Автомобили приводимые в движение двигателями.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьезные последствия для окружающей среды. (2)Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьезная проблема, особенно в крупных городах, где все увеличивается количество автомобилей. (3)__________ создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьезная проблема, особенно в крупных городах.

2) В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.

3) Автомобиль как транспортное средство становится все более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьезные задачи.

4) Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять ее промышленными отходами.

5) Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую сердцу, чем обычные автомобили, количество которых растет, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому

Потому что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в каком значении это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО, -а, ср.

1) Прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-либо.

2) Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства защиты.

3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства.

4) Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.

5) Капитал, состояние. Человек со средствами.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

НамЕрение

ПослалА

СОгнутый

НенадОлго

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Приготовленный салат украсить свежей зеленью, с которой нужно тщательно СТРЯХНУТЬ все излишки влаги.

Иногда люди, предъявляющие к себе высокие требования, избегают разговоров на темы, в которых они не сведущи, чтобы не прослыть НЕВЕЖАМИ.

ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды коллег были для молодого ученого высшей наградой, и он готов был сказать сейчас обо всем, что накопилось в его душе.

После долгих и горячих споров на собрании установилось СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

ОПЛАТИТЬ услуги любого оператора сотовой связи можно с помощью банковской карты.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ вперед

ТРЕХСТАМИ учащимися

Килограмм ПОМИДОРОВ

Исправить БОЛЕЕ АККУРАТНО

Пара НОСКОВ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) И. И. Левитан стремился показать не своих картинах не только красивый вид, но и передать всю трогательность русской природы.

Б) М. Горький как-то заметил, что «человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя.

В) Те, кто мечтает стать инженером, исследователем, летчиком, космонавтом, должен развивать свою зрительную память.

Г) Вопреки вчерашнего неблагоприятного прогноза весь день светило яркое солнце.

Д) Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулем автомобиля.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Раст_рать

Подск_чить

Приг_реть

Парад_ксальный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Не_хватный, н_дшить

Пр_рывать, пр_стать

По_писать, о_дать

Пр_сечь, пр_одолеть

Бе_донный, ра_цвет

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Недоум_вать

Податл_вый

Повизг_вать

Застенч_вый

Вздраг_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Испорч_нный

Откладыва_мый

Взвеш_нный

Слыш_мый

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Башня была (не) очень высокая, но это старинное сооружение всегда производило сильное впечатление на посетителей музея.

Земля покрыта увядшими, но еще (не) засохшими листьями.

Окружающий нас величественный пейзаж казался далеко (не) обычным сновидением.

Ветер горит рябь по луже (не) торопливо, а спокойно, как будто задумчиво, и бежит за тучей тень по влажной траве…

Глубокая синяя тень (не) равномерно разливалась вдоль подножия гор и по дну ущелья.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Отвесные кручи скал (В) ДАЛЕКЕ от на (ПО) ПРЕЖНЕМУ алели в лучах заходящего солнца.

Александр запрокинул голову, зажмурился, а потом широко открыл глаза: по высокому небу КУДА (ТО) (В) ДАЛЬ величественно и неторопливо плыли белоснежные облака.

Сгущающаяся темнота сглаживала мелкие неровности, но в ТО (ЖЕ) время придавала незнакомой местности КАКОЙ (ТО) мрачный оттенок.

(С) НАЧАЛА собака бежала (В) ПЕРЕДИ охотника, но, почуяв дичь, вдруг замерла в стойке.

Любимой темой писателя, к которой он в любых обстоятельствах ВСЕ (РАВНО) продолжал обращаться (НА) ПРОТЯЖЕНИИ всей своей жизни, оставалась страна, существовавшая только в его воображении.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одно Н.

Лесник просунул дли(1)ую ветку в выкопа(2)ую каким-то зверьком нору, и мгнове(3)о эта ветка оказалась выпуще(4)ой из рук: кто-то сильно дернул ее, и она полностью исчезла в отверстии.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

2) Солнце еще только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя.

3) Таинственность женских образов на картинах Ф. С. Рокотова проявляется в полуулыбке в удивленном взгляде или в слегка прищуренных глазах.

4) Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

5) Закружились под музыку осени багряные и зеленовато-желтые и окаймленные краснотой пестрые листья.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На художественной фотографии запечатлена белокаменная церковь (1) сияющая на фоне (2) широко раскинувшегося (3) неба (4) покрытого облаками.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Личные повседневные огорчения и радости, подробности крупного плана могут (1) конечно (2) на время заслонять основное дело жизни человека, но при отсутствии основного дела они (3) безусловно (4) не могут составить счастья.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однажды Анастасия Владимировна организовала для своих учеников экскурсию (1) во время (2) которой они переехали на трамвае по мосту через реку (4) чтобы потом пешком пробраться переулками и садами к самому старому дереву родного города - величественному дубу.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Одноклассники договорились встретиться вечером у кинотеатра (1) и (2) хотя Олегу нужно было потому (3) возвращаться домой через весь город одному (4) уже в семь часов он ожидал товарищей.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить время на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. (3)«Мы живем, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живется, как все живут, как получится…» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за круг усилий по его поддержанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряженно ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и четкого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)О ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться - страх ответственности за решение.

(25)Ошибка - неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (33)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие - ясные и основательные доводы.

Скачать.pdf Главная → ЕГЭ → Русский язык

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах.

2. В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.

3. Автомобиль как транспортное средство становится всё более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьёзные задачи.

4. Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять её промышленными отходами.

5. Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую среду, чем обычные автомобили, количество которых растёт, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.

Показать текст

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2) Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3) _____ создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Так как

3. Поэтому

4. Потому что

Показать текст

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2) Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3) _____ создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО, -а, ср.

1. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-либо.

2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства защиты.

3. Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства.

4. Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.

5. Капитал состояние. Человек со средствами.

Показать текст

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2) Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3) _____ создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намЕрение

сОгнутый

ненадОлго

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Приготовленный салат можно украсить свежей зеленью, с которой нужно тщательно СТРЯХНУТЬ все излишки влаги.

2. Иногда люди, предъявляющие к себе высокие требования, избегают разговоров на темы, в которых они несведущи, чтобы не прослыть НЕВЕЖАМИ.

3. ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды коллег были для молодого учёного высшей наградой, и он готов был сказать сейчас обо всём, что накопилось в его душе.

4. После долгих и горячих споров на собрании установилось СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

5. ОПЛАТИТЬ услуги любого оператора сотовой связи можно с помощью банковской карты.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ТРЁХСТАМИ учащимися

килограмм ПОМИДОРОВ

исправить БОЛЕЕ АККУРАТНО

пара НОСКОВ

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

раст.. рать

подск..чить

приг.. реть

парад..ксальный

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..хватный, н..дшить

пр..рывать, пр..стать

по..пись, о..дать

пр.. сечь, пр..одолеть

бе..донный, ра..цвет

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

недоум..вать

податл..вый

повизг..вать

застенч..вый

вздраг..вать

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Испорч..нный

откладыва. .мый

взвеш..нный

слыш. .мый

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Башня была (не)очень высокая, но это старинное сооружение всегда производило сильное впечатление на посетителей музея.

2. Земля покрыта увядшими, но ещё (не)засохшими листьями.

3. Окружающий нас величественный пейзаж казался далеко (не)обычным сновидением.

4. Ветер гонит рябь по луже (не)торопливо, а спокойно, как будто задумчиво, и бежит за тучей тень по влажной траве...

5. Глубокая синяя тень (не)равномерно разливалась вдоль подножия гор и по дну ущелья.

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Отвесные кручи скал (В)ДАЛЕКЕ от нас (ПО)ПРЕЖНЕМУ алели в лучах заходящего солнца.

2. Александр запрокинул голову, зажмурился, а потом широко открыл глаза: по высокому небу КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ величественно и неторопливо плыли белоснежные облака.

3. Сгущающаяся темнота сглаживала мелкие неровности, но в ТО(ЖЕ) время придавала незнакомой местности КАКОЙ(ТО) мрачный оттенок.

4. (С)НАЧАЛА собака бежала (В)ПЕРЕДИ охотника, но, почуяв дичь, вдруг замерла в стойке.

5. Любимой темой писателя, к которой он в любых обстоятельствах ВСЁ(РАВНО) продолжал обращаться (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей своей жизни, оставалась страна, существовавшая только в его воображении.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

2) Солнце ещё только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя.

3) Таинственность женских образов на картинах Ф.С. Рокотова проявляется в полуулыбке в удивлённом взгляде или в слегка прищуренных глазах.

4) Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

5) Закружились под музыку осени багряные и зеленовато-жёлтые и окаймлённые краснотой пёстрые листья.

(По Б. Бим-Баду *)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Умные люди понимают, что не имеют права на ошибку.

2) «Существователи» занимают активную жизненную позицию в обществе.

3) Желание человека, чтобы ему «хорошо жилось», не то же самое, что стремление хорошо жить.

4) Чтобы отстоять своё мнение, нужно привести убедительные аргументы.

5) Людям свойственно ошибаться.

Показать текст

(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил.

«(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за круг усилий по его поддержанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком».

(13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)О ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться - страх ответственности за решение.

(25)Ошибка - неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (33)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие - ясные и основательные доводы.

(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.

(35)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»

(По Б. Бим-Баду *)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род.в 1941 г.) - российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 9-11 содержится повествование.

3) Предложения 15-16 подтверждают содержание предложения 14.

4) Предложение 18 объясняет высказанное в предложении 17 утверждение.

5) В предложениях 25-27 содержится описание.

Показать текст

1. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...»

2. (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано?

3. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)О ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

4. (17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

5. (25)Ошибка - неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

Среди предложений 12-16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Показать текст

(12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком».

(13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)О ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Строя своё рассуждение, академик Б. Бим-Бад делает глубокие обобщения, привлекая мнение авторитетного специалиста и используя при этом приём - (А) _____ (предложения 7-13). Характеризуя отношение к жизни людей, чьё мнение он приводит в начале текста, автор употребляет лексическое средство - (Б) _____ («существователи» в предложении 14). Размышляя об истине и отношении к ней, автор использует такой троп, как (В) _____ (в предложении 33), и приём - (Г) ____ (предложения 28, 29-30, 31)».

Список терминов:

2) метафора

3) фразеологизм

4) сравнительный оборот

7) ряд однородных членов

8) цитирование

9) противопоставление.

Показать текст

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком».

(13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

Б. (14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину.

В. (33)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие - ясные и основательные доводы.

Г. (28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема осуществления осознанного человеческого выбора. (Должен ли человек уметь осуществлять осознанный выбор? Как этому можно научиться?) 1. Человек не может не выбирать: в самой сердце- вине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью. Для осуществления осознанного выбора человек не должен бояться выбирать, думать и пробовать, действовать и анализировать результаты своих действий.
2. Проблема пассивного отношения к жизни. (В чём проявляется пассивное отношение человека к жизни?) 2. Пассивное отношение к жизни проявляется в нежелании людей омрачать своё существование трудными размышлениями и тратить силы на что-то кроме поддержания этого существования.
3. Проблема необходимости формирования активной жизненной позиции. (Как должен относиться к жизни человек, чтобы хорошо жить, а не чтобы ему «хорошо жилось»?) 3. Чтобы хорошо жить, человек должен стремиться делать осознанный выбор и находить свои ответы на вопросы о высших ценностях жизни - о ценностях, позволяющих отличить добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.
4. Проблема необходимости преодоления страха перед ответственностью за решение. (Должен ли человек страшиться взять на себя ответственность за решение?) 4. Человек должен уметь принимать на себя ответственность за решения.

neznaika.pro

Русский язык

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2) Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3) создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СРЕДСТВО, -а, ср.1) Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-либо.2) Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства защиты.3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства.4) Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.

5) Капитал состояние. Человек со средствами.

5splusom-school.ru

Вариант 12 - КИМы - ЕГЭ по русскому языку - Каталог статей - Сайт Банахевич Елены Анатольевны

Вариант 12

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2)Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3) создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах.

2)В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.

3)Автомобиль как транспортное средство становится всё более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьёзные задачи.

4)Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять её промышленными отходами.

5)Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую среду, чем обычные автомобили, количество которых растёт, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.

Ответ: _____________________________

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово (сочетание слов).

Потому что

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО, -а, ср.

1)Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всем средствами добиваться чего-либо.

2)Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства защиты.

3)Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства.

4)Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.

5)Капитал, состояние. Человек со средствами.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опОшлить

нЕнависть

газопровОд

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.

ЛЕДОВОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.

ЖИЛАЯ площадь помещения составляла около сорока квадратных метров.

Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЛИВЫЕ потоки.

Нового работника вполне устраивали ГАРАНТИРОВАННЫЕ условия труда.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

билет с ПЛАЦКАРТОЙ

знаком с ТРОИМИ подругами

салат из БАКЛАЖАНОВ

говорил более ГРОМКО

ШЕСТЬЮСТАМИ страницами

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ

А)Благодаря солнечных батарей, которые установлены на крышах домов, расходы на электроэнергию снижаются в десять раз.

1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)Те, кто не смогли понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности.

3)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением

В)В 1789 году волонтёры марсельского батальона первыми стали распевать на улицах Парижа песню «Марсельезу».

4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5)ошибка в построении предложения с однородными членами

Г)Император поддерживал политику индустриализации страны, проводившейся министром финансов С.Ю. Витте.

6)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

7)неправильное построение предложения с косвенной речью

Д)В.В.Набоков писал о «Шинели», что «подайте мне читателя с творческим воображением – это повесть для него».

Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.

хриз..нтема

неук..снительный

распростр..нение

Ответ: ________________________________________

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..струнить, пр..пираться

пр..рогатива, пр..поднести

бе..характерный, бе..звёздный

пр..думать, пр..стижный

по..стелить, по..черк

Ответ: ______

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неряшл..вый

прикле..ть

заманч..вый

сирен..ватый

удва..вать

Ответ: _________________________________________

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

тян..шься

завис..вший

узнава..мый

Ответ: __________________________________________

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Для опытов с солями меди используйте посуду, которая (не) применяется для пищевых целей.

Люди (не) редко отрицают присутствие в себе именно тех качеств, которые их более всего характеризуют.

Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не) напечатана.

Горький запах ещё (не) кошенной степи к вечеру усилился и стал мягче.

В гараже ржавела до сих пор (не) отремонтированная машина.

Ответ: ______________________________________

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Неприятности ТО(ЖЕ) составляют некоторую часть на­шей жизни, их надо переживать ТАК(ЖЕ), как и радости.

Рабочий громко крикнул мне (В)ДОГОНКУ, ЧТО(БЫ) я попросил бригадира направить ему в помощь еще двух людей.

Имейте (В)ВИДУ: всякий раз, когда мы идём (НА)ВСТРЕ­ЧУ неприятностям, воля укрепляется.

КАК(БУДТО) гром грянул, а через пять минут я увидел молнию (В)ВИДЕ причудливой стрелы.

(В)СЛЕДСТВИЕ ошибки был серьёзно искажён смысл фразы, но (ВО)ВРЕМЯ работы над рукописью в редакции ляп обнаружили и исправили.

Ответ: _______________________________________

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.

Ответ: ___________________________________________

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)В начале XX века человечество навсегда избавилось от призрака азотного голодания и теперь рост биомассы растений ограничивается только нехваткой фосфора.

2)Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.

3)Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

4)В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

5)Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.

Ответ: _______________________________________

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

По мнению специалистов (1) в ближайшие десятилетия XXI века тенденция ко взаимопроникновению культур сохранится, чему (2) несомненно (3) будет способствовать лёгкость получения и распространения информации. Но произойдёт ли в результате слияние наций? На этот счёт (4) всегда существовали разные мнения.

Ответ: ______________________________________________

18.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Крупные земледельческие поселения (1) центральное место (2) в которых (3) занимал дворец вождя (4) были созданы на Корейском полуострове к началу I тысячелетия до н.э.

Ответ: ___________________________________________

19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Капитан милиции говорил (1) что в любом преступнике непременно остаётся частица доброго начала (2) и (3) что именно этот неомертвевший участок человечьей души является главным помощником следствия (4) ибо подчас побуждает нарушителя закона к саморазоблачению.

Ответ: _________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Русский язык в Интернете – это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Но при том это всё равно русский язык.

(3)Начнём с самого простого – с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом превед. (6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.

(7)Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать написанное, то есть попросту – быстрее читать. (8)Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. (9)Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно.

(10)На самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. (11)И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. (12)Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. (13)Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (14)И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. (15)Остальные же без орфографии даже немного выиграют: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. (16)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.

(17)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (18)Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы, потому что «жызнь более энергична и жызненна, чем жизнь». (19)И по-своему был прав. (20)Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.

(21)Безусловно, всевозможные выражения языка падонков – аццкий сотона, аффтар жжот и пеши исчо – выразительны и потому так популярны. (22)Кое-кто стал даже говорить о новой неправильной орфографии, то есть новой системе антиправил. (23)На самом деле никакой особой системы нет. (24)По существу, есть лишь одно основное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не повлияет на его произнесение, – пиши иначе.

(25)Но здесь-то и кроется опасность! (26)По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как написать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. (27)Так, очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кросавчег!», потому что сделаны почти все возможные ошибки.

(28)Выразительность же всех этих написаний весьма условна. (29)Они выразительны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. (30)По мере привыкания к ним и забывания «правильного прототипа» они станут совершенно обычными, нейтральными написаниями, но правила орфографии мы при этом потеряем безвозвратно.

(31)Меня поразила позиция одного грамотного и вполне образованного человека по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне самовыражаться в Интернете так, как я хочу, а вот моих детей в школе извольте учить правильному языку и правильной орфографии. (32)Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно превращается в норму. (33)Язык осваивается не только в школе. (34)Возможно, его сын впервые увидит слово аффтар именно в Интернете и именно в таком виде. (35)И это окажется его первым и основным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёжкой.

(По М. Кронгаузу*)

*Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958) – российский лингвист, профессор. Автор книги «Русский язык на грани нервного срыва».

20.Какие утверждения не соответствуют содержанию текста?

1)Порча грамматической системы русского языка возникла в Интернете.

2)Только очень грамотные люди лучше всего понимают так называемый язык падонков.

3)Больше количество орфографических ошибок тормозит процесс чтения.

4)Проведение реформ орфографии и графики поддерживают только грамотные люди.

5)Орфография тормозит восприятие написанного.

Ответ: ____________________________________________________

21.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочным?

1)29 и 30 предложения подтверждают суждение, высказанное в 28 предложении текста.

2)В предложении 18 представлено повествование.

3)Предложения 15 – 16 содержат рассуждение.

4)Предложение 35 содержит элемент описания.

5)В предложениях 10 – 16 представлено повествование с элементами описания.

Ответ: ________________________________________________

22.Из предложения 4 выпишите фразеологизм.

Ответ: _____________________________________________________

23.Среди предложений 25 – 32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________________________

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Проблема русского языка в эпоху цифровых технологий волнует многих. Вот и М. Кронгауз, известный лингвист, не остаётся в стороне. В своей статье он живо реагирует на современные процессы, идущие в русском языке, используя такое синтаксическое средство выразительности, как (А) ______________ (предложения 1, 25), и тропы – (Б) ____________ («обычное, нейтральное» в предложении 30), (В) _______________ («зубрёжка», «срывался»). При аргументации своих тезисов автор применяет синтаксический приём (Г) ____________ (например, предложение 26)».

Список терминов:

1)разговорная лексика

2)контекстные синонимы

3)эпитеты

4)восклицательные предложения

5)фразеологизмы

6)метафора

7)инверсия

8)вводные слова

9)парцелляция

banakhevich.ucoz.ru

срочно помогите Прочитайте текст и выполните задания А7-А12. (1) … (2)Популярность автомобиля как транспортного средства имела серьёзные

обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

(8) Шла мимо девочка.

(9) Увидела рябинку, поахала.

(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) – Ух ты…(15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

(21) Под вечер шли туристы.

(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…

(26) Шел в сумерках влюбленный.

(27) – Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.

(33) На другой день приехал хозяйственник.

(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)

1) Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний:

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

г) Надо беречь красоту.

2) Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?

а) 11 б) 19 в) 25 г) 37

3) Определите стиль и тип речи__________________________

_____________________________________________________

4) Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов?

а) 2 и 3 б) 5 и 6 в) 9 и 10 г) 13 и 17

5) В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, придавая тексту сказовый характер?

а) 1 б) 4 в) 19 г) 29

6) Сколько раз звук [с] встречается в предложениях 17-19?

7) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9) В предложениях 29 – 38 найдите слово(-а) с тремя суффиксами.______________________________________

10) Объясните правописание суффикса причастия в предложении 7._______________________________________

11) Объясните правописание Н в слове ломаная (предложение 22)._____________________________________

12) К какой части речи относится первое слово в предложении 27?________________________________

13) Укажите номера предложений, в которых инфинитив выступает в роли глагола повелительного наклонения.

_____________________________________________________

14) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово организованный в предложении 25.___________________

15) Из предложения 7 выпишите производный предлог.

_____________________________________________________

16) Среди предложений 1-5 найдите такое, где есть два слова с чередующейся гласной в корне, напишите номер предложения._____________________

17) Из предложений 8-10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ._______________________________

18) Среди предложений 28 - 41 найдите распространенное(-ые) безличное(-ые). Запишите номер(-а)._________________

19) В первых трех абзацах найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер.__________

20) В предложениях 1-7 найдите предложение(-я), где есть обособленное обстоятельство, обособленное определение и сравнительный оборот.______________

Как перевозить грудных детей в автомобиле

Разработка варианта экзаменационной работы по русскому языку с ответами. Подходит для подготовки обучающихся к сдаче ГИА-11 2016. Разработка авторская, найти готовые ответы в сети Интернет не получится - исключает возможность списывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2)Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3)<...> создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах.

2) В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.

3) Автомобиль как транспортное средство становится всё более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьёзные задачи.

4) Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять её промышленными отходами.

5) Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую среду, чем обычные автомобили, количество которых растёт, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Ведь

Так как

Поэтому

Потому что

Но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО , -а, ср.

1) Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-либо.

2) Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства защиты.

3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства.

4) Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.

5) Капитал состояние. Человек со средствами.

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

закУпорить

загнУтый

оптОвый

влилАсь

пОгнутый

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Родители должны помнить о том, что хороший ЯЗЫКОВЫЙ детский лагерь может находиться не только в Лондоне.

2) Работа с денежной НАЛИЧНОСТЬЮ - вопрос серьёзный для каждого предприятия.

3) Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.

4) ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Восьмидесятью копейками

Свежих вафель

Веселее всех

В обоих домах

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудело в ветвях акации

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью, что «Друзья, я потерял день».

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Конница императора, быстро приближаясь, мчалась наперерез неприятельского отряда.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложений с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ок..лдовать

скр..пучий

кр..стьянин

обж..гаться

бл..стательный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличивать, пр..школьный;

и..черпать, бе..цельный;

пре..писание, о..давать;

дез..нфекция, небез..звестный;

предп..ложить, пар..олимпиада.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

талантл..вый

письм..цо

разворач..вать

наде..лся

милост..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

отточ..нный

понош..нный

бор..шься

постро..шь

преобразу..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Компьютер (не)подключён к сети.

Гибнущий сад и (не)состоявшаяся любовь - две внутренне связанные темы пьесы.

Еще (не)распустившийся цветок особенно красив.

Помещение (не)рассчитано на такое количество людей.

(Не)спрашивая ни о чем, он все понял.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)СКОРЕ мы вышли на поляну, (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.

(ПО)ТОМУ, как говорил собеседник, было понятно, что он ТО(ЖЕ) волнуется.

На дворе от надвигающейся (ОТО)ВСЮДУ растительности стало КАК(БУДТО) теснее.

Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.

(ВО)ВРЕМЯ отпуска отец (ПО)МНОГУ работал.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Делавшие замаскирова(1)ый под грабёж обыск забрали только то, что находилось в столе, прочие бумаги оставле(2)ы соверше(3)о нетронутыми.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Последние волны согретого тумана то скатываются то расстилаются скатертями то исчезают.

2) Листья и зелёные оболочки плодов содержат аскорбиновую кислоту и дубильные вещества.

3) В.А. Серов искал новый способ передачи на полотне бесконечно разнообразной игры света и работа над портретом «Девушка, освещенная солнцем» не раз откладывалась.

4) Воинская честь и личная преданность не позволили Святославу оставить брата в беде.

5)Графическое мастерство не ценилось и грациозный рисунок Н. Кузьмина раздражал идеологизированных критиков.

На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вам (1) по-моему (2) следует (3) всё-таки (4) проконсультироваться перед проведением эксперимента с работниками лаборатории.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мелкие насекомые (1) расход кислорода у которых (2) невелик (3) могут очень долго не пополнять запас воздуха.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Может так случиться (1) что (2) пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению (3) нам придётся заниматься совсем другими делами (4) чтобы успеть к премьере.

20. Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

СТО ПРОЦЕНТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
Говорят, против судьбы не попрешь. Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
Три четверти, что и говорить, очень много. Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено, и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. Да, мы здорово зависим от судьбы. Но не стоит прогибаться под диктатуру гена – двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. Почему он-то не вышел в генералы? Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю ее историю.

Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. Иногда – любопытные. Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. Я говорю, естественно, не о тех случаях, когда сходятся уже начавшие свой путь литераторы, тут все ясно. Но вот случай, поразительный по яркости. Девочка познакомилась с известным поэтом, закрутился роман. Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. Выжила. Вышла. И написала поразительную книгу воспоминаний, один из лучших образцов русской прозы Двадцатого века. Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме нее, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? Где хоть относительно безопасное место для рукописей? Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. Без всяких оговорок, это был подвиг. Но еще и потрясающая школа работы над словом. Думаю, человек, способный прочесть напамять «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. Но самое главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? А человеческое в себе создаем мы сами. На все четыре четверти. На все сто процентов

20. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Наша судьба заранее предопределена генами, унаследованными от родителей.
2) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала - знаменитого крестника Петра Великого.
3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора - наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.
4) Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутье к слову.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4–6 содержат рассуждение.

2) В предложениях 21–23 содержится описание.

3) Предложения 26–30 содержат повествование.

4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.

5) В предложениях 43 - 45 присутствует элемент повествования

22. Из предложений 42-44 выпишите контекстные антонимы.

23. Среди предложений 35-40 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 –23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. «Для того чтобы создать яркую картину, Л. Жуховицким наряду с (А)------------ лексикой («ген», «наследственность») используется и (Б)_______ («хилый», «не попрёшь») лексика. Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так для характеристики героев автор использует троп – (В)________ («могучий характер» в предложении 12, «потрясающая школа» в предложении 39). Синтаксическое средство выразительности – (Г)________ (предложение 44-45) позволяет читателю сделать вывод на основе содержания текста»

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых рассказчиком (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Письмецо

  • Построишь
  • Несостоявшаяся
  • Вслепуюпопусту
  • 1234
  • 20. 3

    21. 1,3

    22. биологическое, человеческое

    23. 37

    последствия для окружающей среды. (3)С одной стороны, автомобилям необходимо пространство, где они могут ездить, улицы, шоссейные дороги или автострады, и строительство этих дорог меняет пейзаж, поскольку горы, например, в значительной степени изменяют свой первоначальный вид при строительстве шоссейных дорог и туннелей. (4)С другой стороны, автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, принимая во внимание увеличивающееся число автомобилей, которые ездят по их улицам. (5)… создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, стало новой задачей для автомобильной промышленности. (6)Это так называемые экологические автомобили, которые ездят на менее вредном горючем.

    А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    1) Оценка риска для здоровья - это процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных эффектов, обусловленных воздействием факторов окружающей среды на здоровье.

    2) При проработке компоновочного решения автомобиля необхо димо стремиться к рациональному размещению агрегатов с точки зрения распределения массы по осям, снижения центра масс с целью повышения устойчивости движения автомобиля, обеспечения необходимого пространства для водителя и пассажира.

    3) Старайтесь двигаться так, чтобы вокруг вашего автомобиля всегда было как можно больше свободного пространства.

    4) С того времени, когда Карл Бенц в 1886 году запатентовал свой первый автомобиль с бензиновым двигателем, число автомобилей во всем мире постоянно растёт.

    А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста?

    3) Поэтому

    А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей третьего (3) предложения текста?
    1) необходимо пространство
    2) они могут

    3) меняет пейзаж

    4) изменяют вид

    А10. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
    1) сложносочинённое

    2) сложноподчинённое

    3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью

    4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью

    A11. Укажите верную характеристику слова УВЕЛИЧИВАЮЩЕЕСЯ (предложение 4).

    1) действительное причастие прошедшего времени
    2) страдательное причастие настоящего времени

    3) страдательное причастие прошедшего времени

    4) действительное причастие настоящего времени

    А12. Укажите значение слова СРЕДСТВО во втором (2) предложении текста.
    1) приём, способ действия для достижения чего-либо
    2) предмет для осуществления какой-либо цели

    3) деньги, кредиты

    4) капитал, состояние

    На вопрос Имеет ли право сотрудник ГИБДД дежурить на личной машине? заданный автором LEONIDYCH лучший ответ это Из недавней доверительной беседы с ГАИшником.... А что делать, если нашу патрульную машину рейсовый автобус случайно раздавил? Где греться в мороз? Где протоколы писать? По наряду - мы пешие, документы в порядке.... А по факту - дежурим на своих авто, это никаким законом не запрещено...

    Ответ от 22 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Имеет ли право сотрудник ГИБДД дежурить на личной машине?

    Ответ от Осознанный [гуру]
    Имеет. Запретов на это не установлено


    Ответ от Пространщик [гуру]
    эти твари всё имеют


    Ответ от Владимир Лопарев [мастер]
    Что бы не было в будущем заблуждений отмечу что с 1 сентября 2009 года действует Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения", который отменил действия "Наставления по работе ДПС". ()
    По вашему вопросу:
    Упомянутый мной выше Административный регламент от 1 сентября 2009 г. :
    ст. 40. Контроль за дорожным движением может осуществляться:
    в пешем порядке;
    на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении50;
    на стационарном посту дорожно-патрульной службы (контрольном посту милиции, контрольно-пропускном пункте) .
    При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие) . Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами.
    Ответ: Нет, не имеет


    Ответ от Вровень [гуру]
    Наставление по работе ДПС:
    12.2. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным) , скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.
    Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.
    Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.
    13.6. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.
    Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
    13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
    а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
    б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
    в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
    г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
    д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
    е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
    ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
    В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
    Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.