Установка системы система «эра-глонасс. Вне зоны действия: почему самым массовым автомобилям не обязательна эра-глонасс Эра глонасс на все авто

ЭРА-ГЛОНАСС работает уже больше года, однако принцип ее действия, назначение и перспективы развития многим автолюбителям непонятны. Пока только две массовые модели успели примерить эту систему - Лада Веста и Лада XRAY. Хотя и остальные понемногу подтягиваются.

Набор спасателя

Комплекс экстренного реагирования при авариях (отсюда аббревиатура ЭРА) работает на базе российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), аналога американской GPS. Набор оборудования для автомобиля, по сути, идентичен тому, что вы увидите, разобрав современный смартфон. Это навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, антенна, модем, микрофон, динамик, управляющий контроллер, аналог SIM-карты и резервный источник питания на случай ­обесточивания бортовой сети машины. Из органов управления - лишь кнопка экстренного вызова с надписью SOS, расположенная обычно в блоке у салонного зеркала заднего вида.

Элементы системы размещают не в одном месте, а в соответствии с требованиями функционала и с учетом компоновки машины. В частности, необходимо обеспечить работоспособность системы даже после сильного удара. Поэтому выбирают наиболее безопасные места, а некоторые устройства иногда дублируют. Например, Nissan Murano имеет дополнительный динамик под сиденьем водителя.

Кроме того, некоторые элементы системы ЭРА-ГЛОНАСС дублируют функции других систем автомобиля. Например, акселерометр фиксирует по уровню перегрузок не только факт аварии, но и тяжесть ее последствий. Эти данные поступают также от блоков управления и контроля элементов пассивной безопасности автомобиля.

Все установленные на машину компоненты системы ЭРА-ГЛОНАСС - при больших объемах их закупок автопроизводителями - удорожат новые модели лишь на несколько тысяч рублей. Примерно столько же сегодня стоит простенький смартфон с навигацией. Не очень существенная прибавка к цене даже для бюджетной машины. Однако это далеко не все расходы, которые несут автопроизводители, чтобы внедрить ЭРА-ГЛОНАСС в свои автомобили.

По единому стандарту

Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС прописаны в ГОСТ Р 54620–2011. В нем сказано, что комплекс должен распознавать удары нескольких типов: фронтальный, боковой, удар сзади, а также опрокидывание. Автоматическая идентификация аварии и пересылка данных обязательны только для автомобилей категории М1, то есть пассажирских, вмещающих до девяти человек (включая водителя). Для остальных транспортных средств достаточен ручной режим связи с операторами.

Еще один интересный нюанс из того же документа: для кнопки «Экстренный вызов» должен быть реализован конструктивный механизм защиты от случайного нажатия. В кроссоверах Hyundai Creta и Nissan Murano так и сделано: клавиша спрятана за откидной панелью. А вот в Ладах ничем не прикрытая кнопка SOS соседствует с выключателями салонного света. Неудивительно, что я уже неоднократно звонил из редакционной Весты оператору колл-центра, когда включал подсветку, снимал потолочный плафон ­ и неудачно переложил щетку-сметку, ткнув ручкой в надпись SOS.

ГОСТ позволяет размещать виртуальную кнопку экстренного вызова на сенсорном дисплее мультимедийной системы. Причем постоянно держать ее на дисплее необязательно: документ предписывает, чтобы доступ к кнопке осуществлялся «посредством не более чем одного перехода между экранами». Спорная поблажка: в дебрях современных развлекательных комплексов нетрудно запутаться даже владельцу машины, а ведь активировать систему может понадобиться и пассажиру - причем, вероятнее всего, в состоянии стресса. Да и экран мультимедиа после удара может погаснуть.

Вам пакет

Принцип работы в ручном режиме: нажали кнопку - общаетесь с оператором. В автоматическом - иначе: после того как система зафиксировала аварию, она формирует набор данных из VIN-кода, типа транспортного средства, направления движения, момента и координат места ДТП, его вида и степени тяжести, а также информации о типе топлива и количестве пристегнутых ремней безопасности. По последнему параметру оператор определяет число потенциальных пострадавших.

Собранный информационный пакет ЭРА-ГЛОНАСС отправляет по интернету в колл-центр. Такая «посылка» весит чуть больше сотни байт, поэтому проскочит даже при плохом качестве связи. Если функция передачи данных недоступна, информация уйдет в виде СМС. Передающий модуль системы ЭРА-ГЛОНАСС может использовать любую из доступных сетей, причем в случае их перегрузки экстренный вызов пойдет с приоритетом. Понятно, что сотовые сети покрывают не всю Россию. И если в месте аварии нет сигнала, связаться с оператором ЭРА-ГЛОНАСС не сможет. Но белых пятен на картах сотовых компаний становится всё меньше с каждым годом - во всяком случае, вдоль основных магистралей. И к тому времени, когда система экстренной связи получит массовое распространение, практически не останется дорог, на которых не будет сотового сигнала.

Тревожное сообщение поступает оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС. Он попытается связаться с водителем, позвонив на бортовое устройство автомобиля, чтобы выяснить детали происшествия. Если это не удается, значит дела плохи - и тут же медикам и спасателям отправляется вызов.

ПАО «НИС», которое занимается внедрением системы, уверяет, что благодаря системе ЭРА-ГЛОНАСС сокращение времени ожидания помощи при авариях составит до 30%, а это позволит ежегодно спасать более четырех тысяч человек. Действительно, при наличии автоматического оповещения не придется дозваниваться до экстренных служб (а при плохом качестве связи звонок, в отличие от короткого сообщения, скорее всего, не пройдет) и пытаться указать им точное место аварии на трассе без ориентиров. В этом смысле помощь новинки неоценима. Однако сам момент прибытия спасателей ЭРА-ГЛОНАСС вряд ли сможет заметно приблизить. Достаточно взглянуть на карту России и оценить расстояния между населенными пунктами. Вертолеты у нас пока остаются транспортным средством из разряда экзотики, а на санитарной «буханке» быстро к месту аварии не доберешься. Так что к такой продвинутой и очень нужной системе неплохо бы приложить соответствующие оперативные службы . А на их создание, оснащение техникой и последующее содержание требуются миллиарды, которые в бюджет пока не заложены.

Готовьте ваши денежки

С 1 января 2017 года получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на автомобиль, не оснащенный системой ЭРА-ГЛОНАСС, невозможно. Это означает, что все новые модели, которые будут выводиться на российский рынок, должны быть оборудованы системой экстренной связи. Связанные с этим дополнительные расходы производители, естественно, переложат на потребителей - прибавку заложат в цену новой машины. Прикинем, сколько это?

Итак, набор компонентов автомобильного модуля стоит сравнительно немного. Недорого вышло бы даже закупать блоки в России и отправлять на сборочные предприятия в других странах. Но вот незадача: сертифицировать детали по отдельности и на машине приходится именно в России. А для получения сертификата необходимо провести два краш-теста: на фронтальный удар и на боковой. В будущем придется еще и опрокидывать автомобили, а это третий краш-тест. Совместить их с сертификационными испытаниями автомобиля в Европе нельзя - пожалуйте на полигон НАМИ. Выходит, чтобы получить право продавать автомобиль в России, производитель «попадает» дополнительно на две (а впоследствии и на три) машины для краш-тестов, плюс сто­имость проведения самих краш-тестов и прочих процедур проверки системы.


Нормативная правовая база

Коммерческие услуги











Задать вопрос

Общие вопросы

Что такое система «ЭРА-ГЛОНАСС» и для чего она создана?

«ЭРА-ГЛОНАСС» - это государственная система экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях на дорогах. Основная цель создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – сокращение времени доставки информации об аварии до экстренных оперативных служб, что позволит понизить смертность и травматизм водителей и пассажиров автотранспортных средств, попавших в ДТП или иную нештатную ситуацию на дороге. По оценкам экспертов система «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит ежегодно спасать около 4 тысяч человек за счет уменьшения времени реагирования на аварии.

18 сентября 2012 года Распоряжением Правительства РФ № 1732-р единственным исполнителем проекта создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» определено Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС» – федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности.

В чем принцип действия системы? Как информация поступает в экстренные оперативные службы?

На автомобиль устанавливается навигационно-связной терминал системы «ЭРА-ГЛОНАСС». При аварии терминал в автоматическом режиме осуществляет экстренный вызов, который приоритетно обслуживается доступной сетью подвижной связи и передается в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Предусмотрена возможность (в случае аварии или иной нештатной ситуации) экстренного вызова при нажатии водителем или пассажиром специальной кнопки SOS. При этом передается информация о точных координатах, времени и тяжести ДТП, а также VIN автомобиля.

После фильтрации ложных вызовов оператором контакт-центра системы «ЭРА-ГЛОНАСС» вызовы, требующие реагирования, и данные об аварии передаются в систему-112 или в дежурную часть МВД, которая, используя эту информацию, эффективно инициирует и координирует реагирование экстренных оперативных служб.

Для обеспечения надежности функционирования «ЭРА-ГЛОНАСС» предусмотрено резервирование работы всех элементов системы.

Сколько стоит услуга «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Для владельцев автомобилей услуга системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет бесплатной в течение всего времени эксплуатации автомобиля, оборудованного терминалом.

Для чего нужны фильтрующие контакт-центры?

По статистике до 75% вызовов в существующие коммерческие (негосударственные) сервисы вызова экстренных оперативных служб являются ложными. С учетом перспектив оснащения автотранспорта терминалами, а также предоставленной возможности осуществлять экстренный вызов не только в случае аварии, но и в других нештатных ситуациях, нагрузка на систему-112 и экстренные службы в масштабе всей страны существенно выросли бы. Специализированные фильтрующие контакт-центры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволят снять нагрузку на операторов системы-112, на которых в этом случае переводятся только вызовы, требующие экстренного реагирования.

Сколько машин будет оснащено терминалами в 2015 году?

Количество автомобилей, оснащенных терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС», будет поятоянно увеличиваться в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». По оценкам экспертов, в первый год обязательного оснащения планиурется оснащение порядка 320 тысяч транспортных средств, оборудованных терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС».

Когда во всех автомобилях будет стоять терминал «ЭРА-ГЛОНАСС»?

В соответствии с изменениями в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятыми 30 января 2013 года, установлен порядок обязательного оснащения транспортных средств терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС».

Так транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, а также категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 95, должны оснащаться системой вызова экстренных оперативных служб:

  • с 1 января 2016 года – транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), выпускаемые в обращение на территории стран Евразийского экономического союза;
  • с 1 января 2017 года - ВСЕ транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Евразийского экономического союза.

Могу ли я самостоятельно установить терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» на свой автомобиль и подключится к услуге?

Владелец транспортного средства, находящегося в эксплуатации, имеет право и возможность по собственной инициативе подключиться к государственной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Для этого ему необходимо приобрести терминал и обратиться в сертифицированный установочный центр для его установки. Стоимость установки определяется установочным центром и регулируется в рамках рыночной конкуренции.

Могу ли я получить помощь при нападении на машину?

Водитель и пассажиры автотранспортного средства в случае нештатной или чрезвычайной ситуации на дороге, связанной с угрозой жизни и здоровья людей, имеют возможность в ручном режиме (нажатием специальной эргономичной кнопки) по каналам беспроводной связи в режиме приоритизации вызова связаться с оператором фильтрующего контакт-центра системы «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом автоматически передаются данные о местоположении автотранспортного средства.

Оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС»

В чем сходство и различие между устройством и системой вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»?

По основным функциональным свойствам (определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, использование сетей подвижной радиотелефонной связи GSM/UMTS для передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме (посредством нажатия кнопки «Экстренный вызов»), а также для осуществления двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами) устройство и система вызова экстренных оперативных служб являются совершенно идентичными. Основное отличие системы вызова экстренных оперативных служб от устройства состоит в наличии у системы функции автоматического срабатывания при авариях. Автоматическое срабатывание может осуществляться по сигналам от датчиков подушек безопасности или других компонентов систем пассивной безопасности транспортного средства, а также от специальных датчиков, определяющих ускорение транспортного средства в момент аварии. Кроме того, системы вызова экстренных оперативных служб характеризуются большей степенью интегрированности в конструкцию транспортного средства и использования штатных компонентов транспортного средства для реализации возложенных на систему функций. Например, штатных динамиков и микрофона для обеспечения двухсторонней громкоговорящей связи с операторами экстренных оперативных служб.

С учетом имеющихся отличий различаются и категории транспортных средств , для оснащения которых предназначены системы и устройства вызова экстренных оперативных служб.

Что входит в комплект оборудования, устанавливаемый на автомобиль?

К числу основных компонентов систем/устройств вызова экстренных оперативных служб, реализующих их функциональные свойства, установленные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) относятся: навигационный модуль (приемник сигналов ГЛОНАСС и других ГНСС); коммуникационный модуль (модем GSM/UMTS); встроенная неснимаемая универсальная многопрофильная SIM/e UICC микросхема; тональный модем; антенны (антенна) ГНСС/GSM/UMTS; блок интерфейса пользователя с кнопкой «Экстренный вызов»; блок индикаторов состояния; управляющий контроллер; внутренняя энергонезависима память и оперативная память; резервный источник питания; датчик автоматической идентификации ДТП и др. Возможны различные варианты конструктивного объединения вышеуказанных компонентов, которые зависят от способа (конфигурации) установки системы/устройства вызова экстренных оперативных служб на транспортное средство (в виде дополнительного оборудования или штатная система/устройство) и в основном определяются требованиями, предъявляемыми к ним изготовителем транспортного средства (ТС).

Рекомендуемый комплект поставки систем/устройств, исполненных в конфигурации дополнительного оборудования, приведен в ГОСТ Р 54620-2011 (разделе 21.1). Комплект поставки для штатных систем определяется изготовителем ТС. Так, для обеспечения громкоговорящей связи (по решению изготовителя ТС) могут использоваться штатные микрофон и динамики ТС. Для определения местоположения ТС может использоваться навигационный модуль и внешняя антенна ГНСС (из состава штатной мультимедийной системы ТС). Однако в этих случаях указанные (штатные) компоненты ТС должны испытываться в составе систем/устройств вызова экстренных оперативных служб при подтверждении соответствия последних установленным требованиям.

Как работает оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС» в случае ДТП?

При аварии терминал в автоматическом режиме осуществляет экстренный вызов, который приоритетно обслуживается доступной сетью подвижной связи и передается в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Предусмотрена возможность (в случае аварии или иной нештатной ситуации на дороге) экстренного вызова при нажатии водителем или пассажиром специальной кнопки SOS или «Экстренный вызов». При этом передается информация о точных координатах, времени и тяжести ДТП, а также VIN автомобиля. Кроме того, при экстренном вызове устанавливается голосовое соединение между лицами, находящимися в салоне (кабине) транспортного средства и операторами системы «ЭРА-ГЛОНАСС» или экстренных оперативных служб. После фильтрации ложных вызовов вызовы, требующие реагирования, и данные об аварии передаются в систему-112 или в дежурную часть регионального отделения МВД по месту аварии, которые, используя полученную информацию, эффективно инициируют и координируют реагирование, осуществляемое экстренными оперативными службами.

Кто производит оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Терминал, удовлетворяющий требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», что должно быть подтверждено сертификатом соответствия, устанавливается на транспортное средство перед выпуском его в обращение автопроизводителем на производстве, либо дилером при предпродажной подготовке. Автопроизводитель и/или дилер самостоятельно выбирают терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», который будет установлен на транспортное средство.

Производством терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» занимаются десятки крупных компаний, как российских («Сантэл-Навигация», «СпейсТим», «Форт Телеком», «Итэлма» и другие), так и зарубежных (Continental, Denso, Valeo, Peiker и т.д.). Список производителей терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» содержится в специальном разделе сайта .

Нормативная техническая база

Чем предписывается обязательность оснащения транспортных средств автомобильными устройствами/системами вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Основным документом, устанавливающим требования по обязательному оснащению транспортных средств системами и устройствами вызова экстренных оперативных служб, а также требования к этим системам и устройствам, является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

В соответствии с ТР ТС 018/2011 (в редакции с изменениями №1 от 30 января 2013 г.) установлены следующие сроки оснащения транспортных средств автомобильными системами и устройствами вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»:

Системами вызова экстренных оперативных служб оснащаются транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ООН № 94 и 95, а также категории N1, входящие в область применения Правил ООН № 95;

  • с 1 января 2015 года – транспортные средства, ВПЕРВЫЕ проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента;
  • с 1 января 2016 года – транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), а также тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза;

Устройствами вызова экстренных оперативных служб оснащаются транспортные средства категории М1, не входящие в область применения Правил ООН № 94 и 95; категории N1, не входящие в область применения Правил ООН № 95, а также категорий М2, М3, N2, N3.

  • с 1 января 2015 года – транспортные средства, ВПЕРВЫЕ проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента;
  • с 1 января 2017 года - ВСЕ транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.

Какие технические требования предъявляются к автомобильным устройствам/системам вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»? Какие существуют стандарты?

Требования к транспортным средствам в отношении установки устройств и систем вызова экстренных оперативных служб изложены в соответственно в пунктах 16 и 17 приложения № 3 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.), вступившем в силу с 1 января 2015 года, установлено (статья 52), что для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться международные и региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия– национальные (государственные) стандарты государств-членов Союза.

Подробнее о нормативных технических документах в сфере навигации и применения ГЛОНАСС – в соответствующем разделе сайта.

В какой форме осуществляется подтверждение соответствия устройств/систем вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» установленным требованиям?

Подтверждение соответствия устройств/систем вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) осуществляется в форме обязательной сертификации по схеме 2с.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания типового образца продукции. После чего аккредитованный орган по сертификации систем менеджмента качества проводит сертификацию системы менеджмента качества изготовителя и выдает заявителю сертификат на систему менеджмента качества. Аккредитованный орган по сертификации продукции выдает заявителю сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию и осуществляет инспекционный контроль сертифицированной продукции.

Где проходить сертификацию? (устройство/система вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» и ТС, оснащенное устройством/системой вызова экстренных оперативных служб)

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) подтверждение соответствия систем/устройств вызова экстренных оперативных служб требованиям указанного технического регламента осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в национальных системах аккредитации государств-членов Евразийского экономического союза и включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Евразийского экономического союза. Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий проводят национальные органы по аккредитации в соответствии с национальным законодательством стран Евразийского экономического союза.

В 2014 году появилась первая лаборатория для сертификации устройств «ЭРА-ГЛОНАСС». Испытательная лаборатория «ЭРА» сертификационного центра «Связь-сертификат» завершила процесс аккредитации, по результатам которого Федеральным агентством по аккредитации был выдан соответствующий аттестат. Лаборатория «ЭРА» предназначена для проведения испытаний компонентов, обеспечивающих спутниковую навигацию и вызов экстренных оперативных служб.

Транспортные средства, оснащенные устройствами вызова экстренных оперативных служб, могут пройти сертификацию в Центре Испытаний «НАМИ». К настоящему моменту проведено более 15 успешных испытаний полнокомплектных автомобилей.

Нормативная правовая база

Какие нормативные документы регулируют работу системы «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в октябре 2009 года одобрено Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 28 февраля 2013 года N 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

В июле 2015 года были внесены изменения в Федеральный закон об «ЭРА-ГЛОНАСС», в соответствии с которыми созданная высокотехнологичная инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может использоваться для оказания коммерческих услуг и должна применяться при создании государственных и иных навигационно-информационных систем.

ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ОСНАЩЕНИИ ВСЕХ ПРОДАВАЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ СИСТЕМОЙ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ «ЭРА-ГЛОНАСС» ПРОШЕЛ ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Законпроект, согласно которому с 2015 года все новые должны оснащаться системой слежения «ЭРА-ГЛОНАСС» был одобрен депутатами во втором чтении. Напомним, что первое чтение состоялось еще в конце октября.

11 декабря некоммерческое партнерство ГЛОНАСС и Минтранс сообщило об успешном окончании испытаний системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в России. Была проверена работа базового сервиса вызова экстренных служб. Теперь системе осталось пройти приемо-сдаточные испытания Минтранса и Минкомсвязи.

На первом этапе оборудование будет действовать только в качестве экстренной кнопки, а с 2017 года система должна начать передавать информацию об аварии в автоматическом режиме. В этом варианте, если система распознает ДТП, сигнал о происшествии автоматически поступит к диспетчеру, а он свяжется с водителем по громкой связи. Если ответа от людей, находящихся в машине, не последует, на место аварии будут отправлены бригады экстренной помощи. Авторы проекта ЭРА-ГЛОНАСС уверяют, что после того, как система полностью заработает, смертность на дорогах должна сократиться на 30-40%.

Кроме того, согласно документу, с 2017 года систему экстренного реагирования будут в обязательном порядке устанавливать на пассажирский и грузовой транспорт.

На сегодняшний день законодательство предусматривает обязательную установку на общественный транспорт тахографов. Стоимость покупки и установки тахографа на один автобус составляет от 30 до 50 тысяч рублей . Но уже сейчас почти весь муниципальный транспорт в больших городах оборудован системой ГЛОНАСС, позволяющей следить за его передвижением и соблюдением графика движения.

Для обеспечения оперативной работы экстренных служб на российских автодорогах создана государственная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Эта система реагирования на аварии и прочие чрезвычайные ситуации предназначена для быстрой передачи информации. Ведь от того, как быстро на месте происшествия окажутся врачи или пожарные, могут зависеть человеческие жизни.

Принцип действия системы

Для того чтобы оперативные службы быстро получили информацию о чрезвычайной ситуации, в автомобиле должна быть установлен терминал «ЭРА-ГЛОНАСС». Он представляет собой, по сути, простейший сотовый телефон, снабженный датчиками, и запрограммированный на единственный номер – службы «ЭРА-ГЛОНАСС».

При ДТП датчики удара и положения автомобиля срабатывают (устройство должно распознать задний удар, удар спереди и боковое столкновение), и терминал автоматически производит экстренный вызов через сеть GPRS, как обычный мобильный телефон. Для этих целей выделен диапазон кодов 941-949.

Сигнал передается через любого мобильного оператора, чей сигнал будет самым мощным. Расположенная на устройстве кнопка «SOS» дает возможность сделать это и вручную.

Подаваемый сигнал закодирован и содержит следующую информацию:

  • координаты автомобиля;
  • VIN автомобиля;
  • время вызова;
  • степень тяжести аварии.

Этот сигнал поступает в контакт-центр системы, где оператор вручную отсеивает ложные вызовы. Для этого он связывается с автомобилем, и если водитель или пассажиры не отвечают или просят помощи, то передает информацию в единый центр спасения. Там специалисты МЧС определяют, какие экстренные службы требуется выслать на место происшествия и координируют в дальнейшем их работу.

Для автомобилиста использование «ЭРА-ГЛОНАСС» не стоит ни копейки, финансирование всех работ по ее функционированию берет на себя государство.

Что включает в себя терминал

К основным компонентам, которые должны входить в состав терминала, техрегламент Таможенного союза относит следующие:

  • приемник навигационных сигналов (ГЛОНАСС и GPS);
  • коммуникационный модем GSM;
  • блок ручного экстренного вызова;
  • тональный модем;
  • микрофон и громкоговоритель;
  • блок связи;
  • датчик ДТП;
  • блок индикаторов;
  • антенна;
  • аккумулятор.


То, как эти устройства расположены в автомобиле, определяет его производитель. Если терминал выпускается как устройство для самостоятельной установки, то все они могут быть выполнены в одном корпусе – это техрегламентом не определяется.

Такие автономные блоки можно приобрести и установить в сертифицированном центре.

В каких автомобилях должна стоять система

Техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) устанавливает, что с 1 января 2017 года весь транспорт категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, выпускаемый в обращение в странах Таможенного союза, должен оборудоваться системой «ЭРА-ГЛОНАСС».


В этой фразе нужно обратить внимание на слова «выпускаемый в обращение». Они означают, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» должна стоять не только на произведенных в стране машинах, но и в каждом ввозимом автомобиле, независимо от того, кто его ввозит – официальный импортер, небольшая фирма или частное лицо. Ввезенный из-за границы автомобиль считается выпущенным в обращение, если он ранее не был в стране и ввозится на срок более полугода.

Запрет ввоза автомобиля без «ЭРА-ГЛОНАСС»

Запрета на ввоз автомобиля без «ЭРА-ГЛОНАСС» на самом деле нет. Ввезти в страну можно любой автомобиль. А вот успешно эксплуатировать возможно далеко не каждый. Для россиянина выпуск автомобиля в обращение означает выдачу на него ПТС. Таможня, действуя в соответствии с Техрегламентом Таможенного союза, ПТС на автомобиль без системы не выдаст. Дело в том, что с начала 2017 года в раздел «Особые отметки» ПТС обязательно вносится информация о наличии модуля вызова экстренных служб. Без такой отметки он уже не выдается.

Пока на ввезенном в страну после 1 января 2017 г авто не будет стоять терминал системы, эксплуатировать его нельзя – без ПТС машину невозможно поставить на учет и получить номера. Не получится его и продать – без заполненного ПТС это сделать невозможно.

То есть тот, кто приобретает такой автомобиль, будет вынужден увезти его на эвакуаторе, и решать вопрос об установке терминала самостоятельно.

Установка «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанный автомобиль


После введения в начале года запрета на эксплуатации машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» в таможенных терминалах страны начали скапливаться подержанные автомобили, владельцы которых не могли их забрать. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Приморье, где, в отличие от Центральной России, подержанных автомобилей ввозится очень много, и за январь и февраль 2017 года скопилось более полутора тысяч машин.


АО «Глонасс» в конце марта 2017 запустило упрощенную схему установки терминалов на подержанные машины и определило уровень цен – 10-30 тысяч рублей с учетом установки. После определения перечня сертифицированных предприятий, которые будут заниматься установкой, цены будут уточнены.

По этой схеме автовладелец должен действовать следующим образом:

  1. Приобрести устройство с обязательством установить его в машину.
  2. Оператор системы вносит в нее VIN-номер, номер кузова автомобиля и номер устройства.
  3. Получить сертификат безопасности конструкции транспортного средства.
  4. Получить на таможне ПТС, пройдя все положенные процедуры.
  5. В сертифицированной мастерской в течении 10 дней установить терминал и зарегистрировать машину в ГИБДД.

Конструктивно терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» для самостоятельной установки в автомобиль проще, чем то устройство, которое устанавливается на заводе в новые машины. Если новое авто получает систему, реагирующую на ДТП и автоматически отправляющую сигнал бедствия, то в устройстве, устанавливаемом на подержанный автомобиль, такого функционала нет. В любом случае кнопку SOS придется нажимать самостоятельно. Зато владельцы подержанных автомобилей избавляются от необходимости проводить краш-тест и сертификацию.

Проверить работу временной упрощенной схемы решено в Приморье. Первая партия терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» поступает туда 4 апреля, а к установке приступят 14 апреля.

Какой аппарат можно приобрести

На официальном сайте «ЭРА-ГЛОНАСС» размещен список фирм производителей, сертифицировавших свою продукцию для использования в системе в качестве дополнительного устройства:

  • MetaSystem (Италия/Россия);
  • МКБ «Компас» (Россия);
  • ГК «СКАУТ» (Россия);
  • ЗАО «СантэлНавигация» (Россия);
  • ЗАО «ЕвроГард» Цезарь Сателлит (Россия);
  • ЗАО «ШТРИХМ»;
  • ООО «БЗЭТ» (Россия);
  • ООО «Импо Групп» (Россия);
  • ООО «НТЦ «Измеритель» (Россия);
  • ООО «ЕвроМобайл»;
  • ООО «ФортТелеком» Fort-Telecom LLC (Россия);
  • ООО «СервисПартнер» (Россия).

Нужен ли сертификат безопасности конструкции транспортного средства

Сертификат безопасности конструкции транспортного средства (БКТС) обязательно необходим, чтобы получить ПТС. Официальные импортеры получают БКТС в прежнем порядке, обращаясь в спецлабораторию для проведения краш-тестов автомобилей с установленными терминалами.

Для покупателей подержанных машин установлен временный порядок получения БКТС, по которому он обращается в лабораторию, имея при себе следующее:

  • паспорт устройства и обязательство установить его на машину;
  • подтверждение от оператора «ЭРАГЛОНАСС» о регистрации автомобиля и терминала в системе.

Краш-тесты, естественно, для него не проводятся, а сразу выдается сертификат.

Можно ли приобретать за границей автомобиль без «ЭРА-ГЛОНАСС»

Пока разработана только временная схема установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные автомобили. Сколько она продержится, как будет работать и не останется ли как все «временное» навсегда – неизвестно. В любом случае, после вмешательства федеральных чиновников дело сдвинулось с «мертвой точки», и началась установка терминалов на первые иномарки, поступившие из-за границы.

Из всей этой ситуации можно сделать вывод: пока в ближайшем доступе от вас или таможенных терминалов не будут находиться пункты оформления «ЭРА-ГЛОНАСС», работающие в соответствии с временным порядком, покупка подержанного автомобиля за границей повлечет серьезные проблемы с его оформлением.

Обязательна для всех новых автомобилей. Импорт подержанных иномарок без нее отныне закрыт. Но почему самые массовые «нашемарки» обходятся без «Эры», а установить кнопку на свою собственную машину теоретически можно, однако на самом деле нельзя?

ЭРА-ГЛОНАСС считается проектом государственной важности, ведь пока подобную систему еще только-только внедряют в Бразилии, а европейский аналог eCall станет обязательным лишь с 2018 года. А ЭРА уже работает: к началу декабря прошлого года в системе был принят 93931 вызов и зарегистрировано 118268 машин (примерно половину из них составляют Лада Веста и XRAY - 65 тысяч автомобилей за 2016 год). Правда, в России даже из всех 30 федеральных трасс только 17 имеют ­GSM-покрытие хотя бы одним сотовым оператором на всем протяжении. А в тех местах, где система не ловит сигнал, ЭРА-ГЛОНАСС бесполезна.

Однако переходный период закончен: начиная с 2017 года систему должны иметь вообще все машины, «выпускаемые в обращение», то есть получающие паспорт транспортного средства (ПТС). Например, компания Ford еще в конце прошлого года первой из локальных автопроизводителей отчиталась о поголовном внедрении «Эры» на своих моделях, включая семейство фургонов Transit. Аналогичные заявления сделали Toyota и Kia («на любой модели c начала 2017 года»), а Hyundai вооружит «Эрой» почти всю модельную линейку, за исключением «старого» Соляриса (его преемник с «Эрой» дебютирует весной), семейства i40 (его в скором времени сменит новая Sonata) и микроавтобусов H1. С нового Тигуана начнется внедрение «Эры» на автомобилях Volkswagen.

В 2016 году сертификацию с «Эрой» прошли 260 моделей, включая и коммерческие автомобили, для которых требуется только устройство с ручной активацией экстренного вызова. Но многие машины будут вооружаться кнопками SOS постепенно. Такую возможность им оставляют особенности российского сертификационного процесса.

Дело в том, что ПТС выписывают на основании ОТТС - сертификата одобрения типа транспортного средства, который оформляется для каждой отдельной модели по результатам сертификационных испытаний и действует три года. Если учитывать, что многие «старые» ОТТС были продлены в конце 2016 года, то получается, что у некоторых машин без «Эры» допуск на рынок сохранится как минимум до конца 2019-го!

Полная сертификация системы с краш-тестами ­по-прежнему влетает в копеечку, но очереди в лаборатории уменьшились, к тому же Минпромторг позволяет совмещать краш-тесты и принимать в зачет результаты заводских испытаний. Все это немного облегчило бремя для производителей, поэтому массового исхода из России нишевых марок и моделей не случилось: ЭРА-ГЛОНАСС уже есть на автомобилях Bentley Bentayga и появится на Maserati Levante, кнопками SOS оборудованы все модели Porsche, внедрить систему готов даже Rolls-Royce. А такие премиум-марки, как Jaguar, Land Rover, Lexus, ­Mercedes-Benz и Infiniti, уже сделали это. Ведут работы даже Aston Martin, Ferrari и Lamborghini. Жертвами «Эры» пока официально стали только купе и кабриолеты BMW второй, четвертой и шестой серий, спорткары M4, родстеры Z4, гибридомобили BMW i8, а также кабриолеты Audi A5 и S5 - все эти машины поставлять в Россию больше не будут. Но вот вам главный парадокс «эрификации»: среди легальных уклонистов на сегодня больше всего бюджетных автомобилей российской сборки!

Кроме кнопки SOS в каждом автомобиле с системой ЭРА-ГЛОНАСС есть своя ­сим-карта, антенна, модем, микрофон, динамик и навигационный модуль ГЛОНАСС. На фото - терминал кроссовера Hyundai Creta с кнопкой тестового вызова. По нашим данным, себестоимость комплекта «Эры» на массовом седане класса B+ отечественной сборки составляет 15 тысяч рублей, однако для клиента ориентировочная доплата за «Эру» в качестве опции может составить 30 тысяч

ЭРА-ГЛОНАСС пока отсутствует на Калине, Гранте и Ладе 4х4. В базовом оснащении ее не будет на Логанах, Дастерах и хэтчбеках Sandero: это возможно, так как на все машины логановской платформы в России действует недавно обновленный общий сертификат под обозначением Global Access (так внутри компании называется платформа B0). Nissan внедряет «Эру» на кроссоверах Murano, X-Trail, Qashqai, Terrano и на всех автомобилях Datsun, но седан Nissan Almera остается «неоглонашенным». А УАЗ собирается выпускать Патриот без «Эры» аж до 2019 года.

Интересно, что правительство предлагает урезать субсидии тем автопроизводителям, которые не ставят систему, - и сделать наличие кнопки SOS обязательным условием допуска машин к госзакупкам. Поэтому некоторые компании планируют... предлагать ее покупателям за доплату! Для этого на тех автомобилях, которые по ОТТС имеют право выпускать кнопки SOS, система ЭРА-ГЛОНАСС сертифицируется как дополнительное оборудование. То есть у покупателя появляется выбор между машиной с кнопкой и без нее, а производитель, формально соблюдая правила игры, не увеличивает себестоимость товарных автомобилей, ведь добровольный спрос на «Эру» наверняка будет невелик.

Пока только АвтоВАЗ и Renault подтвердили нам, что рассматривают именно такой способ внедрения «Эры» для Калины, Гранты, Ларгуса, Логана, Дастера и Sandero. Но теоретически кнопку SOS в качестве опции могут также предлагать Kia Rio, Volkswagen Polo, Datsun и Ravon, Volkswagen Passat, Ford Focus и Ford Mondeo, Skoda Superb, Hyundai Santa Fe, «пятерка» и «семерка» BMW, кроссовер BMW X1, седаны и кроссоверы Lexus, Genesis G80, Toyota Land Cruiser Prado, Mercedes Geländewagen и многие-многие другие автомобили: в ОТТС у всех у них система вызова экстренных служб вписана под грифом «по заказу». Это дает производителям возможность маневра, но все-таки не означает, что «Эры» «в базе» на данных машинах не будет. Например, компании Volkswagen и Kia заявили нам, что на Polo, на Rio и других моделях кнопка SOS будет в стандартном оснащении.