1 24 газ 10 волга. Автомобили советской эпохи

Модификации ГАЗ 24

ГАЗ-24-01 , 1970-1971, для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарем зеленого цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку.
ГАЗ-24-02 , 1972-1987, выпускалась серийно с пятидверным кузовом типа универсал.
ГАЗ-24-03 , санитарный на базе ГАЗ-24-02.
ГАЗ-24-04 , с пятидверным кузовом универсал для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01.
ГАЗ-24-07 , 1977-1985, для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой.
ГАЗ-24-24 , версия для спецслужб, «догонялка» или «машина сопровождения». Оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» - двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трехступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела также усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость - до 170 км/ч.
ГАЗ-24-54 , праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров).
ГАЗ-24-95 , опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции - отсутствие рамы.
ГАЗ-24А-247 и ГАЗ-24А-948 , соответственно фургон и пикап, производившиеся в небольших количествах из аварийных автомобилей-такси на Воронежском авторемонтном заводе. Помимо него, более крупными партиями пикапы и фургоны выпускались так же на Рижском и Чебоксарском авторемонтных заводах (модель ЧАРЗ-274).
ГАЗ-24-76 «Scaldia» - экспортная модификация Волги ГАЗ-24 с кузовом седан, производимые в конце 1970-х гг.
ГАЗ-24-77 «Scaldia» - экспортная модификация Волги ГАЗ-24 с кузовом универсал, производимые в конце 1970-х гг.
Машинокомплекты этих моделей поставлялись для мелкосерийной сборки бельгийской компании Scaldia-Volga S.A.. Силовым агрегатом являлся дизельный двигатель Peugeot Indenor XD2P; тормозная система, конструктивно отличная от штатной ГАЗ - марки Rover. В 1990-е гг. довольно много подержанных автомобилей бельгийской сборки были реэкспортированы в РФ.

Второе поколение ГАЗ 2410

ГАЗ-24-10 - базовый седан.
ГАЗ-24-11 - такси, с кузовом типа «седан».
ГАЗ-24-12 - универсал на базе ГАЗ-24-10. Был разработан для замены «Волги» ГАЗ-24-02.
ГАЗ-24-13 - санитарный, с кузовом типа «универсал». Карета скорой помощи вместимостью 4+1 (на носилках).
ГАЗ-24-14 - грузопассажирское такси, переоборудованный под бензин АИ-76.
ГАЗ-24-17 - такси с двигателем, работающим на сжиженном газе.
ГАЗ-24-34 - «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения» (неофициально работники автозавода и обыватели называли - «догонялка» или «бешеная»).
ГАЗ-24-60 - южное или тропическое исполнение (сухой и влажный климат).

Эксплуатационные характеристики ГАЗ 24-10 Волга седан

Максимальная скорость: 150 км/ч
Расход топлива на 100км по городу: 15 л
Расход топлива на 100км по трассе: 10 л
Объем бензобака: 55 л
Снаряженная масса автомобиля: 1400 кг
Размер шин: 205/70 R14
Размер дисков: 5.5J х 14

Характеристики двигателя

Расположение: спереди, продольно
Объем двигателя: 2445 см3
Мощность двигателя: 100 л.с.
Количество оборотов: 4500
Крутящий момент: 182/2600 н*м
Система питания: Карбюратор
Турбонаддув: нет
Газораспределительный механизм: нет
Расположение цилиндров: Рядный
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 92 мм
Степень сжатия: 8.2
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-92

Тормозная система

Передние тормоза: Барабанные
Задние тормоза: Барабанные

Рулевое управление

Усилитель руля: нет
Тип рулевого управления: Глобоидный червяк с рециркулирующими шариками

Трансмиссия

Привод: Задний
Количество передач: механическая коробка - 4

Подвеска

Передняя подвеска: Винтовая пружина
Задняя подвеска: Рессора

Кузов

Тип кузова: седан
Количество дверей: 4
Количество мест: 5
Длина машины: 4735 мм
Ширина машины: 1800 мм
Высота машины: 1476 мм
Колесная база: 2800 мм
Колея передняя: 1496 мм
Колея задняя: 1428 мм
Дорожный просвет (клиренс): 174 мм

Производство

Год выпуска: с 1986 по 1992

ГАЗ-2410 - легендарный советский автомобиль, выпуск которого осуществил Горьковский автомобильный завод. В простонародье этот автомобиль известен под простым названием «Волга». Он стал глубоким рестайлингом предыдущей модели ГАЗ-24. Впервые за все время «Волга» стала доступна обычному советскому гражданину.

Создание легенды

ГАЗ-2410 начинают выпускать в конце 1985 года. Если окунуться в историю, то впервые «Волга» была выпущена в 1956 году, автомобиль получил название ГАЗ-21. Но к концу 70-х гг. дизайн старой «Волги» слишком устарел, была разработана новая модификация. В 1967 году на свет появляется абсолютно новый автомобиль. На тот момент продолжительность конвейерной сборки должна была составить десять лет. В связи с политическими интригами в Советском Союзе ГАЗ-2410 дебютировал только в конце 1978 года.

В 1985 году политические проблемы утряслись, и «Волга» запускается в серию. «Волга» ГАЗ-2410 приняла эстафету у своего предшественника и выпускалась параллельно с еще одной модификацией ГАЗ-3102.

«Волга» пользовалось большим спросом, это был один из самых популярных автомобилей такси. Также некоторые модификации в кузове «универсал» использовались в других организациях, а также в «скорой помощи».

Технические характеристики

Параметры автомобиля

Автомобиль ГАЗ-2410

Тип кузова

Снаряженная масса, кг

Полная масса, кг

Колея передних колес, мм

Колея задних колес, мм

Максимальная скорость, км/ч

Расход топлива, л/100 км

Модель двигателя

Тип двигателя

Карбюратор

Объем двигателя, см куб.

Мощность двигателя, л. с.

Коробка передач

Механическая 4-ступенчатая

Емкость топливного бака, л

На сегодняшний день техническими характеристиками «Волги» не удивишь. Кузов ГАЗ-2410 выполнен из прочного металла. Толщина металла составляет 1,2-1,4 мм, из-за этого автомобиль обладает большой массой. «Волга» зарекомендовала себя как надежный и долговечный автомобиль.

Подкапотное пространство

Множество вариаций двигателя устанавливалось на автомобиль ГАЗ-2410. На экспорт была представлена даже дизельная версия машины. Двигатель ГАЗ-2410 - это ЗМЗ-402, доработанный двигатель от старенькой «Волги» ГАЗ-21. Помпа этого двигателя устанавливалась непосредственно на головку, а охлаждающая жидкость поступала через нержавеющую трубку в рубашку. Охлаждение двигателя должно было быть равномерным, для этого сечение передних каналов укоротили, а задние каналы оставили с прежними размерами.

В подкапотном пространстве невозможно найти никаких пластмасс, сервоприводов, усилителей руля, даже решетка радиатора выполнена из прессованного железа. Установлено бесконтактное зажигание, что в то время считалось нововведением. В целом ЗМЗ-402 являлся надежным двигателем, предназначенным для спокойной езды. Низкий КПД этого двигателя заключается в объеме мотора 2,4 л, который выдает всего 95 л. с. Если сравнивать с современными автомобилями, это просто нерационально.

Подвеска и трансмиссия

Изначально «Волга» должна была выпускаться с автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля и двигателем V6. Разработчики Горьковского завода смотрели с оглядкой на американские машины. Но все эти планы остались только проектами.

Автомобиль оснащен той же 4-ступенчатой коробкой передач, которая устанавливалась на ГАЗ-24; разрезным задним мостом, который соединялся карданом без использования промежуточных опор. Узлы «Волги» требовали более тщательной балансировки, при износе могла появиться вибрация, которую впоследствии устранить было очень трудно.

Автомобиль не оснащен гидроусилителем руля, его заменил рулевой кардан с эластичной муфтой. «Волга» получила новую тормозную систему. Установлена обычная вакуумная тормозная система, но проверена временем, надежная и долговечная. На машине установлены барабанные тормоза, хотя изначально по проекту должны были быть дисковые.

Салон и экстерьер

Внешне автомобиль выполнен согласно с модными тенденциями 70-80-х годов. Схожесть «Волги» с американскими и европейскими автомобилями нельзя не заметить. Дизайн автомобиля схож с такими именитыми марками, как «Плимут Вальянт», «Додж Дарт», «Шевроле Нова» и многими другими. Не зря «Волгу» называют советским «Мерседесом». Этот автомобиль изначально был предназначен для людей высшей категории: бизнесменов, политиков, военнослужащих и сотрудников КГБ.

Салон автомобиля выполнен из пластика, а сиденья чаще всего делали из дерматина и велюра. Также на сиденья устанавливались подголовники. Некоторые элементы были выполнены «под дерево», из поливинилхлоридной пленки древесного оттенка.

Приборная панель установлена в более современном стиле, уже можно было увидеть тахометр, датчик уровня масла, температуры масла и двигателя. Улучшили систему отопления в салоне. Печка хорошо грела даже в лютую зиму.

Отзывы автолюбителей

При должном уходе за кузовом автомобиля он был очень долговечен. Даже в наше время сохранились экземпляры, кузов которых практически идеален. За счет использования толстенного металла кузов очень прочный. На ГАЗ-2410 цена составляла 11 000 советских рублей. Однако на сегодняшний день найти «Волгу» в идеальном состоянии практически невозможно.

В первую очередь «Волга» славится надёжностью, но автомобиль не без своих недостатков. Габариты машины настолько велики, что новичкам будет сложно адаптироваться в этом автомобиле. «Волга» практически «не рулится» и «не тормозится». Руль туго проворачивается, одной рукой невозможно управлять автомобилем. Через определенный промежуток времени карбюратор забивается и требует чистки.

Очень большой расход автомобиля - в среднем 12-13 литров в городском режиме. Двигатель для этой машины, мягко говоря, слабый. На разгон «Волга» идет не очень отзывчиво, ей явно не хватает мощности двигателя. Неприхотливый автомобиль - ГАЗ-2410. Ремонт его не будет дорогим, запчасти на любом авторынке найти несложно. Цены на запчасти вполне приемлемы.

Тюнинг и его особенности

Тюнинг ГАЗ-2410 - это обычное явление на сегодняшний день. Бывает он различных видов. Автомобиль восстанавливают до состояния нового, как с конвейера. Некоторые автолюбители тратят кучу времени и денег на поиск оригинальных запчастей, чтобы восстановить автомобиль в ретро-стиле.

Салон чаще всего подвергается тюнингу. На ГАЗ-2410 схема электрооборудования позволяет установить самую лучшую аудиосистему, которой могут позавидовать многие меломаны. Усилители, сабвуфер, аудиомагнитола - это не редкость для «Волги», люди стараются идти в ногу со временем и используют новые технологии в своем автомобиле.

Привод автомобиля осуществляется задними колесами. Тюнинг ГАЗ-2410 позволяет подготовить его к соревнованиям по дрифту. Но для этого необходимо поменять в машине практически все. Поэтому кузов «Волги» облегчают, а точнее - вырезают все лишнее. Рулевое управление, подвеска, двигатель - все это подвергается большим изменениям.

Спустя 30 лет

Прошло немало времени с того момента, когда первая «Волга» 24-й модели сошла с конвейера. Но страсть к классике и ретро-стилю угасла не у многих. Найти «Волгу» в состоянии «с завода» трудно, да и подобная находка будет стоить свыше 200 000 рублей. В то же время не каждый любитель отечественного автомобиля согласится расстаться с легендарной машиной. Усовершенствовав машину «под себя», мало кому захочется отдавать ее в чужие руки даже за очень высокую цену.

Модель ГАЗ-2410 внешне схожа с американскими «маскл-карами». Покупка американской машины 70-80-х годов - не очень прибыльное дело. А вот «Волга» - тот самый вариант, который подойдет приверженцам ретро-стиля. Кузов машины оставляют без каких-либо изменений. А большое подкапотное пространство позволяет установить практически любой двигатель.

Салон авто также можно выполнить на любой вкус. Автомобиль является конструктором для любителей восстанавливать и модернизировать технику. Но и новая «Волга» останется навсегда легендарным автомобилем, рожденным на Горьковском автомобильном заводе.

Заключение

ГАЗ-2410 («Волга») действительно заслуживает уважения. Этот автомобиль был продан в количестве полутора миллиона экземпляров. Это машина бизнес-класса для советского гражданина. Немногим позволено было приобрести его в то время. Да и по сей день автомобиль живет, не утратив своей популярности.

Легенда советского автопрома, которая хранит в себе историю, славится надежностью и долговечностью. Наличие очевидных минусов, таких как большой расход топлива, большие габариты автомобиля, сложность в управлении, не делает этот автомобиль плохим. Если иметь достаточно желания, можно приобрести «Волгу», усовершенствовать ее, и она запросто прослужит еще 30 лет.


Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-24-10 "Волга"

"Волга" ГАЗ-24-10 появилась в результате одной из самых дерзких в истории отечественного автопрома "операций по омоложению". Кузов ГАЗ-24 с дизайном 15-летней "выдержки" и двигатель, конструктивной основе которого на тот момент исполнилось почти 30 лет, привели в соответствие с требованиями времени. Обновленная "старушка" продержалась на конвейере еще семь лет.

В 1982 году Горьковский автозавод успешно освоил производство первой "директорской" "Волги" ГАЗ-3102, перевел дух и начал присматриваться к ветерану конвейера - ГАЗ-24 .

За 12 лет, прошедших с момента запуска ГАЗ-24 в массовое производство, модель не утратила своей привлекательности: она все еще считалась статусным служебным автомобилем, и ею по-прежнему комплектовались таксопарки всей страны. Кроме того, "Волга" ГАЗ-24 была единственной советской легковой машиной, близкой к Е-классу и потому особенно популярной у частников.

Тем не менее, автомобиль нуждался в обновлении. Достаточно вспомнить, что двигатели ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-24-01Д были прямыми потомками разработанного еще для "двадцать первой" "Волги" верхнеклапанного мотора М-21. Поэтому именно глубокая модернизация силового агрегата и ходовой части стала первым этапом "омоложения" ГАЗ-24 и перехода к новой версии - ГАЗ-24-10 .

Новые двигатели семейства ЗМЗ-402, которыми предполагалось оснащать ГАЗ-24-10, конструктивно "выросли" из моторов 24Д и 24-01Д. К инновациям можно отнести бесшиповые крышки коренных подшипников, безвтулочные опоры распредвала, модернизированную систему охлаждения с новой помпой, новые впускные и выпускные клапаны увеличенного диаметра, двойные клапанные пружины, чугунный распредвал измененного профиля, демпфер-гаситель крутильных колебаний на шкиве коленвала, бесконтактную систему зажигания, новый генератор, модернизированный карбюратор К-126ГМ и свечи А14В1. Часть двигателей комплектовали карбюраторами К-151 с системой ЭПХХ и рециркуляцией отработавших газов.

В результате на роль агрегатов для ГАЗ-24-10 претендовали двигатели трех модификаций: ЗМЗ-402.10 - базовый для "общегражданских" версий (бензин АИ-93, степень сжатия 8.2, 100 л.с., 182 Нм); ЗМЗ-4021.10 - для такси и частично универсалов (А-76, степень сжатия 6.7, 90 л.с., 173 Нм); ЗМЗ-4027.10 - для седанов в версии "такси" (сжиженный газ/АИ-93, степень сжатия 8.2, 85 л.с., 167 Нм). Несмотря на то что обновление "двадцать четверки" начали именно с модернизации силового агрегата, окончательный переход на новые моторы произошел лишь в апреле 1986 года.

"Слабым звеном" ГАЗ-24 были низкая курсовая устойчивость и недостаточная управляемость (документально это было подтверждено испытаниями, проведенными в преддверии разработки ГАЗ-3102). Поэтому переднюю подвеску незначительно переработали, а колею расширили, что позволило оснастить шасси широкопрофильными радиальными шинами 205/70 R14.

Радикальному обновлению подверглась тормозная система От ГАЗ-3102 "десятке" достались главный тормозной цилиндр типа "тандем" и интегрированный с ним двухкамерный вакуумный усилитель. Задние тормоза получили регулятор давления. Впоследствии часть машин оснащалась передними дисковыми тормозами от "тридцать первой" "Волги". Передаточное число заднего моста изменилось до 3,9, а усиленное сцепление было взято от модели "3102".

С такой начинкой (но еще в старом кузове) ГАЗ-24-10 в 1984 году впервые был продемонстрирован публике на выставке "Автопром-84",а первые серийные экземпляры сошли с конвейера в 1985-м. Второй этап модернизации предусматривал рестайлинг интерьера и экстерьера.


ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД


Обновлению "классики" во многом способствовала унификация с ГАЗ-24 ряда модернизированных узлов и деталей, использованных в конструкции освоенного заводом ГАЗ-3102. В первую очередь, это касалось интерьера. Одинаковые несущие элементы центральной части кузова ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 делали абсолютно идентичным пространство салона, что позволяло более или менее точно воспроизвести в новой модели интерьер ГАЗ-3102.

Приборная панель, на первый взгляд того же типа, что и у ГАЗ-3102, на самом деле имела иной профиль поперечного сечения (нижняя часть резко уходила к щиту моторного отсека) и более "рубленую" форму, напоминавшую дизайн панели приборов ГАЗ-24. Другой была и компоновка элементов сервиса: справа от приборной доски, над консолью, у ГАЗ-3102 располагались радиоприемник или магнитола, а у ГАЗ-24-10 это место заняли воздуховоды системы вентиляции и отопления. Соответственно, место на консоли, отведенное на ГАЗ-3102 воздуховодам, в интерьере "десятки" досталось магнитоле. Если на "тридцать первой" "Волге" декоративной планкой под дерево был украшен весь "фасад" торпедо, то при декорировании панели приборов ГАЗ-24-10 ограничились лишб небольшой вставкой на крышке перчаточного ящика и собственно комбинации приборов.

Принципиальным отличием панели приборов ГАЗ-24-10 от аналогичного элемента ГАЗ-3102 можно считать материал, из которого она была изготовлена. Если на "тридцать первой" это был упругий и травмобезопасный пенополиуретан, то "десятке" пришлось довольствоваться жестким пластиком. Из того же материала делали и накладки на передние и центральные стойки крыши - и все это из соображения экономии: обновленная "Волга" не должна была выйти за пределы "бюджетного" сегмента. Так, например, сиденья с подголовниками конструктивно не отличались от сидений ГАЗ-3102 и тоже имели "гаражную" регулировку по высоте, но обивались не велюром (случалось и такое, но лишь на немногочисленных ранних экземплярах с улучшенной комплектацией - ГАЗ-24-10-051), а недорогой рубчатой тканью - серой или бежевой. На такси и универсалах сиденья и вовсе имели виниловое покрытие (за исключением водительского, облагороженного тканевыми вставками на лицевой части). По сравнению с ГАЗ-3102 не претерпели изменений новый трехспицевый руль и некоторые органы управления: в отличие от "двадцать четвертой" педаль газа из напольной превратилась в подвесную, а рычаг стояночного тормоза занял ставшее к тому времени традиционным место на тоннеле трансмиссии, прикрытом пластиковым кожухом с углублением для всяким мелочей (как и на ГАЗ-3102).

Дверные карты с вазовскими подлокотниками тоже были заимствованы у ГАЗ-3102 без изменений и упрощений. Отделочные панели ставили, как правило, черного цвета, хотя встречались бежевые, коричневые и даже зеленые. "Бюджетную" картину салона завершали обыкновенные черные резиновые коврики.

Тем не менее, если по сравнению с "тридцать первой" салон ГАЗ-24-10 можно считать шагом назад, то по сравнению с "исходным" ГАЗ-24 это был заметный шаг вперед. Интерьер стал современнее, удобнее и, благодаря ряду эргономичных решений, безопаснее.

Экстерьер ГАЗ-24 предстояло обновить без оглядки на "тридцать первую" "Волгу". Речь шла о сохранении всех кузовных штампов, поэтому на откуп дизайнерам было отдано лишь оперение. Стильный, с легким налетом американизма дизайн "двадцать четвертой" к 1985 году стал классическим, а классика, как известно, не устаревает. Стоит отдать должное горьковским художникам-конструкторам: они не стали слепо следовать моде и не попытались "влепить" на передок популярные в те годы прямоугольные фары, что совершенно разрушило бы образ автомобиля. Лишним (и дорогим) посчитали и оснащение машины четырьмя круглыми фарами. Таким образом, визуальное впечатление формировалось в основном за счет облицовки радиатора. Визитная карточка "Волги" - ломаный "китовый ус", покрытый хромом, - уже в 70-х выглядел архаично. Поэтому на экспортные машины, предназначенные для комплектации французскими дизелями, ГАЗ начал ставить решетки радиатора из черного пластика. Это удачное решение и перекочевало впоследствии на ГАЗ-24-10. Использование современной оптики с лампами габаритных огней в линзах фар позволило отказаться от подфарников в виде отдельного элемента.

Изящные дверные ручки под естественный хват заменили на красивые и современные (но крайне неудобные), полностью утопленные в плоскость дверей, такие же как и на ГАЗ-3102. Не забыли и о такой важной для имиджа детали, как колеса: "десятка" обзавелась пластиковыми колпаками, полностью закрывавшими колесный диск.

С хромированных "гребенок", прикрывающих дефлекторы вентиляции салона на задних стойках крыши, исчезли стояночные огни, а с нижней кромки крышки багажника - широкий хромированный молдинг. Излишеством посчитали и шильдики "Волга" на передних крыльях и задней панели багажника. О "видовой принадлежности" заявляли лишь заводская эмблема на облицовке радиатора и плоская декоративная накладка с правой стороны крышки багажника. Обновленная "Волга" ГАЗ-24-10 производила впечатление автомобиля действительно современного и прогрессивного. Во второй половине 80-х розничная цена ГАЗ-24-10 составляла 16 370 руб., ГАЗ-24-12 - 19 570 руб.

Переход к производству ГАЗ-24-10 осуществлялось постепенно. Лишь с апреля 1986 года с конвейера начали сходить "десятки" с "полным пакетом" обновлений. Модернизированные универсалы завод освоил лишь к 1987 году.

К началу 90-х кузовные штампы, сработанные еще в конце 60-х годов, износились и качество "десяток" резко упало. В конце концов, "двадцать четвертое" кузовное оборудование было передано на Чебоксарский авторемонтные завод для производства запчастей, а нишу ГАЗ-24-10 в горьковской линейке в 1992 году занял ГАЗ-31029 .


ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
ГАЗ-24-10 и его модификации выпускали с 1986 по 1992 год. Помимо традиционной почти для всех отечественных легковых автомобилей модификации "универсал", на базе ГАЗ-24-10 производили скорую помощь ГАЗ-24-13, седан в "тропическом" исполнении ГАЗ-24-60, более мощную модификацию с двигателем от "Чайки" для спецслужб ГАЗ-24-34, также различные версии такси: седаны - дефорсированный ГАЗ-24-11 и газобаллонный ГАЗ-24-17, и универсал ГАЗ-24-14.

ГАЗ-24-10 пикап . Если учесть, что паспортная грузоподъемность серийного универсала на базе ГАЗ-24-10 составляла 400 кг, а площадь грузового отсека превышала все отечественные аналоги, становится очевидной привлекательность "волги" в качестве базы для пикапа. В серийной линейке ГАЗа таких автомобилей не было, однако пикапы на базе ГАЗ-24-10 существовали. В "рабочие комбинезоны" аристократок Е-класса одевали многие авторемонтные заводы: Чебоксарский авторемонтный (ЧАРЗ), Рижский опытно-механический завод (РОМЗ) и Второй московский авторемонтный завод (ВАРЗ) производили пикапы на базе ГАЗ-24-10 в промышленных масштабах. Такой пикап спокойно брал полтонны груза.



ГАЗ-24-11 . На роль такси пробовались многие отечественные машины, но ни одна из них не смогла составить достойной конкуренции "двадцать четверке". Эстафету от ГАЗ-24-01 приняла модификация ГАЗ-24-11. На такси ГАЗ-24-11 (и такси-универсал ГАЗ-24-14) устанавливался дефорсированный за счет уменьшения степени сжатия до 6,7 90-сильный двигатель ЗМЗ-4021.10, работающий на бензине А-76. Сиденья обивались дешевым и практичным кожзаменителем. На такси не было радиоприемника и антенны. Автомобиль оборудовался таксометром (ТАМ-Л1), оранжевым фонарем с "шашечками" на крыше (ФП147) и контрольным зеленым фонарем (17.3738) в правом верхнем углу ветрового стекла.



ГАЗ-24-12 . Универсал с двигателем ЗМЗ-402.10 был освоен заводом в 1987 году. Кроме того, выпускался универсал ГАЗ-24-14 с заточенным под 76-й бензин двигателем ЗМЗ-4021.10 для работы в качестве такси. машина имела три ряда сидений. Передние - с подголовниками - регулировались по длине и наклону спинки. Средний и задний ряды складывались, образуя багажное отделение длиной два и высотой один метр, что позволяло перевозить 400 кг груза. На автомобиль устанавливались усиленные задние рессоры.



ГАЗ-24-13 . В официальной документации медицинская версия универсала на базе "Волги" называлась санитарным автомобилей. Кузов был разделен перегородкой на два отделения: кабину водителя и санитарный отсек. Носилки устанавливались вдоль левого борта. Вдоль правого последовательно монтировались два сиденья - переднее откидное и заднее станционарное. Машина оборудовалась дополнительным автономным отопителем санитарного отсека, фарой-искателем и сигнальным фонарем.


Схема автомобиля ГАЗ-24-10 "Волга"

Технические характеристики ГАЗ-24-10 "Волга"

Число мест 5 Масса:
Максимальная скорость 147 км/ч снаряженная 1400 кг
Разгон с места до 100 км/ч 19 с полная, в том числе: 1790 кг
Расход топлива при скорости 90 км/ч 9,3 л/100 км на переднюю ось 855 кг
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 43,2 м на заднюю ось 935 кг
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6СТ-60-ЭМ Наименьший радиус поворота:
Генератор
(со встроенными выпрямителями)
16.3701 по колее переднего наружного колеса 5,6 м
Регулятор напряжения
(бесконтактный, транзисторный)
13.3702-01
Стартер СТ-230-Б4-Э Наименьший дорожный просвет: 156 мм
Датчик-распределитель зажигания 19.3706
Свечи зажигания А17В1
Размер шин 205/70 R14

Двигатель: ЗМЗ-402.10, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный

Тормоза: рабочий - передние и задние механизмы барабанные, привод гидравлический, раздельный, с вакуумным усилителем; задний тормоз имеет регулятор давления; стояночный - на задние колеса с механическим приводом

Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа: I - 3,5; II - 2,26; III - 1,45; IV - 1,00 задний ход - 3,54

Сцепление: однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом включения

Главная передача: гипоидная, передаточное число - 3,9

ГАЗ-24 "Волга" - советский легковой заднеприводный автомобиль среднего класса с кузовом типа седан. Серийно выпускалась на Горьковском автозаводе в 1968 - 1986 гг. (модификация 24-10 - до 1992 года).

Начальный период В 1961 году начаты работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21. Генеральный конструктор - А. М. Невзоров, дизайнеры - Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.

Автомобиль изначально проектировался под разные типы двигателей - модернизированный четырёхцилиндровый от ГАЗ-21, вновь разрабатывавшийся трёхлитровый V6, имевшийся в производстве V8 от ГАЗ-23, а также - дизельный I4.

С 1962 по 1965 годы было построено до шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. К 1965 году внешний вид автомобиля в целом сложился, в основном завершалась и разработка агрегатной части.

Новая модель требовала более высокой общей культуры производства, поэтому параллельно с разработкой автомобиля производилась модернизация технологического оснащения завода, на его территории были воздвигнуты новые, современно оборудованные цеха.

«Волга» принадлежала к «американской» школе автостроения, в те годы довольно широко представленной в мире. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Аналогичные «американизированные» модели выпускались в те годы во многих странах - Германии, Англии, Австралии, Японии, Латинской Америке и т. д.

Вместе с тем, учёт особенностей условий эксплуатации в СССР в ходе проектирования, а также специфическое назначение автомобиля (большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях) предопределили ряд специфических черт конструкции, например, увеличенный дорожный просвет, усиленный (и более тяжёлый) несущий кузов, большая "живучесть" на плохих дорогах, привычная ремонтникам и удобная при эксплуатации в автохозяйствах с централизованным обслуживанием шкворневая подвеска и т. д.

Дополнительных опций на внутреннем рынке предложено не было, однако часть оборудования, на иностранных автомобилях в те годы предлагавшегося как дополнительное, была включена в базовую комплектацию.

Ходовые прототипы

В 1966 году появились первые ходовые прототипы, названные М-24 (предыдущая модель завода - ГАЗ-М-23 на базе ГАЗ-М-21), прототипы собирались в двух вариантах оформления передка, двух- и четырёхфарном, в серию пошла, как известно, двухфарная машина. Особых отличий от первых серийных автомобилей прототипы не имели.

От идеи шестицилиндрового двигателя, как и от штатной установки автоматической коробки передач, пришлось отказаться, в серию машина пошла с двумя вариантами двигателя - 2,5-литровым I4 и МКПП-4 или 5,5-литровым V8 и АКПП-3. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились немногочисленные опытные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными.

Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами - дилерами завода, существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты.

В 1967 году Автоэкспортом несколько преждевременно было объявлено о начале производства нового советского автомобиля. Массовое производство началось несколькими годами позже. Постановка в производство

В 1968 году была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, в конце года запустили конвейер. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 прекратили; единственной моделью, выпускаемой с этого времени стал ГАЗ-24.

Периодизация выпуска

На протяжении своего выпуска «Волга» ГАЗ-24 существенно модернизировалась два раза - в 1976-1978 и 1985-1987 годах. По вносимым в конструкцию изменениям выпуск ГАЗ-24 можно условно разделить на три части согласно вносимым заводом существенным изменениям во внешний вид и конструкцию. Данное деление носит условный характер и заводом не использовалось.

«Первая серия».

ГАЗ-24 выпуска 1968-1977 годов условно можно выделить как первое поколение, или, согласно терминологии, общепринятой применительно к «Победе» и ГАЗ-21 - первую серию ГАЗ-24.

Отличительные особенности всех автомобилей «первой серии» - бампера без клыков, но с хромированными боковинами таблички номерного знака под передним бампером, отдельные от задних фонарей катафоты на задней панели кузова, панель приборов с обтянутой чёрным кожзаменителем верхней частью и окрашенной под цвет кузова нижней, чёрные со вставками под слоновую кость рукоятки на панели приборов, отделочные панели дверей с вертикальным рисунком, переднее сидение диванного типа из трёх частей с независимой регулировкой и центральным подлокотником.

Автомобиль постоянно подвергался незначительным усовершенствованиям. В частности, до 1975 года: удалили из конструкции системы охлаждения двигателя автоматическую муфту включения вентилятора, показавшую ненадёжность своей работы; изменили форму внешнего зеркала заднего вида; установили новый, более удобный и надёжный замок багажника; стали устанавливать новые рессоры с параболическим профилем листов; замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ; спидометр оригинальной конструкции (ленточный) заменили на традиционный стрелочный, более долговечный; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров и т. д.

«Вторая серия»

На протяжении 1976-78 годов последовала первая серьёзная модернизация ГАЗ-24, что можно считать началом выпуска второго поколения, или второй серии ГАЗ-24.

В эти годы машина получила «клыки» на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с изменённым оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности были закрыты мягкими пластиковыми накладками, отделочные панели дверей с горизонтальным рисунком, статические ремни безопасности спереди и сзади (что потребовало удаления подлокотника из конструкции переднего сидения), новую обивку сидений; имелись и другие, более мелкие изменения.

В таком виде машина выпускалась до 1985 года с минимумом модернизаций.

«Третья серия» (ГАЗ-24-10)

В середине 1980-х годов машина снова была подвергнута модернизации, на этот раз - более существенной и радикальной. Результатом этого стала модель ГАЗ-24-10, которую можно назвать третьим поколением, или третьей серией ГАЗ-24.

Внедрение модернизированных узлов и в этот раз происходило постепенно - от пластиковой решётки радиатора, появившейся на экспортных автомобилях в конце 1970-х годов, до окончания обновления универсала, произошедшего в 1987 году. В 1985 году выпускали «переходный» вариант седана, совмещавший в различных пропорциях черты ГАЗ-24 и 24-10 и получившие неофициальное обозначение ГАЗ-24М.

Ранее, в 1982 году, в серию был запущен автомобиль ГАЗ-3102 для обслуживания государственных учреждений (находился в разработке с 1976 года), использующий серьёзно переработанные кузов, двигатель, трансмиссию и подвески ГАЗ-24 - он стал родоначальником семейства автомобилей «Волга», находящегося на конвейере до настоящего времени.

ГАЗ-24-10 выпускался до 1992 года, после чего был заменён в производственной программе на ГАЗ-31029, по сути, представлявший собой агрегаты ГАЗ-24-10 в обновлённом кузове на основе кузова модели ГАЗ-3102.

Основные модификации

  • ГАЗ-24-01 , выпускавшаяся с 1970-1971 года для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр.
  • ГАЗ-24-02 , выпускавшаяся серийно в 1972-1986 годах с пятидверным кузовом типа универсал.
  • ГАЗ-24-03 , санитарный на базе ГАЗ-24-02
  • ГАЗ-24-04 , для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр на базе ГАЗ-24-02
  • ГАЗ-24-07 , выпускавшаяся в 1977-1985 годах для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой.
  • ГАЗ-24-24 , версия для спецслужб, т. н. «догонялка» или «машина сопровождения», оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» - двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трёхступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость - до 170 км/ч.
  • ГАЗ-24-54 , праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров).
  • ГАЗ-24-76 и 24-77 , машинокомплекты седана и универсала, соответственно, для Бельгии под комплектацию фирмой Scaldia-Volga дизелем Peugeot Indenor.
  • ГАЗ-24-95 - опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции - отсутствие рамы. В начале 1974 года выпущено 5 штук, один экземпляр обслуживал Л. И. Брежнева в охотничьем угодии Завидово; вторая некоторое время оставалась в ОКБ ГАЗ. Остальные машины были распределены по ведомствам в Горьком и области - в обком партии, военным, в милицию; до сегодняшнего дня сохранились две машины - завидовская и обкомовская.

Легковые автомобили среднего класса, выпускаются автозаводом ГАЗ: ГАЗ-24-10 - с 1986 г.; ГАЗ-24-12 - с 1987 г. Ранее завод выпускал автомобили ГАЗ-24 с 1970 г, до 1986 г. и ГАЗ-24-02 с 1972 г. до 1987 г. Кузов ГАЗ - 24-10 - закрытый, несущий, цельнометаллический четырехдверный седан. Кузов ГАЗ-24-12 - пятидверный универсал. Передние сиденья - с подголовниками, регулируются по длине и наклону спинки (спинки могут отклоняться назад до горизонтального положения). Задние сиденья: ГАЗ-24-10 - трехместное, нерегулируемое, с откидывающимся (средним) подлокотником; у ГАЗ-24-12 - в среднем ряду одно двухместное и одно одноместное откидное (для прохода к задним сиденьям), в заднем ряду одно - двухместное сиденье. Сиденья среднего и заднего рядов складываются для образования багажного отделения.

Перечень модификаций
Автомобиль ГАЗ-24-10 - легковой, среднего класса, с цельнометаллическим кузовом типа «Седан».
Автомобиль ГАЗ-24-11 - такси, с кузовом типа «Седан».
Автомобиль ГАЗ-24-12 - грузопассажирский, с кузовом типа «Универсал».
Автомобиль ГАЗ-24-13 - санитарный, с кузовом типа «Универсал».

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Число мест, чел 5
Масса багажа, кг 50
Снаряженная масса, кг 1400
В том числе:
на переднюю ось, кг 745
на заднюю ось, кг 655
Полная масса, кг 1790
В том числе:
на переднюю ось, кг 855
на заднюю ось, кг 935
Допустимая полная масса прицепа без тормозов, кг 700
ЗМЗ-402, км/ч 147
3M3-4021, км/ч 140
Время разгона до скорости 100 км/ч с двигателем
ЗМЗ-402, с 19
ЗМЗ-4021, с 22
Выбеге 50 км/ч, м 500
Тормозной путь с 80 км/ч, м 43,2
при 90 км/ч, л 9,3
при 120 км/ч, л 12,9
городской цикл, л 15,0
при 90 км/ч, л 10,2
при 120 км/ч, л 13,9
городской цикл, л 15,0
Радиус поворота:
по внешнему колесу, м 5,6
габаритный, м 6,0

Легковые автомобили среднего класса, выпускаются автозаводом ГАЗ-24-12 - с 1987 г. Кузов ГАЗ-24-12 — пятидверный универсал.
Передние сиденья — с подголовниками, регулируются по длине и наклону спинки (спинки могут отклоняться назад до горизонтального положения). Задние сиденья ГАЗ-24-12 — в среднем ряду одно двухместное и одно одноместное откидное (для прохода к задним сиденьям), в заднем ряду одно — двухместное сиденье. Сиденья среднего и заднего рядов складываются для образовании багажного отделения.

Модификации автомобиля ГАЗ-24-10: ГАЗ-24-11 — такси; ГАЗ-24-17 — такси с двигателем, работающим на сжиженном газе; ГАЗ-24-60 — тропическое исполнение (сухой и влажный климат). Модификации автомобиля ГАЗ-24-12: ГАЗ-24-13 — санитарный; ГАЗ-24-14 — такси.

Внутреннее оборудование кузовов автомобилей-такси имеет следующие отличия от базовых моделей: обивка сидений — из искусственной кожи, имеется таксометр (ТАМ-Л1), фонарь на крыше (ФП147) и контрольный зеленый фонарь (17.3738) в правом верхнем углу ветрового окна. Кузов санитарного автомобиля разделен перегородкой на два отделения — кабина водителя с двумя сиденьями и санитарное отделение с переговорным окном в перегородке. Носилки установлены вдоль левого борта. Имеется два одноместных сиденья — переднее откидное и заднее — неподвижное, а также дополнительный отопитель, включенный в систему охлаждения двигателя.

УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ

Двигатель:

Мод. ЗМЗ-402 или ЗМЗ-4021, бензиновые, рядные, 4-цил.. 92x92 мм, 2.445 л, степень сжатия 8,2 (ЗМЗ-402) и 6,7 (ЗМЗ-4021). Порядок работы 1-2-4-3, мощность ЗМЗ-402-7 3,5 кВт (100 л.с.), ЗМЗ-4021 - 66,2 кВт (90 л.с.) при 4500 об/мин. Крутящий момент ЗМЗ-402 - 182,4 Н-м (18.6 кгсм) при 2400-2600 об/мин. ЗМЗ-4021 - 172,6 Н м (17,6 кгс-м) при той же частоте вращения. Карбюратор К-151. двухкамерный, с экономайзером принудительного холостого хода

Трансмиссия:

Сцепление - однодисковое, привод выключения - гидравлический, с автоматической регулировкой. Коробка передач - 4-ступ. Передат. числа: I-3,50, II-2,36, III-1,45, IV-1,00, ЗХ-3,54. Синхронизаторы - на I-IV передачах. Передача карданная - один вал. Передача главная - гипоидная, передат. число - 3,9

Подвеска:

Передняя - независимая, на поперечных рычагах, пружинная, с амортизаторами. Задняя - зависимая, рессорная, с амортизаторами

Колеса и шины

Колеса - дисковые, обод 5 1/2J-14, крепление на 5 шпильках. Шины - радиальные, бескамерные или камерные - 205/70R14, мод. ИД-220, давление воздуха в шинах 2,0 кгс/см. кв.. Число колес 4+1

Управление рулевое:

Рулевой механизм - глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передат. число - 1 9,1

Тормоза:

Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (280 мм, ширина накладок 50 мм), привод - гидравлический, раздельный по осям, усилитель - вакуумный, задние тормоза - с регулятором давления. Стояночный тормоз - на задние колеса, привод - механический. Запасной тормоз - один из контуров рабочей тормозной системы

Электрооборудование:

Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-60ЭМ. генератор 16.3701 с встроенным выпрямителем, регулятор напряжения 13.3702, стартер - СТ230-Б1. Система зажигания - бесконтактная, транзисторная, коммутатор 13.3734, резистор 14,3729, катушка Б116, свечи А14В1
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы:
топливный бак 55 л, бензин А-76 для двигателя ЗМЗ-4021 и АН-93 для двигателя ЗМЗ-402
система охлаждения 12 л. тосол А-40
система смазки двигателя 6.0 л. летом М-12Г, зимой М-8Г, всесезонно М-6/10Г
картер коробки передач - 0,95 л, ТАД-17И или ТАП-15В
картер рулевого механизма - 0,3 л, ТАД-15В
картер ведущего моста - 1,2л, ТАД-17И
система привода тормозов - 0,5 л, тормозная жидкость "Нева", "Томь", "Роса"
передние амортизаторы - 2x0,14 л, задние - 2x0,21 л, амортизаторная жидкость АЖ-12Т
бачок омывателя ветрового стекла - 2,0 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой
Масса агрегатов (в кг):
двигатель с оборудованием и сцеплением - 180
коробка передач - 25
карданная передача - 9
передняя подвеска (в сборе) - 101
задний мост - 85
кузов в сборе - 700
колесо с шиной - 21
радиатор - 10

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Число мест 7 или 2 чел + 400 кг
Снаряженная масса, кг 1540
на переднюю ось, кг 725
на заднюю ось, кг 815
Полная масса, кг 2016
но переднюю ось, кг 900
на заднюю ось, кг 1116
Максимальная скорость с двигателем:
ЗМЗ-402, км/ч 145
3M3-4021, км/ч 135
Время разгона до скорости 100 км/ч с двигателем:
ЗМЗ-402, с 21
ЗМЗ-4021, с 24
Выбег при 50 км/ч, м 530
Тормозной путь с 80 км/ч, м 43,2
Контрольный расход топлива с двигателем ЗМЗ-402, л/100 км:
при 90 км/ч, л 10,4
при 120 км/ч, л 13,5
городской цикл, л 16,0
Контрольный расход топлива с двигателем ЗМЗ-4021, л/100 км:
при 90 км/ч, л 10,8
при 120 км/ч, л 14,5
городской цикл, л 16,5
Радиус поворота:
по внешнему колесу, м 5,6
габаритный, м 6,0