Значение слова универсал. Чем отличается хэтчбек от универсала Кузов универсал что

Интересный факт: термин «универсал» используется только на территории России и в некоторых странах ближнего зарубежья. А в мире этот тип кузова имеет множество других вариаций.

Например, в Великобритании универсалы известны как , что дословно можно перевести с английского как «охотничий привал». Это отсылка к существовавшим когда-то конным экипажам, которые использовались во время охоты. Во Франции похожая ситуация – там такие автомобили называют «break», что является сокращением от «break de chasse» - «охотничий привал».

От хэтчбека универсал можно отличить по длинному заднему свесу и крыше, которая продлена до задних габаритов и не имеет покатой линии

Американцы, австралийцы и жители Новой Зеландии говорят о таком автомобиле «station wagon» или просто «wagon». Это название пошло от экипажей, а позже и автомобилей, которые обслуживали пассажиров на железнодорожных станциях и доставляли их вместе с багажом в гостиницы. А вот в германоговорящих странах используется термин «kombi», или на английский манер - «combi».


Особенности универсала

Также, как и , универсал отличается от седана салоном, объединенным с багажным отделением. Однако от хэтчбека его можно отличить по длинному заднему свесу и крыше, которая продлена до задних габаритов и не имеет покатой линии.

В России и Европе багажную дверь универсала принято считать за пятую дверь. В Соединенных Штатах же, напротив, учитываются только боковые двери

Доступ к багажнику осуществляется за счет двери, расположенной в задней части автомобиля. В России и Европе ее принято считать за пятую дверь. В Соединенных Штатах же, напротив, считают только боковые двери.

При этом салон универсала зачастую отгорожен от багажного пространства сеткой – эта мера безопасности рассчитана на то, чтобы защитить пассажиров от травм перевозимыми грузами при аварии. В Европе эта мера предосторожности является обязательной и включена в состав правил Еврокомиссии.


Дверь багажника может иметь несколько конфигураций. У автомобилей североамериканской сборки ее чаще всего делают двустворчатой. Такие створки открываются горизонтально и независимо друг от друга. При этом нижняя выполнена из того же материала, что и кузов, а верхняя изготовлена из стекла и выступает в роли заднего окна.

Интересный факт: в 70-е годы полноразмерные североамериканские универсалы General Motors оборудовали двустворчатой задней дверью с электроприводом. Нижняя часть «втягивалась» внутрь пола, а верхняя убиралась внутрь крыши.

Наибольшее распространение автомобили с типом кузова универсал получили в 50-е годы

Так как помимо перевозки пассажиров универсал используют и для транспортировки небольших грузов, производители часто оборудуют автомобили трансформируемым задним рядом сидений, который при необходимости можно сложить. А для большей вместительности трансформации также подвержено и кресло переднего пассажира.

История развития универсалов

Наибольшее распространение автомобили с типом кузова универсал получили в 50-е годы. , в Европе и Азии спрос на универсалы был значительно меньше.

Толчком к распространению универсалов стало развитие пригородов в Америке. Американцам потребовался семейный, вместительный и, вместе с тем, достаточно респектабельный автомобиль, чтобы ездить в город на работу.

Сначала кузов универсала делали из дерева, но производители быстро осознали непрактичность этого материала и начали использовать металл. Однако как дань традиции, борта универсалов обклеивали пленкой «под дерево» - этот стиль называется «woodie». Автомобили, оформленные в стили «вуди», существуют и до сих пор.


К середине 70-х универсалы стали вытесняться наподобие Dodge Caravan и комфортными внедорожниками. В тот период сложилось сразу несколько факторов, сыгравших против универсалов. Главный из них - начавшийся в 1973 году в США топливный кризис, который вынудил власти задуматься об экономии топлива и ограничить количество вредных выбросов и расход топлива автомобилей. При этом минивэны и внедорожники сертифицировались как малотонажные грузовые автомобили («light trucks»), для которых требования были менее жесткими, поэтому их производство было значительно выгоднее.

Если же говорить о Европе и Азии, то с началом выпуска универсалов спрос на них был не самым высоким, но стабильным: все-таки это был вместительный семейный автомобиль со сравнительно небольшим потреблением топлива.

В России универсалы также находили покупателей, однако изначально их использовали, в основном, в коммерческих целях - для перевозки небольших грузов. Со временем универсалы стали использоваться как автомобили скорой помощи – в частности, «скорые» Волга в кузове универсал сохранились и до нашего времени, особенно в небольших городах. Правда, для этих целей стандартную машину несколько переделывали: приподнимали уровень крыши, чтобы сделать автомобиль более вместительным.

Существует несколько разновидностей универсалов. Первый – это , который отличается от обычного отсутствием средних стоек. Универсал с «глухими» задними окнами зачастую называют «фургон» (в английском языке – «van»). Универсалы, построенные на базе внедорожников, обозначаются термином «субурбан» («suburban»).

- (нем., этим. см. универсализм). Государев манифест; грамота малороссийского гетмана, также грамоты польских королей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УНИВЕРСАЛ [Словарь иностранных слов русского языка

Универсал: Универсал тип автомобильного кузова; Универсал актовый документ в Речи Посполитой и на Украине до XVIII в. Универсалы Центральной Рады Украинской Народной Республики политико правовые акты программного характера … Википедия

Универсал - (Светлогорск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Некрасова, 3., Светл … Каталог отелей

Закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядами сидений, тремя или пятью дверьми (одна из них задняя), с багажным отделением, размещенным за спинкой заднего сиденья внутри пассажирского помещения … Большой Энциклопедический словарь

УНИВЕРСАЛ, а, муж. 1. Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. Токарь у. Слесарь у. 2. Закрытый кузов легкового автомобиля с багажником позади сидений, а также (разг.) сам такой автомобиль. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

См. Теодолит. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 кузов (32) указ (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (отлат.universalis общий) англ. universal person; нем. Universal. 1. Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. 2. Человек разносторонних знаний. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

- – тип кузова (ВАЗ 2104) с большим объемом багажника, предназначенный для перевозки людей и грузов; задние сиденья обычно можно трансформировать в грузовую площадку. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

УНИВЕРСАЛ 6 - см. Сорт среднеспелый. Куст невысокий. Плоды овальной и цилиндрической формы, длиной 12 17 см. 7 см. . Окраска в технической спелости темно фиолетовая. Мякоть плода белая с зеленоватым оттенком. Плоды формирует дружно … Энциклопедия семян. Овощные культуры

Книги

  • Универсал. Книга 1 , Иван Шаман , Аудиозапись содержит нецензурную брань. Маленький мальчик, всю жизнь находившийся на домашнем обучении в Российском посольстве в Корее, становится свидетелем начала апокалипсиса. Сможет ли он… Категория: Боевая фантастика Серия: 100лет апокалипсиса Издатель: ИДДК , аудиокнига
  • Универсал. Книга 2. Кадет , Иван Шаман , Аудиозапись содержит нецензурную брань. Цивилизация сгинула в огне теракта. 90% взрослых погибли, 9% стали зомби, чей мозг медленно восстанавливают наниты, превращаяжизнь в компьютерную игру,… Категория: Боевая фантастика Серия: 100лет апокалипсиса Издатель: ИДДК , аудиокнига

Автомобили-универсалы являются достаточно популярными и часто встречаются на российских и европейских дорогах. Да и вообще, они эксплуатируются по всему миру. Каковы же преимущества у машин с подобным кузовом, какие есть недостатки? Ответим на эти вопросы и рассмотрим самые популярные модели бюджетного класса, которые доступны на российском рынке.

Преимущества универсалов

Можно отметить, что популярность автомобилей с данными кузовами в последнее время сильно упала, но справедливо ли? Ведь подобные машины обладают очевидными преимуществами. Первое из них - вместительность. Объем багажника универсалов может превышать 500 литров, а при сложенных сиденьях составлять целых 900 литров.

Современные кроссоверы и даже джипы могут похвастаться большой вместительностью багажников, но при этом сами автомобили достаточно большие и неуклюжие. Что касается универсалов, то это лаконичные авто с огромными багажниками и всеми преимуществами обычных седанов. К тому же есть комплектации универсалов, где вместо багажника доступно еще два посадочных места, что позволяет в машине перевозить 7 человек, включая водителя.

Динамика

У автомобилей-универсалов низкий центр тяжести. В некоторых моделях он даже ниже, чем у седанов, благодаря чему подобные машины даже с малолитражными двигателями обладают высокой динамикой разгона. Сюда же можно отнести малый дорожный просвет - в универсалах он меньше, чем у всех кроссоверов и у многих седанов. Благодаря низкой посадке сопротивление воздуха снижается, что влечет за собой экономию топлива и повышение динамики при разгоне и езде.

Многие автовладельцы не советуют покупать автомобиль-универсал из-за того, что, по их мнению, данные машины подходят лишь домохозяйкам и дачникам из-за своей формы кузова и багажника. Но на самом деле подобные автомобили могут иметь даже спортивный вид. Например, универсал "Тойота Аурис" выглядит просто фантастически. Mercedes AMG E-Class также ни у кого не повернется язык назвать машиной для домохозяек.

Если не цепляться к мелочам, то самый основной плюс универсалов - это их большой багажник и усиленная подвеска, которая рассчитана на перевозку более тяжелого груза. Отсюда следуют и другие возможные плюсы. Например, сложив задние сиденья, можно реализовать полноценное спальное место в машине. В седанах и даже кроссоверах подобная "опция" недоступна.

Недостатки

Кроме преимуществ, легковой автомобиль-универсал имеет недостатки. В первую очередь речь идет о больших габаритах. Седаны намного компактнее, управлять ими проще. Сидя за рулем универсала, необходимо рассчитывать большие габариты транспорта при поворотах, например, не говоря уже о езде задним ходом. Следовательно, в узких переулках и пробках придется сложно. Универсал не сможет припарковаться в месте, куда легко втиснется небольшой хэтчбек или даже седан.

Второй минус - проходимость. За счет более низкой посадки подобные модели не очень хорошо ведут себя на плохих дорогах, однако прекрасно показывают себя на больших трассах.

Впрочем, преимущества и недостатки автомобилей-универсалов - это субъективные вещи. Владельцы подобных машин твердят, что в них удобно перевозить двух собак и семью, однако люди, которые в основном ездят в авто сами, не смогут оценить это удобство. То же самое касается перевозки детских колясок, велосипедов и других габаритных вещей.

А вообще универсалы - это по-настоящему удобные транспортные средства для всех! То есть не только для водителя и пассажира на переднем сидении, где находиться действительно удобно, а для каждого, кто находится в этой машине. В современных седанах на задних местах неприлично мало места, из-за чего пассажирам там некомфортно. Узкие и приподнятые багажники также вмещают немного вещей и оставляют лишь небольшой обзор назад. Подобные седаны - для двух человек, универсалы - для большой семьи.

Лучшие бюджетные и популярные универсалы

Учитывая тот факт, что на рынке множество автомобилей-универсалов в разных ценовых категориях, некоторые покупатели не знают, какой машине лучше отдать предпочтение. Ниже представим краткий рейтинг из самых популярных и хороших универсалов, которые пользуются спросом на российском рынке и собирают положительные отзывы владельцев.

Универсалы "Лада Веста" и "Калина"

Начнем с машины "Лада Веста". Этот автомобиль российского производства появился на рынке совсем недавно, но приобрел популярность достаточно быстро. Именно "Веста" - модель, которая, по мнению многих водителей, стала самой удачной в модельном ряде компании "АвтоВАЗ". И хотя чаще всего продается седан, универсал "Лада Веста" также находит своих покупателей.

Эта машина имеет большой багажник на 480 литров, а также оснащается одним из двух доступных моторов:

  1. 1.6-литровый двигатель мощностью 106 л. с.
  2. 1.8-литровый мотор мощностью 122 л. с.

Стоит отметить, что данный автомобиль имеет достаточно высокий дорожный просвет, что не свойственно универсалам. Однако подобные машины разрабатываются для российского рынка с учетом особенностей российских дорог, так что в данном случае высокий дорожный просвет можно даже отнести к преимуществам.

Второй универсал "ВАЗа" - это "Лада Калина", которая также является популярной в России. Несмотря на то что это бюджетный автомобиль, даже самая дешевая комплектация имеет подушку безопасности водителя. Более дорогие версии оснащаются системой ABS, усилителем руля. Здесь используется 1.6-литровая силовая установка мощностью 87 лошадиных сил. Судя по отзывам владельцев, данный универсал ВАЗа хорош, неприхотлив в обслуживании и не особо требователен к качеству бензина. К тому же у автомобиля есть чем удивить водителя: электроподогрев передних сидений, лобового стекла, навигатор в панели управления, который работает со спутниками GPS и ГЛОНАСС. Также данные автомобили экономичны, о чем свидетельствуют отзывы автовладельцев.

Chevrolet Lacetti

Одним из лучших бюджетных и доступным широкому кругу покупателей автомобилей является Chevrolet Lacetti. Машина обладает огромным багажником и имеет рейлинги на крыше, которые выдерживают нагрузку до 100 кг. По сравнению с хэтчбеком, багажник универсала Chevrolet Lacetti больше на 147 литров. Сама модель имеет комплектацию необходимого минимума: ABS, EBD, фронтальные подушки безопасности, кондиционер, гидроусилитель руля и даже регулировка рулевой колонки. Также данный автомобиль длиннее седана на 29 сантиметров.

Что касается двигателей, то покупателю будет доступен только двигатель объемом 1.8 литра с механической 5-ступенчатой коробкой передач. Но и этого вполне достаточно, т. к. автомобиль в городе и за его пределами чувствует себя комфортно и в дополнительной мощности не нуждается. Правда, многие жалуются на повышенный расход топлива, что можно отнести к недостаткам данной модели.

Hyundai i30

Корейский надежный автомобиль, дизайн которого разрабатывали немцы. Машина является бюджетной, отличается небольшими габаритами и большой вместительностью багажника (415 литров). В отличие от предыдущих в обзоре машин, здесь используется целых 6 подушек безопасности, преднатяжители ремней, а также высокотехнологичная структура кузова со сминаемыми зонами для обеспечения повышенной безопасности при ДТП. Системы ABS и ESP прилагаются.

На рынке представлено всего четыре комплектации: 2 мотора и 2 коробки передач на выбор. В самой дорогой версии Comfort в комплектацию включена система подогрева сидений, сигнализация, кожаная обивка руля и рукоятки КПП.

Как и большинство автомобилей корейского концерна, Hyundai i30 - это надежная машина с идеальным соотношением цены и качества.

Opel Astra

Несмотря на то что на рынке уже давно есть обновленная модель, универсалы Opel Astra H до сих пор пользуются большой популярностью. Особенностью универсала от "Опель" является его длина, которая на 7 см меньше, чем у седана. При этом объемы багажников седана и универсала одинаковы, но при сложенных сиденьях багажник универсала становится просто огромным и достигает 1490 литров (против 870 литров у седана). К тому же характеристики автомобиля-универсала Opel Astra позволяют перевозить грузы длиной до 2.7 метра.

Приятной особенностью этой машины является система FlexOrganizer, которая позволяет фиксировать в багажнике автомобиля разные по форме и объему предметы. При всем этом в машине есть системы для повышения комфорта для водителя и его пассажиров: климат-контроль, подогрев передних сидений, управление освещением, обтянутое кожей рулевое колесо с кнопками для управления аудиосистемой.

Безопасность данного универсала также на высоте. Ее обеспечивают системы ABS, ESP, технология отсоединения педального узла PRS, крепления сидений ISOFIX, а также кузов из высокопрочных сталей. Что касается комплектации, то на рынке есть всего один универсал Opel Astra с 1.6-литровым мотором ECOTEC и 5-ступенчатой механической или автоматической трансмиссией. Если верить отзывам владельцев автомобилей, Opel Astra является достаточно экономичным автомобилем и потребляет около 8 литров топлива в условиях городского движения.

Заключение

Представленные автомобили относятся к бюджетному классу - именно они являются популярными и востребованными на российском рынке и собирают положительные отзывы. К сожалению, универсалы "Тойота" или "Мерседес" отличаются очень высокой ценой, поэтому они недоступны большинству граждан. В данном же обзоре были представлены лучшие модели в своем классе и средней ценовой категории.

Этот тип автомобилей всем хорошо известен. В основном он предназначен для пассажиров, но, сложив заднее сиденье, можно перевозить малые партии груза. Вот только называют его в разных странах по-разному.

Началось все… с железной дороги. Точнее, с вокзала. Гостинницы больших американских городов в двадцатых годах прошлого века стали обзаводиться грузопассажирскими машинами. Их задачей было доставлять с вокзала клиентов, заранее забронировавших места в апартаментах. Прибывали постояльцы с багажом, обычно громоздким. Американцы вообще народ непоседливый - они часто переезжают из города в город. Поэтому спрос на автомобили типа Station Wagon (STW) стал быстро расти. Делать для гостиниц «стейшн вэгоны» на шасси седанов вызвались небольшие кузовные фирмы. От автомобиля-донора они оставляли лишь носовую часть с моторным щитом и раму с трансмиссией. А всю заднюю часть кузова делали из дерева. Она представляла собой пространственный каркас с панелями из фанеры, покрытый прозрачным лаком. Столярная работа была очень трудоемкой, а массовый выпуск таких машин - невыгодным. Поэтому позже, когда окончательно оформился класс грузопассажирских авто, их кузова стали цельнометаллическими. Однако оформление «под дерево» пленкой с соответствующим рисунком и пластмассовыми молдингами продолжало оставаться модным - этот стиль продержался на американских STW до конца девяностых годов. Но это Америка, а что же в Европе?

Зови меня так…

«Москвич-400-421» был первой отечественной попыткой создать универсал. Но в серию пошел более простой деревянный фургон…

Фирма «Adam Opel» придумала обозначать двухобъемные грузопассажирские кузова словом «Caravan». Концерн «Volkswagen» называет их Variant. У «Audi» все модели с кузовом подобного типа носят имя Avant. Есть и национальные традиции: французы именуют подобные автомобили Break, англичане - Estate, немцы - Combi.

Не будем настаивать на том. что русскоязычное прозвище этих машин происходит от фольклорного «довеска» к слову «караван» - сарай. Но слово это меткое. Для нашего автолюбителя именно такими они долгое время и были. Взять хотя бы «Волгу»…. Салон из-за щелей «продувной». Зимой всегда замерзает и почти не оттаивает заднее окно - штатная печка седана с трудом «добивает» до него… Задние складные сиденья скорее похожи на скамейки, неприятная на ощупь обивка из кожзаменителя… Зато внутрь можно без проблем загрузить хоть пару холодильников!

Пятая дверь

Наиболее подходящее «наше» название для подобного типа машин - универсалы. Чего только не приходится им перевозить! Строительные доски, удочки, мебель, лыжи - самые разнообразные «длинномеры». Характерная черта универсалов - заднее сиденье складывается таким образом, что за спинками передних кресел образуется ровный пол - этакая погрузочная площадка. Позже вошли в обиход машины, у которых переднее правое кресло тоже стали делать складным, чтобы перевозить особо длинный груз.

Но, чтобы его легко загружать, в первую очередь требуется удобная багажная или так называемая пятая дверь… Сначала она получила две створки, навешенные на вертикальных петлях, - они распахивались, как дверцы шкафа. Наверное, это удобно на ранчо. Но в городе такой автомобиль для разгрузки лучше подавать к тротуару задом, что при интенсивном уличном движении не всегда возможно.

Mazda 6 Wagon. Багажник на крыше
в виде релингов с подвижными поперечинами и откидывающаяся вверх пятая дверь - самые распространенные решения на универсалах

Позже появилась одностворчатая пятая дверь. У американских и европейских универсалов она откидывалась влево - так удобнее для погрузки и выгрузки багажа на тротуар. У японцев - вправо. Но вот что делать, если европейская фирма намеревалась экспортировать свои универсалы в Англию?

Американцы первыми расширили возможности универсалов, сделав пятую дверь из двух половин, раскладывающихся горизонтально. Нижняя при этом становится продолжением пола. Верхняя независимо от нее открывается вверх, что позволяет быстро доставать нужную вещь. Кроме того, стекло в верхней части двери сделано подвижным - его можно откидывать или опускать-поднимать с помощью стеклоподъемника.

Наконец, оптимальным решением стала багажная дверь, целиком откидывающаяся вверх и фиксируемая в таком положении механическими, а позднее газовыми упорами. У новейших универсалов с такой пятой дверью, пол грузового отсека для удобства погрузки-выгрузки багажа… выдвигается наружу.

Машины будущего?

Конструктивно универсалы отличаются от седанов. Они тяжелее и менее экономичны. На них устанавливают усиленные задние упругие элементы, их делают более тяговитыми, повышая передаточное отношение главной пары. Широкое распространение получили универсалы с самовыравниваюшейся задней подвеской. Ее назначение - поддерживать постоянный дорожный просвет вне зависимости от загрузки машины. Подобная подвеска на пневмо- или гидравлических элементах позволяет даже регулировать клиренс, что упрощает задачу подведения дышла прицепа под буксировочный крюк.

Постепенно для универсалов вошли в обиход несъемные багажники на крыше в виде параллельных релингов - они не только эстетичны на вид, но и не слишком ощутимо снижают аэродинамические характеристики кузова. В грузовых отсеках появились дополнительные полости и багажные сетки, удерживающие поклажу.

Чем более привередливыми автовладельцы становились в отношении комфорта, тем активнее работали над универсалами стилисты и специалисты по интерьеру. Теперь уровень внутренней отделки не уступает тому, что предлагается для седанов. В универсалах появились раздельный климат-контроль для левых и правых седоков, дорогие аудио- и навигационные системы. Из утилитарных машин Station Wagon превратились в модные автомобили для активного отдыха. И если в них и перевозят доски, то разве что для серфинга…

В связи с этим конструкторы стали уделять больше внимания управляемости. Например, чтобы улучшить «поведение» универсала Peugeot 206 SW в поворотах, инженеры доработали заднюю подвеску хэтчбека Peugeot 206, на платформе которого он построен. Ведь универсалу предстоит возить тяжелый груз, и задний свес его кузова на 19 см длиннее…

Вообще с появлением в автомобилестроении «платформ» создавать универсалы стало возможным не только на базе седанов. Изредка встречаются и совершенно самостоятельные модели - универсалы, построенные, что называется, «с чистого листа». И дальше их будет становиться все больше.

- Закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядамисидений, тремя или пятью дверьми (одна из них - задняя), с багажнымотд... Энциклопедический словарь

Универсал

- Гомосексуалист,допускающий все виды половых извpащений. Словарь воровского жаргона

Универсал

- Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. и еще 2 определения Словарь Ожегова

Универсал

- - закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядами сидений, тремя или пятью дверьми (одна - задняя), с багажным отде... Исторический словарь

Универсал

- (отлат.universalis -общий) - англ. universal person; нем. Universal. 1. Работник, владеющий всеми специальностями в своей... Социологический словарь

УНИВЕРСАЛ

- А, м. 1. одуш. Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. Токарь-у. 2. Закрытый кузов легкового автомобиля с ба... Словарь иностранных слов

универсал

- "гетманский манифест, на Украине", стар., универзал – то же, обе формы – у Петра I; см. Христиани 29 и сл.; Смирнов 299. Через пол... Этимологический словарь Фасмера

универсал

- УНИВЕРС"АЛ, универсала, ·муж. (от ·лат. universalis - всеобщий). 1. Название указов и грамот, издававшихся для вс... Толковый словарь Ушакова