Падение продаж автомобилей – такого не ожидал никто. Назад в будущее: что станет с ценами на подержанные машины В росси продажа машин упала

На 17,3%, июль оказался еще более шокирующим. Продажи автомобилей рухнули сразу на 22,9%! Такого падения, кажется, не ожидал никто.

«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом, тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень - сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?», - иронизирует председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер. Причем с высокой долей вероятности можно утверждать, что дна рынок еще не достиг. Наверняка падение будет продолжаться в ближайшие месяцы.

Среди лидеров рынка сильнее всего от кризиса пострадала компания Chevrolet - продажи в июне сократились практически в два раза (минус 23% по итогам 7 месяцев 2014 года). В нелегкой ситуации оказались и дилеры Volkswagen (-32% в июле). «АвтоВАЗ» потерял много, но это уже никого не удивляет - минус 25%. Также можно отметить серьезное падение спроса на Mitsubishi (-42%) и Ford. Сразу минус 52% за один месяц, и теперь Ford, который когда-то был одним из лидеров российского рынка, занимает в общем зачете лишь 12 место (по итогам 2014 года Ford уже потерял 41% - это самое серьезное снижение среди всех более-менее крупных игроков рынка).

Однако есть компании, которые даже в нынешних условиях умудряются удерживать свои позиции. И даже увеличивать продажи! Например, Skoda в июне смогла вырасти на 4%, а Mazda на 13%.

А еще в очередной раз стало ясно - премиальным маркам в России никакой кризис не грозит. Легковое подразделение Mercedes-Benz в июле увеличило продажи на 13% (и +18% по итогам года), спрос на Lexus вырос на 21% (+17% по итогам года), а Porsche прибавила 29%.

В «личном» зачете лидирует по-прежнему Lada Granta (в июне было продано 11 819 штук). Однако обратите внимание - Hyundai Solaris разошелся в количестве 9 778 автомобилей! Причем с каждым месяцем разница между двумя этими моделями неуклонно сокращается. А это значит, что уже в конце года на первое место по продажам в России может выйти иномарка! Пусть и российского производства (для сравнения, в июле 2013 года разница между Granta и Solaris была совершенно иной: 14 542 против 9 482 в пользу Lada).

На третьем месте идет Kia Rio (6 853 шт.), на четвертом закрепился Renault Duster (5 694 шт.), а замыкает пятерку Renault Logan - 5 630 машин. Далее Lada Largus и Kalina, Volkswagen Polo, Lada Priora, а на десятом месте идет Toyota Camry.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МАРКАМ

Lada 28 014 37 549 -25% 220 822 264 278 -16%
KIA 15 303 17 099 -11% 109 276 111 969 -2%
Renault 15 219 18 013 -16% 111 640 122 646 -9%
Hyundai 14 461 14 753 -2% 104 035 104 219 0%
Toyota 13 312 14 599 -9% 89 800 87 653 2%
Nissan 9 136 11 605 -21% 91 484 75 352 21%
VW 9 010 13 303 -32% 76 363 90 583 -16%
Chevrolet 8 457 15 487 -45% 73 749 95 687 -23%
Škoda 7 064 6 805 4% 49 111 49 652 -1%
ГАЗ ком.авт. 5 517 7 245 -24% 37 298 45 425 -18%
Opel 4 926 6 551 -25% 38 440 46 144 -17%
Ford 4 500 9 293 -52% 35 818 60 416 -41%
Mercedes-Benz 4 323 3 835 13% 28 085 23 865 18%
Mazda 3 743 3 300 13% 27 544 23 442 17%
Mitsubishi 3 501 6 087 -42% 41 957 43 662 -4%
УАЗ 3 002 4 158 -28% 22 560 29 141 -23%
Daewoo 2 841 3 908 -27% 26 860 31 182 -14%
Audi 2 600 2 954 -12% 20 566 21 135 -3%
SsangYong 2 421 3 651 -34% 13 844 19 516 -29%
BMW 2 178 3 515 -38% 21 735 22 789 -5%
Lifan 1 861 2 603 -29% 12 011 14 083 -15%
Land Rover 1 716 1 715 0% 12 086 11 307 7%
Lexus 1 575 1 298 21% 10 304 8 774 17%
Citroёn 1 426 2 925 -51% 12 461 16 772 -26%
Geely 1 351 2 773 -51% 10 671 14 474 -26%
Peugeot 1 338 2 907 -54% 13 506 20 464 -34%
Great Wall 1 307 1 708 -23% 9 403 12 122 -22%
Honda 1 278 2 246 -43% 12 424 14 520 -14%
Chery 1 217 1 853 -34% 10 369 11 525 -10%
Suzuki 1 146 2 551 -55% 11 048 16 372 -33%
Subaru 1 146 1 304 -12% 9 346 9 929 -6%
Volvo 1 053 1 021 3% 9 093 8 407 8%
VW ком.авт. 920 1 312 -30% 7 522 9 010 -17%
Mercedes-Benz ком.авт. 600 411 46% 3 851 2 416 59%
Jeep 573 364 57% 4 460 2 413 85%
FIAT 541 678 -20% 4 241 4 181 1%
Porsche 385 299 29% 2 557 2 163 18%
Infiniti 374 625 -40% 4 743 5 051 -6%
FAW 253 461 -45% 1 934 2 329 -17%
MINI 155 234 -34% 964 1 584 -39%
SEAT 135 370 -64% 1 044 2 292 -54%
Jaguar 135 175 -23% 981 938 5%
Changan 112 - - 563 - -
ZAZ 92 219 -58% 478 2 111 -77%
Haima 87 37 135% 417 136 207%
Cadillac 81 114 -29% 788 909 -13%
Isuzu 74 20 270% 253 73 247%
BAW 72 134 -46% 720 1 017 -29%
Acura 64 - - 409 - -
JAC 58 - - 189 - -
Brilliance 50 - - 232 - -
smart 30 26 15% 186 108 72%
ТагАЗ 14 170 -92% 105 282 -63%
Chrysler 8 21 -62% 85 114 -25%
Alfa Romeo 8 - - 37 - -
Luxgen 2 - - 77 - -
Dodge 2 26 -92% 26 147 -82%
Иж 0 55 - 19 585 -97%
BYD 0 0 - 5 100 -95%
Foton 0 0 - 11 6 83%
Итого 180 767 234 365 -22.9% 1 410 606 1 565 470 -9.9%

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ

1 Granta Lada 11 819 14 542 (2 723) 1 Granta Lada 83 294 98 787 (15 493)
2 Solaris Hyundai 9 778 9 482 296 2 Solaris Hyundai 65 352 66 491 (1 139)
3 New Rio KIA 6 853 7 651 (798) 3 New Rio KIA 54 033 51 887 2 146
4 Duster Renault 5 694 7 348 (1 654) 4 Duster Renault 46 761 48 058 (1 297)
5 Logan Renault 5 630 4 289 1 341 5 Kalina Lada 39 902 40 870 (968)
6 Largus Lada 4 798 4 867 (69) 6 Largus Lada 39 718 29 569 10 149
7 Kalina Lada 4 436 3 789 647 7 Polo VW 36 526 41 720 (5 194)
8 Polo VW 4 389 7 000 (2 611) 8 Logan Renault 30 335 30 180 155
9 Priora Lada 3 429 4 882 (1 453) 9 Priora Lada 28 282 36 763 (8 481)
10 Camry Toyota 3 122 4 207 (1 085) 10 Almera Nissan 27 335 4 484 22 851
11 New Cee’d KIA 2 857 2 955 (98) 11 Niva Chevrolet 23 544 29 816 (6 272)
12 Niva Chevrolet 2 692 3 961 (1 269) 12 Octavia A7 Skoda 22 051 1 757 20 294
13 Octavia A7 Skoda 2 635 778 1 857 13 Sandero Renault 21 413 26 044 (4 631)
14 4×4 Lada 2 605 3 431 (826) 14 RAV 4 Toyota 21 368 23 389 (2 021)
15 Corolla Toyota 2 582 1 812 770 15 4×4 Lada 21 281 25 320 (4 039)
16 Rapid Skoda 2 578 0 - 16 ix35 Hyundai 20 325 18 063 2 262
17 RAV 4 Toyota 2 489 3 474 (985) 17 Camry Toyota 19 309 20 465 (1 156)
18 Cruze Chevrolet 2 488 6 644 (4 156) 18 Cruze Chevrolet 18 769 31 296 (12 527)
19 Sandero Renault 2 314 3 806 (1 492) 19 Corolla Toyota 17 573 14 443 3 130
20 ix35 Hyundai 2 238 2 859 (621) 20 Qashqai Nissan 17 373 19 388 (2 015)
21 Almera Nissan 2 196 1 548 648 21 Focus Ford 16 989 39 913 (22 924)
22 Sportage KIA 2 060 2 675 (615) 22 Sportage KIA 16 505 19 030 (2 525)
23 Focus Ford 2 056 5 749 (3 693) 23 New Cee’d KIA 16 093 18 735 (2 642)
24 Qashqai Nissan 2 017 3 242 (1 225) 24 Astra Opel 15 019 22 532 (7 513)
25 Mokka Opel 1 938 490 1 448 25 Outlander Mitsubishi 13 545 13 079 466

В условиях роста цен на новые автомобили в последние годы многие покупатели предпочитали уходить на вторичный рынок, где можно найти машину по любому карману. В результате этот сегмент оказался достаточно устойчивым к кризису: продажи бэушек показали падение лишь в 2015 году, и с тех пор спрос на них стабильно увеличивается. Впрочем, темпы этого роста значительно ниже, чем на рынке новых машин, где с прошлого года измеряется в двузначных величинах. Так, в 2017-м россияне купили 5,3 млн автомобилей с пробегом - лишь на 2,1% больше, чем годом ранее. И хотя в количественном выражении вторичный авторынок более чем в три раза превосходит первичный, можно констатировать, что часть потребителей сегодня возвращается к своей мечте о покупке новой машины. Поэтому продажи бэушных автомобилей хоть и продолжат расти, но более умеренными темпами.

«Подержанные машины по-прежнему значительно популярнее у россиян, чем новые. Однако факторы, сдерживающие продажи автомобилей с пробегом, также присутствуют: началось на первичном рынке, предложение свежих машин в возрасте до 3 лет сократилось - многие автомобилисты увеличили сроки владения авто», - комментирует руководитель «Avito Авто» Сергей Литвиненко.

В свою очередь, директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко отмечает, что возвращение потребителей в сегмент новых автомобилей, в частности, связано с хорошими скидками по программам трейд-ин, которые дилеры стали активно развивать в последнее время. В целом же динамика спроса на вторичном рынке находится в пределах статистической погрешности, и ни о каком росте сегодня говорить не приходится.

Закон сообщающихся сосудов

Согласно базовому прогнозу агентства «Автостат», в 2018 году вторичка вырастет на 3,2%, до 5,47 млн машин. Через год рынок автомобилей с пробегом прибавит еще 1,5% и достигнет 5,5 млн штук. Темпы роста будут снижаться и далее, и в 2020 году реализация бэушек составит 5,6 млн единиц. Таким образом, после пяти лет восстановления сегмент «секонд-хэнда» так и не сможет достигнуть докризисного уровня в 6,1 млн авто. Как говорится в исследовании «Автостата», сформировавшийся отложенный спрос, а также неизбежное увеличение парка создают предпосылки для роста вторичного рынка в ближайшие годы. В то же время продолжающееся удорожание жизни при отсутствии роста реальных доходов могут заставить россиян на неопределенный срок откладывать дорогостоящие покупки, к которым относится и автомобиль. Это приведет к увеличению срока владения автомобилем и как следствие уменьшению продаж подержанных машин.

В ГК «Рольф» также прогнозируют рост рынка автомобилей с пробегом в 2018 году, особенно в сегменте до семи лет, с которым как раз активно работают официальные дилеры. Это будет следствием наметившегося увеличения продаж новых машин, ведь объем вторичного рынка зависит не только от размера автопарка страны, но и от динамики реализации новых автомобилей. По словам директора подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексея Баринова, сейчас на рынке не так много «первичных» сделок, когда покупатель выбирает свою первую машину. Значит, с приобретением нового автомобиля он отправляет предыдущий на вторичный рынок. Как ожидается, уменьшится и число случаев, когда автомобиль продается и ничего не покупается взамен - в разгар спада в экономике такие продажи были не редкостью.

Однако с завершением программ господдержки и возможным повышением цен из-за очередной индексации рынок новых автомобилей ждет сокращение спроса, что через несколько лет отразится и на вторичке , полагает генеральный директор CarPrice Денис Долматов. Впрочем, падение продаж подержанных машин в целом маловероятно, но отдельные возрастные сегменты уже в ближайшее время могут уйти «в минус». «Прежде всего это касается „трехлеток“, ведь в 2015 году продажи новых автомобилей значительно просели, из-за чего сейчас на вторичный рынок будет выведено существенно меньше машин в возрасте трех лет. А сокращение предложения неизбежно вызовет рост цен», - предупреждает Денис Долматов.

Молодые набивают себе цену

Между тем уже в прошлом году «трехлетки» показали по сравнению с другими возрастными сегментами - на 9,6%, согласно оценкам «Автостата». Это связано с тем, что именно с 2014 года новые автомобили начали расти в цене, а сейчас они выходят на вторичный рынок. Также повышение цен было зафиксировано по машинам в возрасте двух (+3,8%) и четырех (+5,2%) лет. При этом старые автомобили (10 лет и старше), помимо того что их число на рынке существенно увеличивается, наоборот, дешевеют (-1,3%). В целом средневзвешенная стоимость автомобиля с пробегом в декабре 2017 года составила 561 тыс. рублей - это на 1,9% меньше, чем годом ранее (572 тыс. рублей). При этом снижение цены обусловлено в первую очередь изменением структуры вторичного авторынка в сторону более старых машин.

Статистика «Avito Авто» подтверждает эту тенденцию: средняя стоимость по всем опубликованным объявлениям о продаже машин в 2017 году снизилась на 9% - до 511 тыс. рублей. При этом активнее всего (в 65% случаев) покупатели интересовались машинами старше семи лет, что объясняется, прежде всего, их относительно невысокой средней ценой - 284 тыс. рублей.

Согласно данным CarPrice, снижение средней цены в прошлом году было на уровне 0,8%, что говорит о стабильности бюджета на покупку автомобиля. «Люди готовы тратить не больше, чем в прошлом году - в районе полумиллиона рублей. Эта сумма для многих комфортна, поскольку позволяет обойтись без кредита. Впрочем, небольшая коррекция цен в большую сторону вполне возможна. Причиной могут стать новые кредитные программы для покупателей подержанных машин», - отмечает Денис Долматов. По его мнению, свежие подержанные автомобили, приобретенные в 2015 году по новым посткризисным ценам, будут продаваться дороже, чем сейчас. Но на машинах, которым 10 и более лет, это подорожание никак не отразится, поскольку там на стоимость влияет лишь состояние, а не цена, за которую машина когда-то приобреталась новой одним из предыдущих владельцев.

Сильно постарел

А вот в ГК «Рольф» прогнозируют постепенное подорожание на вторичном рынке, и коснется оно автомобилей любого возраста: цены на новые машины продолжают расти, а за ними постепенно подтягиваются и цены на автомобили с пробегом . «При этом логично, что покупатели, у которых нет необходимой суммы для покупки нового или „молодого“ автомобиля, вынуждены выбирать из более доступных, а следовательно - более возрастных вариантов», - рассуждает Алексей Баринов.

Действительно, в условиях падения реальных доходов потребителей спрос на старые автомобили растет с каждым годом. В стране миллионы людей, которым нужен автомобиль, но не хватает денег на новый, и единственная альтернатива для них - это покупка старой машины за 200–300 тыс. рублей. Только в прошлом году более 2,65 млн россиян купили себе машины старше 10 лет. В результате доля таких автомобилей на вторичном рынке впервые превысила отметку в 50%, констатируют в агентстве «Автостат». Для сравнения: до 2014 года она составляла около 40%, а в кризисные 2015–2016 годы выросла до 44–45%.

Как считает директор по продажам «Авилон-Трейд» Антон Демкин, эта тенденция, прежде всего, обусловлена машин в возрасте до трех лет, поскольку многие автовладельцы увеличили сроки владения автомобилем из-за нехватки денег на смену машины.

В свою очередь в CarPrice прогнозируют, что доля автомобилей старше десяти лет продолжит расти до того момента, пока не стабилизируются цены на новые автомобили . Ведь спрос на «десятилетки» поддерживается во многом благодаря продолжающемуся удорожанию новых машин, которое подтягивает за собой и цены на свежую вторичку.

Корейский прорыв

Между тем марочная структура продаж новых машин за последние годы постепенно начинает влиять на расстановку сил в сегменте автомобилей с пробегом. Так, рвутся вперед корейские Hyundai и Kia , которые в прошлом году смогли обогнать по продажам подержанных машин Chevrolet и Volkswagen соответственно. И если у Hyundai впереди остались только Toyota и Nissan , которые пока сохраняют значительный отрыв, то Kia уже в этом году должна обойти Ford .

Топ-10 марок на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные «Автостата»)

Марка 2017 г. Изм., %
1. Lada 1 442 975 -0,2
2. Toyota 586 528 -0,6
3. Nissan 284 587 3,1
4. Hyundai 242 116 10,1
5. Chevrolet 229 480 3,4
6. Ford 207 735 2,4
7. Kia 201 826 15,3
8. Volkswagen 201 722 6,5
9. Renault 175 812 9,5
10. Mitsubishi 160 448 -1,5
Всего 5 301 190 2,1

Улучшают позиции в рейтинге продаж и бестселлеры этих марок: Solaris по итогам 2017 года впервые вошел в тройку самых продаваемых иномарок с пробегом, став популярнее таких седанов, как Toyota Camry , Renault Logan и Daewoo Nexia . А Kia Rio в прошлом году оставил позади Volkswagen Passat и Mitsubishi Lancer . Кстати, Passat пока является самым продаваемым подержанным автомобилем у Volkswagen, однако уже в ближайшей перспективе этот статус займет Polo седан, реализация которого набирает обороты на вторичном рынке. Бестселлерами же среди иномарок с пробегом остаются Ford Focus и Toyota Corolla, несмотря на то что их парк уже многие годы пополняется очень слабо.

Топ-10 моделей на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные «Автостата»)

Модель 2017 г. Изм., %
1. Lada 2114 155 503 -0,8
2. Lada 2107 141 172 -3,2
3. Ford Focus 132 731 2,6
4. Lada 2110 119 413 -4,1
5. Lada 2170 105 659 6,2
6. Toyota Corolla 102 172 -1,7
7. Lada 4x4 97 475 -0,9
8. Lada 2112 88 232 -2,5
9. Lada 2115 87 374 -0,6
10. Hyundai Solaris 79 637 27,6
«Volkswagen Passat и Toyota Corolla хорошо продавались на протяжении многих лет, а также ввозились из-за рубежа уже с пробегом. Доля этих автомобилей в автопарке достаточно велика, и пока они остаются бестселлерами. Ford Focus также сохраняет лидерские позиции, завоеванные в прежние годы, во время выпуска второй генерации модели. Однако в ближайшее время рынок будет пополняться молодыми моделями бюджетного сегмента B+, и скоро именно они выйдут на первые места в структуре продаж», - комментирует Алексей Баринов.

По мнению Дениса Долматова, лидерам продаж последних лет - Hyundai Solaris и Kia Rio - нужно время, чтобы вытеснить бестселлеры конца 2000-х, но рано или поздно это произойдет.

Читайте также

Партнерские предложения

«Такого не было несколько лет». Что происходит с продажами автомобилей

Кто помогает рынку восстанавливаться, какие программы оказались наиболее эффективными, как изменятся цены и почему прогнозы на наступивший год не стали очень оптимистичными

Прошлый 2017 г. запомнился разворотом рынка, когда казавшееся бесконечным падение продаж сменилось полноценным ростом. Окончательные итоги года еще не подведены, но по результатам 11 месяцев, согласно отчетам Ассоциации европейского бизнеса, реализовано 1,43 млн автомобилей — на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты уверены, что к концу 2017 г. рынок точно преодолеет отметку в 1,5 млн машин, превысив уровень продаж 2009 года.

Аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов утверждает, что неожиданностей не было, и в целом прогнозы на рост рынка полностью оправдались: «Год назад мы давали прогноз по рынку на уровне 1,45-1,5 млн и на рост 10-15%. Сейчас мы наблюдаем рост на 12%, и по итогам всего года рынок вплотную подберется к 1,5 млн машин».

Сами местные

У производителей, имеющих локальное производство, прибавка оказалась еще больше. Так, рост продаж марки Lada составил 17%, что помогло производителю добиться доли рынка в 20%, и это лучший результат бренда за последние шесть лет. Прибавка марки Renault за 11 месяцев составила 18%. В пресс-офисе компании отметили, что этот результат стал возможен благодаря реализации стратегии локального производства.

Кроме того, французская компания считает успешным опыт организации онлайн-продаж — через интернет удалось продать более 10 тыс. автомобилей. А у бренда Mitsubishi рост составил уже 33% во многом за счет расширения модельного ряда, увеличения нагрузки на сборочный завод под Калугой и снижения цен на локализованные модели.

«Серьезный отложенный спрос формировался с 2014 г., и теперь люди начали, наконец, менять автомобили, которые они покупали в 2011-2012 годах. Этот процесс пошел в уходящем году и продолжится в следующем», — прогнозирует Азат Тимерханов.

Можно и в кредит

Другим катализатором рынка стали программы господдержки, объясняет эксперт: «За счет программ господдержки, которые были расширены к концу года за счет первого и семейного автомобилей, доля кредитных продаж сильно выросла и превысила 50%, чего не было несколько лет». Так, с помощью кредитных программ была реализована треть автомобилей Renault, а у Hyundai этот показатель достиг величины 52%.

Представитель дилерского агрегатора Autospot.ru Кира Каддаха полагает, что ключевым фактором развития рынка стала именно господдержка, поскольку в 2017 г. льготы были усилены.


«Во-первых, максимальная стоимость машины для программы льготного кредитования была увеличена до 1 450 000 руб. вместо прежних 1 140 000 рублей. Во-вторых, с 2017 г. у покупателей появилась возможность приобрести автомобиль без первоначального взноса. В-третьих, была снижена процентная ставка», — перечисляет эксперт.

Каддаха напоминает, что максимально возможная ставка для заемщика была ограничена отметкой 11,3% годовых. Представители АвтоВАЗа, в свою очередь, особенно отметили эффективность программы trade-in, по которой было продано 40% машин, а у Nissan с использованием trade-in прошло более 50% сделок.

Именно направленностью господдержки директор по продажам Jaguar Land Rover Россия Алексей Шилыковский объясняет более скромный рост в премиальном сегменте: «Господдержка и спрос в первую очередь нацелены на локальное производство и на автомобили массового сегмента - там рост очевиден, и он будет продолжаться. В премиальном сегменте существенного увеличения объема продаж, скорее всего, ждать сейчас не приходится».

Кроме государтственных программ, у дилеров появились и новые финансовые инструменты. Помимо лизинга для физических лиц дилеры стали активно продвигать кредит с обратным выкупом и небольшими ежемесячными платежами. Такая программа, запущенная представительством Renault, помогла реализовать около 5 000 автомобилей. Аналогичная схема работает у компании Hyundai, и на нее пришлось 40% всех выданных кредитов.

«Одним из факторов, которые влияют на выбор клиентов, стало наличие финансовых инструментов и программ», — подтверждает Юлия Тихонравова из Hyundai.

Представитель Nissan Роман Скольский обращает внимание на легкость получения кредита: «Специальные финансовые программы доступны по методике одного окна — решения по условиям финансирования принимаются за 20 минут с возможностью получить средства без предоставления финансовой отчетности непосредственно в дилерском центре».


Результат рынка мог бы быть еще лучше, утверждает Тимерханов, но продажи сдерживают чисто экономические факторы: «Все упирается в экономику. Цена на нефть держится примерно на одном уровне, отечественная валюта избегает резких колебаний, но реальные доходы населения не растут».

По той же причине эксперты дают более осторожные прогнозы на 2018 год. Покупательская способность снизится, уверяет Кира Каддаха, а объемы локального производства упадут: «Затишье будет связано не только с ростом цен, но и с тем, что завершится период отложенного спроса, за счет которого 2017 г. был таким успешным практически для всех автопроизводителей».

Автомобили и цены

В 2017 г. цены на автомобили росли очень умеренно. По данным агентства «Автостат», по итогам 11 месяцев средневзвешенная цена на новые легковые автомобили выросла почти на 2%, до 1,33 млн. рублей. Так, повышение цен на модельный ряд Lada составило 3%, а в офисе Skoda заверили, что марка вообще не вносила значительных изменений в прайс-листы в течение года. Не менялись цены на модели Jaguar и Land Rover. Nissan корректировал цены в рамках инфляции, повысив их на 2-3% в зависимости от модели.

При этом курсовую разницу смогли до конца отыграть не все производители, говорит Тимерханов: «С августа 2014 г. по ноябрь 2017 г. цены на машины выросли на 48%. А иностранные валюты по отношению к рублю выросли более значительно: доллар — на 76%, йена и юань — на 60%, евро — на 50%». А представитель Jaguar Land Rover считает, что полностью компенсировать курсовую разницу было невозможно.


Сохранившаяся курсовая разница — не единственная причина грядущего роста цен на автомобили, которого ждут аналитики. «В первую очередь, это связано с инфляцией и изменениями в акцизах, а также с изменениями комплектаций моделей при смене модельных годов», — говорит Алексей Почечуев из представительства Skoda.

Управляющий директор Киа Моторс Рус Александр Мойнов прогнозирует рост на уровне 5% только по инфляционной составляющей.

С нового года на 15% увеличился утилизационный сбор, который год назад уже повышался на 65%, а также выросли акцизы на легковые автомобили с двигателями мощностью свыше 150 лошадиных сил. Больше всего это коснулось машин большой мощности. Например, акциз для автомобилей мощностью более 300 л.с. составляет 1218 руб. за 1 л.с., то есть фактически, покупателю такой машины придется дополнительно заплатить более 300 тыс. руб. таможенных сборов.

«В правительстве решили, что нужно поднять акцизы на мощные моторы, а на самые сильные из них — более чем вдвое. Соответственно, ценник поднимется из-за увеличения взимаемых с автопроизводителей акцизов, которые те вынуждены закладывать в цену транспортных средств», — поясняет Кира Каддаха. А с утилизационных сборов правительство рассчитывает в 2018 г. получить 223,4 млрд руб., и эти деньги, говорит эксперт, в конечном счете тоже лягут на покупателей.


Цены продолжат расти, но рост будет не таким серьезным, как в период кризиса, уверен Азат Тимерханов. «В среднем ожидаем рост цен на 2-3%. Более конкретные цифры зависят от степени локализации», — говорит эксперт.

Не исключено, что повысить цены производителей могут стимулировать даже негативные ожидания от экономики. О росте цен в новом году уже объявили BMW и Cadillac — баварцы увеличили стоимость машин на 2,5%, американцы — на 6-8%. По информации сайт, в новом году также скорректируют свои прайс-листы Porsche и Mercedes-Benz.

Средство от депрессии

С учетом всех этих факторов в агентстве «Автостат» ожидают, что в 2018 г. рынок продолжит расти, но лишь в пределах 10%. Однако спрос может снизиться во второй половине года, говорит Тимерханов: «Период президентских выборов будет сопровождаться вбросом денежной массы, что позволяет людям более активно вкладываться в покупки. Это будет временный эффект, который будет сохраняться в первом полугодии. Во втором полугодии рынок пойдет на спад, особенно с учетом сравнительно высокой базы 2017 года».

Представители Hyundai также предполагают, что в 2018 г. рынок вырастет на 10% и достигнет объема 1,75 млн автомобилей. А Наталья Костенок из российского офиса Mitsubishi считает, что рост на величину 10-13% будет возможен только при продолжении субсидирования со стороны государства.

Самым важным фактором для рынка эксперты единодушно считают экономическую ситуацию. Все будет зависеть от курса рубля и цен на нефть, утверждает Кира Каддаха: «По прогнозам Министерства финансов среднегодовая стоимость нефти марки Brent в 2018 г. может составлять 40$ за баррель. Минфин заложил в бюджет страны курс доллара 69,8 руб. Это почти на 10 руб. или 16% выше, чем за последние 6 месяцев. Рубль будет дешеветь вместе с нефтью, и есть высокая вероятность того, что 2018 г. может погрузить авторынок в депрессию».

Составлен ТОП-10 самых популярных подержанных автомобилей в столице России по итогам марта 2018 года.

Московский рынок автомобилей с пробегом по итогам марта текущего года показал спад. В общей сложности за указанный период было перепродано 24 090 машин. Как сообщает «Автостат », этот результат на 8,3% меньше по сравнению с показателем того же месяца 2017 года. Лидером по объёму продаж на вторичном авторынке снова стал Ford Focus.

ТОП-10 наиболее востребованных автомобилей с пробегом в Москве по итогам марта 2018 года

Место Модель Продажи в марте 2018 года, шт. Разница, %
1 Ford Focus 787 — 14,5
2 Hyundai Solaris 716 — 4,0
3 Kia Rio 523 + 16,5
4 Skoda Octavia 516 + 24,0
5 Toyota Camry 418 + 7,0
6 Volkswagen Polo 383 + 15,0
7 Opal Astra 343 — 15,0
8 Mercedes-Benz E-Class 333 — 11,0
9 BMW 5 series 318 — 4,5
10 Volkswagen Passat 309 — 19,0

На первой строчке рейтинга самых востребованных машин на вторичном авторынке столицы РФ по итогам января и февраля 2018 года был Hyundai Solaris. Теперь же на место лидера вернулся Ford Focus, несмотря на отрицательную динамику продаж. Наиболее значительный спад из десятки у Volkswagen Passat, а самый ощутимый прирост – у Skoda Octavia.

Любопытно, что Ford Focus обогнал Hyundai Solaris не только в марте, но и по итогам первого квартала, так как суммарное количество перепроданных Фокусов по итогам первых трёх месяцев составило 2 023 единицы, тогда как аналогичный показатель Солярисов – 1 958 экземпляров.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что 2018 года составил примерно 489 100 машин. Этот результат на 6,7% больше, по сравнению с мартом 2017 года. В числе лидеров в стране Lada 2114 (13 807 единиц), Ford Focus (12 167), Lada 2107 (11 630), Lada 2110 (10 523), Lada Priora в кузове седан (10 373), Toyota Corolla (9 507), Lada 4×4 (8 734), Hyundai Solaris (8 023), Lada 2112 (8 011) и Lada 2115 (7 758 машин).

По итогам 2017 года мы также публиковали . В пятёрке лидеров оказались Ford Focus, Toyota Corolla, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Renault Logan.

МОСКВА, 11 окт — РИА Новости, Алексей Захаров . В сентябре россияне покупали новые легковые и легкие коммерческие автомобили чуть более охотно, чем месяцем ранее. За прошедший месяц поставки снизились на 11%, в то время как в августе снижение составило 18%, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Рынок поддерживают слухи о возможном прекращении госпрограмм поддержки продаж. Всего за 9 месяцев рынок преодолел отметку в 1 млн новых проданных автомобилей с падением на 14,4% к аналогичному показателю 2015 года. Что будет с автомобильным рынком — в материале РИА Новости.

АвтоВАЗ, УАЗ и ГАЗ наращивают долю

Еще походят: выбор подержанной иномарки за 100 тысяч рублей Есть 100 тыс. рублей и хочется купить иномарку? Это возможно! Но выбор неширок: в основном это подержанные автомобили в возрасте около 10 лет. Есть и более свежие экземпляры, но если хочется марку посерьезнее, то придется смириться с возрастом. Попытаемся найти оптимальный вариант.

Объемы продаж новых Lada в сентябре выросли на 5%. Дилеры АвтоВАЗа смогли реализовать почти 23 тыс. автомобилей. Больше половины поставок пришлось на модели Granta и Vesta. Lada Granta даже смогла удержаться в тройке самых популярных моделей в сентябре и за 9 месяцев 2016 года. Доля АвтоВАЗа на российском рынке в прошлом месяце достигла 18,2%, что на 2,8 процентных пункта выше уровня сентября прошлого года.

Некоторые клиенты АвтоВАЗа решили воспользоваться возможностями государственных программ на фоне слухов об их завершении в конце года, что подстегнуло спрос на новые Lada, рассказал вице-президент АвтоВАЗа по внешним коммуникациям Раф Шакиров.

"Многие покупатели на фоне информации о возможной отмене некоторых программ государственной поддержки авторынка бросились обновлять свой автопарк — и правильно делают. Я и сам собираюсь это сделать. Сейчас езжу на служебной Lada XRay, но думаю, что куплю такую же личную или Lada Vesta. Посмотрим. Половина продаж АвтоВАЗа совершается с участием госпрограммы поддержки рынка", — сказал РИА Новости Шакиров.

Также он отмечает, что на выбор покупателей Lada повлияли автосалон в Москве, где завод показал автомобили текущего и будущего модельного ряда.

Например, самая доступная Lada Granta предлагается дилером по цене от 383,9 тыс. рублей, но при сдаче старого автомобиля в зачет стоимости нового (trade-in) цена на новую модель АвтоВАЗа может снизиться на 40 тыс. рублей.

Дешево и сердито: доступные автомобили с "автоматом" Компания Nissan планирует вывести на российский рынок седан Datsun on-Do, созданный на основе модели Lada Granta, с японской автоматической трансмиссией Jatco. РИА Новости напоминают о тех марках новых автомобилей, которые в базовой комплектации стоят до 800 тыс. рублей и оснащены автоматической трансмиссией.

Продажи новых внедорожников UAZ в сентябре также выросли. Дилеры выдали 4,2 тыс. автомобилей, что на 2% больше автомобилей, чем годом ранее. Доля продукции Ульяновского автозавода в общем объем продаж российского авторынка подросла на 0,5 процентных пункта, до 3,4%. Основной интерес покупателей вызывает UAZ Patriot — новыми его владельцами стали почти 1,4 тыс. человек. Цена модели начинается от 779 тыс. рублей, но при trade-in автомобиль обойдется на 120 тыс. рублей дешевле.

Позитивное влияние госпрограмм ощутила в сентябре и "Группа ГАЗ". Продажи легких коммерческих автомобилей подросли на 2%, до 4,9 тыс. штук в прошлом месяце.

Иномарки разъехались в разные стороны

Сделай это медленно: самые нерасторопные автомобили в России Покупатели новых автомобилей не всегда обращают внимание на время разгона транспортного средства до 100 км в час. РИА Новости составило рейтинг самых медленно разгоняющихся автомобилей на российском рынке – некоторые из них набирают "сотню" дольше 20 секунд. В перечень вошли модели из числа самых популярных новых автомобилей на российском рынке.

Еще одна модель от Hyundai смогла переместиться на несколько ступенек вверх. Кроссовер Creta из Санкт-Петербурга, по заявлениям компании, приобрели в сентябре более 5 тыс. человек. В первой десятке еще Volkswagen Polo, Lada Vesta и 4x4, Renault Duster, Toyota Camry и RAV4.

Самая лучшая положительная динамика в сентябре у Jaguar — продажи подскочили в 2 раза до 211 штук благодаря интересу к кроссоверу F-Pace.

В лидерах по росту продаж также марки Cadillac (+61%), Lexus (+51%), Subaru (+37%), Toyota (+18%) и Lifan (+12%). Чуть меньшими темпами подросли поставки BMW (+6%), Skoda (+5%), smart (+5%), Volkswagen (+3%) и Mercedes-Benz (+1%).

Спрос рухнул в прошлом месяце на новые автомобили Suzuki (-63%), Citroen (-54%), Mitsubishi и Fiat (в 2 раза), Datsun (-41%), Peugeot (-41%), Audi (-39%).

Также резко упали поставки Ford (-27%), Land Rover (-26%), Jeep (-26%), Chery (-24%), Mazda (-22%), Kia (-17%), Volvo (-17%) и Infiniti (-15%). Чуть меньше замедлись общие продажи Hyundai (-6%), Mini (-2%) и Nissan (-1%).

Что дальше?

I’ll be back: почему автомобильные марки возвращаются в Россию Российский авторынок лихорадит уже несколько месяцев. Некоторые автокомпании сначала уходят из России, но через несколько месяцев возвращаются. Так сделала и корейская SsangYong Motor, – отмечает Алексей Захаров.

Замедление темпов падения по сравнению с прошлым годом они объясняют госпрограммами поддержки рынка, среди которых — программы обновления автопарка, льготного лизинга и льготного кредитования.

В лидерах по объему продаж в 2016 году, как и раньше, будет Lada, а за звание лучшей иностранной автомобильной марки в России будут состязаться Kia и Hyundai, а за ними будут следовать Renault и Toyota.

Автопроизводители прогнозируют кратковременный рост спроса на новые автомобили на фоне слухов о завершении госпрограмм поддержки.

"Темпы продаж в оставшиеся месяцы года будут зависеть от того, поверят ли покупатели в продолжение госпрограмм поддержки продаж. Те, кто предположит, что их окончание близко, могут ускорить принятие решения о покупке. Если большинство будет думать так, то спрос на новые автомобили может кратковременно вырасти", — отмечает глава российского офиса Mazda Motor Йорг Шрайбер, который также руководит комитетом автопроизводителей АЕБ.

Прокатили: как обманывают в автосалонах Погоня за дешевым автомобилем иногда заканчивается в автосалоне, который использует мошеннические схемы. Неофициальные дилеры либо не сразу раскрывают все условия сделки, либо банально подменяют документы. Покупатель, который пытался сэкономить, может и вовсе потерять все свои сбережения.

Другие эксперты настроены не так оптимистично и обращают внимание на ряд других негативных факторов, которые оказывают давление на продажи новых автомобилей в России.

"Экономика, находящаяся в рецессии, инфляция, снижение реальных доходов населения приводят к существенному падению спроса. Россияне перешли от экономики потребления к экономике сбережения", — отмечают специалисты "Автостата".