Причины дыма из выхлопной трубы – определяем по цвету. О чем может рассказать цвет выхлопных газов? Цвет и параметры выхлопа

Все мы стремимся к надежным и комфортным поездкам, уделяя должное внимание своему автомобилю - постоянно инвестируя время и деньги в его идеальное состояние. Но в любом случае эксплуатация машины сопровождается различными сбоями и неполадками. Здесь уже предстоит определить подходящие способы диагностики - мы постараемся больше внимания уделить автомобильным выхлопам, которые могут многое сообщить о текущем состоянии машины.

Многим опытным водителям прекрасно известно - цвет выхлопных газов может свидетельствовать о различных сбоях в работе автомобиля. При дыме разных цветов из выхлопной трубы во время работы двигателя, от белого до черного оттенков, можно с уверенностью утверждать о наличии проблем в нормальной работе транспортного средства.

Обязательное условие в подобной ситуации - своевременная диагностика и устранение проблемы, реагируя на опасные симптомы. Ведь лучше и дешевле устранить проблему на раннем этапе, чтобы затем нести серьезные затраты на борьбу с возможными последствиями.

О чем может рассказать цвет выхлопных газов - подробнее о возможных проблемах

В своей статье мы рассмотрим подробнее, о чем может рассказать цвет выхлопных газов - проанализировав возможные сбои в работе автомобиля, поддающиеся диагностике с учетом цвета выхлопных газов. Свое внимание уделим ситуациям на примерах карбюраторного и инжекторного бензиновых двигателей.

Однако перед рассмотрением возможных неисправностей автомобиля следует остановить свое внимание на ряде основных нюансов. В первую очередь, стоит помнить - белый дым при заводе двигателя в холодную пору считается вполне естественным явлением, если он пропадает после тщательного прогрева двигателя. Белесый дым в таком случае вызван паром, возникшим при сгорании конденсата в топливной системе машины.

Не свидетельствует о какой-либо проблеме также слегка видный дымок белого цвета из выхлопной трубы в морозную пору. Хотя такой дымок во время серьезного мороза заметен отчетливо, но при этом является полностью нормальным событие. Просто вспомните - у каждого человека зимой при дыхании тоже выделятся белый пар.

Просто нужно понимать различия между паром и дымом белого цвета. Особенных сложностей здесь возникать не должно. Пар является полупрозрачным с довольно быстрым рассеиванием после выделения из трубы.

Дым является достаточно плотным, будет тянуться шлейфом, рассеиваться быстро он может только при ветре.
Однако возможный цвет дыма из выхлопной трубы не ограничивается лишь белым оттенком. Возможно появление также синеватого, черного либо сизого цвета. Варьируется цвет в зависимости от качества топливной смеси (обычно при переобогащении топлива), и от примесей смеси в топливной смеси во время работы двигателя. Такими примесями могут быть охлаждающая жидкость либо моторное масло. Не происходит полное сгорание подобных примесей в цилиндрах - выхлоп окрашивается в разные цвета.

Отвечает за некачественную подготовку топливной смеси механизм подачи топлива. Попадание сторонних жидкостей в цилиндры свидетельствует об излишнем износе определенных комплектующих поршневой группы. Однако этот вопрос однозначным считать не приходится.

Следовательно, дым свидетельствует про существенные проблемы в функционировании двигателя - при работе системы охлаждения либо топливоподачи. Для устранения реальной причины появления дыма требуется диагностика основных проблем - сопоставляя возможные факты.

Остановим свое внимание для примера на самых распространенных ситуациях.

О чем может рассказать цвет выхлопных газов - проблемы с инжекторным двигателем

Свидетельством поломок либо сбоев в работе инжекторного типа становится выхлоп синего, черного либо белого оттенка.

Черный выхлоп автомобиля

Могут образовываться и выводиться черные выхлопные газы. Причиной подобной проблемы часто оказывается поступление переобогащенного топлива. Проявляется соответствующая проблема в результате поломки любого датчика либо при сбое управляющего сбоя блока системы топливоподачи. В этой ситуации проблема решается обычной заменой датчикам (если проблема в нем) либо заменой блока управления (такая процедура потребует больших затрат времени, денег и сил).

Синий или белый выхлоп автомобиля

Распространенной причиной выхлопа синего либо белого цвета часто становится вода, попавшая в топливо либо наличие масляной смеси в камере сгорания.

О чем может рассказать цвет выхлопных газов -карбюраторного двигателя

Белый выхлоп автомобиля

Причиной белого выхлопа обычно является содержание воды в топливе. Подобная проблема может быть обусловлена множеством факторов - включая конденсат, высокий уровень влажности воздуха во время заправки, либо же нарушения в работе системы охлаждения.

Сизый выхлоп автомобиля

К синему либо сизому выхлопу приводит попадание в камеру сгорания масла. Причиной этой проблемы нередко становится изношенность поршней и цилиндров топливной системы.

Нередко к сизому выхлопу приводит наличие поломок, залеганий либо износа поршневых колец.

Черный выхлоп автомобиля

Причина подобных выхлопов может заключаться в недостаточном сгорании топливной смеси, образуется густая сажа. Обычно проблема вызвана подачей в карбюратор чрезмерно обогащенной топливной смеси. Однако возможны и другие дополнительные причины, о которых лучше поинтересоваться у опытных водителей либо экспертов - будет произведена диагностика, с учетом дополнительных «симптомов» и состояния автомобиля.

В своей статье мы остановили внимание лишь на основных возможных проблемах. В каждом случае обстоятельства и ситуация индивидуальны, но мы надеемся, что собранные рекомендации позволят устранить проблему.

Остается лишь пожелать стабильной работы автомобиля, чтобы не приходилось заниматься дорогостоящей диагностикой и устранением проблемы. Внимательно относитесь к состоянию автомобиля - тем более, он сам сможет подать соответствующие сигналы, в том числе за счет изменения цвета выхлопных газов.

Владельцам автомобилей известно, что иногда любимое транспортное средство вдруг начинает вести себя «не так». Одним из симптомов, которые обнаруживаются невооруженным взглядом и могут обеспокоить чуткого владельца, является дым из выхлопной трубы. Эта статья, конечно, не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим руководством по диагностике неисправностей, но может дать хотя бы некоторое представление о том, в каком направлении начинать волноваться.

Дым из выхлопной трубы можно условно разделить на белый, синий и черный. Для получения дыма других цветов вам понадобится не двигатель внутреннего сгорания, а какой-нибудь другой агрегат.

Белый дым, по существу, является не дымом, а водяным паром. При сгорании топлива в двигателе всегда образуется некоторое количество водяного пара, который частично конденсируется в непрогретой выпускной системе и становится видимым. Чем холоднее автомобиль, тем более плотным получается пар. Это совершенно нормальное явление: кто же не видел, как зимой автомобили окутываются белесым облаком?

Тревожным симптомом становится видимый белый пар, идущий из трубы автомобиля при теплой погоде и хорошо прогретом двигателе. Это может быть связано с попаданием охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Иногда такой пар становится сизого оттенка и напоминает «масляный» дым. Однако в отличии от него пар быстро рассеивается в воздухе. Убедится в том, что это именно пар, можно приложив к трубе лист белой бумаги: влага, попавшая на бумагу, постепенно высохнет, не оставляя маслянистого следа.

Охлаждающая жидкость может попадать в зону сгорания топлива разными путями: через прокладку головки блока, через микротрещины в блоке цилиндров и другими. Тем же путем в обратную сторону проникают выхлопные газы в систему охлаждения. Все это отражается на охлаждающей жидкости: ее уровень в расширительном бачке понижен, а при работающем двигателе в бачке можно заметить всплывающие пузыри газа.

При некоторых неисправностях, например, если жидкость попадает в цилиндры из-за негерметичности прокладки впускного коллектора, газы в расширительном бачке не образуются. Однако в любом случае охлаждающая жидкость попадает в масло и постепенно превращает его в эмульсию, что, разумеется, не улучшает его смазочных свойств.

Все вышеописанное означает, что машину самое время показать специалистам по ремонту. Описанные дефекты быстро прогрессируют по мере использования автомобиля, ухудшая свойства масла, что в свою очередь приводит к разрушению различных узлов двигателя и в конечном итоге к его выходу из строя.

Черный цвет выхлопа получается, когда в нем в большом количестве появляются частицы сажи, которая в свою очередь образуется из-за неполного сгорания топлива в двигателе. Такой дым особенно отчетливо виден на светлом фоне (постарайтесь, чтобы этим фоном не оказался белоснежный борт соседского внедорожника).

Неполное сгорание является следствием перенасыщения топливовоздушной смеси. Подтверждением этого могут являться такие симптомы как повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя, потеря мощности.

В разных конструкциях двигателей к этому могут привести различные причины. В карбюраторных двигателях это могут быть неисправности игольчатого клапана или воздушных жиклеров. В двигателях с электронным впрыском – некорректная работа датчиков контроля топливной системы или негерметичность форсунок. В дизелях – дефекты насоса высокого давления или неправильной настройке впрыска топлива.

Общей причиной переобогащения смеси может быть и снижение компрессии двигателя. В этом случае в смесь не поступает достаточной количество воздуха, а значит удельное количество топлива возрастает, что приводит к тому, что часть его не сгорает в цилиндрах двигателя.

Загрязнение окружающей среды и расход топлива не единственные последствия неполного сгорания топлива. Это крайне негативно сказывается и на состоянии моторного масла. Оно насыщается частицами сажи, которые распространяясь по каналам смазки активно загрязняют двигатель и масляные фильтры, что приводит к нарушению теплового обмена. А это, в свою очередь, чревато прогаром поршней или клапанов, а значит и гораздо более серьезным ремонтом. Чем быстрее автомобиль с черным дымным хвостом возьмет курс на ремонтные мастерские, тем дешевле отделается владелец.

Наконец, синий дым, во всем спектре оттенков от сизого до бледно голубого свидетельствует о том, что в цилиндрах двигателя горит не только топливо, но и проникающее туда масло. Подтвердить догадку может все тот же простенький тест с листом бумаги у выхлопной трубы: в этот раз на ней будут появляться масляные пятна.

Причины масляных протечек в камеру сгорания топлива в основном связаны с износом деталей: изменение формы гильзы цилиндров, повреждения поршневых колец, увеличенные зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками и так далее. Разбираться, что именно подлежит ремонту лучше поручить специалисту. Важно лишь вовремя обратить внимание на появившийся дым.

При небольших износах дым может появляться только при запуске холодного двигателя. При последующем нагревании детали расширяются и зазоры приходят в норму и двигатель работает нормально. При больших износах все происходит наоборот, по мере прогрева дым становится все плотнее. Это объясняется тем, что горячее масло имеет меньшую вязкость и легче проникает через «нештатные» зазоры, которые уже не могут прийти в норму только за счет расширения металла.

Во всех описанных выше случаях автомобиль может двигаться еще некоторое время, продолжительность которого зависит от характера неисправности и еще множества условий. Продлить этот период может обработка двигателя средствами, которые восстанавливают поверхностный слой деталей в условиях трения, в первую очередь в цилиндро-поршневой группе. Такие средства, как например геомодификаторы, помогают защитить масло от попадания в него топлива, охлаждающей жидкости или частиц сажи. Кроме того, восстановленная поверхность способна удерживать более плотный масляный слой, что до некоторой степени компенсирует снижение рабочих свойств масла. А это в свою очередь предохраняет другие узлы и механизмы от повреждения.

Такие средства не являются панацеей и не могут заменить ремонта неисправности приводящей к появлению дыма из выхлопной трубы, но могут помочь избежать более значительных неприятностей.

Бороздя дорожные просторы, не забывайте поглядывать назад – какого цвета шлейф тянется за вашей чудо-птицей!

Многие современные двигатели поддаются только компьютерной диагностике, хотя кое-что о здоровье «железного коня» можно узнать по цвету его выхлопных газов. Иногда такая нехитрая диагностика автомобиля может предотвратить серьезные неполадки, а иногда просто поможет вам не выглядеть на сервисе дураком.

Все в порядке

Важно знать, что, когда все в порядке, выхлопные газы бесцветны и едва заметны. Беловатый дым из выхлопной трубы может идти только при прогреве, когда на улице холодно, но потом он должен становиться снова прозрачным. Это относится ко всем двигателям: и старым, и новым.

Белый дым

Зимой, как я уже сказал, белый дым из выхлопных труб идет у каждой второй машины. В этом случае все нормально — это просто пар, который образуется из-за испарения конденсата, образовавшегося в выхлопной системе за время стоянки машины. Когда вся влага из выхлопной трубы испаряется, выхлопные газы должны становиться прозрачными. Если не становятся или вдруг белый дым идет летом, значит, в двигатель каким-то образом попадает вода или охлаждающая жидкость. В последнем случае выхлоп будет иметь сладковатый привкус антифриза, а свечи будут покрыты серо-белым нагаром на электродах. Причиной утечки может быть, например, пробитая прокладка головки блока цилиндров.

Сизый (синий) дым

Если из выхлопной трубы идет синеватый или сизый дым, ничего хорошего в этом точно нет. Скорее всего, в камеру сгорания попадает масло. Проверьте уровень масла, в большинстве случаев он будет ниже, чем нужно, потому как сизый дым обычно сопровождается приличным жором масла.

Причиной может быть старость автомобиля, тогда нужно просто заменить маслосъемные колпачки, или изношенность поршневой группы и уплотняющих поршневых колец. Если вовремя заметить сизый дым, получится обойтись несложным и недорогим ремонтом в любом автосервисе, но, если всё запущено, последствия могут быть куда более серьезными, чем замены резинок.

При обращении в сервис первым делом вам должны будут проверить компрессию двигателя. Если она в норме, всему виной маслосъемные колпачки, если нет — поршневые кольца. На турбированных и дизельных двигателях причина может быть не в двигателе, а в турбине. При неполадках турбины кроме воздуха она может нагнетать в двигатель ещё и масло. Если так, то это будет видно по маслянистым воздушным трубкам, идущим от турбины к двигателю (когда все исправно, они сухие). Если проблема таки в турбине, времени тянуть нет. Игнорирование проблемы может привести к капитальному ремонту мотора и замене турбины.

Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы можно часто увидеть на машинах с дизельным двигателем. Это свидетельствует о неисправности системы очистки выхлопных газов. Тут может помочь банальная замена сажевого фильтра. Или же причина в неполном сгорании топлива. В этом случае первым делом нужно проверить воздушный фильтр. Затем впускной коллектор. Может быть, в двигателе недостаточная компрессия. Возможно, не работает насос высокого давления и идет банальный перелив топлива в цилиндры (сопровождается повышенным расходом топлива).

Причина в бензиновом ДВС может быть в системе зажигания, которая не поджигает топливо и оно выходит напрямую в глушитель. В этом случае двигатель будет троить. Может помочь регулировка углов опережения зажигания. Так же черный дым может вызывать нестабильная работа инжектора. Если так, то обороты двигателя будут плавать. Лечится это прочисткой системы.

Так или иначе, игнорировать черный дым из выхлопной трубы нельзя. Выяснять и решать проблему нужно оперативно, в противном случае ремонт может обойтись в кругленькую сумму. В первую очередь черный выхлоп убивает катализатор, а стоит он дорого.

Для многих водителей, которые имеют даже самый незначительный стаж управления транспортным средством, наличие нестандартного окраса дыма, исходящего из выхлопной трубы, сигнализирует о необходимости проведения ТО для выявления неполадок. Подобного рода неисправность не может возникнуть без определенных причин, и цвет выхлопных газов нам уже намекнет, где надо начинать поиски поломки.

Выхлопные газы автомобиля

Дым, выходящий из трубы, может иметь как очень неприятный запах и цвет, так и подозрительную плотность. Окрасы выхлопных газов при неисправной работе могут быть:

  • Белого;
  • Черного;
  • Сизого;
  • Голубого и синего цветов.

  • Неисправности в механизме газораспределения или в ИПГ (цилиндропоршневой группе);
  • Поломки в системе контроля впрыска;
  • Неполадок в области системы охлаждения.

Следует отметить, что на состояние выхлопных газов значительное влияние оказывает погода. Специалисты рекомендуют проводить диагностику исключительно в «летную» погоду для более точного определения оттенка газов.

Соответствие неисправностей

Цвет дыма, который чаще всего можно встретить в результате появления какой-либо неисправности может быть белый, сизый, или же черный. Конкретно о данных трех цветах и пойдет речь далее.

Изначально следует рассмотреть наличие черного дыма, так как изменение цвета газов на черный является наиболее распространенным «явлением». Он хорошо заметен при любых погодных условиях. Зачастую имеет неприятный запах. Возникает по причине неполного сгорания горючего, которое впоследствии вылетает вместе с выхлопами. В результате данного дефекта мотор может начать терять мощность, расход горючего значительно увеличивается, а также могут появиться трудности с процессом запуска транспортного средства.

В подобной ситуации нужно в первую очередь проверить:

  • Карбюратор;
  • Катушку зажигания;
  • Свечи зажигания;
  • Форсунки;
  • Компрессию мотора;
  • Воздушный фильтр (возможно необходимо выполнить его чистку);
  • Низкое качество горючего.

Осмотрев все выше перечисленные детали транспортного средства, можно с легкостью выявить причину появления черного дыма и устранить неполадку.

Белый выхлопной дым

Иногда присутствие белого дыма не сигнализирует о возникновении неисправности. В некоторых случаях достаточно просто проверить качество топлива и посмотреть, нет ли необходимости в замене охлаждайки. В случае, если проблема не уйдет самостоятельно после выполнения данных процедур, тогда это верный знак, что случился пробой прокладки ГБЦ – головки блока цилиндров. Такого рода неисправность следует срочно устранить. В противном же случае мотор будет перегреваться.

Что касается наличия сизого дыма, то здесь вывод один: проблема в самом моторе. Такой оттенок может давать перегоревшее масло, попадающее в камеру сгорания. Причинами подобного дефекта могут быть:

  • Скоропостижное изнашивание деталей внутри самого двигателя;
  • Потеря эластичности колец поршневой группы.

Как видите, цвет выхлопных газов нам о многом говорит, но не стоит слишком пугаться возникновению необычного окраса и запаха выхлопа. Достаточно вовремя определить причину его появления и устранить ее. А вот если начнете затягивать с диагностикой, то можете попрощаться с вашей «ласточкой», долго она не протянет.

Неправильный цвет выхлопных газов – пример сизого дыма

Цвет и интенсивность выхлопа можно считать достаточно объективными показателями для оценки состояния дизельного мотора. По этим признакам опытный водитель может определить его неисправность, степень изношенности, экономичность. Если двигатель исправен и правильно отрегулирован, то его выхлопные газы практически бесцветны, а густой черный дым может появиться только непосредственно после запуска мотора. В принципе такое происходит почти у всех автомобилей с дизельным двигателем, и это явление вполне нормальное. Почему выхлопные газы имеют такой цвет? Основным окрашивающим элементом является сажа, а точнее ее мельчайшие частички. Кстати сама по себе сажа не токсична, а вред для здоровья несут большое количество ароматических углеводородов, которые сажа поглощает и удерживает в себе. Еще одним красителем, придающим дыму голубоватый оттенок, выступают несгоревшие полностью частички углеводородов.

Итак, если выхлопные газы стали окрашенными, значит нужно искать неисправность в двигателе. Если дым имеет черный или близкий к черному цвет, то причиной может быть неисправность форсунок. Возможна также неисправность в топливном насосе высокого давления, когда топливо поступает с передозировкой или в других элементах подачи топлива. Также стоит проверить воздушный фильтр. Черный выхлоп может появиться и при сильном износе цилиндров, обгорании поршневых колец, износе распределительного вала и при неправильно отрегулированных зазорах в клапанном механизме.

Иногда выхлоп приобретает белый цвет. Нормальным это можно считать только при работе двигателя зимой, при низкой температуре. В таком случае белый цвет придает выхлопным газам сконденсировавшийся пар, появившийся в результате перепада температур. Если белый цвет выхлопных газов появляется только в момент запуска, а потом, после прогрева мотора до рабочей температуры цвет пропадает, то, скорее всего причина в свечах накаливания, которые стали плохо работать.

Некоторые дизельные моторы во время прогрева выделяют голубоватый дым. Такое возможно, если в цилиндры попадает масло, например из-за превышения его уровня в картере, износа цилиндропоршневой группы, поршневых колец, маслоотражательных колпачков, направляющих колпачков. Также это может быть связано с плохим качеством топлива и температурой двигателя, которая ниже оптимальной.

Кроме вышеописанных способов оценки цвета выхлопа, что называется «на глаз», в автосервисах это можно сделать более точно с помощью специальных приборов для измерения задымленности отработанных газов и использовать эти данные для оценки состояния двигателя.