Электромобили автомобили будущего плюсы и минусы. Транспорт будущего

В декабре прошлого года пришло время поменять свою машину. Если учитывать мои бывшие личные и служебные машины, то новый автомобиль по счету должен стать моим 12-ым транспортным средством. У меня есть опыт вождения от российской девятки и бюджетного француза Клио до немецкого Порше и британского сарая Рэндж-Ровера. В связи с этим, я уже давно не испытываю волнующего трепета присущее покупателю перед покупкой нового автомобиля. Поэтому свой выбор на этот раз я сделал по другому пути. Мне нужен был самый экономичный автомобиль в мире по доступной цене. И я такой нашел.

Типы экономичных машин:

  1. Hybrid – гибриды (совместно работающий электромотор и ДВС (двигатель внутреннего сгорания)).
  2. Plug in – раздельно работающий электромотор и ДВС. Сначала автомобиль двигается за счет электротяги, как заряд электричества заканчивается, можно переключить на бензиновый.
  3. All electric – работающий только на электродвигателе.
  4. Hydrogen fuel cell vehicle – работающий на водородных топливных элементах.

Если в России используется показатель расхода топлива литры на 100 км, то в США – количество миль на галлон. Например, в РФ расход бензина 12 литров на 100 км, то в США сколько миль ты проедешь на одном галлоне топлива – 30 миль/галлон (в галлоне 3.79 литра). Мне больше удобна вторая система, поэтому использовать будем ее.

Вне зависимости от типа автомобиля – электрический или гибрид, экономический показатель топлива рассчитывается мили/галлон.

Самый экономные автомобили на сегодняшний момент это:

  1. Toyota Prius Prime Plug in – 133 миль на галлон. Это примерно 1.8 литра на 100 км.
  2. Hyundai Ioniq Electric – 125 миль на галлон (по др. источникам 136/галлон).
  3. BMW I3 – Electric 124 миль/галлон
  4. Scion IQ -Electric 121 миль/галлон
  5. Chevrolet Bolt 119 миль/галлон
  6. Chevrolet Spark 116 миль/галлон
  7. Honda Fit EV 118 миль/галлон
  8. Volkswagen golf 116 миль/галлон
  9. Fiat 500 116 миль/галлон
  10. Nissan Leaf 114 миль/галлон

Наверно многие ожидали увидеть Теслу в списке топ 10, то Тесла не самый экономичный автомобиль и идет позади форд фокуса, шевроле вольта и многих других. Тесла субъективно самый красивый и объективно самый дорогой автомобиль, но далеко не самый экономичный. Поэтому Tesla Model S отпала у меня сразу, а Model 3 ждать еще как минимум 2 года и выложить нужно не 35 тысяч долларов за нее, а 40.

Если честно, полностью электрические машины я почти не рассматривал. К сожалению, Новая Англия не располагает пока к комфортному пользованию электромобилей. Не развитая инфраструктура: недостаточная концентрация заправок/зарядок/парковок для таких авто, холода, ничтожное количество линий “carpool” и др. У каждого автомобиля есть ограничение на передвижение на одну зарядку. Например, Bolt заявляет около 200 миль на одном заряде. Если я еду в аэропорт 70-90 миль и обратно, то должно хватить, а если на последние 10 миль не хватит? На холоде батарея быстрее разряжается. Искать где заряжаться? Да, но зарядка может занять 2-3 часа. А теперь представьте людей которых вы встретили в аэропорту сидят с вами на заправке 3 часа после 10-часового полета. Можно использовать супер зарядку? Да, но даже супер зарядка не заправит ваше авто за 5 минут, плюс свободную надо еще найти. А пока это очень трудно.

Еще хуже с водородными двигателями. В салоне дилера Тойоты нет ни одной машины Мираи. Говорят продают только в Калифорнии т.к. нет центров для замены водородных топливных элементов.

Вот эти желтые баки нужно сначала сливать, а потом заливать новое топливо.

В связи с этим, я остановился на Plug In и мой выбор пал на Prius Prime.

Бесплатная зарядка на парковке в Саусбери шт. Коннектикут.

Зарядки этого автомобиля хватает на 25 миль (40 км.). Мне на мой ежедневный маршрут как раз достаточно. Я пока ни разу не заправился горючим. Если нужно на более дальнее расстояние, то всегда есть ДВС. Недавно ездил в Нью-Йорк по делам, потом в аэропорт и обратно – это в общей сложности около 200 км. Расход топлива 3 литра бензина!

Заправки/зарядки пока бесплатные, но потихоньку многие уже начинают принимать плату. Есть соц сеть зарядок Plug Share, с помощью которой модно найти зарядку в необходимой близости. Если это будет не коммерческая зарядка, то тогда домашняя. Да, да, многие американцы не против того чтобы вы зарядили свой автомобиль у них дома бесплатно.

Синие иконки это как раз домашние зарядки. Кликаешь на нужную иконку и

Высвечивается номер телефона хозяйки и адрес. Звонишь, приезжаешь и заряжаешь свой авто абсолютно бесплатно.

Очень часто бесплатные зарядки стоят возле продуктовых магазинах, торговых супермаркетах и ресторанах. Теперь я ем не там где вкусно, а там где бесплатная зарядка.

Подытоживая плюсы:

  1. Экономичность – 1,8 литра на 100 км. Я заряжаюсь дома каждый день, поэтому на бензиновую АЗС буду ездить 2 раза в год.
  2. 0% выбросов вредных веществ в окружающую среду. Гараж у меня прямо в доме, поэтому это очень актуально. Запах от предыдущей машины улетучился.
  3. Бесшумность. Двигатель вообще не слышно.
  4. Технологичность. Обычно электромобили оснащены разного рода приятными опциями. Например у меня: Lane assistant (держит линию на трассе), HUD (можно вывести приборы на лобовое стекло. Например скорость будет высвечивать прямо на стекле), управление с телефона (можно включить машину с айфона пока чистишь зубы, чтобы она прогрелась прямо в гараже. Выхлопов нет). Emergency stop – на небольшой скорости сама останавливается. Очень кстати в пробке удобно. И др.
  5. Парковка. Есть специальные парковочные места для электромобилей. Обычно они в самых лучших местах, также как и для инвалидов.
  6. Разрешено ездить по линиям “carpool”. Обычно ими пользуются автобусы, такси, скорая помощь, машины в которых больше 2-х пассажиров и электромобили.

Теперь минусы:

1. Электричество не бесплатное. Да, пока есть бесплатные заправки, но они начинают исчезать. Возможно через пару лет их и вовсе не останется. Не исключено, когда большинство пересядет на электромобили, электричество будет дороже бензина. А пока так: 1kw – от 7-12 центов. Чтобы зарядить мою батарею 8.8kW я трачу примерно 50 центов. Ночью расценки на электричество ниже.

2. Желателен гараж.

3. Каждый день приходится ставить на зарядку. Прямо как телефон. Полостью заряжается от домашней (120 В.) розетки за 5 часов. Можно купить 240 или 480 В. зарядки, тогда время пребывания машины на зарядке сократится.

Нельзя использовать обычный удлинитель. Он может быстро воспламениться.

4. Недостаточное количество зарядок.

5. Долгое ожидание зарядки от 40 минут до 5 часов. Есть несколько уровней зарядок:

Первый- 120 В. (обычно такие дома).

Второй – 240 В.

Третий – 480 В.

Четвертый уровень или супер зарядка. Обычно только для Теслы.

Вот так выглядет бесплатная зарядка второго уровня (240 В.).

Многие платные зарядки принимают Apple Pay или специальную карту Charge Point. Как вы знаете, лучшая модель бизнеса не продать что-то за дорого, а продавать по-немногу но пожизненно. Сейчас в штатах потихоньку многие переходят на такую модель. В том числе и электрические заправки. Например, нельзя зарядиться один раз на 50 центов, нужно купить членство с ежемесячным платежом 19 долларов 99 центов с безлимитным количеством зарядок. Это конечно хорошо, но я пока заправляюсь только 7-9 раз в месяц и мне не очень, то выгодно. Думаю, что скоро всех пересадят на такую систему и будем еще с грустью вспоминать грохочущее и вонючее, но очень родное детище Готлиба Даймлера.

Вывод: Если хотите купить электрическую машину и экономить, то покупайте прямо сейчас. Потом уже будет поздно.

С каждым днем становятся все более популярными. И это касается не только технологической комплектации, которая совершенствуется с выходом каждой новой модели, но и преимуществ использования с точки зрения экономии топлива.

2017 стал лучшим годом по количеству проданных электромобилей. Почти 200 тысяч приобретено только жителями США. С увеличением спроса многие включают в свое производство выпуск таких машин. Рост спроса и, соответственно, продаж продолжается.

Но вместе с преимуществами, которыми обладают электромобили перед альтернативными бензиновыми и дизельными моделями, есть и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Главные преимущества

Охрана окружающей среды

Езда на любом электромобиле означает, что используется транспортное средство с нулевым выбросом в атмосферу. Учитывая, что глобальное потепление оказывает все больше негативного воздействия на планету, каждый владелец машины на электрическом топливе участвует в создании благоприятного климата как для себя, так и для будущих поколений.

Практически бесшумны, поэтому на городских дорогах уменьшится не только загазованность, но и станет тише.


Минимальный износ комплектующих двигателя


Двигатель электрических транспортных средств запускается с помощью аккумуляторных батарей и не требует механического воздействия. Происходит минимальный износ мотора во время эксплуатации. Кроме этого, в электромоторе отсутствует огромное количество деталей, присущих двигателю внутреннего сгорания. Это значительная экономия средств как при ремонте, так и во время эксплуатации. , свечей зажигания, форсунок и пр. Главной задачей водителя электромобиля станет техническое обслуживание аккумулятора.

Идеал для городских дорог


Передвижение по городу предполагает частые остановки и последующие запуски мотора. Если для бензиновых моделей это некоторая проблема, то для электромобилей — достаточно приемлемый режим езды. Для города приобретение электромобиля — идеальный выбор.


Экономия топлива


Владельцы электромобилей значительно . Даже при использовании транспорта на газу электричество обходится в разы дешевле. А по отношению к бензину или дизелю экономия превышает 80%.

Кроме того, многие станции и рабочие места предлагают бесплатную зарядку, а некоторые модели можно заряжать в комфортных домашних условиях.

Недостатки использования


Нехватка станций подзарядки


Ограничения в инфраструктуре для зарядных станций - главное неудобство, с которым могут столкнуться . Это становится проблемой, если предполагается поездка за город — необустроенность загородных трасс в сравнении с городскими улицами составляет до 70% даже в развитых европейских странах.

Жителям мегаполиса практически невозможно зарядить батарею автомобиля в квартире. Если по близости нет станции, то использование машины может стать проблемой.


Диапазон расстояния


Многие электроавтомобили имеют стандартный диапазон преодоления расстояний на одном заряде батареи. Но водители отмечают, что эта цифра часто не соответствует реальному расстоянию, которое автомобиль преодолевает на одном заряде аккумулятора. Погодные условия играют значительную роль. Например, в мороз расстояние может сократиться на 40% даже при езде на средней скорости. Использование электромоторов может стать нецелесообразным для климата с холодной и долгой зимой.

Самый лучший на сегодня электромобиль, который предлагает , может преодолеть максимальное расстояние на одном заряде аккумулятора 450 км. Но эта цифра ничтожна, если сравнивать максимальное расстояние, которое может проехать любой автомобиль на бензине. Кроме этого, модель S 100D пока является эксклюзивной разработкой. Среднее расстояние, которое преодолевают большинство электромобилей на одном заряде, не превышает 350 км.


Стоимость


электромобилей не позволяет сегодняшнему потребителю полностью реализовать желание приобрести качественную и безопасную машину. Несмотря на то, что правительства европейских стран предлагают государственный кредит и большие ценовые скидки для покупателей электромашин, ажиотажа пока не наблюдается — многим просто дорого покупать электромобиль даже за треть цены.

Электрокары медленно, но уверенно завоевывают автомобильные рынки по все миру. Что стоит знать о них сейчас, чтобы подготовиться к безопасной и удобной эксплуатации в будущем?

Что такое электромобиль

Электромобиль — это автомобиль с электромотором, работающий от аккумулятора . В отличие от автомобилей с ДВС, электрокары не вредят экологии и не создают шум, потому что вместо бензинового двигателя в них установлена батарея. Наиболее эффективной и поэтому наиболее популярной является литий-ионная батарея, так как она может содержать наиболее количество энергии, ее вес меньше аналогов, а также она пригодна для вторичной переработки.

Основные типы электромобилей

  1. Полностью электрические . Зарядка производится только в неподвижном состоянии транспортного средства. Преимуществом является отсутствие шума и вредных выбросов. Что касается времени зарядки, то понадобится около 8 часов, чтобы автомобиль был в полной готовности и мог проехать до 150 км. Зарядная станция может восстановить 80% заряда батареи всего за 15-30 минут.
  2. Гибридные . Такие автомобили работают на двух двигателях — бензиновом и электрическом. Основная нагрузка ложится на бензиновый мотор, а электрический только помогает. Запас хода довольно большой, учитывая то, что большую часть времени автомобиль работает на бензине.
  3. Подключаемые гибриды . Автомобиль работает как от электрического, так и от бензинового моторов. Основная роль отводится электромотору, бензиновый двигатель задействован в моменты, когда скорость стремительно увеличивается. Это позволяет автомобилю иметь большой запас хода, при небольшом расходе топлива. Зарядка автомобиля производится от обычной сети (бытовой).
  4. На топливных элементах . Автомобили такого типа питаются энергией выработанной физико-химическими реакциями. Электричество, которое вырабатывается при контакте водорода с катализатором и кислородом снабжает энергией мотор и аккумулятор автомобиля. Заправлять автомобиль нужно на специально приспособленных станциях.

Плюсы электромобилей

  • Не имеют вредных выбросов . Для некоторых автолюбителей понимание того, что электромобили не вредят окружающей среде, является достаточной причиной для инвестиций в этот тип транспортного средства. У электромобилей даже нет выхлопной системы, поэтому они не имеют выбросов. А поскольку транспортные средства, работающие на топливе, производят выбросы в атмосферу, переход на электромобиль может поспособствовать очищению атмосферы от вредных веществ.
  • Обслуживание . Поскольку для функционирования электрического автомобиля не требуется моторное масло, то регулярное посещение автосервиса для его замены также не нужно. Кроме того стоит отметить, что тормоза на электромобиле обычно изнашиваются медленнее, чем на обычном автомобиле.
  • Тихая работа . Наверняка многие хоть раз передвигались по оживленной дороге или ехали в час пик, и замечали, насколько шумными могут быть обычные автомобили. Электромобиль же наоборот работает очень тихо, и даже с близкого расстояния можно не заметить, что он проехал рядом. На самом деле они настолько тихие, что в некоторых странах водителей обязали установить устройства, производящие шум, чтобы предупредить пешеходов о приближении автомобиля.
  • Экономичность . Еще одним неоспоримым преимуществом, являются затраты на использование электромобилей. Цену на электричество, или, скорее, связанные с ним расходы, предсказать гораздо проще, чем изменение цен на топливо. Кроме того, сегодня все больше и больше людей предпочитают использовать альтернативные источники энергии, такие как солнечные батареи, и это позволяет получать энергию намного дешевле, что в свою очередь снижает затраты и на обслуживании электромобиля.
  • Комфорт . Электрический автомобиль во многих отношениях более удобен в использовании, чем автомобили с ДВС. Его физически намного проще водить и намного легче контролировать, а также благодаря тихой работе, водителя не будет раздражать постоянный шум двигателя.

Недостатки

  • Небольшой запас хода на одном заряде . Если брать средние показатели, то электромобили с полностью заряженным аккумулятором могут проехать от 100 до 300 км. Однако следует помнить, что использование кондиционера, радиоприемника или других устройств, потребляющих электроэнергию, уменьшит запас хода.
  • Заправки . Так как электрокары еще не имеют массового распространения, то могут возникнуть проблемы с поиском заправки. Кроме того, для полной зарядки необходимо оставить автомобиль на несколько часов подключенным к станции. Также стоит отметить, что при минусовой температуре потребление энергии увеличивается, что снижает продолжительность работы транспортного средства.
  • Цена . Также существенным недостатком является цена. Автомобили с электроприводом стоят в несколько раз дороже, чем аналоги. Кроме того, покупка автомобиля — это еще не все, так как часто приходится устанавливать специальные устройства для зарядки транспортного средства, а также покупать кабели, позволяющие заряжать их от домашней розетки.
  • Слишком тихие, поэтому опасные . Стоит также отметить такой интересный факт — многие люди считают тихую работу автомобиля недостатком. Пешеходы, которые привыкли к шуму автомобилей, могут просто не заметить движение транспортного средства.
  • Сервис . Относительно высокая надежность, упомянутая выше, является большим преимуществом, но что делать, если автомобиль сломается? К сожалению, на данный момент существует относительно мало сервисов, которые могут обслуживать электрокары. Людям, живущим в небольших городах, придется перевозить машину в сервисные центры, которые, как правило, находятся очень далеко, а это дополнительные расходы.

Вывод

Очевидно, что электромобиль это транспортное средство, у которого впереди светлое будущее. Сегодня практически все крупные автопроизводители работают над тем, чтобы электрокары не уступали автомобилям с ДВС, и при этом имели соизмеримую цену. Поэтому уже в ближайшем будущем по дорогам будут ездить бесшумные и экологически безвредные транспортные средства, которые избавят водителей от переплат за потребляемое топливо.

Электромобиль это автомобиль, который приходит в движение от одного или нескольких электродвигателей за счет автономного источника энергии (аккумулятора).

История:

Когда появился первый автомобиль с электромотором сейчас установить уже практически невозможно, в XIX веке достаточно много изобретателей конструировали различные модификации автомобилей, которые приводились в действие электродвижущей силой.

Но все же первое упоминание о появление такой конструкции есть, и оно приходится на 1828 г. тогда выходец из Венгрии Аньос Джедлик сконструировал маленький, примитивный электромобиль который больше напоминал современную доску для скейтборда, на которую установили электромотор.

К сожалению или нет, но тогдашнему буму развития автомобилей на электрической тяге мешала сложная система преобразования тока для подзарядки аккумуляторов, да и сами аккумуляторы были очень громоздкими, имели низкую плотность заряда и множество других несовершенств. К тому же электродвигатели сначала вступили в конкуренцию с паровыми двигателями, а в дальнейшем и с двигателями внутреннего сгорания. Устройство автомобиля с ДВС, после ряда доработок, стало в не конкуренции, почитайте об этом тут http://cars-repaer.ru . Только сейчас стало всё по серьёзному меняться.

Электрический аккумулятор:

Это источник электрического тока многоразового действия, в котором за счет обратимых химических процессов обеспечивается многократная зарядка и разрядка батареи.

Одной из главных проблем для современных электрических аккумуляторов и аккумуляторов для электромобилей, особенно это их, достаточно низкая емкость заряда. Для такого автономного устройства как электромобиль, которое должно передвигаться на большие расстояния и при этом должно обеспечивать такой же уровень комфорта, как и обычный автомобиль, емкость электрической батареи является критически важной.

Недостаточная емкость аккумулятора, не единственный существенный недостаток для электромобилей, так же существенным недостатком, мешающим массовому внедрению электромобилей является отсутствие необходимой инфраструктуры, в которую должны входить авто зарядные станции, и отдельные электрические сети так как обычные сети будут сильно перегружены при одновременной зарядке множества автомобилей.

Электродвигатель:

Электродвигатель это устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую движущую силу.

Работа электродвигателя состоит в принципе электромагнитной индукции, это появление электрического тока при изменении магнитного поля в замкнутом контуре обмотки. Современные электродвигатели используются в самых разных отраслях промышленности и в быту, а также на электромобилях. В автомобилях на электрическом приводе чаще всего используются трехфазные двигатели переменного тока повышенной компактности и мощности. Электродвигатели обладают огромными преимуществами по сравнению с двигателями внутреннего сгорания это:

Экологически безопасный в эксплуатации

Малый вес и компактность

Простота в обслуживании и долговечность

Возможность перевода в режим генератора

Серьезных недостатков у автомобильных электродвигателей нет.

В последнее время крупные фирмы производящие электромобили стали использовать систему мотор-колесо. В это системе электродвигатель с различными агрегатами устанавливается непосредственно в колесо, которое отличается от обычного автомобильного колеса и имеет свою собственную конструкцию. Благодаря такому решению в конструкции автомобиля можно отказаться от трансмиссии как таковой, что приводит к упрощению строения электромобиля, его обслуживанию и снижению веса.

Недостатки и преимущества электромобилей:

Преимущества:

Простота технического обслуживания

Низкая пожаропасность при авариях

Более высокая экологичность при эксплуатации

Простота конструкции и долговечность работы деталей

Меньший шум и отсутствие вибраций

Высокая плавность хода и динамика

Недостатки:

Не достаточно высокая емкость современных электрических аккумуляторов и долгое время их заряда

Отсутствие соответствующей инфраструктуры

Высокая стоимость литиевых батарей

Большой вес свинцовых батарей и сложность их утилизации

Современные электромобили далеко ушли от своих предшественников, и ничем по комфортабельности не уступают автомобилям с двигателями внутреннего сгорания и гибридными двигателями, а по некоторым техническим и эксплуатационным характеристикам даже превосходят их. И уже не остается никаких сомнений, что электромобиль это автомобиль будущего причем не далекого, а самого ближайшего.

________________________________________________________________________

Э лектромобиль - это модно и экономично, например, в солнечной Калифорнии или сознательной Европе. Есть ли будущее у авто на электротяге в России, разбираемся на примере Mitsubishi i-MiEV.

Ваше жаркое летнее утро начинается не с чтения новостей и не с чашки кофе. Вы даете команду вашему электромобилю, припаркованному под окном, остудить салон до приемлемых 23 градусов. Потому что так экономичнее: он ведь сейчас подключен к городской зарядке, и пока есть время выставить температуру по ночному тарифу. Когда вы сядете в машину, она будет полностью заряжена, а температура - настроена. Пополнить заряд можно будет на стоянке около офиса во время рабочего дня или около кафе в обеденный перерыв: машина подзаряжается там, где вам удобно. И это уже происходит в Москве.

Такую футуристическую картинку с уверенностью в голосе рисует Сергей Черненко, управляющий по связям с общественностью Mitsubishi Motors. Японский электромобиль i-MiEV - пока что единственный электрокар, который официально продается в России. Другие производители электрокаров не спешат выходить на российский рынок. Даже договоренность Renault с "Почтой России" об аренде 12 электрокаров была расторгнута.

Основная выгода от перехода на электромобили - экологическая, ощутить которую горожане смогут не через десятки лет, а уже сейчас. В крупных городах России на транспорт приходится до 90% вредных выбросов, а электрокары этого недостатка полностью лишены. Воздух, которым мы дышим, будет гораздо чище, если автовладельцы будут выбирать экологичные машины. К тому же электромобиль движется очень тихо: нет звука мотора, так что эти машины могут снизить и шумовое загрязнение.

Со своим электромобилем на российский рынок Mitsubishi вышла два года назад. По словам Сергея Черненко, на тот момент в России мало кто интересовался этим видом транспорта: "Мы выступали на всех форумах, где могла быть затронута тема экологического транспорта, рассказывали про электромобили и про i-MiEV, устраивали тест-драйвы. Рынок не просто был пустой -его фактически не было". Первым крупным соратником Mitsubishi на пути внедрения в России экологичных машин стала компания МОЭСК, которая начала строить первые зарядные станции. Энергетики подключились к проекту, чтобы решить свои проблемы с перепадами потребления электричества. Как объясняет Сергей Черненко, если 1,5% всех автомобилей будут по ночам заряжаться от розетки, энергетики смогут выровнять эти перепады до приемлемого для себя уровня. К тому же увеличение электромобилей подстегивает инновационное развитие сетей.

Главное, что беспокоит экологов, - это утилизация аккумуляторов. Батареи содержат литий-ион и другие опасные химические вещества. Пока что в мире утилизация отработавших аккумуляторов хоть и существует, однако не поставлена на поток. Просто потому что в выпущенных машинах батареи не выработали свой срок годности. Но в Mitsubishi считают, что внедрение таких технологий - задача ближайших лет, а не сегодняшнего дня. "Производители готовы выкупать отработавшие батареи, переоснащать их новыми технологиями и ставить в новые машины. А энергетики предлагают использовать старые аккумуляторы в качестве хранилища для лишней электроэнергии, которая вырабатывается в часы спада потребления", - комментирует Сергей Черненко.

Другая головная боль производителей электрокаров - безопасность пассажиров. В батарее может произойти возгорание, при попадании автомобиля в воду - замыкание. Но в Mitsubishi уверяют, что четыре десятка лет разработок не прошли даром: "В наших электрокарах стоит целый ряд защитных механизмов - усиленный металлический кожух для батареи, воздушная система охлаждения аккумулятора. В машине есть детекторы, которые отключат электронику, если внутрь попадет влага или возникнут какие-то неполадки, так что возгорание или удар током полностью исключены".

Все с теми же батареями связан главный недостаток электрокаров с точки зрения водителя: ограниченный запас хода. Аккумулятор в i-MiEV весит 300 килограммов. Чтобы проехать на нем обещанные Mitsubishi 150 километров, машину от обычной розетки в 220 вольт нужно заряжать всю ночь - от 6 до 7 часов. Если включить по дороге печку или кондиционер, то запаса энергии не хватит даже на это расстояние. Поэтому совершенствование батарей - задача номер один для всех производителей электромобилей и, конечно, для Mitsubishi. "Можно поставить в машину две батареи, и тогда она сможет проезжать не 150 километров, а 300, - рассказывает Сергей Черненко. - Но и весить такой автомобиль будет еще на 300 килограммов больше, а заряжаться - 12 часов". Сейчас наши инженеры работают над тем, чтобы увеличить мощность батареи, но оставить ее того же веса и размера. К тому же батарея - самая дорогая часть электромобиля, ее доля доходит до 50%, и увеличение запаса за счет числа аккумуляторов сильно скажется на цене, которая и так немаленькая: i-MiEV в России компания "ММС Рус" продает за 1,8 миллиона рублей.

Конечно, для передвижения по городу заявленного километража должно хватить с избытком, а i-MiEV и позиционируется как городской автомобиль. Зарядных станций - муниципальных и компании МОЭСК - в Москве пока около 50 в разных районах города, не только в центре. К 2020 году правительство столицы планирует построить еще 2 тысячи, из них три сотни - станции быстрой зарядки с прямым напряжением 500 вольт, где можно полностью зарядить электрокар за 20 минут. Сергей Черненко объясняет: "Развитие инфраструктуры играет еще и роль подстраховки, потому что философия использования электромобилей отличается от использования бензиновых авто. Электрокар можно заряжать, как мобильный телефон, приехали домой, поставили на ночь на зарядку. Днем приехали в торговый центр, 3 часа погуляли - получили 30-40% заряда и отправились дальше". В Mitsubishi уверяют, что эффекта памяти у их i-MiEV нет: согласно проведенным в Японии тестам, за 10 лет батарея сохраняет 80 и более процентов своей емкости. Стоит полная зарядка батареи около 30 рублей по дневному тарифу и 10-15 рублей по ночному.

Так что, помимо дополнительных очков за экологическую ответственность, потенциальный покупатель i-MiEV может еще существенно сэкономить на бензине. За те же 150 километров вместо 15 рублей владелец авто с двигателем внутреннего сгорания заплатит минимум 500 рублей, а в месяц набежит приличная сумма.

На этом плюсы не заканчиваются. Уже сейчас в центре Москвы электромобиль можно припарковать бесплатно, обсуждается возможность проезда по выделенным полосам -по аналогии с большинством крупных европейских городов.

Сергей Черненко с особым энтузиазмом рассказывает про еще одно преимущество электромобилей - ощущение от вождения: "В салоне абсолютная тишина, только на скорости свыше 100 км/ч появляется шум покрышек. Такое чувство, что ведешь маленький троллейбус".

i-MiEV для Mitsubishi - пробный шар, а не продукт, приносящий прибыль. Уже в этом году компания планирует представить на российском рынке электровнедорожник с увеличенным запасом хода Outlander PHEV. К электрическому двигателю в нем может подключаться бензиновый, увеличивая проезд без подзарядки со 180 до 880 километров. При этом Outlander PHEV можно использовать как 100-процентный электромобиль, ведь запас хода на чистом электричестве превышает 60 км.

Есть ли будущее у электромобилей

Пока что единственный представленный в России электрокар Mitsubishi i-MiEV - товар штучный и эксклюзивный. При стоимости почти в 2 миллиона рублей за полтора года в стране было продано более 100 машин, к концу 2013-го компания планирует продать еще столько же. Цены должны снизиться, если государство поддержит производителей, уверен Сергей Черненко. Обнуление ввозных пошлин на электрокары - это снижение цены минимум на 20%. Машины станут покупать чаще, производить больше, будет строиться больше зарядных станций, развиваться инфраструктура, а также заработает эффект масштаба.

Сделать электромобиль более доступным поможет и снижение остальных налогов. В Калужской области для стимулирования перехода на экологичные авто для их владельцев был отменен транспортный налог. Правда, i-MiEV под транспортный налог и так не попадает. В Москве, например, им облагаются машины от 70 лошадиных сил, а в электрокаре Mitsubishi их всего 67.

Во многих странах Европы правительства оказывают серьезную поддержку сознательным автовладельцам, которые решили пересесть на электрокар. Так, в Норвегии покупатель автомобиля на электротяге за счет всех льгот может сэкономить до 20 тысяч евро, а в Лондоне бесплатно передвигаться могут только электромобили, за въезд в город на обычном авто приходится платить по 9 фунтов в день (450 рублей).

В Mitsubishi считают, что поддерживать электрокары нужно не все время, а лишь в ближайшие несколько лет: к 2020 году доля электромобилей среди всего автотранспорта в России должна достигнуть 7-10%, и тогда помощь государства уже не понадобится. К этому времени Mitsubishi планирует ставить электродвигатель в каждую пятую выпускаемую машину, и все модели будут доступны в электромодификации. В России эти авто будут пользоваться спросом во многом благодаря усилиям Mitsubishi по созданию рынка.

Александра Латышева