Газ 2330 тигр гражданский вариант. Новый комментарий

Автомобиль ГАЗ Тигр - 2330 — конструкция с высокой проходимостью и большой надежностью. Этот автомобиль можно использовать в любых условиях, даже при преодолении самых трудных препятствий на дороге ужасного качества. Он может выдержать любые методы эксплуатации и при этом надежно защищать водителя. Данный агрегат не перестает вызывать большой интерес у различных менеджеров предприятия нефтегаза. Также любой представитель военного ведомства не может не обратить внимание на такой автомобиль. Ведь он может пройти любые трудности и привести к победе в сложнейших военных ситуациях. Гражданский Автомобиль Тигр: цена также привлекает внимание людей из военной отрасли, ведь за относительно среднюю цену, автомобиль имеет огромнейшие возможности. Стоимость данного автомобиля варьируется от 3000000 до 6000000 рублей, в зависимости от комплектации.

Немного истории

Машина Тигр был создан еще несколько лет назад по заказу военного ведомств ОАЭ, которое выделило на разработку этого автомобиля более 60 миллионов долларов. В конце после презентации автомобиля заказчик остался доволен, однако не подписал с компанией ГАЗ договор о поставке. Но компания на этом не остановилась и продолжила разрабатывать различные модели с полезнейшими функциями. И компания Газ смогла добиться успеха и создать несколько замечательных моделей автомобиля Тигра.


Состав Тигра и его предназначение

Машина была создана на примере внедорожника с целью перевозки больших грузов и людей по бездорожью. В его основе есть шасси с рамной конструкцией, которое несет на себе кузов и всю остальную часть автомобиля. Тигр имеет цельнометаллический кузов с пятью дверями и большим грузовым отсеком. Этот отсек может выдержать груз до 1 000 килограмм. Также в этом отсеке может уместиться до четырех человек. Отделение, в котором и перевозят любой груз, будет отделено от пассажирского отделения специальной перегородкой.

Стандартный Тигр будет иметь основной гидроусилитель руля, колесный редуктор, торсионную подвеску для всех колес и коробку блокировки межосевого дифференциала. Также этот автомобиль будет включать в себя автоматическую подкачку шин (за основу взята система с БТР), гидравлический амортизатор и важнейшие главные передачи с самоблокирующимся дифференциалом. Но по усмотрению водителя на Тигра можно установить дополнительные приспособления.

Например, что особенно актуально для гражданского варианта, можно установить в этот автомобиль удобную аудиосистему, кондиционер для большего комфорта и предпусковой обогреватель. Можно на свое усмотрение добавить в Тигра прибор дополнительного отопления, электрическую лебедку, электростеклоподъемник и еще многое другое.

Если вы захотите блокировать межсетевой дифференциал, то достаточно просто найти нужную кнопку на панели и нажать на нее. Для понижения ряда трансмиссии нужно просто использовать рычаг, который вы легко найдете в Тигре. Стоит отметить, что межколесные дифференциалы будут иметь самоблокировку, что достаточно удобно для водителя. Также Тигр будет иметь дополнительную бронированную версию. Ведь разработчики предусмотрели все варианты и из своего богатого опыта решили сделать бронированный вариант Тигра. Сделать его не так-то трудно, как кажется.

Изначально нужно сваривать корпус из обработанных бронелистов примерно по 5 мм каждый. Потом нужно сделать отпуск для снятия внутренних напряжений. И в конце выйдет бронированный Тигр по весу гораздо тяжелее обычного и будет иметь стальной кузов. Этот кузов будет настолько прочным, что можно даже будет обойтись без рамы, которую часто используют на любых бронетранспортерах. Чтобы сделать Тигра уникальным, решили такой кузов сделать съемным, чтобы на одно и то же шасси по желанию водителя можно было устанавливать различные кузова. Поэтому теперь можно устанавливать на Тигр закрытый пассажирский кузов, со специальной платформой для груза и бронированный кузов. Тем самым Тигр сможет переводить около 1 500 тонн груза.

Виды Тигров и их возможности

Автомобиль ГАЗ-2330 Тигрявляется одной из популярных моделей и часто используется работниками МВД для передвижения в экстренных случаях или при террористических нападках. Этот Тигр специально укомплектован различными полезными функциями, которые используют и в повседневной работе и даже в крайних ситуациях. В нем можно будет найти систему кондиционирования и кронштейн для установки специального оружия.

ГАЗ-2975 «Тигр» считается также популярным из этой серии автомобилем-внедорожником из армейской серии. Он будет состоять из мощнейшей лонжеронной рамы, к которой и будут крепить все детали Тигра. Он будет включать в себя удобную чешскую шестиступенчатую коробку передач, массивные колеса и другие мощные детали. Внутри каждого колеса будет встроен герметичный редуктор колес. Это сможет сильно увеличить дорожный просвет, примерно до 40 сантиметров. Этот Тигр будет иметь огромную энергоемкость подвески и сможет выбирать от силы 30 миллиметров ее хода.

Также ГАЗ-2975 «Тигр» будет иметь шины огромного размера, которые смогут на большой скорости преодолевать препятствия даже на бездорожье. Специально чтобы увеличить проходимость, в этой модели сделали специальную централизованную систему для изменения давления в шинах. Тигр будет иметь межосевой дифференциал, который можно будет легко заблокировать шлицевой муфтой. Водителю нужно будет просто нажать на нужную кнопку на передней панели Тигра.

Кабина для водителя этого автомобиля будет отделена от остальной части специальной, жесткой перегородкой. Впереди смогут вместиться два человека, между сиденьями которых можно будет найти огромный тоннель трансмиссии. Конечно же, салон Тигра не будет иметь шикарный дизайн и кожаные места. Здесь все создано именно для профессиональных военных целей. Ведь обычно в салоне авто Тигр будут сидеть военные и иногда даже их поисковые собаки. А так как миссии часто проходят на бездорожье и на грязных поверхностях, шикарного салона решили избежать.

Технические характеристики

Технические характеристики Тигра сразу привлекают к себе внимание. Его длина будет примерно 4 500 мм, а ширина достигает примерно 2 000 мм. Высота Тигра будет около 2 000 мм, а его колесная база более 3 000 мм. Грузоподъемность Тигра достигает до 1 500 кг, а вместительность людей может колебаться от трех и до десяти человек. Тигр может преодолевать подъемы до 45 градусов, а также ему не будет страшен брод глубиной в один метр. Этот Тигр будет иметь радиус поворота примерно в 9 метров.

Таблица характеристик ГАЗ "Тигр"

Колёсна 4х4
Вместимость 10
Габаритные размеры, мм
- длина
- ширина
- высота

4610/4815
2200
2000
Колёсная база, мм 3000
Колея, мм 1840
Дорожный просвет, мм 400
Минимальный радиус поворота, м 8,9
Угол свеса, град.
-передний
-задний

52
52
Снаряженная масса, кг 5200/4500
Грузоподъемность, кг 1500
Масса буксируемого прицепа, кг 1500
Модель двигателя Cummins B-180 Cummins B-215 ГАЗ-Э5621 (Steyr)
Тип двигателя Р-6, турбодизель с охладителем наддувочного воздуха
Рабочий объём двигателя, л 5,9 3,2
Мощность двигателя, кВт/л.с. (при об/мин) 132/180 (2500) 158/215 (2500) 145/197 (3800)
Максимальный крутящий момент, Н.м/Кгс.м (при об/мин) 650/66 (1500) 687/70 (1500) 450/46 (2000)
Коробка передач 6-ступенчатая механическая Praga 5-ступенчатая автоматическая Allison 5-ступенчатая механическая
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 135
Средний расход топлива, л/100 км 18-23
Запас топлива, л 2х70
Преодолеваемые препятствия
- подъём
- боковой крен
- брод

45°
30°
1,2 м
Шины Michelin X размерности 335/80 R20

Выводы

Вишеперечисленные модели Тигров имеют немного разный дизайн. Чтобы увидеть и сравнить эти модели нужно посмотреть фото автомобилей Тигр и по достоинству оценить их сборку и окраску. Можно будет увидеть фотографии Тигра со съемным кузовом и оценить эту уникальную идею разработчиков. Кроме фотографий можно будет посмотреть интересные видео тест-драйва и увидеть, как мастерски этот автомобиль будет проходить тяжелый преграды. Однако он будет делать это с легкостью и можно будет увидеть всю мощь моделей Тигра.

Компания ГАЗ прежде всего надеется на крупные заказы автомобиля Тигр от различных военных компаний. Ведь военным очень пригодится такая техника для форс-мажорных ситуаций и для террористических действий. Тем более разработчики советуют устанавливать сзади кабины любой пулемет, и тогда Тигр мог бы стать замечательным боевым автомобилем для переднего плана. Также Тигр отлично подошел бы для доставки гражданских в труднодоступные места при любых военных ситуациях. А если же использовать этот автомобиль с броней, то можно легко выпускать его на передние позиции и проходить им любые препятствия. Он будет мощнейшей машиной для езды по бездорожью с отличным, плавным ходом.

Стоимость Тигров

Тигр автомобиль: купить его простому человеку сейчас не так то просто и дешево. Сейчас беспрепятственно купить его могут только различные военные организации, а также служба МВД. Его цена будет примерно от 60 000 долларов и будет варьироваться в зависимости от его состояния и места покупки . Другие организации вынуждены будут ждать своей очереди, однако также купить тигр автомобиль можно в АвтоСпецТехника в Санкт-Петербурге. Для гражданоской модели (не серийное производство) стоимость будет варьироваться в районе 100 - 120 тысяч долларов в зависимости от "начинки": кожаный салон климат-контроль, и другие изыски. Как заявляют производители, они могут установить в автомобиль любые агрегаты и устройсива, которые пожелает заказчик. Заказывать такой автомобиль нужно как минимум за год до предполагаемого времени обладания им.

Гражданский Тигр купить можно будет за 90000 долларов

Сейчас, правда, многие конструкторы бьются за понижения цены за Тигра. Обычно сторонние заказчики берут на пробу пару моделей, примерно до 15 штук, а для большой закупки у многих организаций просто не хватает средств. Но компания ГАЗ говорит, что в будущем понизит цену на Тигр автомобильпримерно на 7 000 - 15 000 долларов. Разработчики также обещают, что после сертификации Тигр будет иметь лучшую обзорность и гораздо уменьшится внутренний шум автомобиля. По мнениям экспертов, после сертификации Тигр станет замечательным автомобилем, который по комфорту может даже конкурировать с зарубежными военными внедорожниками.

Тест-драйв от Давидыча автомобиля Тигр

Полноприводный автомобиль «Тигр» 233001 с небронированным пятидверным, однообъемным кузовом является одной из новинок в семействе «Тигров». Данная модификация машины является самым мощным и обладающим самой высокой проходимостью внедорожником среди подобных машин этого класса, как в России, так и за рубежом. Она может быть широко использована в народном хозяйстве и для личных нужд потребителей. Эта машина способна двигаться с высокой скоростью по дорогам с хорошим покрытием и также прекрасно себя чувствует при полном отсутствии каких-либо дорог вообще.

Машина выполнена на базе шасси специального транспортного средства семейства «Тигр» серийно выпускаемых для силовых структур. Использование технологий изначально предназначавшихся для высокопроходимой, многоцелевой, военной машины, теперь стали доступны для общего пользования. Изменения конструкции коснулись только кузова и отделки салона, обеспечивающие высокий уровень комфорта, удобства и безопасности. Современный дизайн отделки салона удовлетворит самым изысканным требованиям клиентов. Отделка интерьера машины выполняется на уровне современных автомобилей VIP класса с использованием натуральных отделочных материалов (кожа, замша и др.), передние сиденья оборудованы электрической регулировкой в шести направлениях, поднятие стекол осуществляется при помощи электростеклоподъемников. Для удобства движения задним ходом автомобиль оборудован видеокамерой заднего обзора.

В конструкции автомобиля «Тигр» с небронированным кузовом сохранена автоматическая система регулирования давления в шинах, что обеспечивает оптимальный уровень плавности хода по различным дорогам, высокую проходимость по бездорожью, безопасность и сохранение возможности движения при пробитии (проколе) шин.

По желанию заказчика, комплектация машины может быть от самой простой до самой изысканной.

Объемное отделение в кормовой части автомобиля за вторым рядом сидений может использоваться для перевозки багажа или еще 4 пассажиров, для чего там оборудованы сиденья. Большой дорожный просвет, независимая торсионная подвеска всех колес, две электрические лебедки (спереди и сзади) обеспечивают непревзойденную проходимость автомобиля на любой местности при отсутствии дорог. Мощный и экономичный дизельный двигатель с турбонаддувом и два топливных бака емкостью по68 лдают возможность передвижения на расстояния до900 кмбез дозаправки.

Новая модификация «Тигра» оборудована багажником на крыше и лестницей на задней двери автомобиля, что позволяет перевозить большее количество грузов или личных вещей без ущерба для комфорта пассажиров. В крыше имеется широкий люк с электроприводом.

Характеристики

Количество мест

2+2…7

Колесная формула

Полная масса автомобиля, кг

Грузоподъемность, кг

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

Запас хода по топливу, км

Габаритные размеры, мм:

— ширина

— высота по крыше

Клиренс, мм

Тип двигателя

дизельный, четырехтактный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом

Максимальная мощность, кВт (л.с.)

132(180) – 173(235)

Коробка передач

механическая 5-ступенчатая

Тяговое усилие электролебёдки, кг

Фотографии гражданского Тигра

Многоцелевое транспортное средство повышенной проходимости ГАЗ-2330 «Тигр». История создания, выездной тест, зарубежные аналоги и перспективы нижегородского «зверя»

После начала поставок в силовые структуры МВД России бронированного варианта ГАЗ-233036 «Тигр» у нас появился интерес и к гражданской версии «многоцелевого». Но, поскольку в столице тестовых ГАЗ-2330 не оказалось, для встречи со зверем нам пришлось отправиться на его историческую родину – в Нижний Новгород. Кстати, несмотря на то, что в народе «Тигр» упорно называют не иначе, как «наш ответ Хаммеру», нам кажется, что «газовскую» машину правильнее сравнивать не с заокеанской техникой, рожденной на свет более двадцати лет назад, а с европейским ровесником Iveco MLV.


РОЖДЕННЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ

Сама по себе история «Тигра» начиналась традиционно для постсоветского ОПК. Практически лишенные госзаказа в начале 90-х, наши оборонные предприятия были вынуждены выживать самостоятельно. Руководство заводов зачастую было вынуждено хвататься за реализацию весьма неоднозначных предложений. Конечно, информация об истории возникновения «Тигра» весьма противоречива, но если собрать все, что когда-либо рассказывали представители ГАЗа, и дополнить это многочисленными публикациями в журналах и интернете, то складывается примерно такая картина.

Проект родился в начале 1999 года. Именно тогда многопрофильная фирма Bin Jabr Group, Ltd (BJG) из Объединенных Арабских Эмиратов обратилась к нижегородцам с предложением разработать многоцелевой автомобиль, который мог бы заменить в армии ОАЭ американские HMMWV. При этом за спиной BJG отчетливо маячил самый серьезный на Ближнем Востоке разработчик колесной и гусеничной боевой техники – King Abdullah II Design & Development Bureau (KADDB). Причиной тому было недовольство арабских военных американским монстром, стоимость ремонта и обслуживания которого превысила все мыслимые, даже с точки зрения небедных эмиратцев, пределы. И, надо сказать, что арабы обратились вполне по адресу: создание армейских легкобронированных колесных машин – профильная работа для конструкторов этого предприятия. С нашей стороны главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма Горьковского автозавода, небольшая инжиниринговая компания «ПКТ» (Промышленно-компьютерные технологии). К созданию машины были привлечены специалисты ГАЗа, Арзамасского механического завода, а также ряда предприятий авиационной промышленности. Автомобиль должен был удовлетворять самым высоким требованиям как по рациональному дизайну внешних форм, так и по продуманности интерьера. Что же касается технических параметров, то машина должна была обладать хорошей технологичностью в серийном производстве, простой конструкцией узлов и агрегатов, высокой надежностью при эксплуатации в условиях пустыни (при температурах до +50°С) и способностью преодолевать песчаные барханы. Также были оговорены углы въезда и съезда (оба – 52 градуса) и конструктивная возможность преодоления водных преград глубиной до 1,2 м. При этом условия для экипажа должны быть на уровне легкового автомобиля среднего класса! То есть, согласно техническому заданию, автомобиль был просто обязан стать многофункциональным. Надо сказать, что весь комплекс проектно-конструкторских работ был проведен с доселе невиданной оперативностью, и уже к марту 2001 года горьковчане изготовили три демонстрационных образца, которые и были показаны на выставке вооружений IDEX-2001 в столице Арабских Эмиратов – городе Абу-Даби. Тогда же машина получила имя собственное – Tiger. Поскольку практически все колесные бронетранспортеры, принятые на вооружение Советской Армии в послевоенный период, были сконструированы на ГАЗе (это и старые БТР-60 и БТР-70, и нынешний БТР-80), ПОЛИГОН МИЛИТАРИ Заслуживает отдельного упоминания и «украинский братец» горьковского «Тигра». Машина родилась в знаменитом ХКБМ (Харьковском конструкторском бюро по машиностроению) имени А.А. Морозова. Многоцелевой автомобиль носит название «Дозор». Для украинского КБ (здесь были созданы практически все лучшие модели советских танков, начиная со знаменитого Т-34) конструирование автомобилей – дело, конечно, новое. «Дозор» создавался по схожему рецепту, что и горьковский «Тигр», с широким использованием компонентов украинской версии БТР-80 – БТР-3У «Гардиан». Даже двигатель и автоматическая трансмиссия использованы те же самые, что и на первых версиях «Тигра» (Cummins B180 и Allison). Так же, как и «Тигр», «Дозор» представлен в двух ипостасях: легкого БТР «Дозор-Б» и автомобиля двойного применения «Дозор-А». Технические характеристики тоже очень похожи… Не ясна пока и производственная судьба этого автомобиля. Но заметим, что интерес к ней проявляют не только украинские военные и украинское МЧС, но и силовые структуры третьих стран. Под капотом «Тигра» стоит бразильский турбодизель Cummins серии «B» объемом 5,9 литра и мощностью 180 или 215 лошадиных сил. Но на товарных машинах можно встретить и его 205-сильную модификацию. УКРАИНСКИЙ ВЕКТОР (МНОГОЦЕЛЕВОЙ АВТОМОБИЛЬ «ДОЗОР-А») Гражданская версия оснащена импортным кондиционером. Его компрессор установлен на штатном месте двигателя Cummins B-215. то грех было не использовать их агрегаты и при проектировании «Тигра». Но двигатель и коробка передач были нероссийского производства – на демонстрационных машинах установлены дизели Cummins В180 и автоматические коробки Allison 545 и Allison 1000.

Реакция заказчика на представленные образцы была самой благожелательной. Далее контракт предусматривал проведение полномасштабных шестимесячных испытаний в Арабских Эмиратах (предполагалось, что их будут проводить как специалисты BJG, так и представители ГАЗа), но здесь-то все и застопорилось. Господин Соуэйди бен Джабр (владелец фирмы BJG) по каким-то малопонятным причинам утратил интерес к проекту. То ли арабы хотели использовать «Тигр» как козырь на переговорах с американцами о поставке крупной партии военной техники, но передумали, то ли все было по-другому. Как именно, знают лишь единицы, но расскажут они об этом ой как не скоро. Важнее другое: поскольку срок контракта подошел к концу, автозаводцы решили действовать самостоятельно. На деле это означало, что все дальнейшие работы финансировались исключительно за счет средств Горьковского автозавода, и на сегодняшний день все права принадлежат нижегородцам. Освободившись от «пустынного назначения» машины, ГАЗ предпринял ряд шагов по дальнейшей реализации проекта. Сегодня «Тигр» не только взят на вооружение войск МВД, но и готовится его «призыв» в Российскую армию. Одновременно машина стала более адаптирована и для гражданской работы. Что же касается трех переданных арабам экземпляров, то их дальнейшая судьба так и осталась темным пятном в истории «Тигра»...


На сегодняшний день на заводе в Арзамасе собираются четыре модели «Тигра» – две гражданские версии и две бронированные для МВД. Еще одна версия (ГАЗ233014) дляМО находится на стадии подготовки производства.

ГАЗ-2330 оснащается 5,9-литровым двигателем Cummins серии «В». Надо заметить, что этот малофорсированный по сегодняшним меркам транспортный дизель очень надежен и обладает высоким ресурсом. Правда, у него есть и один существенный недостаток – он слишком тяжел для такого рода техники. На «Тигре» могут устанавливаться версии мощностью 180, 205 и 215 лошадиных сил (в зависимости от степени форсировки). В принципе размеры моторного отсека «Тигра» позволяют устанавливать другие двигатели рабочим объемом до шести-семи литров. Но надо иметь в виду, что на зарубежных аналогах чаще используют высокофорсированные дизели примерно такой же мощности, но существенно меньших объема и веса. Например, на уже упомянутом IvecoMLV стоит трехлитровый турбодизель Iveco FIC мощностью 185 л.с., а на португальском VAMTAC –163-сильный турбодизель Steyr M16 TCA (аналогичен ГАЗ-562). Коробка передач на сегодняшнем «Тигре» – механическая пятиступенчатая арзамасского производства. На гражданскую версию устанавливают и пятиступенчатый «автомат» Allison – LCT 1000. На большинстве зарубежных аналогов все в точности до наоборот – на серийных машинах используются исключительно «автоматы», а установка «механики» на том же Iveco MLV возможна только по специальному заказу.


УКРАИНСКИЙ ВЕКТОР (МНОГОЦЕЛЕВОЙ АВТОМОБИЛЬ «ДОЗОР-А»)

Заслуживает отдельного упоминания и «украинский братец» горьковского «Тигра». Машина родилась в знаменитом ХКБМ (Харьковском конструкторском бюро по машиностроению) имени А.А. Морозова. Многоцелевой автомобиль носит название «Дозор». Для украинского КБ (здесь были созданы практически все лучшие модели советских танков, начиная со знаменитого Т-34) конструирование автомобилей – дело, конечно, новое. «Дозор» создавался по схожему рецепту, что и горьковский «Тигр», с широким использованием компонентов украинской версии БТР-80 – БТР-3У «Гардиан». Даже двигатель и автоматическая трансмиссия использованы те же самые, что и на первых версиях «Тигра» (Cummins B180 и Allison). Так же, как и «Тигр», «Дозор» представлен в двух ипостасях: легкого БТР «Дозор-Б» и автомобиля двойного применения «Дозор-А». Технические характеристики тоже очень похожи… Не ясна пока и производственная судьба этого автомобиля. Но заметим, что интерес к ней проявляют не только украинские военные и украинское МЧС, но и силовые структуры третьих стран.


Главное – уверенность…

Трансмиссия «Тигра», обеспечивающая автомобилю постоянный полный привод , построена по схеме с симметричным межосевым дифференциалом с электропневматической блокировкой и самоблокирующимися кулачковыми межколесными дифференциалами (аналогичными широко известным по ГАЗ-66) с коэффициентом блокировки от 2,3 до 4. Для повышения тяговых свойств в раздаточной коробке имеется пониженная передача с диапазоном изменения передаточных чисел 2,14. В ступицы встроены колесные редукторы с шестернями внешнего зацепления, аналогичные тем, что применяются на всех бронетранспортерах горьковской разработки. От бронемашин также позаимствованы встроенные в ступицы герметичные тормозные механизмы и встроенная система регулировки давления воздуха в шинах. Последняя интересна тем, что она с электронным управлением: водитель нажатием кнопки выбирает режимы: «Дорога» – «Грунт» – «Песок», а система выставляет соответствующее давление: «4,65» – «3,0» – «0,9» атмосфер.

Все вышесказанное вкупе со значительным клиренсом должно обеспечить «Тигру» отличную проходимость. Не зря же в фирменном рекламном буклете написано буквально следующее: «Для водителя, сидящего за рулем «Тигра», любое препятствие теряет свою значимость. Главное – уверенно держаться за рулем». Странно, а у меня были другие приоритеты…

Технические характеристики ГАЗ-2330 «Тигр» по данным производителя
Модель 233001 233011 233014 для МВД, 233034, 233036 для МО
Тип кузова Цельнометаллический четырехдверный с закрытым грузовым отсеком Трехдверный пулезащитный, класс защиты 2 по ГОСТ Р 50963-96
Количество мест 4 4 8 (до 10)
Длина, мм 5160 5160 5700
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2000 2000 2200
База, мм 3100 3100 3300
Колея передняя / задняя, мм 1840/1840
Дорожный просвет, мм 400
Угол въезда / съезда, град. 52/52 52/52 32/36
Радиус поворота, м 8,9 8,9 10
Глубина брода, м 1,2
Снаряженная масса, кг 4600 4650 6000
Грузоподъемность, кг 1500 1500 1200
Полная масса, кг 6100 6150 7200
Объем топливного бака, л 68х2
Двигатель Cummins B-180-20 Cummins B-215-20 Cummins B-215-20
Тип Р-6, турбодизель с охладителем наддувочного воздуха нет данных нет данных
Рабочий объем, л 5,9
Максимальная мощность, л.с. / об/мин 180/250 215/2500 215/2500
Максимальный крутящий момент, Нм / об/мин 50/1500 700/1500 700/1500
Коробка передач Allison-LCT1000 автоматическая пятиступенчатая ГАЗ-2330 пятиступенчатая механическая
Максимальная скорость, км/ч 125–140
Угол преодолеваемого подъема, град. 45 45 нет данных
Допустимый крен при движении по косогору, град. 30
На ГАЗ-233011 дополнительно установлены: кондиционер, кожаный салон, электрическая лебедка , аудиосистема, электростеклоподъемники.Розничная цена – 2 410 000 рублей.

АРАБСКАЯ ВЕРСИЯ (NIMR 4X4 В ЧЕТЫРЕХДВЕРНОМ КУЗОВЕ)

Внешне NIMR компании BJG из ОАЭ действительно мало отличается от ГАЗ-2330. В глаза бросается разве что капот с интегрированным «горбом», прикрывающим высокий двигатель. А вот «хребет» арабского «тигра» отличается очень даже существенно. Главное отличие – у рамы нет составных лонжеронов, что должно дать возможность снизить вес и упростить изготовление. Видимо, перед инженерами, модернизировавшими раму «Тигра», не стояла задача сохранить в неизменном виде подвеску БТР. Соответственно и масса, заявленная BJG для первых короткобазных вариантов NIMR (еще с аналогичным Cummins), меньше – 4140 кг. На сегодняшний день у всех NIMR база – 3300 мм, как у HMMWV и у «газовского» бронированного варианта. При такой конструкции рамы NIMR также существенно легче создавать противоминную защиту днища, что немаловажно, если учесть сегодняшние тенденции развития боевых действий в горячих точках планеты. Сближенное расположение лонжеронов рамы позволяет сделать днище машины более острым, «поджарым», выпустив ударную волну вбок, и оставить свободную зону для поглощения энергии взрыва под сиденьями экипажа. Применение керамической брони также снижает массу бронированного варианта. Так, Bin Jabr Group утверждает, что он весит 4450 кг, это меньше «газовского» небронированного «Тигра». Недавно появились сообщения о том, что ведутся переговоры о поставке для NIMR GM силовых агрегатов, аналогичных устанавливаемым на Hummer . Это еще более снизит массу машины и улучшит развесовку. Об активных конструкторских работах в направлении дальнейшего развития проекта говорит и то, что Bin Jabr Group предлагает свой NIMR в варианте 6х6 (грузоподъемность – до 5 тонн), а это требует существенного изменения базовой конструкции. Необходимо отметить, что некоторые особенности представленных на выставке образцов свидетельствуют об обходной технологии их изготовления. Очевидно, что это пока еще предсерийные образцы.


Костяк хищника

Основой «Тигра» служит сварная рама лестничного типа с трубчатыми поперечинами и лонжеронами необычной конструкции. В средней, широкой, части это обычная рама с лонжеронами Собразного профиля, повернутыми открытой частью внутрь, но в передней и задней частях, в зоне крепления нижних рычагов подвески, к ней через накладки приварены аналогичные профили, но открытой частью наружу. Это ухищрение дало возможность практически без изменений использовать торсионную подвеску на двойных поперечных рычагах от БТР. Сохранены даже резиновые чехлы на торсионах, обеспечивающие герметичность корпуса БТР, хотя на «Тигре» они просто надеты на торсионы.

Вся подвеска собрана на жестких металлических шарнирах. Да, такая конструкция отличается очень высокой способностью без повреждений выдерживать ударные нагрузки, но при этом шарниры имеют очень большое внутреннее трение, что отрицательно сказывается и на плавности хода, и на объеме технического обслуживания. При этом «динамические» ходы подвески весьма значительны: у передней – 250 мм, у задней – 300. Что же до энергии колебаний, то ее призваны гасить двухтрубные амортизаторы, аналогичные тем, что установлены на БТР. Они настроены на максимальную энергоемкость, правда, сделано это в ущерб плавности хода.

Что же в результате? В результате получилось, как теперь говорят, «высокомобильное транспортное средство» с громадными запасами прочности. Машина способна выдерживать перегрузки, возможные как в ходе боевых действий, так и просто при быстрой езде по бездорожью. Конечно, это является несомненным достоинством «Тигра», но следствием стал чрезмерный вес – 4,6 тонны при грузоподъемности 1,5 тонны. Для сравнения: HMMWV в аналогичном закрытом варианте исполнения весит 3075 кг и имеет немного большую грузоподъемность (1,6 тонны), а гражданский Hummer H1 Alpha в самом богатом и соответственно тяжелом варианте – 3684 кг. Что же до Iveco MLV, то в легкобронированном варианте (без защиты он практически не выпускается) машина весит всего 3600 кг, и это при грузоподъемности в 2,9 тонны!


А вам известно, что история «газовского» внедорожника напоминает судьбу... Mercedes -Benz Gelaendewagen? Разработку этого вездехода заказал шах Ирана Моххамед Реза Пехлеви. Однако, когда Gelaendewagen был уже готов, случилась исламская революция. Шах эмигрировал в США, и новый армейский внедорожник остался не у дел. Компании Daimler-Benz не оставалось ничего другого, как усиленно предлагать свой вездеход военным тех стран, где собирались пересадить армию с устаревших американских Jeep на что-нибудь более современное, а также пустить его в свободную продажу. Результат известен: G-Class стал одним из самых престижных гражданских внедорожников, а военные версии этой машины до сих пор используются по всему миру. Будем надеяться, что и наш «Тигр» ожидает не менее светлое будущее.


Весьма эргономичен…

Рулевое управление «Тигра» снабжено гидроусилителем редкой схемы: золотник гидрораспределителя встроен в обычный рулевой механизм типа «винт – шариковая гайка», но силовой цилиндр установлен отдельно и заодно играет роль средней тяги рулевой трапеции. Барабанные тормоза имеют пневмогидравлический привод. Надо сказать, что они весьма эффективны, не боятся грязи и воды, но управление ими требует привыкания.

Кузов «Тигра» стальной, традиционной для такой техники конструкции. Соответственно она и предопределяет общий дизайн машины – множество плоских поверхностей, граней и углов, как внешних, так и в салоне. Эти же особенности облегчают последующее бронирование. Основной недостаток – большой вес получающейся конструкции. Но вместе с тем эта технология снижает себестоимость. Панель приборов такаяже, как на грузовиках ГАЗ, салон обшитжесткимпластиком, но, по меркам российской военной техники, он эргономичен. Решить проблему снижения шума пока не удалось, хотя, если сравнивать с ГАЗ-66, то дело обстоит неплохо. А вот электрооборудование расстроило – оно выполнено с традиционным для нижегородскихмашин уровнем конструктивной проработки и монтажа.


ПО ТУ СТОРОНУ ОКЕАНА (HMMWV)

Сегодня вряд ли можно найти более известный армейский автомобиль, чем американский HMMWV, он же Humvee (в армейской ипостаси), он же Hummer (в варианте сугубо гражданском). Производство этих машин по заказу вооруженных сил США началось в 1984 году. Однако всемирную известность HMMWV приобрели во время первой войны в Персидском заливе. Постоянно мелькая в телевизионных репортажах о победоносном наступлении войск антииракской коалиции, HMMWV стали своего рода символом победы свободного мира над тоталитарной диктатурой Саддама Хусейна, символом почти такого же масштаба, каким в свое время являлся знаменитый Willys. Но HMMWV, наверное, так и остался бы легендой, олицетворяющей неотвратимость победы американской демократии, если бы Буш-младший не решил довершить дело, не законченное его папой. Вторая иракская кампания, которая почти с самого начала стала развиваться не совсем так, как этого хотелось американским генералам, показала, что в целом ряде случаев HMMWV вовсе не является лучшим в мире легким тактическим автомобилем. Более того, стало ясно, что этот «символ победы» совсем не защищает от гранатометных выстрелов, фугасов и даже пуль калибра 7,62 мм. К тому же оказалось, что HMMWV слишком прожорлив и дорог в обслуживании. В условиях затянувшейся и довольно неудачной кампании это отнюдь не добавляло ему привлекательности. В результате вопрос о необходимости создания высокомобильного многоцелевого колесного транспортного средства нового поколения приобрел для Пентагона новую остроту. В том, что HMMWV, даже те его модификации, которые имеют броню, не очень подходят для патрулирования опасных районов и сопровождения транспортных колонн, нет ничего удивительного. Ведь легкобронированная техника по определению не может защитить экипаж от подрыва на мощном фугасе, состоящем из прикопанного у дороги 152-миллиметрового снаряда, и выстрела из РПГ-7. По большому счету, HMMWV стал заложником своей многофункциональности. Изначально он был призван заменить в американской армии полноприводные автомобили легкого (М151) и среднего (специальный сочлененный транспортер M561 Gama Goat и CUCV – армейская версия Chevrolet K-5) классов, а благодаря наличию в гамме модификаций бронированных вариантов еще и стать легкой дозорноразведывательной машиной. Но опыт боевых действий в Ираке показал, что такая нагрузка не по плечу одному, даже очень высокомобильному транспортному средству.


Избыточная поворачиваемость

Хмурым декабрьским утром Нижний Новгород гостеприимно встретил нас дождем со снегом. В наше распоряжение были предоставлены две уже устаревшие на сегодняшний день машины с колесной базой 3000 мм – армейская версия пикапа с двухместной двухдверной кабиной и тентованным кузовом и гражданская версия с четырехдверным четырехместным кузовом с улучшенной отделкой и тентованной платформой сзади. Гражданская версия была оснащена уже не устанавливающейся на «Тигры» чешской шестиступенчатой коробкой передач Praga 6PS51, а на пикапе стояла новая арзамасская «пятиступка».

Тест на заводском полигоне под Нижним Новгородом мы по традиции начали с проверки управляемости. Испытания показали, что в предельных режимах автомобиль обладает избыточной поворачиваемостьюи легко идет в занос, борьбу с которым осложняет слишком большое передаточное число рулевого механизма. Кстати, на машине более позднего выпуска я увидел совершенно другие стабилизаторы поперечной устойчивости. В беседе с представителями завода выяснилось, что работы над этой проблемой ведутся, но полностью решить ее пока не удалось.


ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР (IVECO MLV)

Пожалуй, наиболее интересной и востребованной машиной из всех «последователей» HMMWV на сегодняшний день является Iveco MLV (Multirole Light Vehicle). MLV создавалась по заказу итальянских вооруженных сил, но сейчас ее приняли на вооружение уже четыре европейских страны. Италия заказала у фирмы Iveco 1210 единиц MLV, Бельгия подписала контракт на закупку 440 машин и 120 комплектов дополнительного бронирования с опционом еще на 180 MLV, Норвегия приобрела 25 таких машин. Второй по численности после Италии парк транспортных средств этого типа будет у Великобритании, более того, там начато их лицензионное производство. О том, что итальянская машина выбрана для Королевских вооруженных сил, было объявлено в 2003 году. Тогда же министерство обороны подписало с компанией BAE Systems Land Systems контракт на изготовление 400 автомобилей. Командная и связная машина (CLV) от BAE Systems получила название «Пантера». Первая партия из 50 CLV поступила в войска в январе 2007 года. В Королевских вооруженных силах «Пантеры» (в соответствии со своим предназначением) заменят старые добрые Land Rover , а также легкие бронетранспортеры – колесный Saxon и гусеничный FV432. При создании Iveco MLV был тщательно учтен опыт локальных конфликтов последних лет и соответственно тех угроз, которым подвергаются экипажи машин подобного класса. В результате итальянский автомобиль получил довольно высокий уровень бронезащиты в базовой комплектации, а также, что более важно, весьма развитый комплекс мер, призванных обезопасить экипаж от последствий подрыва на минах и фугасах. MLV может иметь интегрированное бронирование от 1-го до 4-го уровня защиты по стандарту НАТО STANAG 4569. Британия выбрала самый легкий вариант, позволяющий обезопасить экипаж от огня из штурмовых винтовок калибра 7,62 и 5,56 мм с дистанции 30 метров, а Италия – самый серьезный 4-й уровень, который не по зубам даже для пуль калибра 14,5 мм на дистанции более 200 метров. Противоминная защита экипажа построена по «цитадельному» принципу, когда двигатель, элементы трансмиссии, подвески, ящики с ЗиП и бензобак расположены на максимально возможном удалении от кабины экипажа. Vобразная форма днища кабины экипажа и большой – 470 мм – клиренс служат для максимально возможного уменьшения энергии взрывной волны. Пол кабины представляет собой трехслойный «бутерброд», его середина заполнена сотовыми элементами, задача которых – поглощение энергии взрыва. По оценке специалистов, комплекс мер противоминной защиты, реализованный в конструкции Iveco MLV, является лучшим среди машин подобного класса. Среди военных автомобилей схожей конструкции можно выделить также немецкую Dingo, разработанную компанией KMW на шасси Unimog. Однако это более крупный экземпляр, весящий 12,5 тонны (против 6,7 тонны полной массы у Iveco MLV). В общем и целом надо сказать, что Iveco MLV и ее аналоги менее утилитарны, чем HMMWV. Они не предназначены для использования в качестве грузовика, санитарного или разъездного автомобиля.


Чем хуже, тем лучше!

Оценить работу подвески с точки зрения плавности хода мы решили на участках спецдорог с булыжным покрытием различной степени неровности. Результаты получились довольно интересные. Оказалось, что при скорости 80 км/ч вертикальные ускорения как на ровном, так и на сильно разбитом участках отличаются не очень заметно! То есть способность подвески «проглатывать» большие бугры и ямы просто поражает, а на мелких неровностях машину трясет совершенно неадекватно. Специалисты завода объясняют это настройками амортизаторов, рассчитанных намаксимальную энергоемкость. Но мне показалось, что дело тут не только в этом– подвеска в силу своих конструктивных особенностей просто «заблокирована» сухим трением и на малых неровностях фактически не работает. Данное предположение подтверждается и тем, что на ровном асфальте машину также изрядно «мотает».Но опять повторюсь: энергоемкость подвески на больших неровностях поразительная. Только длинноходная независимая подвеска с относительномалой неподрессоренноймассой может обеспечить столь высокую плавность хода на сильно разбитой дороге.


БУДУЩЕЕ ТАКТИЧЕСКОГО АВТОМОБИЛЯ

Не стоит на месте техническая мысль и в США. Довольно любопытная конструкция, предназначенная для выполнения патрульных задач, была создана группой инженеров под эгидой политехнической школы штата Джорджия. Машина, получившая название ULTRA, имеет ту же, что и Iveco MLV, «цитадельную» концепцию, но при этом она еще более развита. На шасси коммерческого пикапа Ford F-350 установлен кузов весьма необычной шестигранной формы, собранный из бронелистов и имеющий довольно большую площадь остекления. Выбранная форма кузова призвана повысить уровень противоминной защиты и позволяет разместить экипаж в четырех углах кузова: водитель, как ему и положено, смотрит вперед, двое членов экипажа обозревают боковые полусферы и еще один располагается лицом против движения. По информации разработчиков, такую схему им подсказали непосредственные участники боевых действий в Ираке. ULTRA пока остается лишь концепт-каром, интереса у военных он пока не вызвал. Но не исключено, что эта конструкция может быть заказана одним из охранных агентств, весьма активно действующих в Ираке. Кстати, полноразмерные пикапы, в том числе и F-350, пользуются большой популярностью у «частных армий». В кузовах этих машин, использующихся для патрулирования и сопровождения транспортных колонн, обычно монтируются самодельные «бронекоробы» с пулеметными установками. Однако такие конструкции не обеспечивают должной защиты экипажей. Между тем облик тактического автомобиля следующего поколения для американских вооруженных сил уже определен. Осенью 2006 года победителями промежуточного этапа конкурса на создание Future Tactical Truck System Utility Vehicle, объявленного в 2004 году, были признаны компании Lockheed Martin и International Truck and Engine Co. В ближайшие полтора года им предстоит построить машины-демонстраторы, которые будут испытаны в ходе второго этапа конкурса. Lockheed Martin получил на сборку FTTS UV 9 млн долларов, а International – 12,3 млн. Отличительными особенностями этих машин должны стать интегрированная бронезащита и гибридная силовая установка, которая позволит снизить расход топлива и увеличить дальность хода машин нового поколения на одной заправке до 600–900 миль. Возможно также управление обеими парами колес. Более того, FTTS UV будет оснащена электронной системой стабилизации движения, поскольку, согласно статистике, второй по распространенности причиной гибели или травмирования членов экипажа HMMWV (после потерь в ходе боестолкновений и подрывов) является опрокидывание машин на большой скорости, вызванное тем, что водители не справляются с управлением, желая быстрее выйти из зоны обстрела.


Не слишком быстрый

В данном случае наши замеры максимальной скорости вряд ли можно считать полностью корректными из-за погоды и недостаточной длины динамометрической прямой, но машину с арзамасской коробкой нам удалось разогнать только до 121 км/ч, причем уже после 115 темп разгона стал…исчезающе мал. Немалую долю проблемы разгона составляла и отвратительная работа коробки передач. Дело здесь не только в нечеткой работе механизма выбора, но и в неоправданно большом разрыве между третьей и четвертой передачами, из-за чего двигатель приходится «крутить до звона», чтобы не провалиться при переключении ниже максимума момента (после этого двигатель очень долго раскручивается). На этом фоне работа чешской шестиступенчатой коробки с отлично подобранными передаточными числами – просто образец для подражания, да и максимальная скорость с ней оказалась выше – 127 км/ч. Но в любом случае на заявленные 140 км/ч это не очень похоже.

Сильно прыгала

Существенно лучше «Тигр» показал себя на бездорожье. Естественно, офф-роудная часть теста началась с фирменного упражнения всех тигров, то есть прыжков. Потрясающая энергоемкость подвески позволяет совершать головокружительные полеты без особого вреда машине, в этом с «Тигром» могут поспорить только специальные спортивные автомобили. Поверьте, когда на очередном трамплине пять тонн взлетают в воздух, это производит впечатление. На волне песчаной полевой дороги, разбитой тяжелой техникой, «Тигр» тоже оказался неплох. Подвеска вполне справлялась с периодическими ямами на довольно высокой скорости. Одно «но»: трясло его при этом изрядно (что только не летало по салону!). Если же сбросить скорость, то подвеска… перестает работать, машина начинает «нырять» в каждую яму, и плавного движения вовсе не получается. Вывод неутешителен: в таких условиях перемещение на значительное расстояние очень утомительно для экипажа. Эти же проблемы относятся и к движению по асфальту.

Что же до медленного движения по сложному рельефу, то «Тигру» оно дается несколько хуже. Сказываются большая масса и, как следствие, высокое удельное давление на грунт. При высоком давлении в шинах (положение «Грунт») «Тигр» начинает закапываться в твердый сырой песок в совершенно безобидных ситуациях, например, при попытке не спеша забраться на небольшой трамплин, с которого перед этим прыгали. Правда, копает он благодаря самоблокирующимся дифференциалам всеми четырьмя колесами. Снижение давления до «песчаных» 0,9 атмосферы улучшает ситуацию, но не радикально. Возможно, ситуация изменилась бы в случае замены резины («елочка» – далеко не лучший вариант для песка). Еще одна особенность: на сложном рельефе становится хорошо заметна высокая жесткость подвески, и диагональное вывешивание наступает задолго до полного выбирания ходов подвески. Самоблокирующиеся дифференциалы здесь уже не помогают, однако если применить классический прием – нажатие на тормоз, то блокировка срабатывает.

В сухом остатке

Конечно, для любого транспортного средства найдется подходящая область применения. Но как гражданский автомобиль для ежедневных поездок «Тигр» не очень-то подходит – слишком уж он некомфортен, неэкономичен, тяжел и невместителен при своих габаритах. Так что рекламный слоган из заводского проспекта – «Там, где кончается дорога, начинается стихия ГАЗ-2330» – в этом смысле совершенно оправдан. Ведь даже нафоне HMMWV он существенно больше боевая машина, чем автомобиль. Зато как база для создания бронированных версий он действительно хорош: большой запас прочности ходовой части, удобный для бронирования корпус и достаточная мощность делают его отличной основой для специальных машин, предназначенных и для использования в горячих точках, и для работы в качестве тяжелого инкассаторского броневика (конструкция рамы усложняет создание эффективной противоминной защиты). Да и проблемы с плавностью хода у более тяжелого броневика будут не так заметны. Но тут возникает весьма провокационный вопрос: должен ли грузовик выдерживать такие прыжки? Может быть, стоит снизить массу?..

Бронированный автомобиль Тигр -М (СПМ-2)
Год выпуска: 2016
Пробег: 100 км
Масса: 7,6 т
Двигатель: ЯМЗ -5347-10 дизель евро-3 с турбонадувом, объёмом 3130 см.куб, мощностью до 210 л/с, 6 цилиндров / 16 клапанов, охлаждение жидкостное
Колёсная формула: 4×4
Преодоление брода до 1.5 м
Подъём до 45 градусов
Скорость по шоссе: 90 км/ч
Броня 3-й класс (баллистической защиты)
Клиренс: 400 мм
База 3000 мм, ширина 2200 мм, высота 2000 мм
Экипаж: 2 чел
Десант: 6 чел
Грузоподъёмность: 1500 кг
Расход 26-30 л на 100 км
Запас хода на одной заправке 700 км
КПП: 5-ти ступенчатая механическая трансмиссия
Раздаточная коробка с блокировкой межосевого дифференциала
Два моста, оба с самоблокировкой межколёсных дифференциалов
Торсионная подвеска, как у БТР-80
Гидравлические тормоза со стабилизаторами поперечной устойчивости
Резина с усиленным кордом
Система гидронаддува шин (до 4 пробоин в одном, на скорости до 50км/ч)
Система ФВУ
Подогрев сидений
Система отопления салона, всех стекл в круг
Подготовлены для эксплуатации от +65 до -50 С

Сегодня гражданский автомобиль Тигр купить может пока любой желающий, но цена на заводе изготовителе довольно немаленькая.


Описание автомобиля Тигр ГАЗ-2330

Бронеавтомобиль Тигр состоит на вооружении российской армии и полиции, не только в России, но и в некоторых странах мира.

В самом начале автомобиль Тигр разрабатывался специально для Арабских Эмиратов, которые ранее осуществили закупку американских автомобилей Хаммер, показавших себя не с лучшей стороны во время эксплуатации на специфической местности. Через представителей чешской автокомпании Татра, Эмираты обратились на завод ГАЗ за разработкой аналога американского Хаммера. Так как сроки были ограничены, то на ГАЗе предложили использовать существующие компоненты, поэтому были приняты за базовую основу колеса и подвеска от БТР-80.

В 2001 году Тигр был презентован в Арабских Эмиратах, и тогда была рассмотрена возможность продавать и собирать на месте эти бронеавтомобили под маркой Нимр (перевод – «Тигр»). К сожалению контракт был разорван, а несколько опытных образцов осталось в стране конечного заказчика. В дальнейшем, компания Рено, по заказу арабов, сделала аналогичную Тигру машину, под маркой Нимр.

На российском заводе ГАЗ продолжили усовершенствовать свою разработку и автомобиль Тирг был выпущен и предложен к работе в спецподразделениях. Первыми эту машину оценили в московском СОБРе в исполнении СПМ-1 с защитой 3-го класса российского ГОСТ, СПМ-2 и прочие модификации.

Характеристики Тигр ГАЗ-2330

Бронеавтомобиль ГАЗ-2330 Тигр является рамной машиной – на раму устанавливается цельносварной бронекузов. Защита по 5-му классу российского ГОСТ. Контроль брони достаточно жесткий, так как каждый десятый бронеэлемент отстреливается. Тирг укомплектован бронированными стеклами Магистраль.

Под капотом на газлифтах на первой партии установлены ДВС Covers бразильского производства, но так как Тирг – это автомобиль двойного назначения, то локализация должна была быть максимальной. В итоге Тигр оснащен двигателем ЯМЗ 534 нового поколения, собранных в отдельных цехах Ярославского моторного завода.

Салон снабжен кондиционером и антиосколочной защитой АОЗ.

Габариты автомобиля Тигр в зависимости от модификации:
Ширина 2200-2300 мм
Длинна 4640-5700 мм
Высота 2000-2500 мм
Просвет 400 мм
Запас хода до 900 км



ГАЗ-2330 "Тигр" — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский внедорожник. Производится Группой ГАЗ (ОАО «ГАЗ», Россия) на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах, с двигателями ГАЗ-562 (Россия), Cummins B-180 или B-215 (производимыми совместным с Камаз предприятием — Cummins Kama в России).
По внешности, назначению, названию - это внедорожник - агрессор. Нареченный " Тигром " другим быть не может. Такой автомобиль просто обязан вызывать восхищение у "своих" и трепет у "чужих", потому что он военный. Не какой-то военнообязанный, которого в случае чего можно с некоторыми переделками поставить под ружье, а военный в лучшем и самом правильном понимании этого слова - профессионал, нашедший свое призвание в армейской среде, отлично умеющий воевать.

ГАЗ 2330 "Тигр" российский многоцелевой внедорожник .

В истории создания этого автомобиля много противоречивой информации, но одно прослеживается абсолютно ясно, что проект зародился в начале 1999 года. Именно тогда многопрофильная фирма Bin Jabr Group, Ltd (BJG) из Объединенных Арабских Эмиратов обратилась к нижегородцам с предложением разработать многоцелевой автомобиль, который мог бы заменить в армии ОАЭ американские HMMWV, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. С нашей стороны главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма ГАЗа небольшая инжиниренговая компания"ПКТ" (Промышленно- компьюторные технологии" К созданию машины были привлечены специалисты ГАЗа, Арзамасского механического завода, а также ряда предприятий авиационной промышленности.
Автомобиль должен удовлетворять самые высокие требования как по внешнему дизайну, так и по рациональности интеръера. По техническим параметрам машина должна обладать хорошей технологичностью в серийном производстве, простой конструкцией узлов и агрегатов, высокой надежностью при эксплуатации в условиях пустыни (до + 50С) и способностью преодолевать песчанные барханы. Так же были оговорены углы въезда и съезда (оба 52 градуса) и конструктивная возможность преодоления водных преград глубиной до 1.2 м. При этом, условия для экипажа должны быть на уровне легкового автомобиля среднего класса. То есть, согласно техническому заданию автомобиль должен быть многофункциональным.

ГАЗ 2330 "Тигр" на испытаниях.

Весь комплекс проектно-конструкторских работ был выполнен за рекордно короткие сроки и уже в марте 2001 года были изготовлены три демонстрационных образца, которые и были показаны на выставке вооружений IDEX-2001 в столице ОАЭ Абу-Даби, тогда же они получили имя - "Tiger" .
Заказчика, представленные образцы полностью удовлетворили. Однако предусмотренные по контракту совместные полномасштабные шестимесячные испытания в Арабских Эмиратах почему-то застопорились. Заказчик вдруг как бы утратил интерес к проекту. Возможно это были какие то политические игры, но это уже не так было важно, машина уже жила. Срок контракта подошел к концу и финансирование дальнейших работ взял на себя Горьковский автозавод, и на сегодняшний день все права принадлежат нижегородцам.

ГАЗ 2330 "Тигр" готов к службе.

После отказа арабской компании BJG продолжать работы по проекту с российской компанией ПКТ, у каждой из сторон остался пакет технической документации, вдобавок в Абу-Даби остались три опытных образца бронеавтомобилей, проходивших после экспонирования на IDEX-2001 испытания в пустынных условиях. Несколько лет спустя, у компании BJG из ОАЭ объявился внедерожник NIMR внешне мало отличающийся от "Тигра", может в этом и есть разгадка. Да и имя NIMP (Аравийский леопард - Panthera pardus nimr) так же из семейства кашачих, правда несколько поменьше...

Многоцелевой внедорожник NUMR (Леопард) с тигриными корнями.

"Тигр" готовится к прыжку.

Российская премьера ГАЗ 2330 "Тигр" , созданной специалистами "ГАЗа" состоялась на открывшейся 21 августа 2002 года 7-ой Московской международной автомобильной выставке " MIMS-2002 " , где она была впервые показана. Несколькими днями позже, внедорожник под пристальными взорами зрителей как в погонах, так и без таковых, лихо преодолевал полосу препятствий, крутые склоны и водные преграды на подмосковном военном автополигоне в Бронницах, впечатляя своей мощью и проходимостью.

ГАЗ 2330 "Тигр" в тигрином окрасе, демонстрация мощи .

То, что "Тигр" создавался под впечатлением американского Hummer, сомнений нет. Но удивление это не вызывает, "хаммеризация" легких армейских транспортных средств идет семимильными шагами по всему миру. А почему Россия должна быть исключением? На аналогию с американским военным вездеходом подталкивает компановка и конструкция ходовой части машины. У "Тигра" тоже использованы колесные редуктора, а КПП и раздатка убраны из под днища и внедрены в специальный кожух выпирающий в салон, и который продольно разделил его на уровне сидений на две части. Результат - дорожный просвет получился просто гигантским: он составил 400 мм. что лишь на 6 мм.меньше чем у Hummer на 100 мм.больше чем у военного "редукторного" УАЗа и на 180 мм.больше чем у гражданского УАЗа без колесных редукторов.

ГАЗ 2330 "Тигр" на выставке.

Но на этом прямое сходство с американцем заканчивается. Особенно отрадно, что дизайнеры "ГАЗа" не стали копировать его основные стилевые решения, как поступают большинство их колег по всему миру. И правильно - собственными силами и талантом удалось сотворить внешность "Тигра" не хуже. Во всяком случае, "русским Хаммером" его называть не станут.

ГАЗ 2330 "Тигр" имеет свой облик и "русским Hummer" его называть не станут .

Под капотом нижегородских внедорожников - силовые агрегаты как российский ГАЗ 562, так и импортные - это или Cummins B-180 мощностью 180 л.с,при 2500 об/мин.с ручной 6-ступенчатой КПП, или 215- сильный Cummins В-215 с 5-ступенчатыми АКПП Оба двигателя - рядные дизельные "шестерки" рабочим объемом 5.9 л. оснащенные турбонаддувом с промежуточным охладителем воздуха, исключительно надежны и долговечны. Возможна установка и собственного газовского шестицилиндрового турбодизеля Газ-562 рабочим объемом 3.2 л. и мощностью 197 л.с. при 3800 об/мин. выпускаемого малыми сериями по линцензии Steur. В раздаточную коробку установлен блокирующий дифференциал, в мостах - самоблокирующие дифференциалы повышенного трения. Подвеска автомобиля - рычажно торсионная, полностью независимая. Ее основные элементы. как и элементы мостов заимствованы у бронетранспортера БТР-80. Все они, как и другие компоненты силовой конструкции автомобиля выполнены с повышенным запасом прочности - создатели "Тигра" подчеркивали, что он расчитан на высокоскоростное передвижение как по дорогам, так и по пересеченной местности.
Турбо-дизель Cummins B 180, рядная "шестерка" основной двигатель ГАЗ 2330.

Другими словами, внедорожник в боевой обстановке должен преодолевать рвы канавы и кочки не с минимальной скоростью на первой передаче как его гражданские коллеги, а мчаться по ним в предельном темпе (в зависимости от двигателя максимальная скорость составляет 125-140 км/час.) Естественно, для этого узлы и агрегаты трансмиссии, несущей системы и подвески должны быто особо прочными, а значит массивными. Поэтому. если к тому же учесть двухмилиметровую толщину металлических листов кузова, можно не удивляться. что снаряженная масса машины равна пяти тоннам.. Получается, что на каждое колесо приходится минимум 1.25 т. - практически вес легковых Жигулей. В результате автомобиль. чтобы он не закапывался в грунт, пришлось обуть в широченные шины, размерность которых 335/80 R20

ГАЗ 2330 "Тигр" передняя торсионная независимая подвеска на поперечных рычагах.

Теперь о салоне. В первом ряду всего два сидения. Третье установить невозможно, поскольку между ними, как и у Hummera, выпирает объемный кожух трансмиссии. На нем расположены рычаги управления КПП и РК. Причем последний сильно смещен назад, и пользоваться им будет не совсем удобно. Второй ряд сидений тоже для двух человек, хотя трансмиссионный кожух не тянется как у американского аналога через весь салон, он все равно не дает установить еще одно сидение, мкжду двумя другими.

ГАЗ 2330 "Тигр" водительское место.

Но разделение салона трансмиссией на две части, не единственное неудобство пассажиров. Для увеличения проходимости, колесная база "Тигра" сравнительно небольшой (3000 мм.), что не позволило обеспечить достаточно места для ног, удобно устроиться может только впереди сидящий, отодвинув свое сидение назад, или сидящий сзади, сдвинув переднее сидение вперед. А вот тому и другому, если их рост выше среднего. вольготно расположиться не удастся. Конечно, военные будут считать внедорожник просторным и эргономичным согласно приказу, но как убедить в этом потенциальных гражданских покупателей, которые уже приучены к высокому комфорту даже самых внедорожных из внедорожников?

ГАЗ 2330 "Тигр" задний ряд сидений удобнее чем в Hummer.

Основных вариантов кузова "Тигра" три. Первый двухрядный четырехдверный закрытый кузов с небольшим открытым отсеком в его задней части, имеет индекс ГАЗ-29752. Внедорожник с полным закрытым 10-местным кузовом, защищенный броней, назван ГАЗ-29751. Так же есть грузовой вариант с двухместной кабиной и тентованной бортовой платформой. Появились и бронированные модели. На московском автосалоне 2006 года в экспозиции "Русские Автомобили" УКЭР ГАЗа был продемонстрирован образец перспективного внедорожника большого класса ГАЗ 3121 "Тигр-2". Данная модель представляет собой дальнейшее развитие автомобиля двойного назначения "Тигр" в плане приспособления к эксплуатации в гражданском секторе.

Последующие годы машина стремительно развиваетсь, появились ее почитатели а самое главное заказчики, в том числе и МВД России. Сегодня "Тигр" не только взят на вооружение войск МВД, но и начался его "призыв" в Российскую армию. Одновременно машина стала более адаптирована и для гражданской работы...
ГАЗ 3121 "Тигр 2" гражданская версия.

ГАЗ 3121 "Тигр-2" - абсолютно новая машина, с «обычным» Тигром его объединяет лишь имя и система централизованной подкачки шин. Он компактнее, легче («всего-то» 3.5 тонны), быстрее. Новый внедорожник, по утверждению разработчиков, сочетает плавность хода «Чайки» с высочайшей проходимостью и рассчитан на скорость до 160 км/ч. «Тигр-2» приводится в движение турбодизелем Steyr мощностью 190 л.с.. Дизайнеры постарались придать «Тигру-2» нарочито грубый, утилитарный вид. Получилось не очень удачно - внедорожник напоминает простоватого родственника Hummer H2 из провинции. Салон внедорожника выполнен в духе «Волги» или «Газели», у которых позаимствованы некоторые детали интерьера. Но не будем его путать с нашим грозным "Тигром"

"Тигр" он и есть тагр, мощный многоцелевой российский внедорожник, продукт нового тысячелетия с неограниченной перспективой и возможностями...