Биография. С чего началась история Renault, и чего стоил первенец компании Трехвальная коробка передач луи рено

История компании Renault берет свое начало 24 декабря 1898 года, когда Луи Рено принял вызов проехать на своем Voiturette А-класса вверх по крутой улице Ру Лепик на Монмартре в Париже. Благодаря этому заезду он получил заказ на свои первые 12 «автомобилей».

Луи Рено родился в семье типичных парижских буржуа в феврале 1877 года. Он был самым младшим ребёнком в семье, кроме него в доме подрастали два брата и две сестры. Отец Луи, Альфред был удачливым бизнесменом, а мать Луиза была дочерью зажиточных владельцев магазина. Все это позволило Луи провести свое детство без забот и в достатке. С измальства Луи проявлял интерес ко всякого рода механическим предметам и приспособлениям. Большую часть времени он проводит в сарае дома в Биланкуре, близ Парижа кторым владела семья Рено. Учёба Луи не привлекала однако так или иначе он был более чем доволен, закончив бакалавриат. В возрасте 20 лет Рено буквально врывается в только формирующийся автомобильный мир. Он перестроил свой трёхколёсный Де Дион-Ботон в небольшой четырёхколёсный автомобиль, в конструкцию которого добавил одно из своих изобретений, а именно коробку передач, которая мгновенно обесценила.

Машина, известная как «модель A» с двигателем «Де Дион» мощностью в 1,75 л.с. на трубчатой раме получилась очень удачной, и Луи вместе со старшими братьями организовал компанию «Братья Рено» (Renault Freres).

С 1900 года фирма перешла на выпуск крупных и мощных машин. Это - модели AG-1 с элегантными и удобными разнообразными кузовами «капуцин», «дубль-фаэтон», «ландо», редкие по тем временам закрытые лимузины. Произведено было 179 машин.

В 1901 году Renault расширяет модельный ряд, осваивая модели D и E, заключает международный лицензированный контракт со сборочным заводом в Бельгии.

1902 г. - впервые строится двигатель 3750 куб/см с 4 цилиндрами, 20 -30 л.с. для участия в автогонке Париж-Вена, в которой Renault вышел победителем. Renault получает патент за разработку системы суперзарядного устройства.

1904 г - Renault развивает свою коммерческую сеть, которая теперь составляет 120 дилеров во Франции и за рубежом. Производство достигает 948 транспортных средств.

Автомобиль Renault Taxi La Mame, как можно догадаться по названию, предназначался для использования в качестве таксомотора.

В 1905 г. «Братья Рено» одними из первых выпустила автомобили-такси с кузовом «ландоле». Эти машины, прозванные «браунингами» из-за своего чёрного цвета и своей формы, прославились во время Первой Мировой войны, когда 600 парижских такси-Рено было мобилизовано в кратчайшие сроки для переброски 5 тысяч солдат к реке Марна. По имени знаменитой битвы такси и получили название «марнские». Этому автомобилю даже поставлен памятник. Для нужд французской армии компания поставляла и другую технику: суда, авиационные двигатели (первый самолётный двигатель собран в 1908 году). Луи Рено сконструировал даже довольно удачные для того времени танки.

В 1906 г. на автомобильном Салоне в Берлине компания представила свой первый автобус.

«Братья Рено» в предвоенные годы активно сотрудничали с Россией. Для Императора был создан автомобиль «лимузин-ландоле» на шасси Рено. Для наследника престола был приобретён «Рено-бебе», лёгкий автомобильчик, крайне простой в управлении и эксплуатации.

1910 г. - на заводе Renault работает 3200 человек, в том числе, и над моделью 25CV Type BM.

1913 г. - 5200 сотрудников работают над автомобилями Renault и повышают их общее производство до 10000 единиц, включая 40CV Type DT.

1919 г. - Луи Рено признаётся первым промышленником Франции, на его заводе устанавливается современное оборудование, постоянно изыскиваются возможности снижения себестоимости продукции, главная стратегия - доступный по цене товар.

1925 г. - Алмаз становится логотипом Renault, и впервые устанавливается на 40CV, который приносит ряд рекордов по дальности пробега, экономии горючего и побеждает в гонке Монте-Карло.

1926 г. - с этого года тормоза на всех четырёх колёсах стали стандартны для всех автомобилей Renault. Представлена модель Renault NN, надёжный и крепкий автомобиль. Джордж Естиенн выбрал Renault NN для своего путешествия через пустыню Сахара, в январе 1927 г. Поездка Естиенна - почти 17000 км (10000 миль) - была завершена без каких-либо механических неисправностей. Получен патент на приспособление для размещения багажа.

1929 г. - вступает в эксплуатацию первая сборочная линия на новом строящемся заводе. Марка Renault представлена в 49 странах.

В 1930-е годы появились оригинальные автобусы Рено с открытой платформой.

Вторая Мировая война нанесла компании существенный ущерб. Заводы в Бийанкуре были разрушены бомбардировками союзников, сам Луи Рено был обвинён в сотрудничестве с нацистскими оккупантами и умер, опозоренный, в тюрьме.

1936 г. - получен патент на изобретение раскладных сидений.

В 1945 г. компания была национализирована и стала государственным предприятием, получившим современное название.

1946 г. - год начала производства частных автомобилей послевоенного периода. Завод произвёл 8500 автомобилей, большинство - Juvaquatres и их версии с изменённым салоном. Они были оборудованы гидравлическими тормозами и гидравлическими амортизаторами. Модель выпускалась до 1949 г., а её версии до 1959 г.

К 1949 г. заканчивается реконструкция заводов, и к 1954 г. выпускается 500 тысяч 4CV.

1954 г. - выпущен 1 миллион транспортных средств после национализации и 2 миллионов начиная с основания компании в 1898 г. В этом же году директор компании Фернан Пикар погибает в автомобильной катастрофе, и его место занимает Пьер Дрейфус.В декабре начинается выпуск модели Dauphines.

В 1958 г. вводится в строй новый завод по производству двигателей «Рено». В это же время переднеприводной Renault 4 становится народным автомобилем. Выпуск этой модели составил свыше 8 миллионов штук.

1965 год становится годом рождения для Renault 16. Переднеприводная модель с полуторалитровым двигателем стала пионером внедрения в производство кузова «хэтчбэк»,в том пониманиикаким мы видим его сегодня. Этот автомобиль с универсальным и комфортабельным салоном, характерной французской мягкой подвеской колёс стал элегантным и практичным автомобилем для французского среднего класса.

В 1966 году Renault подписывает соглашение с Peugeot и Volvo об объединении технических ресурсов. В этом году Renault поставил 738000 автомобилей, из них 333000 продано за границей.

1967 г. - заводы Renault имеются на каждом континенте. 5 сборочных заводов в Европе, исключая Францию, один в Канаде, девять в Латинской Америке, пять в Африке, один в Австралии, один в Азии, и готовятся к открытию в Румынии и Малайзии.

1969 г. - более 1 миллиона транспортных средств смонтировано и больше 500000 экспортировано. На парижском автосалоне демонстрируется Renault 12 - экономичный, просторный с большим багажником. В Румынии R12 зовется Dacia, а в Бразилии Corcel. Создаются отделения Рено в Турции.

В 1970-е годы у компании начинается период бурного роста: появляются новые заводы на севере Франции, совместные предприятия Renault и Peugeot. Модели Renault 5 и Renault 12 становятся самыми продаваемыми в мире французскими машинами.

В 1979 г. компания начинает продвижение на перспективный американский рынок. Заключив соглашение с «Америкен Моторс Корпорейшн», Renault, в свою очередь, обязуется продвигать её автомобили на европейском рынке.

1982 г. - Renault 9 производится в США под названием Alliance и становится там автомобилем года.

1984 г. в Брюсселе представлен минивэн Renault Espace.

В 1988 г. демонстрируется полноприводное исполнение Quadra. Перевернувший представления о минивэнах Renault Espace отличался продуманным интерьером с возможностями трансформации.

В марте 1986 года появилось очередное поколение Renault под индексом 21 (заводской индекс кузова седана L48, универсала - К48). Универсал, который появился через полгода под собственным именем Nevada, имел удлинённый на 150 мм кузов. В Европе Renault 21/ Nevada производили до 1995 года, когда её вытеснила модель Laguna.

Летом 1988 года концерн Renault упрочил своё положение в самом популярном европейском классе «С» компактных автомобилей, представив хэтчбэк Renault 19.

В 1990 г. начинается производство модели Clio, которая на протяжении многих лет является одной из самых продаваемых моделей во Франции.

Второе поколение Clio появилось в 1998 г. И немедленно завоевало популярность. Специально для рынков так называемых третьих стран, в частности, для России, производится версия Clio Symbol.

1991 г. - титулованный год: Clio присуждается звание «автомобиль года», Renault Ligne - AE «грузовик года», Renault FR1 - «автобус года,» а Раймонда Леви награждают титулом «президент года». В этом же году появляется ставший сразу одним из самых популярных в классе открытых автомобилей Renault 19 Cabriolet. Во Франкфурте показывается концептуальная модель Scenic.

На автосалоне в Париже представлена модель Zoom.

В ноябре 1993 г. демонстрируется Safrane исполнение Biturbo с двигателем 268 л.с., с двумя турбонагнетателями и полным приводом. Увы но этот хэтчбэк бизнес-класса так и не смог на равных конкурировать с престижными немецкими автомобилями.

В сентябре 1995 г. состоялся первый показ модели Megane (преемник модели Renault 19). Автомобиль имеет несколько модификаций - Classic, Cabriolet, Coupe и Estate. Весной 1999-го выпущена модификация с кузовом универсал.

С 1996 года Renault 19 в исполнении Europa с кузовами седан стал одним из бестселлеров отечественного рынка новых импортных легковушек.

Преемник модели Renault 19 - Megane

В 1996 г. появляется новое поколение моделей с поперечно расположенными двигателями, увеличиваются размеры кузова.

Осенью 1997 г. выпускается Grand Espace с удлинённой базой. С 1998 г. автомобиль оборудуется новыми двигателями.

Выпускается новый грузовой автофургон Renault Kangoo.

В 1998 г. столетие Renault отмечается выходом нового Clio. В Женеве показывают проект Zo, с первым в Европе бензиновым двигателем прямого впрыскивания, и проект Vel Satis.

Renault Clio второго поколения продолжилуспех своего предшественника.

Концепт-кар Renault Koleos - развитие авангардного фирменного стиля.

1999 г. - заключение договора о сотрудничестве с фирмой Nissan. Первый показ модели Avantime на базе Renault Espace. С этим автомобилем французы действительно опередили время (а именно так переводится название автомобиля), решив из минивэна сделать машину представительского класса.

2000 г. - в Женеве показан кроссовер Koleos.

2001 г. - Renault Laguna II - первый в мире автомобиль, получивший высшую оценку за безопасность, пять звёзд из пяти, по результатам тестов независимой организации EuroNCAP.

2003 г. - Renault Megane II получает титул «Автомобиль года». Патрик ле Кеман, шеф-дизайнер Renault, признан "дизайнером года". EuroNCAP объявляет Renault Megane II, Renault Vel Satis и Renault Espace IV самыми безопасными автомобилями на рынке.

Renault Laguna II стала первым в мире автомобилем, удостоившимся высшей оценки в пять звёзд на краш-тесте EuroNCAP.

2004 г. - Renault Megane - самый продаваемый автомобиль на рынке Европы. Команда Renault занимает 3 место в Кубке конструкторов чемпионата Формулы-1. Высшую награду EuroNCAP за безопасность получают Renault Scenic, Renault Megane C+C и Renault Modus.

Для городского автомобиля гольф-класса смелый авангардный дизайн - то, что нужно. В Европе Renault Megane II мгновенно стал самым продаваемым автомобилем в классе.

2005 г.- начато производство Logan- нового «Всемирного автомобиля».

2009 год – официально представлен новый кроссовер компании Renault Duster . Автомобиль базируется на платформе B0 Logan. Отличается увеличенной на 40 мм колесной базой. Выпускается в переднеприводном и полноприводном варианте. Объем багажника по сравнению с седаном у моноприводной версии автомобиля сокращен до 475 л и увеличивается до 1636 л при сложенном заднем ряде сидений. У полноприводного варианта объём багажника меньше. Рено дастер имеет защиту картера двигателя и короткие свесы (угол въезда - 30°, съезда - 35°).

История Renault в России

1907 - 1908 гг. Первый дилер Renault в России: «Акционерное общество постройки экипажей и автомобилей Фрезе и К°» изготовляло кузова и небольшие партии автомобилей с моторами Renault. В 1908 г. на Международной автомобильной выставке в Москве Renault была присуждена золотая медаль за лучшие шасси для городских автомобилей.

1913 г. 5 автомобилей Renault в автопарке российского императора Николая II.

1914 г. Грузовики Renault в русской армии во время Первой мировой.

1916 г. «Русский Рено»: акционерное общество в Петрограде и завод в Рыбинске.

1917 - 1919 гг. В. Ленин и Н. Крупская на автомобиле Renault. Общество «Русское Рено» национализировано.

1925 – 1928 гг. В 1925 г. Москва закупила 15 первых такси. Машины Renault покоряют русскую интеллигенцию: В.Маяковский привозит из Парижа Renault NN.

1960 – 1964 гг. Возобновление сотрудничества с СССР.

1968 – 1970 гг. Представительство компании Renault в Москве. В 1970 г. компания Renault заключила с СССР соглашение по развитию автомобильной промышленности на сумму 750 миллионов франков. В результате к 1980 г. около четверти российских автомобилей производились по технологии Renault.

1998 - 2003 гг. Создание ОАО «Автофрамос». Сборка автомобилей Renault Megane и Renault 19. В сентябре

2000 г. налажена сборка автомобиля Clio Symbol. Renault на Международной автомобильной выставке МИМС–2000.

В 2003 г. Начинается строительство завода.

2005 г. Инаугурация завода и начало выпуска модели Logan.

2007 г. Принято решение об увеличении мощностей завода Автофрамос до 160 000 а\м в год. Кроме автомобиля Logan, на расширенных площадях будут производиться и другие модели.

Судьба улыбалась Луи с рождения. Свидетельство тому – большой, причудливо изукрашенный дом возле парижской площади Лаборд. Тогда здесь жила семья галантерейщика Рено: сам мсье Альфред, мадам Луиза-Берте, трое их сыновей и две дочери. Помимо городского и загородного домов мсье Рено владел фабрикой, семиэтажным торговым центром в Париже и филиалом в Лондоне. Он происходил из почтенного, из поколения в поколение набирающего вес рода, и Луи Рено тоже должен был продолжить семейное дело, прибавить очередную пару миллионов, выгодно жениться и родить наследника-галантерейщика. Так бы все и сложилось, если бы в судьбу Луи Рено не вмешалась страсть к огромным по тем временам скоростям и сложным механизмам.

Ах, как хорош был Париж весной 1898 года! По мощенным брусчаткой улицам катились сияющие лаком экипажи, холеные лошади лениво помахивали аккуратно подстриженными хвостами. Кучера носили цилиндры, а седоки – фраки и плащи с пелеринами. Они тратили целое состояние на перчатки, прически и выписанные из Ниццы бутоньерки. А парижские женщины…

Тогда улицы украшали обнаженные плечи, мерно колыхавшиеся длинные юбки колоколом, томно глядевшие из-под огромных шляп глаза. Ранним вечером в ресторанах и кафе загорались огни, распахивались двери светских салонов. Публика неспешно перемещалась из одного модного места в другое, флиртуя и сплетничая. Этот прекрасный мир принадлежал Луи Рено по праву рождения, но он предпочел иные удовольствия.

…Чахлый мотор тарахтит и плюется дымом, молодой человек возится с двигателем, собранным фирмой “Де Дион”, – руки по локоть в масле, лоб перепачкан сажей. Это – автомобиль, однако он больше напоминает поставленный на четыре колеса курятник. “Самобеглая коляска” тарахтит в сколоченном из досок сарае во дворе загородного дома Рено в Бийянкуре. Сарай и есть фирма “Братья Рено”. Братья снизошли к увлечению Луи: каждый выделил ему по тридцать тысяч франков. В нынешнем году Луи обещает продать целых шесть машин.

Его фирма – это несколько инженеров, два-три десятка рабочих, сарай, защищающий их от дождя, раскаленная докрасна железная печка и немного денег на счете. Все остальное приложится благодаря его вечно лохматой, несуразно большой голове. Недавно он придумал хитрое устройство – прямую передачу, переключающуюся одним движением рычага. А что до мечты… Если бы он рассказал о ней женщине, с которой делил постель, Жанне Атто, актрисе “Опера Комик”, та, наверное, подняла бы его на смех.

…Небольшой театральный зал, на сцене, освещенной колеблющимся пламенем газовых светильников, роскошная женщина в античной тунике поет арию Амнерис. Большая удача, что такая женщина согласилась жить с тобой, но Луи не содержит Жанну. Так, помогает по мелочи, да в последнее время дает деньги на квартиру… Выходит, это любовь? Пожалуй… Только такая любовь и возможна между подающим надежды юношей из хорошей семьи и актрисой на три года его старше: оба понимают, что будущего у них нет, и относятся к этому спокойно.

Проснувшись в семь утра – ему пора на завод, Луи Рено думает не о том, что малышка Жанна была восхитительна нынешней ночью. На одной подушке соприкасаются две головы: ее, в спутанной короне густых-иссиня черных волос, и его, каштановая. В сонной женской головке мешаются сцены из “Аиды” (у Радамеса почему-то большая лохматая голова Луи, его длинный нос, черные глаза, большие усы и пахнущие машинным маслом сильные руки) и недавний скандал с хамом директором, отказавшимся повысить жалованье. А в голове Луи (он протянул руку к валяющимся на трюмо кальсонам да так и застыл) окончательно складывается образ его Идеальной Любви.

Она маленькая, изящная, но очень сильная, с выраженными, развитыми формами. Норовистая и покладистая одновременно, с виду сдержанная, а на самом деле порывистая, дающая больше, чем обещала…

Это машина, которую он когда-нибудь сделает! Он мысленно ласкает стройные крылья и выпуклую решетку капота, натягивает кальсоны, затем – брюки, целует блаженно улыбающуюся Жанну в теплую щечку, поправляет перед зеркалом галстук, кивает сонному консьержу и уезжает на завод. Уже восемь: легкий холодок пробирается под кожаную куртку, кофе обжигает нёбо, Рено вытирает губы и возвращает термос краснолицему усатому рабочему. Перед ними – шедевр: оснащенная прямой передачей двухдверная гоночная машина на патентованном шасси Рено. Пока она не похожа на его мечту: слишком неудобна, мала, да и красавицей ее не назовешь. Ничего, зато на шоссе его малышка даст сто очков вперед любой сопернице. Не за горами гонки “Париж-Трувиль”, и там он всем покажет!

Его машина пришла первой. За рулем сидел сам Луи: взъерошенный, счастливый, похожий на хищную птицу со сложенными крыльями. Обезумевшая от восторга мадемуазель Атто прыгала перед судейской трибуной и размахивала огромным букетом алых роз. Чуть в стороне (в их семье строго соблюдались приличия) стояли братья Луи – Фернан и Марсель.

Скорость пьянит, ветер бьет в лицо, машина скрипит, она еще слишком несовершенна и в любую минуту может развалиться… (Такое действительно случалось.) Наслаждение опасностью настолько острое, что даже брат Марсель, чопорно наблюдавший за тем, как младший подкатывает на своей бешеной керосинке к орущим трибунам, вдруг понял: вот оно! Вот то, ради чего стоит жить, – что по сравнению с этим пуговицы и патентованые подтяжки?! Стоит ли тратить жизнь на торговлю кружевом для дамских платьев? Уже через полгода Марсель – участник гонок “Париж-Рамбуйе”, и семейные деньги, нажитые поколениями галантерейщиков, медленно двинулись в автомобильное дело.

На дворе 1900 год, у фирмы братьев Рено уже сто семьдесят девять заказов! Прошло всего два года, и сарайчик, где несколько обогревавшихся у железной печки рабочих собирали в год шесть автомобилей, превратился в завод, занимающий полгектара. Луи Рено стал миллионером и по-прежнему участвует в гонках. Его брат тоже берет один приз за другим. Для Марселя гонки стали настоящей манией: серебряные кубки заполняют полки гостиной, потихоньку вытесняя из буфета севрский фарфор. Скорости растут, гонки становятся опасной игрой со смертью. И в этом их главная прелесть. 1903 год, гонки “Париж-Мадрид”. Один поворот, другой – лопнула шина, Марсель вытаскивает из багажника новую. Следующий поворот, а затем еще один – авария отняла драгоценные минуты, но сейчас он опять впереди. Автомобиль несется по грунтовой дороге со скоростью сто километров в час, пыль залепляет шоферские очки, встречные крестьяне ошеломленно глядят вслед. Новый поворот – его заносит, но машину удается выровнять… А потом у Марселя Рено отказали тормоза…

Смерть была мгновенной: резкий удар – и темнота. Скорее всего Марсель не успел понять – он умирает, и пожалеть, что не остался галантерейщиком.

Победы на гонках и смерть одного из основателей фирмы привлекли внимание к машинам Рено: бренд приобрел легенду. К тридцати восьми годам Луи Рено стал единоличным владельцем быстро растущего предприятия – теперь оно называлось “Автомобили Рено”. В 1906 году Луи начал строительство замка. В обширном поместье, занимавшем четыреста двадцать шесть гектаров, нашлось место и кортам, и огромным гаражам, и вольерам для дичи, и причалам для яхт.

…Осенью 1914 года шофер Луи Рено притормозил у военного министерства. Хозяин вышел из машины и на секунду задержался, взглянув на грузовую машину, стоявшую на другой стороне улицы. Это был тяжелый грузовик фирмы “Рено” с камуфляжной раскраской и красными крестами на бортах. Вокруг суетились санитары, выгружая раненых. Рядом стояла высокая дама в платье медсестры; Рено поймал себя на том, что неприлично долго смотрит на нее, слегка поклонился и отвел глаза. На вид ей лет двадцать: безупречная осанка, строгий профиль, четко очерченные губы, большие светлые глаза… Сразу видно – женщина из общества. Раньше они вполне могли бы встретиться на каком-нибудь благотворительном балу, но теперь их пути разошлись: в тяжелые времена каждый как может старается послужить родине. Незнакомка хлопочет в больничных палатах, он, промышленник, работает на благо Франции по-своему…

Он не пробыл в окопах и дня, но оказался героем этой войны: символом обороны Парижа стало приземистое и прочное такси “Рено”. В 1914 году немцы прорвали фронт, и городские таксисты отвезли на передовую тысячи свежих солдат. А символом победы стал танк “Рено” – маленький, юркий, быстрый, на пять голов превосходивший все современные модели. К концу войны Луи Рено заработал репутацию спасителя Отечества. Ему исполнился сорок один год – в этом возрасте мужчина просто обязан влюбиться.

…Они познакомились за несколько недель до победы, когда танки “Рено” уже прорвали немецкий фронт. Мэрия Центрального округа устроила благотворительный аукцион в пользу пострадавших на войне солдат, она стояла за одним из прилавков с сувенирами. Строгий профиль, большие глаза, четко очерченные губы… Рено вспомнил 1914 год и встречу у подъезда военного министерства, остановился и купил сразу шесть фарфоровых собачек, заплатив за них десятикратную цену. Он знал, что при первом знакомстве на женщину надо произвести впечатление. Дама ахнула, но на самом деле совсем не удивилась – Кристиана Буллер знала Луи Рено в лицо. Просто она была умна и мастерски разыграла удивление. Их познакомили, через месяц она представила его родителям, а через два месяца, двадцать шестого сентября 1918 года, состоялась свадьба.

Выдался чудесный день, двадцатичетырехлетняя невеста была прекрасна, седеющий жених казался совершенно счастливым. Щелкали фотовспышки журналистов, среди гостей были самые видные люди республики: на свадьбу пожаловал даже “отец окопников”, главнокомандующий, маршал Петен. В толпе шептались: “Рено – это Франция!” Он взглянул на Кристиану и поклялся себе, что будет вспоминать этот день всегда, когда ему станет плохо.

…Наступили тридцатые, и Луи Рено кажется, что Париж уже не тот: кареты сменились автомобилями, в них сидят нервные, неуверенные в будущем мужчины. Да и какое уж тут будущее, когда вокруг только и говорят о гражданской войне! Изменились и женщины: худые и длинные как хлыст, язвительные, нынче они, по словам русского писателя-эмигранта, фамилию которого Рено, разумеется, не запомнил, кусают мужчину сразу за кошелек. Луи Рено нынешние женщины совсем не по душе… Он поклонник прежней красоты, ему нравится, когда дама напоминает античную статую. Такой была Жанна Атто, таковы его сегодняшние подруги. А Кристиана? Что ж, у нее тоже есть друг. Молодой и, говорят, талантливый писатель Пьер Дриё Ла Рошель, автор модной книги “Мужчина, покрытый женщинами”. Кристиана старается угнаться за модой: самые модные драгоценности, самые модные друзья, самый модный мужчина… Но он не в претензии; главное – жена подарила ему сына.

Луи встряхивает своей птичьей головой – седые волосы все так же взъерошены – и освобождается от ненужных мыслей. Мощный представительский “Рено” в сорок лошадиных сил мягко катит по парижским улицам: пришло время автомобилистов, и брусчатку сменил асфальт. Господин Рено едет в свой замок Бателлери: недавно он прикупил еще сто сорок акров земли, и теперь ему принадлежит весь полуостров Сены. На светофоре он останавливается и опускает стекло, чтобы глотнуть сырого, холодного, смешанного с запахом бензина парижского воздуха, и слышит звонкие возгласы газетчиков;

— …Крепостник Бийянкура!..

— …Шесть тысяч уволенных с заводов Рено. Металлисты, обороняйтесь!

Рено оборачивается к своему спутнику:

— Послушайте, но ведь все это гнусная ложь!

— Конечно, патрон. Однако половина нации верит, что это – чистая правда, и вы никогда не переубедите ее в обратном…

Машина трогается с места, Рено откидывается на подушки сиденья. Сегодня суббота, он ушел с завода рано – около восьми вечера. Завтра светский день, придется изображать любезного хозяина. В Бателлери приедут друзья – его и Кристианы, соберется весь клан Рено и многие из тех, о ком нынче говорят и пишут. Звездой дня должен стать модный писатель, знаменитость, летчик Сент-Экзюпери – его пригласила Кристиана. Гостей ждут домик, построенный в сельском стиле, вездеходы, которые отвезут их на охоту, качающиеся у причалов яхты. Как прекрасен Бателлери светлой черепичной крышей, оконными переплетами из лакированного дерева и парадной лестницей с орнаментом из виноградной лозы, как хороши его поля, леса и фермы! Еще Луи принадлежит большое поместье Эскампобар на Лазурном берегу, но Луи Рено куда милее Бателлери, его самый первый замок, построенный в 1906 году.

День прошел прекрасно: Пьер Дриё Ла Рошель был трогательно нежен с Кристианой и надменен со всеми остальными. Господин Сент-Экзюпери поначалу казался несколько растерянным: писатель не сразу понял, кто кому родственник и кто чей любовник. Впрочем, он быстро во всем разобрался и развлек общество рассказами о своих африканских приключениях. День удался, и впереди еще множество таких же приемов, поездок на сафари, прогулок на яхте, костюмированных вечеров на открытом воздухе. Длинные автомобили, где можно обедать, флиртовать, спать и пересечь Альпы, не чувствуя тряски. Отделанные белой кожей купе на двоих в вагонах – “люкс”. Драгоценности от Картье и Шоме. Сбор омаров на острове Шозе, стрельба по фазанам в Нормандии. Океанские яхты с обшитыми красным деревом каютами, частные самолеты, армия лакеев, вышколенные личные секретари – Луи Рено давно привык ко всему этому, да и комедия с супружескими адюльтерами входила в общепринятые условия игры.

Он завтракал с Кристианой и ужинал со своей постоянной любовницей – госпожой Моро, актрисой, моложе его на тридцать лет. Обе женщины постоянно пеняли ему на невнимание и требовали подарков. Преданный секретарь, закончив доклад о положении на заводах и новых альянсах между верхушкой директората, тактично рассказывал о том, что происходит между его женой и господином Ла Рошелем.

— Мадам обедала в модном ресторане – судя по всему, не одна, ведь счет составил более двухсот франков.

— И все оплатила она?

— Да, мсье, как всегда. Говорят, мадам предложила господину Ла Рошелю забыть о прошлом и скрепить платоническую дружбу рукопожатием.

— Что еще говорят?

— Говорят, что на следующей неделе она попросит его вспомнить о прошлом…

— Что еще?

— Господин Ла Рошель готовит к изданию новый роман: он вывел вас под именем султана Мансура, а мадам – под именем его жены, прекрасной Белукии. Ключевая фраза: “Никогда прежде тело не говорило со мной так, как тело Белукии”.

С некоторых пор близкие замечают, что у мсье Рено не все в порядке со здоровьем. Врачи видят причину в афазии, малоизученной болезни почек, сопровождающейся неврологическими расстройствами. Нужна операция, но Луи и слышать об этом не хочет. Он не собирается тратить на врачей месяц жизни. Это время ему необходимо – на подходе автомобиль его жизни, недорогая удобная народная машина. Если запустить ее в производство, и “Пежо”, и “Ситроен” окажутся далеко позади. И он бы давно это сделал, не мешай ему все кому не лень! Так думал Луи Рено летом 1936 года. Он был измучен и раздражен до такой степени, что однажды изменил себе и сорвался в присутствии жены и гостей.

Был вечер на яхте “Бризеида”: темно, в воде отражались звезды, под освещенным навесом накрыт поздний обед. Гости расселись, во главе стола – хозяин; и тут Луи Рено, мило улыбнувшись, зачитывает вслух телеграмму, посланную Кристиане Пьером Дриё Ла Рошелем. Телеграмма предельно откровенна.

Гости молчат, Кристиана багровеет. “Не хочешь ли ракового супа, дорогая?” – спрашивает ее Луи. После обеда гости пошептались и сошлись на том, что мсье Рено устал… Его имя тогда не трепал только ленивый: ходили слухи, что рабочие со дня на день займут заводы Рено в Бийянкуре.

…Толпы беженцев, обезумевшие, потерявшие свои части солдаты, растерянные генералы… В небе Франции хозяйничают немецкие бомбардировщики. Танки и грузовики “Рено” горят как свечки. В 1940 году немцы маршем прошли по Елисейским полям, и Франция была наполовину оккупирована, сохранив, правда, правительство, колонии, флот и даже какое-то подобие армии. Теперь каждый сам решал, что делать дальше: поддерживать новый порядок или начинать борьбу. Луи Рено тоже предстояло сделать выбор – разница лишь в том, что он решал не только за себя. За его плечами были гигантские заводы, колоссальные запасы сырья, тридцать тысяч рабочих и дело всей его жизни. Он хотел одного: выпускать автомобили, война же, с его точки зрения, была лишь временной помехой…

Луи должен выполнять свои обязанности, а от них у любого голова пошла бы кругом.

Как спасти заводы от захвата немцами? Как скрыть сотни тонн никеля, каучука, олова, спрятанных в пришвартованных на набережной Сены баржах? Как могут его заводы выпускать автомобили, если частным лицам не продают бензин?

Сознание Луи Рено пока остается ясным, но болезнь прогрессирует: речь в минуты волнения нарушается, окружавшие не всегда понимают, что он имеет в виду. Огромное предприятие медленно дрейфует на скалы, а утративший связь с реальностью капитан стоит, намертво вцепившись в штурвал, и никому не отдает управление.

Рено превращает завод в огромное сельскохозяйственное предприятие: Франция голодает, и он снабжает едой весь свой клан, всех друзей, всех директоров своих заводов. Пайки получают госпожа Моро и управляющие, грузовик с продуктами пробирается в провинцию, где доживает свой век Жанна Атто.

Однажды Рено наблюдал, как работал на тракторе инженер с его завода, которого пригласили помочь освоить новую технику. Инженер хорошо вел борозду, и Рено воскликнул: “Беру вас в трактористы!” Инженер намекнул, что у него уже есть хорошая работа и для того, чтобы ее добиться, он получил высшее образование. Услышав это, Рено оскорбился: “Вы больше не входите в число моих сотрудников!”

Луи становился все более вспыльчивым. Забыв ключи от машины, он мог в бешенстве разбить камнем стекло. Те, кто давно с ним работал, поражались – патрон стал неузнаваем. Входя в конструкторское бюро, он с трудом подыскивал слова, в лучшем случае выдавливал из себя: “Работайте, работайте…”

Его письма уехавшей из Парижа жене напоминали крик отчаяния: “Когда мне плохо, я стараюсь надеяться. Надейся, как и я, моя любовь и мое сердце рядом с тобой…”

Разум Луи Рено погружался в сумерки, но тем не менее он оставался единоличным владельцем огромного предприятия. Он не сказал “нет” немцам и тем, кто с ними сотрудничал, – ему и отвечать за перевозившие солдат вермахта грузовики и двигатели для люфтваффе, собранные на заводах “Рено”. Сопротивление знало обо всех грехах концерна, но юридически досье Луи Рено оставалось пустым: во Франции действовало законное правительство, и заключенное им перемирие обязывало французские фирмы сотрудничать с оккупантами… С точки зрения закона Рено был неуязвим – но кто смотрит на закон во времена войн и революций?

В августе 1944 года Париж праздновал освобождение. Город веселился, город пел, а расплата за унижения оккупации была короткой: коллаборационистов ставили к стенке, гулявших с немецкими солдатами девушек брили наголо. Луи Рено никто не искал: он мог свободно уехать за границу, но решил явиться к властям, и его отправили в тюрьму Френе.

Совсем недавно в камерах Френе методично пытали подпольщиков и английских агентов. Теперь здесь расстреливали тех, кого подозревали в связях с оккупантами. Начальник тюрьмы не владел ситуацией: из-под его контроля вышло целое крыло тюрьмы. Чтобы хоть как-то защитить именитого арестанта, начальник поместил Луи в лазарет, в одиночную камеру. Но это мало облегчило его участь. Рено страдал клаустрофобией, его терзали доносившиеся снизу стоны и крики; вскоре он впал в забытье и начал бредить.

Дальнейшее известно по свидетельствам тех, кто видел его в тюрьме. Медсестра, посещавшая Рено, записала его слова:

— Они национализируют мои заводы, но я равнодушен к богатству. Мне хотелось бы иметь всего один цех, этого хватило бы, ведь я сам способен изготовить все детали автомобиля… Если бы я отказался запустить производство, то заводы работали бы и без моего участия, причем на полную мощность, а при мне они еле-еле функционировали…

Медсестра уверяла, что до ее ухода из лазарета Рено пребывал в полном здравии. Уже через несколько дней после этого адвокат, наблюдавший за узником в окошечко камеры (внутрь его не пустили), увидел, что тот не может встать с постели. Когда на свидании Кристиана пообещала, что через два-три дня вызволит его из тюрьмы, Рено ответил: “Слишком поздно. Меня убьют раньше, они приходят по ночам”. На следующий день жена снова приехала в тюрьму, но ее не пустили. В то же утро кто-то видел Рено лежащим без сознания, с забинтованной головой. Тюремщик сказал: “Этой ночью его отдубасили. Они не знают пощады. Спорить бесполезно”.

Алекс Макдермотт

по материалам журнала “Караван историй” Рено отправили в больницу. В госпиталь Сен-Жан-де-Дье привезли умирающего, но Луи Рено и здесь проявил свой характер: он умирал девятнадцать дней. После кончины рентгеновские снимки показали, что затылочная кость черепа Луи Рено была сломана.

Его смерть пришлась многим на руку: живой Рено мог бы восстановить свое доброе имя, но, умерев, превратился в изгоя. Его ближайшие соратники на суде были оправданы, некоторые даже получили благодарность – они доказали, что по мере сил тормозили производство. Рено ничего уже не мог сказать в свое оправдание. Его империю конфисковали, подбирались и к личному состоянию. Сразу после смерти Рено семья начала хлопотать о его реабилитации.

Эта борьба с переменным успехом продолжается до сих пор: пока вдове и сыну не удалось выиграть ни одного процесса, зато им выплатили многомиллионную компенсацию, а по дорогам всего мира бегают десятки тысяч компактных и проворных автомобилей “Рено”.

Алекс Макдермотт

Луи Рено вошел в историю автомобильной индустрии как гениальный инженер и промышленник, чьи изобретения навсегда изменили автопроизводство. При этом в жизни самого конструктора нашлось место не только стремительному взлету, но и сокрушительному падению.

Из «золотого мальчика» в промышленные магнаты

Рено была уготована судьба «золотого мальчика»: ему повезло родиться в семье богатого коммерсанта, сделавшего себе состояние на галантерее и дамских аксессуарах. Впрочем, Луи совершенно не интересовало делом отца: он грезил всем, что связано с техникой, и уже в 11 лет самостоятельно оборудовал свой персональный сарайчик с электролампой и кислотным аккумулятором. Пока сверстники Луи постигали науки, мальчик мечтал лишь об одном - поскорее разобраться в сложной конструкции паровой машины. Чтобы приблизить мечту, он катается на паровозе со знакомым кочегаром, а в 13 лет поступает в подмастерье к Леону Серполе, который собирал паровые автомобили.


Леон Серполе, учитель Рено, за рулем одной из своих первых паровых машин

Чуть позже, несмотря на имеющиеся опыт и рвение, Рено с треском провалит экзамены в техническую школу. Во Франции тех лет для абитуриентов-неудачников был один путь - служить родине. Казалось бы, Луи должен был расстаться с мечтой, но даже на службе он не переставал постигать инженерную науку. Из армии Рено вернулся не с пустыми руками - он приехал домой на автомобиле «Де Дион-Бутон» , который подверг глубочайшей модернизации. На его доработку обратили внимание, и Луи решил начать посторойку собственных автомобилей, пока в обычном сарае.


Рено в сарае под Парижем, где был собран первый автомобиль марки, впоследствии ставшей одной из легенд мирового автопрома

На Type A , а именно так называлась первая модель Рено, впервые в истории был установлен карданный вал для передачи усилия на заднюю ось. Машина была оснащена полноценным рулем и трансмиссией с прямой передачей. Следующая модель Рено тоже стала прорывной: Type B был первым в истории автомобилем с закрытым кузовом, а ведь с момента изобретения самой конструкции талантливыми немцами, не прошло и пяти лет!


Следом за моделями A и B осенью 1899 года Рено анонсирует миру и Type C . Уже в апреле 1900-го новинка будет представлена на автомобильном салоне в коммуне Венсен, который прошел в рамках Всемирной выставки

Последующие успехи компании на рынке тесно связаны с автоспортом, который в те годы стремительно набирал популярность. Автомобили теперь уже семейного предприятия братьев Рено одерживают несколько ярких побед, и заказы начинают сыпаться в огромных количествах.


Первых спортивных успехов компания Рено добилась очень быстро, буквально через несколько лет после основания

Да, именно в начале ХХ века и создавалась великая спортивная марка, которая спустя годы станет непобедимой в «Формуле-1» . А ведь Луи Рено едва не отказался от участия в соревнованиях, и повод у него был очень серьезный. В 1903 году в гонке погибает его брат Марсель, и Луи дает себе обещание обходить автоспорт стороной. К счастью, этот внутренний запрет продержался недолго, конструктор понял, что лучшего полигона для испытаний новой техники, чем трек, быть не может.

Роковая ошибка и возвращение к корням

До Первой мировой войны фирма весьма неплохо заработала на производстве автобусов, став фактически монополистом на французском рынке такого рода техники. Ну а потом… пришлось помогать своей стране в борьбе с врагами, и предприятие Рено переключилось на выпуск армейских грузовиков и танков. Историки не без оснований полагают, что вклад фирмы в расклад сил на Западном фронте был неоценим. Впрочем, когда война закончилась, компания быстро вернулась к истокам, наладив выпуск сразу нескольких автомобилей, сегодня причисляемых к представительскому классу. А вот про малолитражки в Renault забыли до 1938 года.


Французский рекламный плакат модели Renault Vivastella , 1935 год

Следующий, 1939 год можно считать поворотным в истории как самого Луи Рено, так и его компании. На Берлинском автосалоне Рено знакомится с Адольфом Гитлером, который советует французскому конструктору наладить выпуск доступной малолитражки 4CV . По словам самого Рено, после войны Франция станет бедной страной, и ей будут нужны дешевые автомобили.


Во время Второй мировой заводы Рено вновь переключились на выпуск военной техники. На фото: легкий танк Renault FT-17 с экипажем из двух человек

И война пришла. Фашистские войска маршировали по Парижу, а предприятия Рено перешли под контроль немцев и вновь начали выпускать военную технику. В 1944 году авиация союзников разбомбила все заводы компании, а в августе того же года Луи Рено был арестован за пособничество нацистам. Генерал Шарль де Голль не стал делать скидок на известность промышленника и разбираться в деталях. Рено был помещен в тюрьму, откуда спустя два месяца был доставлен в госпиталь с пробитой головой: 24 октября 1944 года гениальный конструктор и инженер скончался, так и не дождавшись суда. Впрочем, придуманная им малолитражка 4CV вскоре была запущена в производство, хотя впервые сошла с конвейера уже после смерти своего создателя - в 1947-м.


Установка двигателя на модель 4CV , последнюю машину Луи Рено

Покорение России

История автомобилизации нашей страны тесно связана с маркой Renault , причем началось все 110 лет назад. Да кто бы мог подумать, но уже в 1907 году в России появился первый официальный дилер Renault , и им стал никто иной, как Петр Александрович Фрезе - талантливый инженер и отец первого российского автомобиля. Акционерное общество Фрезе занималось продажей как французских автомобилей, так и созданием собственных конструкций на тех же агрегатах. Особо ко двору в прямом смысле слова автомобили Луи Рено пришлись в 1913 году, когда в парке Николая II насчитывалось целых пять Renault , которые самодержец очень любил. Во время Первой мировой войны французские грузовики возили русских солдат на передовую, а в 1916-м было создано акционерное общество «Рено Россия» с заводом в Рыбинске.

Спустя год в стране началась революция, и предприятие было национализировано, а потом и вовсе перестало существовать. Тут история французской марки в нашей стране могла бы закончиться, хотя В.И. Ленин ездил на автомобиле Renault , а в конце 1930-х французские автомобили работали в качестве такси в Москве. Тем не менее растущая в мире напряженность, Вторая мировая и передел Европы остановили сотрудничество Франции и СССР в автомобилестроении на долгие годы. Лишь в начале 1960-х французы вернулись к нам, чтобы остаться, надеемся, навсегда.

Советский автопром искал свой путь, и во многом его становлению мы также обязаны Renault . Начиная с 1970-х годов СССР и Франция заключили несколько соглашений о сотрудничестве в сфере производства автомобилей. В какой-то момент мы даже чуть не стали выпускать французские автомобили под своей маркой, но сыграла роль политическая конъюнктура, и от Парижа нам достались лишь технологии производства. Что, впрочем, тоже немало.


Первые Renault Mégane на Манежной площади. Начало новейшей истории марки в России

В 1998 году историческая справедливость была восстановлена. В Москве, на территории АЗЛК, открылся завод Renault . Это возвращение можно считать почти триумфальным, хоть и произошло оно спустя почти век. Сейчас мы с трудом представляем себе наши города без Duster, Sandero и Logan . Они стали и честными работягами, и членами семей, и одними из самых популярных в службах такси. Но французская марка решила не останавливаться на успехах своих малолитражек. Буквально недавно в России стартовали продажи нового кроссовера Koleos .

Koleos отражает новую философию бренда и его стремление быть одновременно и премиальным, и относительно доступным. Его предшественник был достаточно компактным, а вот новый автомобиль уже претендует на звание самого большого в модельном ряду. Помимо внушительных размеров, кроссовер может похвастаться целым арсеналом новейших технологий как для безопасности, так и для удобства пассажиров.

Наконец, недавно компания Renault предложила новую концепцию: . По прогнозам инженеров, полностью электрический и совершенно автономный концепт-кар Symbioz появится на дорогах к 2030 году. История продолжается!

Фото: adoc-photos / Contributor / Getty Images, Heritage Images / Contributor / Getty Images, adoc-photos / Contributor / Getty Images, Apic/RETIRED / Contributor / Getty Images, Hulton Archive / Stringer / Getty Images, Apic/RETIRED / Contributor / Getty Images, Fox Photos / Stringer / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, INA / Contributor / Getty Images, Antoine Gyori - Corbis / Contributor / Getty Images

Луи Рено (Louis Renault, 28 февраля 1877 — 24 октября 1944) — французский промышленник, один из основателей компании Renault (Рено).

Луи Рено родился на исходе XIX века. Сын преуспевающего мануфактурщика, делами отца он не интересовался, ни прилежанием, ни послушанием не отличался, был закоренелым прогульщиком и свободное время предпочитал проводить в механических мастерских. Доподлинно известно, что в 11 лет юное дарование электрифицировало свою комнату при помощи оригинальной батареи, у которой цинковые пластины опускались в кислоту посредством тяг, подвешенных у изголовья кровати. Годом позже любознательный школяр "зайцем" проехал на тендере локомотива экспресса Париж - Руан, изучая работу паровой машины. Об этом подвиге прослышал знаменитый конструктор дорожных паровиков Леон Серполе, пригласивший подростка поездить на его трицикле. Тот настолько проникся новыми ощущениями, что уговорил отца купить ему одноцилиндровый мотор "Рanhard", который был приспособлен для привода станков в личной мастерской Луи. Мастерская и сейчас остается одной из достопримечательностей Парижа как напоминание о том, с чего начиналась компания "Renault" - одна из самых мощных промышленных групп Франции.

Свой первый автомобиль он создал в 1898 году, вместе с двумя помощниками модифицировав автомобиль «De Dion-Bouton» с двигателем мощностью 3/4 л.с. Основными нововведениями были передача крутящего момента от двигателя через трёхскоростную коробку передач (конструкцию которой он запатентовал через год) с высшей прямой передачей и карданный вал. Эту машину он назвал «Voiturette» (Корзина).

Выиграв 24 декабря 1898 года пари с друзьями, что его машина сможет подняться вверх по склону Лепик на Монмартре, Луи Рено получил заказ на изготовление 13 подобных автомобилей. Видя коммерческий потенциал своего изобретения, он, вместе со своими двумя старшими братьями, Марселем и Фернаном, 25 февраля 1899 года основывал фирму «Société Renault Frères». Изначально управление компанией было возложено на старшего брата, Луи же взял на себя дизайн и конструкторскую работу, но с 1908 года, после ухода Фернана в отставку по состоянию здоровья, управление фирмой перешло к Луи (Марсель погиб во время автопробега Париж-Мадрид в 1903 году).

Став единственным владельцем, Луи Рено продолжил развивать компанию. Его изобретения, такие как гидравлический амортизатор и барабанный тормоз дошли до нынешних времён. С началом Первой мировой войны фирма перешла на производство необходимой для армии техники. После окончания Первой мировой войны Луи Рено был награждён Орденом Почётного Легиона. В 1918 году у Луи и его 21-летней жены родился сын — Жан-Луи.
К 1920 году фирма Рено производила широкий спектр техники: от малолитражных автомобилей, грузовиков и сельскохозяйственной техники до промышленных и судовых механизмов. В начале 20-х годов Луи реорганизовал концерн по принципу «вертикальной интеграции». Для увеличения производительности труда - ужесточил дисциплину на производстве. С 1934 года из-за снижения заработной платы, связанной с ужесточением трудовой дисциплины и экономическим спадом, начались волнения рабочих. Только вмешательство правительства в переговоры с рабочими позволило погасить конфликт. В связи с уступками рабочим у компании снизились доходы и Renault вынуждена вернуться к производству малолитражек.

C 1939 года Renault вновь стала одним из самых важных поставщиков для французской армии до падения Франции в 1940 году. Во время оккупации Франции во Второй мировой войне компания Renault оказалась под контролем немцев, и на ключевых должностях оказались люди из Daimler-Benz. После налёта союзников и уничтожения завода в марте 1942 года у Луи произошла афазия.
После освобождения Франции Луи Рено был арестован по обвинению в промышленном сотрудничестве с нацистской Германией и отправлен в тюрьму Френ, где он подвергся жестокому обращению. С проломленным черепом его доставили в госпиталь Вилль-Эврар, где он и умер 24 октября 1944 года в возросте 67 лет. Никакого расследования не производилось. Три месяца спустя компания Renault была национализирована.

В 1967 году единственный наследник Луи, его сын Жан-Луи Рено, получил небольшую компенсацию, однако Луи официально не реабилитирован.

После национализации компании она продолжела мощно развиваться и на сегодняшний день является национальным достоянием Франции.

Луи Рено (фр. Louis Renault) родился 28 февраля 1877 (по другим источникам, 12 февраля 1877) в самой обычной французской семье. В то время никто не мог подумать, что этот неприметный с виду мальчик оставит после себя заметный след в истории автомобилестроения и впишет свое имя в историю, став одним из основателей автомобильной компании Рено (Renault). Он был четвертым ребенком в семье французского бизнесмена. С самого детства маленького Луи интересовала различная техника, поэтому довольно много времени он провел в мастерской Леона Серполе, конструктора паровых машин. Попутно Луи изучал старые двигатели Панхард (Panhard) в загородном доме своей семьи, который находился в Булонь-Бийанкуре.

В 1898 году, вместе со своими помощниками, Луи Рено создал свое первое творение – модифицированный автомобиль «De Dion-Bouton» с трехскоростной коробкой передач с высшей прямой передачей, через которую крутящий момент передавался на карданный вал, и с мощностью в 1.75 лс. Уже через год эта коробка передач была им успешно запатентована. Его первая машина была названа «Корзина» (фр. «Voiturette»).

В декабре того же года Louis Renault заключил со своими друзьями пари. Он утверждал, что созданный им автомобиль поднимется на склон Лепик, расположенный на Монмартре. Выиграв спор, Луи Рено создает еще 13 таких же машин на заказ.

Через год, 25 февраля 1989, со своими старшими братьями Фернаном и Марселем, Louis Renault основал «Société Renault Frères» - свою первую фирму по производству автомобилей. Ее появлению способствовал большой коммерческий потенциал первых созданных им машин. Поставив во главе управления старшего брата, Луи занялся конструкторской и дизайнерской работой. Он стал управлять компанией лишь в 1908 году, когда Фернан ушел из фирмы в связи с проблемами со здоровьем. Другой его брат – Марсель – умер в 1903 году на автопробеге Париж-Мадрид.

Возглавив свою фирму, Луи Рено решил продолжить ее развитие. Некоторые из его изобретений дошли до наших дней. Этими изобретениями были гидравлический амортизатор и барабанный тормоз. После начала Первой Мировой во йны его компания Renault стала производить необходимую технику для армии. Впоследствии Луи Рено был вручен Орден Почетного Легиона. Вскоре после войны у Louis Renault рождается сын, названный Жаном-Луи.

В 20-е годы ХХ века компания Renault занималась производством не только автомобилей, но также сельскохозяйственной техники и различных судовых и промышленных механизмов. Примерно в это же время концерн Луи Рено стал работать по принципу вертикальной интеграции.

В 30-е годы в компании стали происходить забастовки рабочих, которые были недовольны понижением заработной платы и ужесточением дисциплины труда. Эти волнения были прекращены правительством, которое вынуждено было принять меры и пойти на уступки. Из-за этого доходы Renault значительно снизились, и, чтобы поднять их, компания стала снова заниматься производством легковых малолитражных автомобилей.

В самом начале Второй Мировой войны компания Луи Рено вновь поставляет военную технику своей армии. Так было до 1940 года – года падения Франции. Компания Renault оказывается под влиянием немецких захватчиков, и все ее должности стали заняты людьми из Даймлер-Бенц (Daimler-Benz). Через 2 года завод был уничтожен союзниками, а у Louis Renault была обнаружена афазия (потеря речи).
Вскоре после освобождения страны Луи Рено обвинили в сотрудничестве с нацистами из Германии и арестовали. Позже его отправили в тюрьму Френ, где он подвергался жестоким избиениям.

Louis Renault скончался от черепно-мозговых травм 24 октября 1944 года во французском госпитале Вилль-Эврар. Никто так и не стал расследовать его смерть… Спустя несколько месяцев компанию Renault национализировали.

Его единственный сын Жан-Луи в 1967 году получил компенсацию за смерть отца. Но официально до сих пор сам Луи Рено так и не был оправдан в обвинении…