Чем отличается вариатор от автомата и робота: какие КПП лучше, плюсы и минусы, описание, видео . Что выбрать: вариатор или автомат

Многие водители считают, что коробки передач делятся на две группы: механические и автоматические. В некотором роде это действительно так, но автоматическая коробка передач бывает классическая, которую все привыкли называть “автоматом” (АКПП), и вариатор (CVT). Оба этих варианта коробок передач сейчас прочно вошли в массовый сегмент автомобильного рынка. Но при этом ходит много слухов, часть из которых правдива, о надежности, экономичности, скоростных характеристиках каждой из них. В рамках данной статьи рассмотрим, какие действительно имеются плюсы и минусы у вариатора и автомата, и чем они отличаются друг от друга.

Обратите внимание: В рамках данной статьи рассмотрены именно автоматическая коробка передач и вариатор. На рынке еще присутствует так называемый “робот” - это еще одна группа автоматических трансмиссий. В процентном соотношении вариатор и робот устанавливаются примерно на 25% автомобилей с автоматической трансмиссией в данный момент, а полноценный автомат на оставшихся 50%.

Коробка автомат

Стандартная автоматическая коробка передач используется на массовых автомобилях гораздо дольше, чем вариатор, оттого и имеется миф о ее большей надежности.

Конструкция такой коробки передач немного может отличаться, в зависимости от производителя, но, в целом, устроена она следующим образом. Крутящий момент от двигателя передается через гидротрансформатор. Работа проходит под давлением, то есть между агрегатами нет жесткого зацепления. Можно подумать, что из-за отсутствия жесткого зацепления и ломаться нечему, но это не так. В конструкции автоматической коробки передач присутствуют валы с планетарной передачей и стальные диски с фрикционами, при сжатии и разжатии которых происходит переключение передач, то есть подключение необходимых муфт. Еще два важных элемента в конструкции автомата - это гидроблок и насос высокого давления.

Из-за чего ломается коробка автомат

Рассмотрев упрощенно конструкцию работы автомат, можно понять, что на самом деле конструкция автоматической коробки передач достаточно простая. Чаще всего причиной ее поломки является неправильное обслуживание. Водители зачастую не меняют масло в АКПП, что и приводит к серьезным проблемам.

В процессе работы коробки передач масло в ней постепенно теряет свои свойства и в нем появляется много мусора. Это приводит к тому, что забиваются элементы коробки передач - фильтры, гидроблок, радиатор и так далее. В итоге, масляный фильтр не может работать нормально и создавать необходимое давление, что приводит к прокручиванию фрикционов на металлических дисках. Водитель ощущает эту проблему как толчки при переключении коробки передач, либо вовсе коробка перестает включать нужные передачи.

Указанные выше проблемы в коробке передач могут привести к еще большим неприятностям, вплоть до физического повреждения планетарных шестерен и износа фрикционной накладки гидротрансформатора.

Обратите внимание: Приобретая б/у автомобиль с автоматической коробкой передач, обязательно убедитесь, что у масла АКПП нет запаха гари. Если такой запах присутствует, это явно указывает на наличие прогаров у фрикционов и их высокий износ. Коробка передач с такими дефектами долго не проработает.

Какой ресурс у автомата

Водители, которые привыкли ездить на механике, часто говорят, что не переходят на автомат из-за их малого ресурса работы. Такое мнение сложилось об автоматических коробках передач довольно давно, несмотря на то, что многие автопроизводители выпускают крайне надежные АКПП.

Например, многие японские автомобили выпуска конца 80-90х годов на АКПП до сих пор передвигаются на родных автоматах, над которыми проводились минимальные работы, тогда как их пробег уже превышает 500 тысяч километров.

На самом деле, ресурс автомата напрямую зависит от его обслуживания. Несмотря на то, что в книгах на по технической эксплуатации автомобиля не всегда указывается необходимость смены масла в АКПП, делать это нужно обязательно каждые 50-70 тысяч километров пробега. Вместе с заменой масла в автомате нужно обязательно заменить масляный фильтр и очистить радиатор. В идеале при выполнении таких работ также убрать скопившуюся на дне корпуса автомата стружку и другие продукты отработки.

Плюсы и минусы автомата

Выделим явные плюсы автоматической коробки передач:


Отметим и минусы автомата:

  • Низкая динамика. Разгоняться автомобиль на автомате будет медленнее, чем на механической коробке передач (при умелом использовании) или на вариаторе;
  • Наличие передач. Несмотря на плавность работы, некоторые при переключении передач толчки водитель может ощущать. У вариаторов такой проблемы нет, поскольку фактически нет переключения передач;
  • Затраты КПД на работу. Поскольку работа происходит при помощи гидротрансформатора под давлением масла, при этом отсутствует прямое соединение трансмиссии с двигателем, тратится частично КПД. Из этого вытекает и больший расход топлива на автомобилях с АКПП.

Как можно видеть, автоматическая коробка передач надежная, но имеет не идеальные мощностные характеристики. Тогда как вариатор можно считать ее некоторой противоположностью.

Вариатор

Такие коробки передач начали устанавливаться на автомобиле в середине 20 века, но сразу массовость они не набрали. Но о них вспомнили, когда потребовались коробки, которые имеют меньший расход КПД, чем обычный автомат, и при этом не требуют от водителя усилий при переключении передач.

Вариатор принято называть бесступенчатым. Как можно понять, в отличие от автомата, такая трансмиссия не имеет привычных скоростей. Конструкция коробки подразумевает наличие ведущего и ведомого шкива, которые располагаются параллельно друг другу. Они соединены друг с другом металлическим ремнем в форме трапеции. Конусы вариатора имеют сдвижные половины. В момент, когда ведущий шкив раздвинут, вращение ремня идет по малому диаметру, можно считать это аналогом высокой передачи на автомате. Когда же шкив сдвинут, ремень вращается по большому диаметру, тем самым получается максимальное передаточное число, то есть первая передача.

В зависимости от плавного передвижения шкива, меняется передаточное число. Это и приводит к повышению/понижению скорости, хотя как таковых скоростей, как в автомате, в вариаторе нет. Поскольку передача момента от двигателя к трансмиссии и колесам жесткая, удается свести к максимуму передачу КПД.

Из-за чего ломается вариатор

Как и в случае с автоматом, к выходу из строя вариатора ведет его неправильное обслуживание. Такие коробки передач еще более требовательные к маслу, чем автоматы. Замена масла в вариаторе также проводится каждые 50-70 тысяч километров, и здесь это делать обязательно. Если не заменить вовремя масло в вариаторе, тогда:

  • Масляный насос засорится, из-за чего не сможет создавать достаточное давление;
  • Ремень начнет пробуксовывать, поскольку валы не смогут его достаточно сжимать и разжимать;
  • Это приведет к повышенному износу ремня и его разрыву, что станет причиной повреждения других компонентов вариатора.

Также стоит отметить, что в вариаторе гораздо больше электронных компонентов, нежели в обычном автомате. Соответственно, больше вероятность их выхода из строя.

Какой ресурс у вариатора


В отличие от обычного автомата, вариатор менее продолжителен по сроку службы. Даже если следить за ним и своевременно менять масло, он сможет проходить около 120-150 тысяч километров пробега, после чего порвется ремень, и это приведет к серьезным повреждениям других компонентов коробки.
Чтобы этого не произошло, рекомендуется на 120-150 тысячах километров пробега выполнить замену ремня вариатора.

Как можно понять, водитель автомобиля с вариатором должен знать, что нужно проводить своевременные диагностические и ремонтные работы с коробкой, иначе это приведет к необходимости ее капитального ремонта или замене. Чаще всего водители об этом не задумываются, не отличая вариатор от автомата, и это приводит к серьезным проблемам.

Плюсы и минусы вариатора

К плюсам вариаторов можно отнести:

  • Повышенный КПД. У вариаторов КПД примерно на 5-10% выше, чем у автоматов. Это сказывается и на расходе топлива, который на автомобилях с вариаторами меньше;
  • Плавность хода. Отсутствие передач ведет к плавной работе коробки передач;
  • Быстрый разгон. Из-за отсутствия необходимости переключения передач разгон на автомобиле с вариатором более плавный;
  • Легкое управление. Как и в случае с автоматом, в вариаторе водителю достаточно выбрать нужный режим работы, чтобы автомобиль поехал.

Что лучше - вариатор или “автомат” ? Этим вопросом зачастую задаются люди, планирующие покупку нового автомобиля с той или иной трансмиссией. В интернете существует огромное количество противоречивой информации, в которой очень легко запутаться. Мы предлагаем для вас сравнительные характеристики, преимущества и недостатки в устройстве и обслуживанию, сведения о которых собраны по отзывам реальных владельцев машин с этими двумя трансмиссиями, а также информацию о конструкции и эксплуатации как вариатора, так и автоматической коробки передач.

Конструкция и работа вариатора

Прежде чем мы перейдем к сравнительным характеристикам вариатора и автоматической КПП, вам будет полезно узнать устройство и принцип действия первого и второго агрегатов. Эта информация поможет вам сделать правильные выводы в конце повествования. Итак, начнем с вариатора.

Основное отличие вариатора (Сontinuosly Variable Transmission, CVT - англ.) от любой коробки передач (как автоматической, так и ручной) является отсутствие фиксированных передач . У каждого такого агрегата существует некий диапазон, в которых находится передаточное усилие (число) при определенных условиях в конкретный момент времени. Это становится возможным благодаря тому, что в основе работы вариатора лежит другой иной принцип работы, нежели у КПП.

Как работает вариатор? Его принцип действия заключается в использовании ременной передачи (чаще всего в современных машинах используется металлический ремень или цепь), которая передает усилия межд ведущим валом (от двигателя) и ведомым валом (идущим далее к колесам). При этом передаточное число меняется плавно за счет плавного же изменения диаметра как ведущего, так и ведомого валов. Для этого используются специальные методики. Каждый современный автопроизводитель имеет собственные наработки в этой области. Однако все вариаторы можно разделить на два основных типа:

Работа вариатора

  • клиноременной;
  • тороидный.

Основой клиноременной передачи является трапециевидный зубчатый ремень (некоторые автопроизводители используют цепь или ремень из металлических пластин). Вторая составляющая - это два шкива, которые образованы коническими дисками. Они могут изменять свой диаметр, благодаря чему возможно изменение скорости и значения передаваемого крутящего момента.

Работа происходит по следующему алгоритму. При нажатии водителем на педаль акселератора ведущий шкив передает вращение от двигателя к ведомому валу. Однако его конструкция создана таким образом, что при действии центробежных сил в силу увеличения оборотов щеки дисков сжимаются и выталкивают приводной ремень от центра шкива к его краю. А на ведомом валу происходит обратный процесс. То есть, у него щеки разжимаются и ремень двигается к центру шкива. Так плавно изменяется передаточное число и усилия. Когда педаль акселератора отпущена происходит обратный процесс.

Схема работы тороидного вариатора

Тороидный вариатор имеет другой принцип действия. Вместо валов у него имеются два колеса со сферической поверхностью. Между зажаты ролики. Одно из колес - ведущее, второе - ведомое. Изменение значения передаваемого крутящего момента и передаточного числа возникает в силу изменения силы трения между колесами и роликами. Изменение положения роликов в поперечной плоскости позволяет изменять и передаточное число. Когда ролик находится горизонтально, то ведущее и ведомое колеса крутятся с одинаковой угловой скоростью. Когда же ролики меняют свое положение, изменяется и передаточное число.

Однако в силу сложности конструктивных решений и технологий изготовления отдельных частей тороидные вариаторы используются редко. Поэтому в дальнейшем мы будем рассказывать о клиноременных устройствах , как наиболее популярных в автомобилестроении.

Масла для вариаторов отличаются от других . Они имеют соответствующее обозначение - CVT. Дело в том, что эти масла не только смазывают, но и предотвращают проскальзывание . Именно благодаря этому свойству становится возможным эксплуатация ремня по передаче крутящего момента между валами. В связи с этим нельзя допускать “масляного голодания”. В противном случае ремень или цепь начнет проскальзывать по рабочим поверхностям валов, тем самым значительно изнашивая их.

Работа автоматической КПП

Основными элементами автоматической коробки передач являются гидротрансформатор и механический редуктор. Гидротрансформатор в данном случае выполняет роль автоматического сцепления, а редуктор передает механическое усилие между шестернями. Крутящий момент от вала двигателя передается посредством гидротрансформатора, который работает, основываясь на имеющемся давлении масла. Также в конструкцию АКПП входят стальные диски с фрикционами, а также муфты. Они выполняют механическую функцию сцепления, то есть, при их сжатии и расжатии выполняется включение необходимых муфт, которые в данном случае выполняют роль передач в коробке.

АКПП имеет свои преимущества и недостатки, о которых мы поговорим далее. Именно они позволят нам увидеть, чем вариатор отличается от автомата и что лучше в тех или иных условиях.

Работа вариатора

Работа автоматической КПП

Преимущества и недостатки вариатора

Для наглядности плюсы и минусы вариатора представим в виде таблицы.

Преимущества Недостатки
Плавность движения. Ускорение автомобиля происходит без рывков, которые характерны для КПП. Движение напоминает езду на электромобиле (например, Tesla) или электрическом подъемнике. Вариатор невозможно установить на машины с мощными двигателями (от 220 л.с. и выше). Это связано с тем, что мощные двигатели оказывают значительное усилие на приводной ремень или ролик вариатора.
Высокий КПД. Благодаря ему значительно сокращается время передачи полезной мощности с двигателя на трансмиссию. Из-за этого автомобиль становится более динамичным при разгоне. Особенно это ощущается на скоростях от 50-60 км/ч и выше. Высокая стоимость трансмиссионного масла. Кроме этого, вариатор очень требователен к его качеству. Поэтому, как правило, необходимо покупать только оригинальное масло, которое стоит значительно дороже бюджетных аналогов.
Значительная экономия топлива. Она становится возможной благодаря плавному набору скорости и торможению и более высокому КПД, чем у АКПП. Наличие большого количества электроники и датчиков увеличивает вероятность поломки электронной системы управления вариатором. Как следствие, в результате даже незначительной поломки электроники вариатор может быть переведен в аварийный режим или попросту отключен.
Машина с вариатором является более экологичной вследствие меньшего расхода топлива (меньше выброс СО2). Сложность ремонта. Зачастую при возникновении неисправностей возникает проблема с поиском автосервисов, занимающихся ремонтом вариаторов (особенно это актуально для небольших городов). Кроме этого, стоимость ремонта будет выше, чем у АКПП.
Щадящий режим работы. Выбор условий эксплуатации во многом выполняет электроника, которая выбирает оптимальные рабочие режимы с тем, чтобы уменьшить износ деталей и продлить срок их эксплуатации. На машине с вариатором нельзя буксировать прицеп или другие транспортные средства, а также буксировать саму машину с выключенным двигателем.

Помните, что на машине с вариатором нельзя буксировать прицеп или другие транспортные средства. Также нельзя буксировать саму машину с выключенным двигателем. Исключение составляет случай, когда вывешивается приводная ось.

Теперь для создания полноты картины перейдем к описанию преимуществ и недостатков автоматической трансмиссии. Это даст нам возможность определиться с выбором, что лучше - коробка-автомат или вариатор.

Преимущества и недостатки АКПП

Информацию о них также приведем в виде таблицы.

Преимущества Недостатки
Высокая надежность агрегата. Современные АКПП рассчитаны на эксплуатацию с пробегом в несколько сотен тысяч километров (более 300 тыс км гарантировано, обычно больше при должном уходе). При этом возможны любые условия эксплуатации. Это же относится и к автоматическому сцеплению, чьи функции выполняет АКПП. Низкий КПД, вызванный значительными потерями в гидротрансформаторе. Поэтому используется далеко не вся полезная мощность двигателя,
Относительная простота ремонта. В отличие от вариатора отремонтировать АКПП не представляет особых проблем. Этим занимаются большинство СТО. Кроме этого, стоимость ремонта АКПП значительно ниже. Высокий расход топлива. Это является следствием предыдущего пункта. Автомобили с АКПП расходуют больше горючего, чем машины с вариатором.
АКПП не так требовательна к качеству трансмиссионного масла. Необязательно (хотя и желательно) пользоваться оригинальным маслом, вполне можно обойтись более дешевым аналогом. Худшие динамические характеристики. В частности, разгон машины с АКПП происходит медленнее, чем у аналога с вариатором или с МКПП.
Щадящее отношение к двигателю. Переключение скоростей происходит без необходимости набора высоких оборотов мотора. Рывки машины при автоматическом переключении передач (хотя современные многоступенчатые коробки менее подвержены этому недостатку, поскольку у них большее количество передач).
Большее количество используемого трансмиссионного масла (8-10 литров против 5-8 у вариатора и 2-3 у “механики”).

Одним словом, АКПП на сегодняшний день является более надежной системой, особенно при пробеге свыше 100 тысяч километров. Единственным условием, как и в любом автомобильном агрегате является своевременный и достаточный уход.

Дополнительные сведения об автоматической трансмиссии

Приведем еще несколько интересных фактов, которые наверняка помогут будущему автовладельцу, и он сможет определиться, какая коробка передач лучше - автомат или вариатор.

График разгона машины с вариатором и АКПП

  1. Объем трансмиссионного масла в АКПП больше (хотя и незначительно, это зависит от конкретной модели). Но это зачастую не сказывается на стоимости, поскольку цена оригинальной жидкости для вариатора, как правило, выше.
  2. Замену масла и фильтров на вариаторе необходимо проводить чаще . А в процессе эксплуатации следить, чтобы оно не почернело и не потеряло своих характеристик, поскольку его качество критически важно для агрегата.
  3. Обычно автопроизводители рекомендуют менять масло в вариаторе через каждые 60 тысяч километров пробега. Однако по отзывам многих автовладельцев машин с вариатором лучше делать это раньше, приблизительно на 50 тысячах . Причем необходимо выполнять замену не только непосредственно масла, но и фильтров, благо стоят они недорого.
  4. На вариаторе нельзя резко стартовать с места . Вся суть его работы сводится к оптимизации скорости и крутящего момента с тем, чтобы механизм работал в щадящем режиме. Поэтому, если вы любите “погонять”, то такой вариант трансмиссии вам явно не подойдет. Также на вариаторе нельзя буксовать и тянуть прицепы или другие ТС .
  5. Для вариатора одинаково вредны долгая езда как на самой высокой, так и на низкой скорости . Дело в том, что при этих двух условиях ремень испытывает значительные механические нагрузки, от чего он изнашивается. Кроме этого, повышается температура масла. Следует подумать о дополнительном охлаждении. Поэтому если вы часто стоите или медленно передвигаетесь в городских “пробках”, то еще раз подумайте о целесообразности покупки автомобиля с вариаторной трансмиссией.
  6. При эксплуатации машины с вариатором в значительный мороз обязательно прогрейте двигатель с тем, чтобы уменьшить вязкость трансмиссионного и других масел. В противном случае ремень вариатора будет проскальзывать, дополнительно изнашивая свою поверхность и поверхности шкивов.
  7. Нежелательно покупать машину с вариатором на вторичном рынке . Существует большая вероятность того, что проблемы в первую очередь возникнут именно с этим узлом. Проверить состояние ремня достаточно просто. Для этого нужно проехать на машине по ровной дороге с небольшой скоростью расстояние около 1 километра. Если в процессе езды вы почувствуете рывки - от покупки такой машины однозначно придется отказаться.
  8. Следите за состоянием датчика скорости . При его выходе из строя электроника переводит вариатор в аварийный режим. Если это происходит на ходу, то выполняется “торможение двигателем”, что бывает вредно для автомобиля.
  9. Своевременная замена масла для вариатора крайне важна . Дело в том, что если масло потеряет свои эксплуатационные свойства, то постепенно забьется гидроблок вариатора, соответственно, масляный насос не сможет нагнетать нормальное рабочее давление. Вследствие этого валы не смогут сжимать и разжимать ремень, он начнет буксовать на них и сильно изнашиваться. В самом худшем случае он порвется и “разорвет” все внутренности вариатора.
  10. Замену ремня вариатора необходимо производить через каждые 120...150 тысяч километров пробега вне зависимости от его состояния.

Подытожим...

Несмотря на все имеющиеся недостатки, на сегодняшний день вариаторы являются наиболее совершенным видом трансмиссии . Их преимущества оценили десятки тысяч водителей по всему миру. Что касается упомянутых недостатков, то автопроизводители постоянно работают над усовершенствованием конструкции вариаторов, поэтому можно с уверенностью сказать, что они постепенно вытеснят автоматическую и механическую трансмиссию с рынка.

Напоследок предоставим информацию с тем, чтобы дать лучшее понимание, кому больше подойдет покупка машины с вариаторной трансмиссией:

  • вариатор не любит агрессивный стиль езды;
  • не рекомендуется на вариаторной трансмиссии долгое время ехать на предельно низкой или высокой скоростях;
  • при эксплуатации вариатора при очень высокой или низкой температурах необходимо создать специальные условия;
  • машину с вариатором нельзя буксировать с выключенным двигателем (можно буксировать при вывешенной приводной оси ), а также нельзя с ее помощью буксировать другие транспортные средства или прицепы;
  • ездить желательно только по ровным дорогам, так как приводной ремень вариатора боится значительных ударных нагрузок;
  • своевременно производить замену масла и приводного ремня.

Таким образом, перед покупкой машины с вариатором необходимо подготовить себя к условиям ее будущей эксплуатации. Особенно, если вы до этого пользовались исключительно механической КПП. Однако со временем вы привыкнете и наверняка останетесь довольны выбором. Только не забывайте вовремя обслуживать вариаторную трансмиссию и соблюдать правила эксплуатации автомобиля, описанные выше.

Заключение

Учитывая всю приведенную выше информацию, можно сказать, что однозначного ответа на вопрос что лучше - вариатор или “автомат”, не существует. Ведь эти два агрегата очень отличаются друг от друга, и каждый имеет свои особенности. Поэтому выбор необходимо делать на основании условий эксплуатации машины . Кроме этого, помните, что в настоящее время на отечественном авторынке представлены вариаторы, далекие от совершенства (“сырые”). Автопроизводители постоянно работают над их развитием, и есть все предпосылки, что в будущем они займут свое место на рынке.

Вариатор или автомат – что лучше? А может робот или какая нибудь автоматическая коробка передач нового поколения, типа DSG? С этими вопросами сталкивается каждый автолюбитель, стоящий перед выбором новой машины. Сегодня коробками-автомат комплектуется множество современных автомобилей, от грузовиков до микролитражек. В этой статье мы рассмотрим плюсы, минусы и отличия между основными видами АКПП.

Всё больше автовладельцев, покупая новую машину, переходят с традиционной механической КПП на разного рода коробки-автомат. Это легко объясняется тем, что пользоваться коробкой-автомат проще и удобней . Что же касается женщин, то среди них количество приверженцев "автоматов" большинство, причем подавляющее.

В конце этой статьи смотрите видео-обзор популярных видов автоматических трансмиссий, с описанием их основных достоинств и недостатков.

Стоит также иметь ввиду, что при покупке машины на вторичном рынке, далекий от автотехники человек может легко попасться на удочку недобросовестных продавцов, выдающих робот или вариатор за классический автомат. Поэтому каждому водителю желательно уметь отличать эти виды коробок передач друг от друга.

Виды АКПП: гидротрансформатор, вариатор, робот

К автоматическим коробкам переключения передач (сокращенно – КПП) чаще всего относят следующие устройства:

  1. Гидротрансформатор (классический автомат);
  2. Вариатор (CVT);
  3. Роботизированная КПП (робот).

Каждая из них имеет свои отличия, плюсы и минусы. Так что перед тем как выявить победителя, следует их все по очереди рассмотреть более поподробно.

Гидротрансформатор (классическая коробка-автомат)

Гидротрансформаторы распространены на столько, что именно этот вид автоматических трансмиссий стал именем нарицательным для всех остальных типов АКПП – "коробка-автомат".

Характерной чертой гидротрансформатора является наличие в нем специального трансмиссионного масла, которое постоянно циркулирует по замкнутому кругу, находясь под давлением. Именно поток масла и передает крутящий момент от двигателя к колесам автомобиля.

Автоматические коробки постоянно модернизируются, и если еще лет десять назад 4-ступенчатый автомат считался нормой, то теперь это уже явный анахронизм, а его место заняли автоматы с 6, 7 или даже 8-ю передачами.

Можно выделить следующие плюсы классических автоматов:

  • Удобство в использовании;
  • Наличие ручного режима переключения;
  • Невозможность перегреть двигатель.

Но и минусы у автоматов тоже есть:

  • Высокая стоимость автомобиля с АКПП;
  • Дорогое обслуживание и ремонт;
  • Невозможность длительной буксировки;
  • Высокий расход топлива.

Тем не менее, конструкторы успешно работают над устранением всех этих недостатков, и вскоре смогут избавить автоматы от них.

Вариатор (CVT)

Вариатор – это разновидность бесступенчатых трансмиссий. Сокращенно этот тип КПП обозначается тремя латинскими буквами CVT, от английского Continuously Variable Transmission.

Отличить селектор вариатора от рычага переключения обычного автомата порой непросто и опытному автовладельцу. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, работают такие коробки абсолютно по другому.

Грубо говоря, вариатор представляет собой два шкива (диска), между которыми накинут ремень (реже – цепь). Шкивы могут сдвигаться и раздвигаться, за счет чего и происходит изменение передаточного числа.

Отличительной чертой вариатора является полное отсутствие передач и, как следствие, переключений между ними. Передаточные числа изменяются, но этот процесс идет непрерывно. Отменная плавность хода – вот главный козырь вариатора. По большому счету, разгон на машине с вариатором чем-то похож на ускорение троллейбуса. Так что комфорт водителю и пассажирам будет обеспечен.

Из-за того, что вариатору не приходится "щелкать" передачи, трансмиссия постоянно находится на пике крутящего момента, следовательно, автомобиль разгоняется шустрее.

И так, вариатор может записать себе в актив следующие плюсы :

  • Низкий расход топлива;
  • Быстрый и чрезвычайно плавный разгон;
  • Комфорт;
  • Незначительный вес.

Но повсеместному внедрению вариаторов мешают и его минусы :

  • Работает довольно шумно, что ощущается в салоне;
  • Меньший срок службы, чем у классических коробок-автомат;
  • Высокая стоимость ремонта и обслуживания;
  • Не любит резких стартов и агрессивной езды;
  • Высокая цена.

Робот (роботизированная КПП)

Роботизированные коробки передач представляют собой некий компромисс между автоматом и механической КПП.

По сути, робот – это та же "механика", только переключением передач у неё занимается блок управления, контролируемый сервоприводами. При переключениях роботом передач возникает такая же пауза, как и в автомобилях с механической коробкой.

Кроме паузы между переключениями, водителям приходится мириться и с некоторыми другими недостатками роботизированных трансмиссий. Основные минусы робота выражаются в следующем:

  • Толчки и рывки при переключениях;
  • "Задумчивость" робота;
  • Обязанность постоянно включать режим "N" (нейтраль) в пробках, воизбежание перегрева сцепления;
  • Невозможность буксировки.

Так что недостатков у этой коробки хватает, однако автомобили с ней продолжают продаваться, ведь эти минусы несколько нивелируют такие плюсы роботов:

  • Невысокая стоимость (заметно дешевле "автомата" или вариатора);
  • Более низкий расход топлива.

Несмотря на это, такие роботы уже явно отживают свой век и уступают дорогу другим разработкам, например, таким, как преселективная трансмиссия типа DSG.

Коробка передач DSG - что это такое?

DSG (Direct Shift Gearbox – коробка передач с синхронизированным переключением) является эволюционным продолжением роботизированных КПП. Еще её называют преселективной трансмиссией – это второе поколение "роботов".

Такие коробки на сегодняшний день являются наиболее совершенными. Они оснащаются сразу двумя дисками сцеплениями – один переключает чётные передачи, а второй – нечётные. По сути, это две коробки передач в одном корпусе.

Изюминка коробки DSG заключается в том, что в ней постоянно включены две передачи: во время движения сомкнут лишь один из 2-х дисков сцепления, а второй находится в постоянной готовности, и включает свою передачу сразу же, как только размыкается первый диск. Благодаря такой схеме, переключения происходят практически мгновенно, а плавность работы сравнима с вариатором.

Но даже у такой, казалось бы, идеальной КПП как DSG есть свои недостатки. Конструкция преселективных трансмиссий чрезвычайно сложна. Всё это приводит к тому, что ее обслуживание никак нельзя назвать дешевым.

Кроме того, ремонтировать коробки DSG часто не берутся даже крупные СТО. Да и их ремонт, в большинстве случаев, просто невозможен. Поэтому при поломке зачастую приходится менять всю преселективную трансмиссию в сборе, и лишь иногда можно ограничиться заменой электронного блока управления.

Также в список недостатков коробок передач DSG можно занести и перегрев сцеплений после долгой езды, в результате чего со временем при переключениях появляются толчки.

Учитывая все вышеперечисленное, мы считаем, что преселективные трансмиссии, несмотря на всю их технологичность, еще достаточно "сырые", слишком дорогие и неремонтопригодные.

После того, как мы изучили сильные и слабые стороны автоматических коробок переключения передач, можно вернуться к рассмотрению вопроса о том, что же лучше – вариатор или автомат? Но однозначного ответа на него не существует.

Сторонники автоматов опираются на достаточно высокую надежность таких коробок, их удобство, наличие различных режимов работы и возможности самостоятельного переключения. Вариаторы они хают за шум в салоне, невысокий ресурс и периодические перегревы, что прямо ведет к дорогостоящему ремонту, а то и замене КПП.

С другой стороны, сторонники вариатора прямо говорят, что после езды на авто с такой коробкой, даже самые плавные автоматы кажутся "дерганными". Кроме того, вариаторы имеют более низкий расход топлива. Что же касается более высокой стоимости ремонта и частых поломок, то на эти аспекты многие продолжают закрывать глаза.

Тем не менее, как нам кажется, в этой борьбе предпочтение следует отдать классической коробке-автомат (гидротрансформатору). Да, вариатор более плавный и мягкий, а DSG шустрее и экономичнее. Но вариаторы требуют спокойного стиля езды (да их и надежность оставляет желать лучшего), а недостатки преселективных КПП, на наш взгляд, значительно перевешивают все их достоинства.

Если трезво оценивать ситуацию, становится ясно, что на сегодняшний день, среди всех видов коробок-автомат, конструкция гидротрансформатора является наиболее отработаной и надежной, а многие её недостатки либо уже устранены, либо не являются критическими.

Видео: робот, автомат или вариатор - что лучше?

В настоящее время существует несколько типов автомобильных трансмиссий – это известная на протяжении многих лет механическая (МКПП), привычный и любимый многими «автомат» (АКПП), популярный, но до конца не изученный вариатор (имеющий буквенное обозначение CVT) и роботизированная коробка переключения передач (она же РКПП и DSG), которыми все чаще агрегатируют современные автомобили.

Говорить о всех представителях не будем, потому как в настоящее время битва идет между полюбившимся десяткам тысяч автовладельцев по всему миру автоматом и малознакомым, но уверенно набирающим популярность вариатором. Давайте постараемся разобраться, что за зверь каждый из них, какой надежнее, а какой специалисты не советуют покупать. Готовы?

История

Первый автомобиль, агрегатируемый автоматической коробкой переключения передач, появился в 1928 году им стал автобус шведской фирмы «Лисхольм-Смит». В серийное производство автомобили на автомате поступили лишь через 20 лет, а именно, в 1947 году, когда с конвейера сошел Buick Roadmaster.

Вариатор же несмотря на то, что в настоящее время он лишь начинает завоевывать армию своих поклонников, появился также сравнительно давно – в конце пятидесятых годов прошлого века, когда на легковые автомобили марки DAF (да, не удивляйтесь в те времена под этим именем выпускались не только грузовики) в качестве трансмиссии устанавливали данный тип коробки.

Конструкционные особенности

Очевидно, что главное отличие этих видов трансмиссий заключается в их конструкции и работе (иначе не было бы смысла сравнивать их). Давайте изучим этот вопрос в деталях.

Основными элементами автоматической коробки переключения передач являются редуктор и гидротрансформатор . Последний выполняет функцию сцепления и обеспечивает переключение передач. Редуктор же объединяет все пары шестерен, что в результате создает один законченный механизм, который имеет несколько ступеней.

Вариатор же работает без переключения передач , а передаточное число в этом механизме изменяется двумя, расположенными напротив друг друга, конусными шкивами (один из них является ведомым, другой – ведущим), которые стянуты металлическим трапециевидным ремнем или цепями.

Принцип работы

В разговоре об автоматической трансмиссии автолюбители всегда упоминают комфорт, даруемый этой КПП, поскольку водителю нет необходимости вручную переключать передачи, ведь автомат справляется с этим самостоятельно. Помимо этого данный тип трансмиссии выбирает щадящий режим, таким образом защищая двигатель от перегрузок и продлевая ему жизнь. В этом случае можно уверенно говорить о том, что водитель может полностью сосредоточиться на дороге и сконцентрировать свое внимание на более важных делах.

За работу вариатора отвечает компьютер, который подбирает оптимальное передаточное отношение исходя из условий движения , при этом также как и автомат не перегружает двигатель. Разгон происходит плавно, без рывков и следовательно лишних перегрузок, переключение передач осуществляется абсолютно незаметно как для водителя, так и для пассажиров – ведь нет никаких толчков при переходе на повышенную скорость, которыми все же грешит автомат.

Эксплуатация

Правильная эксплуатация является залогом долгой жизни – это утверждение как нельзя более уместно в сегодняшнем разговоре об автомобильных трансмиссиях. Только беспрекословно соблюдая некоторые рекомендации можно будет продлить срок службы КПП. В целом требования у автомата и вариатора схожи. Не лишним будет о них упомянуть в этой статье.

При эксплуатации автомобиля с АКПП надобно избегать резких стартов и торможений . Не следует переключать режимы работы коробки во время движения. Не рекомендуется буксировать прицепы и другие автомобили, поскольку автоматическая трансмиссия не любит лишних нагрузок, точнее она просто не рассчитана на них. Не забывайте периодически (примерно через 50 000 пробега) менять масло в коробке. Прежде чем отправиться в путь в холодное время года предварительно прогрейте АКПП, т.е. запустив двигатель, дайте коробке поработать по секунд 15-20 в каждом режиме на холостом ходу и первые несколько минут после старта старайтесь не перегружать коробку. И не пренебрегайте стояночным тормозом, конечно, режим «Parking» хорош, но при стоянке на подъемах и спусках он не способен защитить коробку от излишних нагрузок.

Правильная эксплуатация вариатора в общем схожа с тем, о чем мы выше уже поведали. Единственное на чем хочется заострить ваше внимание, уважаемые читатели, так это на острой необходимости следить за качеством масла в коробке . Вариатор очень привередлив в этом вопросе, если вы будете пренебрегать своевременной заменой жидкости, то в скором времени он просто выйдет из строя, а ремонт данного типа коробки, в силу ее мало изученности и наличию малого числа специалистов, очень дорогой. Поэтому лучше все-таки стараться поломку предупредить нежели потом ее лечить, это сбережет ваши нервы, время и деньги.

Преимущества и недостатки

Ну и наконец после вводной лекции можно перейти к основному – к сравнению плюсов и минусов каждого вида трансмиссии.

Динамика . Вариатор в сравнении с автоматической коробкой переключения передач славится лучшей динамикой, поскольку ускорение происходит плавно. Если сравнивать автомобили с аналогичными техническими характеристиками, но агрегатируемые разными трансмиссиями, то разница в разгоне до сотни может доходить до нескольких десятых секунд.

Расход топлива . В силу того, что за работу вариатора отвечает электроника, которая выбирает щадящий режим, и переключение скоростей переходит плавно, он может похвастать меньшим аппетитом нежели автомат.

Обслуживание . Владельцы автомобилей с автоматической коробкой переключения передач вынуждены чаще менять жидкость в коробке, нежели вариатороводы. Однако вариатор требует заливки специальной жидкости, которая в разы дороже обычного масла.

Ремонтопригодность . Осуществить ремонт автомата проще и быстрее, а следовательно и дешевле, чем вернуть к жизни вариатор в силу сложности конструкции последнего.

Экологичность . Автомобили, агрегатируемые вариатором, считаются более экологически безопасны, чем их собратья на автомате.

Сегодняшнее сравнение не претендует на звание исчерпывающего, ровно также как и не имеет право зваться притчей во языцех. Только вы, уважаемые читатели, вольны ставить оценки. Конечно, в каждой трансмиссии есть что-то свое как положительное, так и негативное. Посему списывать со счетов одну из них было бы крайне несправедливо, да и даже неразумно. Мы не будем навязывать вам свое мнение, ведь покупая автомобиль каждый предъявляет к нему свои требования. Однако нельзя не сказать, что в настоящее время все чаще с конвейеров автозаводов сходят машины, агрегатируемые вариаторной коробкой. Кто знает, может быть, через один-другой десяток лет пьедестал почета трансмиссий возглавит именно вариатор. Хотя, мы не в силах предугадать, что будет завтра, возможно, уже сейчас инженеры автоконцернов трудятся над созданием очередной трансмиссии, о которой мы даже не подозреваем.

Приветствую Вас всех, мои дорогие подписчики и регулярные читатели блога! Еще пару десятков лет назад автомобиль с на наших дорогах был диковинкой. Сегодня многие автолюбители выбирают ее за удобство и комфорт во время следования. Тем не менее, в ней существуют свои разновидности, которые различаются конструкцией принципом действия. По просьбам наших читателей хочу сегодня уделить внимание вопросу, чем отличается вариатор от автомата.

Если с гидромеханическим автоматом все более-менее понятно, то немногие наши сограждане смогут описать, чем хорош вариатор, и в чем заключается ключевая разница. А изобретен он был ни много, ни мало, 30 лет назад, и впервые был опробован на японской марке Субару в 1987 году. Итак, привычная нам уже автомат-коробка основывается в своей работе на действии так называемых «гидротрансформаторов». Они обеспечивают связь между мотором и осями автомобиля.

Для изменения передаточного числа в автомате предусмотрена планетарная передача. В числе основных достоинств такой трансмиссии - простота управления и надежность, а также длительный эксплуатационный ресурс. Однако есть и определенные недостатки. Прежде всего, стоит отметить увеличенный расход горючего, некоторое замедление при повышении скорости и рывки, связанные с переключением. Автомобиль с автомат-коробкой нельзя везти на обычном буксире при поломке.

Гидротрансформатор выполняет функции , а потому удалось избавиться от этого традиционного узла. Во время сжатия или разжатия фрикционов происходит включение конкретных муфт, которые соответствуют передачам.

Недостатки конструкции вариатора

Несмотря на то, что бесступенчатый вариатор лишен конструкторами многих недостатков предшествующих трансмиссий, проблемы начинаются по мере устаревания и неизбежного износа основных компонентов. Среди основных проблем такой конструкции стоит отметить:

  • наличие технологических допусков, для корректировки которых нужно специальное оборудование;
  • необходимость регулировок;
  • высокая стоимость ремонта и дефицит отдельных деталей.

Владельцы автомобилей с вариатором нередко сталкиваются с нежеланием официальных дилеров принимать вариаторы в ремонт. Им заявляют о том, что необходимо менять всю коробку передач в сборе, поскольку не хватает ряда запасных частей, а у мастеров наблюдается недостаток квалификации в выполнении ремонтных работ.

Эксплуатационные отличия

Если внешне и внутренне эти устройства не отличаются существенно, то основные различия наблюдаются в процессе эксплуатации. Уделим несколько слов наиболее распространенным поломкам и их причинам. Неисправности АКПП обычно вызваны несвоевременным обслуживанием. Необходимо регулярно менять масло, а многие автолюбители пренебрегают этим правилом, что и приводит к дорогостоящему ремонту.

Сначала забивается масляный фильтр, что приводит к засорению насоса. Из-за этого он не может обеспечить нормальное давление в системе. Фрикционы прокручиваются, а сами передачи не включаются нормально, машина чаще дергается, появляются незапланированные рывки и т.п. В дальнейшем автоматическая коробка изнашивается еще больше - выходят из строя фрикционные накладки гидротрансформатора и планетарные шестерни, а ремонт этого узла считается одним из самых дорогих, независимо от марки автомобиля.

Важность своевременного обслуживания

При этом ресурс автоматической трансмиссии огромен, при условии регулярного обслуживания. Качественный автомат может вполне выходить несколько сотен тысяч километров. Поэтому смена масла каждые 50 000 километров вместе с фильтром станет залогом длительной и успешной работы автомобильной трансмиссии. Разница между двумя типами коробок передач (автомат и вариатор) заключается не только в стоимости обслуживания. Популярность последнему обеспечивает более лучшая разгонная динамика. Не будем забывать и о том, что вариатор лишен таких традиционных недостатков, как толчки во время переключения скоростей.

АКПП требует больший объем трансмиссионного масла (на эту тему в сети встречается тематические видео). В ее случае может требоваться от 8 до 10 литров смазки, тогда как для вариатора достаточно 5–8 литров. Меньший коэффициент полезного действия у автомат-коробки вызывает . Вот почему те, кому приходится часто и подолгу ездить каждый день, обращают внимание на вариатор, как на более экономичный тип трансмиссии. Зато АКПП считается более надежным вариантом, поэтому при должном уходе она является более предпочтительным вариантом, да и трудности с ремонтом вполне решаемы, чего не скажешь про коробку типа вариатор.

Сегодня мы постарались пролить свет на тему, что лучше: вариатор или традиционный гидромеханический автомат. Каждый из этих узлов обладает определенными плюсами и минусами, поэтому при покупке машинный автолюбитель должен самостоятельно принимать решение, основываясь на отзывах других водителей. Пока что, продажи АКПП вдвое превышают продажи вариаторов, однако, несомненно, что эта статистика будет постепенно меняться не в пользу традиционных автоматических трансмиссий. На этом будем прощаться, но обязательно услышимся уже в ближайшие дни. Всем удачи!