Как правильно прикурить от другого автомобиля или аккумулятора. Прикуривание автомобиля без ущерба для его «здоровья Схема прикуривания аккумулятора

Любой водитель, касается ли это опытного «гонщика» со стажем или только севшего за руль новичка, может столкнуться с разрядившемся аккумулятором. Часто тому виной может стать многократные неудачные попытки завести двигатель или же продолжительная работа фар при выключенном движке. Но иногда причина может быть глубже – обрыв приводного ремня, повреждения проводки или же порча самого генератора. В некоторых случаях, проблема кроется в аккумуляторной батареи – например, упал уровень электролита. Иногда, в условиях суровой российской зимы, электролит в аккумуляторной батарее может попросту замерзнуть.

Разумеется, в подобных случаях самое грамотное – это произвести зарядку аккумулятора с помощью специального зарядного устройства, или же даже произвести замену аккумулятора. Но, что делать, если ситуация с разрядившимся аккумулятором застала вас вдали от гаража и сервиса? В таком случае не обойтись без процедуры, которую называют «прикуриванием» — заключающейся в запуске двигателя с помощью аккумулятора другого транспортного средства. Хотелось бы сразу опровергнуть имеющий хождение в определенных кругах автолюбителей миф о том, что прикуривание может быть вредно для автомобиля-донора. На самом деле, при правильном проведении данной процедуры, никакого вреда для автомобиля не может быть нанесено в принципе. В инструкциях некоторых автопроизводителей есть даже специальный раздел о том, как правильно прикурить севшую аккумуляторную батарею от другой машины, с подробными схемами и картинками.

Перед тем, как переходить к непосредственным инструкциям по осуществлению данного процесса, хотелось бы дать несколько рекомендаций по безопасности.

Во-первых, никогда прикуривайте машину с дизелем от машины с бензиновым двигателем. Дело в том, что дизельный двигатель требует куда больше энергии для своего запуска и, скорее всего, энергии ему не хватит.

Во-вторых, не производите данную процедуру, если из под капота машины, нуждающейся в прикуривании, доносится запах кислоты или жженого пластика. Такой машине, скорее всего, прикуриванием делу не поможешь и спасти ее может только буксировка в ближайший автосервис.

Кроме того, не следует малолитражкам прикуривать машины значительного объема, например 6-литровый грузовик точно не получится завести таким способом.

Чего не стоит делать при прикуривании от другого авто

Многие автолюбители, в боязни за заряд своего аккумулятора, позволяют производить прикуривание только при запущенном двигателе своего автомобиля. Однако, на самом деле, от такого «хака» автомобиль-донор только пострадает. Дело в том, что в тот момент, когда произойдет разряд на стартер прикуриваемого автомобиля, напряжение на клеммах автомобиля-донора значительно снизится. Это повлечет за собой ряд проблем – начиная от перегрузки генератора и кончая проблемами блока управления впрыска топлива. Кроме того, могут пострадать и другие электронные системы автомобиля. Особенно это касается машин, имеющих инжекторный двигатель.

Итак, как же правильно прикурить автомобиль?

Прежде всего, перед тем, как производить прикуривание, многие водители забывают о важной мелочи – перед процедурой необходимо полностью вырубить всех потребителей энергии на обоих автомобилях и отключить зажигание. На всякий случай, активируйте ручной тормоз.

В случае, если двигатель запускаемого автомобиля имеет карбюратор, уберите провод от минусовой клеммы аккумулятора. И хотя среди специалистов по двигателям нет единой позиции по данному вопросу, нельзя исключать, что ваш аккумулятор подвергся глубокой разрядке и, в таком случае, момент прикуривания может нанести ему серьезный вред. Перед тем, как запустить севший автомобиль, следует немножко подзарядить аккумулятор.

Для этого подсоедините плюс заряженного аккумулятора с плюсом разряженного. Минус заряженного аккумулятора соедините с «массой»(специальным штырем на аккумуляторе), или, в случае ее отсутствия, с любой неокрашенной деталью двигателя автомобиля-пациента. При этом, во избежание короткого замыкания, сначала плюсовой кабель, имеющий красные зажимы, подключите к плюсовой клемме севшего аккумулятора, и только потом – другой конец подсоедините к плюсу заряженной батареи автомобиля-донора. Между тем, минусовый кабель следует сначала присоединить к минусу заряженного аккумулятора, и только потом – к массе или другой детали двигателя.

Далее, в автомобиле, служащим источником заряда, следует произвести запуск двигателя исправной машины и дать ему поработать вхолостую, а потом и на средних оборотах в течении 5-7 минут. После данных процедур следует заглушить мотор исправной машины и лишь после этого запустить мотор аварийного автомобиля.

При старте заводимого автомобиля не следует давить на педаль газа – это может привести к повреждению всех электронных систем обоих автомобилей, так как при данных процессах напряжения в бортовых сетях не регулируются специальными системами.

Вам удалось завести автомобиль: что дальше?


Если вам удалось завести автомобиль,
просто оставьте на 3-4 минуты до того момента, как он начнет нормально работать на холостом ходу. Потом уберите провода, используемые для прикуривания в последовательности, обратной их подключению: сначала отсоедините минусовый провод, подсоединенный к «массе» заводимого автомобиля, потом отсоедините кабель от плюсовой клеммы спасенной машины. Далее, автомобиль должен немного поработать на оборотах не ниже средних. Данная мощность необходима для заряда сильно посаженного аккумулятора. В противном случае, мотор может снова заглохнуть. Впрочем, такое может случиться и в том случае, если неисправен сам генератор – в этом случае рекомендуем заряжать аккумулятор от специального зарядного устройства или же произвести проверку генератора.

Если же вас постигла неудача, и завести автомобиль не удалось, повторять попытку не следует до того, как пройдет полминуты. Только по прошествии 30 секунд можете снова попробовать завести машину-пациента. Если после 2-3 попыток так и не удается завести мотор, неисправность нужно искать в другом месте.

Для проведения вышеуказанных манипуляций, крайне рекомендуется использовать толстые провода. В качестве оценки, для двигателя, имеющего объем в 1.5 литра – минимальное сечение провода не должно быть меньше 16 квадратных миллиметров. Это соответствует диаметру провода в 4.5 миллиметра. Оптимальная же площадь – около 70 квадратных миллиметров(диаметр – 9.5 миллиметров). Использовать для прикуривания можно только медные провода с прочной, но мягкой изоляцией. Лучше всего, в качестве изоляции подойдет силиконовая. Если провода имеют зажимы, то соединение должно быть пропаяно. Оптимальная длина – 1.5-2 метра.

Перед тем, как производить процесс прикуривания, проверьте, чтобы автомобили ничем не касались друг друга.

После удачного прикуривания, перед отсоединением проводов, следует снизить возможный скачок напряжения. Скачок напряжения вызван тем, что в тот момент, когда два автомобиля с разными батареями соединены друг с другом, между ними устанавливается одинаковое, среднее напряжение. В момент отсоединения, напряжение в бортовой системе каждого автомобиля возвращается на круги своя. Для компенсации скачков напряжения, например, можно включить вентиляцию и обогрев заднего стекла в автомобиле-пациенте. Автомобиля-донора это не касается, если вы последовали рекомендациям и заглушили в нем мотор до того, как принялись стартовать аварийный автомобиль.

Таким образом, теперь, когда вы знаете особенности и тонкости процедуры прикуривания, для вас она более не будет представлять никакой опасности. Тем не менее, при первом ее проведении, крайне желательно, чтобы рядом находился человек опытный, причем разбирающийся в особенностях работы движка разных моделей автомобилей. Ведь случаются ситуации, когда двигатель новой иномарки приходится заводить от аккумулятора старого «жигуленка» и наоборот. Желаем вам удачи!

Наверное, не стоит объяснять, что завести автомобиль с севшим аккумулятором можно от батареи другой машины при помощи двух проводов. Другой вопрос: как и что нужно делать, чтобы не угробить автомобили так называемым “прикуриванием”?

Как правильно “прикурить” автомобиль от другой машины?

Во-первых, отключить зажигание обоих автомобилей.

Во-вторых, закрепить один конец красного провода (как правило, красный кабель подключают к “+”, а черный - к “-”) на плюсовые клеммы аккумулятора автомобиля-донора и машины с севшей батареей. А затем проделать эту же операцию с черным “минусовым” проводом с одной лишь разницей: у автомобиля с разряженным аккумулятором зажим кабеля нужно подключить не к “минусу” батареи, а к неокрашенному металлу двигателя или “массе”, если она выведена отдельно.

В-третьих, завести мотор машины с севшей батареей. Если не выходит, то, скорее всего, аккумулятор автомобиля-донора недостаточно заряжен или проблема машины-реципиента кроется не в разряженной батарее (вероятно, в системах питания и зажигания).

В-четвертых, отсоединить провода в обратной последовательности, чтобы их зажимы ни в коем случае касались друг друга во избежание короткого замыкания.

Советы и “лайфхаки” по “прикуриванию”

- Почему на автомобиле с севшим аккумулятором нужно подключить минусовую клемму к “голому” металлу двигателя, а не к батарее? Дело в том, что в последнем случае энергия от аккумулятора-донора будет направлена на зарядку разряженной батареи, а не на пусковой импульс к стартеру машины-реципиента. Подключение аккумуляторов напрямую допускается, однако это либо не поможет (если батарея автомобиля-реципиента сильно разряжена) или может быстро “посадить” рабочую батарею. А на некоторых современных автомобилях подсоединяться напрямую к аккумулятору вообще не допускается, а иногда даже невозможно (батарея спрятана в труднодоступном месте по соображениям компоновки и безопасности). В этом случае обычно предусмотрена специальная “плюсовая” клемма, которая обычно выводится в удобное место под капотом.

Немаловажно соблюдать и последовательность подключения проводов (сначала “плюсы”, потом “минусы”). Необходимо это лишь для дополнительной безопасности: если мы вначале подключим минусовой провод, то случайное касание плюсовым кабелем любой металлической детали вызовет короткое замыкание.

- Можно ли сразу отключать провода после успешного запуска двигателя? Да, можно. Но, если вы подключили аккумуляторы параллельно, то рекомендуется, чтобы машина поработала какое-то время для восполнения энергии севшей батареи.

- Может ли “прикуривание” стать причиной выхода из строя электроники одного из автомобилей? Никакой существенной нагрузки на проводку обоих машин такая операция не оказывает. Если, конечно же, соблюдать ряд обязательных правил. В частности, не рекомендуется "прикуривать" дизельный двигатель от батареи автомобиля на бензине (и наоборот), поскольку так называемые дизельные аккумуляторы имеют более высокую мощность. Также характеристики номинального напряжения обеих батарей должны быть равны (12 вольт). В противном случае появляется риск скачков напряжения в сети, который может привести к перегоранию предохранителей или отказу некоторого электрооборудования. Впрочем, чтобы вообще не беспокоиться, можно просто отсоединить батарею-донора (или снять минусовую клемму) и спокойно “прикуривать”: ничего не сгорит. Но долго это делать не рекомендуется, поскольку аккумулятор-донор может разрядиться.

Еще совет: обращайте внимание на состояние севшей аккумуляторной батареи. Если из нее вытекает рабочая жидкость (электролит), сам АКБ горячий или издает специфический запах кислоты, то "прикуривать" опасно. Скорее всего, такая батарея вышла из строя и выделяет слишком много водородно-кислородой смеси, которая может легко воспламениться даже при наличии малейшей искры.

- Какие есть еще альтернативные способы запустить двигатель автомобиля с севшим аккумулятором? Самый простой способ - завести машину ходом (с “толкача” или на сцепке с другим автомобилем, если это позволяет трансмиссия). На самый крайний случай можно попробовать “прикурить” автомобиль от исправной машины с заведенным двигателем, который в этом случае выступает в роли генератора для реципиента. Опасность в том, что нагрузка на генератор автомобиля-донора серьезно увеличивается и может спровоцировать выход из строя электроники или тех же предохранителей. Чтобы свести к минимуму все риски, рекомендуется выключить в исправной машине все потребители энергии (фары, подогрев сидений, аудиосистему и т.д.), разгрузив тем самым генератор.

Если по каким-то причинам у Вас нет возможности завестись от другой машины, то помочь может так называемый пускатель, который работает от сети или от встроенной батареи. Принцип такой же, что и с традиционным “прикуриванием”. Единственный нюанс: пускатели со встроенным аккумулятором рассчитаны примерно на 1-2 попытки, т.к. емкость батареи ограничена.

А чтобы увеличить шансы успешного запуска двигателя, лучше воспользоваться народным и проверенным методом: отключить аккумулятор и поместить его на некоторое время в емкость с горячей водой или поставить в теплом месте. Если с батареей все в порядке, то, скорее всего, при согревании ее рабочие характеристики и пусковой ток повысятся.

Однако, если все вышеупомянутые способы не помогли, первое, на что следует обратить внимание, - свечи зажигания. Они могут работать неэффективно, а многочисленные попытки запустить машину, вероятно, станут причиной образования в камере сгорания избыточного количества топлива, которое не позволит завести двигатель. В этом случае стоит сначала продуть камеру сгорания (выжать педаль газа “в пол” и прокрутить двигатель около десяти секунд), а если и это не помогло, то заменить свечи зажигания на новые.

- Как правильно эксплуатировать аккумулятор зимой, чтобы избежать проблем с запуском двигателя? Во-первых, нужно помнить, что если автомобиль долго стоит без дела (более двух месяцев), то батарея разряжается сама по себе, а также подвергается процессу сульфатации (снижается емкость аккумулятора и разрушается его внутренняя структура). Во-вторых, необходимо стараться выбирать такие маршруты пути, чтобы проезжать их на крейсерской скорости. В этом случае генератор будет эффективно заряжать аккумулятор, который в таком режиме эксплуатации попросту дольше прослужит. А вот на вопрос: “Сколько служит АКБ автомобиля?” - однозначного ответа нет. Безусловно, ограничения по срокам есть, но зависят они от качества комплектующих батареи, а главное, от условий ее эксплуатации. В среднем хороший аккумулятор “живет” 3-4 года, но при бережной эксплуатации может прослужить и гораздо дольше.

В зимний период проблема, как правильно прикурить от другого автомобиля, может коснуться любого автовладельца. В один чудесный момент севший аккумулятор не позволит машине завестись и тронуться с места. В этой ситуации выигрывает механическая КПП — можно завести машину с толкача либо реанимировать батарейку в теплом помещении. Но не у всех есть механическая коробка передач, а автомобиль все-таки завести нужно.

Почему машина не заводится?

Многим водителям знакома такая картина: стартер щелкает при повороте ключа зажигания, бортовой компьютер не реагирует ни на что, фары не зажигаются и сигнализация молчит. Это верный признак севшей батарейки.

В подобной ситуации понадобится автомобиль-донор, от которого можно прикурить. Но это действие оправдано только в том случае, если причина находится в севшем аккумуляторе, а не в другом агрегате. Допустим, в машине работает и радио, и электроприборы, да и фары зажигаются — тогда стоит поискать проблему не в аккумуляторе.

Причин разряда батарейки может быть несколько:

Не выключили источник потребления электроэнергии;
вовремя не залили зимнее масло, и оно стало вязким;
аккумулятор не в состоянии выработать необходимое количество тока из-за уменьшения объема.

Если автовладелец забыл выключить источник потребления энергии, разрядка аккумулятора обеспечена. Включенное освещение или работающее радио быстро посадят аккумулятор за время отсутствия хозяина машины.

Замерзшее масло не позволяет нормально повернуть коленвал, из-за чего стартер вынужден потреблять большое количество энергии. В этом случае при включении зажигания машина глохнет.

Особенностью аккумулятора является уменьшение емкости при снижении температуры. В этом случае батарейке просто не хватает мощности, чтобы обеспечить старт двигателя.

Выбор проводов для прикуривания

Длина не менее 1,5 метра;
минимальное сечение 10 мм2;
сила тока 200 А и выше.

Ко всем проводам должны быть припаяны зажимы (их называют крокодилами). При выборе желательно отдать предпочтение проводам с резиновой, а не пластиковой, оплеткой. Сами зажимы должны хорошо раскрываться.

Совет: при покупке проводов обращайте внимание на величину сечения. Чем больше сечение, тем лучше.

Порядок прикуривания авто

Прикуривание машины должно происходить по определенным правилам, которые нельзя нарушать:

Автомобиль-донор должен быть с исправной электрикой и полностью заряженным аккумулятором.
Аккумуляторы обоих авто должны быть одинаковой мощности.
Напряжение сети обоих авто должно быть одинаковым.
Машины должны стоять рядом, но не соприкасаться кузовами.
Обе машины нужно поставить на ручник, заглушить моторы и выключить электроприборы.

Затем проводим процедуру прикуривания по следующей схеме:

1. Подсоединяем зажимы соединительных проводов к клеммам батареек с соблюдением полярности: плюс к плюсу, минус к минусу.
2. Чтобы аккумулятор донора не разрядился, не следует присоединять отрицательную клемму донора к отрицательной клемме потребителя. Отрицательная клемма донора присоединяется к двигателю авто-потребителя.

Важно: следите, чтобы провод не соприкасался с подвижными частями мотора и топливными проводами.

3. Когда соединение будет обеспечено, необходимо привести в рабочее состояние двигатель донора. Через минут 20 мотор донора глушат и заводят мотор потребителя.
4. Если машина-потребитель не завелась, через пару минут нужно вновь включить мотор донора для дозарядки аккумулятора.
5. Если прикуривание прошло успешно, мотор потребителя заведется. Нужно дать ему прогреться некоторое время, не прибегая к увеличению оборотов при помощи газа.
6. Далее необходимо разобрать конструкцию в обратном порядке, начиная с отсоединения минусовой клеммы. Плюсовой провод снимается самым последним с прикуренного авто.

Важно! Нельзя сразу же глушить прикуренный автомобиль и включать магнитолу или фары. На авто нужно ездить минимум полчаса для подзарядки генератора батареей.

Меры предосторожности

Как правильно прикурить от другого автомобиля? Прежде всего, нужно не допускать ошибок.

1. Аккумуляторная батарея взрывоопасна. Если неопытный водитель этого заранее не знает, то может столкнуться с разрывом АКБ на части и ожогом серной кислотой. Чтобы предотвратить такое знакомство с аккумулятором, необходимо:

Убедиться, что жидкость в разряженном АКБ не замерзла;
убедиться, что электролит находится в жидком, а не желеобразном или замерзшем, состоянии;
не путать полярность проводов при подключении;
проводить все манипуляции с АКБ в перчатках и защитных очках.

Важно! Нельзя заряжать аккумулятор, который греется или издает сильный запах.

2. Прикуривание объемного двигателя от малолитражного может привести к разрядке аккумулятора донора. В результате и батарея разрядится, и прикуривание не состоится.

3. Нельзя прикуривать автомобиль с треснувшим аккумулятором.

4. Не допускайте соприкосновения плюсовых и минусовых контактных проводов.

5. Соблюдайте порядок подсоединения контактов, чтобы предотвратить взрыв водорода.

6. Всегда отключайте источники потребления энергии, даже когда ненадолго покидаете автомобиль: это должно быть правилом.

7. Не прикасайтесь голыми руками к деталям авто во время зарядки.

Важно! Искрение в момент подключения последней клеммы — нормальное явление.

Заключение

Схема прикуривания авто выглядит просто и доступно. Однако допущенные ошибки в этом процессе могут привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому соблюдайте все меры предосторожности, а главное — не перепутайте полярность проводов.

Когда разряжается аккумулятор, то не все автолюбители могут выйти из сложившейся ситуации со знанием дела. Все слышали о том, что можно прикурить от другого автомобиля, но не представляют, как это сделать, не нанеся ещё большего вреда автомобилю. А ведь это делается легко, если знать несложный алгоритм правильных действий по прикуриванию.

Введение

Проблемы с быстрой разрядкой автомобильных аккумуляторов начинаются в зимнее время: в морозную погоду даже новые батареи не держат полную зарядку. А если человек несколько дней не пользуется машиной, то имеет все шансы не завести её, когда она понадобится.

Возле дома такая неприятность решается легко: снял аккумулятор, подзарядил в домашнем тепле и поехал. А как быть, если беда приключится в дороге, за сотню километров от собственного зарядного устройства и розетки? Есть выход и из такой ситуации: можно завести автомобиль от аккумулятора другой машины.

Запуск автомобиля

Аккумуляторная батарея (АКБ) является источником электроснабжения неработающего автомобиля. Она же служит и для запуска двигателя через систему зажигания. Если аккумулятор разряжается до такой степени, что не в силах сделать несколько оборотов стартером, то имеются два основных способа запустить двигатель.


Прикуривание от другой АКБ означает подключение к электрической цепи зажигания дополнительного источника питания с помощью соединительных проводов. При этом разряженный аккумулятор также остаётся в схеме процесса прикуривания.

Важно знать, как правильно соединить провода и выполнить действия по запуску двигателя от постороннего источника, чтобы не причинить никакого ущерба ни аварийному автомобилю, ни автомобилю-донору, ни обеим АКБ.

Как сделать это правильно

Неопытность в этом деле приводит к печальным последствиям, вплоть до пожаров, поэтому не стоит производить работу методом «тыка». Чтобы не было ошибок, следует запомнить подробные алгоритмы, которые помогут безопасно завести двигатель авто с разряженным аккумулятором от другой машины или исправной АКБ.

Для этого потребуются высоковольтные провода большого сечения, которые должны быть в запасе у каждого уважающего себя автолюбителя (продаются в торговой сети) и другой автомобиль с нормальным устройством не меньшей ёмкости и бескорыстным хозяином, готовым помочь попавшему в беду брату-шофёру. Если всё необходимое имеется в наличии, то можно приниматься за работу.

От другого автомобиля

Этот вариант прикуривания применяется автолюбителями гораздо чаще, потому что быстрей удаётся завести машину со слабым источником электроснабжения. Но он требует и усиленного внимания к своим действиям (большой риск спалить не только электронику, но и автомобиль).

Работающий автомобиль должен расположиться к неисправному максимально близко, но не соприкасаться с ним, и поработать 5 минут на повышенных оборотах, чтобы аккумулятор набрал дополнительной зарядки.

Пользуйтесь памяткой:


Важно! Нужно запомнить 2 вещи: ошибка в полярности проводов неминуемо приведёт к короткому замыканию, а попытка производить прикуривание от работающего донора — к выходу из строя электроники и генератора этого автомобиля. И это — как минимум.

От другого аккумулятора

Если опыта прикуривания ни у одного из водителей нет или хозяин донора беспокоится о своём автомобиле, то можно предложить более безопасный способ прикуривания. В этом способе не участвует автомобиль-донор, а только его аккумулятор. На эту помощь незнакомые водители идут легче.

Несмотря на большую простоту действий, запускать машину с севшим аккумулятором нужно с соблюдением всех мер предосторожности, и чётко следуя инструкциям.

Последовательность действий при таком методе должна быть такой:


Важно! Не рекомендуется прикуривать машины разных типов двигателей (например, бензиновые от дизельных, легковые от грузовых) ввиду отличий некоторых технических особенностях моделей. Также нельзя заниматься такой работой на улице при сильном морозе (ниже -25 град.) и в случаях замерзания электролита батареи.

Полезное видео

К вашим услугам подробная инструкция по прикуриванию автомобиля:

Провода для прикуривания

Будет нелишне рекомендовать иметь в своём водительском наборе специальные провода для операции прикуривания на случай разрядки автомобильной аккумуляторной батареи. Эти провода можно изготовить своими руками, а если нет такого желания, то просто купить в магазине автозапчастей.

Заводские провода имеют стандартный цвет изолирующего материала проводов: «минус» окрашивается в чёрный цвет, «плюс» — в красный. Жилы должны быть из медных проводов, хорошо проводящих ток. Китайские изделия часто изготавливаются из какого-то сплава, похожего на медь, который сильно нагревается, что доказывает их плохую проводимость.


Меры предосторожности и возможные неполадки

Процесс запуска двигателя от аккумулятора другого транспортного средства нельзя относить к разряду «пустяшных» работ из-за имеющихся рисков нанесения тяжёлых повреждений не только участвующим в прикуривании машинам, но и травм присутствующим людям. Эти риски могут возникнуть в результате неправильных действий или каких-то скрытых неисправностей технических устройств.

Нельзя проводить такую работу в следующих случаях:


Следует с особой осторожностью прикуривать, если АКБ хотя бы у одного из участников действий старая и слабая. Такие батареи могут выйти из строя при скачке напряжения и силы тока до 200-300 Ампер в самом начале операции.

Неправильные действия с проводами, при запуске одного из двигателей и включённом зажигании на другой машине приводят к выходу из строя части электрической системы транспортного средства, генератора, самой АКБ и пожарам.

Заключение

Для того, чтобы не случалось неприятностей с аккумуляторами, нужно следить за их техническим состоянием, степенью заряженности. Полезно иметь собственное зарядное устройство и зимой активно его использовать по назначению — завести привычку периодически подзаряжать батарею, особенно в морозные дни. Каждая АКБ имеет срок эксплуатации. После этого срока её лучше сдать на утилизацию, заранее купив новое устройство.

Наверное, каждый автовладелец или водитель сталкивался с ситуацией, когда стартер автомобиля отказывался запускать двигатель из-за севшего аккумулятора. К сожалению, такие ситуации случаются нередко, особенно, с наступлением сильных морозов.

Если аккумулятор вашей машины сравнительно новый, скорее всего, он не подведет даже в холода, но если его уже изрядно потрепала жизнь, вам нужно быть всегда готовым к описанной выше ситуации. В первую очередь не следует забывать про периодическое обслуживание батареи. Проверить плотность электролита, долить дистиллированной воды и зарядить ее – не такой уж и сложный процесс, но с его помощью можно поддерживать АКБ в постоянном тонусе.

Однако случается и так, что даже новый аккумулятор, не говоря уже о старых, может «сесть» всего за одну ночь. Стоит забыть выключить свет, магнитолу, или другое электрооборудование, и завести машину утром уже будет проблематично. А если в бортовой цепи автомобиля существуют неполадки, провоцирующие утечку тока, вероятность проблемы возрастает в разы.

Чтобы не стать заложником ситуации с «мертвым» аккумулятором, возите с собой специальные провода, предназначенные именно для таких случаев. Если поблизости окажется автомобиль с заряженным аккумулятором и сознательным водителем, вы всегда сможете запустить двигатель своей машины, «прикурив» от заряженной АКБ. Об этом нехитром способе мы и поговорим в данной статье, где рассмотрим все нюансы процесса.

Что представляет собой процесс «прикуривания»

Суть метода аварийного запуска двигателя от другого автомобиля заключается в том, чтобы запитать бортовую цепь своей машины от исправной АКБ. Для удобства восприятия информации этой темы автомобилисты нередко используют медицинские термины «реципиент» и «донор», первый из которых обозначает автомобиль с севшим аккумулятором, а второй – авто с заряженной батареей.

Для «прикуривания», как уже упоминалось, используются два специальных провода с зажимами типа «крокодил» на концах. Они подсоединяются к клеммам рабочего аккумулятора «донора» и бортовой цепи «реципиента», после чего последний пробует запустить свой двигатель. О том, как правильно подключать «прикуриватель» мы поговорим немного позже, а сейчас давайте разберемся с тем, что он собой представляет, и как правильно его выбрать при покупке.

Требования к «прикуривателю»

В автомагазинах, на авторынках можно найти провода для «прикуривания» различных производителей, и по различным ценам. В первую очередь обратите внимание на материал токопроводящей жилы и ее сечение. Обозначим сразу, если она не из меди – от такой покупки лучше отказаться. Почему именно медь? Во-первых, у нее наименьшее удельное сопротивление (1,7*10 -8 Ом*м), в то время как у алюминия этот показатель составляет 2,8*10 -8 Ом*м, а устали вообще 2*10 -7 Ом*м. Следовательно, у медной жилы меньше потери напряжения. Во-вторых, медь прослужит гораздо дольше алюминия или стали.

И еще, насчет сечения. Школьный курс физики говорит нам, что чем толще сечение проводника, тем меньше его сопротивление. Это видно из формулы: R = ῥ*l/s, где ῥ — удельное сопротивление проводника, l – его дина, а s – сечение. Иными словами, чем больше сечение, тем меньше потери.

Уделите внимание также изоляции проводов. Она должна быть прочной, но в то же время эластичной. Если она слишком жесткая и тонкая, в зимнее время на морозе она попросту потрескается.

Следующим немаловажным критерием оценки является величина расчетного тока. Если аккумулятор вашего автомобиля выдает 400 А пускового тока, желательно, чтобы характеристики проводов соответствовали этой величине. Обычно данный показатель указывается на чехле «прикуривателя» или же на изоляции проводов.

Что касается «крокодилов», то к ним особых требований нет. Главное, чтобы их размер позволял им «закуситься» за клемму аккумулятора, а пружина смогла обеспечить надежное соединение.

Ну и, конечно, длина проводов. От нее зависит, насколько близко и с какой стороны сможет подъехать к вам другой автомобиль. На этом, точно, экономить не стоит.

С чего начинается «прикуривание»

Итак, если вы обнаружили, что аккумулятор вашей машины «издох», а у вас в багажнике лежат спасительные провода, вам остается только найти порядочного водителя, который согласился бы помочь. К большому сожалению, далеко не все отзываются на подобные просьбы, но если вам повезет, попросите согласившегося доброго человека подъехать к вашей машине так, чтобы расстояние между моторными отсеками автомобилей было минимальным.

Если у вас есть возможность выбрать «донора», предпочтение следует отдать машине, которая по параметрам близка к характеристикам вашего авто. В крайнем случае, подойдет машина с более мощным аккумулятором, но ни в коем случае не следует пытаться «курить» с малолитражкой, если вы ездите на внедорожнике. Так можно посадить и ее АКБ, не добившись желаемого результата.

Как правильно подключить «прикуриватель»

Теперь переходим к самому главному – подключению проводов. Здесь важно ничего не перепутать, иначе есть риск угробить в лучшем случае несколько предохранителей, в худшем – аккумулятор и контроллер, как вашего автомобиля, так и того доброго человека, откликнувшегося на просьбу о помощи.

Есть три способа «прикуривания». Мы рассмотрим каждый из них в отдельности.

Первый способ (наиболее безопасный):

  1. глушим двигатель «донора»;
  2. отсоединяем провода от его аккумулятора;
  3. провода «реципиента» с АКБ не снимаем;
  4. разматываем «прикуривающие» провода, сравниваем их характеристики с характеристиками аккумулятора «донора»;
  5. еcли все нормально, подсоединяем плюсовой провод «прикуривателя» к соответствующим клеммам на обоих аккумуляторах;
  6. минусовой провод одним концом соединяем с минусовой клеммой АКБ «донора», другой конец провода цепляем не на клемму батареи «реципиента», а к любой крупной (неподвижной) неизолированной детали кузова, уделенной от аккумулятора и топливопроводящих коммуникаций. Это может быть головка болта, которым кабель «-» от аккумулятора крепится к кузову, выпускной коллектор, другие неокрашенные элементы;
  7. выжидаем несколько минут, пока ваш аккумулятор немного подпитается;
  8. включаем зажигание «реципиента», пробуем запустить двигатель;
  9. если после 3-5 попыток запустить мотор не удалось, лучше эксперимент прекратить, так как можно «посадить» батарею в чужом автомобиле, к тому же, проблема с вашей машиной может носить комплексный характер;
  10. если запуск удался, не спешите отсоединять клеммы, дайте мотору прогреться, а АКБ подзарядиться;
  11. через 5-7 минут клеммы можно снимать в обратной последовательности, не глуша двигатель;
  12. не спешите сразу ехать, дайте еще хотя бы 10 минут поработать двигателю вхолостую.

Второй способ (менее безопасный, но более эффективный):

  1. заглушив двигатель «донора», снимаем клеммы с его аккумулятора;
  2. снимаем минусовой провод с клеммы АКБ «реципиента»;
  3. плюсовым проводом «прикуривателя» соединяем соответствующие клеммы обоих аккумуляторов;
  4. минусовой «прикуривательный» провод одним концом цепляем на минус донора, а второй, внимание, на минусовой провод (не клемму) «реципиента». В этом случае мы исключаем из цепи «севший» аккумулятор, т.е. ток «донора» пойдет прямиком на стартер вашего автомобиля;
  5. когда провода будут подсоединены, пробуем запускать свой мотор;
  6. запустив двигатель, опять же, дайте ему прогреться, и только потом отсоединяйте «прикуриватель»;
  7. подсоединять минус-клемму к АКБ «реципиента» можно только после того, как «прикуриватель» будет полностью отключен.

Третий способ (наиболее эффективный, но и наиболее опасный):

  1. клеммы с аккумуляторов «донора» и «реципиента» не снимаем;
  2. подсоединяем прикуриватель к обеим АКБ, соблюдая полярность;
  3. запускаем двигатель «донора» и держим на нем обороты в пределах 2000-2500 об/мин;
  4. запускаем двигатель «реципиента».

Главной опасностью при таком способе являются все те же скачки напряжения. Для «донора» они не представляют никакой опасности, но в вашем автомобиле они несут угрозу для предохранителя контроллера и самого электронного блока. Вероятность их выхода из строя сравнительно невысока, но все же она существует.

Основные ошибки, допускаемые при «прикуривании»

От ошибок в этом процессе никто не застрахован, поэтому вам будет лучше почитать о чужих просчетах, нежели учиться на своих. Вот наиболее распространенные из них.

1.Несоблюдение полярности: плюсовая клемма АКБ одного автомобиля соединяется «прикуривателем» с минусовой аккумулятора другой машины и наоборот. Результат – короткое замыкание, в лучшем случае сгоревшие предохранители;

2.Соприкосновение плюсовой клеммы аккумулятора через «прикуриватель» с землей, корпусом машины. Результат аналогичный.

3.«Прикуривание» автомобиля с аккумулятором, обладающим большим пусковым током, от слабой АКБ. Результат – разряженная батарея «донора».

4.Использование «прикуривателя», с малым расчетным током от батареи с большим пусковым током. Результат – оплавленная изоляция, иногда с повреждением токоведущей жилы.

5.Применение «прикуривателя» с поврежденной изоляцией. Результат – короткое замыкание со всеми вытекающими последствиями.

В дополнение посмотрите видео, как правильно прикурить автомобиль: