Транспортировка легкового авто на жесткой сцепке. Какие есть жесткие сцепки для легковых автомобилей

Все автомобили ломаются, и иногда это происходит там, где нет гаража или инструментов, а доехать до гаража надо в любом случае. В этом помогает буксировка неисправного автомобиля. Рассмотрим варианты буксировки легкового автомобиля, а также отдельным моментом расскажем, как буксировать неисправное авто с АКПП. Но перед этим, вспомним правила буксировки транспортных средств.

  1. Буксировка механических транспортных средств может быть осуществлена на гибкой или жесткой сцепке, а также методом полной и частичной их погрузки.
  2. Буксировка автомобиля разрешается при наличии специальных технических устройств на обоих транспортных средствах, которые позволяют закрепить буксирующее приспособление. При их отсутствии можно пользоваться кузовными частями, имеющие достаточную степень надежности и не нарушающие управление автомобилем.
  3. Во время буксировки, на буксируемом легковом автомобиле должна быть в обязательном порядке включена аварийная сигнализация. Если таковая отсутствует или не работает, то вместо нее можно использовать знак аварийной остановки, установленный на задней части буксируемого автомобиля.
  4. Запрещена буксировка по любым дорогам в гололедицу на гибкой сцепке.
  5. Максимально разрешенная скорость при буксировке любых автомобилей не должна превышать 50 км/ч.

Способы буксировки легковых автомобилей на гибкой, жесткой сцепке и погрузке

Теперь, вспомнив правила буксировки, можно максимально подробно рассмотреть различные способы возможной буксировки легковых автомобилей.

  • При помощи жесткой сцепки

Жесткая сцепка представляет собой конструкцию в виде трубы из толстого металла или треугольника, изготовленного из пластин достаточной толщины. Такой вид сцепки редко применяется для легковых автомобилей, так как у них не всегда имеются специальные крепящие устройства. Тем не менее, самостоятельное изготовление сцепки помогает решить этот недостаток, потому как по-другому буксировать автомобиль, к примеру, с довольно проблематично.

Длина конструкции для буксировки при помощи жесткой сцепки не должна быть больше 4 м. Кроме того, запрещена буксировка автомобиля, в котором в неисправном состоянии находтися рулевое управление . Также необходимо наличие водителя за рулем, чтобы поддерживать автомобиль на требуемой траектории движения.

  • На гибкой сцепке

Является, пожалуй, самым распространенным способом буксировки, потому как требует меньше времени и затрат. Существует два вида тросов для буксировки – это капроновый и стальной. Кстати, капроновый, не смотря на материал изготовления имеет намного больше преимуществ. По прочности он ни чем не уступает стальному, и может растягиваться, сохраняя жизнь металлическим частям кузова. Однако капроновый трос при провисании, может запросто стереться об асфальт, что приводит к его износу.

При буксировке на гибкой сцепке, длина троса должна быть в диапазоне от 4 до 6 м . Такая длина позволяет прекрасно контролировать дорожную ситуацию, делая минимальное расстояние между автомобилями.

Для улучшения видимости буксировки трос необходимо пометить с помощью красно-белых флажков, с шириной цветовой полоски в 50 миллиметров.

Водитель буксируемого автомобиля должен обязательно быть за рулем, чтобы поддерживать курс и вовремя притормаживать. Кроме того, запрещена буксировка автомобиля на гибкой сцепке, если на нем или тормозная система, иначе есть риск создать довольно серьезную аварийную ситуацию в которой будут виноваты водители сразу двух автомобилей.

Ни в коем случае нельзя допускать сильное провисание троса. Первая причина – это его износ. Также при натяжке троса – проще контролировать торможение и облегчается начало движения для буксирующего автомобиля.

  • С помощью частичной или полной погрузки

Таким способом обычно буксируются грузовые автомобили, хотя не исключена буксировка и легковых авто. Наличие водителя в кузове буксируемого автомобиля не нужно.

Обычно таким способом буксируют автомобили с неисправной тормозной системой (при условии, что фактическая масса этого автомобиля не превышает половину фактической массы буксирующего) и рулевым управлением. Помимо этого, таким способом можно буксировать автомобили после серьезного ДТП, когда возможность дальнейшего движения отсутствует полностью.

При буксировке методом полной погрузки, везти легковой автомобиль должен обязательно грузовик, который обладает специальным кузовом и достаточно мощным двигателем. Чаще всего, такие используются полицейскими эвакуаторами, но не исключено и применение обычного грузового автомобиля. Методика самой погрузки, при этом, не регламентируется.

Как буксировать автомобиль с АКПП

Автомобили с АКПП принято буксировать методом полной погрузки, так, чтобы машина стояла неподвижно. Все дело в особенностях конструкции новой трансмиссии. Дело в том, что когда мотор остановлен, не работает масляный насос, а продолжает вращаться во время буксировки. Таким образом, коробка передач перегревается, а количество смазки отсутствует в нужном объеме. В результате, ускоряется износ трансмиссии. Поэтому для буксировки автомобилей с АКПП существуют дополнительные правила:

  1. В коробке должно быть достаточное количество жидкости. Если она не присутствует в должном количестве, то буксировку выполнять не рекомендуется. Кроме того, заранее поверните ключ в замке зажигания, чтобы руль не заблокировался.
  2. Поставьте рычаг управления режимами в положение нейтрали «N».
  3. Максимальная скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч. Лучше будет если эта скорость будет равна 30. Максимально возможное расстояние для буксировки – от 50 до 80 километров, в зависимости от возможностей АКПП. При этом, нужно периодически контролировать температуру трансмиссии и делать перерывы для охлаждения.
  4. Полноприводные «автоматы» можно буксировать только методом полной погрузки. Если ваш автомобиль оборудован задним приводом, то можно попытаться снять карданный вал и тогда буксировка будет возможна без всех этих ограничений.

Видео - Как разблокировать "автомат" для транспортировки на буксире

На этом все. Надеемся, что вам никогда не придется прибегать к буксировке автомобиля, но как это правильно делается, вы обязательно должны знать.

Жесткая сцепка универсальна. Она предназначена для буксировки любого типа транспортного средства на расстояния. Это весьма экономичное и удобное решение. Устройства жесткой сцепки имеют такую конструкцию, которая позволяет их закреплять практически на любом транспортном средстве. В принципе, эвакуация автомобиля, который потерял способность передвигаться самостоятельно, представляет собой достаточно сложную проблему. Она усугубляется, если буксировать предстоит грузовой автомобиль.

Существует два вида сцепок - жесткая и гибкая. Выбор между ними зависит от целого ряда факторов, большинство из которых относятся к техническому состоянию автомобиля, подлежащего транспортировке. Например, при неисправной тормозной системе можно использовать только жесткую сцепку. Именно она обеспечит следование буксируемого транспортного средства по одной колее с тягачом.

Достоинства жесткой сцепки

В сравнении с гибкой сцепкой жесткая имеет массу неоспоримых достоинств. Во-первых, отсутствует рывок, и транспортируемый автомобиль не сможет приблизиться к тягачу на опасное расстояние. Во-вторых, между двумя машинами всегда будет существовать заданная дистанция. В-третьих, жесткая сцепка обуславливает участие в процедуре буксировке только одного водителя (за рулем тягача), к квалификационному уровню которого предъявляются невысокие требования. И главное, этот тип транспортировки считается максимально безопасным. Именно эти преимущества позволяют использовать жесткий тип буксировки повсеместно: при неблагоприятных погодных и дорожных условиях, в плотном потоке машин и любых неисправностях.

Транспортировка автомобиля на жесткой сцепке

В отличие от троса, который есть в комплекте у каждого автомобилиста, жесткая сцепка - редкий атрибут. Чаще ею пользуются эвакуаторы. Но буксировка на жесткой сцепке предполагает то же дополнительное оборудование: знак аварийной остановки, аптечку и огнетушитель. В данном случае трос может провисать до покрытия дороги. Само устройство сцепки может иметь различные конструкции. Например, самые простые предполагают по одной точке крепления к каждой из машин. В основном, такую конструкцию имеет жесткая сцепка для легковых автомобилей. Более сложные сцепки имеют несколько точек и позволяют буксировать транспортное средство ровно по одной колее с тягачом, без малейшего смещения в стороны. Для каждого типа устройств разработаны различные правила буксировки. Буксировка на жестком устройстве позволяет перегонять тяжелые автомобили.

Подготовка к буксировке транспортного средства

Если предстоит транспортировка грузовика, то необходимо оценить его тоннажность и вес груза, если таковой имеется. Тягач должен быть в состоянии буксировать без натуги и перегревов. То есть его вес должен превышать вес другого автомобиля. Жесткая сцепка для грузовых автомобилей также должна соответствовать общему весу буксируемого транспортного средства. Водителю тягача стоит проверить натяжение ремней и уровень охлаждающей жидкости, ведь предстоят повышенные нагрузки, и двигатель должен охлаждаться качественно. Шоферу автомобиля, который будет буксироваться, также необходимо подготовиться: отсоединить провод низкого напряжения на Непосредственно перед отправлением в путь нужно обоим водителям согласовать действия.

Процедура транспортировки

Наиболее сложный момент - это начало буксировки, то есть старт. Водитель автомобиля, который будут транспортировать, должен убедиться в том, что машина снята с и передача включена. Все последующие действия принадлежат водителю тягача. Он должен начинать движение на самой низкой передаче. Автомобиль должен двигаться медленно и плавно, чтобы без рывка потянуть буксируемое транспортное средство. Еще один важный момент - это переключение передач во время передвижения. Это нужно делать максимально быстро. Во время следования по маршруту на буксируемом транспортном средстве должна быть включена аварийная сигнализация. Если она не работает, то на задней части машины должен быть прикреплен знак аварийной остановки.

Правила транспортировки транспортного средства

Скорость передвижения автопоезда не должна быть выше 50 км/час, если перегоняется транспортное средство с механической коробкой передач. Если у машины АКПП, то движение должно происходить не быстрее 40 км/час. с поломанным рулевым управлением возможна лишь с помощью сложных конструкций жесткой сцепки. Запрещаются буксировка: более одного транспортного средства, автомобилей с прицепами и мотоциклов без коляски. В кабине буксируемой машины может находиться только ее водитель. Размеры жесткой сцепки должны обеспечивать расстояние между автомобилями - не более 4 метров. Само устройство должно иметь предупредительные знаки в виде щитков или флажков размером 20 х 20 см с нанесением на них чередующихся красных и белых полос со светоотражающими материалами. Если у буксируемого автомобиля неисправна тормозная система, его вес должен быть в 2 раза меньше, чем у буксира.

Как выбрать жесткую сцепку

На сегодняшний день в продаже предложено огромное многообразие различных жестких сцепок. Перед покупкой в первую очередь необходимо убедиться, что устройство соответствует тоннажности вашего автомобиля. Далее определяется конструкция, которая вам необходима, - простая или сложная. От этого будет зависеть, будете ли вы вызывать эвакуатор в сложных случаях либо воспользуетесь услугами проезжающих мимо автомобилистов. Также необходимо учесть, помещается ли устройство в багажник вашего автомобиля и сколько места оно в нем занимает. На сегодняшний день существуют телескопические модели, которые в сложенном состоянии имеют минимальные габариты. О стоимости говорить не стоит - это «решает» ваш кошелек. Также можно самостоятельно изготовить устройство. Жесткая сцепка, своими руками изготовленная, в отдельных случаях может быть единственным вариантом подобных механизмов для перевозки в багажнике вашего автомобиля.

Вызов эвакуатора

Даже если в багажнике вашего автомобиля есть жесткая сцепка, но ситуация не соответствует вышеописанным условностям и предписанным правилам, лучше вызвать эвакуатор. Для этого в вашей записной книжке должен быть записан нужный номер телефона. Некоторые водители крайне суеверны и предпочитают этого не делать, «дабы не будить лиха». Напрасно, поскольку передвижение на транспортном средстве всегда сопряжено с рисками, и лучше заранее подстраховаться. Например, вовремя проходить ТО и всегда проверять автомобиль, перед тем как отправиться в путь. Тем не менее, хороших вам дорог и удачных поездок!

Жесткая сцепка должна быть незаменимым «аксессуаром» каждого легкового автомобиля. При помощи этого жесткого буксировочного устройства быстро и легко решается проблема, возникающая в случае внезапной поломки в дороге.

Преимущества

Выпускается в виде штанги или треугольника, очень компактна и свободно помещается в багажнике.

Устройство, которое не превышает размеров обычного домкрата, с легкостью трансформируется, принимает жесткое состояние и превращается в полноценное буксировочное средство.

К основным преимуществам следует отнести также сохранение постоянной и неизменной дистанции между автомобилями во время буксировки. Качество подтверждается соответствующими сертификатами. Доступная цена только повышает их преимущество.

Цена жестких сцепок для легковых автомобилей варьируется в зависимости от типа, допустимой массы буксируемого автомобиля и диаметра буксировочных крюков или проушин. Стоимость штанг держится в диапазоне 2000-2500 руб, устройство типа «треугольник» — в диапазоне 4000-4500 руб.

При использовании устройства для буксировки типа «треугольник» буксируемое транспортное средство может буксироваться без присутствия в нем водителя.

Типы

1. Жесткая сцепка для легкового автомобиля (СЖБШ) представлена в виде складной буксировочной штанги, звенья которой имеют шарнирные соединения.

2. Конструкция жесткой сцепки для легкового автомобиля «СЖБТ» представлена в виде складного буксировочного треугольника. Выполняется из двух штанг, для соединения которых также используются шарнирно соединительные звенья.

Это доступное средство буксировки, не требующее предварительной подготовки для его использования, подходит для автомобилей с вертикальными и горизонтальными проушинами. Для изготовления используется цельнометаллическая труба, параметры которой соответствуют предъявляемым техническим требованиям.

Видео: складное жесткое буксировочное устройство типа «треугольник».

Что следует учитывать при буксировке

Важно. легкового автотранспорта следует придерживаться особенного скоростного режима. Так, в условиях непогоды, скорость не должна превышать сорока километров. При благоприятных климатических условиях скорость передвижения может достигать пятидесяти километров.

Оба транспортных средства должны двигаться с включенной аварийной сигнализацией, а ведущий автомобиль должен двигаться с включенными фарами ближнего света.

Если буксировка осуществляется на гористой местности, то рекомендуется проходить подъем на одной скорости, избегая переключения на другую.

С особой внимательностью и осторожностью следует делать обгон, учитывая при этом, длину буксировочного автопоезда.

Существуют ли ограничения в применении

Это самый безопасный способ буксировки автомобиля, используемый для его эвакуации в случае внезапной поломки. Особенно распространен при повреждении автомобиля в результате ДТП.

Может применяться для буксировки автомобилей:

  • отечественных;
  • иностранного производства;
  • в темное время суток;
  • в зимнее время;
  • в условиях тумана;
  • на оживленных городских улицах;
  • при неисправной тормозной системе (если конечно, масса буксируемого автомобиля не превышает половину массы буксировщика) .

В виду того, что жесткая сцепка для легковых автомобилей крепится при помощи шарнирного соединения, процесс крепления выполняется своими руками достаточно просто и быстро. За счет шарнирного соединения автомобиль может легко менять направление движения.

Видео: демонстрация самодельной жесткой сцепки для легкового автомобиля.

Наличие такого инструмента в легковом автомобиле однозначно только добавит уверенности в поездке любому автомобилисту. Ведь, как известно, в дороге поломки никогда не бывают своевременными и уместными.

Автомобиль представляет собой технику, которая так же, как и все другие приборы, имеет свойство ломаться. Но, к сожалению, машина - это не маленький агрегат, который можно взять в руки и отнести на ремонт. Поэтому иногда его приходится буксировать до «родного» гаража или сервисного центра. Для этого требуется знать и соблюдать правила буксировки автомобиля легкового и грузового.

Виды буксировки транспортных средств

Буксировка автомобиля подразделяется на несколько основных видов, каждый из которых обладает своими особенностями и, как следствие, свои области применения.

Правила буксировки автомобиля на гибкой сцепке

Буксировка на гибкой сцепке производится с помощью троса с крюками. Длина последнего варьируется в пределах 4-6 метров. Данная длина выбрана для того, чтобы водитель, находящийся внутри буксируемого ТС, мог контролировать дорогу и, в случае необходимости, выполнять маневры .

При меньшем расстоянии это будет сложно, поскольку дорога не будет видна, а при большей длине может быть причинен вред буксирующему и другим участникам движения при выполнении маневра.

Буксирующие тросы для буксировки автомобиля:

  • Авиационный капрон;
  • Корабельный канат;
  • Трос из ткани;
  • Стальной трос;
  • Трос из полипропилена.

Видео: Как правильно выбрать буксирующий трос для машины.

Вместо крюков на тросе могут присутствовать шаклы, представляющие собой скобы со шкворнем. Эти тросы могут быть как из синтетического материала, так и в виде обычного каната. Либо стальные, но они обычно используются для трактора или грузового автомобиля. Из искусственных материалов распространен капрон, полипропилен и т. д. Такие тросы обычно используют для легкового автомобиля.

На тросе обязательно должны присутствовать специальные флажки, закрепленные через каждый метр. Либо не меньше, чем через каждые 2 метра. Форма флажков квадратная, на них нанесены диагональные красные и белые линии со светоотражающей основой. Такая мера необходима потому, что в ночное время другие участники движения могут не увидеть трос и попытаться вклиниться между двумя ТС.

По возможности буксируемому водителю следует придерживаться полосы движения, ближе всего расположенной к центру .

Буксировка автомобиля на жесткой сцепке

Буксировка легкового автомобиля на жесткой сцепке производится с помощью металлического каркаса, который обычно имеет вид треугольника и крепится одним углом к буксировщику, а двумя - к буксируемому ТС. Расстояние между двумя ТС должно быть не более 4 метров . Ее можно использовать и в зимний, и в летний период, поскольку ей не страшен гололед.

С частичной погрузкой

Такой тип буксировки осуществляется с помощью специальной платформы, имеющей два колеса и позволяющей закрепить переднюю часть автомобиля, оставляя для его самостоятельного движения только задние колеса. Длина такой сцепки не должна превышать 4 метров.

Буксировка грузовых автомобилей

Буксировка ТС без водителя или буксировка с водителем производится, в основном, тогда, когда в автомобиле не работает двигатель. При этом все остальные элементы конструкции могут находится в целости.

В случае, когда цела тормозная система и рулевое управление, летом можно буксировать ТС любым способом .

Буксировка зимой исключает возможность использовать трос для буксировки авто, поскольку это может быть очень опасно в условиях гололеда.

При использовании любой из сцепок, кроме частичной погрузки , водитель не только может, но и обязан находиться в автомобиле . Также там могут присутствовать и пассажиры.

Если же используется частичная погрузка, то в машине никого не должно быть.

Если в ТС не работает тормоз . В этом случае гибкая сцепка запрещена, поскольку буксируемый автомобиль может врезаться в буксировщика при торможении последнего. Однако, важное условие в том, чтобы в таком случае буксировщик был в 2 раза тяжелее буксируемого . В соответствии с Правилами, это считается минимальным весом, при котором буксировщик сможет остановить следуемый за ним автомобиль.

Когда не работают все системы автомобиля . В этом случае можно использовать только частичную погрузку. В машине никто не может находиться, поэтому все маневры осуществляются за счет буксировщика, следовательно его масса обязательно должна превышать в 2 раза массу буксируемого ТС.

Основные условия буксировки неисправного автомобиля

  • Во время буксировки необходимо пользоваться световой аварийной сигнализацией . Если она уже не работает по причине окончания заряда аккумулятора, то в таком случае сзади вешается знак аварийной остановки. В темное время суток или при проезде внутри тоннеля на буксируемом ТС должны быть активированы габаритные огни. Постоянно должны гореть либо дневные габаритные огни, либо ближний свет, либо противотуманные фары.
  • Больше, чем одно ТС за раз, буксировать запрещено . По этой причине не разрешается буксировать автотранспорт с прицепом. Однако, если имеется автопоезд, он считается одной единицей транспорта и может буксироваться. В случае буксировки крупногабаритного общественного транспорта или грузовиков запрещается провозка пассажиров в салоне или кузове.
  • Что касается автомагистрали, то она является скоростной трассой . Вследствие этого буксировка будет практически невозможна, поскольку большинство ТС на этой дороге движутся со скоростью, близкой к 110 км/ч, а оптимальная скорость буксировки составляет 50 км/ч.


Буксировка автомобиля с АКПП

При буксировки автомобиля с автоматической коробкой передач, нужно следовать следующей инструкции:

  • Положение АКПП всегда «N» или «2»;
  • Максимальное расстояние буксировки автомобиля до 50 км.;
  • Максимальная скорость машины при буксировке до 40 км/ч.;
  • Руль не должен быть заблокирован — должно быть включено зажигание или карточка должна быть вставлена в приемное устройство;
  • Снят с ручного тормоза.
  • Обеспечьте доливку трансмиссионной жидкости до максимального уровня;
  • Буксировать легковой автомобиль с включенным двигателем или нет — нужно смотреть в руководстве от производителя.

Буксировка машины в зимнее время :

  • осуществляется на жесткой сцепке или с полной погрузкой,
  • перед началом движения необходимо попереключать по положениям АКПП, что бы погонять масло в коробке передач;
  • скорость движения 30-40 км/ч.

Правила буксировки если неисправна АКПП или тормозная система не работает :

  • буксировка осуществляется с поднятыми ведущими колесами;
  • автомобиль проводящий буксировку должен иметь массу в два раза больше буксируемого автомобиля;
  • скорость движения до 40 км/ч.
  • буксировка осуществляется только жесткой сцепкой или с полной погрузкой;

Для полноприводных транспортных средств (машины 4х4) с АКПП буксировка на тросе и жесткой сцепке запрещена . Для них можно использовать только полную погрузку или вызов эвакуатора.

Многие задают вопрос «Как проводится буксировка автомобиля с АКПП с неработающим двигателем? » Ответ: «Буксировку лучше не проводить, а лучше вызвать машину эвакуатора». Если нет возможности вызвать эвакуатор;

  • долгая буксировка нежелательна, так как может привести к поломке АКПП;
  • при движении нужно будет сильнее выжимать педаль тормоза и прилагать больше усилий при поворотах, так как не будут работать тормоза и гидроусилитель руля;
  • включить аварийные сигналы;

Видео: Как буксировать автомобиль на автомате.

Мотоциклы

Если имеется двухколесный мотоцикл, то он не имеет права ни буксироваться, ни буксировать, поскольку буксировка мотоцикла производится на малых скоростях, на которых данный вид транспорта теряет устойчивость. Однако, если имеется прикрепленная «люлька», мотоцикл становится трехколесным и может поддерживать требуемую скорость движения.

Во избежание ДТП при буксировке мотоцикла необходимо следовать установленным правилам, которые помогут не только не повышать риск развития неприятных ситуаций на дороге, но и обезопасить себя от штрафа.

Видео: Правила буксировки автомобиля на гибкой и жесткой сцепке.

Вопрос Ответ
Разделом 20 Правил дорожного движения РФ (ПДД РФ).
Нет, пассажиров быть не должно.

При неисправностях тормозной системы или рулевой колонки.

В таком случае стаж водителя должен составлять два и более года.
При гололедице в зимнее время года.

При неисправностях рулевой колонки ведомого авто.

Если присутствуют пассажиры, то в буксируемом транспортном средстве.

Нет, такая буксировка не рекомендуется.
Буксирование грузовиков обычно производится через жесткое сцепление или частичную погрузку.

Буксировка транспортного средства (ТС) применяется для транспортировки машины, которая не может продолжать движение по техническим или другим причинам, до станции техобслуживания или для того, чтобы буксируемое транспортное средство не создавало помех другим участникам движения.

Раздел 20 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) содержит описание всех норм, регулирующих процесс буксировки транспортных средств по российским дорогам.

Когда буксировка запрещена или разрешена?

ПДД РФ описывают следующие случаи, при которых нельзя брать автомобиль на буксир:

  • В случае неисправности системы рулевого управления у буксируемой машины запрещено брать такой автомобиль на буксир методом гибкой или жесткой сцепки. Тем не менее, в данном случае можно транспортировать транспортное средство путем частичной погрузки.
  • Запрещено буксировать два и более ТС. Таким образом, водитель может взять на буксир только одну автомашину.
  • Запрещается транспортировать таким образом мотоциклы. Исключение составляют мотоциклы с коляской.
  • Мотоциклист также не может буксировать другие транспортные средства, если его мотоцикл не оборудован коляской.

В кузове или салоне авто, взятого на буксир методом гибкой или жесткой сцепки, не должно быть пассажиров.

Если же речь идет о частичной погрузке, людей не должно быть в кузовах обоих машин, причем в кабине буксируемого авто также не должно быть людей.

При транспортировании автомобиля данным способом должны также быть соблюдены следующие условия:

  • Водительский стаж лица, управляющего буксирующим автомобилем, должен быть не меньше двух лет.
  • Водитель буксируемого автомобиля обязан находиться за рулем своей машины. Это условие необязательно к выполнению в случае, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает точное следование буксируемого автомобиля траектории буксирующей машины.

Виды буксировки

Правила дорожного движения России регламентируют три вида буксировки: с использованием гибкой сцепки, на жесткой сцепке, а также с помощью частичной погрузки.

На гибкой сцепке

Для транспортирования неисправной автомашины таким способом необходим гибкий стальной трос и буксировочные крепления, устанавливающиеся на бампер авто. Такой вид транспортировки может быть применен любым водителем с водительским стажем от 2 лет при условии наличия у него с собой водительских прав.


При использовании гибкого стального троса должны соблюдаться следующие правила:

  1. Длина данного троса должна составлять от 4 до 6 метров.
  2. На тросе должно быть как минимум два опознавательных знака, представляющих из себя прямоугольники размером 20х20 с чередующимися красными и белыми полосами.
  3. Обязательно присутствие водителя буксируемой машины за рулем данного авто.

Использование метода гибкого сцепления запрещается в следующих случаях:

  • При гололедице зимой.
  • При любых неисправностях, затрагивающих работу тормозов или рулевой колонки.

Штраф за невыполнение любого из вышеперечисленных условия составляет 500 рублей.

На жесткой сцепке

При транспортировании машины подобным способом применяется специальная жесткая металлическая конструкция, обеспечивающая постоянное расстояние между машинами, с помощью которой два транспортных средства соединяются между собой. Как правило, данный метод применяется при транспортировании крупногабаритных авто, грузовиков и автобусов.

При подобной буксировке обязательно выполнение следующих правил:

  • Устройство, обеспечивающее сцепление между автомашинами, должно иметь длину, не превышающую 4 метра.
  • При наличии трех точек крепления наличие водителя в машине, взятой на буксир, не обязательно.

В свою очередь, если устройство имеет два крепежных узла, в ведомом автомобиле обязательно должен быть водитель.

При неисправностях тормозной системы ведомого авто, взять его на буксир может только водитель машины, масса которой превышает массу буксируемого авто на 50%.

Перемещение автомашины с использованием жесткого сцепления запрещена в нижеперечисленных случаях:

  • Во время зимнего гололеда.
  • При неполадках, связанных с рулевой колонкой ведомой машины.
  • При присутствии пассажиров в буксируемой машине.

Частичная погрузка

Для использования данного метода транспортировки автомашины необходим специальный прицеп, на который погружается передняя колесная база машины. Такой метод разрешен к использованию в гололедицу, а также при неисправностях системы рулевого управления и тормозов.


Важно отметить, что при частичной погрузке запрещено нахождение людей в ведомом автомобиле, а в машине, взявшей на буксир, запрещена перевозка пассажиров.

Буксировка транспорта с АКПП

Буксирование автомашин, оснащенных автоматической коробкой переключения передач (АКПП), не рекомендуется. При подобной транспортировке авто с АКПП происходит вращение колес автомобиля, вследствие чего начинается движение некоторых механизмов внутри авто. В то же время гидронасос, обеспечивающий подачу масла в двигатель, не функционирует из-за того, что двигатель не заведен. Таким образом, при буксировке машины с АКПП высок риск износа и выхода из строя некоторых деталей двигателя.

Буксирование машины с коробкой «автомат» нужно осуществлять с запущенным силовым агрегатом, если есть такая возможность.

Также перед осуществлении подобной операции необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля, который планируется буксировать, так как устройство некоторых АКПП требует соблюдения дополнительных мер предосторожности при буксировании.

Буксировка грузового автомобиля

Буксирование грузовиков как правило осуществляется посредством жесткого сцепления или частичной погрузки, так как эти методы обеспечивают более надежное соединение между буксиром и грузовиком, а также облегчает управление обеими машинами.

При транспортировании грузовика путем буксировки обязательно отсутствие грузов в кузове авто. Также желательно разгрузить машину перед взятием ее на буксир.

Буксировка мотоцикла

Правила дорожного движения России запрещают перемещать двухколесные мотоциклы путем буксирования. Помимо данного запрета, мотоциклистам также запрещено брать на буксир другие транспортные средства. Исключением из первого правила являются мотоциклы с коляской, которые можно брать на буксир.

Буксировка автобуса

Буксирование автобуса идентично подобному перемещению грузовых машин. Также как и в случае с перемещением грузовиков, для буксирования подобных автомашин используется способ частичной погрузки или буксировка с применением жесткого сцепления. Не допускается буксировка автобуса с пассажирами.