Почему не включается скорости камаз 43 10. Тонкости управления коробкой передач автомобиля камаз

На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей 142, 152, 161 или ZF-9S109 фирмы "ZAHNRADFABRIK" (Германия).

Коробка передач модели 142- механическая, пятиступенчатая, состоит из основного редуктора; модели 152- десятиступенчатая, отличающаяся от модели 142 наличием двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.

Управление коробками передач моделей 142 и 152 механическое, дистанционное, качающимся рычагом, установленным на двигателе, управление делителем -селекторное, пневмомеханическое с помощью переключателя на рычаге переключения передач.

Коробка передач модели 161 – механическая, восьмиступенчатая, включает основной четырехступенчатый редуктор и планетарный демультипликатор, расположенный сзади основной коробки.

На крышке коробки установлена опора рычага переключения передач оригинальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.

Коробка передач модели ZF- 9S109 – механическая, девятиступенчатая, имеющая по сравнению с моделью 161 дополнительную пониженную передачу.

Передаточные числа передач
Модель передача С 1 2 3 4 5 6 7 8 R
142 - 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 - - - 6,02
152 L - 7,82 4,03 2,50 1,53 1,0 - - - 7,38
S - 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 - - - 6,02
161 - 8,39 5,50 3,93 2,87 2,12 1,40 1,0 0,73 11,01
ZF-9S109 10,24 6,576 4,78 3,531 2,61 1,86 1,35 1,0 0,74 9,44

L – низшая передача в делителе; R – задний ход;
S – высшая передача в делителе; С – пониженная передача

Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробках передач моделей 142, 152, проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

  • ослабьте стяжные болты 5 (см. рис. Регулирование привода ) и, вывернув болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один-два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;
  • ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;
  • ослабив контргайку 1 (см. рис. Установочный винт и контргайка), вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение рычага переключения передач;
  • вращая, переместите по резьбе регулировочный фланец 4 (см. рис. Регулирование привода ) до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 и затяните стяжные болты 5;
  • выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его контргайкой;
  • выверните установочный винт 2 (см. рис. Установочный винт и контргайка ) на 31 мм и застопорите его контргайкой.

Зазор в клапане включения делителя проверяйте при отрегулированном приводе выключения сцепления и номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов в следующем порядке:

  • снимите резиновый пылепредохранитель 1 (см. рис. Привод сцепления );
  • плавно нажмите педаль сцепления до упора;
  • щупом проверьте зазор между крышкой 2 и ограничителем штока 3.

При номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов зазор должен быть 0,2…0,3 мм. Зазор контролируйте не позднее 30 с после выключения сцепления.

При необходимости отрегулируйте зазор, перемещая упор (флажок) 4 штока клапана. После установки требуемой величины закрепите упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.

Ход рычага делителя передач проверяйте при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для замера:

  • снимите крышку 1 (см. рис. Механизм делителя ) смотрового люка механизма переключения делителя передач;
  • нажмите до упора педаль сцепления;
  • передвигая переключатель управления делителем передач (см. рис. Схема переключения передач) из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерьте ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода-- 16,5...19.0 мм.


Привод управления механизмом переключения передач

1 - рычаг переключения передач;
2 - опора рычага переключения передач;
3 - тяга;
4 - стержень;
5 - рычаг;
6 - кронштейн реактивной штанги;
7 - тяга реактивная;
8 - кожух защитный;
9 - хвостовик;
10 - гайка.

Регулируйте ход рычага в следующем порядке:

  • ослабьте контргайки 3, 4 (см. рис. Механизм делителя) и выверните установочные винты 2, 5;
  • установите переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение (Н);
  • нажмите педаль сцепления до упора;
  • вверните задний установочный винт 5 до контакта с рычагом, после этого доверните его еще на "/.4 оборота и застопорите контргайкой 4;
  • установите переключатель в верхнее положение (В) и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните передний установочный винт 2 так же, как был ввернут задний винт.

Регулировку дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 161 и ZF-9S109 (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

  • зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 4 (d=4мм, l=100мм) в опоре 2;
  • установите хвостовик 9 в коническое отверстие рычага 5 , затяните гайку 10 моментом 40...50 Нм, для модели 161 зашплинтуйте;
  • удалите технологический стержень;
  • отклонение общей плоскости симметрии рычага 1 и тяги 3 от вертикальной плоскости не более 2 мм обеспечить изменением длины тяги 7.

Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142, 144, 152, 154

Уровень масла в картере коробки передач проверяйте указателем, вмонтированным в пробку 2 (см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели 161 и Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142 и 152 ) маслозаливной горловины. Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.

Для коробок передач модели ZF- 9S109 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3, расположенных симметрично по обе стороны коробки (см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели ZF-9S109).


Замена масла

Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе: для коробок моделей 152 и 142 - вывернув пробки 1, 3, 4 на автомобиле с делителем (1 и 4 - без делителя); для коробки модели 161 - вывернув масляный фильтр 1, установленный на заднем торце картера демультипликатора, и пробки 2 и 3 картера; для модели ZF- 9S109 – вывернув пробки одного из заливных отверстий 3 и пробки 1 и 2 сливных отверстий. Очистите магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установите их на место.

Возможные неисправности коробки передач, причины и способы их устранения

Неисправность Возможная причина Способ устранения
Затруднено включение передач в коробке Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») Отрегулируйте привод сцепления
Самовыключение передач в делителе Нарушена регулировка хода рычага делителя Отрегулируйте ход рычага
Не включаются передачи коробки передач или происходит самовыключение передач при движении автомобиля Нарушена регулировка дистанционного привода или ослабло крепление рычагов тяг привода Отрегулируйте привод или подтяните крепления рычагов
Не включаются передачи в делителе Нарушена регулировка зазора в клапане включения делителя Отрегулируйте зазор

Добрый день! Включились несколько передач на КамАЗ 6520, как выключить самостоятельно без снятия КПП? (Вася)

Добрый день, Василий. К сожалению, с ремонтом КамАЗов мы сталкиваемся редко, поэтому рекомендаций по решению вашей проблемы мы дать не можем. Если у вас возникли неисправности, связанные с трансмиссией, то их следует решать путем демонтажа коробки передач. Далее мы дадим несколько советов по эксплуатации транспортного средства, чтобы в будущем у вас не возникло подобных проблем с КПП.

Эксплуатация КамАЗ

Чтобы предотвратить возникновение неисправностей, связанных с работой трансмиссии, переключать режимы КПП нужно исключительно с полностью выжатым сцеплением. К примеру, если вам нужно переключить верхнюю скорость В на нижнюю Н либо наоборот, то следует опустить вниз либо поднять вверх рычаг коробки и выжать сцепление. Затем около 1 сек подождите и отпустите педаль, только после этих действий передача нормально включится. Также обратите внимание на то, что педаль должны быть выжата резко и до самого упора. Чтобы правильно выбрать момент, когда переключение режимов будет наиболее оптимальным, следует ориентироваться на количество оборотов.



  1. При разгоне по ровному дорожному полотну количество оборотов должно быть не более 2 300, если речь идет о промежуточных передачах. Затем для переключения необходимых режимов езды данный показатель должен быть не более 2 000.
  2. В том случае, когда вы движитесь с высокой скоростью, к примеру, по трассе, необходимо осуществлять переключение на верхнюю скорость коробки. Однако помните о том, что при вращении вала с частотой более 2 200 оборотов в минуту режим ДВС будет вовсе неэкономным.
  3. Когда вы двигаетесь в гору либо едите по бездорожью, количество оборотов двигателя должно соответствовать номинальным. При дальнейшем переключении скоростей число оборотов должно быть не более 2 тысяч в минуту.
  4. При разгоне в гору либо с горы, а также по ровной дороге, количество вращений при работе на любых режимах не должно превышать показатель в 2 тысяч оборотов.

При соблюдении таких простых рекомендаций вы сможете добиться того, что двигатель вашего КамАЗа будет работать в оптимальном и экономичном режиме. Также отметим, что этого можно достичь только в том случае, если состояние мотора в принципе нормальное и не требует ремонта, который мог бы повлиять на сам расход.

Видео «Тест-драйв КамАЗа»

Подробнее о тест-драйве этого автомобиля вы можете узнать из видео (автор — Михаил Мулюкин).

Трансмиссия грузового автомобиля Камаз имеет сложное устройство. Трансмиссия включает в себя коробку передач, приводные валы и сцепление.

Устройство трансмиссии

Последняя составляющая отвечает за временное отсоединение трансмиссии от двигателя. Из-за этого останавливается передача крутящего момента для переключения на коробке передач механического типа, затем происходит плавное движение автомашины. Также сцепление играет и другую важную роль в работе машины. Оно служит защитой для частей, из которых состоит трансмиссия, чтобы не происходило перегрузок.

Коробка переключения передач играет в работе автомобиля большую роль. Она служит для того чтобы передавать и распределять мощность и крутящий момент на приводные валы колеса автомашины.

Причины поломок

Механические коробки переключения передач могут ломаться по нескольким причинам. Наиболее часто это происходит из-за того, что водитель переключает рукоятку КПП при движении автомобиля. Также причиной может быть то, что не вовремя происходит замена масла и фильтров. Также поломки коробки передач часто случаются при буксовании автомобиля по снегу или грязи. Если КПП вашего грузового автомобиля нередко отключается самостоятельно, или же нет четкости при переключении передач, передачи проскакивают, вы постоянно слышите в коробке какие-то звуки, то необходимо не медлить, а обратиться за помощью к специалистам по ремонту.

Если говорить об автоматических коробках передач, то современные автоматы отличаются надежной работой. Но это не гарантирует, что с ними не произойдет никаких поломок. В основном причинами поломки автоматических коробок передач являются нарушения правил использования и несвоевременное прохождение технического обслуживания.

Наиболее частые поломки и их причины

При переключении скорости в коробке передач слышится шум и стук. Такой вид поломки КПП часто присущ Камазам. Это происходит из-за того, что повышается давление пневмосистемы, деформируется или же разрушается мембрана редукционного клапана, а также происходит поломка колец синхронизатора в виде конуса.

Еще одной часто встречающейся причиной поломки КПП является резкое переключение скорости во время движения автомашины. О этой причине из строя может выйти фиксатор и некоторые другие детали, расположенные в механизме по переключению скорости. Также из-за частого спонтанного переключения скоростей могут ослабнуть регулирующие рычаги, а также это может привести к поломке замка шлица ведомого вала. Устранение этих поломок может произвести только опытный специалист, так как для этого необходима сложная подтяжка креплений и точная регулировка привода.

другие новости по теме

28.03.2014

Своевременное выявление неисправностей двигателя грузовой техники, а также знание причин конкретных признаков повреждений деталей помогают...

31.07.2014

КАМАЗ состоит из совершенно разных частей, таких как шасси, кабина, двигатель и платформа. Шасси - это все те части грузовика, которые...

09.03.2014

Каждый элемент коробки передач требует качественного обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации грузового транспортного средства, который чаще...

Могут встречаться определенные дефекты в конструкции деталей коробок переключения передач:
1. Передний роликовый подшипник первичного вала разрушен.
2. Во время переключения на заднюю передачу при движении КАМАЗа вперед возникли трещины в картере, и поломка картера.
3. Нарушена регулировка в положении упоры клапана выключения двигателя автомобиля.
4. Износ фиксатора механизма переключающего передачи.
5. Диафрагма редукционного клапана разорвана.

Согласно опыту ведущих автомобильных транспортных предприятий стало известно, что после пробега автомобилем КАМАЗ - 300 тыc/км и более, в механизме коробки передач выходят из строя: детали синхронизатора в четвертой и пятой передачах, первичный вал делителя, и внутренний венец шестерни первичного вала основной коробки. Что касается остальных деталей, то они при проведении капитального ремонта пригодны для повторной эксплуатации. Число годных деталей при проведении анализа коробки передач больше всего зависит от организации и технологии разборки коробок передач, а также от следования нормам и требованиям технических условий разборки механизмов.

Неисправности коробок переключения передач:

1.Затрудненное включение передач, задний ход и 1-я передача переключаются со скрежетом.

неисправность: способ устранения:
Повреждение и износ синхронизатора заменить синхронизатор
Повредились зубья зубчатых муфт произвести замену повреждённых деталей.
Неполное выключение механизма сцепления отрегулировать свободный муфтовый ход

выключения сцепления коробки передач.

2.Самовольное выключение коробки передач при движении грузовика.


Зубья зубчатых муфт неравномерно изношены заменить неисправные механизмы.
Замок шлицев вторичного вала не работает поменять синхронизатор и вторичный вал.
Подшипники вала коробки переключения заменить подшипники.
передач изношены,
Передачи выключаются не полностью по причине Детали крепления подтянуть.
неисправности фиксатора механизма переключения,
лапки или сухари вилок изношены.

3.Не включение передач в коробке.

неисправность: способ устранения:
Подшипники шестерен вторичного вала разрушены поменять неисправные детали.
Детали привода управления КПП заменить детали, и
изношены, подтянуть детали крепления.

4.Из коробки переключения передач подтекает масло.

неисправность: способ устранения:
Нарушена герметичность уплотняющих поверхностей, детали крепления подтянуть, или поменять
прокладки.
Потеря эластичности или изношенность манжет заменить манжеты.
Высокое давление в картере КПП предохранительный клапан КПП промыть.

5.Повышены показатели уровня шума при работе коробки передач.

неисправность: способ устранения:
Подшипники вала разрушены заменить подшипники.
Мало масла в КПП залить масло на уровне контрольного отверстия.
Изношены зубья шестерен заменить изношенные детали.
Изношены подшипники валов КПП заменить подшипники.

6.Латунные кольца синхронизатораКПП изношены.

неисправность: способ устранения:
При включении передач сцепление выключено проверить, как работает привод и сцепление,
не полностью, произвести замену синхронизатора.

7.Блокировка перемещения троса.

неисправность: способ устранения:
Бронь троса подвержена коррозии, отгородить от вредных воздействий
оболочку и металлические детали.
Синхронизаторы КПП разрушены привести в рабочее состояние КП.
Влага под оболочкой троса. При темпер. Произвести герметизацию гофрированного чехла.
ниже нуля - замерзание.