладельцев этой марки правильный выбор зависит от года производства и номера двигателя. Для большинства моделей подходит полусинтетика 10W40. Исключение составляет только двигатель под номером D4FA, который ездит только на синтетике 5W30. Какую марку масла лучше заливать в двигатель «Хендай Акцент»? Производители рекомендуют Liqui moly, Mannol, Aral.

Выбор для «Рено Логан»

Мнение производителей в отношении того, какую марку масла лучше заливать в двигатель «Рено Логан», состоит в поддержке ELF Evolution SXR 5W30 или ELF Evolution SXR 5W40. Это смазочные жидкости на синтетической основе.

Подходящий вариант для машин «Ниссан»

Рассмотрим две модели "Ниссана": «Альмера» и «Кашкай».

Какую марку масла лучше заливать в двигатель? «Ниссан Альмера» - модель, выпускаемая давно. Поэтому для автомобилей до 2000 года подойдет минералка 15W40, а после 2000 года - синтетика 5W30. Для дизелей это Марка может быть Elf 5W40.

А как насчет новых моделей? Какую марку масла лучше заливать в двигатель? «Ниссан Кашкай», например, выпускается с 2007 года. Для него, как и для других новых машин, производитель однозначно предлагает использовать только синтетику 5W30. Конкретную марку автовладельцы, конечно, вправе выбирать сами, но большинство пользуются оригинальным маслом «Ниссан».

Оптимальный вариант для "Опеля"

Для старых моделей подойдет минералка 15W40 или полусинтетика 10W40. А вот для последних годов выпуска выбирают синтетику 5W30. Так какую марку масла лучше заливать в двигатель? Опель рекомендует своим покупателям Mobil1, Liqui Molly, Motul.

Лучшее масло для "Тойоты"

Вязкость и класс, как для всех моделей, здесь зависит от года выпуска автомобиля. В компании однозначно высказываются в вопросе того, какую марку масла лучше заливать в двигатель. «Тойота» отлично себя будет чувствовать на оригинальной фирменной жидкости.

Подходящий вариант для "Мазды СХ7"

Тип масла для этого автомобиля, конечно, подойдет синтетический, а вязкость 5W30. Какую марку масла лучше заливать в двигатель Мазды СХ 7? Эта компания, как и многие другие, предлагает владельцам "Мазды" свою оригинальную версию.

Лучшее масло зимой

Зимнее масло для моторов, судя по отзывам, автовладельцами в настоящее время как таковое не используется. Поэтому обращают внимание в большей степени на класс вязкости. Если жидкость имеет название, в котором присутствует буква W, например: 5W30, 5W40 и так далее - то можно быть уверенным в том, что это масло принадлежит к классу всесезонного. Им спокойно можно пользоваться круглогодично. Основная масса водителей именно такое маслом и выбирает. При этом, используя масло в зимнее время, нужно обращать внимание именно на первое число перед буквой W.

Если низкотемпературная вязкость соответствует региональному климату, где эксплуатируется автотранспортное средство и аккумуляторная батарея со стартером находится в надлежащем состоянии, то беспокоиться не о чем. И можно также и дальше использовать этот класс вязкости.

Если же нет уверенности в погоде, то лучше выбирать более низкотемпературную вязкость.

При этом необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:

  • замена масла дает дополнительную нагрузку на двигатель;
  • жидкость одного производителя совместима при различном классе вязкости;
  • используемое в холодное время года, должно отвечать рекомендациям производителя автомобиля.

Кроме вязкости и типа, многие автомобилисты отдают предпочтение применению зимой определенных брендов. Какую марку масла лучше заливать в двигатель зимой? Наиболее популярными у нас являются:

  • Castrol, которое высоко ценят в большинстве евразийских стран.
  • Shell Helix, о котором достойно отзываются многие потребители.
  • Xado также обладает отличными характеристиками.
  • Zic уже много лет пользуется доверием у автовладельцев.
  • Mobil - немецкий лидер, признанный во многих странах.

У российского потребителя известно и популярно также масло «Лукойл». Но зимой лучше воспользоваться другой маркой.

Количество предложений, присутствующих сегодня на рынке, чрезвычайно велико. Для каждого из автомобилей могут подойти до нескольких десятков марок, встречающихся на прилавках автомагазинов. Для зимы лучше ориентироваться в первую очередь не на стоимость, а на качественные характеристики. Если же автомобиль хранится в отапливаемом гараже, то требования к жидкости существенно снижаются. Тогда обычная всесезонка будет достаточной, и не стоит двигатель подвергать дополнительной нагрузке, меняя состав масла.

Каждый автовладелец желает максимально продлить срок службы двигателя своего автомобиля. Решающим фактором в достижении этого является качественная смазка всех трущихся деталей. Это как раз тот фактор, которым очень просто можно управлять без всякой помощи СТО и специалистов. Достаточно со знанием дела подбирать и использовать моторные масла и результат, как говорят, будет налицо. С другой стороны ошибки, неаккуратность в применении масел часто приводят к катастрофическим последствиям (заклинивание, задиры, интенсивные износы, закоксовывание поршневых колец и форсунок дизелей, засорение масляных каналов слабо-растворимыми отложениями, интенсивный нагар, ускоренное разрушение резиновых деталей и т.п.).

Особенно актуальным вопрос по моторным маслам стал в связи с расширением парка легковых автомобилей за счет иномарок. Проблема усложняется тем, что в этом парке автомобилей присутствуют практически все европейские и японские фирмы; возраст автомобилей колеблется от совершенно новых до 25-летних; у владельцев отсутствуют инструкции по эксплуатации; часто оказывается так, что за рубежом уже не выпускаются масла требуемых марок, чрезвычайно высокие цены обслуживания иномарок на СТО и т.д.

Одновременно в продаже появилось очень много марок моторных масел, включая очень дорогие. Как найти сбалансированное решение по выбору масла для своего автомобиля? Для людей, желающих этот вопрос решить со знанием дела, советуем прочесть весь текст; автовладельцы, относящиеся к делу формально, найдут достаточно конкретные рекомендации применительно к своему
автомобилю.

Характеристики моторного масла

По некоторым данным, смазочные материалы впервые понадобились человеку около 6 тысяч лет назад. Многие ученые считают, что в те времена люди изобрели колесо, а потом и более-менее сложные механизмы для различных хозяйственных и военных нужд. Естественно, механизмы требовали смазки. Несмотря на то что нефть была известна человечеству с давних времен, она долго использовалась только в чистом виде. Когда нефть научились перерабатывать, из нее извлекали в основном керосин, а ценнейший, как потом выяснилось, остаток - мазут, который составляет 70- 90 % ее массы, использовали только как топливо или попросту сжигали.

Дальнейшее развитие технологии нефтепереработки позволило разделить мазут на фракции и производить из него различные масла, которые получили название минеральные или нефтяные.

Двигатели современных автомобилей отличаются высокими механическими тепловыми нагрузками и по-этому предъявляют высокие требования к качеству смазочного масла. Этого можно добиться, добавив к маслам специальные вещества, так называемые присадки, каждая из которых улучшает одно или сразу несколько свойств масла. Так, например, противоизносные присадки снижают износ трущихся деталей, моющие - уменьшают отложение «лака» на деталях и не допускают пригорания поршневых колец и т. д. В маслах современного ассортимента число вводимых присадок достигает десяти.

Никого не удивляет изобилие марок моторных и трансмиссионных масел, широко представленных на нашем рынке. Перед тем как приобрести понравившийся продукт, будь то ADDINOL, NESTE, SHELL или CASTROL, необходимо прежде всего определить принцип подбора масла для автомобиля. Все масла имеют множество показателей, которые указаны в технической характеристике, но покупателей должны интересовать только два из них: уровень качества (подойдет ли оно к автомобилю) и вязкость (годится ли для предстоящего сезона и для данного климата). Ответ на эти вопросы содержится в маркировке любого товарного сорта, принятой во всем мире системы индексации моторных масел.

По зарубежным стандартам, вязкость определяется и указывается по методике американского общества автомобильных инженеров SAE. Буквы SAE на этикетке означают, что последующие цифры характеризуют вязкость масла. Только вязкость, и ничего более. Буква W (Winter - зима) ставится в обозначениях зимних сортов. Стандарт SAE J300 предусматривает шесть зимних классов вязкости - OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, гарантирующих возможность холодного пуска и достаточную прокачиваемость при температурах от -30 °С до 5 °С соответственно. У летних сортов никакой буквы в обозначении нет, и с повышением вязкости (при t = 100 °С) они распределяются по классам SAE в следующем порядке: 20, 30, 40, 50 и 60. Для водителей, эксплуатирующих автомобиль круглый год, использовать сезонные сорта масел невыгодно из-за частой замены. Поэтому повсеместно применяются всесезонные сорта, в маркировке вязкости которых после букв SAE сначала следует зимний показатель, а затем летний. Между двумя обозначениями обычно ставят дефис или знак дроби, а иногда ничего, например, SAE 15W-40, SAE 5W/50, SAE 10W30.

Оценка качества масла

Международным языком здесь стала квалификационная система, разработанная Американским институтом нефти API. В институте регулярно проводятся испытания моторных масел всех фирм, по их результатам присваивается индекс качества в соответствии с требованиями, предъявляемыми конструкторами автомобилей.

Буквы API на этикетке предшествуют символам класса качества. Их два: шкала S - использование в бензиновых двигателях; шкала С - использование в дизельных двигателях. Ступени качественного уровня обозначаются латинскими буквами. В системе API есть восемь классов для бензиновых двигателей (А, В, С, D, Е, F, G, Н) и шесть классов - для дизелей (А, В, C, D, E, F4).

Классификация качества моторных масел по API

Для бензиновых двигателей SA-SD - отменены, не выпускаются SE - для конструкций до 1979 г. SF - для конструкций 1980- 1988 гг. SG - для конструкций 1989-1994 гг. SH (с 07.93 г.) - высший класс качества для новейших бензиновых двигателей

Для дизельных двигателей САСС - отменены, не выпускаются CS (с 1955 г.) - в настоящее время рекомендуется для двигателей легковых автомобилей СЕ (с 1984 г.) - охватывают весь спектр нагрузок CF4 (с 1991 г.) - охватывают весь спектр нагрузок

Комитет конструкторов автомобилей стран общего рынка ССМС контролирует качество масла и имеет свою индексацию. Эта организация преобразована в АСЕА, и новая спецификация АСЕА уже подготовлена, но указания ССМС еще действуют. ССМС G4 и ССМС G5 соответствуют уровням API SFnSG/SH для бензиновых двигателей; ССМС D4 и ССМС D5 соответствуют уровням API CD и CE/CF4 для дизельных. Индекс ССМС PD2 разрешает использовать эти масла в дизельных двигателях легковых автомобилей. С апреля 1989 г. не действуют классы G1 и D1, а с 1 января 1990 г. - классы G2, G3,D2,D3,PD1.

Индекс МIL-L говорит о том; что масло можно использовать в американской армии.

Некоторые сорта масел получают соответствующий сертификат JLSAC (международный комитет по стандартизации смазочных материалов) и клеймо ЕС (энергосберегающие). Такие масла уменьшают трение и позволяют экономить до 2,7 % топлива (для масел группы ЕС-II) и до 1,5 % (для масел группы ЕС-1).

Часто на упаковке встречаются номера сертификатов фирм производителей автомобилей, присваивающих их после заводских испытаний и рекомендующих использовать эти масла в производимых ими автомобилях.

Классификация масла по SAE

Основное свойство моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне. Приведем стандартную классификацию моторного масла по SAE: 10W-40. Первое обозначение «10W» обозначает температуру применения, а «40» — вязкость. О каждом параметре поговорим отдельно.

О вязкости масла говорят говорят самые заметные цифры на канистре — это классификация вязкости по SAE. Два числа, разделенные буквой W, обозначают, что масло всесезонное. Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, у масла 0W-40 нижний температурный порог равен -35оС, а у 15W-40 он составляет -20оС. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100оС.

Синтетические моторные масла

Наряду с обычным минеральным маслом, продуктом прямой переработки нефти, существует масло синтетическое, полученное в результате реакции синтеза при взаимодействии различных молекул веществ животного или растительного происхождения.

Масло, приготовленное на синтетической основе, как правило, на 20-30 % дороже, зато оно обеспечивает больший пробег до очередной замены масла, а при регулярном использовании -долгую жизнь двигателю. «Синтетика» - прекрасный смазочный материал, многие его показатели превосходят аналогичные показатели масел с нефтяной основой: лучшая вязкость, меньшая испаряемость, более широкий диапазон рабочих температур, более высокая сопротивляемость окислению.

Синтетическое масло обеспечивает легкий пуск двигателя в сильные морозы и прекрасно защищает изнашивающиеся детали при больших нагрузках, позволяя экономить топливо, да и эксплуатационный расход масла снижается. Например, синтетическое масло NESTE-I 5W/50 имеет рекордно широкий диапазон рабочих температур: от -51 до +215 оС. Некоторые классы вязкости возможны только у синтетических продуктов, например, 5W - ADDINOL Super light 5W-40 или OW-CASTROL Formula SLX OW-30. Последний продукт появился в 1995 г., ему в полной мере присущи перечисленные выше достоинства: чрезвычайно благоприятная вязкостно-температурная характеристика при гарантированном обеспечении высоких смазывающих свойств в любых условиях и режимах. Масло OW-30 очень выигрывает в текучести при О °С, а при сильном перегреве (+150 °С) по вязкости его можно сравнить с гораздо более густым маслом сорта 5W-40. Следует заметить, что смешивать при эксплуатации синтетическое масло и «натуральное» нельзя, если это специально не оговаривается на упаковке.

Ведущие производители масел достигли такого уровня технологии, при котором можно смешивать синтетическое масло с другими типами моторных масел данного производителя.

Использование масла более низкого качества (например, группы Б вместо рекомендуемой Г) неизбежно приведет к снижению долговечности двигателя. По ряду причин не следует применять масла более «высоких» групп, чем рекомендованные.

Моторное масло для малых дизелей

Среди владельцев дизельных легковых автомобилей распространено ошибочное мнение, что для их моторов подходит любое дизельное масло. К тому же такое суждение часто поддерживается продавцами дешевых дизельных масел для большегрузных транспортных средств. Нередко желание повысить объем сбыта идет вразрез с рекомендациями по использованию таких масел.

Покажем разницу между двигателями легковых и грузовых автомобилей. Мотор легкового автомобиля должен быть легким и небольшим, для грузовиков это требование не столь важно. Чтобы установить дизельный двигатель в легковом автомобиле, его габариты не должны превышать размеров бензинового мотора. Малый диаметр поршней и цилиндров, небольшой рабочий объем существенно ухудшают условия смесеобразования и сгорания по сравнению с большим дизелем. Чтобы получить достаточную мощность при малом размере мотора, приходится в несколько раз увеличивать обороты.

Например, для достижения номинальной мощности 2-литрового двигателя необходимо 4000-4500 об/мин, а для 12-литрового - 1900-2100 об/мин. В результате повышаются механические нагрузки от инерционных сил на детали двигателя и разделяющую их масляную пленку, а время смесеобразования резко сокращается. Поэтому дизели легковых автомобилей часто выполняют дополнительными («вихревыми») камерами сгорания. Существенный недостаток такой конструкции - образование большого количества сажи. Следовательно, вязкость масла в двигателях с вихревыми камерами повышается гораздо быстрее. К тому же в разделенных камерах сгорания частицы сажи гораздо крупнее. Это значит, что для поддержания их во взвешенном состоянии необходимо масло с более высокими диспергирующими свойствами.

В последние годы для повышения мощности на малых дизелях чаще применяют турбонаддув. Давление воздуха во впускном коллекторе за турбокомпрессором превышает атмосферное в 1,8-2 раза, в цилиндрах на протяжении всего цикла оно выше, чем снаружи. Поэтому у современного дизеля по сравнению с безнаддувным вариантом газы активнее прорываются в картер. Если к этому добавить повышенную температуру деталей поршневой группы и проблемы с охлаждением подшипника турбокомпрессора (с частотой вращения до 40 000 об/мин), то можно сказать, что условия работы масла резко ухудшаются, а это приводит к его ускоренному старению.

К малым дизелям также предъявляются высокие экологические требования. Чтобы уложиться в нормативы, используют катализаторы, рециркуляцию выхлопных газов. Это также ужесточает условия для действия масла.

Сроки замены масла на малых дизелях обычно гораздо меньше, чем для большегрузных автомобилей. Если на грузовых автомобилях высококачественные масла типа Castrol Turbomax допускается заменять через 45 000 км, а синтетическое дизельное масло Castrol Syntruck - через 90 000 км, то для малых дизелей это в среднем 10 000- 15 000 км.

Из сказанного выше следует, что для малого дизеля нужно специальное масло.

Приобретая масло для легкового автомобиля, нужно ознакомиться с маркировкой на упаковке. Солидные производители автомобильных масел обязательно указывают все классификации и спецификации, которым отвечает данный продукт. К примеру, моторное масло Castrol GTX5 Lightec имеет маркировку SAE 10W-40 API SJ/CF, ACEA АЗ-96, ВЗ-96, VW 00, VW 00. Из этой маркировки следует, что масло имеет класс вязкости 10W-40, класс качества по API - высший для бензиновых SJ (введен с октября 1996 г.) и дизельных CF. Дополнительно приведена классификация АСЕА(Ассоциация европейских производителей автомобилей), введенная с 1 января 1996 г. АЗ-96 - высший класс для бензиновых, а ВЗ - высший класс для дизельных двигателей. Кроме того, масло соответствует последним требованиям «Фольксваген» VW 505.00 и может применяться во всех легковых автомобилях «Мерседес-Бенц».

Таким образом, на этикетке моторного масла указываются:

  1. Фирма-изготовитель масла.
  2. Название масла.
  3. Гpyппa качества по классификации API. Например, SG - масло высшего качества для бензиновых двигателей; СЕ - масло высшего для дизелей.
  4. Маркировка по SAE (вязкостные свойства). Например: SAE 5W - чисто зимнее масло; SAE 40 - чисто летнее масло; SAE 15W-40 - всесезонное масло.
  5. Основа масла: синтетическое, полусинтетическое, на минеральной основе.
  6. Номер или индекс партии масла.
  7. Дата изготовления.

Например:

  1. ВР (British Petroleum)
  2. Visco2000
  3. SG/CC
  4. SAE 15W-40
  5. Min. (минеральное)
  6. № 234567/96
  7. 31.01.1998

Современные моторные масла, в отличие от чистых минеральных масел (без присадок), заметно темнеют уже через короткое время работы в двигателе. Это потемнение объясняется особенностями свойств масла, является вполне нормальным и не служит сигналом о загрязнении масла и необходимости его замены.

Как бензин попадает в масло Путей проникновения бензина в масло два (основной - через бензонасос). Нижняя его диафрагма защищает верхние от картерных газов, а в случае разрыва верхних - не допускает, чтобы бензин попал в картер. Поэтому необходимо периодически контролировать состояние диафрагм, это в ваших интересах.

Второй путь - через карбюратор, если в нем ненадежен запорный (игольчатый) клапан поплавковой камеры. В этом случае автомобиль может работать на «нагруженных» режимах, т. е. при большом расходе бензина. Когда потребление бензина снижается (например, на холостом ходу), его уровень в поплавковой камере начинает возрастать из-за негерметичности клапана, вплоть до переполнения карбюратора. Как правило, это сопровождается неизбежными при переобогащении смеси эффектами - темным дымом выхлопа, увеличенным содержанием СО, снижением оборотов холостого хода и даже полной остановкой двигателя.

Чтобы под карбюратором не скапливался слившийся бензин, для его отвода служит дренажная трубка, встроенная в коллектор. Но при ее засорении (а это бывает нередко) практически все излишки бензина попадают в цилиндры двигателя (если горячего, то они практически полностью испаряются). А вот при пуске холодного двигателя (при указанном выше дефекте) бензин по стенкам цилиндров стекает в картер, где смешивается с маслом. В дальнейшем при работе двигателя содержащийся в масле бензин тоже испарится, поэтому заметить его удается не всегда. Если вы попробуете обнаружить бензин, слив масло сразу после нескольких минут езды с высокой скоростью, то там его практически не окажется, хотя при пуске холодного двигателя вы отчетливо ощущаете его запах. Поэтому иностранные производители советуют при городской эксплуатации регулярно выезжать на скоростную трассу и совершать по ней получасовые поездки для удаления из масла попавшего туда при частых запусках двигателя бензина.

Высокий процент содержания бензина в масле, как правило, выдает вспыхивающая на холостых оборотах лампочка аварийного давления в системе смазки.

Выбор моторного масла

При выборе моторного масла для иностранного автомобиля прежде всего надо руководствоваться указаниями инструкции по эксплуатации в зависимости от сезона (зима - лето).

Для двигателей, форсированных с турбонадувом, многоклапанных необходимо применять масло высших групп качества SG, SH, CD, СЕ. Для иномарок выпуска с 1988 года и позже масла производства СНГ применять не рекомендуется. Различные добавки, присадки скорее всего могут только ухудшить комплекс качества хорошего импортного масла. Кроме этого существует опасность появления твердых отложений в смазочной системе двигателя, засорение фильтра и т.д.

Покупка моторного масла

Предпочтение при покупке надо отдавать товарам известных фирм в специализированных магазинах. Ряд менее известных фирм производят моторные масла по лицензиям. Они дешевле, но по качеству мало уступают оригиналам. Бывают в торговле и масла весьма посредственного качества в хорошо оформленной таре с маркировками, соответствующими высоким группам качества. Это - подделки! Руководствуйтесь следующими правилами: покупайте масла в солидных магазинах: на рынках имейте дело с торговцами, имеющими стационарные торговые точки; не гипнотизируйтесь внешним видом упаковки, в сомнительных случаях лучше отказаться от покупки. Не стесняйтесь спросить о документах, подтверждающих качество масла. Обычно это сертификат соответствия или качества. Если это ксерокопия сертификата, то она должна иметь утверждающую надпись с оригиналом оттиска печати органа сертификации, ответственного за удостоверение качества (а не фирмы-продавца). На сертификате должен быть указан номер партии масла, в точности соответствующий номеру партии на упаковке.

Владельцам автомобилей АЗЛК, ВАЗ мы также советуем не отказываться от возможностей увеличить срок службы двигателя машины путем применения высококачественных масел.

Хранение моторного масла

Моторное масло должно храниться в герметичной таре, предохраняю-щей его от взаимодействия с воздухом и, самое главное, от попадания влаги. Вода, которая попала в масло даже в незначительном количестве (несколько граммов на килограмм масла), приводит к деструкции и выпаданию присадок в виде осадка. Масло необратимо теряет качество, восстановить его нельзя.

Практически для хранения масла подходят обычные канистры с исправной прокладкой под крышкой и пластмассовые банки с плотно завинчивающимися пробками. Посуду с маслом желательно держать в прохладном месте.

При соблюдении этих правил масло может храниться до 5 лет и не потеряет качества. Масло, которое долго хранилось, перед употреблением следует тщательно перемешать.

Какой марки автомобильное масло лучше выбрать

Автомобильный двигатель это не только сердце машины, но и самый дорогостоящий ее узел, а, следовательно, для его продолжительной эксплуатации необходима качественная смазка. Поэтому не стоит экономить на масле и подойти к его выбору со знанием дела. В противном случае придется выложить кругленькую сумму для ремонта силового агрегата.




Лучшее моторное масло - это рекомендованное производителем автомобилей в соответствии с заявленными режимами работы, скоростью износа частей мотора и его фактического пробега. Рекомендуемое моторное масло, указанное в сервисной книжке, гарантировано обеспечит безотказную работу двигателя автомобиля вплоть до выработки его заявленного ресурса.

Следует учитывать, что производители могут рекомендовать марку только на основе усредненного режима эксплуатации и, чтобы определить какое масло заливать в двигатель, необходимо учитывать реальные параметры работы автомобиля:

  • температурно-климатический режим
  • эксплуатация в городских или трассовых условиях
  • запыленность в месте эксплуатации
  • количество запусков двигателя
  • техническое состояние мотора (пробег)
  • принятый план технического обслуживания (по календарю или по пробегу)

Этот список не исчерпывает полное количество параметров, но достаточен для определения какое автомобильное масло лучше подходит для конкретной машины. Хорошее масло для двигателя должно быть стабильным по угару, смазывающим и моющим характеристикам. Не менее важным является вязкость масла при запуске и нормальной эксплуатации.

Автомасла обладают способностью чистить двигатель, и вымывать продукты износа из сопрягаемых пар. Качество масла лучше всего по этому параметру показывает его способность обеспечить самый большой возможный пробег до проведения первого капитального ремонта. На величину максимального пробега также влияет первоначальная вязкость масла и какая вязкость фиксируется при выработке межсервисного интервала.

В идеале эти два показателя должны совпадать. Но в процессе эксплуатации смазка моет двигатель от возникших отложений продуктов износа и переносит их в картер с последующим осаживанием на фильтрующем элементе, что приводит к изменениям этого параметра.

Способность жидкости отмывать детали двигателя косвенно можно оценить при заливке нового содержимого в двигатель, имеющий солидный пробег. Непосредственно после заливки жидкость будет иметь натуральный цвет. Через 100-150 км жидкость начинает чернеть. Это не значит, что качество содержимого канистры было ниже заявленного, а наоборот указывает на высокие моющие характеристики.

Так как из-за низкой вязкости промывочного состава, заливаемого в процессе замены, не удается полностью промыть каналы, а тем более сопряжения, имеющие малые зазоры. Полусинтетические и синтетические варианты жидкой смазки имеют стабильные показатели вязкости при высокой степени текучести, что позволяет промыть все магистрали.

Типы производимых масел

Многообразие автомобильных масел, представленных на полках магазинов запасных частей и сервисных центров, часто ставит потребителя перед выбором какое моторное масло лучше приобрести. Так сложилось, что автолюбитель использует три градации продукта - минералка, синтетика или полусинтетика. В действительности, существует шесть стандартов по базовой основе:

  1. На основе продукта прямой перегонки нефти
  2. Продукт прямой переработки с пониженным содержание парафинов и длинных углеводородных цепочек
  3. Нефтепродукт, полученный в результате гидрокрегинга. Имеют в обозначении аббревиатуру НС
  4. Масла на основе полиальфаолефинов, с пониженных содержанием серы
  5. На растительной основе
  6. Продукт переработки газового конденсата

Первая группа - это натуральные минеральные жидкости. Вторая и третья - группы полусинтетических продуктов. Все остальные относятся к синтетическим моторным маслам.

Подбор моторного масла первоначально определяется типом используемого топлива. Даже самое лучшее масло, рекомендованное для дизелей, не желательно заливать в бензиновый двигатель, хотя европейский стандарт ACEA, указывает на такую возможность.

Стандарты производителей масел

Для удобства покупателей и единообразия определения физико-химических свойств в мире принято на этикетке канистры указывать кодировку, применяя единую систему измерения. В качестве таковой используются:

  • градация по SAE с цифро-буквенной кодировкой, указывающей на оптимальные температурные режимы запуска автомобилей (например, SAE 5w40);
  • градация по API, имеющей двухбуквенную кодировку (например, для бензиновых двигателей выпуска с 2001 по 2004 имеет маркировку API SL)
  • градация по ACEA - европейской системе стандартизации. Для бензиновых двигателей имеет в маркировке букву А (ACEA A1)
  • градация по американскому и японским стандартам.

Все эти стандарты взаимозаменяемые с небольшими перекрытиями областей пусковой вязкости. Чтобы было проще осуществлять выбор и покупать моторное масло, на этикетках обычно указываются параметры по нескольким стандартам.

Существует отдельная стандартизация нефтепродукта автопроизводителями, так как различные двигатели имеют собственные режимы эксплуатации. Соответственно, инженеры на автомобильных заводах имеют лучшее представление, что лучше для авто.

Некоторые производители этого расходного нефтепродукта, особенно поставляющие свою продукцию на сборочные конвейеры, обязательно указывают, что масло моторное соответствует стандартам того или иного производителя.

Рейтинг синтетических моторных масел

Для оказания помощи автовладельцу, в выборе - какое масло лучше заливать в двигатель, некоторые специализированные издания и интернет ресурсы исследуют моторное масло, рейтинг, составленный по различным показателям, затем публикуется на страницах изданий. Инструментальные исследования, которые используются для составления таких рейтингов, помогают определить какое моторное масло самое лучшее.

Топ-лист обычно зависит от наличия товарной марки в месте проведения исследования. Но, в общем и целом, вершину рейтингов обычно занимают производители с мировым именем, имеющие представительства и производства в различных странах. Для сравнения, обычно определяют один или несколько параметров, влияющих на состояния двигателя.

Рейтинг синтетических моторных масел по защитным свойствам

Например, можно составить список лучших моторных масел по защитным свойствам, а именно сравнивать их по усилию разрушения пленки в пятне контакта. ТОП рейтинг лучших синтетических масел, не допускающих выдавливание жидкого пятна контакта ниже давления в сопрягаемых парах 7000 кгс/см 2 , будет выглядеть примерно так:

  1. 5W30 Pennzoil Ultra, API SM
  2. 5W30 Mobil 1, API SN
  3. 10W30 Valvoline NSL Conventional Racing
  4. 5W50 Motorcraft, API SN
  5. 10W30 Valvoline VR1 Conventional Racing Oil

Рейтинг синтетических моторных масел по максимальному пробегу

Возможно, на выбор какое масло нужно заливать в двигатель может повлиять топ лист лучших производителей этого товара. По крайней мере этот список поможет определиться какой бренд масла для двигателя обеспечивает максимальный пробег в долгосрочной перспективе. Это сравнение основано на результатах эксплуатации автомобилей, использующих синтетические моторные масла.

По результатам исследования топ 10 масел, обеспечивающих максимальную наработку до ремонта:

  1. Liqui Moly. По отзывам после заливки улучшается плавность хода и уменьшается шумность работы мотора.
  2. Shell. Лучшее из раздела доступных и распространенных. Повышает экономичность.
  3. Havoline. Лучшее по сочетанию цена-качество.
  4. Pennzoil. Часть корпорации Shell. Уменьшает уровень шума, снижает вибрацию, способно уменьшить расход топлива в 1,5 раза, особенно при заливке в многолитровые двигатели с большим пробегом. Зафиксированный пробег до первого ремонта 320000 км.
  5. Amsoil. Хорошо себя зарекомендовало на двигателях с большими пробегами. Может применяться в строительном и энергоснабжающем оборудовании. Обеспечивает уменьшение трения, не надо следить за падением уровня в картере из-за выгорания. На легковых автомобилях улучшает экономичность в городском режиме езды на 12-15%.
  6. Castrol. Требует замены каждые 10 000 км для обеспечения максимального пробега около 500 000 км. Уменьшает вибрации, уменьшает трение, обеспечивает хороший запуск до −30С. Синтетическая жидкость может помыть внутренние магистрали и обеспечить полнопроходное сечение каналов для гарантированной подачи к трущимся парам.
  7. Wurth Triathlon. Немецкий продукт нефте-химической переработки высокой ценовой категории. Снижает вибрацию и шумность, по результатам инструментального контроля улучшает работу системы распределительных валов и гидрокомпенсаторов. В общем, улучшает экономичность. Имеется наработка двигателей, работающих только на этом бренде, более 400 000 км.
  8. Total Lubricants (TOTAL). Качественное автомобильное масло, одобренное для первой заливки на заводах Volvo. Зарегистрированная наработка на нескольких контрольных автомобилях более 500 000 км.
  9. Mobil 1 Синтетика, одобренная Mersedes Benz для первой заливки. Увеличенный межсервисный интервал до 20000 км пробега. Улучшает экономичность, снижает трение. Стойко к окислению. Не боится перегревов. Зарегистрированный контрольный пробег 700 000 км.
  10. Valvoline. Лучшее синтетическое моторное масло. Топ по пробегу и прочим параметрам Зарегистрированный пробег автомобиля в естественных условиях (не стендовый) 825 000 км. Технология производства и рецептура отрабатывалась годами. В процессе создания и апробации стендовые моторные испытания зафиксировали отсутствие следов разрушения частей двигателя при относительном пробеге 500 000 км. Обеспечивает наилучшую защиту от износа, снижает шумность работы, сокращает расход топлива на 15-18%.

Синтетическое масло можно сравнить по популярности среди покупателей. 4 позиции из топ-10 занимает бренд Mobil 1. Лучшим по популярности среди покупателей в прошлом году было признано синтетическое Mobil 1 Synthetic Motor Oil 5W-30.

Рейтинг российских синтетических масел

Рейтинг синтетических моторных масел по максимальному пробегу не содержит российских марок. Это связано с тем, что российское производство несколько отстает в рецептурах, и с тем, что производство синтетики было налажено относительно недавно. Однако это не говорит, что современные российские торговые марки хуже импортных.

Прежде, чем принять решение, какое моторное масло заливать - российское или импортное - надо принять во внимание, что российский потребитель не склонен, делится информацией, а производители не настроены на сбор такой информации и не предполагают ее дальнейшей открытой публикации.

О качестве российской синтетики, можно судить по данным, указанных на сайтах производителя, или по выборочным тестам и натурным испытаниям. Один из популярных журналов проводил натурные испытания товаров этой номенклатуры.

Выборка включала торговые марки Eneos, Xenum, Mannol, Sinoil, а также Роснефть, Лукойл и ТНК. Лидерами испытаний по пяти параметрам стали Xenum и Eneos. Но на местах с 3 по 5 расположились российские марки. При этом родные марки показали лучшие показатели по защите двигателей. Жидкости Лукойл давали большее сокращение расхода топлива и прирост мощности двигателя на уровне победителей рейтинга.

Если брать во внимание нормальную эксплуатацию двигателя и определяться продукт, какой марки залить согласно регламента, то в современном мире предпочтение стоит отдавать производителям, имеющим давнюю положительную репутацию.

Какое масло лить в двигатель определяется не стандартом, а личными предпочтениями и доверием к производителю. Рецептура современных синтетических масел примерно одинакова и постоянно стремится к выравниванию, с обеспечением наивысших показателей требуемого качества.

Некритическая ошибка при выборе масла

При выборе моторного масла для проведения очередной замены следует учитывать распространенность товара выбранного производителя. Например, Wurth Triathlon имеет замечательные качества, но продается только специализированными магазинами и если возникнет необходимость доливки, то вряд ли можно будет найти этот бренд на ближайшей АЗС.