Заядлый автомобилист леонид ильич брежнев. Любимые автомобили брежнева

Первым автомобилем, в котором Ильича стал возить персональный водитель сразу после Октябрьской революции, был французский «Turcat-Mery 28″ 1915 года выпуска. Это был очень дорогой автомобиль ручной работы с 50-сильным четырехцилиндровым мотором и закрытым заказным кузовом. Тут Ильич, разбиравшийся, как говорят, в машинах, царя Николая переплюнул.

В декабре 1917 года этот «Turcat-Mery 28″ угнали прямо со двора Смольного. Ильич рвал и метал, и к поиску машины подключились лучшие сыщики. Сначала подумали на эсеров. Однако в итоге автомобиль нашли на финской границе в гараже пожарной части. Как показало дальнейшее следствие, похитили его вовсе не эсеры, а контрабандисты.

Ильич, когда ему под Новый год сделали подарок и вернули угнанное авто, отказался в него садиться и велел, наконец, открыть двери царского гаража. Из гаража Романовых Ильичу выкатили другой шедевр французского автопрома — «Delaunay Belleville 45″.

Уже через несколько дней, 1 января 1918 года, когда водитель Ленина Тарас Гороховик на этом автомобиле вез вождя с выступления в Михайловском манеже, на Ильича было совершено покушение. Ленин не пострадал, но кузов лимузина был настолько изрешечен, что гнутая задняя часть не поддавалась ремонту. Машину списали, но так как Ильич в нее влюбился, как говорится, с первого взгляда, то ему нашли точно такую же.

Delaunay Be lleville:

Ленин проездил на «Delaunay Belleville» год, а 19 января 1919 года на машину, в которой находились Владимир Ленин и его сестра, напала группа бандитов во главе с известным московским налётчиком Яковом Кошельковым. Бандиты Ленина поначалу не узнали, выкинули его, водителя и сестру из машины в сугроб, а машину угнали. Однако узнав о том, кто был в их руках, они попытались вернуться и захватить Ленина в заложники, чтобы получить выкуп, но тот успел скрыться.

После этого случая Ленину предложили на выбор несколько машин. Ильич, наконец, решил пересесть на «роллс-ройс». Правда, сделал он странный выбор. Он решил ездить на гоночном «Rolls-Royce Silver Ghost» 1914 года выпуска. До революции этот автомобиль принадлежал одному из братьев Рябушинских и участвовал в гонках.

Эта машина настолько понравилась вождю мирового пролетариата, что в 1920 году он поручил полпреду Советского Союза в Великобритании Леониду Красину провести переговоры о закупках в Манчестере большой партии Rolls-Royce, крайне необходимых для республики Советов. Первая партия представительских «роллс-ройсов» поступила в Советскую Россию уже через год.

Ленин любил автомобили и разбирался в них. Он даже заходил в кремлевский гараж, чтобы полюбоваться машинами царского двора. Однажды Ильича заинтересовала в гараже необычная машина — вездеход Kegresse. Адольф Кегресс был водителем и одновременно механиком в царском гараже. Специально для царя, любившего кататься по заснеженным полям, он сконструировал вездеход, в котором вместо задних колес были использованы гусеницы, а вместо передних были лыжи. Ильичу показали эти автосани в действии и они восхитили вождя. Находясь в Горках, Ильич вспомнил про автосани и потребовал, чтобы ему предоставили точно такие же, но непременно на базе «роллс-ройса».

Кегресс к тому времени уже пребывал у себя на родине во Франции и работал конструктором на фирме «Ситроен», на предложение прибыть в Советскую Россию для выполнения каприза вождя он ответил отказом. Пришлось инженерам Путиловского завода, забросив другие дела, решать проблему самостоятельно.

Наш Левша, как известно, и блоху подкует, и в начале 1921 года Ленину все-таки предоставили созданные на Путиловском заводе автосани, механической частью которых стал зеленый «Rolls-Royce Silver Ghost Continental». Это был первый в мире «роллс-ройс» на гусеницах. В зимнее время Ильича его шофер Степан Гиль с ветерком катал по окрестностям Горок. И кстати, именно Гиль первый сообщил о смерти пролетарского вождя, добравшись до Москвы на этих самых автосанях марки «роллс-ройс».

Кстати олько два Rolls Royce, которыми пользовались в 1922-1924 годах, дожили до наших дней. Первый (летний) Rolls Royce модели Silver Ghost для Ленина купили в 1922 году за 1850 фунтов стерлингов. Владимир Ильич катался на ней до самого конца.

Второй Rolls Royce как и говорилось выше имел уникальную комплектацию - вместо задних колес у этого Rolls-Royce - резиновые гусеницы. Передние колеса поставлены на широкие, обитые металлом лыжи. Этой машиной Ильич пользовался для поездок в Горки зимой. Скорость машины после такого «тюнинга» составила 20 км/час, но Ленин остался доволен.

В 1916—1919 гг. большая партия автомобилей (в том числе легковые «Паккард» и несколько «роллс-ройсов») для нужд армии была оборудована на Путиловском заводе полугусеничным ходом конструкции А. Кегресса. Широкая резиновая гусеничная лента и лыжи у передних колес обеспечивали автосаням, или кегрессам, как их тогда называли, хорошую проходимость по снегу.

Автомобили Сталина

Первым, кто решил применять особый подход к выбору автомобиля, был Сталин. Дабы предотвратить возможное покушение ЗИС (Завод имени Сталина) с 1933 года начал производить суперзащищенную модификацию американского Packard. В 1948 году Alfa Romeo подарила Сталину на его день рождения суперсовременную 6С2500, но миланское сокровище так и не смогло вытеснить более надежный ЗИС.

Первый бронированный автомобиль высшего класса для советской партийно-правительственной элиты был построен в конце 1940-х годов на автомобильном заводе имени Сталина, позднее переименованном в завод имени Лихачева.

Сталин и его любимый автомобиль собственной марки ЗИС.

Бронированный автомобиль ЗИС-115, изначально получивший индекс ЗИС-110С, был подготовлен в 1946-1947 годах. Таких лимузинов, по разным оценкам, было сделано около 32 экземпляров.

На ЗИС-115 была применена особая система бронирования - бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Бронекорпус выпускался на военном подмосковном заводе под Подольском и имел секретное обозначение «Изделие №100″. Производство этих корпусов было строго индивидуальным. На каждой, даже самой маленькой детали кузова, был выбит номер машины. Броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне. Сборка машин происходила в специальном боксе легкового сборочного цеха ЗИСа с отдельной пропускной системой.

Tatraplan для Сталина.

В 1948 году ЦК компартии ЧССР принял решение преподнести Сталину к юбилею автомобиль, сделанный персонально для него. Выполнить почетный заказ предстояло кузовной компании Sodomka, которая специализировалась на заказных автомобилях для политической элиты. За дело взялись четыре Йозефа: сам Содомка и его помощники - Янза, Клейх и Ржиха. Прежде всего, им предстояло выбрать базовую модель. Автомобиль должен был быть чехословацкого производства, но ни Skoda, ни какая-либо другая фирма не могли предложить достаточно мощное шасси. Нужна была современная модель, вобравшая в себя все последние достижения автомобильной промышленности, а такая была только одна - Т 600 Tatraplan, которая встала на конвейер годом раньше.

Специально для подарочного кабриолета фирма Tesla изготовила многодиапазонный радиоприемник, недоступный по цене обычным автолюбителям.

Премьера подарочного кабриолета состоялась летом 1949-го на национальной автомобильной выставке в Праге. Затем он перекочевал в Женеву, где открывал экспозицию Чехословакии на очередном автосалоне. Летом машина возвращается в город Высоке Мыто и после небольшой доводки вновь едет в Прагу. Здесь 7 октября 1949 года происходит ее торжественная передача представителям ЦК КПЧ, и начинается ее переезд в Москву.
Кабриолет разобрали и погрузили в четыре(!) товарных вагона специального поезда, в котором в Москву отправился Президент ЧССР Антонин Запотоцкий. 22 декабря 1949 года на специальном митинге он передал кабриолет «Татраплан» представителям юбилейного комитета. После торжеств, среди прочих подарков Сталину машина была выставлена в залах Музея революции. Подарок не нашел практического применения.

Автомобили Хрущева

Отношения Хрущева с автомобилями было простым. Представитель простого «народа» был скромнее в требованиях.
Никита Хрущев предпочитал модификацию ЗИС-110 с кузовом кабриолет.

И никогда не изменял своему выбору.

Автомобили Брежнева

Следующий генсек отличался большой любовью к авто и к вождению. Поэтому его автопарк был большой и разнообразен.

Одна из жемчужин коллекции Брежнева — «восточная красавица» - Nissan-President, доставленная в Москву в 1974 году.

Это «официальный» автомобиль Брежнева ЗИЛ-115. В таком «членовозе» перемещался Леонид Ильич Брежнев.

Такая модель Citroen SM была в коллекции у Брежнева.

Основой коллекции Ильича стал Maserati Quattroporte, подаренный Леониду Ильичу руководством итальянской компартии. В 1968 году Maserati Quattroporte был одним из самых дорогих и скоростных 4-дверных седанов в мире, он имел V-образную «восьмерку» мощностью 290 л. с. и выдавал максимальную скорость около 230 км/ч.

Очень редкая модель черного Mercedes 600 1969 года была подарена канцлером ФРГ. В мире их было всего семь, а шестидверных с кузовом «пульман-лимузин» (как у Брежнева) - две. Вторая была подарена императору Японии.

Cadillac Eldorado (1972) с кузовом «купе» подаренный Ричардом Никсоном в 1972 году.

Еще один подарок президента США Ричарда. В 1973 году Брежнев стал обладателем шикарного Lincoln Continental голубого цвета, с черным виниловым верхом. Автомобиль был подарен Ричардом Никсоном в Кэмп-Дэвиде, и именно на нем состоялась знаменитая поездка двух лидеров государств.

Одной из самых любимых машин Брежнева был Rolls-Royce Silver Shadow.

Но на работе катался исключительно на советских авто.
ЗиЛ-114.

Чайка ГаЗ-13.

А в личных целях не чурался и «Волги».
Полноприводные ГАЗ-24-95 обслуживали лично «главного охотника СССР» Леонида Ильича. Забавно, что эмблема с оленем на носу этих машин была не красная, а зеленая!

Последним экспонатом автомобильной коллекции Леонида Ильича стала опять-таки черная - он всегда тяготел к этому цвету - «Волга» модели 3102, подаренная ему Горьковским автозаводом к 9 мая 1982 года. В этом году ГАЗ-3102 пошел в серийное производство, и первый экземпляр решили вручить генсеку. Машина имела улучшенную отделку, «восьмерку» под капотом, спицованные колесные колпаки, смотревшиеся несколько странно, и номерной знак А 00 01 МО.

Главным автомобилистом Страны Советов был ее самый заслуженный, если, конечно, считать по количеству звезд на груди, генсек - Леонид Ильич Брежнев

Считается, что с автомобилем Брежнев впервые познакомился в гараже Днепропетровского обкома партии, секретарем которого он работал в конце 1930-х. Брежнева возили тогда на американском Buick-90 Limited. Но по-настоящему заболел машинами Леонид Ильич уже во время войны. Поговаривают, что случилось это знаменательное событие в 1944-м в Карпатах, когда в расположение его политотдела попал трофейный Opel Kapitan. Так или иначе, но 9 мая 1945 г. генерал-майор Брежнев встретил уже заправским лихачом и эту страсть к быстрой езде сохранил до конца дней, периодически пугая уличными гонками дипломатов и руководителей иностранных государств.

Наиболее широкую известность в этом смысле получил эпизод, случившийся в загородной резиденции президента США Ричарда Никсона в Кэмп-Дэвиде в 1973 году: «Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку — темно-голубой Lincoln Continental индивидуальной сборки, — вспоминал Никсон, по просьбе которого американские бизнесмены «скинулись» и приобрели для Брежнева голубой седан с черным верхом за $10 000. - На приборной панели была выгравирована надпись: "На добрую память. Самые лучшие пожелания". Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Сев за руль, он с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь в машину. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: "Медленно, опасный поворот". Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев несся со скоростью более 50 миль в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: "Медленный спуск, медленный спуск", но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: "Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге". "Вы великолепный водитель, — ответил я. — Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали".

C не меньшим азартом и лихостью годом ранее Брежнев прокатил по Подмосковью на подаренном американцами Cadillac и госсекретаря США Генри Киссинджера, который тоже долго не мог забыть ту поездку: «Мы мчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но он вряд ли осмелился бы остановить машину генерального секретаря партии...»

«Он прекрасно водил… Любил очень быструю езду и, как правило, гнал со скоростью 160-180 км/ч. Принимая во внимание состояние наших дорог, можно представить, что это была за езда», — вспоминал позднее зам. начальника 9-го Управления КГБ СССР по охране первых лиц государства Михаил Докучаев.

Естественно, при такой любви к скорости не обходилось и без аварий. Самая знаменитая случилась в 1980 году, когда неподалеку от Завидово Леонид Ильич въехал под грузовик на своем черном Rolls-Royce Silver Shadow. По официальной версии, правда, все списали на водителя ГОН, якобы разбившего «тень» во время перегона. Так или иначе, но этот автомобиль позднее выкупил рижский автомобильный музей, однако не стал восстанавливать, а лишь усадил за руль восковой манекен генсека... Уникальный случай, когда ДТП не уменьшило, а напротив - увеличило стоимость лимузина!

Еще один неприятный эпизод в «карьере» Брежнева-водителя произошел тремя годами ранее в Крыму, когда Леонид Ильич решил прокатить с ветерком по горным серпантинам на своем Mercedes-Benz двух симпатичных медичек. От машины охраны генсек тогда оторвался успешно, а вот удержаться на крутом вираже не сумел, ушел в занос и лишь чудом не свалился в пропасть. Mercedes-Benz завис на краю обрыва, причем столь опасно, что водитель и пассажирки даже не рискнули самостоятельно выбираться из машины и затаив дыхание ждали, пока подъедет автомобиль охраны. Зачем хозяину огромной страны нужно было так рисковать?! Кто знает, возможно ощущение скорости за рулем автомобиля было тем немногим, что обогащало его кровь адреналином.

Первым официальным автомобилем Леонида Ильича стал двухдверный Chevrolet Bel Air 1955 г.в., подаренный ему Н.С. Хрущевым. Позднее, когда Брежнев станет генсеком, четырехколесные подарки он будет получать регулярно, практически во время каждого зарубежного визита. Советские дипломаты не стеснялись «подсказывать» своим зарубежным коллегам, чем порадовать душу главного автолюбителя Страны Советов!

Chevrolet, Opel, Chrysler, Maserati, Mercedes-Benz, Cadillac, Lincoln, Nissan, Rolls-Royce, Porsche, Jaguar, не говоря уже о бесчисленных «Волгах» и «Чайках»... В какой-то момент этих подарков стало так много, что им уже и счет потеряли, тем более что часть подарков Брежнев со временем передаривал или продавал - не сам, конечно, а через ГБистов ГОН. К примеру, свой первый Chevrolet Леонид Ильич сначала подарил дочери Галине, а потом, уже в начале 1970-х, при посредничестве Покрышкина «американец» был продан начальником брежневского гаража в Днепропетровск главному инженеру местного авторемонтного завода Валентину Игнатенко.

После смерти «героического генсека» по официальной версии осталось лишь 10 личных автомобилей: 4 оставили внукам, остальные по-братски, то есть поровну, поделили между аппаратами ЦК КПСС и КГБ. Но сколько всего автомобилей было в «коллекции» Брежнева за время его «царствования», доподлинно неизвестно и по сей день. Цифры назывались самые разные: от нескольких десятков до нескольких сотен. Вероятнее всего - около 50. Но тут дело даже не в количестве... Брежнев никогда не коллекционировал автомобили. В отличие от всей огромной страны, для него автомобили были не роскошью и даже не средством передвижения. Он их просто любил, как любят красивых женщин, и наслаждался ими.

Глава государства застойных времен СССР Л.И. Брежнев любил красиво одеваться, ценил дорогие аксессуары и держал великолепную коллекцию автомобилей.

Страсть генерального секретаря ЦККПСС Брежнева к машинам была хорошо известна, поэтому дорогие его сердцу авто он часто получал в подарок.

Первым в коллекции автомобилей Брежнева в конце 30-х годов появился Buick-90 Limited. Тогда Леонид Ильич был секретарем обкома в Днепропетровске.

Вторым автомобилем Брежнева в середине 50-х стал Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop. Несколько американских автомобилей приобрел лично Хрущев для членов политбюро в подарок. Брежневу достался Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop приятно-сочетаемых модных в ту пору цветов морской волны с белым. Леонид Ильич вскоре расценил, что машина слишком легкомысленна и подарил ее дочери Галине. Та в свою очередь, питая нежную привязанность к батюшке, в 60-х пополнила коллекцию машин Брежнева автомобилем Opel Kapitan L.

В середине 60-х в гараже Брежнева уже красовалась чудесная модель, олицетворение американской мечты Chrysler-300.

Все знали о страсти генсека Брежнева прокатиться с ветерком. Одна из самых любимых спортивных моделей авто Брежнева конца 60-х - Maserati Quattroporte, подаренный итальянской компартией. С мощным двигателем под 300 л.с. он выдавал скорость почти 250 км.ч.

Меценаты и монархи многих государств не обошли своим вниманием пристрастие главы государства СССР Брежнева к автомобилям.

Сама королева английская Елизавета-II подарила Брежневу Rolls-Royce Silver Shadow , и еще один Rolls-Royce Брежневу презентовал А. Хаммер.

В начале 70-х Л.И Брежнев любил с царственным комфортом передвигаться на подаренном ему канцлером ФРГ Mercedes 600. Таких моделей, ограниченного спецвыпуска в мире было всего несколько, предназначенных исключительно для высокопоставленных особ — одна из них досталась императору Японии.

Один из друзей Брежнева вспоминал, как водил машины Брежнев. Он часто любил демонстрировать свои лихие навыки, ездил быстро, рискованно. Казалось, эта страсть была одной из ценнейших для жизни лидера КПСС, придавала ему уверенность, заряжала энергией.

Самым щедрым дарителем автомобилей Брежневу был американский президент Никсон. В 1972 году он исполнил каприз генсека получить «Кадиллак Эльдорадо», и в том же году коллекцию автомобилей Брежнева пополнил шикарный Lincoln Continental.

Ценитель дорогих брендовых машин Л.И. Брежнев пользовался и услугами отечественного автопрома. На охоту брал «Волгу», встречал дорогих зарубежных гостей на «Чайке».

Все автомобили Брежнева — выше приведен далеко не полный список — при жизни генсека тщательно береглись. «Им служили» хорошие механики, да и сам генсек, говорят, любил повозиться с ними.

Судьба многочисленной любимой автомобильной коллекции Брежнева, видного деятеля советского государства оказалась плачевна. Автомобильное наследство генсека перепродано родственниками бесцельно. Некоторые автомобили Брежнева и вовсе исчезли бесследно, вследствие пожаров и аварий, а отдельные экземпляры он и сам погубил при жизни.

Виктория Мальцева

Имя Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в нашей истории связано с дешевой водкой, застоем и с громадной автомобильной коллекцией. Генсек был ведь не только заядлым охотником, но также шофером-асом и страстным автоколлекционером. Причем для пополнения своей коллекции он имел такие возможности, о которых простые смертные, для которых даже покупка или продажа подержанных авто была в те годы недоступна, могли только мечтать. Советские Джеймсы Бонды и здесь были начеку.

В его гараже стояло около восьми десятков зарубежных легковушек. Единственным автомобилем из Страны Восходящего Солнца был Nissan President 1973 года. Его история связана с единственной в жизни Брежнева аварией…

Звездный час подполковника

Производство автомобилей представительского класса с V-образным 8-цилиндровым мотором Nissan начал в 1965 году после преобразования моторостроительной компании Prinz Motors. 748 машин первой серии (1965-1967 гг.) имели двигатель с рабочим объемом 3998 см³ и мощность 197 л.с. при 5000 об/мин. Об удачной конструкции этого первенца свидетельствует то, что без особых изменений он выпускался 30 лет! Лишь наращивал «мускулатуру» - объем двигателя и «атлетическую силу» - мощность.

На Токийском автосалоне 1973 года Nissan представил второе поколение этого японского «Роллс-Ройса». Объем двигателя вырос до 4400 см³, а мощность - до «табуна» из 220 «самурайских скакунов», разгонявших двухтонную «вторую серию» до 195 км/ч. Крутящий момент остался прежним. Он не менялся на протяжении всех лет выпуска модели. Как, впрочем, и автоматическая коробка передач. Расход топлива был сравнительно небольшим для представительского автомобиля - 15 литров на 100 км пути.

Первым владельцем обновленного Nissan President с 4-х местным кузовом седан, дизайн которого был явно проамериканским, стал премьер-министр Японии.

На автосалоне лимузин привлек внимание щеголеватого европейца небольшого роста, которого звали Владимир Алексеевич Пронников. Он имел звание подполковника Первого Главного управления КГБ (внешняя разведка). Этот невероятно усердный и способный человек в свое время с отличием закончил Институт международных отношений и в совершенстве владел японским языком. Попав в конце 50-х в Токио, он прекрасно усвоил манеры поведения западных дипломатов: коллекционировал старинные японские маски, любил щеголять в разговоре малоизвестными подробностями японской истории, страстно обoжал теннис, слыл знатоком престижных автомобилей и французских вин. Такой внешний лоск и эрудиция привлекли внимание КГБ, и сотрудника посольства Пронникова пригласили по совместительству работать на Комитет.

В первый же год своей службы Владимир Алексеевич завербовал японского журналиста - небывалый для новичка успех - и показал себя мастером интриг, став (по официальной версии) заместителем резидента в Японии. «Страшному подполковнику» (как его называли коллеги) сопутствовал успех. Ему удалось завербовать Хирохиде Исиду - бывшего министра (агент по кличке Гувер). Этот человек за хорошие деньги стал проводником советских идей во враждебной коммунизму Японии. Естественно, такой агент не мог не заинтересовать «небожителей»: Брежнева, Громыко, Андропова. Исида стал получать от КГБ якобы для «парламентской ассоциации японо-советской дружбы» огромные суммы, отчета за которые от него никто не требовал. В 1973 году этот агент Кремля посетил Москву. И к его визиту была подготовлена специальная акция.

В нейтральных водах пограничники задержали 49 японских рыбаков. А потом (якобы по просьбе Исиды к председателю Совета Министров Косыгину) отпустили, подтвердив «влиятельность японского миротворца». За вербовку такого ценного источника информации Пронников получил орден Красного Знамени. И советский подполковник всерьез задумался, как отблагодарить «дорогого Леонида Ильича» за оказанное доверие. 4 сентября на открытии уже упомянутого автосалона Владимиру Алексеевичу не составило большого труда уговорить Хирохиде Исиду подарить Брежневу новый Nissan President. Ведь практически покупка осуществлялась на деньги КГБ.

Автомобиль не брали со склада готовой продукции, а, как и положено для машины такого класса, изготовили специально под «звездного клиента» (на тот момент дважды Героя) Брежнева. И в сентябре того же года спецрейсом «Аэрофлота» из Токио был доставлен большой седан, окрашенный в металлик темного оттенка красно-коричневого цвета. Автомобиль сверкал многочисленными хромированными деталями и четырьмя фарами. Салон из серой кожи был отделан деревом дорогих пород, а от непривычной нашему человеку аппаратуры (электростеклоподъемники, электрически регулируемые сидения) шла кругом голова. Но одна опция была создана специально для этого автомобиля: шкала и настройка приемника марки Sony соответствовали советским параметрам УКВ.

Машину сразу отвезли на Лубянку, где её осмотрели специалисты по аппаратуре прослушивания из 7-го отдела полковника Калягина. Эти люди чуть не угробили богатое и сложное электрохозяйство Nissan President своим топорным вмешательством. Вечером того же дня начальник личной охраны Брежнева генерал-майор Александр Яковлевич Рябенко перегнал автомобиль с двигателем № 000750 и кузовом № 000002 (вторая машина второй обновленной серии) его владельцу. Новая «игрушка» очень понравилась 66-летнему «хозяину страны» и заняла достойное место в его гараже на даче в Одинцовском районе под Москвой.

В разные годы эту «дачную» коллекцию пополнили: черный Rolls-Royce Silver Shadow - подарок Арманда Хаммера, два разных, но очень мощных Mercedes-Benz - подарки боннских лидеров, презенты американских президентов Cadillac Eldorado 1972 г. и Lincoln Continental 1974 г.

Первый Buick Генсека

Любовь к иномаркам зародилась у Брежнева в далеком 1938-м, когда за секретарем Днепропетровского обкома партии закрепили новехонький Buick-90 Limited. Управлял им шофер Рябенко. После войны у Брежнева проснулась тяга к трофейным машинам, которые ему привозили из побежденной Германии и из Москвы. Ильич через всю жизнь пронес любовь к хорошему охотничьему оружию и автомобилям. Недаром Киссинджер как-то сказал о нем: «Политик никудышний, но водитель - ас». На дачах Генсека оседали серьезные машины: Citroen SM, Maserati Quattoroporte, Ferrari Daytona…

Инцидент в Завидово

Как известно, любимым местом отдыха Леонида Ильича было охотничье хозяйство в Завидове. А отдых - это ведь не только охота, но и езда с ветерком. Личным рекордом генсека-автолюбителя считалось преодоление расстояния от Кремля до Завидова (150 км) всего за 50 минут!

Однажды, возвращаясь в Москву с удачной охоты из Завидова, Брежнев разогнал свою «восточную красавицу» почти до 200 км/ч. И вдруг машину начало заносить вправо. «Скорость, скорость снижайте!», - испуганно закричал сидевший рядом шофер. Брежнев, не теряя самообладания, всем телом налег на руль, пытаясь своим весом удержать машину. И это ему удалось. Лишь заднее правое крыло слегка оцарапалось о придорожное дерево. Когда остановились и осмотрели автомобиль, оказалось, что пробито переднее правое колесо. И только самообладание действительно классного водителя, коим и был (несмотря на возраст и прогрессирующий склероз) Брежнев, помогло избежать катастрофы.

«Последний» Ильич не имел марок-фаворитов, он любил действительно хорошие машины. Генсек не давал застаиваться своим железным коням и, соблюдая очередность, носился на них по дорогам общего пользования. Правда, рядом обычно сидел опытный водитель, а на заднем сиденье - Рябенко со своим заместителем Медведевым. За брежневским автомобилем постоянно следовала переполненная людьми из охраны черная «Волга» ГАЗ-24 с «чайковскими» мотором и трансмиссией.

Единственным автомобилем, за руль которого «кремлевский гонщик» не садился, был служебный «ЗИЛ-114». Брежнев разграничивал личные и служебные поездки. Интересно отметить, что даже во время затянувшихся переговоров с Никсоном и Киссинджером Брежнев просто сбегал из Кремля в Завидово, где мог спокойно поохотиться и проехаться с ветерком. Последняя автопоездка произошла в 1980 году, когда державный водитель, не учтя дорожной ситуации, вдребезги разбил любимый Rolls-Royce.

«Ниссан» стал коллекцией

После кончины Леонида Ильича, 10 ноября 1982 года, Nissan попал в Жуковку, на дачу дочери Галины. «Бриллиантовая леди», как известно, предпочитала «мерсы», и «японец» вскоре оказался у другого истинного знатока - настоятеля Почаевской Лавры. Позднее President был передан в гараж Патриарха Всея Руси Алексия II, где и находился до начала 90-х. Там этот автомобиль увидел специалист по профессиональной звукоусилительной технике Борис Лахметкин, выполнявший заказ Патриархии. Ему и уступили это много повидавшее авто. Борис Евгеньевич, большой любитель рыбалки и джаза (кстати, рыбачит он в том же Завидове), произвел ремонт этого удивительного автомобиля. Он подобрал краску и закрасил памятную царапину, пересмотрел двигатель и ходовую (которые прекрасно сохранились), разобрался с электрооборудованием. Лахметкин считает, что такой автомобиль должен принадлежать истинному коллекционеру, и негоже на нем ездить каждый день…

У этого человека было несколько страстных увлечений, которые запомнила история. Но главное хобби и страсть Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева - автомобили высокого класса и быстрая езда. Сегодня иногда появляются на аукционах машины из его коллекции. Стоят они баснословные деньги именно благодаря их знаменитому владельцу. О машинах Брежнева и истории их появления в гараже ЦК эта статья.

Леонид Ильич

Для старшего поколения брежневские времена ассоциируются с уверенностью в завтрашнем дне и стабильностью, дефицитом и валютными магазинами. Для молодежи напомним - Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) был главным человеком в СССР, Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза с 1966 года и до своей смерти. Он вошел в историю благодаря своим одиозным увлечениям (охота и гонки по Москве), колоритной внешности с густыми бровями, любви к поцелуям и различным орденам, медалям и званиям. Количество наград у генсека перевалило за 200, «тройного Брежнева» (поцелуй в обе щеки и в губы) удостоились Индира Ганди и С легкой руки этого модника визиткой советского партийного работника стали черное пальто с каракулевым воротником и каракулевая шапка. Именно он ввел моду на солнцезащитные очки, а его личный портной был не последней фигурой в стране. Но самая большая страсть Леонида Брежнева - машины. Он их не просто любил, он их обожал.

Гараж Леонида Ильича

Хотя генсек был прекрасным семьянином, о его романах с женщинами ходили легенды. Но не дамы были его заветной страстью, а первоклассные автомобили. По различным данным машин у Брежнева было от 40 до 320. При этом практически все они являлись подарками и не принадлежали ему лично. Но это ничего не меняло - при его жизни все они были в его полном распоряжении. После смерти Брежнева машин осталось всего 10. Из них 4 передали его внучкам, а остальные поделили представители ЦК и КГБ. Некоторые «жемчужины» коллекции легендарного генсека получили вторую жизнь в качестве экспонатов в музеях.

Рождение страсти

По официальной версии любовь к достойным автомобилям зародилась у Леонида Ильича в конце 30-х годов ХХ столетия, когда он, будучи секретарем Днепропетровского обкома КПСС, ездил на американском автомобиле Buick-90 Limited. Раньше вообще в чести были американские марки, например у Сталина был "Паккард". Потом появились трофейные машины. К концу Второй мировой войны генерал-майор Брежнев стал заправским гонщиком и ценителем скоростных автомобилей. Известны его восторженные отзывы об Opel Kapitan, который попал в часть политрука Брежнева в 1944 году.

Начало коллекции

Первой официальной машиной стал подаренный Н. С. Хрущевым Chevrolet Bel Air. Этот двухдверный аппарат появился в коллекции машин Брежнева в 1955 году, когда он возглавлял компартию Казахстана. Позднее, когда он станет главным человеком в стране, дипломаты, не стесняясь, будут подсказывать своим коллегам из посещаемых генсеком стран, какой подарок придется по душе патрону. А свой первый "Шевроле" Брежнев любил и впоследствии подарил дочери Галине.

Следующим личным автомобилем Брежнева стал в 1960 году Opel Kapitan L, подаренный первым мужем Галины - цирковым артистом Он приобрел его во время гастролей в ФРГ.

Первые шедевры

В 1966 году автопарк генсека пополнился автомобилем с трагической судьбой Chrysler 300. Этот красавец в 1986 году был куплен из автопарка киностудии имени Максима Горького Мухарбеком Эжиевым и увезен в Осетию. В период Осетино-Ингушского конфликта (1992) мародеры не смогли его угнать и сожгли. От раритетного автомобиля остались лишь ключи и документы.

А потом в гараже появился который подарили итальянские коммунисты в 1968 году. Это была машина с рекордными по тем временам показателями - 290 "лошадей" под капотом и способность развивать скорость до 240 км/час.

«Жемчужины» в автопарке

Многие лидеры зарубежных государств отметились своими подарками для Брежнева. Машины изготавливались либо в единственном экземпляре, либо в ограниченной партии. Перечислим лишь некоторые из них.

Очень редкая модель Mercedes 600 с кузовом «пульман-лимузин» - подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта. Таких было изготовлено всего семь машин, из которых шестидверных - две. Одна досталась императору Японии, а вторая машина - Брежневу (фото этой красавицы приведено ниже). На этом автомобиле генсек однажды чуть не сорвался в пропасть на крымском серпантине.

Президент Соединенных Штатов Америки поочередно подарил Брежневу три автомобиля: Cadillac (1971), Cadillac Eldorado (1972), Lincoln Continental (1973). На первом Брежнев с ветерком лично прокатил Госсекретаря США Генри Киссинджера в 1972 году по сельским дорогам Подмосковья, о чем последний оставил впечатляющие записи в мемуарах. Вслед за Киссинджером в Москву собирался Никсон. Дипломаты ненавязчиво намекнули ему, что Леониду Ильичу очень нравится модель "кадиллака" Eldorado. Автомобиль изготовили за три дня, и транспортный авиалайнер доставил его в Москву.

Автомобиль, как у президента Соединенных Штатов Америки

Сам Никсон разъезжал во время своего визита на президентском «Линкольне». Брежнев выразил восхищение этой машиной. Ко времени визита генсека в США в 1973 году ему в подарок был изготовлен эксклюзивный "седан" Lincoln Continental голубого цвета с черным верхом и обивкой салона из винила, а на приборной доске красовалась надпись «Самые лучшие пожелания. На добрую память». А еще в этом автомобиле была установка климат-контроля, электрическая регулировка кресел и музыкальная установка. Этот подарок Никсон презентовал от имени американских бизнесменов, который они купили за 10 тысяч долларов США.

Согласно свидетельствам очевидцев, это была любимая машина Брежнева. Именно на ней состоялась знаменательная совместная поездка лидеров двух великих держав по дорогам Кэмп-Дэвида. Именно после этой поездки с лихим водителем Брежневым, который летел со скоростью не менее 80 км/час по дорогам, где сам Никсон не гонял на такой скорости даже на спортивной машине, последний сказал знаменитую фразу: «Дипломатия - не всегда легкое искусство».

Другие подарки

Не имеет значения, на какой машине ездил Брежнев, все они были для него не средством передвижения, а объектом страстной любви.

В коллекции генерального секретаря Брежнева было три Rolls-Royce Silver Shadow.

Первый был подарен генсеку американским бизнесменом Армандом Хаммером в 1968 году. Вторая «Серебряная тень» была подарком королевы Великобритании Елизаветы II в 1974 году. Судьба машины удивительна.

Он был разбит на подмосковной дороге в 1980 году то ли Брежневым, то ли его водителем. Но в случае с этим автомобилем его стоимость только возросла в результате ДТП - его выкупил Риге, где его не восстанавливали. А на переднем сиденьи в экспозиции сидит восковая фигура генсека-лихача.

Третий - «Роллс-Ройс Серебряный Дух» (Rolls-Royce Silver Wraith) подарен правительством Великобритании в 1979 году. На нем Брежнев ездил на охоту.

Японская нота

В списке машин генсека любимым авто из Японии был Nissan President, подаренный в 1973 году и имевший номер кузова 000002. Номер первый стоял в гараже премьер-министра Японии. И на этой машине Брежнев лично прокатил по Москве Никсона и Киссинджера, после чего появился анекдот с ключевой фразой «Ты погляди, кто у них за шофера!». Этот тяжеловес весом в две тонны, объемом двигателя 4,4 литра и автоматической коробкой передач разгонялся до 190 км/час, а бензина брал 15 литров на 100 километров. Вот на какой машине возили Брежнева!

После смерти Леонида Ильича он оказался во владении Галины Леонидовны Брежневой. Она продала его патриарху Пимену, настоятелю Почаевской Лавры. В 1992 году на Всероссийском аукционе редких и экзотических автомобилей он был куплен в частную коллекцию за 160 тысяч долларов.

Машины отечественного производства

В коллекции генсека были не только машины иностранного производства. Любовь Брежнева к автомобилям, можно сказать, оказалась благотворной струей для отечественной автомобильной промышленности. В 1966 году в автопарке Кремля появилась машина Брежнева «Чайка» (ГАЗ-13). Три ряда сидений, кресла обтянутые элитной шерстью или кожей, электроподъемники стекол и магнитола с управлением от пульта, установленного в подлокотнике заднего сидения - все для комфорта пассажира. Через 10 лет первая новая «Чайка» (ГАЗ-14) прямо с конвейера попала в кремлевский гараж, как подарок на 70-й день рождения Леонида Ильича. Примечательно, что это единственный автомобиль данной серии вишневого цвета. Все остальные машины исключительно черные.

Были в гараже генсека и автомобили марки «Волга». Одна (ГАЗ-24-95) даже была оборудована полным приводом и являлась отечественным кроссовером того времени, на котором Леонид Ильич ездил на охоту.

Были в гараже у Леонида Ильича Брежнева и ЗИЛы - машины с бронированным кузовом «лимузин» представительского класса. От одного остались только сиденья (ЗИЛ -115, уничтожен), судьба второго (ЗИЛ-4105) неизвестна.

Автомобили Брежнева в наше время

Судьбы у брежневских любимиц сложились по-разному. Во времена перестройки 90-х годов прошлого столетия, автомобили из гаража Кремля разошлись по всему миру. Как говорилось, великолепный Maserati Quattroporte сначала попал в Эстонию во владение охранной фирмы из бывших сотрудников КГБ, а после был продан премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер. Разбитый «Серебряный призрак» стоит в музее в Риге. Подарок Никсона Cadillac Eldorado можно увидеть в московской экспозиции клуба «Автоамерика».

По всему миру на различных аукционах всплывают машины из гаража Брежнева. В Германии был продан в частную коллекцию его Mercedes, а Nissan President был выставлен на аукционе Sotheby"s, правда, его никто не купил. А на российском интернет-портале в апреле 2018 года появилось объявление о продаже "Чайки" (ГАЗ-13) образца 1980 года из гаража Брежнева. Продавец поставил цену в 30 миллионов рублей, история автомобиля проверяется. Но уже ясно, что комплектация машины не соответствует серийному производству.

Автомобили с историей всегда становятся находками для истинных коллекционеров, которые готовы платить за них любую сумму. Машины из коллекции одного из самых известных политиков ХХ столетия - Леонида Ильича Брежнева могут стать украшением и гордостью любой коллекции.