Как правильно пользоваться абс зимой. Как тормозить с ABS на льду и снегу зимой

В Москве обильно выпал снег. Согласитесь, довольно странное явления для января месяца в нашей полосе . Мокрые хлопья покрыли наши дома и дороги. Температура ноль градусов. На дорогах снежная каша. Во дворах – сугробы. Под снежным месивом, лужи грязной талой воды. Воду с салонного коврика приходится выливать ежедневно, благо коврик – корытце. Отличная погода для того, чтобы проверить работу ABS на вашей машине. А на вашей – нет? Тогда читайте дальше, чтобы понять стоит ли доплачивать при покупке вашего следующего авто.

Антиблокировочная система тормозов (ABS) стоит на многих автомобилях зарубежного производства. Принцип работы вы знаете, подробно останавливаться я думаю не стоит. Он заключается в том, чтобы не давать колесам уходить в юз и скользить по дороге (подробнее , кстати схема ABS с того же сайта). У машин, которые были в моем распоряжении до недавнего времени, таковой не наблюдалось, хотя в ВАЗах 10-го семейства уже предусмотрена возможность установки и подушек безопасности и ABS, кстати, для желающих ЛАДА Приора и Калина с ABS и подушками только-только поступила дилерам. Правда меня это не слишком касается, поскольку некоторое время назад я изменил нашему автопрому в пользу иномарки и, думаю, что надолго. Российскому автопрому, я отдал лучшие годы своей жизни, а точнее двенадцать лет я ездил на разных машинах исключительно российского производства. и это не считая покатушек на ЗИЛ 130 в годы службы в рядах Советской Армии.

О ЗИЛе у меня остались очень теплые воспоминания, особенно врезался в память тот момент, когда я при помощи резкого торможения зимой умудрился развернуть его практически поперек дороги, кстати ABS на нем небыло. Но вернемся в суровый (в ноль градусов) Московской климат.

Случай первый: дело было осенью, ехал я еще на ВАЗе. Обычный светофор, моргающий зеленым, значит скоро переключится на желтый. Передо мной одна машина. Чтобы не стоять потом на красном чуть прибавляем газ (дурная московская привычка, всегда торопимся). Но что это, впереди идущая притормаживает, “ничего, просто аккуратный водитель, не вылетает на перекресток не глядя”, – мелькает у меня мысль, ” я как раз успеваю за ним на желтый,” Но “стопари” впереди идущей машины горят, она не притормаживает она… она уже СТОИТ на моргающем зеленом! Нога с педали газа на тормоз! Резко! Ну же! Тормоз! Слишком быстро… слишком. Колеса идут юзом по мокрому асфальту, руль не действует, машину разворачивает правым боком и несет вперед. Из ступора меня выводит визг моих же шин по мокрому асфальту. “Отпусти тормоз”, щелкает в мозгу, “если хочешь остановиться, – отпусти”. Я на мгновение отпускаю тормоз и жму его снова. И… колеса “хватают” асфальт, пошло торможение! Машину бросает в сторону, ловлю ее рулем и торможу дальше. В метре от впереди идущей я останавливаюсь, развернутый полубоком. Глубокий вдох, выдох “так, ругаться с водителем не будем, ничего же не случилось. Аккуратно едем дальше. Черт бы побрал чайников на иномарках с АБС!”

Случай второй: Еду на машине с АBS, вторая полоса, скорость около 60, для Москвы даже не слишком большая. Впереди меня Газель. Повинуясь внутреннему порыву, Газель со второй полосы резко бросается в правый боковой проезд. Он конечно нарушает, поскольку движение правостороннее, ну да ладно, успеет. Дистанция достаточная. Но, почему он остановился? Так, проезд занят, пропускает, кого-то, но Газель-то грузовая и хвост ее еще на моей полосе. Тормозим… Тормозим! Уже ТОРМОЗИМ! Что такое? Замедления явно недостаточно! Конечно, же шипы и влажный маслянистый асфальт. Колеса скребут, но не цепляют. Так, слышу стрекот ABS, значит работает и машина управляема. Спокойно выворачиваем руль влево не отпуская тормоза и объезжаем этого, не будем называть кого, и едем дальше как ни в чем не бывало. А ведь юзом бы в него точно доехал бы. Хочется сказать, спасибо производителям.

Теперь несколько правил вождения с ABS, которые я для себя вывел.

1. Скорость и интенсивность торможения должна быть такой, чтобы машина могла тормозить без использования ABS, если подключилась ABS, значит вы не рассчитали дистанцию или не учли скользкое покрытие, и машина пытается исправить вашу ошибку, на сколько сможет.

2. Юзом машина проедет дальше, чем с использованием ABS, поэтому не рекомендую ее отключать (на некоторых машинах это возможно). Говорят на снежной целине или на песке ABS не слишком-то помогает, (но вы же не собираетесь участвовать на своей машине в ралли Париж-Даккар) в таких случаях просто нельзя тормозить “в пол”, стараясь держать педаль на грани включения ABS.

3. Если подключается ABS, то замедление машины будет постоянным(но все-таки будет, даже на льду!), независимо от силы нажатия на педаль, возможно, этого замедления для предотвращения столкновения не хватит, поэтому можно и нужно маневрировать, благо ABS это позволяет.

4. Прерывистое торможение использовать не нужно, возможно в середине торможения полностью отпустить и еще раз нажать на педаль тормоза, стараясь не тормозить в пол. Тогда у ABS чуть меняется режим торможения в зависимости от скорости и интенсивности нажатия, и машина может тормозить более эффективно. Попробуйте на своей машине, и найдите золотую середину. Но в экстренных случаях, конечно, ни о чем не думать и “давить до упора”, не отпуская педаль, и полностью положиться на ABS.

И на последок, попробуйте ездить так, чтобы ABS включалась как можно реже. Удачи на дорогах!

С наступлением зимы напряженность на дорогах существенно возрастает, поскольку двигаться по заснеженной и местами обледенелой дороге в «летнем» режиме уже невозможно, а быстро изменить стиль вождения получается далеко не у каждого автовладельца. Ввиду отсутствия постоянного и качественного сцепления колес с дорожным покрытием, торможение, особенно в экстренных ситуациях, может привести к потере контроля над транспортным средством. Поэтому с наступлением холодов следует как минимум сменить агрессивный стиль вождения на более спокойный.

Опытные автовладельцы с многолетним стажем именно так и поступают, начинающие же учатся на своих ошибках. Для того чтобы чувствовать себя более уверенно на скользкой и обледенелой дороге, необходима постоянная практика, поскольку все вместе взятые теоретические советы не позволят обрести требуемый опыт, чувствовать автомобиль, интуитивно чувствовать приближающуюся опасность. При этом следует понимать, что несмотря на оснащение современных автомобилей разнообразными системами, помогающими в управлении, к примеру, ABS, слепо рассчитывать на них не следует.

ABS - помощь или помеха на льду

Оснащение автомобилей системами помощи в управлении привело к тому, что многие, особенно неопытные водители, стали слишком много доверять ей, забывая многие моменты безопасного вождения. Не следует забывать и о том, что с наступлением морозов следует заменить резину на шипованные варианты - это существенно сокращает тормозной пусть на скользкой дороге. Для того, чтобы знать, как правильно тормозить с АБС, следует познакомится с принципом работы этой системы, которая призвана предотвратить блокировку колес при торможении и потере контроля над транспортным средством.

При попытке резкого торможения на стандартном авто без АБС колеса просто блокируются, что приводит к резкому снижению управляемости и заносу ТС. Стоит отметить, что между заблокированной покрышкой и дорожным покрытием сила трения будет достаточно слабой, поэтому быстрая остановка автомобиля практически невозможна на скользкой дороге. Торможение, которое осуществляется без блокировки отличается большей эффективностью, нежели скольжение по обледенелому покрытию дороги. К тому же, это предотвращает неконтролируемое скольжение и занос автомобиля. О плюсах и минусах АБС подробно рассказано на видео:

Чтобы знать, как тормозить с АБС с максимальной эффективностью нужно понимать принцип работы этой системы, который достаточно прост. На каждой из ступиц автомобиля с АБС имеются специальные выступы по типу зубцов шестеренки. При движении авто они перемещаются под индуктивными датчиками, которые передают в систему управления авто импульсы. Датчиков несколько, и когда колесо при торможении перестает вращаться, передача импульсов прекращается, срабатывают перепускные клапаны и тормозное усилие ослабевает. Именно в этот момент водитель слышит характерный треск. Таким образом система АБС предотвращает стопорение колес, позволяя водителю контролировать процесс управление автомобилем.

Как правильно тормозить на автомобиле, оснащенным ABS

Перед тем как разбираться с вопросом - как правильно тормозить зимой на переднем приводе, следует вспомнить нехитрые правила «зимнего» поведения на дороге, которыми часто пренебрегают современные водители:

  • соблюдать дистанцию, которая отличается от летней чуть большим расстоянием;
  • резина должна соответствовать сезону - необязательно шипованная, но продолжать эксплуатировать авто на летних покрышках зимой недопустимо;
  • избегать резких торможений при совершении маневрирований, особенно при вхождении в повороты;
  • не следует чрезмерно сильно давить на педаль тормоза, когда авто преодолевает препятствия/неровности дорожного покрытия.

Последний пункт особенно актуален для автомобилей с АБС. Не стоит наивно полагать, что, если автомобиль новый и дорогой, все имеющиеся в нем системы безопасности и помощь водителю помогут сохранить управляемость в критичной ситуации, когда сам водитель не проявляет элементарного внимания к дорожной ситуации. Кроме того, существуют некоторые особенности, кроме вышеперечисленных, которые позволят тормозить на льду с АБС более корректно. К ним можно отнести следующие:


Внимание! Безусловная эффективность АБС резко снижается на таких покрытиях, как песок, лед, выраженные неровности - торможение на них должно проводится с учетом того, что АБС может сработать некорректно.

Как правильно тормозить зимой на механике

При торможении в зимнее время, когда дорога обледенелая или заснежена, необходимо понимать, что тормозной путь существенно увеличивается, и мероприятия по остановке автомобиля следует начинать заблаговременно. Наиболее оптимально использовать комбинированный способ торможения, то есть помимо педали тормоза, следует использовать коробку передач, особенно если позволяет дистанция. Такое торможение включает в себя не только нажатие на педаль тормоза, но и переход на пониженные передачи.

Но следует понимать, что понижать передачи следует постепенно, при соответствующих показателях на спидометре - если резко перейти на низкую передачу, когда скорость авто высока, есть вероятность «сбить» двигатель, что приведет к полной потере управляемости. Зимой необходимо полностью забыть о такой технике торможения, как «педаль в пол». Это не только неэффективно, но и опасно, поскольку при блокировке колес управление автомобилем становится практически невозможным.

Чтобы знать, как тормозить на льду, если автомобиль не оборудован АБС, следует вспомнить, как эта система работает. Достаточно часто и прерывисто нажимать на тормоз, когда требуется быстро снизить скорость, чтобы избежать потери управляемости и притормозить. Находясь на скользкой дороге очень важно сохранять спокойствие и избегать резких нажатий на педаль тормоза и движений рулевым колесом, помня о том, что такие действия в большинстве случаев способствуют потере контроля над автомобилем.

Особое внимание сложным участкам дороги

Если движение происходит преимущественно в городской черте, особую внимательность необходимо соблюдать на перекрестках. Они представляют повышенную опасность даже в летний период, зимой же риск ДТП здесь многократно повышается. Чтобы правильно тормозить с АБС зимой, процесс необходимо начинать за несколько десятков метров до самого перекрестка. Достаточно слегка нажать на педаль тормоза, позволив все остальное сделать АБС.

Важно! Если машина тормозит рывками не стоит паниковать - это нормальное явление, и любые действия водителя в этот момент могут помешать быстрой остановке.

На перекрестах соблюдать особую аккуратность необходимо не только в момент остановки. Не следует стремиться стартовать одним из первых, едва красный начнет мигать. Другие участники дорожного движения могут запросто не успеть закончить маневр и полностью прекратить движение, особенно, если их автомобиль не оснащен АБС.

Что такое экстренное торможение?

Дню жестянщика посвящается:)

Однажды поздней осенью, когда столбик термометра скакал днем в плюс, а ночью в минус, Маша возвращалась поздним вечером с работы. За несколько сотен метров до ее дома имелся участок дороги...

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Реальная история)

Однажды поздней осенью, когда столбик термометра скакал днем в плюс, а ночью в минус, Маша возвращалась поздним вечером с работы. За несколько сотен метров до ее дома имелся участок дороги с незначительным уклоном и последующим поворотом под 90 градусов.

По закону подлости именно в этом месте в тот вечер проезжую часть не присыпали реагентом, а блестящий мокрый асфальт под колесами на поверку оказался замерзшим. К тому же, ледяная поверхность уклона перед поворотом была отполирована ранее проехавшими автомобилями, от чего скользила еще больше.

Но узнала об этом Маша позже, когда на этой самой горке по привычке стала снижать скорость плавно нажимая на тормоз. Машина чуть замедлилась, но несмотря на шипованную резину останавливаться не думала. Маша еще больше вдавила среднюю педаль. Не помогает. А тут как на зло еще и поворот. И что за наваждение! Машина предательски ехала прямо, несмотря на выкрученный в сторону руль…

Это была первая Машина экстремальная ситуация на льду, т.к. зимой она еще не ездила.
До своего дома моя знакомая в тот вечер все же доехала, но уже с ободранным передним бампером, примятым крылом и разбитой фарой. А одиноко стоящий в конце поворота столб, был небрежно помечен ссадиной серебристого цвета.

«Я же знала, как нужно правильно тормозить!» - повторяла она вновь и вновь...

Скрыть...

Как правильно тормозить в критической ситуации?

Иногда ситуация на дороге меняется настолько внезапно, что у водителя не остается другого выбора, кроме как «ударить по тормозам». При этом случается, что из-за неправильных действий педалью тормоза автомобиль все же достает до препятствия. И все слышат «БА-А-АМС»:(

Экстренное торможение - это как вы наверно догадались не что иное, как резкое, аварийное торможение, применяемое для максимального замедления автомобиля.

Справка

При нажатии на тормозную педаль тормозятся и передние, и задние колеса автомобиля. Если при этом блокируется хотя бы одно колесо, то увеличение тормозного пути и занос автомобиля практически неизбежны. При заблокированных передних колесах ко всему прочему автомобиль перестает поворачивать (не реагирует на поворот руля).

Торможение на грани блокировки колес дает максимальную эффективность замедления, минимальный тормозной путь и избегает появления всех вышеназванных минусов, т.е. является идеальным торможением.

ABS (англ. Anti-lock breaking system - антиблокировочная система) - сложная электронно-механическая система, предотвращающая блокировку (юз) колес транспортного средства при торможении. Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд. Наличие ABS можно распознать также по очень легкой и чувствительной педали тормоза.

Часто на авто без АВ S к ужасающим последствиям приводит первичный рефлекс любого неподготовленного человека в критической ситуации давить что есть мочи на тормозную педаль.

Именно с этого врожденного рефлекса водителя, который унес множество человеческих жизней, мы и начнем наше знакомство с основными правилами торможения.

Поэтому, пожалуйста, отнеситесь к данной статье со всей серьезностью. А если нужно, (а скорее всего нужно), то проверьте наличие у себя именно правильных навыков работы тормозной педалью. для их отработки приведены в конце статьи.

Правила работы тормозной педалью при экстренном торможении довольно сильно отличаются в зависимости от наличия или отсутствия в вашем автомобиле электронного помощника ABS. Вы можете не загружать себя лишней информацией и далее внимательно ознакомиться только с подходящими для вас разделами этой статьи.

(выделены темно-синим шрифтом).

Как экстренно тормозить на авто с АВS? Плюсы АВS

Подавляющая часть продающихся иномарок оборудованы системой ABS. И если у вас именно такой автомобиль, то вы счастливчик:)

На авто с ABS при экстренном (резком) торможении действует правило «сломай педаль». Педаль тормоза, конечно:) Если на вашем авто есть еще и педаль сцепления, то ломайте две одновременно* до полной остановки (!).

Для уменьшения тормозного пути усилие нажатия должно быть максимальным с самого начала экстренного торможения. Срабатывание ABS вы почувствуете по подергиванию педали тормоза и стрекочущему довольно неприятному звуку, похожему на хруст. Пугаться не стоит - это нормальная работа вышеназванной системы, продолжаем что есть силы жать педаль до полной остановки.
________
* - Для правильной работы системы ABS при экстренном торможении рекомендуется нажимать именно две перечисленные педали одновременно, исключая двигатель от процесса торможения.

Если надо быстро остановиться, то даже на заледенелом покрытии действует это же правило: жмем на тормоз до упора и не отпускаем(!) до полной остановки. В этом случае электроника автомобиля за водителя рассчитает и применит запрограммированный режим торможения.

От природного рефлекса давить тормоз до упора «в пол» на авто с ABS избавляться ни в коем случае не нужно!

Плюсы АВS при экстренном торможении:

  • в большинстве случаев уменьшается длина тормозного пути;
  • авто при таком торможении реагирует на повороты руля, сохраняя управляемость;
  • в повороте при таком торможении машина не уходит в занос* или снос;
  • от водителя не требуется владения особыми навыками торможения (в подавляющем большинстве случаев).

_________
* - Если занос возник не из-за торможения, то ABS будет бессильна. (Например, часто причиной заноса в повороте является неправильно выбранная скорость и последующий чрезмерный доворот руля и др.). Поворот очень неподходящее место для торможения вне зависимости от оборудования вашего автомобиля.

Внимание!
Привычный для многих профессиональных водителей рефлекс прерывистого нажатия на тормоз в аварийной ситуации может запросто увеличить тормозной путь на автомобиле с ABS!

За секунду ABS способна выполнить серию из 12 тормозных импульсов, а даже автогонщик экстра-класса не более 8. Поэтому обычно при торможении по прямой на ровных однородных поверхностях (асфальт, мокрый асфальт, даже лед и т.п.) победить электронику в длине тормозного пути не реально. А вот на смешанных покрытиях, особенно занесенных снегом, не все так однозначно.

Как работает АВS? Основной принцип работы

Для срабатывания АВS нужны два условия: нажатая педаль тормоза и хотя бы одно на мгновение остановившееся колесо*.
Если выполнились оба условия, то электроника тут же вмешивается в торможение и, как ни странно, чуть-чуть приотпускает тормозные колодки на заблокированном колесе.

Задача АВS - обеспечить торможение на грани блокировки колес, тем самым, сохраняя управляемость автомобиля.

_________
* - сложный алгоритм работы электроники антиблокировочной системы также наверняка предусматривает ее срабатывание и без остановки колес, но на сухом асфальте в результате ее работы почти всегда можно обнаружить штрихи кратковременного юза (блокировки) колес.

Недостатки (минусы) ABS

Иметь на борту ABS - здорово, но на всякий случай знайте и помните про минусы подобной системы, т.к. некоторые из них значительны.

1. На неровной дороге (выбоины, брусчатка, каменистые покрытия) эффективность работы ABS снижается. Это приводит к увеличению(!) тормозного пути.

Связано это с тем, что на неровных участках «подпрыгнувшее» колесо блокируется намного раньше, чем при торможении на ровной дороге. Именно в этот момент, когда колесо на подлете и имеет минимальное сцепление с дорогой, ABS подает команду на приотпускание тормозных колодок. Но дальше, когда колесо приземляется, его сцепление с дорогой увеличивается, а сила торможения уже неоптимальна - уменьшена электроникой.

На неровных участках дорог вариантов противодействия данному недостатку немного: снижаем скорость до подобного участка либо - после (на ровном покрытии). Безопасная дистанция - само собой разумеющееся условие.

Можно ли при неудовлетворительной работе ABS применять импульсное торможение?
А вот здесь мнения специалистов расходятся: одни утверждают, что прерывистые нажатия педали тормоза на подобных авто положительного результата не принесут, другие это допускают, но утверждают, что ABS старого поколения при этом будут реагировать только на полное отпускание педали тормоза. Выигрыш в тормозном пути в таком случае остается довольно сомнительным. Как проверить? Наверно только практически на конкретном автомобиле. Я на своем пока не проверял:) Так что вопрос остается открытым.

2. Смешанные покрытия, имеющие различные сцепные свойства, также приводят к снижению эффективности работы ABS. Иногда к значительному(!). Яркий пример неоднородного покрытия: асфальт - лед - асфальт - снег - лужа.

На более скользком покрытии колеса блокируются раньше, что приводит к чрезмерному приотпусканию тормозных колодок и на последующем участке. Иными словами, ABS в данном случае не может быстро реагировать и подбирать для конкретного малого участка дороги оптимальное тормозное усилие. Несомненно, это приводит к увеличению тормозного пути.

Меры борьбы те же - увеличенная дистанция, а, в идеале, снижение скорости до подобного участка.

3. При торможении на рыхлых, сыпучих покрытиях ABS мешает и обычно значительно увеличивает тормозной путь!
Это может быть дорога с песчаным или гравийным покрытием, и даже дорога, заметенная снегом(!).

На подобных покрытиях при торможении юзом перед колесом нагребается утрамбованный «валик», например, из того же снега, который остановит колесо быстрее, возникает так называемый эффект плуга. Т.е. на рыхлых поверхностях эффективнее тормозить юзом.

4. ABS перестает работать перед остановкой. Берегитесь скользких спусков!

Четвертый минус ABS состоит в том, что она отключается на скоростях ниже 5-7 км/ч и для некоторых условий движения (к примеру, когда вы катитесь вниз по скользкому уклону) этот факт нужно обязательно учитывать.

Т.е., например, зимой на обледенелом съезде в подземную парковку вы применили торможение «в пол». Машина с пульсирующей ABS продолжает медленно и верно скатываться с горки и до конца останавливаться не желает. Такое может произойти именно на скользких уклонах*.

Как быть? А вот здесь я даже и не знаю какой можно придумать выход. Ручник? Возможно. Прерывистое торможение? Может быть... На авто с АКПП в подобных ситуациях думаю что предпочтительнее тормозить на «Нейтрале» (режиме «N»). Слава Богу, что подобные условия встречаются не часто.

5. Один из самых больших минусов ABS это, пожалуй, возникающая у автовладельцев иллюзия непогрешимости работы данной системы. Теперь, очевидно, вы поняли, что это далеко не так!

Обычно на дорогих автомобилях антиблокировочные системы «умнее», да там и электронных помощников побольше будет. На бюджетных же авто их результативность
за последние годы хоть значительно и возросла, но все же на отдельных покрытиях, особенно заснеженных, их показатели не идеальны.

Основной плюс ABS в том, что при экстренном торможении машина реагирует на повороты руля и в большинстве ситуаций торможения «в пол» все же уменьшает тормозной путь, тем самым, предоставляя больше шансов избежать ДТП.

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Продолжение)

Давайте вернемся к описанному вначале случаю с Машей. Вы наверняка догадались, что автомобиль у нашей героини был без АБС. И, что самое интересное, Маша теоретически отлично знала, как правильно тормозить на скользком покрытии. Она с легкостью практически без ошибок решала экзаменационные билеты и уже неоднократно слышала про прерывистое торможение.

Но летом во время обучения вождению ей никто не привил этот жизненно важный для зимней, и не только для зимней, езды навык.

Что уж там говорить… Даже водители со стажем за лето отвыкают от зимней манеры вождения и часто утрачивают необходимые навыки торможения на скользком покрытии!

Скрыть...

Как экстренно тормозить на авто без АВS?

Если ваш автомобиль не имеет АВS, то вам самим придется быть подобной системой и контролировать момент блокировки колес при торможении.

Как уменьшить тормозной путь?

Каждый из нас слышал визг шин тормозящего автомобиля. И конечно же все видели черные следы на асфальте оставленные после такой остановки.
Подобное торможение с блокировкой колес неэффективно, а часто даже опасно, особенно если его применяют на скользком покрытии или на большой скорости.

Торможение блокировкой колес опасно тем, что:

  • увеличивает тормозной путь (иногда значительно);
  • практически всегда приводит к заносу автомобиля (его вращению);
  • машина при заблокированных передних колесах не реагирует на повороты руля (не управляема);
  • на повороте такое торможение приводит к сносу автомобиля (машина при этом также не управляема).

Блокировка колес может происходить не только на скользких покрытиях. Даже на сухом асфальте на относительно небольшой скорости резкое нажатие на тормоз приведет к торможению юзом, с полным набором всех негативных последствий.

При торможении подобным способом покрышка колеса при трении с поверхностью дороги нагревается до такой степени, что начинает плавиться и даже гореть. Языков пламени, конечно, вы не увидите - не те скорости - а вот дым запросто.

Понятное дело, что на плавящейся, как сыр в духовке, резине особо эффективно не остановишься. При торможении юзом на льду или укатанном снеге в точке их касания с колесом обязательно возникает прослойка воды, которая почти всегда приводит к неуправляемому заносу и требует большего расстояния для остановки, чем при торможении… на грани блокировки колес.

Самое эффективное торможение - торможение на грани блокировки колес!

Что значит торможение на грани блокировки?

Это значит, что вы давите на тормоз с такой силой, которая еще позволяет прокручиваться колесам, но на грани их остановки, т.е. если нажать на педаль чуть сильнее, то колеса заблокируются (остановятся).

При торможении на грани блокировки соприкасающаяся с дорогой поверхность покрышки в каждый момент времени разная, что не дает температуре в точке касания подняться до критического уровня.

На практике поймать «грань блокировки» давя на тормоз с определенным постоянным усилием нереально. Почему? Да потому что при малейшем снижении скорости эта «грань» наступает уже при другом усилии. Поэтому опытные водители, даже сама ABS, применяет

А чтобы уметь тормозить таким образом, т.е. эффективно, нужно обязательно научиться чувствовать момент блокировки колес вне зависимости от покрытия дороги.

Признаки блокировки колеса при торможении:

  • возникла вибрация колес или ухудшилось замедление автомобиля*;
  • появился звук скребущихся по поверхности дороги покрышек или их визг;
  • возник занос автомобиля, он перестал реагировать на повороты руля (поворачивать);

__________
* - Обычно на скользком покрытии в момент блокировки особенно отчетливо ощущается ухудшение замедления. Машина сначала реагирует на торможение, а потом в какой-то момент тормоза как будто пропадают - колеса срываются в скольжение. Это и есть тот самый момент блокировки!

Как правильно тормозить на авто без ABS?
Основные способы торможения в критических ситуациях

В зависимости от условий движения и необходимости водители применяют различные способы торможения, но, как правило, все они сводятся к различным вариациям, либо сочетанию следующих трех основных способов.

Резкое торможение (оно же экстренное)

Обычно применяется в аварийных ситуациях, когда необходимо быстро остановить автомобиль. Такой вид торможения подходит для ровных покрытий с более-менее хорошим сцеплением: асфальт, мокрый асфальт и пр.

  • Сильно жмем на тормоз. Чем лучше сцепление с дорогой, тем позднее колеса перейдут в юз.

Эффективное замедление при таком торможении происходит только до момента возникновения блокировки колес.

Почувствовав блокировку колес (визг шин, появление вибрации или вдруг уменьшившееся замедление), следует тут же уменьшить нажатие на педаль тормоза* и приступить к импульсному торможению - прерывистым нажатиям на педаль.

Этим вы избежите длительного юза колес и, тем самым, устраните его негативные последствия (занос, неуправляемость, увеличение остановочного пути).
__________
* - В критической ситуации приотпустить тормозную педаль не так-то просто, как кажется, особенно если места для остановки крайне мало. Даже водители со стажем, испугавшись, подчас жмут тормоза что есть мочи. От подобных ошибочных действий защитят только практические тренировки и, как говорится, холодный расчет.

Импульсное торможение выполняется как минимум двумя способами.

Ступенчатое торможение

Будьте готовы применить его в начальный момент юза колес на любом покрытии, а в особенности на скользких поверхностях: укатанный снег, лед и пр. Данный способ торможения очень эффективен, но требует сноровки.

  • Выполняйте толчки ногой по педали тормоза. Нажимать педаль необходимо до возникновения юза, и тут же следует немного отпустить ее. Как только вы почувствовали исчезновение блокировки - снова нажать.

Нажать.. Чуть отпустить… Нажать… Чуть отпустить…

  • Рулем при необходимости корректируем траекторию движения автомобиля, при этом стараясь избегать поворота руля в момент блокировки колес.

Самое первое нажатие на педаль должно быть максимально коротким, чтобы избежать длительного юза. Так сказать им вы производите «разведку покрытия» и достаточного для юза усилия.

Получается, что мы как бы ловим «грань блокировки колес», не допуская длительного скольжения и в то же время постоянно прикладывая тормозное усилие к педали.
При этом вы сами выбираете для себя комфортную частоту и длительность нажатия в зависимости от внешних условий, но обычно, чем более скользкое покрытие, тем чаще должны быть толчки. (По мере снижения скорости их частоту можно уменьшать, а длительность увеличить).

Прерывистое торможение

Применяется на разбитых или неровных поверхностях дорог (рытвины и пр.), а также в местах, где чередуются участки покрытий, имеющих различную скользкость. Например: асфальт - лед - асфальт - укатанный снег и пр.

  • Выполняйте толчки ногой по педали тормоза, каждый раз полностью отпуская ее. При этом нажимать на педаль следует до возникновения юза колес.

Нажать.. Полностью отпустить… Нажать… Полностью отпустить…

  • В момент растормаживания колес при необходимости поворотом руля корректируем траекторию движения автомобиля (подруливаем).

Отличается от предыдущего способа тем, что здесь каждое нажатие педали заканчивается полным прекращением торможения.

Отпускать педаль желательно именно на выбоинах дороги (при контакте передних колес с препятствием) или на более скользком покрытии, где тормозить не желательно.
Момент нажатия педали в данном случае приходится на более предпочтительные для торможения поверхности (ровные участки дороги или места с более хорошим сцеплением). На них же при необходимости можно применить и

Данный способ замедления менее эффективен по сравнению с предыдущим, но более легок в исполнении. Поэтому применяйте его либо на вышеперечисленных участках, либо на любом покрытии при наличии достаточного запаса в дистанции.

Что делать если машину заносит?

Если в ходе торможения возник занос автомобиля, необходимо прекратить начатое торможение и тут же поворотом руля скорректировать траекторию движения, поворачивая колеса в сторону заноса. В идеале при выравнивании автомобиля лучше не тормозить вовсе. Т.е. что-то одно: либо крутим руль, либо тормозим.

Когда выжимать педаль сцепления?

На авто без АВS при экстренном торможении про педаль сцепления можно забыть! Да, машина при такой остановке заглохнет. Но эффективность замедления будет больше, т.к. дополнительно к торможению педалью добавляется торможение двигателем. В идеале выжимать сцепление следует непосредственно перед остановкой, а при

Нужно уметь, а не только знать! Знания в голове, а навыки в теле

Не надо думать, что после знакомства с различными способами торможения вы автоматически научились правильно тормозить на реальном автомобиле. Навык (автоматизм) вырабатывается только в процессе многочисленных тренировок (повторения одних и тех же действий).

Поэтому для получения реальных положительных результатов необходимо найти время, выбрать безопасное место и наработать правильные навыки. И время от времени восполнять (вспоминать) их, особенно перед зимним сезоном. Для подобных упражнений идеально подошла бы заледенелая площадка, т.к. именно на ней очень хорошо можно почувствовать момент блокировки колес и выработать правильные навыки остановки автомобиля. Но если таковой не имеется, то для начала подойдет даже сухой асфальт.

Все приведенные упражнения лучше выполнять на сравнительно малой скорости. Здесь главное наработать, так называемую, мышечную память.

Упражнения на автомобиле с АВS

Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте почувствовать момент срабатывания АВS, отработайте принцип «сломай педаль». Т.е. жмите на педаль тормоза что есть силы до полной остановки.

Если у вас изначально отсутствовала привычка прерывистого нажатия на педаль тормоза, то с тренировками можете не усердствовать - в экстремальной ситуации с перепугу вы будете жать на тормоза как надо.

Если же в вас сидит привычка прерывисто жать на педаль тормоза, например вы пересели с более простого автомобиля, то тут уж вам придется постараться. Нужно будет отучиться от первоначального навыка и научиться жать на тормоза с постоянным усилием не отпуская педали.

Упражнения на автомобиле без АВS

Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте избавиться от рефлекса жать на педаль что есть силы, и при первых признаках блокировки колес отработайте прерывистые ударные нажатия на педаль. Закреплять такой навык можно при любом более-менее резком торможении даже не реальной дороге.

На площадке также оттренируйте различные способы сравните разницу в замедлении при применении различных способов.

Если под колесами лед, то на малой скорости попробуйте отработать торможение при одновременном повороте руля (уход от препятствия). Сравните разницу в управляемости авто при торможении юзом.

Оборудован ли ваш автомобиль электронными помощниками или нет, в любом случае не следует забывать, что длина тормозного пути, в первую очередь, зависит от скорости движения и состояния покрытия дороги. Причем влажное покрытие увеличивает тормозной путь примерно в 1,5 раза, укатанный снег или лед в 3 - 5 раз(!).

В любом случае безопасная дистанция, скорость и своевременный прогноз опасности должен быть превыше всего!

Разведка боем. Некоторые хитрости опытных водителей.

Временами, как правило, зимой, возникает необходимость прямо на ходу удостовериться на сколько хорошо колеса цепляются за дорогу.

Самый верный и надежный способ - при движении по прямой на сравнительно небольшой скорости нажать на педаль тормоза и прочувствовать момент начала блокировки колес (срабатывание ABS). Думаю, излишне напоминать о необходимости перед этим посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться в безопасности такого торможения.

Обычно при первых заморозках это самый быстрый способ определить, мокрая ли дорога под колесами или тонкая прослойка воды превратилась в лед. А такое возможно уже при температуре +3ºС за бортом. Первыми начинают леденеть мосты и эстакады, они находятся над землей и лучше обдуваются, поэтому охлаждаются быстрее.

Такими нехитрыми тренировками (начинать желательно на площадке) можно развить у себя чувство сцепления колес с различными покрытиями и попутно натренировать глазомер в определении необходимых расстояний для остановки с различных скоростей. Так сказать, наработать опыт. Но не забывайте о мерах безопасности.

Старайтесь резко не тормозить на линиях дорожной разметки, т.к. можно поскользнуться и берегитесь свежеуложенного асфальта. Тонкая битумная пленка на его поверхности "смажет" любое торможение.

Внезапно сработавшая ABS или, чего хуже, визг колес при торможении - это сигнал о допущенной вами ошибки в оценке сцепления колес с дорогой. У опытного водителя таких неожиданностей практически не бывает, как в прочем и резких торможений.

Желаю вам поменьше неожиданных ситуаций на дороге!

Многие слышали, что в заносе на заднем приводе газ надо сбрасывать, а на переднем – добавлять. А еще крутить руль в сторону заноса и ни за что не тормозить. Но эти "заповеди" были актуальны 15 лет назад, а теперь могут быть просто опасны.

Как гласит пословица, военные всегда готовятся к прошедшей войне. Ровно тем же занято большинство авторов «ценных» советов по управлению машиной. Книги успевают устареть, а правки в переизданиях оказываются не в состоянии отразить всю суть произошедших изменений.

Пара слов о современных электронных помощниках

За последние десять лет на дорогах почти не осталось машин без АБС, а полный привод на большинстве машин стал автоматически подключаемым с электронным управлением. ESP сегодня все чаще входит в базовую комплектацию, а АКПП постепенно вытесняет «механику». Да и активные системы рулевого управления потихоньку проникают в нашу жизнь - один Infiniti Q50 без механической связи между рулем и колесами чего стоит…

На фоне этих изменений советы вроде «Выжать сцепление и повернуть руль в сторону заноса» смотрятся даже не анахронизмом - они просто неприменимы на практике. Что же касается советов гуру спортивного вождения, то опять же, они верны только для подготовленных машин, без «умной» электроники, с мощными моторами и «правильным» рулевым управлением.

Некоторые советы «бывалых» уже давно утратили актуальность и близки к тому, чтобы стать опасными. Самой массовой опцией, которая появилась на машинах, стала антиблокировочная система тормозов - АБС. Суть ее работы заключается в предотвращении блокировки вращения колес, и тем самым уменьшается тормозной путь на твердых покрытиях и сохраняется управляемость при торможении.

В Европе и США машины без нее давно уже не выпускаются в принципе, у нас пока законодательно продажа машин без этой системы разрешена, но фактически почти все новые авто оснащены ею. Многие воспринимают ее как досадную помеху и искренне считают, что без нее они остановились бы раньше, а управлять машиной было бы удобнее. Но в реальности машина с отключенной АБС фактически представляет из себя неуправляемый болид.

Еще с конца 90-х годов АБС взяла на себя функции распределителя тормозного усилия - системы, которая предотвращает блокировку колес задней оси раньше, чем на передней, и сохраняет тем самым устойчивость машины при торможении. Без нее даже опытный водитель рискует при торможении полностью потерять курсовую устойчивость и уехать боком в кювет. А еще антиблокировочная система заботится о сохранении устойчивости машины при торможении на неоднородных покрытиях, например, когда одно колесо идет по обочине, а другое по асфальту. Система просто по-разному растормаживает правые и левые колеса и машина в итоге едет прямо. Раньше эта задача решалась только настройкой подвесок, но не слишком эффективно.

Кому-то, конечно, действительно удается справляться с торможением без АБС лучше, чем с ней. На сыпучих покрытиях антиблокировочные системы и правда могут быть менее эффективны, чем торможение с заблокированными колесами или специальные приемы замедления, но не всегда водитель может использовать это преимущество и хотя бы оставить машину на нужной траектории.


К тому же электроника может регулировать тормозное усилие на каждом из колес индивидуально, а машин с четырьмя педалями тормозов я еще не видел. К сожалению, есть и примеры действительно плохой работы систем. Все слышали про ошибки в прошивке блоков АБС на машинах концерна Volkswagen, которые выявили журналисты «Авторевю» в ходе испытаний Volkswagen Tiguan и еще нескольких моделей VW и Skoda. Система не в меру усердно растормаживала колеса на неровных покрытиях и при торможении в поворотах, в результате чего машина замедлялась намного менее эффективно, чем другие автомобили с АБС.

Причем производители далеко не во всех случаях выпускали обновленные прошивки блоков, и ни одна из моделей машин не отзывалась для принудительной замены. Зато некоторые новые системы распознают сыпучие покрытия и изменяют алгоритм работы для максимального сокращения тормозного пути. О плюсах и минусах системы можно рассказывать долго, но сейчас рассказ о том, какие приемы управления с появлением электроники в приводе тормозов изменились.

Тормозить разрешается, но осторожно

Один из немногих советов, который запоминают все: «Не тормози в поворотах». На машинах без АБС совет совершенно верен. Гоночные школы вождения, в общем-то, в этом вопросе солидарны с инструкторами начального обучения, но предусматривают обучение специальным приемам торможения, которые позволяют все же сбросить скорость на дуге.


И почти все водители действуют правильно и по-гоночному, стараясь завершить торможение до поворота. Вот только в критической ситуации, когда скорость слишком велика, неожиданно возникает препятствие или что-то еще, они тоже не тормозят, хотя при наличии АБС могли бы вполне безопасно воспользоваться тормозами, тем самым предотвратив аварию или уменьшив тяжесть последствий.

Ведь зачастую у передних колес есть запас по сцеплению и можно и тормозить, и поворачивать одновременно, причем без риска полной потери управляемости. Если у вас «свежая» машина с АБС - тормозите, ничего страшного не будет. Машина снизит скорость, а меньшая скорость - это и лучшее сцепление, и больше времени на управляющие воздействия.

А вот совет «В аварийной ситуации просто тормозить в пол» дают уже ПДД, никаких «объехать» там не предусмотрено. И большая часть водителей честно тормозит, не пытаясь объехать препятствие. Тут все немного менее однозначно. При рулении тормозной путь неизбежно возрастает, хотя бы немного. А вследствие ошибок в работе антиблокировочной системы, о которых уже упомянуто выше, тормозной путь может возрасти чуть ли не в два раза.


И если аварии избежать не удалось, добрый инспектор ГИБДД будет уверен в том, что вот если бы вы просто тормозили без всяких фокусов, то обошлось бы, а если рулили, значит, виноваты… Но если шансы объехать препятствие велики, а последствия столкновения могут быть тяжелыми все равно, то лучше попытаться. Но чтобы выбрать верное решение, лучше заранее опробовать свою машину на торможении при «переставке» или поискать тесты в Сети. А то вдруг в вашей машине «не та» прошивка, которая не даст вам тормозить в принципе…

Что делать при ритмическом заносе?

Еще одна опасная ситуация - это ритмический занос. Особенно он неприятен на переднеприводной машине. Для стабилизации траектории, когда задние колеса сорвались в юз, как мы все знаем, нужно добавить тяги. Но занос выправить удается не всегда, и если «перекрутить» при этом руль, опоздать с коррекцией, то тут-то занос и становится ритмическим. Зад болтает то в одну сторону, то в другую, амплитуда растет… Последствия вылета машины за пределы трассы здесь будут тяжелее, чем если бы водитель просто пустил все на самотек с самого начала.

Часто важно сохранить управляемость машины и не попасть на встречную полосу под несущийся грузовик. К сожалению, контраварийная подготовка у большей части водителей находится на очень низком уровне, и их действия в такой ситуации напоминают известный анекдот про Карузо, которого по телефону напел Рабинович.


Вроде как нужно повернуть руль в сторону заноса и добавить тяги, но вот скорость руления и актуальность управляющих действий - никакая. И, разумеется, почти все уверены, что на тормоза жать нельзя и машина тут же перейдет в неконтролируемое вращение.

В этой опасной ситуации стоит помнить, что электронные помощники действуют лучше большинства водителей. Да-да, человек не может выжать пять тонн, чтобы заменить ремни безопасности, и жать на четыре педали тормоза по десять раз в секунду, чтобы заменить системы АБС и ESP, - с этим надо просто смириться.

Весь могучий человеческий интеллект (в его существовании, правда, тоже есть сомнения, когда смотришь ролики о ДТП) явно проигрывает в простейших моторных навыках простенькой электронике и пиротехнике. Без электроники при торможении колеса заблокируются, и машина действительно будет вращаться, не реагируя на вращение руля, но часто это тоже не самое плохое развитие ситуации - скорость-то ведь будет падать.

Но если есть АБС, то ситуация резко меняется на противоположную. Даже если угловая скорость машины достаточно велика, то при срабатывании системы она постарается предотвратить разворот машины. Все алгоритмы работы системы «заточены» под сохранение устойчивости при торможении. И, разумеется, машина уменьшит скорость, так что даже если удержаться на дороге не получится, то последствия будут не такими тяжелыми.


А управляемость машины в таких условиях полностью сохраняется - действовать рулем можно так же эффективно. Конечно, разгружается задняя ось, но разница в сцепном весе передней и задней осей прекрасно нивелируется контролем скорости вращения правого и левого переднего колес.

Я не призываю при малейших признаках заноса жать до упора педаль тормоза - все же работа рулем и тягой прекрасно помогает выправить занос, да и опыт не будет лишним. Но если появляется раскачка, то лучше бы позабыть о советах дедушки-инструктора и попытаться воспользоваться тем шансом, который дает технический прогресс.

Помните: в любой сомнительной ситуации АБС не просто должна не дать заблокировать колеса, она просто обязана сохранить прямолинейное движение машины. Эту функцию она будет выполнять не только в случае, если машина двигалась прямо, но и попытается распрямить траекторию в случае заноса, уравнивая скорости вращения колес. А если у системы есть датчик положения руля, что верно для современных систем, то попытается тормозами помочь рулевому управлению

Что в итоге?

Сделаем короткий вывод: на современных автомобилях с АБС тормозить в повороте и в заносе - можно. Но только в том случае, если традиционные способы выхода из аварийных ситуаций не помогают.


Чем дальше, тем больше будут расходиться пути школ спортивного вождения без «помощников» и способы управления современными автомобилями. И только полное понимание процессов, происходящих с машиной, работы ее узлов и агрегатов и практика обеспечат вам действительно новый уровень безопасности на дороге. Читайте современные издания и не полагайтесь на мнение старых авторитетов в таких ответственных вопросах. И оставайтесь с нами.

А кроме того, найдите время и съездите на большую пустую заснеженную площадку, чтобы «понять» свой автомобиль. Не нужно инструкторов. Смело разгоняйтесь по снегу, тормозите в пол, крутите рулем… Делайте все, чтобы понять машину на уровне рефлексов. Ведь на размышления в аварийной ситуации времени не будет.

Зима и гололед на дорогах — это самое аварийно опасное время для водителей. Из-за отсутствия полного сцепления колес с дорожным покрытием, автомобиль начинает вести себя неадекватно на высоких скоростях. Если возникает необходимость резко затормозить, то тормозной путь увеличивается, а скорость машины из-за силы инерции может резко возрастать. Чтобы избежать ДТП, специалисты советуют придерживаться простых правил во время езды и торможения на покрытой льдом дороге.

Во-первых, нужно перейти на менее агрессивный стиль вождения. Даже небольшой снег, слякоть или гололед приводят к потере стопроцентного сцепления с поверхностью. Тормозной путь увеличивается и моментально остановиться не получится, даже если у вас стоит шипованная зимняя резина.

Во-вторых, нужно заранее начинать торможение. Резкое нажатие на тормоза — причина заноса. Притормаживать нужно с помощью коротких и не длительных нажиманий на тормоз. Колеса не должны резко блокироваться, а понемножку сбавлять скорость вращения.

В-третьих, обучитесь комбинированному способу остановки. Его суть заключается в том, что имея достаточно большую площадку для торможения, нужно заранее переходить на пониженные передачи и понемногу тормозить. Самое главное — своевременное переключение передач, переходить на более низкую передачу стоит только при соответствующем показателе на спидометре, иначе есть вероятность «сбить двигатель», то есть резкий переход на более низкую передачу при повышенной тяге приводит к полной потере управляемости.

Не забывайте придерживаться дистанции между автомобилями, и не ездите очень быстро если в этом нет необходимости.

Если ваш автомобиль оснащен системой антиблокировки колес — ABS, не стоит полностью на нее рассчитывать. В некоторых случаях тормозной путь может быть еще более длинным. Суть ABS состоит в том, что торможение происходит прерывисто, только выполняет это сама система с помощью датчиков. К сожалению на скользкой дороге датчики не всегда корректно считывают информацию. Чтобы не утратить управление, нужно резко нажать на педаль тормоза и затем выжать сцепление. Система в таком случае начнет импульсное торможение, однако колеса не будут блокироваться и тормозной путь будет значительно более коротким.

Самое опасное место в городе — это перекрестки. Из-за гололеда нужно быть предельно внимательными, начинайте притормаживать заранее. Не стоит сразу же газовать, когда загорится зеленый, ведь другие автомобилисты могут не успеть вовремя остановиться, а пешеходы могут поскользнуться на льду.