Схема подключения электродвигателя стеклоочистителя. Данные для проверки моторедуктора

На автомобилях ВАЗ первых выпусков, вплоть до 2107, а также 2121, 21213, предусмотрены два режима управления очистителем лобового стекла - непрерывный и прерывистый с фиксированным интервалом (4...6 с) движения щёток. На автомобилях ВАЗ-2110 и их модификациях, кроме этого, дополнительно предусмотрена увеличенная частота взмахов щёток в непрерывном режиме. Однако для эффективной работы стеклоочистителя в прерывистом режиме при различной интенсивности осадков фиксированной периодичности в большинстве случаев оказывается недостаточно.

По своей структуре очиститель ветрового стекла относится к активным системам безопасности, поскольку он обеспечивает видимость водителя во всех условиях и, следовательно, предотвращает несчастный случай. Стеклоочистители ветрового стекла, как правило, расположены на ветровом стекле и заднем стекле. кроме того, используются стеклоочистители для фар. Для повышения эффективности стеклоочистителей применяется омыватель ветрового стекла.

Электродвигатели стеклоочистителя и системы управления должны иметь возможность регулировать частоту вращения вала до изменения нагрузки, времени и дорожных условий. Частота вращения электромоторного вала с электромагнитным возбуждением регулируется путем изменения мощности привода в обмотке параллельного обмотки.


Работает устройство следующим образом. Штатный сдвоенный клавишный переключатель SB1 режимов работы стеклоочистителя имеет три положения: "0" - стеклоочиститель выключен; I - циклический (с паузой) режим работы; II - непрерывный режим работы стеклоочистителя. В положении II питание (+12 В) подается непосредственно на обмотку двигателя М1 стеклоочистителя через контакт int разъема XR2.

В электромоторе с возбуждением от постоянных магнитов изменение частоты удержания вала достигается за счет установки еще одной третьей щетки, смещенной геометрической нейтралью и с прерывистой скоростью работы. Площадь и положение зон очистки на стекле зависит от взаимного расположения держателей привода стеклоочистителя и размера спиц. Минимальная степень износа щеток во время работы достигается за счет устранения зазоров в опорах и шарнирах команда.

Если ваш мотор стеклоочистителя ломается в вашем автомобиле, мы рекомендуем вам купить новый. Для этого вам не нужно терять время и бегать в магазины и ремонтные мастерские, которые ищут новые детали. Мы предлагаем не только самый короткий срок поставки, но и очень низкие цены на все запасные части, такие как амортизатор, поперечная рулевая колонка, стеклоочистители или маховик. Мотор вместе с щеткой, резиной и стержнем управления является важным компонентом стеклоочистителя. Первые два признака неработающего скутера: отсутствие водяного брызга на окнах, отсутствие движения кисти.

При этом концевой выключатель SB2 не влияет на работу двигателя. В положении I переключателя режимов работы SB1 напряжения +12 В подаются на контакт 3 схемы электронного реле. Это состояние SB1 показано на чертеже. Поскольку в первоначальный момент конденсатор С1 разряжен, то на базе транзистора VT1 отсутствует напряжение относительно его эмиттера, и VT1 заперт. При этом транзистор VT2 отпирается током базы через резистор R5 и обмотку двигателя М1.

Причины неисправности могут варьироваться от случая к случаю, даже если среди наиболее распространенных случаев происходит сбой или поломка провода питания. Чтобы восстановить правильную работу, сначала снимите левую сторону крышки на задней стороне моторного отсека. Сразу же после этого необходимо отсоединить несколько разъемов электродвигателя стеклоочистителя. Затем необходимо подключить двигатель к аккумулятору с помощью двух вспомогательных проводов. Здесь вы должны быть осторожны - провод положительного полюса должен быть подключен к терминалу, к которому уже подсоединен кабель с черно-серой и желто-зеленой изоляцией; С другой стороны, отрицательный полюсный провод будет подключен к терминалу, к которому уже подключен кабель изоляции коричневого цвета.

Соответственно отпирается VS1, получая положительный потенциал на управляющий электрод через резистор R7. Тиристор мгновенно переходит в проводящее состояние и "запоминает" его. Через клемму 4 схемы электронного реле напряжения +12 В подается на обмотку двигателя, и стеклоочиститель начинает движение щеток. Почти одновременно переключается концевой выключатель SB2. При этом тиристор VS1 закорачивается его контактами "int-С" (разъем XR2) и переходит в непроводящее состояние, но подача напряжения питания на двигатель не прекращается. Через резистор R6 отпирается транзистор VT3, обеспечивая быструю зарядку до напряжения источника питания конденсатора С1 через резистор R4, отпирание транзистора VT1 через резистор R3. Это в свою очередь приводит к запиранию транзистора VT2. После совершения щетками двойного хода и возврата их в исходное положение изменяется состояние концевого переключателя SB2, контакты " int-С" размыкаются, а "int-F" замыкаются.

В то же время следует помнить, что работа двигателя стеклоочистителя зависит от клемм, к которым подключены вспомогательные провода, ведущие к аккумулятору. Если двигатель не включается таким образом, это означает, что он не работает. Если, с другой стороны, он включается - проблема заключается в нарушении проводника или неисправности выключателя стеклоочистителя. Даже если скутер нужно заменить, не беспокойтесь слишком много, так как вы можете сэкономить приличную сумму денег, купив запасной в Интернете.

В дополнение к оптимальной цене на запасные части, такие как щетки стеклоочистителей, рычаг стеклоочистителя и т.д. Наш интернет-магазин отличается быстрой доставкой и отличным обслуживанием клиентов. Двигатель стеклоочистителя для. Электродвигатель не запускается; стеклоочиститель работает только с одним режимом скорости; стеклоочиститель не работает с перерывами. Посторонний шум во время работы системы стиральной машины: на стекле накапливается значительное количество воды; нестабильная работа одной или обеих кистей; грязевые пятна на стекле, несмотря на работу стеклоочистителя. Деформация оружия; кабели не используются; короткое замыкание в цепи якоря, неисправность кулачка механизма редуктора, окисление или частичное закрытие контактов концевого выключателя редукторного двигателя, сломанный кабель в обмотке якоря электродвигателя, неправильная установка рычагов. Для замены электродвигателя стеклоочистителя необходимо.



Двигатель М1 останавливается, поскольку тиристор VS1 находится в непроводящем состоянии. Запирается VT3. Начинается формирование паузы в цикле работы стеклоочистителя. Конденсатор С1 разряжается через резисторы R1, R2, R3 и базовый переход транзистора VT1. Время разряда (паузы) можно регулировать от 0,5 до 20 с потенциометром R1. Уменьшение заряда С1 приводит к запиранию транзистора VT1. Соответственно отпираются транзистор VT2 (транзисторы VT1, VT2 должны быть типа КТ209К) и тиристор VS1. На двигатель подается напряжение питания через тиристор VS1, а через очень небольшой промежуток времени питание подается концевым выключателем SB2. Процесс движения щеток повторяется. Конденсатор С2 уменьшает искрение контактов SB2 концевого выключателя и помехи работе радиоаппаратуры в автомобиле. Его величина некритична ее можно уменьшить в 10 раз. Диод VD2 защитный. Его можно заменить КД105, КД221, КД208, КД209 и аналогичными.

Поместите щетки в вертикальное положение и отвинтите крепежные гайки; отключите «минус» от сети; снять рычаги стеклоочистителя и защитные кожухи; отвернуть гайки крепления опорного кронштейна; снять резиновые шайбы; снимите крышку блока предохранителей и реле, но не до отсоединения разъема с кабелями от блока; отвинтить болт крепления стеклоочистителя ветрового стекла; затяните фиксатор пластмассового кабеля и извлеките его из отверстия; снимите валики стеклоочистителя через отверстия и снимите очиститель ветрового стекла. Этот маленький и, казалось бы, простой элемент конструкции транспортного средства в некотором смысле революционизировал моторизацию, позволяя ездить даже в сложных погодных условиях.

В качестве VS1 можно использовать тиристоры КУ202 с любой буквой. Применение КУ201 возможно, но надежность работы будет ниже. Печатная плата позволяет применять тиристоры в пластмассовом корпусе типа КУ202Н-1 или Т106-10. При этом печатную плату можно укоротить на 15 мм. Максимальную длительность паузы при желании можно увеличить. Для этого достаточно пропорционально увеличить сопротивление потенциометра R1 или емкость конденсатора С1. Теперь несколько слов о динамическом торможении двигателя. Дело в том, что механизм привода щеток стеклоочистителя автомобилей "Жигули" имеет небольшие потери на трение. Если для останова двигателя использовать только обесточивание двигателя в исходном крайнем положении щеток, то по инерции ротор двигателя еще несколько провернется, а щетки дополнительно продвинутся на 3-5 мм.

Поскольку изобретение стеклоочистителей автомобилей, принцип их работы не изменился. Это не означает, однако, что они не подлежат эволюции. В списке необходимых вещей было решение, которое позволило бы машине двигаться во время дождя или снега. Как это часто бывает, самое эффективное решение оказалось наиболее эффективным. Автор автоматических стеклоочистителей в форме, напоминающей современность, считается полюсом - Юзефом Хофманом. Он был известным пианистом, который только для изобретательной игры.

Он записал в истории выдающийся талант пианиста и благодаря патентованию целых 70 изобретений, в том числе скрепку и устройство для измерения силы пианиста. Фактически, Хофманн не проектировал стеклоочистители с нуля, а только разработал концепции, уже известные на Западе. До сих пор стеклоочистители были перемещены вручную, водителем. Хофманн, вдохновляя себя своим метрономом, служащим для указания темпа работы, создал дизайн самозаводящихся стеклоочистителей.

В принципе это не создает особых неудобств водителю, но от этого недостатка легко избавиться. В стандартной конструкции с реле РС514 для этого использовались контакты "int-F" концевого выключателя, которые при паузе закорачивали обмотку обесточенного двигателя. В предлагаемой схеме электронного реле для динамического торможения двигателя достаточно установить резистор R9. Его величина некритична от 4,7 до 10 Ом. Фактически на резисторе рассеивается небольшая мощность, поскольку ток через него при нормальной работе реле протека- ет только кратковременно, но нельзя исключать и аварийное состояние стеклоочистителя, например, "залипание" контактов "int- F" концевого выключателя. Поэтому целесообразно использовать мощный резистор типа ПЭВ-10. Как было сказано ранее, использование электронного реле стеклоочистителя не требует изменений штатной схемы электропроводки автомобиля "Жигули".

Интересно, что у дворников автомобилей было много противников. Считалось, что они отвлекают водителя во время вождения, что может привести к различным видам опасности. Начался поиск лучшего и более эффективного решения. Следующие годы - дальнейшая эволюция этого элемента транспортного средства. Были введены омыватели ветрового стекла, стеклоочистители и спойлер.

Перо в этой технологии изготовлено из 2-х видов синтетического каучука и покрыто запатентованным полимерным покрытием. В настоящее время это доминирующее решение, используемое большинством европейских автопроизводителей. Сам метод стеклоочистителя не изменился на протяжении десятилетий, хотя, конечно, для их работы существует несколько различных возможных макетов. Именно из-за этого очевидного технологического застоя многие водители не обращают особого внимания на выбор правильных стеклоочистителей при их покупке.

Вышедшее из строя реле РС514 следует разобрать, от него отпаять жгут из четырех проводов с вилкой разъема. Цвета проводов и их соединение с вилкой показаны на рис.4. Если динамическое торможение не используется, а это вполне оправдано для упрощения конструкции, то конец неиспользуемого провода следует изолировать. Провода жгута подпаивают к плате электронного реле, а саму плату помещают в корпус РС514 и закрывают изолирующей крышкой-дном по размеру платы. Потенциометр R1 размещают в любом удобном для водителя месте на панели автомобиля, например, вблизи переключателя режимов работы стеклоочистителя. Были изготовлены и установлены на автомобили более пяти экземпляров электронного реле.

Фактически, стеклоочистители меняются. Производители превосходят друг друга при разработке новых технологий, которые обеспечивают еще большую эффективность, большую долговечность и оптимальную аэродинамику. Как почти каждый компонент современного автомобиля, стеклоочистители должны отвечать строгим требованиям, чтобы попасть в первую сборку или добиться успеха на вторичном рынке.

На что обращают особое внимание производители стеклоочистителей? Производители стеклоочистителей стараются предоставить клиентам новые и новейшие решения, влияющие на качество салфеток и эффективность их работы. Особо учитываются элементы, используемые для производства, подгонка изделия к стеклу, долговечность, простота сборки и универсальность адаптеров. Особое внимание уделено непрерывному улучшению сцепления лезвий стеклоочистителя, чтобы устранить самые маленькие полосы и оставить гладкое окно, несмотря на прошедшее время стеклоочистителей.

Подбор элементов не проводился. Все водители отмечают широкий диапазон интервалов паузы. Работа двигателя стеклоочистителя стала более устойчивой. В заключение следует отметить, что предлагаемое электронное реле - наиболее простое технологическое решение поставленной задачи, поэтому встречающиеся в литературе схемы цифровых реле не рассматривались, как неоправданно усложненные, тем более что ни точное значение паузы, ни ее стабильность для водителя несущественны.

Использование синтетического или натурального каучука для производства стеклоочистителей влияет на качество их работы. Каучук должен быть мягким и гибким, чтобы эффективно протирать стекло. Корпуса стеклоочистителей теперь более прочные, что предотвращает повреждение при различных погодных условиях, - говорит он.

Мы не обращаем внимания на некоторые элементы стеклоочистителей, которые значительно повышают их эффективность. Также потому, что они не видны невооруженным глазом. То, что вы не можете видеть, и, безусловно, повышает эффективность работы стеклоочистителей и ограничивает его износ и повреждение, является специальным инновационным нанографическим покрытием. Это покрытие наносится на переднюю кромку щетки стеклоочистителя. Нанографитное покрытие уменьшает трение в точке соприкосновения со стеклом, благодаря чему стеклоочиститель работает тихо, край работает медленнее и устойчив к микроусадке.

Эффективность работы стеклоочистителя автомобиля ВАЗ-2110 несложно повысить, если прерывистый режим сделать более гибким путём ступенчатого или плавного изменения длительности паузы между взмахами щёток. Фрагмент электрической схемы автомобиля ВАЗ-2110 и полная схема реле 524.37.47 показаны на рисунке 1 ниже





Наше предложение включает в себя как плоские стеклоочистители, так и классические сочлененные стеклоочистители, - добавляет он. Одиночные стеклоочистители стоят от нескольких до нескольких десятков злотых. Многие модели очень похожи. Их качественное различие, отраженное в цене, определяется небольшими, но важными деталями. В чем разница между «бюджетным» стеклоочистителем и более чистым стеклоочистителем?

Прежде всего, речь идет о качестве резины, из которой сделан коврик. Тогда вы можете говорить о конструкции самой руки, то есть о типе и толщине стали, используемой для изготовления плеча, или сталь, используемая для производства прессообразующих элементов, устойчива к ржавчине и качеству пластмасс. На качество стеклоочистителя влияют также разъемы и пластик, используемые для их изготовления.

Для реализации плавного регулирования паузы необходимо включить переменный резистор (он обозначен R6) сопротивлением 20...30к0м в разрыв жёлтого с зелёной полосой провода, идущего от вывода J переключателя очистителя и омывателя ветрового стекла к контакту 10 разъёма LU4 монтажного блока и далее к контакту J разъёма реле 524.37.47. Кроме этого, следует вскрыть реле 524.37.47 и заменить резистор (обозначен R2) сопротивлением 2,7 кОм другим, сопротивлением 1,2...2кОм. От сопротивления резистора R6 зависит максимальная длительность паузы, а от R2 - минимальная, причём меньшие значения сопротивления соответствуют меньшим выдержкам времени.

Важной вехой в истории стеклоочистителей стала разработка плоской конструкции лезвия. Затем было создано полимерное противоскользящее покрытие для обеспечения бесшумной работы пера. Плоские ручки современны и эффективны, но, по мнению экспертов, этого недостаточно, чтобы вытеснить традиционные ручки с рынка. Оба решения имеют неоспоримые преимущества, но также и недостатки.

Развитие систем стеклоочистителей привело к необходимости дальнейшего увеличения аэродинамики транспортных средств. Их компактный дизайн имеет более низкий коэффициент сопротивления, но при работе с более быстрым автомобилем гибкие перья чувствительны к ветру. Это приводит к неравномерной очистке стекла и создает больше шума. Такие явления не будут наблюдаться в традиционных конструкциях стеклоочистителей. Держатель, на котором закреплена ручка, имеет равномерное давление по всей его длине.

После описанной доработки периодичность взмахов щёток стеклоочистителя в прерывистом режиме можно регулировать переменным резистором в довольно широких пределах - от 2 до 15.. .20 с. Можно установить резистор R6 большего сопротивления, и тогда максимальная пауза будет длиннее, но, во-первых, как показала практика, в этом нет необходимости, а во-вторых, уменьшится точность установки нужной паузы в конкретных погодных условиях. Смонтировать переменный резистор можно на свободной заглушке панели приборов автомобиля или в другом удобном месте.

Ручку для переменного резистора следует подобрать наиболее травмобезопасную. При необходимости работу узла можно сделать ещё более удобной. Дело в том, что при включении омывателя ветрового стекла на автомобиле, оснащённом этим реле, щётки стеклоочистителя совершают каждый раз четыре непрерывных взмаха. Нередко на четвёртом взмахе щётки движутся уже по почти сухому стеклу. Для того чтобы уменьшить число взмахов до трёх, необходимо заменить резистор R3 сопротивлением 130 кОм на другой, сопротивлением 68... 100 кОм (точное значение лучше всего определить опытным путём).

На автомобилях ВАЗ от 2101 до 2107, 2121, 21213 для реализации регулируемой паузы между взмахами щёток стеклоочистителя в прерывистом режиме предназначено устройство, схема которого изображена на рис. 2. Оно полностью заменяет установленное на автомобиле реле управления стеклоочистителем РС-514 и позволяет ступенчато регулировать паузу между взмахами щёток в прерывистом режиме имеющимся на автомобиле клавишным переключателем управления стеклоочистителем. Каких-либо переделок в электрической проводке автомобиля при этом не требуется. В устройстве использован принцип подсчёта числа импульсов фиксированной длительности. Состоит устройство из мультивибратора на элементах DD1.1, DD1.2 с узлом синхронизации на транзисторе VT1, счётчика-дешифратора DD2, формирователя импульсов на элементах DD1.3, DD1.4 и транзистора VT2, управляющего работой реле К1.

При включении питания через конденсатор СЗ и диод VD1 на вход R счётчика DD2 поступит обнуляющий импульс высокого уровня и на выходе 0 установится высокий уровень. Инвертор DD1.4 совместно с дифференцирующей цепью R8C4 сформируют импульс длительностью около 0,6 с, что приведёт к срабатыванию реле К1 на этот отрезок времени. Напряжение питания через контакты реле К1.1, К1.2, разъём Х1 и далее по электропроводке автомобиля (она показана упрощённо) поступит на электродвигатель М1 стеклоочистителя, который приведёт в движение механизм привода щёток.

Подвижный контакт конечного переключателя SF1, механически связанный с осью моторедуктора механизма, переключится и подаст напряжение питания на электродвигатель М1 до конца рабочего хода щёток, а реле К1 отпустит якорь. В конце рабочего хода щёток подвижный контакт переключателя SF1 вернётся в исходное положение, обесточив и замкнув электродвигатель через контакты реле К1. Это необходимо для быстрого торможения ротора электродвигателя и гарантированной остановки щёток в исходном положении.

Кстати, наличие функции торможения электродвигателя в конце рабочего хода щёток для описываемого устройства обязательно. Регулируют длительность паузы между взмахами щёток переключателем SA1. Мультивибратор вырабатывает прямоугольные импульсы с периодом следования около 1,2 с. Счётчик-дешифратор DD2 считает импульсы, поступающие на вход CN. При этом на выходах 0 - 9 счётчика поочерёдно появляется импульс напряжения высокого уровня длительностью 1,2 с. В положениях 1 и 2 переключателя SA1 импульс высокого уровня с выхода 3 (или 6) счётчика через диод VD2 поступит на вход R счётчика и обнулит его, после чего цикл счёта будет повторяться. Коэффициент деления счётчика для этих положений переключателя SA1 равен 3 и 6. В положении 3 цепь переключателя SA1 разомкнута и коэффициент деления счётчика равен 10.

Таким образом, в зависимости от положения переключателя SA1 на выходе 0 счётчика DD2 будут появляться импульсы высокого уровня длительностью 1,2 с и периодом следования 3,6, 7,2 или 12 с. Такой же будет и длительность паузы между взмахами щёток. Привязку отсчёта длительности паузы к исходному положению щёток выполняет узел синхронизации. Во время рабочего хода щёток напряжение питания через контакты конечного переключателя SF1, разъём Х1 и цепь R1R2C1 поступает на базу транзистора VT1 и он открывается.

При этом напряжение на его коллекторе спадает почти до нуля, мультивибратор оказывается заторможенным и подсчёт импульсов прекращается. Генерация и счёт импульсов возобновятся только в исходном положении механизма стеклоочистителя, когда электродвигатель будет обесточен, а транзистор VT1 закрыт. Цепь R1R2C1 предотвращает многократные переключения элемента DD1.2 импульсами помех, неизбежно появляющимися при работе электродвигателя стеклоочистителя. Диод VD3 и резистор R9 защищают вход элемента DD1.4 от всплесков напряжения, возникающих при переключении элемента DD1.3 и перезарядке конденсатора С4. Диод VD4 защищает транзистор VT2 от пробоя напряжением самоиндукции обмотки реле К1.

Диоды VD1 и VD2, включённые по схеме ИЛИ, устраняют взаимное влияние цепей обнуления счётчика DD2. Наличие диода VD1 потребовало установки резистора R6 для разрядки конденсатора СЗ при выключении питания. Питается устройство (кроме узла реле) от параметрического стабилизатора R12VD5. Конденсатор С5 исключает сбои счётчика DD2 импульсными помехами от системы зажигания автомобиля. Транзистор VT1 - любой из серий КТ315, КТ3102. КТ503; VT2 - составной КТ972А или КТ972Б. Вместо диодов КД522А (VD1 -VD4) подойдут КД522Б. Стабилитрон VD5 - Д814Б1 (в стеклянном корпусе) или другой маломощный с напряжением стабилизации 8-10В.

Предположим пошел не сильный дождик. Вы включаете стеклоочиститель. Несколько циклов работы щеток, и лобовое стекло сухое. Вы выключаете стеклоочиститель. Но через 30 секунд на стекле снова брызги. Вы опять включаете стеклоочиститель и так много раз. Поэтому могу предложить для повторения достаточно простую и дешевую схему.

Эта схема автоматического управления стеклоочистителем разработана в расчете на длительное время включения. Для обеспечения полной очистки стекла от брызг и грязи при первом включении двигателя щеток необходимо максимум восемь секунд. Далее, чтоб поддерживать чистоту лобового стекла, потребуется включить стеклоочистители лишь на пару секунд. А паузу в нашей схеме регулируем с помощью вынесенного на переднюю панель переменного резистора в диапазоне от 5 - 45 секунд.


Тактовый режим работы схемы обеспечивает операционный усилитель ТСА335А, т.к он допускает подключение к схеме высокоомных RС-цепей из-за весьма малых входных токов (меньше 20 нА). Выходной ток ТСА335А достаточен для срабатывания реле V23027-А002 фирмы Siemens. Но тогда необходимо подсоединить электродвигатель через нормально замкнутый (фронтовой) контакт. Первый восьми секундный интервал включения электродвигателя стеклоочистителя осуществляется благодаря тому, что времязадающий электролитический конденсатор заряжается только один раз до напряжения, задаваемого делителем напряжения (2,7/3,3 кОм) и резистором R1. Для следующих коротких интервалов это напряжение определяется только напряжением на сопротивлении R1. Электролитический конденсатор разряжается через резистор R3 и внешний регулировочный резистор R3′, который задает продолжительность паузы.

Два диода 1N4148 предназначены для обеспечения заряда и разряда электролитического конденсатора. Третий диод 1N4148 срезает пики напряжения на реле. Аналогичные задачи и у диода 1N4001, включенного параллельно двигателю. А 1N5624 не дает возможности попасть напряжению на переключатель интервала включения двигателя при постоянной работе схемы.

Как только мы нажимаем на рычаг омывателя происходит одномоментное включение и стеклоочистителя, а пока вода не смочила лобовое стекло дворники пройдут несколько раз по сухому . Данная схема предназначена для создания небольшой задержки между включением насоса омывателя и мотором стеклоочистителя.


Вмонтировать эту доработку в электросхему вашего автомобиля очень просто, для этого контакты реле К1 подключаем в цепь питания электродвигателя стеклоочистителя, а цепь насоса омывателя не изменяем.

Это приспособление актуально для владельцев старых автомобилей у которых стеклоочиститель работает только в непрерывном режиме, а это не всегда удобно и практично. Поэтому предлагаемая ниже схема решит эту проблему.


Схема работает следующим образом: как только открывается транзистора Т1 открывается и транзистор ТЗ. При этом срабатывает реле Р1 включенное в его коллекторную цепь, а затем начинает работать двигатель стеклоочистителя. Через небольшой промежуток времени транзистор Т1, а а почти сразу за ним и ТЗ закроются, и реле отключится. Но электродвигатель остается включенным через свои блок-контакты (на схеме не показаны) до момента завершения цикла движения щеток. Новый цикл начнется со следующего открывания транзистора Т1. Длительность паузы между циклами можно регулировать переменным сопротивлением R3 в пределах 5-40 секунд.

В схеме применено реле или его аналог, но с током срабатывания 50-70 мА. Транзисторы Т1-ТЗ могут быть любые низкочастотные. Переменный резистор R3 типа СП или СПО. Эта схема скопирована из журнала " ", если она вас заинтересовала, то чертеж печатной платы вы можете позаимствовать оттуда.

Паузу между циклами работы стеклоочистителя можно регулировать от 1 до 20 секунд с помощью переменного резистора, вынесенного на переднюю панель.

Времязадающий узел построен на таймере 1006ВИ1. Микросхема генерирует импульсную последовательность с регулировкой длительности импульса с помощью резистора R1 (двигатель стеклоочистителей работает) и паузы переменным резистором R2 (двигатель не работает).

При включении схемы выключателем на передней панели автомобиля, по цепи R3, VD1 и R1 заряжается конденсатор C2. На выходе таймера устанавливается высокий уровень напряжения. Транзистор КТ827 открыт, и двигатель стеклоочистителя запускается.

Обвес таймера выполнен так, что как только конденсатора С2 зарядится до 70% напряжения питания на выходе таймера напряжение исчезнет, и транзистор закроется. Двигатель же остановится только после возвращения щеток в начальное состояние.

Седьмая нога - это выход открытого коллектора транзистора, сопротивление R3 является его нагрузкой. В момент переключения таймера он открывается. В результате напряжение в точке "А", стремится к нулю. Конденсатор С2 разряжается через R2, VD2 до уровня 30% напряжения питания, а таймер снова переключается в единичное состояние, и закрывает внутренний транзистор. Конденсатор опять начнет заряжаться.

Питание таймера и времязадающих цепочек стабилизировано с помощью микросхемы. Диод VD3 защищает транзисторы VT1 от ЭДС самоиндукции обмотки электродвигателя при коммутации. С помощью R4 задаем базовый ток VT1 на уровне 50...70 мА.

Устройство размещается под приборной доской автомобиля. После этого подстроечным сопротивлением R1 задают количество циклов работы щеток от 1 до 3.



Как только начинается дождь на датчиках влажности Е1 и Е2 меняется сопротивление между пластинками из-за попавших капель и брызг запускается генератор, собранный на микросхеме К561ЛА7. Сигнал с выхода генератора подается на транзисторный ключ, который управляет стеклоочистителем. Частота движения стеклооочистителей зависит от влажности лобового стекла автомобиля, чем сильнее дождь, тем ниже сопротивление между пластинами и выше частота следования импульсов. С ролью датчика влажности отлично справляются две тонкие алюминиевые пластины из фольги, наклеенные на стекло так, чтобы щетки дворников вытирали между ними воду. Резисторами R1 и R2 можно добиваться различной работы стеклооочистителей. Размер и расстояние между пластинами подбирают опытным путем.

Если резиновая поверхность «дворника» с течением времени испортилась и не способна больше выполнять свою основную задачц – качественно очищать переднее автомобильное стекло, то можно достаточно просто выполнить ремонт дворников своими руками. При этом сама щетка может оставаться на поводке очистителя.

Отечественные четырки, как принято среди наших автомобилистов называть ВАЗ 2114, — в целом надежные авто. Но, как и любые транспортные средства российского производства, они имеют множество недостатков и недочетов. Подробнее о том, какие неисправности характерны для дворников, как работает ВАЗ 2114 и как отремонтировать устройство очистителя при необходимости.

Устройство

Дворники на ВАЗ 2114 — это достаточно простое устройство. Вся конструкция включает в себя , а также резиновую прокладку.

В целом схема очистки состоит из следующих элементов:

  • сами щетки, предназначенные для очищения лобового и заднего стекол;
  • трапеция, управляющая синхронным перемещением дворников;
  • моторчик дворников, приводимый в движение всю конструкцию после его активации посредством подрулевого переключателя в салоне авто;
  • датчик уровня — регулятор уровня омывающей жидкости предназначен для контроля объема расходного материала в расширительном бачке.


Возможные причины неисправности дворников

Какие неисправности характерны для системы очистки стекол:

  1. Дворники медленно работают. В этом случае необходимо в первую очередь произвести диагностику состояния трапеции, если нужно, выполнить ее ремонт.
  2. Вышел из строя подрулевой переключатель — в соответствии со схемой, это основной элемент управления. Для диагностики переключателя следует замкнуть два контакта, которые находятся под рулевым колесом, а затем произвести замер сопротивления. В частности, речь идет о контактах 53ah-w 53ah-wh. В том случае, если сопротивление будет слишком низким, или если в устройстве имеется пробой, его необходимо будет заменить.
  3. При включении переключателя дворники начинают работать, однако вода на стекло не подается. Если проблема заключается в насосе, что бывает достаточно часто, то его необходимо заменить.
  4. В соответствии со схемой работы, если щетки не функционируют, нужно тестером прозвонить провод, который соединяет переключатель с моторчиком. Возможно, проблема кроется в обрыве проводки.
  5. Если напор воды на стекло слишком слабый, то необходимо продиагностировать форсунки. Как видно по схеме, форсунки предназначены для рассеивания потока жидкости по стеклу. При использовании низкокачественной воды, эти элементы быстро забиваются грязью, поэтому нужно попытаться их прочистить.
  6. Вышло из строя реле К3 — его надо просто поменять.
  7. Произошел обрыв шланга, идущего от расширительного бачка к форсункам. Если это так, то шланг надо будет заменить (автор — канал PitStopMD).

Ремонт стеклоочистителя

Поскольку схема системы достаточно простая, произвести ее ремонт в домашних условиях не составит труда. Мы не будем долго описывать ремонт, поскольку его можно выполнить без инструкции, в частности, речь идет о замене форсунок, шлангов и моторчика. В случае с мотором, при замене от него надо просто отключить шланг и произвести его демонтаж из бачка, заменив на новый. При установке нового насоса поверхность соприкосновения с бачком следует обработать герметиком, чтобы исключить возможность протечки.

Подробно остановимся именно на ремонте трапеции, поскольку эта часть конструкции чаще всего вызывает вопросы у владельцев четырок. Как сказано выше, по причине неработоспособности будут медленно работать, поэтому данный элемент надо будет поменять. В принципе, замена производится в случае механических повреждений устройства. В целом процесс замены довольно простой, однако для правильного выполнения задачи необходимо соблюдать последовательность действий, описанную ниже.

Итак, как снять трапецию:

  1. Сначала отключите проводку под капотом, которая соединяется с блоком.
  2. Произведите демонтаж защитного кожуха, за которым скрывается вентилятор отопителя. Также надо будет демонтировать фильтр печки.
  3. Мотор печки надо отключить от бортовой сети, для этого его просто отодвиньте в сторону. Снимать этот элемент не обязательно.
  4. Далее, со стеклоочистителя снимается накладка. Под прорезиненным кожухом вы можете увидеть гайку, фиксирующую дворник. Сам кожух следует немного приподнять — так вы сможете без проблем открутить гайку, после чего стеклоочиститель можно демонтировать.
  5. После этого надо снять кольца, а также уплотнительные компоненты с вала очистителя. То же самое надо сделать и с другим дворников.
  6. В моторном отсеке вы можете увидеть болты, фиксирующие трапецию — их надо выкрутить. На завершающем этапе необходимо демонтировать моторчик отопителя и блок или выкрутить редуктор трапеции, а затем ее извлечь.