Компания сааб. История компании Saab — успех сквозь сложности и неудачи

Компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget -- Swedish Airplane Company (SAAB) была основана в 1937 году. Главной задачей компании было производство бомбардировщиков и истребителей для военно-воздушных сил Швеции. Сравнительно молодая компания сегодня является одним из самых крупных производителей реактивных самолётов в Европе.

Все свои достижения в авиационном строительстве Saab пытается использовать в производстве автомобилей.

После войны было принято решение о том, чтобы переориентировать производство на создание автомобилей. Уникальный опыт авиастроения, а также квалифицированные специалисты должны были помочь в этом. К работам по созданию первого автомобиля-прототипа были привлечены 50 инженеров-авиастроителей под руководством Гуннара Лангстрома.

Используя собственный опыт и разработки авиастроения, которые не были связаны условностями и традициями, общепринятыми в автомобильной промышленности, специалистам Saab удалось создать прототип, не похожий на другие автомобили. Новоиспечённый автомобиль по форме напоминал крыло самолёта, имел передний привод, поперечно расположенный двухтактный двигатель и исключительно прочный каркас пассажирского салона. Созданный усилиями авиастроителей концепт отличался не только стремительным видом, но и отменной аэродинамикой. Продувка кузова в аэродинамической трубе дала фантастический результат Сх=0,33. Прототипу было присвоено название 92001.

Окончательный дизайн автомобиль получил благодаря стараниям стилиста фирмы Сикстен Сасон. Первый серийный автомобиль был выпущен в декабре 1949 года и получил индекс 92 (индекс последнего самолёта был 91). Выпускался Saab 92 вплоть до 1956 года, а всего за это время было сделано более 20000 автомобилей. В 1955 году Saab обновил модельный ряд и представил модель 93. Новый автомобиль имел радикально усовершенствованный трёхцилиндровый двигатель, новую трансмиссию, а также бескамерные шины. Saab 93 продержался на конвейере до 1960 года.

Попытка компании построить спортивную модель была предпринята в 1956 году. Saab Sonett развивал мощность 57,5 л.с., максимальную скорость 160 км/ч и весил 500 кг. В 1956 году было выпущено всего 6 экземпляров Saab Sonett.

Saab не оставляет мысль о серийном выпуске спортивного автомобиля. В 1958 году Saab 93 750 Gran Turismo становится первым серийным спортивным автомобилем компании. По существу, это была значительно переделанная модель 93.

Молодая и динамично развивающаяся компания пытается охватить как можно большую потребительскую аудиторию и в 1959 году выпускает модель 95 -- первый грузопассажирский Saab. Saab 95 оснащался сиденьями для двух, пяти или семи пассажиров и имел новый 4-цилиндровый V-образный мотор немецкого филиала Ford Motor Co.

1960 год ознаменовался выпуском легендарной модели Saab 96, которая на протяжении 20 лет была лидером в области продаж. Saab 96 также был оснащён двигателем Ford Motor Co. Короткая V-образная «четвёрка» удачно вписалась в ограниченное подкапотное пространство, правда, нос машины всё же пришлось слегка удлинить. К 1980 году было выпущено более 547 000 экземпляров этой модели.

Победы в автоспорте дали импульс к созданию двухместного спортивного автомобиля -- Saab Sonett II (Saab 97). Разработка этой модели была поручена компаниям MFI из Мальме и ASJ из Арлова. Кузов автомобиля был изготовлен из пластика, армированного стекловолокном, и имел крышу типа targa. Дебют Saab Sonett II состоялся весной 1966 года на автосалонах в Женеве и Нью-Йорке, а к концу года было продано уже 60 экземпляров модели.

Новый Saab 99 был представлен на всеобщее обозрение 22 ноября 1967 года. С появлением этой модели компании удалось выйти на рынок, относящийся к верхнему сегменту автомобилей среднего класса. Машина имела великолепную механику: рядный 4-цилиндровый двигатель, дисковые тормоза на всех колёсах, травмобезопасную рулевую колонку, заднюю подвеску с тягой Панара, 3-точечные ремни безопасности, подголовники (сначала только для США). Авторитетный английский журнал «Car» писал, что Saab 99 -- не только образцовый солидный автомобиль (понятия «бизнес-класс» ещё не существовало), но и самый безопасный в Европе.

В 1969 году произошло слияние Saab AB и производителя грузовых автомобилей SCANIA-VABIS AB. Новая корпорация получила название Saab-SCANIA AB и имела 12 предприятий в Швеции; штаб-квартира располагалась в Седертелье.

1970 год был знаменателен двумя большими событиями в истории компании. В этом году с конвейера сошел 500-тысячный Saab.

Появился Saab Sonett III -- серьёзно модифицированная модель Sonett; новый кузов был разработан в Италии дизайнером Серджо Коджиоло. Также надо отметить, что Saab Sonett III стал первым автомобилем компании, рычаг переключения передач которого располагался на полу. Самая известная спортивная модификация «шведа» выпускалась по 1974 год, всего было собрано 10 219 автомобилей.

Постоянные усовершенствования и инновации компании привели к созданию в 1973 году Saab 99 Combi Coupe. Практичный хэтчбэк имел складывающиеся задние сидения и широкий проём двери багажного отделения -- это делало автомобиль исключительно функциональным.

Имея штат профессионально подготовленных инженеров и применяя авиационные технологии, в 1976 году Saab впервые в мире использует турбонаддув в серийном автомобильном производстве. Надёжность двигателей с турбонаддувом становится достаточной, чтобы использовать их в серийных автомобилях. На автосалоне 1977 года во Франкфурте Saab 99 Turbo производит фурор. И ещё на протяжении длительного периода Saab остаётся единственным законодателем в области турбостроения двигателей.

Saab 900 дебютировал в 1978 году сразу в двух вариантах кузова -- 3-дверный хэтчбэк, за свою прочность и надёжность чрезвычайно полюбившийся полиции, которая привыкла не щадить служебный транспорт, и 5-дверный хэтчбэк, очень эффектный благодаря дополнительным задним окошкам. Saab не останавливался на пути нововведений, и модель с индексом 900 стала первой в мире машиной с фильтром очистки воздуха, поступающего в салон.

В 1980 году компанией Saab разработана система APC, которая позволяла регулировать подачу топлива, увеличивая или уменьшая давление турбонаддува. Модельный ряд 900 пополняется новой модификацией с кузовом седан. В этом же году уходит на заслуженный отдых Saab 96.

Первый в истории автомобилестроения 16-клапанный мотор с турбонаддувом -- это заслуга инженеров фирмы Saab. В 1983 году появился на свет Saab 900 Turbo 16S, оснащённый таким двигателем. Saab 900 Turbo 16S известен также под названием Aero.

Попытка 1984 года позиционироваться среди автомобилей бизнес-класса оказалась более чем успешной. Saab 9000 Turbo прочно закрепил свои позиции в этом сегменте престижных автомобилей и был признан в Америке «лучшим большим автомобилем».

В 1984 году сходит с конвейера последний Saab 99 -- его приверженцам была предложена модель Saab 90. Большой известности «девяностому» не суждено было добиться, так как продавался он только на внутреннем рынке Швеции.

С началом выпуска в 1986 году Saab 900 Convertible открылась ещё одна знаменательная страница в истории компании.

В 1988 году в модельной линейке 9000 появляется новый вариант кузова -- седан. Эта модель имела обозначение Saab 9000 CD и оснащалась противобуксовочной системой TCS (Traction Control System).

Реструктуризация отделения Saab Car в 1990 году делает независимой компанией Saab Automobile AB. AB и General Motors получают по 50% акций.

С 1991 года Saab обновляет модель 9000, и теперь она имеет индекс CS. В ходе рестайлинга Saab 9000 CS получает не только новую внешность, но и впервые в мире оснащается кондиционером, не использующим фреоносодержащий хладоген, а также системой защиты от боковых ударов.

В 1993 году увидел свет первый совместный проект Saab AB и GM. Saab 900 (New Generation) имел высочайший уровень безопасности. Автомобиль оснащался задним сиденьем, в конструкцию которого входили натянутые ремни, тремя диагонально-поясными ремнями безопасности пассажиров заднего сиденья, системой защиты задней части салона от боковых ударов. Эти нововведения позволили закрепить за маркой Saab славу одного из самых безопасных автомобилей в мире.

Saab 900 Convertible 1994 года был новым поколением автомобилей со складывающейся крышей. По мнению разработчиков, новый кабриолет был сделан всесезонным. Saab 900 Convertible можно было эксплуатировать круглогодично, так как он оснащался двойным тентом, обогревом заднего стекла и мощной печкой -- как-никак, северные корни.

В 1997 году флагманский Saab 9000 заменён новой моделью Saab 9-5. Возврат к индексированию моделей двумя цифрами, на манер первых автомобилей марки, иногда называют деноминацией. При создании модели

9-5 конструкторы и инженеры отошли от традиционного для Saab кузова хэтчбэк и представили четырёхдверный седан. Автомобиль имел просторный, роскошный салон и вентилируемые сиденья. В области безопасности Saab опять представил новинку -- активные подголовники SAHR.

На смену Saab 900 в 1998 году пришёл автомобиль с индексом 9-3. Пассивная безопасность стала одной из основных черт нового 9-3. Также в 9-3 была усовершенствована подвеска, а оконные шторки безопасности, состоящие из двух частей, вошли в стандартную комплектацию. Всего было произведено 1100 изменений. Отличием Saab 9-3 стало и то, что это была первая модель в истории компании с турбодизельным двигателем.

В 1999 году Saab расширяет модельную линейку и представляет Saab 9-5 Wagon. Поручни для крепления груза, выдвигающийся пол багажного отделения и продольные брусья верхнего багажника обеспечивают неограниченные возможности для перевозки груза в этом автомобиле.

Концепт-кар Saab 9Х был представлен в 2001 году. 9Х объединяет особенности, которые присущи сразу четырём типам автомобилей: купе, родстер, универсал и пикап. Как отмечает производитель, Saab 9X -- это спортивный, динамичный, функциональный автомобиль, который вобрал в себя всё самое привлекательное, что имеют машины марки Saab.

Постоянные усовершенствования и поиск приводят к очередному рестайлингу модели 9-5 в 2002 году. Появляется оригинальная фальшрадиаторная решетка, объединённая с бампером, что придаёт автомобилю необычный «самолётный» облик. Помимо внешнего облика Saab 9-5 М-2002 получил более мощный двигатель, усовершенствованную подвеску и пятиступенчатую автоматическую коробку передач. Всего было внесено 1265 изменений.

В 2002 году появляется совершенно новая модель 9-3. Отличительной особенностью нового 9-3 является кузов седан. Модель носит название Saab 9-3 Sport Sedan.

Продолжением модельного ряда нового поколения Saab 9-3 является кабриолет. В 2003 году появляется Saab 9-3 Convertible. Новый Saab 9-3 Convertible -- по-настоящему всесезонный четырёхместный кабриолет, сочетающий в себе скандинавский стиль и уникальные инновационные возможности.

В 2005 году Saab представляет ещё одну новую модель семейства 9-3 с кузовом хэтчбэк -- Saab 9-3 Sport Combi.

2006 год знаменателен следующими событиями:

· Saab выпускает обновленный Saab 9-5 New. Модель представлена в кузовах седан и универсал;

· на Женевском автосалоне-2006 Saab показывает концепт Aero-X;

· семейство 9-3 получает новый двигатель V6 объёмом 2,8 л и мощностью 250 л.с.


Прототип Saab 92001 послужил отправной точкой для дальнейшего развития легендарной марки. Со дня торжественного показа первого прототипа прошло больше половины века, и компания Saab имеет прочную репутацию новатора. Инженеры, разрабатывающие дизайн и конструкцию автомобилей Saab, раз за разом удивляют автомобильный мир своими нетрадиционными решениями. В большинстве случаев их разработки в последующем широко применяются в автомобилестроении.

Saab Automobile AB шведский автопроизводитель. Сааб – исключительный поставщик автомобилей для королевского двора, назначенный Королем Швеции. Весь модельный ряд Сааб .

История

Предприятие было сформировано в 1945 году, когда Saab AB начал проектировать свой первый автомобиль. В 1949 году была показана первая промышленная модель, Сааб 92.

1960 году состоялся третий крупный пересмотр 92-й платформы в Сааб 96. Это была важная веха в развитии компании — первый автомобиль, широко поступавший на экспорт. Он оказался очень популярным и был продан в почти 550000 экземпляров .

Еще более значимым в истории предприятия был выпущенный в 1968 в Сааб 99, первая полностью новая модель за 19 лет,утративший все связи с 92 моделью. В модели 99 было много нововведений и возможностей, которые приходят, чтобы определить Сааб на протяжении десятилетий: панорамное лобовое стекло, энергопоглощающие бамперы, омыватели фар и двери, и двери, поглощающие энергию боковых ударов. Дизайн Сикстена Сасоне был не менее революционным.

В 1968 году предприятие учредитель слился с Scania-Vabis, чтобы сформировать Saab-Scania AB. Диапазон 99 был расширен в 1973 году с добавлением кузова комби купе, стиль кузова, который стал визитной карточкой предприятия.

Миллионный автомобиль производства был произведен в 1976 году. 1978 стал годом замены модели 99 на Сааб 900. Был произведен почти один миллион 900с, делая его самой легендарной машиной бренда.

В том же году предприятие заключило соглашение с Fiat о продаже под брендом Lancia Delta (Saab 600) и, кроме того, совместно разработать новую платформу. Соглашение привело к появлению в середине 80-х Saab 9000, имеющего много общего с такими авто как Alfa Romeo 164, Fiat Croma и Lancia Thema. 9000 был первый настоящий роскошный автомобиль Сааб, но добиться запланированного объема продаж не удалось.

В 1989 году автомобильное подразделение Saab-Scania было реструктурировано в независимую компанию, Saab Automobile AB и корпорация General Motors приобрела половину акций компании. Через одиннадцать лет были выкуплены остающиеся 50%, превратив шведского автопроизводителя в филиал GM.

Участие General Motors породило запуск обновлённой модели 900 в 1994 году. Новый автомобиль разделил платформу с Opel Vectra . В значительной степени благодаря его успеху, компания впервые за семь лет заработала прибыль в 1995 году. Сааб отметил свою 50-ю годовщину заменой стареющего 9000 на Saab 9-5. Модель 900 тоже реконструирована и переименована и в Сааб 9-3 . А модель 9-5 была первой Сааб не имеющий кузова combi купе за 20 лет.

Банкротство

В 2010 GM продала Saab Automobile AB голландскому автопроизводителя Spyker Cars NV. Однако это не решило финансовых затруднений бренда. В начале 2011 года компания потеряла возможность оплачивать счета, и поставщики отказались от дальнейших поставок.

13 июня 2012, было объявлено, что недавно созданная компания под названием National Electric Vehicle Sweden (NEVS) купила конкурсную массу Saab Automobile. Первый Nevs Saab 9-3 сошёл с конвейера 19 сентября 2013, а на полную мощность производство, запущено 2 декабря. Это был тот же самый седан 9-3 Aero с бензиновым двигателем, который производились Сааб перед банкротством.

Однако 28 августа 2014 года и сама NEVS объявила о банкротстве. На следующий день Сааб заявила об отзыве лицензионного соглашения, которое позволяет NEVS владеть брендом Saab. Финансовые проблемы Nevs был приведен в качестве причины. Пресс-секретарь NEVS сказал, что компания планирует возобновить соглашение после решения финансовых проблем компании.

Уже в сентябре четвертый по счету хозяин марки Saab может стать банкротом. Вполне вероятно, что это конец истории многострадального бренда. Вспоминаем, каким был Saab, каким он мог бы быть и какие новые модели успел выпустить серийно в последние годы.

Чем был знаменит Saab?

Не для всех сегодня очевидно, чем же были так хороши старые Саабы, что сегодня о закате истории бренда так грустят. Поводов ценить Saab было много. Во-первых, дизайн с авиационными мотивами. Изначально концерн начинал с производства самолетов (ныне это отдельное подразделение), а автопроизводство стало побочным бизнесом. Изогнутое остекление, как в истребителе, лампочка «Пристегните ремни», замок зажигания между креслами… Список «авиа-примочек» можно продолжать.

Во-вторых, в 70-е и 80-е годы Саабы были на острие технического прогресса. Турбомоторы, прекрасные с точки зрения управляемости шасси, дисковые тормоза, травмобезопасная отделка интерьера… Многое, что было в этих машинах 30 лет назад, привычным стало только сейчас. Во-третьих, Саабы были надежными. Старые модели 900 и 9000 в заботливых руках выхаживали и по 500, и по 700 000 километров без особых проблем. Некоторые из них радуют хозяев по сей день.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Почему у «Сааба» начались проблемы?

Любой фанат шведской марки скажет вам, что плохие времена начались еще в далеком 1989 году, когда Saab отделили от Scania и продали половину акций американцам из General Motors, оставив вторую половину за шведской компанией Investor AB. Все новые модели стали делать на глобальных платформах GM. Так, Saab 900 1994 года, его рестайлинговая версия под названием 9-3, а также Saab 9-5 были построены на базе Opel Vectra. Многие ценители марки жаловались на то, что новые «Саабы» стали менее надежны и ремонтопригодны и растеряли часть фирменного шведского шарма. Масштаб новинок измельчал: если в 1978-м Saab 99 был одной из первых серийных моделей с турбиной, то в 1998-м Saab 9-5 хвастался вентиляцией передних кресел. Впрочем, продавалось все это неплохо, и поводов для беспокойства не было - в 1995-м марка стала прибыльной впервые за семь лет. Да и Saab, в конце концов, был не единственным брендом, который затронула глобализация.

В 2000 году GM выкупил вторую половину акций Saab Automobile, и поначалу ничто не предвещало беды. В 2002-м вышел новый Saab 9-3 на базе Opel Vectra C и относительно неплохо продавался. Но затем джиэмовцы совершили маркетинговую ошибку и попытались продавать на американском рынке Saab 9-2X и Saab 9-7X. Первая модель была сделана на базе Subaru Impreza, а вторая - на базе Chevrolet Trailblazer. «Саабару» и «Тролльблейзер» (такие они получили прозвища) продавались плохо, и в GM задумались, нужен ли им вообще бренд Saab.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Хроники болезни

2008 год. GM объявил о том, что хочет или продать марку, или вовсе ее похоронить. В очередь за покупкой выстроились BMW, Fiat, Geely, Hyundai, Magna, Renault и Tata Motors.

2009–2010 годы. После долгого отбора GM сосредоточился на группе инвесторов из Koenigsegg и китайского концерна Beijing Automotive Industry Holding. Переговоры закончились ничем.

Лето 2010 года. Saab Automobile продан голландской компании Spyker. GM согласился продолжать поставлять свои комплектующие для уже разработанных и готовых к серийному производству Saab 9-4X на базе Cadillac SRX и Saab 9-5 на базе Opel Insignia.

Весна-лето 2011 года. В Spyker поняли, что в одиночку и с джиэмовскими технологиями марку Saab им не оживить. После ряда переговоров они выбрали в качестве партнеров китайские компании Pang Da и Youngman. Сделку, однако, заблокировал General Motors, так как не хотел передавать свои технологии в руки китайцев.

Декабрь 2011 года. Saab Automobile объявляет о банкротстве.

Лето 2012 года. Бренд Saab купила компания National Electric Vehicle Sweden (NEVS), полностью принадлежащая китайским инвесторам, но базирующаяся в Швеции. Было решено начать производство электромобилей, а также нового поколения Saab 9-3 на платформе Phoenix, разработанной в эпоху владения Spyker.

Февраль 2013 года. 22% акций компании NEVS купила еще одна китайская компания, Qingdao Qingbo Investment.

Лето 2013 года. Завод Saab в Тролльхеттане возобновил работу.

Сентябрь 2013 года. С конвейера сошел первый после долгого перерыва старый Saab 9-3 конструкции 2002 года.

Май 2014 года. Конвейер в Тролльхеттане снова остановлен, так как Qingdao Qingbo перестали финансировать производство.

13 июля 2014 года. Один из поставщиков NEVS, компания Labo Test, подала иск о банкротстве шведско-китайского производителя. Суд рассмотрит обращение 8 сентября. Суммарный же долг перед всеми поставщиками составляет более 5,5 млн евро.

Почему «Сааб» снова на грани банкротства?

Сказать наверняка нельзя, хотя предположения сделать можно. Основных причин три:

  • Заработать серьезные деньги на продажах Saab 9-3 образца 2002 года было невозможно. Годы, проведенные в судебных тяжбах, не прошли даром, и старая «Вектра» в шведском «костюме» сейчас никому не нужна.
  • General Motors сделал все, чтобы его актуальные разработки не попали в руки сильных конкурентов. Строить же автомобили на собственных платформах сейчас по карману только мелкосерийным производителям роскошных суперкаров. Платформа Phoenix ближе к эскизу, чем к готовому серийному выпуску автомобилю.
  • Перспективы электромобилей весьма туманны. Люксовый сегмент неожиданно для всех полностью заняли предприимчивые американцы из Tesla. Гибридом сейчас никого не удивишь. Можно было бы заработать денег на госзаказе, так как европейские чиновники зачастую закупают электромобили из политических соображений… Но этот рынок слишком маленький.


Что теперь будет?

Надежда, безусловно, умирает последней, но перспективы совсем не радужные. Saab уже дважды пытались вернуть к жизни, и любому понятно, что задача эта неподъемная. Компания Spyker сама оказалась на грани банкротства из-за этого, и только чудом спасла свои активы от продажи.

Сейчас Saab из себя не представляет ничего, кроме воспоминаний о былом величии. Скорее всего, марку закроют. Впрочем, авиационный стиль - штука интересная. Возможно, кто-то из крупных автопроизводителей купит только бренд и переосмыслит его на собственной глобальной платформе.

Каким бы он мог быть?

На этих снимках вы можете увидеть концепт PhoeniX 2011 года, представленный Spyker на Женевском автосалоне, а также эскизы серийного Saab 9-3, который должен был выйти в 2014 году на его базе.




Что от него осталось?

Желающим выгодно вложить деньги можно посоветовать купить одну из редчайших саабовских моделей «эпохи упадка». Пройдет еще лет 20-25, и эти автомобили станут желанными в гаражах серьезных коллекционеров.

Недолгое время в 2011 году продавались сделанные на джиэмовских платформах модели 9-5 и 9-4X. В России их практически нет, а на европейских онлайн-площадках найти можно. Самые преданные фанаты могут еще поискать штучные экземпляры последних Saab 9-3, выпущенных уже в эпоху NEVS в 2013-2014 годах. Эти автомобили легко опознать по шильдику без фирменного грифона. Концерн Scania не разрешил использовать стилизованное изображение зверя на возрожденных «Саабах». Может быть, это его и сгубило?



Официальный сайт: www.saab.com
Штаб-квартира: Швеция


Во время второй мировой войны «Шведская авиационная акционерная компания» (Svenska Aeroplan AB), сокращенно SAAB, выпускала самолеты для военно-воздушных сил Швеции. После наступления мира военные заказы иссякли, и осенью 1945 года фирма начала разработку микролитражного легкового автомобиля. Выпуск первой модели Saab-92 начался в 1949 году. Первенец был оборудован несущим достаточно совершенным аэродинамическим кузовом. Автомобиль имел привод на передние колеса от поперечно расположенного 2-цилиндрового двухтактного двигателя ДКВ (DKW) рабочим объемом 764 см3 мощностью 25 л.с., а также полностью независимую пружинную подвеску всех колес.Б/

В 1952 году внешний вид первой модели улучшили. Модернизированный вариант получил обозначение «92В». В 1955 году появился Saab-93 с 3-цилиндровым и тоже двухтактным двигателем в 748 см3 мощностью 33 л.с. В подвеске пружины заменили торсионами. Вариант Saab-750GT с двигателем мощностью 45-55 л.с. был предназначен для экспорта. Представленный в 1959 году Saab-95 получил 38-сильный мотор рабочим объемом 841 см3. Год спустя на рынке появился однотипный Saab-96, но с более современным дизайном кузова. На его основе разработали несколько спортивных вариантов, которые принесли Saab славу в автоспорте (победы в ралли Монте-Карло в 1962 и 1963 годах, в соревнованиях на Кубок Британского автоклуба в 1960, 1961 и 1962 годах).Б/

В середине 50-х годов фирма приступила к реализации программы по выпуску спортивных моделей. Первой стала «Сонетт Супер Спорт» (Sonett Super Sport) с кузовом купе. В 1966 году появился автомобиль «Сонетт-И» с 3-цилиндровым 60-сильным мотором и стеклопластиковым кузовом, не получивший, правда, признания на рынке. Аналогичная судьба ожидала и «Сонетт-1И» с 4-тактным 1,5-литровым двигателем «Форд» V4, который с 1966 года стал устанавливаться и на модели Saab-96GL. В 1967 году родился «Saab-99» с 4-цилиндровым двигателем фирмы «Триумф» (Triumph) рабочим объемом 1709 см3 и совершенно новым кузовом.Б/

В 1968 году автомобильное отделение компании Saab объединилось с фирмой по производству грузовиков «Скания-Вабис» (Scania-Vabis). В 1972 году завод «Скания» в Сёдертелье группы «Saab-Скания АБ» начал производство нового 4-цилиндрового двигателя рабочим объемом 1985 см3 с двумя верхними распределительными валами, предназначенного для автомобилей серии «99». В дальнейшем на нем устанавливали систему впрыска топлива и турбонагнетатель, повысивший мощность в 1,5 раза.Б/

В мае 1978 года появилась серия «900». Автомобили, входившие в нее, выпускались в многочисленных вариантах с 2-, 3-, 4- и 5-дверными кузовами, оснащались 2-литровым двигателем, развивавшим в различных исполнениях мощность от 100 до 185 л.с.

В 1984 году появился не менее известный Saab-9000 с 5-дверным кузовом хэтчбек. Он разрабатывался совместно со специалистами ФИАТ (FIAT). Через четыре года увидел свет 4-дверный вариант «9000CD» с новым 2,3-литровым мотором. В 1992-м родился Saab-9000 Аэро (Aero) с турбонаддувным мотором в 2,3 л мощностью 225 л.с. В 1994 году серия «9000» получила новый 3-литровый 24-клапанный мотор V6.

В начале 90-х годов американский концерн «Дженерал Моторс» (General Motors) приобрел половину акций новой компании «СААБ Автомобили» (SAAB Automobile AB). С этого времени все модели шведской фирмы стали конструктивно схожи с машинами «Опель» (Opel). Например, показанное в 1993 году второе поколение моделей «900» имеет много общего с автомобилями аналогичного класса «Опель Вектра» (Vectra), включая унифицированный силовой агрегат с 2,5-литровым двигателем V6. Еще заметнее сходство модельных программ двух компаний 1997 года. Saab представила новые серии «9-3» и «9-5», заменившие автомобили «900» и «9000». Новые машины отличаются улучшенной внешностью, повышенными комфортом и безопасностью, оснащаются новыми, экологически более чистыми и экономичными двигателями.

С января 2000 фирма Saab Automobile AB перешла в полную собственность корпорации «Дженерал Моторс».

«Сааб» (Saab, Svenska Aeroplan Aktiebolaget) - шведская компания, специализирующаяся на выпуске легковых и грузовых автомобилей. Штаб-квартира находится в Тролльхеттане. Принадлежит концерну «Дженерал Моторс».

Компания основана в апреле 1937 для производства военных самолетов. Идея производить автомобили родилась после войны, когда небольшая бригада авиаинженеров во главе с Гунаром Лунгстремом (Gunnar Ljungstreм) была присоединена к лаборатории технического дизайна Sixten Sason, одному из подразделений «Сааба». Концепция Г. Линстрема легла в основу первого опытного образца автомобиля (Saab 92.001), выпущенного к концу 1946 и относившегося к малому классу. Здесь сразу появились отличительный признаки «Саабов» - великолепный аэродинамичный кузов (сказалось родство с самолетами), независимая подвеска колес. Оснащены первые автомобили были двухпоршневыми двигателями типа DKW, которые позже были заменены на более мощные двигатели.

Спустя три года запускается в производство первый модельный ряд больших спортивных «Саабов», состоящий из двух модификаций: Saab Standart 92 и 92 DeLuxe.

В 1955 у новой модели Saab 93 появляются бескамерные шины и новый 3-цилиндровый двигатель.

Со следующего, 1956 года, в гамме «Сааба» появляется спортивный автомобиль Saab Sonett, который проектировался как открытый двухместный автомобиль высшего класса. Кузов его был выполнен из стеклопластика.

Удачный универсал Saab 95 1959 года положил начало громким коммерческим успехам фирмы, а Saab 96 1960 года хорошо продавался все 60-е годы. Известность компании в это время принесли и победы в международных соревнованиях: Эрик Карлсон (Carlsson) три года подряд - в 1960, 1961 и 1962 - побеждал на модели Saab 96 в британском этапе чемпионата мира по ралли, а в 1962 и 1963 годах - на ралли в Монте-Карло.

Компания явилась пионером во многих начинаниях, касающихся безопасности автомобиля: здесь появились ремни безопасности (1962), вентилируемые тормозные диски, ударопрочные дверные балки. Первоочередным делом компании является и забота о всевозможных удобствах водителей и пассажиров: модель «99» оборудована стеклоочистителями для фар, сиденьями с подогревом и самовосстанавливающимися бамперами.

С 1968 «Сааб» объединился с производителем грузовых автомобилей фирмой Scania-Vabis («Скания-Вабис»).

После 1971, когда Стиг Бломквист (Blomqvist) победил на двух этапах мирового первенства в ралли на той же модели Saab 99, интерес компании к выпуску спортивных автомобилей угас и за исключением Saab Sonett II, двухместной модификации, предназначенной исключительно для американского рынка, компания не выпустила ни одного спортивного автомобиля. Компания сосредоточила свои усилия на усовершенствовании 99-й модели, которая, начиная с модели 900, представленной в 1978, ныне относится к числу престижных и весьма недешевых автомобилей. С 1979 годa «Сааб» сотрудничает с дизайнерами компании «Ланча»(Lancia).

Saab 9000, разработка концепции которого закончилась в 1984, знаменовал собой новый, третий в истории фирмы этап смены вех.

В 1989 году «Дженерал Моторс» приобретает контрольный (50%) пакет акций компании «Сааб», дающий корпорации еще один выход на европейский рынок.

В 1997 на Северо-Американском международном автосалоне в Детройте была представлена новая версия модели Saab 9000 - Saab 9-3. В том же 1997 компания представила совершенно новый Saab 9-5, работа над которым началась в 1993. Современные автомобили «Сааба» представляют собой образец «скандинавского дизайна» с его элегантной простотой. Аэродинамичность линий делает машины компании узнаваемыми в современной «толпе». Другая отличительная черта этих «умных» машин - максимальное удобство и простота управления. Хотя каждый раз кажется, что больше удобств в массовом автомобиле придумать невозможно, дизайнеры фирмы каждый раз ошеломляют потребителя.