Что делать, если купил авто с перебитыми номерами.

Все статьи

Приобретая автомобиль не в салоне, а с рук или по доверенности, легко стать владельцем транспортного средства с перебитым номером. Рассказываем, как распознать перебитые номера.

Способы перебивки, используемые угонщиками

Каждый автовладелец знает про идентификационный номер кузова (vin), приписываемый авто на стадии производства. Несмотря на сложную комбинацию и защитные свойства вин-кода, мошенникам удается перебить номер кузова. Известны две распространенные схемы махинаций:

    • Преступник совершает угон транспортного средства и пытается легализовать авто различными способами, в том числе, перебивая идентификационный номер кузова.
    • Сначала подыскивается «чистый» номер и документы, а затем подыскивается подходящий для угона автомобиль.


Чтобы узнать, как перебивают номера на авто, следует ознакомиться с основными техниками. В криминальной сфере разрабатываются и применяются на практике различные способы перебивки, но широко известны лишь 2 методики:

    • Замена символов на схожие буквы или цифры (к примеру, цифра «3» на букву «З» или «8» на «9»).
    • Работа с кузовом автомобиля. Полная замена номерной площадки: вырезается старый и монтируется новый вин.

Работы по перебивке во многом зависят от марки машины. Изменить код в классических «Жигулях» или «Москвиче» крайне сложно. Для этого снимается двигатель, стачивается старый и рисуется новый номер. С «девятками» и им подобными видами авто справиться гораздо проще, поскольку vin расположен в верхней части цилиндров. Перебить номерную площадку легче всего на иномарках. Однако сделать безупречную работу способны только настоящие профессионалы, которых, к счастью, не так много.

В большинстве случаев экспертиза перебитых номеров позволяет получить достоверную информацию о подлинности вин-номера.

Признаки перебитых номеров

Как определить перебитый номер? Основные подходы к определению подлинности номерной площадки:

    • Визуальный осмотр. Самый простой и не всегда надежный способ. Узнать перебитые номера можно, если номерные знаки имеют различную глубину, между символами разные промежутки, металл в области вин выпуклый или вогнутый. Заводские символы одинаковые, не различаются по размеру и форме. Оригинальная штамповка предполагает, что составляющее номера наносятся одновременно. Криминалисты монтируют каждый символ по отдельности.

  • Узнать перебитый номер можно по характерному дребезжанию. Оригинальная номерная площадка неподвижна даже при интенсивном механическом воздействии на нее.
  • Экспертиза лакокрасочного покрытия. Краска в районе номеров должно совпадать с оттенком в области моторного отсека и багажника. Если номерная площадка была окрашена, то это заметно даже невооруженным глазом. Используйте растворитель, и если краска изменит цвет, очевидно, что номера неоригинальные.
  • Обращение в официальный дилерский центр, обслуживающий авто определенной марки. Следует учитывать, право дилерского центра не оглашать конфиденциальную информацию, пока Вы не являетесь собственником транспортного средства. Если же Вам не откажут, то запросите описание комплектации авто и характеристики вин-кода.
  • Один из самых простых способов обезопасить себя от приобретения угнанной машины - попросить владельца автомобиля снять машину с учета в вашем присутствии. Данная процедура предполагает сверку номеров и экспертизу транспортного средства по базе ГАИ.
  • Использование сервиса «Автокод» - самый быстрый и простой способ. Нужно ввести гос. номер или vin в строку поиска и запросить анализ истории машины . В считанные минуты будет предоставлена полная информация об эксплуатации авто, в том числе данные об угоне (при наличии такого факта).
  • Экспертизу авто на перебитые номера можно произвести в ГАИ. На любом посту ГИБДД обязаны предоставить данную информацию по вашему запросу. Если есть знакомые в данной области, можно обратиться напрямую к ним. Проверка подлинности вин-кода - легальная процедура.

Если продавец машины предложит вам обратиться к его эксперту, не рекомендуем соглашаться. Как правило, торговцы работают в связке с людьми, которые не предоставляют достоверную информацию по этому вопросу. Лучше всего сделать экспертизу самостоятельно у независимого эксперта.

Проверка с помощью экспертизы

Далеко не всегда перебитый vin - последствие вмешательства злоумышленников. Дорожно-транспортное происшествие, механическое и коррозийное воздействие на авто в процессе длительной эксплуатации могут также стать причиной порчи номерной площадки.

Чтобы избежать каких либо проблем с правоохранительными органами, рекомендуется пройти специальную экспертизу, которая регламентируется «Правилами регистрации транспортного средства». В соответствии со статьей 33 запрещается регистрировать машину в базе данных Госавтоинспекции при испорченном вин-коде. Экспертиза может показать следующие заключения:

    • Вин-номер испорчен или частично поврежден вследствие ДТП или естественного износа транспортного средства. В данном случае владельцу авто не грозит уголовная ответственность.
    • Если заключения экспертной проверки указывают на то, что номер поддельный, а машина числится в угоне, авто подлежит конфискации. На владельца будет заведено уголовное дело (не зависимо от того, что автомобиль был приобретен с рук).

Перебитый номер - проблема для автовладельца. Неприятности чаще всего возникают не в процессе эксплуатации авто, а при необходимости продать машину. Вы можете даже не подозревать о существующей проблеме. Поэтому перед покупкой

Многие автомобилисты слышали про идентификационный номер кузова или попросту Вин (Vin). Данная статья посвящена вопросу о том, как самостоятельно приварить номер кузова в случае поржавления старой площадки. Кроме того, знание об этом поможет сразу определить при покупке автомобиля б/у, переварен номер кузова или нет.

Что собой представляет Вин

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Как известно, существуют определенные шаблоны и сугубо индивидуальные составляющие по которым различаются Вин номера. Эксперты говорят, что Вин то же, что и метрика о рождении, приписываемая автомобилю на стадии его изготовления, и это верно.

Основная цель Вин номера – защита от подделок и различных криминальных махинаций.

Как правило, единого мирового стандарта по Вин-номерам не существует. Определенный производитель штампует Vin, исходя из собственных предпочтений, хотя нескольких основных канонов они придерживаются.

Основами или канонами по приварке номера пользуются многочисленные автоконцерны в 24-х странах мира. Все налажено таким образом, чтобы устранить совпадения. Так, не разрешен выпуск схожих Vin на протяжении тридцати лет.

Такими же стандартами по Вин номерам пользуются в России. Построено все по единой системе, исключающей одинаковость.

Где и в каком месте размещается номер

Итак, как и говорилось выше, четких стандартов и правил по расположению номеров нет. Хотя существуют, так сказать, негласные общепринятые каноны, подразумевающие размещение Вин на следующих зонах кузова.

  1. В районе лобового стекла.
  2. Возле двери водителя, как правило, на пороге.
  3. На приборной панели.

Существуют также и другие варианты размещения номера, проводимые по усмотрению производителя.

Защитный код – это комбинация, выштампованная на сертифиц. ярлыке или табличке. Как правило, способов нанесения кода тоже существует несколько. Это может быть лазерное нанесение, чеканка и т. д.

Полезно знать также о том, что высота таблички и ярлыка отличаются. К примеру, для шасси, кузова и рамы табличка должна выдвигаться на высоту 7 мм, а для ярлыков – не менее 4 мм.

Примечание. Вин, как правило, наносится в один или два ряда. Хотя в документах код идет в один ряд и без пробелов.

Перебивка

Для точного определения подлинности номера, следует знать, как осуществляется мероприятие по перебиванию. Очень важно в этом плане быть четко проинформированным. Так, существуют две концептсхемы, по которым функционирует криминальный бизнес. Первая из них подразумевает следующий сценарий:

  • Вначале преступник совершает угон ТС;
  • Затем он пытается легализовать машину разными способами, включая и перебивку Вин.

Второй сценарий развивается так:

  • Вначале подыскиваются «чистые» документы и, соответственно, номер;
  • Затем осуществляется поиск нужно автомобиля и его угон.

Как правило, и способов перебивки номера тоже бывает два.

  1. Перебивка Вин путем замены одних символов кода на другие. Это целое искусство, сводящееся к тому, что нужно суметь найти похожие друг на друга символы. Например, буква «З» чем-то напоминает цифру «3», а «9» можно легко переделать в «8».
  2. Второй способ подразумевает уже кузовные работы. Приходится заменять всю номерную площадку, путем вырезания старой и ввариванием новой.

Процедура данного типа зависит, конечно же, и от того, в каком месте табличка выбита. Отечественные и зарубежные модели старого пошиба, например, в этом плане очень сложны. Чтобы выбить другую табличку на автомобильном остове придется снимать мотор, стачивать определенную зону кузова фрезой, а уже затем набивать Вин.

С современными отечественными автомобилями и иномарками намного проще. Вин на машинах последних лет выпуска помечается в зоне верхней части БЦ. Хотя перебивка требует в обязательном порядке аккуратности, преступники легко проводят операцию.

В ГИБДД существовал особый способ проверки. Она подразумевала сверку сварочных швов. Но в последнее время «специалисты» изловчились вырезать передок транспортного средства прямо до ветрового стекла, после чего на его место приваривался новый. В таких зонах проверить швы гораздо сложнее, да и без спецприборов уже не обойтись.

Примечание. Для проверки «глубоких» швов хорошо зарекомендовал себя итальянский аппарат высокоточной сварки «Чилита». Одного рабочего дня бывает достаточно, чтобы провести тестирование.

Известны случаи безупречной подделки номера. На это способен только настоящий спец. Но, опять же, выявить подделку возможно, если провести грамотную экспертизу.

Экспертиза подразумевает собой полный визуальный осмотр. Так, если работа выполнена на филигранном уровне, безусловно, заметить какие-то следы будет практически невозможно.

В большинстве случаев подделка выявляется по недосмотру и разгильдяйству преступников. К примеру, вместо цифры, которая должна идти по всем правилам, выбита буква или наоборот.

Случаются ошибки и более серьезные. Особая табличка, дублирующая Вин, хранит еще и зашифрованные данные об комплектации машины. Рассмотрим один сценарий, случающийся довольно часто.

Автомобиль оснащен люком. По характеру выштамповки специалист мгновенно определит, что он заводской, установлен на предприятии. Это, соответственно, свидетельствует о том, что и в коде должно упоминаться про люк. Если данных нет, то либо сменена крыша, либо сам номер перебит.

В случаях, если после визуального осмотра ничего не удалось найти, табличка с данными обрабатывается спецсоставом, позволяющим узнать намного больше. Как правило, после такой обработки появятся пятна.

На крайний случай проводится также анализ ЛКП, дающий уже более достоверную информацию. Объясняется способ тем, что вваренный кузовной компонент в обязательном порядке перекрашивается, а сверить разные ЛКП не составит для квалифицированного специалиста особого труда.

Итак, как же определить, переварен номер кузова или нет. Вот, что рекомендуется сделать в общих целях:

  • Перед покупкой автомобиля б/у рекомендуется собрать максимум информации о нем. Так, многие советуют посетить салон, где присутствуют аналогичные модели. Там же в салоне автомобиль внимательно осматривается, так сказать, для создания правильного представления о нем;
  • Если теория ограничивается только сбором информации, то практика рекомендует провести тщательный осмотр кузова. В частности, надо диагностировать качество ЛКП. Если наблюдаются потеки или слой заметен невооруженным глазом, значит, надо быть начеку.

Примечание. Стоит отметить, что после обработки растворителем не родная краска сразу же сходит. Это, в свою очередь, может означать два варианта: либо кузов побывал в аварии, либо подделан Вин.

  • Процедура замены Вин, проведенная кустарным методом, явно видна на глаз. Обратите внимание на выпуклости или вогнутости металлической площадки;
  • Замененный Вин можно определить и по знакам номера. Если, к примеру, символы и знаки прыгают или отличаются по высоте, налицо перебивка;
  • Об этом же говорят неправильные, неровные промежутки между символами Вин;

  • Одинаковости знаков эксперты рекомендуют уделить максимальное внимание. Если цифры и буквы непохожи, неидентичны, это уже неправильно. Следует знать, о том, что при заводской штамповке все знаки ставятся одновременно, разом, а при кустарном – по отдельности. Это и приводит к повторяемости дефектов, неодинаковости и так далее;
  • Как и говорилось выше, гораздо сложнее определить номер, перебитый профессионально. В большинстве случаев такой подход подразумевает замену площадки целиком. Но и в этом случае можно понять, что номер не родной без специальных приборов. К примеру, рекомендуется проверить площадку на дребезжание или сварочные швы. Последние, если заводские – не должны превышать в диаметре 5 мм.

Замена номера официально, своими руками

Представляет собой ответственный процесс, избежать которого удается не каждому водителю, эксплуатирующему автомобиль не один год. Под действием химреагентов, различных составов, негативной окружающей среды металлические поверхности автомобильного остова покрываются коррозийными точками, а затем разрушаются.

  • Первоочередно необходимо составить перечень работ, обязательный для восстановления детали. На данном этапе диагностируется степень дефекта и изменения геометрических размеров;
  • Второй этап подразумевает работы, связанные с устранением выявленных дефектов кузовной площадки, на которой выштампован Вин номер.

Если дефекты незначительные, то их можно восстановить без использования сложных инструментов и оборудования. Так, достаточно лишь провести рихтовку и подготовку площадки под покраску, без затрагивания Вин номера.

Если же степень повреждений намного шире, то потребуется много трудиться. Чтобы возвратить кузовной поверхности изначальную форму, привариваются особые кольца, предназначенные для растяжки, проводятся также работы на стапеле. В результате всех этих процедур, в 99 случаях из 100 повреждается Вин номер.

Изначально замену площадки с номером желательно доверить профи. В квалифицированных СТО знают, как все официально проводить, они располагают даже спецлицензией, допускающей реализацию данного мероприятия. Как правило, после замены кузовной площадки, на руки владельцу выдается соответствующая документация, подтверждающая замену.

Если замена будет проводиться самостоятельно, то для узаконения процедуры легче будет с официальной точки зрения осуществить переброску кузова:

  • Подготовить бумагу, в которой будет подробно излагаться суть обращения, причины проведения замены и т. д. для передачи в ГИБДД;
  • Подготовить разрешение, заверяющее имущественные права;
  • Документ, подтверждающий личность заявителя и право на автомобиль;
  • Номерные знаки;
  • Удостоверение, выданное соответствующими органами (таможня, регорганы и т. д.);
  • Обязательные страховые полисы;
  • Документ, в котором прописаны все изменения, внесенные в конструкцию.

Что делать, если отказали в замене

К сожалению, случается и такое. Если отказали в устной форме, то рекомендуется обратиться в письменной, сделав это так:

  • Предоставить вначале к осмотру автомобиль;
  • Затем подготовить бумагу с обращением;
  • Потребовать у органов письменного отказа с прописанными в ней причинами и печатью.

Надо быть готовым к тому, что в большинстве областных ГАИ церемонию действий придется пропихивать неоднократно. Почти всегда автовладельца проверяют, грубо говоря, на «лоха», требуя якобы «обязательный» комплект справок. К таким, например, относятся различные сертификаты или подтверждающие родной двигатель иномарки бумаги, подготовленные в стране изготовителя.

Если действия ГИБДД будут протекать в этом направлении, автовладельцу придется идти на риск, во имя правды. Нужно будет подать исковое заявление и сборку документов для обращения в суд.

На сегодняшний день суды просто завалены исками и заявлениями, касающимися замены кузова и различных элементов. Учитывая печальный опыт, вершители правовых дел, к большому сожалению, не решаются брать на себя смелость поставить окончательную точку. В каких-то вопросах гражданам отказывают, а в других – ссылаются на неполный сборник документации.

Остается только ждать, когда же наступит какое-нибудь продвижение с вопросом замены кузова. Пока же, чтобы заменить площадку под номер, лучше воспользоваться услугами сервисных центров.

Безопасность автомобильного рынка порой подрывается различными видами махинаций со стороны угонщиков и мошенников. Очень важно знать некоторые хитрости, благодаря которым можно обезопасить себя от приобретения машины с перебитыми номерами. Особенно это нужно знать новичкам, которым не приходилось покупать машину.

Мы расскажем об основных правилах проверки машины, а также как расторгнуть договор, если вы всё-таки купили автомобиль с перебитыми номерами.

Подозрения «нечестности» со стороны продавца

Узнать, есть ли повод для подозрения продавца в обмане или нет, помогут внешние факторы, к которым прибегают почти все аферисты - на них важно обратить внимание. Вас должно насторожить:

  • Продавец продаёт машину по генеральной доверенности (то есть, не является хозяином автомобиля, а в качестве хозяина может выступать родственник или знакомый продавца). Конечно, это не показатель, что автомобиль «проблемный», но в любом случае нужно быть осторожным.
  • Заявленная стоимость ниже рыночной, и продавец в добавок обещает «хорошо уступить». Рекомендуется перед покупкой авто ознакомиться со среднестатистическими ценами автомобиля, чтобы примерно знать его реальную стоимость. Сделать это несложно, достаточно «пройтись» по автомобильным сайтам и доскам объявлений.
  • Продавец пытается провернуть махинацию с частичной оплатой машины. Иногда недобросовестные продавцы могут предложить покупателю внести задаток, а оставшиеся деньги говорят отдать уже после оформления сделки. Кажется, в этом нет ничего опасного, но за этот период времени может перебить номер, если машина на него не зарегистрирована (такое может случиться, если машина находится в угоне или разыскивается) - такое случалось крайне редко, но нужно знать все махинации, чтобы не попасть впросак.
  • Продавец отказывается предоставить свои документы под любым предлогом.

Как определить подлинность автомобильных номеров?

Чтобы не купить машину с перебитыми номерами нужно проверить подлинность государственных знаков, сделать это можно следующими способами:

  1. Перейдите на сайт ГИБДД и в правой колонке обратите внимание на вкладки под названиями «Проверка автомобиля» и «Проверка штрафов». Здесь вы проверите всю информацию об автомобиле, исключая только наличие залога. Кстати, сейчас после обновления сайта есть возможность даже найти информацию о происшествиях, в которых «засветилась» машина.
  2. На сайте судебных приставов выполните проверку, не установлен ли приставами запрет на машину.
  3. В ближайшем отделении полиции попросите проверить, не заведено ли на владельца авто уголовное дело.
  4. Тщательно осмотрите номер, нет ли дефектов на нём, хорошо ли прикручен. Нет ли «подозрительных» царапин и несоответствие краски.

Чтобы быть уверенным, что покупаемый автомобиль в порядке, нет никаких запретов и ограничений и прочего, стоит комплексно выполнить все эти рекомендации.

Выполнить проверку можно с помощью VIN-кода и государственного номера, также не помешает проверка хозяина по водительскому удостоверению и его фамилии.

Что делать, если с машиной «не повезло»

«Купил авто с перебитыми номерами, как быть?» - если вам нужен ответ на данный вопрос, значит вы были непредусмотрительны и не следовали рекомендациям написанным выше, но даже из этой ситуации есть выход, но найти его не просто.

Если номера не соответствуют документам, недостоверные, то, скорее всего автомобиль был угнан или же на данный момент находиться в розыске. Обязательно обратите внимание и на государственные номера, и на кодировку VIN - и то и другое мошенники могут изменить.

Чаще всего эта проблема обнаруживается, когда новоиспечённый владелец оформив сделку купли-продажи идёт (на это даётся 10 дней) переоформлять авто в ГИБДД.

Как только сотрудники ГИБДД обнаружат несоответствие номерных знаков, в этот же час заберут машину и поставят на автомобильную стоянку до тех пор, пока не будут выяснены все обстоятельства.

Проверять автомобиль нужно не перед тем как поставить на учёт, а перед покупкой. Если всё-таки купили машину с перебитыми номерами, прежде всего не впадайте в панику. Вы спросите, что делать в этой ситуации, можно ли добиться переоформления авто или как вернуть деньги? Но выход всё-таки есть.

Покажите сотрудникам ГИБДД все документы, которые проходили по этой нелегальной сделке. Обратитесь к экспертам-криминалистам, чтобы они провели расследование по этому делу. После всего этого обычно советуют обратиться в отделение полиции и написать заявление для выяснения, не ищет ли кто автомобиль.

Если мошенника не удастся найти, а хозяин автомобиля не найдётся, то вам могут разрешить, как потерпевшему переоформить автомобиль на себя.

Можно ли получить свои деньги назад?

​Знайте, что если автомобиль всё-таки был угнан, а вы обратитесь в полицию, может объявиться истинный хозяин, который имеет полное право по закону забрать своё имущество (ст.302 ГК РФ).

Чтобы забрать автомобиль владелец сначала должен доказать, что он подлинный хозяин имущества. Для этого у него должен быть все документы и доказательная база в МВД, сотрудники которого занимались поиском автомобиля.

Вернуть свои средства в данном случае невероятно трудно, это и очевидно. Настоящий хозяин также является потерпевшим, как и новый владелец. Мошенника уже не поймать, а настоящий хозяин у вас деньги не брал, и он вам деньги возвращать не обязан. Но всё-таки вернуть свои деньги можно, действовать только придётся с умом.

Если у вас есть хотя бы какие-то данные мошенника - отлично, или хотя бы попытайтесь подробно описать его внешние данные. В судебную инстанцию подайте заявление с иском со всеми требованиями вернуть деньги за «левую» машину.

Если ответчика удастся найти, то с него в любом случае суд взыщет нужную сумму.

Любопытно то, что если настоящий владелец не найдётся, можно будет оставить машину себе, и дополнительно взыскать деньги с мошенника. Подробнее о том, сколько понадобится ждать, нужно уточнять у сотрудников ГИБДД. Машина обязательно должна пройти полную детальную проверку у криминалистов, их задача - определить маркировку буквально каждой детали автомобиля.

При выяснении всех обстоятельств недобросовестной продажи, в которой нелепо оказался честный покупатель, сотрудники ГИБДД могут пойти на уступку новому хозяину и перерегистрировать его автомобиль. Всё это говорится в новом регламенте, который был обнародован ещё в феврале 2016 года.

Все потерпевшие, которые пострадали от рук аферистов, очень ждут, когда будет обнародован новый регламент, дающий полное право покупать и продавать машины с перебитыми номерами.

Автолюбителям и тем, кто только решается на покупку поддержанного авто следует ознакомиться и постараться запомнить следующие довольно несложные правила:

  1. Поинтересуйтесь о наличии полного комплекта документов у продавца.
  2. Запишите номер кузова и регистрационные знаки для проверки на сайте ГИБДД.
  3. Возьмите данные паспорта продавца на случай, если появятся проблемы.
  4. Можно попросить продавца сфотографироваться на фоне продаваемого автомобиля.
  5. Проверить автомобиль на юридическую чистоту поможет независимая экспертиза, за неё придётся заплатить, но зато вы можете оставаться спокойными за автомобиль.

Если автомобиль чист также как и совесть продавца - проблем с вышеуказанными действиями возникнуть не может. Ведь если продавцу нечего умалчивать, он не побоится оставить вам свои данные.

Проверка автомобиля с пробегом перед его приобретением имеет очень важное значение. На нашем сайте сайт мы рассказывали, как можно проверить авто по VIN-коду, по регистрационным номерам и номерам агрегатов - шасси, кузова, двигателя.

Однако довольно часто случаются ситуации, когда покупатель не уделяет всем этим вопросам достаточно внимания и в результате выясняется, что машина проблемная. Такое авто вы вряд ли сможете поставить на учет в МРЭО. Более того, может оказаться, что транспорт находится в розыске, необязательно в России, или является так называемым «конструктором», то есть собран из частей старых авто.

Есть ли возможность как-то решить этот вопрос? Куда обращаться? Что вообще нужно делать, если вам пришлось на собственном примере столкнуться с подобной ситуацией?

Перебиты номера агрегатов: план действий

Согласно действующему на сегодняшний день регламенту все авто, в которых не совпадают выбитые номера, подлежат удалению с рынка, то есть утилизации. В МВД это прояснили еще в 2014 году: таким способом пытаются перекрыть все лазейки для криминального транспорта.

Различные мошенники часто использовали такие схемы:

  • угонялась машина, ее номера перебивали;
  • через некоторое время она «всплывала» в совсем другом регионе или даже стране;
  • заключался фиктивный договор купли-продажи;
  • покупатель в судебном порядке подтверждал с помощью этого договора прозрачность сделки;
  • машина ставилась на учет, а в ПТС вклеивали фото перебитых номеров.

Однако, тут была одна загвоздка - номер нужно было перебить таким образом, чтобы его первоначальный вариант не удалось установить, иначе предыдущего владельца можно было бы легко вычислить.

Широко используется и такая схема, когда мошенники покупают по дешевке битый после ДТП автомобиль. Одновременно с этим производится угон идентичного по марке и цвету авто. В нем-то и перебивают легальные номера, а потом выставляют на продажу.

Обо всех этих схемах и их вариациях в МВД хорошо известно. Тем не менее, в 2016 году начал действовать новый регламент, по которому поставить авто на регистрацию все же возможно, если вы являетесь добросовестным покупателем и транспортное средство не находится в розыске.

Если вы обратитесь к автоюристам, они вам посоветуют несколько вариантов действий:

  • сделать ничего нельзя, поэтому нужно составить претензию к продавцу и требовать возвращения денег через суд;
  • после отказа в регистрации опять же обращаться в суд с требованием о понуждении поставить авто на учет (данный вариант будет возможен, если будут на руках все документы на авто, то есть вы будете считаться добросовестным покупателем);
  • обращаться к экспертам, которые установят, что номера повреждены вследствие коррозии и поэтому их нельзя прочитать.

Конечно, действовать нужно исходя из ситуации. Так, если эксперт-криминалист из МРЭО установит первоначальный номер, машину не поставят на учет, а будут искать ее по базе угнанных авто. И если истинный владелец найдется, то по ст. 302 ГК РФ он будет иметь полное право забрать свое имущество. Все это время машина будет находиться на спецхранении на стоянке в ГИБДД. Вам же останется только в судебном порядке требовать компенсации от продавца, найти которого будет очень проблематично.

Если окажется, что авто было застраховано по КАСКО, и бывший владелец получил положенную ему компенсацию, транспортное средство переходит в собственность страховой компании.

При успешном для вас разрешении данного казуса, в ПТС будет внесена отметка о нечитабельности номеров или просто вам разрешат зарегистрировать ТС по перебитым номерам. В некоторых случаях указывается, что из-за коррозии и повреждений идентифицировать цифры не удается.

Таким образом, приводим приблизительную последовательность действий:

  • сообщите сотрудникам ГИБДД обо всех обстоятельствах сделки, обязательно покажите ДКП и все остальные документы;
  • отправляйтесь в полицию и пишите заявление о продаже вам «левого» транспортного средства - они займутся как поиском продавца, так и пострадавшего собственника;
  • если найдется бывший владелец, он обязан доказать, что машина была украдена именно у него (а это удастся сделать, только если эксперты установят первоначальные номера агрегатов);
  • если хозяина не найдется, вам разрешат ставить машину на учет с внесением отметки в ПТС.

Как избежать покупки авто с перебитыми номерами?

Как свидетельствует юридическая практика, дела по постановке авто на учет с перебитыми цифрами могут длиться до полугода. При этом нет никакой вероятности, что оно будет решено в пользу доверчивого покупателя.

Исходя из этого вы должны знать о некоторых ухищрениях, к которым прибегают мошенники:

  • продажа по доверенности;
  • не хотят оформлять договор купли-продажи, якобы для того, чтобы не платить налоги;
  • цена ниже среднерыночной;
  • продавец не желает показывать документы, говорит, что привезет их уже к нотариусу.

Конечно, иногда бывают такие ситуации, когда автомобиль можно поставить на учет без проблем, а вот при снятии или перерегистрации всплывают проблемы с VIN-кодом. Если у вас возникают какие-либо сомнения, лучше отказаться от сделки, ведь выбор б/у автомобилей сейчас огромен, их можно купить даже в салонах трейд-ин, хотя и там сегодня могут обмануть.

Что важно при покупке машины? Цена, год выпуска, техническое состояние (не бита — не крашена), а еще чтобы она не была в угоне. Если любой технический изъян решается путем ремонта, то криминальное прошлое — недостаток неустранимый.

ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Ежегодно во время прохождения государственного технического осмотра выявляется порядка 50 случаев подделки регистрационных документов, перебитых номеров двигателя и кузова. Владельцам таких машин можно только посочувствовать: автомобили задерживаются, и милиция начинает разбираться по этим фактам.

Угонный «бизнес» процветает в любой стране мира. В Беларуси ежегодно без вести пропадает 4500 автомашин. Находят только 4 из 10. У наших соседей дела обстоят ничуть не лучше. В Германии каждый год исчезает 67 тысяч автомобилей (раскрываемость 48%), в Литве — 25 тысяч (в целом по стране находят 40%, а отдельно в Вильнюсе — лишь 11%). В Москве угоняют 8 тысяч машин в год, а в Варшаве, где население поменьше, чем даже в Минске, — 15 тысяч авто.

КАК УГОНЯЮТ

Существуют две концептуальные схемы, по которым работает криминальный «автобизнес». Первая — сначала угнать машину, а затем легализовать ее; вторая — подыскать сначала «чистые» документы и номера, а лишь потом подбирать (а проще говоря, угонять) под них конкретный автомобиль.

Как правило, любой город поделен на «сферы влияния» преступных группировок, но работают там (иногда даже по договоренности с «держателями» территории) и приезжие бандиты. Машина практически всегда подбирается «под заказ», если только речь не идет о «личных нуждах». Разумеется, заказчик в курсе или хотя бы догадывается о том, как к нему попал автомобиль.

Но покупка краденой машины позволяет сэкономить до половины на ее рыночной стоимости, хотя цена в каждом конкретном случае может сильно колебаться. Главным образом она зависит от того, насколько удачно угнан автомобиль. Если его прежний, законный владелец получил страховку и ездит на новой машине (а значит, поиском пропажи никто не занят), цена будет невысокой.

Собственно угон для «профессионала» большой сложности не представляет. Никакие сигнализации и иммобилайзеры вас не спасут, когда за «дело» взялись опытные воры. Если нашелся один специалист, создавший сложную «противоугонку», то всегда найдется другой специалист, который изобретет способ ее вскрытия.

Аппаратура для отключения практически любой сигнализации стоит, по слухам, около 3 тысяч долларов. Путем нехитрых арифметических расчетов приходим к выводу, что эти затраты окупаются уже после 3-5 угнанных машин. Дальше эта техника работает только на прибыль. «Бывалые автолюбители» на интернет-форумах часто рассказывают о том, как наблюдали процесс угона: со стороны все выглядит так, будто человек в обыкновенный тетрис играет или плейер слушает. Постороннему не понять, что «работа» идет полным ходом.

Сама процедура вскрытия автомобиля занимает несколько секунд. Затем угонщики перегоняют машину туда, где будут перебивать номера. «Угонщики» — потому что профессионалы всегда идут на «дело» подготовленными и никогда — поодиночке. Один ведет краденую машину, другие — страхуют. Всегда есть мобильные телефоны, рации, настроенные на милицейские волны, полный набор инструментов, фальшивые удостоверения сотрудников органов внутренних дел, 300-400 долларов на «непредвиденные расходы» и так далее.

САМОЕ СЛОЖНОЕ — ЛЕГАЛИЗОВАТЬ КРАДЕНОЕ

Способов сбыта и легализации похищенных машин превеликое множество. Например, такой вариант: за сутки в «отстойнике» (простите, в гараже) автомобиль разбирается и продается по запчастям, а номера на двигателе и кузове уничтожаются. Словом, если милицейский план «Перехват» не сработает и машину не найдут «по горячим следам» — ее уже не найдут никогда. Даже если на авторынке вы узнаете эмблему от своей машины, доказать что-либо будет крайне проблематично.

Продавать краденые авто целиком — сложнее, но безопаснее: следов, то есть «левых» запчастей, не остается. Но приходится прибегать к услугам мастеров по фальсификации идентификационных номеров. В таком случае проще сначала подыскать документы на машину, а уж затем саму машину.

ЧТО МОГУТ ПАРУ ЦИФР?

Практически задаром преступники скупают разбитые в хлам машины и документы на них. Сами машины, вернее, их «останки» отправляются либо на свалку, либо по частям на авторынок. За исключением номеров на кузове и двигателе, которые используются в «работе». Заказывается угон автомобиля в Германии, идентичного разбитому, то есть той же модели, с подобным двигателем, цветом и (впрочем, не обязательно) годом выпуска и комплектацией.

По выполнении заказа документы и вырезанные номера либо отправляются за границу, где и устанавливаются на машину, либо сама машина пригоняется в Беларусь, а затем на ней перебивают номера. В итоге авто 1992-1994 года выпуска по паспорту числится как 13-15-летнее.

Можно и по-другому: перебивкой занимаются лишь на начальном этапе, когда автомобиль только что угнали. На перевалочном пункте — где-нибудь в Польше — в кузовном номере при помощи наплавления свинца изменяют несколько цифр, на новый номер изготавливают фальшивые документы и отправляют автомобиль дальше по «маршруту».

Номер двигателя на первичном этапе могут и не трогать (его на таможне не проверяют либо из-за большого потока автомобилей, либо есть «свой» человек на границе). Когда же машина попадает в Беларусь, на ней восстанавливают прежний номер. Остается лишь «купить» новый техпаспорт и «правильно» поставить автомобиль на учет.

«ПОСТАНОВКА» НА УЧЕТ

«Правильно» поставить автомобиль на учет — самый сложный этап. Механизмы бывают разные, и они всегда хорошо проработаны. Допустим, где-нибудь в глубинке, уже по новому техпаспорту, за взятку машина якобы снимается с учета. По полученной справке-счету на другом конце страны машина официально ставится на учет.

Еще через неделю — новое снятие с учета. Только по этой справке-счету автомобиль регистрируется в Минске или, лучше, в Минской области. Проверка по компьютеру мало пугает: машина раньше стояла на учете. Может спутать карты лишь сеть Интерпола, в которой ваш VIN (Vehicle Identification Number — идентификационный номер) числится за краденой машиной.

Теперь самая простая и «красивая» схема. В Германии человек, не обязательно напрямую связанный с криминалом, покупает новый автомобиль и страхует его. Спустя некоторое время (от пары дней до нескольких месяцев) автомобиль угоняется членами преступной банды.

Хозяин, естественно, получает страховку и… деньги от бандитов, которым он дал время на то, чтобы те, сев в «забытую» с открытой дверью машину, спокойно уехали в родную Польшу. Снова в каком-нибудь пригороде Варшавы изменяются номера по заводскому каталогу, да так, что после перебивки в мире появляется два автомобиля-близнеца.

ПЕРЕБИВКА НОМЕРОВ

Угонный «бизнес» — дело серьезное и имеет жесткое разделение труда: есть специалисты по угону, по изготовлению фальшивых документов и по перебивке номеров. Причем последняя «специальность» встречается гораздо реже, чем первые две. Работа, знаете ли, тонкая.

Разумеется, все тонкости «производственного процесса» выяснить невозможно (кто же даст такую справку!), но кое-что иногда становится известно из милицейских дел, из слухов, из интернет-конференций. Перебивка номера на двигателе зависит от того, где этот номер расположен.

Классические модели «Жигулей» и «Москвичи», к примеру, сложны: нужно снимать двигатель, потом стачивать фрезой номерную площадку и набивать новые номера. С «Жигулями»-«восьмерками» и «девятками» проще: номер двигателя выбит на верхней части блока цилиндров. Перебивка номеров на кузове требует особой аккуратности. Когда-то гаражные умельцы ничтоже сумняшеся вырезали «родную» номерную панель и ставили на ее место новую.

Теперь в ГАИ научились проверять сварочные швы. А «монтеры» стали отрезать весь перед автомобиля вплоть до лобового стекла, а на его место приваривать новый: в таких местах швы никто не проверяет. Конечно, без специального оборудования не обойтись. Используется итальянский аппарат высокоточной (до 0,1 мм) сварки «Чилита». На все про все уходит один рабочий день.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДДЕЛЬНЫЙ VIN

Опытный специалист в состоянии сделать безупречный поддельный номер. Но на такого «асса криминальных дел» найдется и квалифицированный эксперт, который по достоинству оценит его «труды». И уж, конечно, не на глаз. В России специальную экспертизу проводят не только государственные, но и коммерческие организации. Что касается Беларуси, то автор пока не слышал о частниках, специализирующихся в данной области.

Так что же включает в себя термин «экспертиза»? Во-первых, визуальный осмотр. Если технически «работа» выполнена филигранно, внешних следов, конечно же, не будет. Подделку может выдать лишь простое разгильдяйство преступников (а значит, криминалистам просто повезло): допустим, в том месте VIN’а, где должна быть цифра, выбита буква и т.п.

Есть ошибки и посерьезнее. Специальная табличка, где дублируется идентификационный номер автомобиля, содержит еще и закодированную информацию о комплектации автомобиля. Допустим, в коде ничего не сказано о люке в крыше авто. И если известно, что люк заводской (это устанавливается по характеру выштамповки), то вывод один: либо меняли крышу (что также опровержимо), либо номера перебиты.

Если же визуальный осмотр ничего не дал, а швы выполнены по заводской технологии, номерная деталь обрабатывается специальным составом — в местах сварки, сделанной в условиях автосервиса, появятся пятна. Или же проводится анализ лакокрасочного покрытия, ведь вваренный элемент всегда перекрашивается. Единственное, что экспертизе почти не под силу — это восстановить старый номер. Потому, что номера просто нет. А ведь по нему следственные органы могли бы найти законного владельца машины, а возможно, и угонщиков.

ПОЛЕЗНОСТЬ БАЗЫ ИНТЕРПОЛА И СИСТЕМЫ «ПОТОК»

Многие из нас при покупке автомобиля проверяют его на угон по сети Интерпола. И правильно, кстати, делают. До появления этой организации найти угнанные за границей машины было практически невозможно. Теперь шансы законных владельцев вернуть свою собственность возросли.

Система Интерпола по мере совершенствования стала огромной проблемой для автоугонщиков. Главный ее недостаток в том, что база данных «знает» только VIN-номера, по которым и разыскивается пропажа. Если же этот номер поменяли или перебили, то вся мудреная компьютерная система абсолютно бесполезна.

На некоторых постах ГАИ стоят системы слежения «Поток», напрямую связанные с базой данных по угнанным машинам. Видеокамера, соединенная с компьютером, установлена за несколько сотен метров от стационарного поста. Номерные знаки машин автоматически считываются и, если машина в розыске, система моментально выдает сигнал инспектору. Но, как и Интерпол, «Поток» не панацея. Машины крадут почти ежечасно, а база данных обновляется вовсе не каждый день. К тому же система работает исключительно по регистрационным знакам (госномерам, как их у нас называют), для смены которых достаточно отвертки.

ТАК ЕСТЬ ЛИ ПАНАЦЕЯ ОТ УГОНОВ?

Похитители автомобилей появились не вчера. Их деятельность давно отлажена и проверена временем. Прибыли баснословные при стабильном спросе. Точно так же стабилен и спрос на различные сигнализации, иммобилайзеры, блокировки и прочие противоугонные устройства, которыми рынок наполнен буквально до отказа. Впрочем, кто работает на угон, а кто — на антиугон, определить довольно сложно.

Подчас степень переплетенности организаций — законных и преступных — настолько велика, что разобраться в ней почти невозможно. Тому, кто смог установить сложную сигнализацию, не составит большого труда разобраться в ее устройстве и отключить ее. Что же остается нам, водителям? Можно разбить машину до такой степени, что она уже никакого угонщика не заинтересует, либо купить что-нибудь вроде Lister Storm или Morgan Aero 8 и наслаждаться жизнью счастливого обладателя единственного в стране экземпляра. Ни в том, ни в другом случае угонщики вашими автомобилями не заинтересуются.

СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ НЕЛИШНИМИ

Но коль скоро качественные подделки встречаются не так уж и часто, а экспертиза стоит денег и времени, большинство белорусских водителей при покупке машины предпочитают полагаться на свой зоркий глаз и интуицию. А раз так, то советуем придерживаться хотя бы минимального набора правил:

* Перед покупкой авто постарайтесь заранее выяснить особенности фирменной маркировки. Уточните, где должен быть номер VIN. Помимо этого, у машины могут быть дополнительные VIN-наклейки — узнайте, где они размещаются. Все они должны быть одинаковыми.

* Проверьте лакокрасочное покрытие около идентификационных номеров. Оно не должно отличаться от покрытия на внутренней стороне багажника, капота или моторного отсека.

* У перебитых кустарным способом номеров знаки не составляют прямой линии; они могут иметь разную высоту, глубину вдавливания, двойной контур. Пробелы между ними также могут отличаться.

* Номера на двигателе выбиваются на специально подготовленной для этого «площадке», которая вытачивается на фрезерном станке, следы от которого остаются навсегда. Кроме этого, сама «площадка» должна быть ровной, а знаки выбиты четко и глубоко.