Как работает esc. Что такое система ESP и зачем она нужна? Что такое в авто esc


Несмотря на тот факт, что система электронного контроля устойчивости уже более 15 лет устанавливается на автомобили, большинство водителей до сих пор не понимает как она работает. При этом существует две крайности: одни полностью полагаются на электронику не принимая в расчёт законы физики, а другие твёрдо уверены, что электроника им только мешает.

Попробуем вместе в этом разобраться.


Массовое внедрение систем контроля курсовой устойчивости началось в конце 90-х годов прошлого века. В то же время произошёл один из самых скандальных случаев в истории компании Mercedes, когда представленный осенью 1997 года новый А-класс (без системы стабилизации) позорно перевернулся на прохождении «лосиного теста». Именно этот случай в какой-то мере стал толчком к массовому оснащению автомобилей системами электронной стабилизации.

Первое время система предлагалась в качестве опции на автомобилях представительского и бизнес-класса. Затем она стала более доступной и для более компактных бюджетных автомобилей. В настоящее время система электронного контроля устойчивости является обязательной (в Европе, США, Канаде и Австралии) для всех новых легковых автомобилей начиная с осени 2011 года. А с 2014 года абсолютно все продаваемые автомобили должны быть оборудованы системой ESP.

Как работает ESP

Задача системы стабилизации помочь автомобилю двигаться в том направлении, куда повёрнуты передние колёса. В простейшем представлении система состоит из нескольких датчиков, контролирующих положение автомобиля в пространстве, электронного блока управления и насоса с раздельным управлением тормозными магистралями каждого колеса (он же используется для работы антиблокировочной системы ABS).

Четыре датчика на каждом колесе с частотой 25 раз в секунду отслеживают скорости вращения колёс, датчик на рулевой колонке определяет угол поворота рулевого колеса, и еще один датчик расположен максимально близко к осевому центру автомобиля - Yaw sensor, фиксирующий вращение вокруг вертикальной оси (обычно это гироскоп, но в современных системах используются акселерометры).

Электронный блок сопоставляет данные о скорости вращения колёс и боковых ускорений с углом поворота рулевого колеса и если эти данные не совпадают, то происходит вмешательство в систему подачи топлива и тормозные магистрали. Важно понимать, что система стабилизации не знает и не может знать правильную траекторию движения , всё что она делает - пытается направить автомобиль в том направлении, куда водитель повернул руль. При этом система стабилизации способна сделать то, что физически не способен сделать ни один водитель - выборочное притормаживание отдельных колёс автомобиля. А ограничение подачи топлива используется для того, чтобы прекратить ускорение автомобиля и максимально быстро его стабилизировать.

Существует два основных случая отклонения автомобиля с намеченной траектории: снос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение передних колёс автомобиля) и занос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение задних колёс автомобиля). Снос возникает в том случае, когда водитель пытается выполнить манёвр на высокой скорости, и передние колёса теряют сцепление с дорогой, автомобиль прекращает реагировать на вращение рулевого колеса и продолжает двигаться прямо. В этом случае система стабилизации затормаживает заднее внутреннее к повороту колесо, тем самым удерживая автомобиль от сноса. Занос обычно возникает уже на выходе из поворота и преимущественно на заднеприводных автомобилях при резком нажатии на педаль газа, когда задняя ось поскальзывается и начинает двигаться наружу поворота. В этом случае система стабилизации затормаживает внешнее переднее колесо, тем самым гася начинающийся занос.

На самом деле для динамической стабилизации автомобиля используется выборочное торможение с различной интенсивностью не только одного колеса. В некоторых случаях используется торможение двух колёс одной стороны одновременно или даже трёх (кроме внешнего переднего).

Некоторые водители считают, что система стабилизации мешает им ездить, однако простейший эксперимент на ледовой трассе со среднестатистическим водителем за рулём показывает, что без системы стабилизации у него гораздо больше шансов вылететь с трассы, не говоря уже о том, что лучшее время он способен показать только при помощи со стороны электроники.

Если вы не имеете титула мастера спорта по авторалли и при этом уверены, что система стабилизации мешает вам ездить - значит вы просто не умеете ездить правильно и совершенно не знакомы с законами физики, балансом автомобиля и техникой управления автомобилем. А на дорогах общего пользования не существует ситуаций, где отсутствие системы стабилизации может помочь избежать аварии. Больше всего претензий к системе стабилизации у водителей, которые не понимают простой истины: Электроника пытается направить автомобиль в том направлении, куда повёрнуты передние колёса.

У разных автопроизводителей разные настройки чувствительности и скорости срабатывания системы стабилизации. Это в том числе связано с массой и габаритами автомобиля. Некоторые системы обладают крайне высокой чувствительностью, это сделано потому, что снос и занос проще всего погасить в самом начале, не дожидаясь критических углов отклонения автомобиля от траектории.

Система стабилизации будет лишней только в двух случаях - либо вы хотите эффектно покружиться волчком, либо вы мастер спорта и на гоночной трассе у вас стоит задача проехать как можно быстрее. В этом случае система стабилизации будет мешать использовать управляемый занос для доворота автомобиля (особенно при использовании техники смены скольжения с одной стороны на другую), а ограничение подачи топлива не позволит ускоряться в боковых скольжениях.

При этом даже включенная система стабилизации в разумных пределах позволяет скользить боком в управляемом заносе. Всё, что для этого нужно - не вращать руль в сторону заноса, т.к. это приведёт к моментальному вмешательству электроники (машина скользит в одну сторону, а поворачивая руль вы направляете её в другую). Если же на выходе из поворота вам надо ускориться, а система стабилизации ограничила подачу топлива, то просто поставьте руль прямо, реальное направление движения автомобиля совпадёт с требуемым и система стабилизации прекратит своё вмешательство. То есть необходимо просто ездить правильно, чтобы передние колёса всегда были направлены туда, куда реально едет автомобиль.

Но учиться правильно управлять автомобилем нужно с выключенной системой стабилизации , иначе у вас не будет навыков чтобы определить начало сноса или заноса, и соответственно правильно рассчитывать скорость при выполнении манёвров. Единственной возможностью в случае, если автопроизводитель не предусмотрел возможность отключения электроники штатными средствами - отключить один из датчиков скорости с любого колеса или предохранитель насоса ABS. При этом следует иметь ввиду, что вы также лишитесь антиблокировочной системы и системы распределения тормозных усилий по осям.

Система стабилизации не в силах изменить законы физики и она эффективна до тех пор, пока не достигнут предел сцепления шин с дорогой. Во всех остальных случаях она является главным элементом активной безопасности любого современного автомобиля.

аббревиатуры

Вопросы & Ответы

аббревиатуры

ЭКУ (Система электронного контроля устойчивости). См. ESC

ESC (Electronic Stability Control) - Электронный контроль устойчивости.

ESP ® (Electronic Stability Program) - Программа электронной стабилизации BOSCH . См. ESC.

ABS (Anti-lock Braking System) - Антиблокировочная система

Автоматизированная система предотвращающая блокировку колёс автомобиля в случае торможения. Главной задачей системы является обеспечение управляемости транспортного средства при резком торможении.

ASR (Antriebs Schlupf Regelung) - Антипробуксовочная система (АПС )

Логичное продолжение развития антиблокировочной системы ABS . Данная система существенно упрощает управление автомобилем на влажной или сырой трассе. См. TCS

TCS (Traction Control System) - Антипробуксовочная система / Система контроля тяги

Электрогидравлическая система автомобиля, предназначенная для предотвращения потери тяги посредством контроля за пробуксовкой ведущих колёс. Активируется при склонности одного из ведущих колес к пробуксовке.

BAS (Brake Assist System) - Усилитель экстренного торможения

Система предназначена для помощи при экстремальном торможении. Работает совместно с системами ABS и EBD. Система оценивает, с какой скоростью была нажата педаль тормоза, другие датчики фиксируют скорость вращения колеса и скорость автомобиля. Если скорость большая и педаль тормоза нажата очень быстро, то система BAS , заставляет работать тормоза на полную мощь, но не блокируя работу ABS .

HSA (Hill Start Assist) - Система помощи при трогании на подъеме

Облегчает старт за счет поддержания тормозного давления в течение около 2 секунд после отпускания педали тормоза. У водителя появляется достаточно времени на перенос ноги с педали тормоза на педаль газа без использования ручного тормоза. Машина спокойно трогается с места, не откатываясь назад, что намного повышает комфорт и безопасность вождения.

TPMS (Tires Pressure Monitoring System) - Система контроля давления в шинах

Предназначена для предупреждения об опасном изменении давления в шинах. Падение давления в шине влечет за собой изменение угловой скорости колеса. Путем сравнения скоростей вращения колес выявляется потенциально сдутое колесо. Эта дополнительная функция позволяет контролировать давление в шинах без использования датчиков давления в шинах.

HBA (Hydraulic Break Assist) - Гидравлический усилитель торможения

Гидравлический усилитель тормозов распознает угрозу экстренного торможения, контролируя положение педали тормоза и градиент давления. Если водитель тормозит недостаточно сильно, то гидроусилитель тормозов увеличивает тормозное усилие до максимума. Тормозной путь сокращается.

EBD (Electronic Brake Distribution) - Электронный регулятор тормозных усилий

Система распределения тормозных усилий предназначена для предотвращения блокировки задних колес за счет управления тормозным усилием. При резком торможении автомобиля происходит дополнительное уменьшение нагрузки на заднюю ось, так как центр тяжести смещается вперед. А задние колёса, при этом, могут оказаться заблокированными.

Вопросы и ответы

Для чего мне ESC ?

Не менее 40% всех смертей в ДТП – результат заноса. Исследования показали, что ESC может предотвратить до 80% всех ДТП, происходящих из-за заноса.

В чем разница между ESC и ESP® ?

Принцип действия и эффект всех систем динамической стабилизации в плане безопасности движения одинаков. Разница лишь в названии и производителе данных систем.

Как работает ESC?

В ESC используется ряд «умных» датчиков, фиксирующих потерю управления. Система с частотой 25 раз в секунду сравнивает заданную водителем траекторию с фактической. При их несовпадении, и если автомобиль становится неуправляемым, срабатывает ESC. Уменьшается мощность двигателя, чтобы восстановить устойчивость автомобиля. Если этого недостаточно, то система дополнительно притормаживает отдельные колеса. Результирующее поворотное движение автомобиля противодействует заносу. В пределах физических возможностей автомобиль сохраняет курсовую устойчивость.

Можно ли дооснастить автомобиль системой ESC?

Нет. ESC нельзя установить на машину, где ее не было. Поэтому при покупке автомобиля изначально примите правильное решение.

Нужно ли включать ESC при запуске двигателя?

Нет. При работающем двигателе система активна всегда. Некоторые модели оборудуются выключателем ESС. При нажатии на него, как правило, деактивируется TCS (Противобуксовочная Тормозная Система), в то время как функции программы электронной стабилизации сохраняются. Отключение сигнализируется контрольной лампой на панели приборов.

Нужно ли менять стиль вождения при управлении автомобилем с ESС?

Нет. Менять стиль вождения не требуется. ESСпросто поддерживает водителя в критических ситуациях – при угрозе заноса. Тем не менее, вы должны быть всегда внимательны и соблюдать осторожность на дороге.

Отличается ли ESCот антиблокировочной (ABS) и противобуксовочной систем (TCS)?

ESС объединяет в себе все компоненты ABS и TCS, при этом дополнительным преимуществом является динамическая стабилизация автомобиля. Предотвращая блокирование колес, ABS сохраняет управляемость автомобиля в случае экстренного торможения. TCS предотвращает пробуксовывание колес при резком разгоне, обеспечивая оптимальную тягу. В то время как ABS и TCS работают в продольном направлении, ESC помогает противодействовать боковым смещениям, приводящим к заносу.

Занос - одна из основных причин тяжелых ДТП. Мокрое дорожное покрытие, неожиданный крутой поворот или внезапно появившееся на дороге препятствие, вынуждающее водителя к резкому маневру или торможению значительно повышают опасность срыва в занос. И это относится даже к опытным водителям.

Она отвечает за курсовую устойчивость автомобиля, предотвращая его боковое скольжение, срыв в занос и вращение, когда водитель из-за недостатка времени или опыта не может выполнить нужный маневр самостоятельно. В результате автомобиль всегда остается на выбранной водителем траектории.

Система ESC объединяет в себе функции ABS и TCS, а кроме того, обеспечивает контроль устойчивости автомобиля. Система помогает водителю в любой дорожной ситуации. Она определяет опасность опрокидывания и применяет торможение отдельных колес или снижает мощность двигателя, чтобы восстановить устойчивость автомобиля.

Система электронного контроля устойчивости (ESC):

Не оставляет заносу ни единого шанса

Поддержка в критических дорожных ситуациях

Потеря контроля при прохождении поворота

Водитель превысил скорость, из-за чего ему пришлось резко тормозить в крутом повороте.

В обычной ситуации, автомобиль под воздействием силы инерции должен был бы заскользить на обочину.

Система ESC притормаживает заднее колесо, движущееся по внутреннему радиусу поворота, уменьшив радиус движения и позволив автомобилю благополучно вписаться в вираж.

Внезапно появившееся препятствие

При внезапном возникновении препятствия, экстренного торможения может оказаться недостаточно. Для предотвращения столкновения водителю нужно тормозить и выполнять маневр уклонения одновременно.

Поскольку колеса автомобиля без ESC блокируются, то машина перестает реагировать на повороты руля и уклониться от столкновения с препятствием становится невозможным и автомобиль срывается в занос.

Система ESC притормаживает переднее колесо, движущееся по внешнему радиусу поворота и автомобиль уверенно объезжает препятствие.

Юбилей безопасности

BOSCH отмечает очередной юбилей. В 2015 году исполняется 20 лет с момента разработки и внедрения программы электронной стабилизации автомобиля ESP® .

История успеха компании началась в 1978 г., когда она первой в мире создала и запустила в серийное производство ABS – антиблокировочную систему с электронным управлением, которая стала основой для всех следующих систем активной безопасности.

В 1986 г. за ней последовала противобуксовочная система ASR/TCS,

а в 1995 г. – программа электронной стабилизации ESP® / ESC.

Уже с 2009 года BOSCH совместно с АВТОВАЗом реализует в нашей стране программу популяризации систем активной безопасности автомобиля среди российских автомобилистов.

Сегодня производятся модели LADA Granta и LADA Kalina , которые оснащены системой электронного контроля устойчивости (ESC).

Для LADA Vesta система ESC будет входить

во все базовые комплектации.

КАК РАБОТАЕТ ESC

Система ESC активна постоянно. Сигналы датчиков обрабатываются микрокомпьютером, который с частотой 25 раз в секунду проверяет, соответствуют ли управляющие усилия водителя фактическому направлению движения. Если автомобиль движется в другом направлении, то система распознает критическую ситуацию и немедленно реагирует на нее – независимо от водителя.

Для возвращения автомобиля на заданную траекторию здесь используется тормозная система. Благодаря выборочному притормаживанию отдельных колес, система создает нужную противодействующую силу, и машина ведет себя так, как того хотел водитель.

Система ESC не только инициирует вмешательство тормозной системы, но может также заставить двигатель ускорить ведущие колеса. Таким образом, в пределах законов физики, автомобиль надежно удерживается на заданной траектории.

Обмен данными с

блоком управления двигателем

По шине обмена данными блок управления ESC сообщатся с блоком управления двигателем. В определенных ситуациях может уменьшить крутящий момент двигателя, когда водитель слишком сильно давит на педаль газа. Также можно скомпенсировать излишнюю пробуксовку ведущих колес, вызванную тормозным моментом двигателя.

Датчик угла поворота руля

Определяет положение рулевого колеса. На основе угла поворота руля, скорости автомобиля и тормозного давления или положения педали газа, вычисляется заданная водителем траектория движения.

Датчик угловой скорости колеса

Блок управления использует информацию датчиков угловых скоростей колес. Датчик бесконтактный и измеряет скорости вращения колес через магнитное поле. Он может определять направление вращения и неподвижное состояние колеса.

ESP® распознает критическую ситуацию и немедленно реагирует на нее – независимо от водителя

Гидроагрегат с блоком управления

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

Система динамической стабилизации автомобиля ( ESP )


Задача ESP -контроль поперечной динамики автомобиля и предотвращение срыва автомобиля в занос и боковое скольжение посредством компьютерного управления моментами силы колес (одновременно одного или нескольких).

Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости». Она способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя и исключая занос, когда контроль над автомобилем уже потерян.

Эксперты называют систему ESP самым важным изобретением в сфере автомобильной безопасности после ремней безопасности . Она обеспечивает водителю лучший контроль за поведением автомобиля, следя за тем, чтобы он перемещался в том направлении, куда указывает поворот руля. По данным американского Страхового института дорожной безопасности (IIHS ) и Национального управления безопасностью движения на трассах NHTSA (США), примерно одна треть смертельных аварий могла бы быть предотвращена системой ESP, если бы ей были оснащены все автомобили.

Главный контроллер ESP — это пара микропроцессоров, каждый из которых имеет по 56 Кбайт памяти. Система позволяет, например, считывать и обрабатывать значения, выдаваемые датчиками скорости вращения колес, датчиком положения рулевого колеса и датчиком давления в тормозной системе с 20 миллисекундным интервалом.

Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называют G-сенсор). Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения. В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.


Систему ESP можно рассматривать как расширенный вариант рассмотренной ранее антиблокировочной системы (ABS). Многие узлы ESP объединены с системой ABS, но, вдобавок к её компонентам, ESP требует наличия таких компонентов, как датчик положения руля и акселерометр (прибор, измеряющий разность между абсолютным ускорением объекта и гравитационным ускорением, точнее ускорением свободного падения ), следящий за реальным поворотом автомобиля.

При несоответствии показаний акселерометра показаниям датчика поворота руля, система применяет торможение одного (или нескольких) из колёс машины для того, чтобы предотвратить начинающийся занос. Например, из-за большой скорости при прохождении правого поворота передние колеса сносит с заданной траектории в направлении действия сил инерции, т.е. по радиусу большему, чем радиус поворота. ESP в этом случае притормаживает заднее колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота, придавая автомобилю большую поворачиваемость и направляя его в поворот. Одновременно с притормаживанием колес ESP снижает обороты двигателя. Если при прохождении поворота происходит занос задней части автомобиля, ESP активизирует тормоз левого переднего колеса, идущего по наружному радиусу поворота. Таким образом, появляется момент противовращения, исключающий боковой занос. Когда скользят все четыре колеса, ESP самостоятельно решает, тормозные механизмы каких колес должны вступить в работу. Работает система на любых скоростях и в любых режимах движения.



Кроме того, в автомобилях, оборудованных автоматической КПП с электронным управлением, ESP способна даже корректировать работу трансмиссии, то есть переключаться на более низкую передачу или на «зимний» режим, если он предусмотрен.

Существует мнение, что опытному водителю, способному ездить на пределе возможностей, эта система мешает. Такие ситуации действительно редко, но могут возникать — например, когда для выхода из заноса надо поддать газа, а электроника сделать этого не даёт — «душит» движок.

Кроме того, в некоторых случаях может оказаться полезным выключить систему ESP, чтобы колеса могли вращаться с пробуксовкой:

При движении по глубокому снегу или влажному грунту;

При раскачке автомобиля вперед-назад при застревании в снегу;

При движении с установленными цепями противоскольжения.

Во многих автомобилях, оборудованных ESP, предусмотрена возможность её принудительного отключения. А на некоторых моделях система допускает небольшие заносы и скольжения, давая водителю немного похулиганить, вмешиваясь, только если ситуация становится действительно критической.


Система ESP можетиметь следующие дополнительные функции:

Система предотвращения опрокидывания;

Система предотвращения столкновения;

Система стабилизации автопоезда;

Система повышения эффективности тормозов при нагреве;

Система удаления влаги с тормозных дисков;

И др.

Система предотвращения опрокидывания ROP (Roll Over Prevention ) стабилизирует движение автомобиля при угрозе опрокидывания. Предотвращение опрокидывания достигается за счет уменьшения поперечного ускорения путем подтормаживания передних колес и снижения крутящего момента двигателя. Дополнительное давление в тормозной системе создается с помощью активного усилителя тормозов.

Система предотвращения столкновения (Braking Guard ) может быть реализована в автомобиле, оснащенном адаптивным круиз-контролем . Система предотвращает опасность столкновения с помощью визуальных и звуковых сигналов, а в критической ситуации - путем нагнетания давления в тормозной системе (автоматического включения насоса обратной подачи).

Система стабилизации автопоезда может быть реализована в автомобиле, оборудованным тягово-сцепным устройством. Система предотвращает рыскание прицепа при движении автомобиля, которое достигается за счет торможения колес или снижения крутящего момента.

Система повышения эффективности тормозов при нагреве FBS (Fading Brake Support , другое наименование - Over Boost ) предотвращает недостаточное сцепление тормозных колодок с тормозными дисками, возникающее при нагреве, путем дополнительного увеличения давления в тормозном приводе.

Система удаления влаги с тормозных дисков активируется на скорости свыше 50км/ч и включенных стеклоочистителях. Принцип работы системы заключается в кратковременном повышении давления в контуре передних колес, за счет чего тормозные колодки прижимаются к дискам и происходит испарение влаги.

Система динамической стабилизации у разных автопроизводителей называется по разному. ESP - самое распространенное название. Кроме того, используются следующие аббревиатуры:

ASC (Active Stability Control) и ASTC (Active Skid and Traction Control MULTIMODE), используется в автомобилях: Mitsubishi

AdvanceTrac , используется в автомобилях: Lincoln , Mercury .

CST (Controllo Stabilità, используется в автомобилях: Ferrari .

DSC (Dynamic Stability Control), используется в автомобилях: BMW , Ford (только в Австралии), Jaguar , Land Rover , Mazda , MINI .

DSTC (Dynamic Stability and Traction Control, используется в автомобилях: Volvo .

ESC (Electronic Stability Control), используется в автомобилях: Chevrolet , Hyundai , Kia .

ESP (Elektronisches Stabilitätsprogramm), используется в автомобилях: Audi , Bentley , Bugatti , Chery , Chrysler , Citroën , Dodge , Daimler , Fiat , Holden , Hyundai , Jeep , Kia , Lamborghini , Mercedes Benz ,Opel , Peugeot , Proton , Renault , Saab , Scania , SEAT , Škoda , Smart , Suzuki , Vauxhall , Volkswagen .

IVD (Interactive Vehicle Dynamics, используется в автомобилях: Ford .

MSP (Maserati Stability Program, используется в автомобилях: Maserati .

PCS (Precision Control System, используется в автомобилях: Oldsmobile (производство которых прекращено в 2004 году ).

PSM (Porsche Stability Management, используется в автомобилях: Porsche .

RSC (AdvanceTrac with Roll Stability Control, используется в автомобилях: Ford .

StabiliTrak , используется в автомобилях: Buick , Cadillac , Chevrolet (на Corvette называется Active Handling), GMC Truck , Hummer , Pontiac , Saab , Saturn .

VDC (Vehicle Dynamic Control), используется в автомобилях: Alfa Romeo , Fiat , Infiniti , Nissan , Subaru .

VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management) с VSC (англ. Vehicle Stability Control), используется в автомобилях: Toyota , Lexus .

VSA (Vehicle Stability Assist), используется в автомобилях: Acura , Honda , Hyundai .

Безусловно, ESP высокоэффективная система, но ее возможности не безграничны. Причиной этого являются законы физики, изменить которые электроника не в силах. Поэтому если радиус поворота слишком мал или скорость в повороте превышает разумные границы, даже самая совершенная программа стабилизации движения здесь не поможет.

Система курсовой устойчивости ESC – это электрогидравлическая система активной безопасности, главное назначение которой — не дать автомобилю уйти в занос, то есть предотвратить отклонение от заданной траектории движения при резком маневрировании. ESC имеет еще одно название — «система динамической стабилизации». Аббревиатура ESC расшифровывается как Electronic Stability Control — электронный контроль устойчивости (ЭКУ). Система стабилизации — это комплексная система, охватывающая возможности ABS и . Рассмотрим принцип действия системы, ее основные компоненты, а также положительные и отрицательные стороны эксплуатации.

Принцип работы системы

Разберем принцип работы ESC на примере системы курсовой устойчивости ESP (Electronic Stability Programme) от компании Bosch, которая устанавливается на автомобили с 1995 года.

ESC стабилизирует положение автомобиля при заносе

Самое важное для ESP – это правильно определить момент наступления неконтролируемой (аварийной) ситуации. Во время движения система стабилизации непрерывно сопоставляет параметры движения автомобиля и действия водителя. Система начинает работать, если действия человека за рулем становятся отличными от фактических параметров движения машины. Например, резкий поворот руля на большой угол.

Система активной безопасности может стабилизировать движение автомобиля несколькими способами:

  • притормаживанием определенных колес;
  • изменением крутящего момента двигателя;
  • изменением угла поворота передних колес (если установлена система активного рулевого управления);
  • изменением степени демпфирования (если установлена адаптивная подвеска).

Система курсовой устойчивости не дает автомобилю уйти за пределы заданной траектории поворота. Если датчиками фиксируется недостаточная поворачиваемость, то ESP осуществляет притормаживание заднего внутреннего колеса, а также меняет крутящий момент двигателя. Если выявлена избыточная поворачиваемость, то система притормаживает переднее наружнее колесо, а также варьирует крутящий момент.

Чтобы подтормаживать колеса, ESP использует , на базе которой она построена. Цикл работы включает три стадии: повышение давления, поддержание давления, сбрасывание давления в тормозной системе.

Крутящий момент двигателя изменяется системой динамической стабилизации следующими способами:

  • отменой переключения передачи в автоматической коробке переключения передач;
  • пропуском впрыска топлива;
  • изменением угла опережения зажигания;
  • изменением угла положения дроссельной заслонки;
  • пропуском зажигания;
  • перераспределением крутящего момента по осям (на автомобилях с полным приводом).

Устройство и основные компоненты

Система курсовой устойчивости – это совокупность более простых систем: ABS (предотвращает блокировку тормозов), (распределяет тормозные усилия), EDS (блокирует дифференциал с помощью электроники), TCS (предотвращает пробуксовку колес).


Компоненты системы курсовой устойчивости: 1 – гидравлический блок с ЭБУ; 2 – датчики частоты вращения колес; 3 ­– датчик угла поворота рулевого колеса; 4 – датчик линейных и угловых ускорений; 5 – электронный блок управления двигателем

Система динамической стабилизации включает в себя набор датчиков, электронный блок управления (ЭБУ) и исполнительное устройство – гидравлический блок.

Датчики отслеживают определенные параметры движения автомобиля и передают их в блок управления. С помощью датчиков ESC оценивает действия человека за рулем, а также параметры движения машины.

Для оценки действий человека за рулем система курсовой устойчивости использует датчики давления в тормозной системе и угла поворота рулевого колеса, а также выключатель стоп-сигнала. Параметры движения автомобиля отслеживают датчики давления в тормозной системе, частоты вращения колес, угловой скорости машины, продольного и поперечного ускорения.

На основании данных, полученных от датчиков, блок управления генерирует управляющие сигналы для исполнительных устройств систем, входящих в состав ESC. Команды от ЭБУ получают:

  • впускные и выпускные клапаны антиблокировочной системы;
  • клапаны высокого давления и переключающие клапаны
  • контрольные лампы ABS, ESP и тормозной системы.

При работе ЭБУ взаимодействует с блоком управления автоматической коробки передач, а также с блоком управления двигателем. Блок управления не только принимает сигналы от данных систем, но и формирует для их элементов управляющие воздействия.

Отключение системы ESC


Кнопка отключения ESC

Если система динамической стабилизации «мешает» водителю при управлении автомобилем, то ее можно отключить. Обычно для этих целей есть специальная кнопка на приборной панели. ESC рекомендуется отключать в следующих случаях:

  • при использовании малого запасного колеса (докатки);
  • при использовании колес разного диаметра;
  • при езде по траве, неоднородному льду, бездорожью, песку;
  • при езде с
  • во время раскачки автомобиля, которая застряла в снегу/грязи;
  • при испытании машины на динамическом стенде.

Преимущества и недостатки системы

Рассмотрим плюсы и минусы использования системы динамической стабилизации. Преимущества ESC:

  • помогает удерживать автомобиль в пределах заданной траектории;
  • предотвращает опрокидывание автомобиля;
  • стабилизация автопоезда;
  • предотвращает столкновения.

Недостатки:

  • esc нужно отключать в определенных ситуациях;
  • неэффективна на высоких скоростях и при маленьком радиусе поворота.

Применение

В Канаде, США и странах Европейского союза с 2011 года система курсовой устойчивости обязательно устанавливается на все легковые автомобили. Отметим, что названия системы различаются в зависимости от производителя. Аббревиатура ESC применяется на автомобилях Kia, Hyundai, Honda; ESP (Electronic Stability Programme) – на многих машинах Европы и США; VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota; система DSC (Dynamic Stability Control) на машинах Land Rover, BMW, Jaguar.

В современных автомобилях имеется множество различных систем, которые предназначены для улучшения безопасности на дороге. Одна из них - это ESP, или система курсовой устойчивости. Что это такое, знает далеко не каждый водитель. Давайте разберемся, что скрывается под этими буквами и какие преимущества этот комплекс дает водителю автомобиля. Читаем!

Характеристика

Система разрабатывалась на основе АБС. С одной стороны, это комплекс, который соединен с АБС, но основная часть системы все-таки уникальна. В данном случае речь идет о сенсоре, отвечающим за угол поворота рулевого колеса.

Кроме того, работа системы курсовой устойчивости становится практически невозможной, если нет информации о реальном положении и поворотах авто. Так, когда есть разные данные и показания нескольких сенсоров, которые следят за рулем и кузовом, EPS начинает автоматически тормозить, чтобы предотвратить возможный занос. Процесс торможения может запустится как на всех колесах, так и на одном или двух.

Как действует?

Электронная ESP необходима для устранения аварийных ситуаций, когда человек за рулем практически теряет управление. Чаще всего датчики и электроника предугадывают, когда водитель рискует попасть в трудную ситуацию, и стабилизируют положение автомобиля за счет подтормаживания отдельных колес. Например, в момент вхождения в поворот на высокой скорости диски начнут смещаться со своей обычной траектории. В данный момент сработает ESP устойчивости). Она активирует колодки и, слегка притормаживая, поможет машине вновь встать на безопасный курс. При этом человек за рулем сможет не терять контроль за машиной. Главное, что ESP (если ее не отключать намеренно) работает в любой момент времени и независимо от скоростей или оборотов коленчатого вала в критическую секунду.

Некоторые считают, то ESP - это самое эффективное, что есть на сегодняшний день. Основное ее преимущество - в компенсации недостатков навыков вождения человека и в нейтрализации заносов. Но не стоит считать, что ESP (система стабилизации курсовой устойчивости) - это панацея от всех бед. Небольшие радиусы поворотов или же слишком высокая скорость автомобиля не могут сломать систему, но электроника может банально не успеть выполнить расчеты и оценить ситуацию. Итак, это популярное и самое известное решение для безопасности вождения. Автомобильные производители могут называть эту систему по-разному, но суть всегда одна. Основная функция - сладить за показателями поперечной динамики и помогать водителю. Однако это далеко не все возможности. Постоянно ведется контроль за сцеплением с дорогой и за тем, чтобы машина не сходила с траектории. Сегодня система курсовой устойчивости VSC, EPS или DSC способна функционировать в любых условиях. Но разработчики вынуждены постоянно вносить изменения в алгоритмы.

Из истории ESP

Самый первый комплекс-помощник, который был призван следить за траекторией машины, - «Устройство управления», разработанное и запатентованное в «Даимлер-Бенц». Но по причине возможностей того времени, реализовать систему автоматичной корректировки курса авто так и не вышло.

Только в 94 году родилась первая действительно рабочая и эффективная система курсовой устойчивости. Что это такое, мы уже выяснили. По прошествии года после того, как был показан этот комплекс, его начали устанавливать на «Мерседес CL-600». А еще через два года ESP станет уже практически неотъемлемой частью электронного оснащения всех моделей «Мерседес», причем вне зависимости от комплектации.

"ESP - в народ"

Сейчас все гораздо проще - такая система есть практически в любом автомобиле, даже в средней комплектации. А если все-таки системы стабилизации курсовой устойчивости в комплектации не оказалось, то многие автопроизводители предлагают ее в качестве опции. Правда, за это приходится немало доплачивать.

Установка системы курсовой устойчивости позволит уверенней чувствовать себя на дороге в любых условиях. Но если взглянуть на предложения серьезных и популярных автобрендов («Форд», «Фольксваген» и другие европейские марки), то даже в базовом оснащении имеется данный комплекс безопасности.

Как работает ESP

Современные СКУ связаны с ABS. Да и практически невозможно представить, как работает система курсовой устойчивости VSC без соединения с защитой от пробуксовки и без связи с ЭБУ. В этом комплексе задействованы одновременно многие ответственные узлы.

Устройство комплекса СКУ

Если представить устройство СКУ в виде структуры - это масса датчиков и контроллеров, позволяющих получать информацию о движении машины из ЭБУ, а затем по необходимости управлять двигателем и тормозами, чтобы вернуть автомобилю управляемость и устойчивость.

Для тех, кто не знает, как работает система курсовой устойчивости, наиболее важными являются всего два элемента. Это датчик угловой скорости и G-сенсор (или же акселерометр). Последний отвечает за замеры поперечного ускорения. Вышеперечисленные элементы связаны как между собой, так и с контролирующей электроникой. Когда машина скользит в бок, система определяет, опасно ли это. После анализа цифр данные попадают на блок ESP. Затем СКУ реагирует на параметры и либо активирует исполнительные устройства, либо ничего не делает. Очень хорошо знает, насколько сильно поворачивается рулевое колесо, на какой скорости едет машина, опасен ли занос и нужно ли запускать систему аварийного управления. Информация с датчиков поступает мгновенно.

Важная особенность

Нужно рассмотреть еще одну особенность, которую имеет система курсовой устойчивости. Что это такое? За счет того, что система связана с главными датчиками в ходовой части машины, ESP способна сравнивать цифры с реальным поведением автомобиля.

То есть компьютер определяет, отличается ли поведение авто от расчетных цифр. Если параметры серьезно разнятся, то контролирующий блок выполнит корректировку цифры и вернет фактические данные в нормальные пределы. Это помогает избежать опасных ситуаций.

Механизм работы ESP

Работа основана на управлении двигателем, рулевой и тормозной системой. Чтобы вернуть автомобиль на расчетный курс, система запустит процесс торможения на всех или отдельных колесах. СКУ умеет определять, на сколько нужно снизить обороты колес. При этом процесс торможения выполняется за счет нескольких систем. ABS меняет давление в подача горючего в камеры сгорания снижается, следовательно, обороты на колесах тоже уменьшаются.

Когда ESP можно отключить

Иногда, когда нужно управлять машиной виртуозно, на сложных участках, система, которая в 95 % случаев помогает избежать страшных аварий, может сыграть с водителем-профессионалом злую шутку. Однако производители предусмотрели и этот момент. Сейчас даже при базовых ESP эту систему можно отключить в зависимости от ситуации. В некоторых автомобилях, оснащенных электронными помощниками, ESP может работать в различных режимах - полной и частичной безопасности.

В последнем случае допускаются небольшие заносы и скольжения. То есть при установке среднего уровня водителю уже ничто не будет мешать. Но в случае реальной опасности полностью активируется система курсовой устойчивости. Что это такое? Это электронный помощник, который помогает избежать аварийных ситуаций.

Заключение

В целом СКУ - это уникальная система, которая спасла уже миллионы жизней. Однако обмануть физику не смог еще никто, и возможности электроники далеко не безграничны. А узнать, есть ли система курсовой устойчивости в автомобиле, можно в инструкции. Не стоит ее отключать при отсутствии большого опыта вождения. Особенно если это касается езды по заснеженной дороге.